Комментарий ст 3223 ук рф

Комментарий ст 3223 ук рф

Содержание:

Статья 275. Государственная измена

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 275 УК РФ

1. Конституция закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя (преамбула, ч. ч. 1 и 3 ст. 4). Органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляют предусмотренные Конституцией и федеральными законами меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению обороны страны и безопасности государства (ст. ст. 71, 80, 82, 83, 87, 114 и др. Конституции).

Гарантированные в ст. 29 Конституции России свобода мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию могут осуществляться любым законным способом. Эти права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные положения определяют конституционно-правовые основания гл. 29 УК.

Повышенная степень общественной опасности государственной измены обусловлена в первую очередь участием в совершении преступления наряду со специальным субъектом (гражданином России, в том числе бипатридом) иностранного государства или международной либо иностранной организации, которые всеми доступными им средствами способствуют нанесению ущерба безопасности России. Совершение данного преступления гражданином Российской Федерации совместно с зарубежными представителями затрудняет противодействие такой деятельности, поскольку от государства требуется затрата большего количества ресурсов. В немалой мере на степень общественной опасности влияет и отсутствие возможности применения национального законодательства в отношении иностранных субъектов и членов их семей, обладающих дипломатическим статусом.

По общему правилу в соответствии с ч. 5 ст. 15 УК преступление относится к категории особо тяжких преступлений, а также тяжких преступлений в том случае, если судом применены правила ч. 6 ст. 15 УК и назначенное осужденному наказание не превысило семи лет лишения свободы.

3. Объектом государственной измены являются общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением деятельности Российской Федерации по обеспечению своей безопасности, характеризующейся охраной конституционного строя, суверенитета, территориальной целостностью государства.

Суверенитет Российской Федерации по смыслу ст. ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ представляет собой верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус .
———————————
Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательства (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.

Территориальная целостность представляет собой определенные условия, при которых возможен суверенитет государства, в соответствии с которым Российская Федерация гарантирует неизменный статус своих территорий, возлагает на себя обязанности по охране этой целостности от внешних и внутренних угроз, способных нарушить территориальное единство страны.

Обороноспособность Российской Федерации является ключевым фактором военной безопасности страны, предполагает наличие всех необходимых средств и механизмов для эффективного отражения реальных угроз и противодействия потенциальным.

4. Субъект государственной измены специальный, им является гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. При этом субъектом выдачи государственной тайны выступает только носитель этой тайны: лицо, которому сведения доверены или стали известны по службе (работе), учебе или в иных случаях и на котором лежит обязанность по их неразглашению, либо лицо, оказывающее финансовую, материально-техническую, консультативную или иную помощь иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.

При этом иностранные граждане или лица без гражданства не являются субъектами данного преступления и не могут привлекаться к уголовной ответственности как исполнители, при этом уголовная ответственность по данной статье может наступить в случае наличия в их действиях одного из видов соучастия (ст. 33 УК). За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст. 276 УК.

5. С объективной стороны состав государственной измены сконструирован как формальный, что не предполагает наступление каких-либо общественно опасных последствий и может совершаться одним из способов, исчерпывающе определенных в законе: в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Так, старший научный сотрудник одного из учреждений Ф. имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф. вошел в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф. на одной из конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки. Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение. Действия Ф. квалифицированы по комментируемой статье как государственная измена в формах шпионажа и выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну в ущерб безопасности РФ .
———————————
Научно-практическое пособие по применению Уголовного кодекса РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2005.

В УК РСФСР ранее были предусмотрены семь форм измены, в том числе переход на сторону врага, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, заговор с целью захвата власти. Такие формы государственной измены в настоящее время с учетом правовых позиций КС РФ, высказанных им в своих решениях, признаны противоречащими Конституции .
———————————
Об этом см., например: Постановление КС РФ от 20.12.1995 N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова» // Российская газета. 1996. 18 января.

Под финансовой помощью следует понимать передачу денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ликвидных объектов материального мира, отчуждение нематериальных активов, незаконное предоставление преференций в кредитных, налоговых и других организациях, а также другие действия, способствующие укреплению финансового положения иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, деятельность которых направлена против безопасности РФ.

