Права и обязанности родителей по воспитанию детей в российской федерации

Права и обязанности родителей по воспитанию детей в российской федерации

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО РОССИИ

Права и обязанности родителей по воспитанию и обра­зованию детей. Наиболее важным среди родительских прав яв­ляется право родителей на воспитание детей (ст. 63 СК). При­чем, как закреплено в п. 1 ст. 63 СК, родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей. Родите­ли обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. В этой связи вполне обоснованно установление законом ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка, что отвечает и требованиям ст. 18 и 27 Конвенции о правах ребенка. За неис­полнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по вос­питанию детей родители могут быть привлечены к различ­ным видам юридической ответственности: административ­ной (ст. 164 КоАП), гражданско-правовой (ст. 1073-1075 ГК), семейно-правовой (ст. 69 и 73 СК), уголовной (ст. 156 УК). Прин­цип равной ответственности родителей за воспитание несовер­шеннолетних детей закреплен и в законодательстве некоторых субъектов РФ * . Причем в ряде регионов страны одновременно с этим также предусмотрено, что труд по воспитанию детей приравнивается ко всякому другому труду и является основой для достойного социального обеспечения ** .

* См. напр.: п. 1 Ст. 93 Устава — Основного закона Читинской области от 1 июня 1995 г. // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 2. М., 1996. С. 190; Ст. 19 Устава Ростовской области от 19 апреля 1996 г. // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной облас­ти, автономных округов Российской Федерации. Вып. 4. М., 1997. С. 225.

** См. напр.: п. 2 Ст. 25 Устава (Основного закона) Тамбовской области от 30 ноября 1994 г.; п. 2 Ст. 116 Устава (Основного закона) Белгородской области от 20 апреля 1995 г.; п. 2 Ст. 101 Устава Ханты-Мансийского автономного округа от 30 мая 1995 г. Там же. С. 54, 324.

В ст. 63 СК в отличие от КоБС (ст. 1, 52) не конкретизиру­ются задачи воспитания детей родителями, отсутствуют мо­рально-нравственные и идеологические предписания. Конкретное содержание родительских прав и обязанностей по воспи­танию детей в ней не раскрывается. В Кодексе лишь названы основные направления деятельности родителей по воспитанию своих детей. Главным закон признает заботу родителей о здо­ровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей (п. 1 ст. 63 СК). А каким образом осуществлять эту заботу — решают сами родители. Согласно п. 1 ст. 18 Зако­на РФ от 10 июля 1992 г. № 3266 «Об образовании» в ред. Феде­рального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ * родители явля­ются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В этих целях родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспи­тания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмот­ренных п. 1 ст. 65 СК. Родители не вправе причинять вред фи­зическому или психическому развитию ребенка, его нравствен­ному развитию. Способы воспитания должны исключать пренеб­режительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое до­стоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.

* Ведомости РФ. 1992. № 30. Ст. 1797; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150 (Далее — Закон об образовании).

Впервые Кодексом законодательно закреплен принцип пре­имущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК). Право на воспита­ние своего ребенка — это личное неотъемлемое право родите­ля. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (ст. 69, 71, 73—74 СК). Родители не правомочны передавать кому-либо право на вос­питание ребенка либо отказаться от него. Естественно, что ро­дители могут временно поручить воспитание ребенка другим лицам (дедушка, бабушка, няня и т. д.) или отдать ребенка на воспитание в различные детские учреждения (детский сад, ясли, пансионат и т. д.). Однако они остаются ответственными в полной мере за воспитание и развитие своего ребенка. В осуществле­нии родителями личного права на воспитание ребенка и испол­нение ими соответствующей обязанности всемерную помощь и поддержку должно оказывать государство. Конкретные виды такой помощи обозначены в Основных направлениях государ­ственной семейной политики, утвержденной Указом Президен­та РФ от 14 мая 1996 г. № 712 * . Так, государство гарантирует финансовую и материальную поддержку родителей в воспита­нии детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреж­дения для всех слоев населения, оказывает возможное содей­ствие родителям в воспитании детей, что считается одним из главных направлений государственной семейной политики ** .

* СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2460.

** См.: п. 2 Ст. 18 Закона об образовании; п. 2 Указа Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» // СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2460.

Мероприятия государственного характера по усилению помощи семье в воспитании детей могут осуществляться, в частности, в следующих формах:

путем государственной финансовой поддержки издания массовым тиражом и распространения книг по воспитанию ре­бенка и уходу за ним;

распространения специальной литературы для семьи сре­ди молодежи, молодых родителей, комплектование ею массо­вых библиотек;

запрета на изготовление, распространение и рекламиро­вание печатных изданий, изображений, видеокассет или иных изделий, пропагандирующих порнографию, культ насилия или жестокости;

государственной координации и финансовой поддержки нравственного, этического и экологического просвещения на­селения и введения программ такого просвещения для детей и молодежи в детских дошкольных учреждениях, общеобразова­тельных и профессиональных учебных заведениях * .

* См.: п. 21 Основных направлений государственной семейной политики.

Программой социальных реформ в РФ на период 1996 — 2000 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 * , в числе первоочередных мероприя­тий по безусловной реализации и укреплению государствен­ных социальных гарантий жизнеобеспечения детей предусмот­рено формирование государственной концепции и программ воспитания подрастающего поколения, совершенствование правовой защиты детства, реализация права детей на бесплат­ное образование в соответствии с законодательством РФ, а также общедоступное дополнительное обучение.

