Кто имеет право на обращение в арбитражный суд

Кто имеет право на обращение в арбитражный суд

Статья 4. Право на обращение в арбитражный суд

1. Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой

своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном

Отказ от права на обращение в суд недействителен.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на обращение

в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов имеют

прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы.

3. Если федеральным законом установлен для определенной категории споров

досудебный (претензионный) порядок урегулирования либо он предусмотрен договором,

спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения

такого порядка. При этом лица, указанные в части 2 настоящей статьи, имеют

право на обращение в арбитражный суд без соблюдения досудебного (претензионного)

порядка урегулирования споров.

Комментарий к статье 4

1. Право на обращение в арбитражный суд является надежной гарантией защиты

гражданских, административных и иных материальных прав предприятий, учреждений,

организаций, граждан-предпринимателей и государства.

Комментируемая статья определяет круг субъектов и порядок обращения в

арбитражный суд и правовые последствия отказа от права на обращение в суд.

В ст. 4 АПК выделены две группы субъектов, имеющих право на обращение

в арбитражный суд: 1) заинтересованные лица, обращающиеся в суд за защитой

своих прав и охраняемых законом интересов, и 2) лица, обращающиеся в арбитражный

суд в защиту государственных и общественных интересов.

К первой группе закон (ч. 1 ст. 4 АПК) относит истцов, третьих лиц, заявляющих

самостоятельные требования на предмет спора, заявителей по делам особого производства.

Эти лица требуют защиты своих прав и охраняемых законом интересов, они материально

заинтересованы в исходе дела.

Вторая группа лиц, указанные в ч. 2 ст. 4 АПК, включает прокурора (ст.

38 АПК), государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 39 АПК).

Они обращаются в арбитражный суд в защиту не своих, а государственных и общественных

прав и интересов, и материально-правовых интересов в исходе дела не имеют.

В ч. 2 ст. 4 АПК записано, что указанные лица вправе обратиться в арбитражный

суд только в защиту государственных и общественных интересов. Однако эта правовая

норма не обеспечена соответствующими юридическими гарантиями. В соответствии

со ст. 104 АПК предъявление прокурором иска в защиту прав организации или

гражданина-предпринимателя не является основанием к отказу в принятии искового

Обе группы лиц имеют и общие черты: все они наделены правом на обращение

в арбитражный суд, имеют процессуальный интерес в исходе дела, все они являются

участвующими в деле лицами и наделяются широкими правами, позволяющими доказывать

суду обоснованность заявленных требований, а также распорядительными правами:

они вправе отказаться от иска, изменить предмет или основания иска, уменьшить

или увеличить размер исковых требований, Общим для двух групп лиц, указанных

в ст. 4 АПК, является и то, что все они в процессе выступают от своего имени.

Материально заинтересованные в исходе дела лица, прокурор и государственные

органы, выступающие в защиту государственных и общественных интересов, вправе

реализовать свое право на обращение в арбитражный суд только в пределах, определенных

ст.ст. 21 и 22 АПК. Субъективное право на обращение в арбитражный суд по конкретному

делу у них отсутствует, если оно не подведомственно этому суду.

Право на обращение в арбитражный суд может быть реализовано лицами, указанными

в ст. 4 АПК, только в порядке, предусмотренном АПК: путем подачи искового

заявления или заявления (по делам особого производства), подачи апелляционной,

кассационной жалобы и т.п.

Право на обращение в арбитражный суд обеспечено юридическими гарантиями:

действием принципов арбитражного процессуального права, допустимостью арбитражной

процессуальной формы защиты прав, низкими размерами государственной пошлины,

наличием в арбитражном процессуальном законодательстве исчерпывающего перечня

оснований к отказу в принятии и возвращению искового заявления (ст.ст. 107,

108 АПК), а также исчерпывающего перечня оснований к возвращению апелляционной

и кассационной жалобы (ст.ст. 151, 168 АПК).

