Федеральный закон рф об опеке и попечительстве был принят

Федеральный закон рф об опеке и попечительстве был принят

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ
«Об опеке и попечительстве»

С изменениями и дополнениями от:

18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 4 ноября, 22 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 29 июля, 31 декабря 2017 г., 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

24 апреля 2008 года

Закон определяет полномочия органов опеки и попечительства, закрепляет правовой статус опекунов и попечителей, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства.

Новеллами закона являются: введение упрощенного порядка назначения опеки в случае необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека); введение временной опеки (например, на срок командировки родителей); возможность назначения опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности; возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями). Предусматривается возможность установления опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства), заключаемому органом опеки и попечительства с опекуном (попечителем). Таким договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения.

Подробно урегулированы вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Установлена ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 апреля 2008 г. N 94, в «Парламентской газете» от 7 мая 2008 г. N 31-32, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 17 ст. 1755

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть 5 статьи 6, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве»

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ»

Нечаева Александра Матвеевна, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института государства и права РАН.

Улучшение положения осиротевших детей относится к одной из острых проблем современной России. Тем более, что их количество меньше не становится. По статистическим данным Министерства образования и науки РФ, в 2007 г. их было 123 000, причем имеются в виду только обнаруженные (выявленные) и учтенные дети. На самом деле их, конечно, больше. Отсюда вытекают не терпящие промедления меры по обеспечению права несовершеннолетних, утративших семью, родителей, на жизнь и воспитание в семье путем их устройства в семью, заменяющую родительскую, а при невозможности такого устройства — в одно из детских учреждений на полное государственное обеспечение. Несмотря на то, что устройство в семью имеет приоритетный характер (п. 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ), принимаемые усилия по сокращению детских учреждений (организаций), призванных заменить семью, ожидаемого результата не дали. В итоге не изменилось положение детей, лишившихся родительского попечения, продолжающих пополнять ряды воспитанников детских учреждений, которым не нашлось места в семье, заменяющей родительскую (опекуна (попечителя), усыновителя, приемной семьи). И, что не менее важно, остались без исполнения третьи по счету рекомендации Детского комитета ООН Российской Федерации в сентябре 2005 г., которые уже в более категоричном тоне предлагали нашей стране сократить численность несовершеннолетних, передаваемых не в семью, а в детское учреждение на полное государственное попечение. В Российской Федерации оставалась надежда, что положение изменится после принятия Федерального закона 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» , который вступил в действие 1 сентября того же года. Однако все произошло наоборот, положение дел с устройством осиротевших детей не только не улучшилось, а даже ухудшилось в результате материального стимулирования тех, кто был готов заменить родителей путем установления опеки (попечительства), усыновления, передачи в приемную семью ребенка. Главная причина случившегося, прежде всего, в том, что Закон предназначен не для несовершеннолетних, а для недееспособных и ограниченно дееспособных совершеннолетних граждан. В соответствии с п. 1 ст. 1 настоящий Закон «регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами». И чтобы понять, что это касается и несовершеннолетних, автор данного Закона счел необходимым рассматривать все отношения по устройству ребенка в семью любого типа как отношения по опеке и попечительству, основанные на договоре об опеке и попечительстве. Отныне установлению опеки (попечительства) в традиционном ее понимании должно предшествовать заключение гражданско-правового договора, что стало формальным препятствием для установления ранее доступной со всех точек зрения формы устройства осиротевшего ребенка в семью. Тем более, что одна из сторон данного договора — орган опеки и попечительства нередко руководствуется не интересами ребенка, а своими материальными возможностями, связанными с выплатой государственного пособия на подопечного ребенка. К тому же далеко не всегда эти органы готовы взять на себя некоторые обязанности, облегчающие опекунам (попечителям) выполнение свойственных им функций. ——————————— СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1755.