* СЗ РФ. 1997. №10. Ст. 1173

Неотъемлемой составляющей процесса воспитания ребен­ка и формирования его как всесторонне развитой личности является образование. В соответствии с п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают полу­чение детьми основного общего образования. Требование обя­зательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее (п. 3-4 ст. 19 Закона об образовании).

Государство гарантирует гражданам право на образова­ние, общедоступность и бесплатность основного общего и сред­него профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

В п. 2 ст. 63 СК подтверждается конституционная норма об обязанности родителей обеспечить получение детьми основно­го общего образования. При этом родителям необходимо исходить из того, что образование должно обеспечивать формиро­вание у ребенка адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира и формиро­вание человека и гражданина, интегрированного в современ­ное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Непосредственно содержание образования должно быть направлено на достижение следующих основных целей: а) развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) воспитание уважения к правам чело­века и основным свободам; в) воспитание уважения к родите­лям, языку и ценностям страны, в которой ребенок прожива­ет, страны его происхождения и цивилизации, отличной от его собственной; г) подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиоз­ными группами, а также лицами из числа коренного населе­ния; д) бережное отношение к окружающей среде * .

* См.: Зайцев Е., Семина Л. Права, обязанности и ответственность детей, родителей и работников образовательных учреждений в сфере отношений, связанных с образованием и воспитанием // Правозащитник. 1997. № 2. С. 11.

Непосредственно права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) в сфере образования несовершеннолетних де­тей определены ст. 52 Закона об образовании и включают в себя: а) выбор формы обучения; б) выбор образовательных учреждений; в) защиту законных прав и интересов ребенка; г) участие в управлении образовательным учреждением; д) вы­полнение устава образовательного учреждения.

Право выбора родителями образовательного учреждения и формы обучения детей с учетом мнения детей согласуется с п. 3 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и с положения­ми п. 5 ст. 43 Конституции о поддержке различных форм обра­зования и самообразования. С учетом потребностей и возмож­ностей личности образовательные программы осваиваются в сле­дующих формах: в образовательном учреждении — в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается соче­тание различных форм получения образования. Однако для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государ­ственный образовательный стандарт (ст. 10 Закона об образо­вании).

Как следует из п. 1 ст. 10 и п. 3 ст. 50 Закона об образова­нии, возможность получения семейного образования означает обучение ребенка вне образовательного учреждения с предос­тавлением права на аттестацию в форме экстерната в аккреди­тованных образовательных учреждениях соответствующего типа. Родители имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по реше­нию родителей продолжить образование в образовательном учреждении (п. 3 ст. 52 Закона об образовании). Родителям (за­конным представителям), осуществляющим воспитание и об­разование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачива­ются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе об­разования в государственном или муниципальном образователь­ном учреждении, определяемых государственными (в том чис­ле ведомственными) и местными нормативами финансирова­ния. Выплаты производятся за счет средств учредителей госу­дарственных или муниципальных образовательных учрежде­ний соответствующих типов и видов (п. 8 ст. 40 Закона об обра­зовании).

Родители с учетом мнения детей могут решить вопрос о получении детьми дополнительного образования, что также возможно в различных формах, в том числе в образователь­ных учреждениях дополнительного образования (в учрежде­ниях повышения квалификации, на курсах, в центрах профес­сиональной ориентации, музыкальных и художественных шко­лах, школах искусства, домах детского творчества, на станци­ях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных уч­реждениях, имеющих соответствующие лицензии) или посред­ством индивидуальной педагогической деятельности) (ст. 26 За­кона об образовании) * . В РФ зарегистрировано более 12 тыс. образовательных учреждений дополнительного образования детей, в том числе около 5,5 тыс. детских школ искусств, му­зыкальных и художественных школ ** .

* См. также: Типовое положение об образовательном учреждении дополни­тельного образования для детей, утвержденное постановлением Прави­тельства РФ от 7 марта 1995 г. № 233, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. № 212 // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1053; 1997. № 10. Ст. 1169.

** См.: Российский статистический ежегодник (1996). М., 1996. С. 167.

Особого внимания заслуживает проблема воспитания и обучения детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения. В та­ких случаях органы управления образованием и образователь­ные учреждения, реализующие образовательные програм­мы, с согласия родителей обеспечивают обучение этих детей на дому. С учетом необходимости обеспечения специального подхода порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях утвержден постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 * . Им также определено (п. 8), что органами управле­ния образованием компенсируются затраты родителей на са­мостоятельное обучение детей-инвалидов. При этом размеры компенсации указанных затрат определяются государствен­ными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципаль­ном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

* СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3754.

Таким образом, на выбор родителями вида образователь­ного учреждения и формы обучения ребенка могут влиять раз­личные факторы: состояние здоровья ребенка и его способно­сти, семейные традиции, профессия родителей, репутация учебного заведения и (или) его местонахождение и т. п. В лю­бом случае право выбора родителями должно осуществляться с учетом мнения ребенка.

Родители несут ответственность не только за получение детьми основного общего образования, но и за их воспитание в период обучения * . Так, в случае совершения несовершенно­летними детьми преступлений небольшой или средней тяжести на родителей в соответствии со ст. 90—91 РФ может быть воз­ложена обязанность по воспитательному воздействию на детей в качестве принудительной меры. На практике данная мера вы­ражается в передаче несовершеннолетнего под надзор родите­лей. При принятии такого решения судам рекомендуется выяс­нять возможности родителей (лиц, их заменяющих) осуществлять надзор за ребенком (характер их работы, образ жизни и др.) и оказывать на него воспитательное воздействие ** .

