Правовая защита милиции

Правовая защита милиции

Содержание:

Раздел VI. Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции (ст.ст. 23 — 34)

Раздел VI
Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции

Постановлением ВС РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1027-I действие раздела VI настоящего Закона распространено на следователей внутренних дел РСФСР, статей 27 — 29 — на сотрудников исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев, пожарной охраны и иных служб органов внутренних дел РСФСР

О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел см. постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 280

См. приказ МВД РФ от 3 сентября 2003 г. N 701 «О мерах по усилению социальной защиты участковых уполномоченных милиции»

См. разъяснения о социальных гарантиях и компенсациях, а также мерах социальной поддержки сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, пенсионеров МВД России и членов их семей, с учетом отдельных положений Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Правовая и социальная защита сотрудников милиции Концелидзе, Ресан Усупович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Концелидзе, Ресан Усупович. Правовая и социальная защита сотрудников милиции : автореферат дис. . кандидата юридических наук : 12.00.02 / Моск. высшая школа милиции МВД РФ.- Москва, 1993.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-2/766-x

Введение к работе

Актуальность исследования. Проведение в стране государственно-правовых и социально-экономических реформ предполагает дальнейшее укрепление законности и правопорядка, обеспечение безопасности личности, охраны конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, неукоснительное соблюдение принципов социальной справедливости. Защита прав и свобод личности, рассматриваемая через призму проблем правопорядка, борьбы с преступностью и правонарушениями, побуждает нас увидеть личность не только в качестве объекта, но и активного субъекта такой защиты. И в силу существующего общественного разделения сфер и средств правовой охраны основным субъектом защиты прав и свобод личности от противоправных посягательств в их наиболее опасных формах в мирное время является сотрудник милиции.

Возрождение в общественном сознании идеала правового государства, обоснованного видными учеными-юристами Б.Н.Чичериным, Л.И.Петражиц-ким, П.И.Новгородцевым, Б.А-Кистяковским и др., также побуждает нас обратить внимание на гражданина, признаваемого полноправной стороной в своих отношениях с государством.

В современный период проблемы правового положения граждан, гарантий их прав и свобод как объекта правовой защиты разработаны С.САпе-ксеевым, н.В.Витруком, Л.Д.Воеводиным, В.В-Копейчиковым, В.Н.Кудрявцевым, Е.А-Лукашевой, Н-СМалеиным, Н.И-Матузовым, Г.В.Мальцевым, А.В.Мицкевичем, В-И-Новоселовым, В.СНерсесянцем, Ф.М-Рудинским, И.Е. Фарберои, Л-СЯвичем и др.

Однако, за рамками научного исследования остались проблемы социально-правовой защиты личности важного субъекта обеспечения прав и свобод граждан — сотрудника милиции. Анализ различных элементов правового статуса, обеспечения личной безопасности, гарантий прав и за-

конных интересов сотрудника органов внутренних дел осуществлен в научных разработках и публикациях р.И.Денисова, М.И.Еропкина, А.П. Кяшниченко, Л.М.Колодкина, Б.П.Кондрашова, А.П.Коренева, В.С.Прониной, Ю-П.Соловья, В.В.Черникова и др.

Вместе с тем проблемы правовой и социальной защиты сотрудников милиции ранее не подвергались комплексной разработке, о чем свидетельствуют, в частности, названия публикаций, где отсутствуют термины «правовая и социальная защита сотрудников милиции». Не разработан необходимый понятийный аппарат, подробно не проанализирована система правовых норм, обеспечивающих такую защиту, и существующая практика их реализации. Кроме того, упомянутые исследования и публикации были подготовлены на основе ранее действовавшего, в основном союзного законодательства, что сегодня объективно снижает их актуальность.

Между тем, производственно-экономический кризис, обострение социальной напряженности, в том числе и в результате нарастания криминогенных факторов, обостряют обеспечение даже самых жизненно важных прав сотрудника. Так, приобрела стойкую тенденцию к росту динамика гибели и ранений личного состава органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей, растет число лиц, нуждающихся в жилье, и уменьшается общая площадь его ежегодного предоставления. Это крайне отрицательно сказывается на моральном состоянии сотрудников милиции, их отношении к служебному долгу. Из числа опрошенных нами сотрудников строевых подразделений и оперативных служб милиции лишь 1,2 % ощущают себя защищенными в правовом и социальном отношении, недостаточно защищенными считают себя 49.7 %, не чувствуют гарантий своей защиты 39,8 % респондентов.

Принятие в последнее время закона РСФСР «О милиции», Положения о службе в органах внутренних дел российской Федерации и указа Пре-

зидента российской Федерации «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в российской Федерации», не исключило из сознания многих сотрудников милиции чувства неудовлетворенности своим социальным статусом.

Провозглашенные этими актами социально-экономические права оказались недостаточно обеспечены материальными возможностями переживающего кризис общества.

Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен как ее недостаточной теоретической разработкой, в том числе и отсутствием комплексных исследований проблем реальной правовой и социальной защиты сотрудников милиции, так и практической значимостью этих проблем и их решения в деятельности милиции.

Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся с участием органов внутренних дел и других органов власти и управления, негосударственных формирований и сотрудников милиции. Предметом изучения стали права и законные интересы сотрудников милиции, а также реальные условия их реализации.

Цель исследования — сформулировать систему предложений органи-зационно-правоЕОго характера, направленных на совершенствование правовой и социальной защиты сотрудников милиции.

Для достижения этой цели в диссертации поставлены и предприняты попытки решения следующих исследовательских задач:

произвести теоретический анализ категорий: охрана прав, защита прав и правовая защита личности;

сформулировать понятие и сущность правовой и социальной защиты сотрудника милиции, выявить специфику административно-правовой защиты сотрудника милиции;

раскрыть содержание и целевое назначение гарантий правовой и социальной защиты сотрудника милиции, произвести классификацию гара-

выявить и показать особенности правового и социального статуса сотрудника милиции;

произвести анализ действующего законодательства, закрепляющего правовые и социальные гарантии сотрудника милиции, и исследовать проблемы реализации этих гарантий на практике;

изучить практику участия органов государства и общественных формирований в обеспечении защиты сотрудника милиции;

сформулировать конкретные предложения и рекомендации по совершенствованию существующих гарантий правовой и социальной защиты личного состава милиции.

Методология и методика исследования. Для решения намеченных задач использовались методы:

конкретно-исторический, например для раскрытия понятия «социальная защита» в российской теории права, начиная с начала XX века;

сравнительно-правовой: исследовались нормы законов о милиции (полиции) стран ближнего зарубежья;

анализа документов: ведомственных статистических сборников, справок, обзоров, планов и писем;

опроса: в качестве экспертов опрошены ВД сотрудников аппарата Главного управления кадров МВД р$, ГУВД г.Москвы, заместителей начальников окружных УВД г.Москвы и заместителей начальников подразделений по работе с личным составом. Проанкетированы 300 сотрудников служб криминальной милиции и строевых подразделений ГУВД г. Москвы.

В процессе исследования использованы институты и понятия таких юридических наук, как теория государства и права, административное, финансовое, гражданское право.

Научная новизна исследования, диссертация представляет собой первую попытку монографического исследования, в ходе которого осущест-

Елена теоретическая разработка понятий правовой и социальной защиты гражданина вообще и сотрудника милиции в частности. Проведен комплексный анализ проблем реализации гарантий защиты. Обеспечение такой защиты впервые расценивается как важный принцип работы с кадрами в органах внутренних дед.

Решая исследовательские задачи, автор показал прямое влияние фактической и юридической защищенности личного состава милиции на его способность обеспечивать правопорядок. Повышение защищенности личности сотрудника милиции рассматривается как важнейшее средство стимулирования его социально-правовой (в том числе служебной) активности.

диссертация намечает также подходы к дальнейшей разработке анализируемой проблемы. Вносятся конкретные предложения и рекомендации по изменению и дополнению действующих и проектируемых законодательных и других нормативных актов, обеспечивающих права и законные интересы сотрудника органов внутренних дел (милиции).