2. Гарантией реализации субъективного права организаций и граждан-предпринимателей

на обращение в суд является и закрепленное в ч. 1 ст. 4 АПК правило, в силу

которого отказ от права на обращение в суд недействителен. Отказ от права

на обращение в арбитражный суд недействителен независимо от того, как он был

сделан, в общей форме или для какой-то категории дел или в отношении споров,

возникших или могущих возникнуть в будущем из конкретного договора.

По новому арбитражному процессуальному законодательству заключение соглашения

о передаче спора на разрешение третейского суда не рассматривается как отказ

от права на обращение в арбитражный суд и не является основанием к отказу

или возвращению искового заявления (см. ст.ст. 107, 108 АПК).

Статья 4. Право на обращение в арбитражный суд

СТ 4 АПК РФ

1. Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.

3. Отказ от права на обращение в суд недействителен.

4. Обращение в арбитражный суд осуществляется в форме:

искового заявления — по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;

заявления — по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, по делам приказного производства и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

жалобы — при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

представления — при обращении Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

5. Гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.

Иные споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора только в том случае, если такой порядок установлен федеральным законом или договором.

Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.

Соблюдения досудебного порядка урегулирования спора не требуется по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, делам о несостоятельности (банкротстве), делам по корпоративным спорам, делам о защите прав и законных интересов группы лиц, делам приказного производства, делам, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов, делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, а также, если иное не предусмотрено законом, при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 52, 53 настоящего Кодекса).

6. По соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникший из гражданско-правовых отношений, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и федеральным законом.

7. Исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Комментарий к Ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ

1. Право на обращение в арбитражный суд непосредственно связано с принципом диспозитивности в арбитражном судопроизводстве, который нашел дальнейшее развитие в АПК РФ.

Совершенствование принципа диспозитивности в арбитражном судопроизводстве осуществлялось главным образом за счет развития его содержания. Введено немало новых норм, обновлено и много ныне существующих правовых норм, составляющих содержание этого принципа, появились новые институты, раскрывающие его богатое содержание.

Существенно расширилась подведомственность дел арбитражному суду. Вместе с ней расширилось и право организаций и граждан на обращение в суд и предъявление иска.

Расширены и распорядительные полномочия сторон. Теперь истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде этой инстанции, отказаться от иска полностью или частично (ст. 49 АПК РФ).

Стал более широким и круг специальных полномочий представителя в арбитражном процессе. К ним отнесено и право на предъявление иска (ст. 62 АПК РФ).

По совместному заявлению сторон рассмотрение искового заявления стало возможным в раздельных заседаниях (п. 1 ст. 160 АПК РФ).

Обеспечение имущественных интересов заявителя теперь может иметь место и до предъявления иска в суде (ст. 99 АПК РФ), введены новые основания обеспечения иска.

Обстоятельно разработан новый институт «Примирительные процедуры. Мировое соглашение» (гл. 15 АПК РФ). Здесь подробно изложено о применении примирительных процедур, о праве сторон заключить мировое соглашение в суде любой инстанции, о его форме и содержании, о порядке утверждения судом, исполнении мирового соглашения и др. Введение в Кодекс названной главы следует расценить как большой шаг вперед по обогащению содержания принципа диспозитивности в арбитражном судопроизводстве.

Вместе с тем Кодекс пошел по пути расширения инициативы арбитражного суда по совершению некоторых процессуальных действий.

При обязательном соучастии по делам искового производства, а также по делам, возникающим из административных правоотношений, арбитражному суду предоставлено право по своей инициативе привлекать к участию в деле другого ответчика (ст. 46 АПК РФ). В Кодексе четко определены права прокурора и органов государственной власти на предъявление иска в арбитражном суде (ст. 52, 53 АПК РФ).

2. Право на обращение в арбитражный суд является надежной гарантией защиты гражданских, административных и иных материальных прав предприятий, учреждений, организаций, граждан — предпринимателей и государства.

Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ определяет круг субъектов, имеющих право на обращение в суд, порядок обращения в арбитражный суд и правовые последствия отказа от права на обращение в суд.

В ней выделены две группы субъектов, имеющих право на обращение в арбитражный суд:

1) заинтересованные лица, обращающиеся в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, и

2) иные лица, которые вправе обратиться в арбитражный суд только в случаях, предусмотренных АПК РФ.

