Развод в исламе по инициативе

Развод в исламе по инициативе

Если вам суждено разойтись…

Ислам рассматривает брак не как некое «таинство», а как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путём развода. Брак не должен быть ни ареной противоборства между мужчиной и женщиной, ни средством «тюремного заключения» женщины и грубого обращения с ней. Он призван быть институтом, обеспечивающим спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям.

Однако браки по многим причинам могут и не состояться. Иногда супруги могут настолько далеко разойтись в своих интересах, что это может серьёзно повлиять на их брак. Ислам называет развод самым ненавистным Аллаху действием из всего того, что Им разрешено. Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов оказываются тщетными. Если брак начинает разваливаться, супругам следует приложить все усилия, чтобы достичь примирения. Тем не менее, Ислам не призывает жить в несчастливом браке, и развод — это крайнее и последнее средство, а не прерогатива мужчины, которую он может использовать по своему капризу, хотя подобный миф о процедуре получения развода в Исламе очень распространён на Западе. Можно даже письменно оговорить своё право на развод в брачном контракте при несоблюдении условий, определённых Шариатом. Многие женщины скромно отвергают это право, но это право стоит того, чтобы о его соблюдении позаботиться заранее. Некоторые мужчины злоупотребляют институтом брака, а женщинам следует защищать себя и, в то же самое время, быть уверенными в себе и стремиться прилагать все усилия, чтобы сделать брак успешным.

Начать процедуру развода вправе любой из супругов, или же оба они могут прийти к взаимному решению расстаться друг с другом. В Исламе существуют различные виды разводов.

Это развод по инициативе мужа. Он предполагает трёхкратное провозглашение развода, то есть произнесение вслух слова «талак» или подобной фразы. Однако есть условия, которые желательно соблюдать при разводе: слова «талак» не должны быть произнесены (1) сразу в одно и то же время 3 раза подряд без разрыва во времени, (2) в период менструального цикла жены и (3) после супружеской близости до очищения от менструального цикла. Продолжительность времени между каждым случаем провозглашения развода должно соответствовать месячному циклу жены. В период времени между провозглашениями развода необходимо делать всё возможное, чтобы спасти брак, а женщина имеет в это время право на полное содержание мужем.

Следует сказать, что после первого произнесения слова «талак», жена имеет право не только на содержание и жильё, но и на доброе обращение со стороны мужа в течение трёх месячных периодов (иддат). Это есть первое провозглашение развода. Но до истечения этого срока, они могут помириться и продолжать жить как супруги, но для примирения муж должен словесно произнести, что он возвращает её себе в жёны. Если после примирения отношения между супругами снова обострились и весь процесс повторился снова, по законам Ислама они всё равно имеют право помириться и второй раз, и их супружеские отношения будут продолжаться дальше. Суть и цель «иддат» как раз и состоит в том, чтобы дать супругам возможность помириться и сохранить семью собственными усилиями или усилиями родственников. Если истечёт время идда после первого или второго произнесения талака, они могут вновь соединиться, обновив весь процесс махра, соблюдая все его первоначальные условия. Если же процесс развода будет иметь место и третий раз, то после этого, согласно законам Ислама, супруги уже больше не могут оставаться мужем и женой. Однако они вправе в будущем снова создать семью при наличии ряда условий. Всё вышесказанное имеет место быть, если при каждом разводе будет произноситься слово «талак» только один раз и при этом супруг, произнеся его, не должен подразумевать под этим трёхкратный «талак». Если же супруг произнесёт слово «талак» три раза или же, произнеся его один раз, будет иметь намерение на троекратный «талак», то брак автоматически расторгается.

Это ещё один вид развода. Здесь его инициатором является жена. Условия развода: жена просит мужа отпустить её взамен определённой платы и т.д. Если муж согласится, то она обязана уплатить мужу обговорённую сумму.

Женщина получила право на такой вариант развода, чтобы иметь возможность освободиться от невыносимого для неё брака.

