Дискриминация прав человека в международном праве

Дискриминация прав человека в международном праве

Содержание:

Международное право о правах человека

Международная защита прав человека

В Европе созданы структуры, отвечающие за защиту прав человека: Комитет по правам человека ООН и Европейский Суд при Совете Европы.

Основными источниками международного права, регламентирующими защиту прав и свобод человека, являются Хартия о правах человека, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Защита прав человека средствами ООН

Английский философ Томас Гоббс (1588-1679) считал, что человечество в естественном первобытном состоянии существовало в состоянии «войны всех против всех» и только появление государства позволило упорядочить социальную жизнь и защитить права людей. Однако, полагал он, в отношениях между государствами «война всех против всех» — неизбежность, поскольку над государствами не существует никаких сдерживающих и контролирующих структур.

Необходимость создания надгосударственных структур ради коллективной безопасности стала очевидной в XX в., когда прошли две мировые войны, в которые были вовлечены многие страны мира. Число их жертв значительно превысило число жертв во всех предшествующих конфликтах; стали известны факты самого преступного и бесчеловечного обращения с военнопленными, мирным населением и т.д.

После Первой мировой войны, в 1920 г. была образована Лига Наций — первая международная организация, поставившая своей целью сохранение мира и улучшение качества жизни на планете. Однако из-за несогласованности действий стран-участниц попытка Лиги Наций создать эффективную систему коллективной безопасности потерпела неудачу. Лига Наций прекратила свое существование в 1946 г., с образованием новой межгосударственной структуры — Организации Объединенных Нации (ООН).

Появление ООН стало ответом на преступления против человечности, совершенные гитлеровской Германией и ее союзниками во время Второй мировой войны.

Защите прав человека на международном уровне в ООН было уделено особое внимание. При ООН была сформирована Комиссия по правам человека, одним из направлений работы которой стала подготовка Хартии о правах человека (которую иногда называют Международный билль о правах человека). В Хартию входят следующие документы: Всеобщая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) с первым (1966) и вторым (1989) факультативными протоколами к нему.

В дополнение к Хартии ООН подготовлены десятки международных договоров и деклараций по многим вопросам, связанным с правами человека; таким, как геноцид, апартеид, расовая дискриминация, дискриминация женщин, права инвалидов, право на развитие, права детей, статус беженцев и т.д.

Принятие Всеобщей декларации прав человека ознаменовало начало периода, когда права и свободы человека перестали быть внутренним делом того или иного государства. Они были распространены на всех жителей планеты независимо от их расы, этнической принадлежности, пола, конфессии, языка и т.д. Всеобщая декларация закрепила исходные, базовые права, которые заложили основы для всего комплекса норм и принципов, касающихся прав человека: право на жизнь, право на свободу, право на личную неприкосновенность, право на равенство. В Декларации отмечается, что никто не должен содержаться в рабстве, подвергаться пыткам или обращению, унижающему его достоинство. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Многие положения Конституции РФ почти дословно повторяют статьи Всеобщей декларации прав человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ставит своей целью формирование свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, что может быть достигнуто, только если будут созданы условия, при которых каждый может пользоваться своими правами на труд, справедливое вознаграждение, отдых, социальное обеспечение, достаточный жизненный уровень и свободу от голода, здоровье, образование и участие в культурной жизни.

Международный пакт о гражданских и политических правах гарантирует помимо прочих следующие права: запрет на лишение свободы при невыполнении договорного обязательства, свободу передвижения, равенство перед судом и законом, право на справедливый суд, неприкосновенность личной и семейной жизни, свободу мирных собраний и ассоциаций, защиту семьи, права ребенка, право на участие в политической деятельности государства, права этнических меньшинств.

Первый факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах позволяет гражданам стран, подписавших его, обращаться в Комитет по правам человека ООН за защитой своих политических и гражданских прав. Россия приняла обязательства по этому протоколу в 1991 г. Решения Комитета не являются обязательными, но он может рекомендовать государству восстановить нарушенные права и способен привлечь к этому процессу мировое общественное мнение.