На защиту выносятся следующие основные положения:

понятие, сущность и значение правовой защиты сотрудников милиции, критерии классификации и виды гарантий их защиты;

понятие и сущность социальной защиты сотрудников милиции, результаты анализа соотношения между понятиями «правовая защита» и «социальная защита», а также понятиями » правовая защита» и «правовая защищенность»;

обоснование наличия особенностей правового и социального статуса сотрудников милиции и связанных с ним правоограничений, льгот и преимуществ;

система гарантий правовой и социальной защиты рассматриваемой категории лиц и проблемы их реализации;

предложения и рекомендации по совершенствованию законодательства и работы уполномоченных органов, направленные на усиление пра-

вовой и социальной защиты сотрудников милиции.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в разработке теоретических проблем правовой и социальной защиты сотрудников милиции, результаты разработки могут быть использованы при дальнейшем исследовании проблем защиты прав и законных интересов сотрудников милиции.

Сформулированные выводы, аргументированные предложения и рекомендации могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной практике, направленной на повышение уровня правовой и социальной защиты сотрудников милиции, на усиление охраны их прав и законных интересов.

Практическая значимость диссертации заключается в обобщении и конструктивно-критическом анализе существующей практики осуществления правовой и социальной защиты работников милиции и подготовленных на этой основе рекомендаций, которые могут быть использованы в деятельности служб и аппаратов органов внутренних дел в процессе работы с личным составом.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе обучения личного состава органов внутренних дел, в уч( бных заведениях МВД России, а также при подготовке справочных и методических материалов для сотрудников органов внутренних дел.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссерта’ ции доказывались на межвузовских конференциях адъюнктов и соискателей Московской высшей школы милиции МВД России (1991г. и 1992 г.), а также были опубликованы в двух научных статьях, результаты исследования использованы при подготовке проектов нормативных актов: Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Закона об усилении правовой защиты работников правоохранительных орга нов.

Структура и объем диссертации. Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Гражданско-правовая защита сотрудников милиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей Медяник Юрий Александрович

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Медяник Юрий Александрович. Гражданско-правовая защита сотрудников милиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей : Дис. . канд. юрид. наук : 12.00.03 : Омск, 1998 170 c. РГБ ОД, 61:98-12/378-2

Содержание к диссертации

Глава 1. Правовые меры обеспечения социальной защиты сотрудников милиции (полиции) 9

1. Социальная защита сотрудников полиции в царской России 9

2.Социальные льготы и гарантии сотрудникам милиции в Советской России 18

Глава2. Обязательное государственное личное страхование сотрудников милиции 27

1. Правоотношения по обязательному государственному личному страхованию сотрудников милиции 27

2.Выплата страховых сумм сотрудникам милиции 63

Глава 3. Обязательства вследствие причинения вреда сотрудникам милиции 71

1. Особенности обязательств по возмещению вреда, причиненного сотрудникам милиции при исполнении ими служебных обязанностей 71

2.Возмещение вреда причиненного сотрудникам милиции 122

Список используемой литературы 161

Введение к работе

Актуальность темы. Милиция — один из ключевых государственных институтов, без которого было бы невозможно существование и развитие современного общества. С ее помощью государство осуществляет важные социальные задачи по обеспечению личной безопасности граждан, предупреждению, пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию преступлений, охране общественного порядка и общественной безопасности и другие (ст. 2 Закон РСФСР «О милиции»).

В Российской Федерации деятельность милиции в последнее время осуществляется в исключительно сложной социально — экономической и политической обстановке. Нерешенность проблем государственного строительства, негативные процессы и явления в экономике, сохраняющаяся в обществе социальная напряженность, межнациональные конфликты, низкая культура демократии, правовой нигилизм и коррупция объективно способствуют росту преступности и правонарушений. Так, в России в 1997 году совершено 2 млн. 397 тысяч преступлений. Более половины из них являются тяжкими и особо тяжкими. Практически не снижается число умышленных убийств. Преступность становится все более корыстной и организованной. Каждое пятое преступление совершено группой лиц. Участились случаи терроризма, захвата заложников. Резко увеличивается рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. С применением оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ совершено почти 20 тыс. преступлений 1 .

Рост количества насильственных, особо жестоких и дерзких преступлений, появление новых разновидностей преступности заставляет сотрудников

См.:Скуратов Ю. Перелома можно добиться, лишь возродив социальную профилактику преступности. //Российская газета 7 апреля 1998г.

милиции чаще прибегать к применению специальных средств и табельного оружия для защиты граждан и самих сотрудников от преступных посягательств. Так, в 1992 году на сотрудников органов внутренних дел совершено 1370 нападений, из них: с использованием огнестрельного оружия — 240, холодного — 300, специальных средств — 54. Многим сотрудникам причинен существенный мате-риальный и моральный ущерб .

Участились случаи гибели сотрудников милиции при исполнении ими служебных обязанностей. Так, в 1990 году при исполнении служебных обязанностей погибло — 256 сотрудников милиции, 1991 г. — 301, 1992 г. — 328, 1993 г. -185, 1994 г. — 444, 1995 г. — свыше 300″. И это без учета погибших в локальных конфликтах (например, события в Чечне).

Приведенные примеры свидетельствуют, с одной стороны, о сложной криминогенной обстановке в Российской Федерации, с другой, — о наметившейся тенденции роста числа нападений на сотрудников милиции и количества погибших сотрудников милиции.

Борьба с преступностью — одна из многих задач, стоящих перед обществом и государством. Достижение каких-либо положительных результатов в этой области невозможно без должного гарантирования правовой и социальной защиты сотрудников милиции.

Возникает необходимость детального рассмотрения вопросов социальной защиты сотрудников милиции посредством институтов обязательного государственного личного страхования сотрудников милиции и возмещения вреда, причиненного при исполнении сотрудниками милиции служебных обязанностей.

2 См.:Порощук С.А. Правовая защита сотрудников ОВД. // Закон-ность,1993, № 12, с. 23.

3 См.:Асаулова Л. Все поименно. // Милиция, 1996, №2, с.39.

Отметим, что отдельные аспекты данной проблемы рассматривались в диссертациях, научных публикациях С.Порощук, С.Черячукиной и других. 4 Однако целенаправленного, системного изучения указанной проблемы не было.

Анализ литературы, в которой рассматриваются вопросы обязательного государственного личного страхования сотрудников милиции и возмещения вреда, причиненного сотрудникам милиции, свидетельствует о том, что не все вопросы находят детальное отражение. Более того, нередко содержание некоторых нормативно — правовых актов Министерства внутренних дел РФ, регламентирующих возмещение вреда, причиненного сотрудникам милиции, противоречит общим принципам гражданского права.

Указанные обстоятельства и предопределили выбор темы диссертационного иследования.

Методологическая основа исследования включает современные методы познания: общенаучные — диалектико-материалистический, системный социологический и специальные — логико-юридический, сравнительно-правовой и структурно-функциональный.

В работе использованы положения Конституции РФ, действующее гражданское, гражданско-процессуальное законодательство, постановления пленумов Верховного суда РФ, ведомственные нормативные акты Министерства внутренних дел РФ, а также монографическая и иная литература.

Автором проведен опрос слушателей факультета заочного обучения Омского юридического института МВД России по вопросам страхования и возмещения вреда.

4 См.: С.Черячукина. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников органов внутренних дел. //Северный Кавказ: борьба с преступностью. Ростов-на-Дону, 1997, с. П.; С.Порощук. Социально-правовая защита работников правоохранительных органов. //Советская юстиция, 1993, №10, с.8.