Прежде чем говорить о конкретных положениях Федерального закона «Об опеке и попечительстве», затрудняющих устройство детей в семью, необходимо сказать, что главная идея этого Закона — перевести семейно-правовые отношения по семейному устройству несовершеннолетних в гражданско-правовую сферу. Даже если уйти от теоретического спора относительно принадлежности семейного права праву гражданскому или о полной независимости семейного права, бесспорно одно: семейно-правовые отношения регулируются Семейным кодексом РФ, который вовсе не является продолжением Гражданского кодекса РФ. В иерархии законов Семейный кодекс занимает свое независимое место. Не случайно поэтому ст. 4 Семейного кодекса РФ посвящается применению к семейным отношениям гражданского законодательства (имеются в виду отношения, определяющие предмет регулирования семейным законодательством; ст. 2 СК РФ). В качестве условия применения Гражданского кодекса РФ к этим отношениям фигурируют: наличие отношений, не урегулированных Семейным кодексом РФ, чего нельзя сказать об опеке (попечительстве) над несовершеннолетними. Подобная форма их устройства регулировалась всеми Семейными кодексами и регулируется действующим Семейным кодексом РФ; отсутствие противоречий между Гражданским и Семейным кодексами по существу рассматриваемых семейных отношений. Это противоречие тем не менее налицо. Оно выражается в несоответствии требованиям п. 1 ст. 1 СК РФ, определяющего основные начала семейного законодательства, и сущности Федерального закона «Об опеке и попечительстве», пытающегося отношения делового партнерства перенести на отношения вовсе не деловые, основанные совершенно на иных принципах. Поэтому, игнорируя ст. 4 Семейного кодекса РФ и даже не включая ее в перечень утративших силу, рассматриваемый Федеральный закон допускает беззаконие. К числу общих положений Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» относит и те, что сформулированы в п. 4 ст. 6: «Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации». По поводу сказанного нельзя не заметить, что каждый из четырех существовавших Семейных кодексов предусматривал централизованный порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними, предписывающий использовать данную форму устройства ребенка в семью только с помощью органов опеки и попечительства. Аналогична по содержанию на этот счет и ст. 121 Семейного кодекса РФ. Мало того, ч. 3 п. 1 ст. 121 СК РФ гласит: «Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается». Данное положение Кодекса также не входит в перечень утративших силу. Устанавливая подобного рода предписание, действующий Семейный кодекс РФ ставил правовой заслон на пути преступного устройства детей в семью как отдельными лицами, так и руководителями учреждений, где воспитываются осиротевшие дети. Тем самым была предпринята попытка как-то парализовать взяточничество, торговлю детьми, превращение их в товар за вознаграждение, причем немалое. Вот почему п. 4 ст. 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» разрушает оправдавшую себя на практике централизованную систему выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку или попечительство. И это происходит тогда, когда ведется борьба с появлением взяткоемких статей закона. Правда, решение вопроса, в каких случаях применим п. 4 ст. 6 названного Закона, адресовано Правительству РФ. Обращаясь еще к одному общему положению этого Закона, предусматривающему в ст. 7 задачи органов опеки и попечительства, нетрудно заметить, что здесь нет главного: надлежащего воспитания ребенка, оставшегося без семьи и родителей. Все перечисленные задачи обращены не к ребенку, а к совершеннолетним гражданам, контролю за сохранностью их имущества. То же самое можно сказать о содержании ст. 8 Закона, предусматривающей полномочия органов опеки и попечительства. На этапе подготовки установления опеки (попечительства), в том числе и над несовершеннолетними, рассматриваемый Федеральный закон допускает назначение нескольких опекунов или попечителей (ст. 10). На вопрос, как им быть при перераспределении своих функций, отвечают п. п. 8, 9 этой статьи. Но речь идет главным образом об уходе, содействии в своевременном получении медицинской помощи, что имеет прямое отношение к нуждающимся в опеке или попечительстве совершеннолетним гражданам. Что же касается обязанностей по обучению, воспитанию несовершеннолетних, то нельзя не учитывать того обстоятельства, что обязанности по семейному воспитанию ребенка перераспределить невозможно, даже если их искусственным образом зафиксировать в договоре об опеке (попечительстве). Что же касается нежелательных, но вполне возможных конфликтов между несколькими опекунами или попечителями, то они нежелательны с точки зрения соблюдения интересов ребенка. При назначении опеки (попечительства) над несколькими подопечными, в том числе несовершеннолетними, что вполне возможно, Закон вменяет в обязанность органов опеки и попечительства назначение каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий. Применительно к детям трудно сказать, каков правовой статус такого представителя, в чем заключаются его функции и т. п. На практике подобного рода представительство не применяется и применяться не может, так как его правовая природа не определена и не обозначены даже в общих чертах способы реализации. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» предусматривает установление опеки (попечительства) на время и предварительную опеку и попечительство. В первом случае речь идет об установлении опеки (попечительства) на определенное время, когда родители (один из них) не могут осуществлять постоянную заботу о своем ребенке из-за, например, длительной командировки, длительного пребывания в медицинском учреждении. Поэтому они и просят об установлении на время опеки (попечительства) в лице конкретного названного им лица. Не исключается временная опека (попечительство) и при устройстве несовершеннолетнего в одно из детских учреждений (организаций) на время по тем же причинам по просьбе родителей (одного из них). Причем, если ребенок уже находится под опекой (попечительством), временное его устройство в учреждение на полное государственное попечение не прекращает прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении своего подопечного. Здесь все ясно, особенно если учесть, что в решении органа опеки и попечительства обозначен период отсутствия лица, управомоченного по Закону на воспитание несовершеннолетнего (родителя, опекуна (попечителя), усыновителя). Иначе обстоит дело при установлении предварительной опеки или попечительства. Действительно, установить опеку (попечительство) над ребенком, лишившимся родительского попечения, сразу почти невозможно. Предстоит собрать нужные документы, удостовериться в соответствующих качествах лица, желающего заменить родителей, получить сведения о состоянии здоровья осиротевшего ребенка и потенциального опекуна (попечителя). Если положение катастрофическое, особенно когда одиноким становится малолетний ребенок, его могут направить в больницу либо в специальное учреждение, предназначенное для временного пребывания детей, лишившихся родительского попечения. Имеются в виду социальный приют для детей , центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей . И то и другое обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Здесь они находятся в течение времени, необходимого для решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством РФ. В эти учреждения детей принимают без всяких документов (если их нет) в возрасте от 3 до 18 лет. Дети, не достигшие трех лет, при поступлении направляются в соответствующее медицинское учреждение. ——————————— Примерное положение о социальном приюте для детей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 // СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4822. Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 // СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4822.