Женщина в праве требовать Хул’, и, хотя Ислам, в целом, не поощряет разводы, мужчине надлежит отпустить её, если все попытки примирения не оканчиваются успехом. Об этом печально говорить, но очень часто можно услышать о таких браках, когда муж обращается с женой ужасающе жестоко, но при этом не желает развестись с ней сам или дать ей развод. Таким мужчинам необходимо напомнить аят из Корана, содержащий такой смысл: «При разводе со своими жёнами, пока не истечёт назначенный им срок (трёхмесячное ожидание, т.е. иддат), вы можете вернуть их, и впредь быть с ними справедливыми или отпустите их благопристойным образом. Не удерживайте их, поступая с ними несправедливо, с целью причинить им зло. Кто так поступает, тот вредит себе, навлекая на себя наказание Всевышнего».

Такой способ развода применяется тогда, когда муж обвиняет жену в супружеской неверности (измене). По законодательству Ислама для подтверждения супружеской измены необходимы показания четырёх беспристрастных свидетелей, которые должны чётко подтвердить, что конкретный мужчина или женщина действительно совершили супружескую измену. Если муж не может доказать, что такая измена имела место, он должен четыре раза поклясться именем Аллаха в том, что говорит правду. Жена должна признать свою вину или поклясться в своей невиновности. Оба супруга должны также призвать на себя проклятья Всевышнего на тот случай, если они дают лживые клятвы. Если же никаких доказательств вины или невиновности получить невозможно, брак считается непримиримым и расторгается. В Коране говорится (смысл): «А те, которые обвиняют своих жён в прелюбодеянии, не имея достаточного числа свидетелей, подтверждающих правдивость этого обвинения, кроме самих себя, должны четыре раза поклясться именем Аллаха, что они правдивы в своих обвинениях. А в пятый раз они должны поклясться, что проклятие Всевышнего будет на них, если они лгут». Если жена не будет оправдываться после произнесения клятв о её неверности, то она подвергнется наказанию за прелюбодеяние, но если она поклянётся именем Аллаха четыре раза, что её ложно обвиняют в прелюбодеянии, она не подвергается наказанию. В пятой клятве именем Аллаха она должна сказать, что заслуживает гнева Аллаха, если муж говорит правду.

Ислам разрешает развод, но рассматривает его как крайнюю меру. Лучше предотвратить развод, внимательно относясь к выбору будущего супруга и, серьёзно настроившись, прилагать все усилия к тому, чтобы брак состоялся, чем использовать расторжение брака в качестве «средства излечения себя» от неудачного брака.

Любой из сестёр, оказавшейся в подобной ситуации, следует проконсультироваться у знающих, надёжных мусульман, ещё раз всё взвесить и только после этого решить, стоит ли прибегать к такому серьёзному средству, как развод.

Развод в исламе по инициативе

Развод в Исламе может быть инициирован лишь по воле мужа, и решение судьи при этом не обязательно. Муж имеет право требовать развода, как сам, так и через доверенное лицо. Он также может предоставить это право своей жене. С другой стороны, при наличии ряда причин женщина сама может обратиться к судье, требуя развода. Таких причин шесть:

1. Болезнь или уважительная причина
Женщина имеет право потребовать развода, если при заключении брачного соглашения или во время совместной жизни становится известно о какой-то болезни или возникает какая-либо уважительная причина, делающая брак невозможным. Например, психические расстройства, вензаболевания, СПИД, др. неизлечимые болезни, обнаружившиеся родственные связи между супругами, др. причины.

2. Материальная необеспеченность
Муж обеспечивает жену расходами на питание, одежду и проживание. Если после заключения брака, мужчина, являясь состоятельным, не выделяет должных средств для своей жены, держа ее в голоде и нищете, она имеет право требовать от него средств на содержание. Если это становится невозможным, то она имеет право требовать развода. Если женщина желает развестись со своим мужем только по причине того, что он беден, то это является несправедливостью по отношению к нему.

3. Длительное отсутствие мужа
Если мужчина покидает свой дом, то женщина может обратиться в суд с требованием развода, дабы не испытывать лишних трудностей и не стать мишенью для сплетен. По истечении четырех лет с того времени, как муж пропадает без вести, судья может удовлетворить требование женщины и принять решение о разводе.

4. Заключение мужа под стражу
За исключением маликитов, все правоведы сходятся во мнении, что заключение мужчины под стражу, отбывание им срока заключения или нахождение в плену, не может являться причиной расторжения брака. Так как аятов и хадисов, подтверждающих легитимность этого, нет.