В процессе исследования автором изучены труды отечественных юристов: С.С.Алексеева, А.Я.Антонович, Ю.С.Бугаева, М.Л.Захарова, В.Е.Идельсона, О.С.Иоффе, О.А.Красавчикова, Н.С.Малеина, В.К.Райхера, О.Н.Садикова, В.ЛСлесарева, В.Т.Смирнова, АА.Собчака, Ю.П.Соловей, Е.А.Суханова, Ю.Я.Цедербаума, Р.О.Халфиной, Г.Ф.Шершеневича, М.Я.Шиминовой, К.М.Шмиттгофа, А.М.Эрделевского н др.

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в комплексном изучении теоретических проблем и анализе существующих нормативных положений относительно гражданско-правовой защиты сотрудников милиции в связи с исполнениями ими служебных обязанностей и выработке предложений и рекомендаций, направленных на более эффективную защиту интересов указанных субъектов.

Достижение названной цели предопределило постановку и решение следующих задач:

рассмотрение исторической ретроспективы становления и развития института социальной защиты сотрудников милиции;

анализ законодательства, регулирующего вопросы обязательного государственного личного страхования сотрудников милиции и возмещения вреда;

определение круга субъектов страховых правоотношений по обязательному государственному личному страхованию сотрудников милиции;

выявление сущности и особенностей гражданско-правовых обязательств по возмещению вреда, причиненного сотруднику милиции при исполнении им служебных обязанностей;

выработка рекомендаций по устранению пртиворечий в действующем российском гражданском законодательстве и нормативных актах Министерства внутренних дел РФ;

— формулировка предложений по совершенствованию законодательства по обязательному государственному личному страхованию сотрудников милиции и возмещению вреда.

Научная новизна. Диссертация представляет собой комплексное монографическое исследование теоретических и практических проблем гражданско-правовой защиты сотрудников милиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

В диссертации сформулированы предложения по совершенствованию гражданского законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих отношения по социальной защите сотрудников милиции. Результатом разработки темы явились следующие основные положения, которые выносятся на защиту:

Право на повышенную социальную защиту является необходимым элементом гражданской правосубъектности сотрудника милиции.

Предлагается расширить круг выгодоприобретателей в страховом правоотношении по обязательному государственному личному страхованию сотрудников милиции за счет включения в него иждивенцев сотрудника милиции, находившегося у него на иждивении не менее одного года до его гибели (смерти).

Обосновывается необходимость установления размера страховой суммы в зависимости от тяжести причиненного вреда здоровью сотрудника милиции и уровня минимальной оплаты труда в России.

4. Формулируются выводы о приведении в соответствие специальных
правил, регулирующих возмещение вреда, причиненного сотрудникам милиции,
с положениями Гражданского кодекса, устанавливающими порядок определения
утраченного заработка (дохода) независимо от пенсии и других выплат.

5. Обосновывается целесообразность принятия ведомственного нормативного акта о порядке расследования и учета обстоятельств причинения вреда сотрудникам милиции при исполнении ими служебных обязанностей.

Практическая значимость работы заключается в предложениях по совершенствованию гражданского, гражданско-процессуального и иного законодательства и практики его применения.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в трех публикациях и в докладах на межвузовских научно-практических конференциях в 1994 — 1998 годах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, приложения и заключения.

Социальная защита сотрудников полиции в царской России

Министерство внутренних дел России (МВД России) в числе других восьми министерств было образовано в сентябре 1802 года. В то время функции и задачи МВД России, определенные в манифесте «Об учреждении министерств»5, были весьма разнообразны. Так, министр внутренних дел обязывался «заботиться о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи», что определило сосредоточение в МВД России , помимо руководства полицией, исполнение большого объема внутренних функций государства. Министерство внутренних дел руководило государственной промышленностью (кроме горной), государственным строительством, торговлей, почтой, здравоохранением, другими внутренними делами.

Исполнение иных, не полицейских, функций Министерством внутренних дел не способствовало уменьшению (тогда еще не большого по сравнению с нынешним) уровня преступности, о чем свидетельствовали ежегодные отчеты министра царю. И в 1811 году было создано Министерство полиции, в задачу которого, помимо других, входило поддержание общественного порядка и борьба с преступностью .

Сначала перед Министерством не стоял вопрос о социальной защите полицейских, так как достаточно редки были случаи их гибели или получения ими увечий, связанных с исполнением служебных обязанностей. Это объяснялось прежде всего малой численностью самих полицейских н относительно низким уровнем преступности в государстве.

Но постепенно с ростом численности населения, увеличением количества городов, ухудшением криминогенной ситуации в государстве встает вопрос об улучшении материального положения полицейских и членов их семей.

Так, в соответствии с Высочайше утвержденными 7 апреля 1857 года Правилами » О пособии законнорожденным солдатским и матросским детям, прижитым на службе и в бессрочном отпуску», на содержание несовершеннолетних детей отцу, уволенному со службы по различным основаниям (кроме преступления), а в случае его гибели (смерти) — матери, а в случае их отсутствия — родственникам или воспитателям, на попечении которых состоят и будут находиться несовершеннолетние дети, выплачивалось денежное пособие, размер которого зависел от возраста и пола ребенка.

Родителю на каждого ребенка — мальчика до 7 лет — выплачивалось по 3 рубля 50 копеек серебром в год, а на ребенка — мальчика с 7 до 14 лет — 7 рублей серебром в год.

Родственникам или воспитателям, на попечении которых находились мальчики — сироты до 14 лет (дети умершего полицейского), выплачивалось пособие в сумме 12 рублей серебром в год.

На девочек же, при ком бы они не находились на воспитании, до 7 лет — 8 рублей 50 копеек серебром в год. а с7 лет до 10 лет — 12 рублей серебром в год.

Для осуществления контроля за выплатами пособий на каждого ребенка заводился специальный «Билет», к которому прилагалась» Расчетная тетрадь о сумме денежного пособия и сроках его выплат». Эти пособия выплачивались на основании упомянутого «Билета» казначейством из средств соответствующего территориального бюджета.

Нижним чинам полиции выдавались «харчевые» деньги, размер которых зависел от занимаемой должности, и только тем нижним чинам, «которые оказали более прочих успехи и усердия по службе».

Кроме этого, супруге погибшего (умершего) полицейского выдавался «Вдовий билет», позволяющий ей получать пенсию и свободно ( по своему усмотрению ) проживать в любом населенном пункте Российской Империи.

Полицейский, уволившись со службы, получал пенсию, размер которой зависел от основания увольнения и срока службы в полиции. Выплата пенсии позволяла безбедно проживать семье бывшего полицейского, при этом обеспечивая и обучение его детей.

Рядовой полицейский имел возможность дослужиться до унтер-офицера полиции, что давало ему значительную прибавку к жалованию и право на более высокую пенсию. Этот чин также сохранялся и в случае ухода со службы на пенсию.

Государство также занималось и устройством быта полицейских, уволенных со службы.

Так, согласно Высочайше утвержденному 25 августа 1867 года Положению» Об устройстве быта отставных и бессрочно-отпускных нижних чинов»11, полицейскому при увольнении со службы выплачивалось единовременное пособие в сумме 20 рублей. Такая же сумма выплачивалась и на обустройство в любом населенном пункте Российской Империи.

В случае неспособности к труду и при отсутствии средств к существованию на основании специально выдаваемого «Билета» назначалось пособие в сумме 3 рублей в месяц. Нуждающегося в постороннем уходе уволенного полицейского при отсутствии родственников помещали в благотворительное заведение с выплатой этой же суммы заведению.

Кроме этого, нижние чины полиции, а также их жены и дети в случае болезни имели право на медицинское обслуживание в госпиталях и больницах за счет средств общества по месту их жительства.

Эти и другие меры несомненно способствовали повышению уровня благосостояния полицейских и членов их семей, что в свою очередь в то время повышало их авторитет в обществе, а значит и авторитет всего Министерства внутренних дел.

