Гендерное воспитание дошкольников консультации для родителей

Гендерное воспитание дошкольников консультации для родителей

Консультация для родителей «Гендерное воспитание»

Татьяна Кирьянова
Консультация для родителей «Гендерное воспитание»

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, искажение отношения к различным функциям мужчины и женщины, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

Не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребёнок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределение между ними бытовых обязанностей и социальных ролей.

Родители, как правило, имеют не достаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий.

Наблюдая за детьми в подготовительной, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Необходимым условием успешной работы по гендерному воспитанию дошкольников является взаимодействие с семьей, так как только единство дошкольного образовательного учреждения и семьи позволит эффективно решать задачи гендерного воспитания.

Всё это позволило сделать вывод о необходимости проведения консультации для повышения уровня компетентности родителей по данной теме.

Цель: повышение уровня педагогической культуры родителей, их гендерной компетентности.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

1. Формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий.

2. Информационно-просветительская деятельность с родителями по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.

* родители воспитанников приобретут знания об особенностях гендерного воспитания детей;

* воспитатели ДОУ повысят уровень компетентности по данной теме;

* использование материала воспитателями на родительских собраниях и в информационных уголках.

Рекомендации по применению: консультация по вопросам гендерного воспитания может быть использована для педагогического и психологического просвещения родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек — на родительских собраниях, в «Уголках для родителей» (в виде буклета, смотреть приложение); для педагогов дошкольных учреждений — работа с семьёй (беседы, индивидуальные консультации).

Гендерное воспитание — это формирование у детей представления о настоящих мужчинах и женщинах, для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием родителей и воспитателей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

Адекватное половое развитие в первую очередь зависит от семейного уклада, привычек, которые вольно или невольно ребёнок перенимает у родителей – именно поэтому важно, чтобы у крохи были и мама, и папа. Иначе ребёнок станет искать образцы для подражания в других мужчинах и женщинах – и в случае неудачных примеров могут возникнуть «перекосы» в формировании половой идентичности. Так появляются инфантильные мальчики и агрессивные девочки. Стереотипы мужского и женского поведения в нормальной семье прививаются автоматически.

Воспитание детей с учетом гендерных особенностей задача сложная, но посильная. Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной идентичности обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Родители часто задумываются, как правильно воспитывать мальчиков и девочек. И отличается ли их воспитание, или дети есть дети, и никакого особого подхода не надо? Психологи на этот вопрос отвечают однозначно: воспитание мальчиков и девочек, безусловно, должно быть разным. Прежде всего, потому, что у них совершенно разные психологические особенности. А ещё потому, что в любом возрасте мальчики требуют к себе значительно больше доверия, а девочки ждут от окружающих большей заботы.

Мальчики будут благодарны вам за предоставление им самостоятельности. А девочки более беспомощные и всегда нуждаются в поддержке. Например, воспитывая мальчика, надо помнить, что ему необходимо предоставлять возможность добиваться много самому, без помощи взрослых, и тогда мальчик приобретет такое необходимое мужское качество, как целеустремленность и уважение к себе. Если взрослый предлагает малышу мужского пола помощь, то он это расценивает как неуверенность в его силах и изначально очень этому сопротивляется. А вот если помощь предлагать малышке, то она с удовольствием её принимает и расценивает как проявление любви к ней. К сожалению, женское воспитание (а именно женщины больше занимаются воспитанием детей, они сидят с ними в отпуске по уходу, потом детском саду и школе детей воспитывают преимущественно женщины) накладывает отпечаток на формирование мужских качеств у мальчиков. Излишняя опека и забота со стороны мам и бабушек делает будущих мужчин слабыми. И напротив, если девочку воспитывает мужчина и предъявляет к ней завышенные жесткие требования, то девочка начинает сомневаться, что ее любят, и пытается заслужить себе любовь.

Несколько важных советов по воспитанию мальчиков и девочек:

Мальчикам надо чаще говорить, что вы верите в них. Признавать их достижения.