* См.: п. 4 Ст. 52 Закона об образовании; п. 60 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Прави­тельства РФ от 31 августа 1994 г. № 1008, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства РФ от 9 сентября 1996 г. № 1058 и от 15 января 1997 г. № 38 // СЗ РФ. 1994. № 19. Ст. 2221; 1996. № 38. Ст. 4430; 1997. № 3. Ст. 395.

** См.: Комментарий к УК РФ (общая часть) / Под общей ред. Скуратова Ю. И. и Лебедева В. М. М, 1996. С. 258-261

Право дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родствен­ников на общение с ребенком. Право ребенка на полноценное воспитание и образование может быть реализовано наиболее полно и глубоко в условиях всесторонней заботы о нем как со стороны родителей, так и других родственников, что предпо­лагает необходимость их общения с ребенком. Это соответству­ет и интересам указанных лиц, которые могут испытывать по­требность в общении с ребенком (как с внуком, братом, сест­рой, племянником и т. д.) в силу родственных чувств и взаим­ной привязанности. Поэтому п. 1 ст. 67 СК закреплено право дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников на общение с ребенком. Право на общение с ребенком его родственников не только направлено на защиту их взаимных интересов, но и согласуется с другими нормами СК, закрепля­ющими, в частности: а) необходимость построения семейных от­ношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомо­щи и ответственности перед семьей всех ее членов, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав (ст. 1 СК); б) право детей на общение с дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 СК).

По сравнению с КоБС (ст. 57), перечень родственников, имеющих право на общение с ребенком, СК существенно рас­ширен, хотя окончательно и не конкретизирован. Сейчас, кро­ме дедушки и бабушки, имеется прямое указание о наличии такого права у брата и сестры ребенка. К категории лиц, име­ющих право на общение с ребенком, можно отнести его тетю, дядю, а также и иных родственников.

В силу различных обстоятельств (развод супругов, семей­ный конфликт, смерть одного из родителей и т. п.) некоторые родители препятствуют дедушке или бабушке видеть своих внуков, братьям и сестрам — своих братьев и сестер, дяде и тете — племянников и т. д. Согласно п. 2 ст. 67 СК полномочи­ями по разрешению подобных спорных ситуаций наделен орган опеки и попечительства, который может обязать родителей (од­ного из них) не препятствовать общению близких родственни­ков с ребенком. Порядок их общения (время, место, продолжи­тельность и т. п.) в таких случаях определяется решением (распоряжением) органа опеки и попечительства. При неисполне­нии родителями (одним из них) такого решения органа опеки и попечительства близкие родственники ребенка (то есть дед, бабушка, братья и сестры) либо сам орган опеки и попечитель­ства в соответствии с п. 3 ст. 67 СК вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Спор разрешается судом исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. Представляется, что порядок общения близ­ких родственников с ребенком может определяться судом при­менительно к принципиальным положениям семейного зако­нодательства о порядке общения с ребенком отдельно прожи­вающего родителя (ст. 66 СК). Решение суда подлежит обяза­тельному исполнению родителями. В случае неисполнения су­дебного решения об устранении препятствий близким родствен­никам к общению с ребенком на виновного родителя может быть наложен штраф в размере до двухсот установленных за­коном минимальных размеров оплаты труда (ст. 406 ГПК).

Сайт: Управление записи актов гражданского состояния Курганской области

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Право родителей на воспитание детей является наиболее важным среди родительских прав. Неотъемлемой составляющей процесса воспитания ребенка и формирования его как всесторонне развитой личности является образование.

Родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, духовном, психическом, физическом и нравственном развитии гласит пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации.

Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка. Родители, которые не заботятся о потомстве, злоупотребляют своими правами, могут быть привлечены к ответственности вплоть до уголовной определяет статья 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, а статьями 69 и 73 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрены такие меры, как лишение, ограничение родительских прав.

Семейным кодексом законодательно закреплен принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (абзац 2 пункта 1 статьи 63). Исходя из этого и на основании статьи 68 Семейного кодекса Российской Федерации родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не по закону или не на основании решения суда.

В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации родители или лица, их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы). Данная конституционная норма подтверждена пунктом 2 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации. К правам родителей, связанным с получением детьми образования, относится и право выбора общеобразовательного учреждения и формы обучения (семейное образование, самообразование, экстернат). При этом требуется учитывать мнение детей.

Права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве Российской Федерации Кумановская, Анастасия Леонтьевна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Кумановская, Анастасия Леонтьевна. Права и обязанности родителей по воспитанию детей в семейном праве Российской Федерации : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.03. — Москва, 2005. — 169 с.