Надо сказать, что подобный выход из положения себя оправдал. Но ст. 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» предлагает другой выход из положения: «В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве)». Особенность предварительной опеки и попечительства прежде всего в том, что она не требует времени на выявление обстоятельств, позволяющих установить опеку (попечительство). Совершеннолетнему, желающему стать опекуном (попечителем), достаточно представить документ, удостоверяющий его личность, и провести органам опеки и попечительства обследование условий его жизни. Следовательно, речь идет о возможной передаче осиротевшего ребенка лицу, которое по определению заменить родителя не может. Тем более, что при предварительной опеке (попечительстве) всесторонняя проверка человека, которому государство в лице органов опеки и попечительства доверяет воспитание ребенка, не требуется (п. 2 ст. 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»). Недопустимость такого узаконенного риска очевидна, поэтому выходом из создавшегося положения может стать не только устройство в детское учреждение, специально предназначенное для временного пребывания оставшегося без родителей ребенка, но и возложение обязанностей опекуна (попечителя) на сами органы опеки и попечительства, которые вправе доверить несовершеннолетнего на время лицу, готовому заботиться о ребенке, пока идет процесс оформления опеки (попечительства). В их число могут входить потенциальные опекуны (попечители), другие лица, готовые заботиться временно об осиротевшем ребенке без соблюдения всяких формальностей. Но при этом ответственность за ребенка несут сами органы опеки и попечительства, которые будут заинтересованы в скорейшем устройстве несовершеннолетнего в семью, заменяющую родительскую. В качестве ранее неизвестных Семейному кодексу правил фигурирует ст. 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», допускающая назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан. Выбор здравствующими родителями опекуна (попечителя) своему ребенку по сути дела означает свободу их действий в определении будущего опекуна (попечителя), что далеко не всегда в полной мере соответствует правильно понимаемым интересам несовершеннолетнего. Не случайно поэтому последнее слово остается за органами опеки и попечительства, чей выбор будет определяющим. К мнению родителей (родителя) полезно лишь прислушаться при решении вопроса об опеке (попечительстве). Когда же речь идет о воле единственного родителя на случай его смерти, то налицо своеобразное завещание, обязательность соблюдения которого сомнительна. Конечно, по соображениям нравственного порядка ему нельзя сказать нет, но в любой ситуации выбор формы устройства опять-таки зависит от органов опеки и попечительства. Что же касается согласия на попечительство несовершеннолетнего, достигшего четырнадцати лет (п. 3 ст. 13), то все ранее действовавшие Семейные кодексы относились к решению подобного вопроса крайне осторожно, учитывая стремление подростка, не отдающего себе отчета, в чем же заключается его независимость. Поэтому согласие (желание) ребенка на опеку (попечительство) учитывалось, если это было возможно (п. 2 ст. 146 СК в прежней редакции). Тем более, что само по себе установление опеки (попечительства) не прекращает правовой связи несовершеннолетнего с его родителями в отличие от усыновления. Прямым результатом переноса гражданско-правовых правил на семейно-правовые отношения служит ст. 16 Закона, где говорится о безвозмездном и возмездном исполнении обязанностей по опеке и попечительству. Как известно, опекун (попечитель) ребенка осуществляет свои обязанности безвозмездно. Плата за выполнение им своих функций в Семейном кодексе РФ не предусматривается и не предусматривалась ранее. Но подопечный в определенных Законом случаях получал государственное пособие. Подобная схема не отличалась безупречностью, так как за свой труд опекун (попечитель) в некоторых государствах все-таки получал определенное вознаграждение. Другое дело — осуществление опеки (попечительства) за вознаграждение по договору. В гражданско-правовых отношениях по опеке (попечительству) над совершеннолетними лицами оно вполне уместно. Что же касается опеки (попечительства) над несовершеннолетними, то здесь стремление заменить родителей никогда не было связано с меркантильными соображениями. О стремлении превратить семейно-правовые отношения в гражданско-правовые имущественного характера свидетельствует преобладание в Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» статей, посвященных имущественным правам подопечных, распоряжению их имуществом, особенностям распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечному (ст. ст. 17, 18, 19, 20, 21). Пространный текст этих статей напрямую касается имущественных отношений совершеннолетних граждан, где главное не допустить нарушения их имущественных прав, тогда как суть отношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними заключается в создании благоприятных условий семейного воспитания. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» много внимания уделяет ответственности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства, надзору за тем, как они выполняют свои функции, призывает к неусыпному контролю за их деятельностью. При этом воспроизводится текст п. 3 ст. 56 СК РФ общего характера, предназначенный для всех детей, в том числе находящихся под опекой (попечительством). Никакой специфики в данном случае нет, что никак не способствует действенному контролю и лишь увеличивает формальную сторону. Усилению ответственности опекуна (попечителя) призвана служить и ст. 25 Закона, посвященная отчету опекуна или попечителя. Весь текст этой статьи не только делает более сложным осуществление опекуном (попечителем) ребенка своей главной миссии — воспитание подопечного, но и настолько его усложняет, что способно парализовать желание заменить несовершеннолетнему родителей. Так, п. 1 данной статьи обязывает опекуна или попечителя ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не предусмотрен договором об осуществлении опеки или попечительства, представлять в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, использовании имущества подопечного и управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов). Подобного рода контроль, мягко говоря, отвлекает от главного — создания условий для воспитания ребенка в семье, заменяющей родительскую. И далее: «Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного» (п. 2 ст. 25). Если перевести этот текст на реальный язык требований, обращенных к опекуну (попечителю) несовершеннолетнего, то: соблюдение подобного рода требований ложится неоправданным тяжелым бременем на опекуна (попечителя); осуществление предусмотренного п. 8 ст. 148.1 СК РФ надзора за деятельностью опекунов или попечителей включает в себя прежде всего контроль за условиями жизни ребенка в опекунской семье; надзор за хозяйственной деятельностью опекуна (попечителя) имеет второстепенный характер, не должен отличаться мелочностью, нарушением элементарного такта; предусмотренные п. 1 ст. 37 Гражданского кодекса РФ общие правила, касающиеся распоряжения имуществом подопечного, служат достаточной гарантией соблюдения имущественных интересов несовершеннолетнего; под опеку или попечительство передают главным образом детей, лишившихся родительского попечения, которые, как правило, принадлежат к числу малоимущих. То же самое можно сказать о лицах, заменяющих родителей. Обычно это родственники пенсионного возраста. Поэтому серьезных имущественных проблем здесь не возникает. Вот почему выглядит диссонансом перечень особенностей распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечному, предлагаемый Законом. К тому же в его тексте фигурирует такое понятие, как «выгода подопечного». И надо сказать, что о выгоде в этом Законе говорится не раз, причем как прямо, так и косвенно, что вряд ли уместно, когда речь идет о воспитании осиротевших детей. Еще одним красноречивым примером несоответствия требований гражданского и семейного законодательства в части, касающейся устройства ребенка-сироты в семью, служит п. 1 ст. 153.2 СК РФ (в новой редакции), где говорится о прекращении договора о приемной семье следующим образом: «Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств». В гл. 26 ГК предусматриваются следующие способы прекращения обязательств: путем предоставления отступного (уплатой денег, передачей имущества и т. п. (ст. 409)); благодаря зачету (полному или частичному) встречного однородного требования (ст. 410); путем зачета при уступке требования (ст. 412); при прекращении обязательств совпадением должника и кредитора в одном лице (ст. 413); соглашением сторон о замене первоначального обязательства другим обязательством между теми же лицами (ст. 414); благодаря прощению долга (ст. 415). Какое отношение имеют перечисленные обстоятельства к приемной семье? Только некоторые гражданско-правовые основания прекращения обязательств можно приспособить к отношениям, возникающим в результате договора об образовании приемной семьи. Речь идет о прекращении обязательств исполнением (ст. 408 ГК), из-за невозможности исполнения (ст. 416 ГК), смерти гражданина (ст. 418 ГК), на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК). Таков далеко не полный перечень положений Федерального закона «Об опеке и попечительстве», которые переносят гражданско-правовые предписания на отношения, регулируемые семейным законодательством. Но дело не только в искаженном представлении о межотраслевых связях, в частности взаимосвязи гражданского и семейного законодательства. Главное заключается в том, что этот Закон стал препятствием на пути устройства осиротевших детей в семью, заменяющую родительскую. Другими словами, он противоречит семейной политике современной России, в основу которой положена концепция более широкого, доступного устройства ребенка, лишившегося родительского попечения, в семью. Налицо также несоблюдение положений Федерального закона «Об опеке и попечительстве» требованиям международного права, в частности Конвенции ООН «О правах ребенка», уход от рекомендаций Организации Объединенных Наций, требующих от России расширения способов устройства осиротевших детей в семью и, соответственно, сокращения числа детских учреждений, заменяющих семью. Тем не менее в связи с принятием этого Закона вопреки всему п. 1 ст. 123 СК (в новой редакции ) допускает всего лишь три формы устройства детей, лишившихся родительского попечения, в семью: под опеку (попечительство), на усыновление, в приемную семью. Что касается патроната, то он отдан на откуп субъектам РФ. Допустимость иных форм устройства осиротевших детей на федеральном уровне теперь канула в Лету. ——————————— Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» // СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1756.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 495-ФЗ «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»

