Недостоверное декларирование ответственность

Недостоверное декларирование ответственность

Содержание:

Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров

СТ 16.2 КоАП РФ

1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечание. Утратило силу.

Примечания:

1. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с правом Евразийского экономического союза.

2. В случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 1 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате поступления сообщения и регистрации представленных документов, соблюдены в совокупности следующие условия:

1) таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении;

2) таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется;

3) у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей.

3. Пункт 2 настоящих примечаний не применяется в отношении стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное частью 2 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности условия, предусмотренные подпунктами 1 — 3 пункта 2 настоящих примечаний.

Комментарий к Ст. 16.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Часть 1 ст. 16.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за недекларирование товаров, подлежащих декларированию, а ч. ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ — за их недостоверное декларирование.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образует противоправное бездействие, выражающееся в невыполнении лицом возложенной на него в соответствии с таможенным законодательством обязанности декларировать товары.

Декларированию подлежат товары при помещении под таможенную процедуру, а также отходы и остатки, образованные при использовании таможенных процедур переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления и уничтожения (ст. ст. 179, 246, 247, 271, 272, 309 Таможенного кодекса Таможенного союза). Обязанность по декларированию отходов не наступает только в случае, когда отходы переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования на таможенной территории Таможенного союза, и не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом (ст. ст. 246, 272, 309 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Правительство РФ вправе устанавливать, что отдельные категории товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государства — члена Таможенного союза, подлежат декларированию таможенным органам в следующих случаях:

— если при выпуске для внутреннего потребления этих товаров на территории государства — члена Таможенного союза ввозные таможенные пошлины были уплачены по ставкам, размеры которых ниже, чем те, которые применяются в Российской Федерации;

— если на территории государства — члена Таможенного союза при ввозе товаров из государств, не являющихся членами Таможенного союза, были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, а также если при ввозе товаров, изготовленных из этих товаров, за исключением случаев, когда таможенным законодательством Таможенного союза прямо установлено, что такие товары могут перемещаться по таможенной территории Таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин;

— если ввозятся товары, происходящие из государств, не являющихся членами Таможенного союза, к которым применяются ограничения, введенные Российской Федерацией в одностороннем порядке, включая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, даже если эти товары приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

В качестве основания для возникновения обязанности по декларированию товаров Таможенный кодекс Таможенного союза называет также обнаружение таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений у лиц, приобретших такие товары на таможенной территории Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 81). Однако из самой статьи следует, что декларирование в данном случае является правом, но не обязанностью указанных лиц. Кроме этого, обязанность по декларированию не может возникать дважды — сначала в силу перемещения таких товаров через таможенную границу, а потом в связи с их приобретением. Изложенное не позволяет привлекать лиц, приобретших товары на территории Российской Федерации, к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ за их недекларирование. Вместе с тем в действиях таких (должностных либо юридических) лиц может усматриваться состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ.

При разграничении составов правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 и ст. 16.16 КоАП РФ, следует исходить из того, что рассматриваемое правонарушение сопряжено с нарушением таможенных правил, предшествующих этапу декларирования, выведением товаров из-под таможенного контроля либо несанкционированным получением его в пользование либо распоряжение до выпуска. Так, объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, охватываются деяния, выразившиеся в недекларировании товара: не доставленного в место доставки в соответствии с процедурой таможенного транзита; выданного без разрешения таможенного органа со склада временного хранения либо в отношении которого имитировалась процедура временного хранения (бестоварная операция). За недекларирование товара, находящегося на временном хранении (на складе временного хранения, на складе получателя, в транспортных средствах на железнодорожных путях), по истечении установленного срока временного хранения товаров лицо подлежит ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ. При этом деяние, выразившееся в недекларировании товаров, представленных к декларированию вместе с другими товарами (например, если при декларировании партии товаров, хранящейся на складе временного хранения и состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре), квалифицируется по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

2. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за заявление при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

— декларация на товары;

— пассажирская таможенная декларация;

— декларация на транспортное средство.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств — членов Таможенного союза. Такой перечень приведен в ст. ст. 181, 182 Таможенного кодекса Таможенного союза.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает ответственность за заявление при декларировании товаров недостоверных сведений о товарах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

Согласно ст. 68 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае обнаружения таможенным органом или декларантом при декларировании товаров недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров (в том числе если неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров), которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов либо на применение к товарам запретов или ограничений, установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, таможенный орган принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров. Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров.

В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку.

Без проведения дополнительной проверки решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров и в следующих случаях:

1) выявления повлиявшего на величину таможенной стоимости товаров несоответствия заявленных в декларации на товары сведений (качественные и коммерческие характеристики, количество, свойства, происхождение, стоимость и другие сведения) фактическим сведениям, установленным таможенным органом в процессе проведения таможенного контроля;

2) выявления несоответствия заявленной величины таможенной стоимости и ее компонентов предъявленным в их подтверждение документам;

3) выявления технических ошибок (опечатки, арифметические ошибки, применение неправильного курса валюты и иные ошибки), повлиявших на величину таможенной стоимости.