К первой группе закон относит истцов, третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, заявителей по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и по другим делам, предусмотренным Кодексом.

Эти лица требуют защиты своих прав и охраняемых законом интересов, они материально заинтересованы в исходе дела.

Вторая группа лиц включает прокурора (ст. 52 АПК РФ), государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы (ст. 53 АПК РФ), они обращаются в арбитражный суд в защиту государственных, общественных и иных публичных интересов и своих материально — правовых интересов в исходе дела не имеют.

Указанные лица вправе обратиться в арбитражный суд только в случаях, предусмотренных Кодексом.

Обе группы лиц имеют и общие черты. Все они наделяются правом на обращение в арбитражный суд, имея процессуальный интерес в исходе дела, являются участвующими в деле лицами с широкими правами, позволяющими доказывать суду обоснованность заявленных требований, а также распорядительными правами: они вправе отказаться от иска, изменить предмет или основания иска, уменьшить или увеличить размер исковых требований. Общее для двух групп лиц, указанных в ст. 4 АПК РФ, то, что они выступают в процессе от своего имени.

Все они могут реализовать право на обращение в арбитражный суд только в порядке, предусмотренном АПК: путем подачи искового заявления или заявления, подачи апелляционной, кассационной жалоб и т.п.

Это право обеспечено юридическими гарантиями: действием принципов арбитражного процессуального права, доступностью арбитражной процессуальной формы защиты прав, невысокими размерами государственной пошлины, наличием исчерпывающего перечня оснований к возвращению искового заявления, а также исчерпывающего перечня оснований к возвращению апелляционной и кассационной жалоб.

3. Гарантией реализации данного субъективного права организаций и граждан — предпринимателей на обращения в арбитражный суд является и закрепленное в ч. 3 ст. 4 АПК правило, в силу которого их отказ от этого права недействителен. При этом не имеет значения, каким образом был сделан такой отказ: в общей форме или для какой-то категории дел либо в отношении споров, возникших или могущих возникнуть из конкретного договора.

По действующему арбитражному процессуальному законодательству заключение соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда не рассматривается как отказ от права на обращение в арбитражный суд и не является основанием к отказу или возвращению искового заявления (ст. 129 АПК РФ).

4. В действующий АПК впервые введены правила, определяющие процессуальные средства (процессуальную форму) обращения в арбитражный суд. Дело в арбитражном суде может быть возбуждено только подачей: а) искового заявления по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; б) заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, при обращении о пересмотре судебных актов в порядке надзора и в иных случаях, предусмотренных Кодексом; в) жалобы (при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций); г) представления — при обращении Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

Какими-то другими процессуальными средствами возбуждать дело в арбитражном суде не допускается.

5. Соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров обязательно в случаях, указанных Законом или договором.

Такой порядок установлен, в частности, Федеральными законами «О связи», «О федеральном железнодорожном транспорте», «О почтовой связи», Кодексом торгового мореплавания РФ и др.

Необходимо иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, установленных федеральным законом и договором, а также в случаях, установленных подзаконным актом, при прямом указании на это в законе. Во всех остальных случаях, если этот порядок предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, его соблюдение не является обязательным для сторон.

Высший Арбитражный Суд РФ, информируя арбитражные суды о Правилах распространения периодических печатных изданий по подписке (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г. N 250), обратил внимание на то, что «предусмотренное в разделе V Правил предъявление претензии подписчиком к редакции, издателю, распространителю, когда споры с участием названных субъектов подведомственны арбитражным судам, не является обязательным условием обращения с иском в арбитражный суд, поскольку досудебное урегулирование споров обязательно для сторон в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором» .
———————————
Информационное письмо ВАС РФ от 29.05.95 N С5-7/ОЗ-294.