Второй факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах направлен на отмену смертной казни. Россия не является участником этого протокола.

В Европе международную защиту прав человека осуществляет также Совет Европы, а документом, регулирующим правозащитные действия, является Европейская Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятая в 1950 г.

В Европейской конвенции гарантируются: право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного обращения, запрет рабства, право на свободу, безопасность и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство и наказание исключительно на основании закона, право на уважение частной и семейной жизни, свобода мысли, совести, религии и выражения мнения, свобода ассоциаций, право на вступление в брак, право на эффективные средства защиты, запрет дискриминации. К Конвенции примыкает ряд протоколов. Так, первый протокол защищает собственность, право на образование и свободные выборы; второй протокол запрещает лишение свободы за долги; шестой протокол отменяет смертную казнь и т.д.

Россия присоединилась к конвенции в 1998 г., и каждый россиянин, считающий, что его права нарушены, может обращаться в Европейский Суд по правам человека.

Европейский Суд по правам человека

Европейский Суд по правам человека и Комитет по правам человека принимают жалобы при следующих условиях:

  • рассматриваются только те нарушения прав человека, которые произошли после присоединения России к соответствующим договорам. Жалобы в Европейский Суд принимаются, если с момента нарушения права и вынесения последнего судебного решения прошло не более 6 месяцев;
  • все внутренние возможности защиты прав должны быть исчерпаны (кроме тех случаев, когда рассмотрение дела неоправданно затягивается или заведомо неэффективно);
  • жалоба должна подаваться пострадавшим и не быть анонимной;
  • жалоба должна быть обоснованной: бремя доказательств лежит на заявителе;
  • нельзя подавать жалобу одновременно в Европейский Суд и Комитет по правам человека ООН.

В случае принятия решения в пользу пострадавшего Европейский Суд присуждает компенсацию за нарушенное право. Решения суда окончательны, обжалованию не подлежат и обязательны для государств-участников, в том числе для России.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) также осуществляет деятельность по защите прав. В Хельсинки в 1975 г. был подписан Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В Акте помимо признания суверенного равенства стран, неприменения силы, нерушимости границ и т.д. провозглашается необходимость защиты прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.

Сразу после принятия Акта в Советском Союзе оформилось организованное правозащитное движение в виде «хельсинкских групп», требовавших от властей соблюдения международных обязательств по защите прав человека. Правозащитники подвергались арестам, ссылкам и репрессиям, но их деятельность способствовала тому, что власти стали уделять гораздо больше внимания правам человека.

Международный уголовный суд

Международный уголовный суд в Гааге существует с 2002 г. В компетенции этого органа находятся:

  • преступления, состоящие в геноциде — истреблении или целенаправленном намерении истребить целую национальную, этническую, расовую или религиозную группу или ее часть;
  • преступления против человечности — часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения;
  • военные преступления — нарушение законов и обычаев ведения войны.

Организация такого суда позволяет осудить высших должностных лиц, членов правительств, глав государств, которых сложно привлечь к ответственности внутри страны. Российская Федерация не является государством — участником данного Суда.

Предшественниками Международного уголовного суда были международные трибуналы по Руанде и бывшей Югославии, а еще раньше — трибуналы в Нюрнберге и Токио по рассмотрению дел о военных преступлениях, преступлениях против человечности и геноциде. На этих процессах осуждение высокопоставленных преступников проходило с учетом норм международного гуманитарного права.

Сформированные в современном мире механизмы привлечения военных преступников к ответственности за преступления против человечества и человечности — от Нюрнбергского трибунала до Международного уголовного суда — позволяют надеяться, что ни высокая государственная должность, ни ссылка на необходимость выполнения приказа не смогут быть причиной для освобождения виновного от заслуженного и справедливого наказания.