Проведение корректировки и осуществление соответствующих действий является обязательным условием выпуска товаров. Возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. ч. 2 или 3 ст. 16.2 КоАП РФ, в данном случае может быть осуществлено, если недостоверные сведения будут обнаружены таможенным органом после выпуска товаров.

Вместе с тем в случае, если представленные при декларировании недостоверные сведения либо недействительные документы влекут несоблюдение лицом условий помещения товаров под определенную таможенную процедуру, содержание которой предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) ограничений экономического характера, установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, такое деяние подлежит квалификации по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ.

Следует отметить, что заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, поскольку такое заявление посягает на установленный порядок помещения товаров под таможенные процедуры, но не препятствует деятельности таможенного органа как государственного органа.

По ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ квалифицируется представление недействительных документов, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

4. Субъектами ответственности при недекларировании (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ) являются физические или юридические лица, на которые в соответствии с таможенным законодательством возложена обязанность декларировать товары, а при недостоверном декларировании (ч. ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ) — декларанты либо таможенные представители.

5. Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 16.2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров

1. Недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, —

влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, запретов и ограничений, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечание. Для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 настоящей статьи, налагаемого на граждан, используется стоимость товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза. При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

К вопросу о квалификации административных правонарушений при привлечении к административной ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ (общие положения)

Рубрика: 5. Административное право

Дата публикации: 04.07.2016

Статья просмотрена: 933 раза

Библиографическое описание:

Севостьянова Е. В. К вопросу о квалификации административных правонарушений при привлечении к административной ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ (общие положения) [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 37-40. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/182/10864/ (дата обращения: 16.10.2018).

В современных условиях возрастает роль и значение российской таможенной службы не только как органа исполнительной власти, регулирующего важные вопросы внешнеэкономической деятельности государства, но также как правоохранительного и контролирующего органа. Поэтому в правоприменительной деятельности органов административной юрисдикции особую актуальность приобретают вопросы квалификации нарушений таможенных правил, проблемы законности привлечения лиц к административной и иным видам ответственности.

Неправильная квалификация нарушения порядка декларирования товаров при помещении под таможенную процедуру может повлечь назначение меры наказания, неадекватной содеянному, необоснованное применение иных ограничительных мер. При этом наблюдается увеличение числа административных правонарушений в таможенной сфере, изменяется содержание и характер девиантного поведения в этой области общественных отношений. Как показывает анализ практики ФТС России за 2013 г. возбуждено 79 170 дел, в 2014 г. — 79727 дел, в 2015 г. — 80385 дел. Закономерностью является возбуждение наибольшего количества административных дел по недекларированию либо недостоверному декларированию товаров, правовое регулирование которых осуществляется в основном статьей 16.2, а также другими статьями главы 16 КоАП РФ. Например в 2013 г. по ст. 16.2 «Недекларирование или недостоверное декларирование товаров» возбуждено 21555 дел (что составляет 27 % от общего количества), в 2014 г. — 22593 дел об (28 %), в 2015 г. — 23 728 дел (30 %) [1].

В административном праве под квалификацией правонарушений понимается установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками конкретного состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2, с.150].

Квалификация административных правонарушений это, прежде всего, деятельность правоприменительных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. Как составная часть деятельности компетентных должностных лиц (органов) по применению законодательства об административных правонарушениях, квалификация представляет собой мыслительный процесс того или иного лица, заключающийся в сопоставлении признаков совершенного деяния с признаками, включенными законодателем в конструкцию определенного состава.

Результатом этого сопоставления является правовая оценка совершенного деяния. Данной оценкой должностное лицо подтверждает, что деяния содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного той или иной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3]. Такая оценка также является основанием для возбуждения дела по административному правонарушению с привлечением виновного лица к административной ответственности и назначения наказания, предусмотренного санкцией данной статьи.

Таким образом, для выяснения роли квалификации соответствующих правонарушений необходимо сначала проанализировать понятие и признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16. 2 КоАП РФ, в рамках административных правонарушений в области таможенного дела.

Так, административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) — противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленные таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации правила таможенного регулирования, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Оно характеризуется следующими обязательными признаками:

– во-первых, любое административное правонарушение — это деяние, то есть объективно выраженное действие (сокрытие товаров от таможенного контроля, несоблюдение запретов и ограничений, нарушение сроков временного хранения товаров и т. д.) или бездействие (непринятие перевозчиком мер в случае аварии или непреодолимой силы, непредставление в таможенный орган отчетности и т. д.);

– во-вторых, это общественно опасное деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст. 1.2 КоАП РФ общих родовых объектов посягательств. Именно общественная опасность правонарушения обуславливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения. Любое административное правонарушение, посягая на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред. Причем нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (недопоступление таможенных платежей в бюджет), так и создании условий для наступления вреда (нарушение сроков уплаты таможенных платежей). Степень общественной опасности является единственным критерием, отграничивающим административное правонарушение от преступления;

– в-третьих, административным правонарушением признается лишь виновное деяние, и отсутствие вины в действиях (бездействии) физических и юридических лиц полностью исключает возможность квалификации их поведения в качестве административного правонарушения. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ);

– в-четвертых, это деяние противоправное, за совершение которого действующим законодательством предусмотрена административная ответственность;

– в-пятых, административное правонарушение — это деяние наказуемое. Это очень важный признак административного правонарушения. Конкретное действие либо бездействие может быть признано административным правонарушением только в том случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность [4, с. 265].

Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров в свою очередь, это один из видов административных правонарушений в таможенном деле, которое затрагивает общественные отношения связанных с порядком декларирования товаров при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

Таким образом, можно дать следующее определение недекларированию либо недостоверному декларированию товаров, как административное правонарушение, — противоправное, общественно опасное, виновное действие (бездействие) декларанта либо таможенного представителя, посягающее на установленный таможенным законодательством порядок декларирования товаров при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, за котороезаконодательствомоб административных правонарушениях установленаадминистративная ответственность. При этом, в рассматриваемом правонарушении выделяется сразу три отдельных состава такого правонарушения.

Рассмотрим недекларирование либо недостоверное декларирование товаров через призму взаимосвязанных элементов состава данного правонарушения. Необходимость установления признаков состава правонарушения прямо предусмотрена законодателем в ст. 24.5 КоАП РФ, где данные сведения могут рассматриваться как обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении в случае их отсутствия.

Субъектами правонарушения могут быть — физические лица (граждане, должностные лица, предприниматели без образования юридических лиц) или юридические лица, на которых в соответствии с законодательством Таможенного союза, Российской Федерации о таможенном деле возложена обязанность декларирования товаров.

Субъективная сторона — для физических лиц может выражаться в форме умысла или неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность декларирования (достоверного декларирования) в соответствии с требованиями законодательства, но оно не приняло для этого все зависящие от него меры.

Объект правонарушения — порядок таможенного оформления товаров.

Объективные стороны административных правонарушений, предусмотренных частями 1–3 статьи 16.2 КоАП РФ, выражаются в форме бездействия (недекларирования) либо действия (недостоверного декларирования) и состоят в невыполнении обязанности по декларированию товаров по установленной форме (часть 1 статьи 16.2 КоАП РФ), или в недостоверном декларировании, то есть в заявлении в декларации на товары либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений (части 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ).

Часть 1 статьи 16.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП РФ. То есть, таможенному органу не заявляется товар, подлежащий таможенному оформлению (или же не заявляется часть этого товара). Также к недекларированию товаров относятся ситуации, в которых при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в декларации на товары сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации. Таким образом, мы можем говорить о заявлении декларантом либо таможенным представителем несоответствующих действительности сведений о количестве товара. Тем самым лицо не выполняет требование таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара.

Часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Часть 3 статьи 16.2 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, запретов и ограничений.

В Таможенном кодексе Таможенного союза отсутствуют нормы, регламентирующие квалификацию нарушений таможенных правил, т. к. им посвящена вся глава 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное правонарушения, связанного с недекларированием либо недостоверным декларирование товаров, является одним из контрабандообразующих состав административных правонарушений главы 16 КоАП РФ, отличающиеся повышенной опасностью, и как следствие, требуют досконального знания таможенного и административного законодательства, позволяющего правильно квалифицировать совершенное противоправное деяние.

Необходимо согласится с мнением ученого Фаттахова В. М., который определяет критерии правовой квалификации нарушений таможенных правил за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и их зависимость от:

– объекта посягательства, защищаемого нормами главы 16 КоАП РФ, соответствующего классификационной группе однородных общественных отношений в области таможенного дела;

– процессуально удостоверенного характера, способа, времени и места совершения деяния, признаки которого закреплены в применяемой правовой норме;

– категории специального субъекта административной ответственности за нарушения таможенных правил, обозначенного в таможенном или административном законодательстве [5, с. 1].

Статья 16.2 КоАП РФ требует точной квалификации правонарушения по одной из ее частей. В связи с этим возникают определенные сложности при отнесении правонарушений к тому или иному составу АП ст. 16.2 КоАП РФ таможенными органами и судами.

Так, основным критерием разграничения составов правонарушений по ч. ч. 1 и 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является характер заявляемых сведений, а основным критерием разграничения составов правонарушений по ч. ч. 2 и 3 ст. 16.2 КоАП РФ является характер наступивших или предполагаемых негативных последствий правонарушения.

Правильная квалификация нарушения порядка оформления товаров, а именно декларирование товаров при помещении под таможенную процедуру, обеспечивает соблюдение законности при привлечении субъекта к ответственности, выражает достоверную социальную и правовую оценку совершенного деяния, гарантируя при этом обеспечение и соблюдение прав и законных интересов физических и юридических лиц, способствует индивидуализации ответственности и справедливости назначаемых наказаний. Правильная квалификация — это необходимое условие законности правоприменительной деятельности таможенных органов.