Внести в часть 2 статьи 25 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1755; 2013, N 27, ст. 3459) изменение, изложив ее в следующей редакции:

«2. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, включая сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды. Опекун, который является родителем недееспособного гражданина, являющегося инвалидом с детства, совместно проживающим с таким гражданином и воспитывавшим его с рождения и до достижения им возраста восемнадцати лет, или усыновителем такого гражданина, совместно проживающим с ним и воспитывавшим его с момента усыновления и до достижения им возраста восемнадцати лет, вправе не включать в отчет сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном. Орган опеки и попечительства при обнаружении ненадлежащего исполнения этим опекуном обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного вправе потребовать от этого опекуна предоставления отчета о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного за предыдущие периоды, содержащего сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном.».

48 ФЗ об опеке и попечительстве в Российской Федерации

Законодательство контролирует и регулирует правоотношения между подопечными и их опекунами или попечителями. Именно ФЗ 48 регламентирует права несовершеннолетних или недееспособных граждан, попавших под опеку других лиц, защищает их права и имущество.

Суть 48 ФЗ

Закон об органах опеки и попечительства РФ был принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года, а одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года. Последние изменения в нем произошли 29 июля 2017 года. ФЗ «Опека и попечительство» имеет 8 глав и 32 статьи. Он регулирует и контролирует правоотношения между лицами, осуществляющими или прекратившими опеку над несовершеннолетними или недееспособными гражданами. Также этот закон регламентирует процессы опеки, контролирует попечительские организации и регламентирует права, обязанности и ответственность сторон.

Краткое содержание закона об опекунстве в РФ:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, на которую распространяются положения закона. Дан список терминов и понятий, используемых в законе и их определения. Оформлены другие законы, нормативы и акты, влияющие на описываемую область, даны задачи государства для улучшений и реализации. Описаны принципы работы, основные процессы и меры гос. регулирования опеки и попечительства;
  • В главе второй прописаны обязательства, полномочия, права и задачи органов опеки и попечительства;
  • В главе номер три оформлены статусы и категории лиц, имеющих право на опекунство. Описано по какому порядку определяются и назначаются опекунами разные категории лиц в различных случаях. Описаны права опекунов и попечителей и даны списки безвозмездных и возмездных обязанностей;
  • В четвертой гл. оформлена информация об имуществе подопечных. Имеют ли они имущественные права, на какие объекты они распространяются, каким образом происходит охрана этих объектов. Особенности и нюансы распоряжения подопечными собственным имуществом. Описано доверительное управление имуществом подопечных и способы контроля органов за этой областью;
  • В гл. пять даны списки обязанностей, ответственности и контроля за опекунами и органами опеки. Описан процесс надзора, отчетность и ответственность за нарушения закона опекунами и попечителями. Как происходит контроль деятельности органов, ответственность сотрудников органов опеки и т. д.;
  • В шестой оформлено прекращение опеки и попечительства над гражданином, процессы, способы и нюансы. Дан список оснований для прекращения и возможные последствия принятия такого решения;
  • В седьмой описаны виды и категории поддержки государства опекунов и органов опеки;
  • В восьмой главе описаны заключительные и дополнительные условия, требования и положения закона.

Кроме настоящего Федерального закона, сфера опекунства и попечительства регулируется другими нормативами, Федеральными законами и Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Последние поправки

Последние изменения в законе об опеке произошли 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 220. Изменения произошли в ст. 13 ФЗ 48, в части 2. В этой статье написано, что родители могут на время назначить ребенку опекуна, если считают, что в определенный период не смогут выполнять свои обязанности. Согласно изменениям, в случаях, если один из родителей ребенка или оба знают о приближении своей смерти, они могут подать в органы опеки заявление о назначении ребенку опекуна после их смерти. Опекун может быть выбран родителями и должен быть уведомлен об их решении. Родители могут изменить свое решение, подав повторное заявление с оформленными изменениями. Такое заявление обязательно должно быть подписано и датировано. Подпись должна быть удостоверена руководителем органов опеки или другим лицом с похожим статусом.

Согласно 1 статье описываемого закона, он регулирует сферу назначения опекунов и попечителей соответствующими органами. Этот закон регулирует их правоотношения.