Содержание к диссертации

Глава 1. Понятие и особенности прав и обязанностей родителей по воспитанию детей в российском семейном праве 12

1. Исторические этапы эволюции представлений о родительских правах и обязанностях по воспитанию детей в России и за рубежом 12

2. Влияние государственной политики на воспитательно-правовую функцию семьи в семейном праве России 36

3. Понятие и особенности права на воспитание в структуре личного неимущественного родительского правоотношения 49

Глава 2. Реализация прав и обязанностей родителей по воспитанию детей в российском семейном праве 68

1. Общая характеристика и особенности реализации личных неимущественных отношений родителей по воспитанию детей в семейном законодательстве России 68

2. Семейно-правовая ответственность родителей за нарушение родительских прав и обязанностей по воспитанию детей в российском семейном праве 109

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена произошедшими изменениями в экономической и социальной сферах российского государства, которые привели к существенным проблемам в современном семейном законодательстве Российской Федерации в области регулирования родительских прав и обязанностей по воспитанию детей.

Действующий Семейный кодекс РФ, принятый 29 декабря 1995 г., значительно отличается от своего предшественника — Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 г. — за счет существенного увеличения в нем перечня и объема содержания прав и обязанностей родителей по воспитанию детей. Но, несмотря на это, многие законоположения действующего семейного законодательства являются небезупречными.

По мнению автора, в СК РФ, при создании которого законодатель руководствовался нормами нравственно-правового содержания, отсутствуют какие-либо указания в части личных неимущественных прав на взаимное уважение человеческого достоинства со стороны родителей и корреспондирующих им обязанностей несовершеннолетних детей. В настоящее время эта проблема имеет особое значение, поскольку идет процесс восстановления семейных приоритетов и ценностей со стороны государства и всего мирового сообщества. Следовательно правильное понимание нравственного аспекта содержания родительских прав и обязанностей по воспитанию детей приобретает особый смысл как в законотворческой деятельности, так и в правоприменительной практике. Совершенно очевидно, что правовое регулирование отношений по семейному воспитанию несовершеннолетних детей во многом зависит от обстоятельств, прямо или косвенно влияющих на условия жизни ребенка в семье.

Весьма сложной и не нашедшей своего законодательного регулирования представляется проблема отказа родителей от своих несовершеннолетних детей в родильных домах.

По-прежнему требуют особого внимания вопросы о правовой природе личных неимущественных прав несовершеннолетних детей, таких, как права ребенка на совместное проживание с родителями, на воспитание своими родителями и другие. Не менее актуальным является вопрос о сущности и правовой защите права ребенка на имя.

Нуждаются в обстоятельном изучении вопросы, касающиеся реализации родителями, отдельно проживающими от своих несовершеннолетних детей, прав и обязанностей по их воспитанию.

Существенный теоретический и практический интерес представляет анализ личных неимущественных прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, особенностей их правового регулирования, а также специфики ответственности родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение личных неимущественных прав и обязанностей в этой сфере.

Тщательного рассмотрения также требует институт лишения родительских прав, в связи с его неспособностью из-за существующих недостатков семейного законодательства РФ учитывать изменения, происходящие в экономической и социальной сферах современного общества, что подтверждает приведенная в диссертационной работе судебная практика.

По мнению автора, одним из способов изменения данной ситуации является создание полноценной правовой системы, направленной на поддержку семьи и стимулирование семейного воспитания как приоритетной задачи государственной семейной политики, в которой права несовершеннолетних детей по воспитанию не будут рассматриваться в отрыве от родительских прав и обязанностей. До тех пор, пока отсутствует эффективная правовая система поддержки семьи и семейного воспитания — лишение родительских прав будет по-прежнему оставаться единственным возможным способом обеспечения права ребенка на полноценное воспитание.

Все перечисленные обстоятельства повлияли на выбор темы настоящего диссертационного исследования и определили его актуальность.

Степень разработанности темы. Тема настоящего исследования является одной из наименее разработанных в современном семейном праве РФ, что связано, прежде всего, с отсутствием эффективной правовой базы, направленной на защиту прав несовершеннолетних детей на воспитание, а также неспособностью современного семейного законодательства подстраиваться под произошедшие в нашем государстве экономические и социальные изменения, которые привели институт семьи к состоянию кризиса и увеличению числа нарушений прав несовершеннолетних детей на воспитание со стороны родителей.

Основное внимание исследователей семейных отношений было сосредоточено на специфике правового положения родителей и несовершеннолетних детей. Этим вопросам посвящены работы таких ученых, как М.В. Антокольской, Ю.Ф. Беспалова, С.А. Ивановой, A.M. Нечаевой, Н.М. Савельевой, И.А. Павловой, А.И. Пергамент, Л.М. Пчелинцевой и др.

В разное время существенный вклад в исследование правовых споров по воспитанию несовершеннолетних детей внесли А.Е. Косенко, В.Н. Леже-нин, Ю.С. Соколовская, К.В. Тихонина, Е.А. Фомина и другие.

Однако следует отметить, что никто из перечисленных ученых не исследовал особенности прав и обязанностей родителей по воспитанию детей в семейном праве России. Проблемы их правовой реализации никогда не были предметом специальных исследований и подняты в юридической литературе впервые.

Таким образом, решение обозначенных выше проблем предполагает исследование прав и обязанностей родителей по воспитанию детей в семейном праве России, что, несомненно, представляет научный и практический интерес, предопределивший выбор настоящей темы.

Цели диссертационного исследования: анализ особенностей прав и обязанностей родителей по воспитанию детей, правовых аспектов их реализации и разработка научно-практических рекомендаций по повышению их эффективности.