Материально-техническая помощь представляет собой удовлетворение потребностей иностранного государства, международной либо иностранной организации или иных представителей в материалах и технических ресурсах. Она может заключаться в планировании, обеспечении материалами, деталями, изделиями, транспортными средствами, дорожными и строительными машинами, инструментом, схемами и чертежами и ряде других действий в целях, направленных против безопасности РФ.

Под консультационной помощью следует понимать предоставление советов, подсказок, разработку финансовых схем, разработку планов и другие действия, осуществляемые в интересах иностранного государства, иностранной либо международной организации или их представителей.

6. Предметом государственной измены является любая информация, предоставленная иностранным представителям, которой они в состоянии воспользоваться с целью причинения ущерба безопасности РФ .
———————————
Понятие предмета государственной измены дается исходя из высказанной правовой позиции КС РФ в Постановлении от 27.03.1996 N 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1, 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина» // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768.

В целях защиты безопасности государство относит те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности к государственной тайне. В связи с этим ч. 4 ст. 29 Конституции предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству. В силу указанной конституционной нормы уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции .
———————————
Определение КС РФ от 27.05.2004 N 188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Финкеля Моисея Зусмановича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Реализация требований Конституции обеспечивается Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 08.11.2011) , в котором определено понятие государственной тайны и указаны сведения, относимые к государственной тайне (включая ее военные аспекты).
———————————
РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2007. N 49. Ст. 6055, 6079; 2009. N 29. Ст. 3617; 2010. N 47. Ст. 6033; РГ. 2011. N 159, 160, 254.

7. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям специальным субъектом — гражданином Российской Федерации, которому эти сведения были доверены по службе, работе, учебе или в иных случаях.

Государственная тайна — это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 указанного Закона). Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности любого государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и в Российской Федерации имеют три уровня защиты: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно» . Допуск к этим сведениям ограничен, за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.
———————————
См.: Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011) // СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892; 2007. N 53. Ст. 6550; 2008. N 15. Ст. 1525; N 18. Ст. 2007; N 31. Ст. 3702; N 37. Ст. 4182; 2009. N 21. Ст. 2517; N 24. Ст. 2919; N 40 (ч. 2). Ст. 4684; 2010. N 50. Ст. 6655; 2011. N 15. Ст. 2083; N 24. Ст. 3414; N 39. Ст. 5456.

Выдача тайны считается оконченной (независимо от способа выдачи) с момента, когда рассматриваемые сведения (как предмет преступления) становятся достоянием иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, независимо от их принадлежности к иностранной разведке.

В отличие от шпионажа государственную измену в форме выдачи образует выдача только той информации, которая входит в число сведений о государственной тайне.

Разглашение государственной тайны при отсутствии признаков государственной измены подлежит квалификации по ст. 283 УК.

Государственная измена окончена с момента передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной или международной разведывательной службы (подробнее см. комментарий к ст. 276).

Собирание иных сведений без задания иностранной или международной разведывательной службы не образует государственной измены. Для граждан Российской Федерации собирание таких сведений с целью их дальнейшей передачи указанным адресатам образует приготовление к государственной измене в форме оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности РФ.

9. Шпионаж и выдача представляют собой конкретизацию способов оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям. Именно последняя форма составляет содержание и направленность государственной измены.

Общим для всех способов государственной измены является адресат, проводящий враждебную деятельность, и наличие гражданина Российской Федерации, который оказывает помощь в деятельности в ущерб безопасности РФ.

Иное оказание помощи названным адресатам может осуществляться по заданию или по собственной инициативе. Оно может проявляться в вербовке гражданина России в качестве агента иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, в создании различных организаций, направленных в вовлечение России в вооруженные конфликты, в действиях, направленных на вмешательство в дипломатические отношения России с другими странами в целях их ухудшения или разрыва.

Рассматриваемая форма государственной измены окончена с момента фактического оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в указанных в норме целях.

10. Действия, предусмотренные комментируемой статьей, должны быть направлены исключительно против безопасности РФ. При этом необходимо иметь в виду, что разглашение государственной тайны дружественным международным организациям (их представителям), в которых Российская Федерация имеет членство (ООН, ОДКБ, СНГ, ШОС и т.д.), также образует состав данного преступления.

11. Государственная измена может быть совершена только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа. При этом, исходя из принципа субъективного вменения (см. ст. 5 УК), лицо должно осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату. При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в осуществлении деятельности, проводимой иностранным государством, международной либо иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности РФ. Корыстные либо иные мотивы действий субъекта преступления влияния на целеполучение и квалификацию не оказывают.