Правоотношения по обязательному государственному личному страхованию сотрудников милиции

В русском языке слово «страхование» имеет различные значения. В переносном смысле страховать, согласно словарю русского языка СИ. Ожегова, значит предохранять от чего-нибудь неприятного, нежелательного, В специальном значении — страховать: обеспечивать от возможного ущерба путем периодических взносов специальному учреждению, которое выплачивает денежное возме-щенне в случае такого ущерба .

Юридический энциклопедический словарь определяет государственное страхование как совокупность мероприятий по созданию особого денежного (страхового) фонда за счет взносов его участников, из средств которого специализированная государственная страховая организация производит возмещение материального ущерба, а также выплату иных денежных сумм, вызванных действием стихийных сил природы, несчастными случаями либо наступлением других обстоятельств.

В науке вопрос о том, что понимается под страхованием , неизменно привлекал внимание многих ученых. Разработке данной проблеме посвящены рабочем.: ты известных юристов: Идельсона ПР., Рейтмана Л.И., Райхера В.К., Шиминовой М.Я.

Так, Шиминова МЛ, считает, что страхование основывается на простой идее: в результате распределения убытков, потерь, возникающих у одного лица, между множеством лиц, для каждого из них в отдельности материальные утраты едва ощутимы, а положение пострадавшего восстанавливается быстро и достаточно полно. Итак, «распределение, разложение случайных убытков — нечто вроде «один за всех, а все за одного».

Идельсон В.Р. определяет страхование как «торговую сделку» при которой один контрагент (страхователь) за уплату известного вознаграждения (премию) приобретает право на возмещение другим контрагентом (страховщиком) имущественного ущерба (право на страховую сумму или часть ее), могущего произойти от возможного наступления определенных событий.

Страхование своими корнями уходит далеко в глубь истории человечества. Так, еще древние восточные народы, римляне и германцы знали взаимопомощь на случай смерти. Тогда же возникла и идея морского страхования, широко распространившегося с конца ХЕП века по побережью Средиземного моря, когда купцы стали страховать свои товары, перевозимые морем, сами суда, фрахт и т.д.

Однако в то время основной формой страхования была страховая взаимопомощь. Еще не были созданы особые организации, специально занимающиеся вопросами страхования. Такое страхование носило характер разовых соглашений о взаимопомощи в области морской, а впоследствии и сухопутной торговли.

Но постепенно страхование приобретает более совершенную форму ( т.е. оно строится на основе регулярных платежей, которые приводят к накопленшо денежных средств и созданию страхового фонда). Создаются и начинают свою деятельность профессиональные страховые организации, ставящие своей целью извлечение прибыли посредствам страховых услуг.

Так, например, в России Екатериной її в 1781 году был издан «Устав купеческого водоходства», заключавший в себе постановление о морском страховании. А в 1800 году была основана первая в России «Торговая Страховая контора» — для морского страхования. В конце XIX — начале XX веков в России широкое распространение получило страхование от огня, ценностей, перевозимых по почте, от несчастных случаев. Но в основной своей массе Высочайшими указами разрешалась страховая деятельность отдельных компаний или определенный вид страхования, однако системного подхода в области страховой деятельности в то время еще не было .

Советский период страхового дела в России характеризуется исключительной монополией государства (кроме периода НЭП) и регулированием страховой деятельности на основе подзаконных актов. В 1925 году было принято положение о государственном страховании, согласно которому, кроме органов Госстраха СССР, никакие другие организации производить операции по страхованию не могли. Следует заметить, чгго монополизация страхового дела в советский период истории не способствовала его успешному развитию.

Особенности обязательств по возмещению вреда, причиненного сотрудникам милиции при исполнении ими служебных обязанностей

Обязательства вследствие причинения вреда — один из важнейших институтов российского гражданского права (гл.59 ГК РФ)65. Эти обязательства принадлежат к числу тех правовых институтов, в которых сложные теоретические проблемы имеют прямой выход в практику и от их решения непосредственно зависит охрана жизненных интересов многих граждан и организаций66. Анализ правоприменительной практики позволяет утверждать, что причинение вреда от различного рода правонарушений достаточно частое явление. Так, например, в 1996 году в России совершено 61 тысяча грабежей и разбойных нападений, 479 тысяч краж, десятки тысяч других преступлений, не говоря уже об административных правонарушениях. Причиняется значительный имущественный вред. Только от пожаров прямой ущерб в 1996 году составил 1,3 триллиона рублей67. К сожалению, как мы уже раннее отмечали имеет место и причинение вреда сотрудникам милиции. Причем количество случаев нападений на сотрудников милиции стабильно высокое, высок и уровень случаев гибели (смерти) сотрудников милиции. И в этой связи как никогда актуальна проблема возмещения вреда причиненного сотрудникам милиции.

Деликтные обязательства свое название получили от латинского слова «delictum», что значит правонарушение. Деликт имел место в случае когда нарушение права не связывалось с нарушением какого — то конкретного обязательства между сторонами, т.е. когда нарушались абсолютные субъективные права потерпевшего. И если таким правонарушением причинялся вред лицу, право которого было нарушено, на правонарушителя возлагалась обязанность возместить этот вред. Возникало обязательство из причинения вреда или деликтное обяза-тельство.

Экономическим содержанием обязательств вследствие причинения вреда является защита имущественных прав потерпевшего, «. ликвидация вредоносных последствий правонарушения, наступивших в имущественной сфере потерпевшего за счет средств правонарушителя»

Главная социальная ценность деликтных обязательств состоит в возможности компенсации имущественных потерь. Компенсация предполагает достижение определенной эквивалентности, т.е. предоставление потерпевшему имущества, равного по товарной стоимости тому, которое он потерял в результате причинения вреда.

Так как деликтные обязательства являются одной из разновидностей гра-жданско — правовых обязательств, то им присуши те же элементы и структурные особенности, которые характеризуют любое обязательственное правоотношение.

Так, субьектамн деликтных обязательств могут быть любые участники гражданских правоотношений (как физические, так и юридические лица), именуемые кредиторами и должниками. При этом возможны и обязательства, в которых участвуют более двух лиц (обязательства со множеством лиц).

В соответствии со ст. 1080 ГК РФ лица» совместно причинившие вред (должники), отвечают перед потерпевшим (кредитором) солидарно. Под совместным причинением вреда понимаются действия двух или нескольких лиц, находящихся в причинной связи с наступившими вредными последствиями.

По заявлению потерпевшего и в его интересах суд также вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, и долевую ответственность.

Объектом деликтного обязательства является возмещение, которое должник (ответственное лицо) обязан предоставить потерпевшему. Оно может выражаться как в форме восстановления имущественной сферы потерпевшего в натуре, так и в форме компенсации причиненных убытков.

Содержанием деликтного обязательства являются право кредитора (потерпевшего) требовать восстановления его имущественной сферы в состояние, в каком она находилась до правонарушения, и обязанность лица, ответственного за причинение вреда (должника), совершить указанные действия71.

Основанием возникновения деликного обязательства (юридическим фактом), как уже ранее отмечалось, является фактическое причинение вреда.

При причинении вреда, согласно ст. 1064 ГК РФ, между причинителем вреда и потерпевшим возникает обязательственное правоотношение, согласно которому причинитель и обязан возместить потерпевшему вред (эта обязанность именуется деликтной ответственностью).

Для возложения деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения.

Деликтная ответственность возникает при наличии: противоправного поведения, вреда, причинной связи между противоправным поведением и вредом и вины должника.

Гражданско-правовая защита сотрудников милиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.03, кандидат юридических наук Медяник, Юрий Александрович

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Медяник, Юрий Александрович

Глава 1. Правовые меры обеспечения социальной защиты сотрудников милиции (полиции).

§1. Социальная защита сотрудников полиции в царской России.

§2.Социальные льготы и гарантии сотрудникам милиции в Советской России.

Глава2. Обязательное государственное личное страхование сотрудников милиции .

§1. Правоотношения по обязательному государственному личному страхованию сотрудников милиции.

§2.Выплата страховых сумм сотрудникам милиции.

ГлаваЗ. Обязательства вследствие причинения вреда сотрудникам милиции.