Международные документы по правам человека

Права человека давно стали одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных направлений сотрудничества различных государств. По окончании Второй мировой войны многие страны мира поняли, что, если права человека, его честь и достоинство попираются в отдельных странах, весь мир легко может быть вовлечен в кровавый конфликт, так как неправовые, диктаторские, тоталитарные режимы не довольствуются подавлением инакомыслия внутри страны. Страны-победительницы вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных Наций.

Практическим выражением этого стало стремление передовой мировой общественности определить общечеловеческий минимум прав и свобод, который был бы обеспечен любому человеку в любой стране. Основным средством утверждения этих прав и свобод стали разработка и принятие соответствующих международно-правовых документов, обязательных для исполнения государствами, которые добровольно признали их юридическую, политическую и моральную силу.

Всеобщая декларация прав человека

Впервые в истории человечества были сформулированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов (например, разделы конституций о правах граждан).

Используемые в этом документе понятия «права» и «свободы» не тождественны, хотя и близки по смыслу. Право человека -это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то осуществлять. Свобода человека (в том виде, в котором об этом говорится в документах о правах человека) — это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (деятельности, поведении).

Создатели Декларации, провозглашая общечеловеческий минимум прав и свобод, исходили из своего понимания уровня развития человеческой цивилизации в целом. Декларация не является юридически обязательным документом и имеет характер рекомендации всем народам и государствам мира. Тем не менее ее практическое значение очень велико. Именно на ее основе и в развитие ее положений были приняты юридически обязательные международные документы по правам человека.

Особенность международных договоров о правах человека заключается в том, что они активно и плодотворно действуют посредством внутреннего, национального права, т. е. их необходимо воплотить в соответствующих правовых актах страны — кодексах, законах, указах и т. д.

Однако для воплощения в жизнь внутри государства юридических норм, содержащихся в международных соглашениях по правам и свободам человека, необходима не только трансформация их содержания во внутреннее законодательство страны, но и прежде всего проведение соответствующей социально-экономической политики, направленной на создание условий для осуществления содержащихся в них требований. В противном случае ценность международно-правовых норм о правах человека остается минимальной.

Обеспечение прав человека в международном и российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Яшин С.В.

В статье права и свободы человека и гражданина рассматриваются как универсальные правовые ценности , для которых характерно установление единых международно-правовых стандартов в сфере их охраны. На внутригосударственном и международном уровне раскрывается система средств и способов, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Яшин С.В.,

Ensuring human rights in international and Russian law

In the article human rights and freedoms are considered as universal legal values , which are characterized by the establishment of common international legal standards in their protection. At the national and international level reveals a system of means and ways to protect the rights and freedoms of man and citizen

Текст научной работы на тему «Обеспечение прав человека в международном и российском законодательстве»

ствию с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями и депутатами палат Федерального собрания». На названное Управление возложено обеспечение и организация взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, профессиональными и творческими союзами, национальными, женскими, молодежными и другими общественными организациями и движениями, религиозными концессиями и их региональными структурами; разработка и

внесение на рассмотрение Президента РФ предложений по совершенствованию взаимодействия с политическими партиями и общественными объединениями; доведение до общественности политики Президента РФ, разъяснение необходимости и мотивов принятия им тех или иных решений; взаимодействие с зарубежными партиями, движениями, общественными организациями, культурными обществами соотечественников, живущих за пределами Российской Федерации.

Литература и примечания

1. Московский журнал международного права. 1994. № 1. С.154-157.

2. Международное право в документах. С.306.

4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Государство и право. 1993. № 4. С.40.

5. Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. — М., 1993. С.163.

6. Там же. С.207-212.

7. Курс международного права. Т6. С.151.

8. Юрьев С.С. Правовой статус общественных объединений: дис. . канд. юр. наук. — М., 1995. С.63.

10. Курс международного права. Т.1. С.184-189.

11. Там же. С.205-208.