5. Плохие взаимоотношения
Взаимные укоры и упреки супругов в адрес друг друга, которые приводят к охлаждению чувств и отношений, также могут стать причиной развода. Супруги могут обижать друг друга, как словами, так и действиями. Ругань, оскорбления, рукоприкладство, принуждение делать то, что запретил Аллах, относятся к разряду действий, которые не следует терпеть.
Причем, исходить они могут от обеих сторон. Страдающая сторона в любой момент может обратиться в суд и с помощью судьи решить проблему, сохранив брак или расторгнув его.

6. Прелюбодеяние
Неверность супругов может положить конец совместной семейной жизни. Это тяжкий грех, постыдное деяние.

Развод спасает семью от дальнейшего падения. С одной стороны, развод является для супругов спасением и милостью. Запрет же развода может повлечь снижение количества браков.
Ведь человек, зная, что не сможет развестись в будущем, если возникнет такая необходимость, может никогда не вступить в брак. Он не захочет открыть дверь в неведомое, зная, что никогда не сможет выйти обратно. Снижение числа женатых людей влечет падение морали и нравственности всего общества, расшатывает институт семьи. И, в конечном итоге, отражается на положении женщин.

Развод в исламе по инициативе

В каких случаях женщина может требовать развод?

Как выйти из затруднительной ситуации для представителей ханафитского мазхаба в том случае, когда между супругами нет согласия и с инициативой о расторжении брака выступает супруга, а муж не желает развода?

Хазрати имам Мухаммад в книге «Китабуль-асар» пишет: «В том случае, когда на муже лежит очень большая вина и потому его жена требует развода, при этом муж категорически против этого, кадий обязан оформить развод и это будет означать безвозвратный талак».

Кроме того в книге «Хидайя» в главе, посвященной вопросу об импотенции читаем: «В случае, когда супруга настаивает на разводе, а муж отказывается дать его, кадий может выступить в качестве представителя мужчины и узаконить развод. Потому как по Корану надлежит жить супругам в мире и согласии и разводиться по-доброму и кадий вправе предотвратить предполагаемое насилие. Данный развод будет означать безвозвратный талак». В данном случае речь идет об импотенции, но вопрос можно рассматривать и по шире, ведь не секрет не во всех семьях царят мир и согласие, однако, несмотря на это каждый развод должен совершаться по-доброму.

Суть исламского Шариата и его превосходство в справедливости, стремлении сеять добро и взаимопонимание между людьми и предотвращать несправедливость и зло. Шариат наставляет супругов, состоящих в никахе-браке, жить в мире и согласии. В 19 аяте суры «ан-Ниса» Священного Корана говорится «Живите с вашими женами достойно». В 231 аяте суры «аль-Бакара» сказано: «Если вы развелись с вашими женами, и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях. Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного». Приведенные здесь аяты являются доказательством к разрешению обсуждаемого вопроса.

Более того в Благородном Коране указан выход из ситуации когда между супругами нет согласия и трудно установить кто из них повинен. В 35 аяте суры «ан-Ниса» читаем: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то…» Иными словами, в данном аяте говорится о том, что необходимо поручить двум ответственным лицам-судьям как с той, так и с другой стороны сделать все возможное, чтобы уладить отношения между супругами. Когда же выяснится, что достигнуть согласия невозможно, необходимо попытаться установить на чьей стороне вина. В том случае, когда вина лежит на муже, то развод объявляет судья, предложенный с его стороны.

И данный развод будет иметь безвозвратную основу, а вопросы махра и материального обеспечения разведенной будут возложены на мужа и это будет считаться ваджибом для него. Когда будет установлено, что вина лежит на жене, то соответственно развод будет объявлять судья, предложенный с ее стороны. Данный развод будет называться как «хульг» или развод с мужем из расчета суммы махра, полученного во время бракосочетания. Причем, сумма этого «хульга» будет ваджибом для данной женщины. Достижение согласия между двумя сторонами и улаживание конфликта между бывшими супругами и их развод совершается в соответствии с хукмами упомянутых выше аятов.