6. При применении правила, закрепленного в ч. 6 ст. 4 АПК РФ, надо иметь в виду, что соглашение между сторонами о передаче спора на разрешение третейского суда возможно: а) до принятия судом первой инстанции судебного акта — решения или определения, заканчивающего процесс (о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения); б) а следовательно, только в арбитражном суде первой инстанции (в суде апелляционной, кассационной инстанций это не может иметь место); в) если спор возник из гражданских правоотношений; г) если иное не предусмотрено законом.

Правовые последствия заключения соглашения о передаче спора на рассмотрение третейского суда предусмотрены п. 6 ст. 148 АПК РФ, согласно которому арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что стороны заключили соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда во время судебного разбирательства до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, если любая из сторон заявит по этому основанию возражение в отношении рассмотрения дела в арбитражном суде, за исключением случаев, если арбитражный суд установит, что это соглашение недействительно, утратило силу или не может быть исполнено.

Право на обращение в арбитражный суд. Кто имеет право обращаться в арбитражный суд?

Каждый гражданин Российской Федерации (в дальнейшем заинтересованное лицо) имеет право обратиться в арбитражный суд с целью защиты своих интересов. Заинтересованность в судебной защите подобного рода предполагается в большинстве случаев, однако существует ряд законов, которые четко оговаривают круг лиц имеющих право прибегать к защите своих интересов в арбитражном суде, минуя этапы досудебного или так называемого претензионного урегулирования спора.
Перед тем как мы приступим к детальному рассмотрению ситуаций и заинтересованных лиц, имеющих право обращаться в арбитражный суд, давайте для начала ответим на вопрос: что такое арбитражный суд и чем этот орган судебной власти отличается от остальных?

Арбитражный суд (в мировой практике) – это официальный государственный орган, который занимается урегулированием хозяйственных споров между крупными компаниями, предприятиями, фирмами и т.п. организациями. Его сфера деятельности – это контроль соблюдения договорных отношений и вытекающих из них обязательств. Сюда также можно отнести и внешнеторговые экономические связи международного уровня. Если говорить в частности об арбитражном суде Российской Федерации, то в нем рассматриваются споры участников гражданского оборота, связанные с их предпринимательской деятельностью, а также ряд других споров, которые перечислены в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (АПК РФ). Но самое главное, что вы должны знать об арбитражных судах это то, что их решения являются окончательными и не подлежат обжалованию. Т.е. это высшая инстанция, с помощью которой вы можете защитить свои интересы.

Кто имеет право на обращение в арбитражный суд?

В статье 4 АПК РФ выделяется две группы субъектов, которые имеют право обращаться в арбитражный суд. Первая группа — это заинтересованные лица, которые хотят защитить свои права и интересы, охраняемые законом; вторая группа — это лица, которые обращаются в арбитражный суд для защиты национальных и государственных интересов. В первую группу входят истцы, третьи лица (т.е. лица, имеющие личные требования к предмету спора), а также заявители по делам особого производства. Как вы уже поняли, у вышеперечисленных лиц из первой группы есть собственный (материальный) интерес к исходу судебного разбирательства.
Ко второй группе заинтересованных лиц относятся прокуроры, органы местного самоуправления и государственные органы. Эта группа лиц отличается от первой тем, что ее участники защищают не свои интересы, а общественные или государственные, т.е. они материально не заинтересованы в исходе судебного разбирательства.

Если смотреть в общем, то обе эти группы имеют схожие черты: все их участники имеют право обращаться за защитой в арбитражный суд, у них есть процессуальная заинтересованность в исходе дела, они обладают широкими правами, которые позволяют им доказывать обоснованность своих требований. Помимо этого участники обеих групп обладают и распорядительными правами, т.е. они могут отказаться от иска, внести поправки в основания и предмет иска, а также увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Согласно действующему законодательству, заинтересованные лица могут обращаться в арбитражный суд сразу, без досудебного разбирательства. Однако есть два исключения: когда досудебное разбирательство предусмотрено федеральным законом и когда этого требуют условия договора, ранее заключенного между участниками спора.
Обращение в арбитражный суд может быть составлено в следующей форме: заявление (по делам, связанным с административными правонарушениями), исковое заявление (экономические споры), жалоба.
По общему соглашению сторон дело, находящееся на рассмотрении арбитражного суда, может быть передано на рассмотрение третейского суда, до принятия первой инстанции судебного акта.