12. Конституция, закон, подзаконный акт. С.23-43; Комментарии к Конституции Российской Федерации. — М., 1994. С.9-20.

13. Конституция, закон, подзаконный акт. С.108-117.

14. Там же. С.81-88.

Обеспечение прав человека

в международном и российском законодательстве

The author fairly discloses rights and freedoms of humans and citizens like universal legal values which are described through uniform international legal standard-settings in the sphere of their security. On the domestic and extranational level there is the system of means and methods for protection of human and citizen rights and freedoms to be cleared up there.

Права и свободы человека и гражданина являются универсальными правовыми ценностями, для которых характерно установление единых международно-правововых стандартов в сфере их охраны. В мире в настоящее время существует много средств и способов, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина. Между тем права человека еще нарушаются, а средства и способы их защиты видимо не достаточно эффективны. Соответственно возникает проблема не только совершенствования уже имеющихся способов и средств, но и создания новых институтов, гарантирующих и охраняющих права человека. Хотя следует

признать, что увеличение количества институтов само по себе не способно качественно обеспечить соблюдение прав человека в современном мире.

Конституция России (ч. 3 ст. 46) закрепляет, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Основной механизм такого обращения определен Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Начальник отдела кадров Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Права человека

Что такое права человека?

Права человека являются неотъемлемым достоянием всех людей, без какого бы то ни было различия на основании расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения или любого иного аспекта. Права человека включают право на жизнь и свободу, свободу от рабства и пыток, свободу убеждений и их свободное выражение, право на труд и образование и многие другие. Этими правами должны обладать все люди, без какой-либо дискриминации.

Международное право в области прав человека

Международное право в области прав человека определяет правовые обязанности государств, в соответствии с которыми они обязаны действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действий с целью поощрения и защиты прав человека и основных свобод отдельных лиц или групп людей.

Одним из важнейших достижений Организации Объединенных Наций является создание всеобъемлющего свода законов в области прав человека — универсального и защищаемого на международном уровне кодекса, к которому может присоединиться любое государство и к реализации которого стремятся все люди. Организация определила широкий круг признаваемых на международном уровне прав, включая гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. Она также создала механизмы поощрения и защиты этих прав и содействия государствам в выполнении взятых на себя обязательств.

Основой этого свода законов являются Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека, принятые Генеральной Ассамблеей в 1945 и 1948 годах соответственно. С тех пор ООН постепенно расширяла законодательство в области прав человека, включая в него конкретные нормы в отношении женщин, детей, инвалидов, меньшинств и других уязвимых групп, которые в настоящее время обладают правами, защищающими их от дискриминации, долгое время существовавшей во многих обществах.

Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека является основополагающим документом исторической важности. Текст Декларации явился результатом тесного взаимодействия специалистов в области права, представлявших все регионы планеты. Декларация была принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Париже 10 декабря 1948 года в качестве документа, принципам которой обязаны следовать все народы и страны. В ней, впервые в истории человечества, были определены основные права человека, которые необходимо защищать на международном уровне.

С момента своего принятия в 1948 году Декларация была переведена на более 500 языков, став самым переводимым документом в мире, и послужила ориентиром для конституций многих новых независимых государств и многих молодых демократий. Вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и двумя факультативными протоколами к нему (о процедуре подачи и рассмотрения жалоб и о смертной казни) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах эти три инструмента образуют так называемый Международный билль о правах человека.

Экономические, социальные и культурные права

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу в 1976 году; по состоянию на октябрь 2016 года участниками Пакта являются 164 государства. Права человека, на поощрение и соблюдение которых направлен Пакт, включают, в частности:

  • право каждого на справедливые и благоприятные условия труда;
  • право каждого человека на социальное обеспечение, право на достаточный жизненный уровень и право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;
  • право на образование, право на участие в культурной жизни и на пользование результатами научного прогресса.