«Согласие, достижение мира и покоя» суть понятия характерные аятам и сурам Священной Книги, а «развод» — обратная сторона этих понятий и он является вердиктом судьи, выносящим данное решение. Потому что в основе его деяния стоит задача объявить хукм, чтобы покончить с конфликтом, противостоянием между противоборствующими сторонами. Ведь в этом и состоит обязанность судьи.

Выработка хукма на основе приведенных выше благородных аятов не противоречит ханафитскому мазхабу и является истинным признаком данного мазхаба. Ведь и сам хазрати имам Абу Ханифа любил повторять: «Суры Священного Корана, хадисы, а также высказывания сахаба ставьте превыше, чем мои слова».

Смотрите также:

Читайте также:

Как правильно вести себя с мужем, чтобы он не гневался?

Ас-Саляму алейкум уа РахматуЛлахи уа баракятух! Как вести себя жене с мужем, чтобы муж не гневался? Я, бывает, не знаю, что делать и с какой стороны подойти к мужу, — и в конечном итоге, муж гневается (даже совсем немного). (Россия, Калининградская обл.)

Когда совершается акика?

Первые волосы, появившиеся у ребенка после рождения, называются «акика». По истечению семи дней после рождения ребенка, ему стригут или полностью состригают волосы и дают имя. Затем, в знак благодарности Аллаху за этого ребенка, совершается жертвоприношение-акика. По мнению ученых ханафитского мазхаба, данное жертвоприношение является не сунной или ваджибом, а является мустахабом (поощряемым деянием), потому что почтенная Аиша (да будет доволен ею Аллах!) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) совершил жертвоприношение акика по истечению семи дней после рождения его внуков Хасана и Хусейна (да будет доволен ими Аллах!), дал им имя и приказал сбрить им волосы.

Как быть, если я проспал намаз или забыл совершить его вовремя?

Применительно к намазу, понятие «тартиб» означает последовательное, поочередное совершение всех намазов. При совершении пяти обязательных намазов, а так же каза-намазов, соблюдение очередности является фардом.

На что можно потратить средства, заработанные запретным путем?

Ислам, разъяснил не только то, как нужно поклоняться Аллаху Всевышнему, но и установил определенные рамки использования мирских благ. Прибыль, полученная законным путем, соответствующим установлениям религии, именуется «халялем». Что же касается прибыли, полученной путями, не соответствующими предписаниям религии, то она именуется «харамом».

Как совершать намаз во время болезни?

Все мы время от времени болеем и переживаем определенные проблемы со здоровьем. Это естественно, но иногда, предаваясь лишь своей болезни, мы забываем о поминании Всевышнего Аллаха. Мы пренебрегаем своим намазом, когда болеем, так как единственное, что нас волнует – это скорейшее выздоровление.

В каком облике умирающий человек видит Азраиля (а.с.)?

Абсолютно каждый человек увидит ангела смерти, который будет внушать страх. Неверующим и грешникам вид Азраиля (алейхи салям) будет внушать ужас, тогда как к верующим он будет, является в красивом облике.

Сколько намазов можно совершить с одним омовением?

В хадисе, переданном Сулейманом ибн Бурайдой, сообщается: «В день завоевания Мекки, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) совершил все намазы с одним омовением. Умар (радыйаллаху анху) обращаясь к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «О, посланник Аллаха! Сегодня ты сделал то, чего не делал до этого». На что он ответил: «О, Умар! Я сделал это специально»» (Муслим).

Жизнь после смерти: сколько лет будет людям в Раю?

Вопрос: слышала, что обитателям Рая будет 33 года, почему именно так? Ответ: в некоторых хадисах сказано, что обитателям Рая будет.

© 2018 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»

Процесс расторжения мусульманского брака. Развод (талак)

Всевышний Господь, заповедовав супругам любовь и согласие[1], крепость семейных уз и воспитание благородного потомства, определил особый характер семейного союза, основанного на любви к Богу и отказе от наущений Сатаны.