12. Возможные материальные последствия государственной измены находятся за пределами состава преступления и могут быть вменены лицу по правилам совокупности преступлений лишь при наличии к тому объективных и субъективных оснований (см. ст. ст. 5, 8, 17 УК).

13. В примечании к комментируемой статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности (поощрительная норма) за некоторые преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Лицо, совершившее государственную измену, а также шпионаж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, освобождается от ответственности, если оно способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России и в его действиях не содержится иного состава преступления.

Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной государственной измене либо иным образом. Закон не ограничивает формы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ был направлен на предотвращение ущерба интересам РФ. Разрешение указанного оценочного вопроса принадлежит правоприменителю, в том числе суду.

Комментарий ст 3223 ук рф

Статья 322 УК РФ. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

Комментарий к статье 322 УК РФ:

1. Непосредственным объектом преступления является установленный нормативными актами порядок пересечения Государственной границы РФ.

2. Объективная сторона состава преступления характеризуется совершением действий, состоящих в пересечении Государственной границы России: а) без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязательным признаком объективной стороны этого состава преступления является место совершения преступления — государственная граница. Государственная граница РФ — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ

Пересечение государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства РФ. Основанием для пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных (ст. 11 Закона от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 03.06.2011)).

Въезд в пункты пропуска через государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными органами и пограничными войсками (ст. 23 Закона от 1 апреля 1993 г. N 4730-1).

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 08.07.2012)

Документами, по которым осуществляется выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, являются: для граждан Российской Федерации — внутригосударственный, дипломатический, служебный паспорт либо паспорт моряка (удостоверение личности моряка) — ст. 7 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ; для иностранных граждан и лиц без гражданства — документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в качестве таковых, а также в определенных случаях — виза, выданная соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением за пределами Российской Федерации — ст. 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ; для транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации необходима российская транспортная виза, виза на въезд в сопредельное государство либо виза государства назначения и действительные для выезда из Российской Федерации проездные документы — ст. 29 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ.

3. Состав преступления — формальный. Преступление считается оконченным с момента, когда лицо пересекло Государственную границу РФ вне зависимости от направления пересечения.

4. Согласно ч. 12 ст. 9 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 не является нарушением правил пересечения Государственной границы РФ вынужденное пересечение Государственной границы РФ лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию Российской Федерации, вынужденный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, осуществляемые в силу следующих чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая; аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна (в том числе, воздушного), иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях; сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях; буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях; доставки спасенных людей; оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.

5. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

6. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

7. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 312-ФЗ «О внесении изменений в статью 322 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 19.12.2012) статья дополнена новой редакцией частей 2 и 3.

По ч. 2 данной статьи ответственность предусмотрена за пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного запрещен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Состав преступления в этом случае формальный. Объективная сторона в целом соответствует представленной в ч. 1 комментируемой статьи. Заведомость означает то, что виновный заранее знал незаконность своего въезда в Российскую Федерацию. Поэтому субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъект преступления специальный — вменяемое лицо, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет.

В части 3 ст. 322 УК предусмотрена ответственность за квалифицированные составы преступлений, указанных в ч. ч. 1 и 2 данной статьи. Ответственность усилена за: а) совершение незаконного пересечения государственной границы РФ в составе группы лиц по предварительному сговору или организованной группы; б) деяние, сопряженное с применением насилия или с угрозой его применения.
Понятия группы лиц по предварительному сговору и организованной группы определяются в ст. 35 УК.

Под насилием в рамках данного состава понимается такой способ пересечения Государственной границы РФ, который допускает максимальное причинение вреда здоровью средней тяжести. Если незаконное пересечение Государственной границы РФ сопряжено с умышленным причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью, необходима дополнительная квалификация по ст. 111 УК. Угрозы могут носить любой характер, связанный с физическим насилием, включая угрозы убийством. В этом составе преступления дополнительным объектом является здоровье человека (как правило, лиц, осуществляющих контроль за порядком пересечения Государственной границы РФ).

8. Примечание к ст. 322 УК РФ оговаривает, что действие рассматриваемой статьи не распространяется на случаи прибытия в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением правил пересечения государственной границы для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, если в их действиях не содержится иного состава преступления. Порядок предоставления политического убежища регламентируется подзаконными нормативными актами.