§1.Особенности обязательств по возмещению вреда, причиненного сотрудникам милиции при исполнении ими служебных обязанностей.

§2. Возмещение вреда^причиненного сотрудникам милиции.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Гражданско-правовая защита сотрудников милиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей»

Актуальность темы. Милиция — один из ключевых государственных институтов, без которого было бы невозможно существование и развитие современного общества. С ее помощью государство осуществляет важные социальные задачи по обеспечению личной безопасности граждан , предупреждению, пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию преступлений, охране общественного порядка и общественной безопасности и другие (ст.2 Закон РСФСР «О милиции»).

В Российской Федерации деятельность милиции в последнее время осуществляется в исключительно сложной социально — экономической и политической обстановке. Нерешенность проблем государственного строительства, негативные процессы и явления в экономике, сохраняющаяся в обществе социальная напряженность, межнациональные конфликты, низкая культура демократии, правовой нигилизм и коррупция объективно способствуют росту преступности и правонарушений . Так, в России в 1997 году совершено 2 млн. 397 тысяч преступлений . Более половины из них являются тяжкими и особо тяжкими. Практически не снижается число умышленных убийств. Преступность становится все более корыстной и организованной. Каждое пятое преступление совершено группой лиц. Участились случаи терроризма, захвата заложников . Резко увеличивается рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. С применением оружия , боеприпасов и взрывчатых веществ совершено почти 20 тыс. преступлений1.

Рост количества насильственных , особо жестоких и дерзких преступлений, появление новых разновидностей преступности заставляет сотрудников

См.:Скуратов Ю. Перелома можно добиться, лишь возродив социальную профилактику преступности. //Российская газета 7 апреля 1998г. милиции чаще прибегать к применению специальных средств и табельного оружия для защиты граждан и самих сотрудников от преступных посягательств. Так, в 1992 году на сотрудников органов внутренних дел совершено 1370 нападений, из них: с использованием огнестрельного оружия — 240, холодного — 300, специальных средств — 54. Многим сотрудникам причинен существенный материальный и моральный ущерб2.

Участились случаи гибели сотрудников милиции при исполнении ими служебных обязанностей. Так, в 1990 году при исполнении служебных обязанностей погибло — 256 сотрудников милиции, 1991 г. — 301, 1992 г. — 328, 1993 г. -185, 1994 г. — 444, 1995 г. — свыше З003. И это без учета погибших в локальных конфликтах (например, события в Чечне).

Приведенные примеры свидетельствуют, с одной стороны, о сложной криминогенной обстановке в Российской Федерации, с другой, — о наметившейся тенденции роста числа нападений на сотрудников милиции и количества погибших сотрудников милиции.

Борьба с преступностью — одна из многих задач, стоящих перед обществом и государством. Достижение каких-либо положительных результатов в этой области невозможно без должного гарантирования правовой и социальной защиты сотрудников милиции.

Возникает необходимость детального рассмотрения вопросов социальной защиты сотрудников милиции посредством институтов обязательного государственного личного страхования сотрудников милиции и возмещения вреда, причиненного при исполнении сотрудниками милиции служебных обязанностей .

2См.:Порощук С.А. Правовая защита сотрудников ОВД . // Законность, 1993, № 12, с. 23.

3См.:Асаулова Л. Все поименно. // Милиция, 1996, №2, с.39.

Отметим, что отдельные аспекты данной проблемы рассматривались в диссертациях, научных публикациях С.Порощук, С.Черячукиной и других.4 Однако целенаправленного, системного изучения указанной проблемы не было.

Анализ литературы, в которой рассматриваются вопросы обязательного государственного личного страхования сотрудников милиции и возмещения вреда , причиненного сотрудникам милиции, свидетельствует о том, что не все вопросы находят детальное отражение. Более того, нередко содержание некоторых нормативно — правовых актов Министерства внутренних дел РФ, регламентирующих возмещение вреда, причиненного сотрудникам милиции, противоречит общим принципам гражданского права.

Указанные обстоятельства и предопределили выбор темы диссертационного иследования.

Методологическая основа исследования включает современные методы познания: общенаучные — диалектико-материалистический, системный социологический и специальные — логико-юридический, сравнительно-правовой и структурно-функциональный.

В работе использованы положения Конституции РФ, действующее гражданское, гражданско-процессуальное законодательство, постановления пленумов Верховного суда РФ, ведомственные нормативные акты Министерства внутренних дел РФ, а также монографическая и иная литература.

Автором проведен опрос слушателей факультета заочного обучения Омского юридического института МВД России по вопросам страхования и возмещения вреда.

4 См.: С.Черячукина. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью сотрудников органов внутренних дел. //Северный Кавказ: борьба с преступностью. Ростов-на-Дону, 1997, с. 11.; С.Порощук. Социально-правовая защита работников правоохранительных органов. //Советская юстиция, 1993, №10, с.8.

В процессе исследования автором изучены труды отечественных юристов : С.С.Алексеева, А.Я.Антонович, Ю.С.Бугаева, М.Л.Захарова, В.Е.Идельсона, О.С.Иоффе, О.А.Красавчикова, Н.С.Малеина, В.К.Райхера, О.Н.Садикова, В.Л.Слесарева, В.Т.Смирнова, АА.Собчака, Ю.П.Соловей, Е.А.Суханова, Ю.Я.Цедербаума, Р.О.Халфиной, Г.Ф.Шершеневича, М.Я.Шиминовой, К.М.Шмиттгофа, А.М.Эрделевского и др.

Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в комплексном изучении теоретических проблем и анализе существующих нормативных положений относительно гражданско-правовой защиты сотрудников милиции в связи с исполнениями ими служебных обязанностей и выработке предложений и рекомендаций, направленных на более эффективную защиту интересов указанных субъектов.

Достижение названной цели предопределило постановку и решение следующих задач:

— рассмотрение исторической ретроспективы становления и развития института социальной защиты сотрудников милиции;

— анализ законодательства, регулирующего вопросы обязательного государственного личного страхования сотрудников милиции и возмещения вреда;

— определение круга субъектов страховых правоотношений по обязательному государственному личному страхованию сотрудников милиции;

— выявление сущности и особенностей гражданско-правовых обязательств по возмещению вреда, причиненного сотруднику милиции при исполнении им служебных обязанностей;

— выработка рекомендаций по устранению пртиворечий в действующем российском гражданском законодательстве и нормативных актах Министерства внутренних дел РФ;

— формулировка предложений по совершенствованию законодательства по обязательному государственному личному страхованию сотрудников милиции и возмещению вреда.

Научная новизна. Диссертация представляет собой комплексное монографическое исследование теоретических и практических проблем гражданско-правовой защиты сотрудников милиции в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

В диссертации сформулированы предложения по совершенствованию гражданского законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих отношения по социальной защите сотрудников милиции. Результатом разработки темы явились следующие основные положения, которые выносятся на защиту:

1. Право на повышенную социальную защиту является необходимым элементом гражданской правосубъектности сотрудника милиции.

2. Предлагается расширить круг выгодоприобретателей в страховом правоотношении по обязательному государственному личному страхованию сотрудников милиции за счет включения в него иждивенцев сотрудника милиции, находившегося у него на иждивении не менее одного года до его гибели (смерти).

3. Обосновывается необходимость установления размера страховой суммы в зависимости от тяжести причиненного вреда здоровью сотрудника милиции и уровня минимальной оплаты труда в России.

4. Формулируются выводы о приведении в соответствие специальных правил, регулирующих возмещение вреда, причиненного сотрудникам милиции, с положениями Гражданского кодекса , устанавливающими порядок определения утраченного заработка (дохода) независимо от пенсии и других выплат.

5. Обосновывается целесообразность принятия ведомственного нормативного акта о порядке расследования и учета обстоятельств причинения вреда сотрудникам милиции при исполнении ими служебных обязанностей.