Однако деяния, образующие объективную сторону составов административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достаточно многочисленны и для их правильной квалификации, а также для разграничения от других нарушений таможенных правил необходимо детальное изучение действующего таможенного законодательства.

  1. Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов (за 2013–2015 годы).
  2. Юридический словарь/ под ред. А. Н. Азрилиана. — М.: Институт новой экономики, 2007. — 275 с.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  4. Административное право: учебник/ под ред. Л. Л. Попова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2006. — 317 с.
  5. Фаттахов В. М. Правовое регулирование ответственности за нарушение таможенных правил (аспекты квалификации): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юр.наук. — РИО РТА, Люберцы, 2003, с.1

Похожие статьи

К вопросу о правовой квалификации административных.

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение, недостоверное декларирование товаров, Таможенный союз, декларирование товаров.

Административная ответственность в области таможенного.

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение, недостоверное декларирование товаров, Таможенный союз, декларирование товаров.

Административное расследование нарушений таможенных.

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение, недостоверное декларирование товаров, Таможенный союз, декларирование товаров.

Простые и длящиеся административные правонарушения.

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение, недостоверное декларирование товаров, Таможенный союз, декларирование товаров.

К вопросу об административной ответственности за.

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, таможенная граница, дело, Российская Федерация, таможенный орган, правонарушение, Советский районный суд, административное наказание.

РФ, административное правонарушение, дело, Федеральная.

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение, недостоверное декларирование товаров, Таможенный союз, декларирование товаров.

РФ, административное правонарушение, административное.

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение, недостоверное декларирование товаров, Таможенный союз, декларирование товаров.

Понятие и классификация таможенных преступлений

Таможенные преступления — уголовно наказуемые противоправные деяния, существенно нарушающие деятельность таможенных органов по реализации целей и задач, установленных законодательством, совершаемых в сфере таможенного дела при перемещении товаров и.

Актуальные проблемы привлечения к административной.

административное правонарушение, РФ, административная ответственность, Российская Федерация, правонарушение, недостоверное декларирование товаров, Таможенный союз, декларирование товаров.

Недостоверное декларирование ответственность

Севостьянова Екатерина Владимировна

аспирант, Российская таможенная академия, юрисконсульт ЗАО «Юнитрейд»

115114, Россия, г. Москва, 1-й Кожевнический переулок, 6, стр. 1, оф. 402

Sevostyanova Ekaterina Vladimirovna

post-graduate student of the Department of Administrative and Financial Law at Russian Customs Academy, law consultant at Unitrade

115114, Russia, g. Moscow, ul. 1-Yi kozhevnicheskii pereulok, 6 str.1, of. 402

Предметом данной статьи являются проблемы реализации института освобождения от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Автором подробно проводится анализ таможенного и административного законодательства, а также правоприменительной практики по вопросу достаточности и объективности реализуемых условий амнистирования добросовестных участников таможенных правоотношений. Автор статьи исследует правовые основы введения дополнительного основания освобождения от административной ответственности в случае добровольного устранения последствий не заявления сведений либо заявления недостоверных сведений о товарах до выпуска товаров. Методология и методы исследования обусловлены использованием диалектико-материалистического метода познания и основанной на нем совокупности общенаучных и частных научных методов, определенных целями и задачами научно-квалификационной работы (исследования), включая, но не ограничиваясь следующими методами: системно-структурный анализ, логический, обобщение, формально-юридический, контент-анализ и др. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на уровне научной публикации автором проведен комплексный анализ правовых оснований освобождения от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров в условиях функционирования как Таможенного союза, так и Евразийского экономического союза, предложено дополнительное условие амнистирования добросовестного участника таможенных правоотношений от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров.
Ключевые слова: административная ответственность, недекларирование, недостоверное декларирование, Евразийский экономический союз, административное правонарушение, выпуск товаров, освобождение, декларация, изменения, таможня

Дата направления в редакцию:

The subject of this research is the problems of implementing the institution of relief from administrative responsibility for failure to declare or false declaration of goods in Eurasian Economic Union business environment. The author of the article carries out a detailed analysis of tax and administrative laws as well as law-enforcement practice in ensuring adequacy and objectivity of amnesty granting conditions for faithful participants of tax relations. The author of the article analyses the legal bases to introduce supplementary grounds for relieving from administrative responsibility in case of voluntary elimination of consequences of failure to declare or submission of false information about goods before release of goods. The methodology and methods of research include dialectic materialistic approach and a set of general and special research methods that are based on that approach. These methods have been defined by certain goals and tasks of the research including but not limited to structured system analysis, logical method, generalisation, legalistic method, content analysis, etc. The scientific novelty of the research is caused by the fact that for the first time in the academic literature the author carries out an integral analysis of the legal grounds for relieving from administrative responsibility for failure to declare or false declaratino of goods in both Customs Union and Eurasian Economic Union business environments and offers to introduce supplementary grounds for granting amnesty to a faithful participant of tax relations from administrative responsibility for failure to declare or false declaration of goods.

exemption, release of goods, administrative offense, Eurasian economic Union, failure to declare, false declaration, administrative responsibility, declaration, changes, customs

В условиях функционирования качественно нового объединения экономической интеграции — Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и завершения государствами-членами ЕАЭС внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу с 1 января 2018 г. Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС), сфера правового регулирования таможенных правоотношений претерпела значительных изменений. При этом, оставление за государствами-членами ЕАЭС полномочий по национальному регулированию правоохранительной деятельности таможенных органов с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами в рамках Союза, свидетельствует о сохранении двухуровневости административно-правового регулирования порядка привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил.