‹ Комментарии к СТ 321 УК РФВверхКомментарии к СТ 322.1 УК РФ ›

ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ФИКТИВНУЮ РЕГИСТРАЦИЮ И ФИКТИВНУЮ ПОСТАНОВКУ НА УЧЕТ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНОСТРАНЦЕВ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ ИЛИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Николай Григорьевич Кадников, Геннадий Сергеевич Шкабин

Рассматриваются проблемы уголовной ответственности за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет по месту пребывания или места жительства. Анализируются проблемы, которые характеризуют объективные признаки деяния, отражают их социальная обусловленность и обоснованность юридической конструкции. Особое внимание уделяется разграничению смежных преступлений и административных правонарушений в миграционной сфере.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Николай Григорьевич Кадников, Геннадий Сергеевич Шкабин,

PROBLEMS OF CRIMINAL LIABILITY FOR FICTITIOUS REGISTRATION AND FICTITIOUS REGISTRATION OF RUSSIAN CITIZENS AND FOREIGNERS AT THE PLACE OF STAY OR RESIDENCE IN A RESIDENTIAL AREA IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the problems of criminal liability for fictitious registration and fictitious registration at the place of stay or place of residence. It analyzes the problems that character-result objective evidence acts reflect due to their social-ness and validity of legal structure. Special attention has been given is the differentiation of adjacent crimes and administrative offences in migration sphere.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ФИКТИВНУЮ РЕГИСТРАЦИЮ И ФИКТИВНУЮ ПОСТАНОВКУ НА УЧЕТ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНОСТРАНЦЕВ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ ИЛИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343 ББК 67.4

ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ФИКТИВНУЮ РЕГИСТРАЦИЮ И ФИКТИВНУЮ ПОСТАНОВКУ НА УЧЕТ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНОСТРАНЦЕВ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ ИЛИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Николай Григорьевич Кадников,

профессор кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор юридических наук, профессор E-mail [email protected]; Геннадий Сергеевич Шкабин,

доцент кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются проблемы уголовной ответственности за фиктивную регистрацию и фиктивную постановку на учет по месту пребывания или места жительства. Анализируются проблемы, которые характеризуют объективные признаки деяния, отражают их социальная обусловленность и обоснованность юридической конструкции. Особое внимание уделяется разграничению смежных преступлений и административных правонарушений в миграционной сфере.

Ключевые слова: Уголовная ответственность, фиктивная регистрация и фиктивная постановка на учет. Разграничение преступлений и проступков в миграционной сфере.

PROBLEMS OF CRIMINAL LIABILITY FOR FICTITIOUS REGISTRATION AND FICTITIOUS REGISTRATION OF RUSSIAN CITIZENS AND FOREIGNERS AT THE PLACE OF STAY OR RESIDENCE IN A RESIDENTIAL AREA IN THE RUSSIAN FEDERATION

Nikolay G. Kadnikov,

Professor of the Criminal Law Department of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,

Doctor of Law, Professor;

Gennadiy S. Shkabin,

Associate Professor of the Criminal Law Department of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikotya,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Abstract. In the article the problems of criminal liability for fictitious registration and fictitious registration at the place of stay or place of residence. It analyzes the problems that character-result objective evidence acts reflect due to their social-ness and validity of legal structure. Special attention has been given is the differentiation of adjacent crimes and administrative offences in migration sphere.

Keywords: Criminal liability, fictitious registration and fictitious registration. The distinction of crimes and misdemeanors around migration.

В последние годы повысился уровень террористической опасности. Возрастает количество фактов экстремистских проявлений, нарушений общественного порядка. Возрастает необходимость

профилактической работы и выявления лиц, склонных к совершению противозаконных действий, экстремистских проявлений и террористических актов.

Среди причин и условий, способствующих указанным негативным действиям, следует выделить факты нарушения регистрационного режима пребывания и проживания, как граждан РФ, так и иностранных граждан, и лиц без гражданства в жилых помещениях на территории РФ. Следует согласиться с мнением специалистов о том, что есть и иные обстоятельства, которые требуют усиления контроля за нарушением регистрационного режима. Это и занятие незаконной деятельностью, и корыстная мотивация владельцев и арендаторов жилья, которые сдают квартиры, не проверяя данные проживающих. Это и уклонение от уплаты налогов и сборов, алиментов, штрафов. С каждым годом выявляется все больше нарушений в данной сфере, в том числе и фактов фиктивной регистрации. Например, согласно данным миграционной службы в 2011 году было зафиксировано более 6,4 тыс. адресов квартир, по которым было зарегистрировано почти 300 тыс. граждан. В течение последующих двух лет данные показатели возросли в 1,5 раза. По состоянию на конец 2013 года таких адресов насчитывалось уже свыше 10 тыс., а количество зарегистрированных по ним граждан, в том числе и иностранных, оценивается более чем в 500 тыс. человек1.