Статья 7. Право на обращение в арбитражный суд

1. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

2. Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

3. Частичное исполнение требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа не является основанием для отказа арбитражным судом в принятии заявления о признании должника банкротом, если сумма неисполненных требований составляет не менее чем размер, определяемый в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Обращение в арбитражный суд

Формы, сроки, госпошлина и право на обращение в арбитражный суд

Право на обращение в арбитражный суд закреплено в статье 4 Арбитражно-процессуального кодекса РФ (АКП РФ), подразумевает под собой возможность возбудить и поддерживать рассмотрение по существу конкретного дела в арбитражном суде Москвы и т.д. Данное право также закреплено в статье 46 Конституции РФ «Право каждого на судебную защиту».

Для обращения в суд требуется подготовить и подать заявление, но для того чтобы арбитражный суд при­нял заявление, возбудил производство по делу и, самое главное, рассмотрел дело по существу, лицо должно обладать правом на об­ращение в арбитражный суд за судебной защитой.

Важно: С 1 июня 2016 года соблюдать претензионный порядок для обращения в арбитражный суд по большинству арбитражных споров (в частности, договора с контрагентами) стало обязательным, т.е. возбуждение дела возможно только в случае, если истцом был соблюден претензионный порядок урегулирования спора, который по общему правилу составляет 30 дней, если иной срок не согласован сторонами.

Право на обращение является процессуальным правом

Право на обращение в арбитражный суд за судебной защитой нарушенных или оспариваемых субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов является процессуальным правом и не связано с наличием или отсутствием у лица субъективного материального права или охраняемого законом интереса, в защиту которого оно обращается в арбитражный суд.

Категории дел

Под категориями дел подразумевают статьи АПК РФ по которым обращаются за судебной защитой, к примеру: об установлении фактов, о несостоятельности (банкротстве), об оспаривании решений третейских судов и т.д.

Кто имеет право на обращение в арбитражный суд

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

2. Настоящий Федеральный закон распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.

3. К отношениям, связанным с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, настоящий Федеральный закон применяется с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

4. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, регулирующие несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, содержащиеся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

6. К отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

7. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство);

должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации;

обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;

руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами деятельность от имени юридического лица без доверенности;

конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия;

досудебная санация — меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника — юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства;

наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника;

внешнее управление (судебная санация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему;

конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;

временный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;

внешний управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;

конкурсный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;

мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками должника представлять их интересы при проведении процедур банкротства.

Статья 3. Признаки банкротства

1. Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

2. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

3. Положения, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей

1. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2. Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника — юридического лица, вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пеня) не учитываются при определении размера денежных обязательств.

3. Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.

4. Размер денежных обязательств по требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. В случаях, когда должник оспаривает требования кредиторов, размер денежных обязательств и (или) обязательных платежей определяется арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 63 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Рассмотрение дел о банкротстве

1. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

2. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот, а к должнику-гражданину — не менее ста минимальных размеров оплаты труда, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Право на обращение в арбитражный суд

1. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор и прокурор.

2. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы (далее — иные уполномоченные органы).

3. Заявление о признании должника банкротом может быть подано в арбитражный суд и иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Должник

1. Должник — юридическое лицо обращается в арбитражный суд с заявлением должника о признании должника банкротом (далее — заявление должника) на основании решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, либо решения органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2. Должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в предвидении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок.

3. Заявление должника может быть подано должником в арбитражный суд при наличии имущества должника, достаточного для покрытия судебных расходов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 8. Обязанность по подаче заявления должника в арбитражный суд

1. Руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случаях:

когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами;

когда органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

когда органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случаях, предусмотренных настоящим пунктом, заявление должника подается должником в арбитражный суд независимо от наличия обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Руководитель должника, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

3. Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящей статьей, не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств.