Наличие указанной специфики требует от законодателя государств-членов ЕАЭС своевременного приведения национального законодательства в соответствии с правом ЕАЭС. Одной из целей такой деятельности является минимизация случаев возникновения противоречивых позиций властных и невластных субъектов таможенных правоотношений по вопросам привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил, которые в результате приводят к невозможности соблюдения в полном объеме как интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности, так и общественных интересов в сфере начисления и уплаты таможенных платежей.

В свете этого одной из актуальной задач является определения достаточности и объективности, закрепленных законодателем, правовых оснований освобождения от административной ответственности невластных субъектов таможенных правоотношений за нарушение таможенных правил в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Проанализируем проблемы реализации данной задачи применительно к составу административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и рассмотрим возможность расширения условий освобождения от административной ответственности декларанта или таможенного представителя в случае устранения последствий не заявления сведений либо заявления недостоверных сведений о товарах до выпуска товаров.

Выбор именно этой конкретной проблематики обусловлен еще двумя важными обстоятельствами.

Во-первых, таможенным законодательством как Таможенного союза, так и Евразийского экономического союза устанавливается возможность декларанта совершить таможенные операции, связанные с изменением и дополнением сведений, заявленных в таможенной декларации как до выпуска товаров, так и после (ст. 191 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), ст. 112 ТК ЕАЭС). Однако, в настоящее время согласно п. 2, 4 примечаний к ст. 16.2 КоАП РФ декларант либо таможенный представитель освобождается от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров по ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, только в случае внесения указанных изменений после выпуска товаров, что лишает возможности освобождения от административной ответственности в случае внесений изменений в таможенную декларацию до выпуска товаров. При этом, последствия устранения недостоверности сведений как до выпуска товаров, так и после выпуска товаров, выраженные в доплате всех дополнительных таможенных платежей, не различаются.

Во-вторых, ролью и значением института освобождения от административной ответственности. Так, введение законодателем возможности освобождения лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренное по ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2. КоАП РФ, от административной ответственности позволяет индивидуализировать административную ответственность исходя из анализа и учета обстоятельств, характеризующих постпротивоправное поведение лица. Добровольная корректировка декларантом или таможенным представителем заявленных в таможенной декларации сведений с доплатой таможенных платежей свидетельствует об отсутствие общественной вредности для таможенных правоотношений.

Правовые основания освобождения от административной за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Перемещение невластным субъектом таможенных правоотношений товаров через таможенную границу Союза с недекларированием либо недостоверным декларирование товаров в соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС признается таможенным законодательством незаконным. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров, как административное правонарушение, совершаемое при перемещении товаров через таможенную границу Союза, относится к административным правонарушениям в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренные главой 16 КоАП РФ. Наименование и диспозиция ст. 16.2 КоАП РФ позволяет отнести данное правонарушение наряду с административными правонарушениями, предусмотренными ч. 3 и 4 ст. 16.1, 16.7, 16.12, 16.17, ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ, в отдельную группу административных деликтов, связанных с противоправными, виновными действиями (бездействием) субъектов в сфере таможенного декларирования [1] .

Так, статьей 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. Ввиду отсутствия законодательного закрепления указанных понятий, на основании системного толкования таможенного и административного законодательства, правоприменительной практики таможенных органов и судов для дальнейшего использования в рамках проводимого исследования сформулированы следующие определения:

— недекларирование товаров — перемещение товаров через таможенную границу Союза с заявлением декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании недостоверных сведений о количественных характеристиках товаров (единицы измерения, вес, объем, комплектность, номенклатура и др.), необходимых для таможенных целей;

— недостоверное декларирование товаров — перемещение товаров через таможенную границу Союза с заявлением декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании недостоверных сведений о качественных характеристиках товара (наименовании, количестве, свойствах и характеристиках), влияющие на классификационный код по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, о таможенной стоимости, о стране происхождения, а также представление недействительных документов, если такие сведений и документы послужили основанием для основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера (ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ) либо основанием для несоблюдения установленных законом запретов и ограничений (ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ).

Переходя к вопросу об основаниях освобождения от административной ответственности за административное правонарушение, следует отметить, что любого рода правонарушение рассматривается как «виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность» [2] , при этом сам факт посягательства, как утверждает, например, Б. М. Лазарев, предполагает нанесение ущерба общественным отношениям, правопорядку, а тем самым интересам общества и граждан [3] .