В статье 9 написано, что все обязанности и полномочия органов опеки регулируются 35 статьей Гражданского Кодекса РФ. В случае, если подопечный переехал в новое жилье, орган опеки в течение трех дней направляет его дело в орган опеки на территории нового места жительства подопечного. Полномочия новый орган опеки по делу подопечного получает в момент приемки личного дела.

В ст. 12 описана предварительная опека. В случаях когда несовершеннолетнему лицу срочно необходимо назначить опекуна, органы имеют право назначить временное лицо предварительно, до момента нахождения постоянного опекуна. Предварительное лицо обязательно должно быть совершеннолетним и дееспособным.

В ст. 15 ФЗ 48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно этой статье, их права и обязанности относятся к семейному законодательству РФ. Они считаются полноправными и законными представителями своих подопечных. В специальных случаях, органы прописывают в договоре определенные действия и меры, которые может использовать попечитель для защиты интересов или на благо подопечного. Такие лица обязаны отчитываться о серьезных переменах перед органами, как смена места жительства и т. д. Попечителям предоставляется любая медицинская, юридическая, социальная или педагогическая помощь.

Согласно 20 статье, имущество подопечного не подлежит отчуждению, однако существуют исключения:

  • Принудительное взыскание на законных основаниях;
  • Отчуждение недвижимости в интересах владельца;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору ренты, но только в случаях выгоды подопечного;
  • Отчуждение жилой квартиры в случаях переезда;
  • Отчуждение имущества или недвижимости по договору мены, но только в случаях выгоды подопечного.

Чтобы осуществить отчуждение любого имущества, принадлежащего подопечному, нужно получить специальное разрешение от органов опеки и попечительства. Лицо, совершившее отчуждение без разрешения будет нести ответственность согласно статье 21 настоящего закона.

В статье 25 описана отчетность кураторов перед органами. Ежегодно 1 февраля опекун предоставляет в органы отчет о произошедших чрезвычайных ситуациях, о распределении и хранении имущества подопечного. В предоставляемом отчете обязательна информация о хранении имущества, о доходах и расходах при отчуждении, приобретении нового имущества. К отчету прилагается сопутствующая документация в виде чеков, квитанций и бланков. Отчет подписывается руководителем органов попечительства. Все отчеты хранятся в личном деле подопечного, при изменениях руководитель органов вносит измененную информацию в личное дело.

Согласно 29 статье опека прекращается в случаях:

  • Смерти одной из сторон;
  • Оформленных в статье 40 ГК РФ;
  • Освобождения от обязанностей опекуна;
  • Когда в акте о попечительстве окончился срок.

Опекуны могут быть освобождены от своих обязанностей по собственной инициативе. Органы могут отстранить опекуна только если он некачественно выполняет свои обязанности, нарушает закон, нарушает права подопечного.

Полезно также ознакомиться с ФЗ 166 в последней редакции. Подробности по ссылке:

Текст действующей редакции закона

Федеральный закон номер 48 помогает гражданам понять и утвердить особенности процедуры опеки и попечительства. Государство контролирует органы, влияющие на эту сферу и в случаях, если гражданину кажется, что его права были нарушены, рекомендуется скачать ФЗ об опеке и попечительстве в последней редакции с комментариями и изучить закон. Это поможет избежать ошибок и защитить свои права в случае судебного разбирательства.

Скачать Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» можно по ссылке.

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Указанный Закон имеет большое значение для института опеки и попечительства, поэтому рассмотрим его подробнее.

Закон содержит 8 глав и 32 статей.

Глава 1 «Общие положения» состоит из пяти статей. В ней рассматриваются следующие вопросы:

— сфера действия Закона;

— основные понятия, используемые в Законе;

— правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства;

— задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству.

Глава 2 «Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия» включает в себя четыре статьи, посвященные следующим вопросам:

— органы опеки и попечительства;

— задачи органов опеки и попечительства;

— полномочия органов опеки и попечительства;

— обязанности органов опеки и попечительства при перемене места жительства подопечных.

Глава 3 «Правовой статус опекунов и попечителей» состоит из семи статей, которые регламентируют:

— порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами и попечителями;

— назначение опекунов и попечителей;

— предварительные опека и попечительство;

— назначение опекунов или попечителей и отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан;

— установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства;

— права и обязанности опекунов и их попечителей;

— безвозмездное и возмездное исполнение обязанностей по опеке и попечительству.

Глава 4 «Правовой режим имущества подопечных» содержит шесть статей. В ней рассматриваются следующие вопросы:

— имущественные права подопечных;

— охрана имущества подопечных;

— распоряжение имуществом подопечных;

— особенности распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечным;

— предварительное разрешение органов опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечных;

— охрана имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности:

— доверительное управление имуществом подопечного.

Глава 5 «Ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства» включает в себя пять статей. В ней рассматриваются следующие вопросы:

— надзор за деятельностью опекунов и попечителей:

— отчет опекуна или попечителя;

— ответственность опекунов и попечителей;

— контроль за деятельностью органов опеки и попечительства;

— ответственность органов опеки и попечительства.

Глава 6 «Прекращение опеки и попечительства» содержит две статьи. Нормы, содержащиеся в ней, регламентируют:

— основания прекращения опеки и попечительства;

— последствия прекращения опеки и попечительства.

Глава 7 «Государственная поддержка опеки и попечительства» включает в себя одну статью, посвященную формам государственной поддержки опеки и попечительства.

Глава 8 «Заключительные положения» также состоит из одной статьи, в которой рассматривается вопрос о вступлении в силу данного Закона.

Особенности Федерального закона «Об опеке и попечительстве»:

а) вопрос об опеке и попечительстве впервые урегулирован в законодательстве РФ отдельным Законом (ранее он регламентировался нормами ГК РФ и СК РФ);

б) этот Закон повторяет основные положения, существовавшие до его принятия, но конкретизирует некоторые из них;

в) в Законе имеется ряд новых положений, отсутствовавших ранее в законодательстве, регулирующем правовой институт опеки и попечительства.