Для реализации поставленной цели в диссертации предпринята попытка решения следующих задач:

определение государственной политики в сфере охраны прав несовершеннолетних детей на воспитание в современный период;

анализ охраняемых законом прав и обязанностей родителей по воспитанию несовершеннолетних детей;

теоретическое исследование, посвященное анализу охраняемых законом прав несовершеннолетних детей на воспитание и образование в современном семейном праве;

изучение семейно-правовых проблем, возникающих в процессе реализации родителями права ребенка на воспитание и образование;

изучение позиций цивилистов по вопросам юридической природы категории родительского права на воспитание, теоретический анализ особенностей личных неимущественных прав и обязанностей субъектов семейного правоотношения в части реализации права на воспитание;

обобщение судебной практики по вышеобозначенным категориям дел с точки зрения соблюдения и защиты прав несовершеннолетних детей на воспитание;

определение путей, выработка рекомендаций и конкретных предложений по совершенствованию и практическому применению семейного законодательства, регулирующего сферу воспитательно-правовых отношений между родителями и несовершеннолетними детьми.

Объектом исследования являются права и обязанности родителей по воспитанию детей в действующем семейном законодательстве РФ.

Предметом исследования является законодательство, регулирующее права и обязанности родителей по воспитанию детей в РФ и в некоторых зарубежных странах, правоприменительная практика.

Методологическая, теоретическая и эмпирическая основа исследования.

Методологической основой диссертационного исследования явился широкий спектр методов научного исследования. В работе использованы

сравнительно-правовой, системно-правовой методы, метод логического анализа, исторический, социологический и другие методы исследования.

Теоретической основой исследования явились труды российских ученых в сфере общей теории права: С.С. Алексеева, Д.М. Генкина, В.Н. Кудрявцева, О.Э. Лейста, Н.С. Малеина, Г.В. Мальцева, P.O. Халфиной; специалистов в области гражданского права: С.Н. Братуся, В.П. Грибанова, О.С. Иоффе, Е.А. Флейшиц; специалистов в области семейного права: М.В. Антокольской, Ю.Ф. Беспалова, Е.М. Ворожейкина, С.А.Ивановой, Р.П. Ма-нанковой, Г.К. Матвеева, Л.Ю. Михеевой, A.M. Нечаевой, А.И. Пергамент, Л.М. Пчелинцевой, В.А. Рясенцева, Г.М. Свердлова и ряда других.

Эмпирическую основу исследования составили:

международные нормативно-правовые акты, нормативно-правовые акты РФ, регулирующие родительские правоотношения по воспитанию детей в РФ;

судебная практика судов г. Москвы в части применения ими нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы реализации прав и обязанностей родителей по воспитанию детей.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в юридической науке осуществлено специальное исследование прав и обязанностей родителей по воспитанию детей в семейном праве России, а также особенностей их нравственно-правового содержания, включающихся в понятие права несовершеннолетних детей на воспитание и воспитательную обязанность родителей в структуре семейного правоотношения.

Научная новизна работы определяется содержащимися в ней результатами исследования, в которых впервые обосновываются или по-новому раскрываются и аргументируются положения, выносимые на защиту.

Основные положения, выносимые на защиту.

На защиту автором выносятся следующие основные положения и выводы, определяющие актуальность и новизну диссертационного исследования.

На основе анализа родительского правоотношения делается вывод о том, что в данном правоотношении права и обязанности каждого родителя по воспитанию своих несовершеннолетних детей равные, при этом равенство обусловлено взаимностью прав и обязанностей родителей по отношению друг к другу. Взаимность родительских прав является гарантией для несовершеннолетних детей на получение ими «полноценного» воспитания. Право несовершеннолетних детей на воспитание невозможно реализовать без выполнения родителями обязанностей по уважению человеческого достоинства детей. В то же время, данная обязанность не может быть реализована, поскольку согласно действующему семейному законодательству Российской Федерации, в родительском правоотношении отсутствуют взаимные права и обязанности родителей по уважению друг друга. Следовательно, право на воспитание несовершеннолетних детей не может быть реализовано родителями в полном объеме. Поэтому, в целях обеспечения права детей на воспитание предлагается статью 61 главы 12 Семейного кодекса Российской Федерации, посвященную родительским правоотношениям, дополнить пунктом, содержащим права и обязанности по взаимному уважению родителей в отношении друг друга.

Обосновывается положение о том, что семейное правоотношение между родителями и несовершеннолетними детьми, в части реализации права на уважение человеческого достоинства личности, является взаимным. Праву несовершеннолетних детей на уважение их человеческого достоинства родителями соответствует обязанность родителей уважать человеческое достоинство детей. Следовательно, праву родителей на уважение человеческого достоинства детей корреспондирует встречная обязанность детей по уважению человеческого достоинства своих родителей. Поэтому, взаимность данного правоотношения состоит в том, что в него включаются две встречные обязанности. В связи с этим, поскольку в действующем семейном законодательстве отсутствуют обязанности несовершеннолетних детей, предлагается статью 54 главы 11 Семейного кодекса Российской Федерации дополнить

пунктом, закрепляющим их личную неимущественную обязанность — по уважению человеческого достоинства родителей.

В действующем семейном законодательстве Российской Федерации отсутствует порядок отказа родителям органом записи актов гражданского состояния в проведении обязательной государственной регистрации по присвоению неблагозвучного имени ребенку. С целью защиты права ребенка на имя, следует расширить полномочия органа записи актов гражданского состояния. При установлении неблагозвучности, выбранного родителями имени, орган записи актов гражданского состояния должен предложить родителям альтернативный выбор имени, основываясь на рекомендациях, учитывающих национальные традиции, обычаи и вероисповедания родителей и ребенка. Таким образом, предлагается статью 58 главы И Семейного кодекса Российской Федерации и статью 18 главы II Федерального закона Российской Федерации «Об актах гражданского состояния» дополнить пунктами, регулирующими порядок отказа органом записи актов гражданского состояния родителям в присвоении ребенку неблагозвучного имени.