Мальчики должны быть уверены в том, что они всего достигнут в жизни, и эту уверенность них надо вселять путем постоянных похвал.

Мальчикам для достижения цели необходима четкая мотивация.

Мальчиков надо учить оказывать поддержку и помощь окружающим – это поднимет их авторитет в своих собственных глазах.

Для того чтобы заботиться о других и испытывать побуждение к деятельности, мальчикам прежде всего необходимо доверие, принятие и одобрение.

Излишняя опека и забота со стороны мам и бабушек делает будущих мужчин слабыми.

Мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность! Можно использовать юмор в общении — для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.

Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

Девочкам необходимо знать, что их любят просто так, и такими, какие они есть.

Девочки и так уверены в том, что у них все получится, поэтому их надо учить быть реалистками, а не витать в облаках.

А девочкам нужна реальная поддержка и помощь.

Девочки интуитивно надеются, что им обязательно кто-то поможет, и их надо мягко спускать на землю и учить искать выход из затруднительных ситуаций.

Для того чтобы доверять близким и испытывать уверенность в себе, девочкам прежде всего необходима забота, понимание и уважение.

Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребёнок, подражая, перенял только ваши лучшие черты. Так как воспитывают не словом, а делом.

Помните, что отец — это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость.

Мать — это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье. Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, веру в свои силы.

Не стоит забывать, что и мальчики, и девочки должны быть уверены, что их любят. И тем и другим необходима постоянная поддержка, только, как вы поняли, каждому своя, особенная. И тогда у детей будет внутренняя защищенность, которая поможет им быть хорошими людьми, любящими своих родных и близких!

Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС: консультация для родителей и для педагогов

Гендерное воспитание в ДОУ занимает огромное место в развитии дошкольника. Именно поэтому ему уделено столько внимания в учебной программе. Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС должно присутствовать в каждом детском саду.

Гендерное воспитание

Ранее полоролевое воспитание проходило очень легко и в естественной обстановке. Ведь девочки все время были рядом с мамами или нянями. А воспитанием мальчиков занимался отец. Более обеспеченные семьи могли позволить себе нанять гувернера.

Дети, проводя время с родителями и обращая внимание на их поведение, принимали на себя роль матери и отца соответственно. Поэтому в дальнейшем их жизнь складывалась по усвоенному шаблону.

Сейчас же традиции немного поменялись. И намного чаще встречается ситуация, когда и девочек, и мальчиков воспитывает мать или бабушка. Женщина занимается воспитанием не только в домашних условиях. Например, в детских садах очень редко можно встретить воспитателя-мужчину, а вот женщины работают в каждой группе.

Проблемы гендерного воспитания

Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС имеет огромное значение, потому что очень часто встречаются проблемы в данной области. А именно:

  • Низкий уровень состояние детского здоровья.
  • Незнание того, к какому полу малыш относится.
  • Неадекватное поведение молодежи и подростков.

К чему приводят ошибки в гендерном воспитании

Дезориентация половой принадлежности приводит к тому, что девочки и мальчики не знают, как вести себя в той или иной ситуации. Можно все чаще заметить, как девочки вмешиваются в конфликты, пытаясь сами решать проблемы далеко не мирным путем. Мальчики же совсем не умеют вести себя с девочками, эмоционально слабы и не могут за себя постоять.

Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС: диагностика

Диагностика полоролевого воспитания дошкольников включает в себя наблюдение за воспитательным процессом и режимными моментами:

  • Наблюдение за деятельностью педагогов. Выявление уровня оценки полоролевой компетенции воспитателей: анкетирование, тестовые задания.
  • Анализ предметно-развивающей среды группы. Наличие предметов для сюжетно-ролевой игры, ориентируемых на определенный пол.