Однако не каждый союз выдерживает испытания временем и жизненными обстоятельствами. Несмотря на то что сохранение семьи является одной из главных целей исламского законодательства о браке, расторжение его допускается. В отличие от некоторых других религиозных традиций[2], исламское учение не настаивает на абсолютном, категорически нерасторжимом характере брачного союза. Призывая к укреплению семьи, терпению и взаимному согласию супругов, Ислам все же допускает развод, оставаясь религией, тонко чувствующей жизненную реальность, религией, не только зовущей к духовным высотам, но и учитывающей повседневные нужды и чаяния каждого человека в его земной жизни. «Самое ненавистное пред Господом, но дозволенное [когда нет иных путей разрешения конфликта] — развод»[3], — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).

Семейное единство, которое стало ослабевать на уровне чувств или вследствие жизненных проблем как личного, так и любого иного характера, должно быть восстановлено. Заключительный Божий посланник говорил:

«Верующий не станет ненавидеть верующую (верующий муж не будет ненавидеть верующую жену)! [Пусть в нем, муже, не появляется чувство ненависти к ней, жене!] Даже если что-то в ней вызывает у него недовольство [например, скверный характер, невоспитанность в чем-то], то другими качествами [ее религиозностью, например, красотой или целомудрием] он доволен»[4]. В Коране сказано: «А если что-то вам не понравится в них [например, тяжелый характер, вредные привычки, наклонности; обнаружатся физические недостатки и т. п.], то [учтите, примите во внимание], что в том или ином, порицаемом вами, Аллах (Бог, Господь) может заложить много блага. [Никоим образом не спешите разрушать семью, проявите терпение и благоразумие, ведь вы и сами не идеальны]» (Св. Коран, 4:19).

Если же исчерпаны все возможности сохранения семейных уз и нет надежды на примирение, брак может быть расторгнут, но только при соблюдении установлений Священного Корана и Сунны Пророка. Однако и в этом случае исламское право, которое основано на Божественном Откровении, проявляя гибкость и гуманность, позволяет супругам использовать шансы на восстановление супружеского союза до того момента, как развод станет окончательным. Воспользоваться такой гибкостью шариатских канонов — неотъемлемое право каждого человека. В этом заключена сокровенная мудрость Того, Кто установил брак между мужчиной и женщиной как часть земного миропорядка.

Заявление мужа о намерении развестись с супругой («я дал тебе развод», «ты разведена») служит началом бракоразводного процесса.

Согласно исламскому праву, стремящемуся сохранить единство семьи, бракоразводный процесс предусматривает возможность трехэтапного развода (первые два могут быть незавершенными, но последний уже окончателен) и обязательность разводного периода.

Смысл удлинения процедуры и ограничения ее жесткими рамками состоит в необходимости всесторонней оценки принимаемого решения и, в случае признания его скоропалительности и ошибочности, восстановления супружеских уз.

Получив развод (например, после произнесения слов «ты разведена», «я развелся с тобою»), женщина может выйти замуж только по истечении трех менструальных циклов (примерно через три месяца), которые в том числе показывают, есть ли у нее беременность от прежнего мужа или нет.

Однако имеются некоторые нюансы:

1. Если муж с женой развелись, так ни разу с момента женитьбы и не вступив в половую связь, то разводного периода для этой женщины не существует (см. Св. Коран, 33:49). Она может уйти, получив лишь один развод, после которого бывший муж сможет ее вернуть, если она будет согласна и не выйдет к тому времени за другого. А вот если их развод проходил в три этапа (озвучены все три развода), тогда — уже нет.

2. Для тех, у кого нет месячных (по старости или иным причинам), разводный период продолжается ровно три месяца (см. Св. Коран, 65:4).

3. Если женщина беременна, то завершением разводного периода для нее (после получения одного из трех разводов от мужа) будет рождение ребенка, даже если это произойдет через день после получения первого, второго или третьего разводов (см. Св. Коран, 65:4).

Для всех остальных случаев разводный период — истечение трех менструальных циклов[5].