Гражданские и политические права

Международный пакт о гражданских и политических правах и первый факультативный протокол к нему вступили в силу в 1976 году. По состоянию на конец 2010 года его участниками являлись 167 государств. Второй факультативный протокол был принят в 1989 году.
Пакт признает право на свободное передвижение; равенство перед законом; справедливое и публичное судебное разбирательство; свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений и их свободное выражение; мирные собрания; свободу ассоциации с другими; участие в ведении государственных дел, а также права меньшинств. Он запрещает произвольное лишение жизни; пытки и жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания; рабство и принудительный труд; произвольные аресты и содержание под стражей; произвольное вмешательство в личную жизнь; пропаганду войны; дискриминацию; и выступления в пользу расовой или религиозной ненависти.

Конвенции в области прав человека

Целый ряд международных договоров в области прав человека и других документов, принятых начиная с 1945 года, расширили нормы международного права в области прав человека. К ним относятся Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Конвенция о правах инвалидов (2006 год) и другие.

Совет по правам человека

Совет по правам человека, учрежденный 15 марта 2006 года Генеральной Ассамблеей и подотчетный непосредственно ей, заменил функционировавшую в течение 60 лет Комиссию ООН по правам человека в качестве ключевого межправительственного органа ООН, ответственного за права человека. Совет, в состав которого входят представители 47 государств-членов, занимается укреплением системы поощрения и защиты прав человека во всем мире, рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, и выносит соответствующие рекомендации, а также реагирует на чрезвычайные ситуации в области прав человека.

Наиболее новаторским механизмом Совета по правам человека является Универсальный периодический обзор (УПО). Посредством этого уникального механизма раз в четыре года осуществляется обзор ситуации в области прав человека во всех 193 государствах-членах ООН. Являясь основанным на сотрудничестве процессом, ведущую роль в котором играют государства-члены, УПО осуществляется под эгидой Совета и предоставляет возможность каждому государству сообщать о мерах, которые были им приняты, и проблемах, которые ему необходимо решить для улучшения положения в области прав человека и выполнения своих международных обязательств. УПО разработан таким образом, чтобы гарантировать соблюдение принципов универсальности и равного подхода для каждой страны.

Верховный комиссар ООН по правам человека

Верховный комиссар ООН по правам человека несет основную ответственность за осуществление деятельности в области прав человека в рамках всей системы ООН. Согласно своему мандату, Верховный комиссар реагирует на случаи нарушения прав человека и принимает превентивные меры.

Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) координирует усилия ООН по обеспечению прав человека. УВКПЧ выполняет функции секретариата Совета по правам человека, договорных органов (комитеты экспертов, которые контролируют выполнение основных международных договоров в области прав человека) и других органов ООН по правам человека. Он также обеспечивает проведение мероприятий в сфере прав человека на местах.

Для основных международных договоров в области прав человека существуют надзорные органы, которые наблюдают за выполнением соответствующих договоров ратифицировавшими их государствами. Лица, чьи права были нарушены, могут направить жалобу непосредственно в соответствующий комитет.

Права человека и система ООН

Права человека являются сквозной темой всех программ и стратегий Организации в таких ключевых областях, как мир и безопасность, развитие, гуманитарная помощь и экономические и социальные вопросы. В результате практически любое учреждение или специализированное агентство ООН в определенной мере участвует в защите прав человека. В качестве примеров можно привести право на развитие, лежащее в основе целей в области устойчивого развития; право на питание, на реализацию которого направлены усилия ФАО; трудовые права, которые определяет и защищает Международная организация труда; вопросы гендерного равенства, которые активно пропагандирует структура «ООН-женщины», права коренных народов и права инвалидов.

День прав человека отмечается каждый год 10 декабря.