Для выявления уровня гендерного воспитания дошкольника разработаны следующие диагностические методики:

  1. Наблюдение. Оно включает в себя наблюдение за поведением дошкольников во время занятий и основных режимных моментов, а также в игре.
  2. Наблюдение педагога за различиями поведения в игре и реальной ситуации.
  3. Беседы. Можно использовать следующие темы для бесед: «Я — мальчик», «Мужское поведение» и многие другие.
  4. Тесты. Здесь подойдут следующие: «Моя игрушка», «Скажи, чьи это вещи» и другие.
  5. Рисуночные тесты. Очень информативные и эффективные в проведении диагностики на такую тему. Могут быть: «Это я», «Моя семья», «Хороший мальчик и плохой мальчик» и другие.
  6. Интервьюирование. Воспитатель или психолог-педагог задает вопросы дошкольнику, а затем анализирует его ответы.

Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС на занятии физической культуры

Физическое развитие чрезвычайно важно для дошкольников. Но всем известно, что физические возможности мальчиков и девочек могут существенно отличаться. Бывают, конечно, исключения, но речь сейчас не об этом. Для того чтобы привить девочкам и мальчикам разные представления, не нужно их изолировать друг от друга. Правильнее будет использовать следующие приемы:

  • Разные упражнения. Это значит, что одни выполняют только мальчики (например, отжимание), а другие – девочки (крутят обруч).
  • Разные требования. Нормативы для девочек иные, нежели для мальчиков. Даже если это отжимание, то нужно сделать акцент на том, что мальчики должны отжаться десять раз, а девочки всего пять.
  • Разные способы обучения.
  • При распределении ролей в подвижных играх, например, роль волка предлагают сильным и смелым мальчикам, а вот «зайки» – это осторожные и милые девочки.
  • Разная оценка. Мальчиков нужно оценивать коротко и емко, а девочки обращают внимание на эмоциональную окраску сказанного.
  • Акцентировать внимание дошкольников на виды спорта. Именно на то, что одни бывают мужскими, а другие — женскими.

Рекомендации родителям

В развитии гендерных представлений дошкольников большую роль играет воспитание, которое дают родители. Именно поэтому необходимо проводить беседы с родителями дошколят на тему «Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС». Консультация для родителей, вовремя предоставленная педагогом, поможет не допустить ошибок:

  • Ни в коем случае нельзя забывать о том, что рядом ребенок, который имеет определенную половую принадлежность. Соответственно, будь то мальчик или девочка, они совершенно по-разному думают, чувствуют и действуют. Именно поэтому относиться к ним стоит индивидуально, но, конечно же, обязательно любить.
  • Нельзя сравнивать мальчиков и девочек. Тем более ставить их в пример друг другу, поскольку они совершенно разные.
  • Необходимо запомнить, что сравнение детства родителя другого пола, например, мамы, для сына бесполезно, поскольку приобретенный матерью в младые годы опыт ребенку вряд ли пригодится.
  • При попытке пожурить девочку не нужно повышать голос: для начала необходимо доступно сформулировать претензии. Иначе ребенок растеряется.
  • А вот с мальчиком длинные разговоры не помогут. Он просто устанет слушать и ничего не поймет. Поэтому разговор с ним должен быть коротким и четким.
  • Всем известно, что девочки бывают капризными. Но нужно также знать, что происходит это от усталости. А когда устают мальчики, это сказывается на умственных способностях. Но не нужно за это ругать: в данной ситуации нужно помочь ребенку расслабиться.
  • Часто бывает так, что родители ругают ребенка за то, что он не преуспел в каком-либо виде деятельности. Как правило, это происходит из-за того, что дошкольник не получил вовремя нужную ему поддержку и помощь. Поэтому в данном случае виноват не он, а родители.
  • Запомните навсегда, что нельзя ругать ребёнка за то, что он чего-то не знает или не понимает. Он ещё слишком маленький и не может знать столько же, сколько и взрослые.
  • Ребенок – это сформировавшаяся личность. Поэтому нужно дать ему возможность быть таким, каков он есть или хочет быть.

Ну и последний совет. Для того чтобы не возникало проблем в воспитании ребёнка, необходимо сделать так, чтобы требования родителей максимально совпадали с желаниями их детей.