В рамках заявленной проблематики, не затрагивая анализа точек зрения по сложившейся в связи с подготовкой нового проекта КоАП РФ дискуссии об общественной опасности или об общественной вредности административного правонарушения [4] , следует отметить, что именно определение степени существенности ущерба, нанесенного общественным отношениям в результате административного правонарушения, является основополагающим критерием для освобождения виновного лица от необходимости претерпеть неблагоприятные последствия противоправного деяния.

Так освобождение от административной ответственности применяется к лицам, совершившим административное правонарушение, в случаях, когда все элементы состава административного правонарушения формально имеют место быть. В данном случае при наличии обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, исключающих производство по делу об административном правонарушении, институт освобождение от административной ответственности не применим.

При этом, как верно отметил В.В. Степанов, такое освобождение производится, как правило, с учетом дополнительных условий в виде действий со стороны лица, совершившего деяние, или наличия событий, последовавших за совершенным деянием, или обстоятельств, положительно характеризующих личность деятеля [5] . Такие условия и обстоятельства могут быть как закреплены законодательно, например, в примечаниях к ст. 16.2 КоАП РФ, так и носить оценочный характер при определении признаков малозначительности совершенного деяния (ст. 2.9 КоАП РФ). Более того, законодательно закрепленные условия освобождения от административной ответственности применяются в большинстве случаев как исключение из общих правил исходя из соображений стимулирования добровольного отказа от совершения конкретных правонарушений.

Вопросам об освобождении от административной ответственности за административные нарушения таможенных правил в общем и за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров в частности стали уделять повышенное внимание в научных кругах уже при первых стыковых реформах законодательства об административных правонарушениях и таможенного законодательства. Так, Гречкина О. В. в своем исследовании уделила внимание применению при привлечении к административной ответственности такого понятия, как малозначительность, адаптировав его к таможенным правонарушениям [6] . После образования Таможенного союза более комплексно институт освобождения от административной ответственности по малозначительности правонарушений был исследован Клюшниковым И. А. [7] . Большой интерес в рамках исследования представляет работа Зарубина Н. Н., который в свою очередь, уже в 2013 г. обратил внимание на необходимость введения специальной нормы по освобождению от административной ответственности по ч. 2 и ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, предложив при этом следующую формулировку: «Лицо, обратившееся в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в декларацию на товары до момента выявления таможенным органом административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 2 и 3 настоящей статьи, а также с заявлением об отзыве декларации на товары до выпуска товаров и/или обнаружения таможенным органом данных административных правонарушений, освобождается от административной ответственности за указанные правонарушения» [8] . Однако, его позиция нашла свое отражение на законодательном уровне намного позже.

До законодательного закрепления оснований для освобождения от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, данному вопросу была дана оценка в пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства». Согласно данным разъяснениям уплата декларантом или таможенным представителем таможенных пошлин, налогов в надлежащем размере, а также представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений до выпуска товаров или до составления протокола об административном правонарушении не может рассматриваться как основание освобождения от административной ответственности, а согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ может являться обстоятельством, смягчающим ее [9] .

В последующем, на законодательном уровне последовательно с разницей в один год были введены основания для освобождения от административной ответственности в 2015 г. по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ [10] , а в 2016 г. по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ [11] .

Необходимость введения названных условий амнистирования добросовестного субъекта таможенных правоотношений, обусловлена в первую очередь стимулированием добровольного использования декларантом либо таможенным представителем закрепленного в таможенном законодательстве Таможенного союза права на совершение по своей инициативе таможенных операций, направленных на изменений и дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации, и связанные с отзывом таможенной декларации. Во-вторых, отнесение данных условий к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, не исключило бы дальнейшую возможность при повторном совершении однородного административного правонарушения, рассматривать совершенное административное правонарушение как обстоятельство, отягчающее административную ответственность, что, в свою очередь, отрицательно влияет на постпротивоправное поведение виновного лица.

Согласно п. 2 и 4 примечания к ст. 16.2 КоАП РФ декларант и (или) таможенный представитель освобождается от административной ответственности:

— по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенный представитель в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании товаров с одновременным представлением таможенной декларации или документа, необходимого для внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ранее поданной таможенной декларации, и содержащего сведения о товарах, таможенное декларирование которых не производилось, и документов, на основании которых указанные таможенная декларация или документ заполнены, предусмотренных правом Евразийского экономического союза;

— по ч. 2 ст. 16.2. КоАП РФ в случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных правом Евразийского экономического союза [12] .

При этом, для освобождения от административной ответственности согласно примечаниям к ст. 16.2 КоАП РФ как по ч. 1, так и по ч. 2 помимо фактического устранения последствий заявления недостоверных сведений в таможенной декларации, действия декларанта или таможенного представителя оцениваются по следующим критериям:

критерий добровольности постпротивоправных действий, выраженный в отсутствие на дату, предшествующую дате регистрации обращения, выявленного таможенным органом административного правонарушения в отношении декларируемых товаров, а также отсутствие уведомления о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено законодательством;

— критерий платежеспособность лица, выраженный в отсутствии на дату, предшествующую дате регистрации обращения, задолженности по уплате таможенных платежей, не оплаченных после истечения сроков.