На основе проведенного теоретического и практического анализа споров о месте жительства ребенка, обосновывается вывод о том, что порядок определения судом места жительства ребенка при раздельном проживании родителей должен быть скорректирован таким образом, чтобы права несовершеннолетнего ребенка на воспитание могли быть реализованы в полном объеме. Следовательно, в пункте 3 статьи 65 главы 12 Семейного кодекса Российской Федерации следует закрепить, что при разрешении споров по данной категории дел судебному органу следует учитывать: 1) нравственные, педагогические и иные личные качества родителей, взаимоотношения между ними, а также существующие между каждым из родителей и ребенком взаимоотношения, уровень понимания и степень доверия; 2) исходя из интересов ребенка, степень привязанности к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, состояние здоровья ребенка и родителей; 3) возможность создания ребенку условий для полноценного воспитания, нравственного, ду-

ховного и физического развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и др.).

5. Предлагается внести дополнения в постановление Пленума
Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 27 мая 1998 г. «О
применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с
воспитанием детей», разъясняющие, что при лишении родительских прав
родителей, отказавшихся забрать своего ребенка из родильного дома, в
качестве уважительных причин отказа родителей (пункт 2 статьи 69 главы
12 Семейного кодекса Российской Федерации) следует считать
существенные недостатки физического и (или) психического развития
ребенка, а также инвалидность родителя, установив при этом новый порядок
регистрации рождения ребенка должностным лицом медицинской
организации как обязательный, а не альтернативный, путем изменения
положений в пункте 2 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации
«Об актах гражданского состояния».

Поскольку в действующем Семейном кодексе Российской Федерации среди ряда личных неимущественных прав несовершеннолетнего ребенка отсутствует право на получение им основного общего образования, предлагается закрепить в подпункте 1 пункта 2 статьи 54 главы 11 Семейного кодекса Российской Федерации данное право ребенка.

На основании проведенного анализа выполнения родителями обязанностей по предоставлению основного общего образования детям предлагается в статье 69 главы 12 Семейного кодекса Российской Федерации выделить невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей в качестве самостоятельного основания для лишения родительских прав.

Научно-практическое значение диссертационного исследования: определяется его актуальностью, научной новизной и выводами как теоретического, так и практического характера, и состоит в выработке и обосновании предложений и рекомендаций диссертанта по совершенствованию семейного законодательства РФ, регулирующего права и обязанности родителей по воспитанию несовершеннолетних детей. Содержащиеся в работе по-

ложения, выводы, рекомендации могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности, а также образовательном процессе.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре «Гражданское право» Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации. Основные положения, вынесенные на защиту, выводы, предложения и рекомендации, сформулированные в диссертации, апробированы автором в трех научных работах. Результаты исследования использовались в учебном процессе при проведении лекционных, семинарских и практических занятий по курсу Семейное право РФ со студентами Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, а также библиографического списка использованной литературы.

Исторические этапы эволюции представлений о родительских правах и обязанностях по воспитанию детей в России и за рубежом

Автор выделяет пять основных этапов эволюции представлений о родительских правах и обязанностях по воспитанию несовершеннолетних детей. Каждый этап эволюции представлений о развитии российского семейного законодательства отражает в себе накопленный веками опыт государственно-правового регулирования родительских отношений и служит наглядным примером того, как и в каком направлении менялось правовое воздействие на семью и ее членов. Однако в соответствии с целями диссертационного исследования подробно рассматриваются лишь те этапы эволюции представлений о правах и обязанностях родителей по воспитанию несовершеннолетних детей, на протяжении которых в российском семейном законодательстве происходили существенные изменения.

Первый этап — канонический (конец XIX — начало XX в.) — отличался органической связью с церковными правилами и канонами, поэтому основной и характерной чертой данного этапа являлось превалирование норм морали над нормами права. В этом смысле очень показательны законы, регулирующие семейные отношения конца XIX — начала XX в.в., объединенные книгой 1 тома X Свода Законов Российской Империи1 — Свод Законов Гражданских, именуемой «О правах и обязанностях семейственных».

«О власти родительской» — так именовалась в то время глава, посвященная родительским правам и обязанностям. Она начиналась со следующего положения: «Власть родительская простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием и в пределах, законами для сего поставленных» (статья 164 Свода законов гражданских) . Судя по тексту статьи, речь шла о родительской власти, как отца, так и матери.

Между тем в разных официальных документах, научной литературе подчеркивалось, что при жизни обоих родителей власть принадлежит только одному отцу, так как закон обязывает жену повиноваться воле мужа. Хотя существовала и другая интерпретация статьи 164 Свода законов гражданских, согласно которой в случае споров между родителями мнение отца имело решающее значение.

Что касается права родителя представлять интересы своих детей (а также управлять их имуществом), то оно принадлежало только отцу.

Установление происхождения детей в тот период определялось правилами, которые назывались: «О союзе родителей и детей и союзе родственном». Законодатель имел в виду детей законных, детей от браков недействительных, внебрачных детей, узаконенных и усыновленных.