Советы воспитателям

Всем известно, что гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС имеет огромное значение для развития личности дошкольников. И здесь немаловажную роль играют действия воспитателя. Именно поэтому необходимо проводить занятия на тему «Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС». Консультация для педагогов тоже будет весьма полезна.

Основные советы воспитателям:

  • С мальчиками нужно больше заниматься развитием мелкой моторики. С девочками – крупной.
  • На занятиях для мальчиков нужно подробное объяснение задания.
  • Для девочек будут полезны различные головоломки.
  • Обязательно нужно хвалить мальчика за его энергичность и активность. Далее эти способности следует перенаправить в полезное русло.

Необходимо обязательно хвалить детей, причем и мальчиков, и девочек одинаково. Ведь они этого заслуживают.

Консультация на тему:
Гендерное воспитание дошкольников

Семинар-практикум по гендерному воспитанию дошкольников для педагогов ДОУ

Предварительный просмотр:

Семинар — практикум для педагогов

«Гендерное воспитание дошкольников».

Цель: формирование у педагогов навыков анализа игровой деятельности, коммуникативных умений, особенностей эмоциональных проявлений и поведенческих реакций мальчиков и девочек.

  1. Познакомить педагогов с психологическими различиями мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенностями процесса их социализации.
  2. Развивать у педагогов умение анализировать деятельность мальчиков и девочек в различных сферах.

Сегодня мы с вами поговорим об аспектах гендерного воспитания детей в условиях детского сада. Проблема формирования гендерной идентичности в дошкольных учреждениях сегодня актуальна, как никогда. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлены без учёта гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Организация работы на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, в которых дети проводят большую часть времени. Таким образом, наша с вами задача в работе с детьми в решении проблемы гендерной идентификации заключается не только в формировании мужских и женских качеств, но и в формировании качеств, свойственных обоим полам (доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.).

1. В чем различие понятий половое и гендерное воспитание?

Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего физиологических особенностей полового развития ребенка, т. е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.

Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине.

Половое воспитание является широким понятием, которое включает в себя несколько составляющих:

  1. подразумевает ознакомление ребенка с основами половой жизни.
  2. призвано прививать ребенку гигиенические навыки.
  3. знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями женского и мужского организма, анатомо-физиологическими различиями.

Половая (гендерная) дифференциация – осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности.

Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

2. Участники гендерного воспитания и их роль.

Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:

Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.

2. Педагогический коллектив детского сада.

Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой. Гендерный подход находит свое отражение в детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.

Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении. Главная задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей: подготовке родителей, педагогов, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических вопросов полового воспитания.

4. Окружение ребенка.

Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т. д.

3. Стереотипы воспитания мальчиков и девочек.

Казалось бы, что гендерное воспитание в семье налажено с рождения. Ведь, как только родители узнают пол своего будущего ребёнка, они начинают готовиться и морально и физически к появлению или мальчика, или девочки. Покупают вещи по цвету, игрушки по полу. Но гендерное воспитание не имеет ничего общего со стереотипами: детские прогулочные коляски у мальчиков тёмные, а у девочек розовые.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т. е. в процессе общения с другими людьми.

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он — девочка или мальчик. Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни: в 3 – 4 года дети осознанно различают пол, а в 4 – 5 лет происходит половая социализация; в 6 – 7 лет формируется устойчивое представление о поле, гендерная константность.

Итак, с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики — мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость).

Многие родители считают, что дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим. Т. к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен и масса других негативных нюансов существует.

Сейчас многие дети ассоциируют свой пол с искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота.

Когда-то в России полоролевое воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Опыт народной педагогики так же свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п.

В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома — мама или бабушка, а в детском саду — женщины-воспитатели.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников.

Мы, взрослые, сознательно или бессознательно обучаем ребенка его половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что, значит, быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем девочкам, прощаем проявления агрессивности и поощряем их активность. От девочек ждем душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция как мальчика (или девочки) обусловливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний.

Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье. Здесь многое определяют традиции. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: “Не плачь, ты не девчонка. Ты – “мужчина”. Девочку наставляют: “Не дерись. Не лазай по заборам и деревьям. Ты девочка”.