К новым положениям, по мнению автора, относятся следующие:

а) законодатель предусматривает возможность заключения возмездных договоров об опеке и попечительстве (п. 1 ст. 16 Закона). До этого деятельность опекунов и попечителей была всегда безвозмездной;

б) вознаграждение опекунам (попечителям) может выплачиваться из имущества подопечных, а также за счет средств бюджета субъекта РФ либо из средств третьих лиц. Предельный размер и порядок выплат вознаграждения определяется законом субъекта РФ (п. 2 ст. 16);

в) опекун (попечитель), добросовестно исполняющий свои обязанности, может пользоваться имуществом подопечного, в том числе его жилым помещением, по просьбе последнего, но с разрешения органа опеки (п. 3 ст. 16 Закона);

г) Закон ввел новый институт: предварительного опекунства и попечительства (ст. 12 Закона);

д) одно и то же лицо может иметь несколько опекунов (попечителей) (п. 8, 9 ст. 10 Закона), и наоборот — один и тот же попечитель (опекун) может иметь несколько опекаемых (п. 10 ст. 10 Закона);

е) вред, причиненный попечителем (опекуном) личности или имуществу подопечного, подлежит возмещению опекуном (попечителем) в соответствии с гражданским законодательством (п. 8. ст. 11 Закона);

ж) инициатором назначения опекуна несовершеннолетнему лицу в возрасте до 14 лет могут быть родители последнего. Они имеют право указать конкретное лицо желаемого опекуна и срок опеки. После 14 лет несовершеннолетнее лицо может само инициировать учреждение над ним института попечительства (п. 1 и 3 ст. 13 Закона);

з) договор о приемной семье рассматривается в Законе как разновидность договора об опеке и попечительстве. Такой же разновидностью является договор о патронатной семье (п. 1 ст. 14 Закона);

и) договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную или патронатную семью, заключенные до 1 сентября 2008 г., сохраняют свою силу и в настоящее время. Однако по желанию воспитателей они могут быть переоформлены в соответствии с положениями данного Закона (п. 3 ст. 32 Закона).

Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» от 18 мая 2009 г. № 423.

Это постановление содержит шесть Правил, конкретизирующих положения Федерального закона «Об опеке и попечительстве», а также образцы форм личных дел несовершеннолетних, находящихся под опекой (попечительством), и отчетов опекунов и попечителей об их деятельности.

Данное постановление отменило постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье» и по одному пункту в двух постановлениях Правительства РФ: от 1 февраля 2005 г. № 43 и от 18 августа 2008 г. № 607.

Правила, установленные постановлением Правительства РФ № 423, не пронумерованы, названия их громоздкие, в разных правилах имеются повторения одних и тех же положений.

Рассмотрим основные положения этих Правил.

I. Правила о подборе и подготовке кандидатов в воспитатели несовершеннолетних лиц, оказавшихся без попечения родителей.

Эти Правила состоят из 17 пунктов. Выделим наиболее важные.

1. Подбор, учет и подготовка граждан, желающих стать опекунами (попечителями), осуществляются органами опеки и попечительства, образовательными, медицинскими организациями, а также организациями, оказывающими социальные услуги (п. 3).

2. Информацию о возможности стать опекуном (попечителем) распространяет на территории субъекта РФ орган опеки и попечительства через средства массовой информации.

3. Прием граждан, выразивших желание стать опекуном (попечителем), ведет орган опеки и попечительства (п. 4).

4. Гражданин, желающий стать опекуном (попечителем), представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства пакет документов, перечисленных в п. А Правил. В него входят:

o соответствующее заявление;

o справка с работы о занимаемой должности и размере заработной платы;

o выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства, подтверждающая его права на занимаемую жилую площадь;

o справка из органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

o медицинское заключение о состоянии здоровья заявителя;

o копия свидетельства о браке заявителя;

o согласие в письменной форме членов семьи заявителя, в том числе достигших 10 лет, на опекунство (попечительство) родителей над посторонним ребенком;

o справка о соответствии жилищных условий заявителя требованиям закона при установлении опекунства (попечительства) (выдается бесплатно, но только по запросу органа опеки и попечительства);

o автобиография заявителя;

o паспорт заявителя (п. 5, 6).

5. Действия органа опеки и попечительства, получившего заявление гражданина о желании его стать опекуном (попечителем):

o организовать обследование условий жизни кандидата в воспитатели несовершеннолетнего лица и составить акт обследования в течение трех дней;

o решить вопрос заявителя по существу. При этом возможны три варианта:

а) признать заявителя пригодным для попечительства (опекунства) и поставить на очередь до появления конкретного лица, нуждающегося в опеке и попечительстве. В этом случае заявителю выдается заключение о его пригодности для опекунства (попечительства) в качестве воспитателя;

б) назначить заявителя опекуном (попечителем) конкретного лица;

в) отказать заявителю в его просьбе.

6. В случае вынесения органом опеки и попечительства решения о возможности гражданина быть опекуном сведения о нем вносятся в журнал учета (п. 16, 17). Такое решение действительно в течение двух лет с момента выдачи ему заключения об этом. Оно может быть использовано заявителем для обращения в другой орган опеки и попечительства или в государственный банк данных о детях, оставшихся без родителей (п. 11).

7. Назначение опекуна (попечителя) должно осуществляться в течение 15 дней со дня предоставлении документов, предусмотренных п. 4. Решение оформляется в форме акта и направляется заявителю в течение трех дней с момента подписания.

8. В случае отказа представленные заявителем документы возвращаются ему, при этом объясняется порядок обжалования полученного отказа (п. 9).

9. Кандидат в опекуны (попечители) может быть снят с учета органа опеки и попечительства при наличии одного п.; двух оснований (и. 13):

o подача кандидатом в опекуны в орган опеки и попечительства сведений, препятствующих назначению его быть опекуном (попечителем);

o истечение двух лет со дня постановки гражданина на учет кандидатов в опекуны (попечители) (п. 12).