Статья 9. Ответственность руководителя должника за неисполнение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд

1. Непредъявление должником заявления должника в случаях и срок, которые предусмотрены статьей 8 настоящего Федерального закона, влечет субсидиарную ответственность руководителя должника, членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 8 настоящего Федерального закона.

2. Руководитель должника, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушение требований статьи 8 настоящего Федерального закона, могут быть лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами (дисквалифицированы) на срок и в порядке, которые установлены федеральным законом.

3. В случаях, установленных федеральным законом, руководитель должника — физическое лицо, а также индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Статья 10. Фиктивное банкротство и преднамеренное банкротство

1. Если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), должник, подавший указанное заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.

2. В случае банкротства должника по вине его учредителей (участников) или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия (преднамеренное банкротство), на учредителей (участников) должника — юридического лица или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

3. В случаях, предусмотренных федеральным законом, руководитель должника может быть привлечен к уголовной ответственности и (или) дисквалифицирован.

Статья 11. Кредиторы по денежным обязательствам

1. Кредиторами по денежным обязательствам (далее — кредиторы) являются российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Правом на подачу заявления кредитора о признании должника банкротом (далее — заявление кредитора) обладают лица, признаваемые в соответствии с настоящим Федеральным законом конкурсными кредиторами.

Правом на подачу заявления кредитора в арбитражный суд от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования обладают уполномоченные на то органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. К налоговым и иным уполномоченным органам применяются нормы о кредиторах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

4. При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом. С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке.

Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов.

Статья 12. Собрание кредиторов

1. Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в части требований по обязательным платежам налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов участвует представитель работников должника.

Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.

2. К компетенции собрания кредиторов относятся:

1) принятие решения о введении и продлении внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

2) принятие решения о заключении мирового соглашения;

3) принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

4) принятие решения об избрании членов комитета кредиторов, определении количественного состава комитета кредиторов и о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;

5) решение иных вопросов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Конкурсный кредитор, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в части требований по обязательным платежам налоговые и иные уполномоченные органы обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным сумме требований конкурсного кредитора, налогового или иного уполномоченного органа к должнику по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, признаваемым в соответствии с настоящим Федеральным законом установленными на дату проведения собрания кредиторов.

4. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, собрание кредиторов правомочно независимо от числа представленных на нем голосов конкурсных кредиторов при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены.

Статья 13. Порядок созыва собрания кредиторов

1. Собрание кредиторов созывается по инициативе арбитражного управляющего, требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) налоговых и иных уполномоченных органов, требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляют не менее одной трети от общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов, либо по инициативе одной трети от числа конкурсных кредиторов.

2. Собрание кредиторов по требованию комитета кредиторов или конкурсных кредиторов созывается арбитражным управляющим в двухнедельный срок с момента обращения комитета кредиторов или конкурсных кредиторов с соответствующим требованием к арбитражному управляющему.

3. Собрание кредиторов проводится по месту нахождения должника, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

Статья 14. Порядок принятия решений собранием кредиторов

1. Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2. Большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов собранием кредиторов принимаются следующие решения:

о введении и продлении внешнего управления либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего.

3. В случае, если на собрании кредиторов, созванном для решения вопросов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не представлено необходимое для принятия указанных решений число голосов конкурсных кредиторов, созывается повторное собрание кредиторов, которое правомочно принимать такие решения большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании, при условии, что о времени и месте проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены.

Статья 15. Реестр требований кредиторов

1. Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий.

2. В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования.

3. Разногласия, возникающие между конкурсными кредиторами, налоговыми и иными уполномоченными органами и арбитражным управляющим, о составе, размере и об очередности удовлетворения требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

4. Разногласия, возникающие между представителем работников должника и арбитражным управляющим, о составе и размере требований по оплате труда и выплате выходных пособий лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Статья 16. Комитет кредиторов

1. Комитет кредиторов представляет интересы конкурсных кредиторов и осуществляет контроль за действиями внешнего управляющего и конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. Если количество конкурсных кредиторов менее пятидесяти, решением собрания кредиторов может быть предусмотрено возложение функций комитета кредиторов на собрание кредиторов.