В начальных классах всех мальчиков ругают за неаккуратность письма и плохой почерк. Например, когда дети начали читать, у них стали проверять технику чтения. И мальчики не укладывались в норму. Интересно, кто ввёл нормы на технику чтения в школах, одинаковую для мальчиков и девочек? Ясно одно, что этим людям не известно, что у представительниц женского пола речь развита почти в 3 раз больше, чем у мужского. За день женщина произносит 20 тысяч слов, а мужчина – 7. Девочки, в отличие от мальчиков, отличаются аккуратностью, так как у них мелкая моторика руки развита лучше, чем у мальчиков.

Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Период дошкольного детства — тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом.

Гендерное развитие детей в детском саду должно быть направленно на то, чтобы гендерная идентичность формировалась у ребёнка вовремя и не было подобных несоответствий:

  • ребёнок не должен предпочитать всё время игрушки и игровые роли противоположного пола;
  • активность в выраженном желании изменить свои пол и имя должна насторожить взрослых;
  • ребёнок в своих снах также в норме видит себя идентичным своему полу;
  • стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола тоже может свидетельствовать о проблемах с гендерной идентичность.

4. Игра «Черты, характерные для мальчиков и для девочек».

Ведущий называет черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, педагоги располагают их в соответствующих колонках.

Черты характера: лидерские качества, агрессивность, порывистость, смелость, душевность, эмоциональная чувствительность, доброта, покорность, уступчивость, кокетливость.

Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

5. Гендерность в русском народном творчестве.

Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.

Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. В мальчиках развивали мужественность, а в девочках — женственность.

Постичь направление и содержание Женственности и Мужественности можно, если тонко исследовать так называемые женские и мужские сказки, то есть сказки, в которых идет рассказ о девочке, девушке, женщине и сказки, в которых речь идет о мальчике, юноше, мужчине.

Сейчас разделимся на 2 команды: первая – подбирает женские сказки, а вторая – мужские.

  • женские: «Золушка», «Крошечка-Ховрошечка» и т. п., в которых имеется определенный набор заданий для героини. Во-первых, она должна перебрать перемешанные семена. Во-вторых, прибрать в доме или выполнить задание, требующее от нее хитрости, смекалки, но не применяя физической силы.
  • мужские: «Жихарка», «Два Ивана», «Как мужик гуся делил».

Запечатленный в книгах духовный и практический опыт воспитания важно сохранить и осмыслить на современном этапе развития человечества.

6. Игры мальчиков и девочек.

В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра. Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения.

Важно не только поощрять объединение девочек и мальчиков в играх, на занятиях и в повседневной жизни, но и научить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола, так как уже в дошкольном детстве девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола. Так же у мальчиков в детских снах и рисунках проявляются символы свободы и путешествий (ветер, окно, мосты, космические полеты, машины, самолеты, ракеты, корабли, символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость, а также символы победы (флаг и горн).

А у девочек проступает совсем другая система символов, им присуще символы материнства (куклы — невесты, детские кроватки, коляски, символы женственности, изящество, легкости, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы, символы очага и домашнего уюта (дом, стол, занавески, посуда, символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы, символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды).

Замечено, что в практике дошкольных образовательных учреждений отмечается дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий. Кукольная мебель, атрибуты для игр девочек ближе женщине-воспитателю. Красивости кукольной жизни больше радуют глаз в отличие от технической игрушки, коробок с конструкторами или наборов для игр с правилами на ловкость, меткость. К тому же материалы и оборудование для игр девочек создают ощущение безопасности в отличие от игрушек, с которыми любят играть мальчики.

Поэтому огромное внимание при проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей надо уделить подбору игрового материала и оборудования для игровой деятельности и мальчиков, девочек.

7. Игрушки для мальчиков и для девочек:

Игра-соревнование. Педагоги объединяются в две группы. Первая группа называет игрушки, в которые чаще всего играют мальчики, вторая – девочки. Называют по очереди. Победит та команда, которая больше видов игрушек назовет.