С учетом возникших проблем было изменено и дополнено миграционное законодательство. Обязанность граждан РФ регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, и порядок регистрации граждан РФ определяет Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (с изм. и доп.) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Этим же законом определено понятие фиктивной регистрации гражданина России по месту регистрации и по месту жительства, а также фиктивной регистрации по месту жительства. Более подробно вопросы регистрации разъясняются в постановлении Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (с изм. и доп.) «Об утверждении Правил регистрации и снятия

1 Данные озвучены на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на тему «О совершенствовании регистрационного учета граждан Российской Федерации и противодействии нелегальному обороту государственных документов» 19 ноября 2013 года: ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru

граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

Как указывается в нормативных документах, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Обязанность иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих в РФ, обладающих правом пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, а также порядок регистрации этих лиц определяют Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (с изм. и доп.), Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (с изм. и доп.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 (с изм. и доп.) «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», и ряд ведомственных документов.

Одновременно законодательно закреплены понятия «фиктивная регистрация по месту жительства» и «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении» применительно к иностранным гражданам (см. п.п. 10,11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Были внесены существенные новеллы в административное и уголовное законодательство. Так, в КоАП РФ и УК РФ были включены нормы об ответственности за миграционные нарушения.

Принятые меры позволили снизить негативные проявления. Вместе с тем, все проблемы решить не удалось. Например, в 2015 г. в Уссурийске в суд

поступило очередное дело о так называемой «резиновой квартире». 32-летняя жительница города поставила своеобразный рекорд, зарегистрировав у себя больше девяти тысяч иностранцев. По версии органов предварительного расследования, с апреля по декабрь 2015 года женщина «поселила» у себя в квартире граждан Китайской Народной Республики, Кореи, Армении, Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, Киргизии, Казахстана, Молдовы и других государств. Так как никто из них реально там не проживал, регистрация была фиктивной. Иностранцы пользовались этим, чтобы избежать привлечения к административной ответственности за нарушение порядка пребывания на территории Российской Федерации.

В 2015 г. в органы внутренних дел Российской Федерации направлено для принятия решений в порядке ст. 144, 145 УПК РФ: 3 414 материалов (+135,0%) — по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 322.2 УК РФ («фиктивная регистрация»), возбуждено 954 уголовных дела (27,9% от общего количества направленных материалов), привлечено к уголовной ответственности 257 чел.; 11 270 материалов (+52,9%) — по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ (за фиктивную постановку на учет иностранных граждан по месту пребывания), возбуждено 5 597 уголовных дел (49,7% от общего количества направленных материалов), привлечены к уголовной ответственности 1 561 чел.

По данным Генеральной прокуратуры РФ в 2015 году иностранными гражданами на территории Российской Федерации совершено 48 210 преступлений (+5,9%).Только в I квартале 2016 года органами прокуратуры выявлено более 10 тыс. нарушений законов в сфере миграции, внесено почти 1,8 тыс. представлений, по итогам рассмотрения которых более 500 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, на незаконные правовые акты принесено около 600 протестов, в суд направлено более 600 заявлений, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено почти 1,3 тыс. лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено около 400 уголовных дел.

Получается такая ситуация — законы принимают, практические органы повышают эффективность работы, но ситуация не улучшается.

Есть проблемы правоприменительного характера, но правильнее начать с проблем законодательного характера.

Итак, в ст. 3222 УК РФ ответственность установлена за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации.

В данной статье закреплено фактически два самостоятельных состава преступления: 1) фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и 2) фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ. В зависимости от этого следует выделить два непосредственных объекта преступления: 1) установленный порядок регистрации граждан РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и 2) установленный порядок регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ. Предметом преступления могут быть документы, содержащие недостоверные сведения.