3. Комитет кредиторов для осуществления возложенных на него функций вправе:

требовать от внешнего управляющего предоставления информации о финансовом состоянии должника и ходе внешнего управления;

обжаловать в арбитражный суд действия внешнего управляющего и конкурсного управляющего в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

4. В состав комитета кредиторов могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве, определяемом собранием кредиторов, но не более одиннадцати человек.

5. Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета кредиторов.

Статья 17. Избрание комитета кредиторов

1. Члены комитета кредиторов избираются собранием кредиторов на период проведения внешнего управления и конкурсного производства.

По решению собрания кредиторов полномочия всех членов комитета кредиторов могут быть прекращены досрочно. Такое решение может быть принято только в отношении всех членов комитета кредиторов.

2. Выборы комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием.

Требование кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам в размере десяти минимальных размеров оплаты труда дает кредитору право на число голосов, равное числу членов комитета кредиторов, если иное не установлено решением собрания кредиторов. Кредитор вправе отдать принадлежащие ему голоса за одного кандидата или распределить их между несколькими кандидатами в члены комитета кредиторов.

Избранными в состав комитета кредиторов считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.

3. Члены комитета кредиторов могут из своего состава избирать председателя комитета кредиторов.

Если в комитете кредиторов более пяти членов, председатель комитета кредиторов избирается в обязательном порядке.

Статья 18. Заинтересованные лица

1. Заинтересованными лицами в отношении должника признаются:

юридическое лицо, которое является материнским или дочерним по отношению к должнику в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

руководитель должника, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) должника, коллегиальный исполнительный орган должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника, в том числе и освобожденные от своих обязанностей в течение одного года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве.

Заинтересованными лицами в отношении должника являются также лица, находящиеся с физическими лицами, перечисленными в настоящем пункте, в отношениях, определенных пунктом 2 настоящей статьи.

2. Для целей настоящего Федерального закона под заинтересованными лицами в отношении гражданина понимаются его супруг (супруга), родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, сестры и братья супруга (супруги).

3. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, заинтересованные лица в отношении арбитражного управляющего, кредиторов определяются в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

Статья 19. Арбитражные управляющие

1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, арбитражным управляющим (временным управляющим, внешним управляющим, конкурсным управляющим) может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.

2. Арбитражные управляющие действуют на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой государственным органом Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (далее — государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению) в порядке, установленном федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Отзыв в установленном федеральным законом порядке лицензии арбитражного управляющего в период осуществления арбитражным управляющим его полномочий является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей.

3. Арбитражным управляющим не могут быть назначены:

лица, осуществлявшие ранее управление делами должника — юридического лица, за исключением случаев, когда с момента отстранения указанного лица от управления делами должника прошло не менее трех лет;

лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица);

лица, имеющие судимость.

4. Лицо, получившее лицензию арбитражного управляющего, обязано зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде, по назначению которого оно обязуется исполнять обязанности арбитражного управляющего.

О своей регистрации арбитражный управляющий уведомляет государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

Статья 20. Права и обязанности арбитражных управляющих

1. Арбитражный управляющий имеет право:

созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов;

обращаться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

получать вознаграждение в размере и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом;

привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или соглашением с кредиторами;

подавать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей.

2. Арбитражный управляющий обязан:

принимать меры по защите имущества должника;

анализировать финансовое состояние должника;

анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных рынках;

рассматривать заявленные требования кредиторов;

осуществлять иные функции, установленные настоящим Федеральным законом.

3. При осуществлении своих прав и обязанностей арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно с учетом интересов должника и его кредиторов.

Статья 21. Ответственность арбитражного управляющего

1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с настоящим Федеральным законом, которое повлекло убытки для должника или кредиторов, может являться основанием для отзыва лицензии арбитражного управляющего. Иные основания для отзыва лицензии арбитражного управляющего могут быть установлены федеральным законом.

Решение государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению об отзыве лицензии арбитражного управляющего может быть обжаловано в арбитражный суд.