Практическая значимость работы заключается в предложениях по совершенствованию гражданского, гражданско-процессуального и иного законодательства и практики его применения.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в трех публикациях и в докладах на межвузовских научно-практических конференциях в 1994 — 1998 годах.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, приложения и заключения.

Заключение диссертации по теме «Гражданское право; семейное право; гражданский процесс; международное частное право», Медяник, Юрий Александрович

1.Bo все исторические периоды развития Российской государственности право на повышенную социальную защиту является необходимым элементом гражданской правосубъектности сотрудников милиции (полиции).

Так в царской России социальная защита полицейских сводилась к следующему:

— выплата единовременных пособий;

— предоставление квартирного довольствия;

— предоставление медицинского обслуживания за счет средств «Общества» по месту жительства отставного полицейского.

В Советской России социальная защита сотрудников милиции мало чем отличалась от социальной защиты других слоев населения. Однако, и в этот период сотрудникам милиции были предоставлены некоторые социальные льготы и гарантии , частности:

— выплата единовременных пособий;

-предоставление специального медицинского обслуживания.

В настоящее время эти и другие гарантии указаны в Законе РСФСР «О

2.Анализ содержания Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан , призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой по

130 См.: Закон РСФСР «О милиции». // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, №16, Ст.503. лиции «131 показал, что круг лиц, имеющих право на получение страховой суммы необоснованно ограничен. К лицам, имеющим право на получение страховой суммы, следует отнести и нетрудоспособных лиц, находившихся на иждивении погибшего (умершего) сотрудника милиции. Нередко нетрудоспособные иждивенцы оказываются в сложном материальном положении, и выплата страховой суммы, вероятно, частично бы компенсировала им потерю основного источника средств существования.

К нетрудоспособным иждивенцам, имеющим право на получение страховой суммы, следовало бы отнести лиц, состоявших на иждивении погибшего (умершего) не менее одного года до дня его «смерти», а именно: женщин, достигших 55 лет, и мужчин, достигших 60 лет; инвалидов I, II и III групп; а так же лиц не достигших 18 лет, учащихся (очная форма обучения) — до 23 лет, если указанные лица находились на полном содержании погибшего (умершего) или получали от него помощь, которая была для них основным и постоянным источником средств существования. При этом не имеет значение, выплачивалось ли такое содержание добровольно либо на основании судебного решения. Периодическая денежная помощь, т.е. помощь, оказываемая не регулярно, а время от времени, не может быть достаточным основанием для признания факта нахождения на иждивении. Подтверждением факта нахождения нетрудоспособного лица на иждивении погибшего (умершего) могут служить: справка местных органов самоуправления , справка отдела социального обеспечения о назначении пенсии по случаю потери кормильца, решения суда об установлении факта на

131 См.: Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции «. //Собрание законодательства РФ, 1998, №13, Ст. 1474. хождения на иждивении, решения суда о взыскании алиментов и др. В случае гибели (смерти) сотрудника милиции, право на получение страховой суммы имеет и не родившийся ребенок погибшего (умершего)132, интересы которого будет представлять супруга погибшего (умершего) сотрудника милиции.

3. Определение размеров страховых сумм в окладах денежного содержания сотрудника милиции в соответствии со ст.5.Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»133 не отвечает принципу социальной справедливости. Нельзя жизнь и здоровье старшего офицера милиции оценивать «дороже», чем жизнь и здоровье рядового сотрудника милиции. Жизнь и здоровье рядового или старшего офицера для государства одинаковы, и здесь не может быть приоритетов. Представляется, что размер страховой суммы должен быть одинаков для всех сотрудников милиции и не зависеть ни от занимаемой должности, ни от специального звания сотрудника милиции. Дифференциация возможна только в зависимости от степени повреждения здоровья и суммы страхового взноса, и устанавливаться в определенных количествах минимальных размеров оплаты труда. Тем более,что подобный подход в назначении страховых сумм не нов, например, согласно Указа Президента РФ от 7 июля 1992 г. п.4 «Застрахованному пасажиру при получении им травмы в результате несчастного случая на

132При наличии подтверждающих документов.

133См.: Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». //Собрание законодательства РФ, 1998, №13, Ст. 1474. транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы».134 Другие критерии в расчет не берутся.

Выплата страховой суммы семье погибшего (умершего) сотрудника милиции нам кажется должна обеспечивать возможность для семьи хотя бы покупку благоустроенной квартиры. И могла бы бьггь следующей: а)в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы в ОВД , военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы в ОВД, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы в ОВД, военных сборов — по 200 минимальных заработных плат каждому выгодоприобретателю ; б)в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы в ОВД, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы в ОВД, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы в ОВД, военных сборов: инвалиду I группы -300 минимальных заработных плат; инвалиду II группы -250 минимальных заработных плат; инвалиду III группы — 200 минимальных заработных плат. в)в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы в ОВД, военных сборов тяжелого увечья (ранения, контузии, травмы) — 100 минимальных заработных плат, легкого увечья (ранения, контузии, травмы) — 50 минимальных заработных плат.

Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1992, №28, Ст. 1683; Собрание Законодательства РФ, 1994, №14, Ст. 1174.

4. Увольнение из органов внутренних дел вследствие увечий , исключающих дальнейшую возможность прохождения службы, следует расценивать как стопроцентную утрату профессиональной трудоспособности. При этом согласно п.2 ст. 1085 ГК РФ при определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшение размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда ). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья. В связи с этим содержание п.22. «Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику милиции, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника милиции»135, в котором указано, что «при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученным в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей ), исключаемыми возможность дальнейшего прохождения службы и ведущими к увольнению по болезни или ограниченному состоянию здоровья, сотруднику ежемесячно выплачивается денежная компенсация в размере разницы между получаемым им на момент увольнения денежным содержанием и назначенной пенсией» противоречит п.2 ст. 1085 ГК, а следовательно недействительно . Кроме этого, выплата ука

135См.: «Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику милиции». Утверждена приказом Министерства внутренних дел РФ от 31 мая 1993 г. № 260. // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ, 1993, №9; с изменениями и дополнениями внесенными приказом Министерства внутренних дел РФ от 25 января 1994 г. №25. //Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ, 1994, № 6. занной денежной компенсации не возмещает причиненный вред в полном объеме и, следовательно, ущемляет права сотрудников милиции как граждан Российской Федерации. Так, как в соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред , причиненный личности или имуществу гражданина , подлежит возмещению в полном объеме.

В случае получения сотрудником милиции увечья и при наличии основания для назначения пенсии по инвалидности, указанная пенсия должна быть назначенна в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД и их семей»136. Однако назначение пенсии и ее выплата не влияет и не может влиять на возмещение вреда сотруднику милиции, причиненного повреждением здоровья. Возмещение вреда и назначение пенсии — разные понятия, подмена которых в принципе невозможна. Следует пересмотреть содержание Инструкции в указанной части и привести его в соответствии с нормами гражданского законодательства.

5. Действующими нормативными актами Министерства внутренних дел РФ не установлен единый порядок расследования и учета обстоятельств причинения вреда сотрудникам милиции при исполнении служебных обянностей.

Для устранения противоречий правоприменительной практики, исключения случаев необоснованных отказов в расследовании обстоятельств причинения вреда, волокиты, необходимо установить единый порядок расследования и учета обстоятельств причинения вреда сотрудникам милиции при исполнении служебных обязанностей.

Так, расследованию и учету должны подлежать случаи (травма, в том числе полученная в результате нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отравление, тепловой удар, ожог, обморожение, утопление, поражение электрическим током, молнией и ионизирующим излучением, укусы насекомых

136См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ -1993. — № 9. — Ст.328. и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными, повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушений зданий, сооружений и констркций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций), повлекшие за собой необходимость перевода сотрудника милиции на другую должность, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо его смерть и происшедшие в связи с исполнением сотрудником милиции обязанностей службы в милиции. А также случаи причинения вреда имуществу сотрудника милиции или его близким в связи с исполнением сотрудником милиции обязанностей службы в милиции.