Дискриминация прав человека в международном праве

Запрещение дискриминации в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и проект Протокола № 12[1]

Данная публикация дает краткую характеристику действующим положениям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод[2], касающимся запрещения дискриминации, а также подводит общие итоги развития и обсуждения проекта Протокола №:12, который призван дополнить ограниченную защиту, предусмотренную Статьей 14 Конвенции. Этот Протокол обеспечил бы запрещение дискриминации в отношении любых законных прав, признанных во внутреннем и международном праве и в отношении действий или бездействия государственных органов.

Статья 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Общий принцип равенства и недискриминации является основным элементом международного права прав человека. Он был признан в ст. 7 Всеобщей декларации, ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и других подобных положениях международных договоров в области защиты прав человека[3]. Соответствующим положением в Европейской конвенции является ст. 14 «Запрещение дискриминации», которая гласит: «Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любым иным обстоятельствам».

Данная публикация по существу единственное положение в Конвенции, которое имеет прямое отношение к дискриминации. Однако она обеспечивает ограниченную защиту в отношении равенства и недискриминации по сравнению с подобными положениями других международных договоров. Основной причиной этому является тот факт, что ст. 14 не содержит независимого запрещения дискриминации и, следовательно, имеет не автономный характер, поскольку запрещает дискриминацию только в отношении пользования правами и свободами, признанными в Конвенции.

[1] Автор благодарен Институту сравнительного и международного публичного права имени Макса-Планка (г. Гайдельберг, Германия) за предоставленные для написания данной публикации материалы.

[2] Далее по тексту «Европейская конвенция» или «Конвенция».

[3] Можно также отметить, что в Российской Федерации подобные положения содержатся в статье 19 Конституции:
«1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.»

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Права человека в международном праве (2)

Главная > Реферат >Государство и право

Российский Государственный Социальный Университет

Дисциплина: Права человека в межднародном праве

Тема: Механизмы международного контроля за соблюдением прав человека

Сдала: студентка 2-го курса

очного отделения Ю-5-07

Куматренко Юлия Александровна

Проверил: преподаватель Кадашников Михаил Иванович

Основные понятия и классификация прав человека…………………………. 5

Международные документы по правам человека……………………………..11

Международные институты и механизмы защиты прав человека…………. 14

Национальное законодательство в области прав и свобод человека………. 18

Национальные институты и механизмы защиты прав человека……………. 24

Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных большинством людей в открытых демократических обществах, права и свободы человека остаются самыми важными. В основе этих взглядов лежит либеральная демократическая традиция общественно-политической мысли, развиваемая уже более трех столетий.

Вся философия прав человека основана на одной несомненной ценности. Эта ценность – достоинства человека. Один из основоположников концепции прав человека французский просветитель Ж.Ж. Руссо полагал, что достоинство заложено в самой сути человека. «Отказаться от своей свободы — это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от обязанностей. Такой отказ несовместим с человеческой природой».

Достоинство человека — это источник его прав и свобод. В теории естественного права, в философии права действует своего рода презумпция достоинства человека. Гуманизм философии прав человека заключается в предположении, что все люди — члены одной человеческой семьи, они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства, уважения прав и свобод другого человека.

Права человека являются универсальными моральными правами фундаментального характера, которые принадлежат каждому лицу в его взаимоотношениях с государством.

Концепция прав человека основывается на трех положениях:

первое – каждая власть ограничена;

второе – каждый человек располагает своим автономным миром, вмешиваться в который не может никакая власть;

и третье – каждый человек, защищая свои права, может предъявлять свои требования государству.

Несмотря на то, что права человека относятся к категории моральных прав, они выделяются целым рядом отличительных признаков. Моральное право может принадлежать личности благодаря ее достижениям или социальному статусу. Права человека, напротив, универсальны; они принадлежат всем людям, всегда, вне зависимости от социального положения. Если некоторые моральные права приобретаются человеком со временем, то права человека присущи ему как таковые, человек рождается на свет, уже наделенный этими правами.