Именно при соблюдении всех названных условий, предусмотренных п. 2 и 4 примечания к ст. 16.2 КоАП РФ, влекущих освобождение лица от ответственности за административное правонарушение по ч. 1 и ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, по результату рассмотрения административного дела может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в соответствии с п. 4 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ.

Рассмотренные условия освобождения от административной ответственности, в итоге позволяют сделать вывод о том, что введение законодателем данных условий направлено не только на добровольное исполнение обязанности субъектами таможенных правоотношений по предоставлению таможенным органам полных и достоверных сведений о перемещаемых через таможенную границу товарах, но и на дополнительное обеспечение соблюдения таможенного законодательства, которое в силу принципа выборочности объектов и форм таможенного контроля должным образом не позволяет таможенным органам выявить все случаи нарушения таможенного законодательства.

Соотношение правовых оснований освобождения от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров с положениями таможенного законодательства. В рамках проводимого исследования особо следует сделать оговорку о том, что законодателем предусмотрена возможность обращения декларанта и (или) таможенного представителя в таможенных орган с внесением изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию только после выпуска товаров. Так, например, п. 2 и 4 примечания к ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена возможность подать такое обращение в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, что свидетельствует о завершении таможенным органом таможенного контроля до выпуска товаров и выпуска товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

При этом необходимо отметить, что порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 [13] , предусматривает внесение соответствующих изменений как на этапе до выпуска товаров, так и после выпуска товаров. В связи с этим вопрос отсутствия освобождения от административной ответственности декларанта и (или) таможенного представителя при внесении изменений в таможенную декларацию до выпуска товаров остается открытым.

Согласно действующему таможенному законодательству порядок внесения изменений и дополнений сведений, заявленных в таможенной декларации, до выпуска товаров носит разрешительный (п. 1 ст. 191 ТК ТС) либо уведомительный характер (п. 3 ст. 193 ТК ТС) [14] . Для рассмотрения возможности освобождения от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование необходимо остановится именно на разрешительной форме.

Так условиями для совершения таможенных операций в разрешительном порядке являются положения, в соответствии с которыми:

1) вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений (ч. 2 п. 1 ст. 191 ТК ТС);

2) если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.

При этом законодатель указал, что изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации. Под иными товара, согласно разъяснениям ФТС России, понимаются товары, отличные по своему составу, техническому описанию, качеству, предназначению [15] .

Таким образом, наличие указанных выше условий осуществления таможенных операций, предусмотренных п. 1 ст. 191 ТК ТС, существенно сужает перечень изменений и дополнений сведений в таможенную декларацию, которые могут внесены до выпуска товаров. Возможность введения условий освобождения от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров до выпуска товаров при данных обстоятельствах весьма ограничена.

Так добровольное изменение и дополнение декларантом либо таможенным представителем заявленных сведений о количественных и качественных характеристик товара, недекларирование либо недостоверное декларирование которых является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ, направлено на соблюдение таможенного законодательства по уплате таможенных платежей и на соблюдение запретов и ограничений.

Например, внесение изменений сведений о химическом составе товара в связи с увеличением удельного веса полиэтилена с 0,939 г/см³ до 0,942 г/см³ влечет за собой переклассификацию товара в подсубпозицию 3901 20 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС с доплатой ввозной таможенной пошлины в размере 6,5%.

То же касается соблюдение запретов и ограничений. Обнаружение до выпуска товара необходимости применения к ввозимому товару (оборудование тепловое газовое для предприятий общественного питания и пищеблоков) мер технического регулирования, установленные Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 016/2011 «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 875, влечет за собой изменений сведений в таможенной декларации о соблюдении установленных таможенным законодательством ограничений в отношении товара.

Несмотря на то, что внесение таких изменений является добровольным постпротивоправным действием, такие изменения не могут быть внесены в таможенную декларацию исходя из положений п. 1 ст. 191 ТК ТС.

Однако, законодатель в качестве исключения из п. 1 ст. 191 ТК ТС указывает, что только в случае корректировки таможенной стоимости при одновременном соблюдении всех названных условий возможно внесение изменений и дополнений сведений в таможенную декларацию, влияющие на принятие решения о выпуске товаров и определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений.

Так одним из оснований принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров до выпуска товаров в силу п. 1 ст. 68 ТК ТС является выявленный декларантом факт недостоверного заявления сведений об их таможенной стоимости, в том числе в связи с неправильным выбором метода определения таможенной стоимости. В качестве примера недостоверного заявления таможенной стоимости товаров являются недостоверные сведения о транспортных расходах, которые дополнительно начисляются к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, согласно первому методу определения таможенной стоимости (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.05.2013 г. по делу № А53-17570/2011 [16] ). В данном случае отказ таможенного органа во внесении изменений и дополнений сведений, заявленных в таможенной декларации, по данному основания может быть признан незаконным.