В связи с этим, орган внутренних дел обязан :

-при причинении вреда здоровью сотрудника милиции, обеспечить незамедлительное оказание пострадавшему первой помощи, а при необходимости доставку его в учреждение скорой медицинской помощи или любое иное лечебно-профилактическое учреждение;

-организовать формирование комиссии по расследованию обстоятельств причиненнния вреда;

-сообщить в течение суток руководству УВД , УВДТ, МВД(республик) РФ о случае(ях) гибели (смерти) сотрудника(ов) милиции.

При этом ответственность за организацию и своевременное расследование и учет случаев причинения вреда сотрудникам милиции, разработку и реализацию мероприятий по устранению причин, вызвавших причинение вреда, несет орган внутренних дел.

Расследование обстоятельств причинения вреда сотрудникам милиции в связи с исполнением служебных обязанностей должно проводиться комиссией, образуемой из сотрудников органа внутренних дел, где проходит или проходил службу сотрудник милиции. Состав комиссии должен утверждаться приказом начальника органа внутренних дел, и в нее должны входить:

-один из заместителей начальника органа внутренних дел;

-начальник подразделения, где проходит или проходил службу сотрудник милиции;

-сотрудник отдела кадров.

Расследование обстоятельств причинения вреда должно быть проведено в течение 15 суток с момента его происшествия .

Случаи причинения вреда, о которых не было своевременно сообщено, должны расследоваться в течение одного месяца со дня поступления заявления от потерпевшего сотрудника милиции.

При расследовании комиссия выявляет и опрашивает очевидцев случая и пострадавшего сотрудника милиции, получает необходимую дополнительную информацию

По результатам расследования, должен быть составлен акт о причинении вреда здоровью (жизни) сотрудника милиции, акт о причинении вреда имуществу сотрудника милиции или акт о причинении вреда имуществу близким сотрудника милици. В акте должны быть подробно изложены причины и обстоятельства причинения вреда, указаны очевидцы, сделан вывод о связи случая с исполнением сотрудником милиции обязанностей службы в милиции или нет. Акт должен быть оформлен и подписан членами комиссии, утвержден начальником органа внутренних дел и заверен печатью.

Один экземпляр акта должен быть выдан пострадавшему сотруднику милиции (в случае его гибели(смерти)-заинтересованным лицам) не позднее 3 дней после окончания расследования. Второй экземпляр хранится вместе с материалами расследования в течении 45 лет в делах ОВД.

К материалам расследования относят:

-планы, схемы, эскизы, а при необходимости и фото-, кино- и видеоматериалы с места происшествия;

-объяснения пострадавших сотрудников милиции, очевидцев;

-экспертные заключения специалистов, результаты лабораторных исследований и экспериментов;

-медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или о причинах смерти пострадавшего, а также о возможности нахождения пострадавшего в состоянии алкогольного или токсикологического опьянения и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Медяник, Юрий Александрович, 1998 год

1. Конституция Российской Федерации. М.Юр.лит., 1993. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1).//Собрание Законодательства РФ, 1994, №32, Ст.3301.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть2).//Собрание Законодательства РФ, 1996, №5, Ст.411.

3. Гражданский кодекс РСФСР . Петроград, 1923.

4. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР .//Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964, №24, Ст.407.

5. Гражданское уложение (книга 5. «Обязательства»). Санкт-Петербург, 1999. Полное собрание законов Российской Империи, Санкт Петербург, 1830, 1912; том XXVII, XXIX; отделение 1.

6. Собрание узаконений и распоряжений, Санкт Петербург. 1902, 1912,1914.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.,Русский язык, 1978. Юридический энциклопедический словарь. М.,Советская энциклопедия,1984.

8. Федеральный закон «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации». //Собрание Законодательства РФ, 1996, №5, Ст.411.

9. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации». //Собрание законодательства РФ, 1995, №47, Ст.4472.

10. Закон РФ «О страховании». // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1993, №2, Ст.52.

11. Закон РФ «О внешней разведке». //Собрание Законодательства РФ, 1996, №3, Ст. 143.

12. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, №27, Ст.920; Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1993, №17, Ст.602.

13. Закон РФ «О федеральных органах государственной безопасности». //Собрание Законодательства РФ, 1995, №15, Ст.1269.

14. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации». //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1992, №30, Ст. 1792.

15. Закон РФ «О статусе военнослужащих». //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, 1993, №36, Ст. 188.

16. Закон РСФСР «О милиции «. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, 1991, №16, Ст.503.

17. Закон РФ «О средствах массовой информации». //Собрание Законодательства РФ, 1995, №3, Ст. 169.

18. Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве». Утверждено постановлением Правительства РФ №558 от 3 июня 1995г. //Собрание законодательства РФ, 1995, №24, Ст.2283.

19. Инструкция по организации работы участкового инспектора милиции». Утверждена приказом №231 от 14 июля 1992 г. «Об утверждении Инструкции по органи зации работы участкового инспектора милиции».

20. Устав патрульно постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации». Утвержден приказом министра внутренних дел РФ №17 от 18 января 1993 г.

21. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации». Утверждено постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. //Ведомости Верховного Совета РФ, 1993, №2, Ст.70.

22. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти». Утверждена постановлением Министерства юстиции РФ 19 марта 1996 года. //Российские вести, №92, 1996, 21 мая.

23. Определение Верховного Суда РФ от 11 ноября 1996 года. // Бюллетень Верховного суда Российской Федерации, 1997, №11.

24. Постановление Президиума Верховного Суда РСФСР от 20 декабря 1988 года. //Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1989, №3.

25. Постановление Пленума Верховного Суда СССР №12 от 5 сентября 1986 года. // Бюллетень Верховного Суда СССР , 1986, №6.

26. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №3 от 28 апреля 1994 года «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья». //Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994, №7.

27. Приказ МВД СССР №40 от 11 февраля 1980 г.

28. Приказ МВД РСФСР №127 от 2 августа 1991 г.

29. Письмо Министра внутренних дел РФ №1/15638 от 12 сентября 1996 года.

30. Гражданское и Торговое право капиталлистических государств. М., Высшая школа, 1993.

31. Гражданский процесс. //Учебник для вузов под редакцией М.С.Шакарян. М., 1993.

32. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй ( постатейный ). Под редакцией Садикова О.Н. М.,Юрид. фирма «Контакт», издательская группа ИНФА — М — НОРМА, 1996.

33. Сборник нормативных актов МВД России. М., Спарк 1996.

34. Информация МВД России. //Журнал «Министерство внутренних дел». Санкт-Петербург, 1847, №6.; 1857, №11.

35. Информация «Городской Управы» г.Архангельска. //Журнал «Страховое дело», Санкт Петербург, 1914, №1. (по информации предоставленой газетой «Северное утро», г. Архангельск, 1914).

36. Агарков М.М. Обязательства из причинения вреда . «Проблемы социалистического права», 1939, №1.

37. Азаров В.А. Проблемы теории и практики охраны имущественных интересов личности в уголовном судопроизводстве . Омск, 1995.

38. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций в 2-х томах. Свердловск, 1972.

39. Антимонов Б.С. Гражданская ответственность за вред , причиненный источником повышенной опасности. М., 1952.

40. Беляцкин С. Возмещение морального (неимущественного) вреда. //Санкт-Петербург, 1913.

41. Беспалов Ю. Причините ль вреда-несовершеннолетний. //Российская юстиция, 1996, №11.

42. Белякова A.M. Имущественная ответственность за причинение вреда. М., Юрид. лит. 1979.

43. Белякова A.M. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. М., изд. Московского университета, 1986.

44. Брауде И. Возмещение неимущественного вреда. //Революционная законность , 1926.

45. Варшавский К. Обязательства, возникающие вследствие причинения другому вреда. М., 1929.