Права и свободы человека не дарованы ему ни богом, ни государством, поэтому их называют естественными правами человека. Человек не обязан никакой высшей, сакральной (божественной) или светской (государственной) власти за свои права. Он не должен воздавать хвалу и быть в вечном долгу за то, что его облагодетельствовали, наделили правами и свободами. Достоинство человека несовместимо с рабской благодарностью за то, что ему, Человеку, позволили воспользоваться крохами прав и свобод. Они принадлежат ему уже в силу того, что он — человек.

Если при предъявлении требований о нарушении каких-либо других моральных прав человек должен предъявлять доказательства обладания такими правами, то в отношении прав человека таких доказательств не требуется; они принадлежат лицу по праву рождения человеком. Более того, права человека сами по себе являются достаточным основанием для предъявления основанных на них требований.

Способность требовать – один из важнейших аспектов прав человека.

Бесправный человек может просить или умолять тех, от кого зависит его жизнь, свобода, благополучие. Просьба или мольба это результат неравенства положения, которое поддерживает порабощение.

Выдвижение же требований подразумевает свободу. Раб или слуга просит, свободный человек требует. Требование – важнейший элемент человеческого достоинства. Защита достоинства, в свою очередь, является одной из основных функций защиты прав человека.

В отличие от других прав права человека защищаются перед государством. Человек всегда находится в неравном положении по отношению к государству. Государство может навязать свою волю людям и использовать для этого силу принуждения. Образно говоря, государство размахивает «мечом» над головами людей. На практике этот «меч» находится в руках отдельных государственных должностных лиц, которые несвободны от всех человеческих слабостей, страстей и интересов. Они могут злоупотреблять своей властью. Людям необходим «щит» для защиты от неправомерного использования «меча».

Такой «щит» образуют права человека, которые формируют чувство безопасности во взаимоотношениях людей и государства, а «сторожевыми псами» наличия, действенности и укрепления этого «щита» являются правозащитные организации.

1. Основные понятия и классификация прав человека

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Пока человек жив, он неразрывно связан со своими правами и свободами, они не должны быть никем и никаким образом отняты у него. В соответствии с международно-принятыми стандартами основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Права человека носят всеобщий и универсальный характер. Всеобщность и универсальность прав человека имеет несколько измерений:

а) Все люди, без какой-либо дискриминации, имеют основные права и свободы. Международные стандарты и законодательство демократических правовых государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

б) Все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания.

Право на жизнь, равенство всех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, право на свободу убеждений и т.д. — это общие права и свободы всех людей вне зависимости от общественного строя, политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой принадлежит человек.

в) Всеобщность прав и свобод человека выражается и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он ни переместился, в любом месте он обладает основными, естественными правами и свободами вне зависимости от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

г) Проблема прав человека — всеобщая проблема. Вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ мирового порядка. Обязательства, принятые государствами в области человеческого измерения в рамках ООН, ОБСЕ и других международных институтов, являются предметом непосредственного и законного интереса для всех государств-участников и не относятся к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства.

Признание и соблюдение основных прав и свобод человека — основа безопасности, стабильности отношений, как в отдельных странах, так и во всем мире. То есть, права человека — это основа мира.

Существует понятие «Основные фундаментальные права и свободы человека». Это те права, которые закреплены в международных нормах и в основном законе государства, в Конституции; часто их называют еще — конституционные права и свободы.

Права и свободы человека: сходство и различие.

Язык международных документов и казахстанского законодательства использует два понятия: «права человека» и «свободы человека». Юридическая природа, нормативное закрепление прав и свобод в правовых актах (международных документах, конституции и т.д.) не дает возможности провести четкую границу между этими понятиями. Тем не менее, с точки зрения правомочий в отношениях «человек

(гражданин) – государство», существуют определенные различия между правами и свободами человека.

Свобода человека — это сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно только очерчивает с помощью правовых норм границы, правовое поле, в котором человек действует по своему выбору, по своему усмотрению. При этом государство не только само должно воздержаться от вмешательства в свободы конкретного человека, но и должно обеспечить защиту границ этих свобод от вторжения, вмешательства других лиц. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает его выход за пределы своих свобод для защиты свобод других людей.