Диспозиция статьи носит бланкетный характер. Для применения данной статьи необходимо знать ряд нормативных актов. В соответствие с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Однако, несмотря на конституционные нормы, законодатель установил обязанность граждан РФ регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Порядок регистрации граждан РФ определяет Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (с изм. и доп.) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 24.12.2014) «Об утверждении Пра-

вил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», приказ ФМС России от 11.09.2012 № 288 (с изм. и доп.) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». Как отмечено в нормативных актах, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Если учесть, что Конституция РФ является законом прямого действия, то легитимность вышеуказанных нормативных актов весьма сомнительно, но до настоящего времени никто не обжаловал эти нормы в Конституционном Суде РФ.

Обязанность иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих в РФ, обладающих правом пользования жилым помещением, находящимся на территории РФ, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, а также порядок регистрации этих лиц, определяет Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (с изм. и доп.), Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ (с изм. и доп.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 (с изм. и доп.) «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288 (ред. от 21.01.2014) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по ме-

сту жительства в пределах Российской Федерации». Однако не решена, на наш взгляд, до конца проблема таких понятий как «место пребывания и место жительства».

Объективная сторона состава преступления характеризуется деянием в форме альтернативных действий: а) фиктивной регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ; б) фиктивной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ.

Место пребывания представляет определенное место временного проживания гражданина (гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или др.).

Местом жительства может признаваться жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии с нормами Федерального закона № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в оборот введены новые понятия уголовно-наказуемых деяний: «фиктивная регистрация» и «фиктивная постановка на учет». Под фиктивной регистрацией гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства следует понимать регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жи-

лом помещении в РФ следует отличать от проживания гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации (ст. 19.15.1 КоАП РФ). При совершении последнего признаки фиктивности регистрации отсутствуют.

При квалификации рассматриваемого преступления следует обратить внимание, что уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ предусмотрена ст. 3223 УК.

Местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ считается жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в установленном законодателем порядке.

Фиктивной регистрацией по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства является регистрация по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.

Описанные деяния в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства необходимо отличать от административных правонарушений. Содержание деяний, предусмотренных ст. 18.8, 18.9, 18.11 КоАП РФ, не включает фиктивной регистрации.

По конструкции объективной стороны оба состава преступления являются формальными, то есть считаются оконченными с момента фиктивной регистрации. В этом также есть проблема, которая связана с разграничением преступления и проступка в данной сфере. Вместе с тем, мы полагаем, что необходим более четкий критерий для разграничения деяний различной противоправности (тяжесть последствий либо неоднократность нарушений, или корыстный мотив в действиях виновного).

Субъект преступления в данных составах преступлений специальный.

Субъектом фиктивной регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ является лицо, на которое возлагается ответственность за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ, а также сотрудник органа регистрационного учета, осуществивший заведомо фиктивную регистрацию. Это могут быть собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации, уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг, сотрудники территориальных органов ФМС, осуществляющие регистрационный учет.

Субъектом фиктивной регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ, может быть иностранный гражданин, лицо без гражданства, представившие заведомо недостоверные сведения или документы для регистрации, наниматель (собственник) жилого помещения, либо уполномоченное на регистрацию лицо органа осуществляющего миграционный учет.

Говоря о субъекте преступления, нельзя не сказать о том, что в Кодексе административных правонарушений РФ имеется ст. 19.15.2, предусматривающая ответственность за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении (введена Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЗ). В примечании к данной статье выделены группы граждан, которые исключены из числа субъектов данного правонарушения. Таким образом ответственности не подлежат:

1. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в случае представления документированной информации о том, что они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родите-

лями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении.

2. Наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина Российской Федерации в указанном жилом помещении без регистрации в случае:

• представления таким гражданином документированной информации о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;

• проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

• проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;

• проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым.

При установлении признаков субъекта преступления, предусмотренного ст. 3222 УК РФ, имеется проблема включения в их круг лиц, не подлежащих

ответственности по ст. ст. 19.15.2 КоАП РФ. Полагаем, что если указанные лица не подлежат административной ответственности за нарушения в данной сфере, то аналогичный вывод можно сделать и по поводу непривлечения их к уголовной ответственности. Хотя было бы правильнее указать это в примечании к ст. 3222 УК РФ или в разъяснении Пленума Верховного Суда РФ.

В действующем примечании к ст. 3222 УК РФ получил закрепление специальный вид освобождения от уголовной ответственности. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное рассматриваемой статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Субъективная сторона составов преступлений по ст. 3222 УК РФ характеризуется виной в форме прямого умысла.