10. Подготовка кандидатов в опекуны (попечители) органами опеки и попечительства включает в себя следующие действия (п. 14):

o ознакомление кандидата с правами, обязанностями и ответственностью опекуна (попечителя) в соответствии с федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта РФ;

o организацию обучающих семинаров по вопросам педагогики, психологии и основам медицинских знаний:

o обеспечение обследования кандидатов для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего лица в семью.

Подготовка кандидатов осуществляется по специально разработанной программе, утвержденной Минобрнауки России (п. 15) безвозмездно (п. 8).

II. Правила осуществления органами опеки и попечительства и организациями, осуществляющими различные услуги, полномочий в отношении несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей.

Эти правила состоят из восьми пунктов. Изложим важнейшие положения, содержащиеся в них.

1. В случае отсутствия возможностей у органа опеки и попечительства осуществлять полномочия в отношении несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей, последние могут передаваться им организациям, указанным в законе.

2. К организациям, указанным в п. 1, относятся следующие виды:

3. Полномочия организаций, указанных в п. 2:

o выявление несовершеннолетних лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве;

o подбор кандидатов в опекуны (попечители).

4. Организации могут работать с подопечными как на возмездной, так и на безвозмездной основе (в зависимости от договоренностей с органами опеки и попечительства) ( п. 3).

5. Отбор организаций осуществляется органами опеки и попечительства в порядке, установленном Минобрнауки РФ.

6. Организации, желающие выполнять полномочия органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц, должны подать в органы опеки и попечительства соответствующие заявления от имени своего руководителя и комплект учредительных документов своей организации, доказывающих легальность руководства организацией.

7. Срок, отведенный законом для принятия решения органом опеки и попечительства о передаче организации полномочий или об отказе в этом, ограничен: он должен быть не более 30 дней.

8. Копия решения органа опеки и попечительства о передаче полномочий организации должна быть направлена заявителю в течение семи дней со дня подписания (п. 4).

9. Контроль за деятельностью организации, осуществляющей полномочия органа опеки и попечительства, осуществляет орган опеки и попечительства в порядке, установленном им (п. 5).

10. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве), и форма акта о результатах обследования устанавливается Минобрнауки России.

III. Правила заключения договора об осуществлении опеки и попечительства.

Эти правила состоят из четырех пунктов. Выделим наиболее важные положения в них:

1) опекун (попечитель) должен подписывать договор лично (п. 2);

2) договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего лица, так и в отношении нескольких лиц (п. 2);

3) договор заключается в месте проживания опекуна и подопечного в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна (попечителя) (п. 3);

4) размер вознаграждения опекуна (попечителя) не должен превышать 5% дохода от имущества несовершеннолетнего лица за отчетный период в случаях (п. 4):

o использования его;

o управления им.

IV. Правила создания приемной семьи н контроля за условиями жизни и воспитании ребенка в ней.

1. Приемная семья, ранее считавшаяся самостоятельной формой воспитания, теперь представляет собой разновидность опеки. Стало быть, на нее распространяются правовые нормы, регулирующие опеку над несовершеннолетним лицом, и, кроме того, правовое регулирование ее имеет свои особенности.

2. Приемная семья определяется как опека (попечительство) над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного между органом опеки и попечительства и приемными родителями, заключенный на срок, указанный в договоре (и. 2). При передаче ребенка орган опеки и попечительства должен руководствоваться интересами ребенка (п. 9).

3. Договор заключается в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ от 18 мая 2009 г. № 423 и с учетом положения ст. 153.1 СК РФ.

4. Количество приемных детей не должно быть более восьми, включая родных (п. 4).

5. Действия органа опеки и попечительства при оформлении передачи ребенка в приемную семью:

o выявляются личные качества лиц на предмет определения их пригодности быть воспитателями приемных детей (п. 5);

o кандидатам в приемные родители сообщается информация о подопечном лице и выдается направление для посещения его по месту жительства (нахождения) (п. 7);

o знакомят будущего приемного родителя с личным делом ребенка и медицинским заключением о его состоянии здоровья (п. 8);

o выявляется мнение ребенка о передаче его в приемную семью;

o дети, связанные родственными отношениями, должны передаваться в одну и ту же приемную семью (п. 9).

6. Способы проверки условий проживания в приемной семье те же, что и в опекунских и попечительских семьях (см. Правила, описанные в п. V).

V. Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки соблюдения законных интересов подопечных лиц и выполнения своих прав и обязанностей опекунами (попечителями).

Эти правила состоят из 14 пунктов. Приведем их основные положения.

1. Виды проверок, проводимых органами опеки и попечительства:

o плановые проверки;

o внеплановые проверки.

2. Объекты проверки:

o условия жизни подопечных лиц;

o соблюдение опекунами (попечителями) законных интересов подопечных лиц;

o выполнение своих обязанностей опекунами (попечителями),

3. Основанием для проверок являются соответствующие акты органа опеки и попечительства.

4. Осуществляют проверку специальные органы опеки и попечительства.

5. Частота проведения плановых проверок (п. 4):

o один раз в течение первого месяца после назначения опекуна (попечителя);

o один раз в три месяца в течение первого года после назначения опекуна (попечителя);

o один раз в шесть месяцев в течение второго года и последующих лет после назначения опекуна (попечителя).

6. Объектами оценки при проверках являются:

а) сам подопечный. При этом оцениваются его:

o жилищно-бытовые условия;

o состояние здоровья;

o соблюдение гигиены;

o эмоциональное и физическое развитие;

o навыки самообслуживания;

б) семья, в которой проживает подопечный:

o отношение членов семьи к подопечному лицу;

o возможность семьи обеспечить потребности развития подопечного лица (п. 5).

7. Поводом и основанием для проведения внеплановой проверки являются полученные органом опеки и попечительства сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном (попечителем) своих обязанностей либо о нарушении интересов подопечного лица (и. 6).

8. По результатам проверки должен быть составлен в течение 10 дней Акт проверки, в котором отражаются выявленные нарушения, рекомендации опекуну (попечителю) и предложение о привлечении его к ответственности.

9. Акт проверки должен быть составлен в двух экземплярах и утвержден руководителем органа опеки и попечительства. Один экземпляр утвержденного Акта в течение трех дней должен быть отправлен опекуну (попечителю) (п. 8).