46. Васин В.Н., Лозбяков В.П., Углев В.А. Правовые основы прохождения службы в органах внутренних дел России. М., Юридический институт МВД РФ, 1994.

47. Волков А .Я., Парашенко И.М., Колбасин Д.А. Юридическая ответственность работников милиции за вред, причиненный гражданину или организации. Минск, Минская высшая школа, 1991.

48. Глянцев В.В. О возмещении вреда, причиненного здоровью гражданина. //Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994, №9.

49. Губанов А.В. Полиция Запада. М.,1993.

50. Гурвич М.А. Лекции по советскому гражданскому процессу. М., 1950.

51. Гуссановский П.Н. Вознаграждение за вред. //Журнал Министерства юстиции, 1912, №8.

52. Демидов В. «Роена» дает гарантии . //Закон, 1994, №4.

53. Дерюжинский В.О. Полицейское право. Санкт-Петербург, 1913.

54. Донцов С.Е., Маринина М.Я. Имущественная ответственность за вред, причиненный личности. М., Юр. лит., 1986.

55. Донцов С.Е., Глянцев В.В. Возмещение вреда по советскому законодательству. М., Юридическая литература, 1990.

56. Донцов С.Е. Гражданско-правовые внедоговорные способы защиты социалистической собственности. М., 1980.

57. Егоров Н. Понятие источника повьппенной опасности. //Советская юстиция , 1980, №11.

58. Ефимов А.О. О возмещении ущерба государством. //Хозяйство и право, 1992, №12.

59. Ефимов А.О. Поповченко А.Н. Моральный вред. //Хозяйство иправо, 1995, №1.

60. Жуйков В. Возмещение морального вреда. //Бюллетень Верховного суда РФ, 1994, №11.

61. Захаров М.Л., Лившиц Р.З., Цедербаум Ю.Я. Возмещение ущерба. М., Профиздат, 1988.

62. Захаров М.Л.,Коршунов Ю.Н.,Цедербаум ЮЛ. Возмещение работодателями вреда, причиненного здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей: Комментарий к нормативному акту. М.: Юрид.лит.,1994.

63. Зейц А. Возмещение морального вреда по советскому праву. //Еженедельник советской юстиции, 1927, №47.

64. Идельсон В. Р. Страховое право. Лекции читаные преподавателем Идель-соном В. Р. в Санкт Петербургском Политехническом институте на Экономическом отделении Страховом подьотделе в 1907 году. М.: Юр. литература, 1993.

65. Илларионова Т.И. Механизм действия гражданско-правовых охранительных мер. Сведловск, 1980.

66. Иоффе О.С. Обязательства по возмещению вреда. Ленинград, 1952. Казанцев В. Возмещение морального вреда. // Российская юстиция, 1996,5.

67. Калмыков Ю.Х. Имущественные права советских граждан. Саратов, 1979. Калмыков Ю.Х. Возмещение вреда, причиненного имуществу . Саратов,1965.

68. Корчевская Л. Стороны и форма договора страхования. //Закон, 1994, №4. Кондратов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский закон о милиции. М., » Вердикт «, 1992.

69. Кони А.Ф. Собр. соч. М., 1967, т.4.

70. Красавчиков О.А. Возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности. М., 1966.

71. Красавчиков О.А. Юридические факты в гражданском праве. М., 1958. Коршунов Ю. О компенсации морального вреда. //Хозяйство и право, 1995, №4.

72. Кирсанов В.Л., Санкт Петербург, Юридическое книгоиздательство «Сотрудник», 1912.

73. Курицын В.М., Мулукаев Р.С., Коряков В.П. История полиции дореволюционной России. М., 1981.

74. Куликов А. выступление на расширенном заседании коллегии МВД России 29 ноября 1996 года.»Необходим жесткий заслон криминальному насилию». //Милиция, 1997, №1.

75. Литвинов-Фалинский В.П. Ответственность предпринимателей за увечья и смерть рабочих по действующим в России законам. Санкт-Петербург, 1903.

76. Майданик Л.А., Сергеева Н.Ю. Материальная ответственность за повреждение здоровья. М., 1968.

77. Масляев А.И., Вердников В.Г., Ческис Г.И. Общие положения обязательного права. М., Всесоюзный юридический заочный институт, 1980.

78. Мулукаев Р.С. Полиция в России (19 в.-нач.20 в.). Нижний Новгород,1993.

79. Рейтман Л. И. Страховое дело. М.: Юр.литература, 1993.

80. Серебровский В.И. Договор страхования жизни в пользу третьего лица. //Ученые труды ВИЮН , 1947, вып.

81. Сизиков М.И., Борисов А.В., Скрипилев А.Е. История полиции России (1718 -1917 гг.). М., Ассоциация «Профессиональное образование», 1992.

82. Слесарев B.J1. Экономические санкции в советском гражданском праве. Красноярск, 1989.

83. Стучка П.И. Обязанность загладить вред.»Еженедельник советской юстиции», 1926, №29.

84. Сорк Д. Как получить возмещение материального или морального вреда. //Закон, 1997, №4.

85. Смирнов В.Т.,Собчак А.А. Общее учение о деликтных обязательствах в советском граждаанском праве. Л., изд. Ленинградского университета, 1983.

86. Тархов В.А. Ответственность по советскому гражданскому праву. Саратов, 1973.

87. Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Ленинград, 1959.

88. Утевский Б. Возмещение неимущественного вреда, как мера социальной защиты. //Еженедельник советской юстиции, 1927, №35.

89. Флейшиц Е.А. Обязательства из причинения вреда и из неосновательного обогащения. М., 1951.

90. Халфина P.O. Общее учение о правоотношении . М., Юридическая литература, 1974.

91. Шамаров В.М. Профессиональные организации работников милиции., М.: Академия МВД РФ, 1994.

92. Шварц Х.И. Обязательства из причинения вреда. М., 1954.

93. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып.З. М., 1912.

94. Шинджикашвили Д.И. Министерство внутренних дел царской России в период империализма. Омск, 1974.

95. Шиминова М. Я. Основы страхового права России. М., 1993.

96. Шиминова М.Я. Правовое регулирование страхования. //Закон, 1994, №3. Шиминова М.Я. Страхование неотъемлемый компонент рыночной экономики. //Хозяйство и право, 1994, №19.

97. ШиминоваМ.Я.Страхование:история, действующее законодательство, перспективы. М.: Наука, 1989.

98. Шиминова М.Я. Страхование жизни, здоровья и имущества граждан. М., Юр. лит., 1980.

99. Шиминова М.Я. Имущественная ответственность за моральный вред. //Советское государство и право, 1970, №1.

100. Эрделевский A.M. Моральный вред и компенсация за страдания. М., изд. «Бек», 1997.

101. Эрделевский A.M. Ответственность за причинение морального вреда. //Российская юстиция, 1994, №7.

102. Эрделевский A.M. Правовое регулирование возмещения морального вреда в гражданском праве: //Автореф. кан. дис. М., 1995.

103. Яичков К.К. Обязательства из причинения вреда. М., 1939;

Смотрите еще:

  • 302 гк рф судебная практика КС РФ запретил отбирать жилье у добросовестных приобретателей По общему правилу, если добросовестный приобретатель купил имущество у лица, которое не имело права его отчуждать, то собственник вправе истребовать это […]
  • Конфиденциальность договоров гк рф Статья 771. Конфиденциальность сведений, составляющих предмет договора 1. Если иное не предусмотрено договорами на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, стороны […]
  • Кодекс профессиональной ответственности юристов Кодекс профессиональной этики адвоката (принят первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) (с изменениями и дополнениями, утвержденными шестым Всероссийским съездом адвокатов 22 апреля 2013 г.) (с […]
  • Закон 14 о гражданстве рф О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» Вносится депутатами Государственной Думы ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона «О […]
  • Ч 3 ст 190 ук рф Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое […]
  • Федеральный закон 129-фз о государственной регистрации Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 23 июня […]
admin

Обсуждение закрыто.