Вопрос педагогам: Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?

В психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий, так как оно ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики. Необходимо пересмотреть вопросы, связанные с интересами и потребностями мальчиков и девочек.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но мы должны учитывать, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, и поэтому не надо прерывать их игры, а лишь направлять игры мальчиков в нужное русло. Это могут быть такие игры, как дротик, боксерские перчатки, наборы для игр с правилами на ловкость, меткость, игру «Рыболов», «Лото для мальчиков», «Домино для мальчиков» ….

Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т. д. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно «немужское» занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.

В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам. Педагогам важно дать знания о технике и мальчикам, и девочкам. В дошкольном возрасте технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию.

Игра в машинки дает представление: о правилах дорожного движения и основах водительской этики; о назначении различных машин, об отличительных признаках внешнего вида различных моделей.

Если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор, нет никаких патологий. Это этап, который может оказаться полезным для формирования определенных черт — заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки.

8. Взаимодействие мальчиков и девочек.

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут проявлять и свои индивидуальные особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности, является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.

Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной, но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Так мальчики любят дружеские потасовки, что часто не является проявлением агрессии, а создает у детей положительный эмоциональный фон. Педагоги не всегда правильно понимают эту потребность мальчиков и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают, поэтому в группе, где больше мальчиков надо отводить соответствующие игровые зоны с наибольшей площадью. Важно взаимодействие мальчиков и девочек. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата. В играх мальчиков особенно характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверчивости.

1. Мальчики и девочки ведут себя по- разному.

«Комфортность», примерность девочек в сравнении с проказами мальчиков часто лежит в основе того, что при конфликтности между ними педагоги чаще становятся на сторону девочек. Объясняется это незнанием специфики их поведения. Мальчики создают больше шума, чаще не реагируют на рамки и границы, причем и это важно, не из осознанного стремления что-то нарушить или из неуважения к старшим, а из свойственных представителей мужского пола склонности к активной деятельности.

2. От разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному общаются с ними. Следует исходить из того, что в целом нравственный уровень мальчиков и девочек одинаков. И нет никаких оснований в этом плане ставить один пол выше другого, пусть сами нравственные понятия формируются несколько раньше у девочек.

При организации и проведении занятий надо стараться учитывать психологические особенности мальчиков и девочек: девочки-дошкольницы опережают мальчиков в плане психического развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики — в подвижных играх и на занятиях физкультурой. Поэтому надо строить учебно-воспитательную работу таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребенок будет успешен, поскольку постоянная критика и стойкое отсутствие успеха негативно отражаются на развитии самооценки. По данным исследователей, самооценка мальчиков более устойчива, чем самооценка девочек. Кроме этого, девочки весьма чувствительны к тому, как выражается критика или похвала (интонация, форма оценки, публичность). Для мальчиков значимо, за что бранят или хвалят. Поэтому, оценивая результаты деятельности мальчика, делаем акцент на конкретный его успех. Мы говорим мальчикам: «Молодец, Артем, ты хорошо сделал поделку», «Ты делаешь успехи, Паша, сегодня ты научился рисовать домик». Оценивая результаты деятельности девочки делаем акцент на том, как хорошо она что-либо выполнила: «Умница Настя, красиво нарисовала домик», «Молодец, Кристина, изящно станцевала польку».

Девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух, и для них предпочтительнее используем визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Поэтому в процессе обучения мы не только рассказываем, но и активно используем наглядные демонстрации, а также обязательно даем детям возможность потрогать, подержать в руках или соединить новую информацию с движением.

Когда на занятии мы обращаемся с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т. д. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому мальчики не торопятся с ответом, и более тщательно обдумывают его, а значит, тратят большее количество времени, подбирая нужные слова. Надо стараться учитывать это, и выслушивать ответы мальчиков после ответов девочек.