Законными, на основании статьи 119 Свода законов гражданских, признавались все дети, рожденные в законном браке, даже если они родились:

1) по естественному порядку слишком рано (прежде 180 дней) от совершения брака, если только отец не отрицал законности их рождения;

2) по прекращении или расторжении брака, если только между днем рождения и днем смерти отца или расторжением брака прошло не более 306 дней.

Причем допускалось оспаривание происхождения ребенка от мужа матери. Истцу «защищающему законность ребенка» , надлежало доказать, что ребенок «прижит» от ответчика, вступившего в брак с матерью ребенка после его зачатия.

В отношении детей, родившихся в браке, признанном недействительным, существовало правило, закрепленное в статье 131.1 Свода, гласящее, что «дети, от брака, признанного недействительным, сохраняют права детей законных» . Основная идея этих правил заключалась в том, чтобы снять по возможности всякую ответственность за грехи родителей с ни в чем неповинных детей.

Статья 132 Свода законов гражданских объясняла понятие внебрачного ребенка:

1) рожденные незамужнею;

2) происшедшие от прелюбодеяния;

3) рожденные после смерти мужа матери, или по расторжении брака разводом, или же после признания брака недействительным, когда со дня смерти мужа матери, или расторжения брака, или же признания его недействительным до дня рождения ребенка прошло 306 дней.

Внебрачный ребенок, если ему не было присвоено отчество «по совершении метрической о его рождении записи»5, именовался по отчеству «сообразно имени своего восприемника» (крестного отца).

Что касается фамилии такого ребенка, то он именовался фамилией, одинаковой с отчеством. Статья 132.3 Свода допускала возможность присвоения ребенку другой фамилии, но только с согласия матери и его отца, родившемуся могла быть присвоена фамилия матери, принадлежавшая ей «по рождению».

Таким образом, внебрачные дети не имели права воспользоваться правом на фамилию отца. Но на основании статьи 132.4 Свода «отец внебрачного ребенка был обязан, сообразно своим имущественным средствам и общественному положению матери ребенка, нести издержки на его содержание, если он в том нуждается, до его совершеннолетия».

Понятие и особенности права на воспитание в структуре личного неимущественного родительского правоотношения

Право несовершеннолетнего ребенка жить и воспитываться в семье является одним из его наиболее значимых прав, затрагивающих как нравственный, так и правовой аспект данного положения. Процесс воспитания начинается с момента рождения ребенка. В семье ребенок приобретает начальные навыки социального общения, закладываются основы его характера, во многом определяющие его последующее воспитание.

В юридической литературе еще до принятия указанной нормы обсуждался вопрос о праве детей на семейное воспитание.70

Семейное воспитание — составная часть воспитания детей в целом. Согласно статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, имеет право на их заботу, на совместное проживание с ними, на воспитание своими родителями. Как справедливо отмечает A.M. Нечаева, семья — естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития духов-ного и физического здоровья человека. Именно в семье формируются правовые, духовные, физические и психические качества ребенка.

К сожалению, приходится констатировать, что в современном российском обществе в последнее время происходят изменения, которые сопровождаются усилением агрессивных тенденций, часто в отношении своего ближайшего окружения и, прежде всего, своих несовершеннолетних детей. В данный момент очень «остро» ставится проблема о будущем поколении российской нации, о его нравственно-правовом статусе. Это неспроста, дело в том, что в первую очередь основные человеческие ценности, как уже отмечалось выше, закладываются в сознание ребенка еще в раннем детстве, а значит непосредственно в семье. Соответственно, от того, как будет трактоваться родителями понятие «нравственности» и, соблюдаться четко установленные законодателем для них обязанности по воспитанию своих несовершеннолетних детей, будет зависеть уже весь правовой аспект защиты прав и охраняемых законом интересов ребенка как индивидуума российского социума.

Суть права ребенка на семейное воспитание состоит в предоставлении его обладателю возможности действовать определенным образом, без помех при поддержке и помощи со стороны государства.72

В пункте 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации закреплено положение, в котором забота о детях и их воспитании является наиважнейшим правом и обязанностью родителей. Следовательно, речь идет не только о нравственно-правовом долге каждого родителя, но и о его конституционных правах и обязанностях перед государством. Наделение со стороны государства родителей правами в отношении своих несовершеннолетних детей означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые, желательные с точки зрения государства действия и поступки, направленные на благо несовершеннолетнего ребенка.

Действующий Семейный кодекс Российской Федерации предельно полно раскрывает содержание родительских прав и обязанностей, определяя тем самым их сущность. Глава 12, именуемая «Права и обязанности родителей», почти целиком посвящается их личным правам и обязанностям, а обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей фигурирует самостоятельно в разделе, предназначенном для правового регулирования алиментных обязательств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации, родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает, что родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, а также возлагает на родителей ответственность за воспитание и развитие своих детей, равную в отношении каждого родителя.

С точки зрения законодателя, в 12 главе Семейного кодекса Российской Федерации заложена главная идея семейного воспитания родителями своего несовершеннолетнего ребенка, которая основывается на принципиальном и важном тезисе конституционного характера — о признании прав человека и гражданина в сфере, связанной с семейным воспитанием детей. Поэтому в указанной главе Семейного кодекса Российской Федерации речь идет прежде всего о родительских правах, о том, что родители не только вправе, но и обязаны воспитывать своего ребенка — это и есть та главная цель, для достижения которой им предоставляются родительские права и обязанности со стороны государства.