Исходя из системного толкования ст. 68 ТК ТС, п. 1 ст. 191 ТК ТС, ст. 16.2 КоАП РФ, можно сделать вывод о том, что декларант либо таможенных представитель по аналогии с п. 2 и 4 примечания к ст. 16.2 КоАП РФ может быть освобожден до выпуска товаров только по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ в случае добровольного внесения изменений и дополнений сведений в таможенную декларацию о таможенной стоимости товаров, при одновременной соблюдении условий предусмотренных п. 1 ст. 191 ТК ТС.

В то же время разработчики нового ТК ЕАЭС внесли существенные изменений в таможенные операции, связанные с внесением изменений и дополнений сведений в таможенной декларации (п. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС [17] ). В проекте ТК ЕАЭС первое положение исключено как рудимент, препятствующий торговле, а также были уточнены формы таможенного контроля и меры, обеспечивающие его проведение, начало которых является основанием для отказа во внесении изменений в сведения до выпуска товаров [18] .

Однако, положение, предусмотренное абз. 4 п. 1 ст. 191 ТК ТС, регулирующее запрет на внесение изменений и дополнений сведений в таможенную декларацию об иных товарах, осталось неизменным.

Вследствие этого в рассматриваемой части новые правила ТК ЕАЭС позволяют вносить изменений и дополнений сведений в таможенной декларации до выпуска товаров независимо от того, влияют ли эти изменения на решение о выпуске товаров или на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений.

Таким образом, добровольное устранение декларантом и (или) таможенным представителем последствий не заявления сведений о товарах либо заявления недостоверных сведений о товарах до выпуска товаров при соблюдении условий, предусмотренных п. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС, с доплатой таможенных платежей и соблюдением запретов и ограничений направлено на добросовестное соблюдение правил и норм таможенного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

При данных обстоятельствах данные постпротивоправные действия можно расценивать как меру по соблюдению правил и норм таможенного законодательства, что исходя из положений ст. 2.2 КоАП РФ исключает вину декларанта и (или) таможенного представителя в виде причинения реального ущерба в связи с неуплатой таможенных платежей или несоблюдение запретов и ограничений, до выпуска товаров.

Учитывая изложенное, целесообразно внести п. 5 примечания ст. 16.2 КоАП РФ, в следующей редакции: «В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, зарегистрировавший таможенную декларацию, мотивированного обращения о внесении изменений (дополнений) сведений в таможенную декларация до выпуска товаров при соблюдении в совокупности условий, предусмотренных п. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС, лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение».

Подводя итог проведенного исследования, необходимо отметить, что внесение существенных изменений в таможенное законодательство в связи с действием Евразийского экономического союза, анализ сложившейся судебной практики, а также со наличие двухуровневость административно-правового регулирования порядка привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил в совокупности позволили осознать и пересмотреть исходные положения таможенного законодательства о таможенных операциях по внесению изменений и дополнений сведений в таможенную декларацию до выпуска товаров, влияющих на освобождение от административной ответственности за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров. В связи с чем было предложено дополнительное условие амнистирования добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Представляется, что введение соответствующих изменений в национальное законодательство об административных правонарушениях позволит создать дополнительные условия для соблюдения добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства, которое в силу принципа выборочности объектов и форм таможенного контроля должным образом не позволяет таможенным органам выявить все случаи нарушения таможенного законодательства.

Смотрите еще:

  • Установление и оспаривание отцовства с участием иностранных граждан Статья 162. Установление и оспаривание отцовства (материнства) 1. Установление и оспаривание отцовства (материнства) определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению. 2. […]
  • Купап ст 221 Кодекс України про адміністративні правопорушення (КУпАП). Науково-практичний коментар. Стаття 221. Районні, районні у місті, міські чи міськрайонні суди (судді) Судді районних, районних у місті, міських чи […]
  • Адрес ск рф бастрыкину Порядок рассмотрения обращений и приема граждан Адрес: г. Москва, ул. Арбат, д. 16/2, стр. 1 Телефон для справок: 8 (495) 690-65-53, 8 (495) 691-63-15 Адрес для письменных обращений: 119002, г. Москва, ул. Арбат, д. […]
  • Покупка машины на материнский капитал 2018 в санкт-петербурге Материнский капитал в Санкт-Петербурге Наряду с общегосударственной программой материнского капитала, в Санкт-Петербурге действует городская. Маткапитал в СПб отличается от федерального тем, что выдается только […]
  • Ук рф 2011 ст 264 Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств О судебной практике по делам о преступлениях, […]
  • Это ваше конституционное право Архив форума Всего найдено: 162. Показано: 76—90 [14.02.2008 17:18] – Helena Ну, это я про то, что обновление сайта понравилось, а к Форуму интереса никакого не проявили. . [6.02.2008 18:15] – volopo . и вкуснее: […]
admin

Обсуждение закрыто.