На занятиях по математике используем различные материалы для мальчиков (солдатики, танки, для девочек — мячики, цветочки. На музыкальных занятиях номера отбираются для девочек и мальчиков.

На занятиях по физической культуре предъявляем разные требования и девочкам, и мальчикам при выполнении одних и тех же упражнений, и движений. На прогулке — в трудовой деятельности мальчики расчищают дорожки от снега зимой, летом — копают песок, девочки наводят порядок на веранде, подметают дорожки. Несмотря на разницу подходов в организации основных видов деятельности, есть правила, которые применяются к обоим полам. Дети должны усвоить общие для всех людей ценности, нормы поведения, составляющие основу жизни в любом обществе. Чем больше у детей будет привычных умений и бытовых навыков, тем легче им будет жить дальше.

Для развития начал мужественности у мальчиков следует усиливать внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола и в первую очередь, желание и способность защищать.

Для развития начал женственности у девочек, особое внимание следует уделять воспитанию нежности и заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

  1. Как называется воспитание, основанное прежде всего на знании физиологических особенностей ребенка?
  2. Осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности – это…?
  3. Кому отводится ведущая роль в гендерном воспитании?
  4. В каком возрасте происходит интенсивная социализация ребенка?
  5. Какие сюжетно-ролевые игры можно предложить мальчикам? девочкам?
  • Учите мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой.
  • Помните, что отец — это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим и слабым, мужественность, чуткость.
  • Мать — это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье.
  • Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенность в свои силы.

Памятка «Советы воспитателям»

  1. Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, вышивку, шитье, а у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.
  2. Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение 1 минуты, прежде чем они приступят к действиям.
  3. Используйте чаще различные головоломки для девочек.
  4. Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними. Учите мальчика пользоваться только конкретными, связанными с эмоциями словами.
  5. Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством, используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.
  6. Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям на занятии, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.
  7. Если в группе есть мальчики – лидеры, обязательно обратите внимание на девочек. Возможно, что среди них тоже есть лидер, но из-за мужского доминирования ее лидерским качествам не раскрыться. Необходимо помочь девочке использовать этот потенциал.
  8. Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что .

Представлен опыт работы детского сада по полоролевому воспитанию дошкольников.

Метод рекомендации содержат подробное описание анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек, роль родителей в половой идентификации, подбор дидактических упражнений для девочек и мальчиков.

Воспитание мальчиков и девочек имеет разную структуру.

Консультация для родителей.

Консультация для родителей.

Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу — 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в.

Смотрите еще:

  • Увольнение по статье за прогулы компенсация за отпуск Все ответы на вопрос: выплачивается ли компенсация за отпуск при увольнении за прогул? Дисциплинарные взыскания и их юридические последствия – одна из острых проблем в трудовом законодательстве. В статье предлагается […]
  • Код деятельности ип торговля Коды ОКВЭД для торговли продуктами питания Если Вы ищите Коды ОКВЭД для торговли продуктами питания, то мы предлагаем Вам воспользоваться уже готовым списком кодов. Основной код: Код ОКВЭД 52.11 - Розничная торговля […]
  • Просроченные водительские права что делать Штраф за просроченные водительские права Добрый день, уважаемый читатель. В этой статье речь пойдет про штраф за просроченные водительские права в 2018 году. Теоретически данный штраф может получить любой водитель, […]
  • Нужен ли техосмотр на новую машину казахстан Нужен ли техосмотр на новую машину Предыдущая статья: Е ТО техосмотр Сейчас понятие «талон технического осмотра», как и сам документ полностью вышли из трактовки в законодательстве. Талон технического осмотра был […]
  • Правовые основы организации и деятельности прокуратуры рф Правовые основы деятельности Конституция Российской Федерации Статья 129 1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. 2. Генеральный прокурор […]
  • Мировой суд тверской области официальный сайт Мировой суд тверской области официальный сайт Выберите пошлину: 1. Подача искового заявления 2. Подача заявления о вынесении судебного приказа 3. Подача заявления по делам особого производства 4. Подача искового […]
admin

Обсуждение закрыто.