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с настоящим Федеральным законом, при отсутствии последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, может служить основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей.

3. Должник и его кредиторы вправе потребовать от арбитражного управляющего возмещения убытков, причиненных действиями (бездействием) арбитражного управляющего, нарушающими законодательство Российской Федерации.

Статья 22. Вознаграждение арбитражного управляющего

1. Вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом собранием кредиторов и (или) утверждаемом арбитражным судом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации или в порядке, ими установленном, могут быть определены максимальный и минимальный размеры вознаграждения арбитражных управляющих.

Порядок выплаты вознаграждения арбитражным управляющим определяется правовыми актами Российской Федерации или в установленном ими порядке.

2. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, арбитражному управляющему устанавливается дополнительное вознаграждение, выплачиваемое по результатам его деятельности.

3. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением с кредиторами, вознаграждение лицам, привлеченным арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, выплачивается за счет имущества должника.

4. Арбитражный управляющий вправе заключить договор со специализированным фондом при государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, гарантирующий получение арбитражным управляющим минимального вознаграждения, установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом. Условия и порядок заключения указанного договора устанавливаются государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

Статья 23. Процедуры банкротства

1. При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

иные процедуры банкротства, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

2. При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры банкротства:

иные процедуры банкротства, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 24. Объявление должника о банкротстве

При отсутствии возражений кредиторов должник — юридическое лицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Статья 25. Государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению

1. Проведение государственной политики по предупреждению банкротств, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

2. Государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению:

утверждает требования к физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих;

проводит лицензирование деятельности граждан в качестве арбитражных управляющих и осуществляет отзыв лицензий арбитражных управляющих;

организует систему подготовки арбитражных управляющих;

обеспечивает реализацию процедуры банкротства отсутствующего должника;

способствует созданию организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации процедур банкротства;

ведет учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически или социально значимых организаций, представляет предложения по финансовому оздоровлению указанных организаций в Правительство Российской Федерации;

подготавливает по запросу суда общей юрисдикции, арбитражного суда, прокуратуры или иного уполномоченного органа заключение о наличии признаков фиктивного банкротства или преднамеренного банкротства;

издает в пределах своей компетенции, установленной настоящим Федеральным законом, обязательные разъяснения по вопросам реализации процедур банкротства;

осуществляет иные полномочия, предоставленные ему настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

3. Государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению образует территориальные органы, полномочия которых устанавливаются в пределах компетенции государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

4. Государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению вправе в целях реализации положений настоящего Федерального закона об обеспечении процедуры банкротства в отношении отсутствующего должника, а также в целях создания дополнительных гарантий деятельности арбитражных управляющих создать специализированный фонд. Положение о специализированном фонде при государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению утверждается Правительством Российской Федерации.

Смотрите еще:

  • П4 ст 109 нк рф Статья 109 НК РФ. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения СТ 109 НК РФ. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового […]
  • Ст 159 ч4 ук рф особо крупный размер Уголовный кодекс Российской Федерации Раздел VIII. Преступления в сфере экономики Глава 21. Преступления против собственности Статья 158. Кража 1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, - наказывается штрафом […]
  • Покупка дома в железнодорожном Дома в Железнодорожном Продается таунхаус в красивом живописном месте с коттеджной застройкой г. Балашиха д. Соболиха. Таунхаус с чистовой отделкой, 4 сотка земли, вода скважина, электричество 15 квт., газ, стоянка […]
  • Ст1219 коап рф Статья 12.19. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств СТ 12.19 КоАП РФ 1. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 […]
  • Купап ст 221 Кодекс України про адміністративні правопорушення (КУпАП). Науково-практичний коментар. Стаття 221. Районні, районні у місті, міські чи міськрайонні суди (судді) Судді районних, районних у місті, міських чи […]
  • Мишин аа конституционное государственное право зарубежный стран Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Мишин А.А. 17-е изд. - М.: 2013. – 520 с. Книга предназначена для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и экономических вузов и факультетов. […]
admin

Обсуждение закрыто.