10. Полученный опекуном (попечителем) Акт проверки может быть обжалован в судебном порядке.

11. Акт проверки является документом строгой отчетности и должен храниться в личном деле подопечного лица (п. 12).

12. Меры, принимаемые органом опеки и попечительства в случае выявления нарушения законодательства в отношении подопечного лица (п. 13):

o освобождение опекуна (попечителя) от исполнения его обязанностей;

o устройство подопечного лица в другую семью.

VI. Правила ведения личных дел подопечных лиц.

Эти правила состоят из 19 пунктов. Основные положения этих правил следующие.

1. Дан перечень документов, подлежащих хранению в личном деле подопечного лица. В него включены следующие документы:

o свидетельство о рождении либо документы, заменяющие его (заключение медицинской комиссии, установившей возврат подопечного лица, паспорт для лиц старше 14 лет);

o акт о назначении опекуна (попечителя);

o документ, подтверждающий отсутствие родителей у подопечного лица либо невозможность воспитания ими своих детей (решение суда о лишении родительских прав; о признании судом недееспособности, ограниченной дееспособности, безвестного отсутствия либо смерти родителей; свидетельство о смерти родителей либо заявление их о согласии на усыновление их ребенка другими лицами; справка об отбывании родителями уголовного наказания и иные документы);

o медицинские документы о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии, а также о психическом состоянии подопечного лица;

o документ об образовании (для детей школьного возраста);

o другие документы, перечисленные в п.З. Правил при их наличии (19 видов), среди них ежегодные отчеты опекунов (попечителей).

2. Все документы, перечисленные выше, касающиеся подопечного лица, передаются на хранение опекуну (попечителю) в момент его назначения. Последний обязан их вернуть в орган опеки и попечительства по окончании срока опеки (попечительства).

3. В случае изменения места воспитания подопечного лица (например, перевода в детский дом) документы о нем передаются вместе с ним принимающей стороне.

После окончания пребывания подопечного лица под опекой (попечительством) или в организации для детей-сирот им выдаются следующие документы (п. 18):

o полис обязательного страхования;

o медицинские документы о состоянии здоровья;

o документ об образовании;

o справка о пребывании подопечного лица под опекой (попечительством);

o пенсионные документы (при их наличии).

По достижении 18 лет личное дело подопечного лица передается в архив органа опеки и попечительства, в котором хранится в течение 75 лет, после чего подлежит экспертизе ценности документов (п. 19).

Следует иметь в виду, что правовое регулирование опекунства (попечительства) в Российской Федерации в настоящее время не исчерпывается назваными выше документами (СК РФ, ГК РФ, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 453). Оно регулируется еще двумя приказами Минобрнауки РФ:

o от 24 сентября 2010 г. № 957 «Об утверждении Административного регламента исполнения федеральной службой но надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;

o от 14 сентября 2009 г. № 334 «О реализации постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 № 423».

Кроме того, правоприменительным органам направлено письмо Минобрнауки РФ от 31 августа 2010 г. № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних».

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данная форма устройства детей имеет следующие особенности.

1. Дети в воспитательных учреждениях находятся на полном государственном обеспечении.

2. Учреждение выполняет обязанности опекуна и попечителя.

3. Права воспитанников в таких учреждениях совпадают с правами детей, воспитываемых в семье биологических родителей, опекунов, попечителей, приемных родителей. При этом им предоставлены некоторые дополнительные права, предусмотренные п. 1 ст. 155.3 СК РФ и п. 30 Типового положения «Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676, а именно:

o право на льготы при трудоустройстве по окончании пребывания в государственном учреждении;

o право на бесплатное содержание и получение общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

o право на удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;

o право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

o право на развитие своих творческих способностей и интересов;

o право на получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии.

4. Воспитательное учреждение является представителем своих воспитанников в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия и защищает личные и имущественные интересы воспитанников (ст. 26, 28, 37-38 ГК РФ; ст. 155.2 СК РФ).

5. Воспитательное учреждение несет ответственность за вред, причиненный воспитанниками, либо полностью, если они не достигли 14 лет, либо субсидиарно, если они находятся в возрасте от 14 до 18 лет.

6. Обязанность по возмещению вреда, причиненного малолетним воспитанником, не прекращается с достижением им совершеннолетия или получения им имущества, достаточного для возмещения причиненного им вреда (п. 2 и 4 ст. 1073 ГК РФ). Обязанность воспитательного учреждения по возмещению вреда, причиненного воспитанником в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается по достижении им совершеннолетия либо получения доходов, достаточных для возмещения причиненного им вреда, либо когда он приобрел в полном объеме дееспособность до достижения совершеннолетия (п. 2 и 3 ст. 1074 ГК РФ).

7. Администрация воспитательного учреждения обязана в течение трех месяцев с момента поступления ребенка оформить договор передачи жилого помещения, в котором он проживал, в его собственность (приватизировать), если в помещении никто не проживает.

8. Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживали исключительно несовершеннолетние, зачисляются па лицевые счета воспитанников в местном отделении Сбербанка России. Такие сделки возможны только с разрешения органа опеки и попечительства.

Смотрите еще:

  • Статья 66 фз о контрактной системе Закон о контрактной системе (закон о госзакупках). Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с […]
  • Ст 16 федеральный закон от 22111995 n 171-фз Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной […]
  • Статья 17 фз 173 Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
  • Статья 24 часть 5 федерального закона Статья 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве Комментарий к статье 24 1. Для реализации своих прав, исполнения обязанностей лица, участвующие в исполнительном производстве, должны быть надлежащим образом […]
  • Закон о судебных приставов 2014 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ"О судебных приставах" С изменениями и дополнениями от: 7 ноября 2000 г., […]
  • Ст 165 упк рф комментарии Статья 165. Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия СТ 165 УПК РФ 1. В случаях, предусмотренных пунктами 4 - 9, 10.1, 11 и 12 части второй статьи 29 настоящего Кодекса, следователь […]
admin

Обсуждение закрыто.