В ст. 3223 УК РФ установлена уголовная ответственность за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.

В этом случае виновный посягает на установленный порядок постановки на учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ. Предметом преступления могут быть документы, содержащие недостоверные сведения.

Обязанность и порядок постановки на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ определяются нормативными актами, перечисленными в комментарии к ст. 3222 УК, в отношении соответствующей категории лиц.

Объективная сторона состава преступления характеризуется активными действиями, состоящими в фиктивной постановке на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ. Основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахожде-

нии иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.

Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания. Уведомление о прибытии иностранного гражданина должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в предусмотренных законом случаях, непосредственно иностранным гражданином или лицом без гражданства.

В соответствии с примечанием 1 к рассматриваемой статье, под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях в РФ понимается постановка их на учет по месту пребывания (проживания) в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Следует иметь ввиду, что в ст. 3223 УК предусматривается уголовная ответственность за фиктивные действия по постановке на учет по месту пребывания в отношении одного лица. Поэтому в случае совершения таких действий в отношении нескольких лиц уголовная ответственность наступает по совокупности преступлений.

По конструкции объективной стороны рассматриваемый состав преступления является формальным, преступление считается оконченным с момента совершения деяния в виде оформления постановки на учет.

Как и деяние, предусмотренное ст. 3222 УК, рассматриваемое преступление необходимо отличать от административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 18.8, 18.9, 18.11 КоАП РФ. Отличие состоит в том, что составами административных правонарушений не охватывается факт фиктивной регистрации.

Субъект преступления специальный, это достигшие 16 лет: иностранный гражданин или лицо

без гражданства (см. ч. 2 ст. 322 УК); лица, являющиеся принимающей стороной; сотрудники органа миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, уполномоченные на соответствующую регистрацию; уполномоченные работники гостиниц или организацией федеральной почтовой связи.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ и желает совершения таких действий.

В примечании 2 к рассматриваемой статье закреплен специальный вид освобождения от уголовной ответственности, согласно которому лицо, совершившее преступление, предусмотренное данной статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Анализ вышеуказанных составов преступлений позволил выделить следующие проблемы:

• не в полной мере учтены конституционные права граждан на свободу передвижения;

• не совсем четко определено в законе понятие фиктивной регистрации для российских граждан, лиц без гражданства и иностранцев;

• нет четких критериев отличия состава преступления от административного правонарушения (статья 19.15.2.КоАП РФ);

• не учтена роль сотрудников регистрационных органов, не исполняющих свои обязанности и допускающих фиктивную регистрацию, не дана им уголовно-правовая оценка.

В целом было бы правильнее установить уголовную ответственность за подобные нарушения, повлекшие тяжкие последствия либо использовать механизм административной преюдиции, при котором для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы лицо было подвергнутого административной ответственности за совершенное ранее аналогичное нарушение.

Полагаем, что решение указанных проблем позволит навести более четкий порядок в регистрационной дисциплине и усилит охрану прав и свобод граждан от нарушений в данной сфере.

Смотрите еще:

  • Ст 56 часть 1 ук рф Статья 56 УК РФ. Лишение свободы на определенный срок Новая редакция Ст. 56 УК РФ 1. Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную […]
  • Статья 278 тк рф с комментариями 2018 Статья 278. Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации СТ 278 ТК РФ. Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с […]
  • Протокол заседания мо изо технологии музыки Протоколы .docx - Протоколы заседаний ШМО учителей музыки, технологии, изобразительного искусства, физической культуры за 2016 -2017 учебный год Протокол № 1заседания ШМО учителей музыки, технологии,изобразительного […]
  • Закон о регистрации вещных прав Закон о регистрации вещных прав Принят Постановлением Народного Совета 23 июня 2017 года Статья 1 а) в пункте 1 части 1 слова «ограничения (обременения) таких прав» заменить словами «а также фактов возникновения, […]
  • Оказывая юридическую помощь адвокат ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРАКТИКА. ЗАКОН 63-ФЗ. СТАТЬЯ 2 1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат […]
  • Плата за дом и земельный участок Обязана ли я оплачивать коммунальные услуги за земельный участок, если на нём нет строений? Обязана ли я оплачивать коммунальные услуги за земельный участок,если на нём не имею ни одного построения,не прописана и […]
admin

Обсуждение закрыто.