Из предусмотренных главой 12 Семейного кодекса Российской Федерации личных прав и обязанностей родителей в отношении своих детей, наибольшую сложность и важность представляют права и обязанности родителей по воспитанию своих несовершеннолетних детей, что и является предметом исследования данной диссертационной работы.

Ранее действовавший КоБС РСФСР тоже содержал положения о воспитании несовершеннолетних детей родителями, закрепляя их в статье 1 и предоставляя им главенствующее место среди всех задач семейного законодательства. Но, с учетом идеологического учения того времени, воспитание несовершеннолетних детей родителями носило «идейное содержание»73, органично сочетающееся с общественным воспитанием в духе преданности Родине, комму нистического отношения к труду и подготовке детей к активному участию в строительстве коммунистического общества. Конечно, в действующем Семейном кодексе Российской Федерации отсутствуют подобные установки, особенно касающиеся воспитания ребенка родителями в духе коммунистической идеологии, но и говорить о том, что государству безразличен процесс воспитания родителями своих детей, неверно. Конвенция ООН «О правах ребенка» устанавливает основные международные тенденции в области родительского воспитания .

Общая характеристика и особенности реализации личных неимущественных отношений родителей по воспитанию детей в семейном законодательстве России

Впервые в истории российского семейного права Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает права несовершеннолетних детей в семье. При этом стоит отметить, что несовершеннолетние дети рассматриваются законодателем, как самостоятельные участники отношений с родителями и другими родственниками. В этой части российское семейное законодательство приведено в соответствие с Конвенцией ООН «О правах ребенка»104, участником которой является Россия.

Конвенция ООН «О правах ребенка» исходит из того, что все государства — участники должны уважать и обеспечивать права за каждым ребенком без какой-либо дискриминации (независимо от расы, рождения в браке или вне брака, имущественного положения, состояния здоровья и т.п.) (статья 2 Конвенции), а также должны обеспечивать несовершеннолетнему ребенку защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия (статья 3 Конвенции).

На основании пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации105, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Соответственно, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены национальным законодательством, то приоритет в применении правил будет отдан международному договору.

Это значит, что в перечень прав несовершеннолетнего ребенка, предусмотренный действующим семейным законодательством, необходимо включать и те права, что предоставляются ему Конвенцией ООН «О правах ребенка».

В Конвенции ООН «О правах ребенка» в статье 1 и в пункте 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации дается определение ребенка. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

В соответствии с Конвенцией ООН «О правах ребенка» за ребенком признается также право на сохранении своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи (статья 8 Конвенции), право ребенка на определенный уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (статья 27 Конвенции), право ребенка выражать свой взгляд по всем вопросам, затрагивающим его интересы.

Таким образом, Конвенция ООН «О правах ребенка», делает акцент на необходимости наилучшего обеспечения интересов ребенка, что, в свою очередь, имеет особое значение при защите прав, связанных с семейным воспитанием, определяет общий характер защиты прав ребенка, ее направленность, обозначает круг лиц, обязанных осуществлять защиту прав и охраняемых законом интересов ребенка.

В то же время следует отметить, что сама Конвенция не содержит термина «охраняемый законом интерес ребенка». Тем не менее, не будет преувеличением сказать, что указанное понятие проходит через весь текст Конвенции. Этот термин как бы подразумевается, и с особой очевидностью это прослеживается в преамбуле Конвенции, в которой подчеркивается, что дети в силу сво ей уязвимости нуждаются в особой заботе и охране, при этом особый акцент делается на необходимости правовой защиты ребенка.106

В главе 11 Семейного кодекса Российской Федерации закреплен целый комплекс прав несовершеннолетних детей, как имущественного, так и личного характера.

Для предмета настоящего диссертационного исследования, как с теоретической, так и с практической стороны, наибольший интерес будут представлять лишь некоторые личные неимущественные права ребенка, в частности право ребенка на имя и воспитание.

К личным неимущественным правам несовершеннолетнего ребенка относятся:

1) право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации);

2) право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (статья 55 Семейного кодекса Российской Федерации);

3) право на защиту своих прав и законных интересов (статья 56 Семейного кодекса Российской Федерации);

4) право на свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (статья 57 Семейного кодекса Российской Федерации);

5) право на имя, отчество и фамилию (статья 58 Семейного кодекса Российской Федерации).

Смотрите еще:

  • Гражданский кодекс ч 4 сз рф Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского законодательства в Российской Федерации. […]
  • Государственная консультация юриста Государственная юридическая консультация Государственная юридическая консультация оказывается в рамках ФЗ № 324. Право на оказание государственной юридической консультации имеют лица установленные в рамках указанного […]
  • Орал акимат очередь на жилье В Уральске ЖКХ перепроверяет списки очередников Cектор жилья и приватизации ОЖКХПТ и АД города Уральска перепроверяет списки очередников, стоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилье. Всего чиновникам предстоит […]
  • Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию документы Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской […]
  • Мировой суд тюльгана судебный участок мирового судьи в административно-территориальных границах Тюльганского района В УК РФ прописана ответственность за отказ в приеме на работу и увольнение лиц предпенсионного возраста Федеральный закон […]
  • Адвокат рабочий день Положение о рабочем времени адвокатов 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с п. 10 ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» […]
admin

Обсуждение закрыто.