Свободы, иногда называемые негативными правами, это налагаемые на власть запреты вмешиваться в те или иные области нашей жизни. Например, свобода слова или свобода совести – это запрет вмешательства государственной власти в эти сферы

Права человека — установленные и гарантируемые государством возможности, правомочия, потенции действий человека в описанной, указанной законом сфере. В отличие от понятия «свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная сфера, направление деятельности индивида. Государство обязуется обеспечить и защитить правомерные действия человека в указанной законом сфере, области.

Иначе говоря, если я на что-то имею право, то власти обязаны это для меня сделать. Если мне принадлежит свобода, то власти должны воздержаться от каких либо действий, ее нарушающих.

Тем не менее, с точки зрения права, понятия права и свободы человека идентичны.

В объективном смысле права и свободы человека — это система международных и национальных правовых норм, устанавливающих правовой статус личности, закрепляющих ее положение, правило взаимоотношений между людьми, отношения личности (гражданина) и государства.

В субъективном смысле права и свободы человека — это принадлежащая конкретному лицу возможность (правомочие) предусмотренного правовой нормой и защищаемого государством действия, поступка, поведения.

Возможность реализации, обеспечение гарантий и защиты прав и свобод основана на необходимости следования ряду принципов, связанных с демократическим развитием государства.

Прежде всего, это понимание демократии, как ограниченной власти большинства. Ограниченной всеми правами и свободами, полагающимися отдельным людям. Большинство не имеет права нарушать эти права и свободы. Можно сказать, что права и свободы отдельного человека ограничивают волю и власть большинства.

Принцип «ограниченной власти» часто выступает под наименованием: «принцип конституционности». В наше время этот принцип находит свое выражение в главах конституции, тех разделах, в которых идет речь о правах и свободах человека. Они ограничивают и законодательную, и исполнительную власть от того, чтобы поднятием руки проголосовать или в приказном порядке осуществить действие, нарушающее права человека. Этот принцип можно сформулировать так: в демократическом обществе права и свободы человека определяют пределы власти большинства.

Вторым ключевым для понимания прав и свобод человека является понятие правового государства, т.е. государства, в котором верховенствует Закон и установлены четкие и стабильные правила взаимоотношений человека и государства.

Смотрите еще:

  • Деловая беседа при приеме на работу и увольнении Ведение деловой беседы (2) Главная > Реферат >Культура и искусство 2. Ведение деловой беседы…………………………………………………. 5 2.1. Тактика ведения деловой беседы…………………………….………5 2.2.2. Дисциплинарные […]
  • Книга ассоциации юристов Павел Крашенинников представил свою новую книгу В медиацентре «Российской газеты» прошла презентация новой книги председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, сопредседателя […]
  • Ст 1920 коап комментарий Ст 1920 коап комментарий Судебный участок №120 Апшеронского района Краснодарского края по делу об административном правонарушении 28 августа 2015 г. г. Апшеронск Мировой судья судебного участка № 120 Апшеронского […]
  • Написать письмо губернатору краснодара Жители Кубани могут написать обращение Кондратьеву в социальных сетях Появился образец для правильного формления обращений к исполняющему обязанности губернатора Краснодарского края Вениамину Кондратьеву через […]
  • Мировое соглашение о рассрочке образец Мировое соглашение на стадии исполнительного производства Мировое соглашение на стадии исполнительного производства, как и на стадиях судебного разбирательства, выступает инструментом поиска компромисса участниками […]
  • Фмс регистрация ребенка по месту пребывания Регистрация несовершеннолетнего ребенка по месту пребывания: как сделать временную прописку без родителей? Российское законодательство требует, чтобы все граждане были зарегистрированы по адресу жительства или […]
admin

Обсуждение закрыто.