Коран о разводе

«Разведенные женщины находятся в ожидании три менструальных цикла[6] [примерно три месяца с момента дачи развода]. Не допускается сокрытие ими того, что в их утробе из сотворенного Аллахом (Богом, Господом), если веруют они в Него и в Судный День. [Если, к примеру, они беременны от супруга, с которым разводятся, но не желают афишировать это, намереваясь быстрее выйти замуж снова, то не имеют права поступать так. Их разводный период завершается с рождением ребенка.] Мужья имеют преимущество [им следует хорошенько подумать и, возможно] вернуть супругу до истечения срока[7], если желают [тем самым] исправить положение дел в лучшую сторону [если оба видят в этом позитивную перспективу]. [Семейные] обязанности есть как на мужьях перед женами, так и на женах перед мужьями, и все это в рамках морали (нравственности; в соответствии с общепринятыми нормами порядочного поведения и воспитанности). [Мужчины обязаны вести себя разумно и ответственно, не ущемляя права жен, не злоупотребляя своим старшинством в семье, а тем более не применяя силу[8].] Мужья являются старшими (главенствующими) в семье. [Жене следует уважать мужа и почитать его, но супруг, как например и руководитель государства, может, используя предоставленные ему полномочия, оказаться тираном, ослепленным властью и силой, а может быть и благодетелем, ощущающим пред Богом свою ответственность и не теряющим из виду собственные обязательства.] Аллах (Бог, Господь) Всемогущ [любого тирана и притеснителя рано или поздно поставит на место] и бесконечно Мудр. [Вся мудрость переплетения обстоятельств и неоднозначности событий изначально известна лишь Ему, люди же могут только предполагать, настраивая себя на тот или иной лад, делать выводы (порой поспешные), реальные же итоги зачастую становятся ясными лишь через годы или десятилетия. А потому человек должен подходить к совершаемому серьезно и внимательно, тогда не будет опечален ни в мирском, ни в вечном.]

Разводов [когда можно еще сохранить целостность семьи] — два. [Первый и второй разводы являются как бы незавершенными, а вот третий — окончательный.] [При возникновении внутрисемейной конфликтной ситуации, дав один или два развода] муж [как глава семьи] либо удерживает свою жену в рамках общепризнанных моральных норм [без применения насилия и притеснений; учитывая каноны, законы и традиции, то есть восстанавливает семейные отношения, пока не истек срок], либо [сохраняя и свое достоинство, и достоинство женщины] благородно освобождает ее от брачных уз [не препятствуя ее уходу по завершении соответствующего срока]. Недопустимо для вас [мужей] брать обратно что-либо [даже незначительное] из того, что вы дали (даровали) им [женам своим ранее], кроме как если есть обоюдное опасение нарушить Божьи заповеди [то есть в случае нарастания напряженности, появления конфликтов и ссор, когда жена просит, требует расторгнуть брак и при этом ведет себя аморально[9]]. И если вы опасаетесь нарушения Божьих заповедей [когда накаляется внутрисемейная обстановка, разрушаются нормы взаимоуважения и жена уже не видит перспективы семейного счастья и благополучия со своим мужем, например возненавидела его], тогда нет греха на них обоих, если супруга попросит расторгнуть брак, «откупившись» чем-то[10] [освободив себя от семейных уз и обязательств возвращением мужу полностью или частично того свадебного подарка (махра), который был передан ей во время (а также до или после, если его передача была отсрочена) бракосочетания]. Таковы границы, определенные для вас Богом, не переступайте же их! Кто же переступает границы [благородства в поведении и правильности во взаимоотношениях, особенно внутри семьи], те — грешники (притеснители, тираны).

Если муж развелся с женой [если даны все три максимально возможных в одной семье развода, что занимает не один месяц и дает семейной чете возможность все внимательно обдумать и взвесить], то они [теперь бывшие муж и жена] уже больше не имеют права восстановить семейные отношения, пока она [по своему желанию и выбору] не выйдет замуж за другого. [Женщина не «привязана» к своему мужу, она не игрушка в его руках, а потому, если дан и первый, и второй, и третий окончательный разводы, каноны обязывают ее родственников и окружение найти другого подходящего для нее мужа. Именно обязывают! Тот, с кем она развелась, не имеет уже никаких преимущественных прав на нее.] А если так получится, что и со вторым мужем [пожив с ним полноценной супружеской жизнью, но не найдя, к примеру, семейного счастья и взаимопонимания] они разведутся [выполнив все процедуры развода], то нет греха ни на ней, ни на первом муже, если она [по своему желанию] вернется к нему [предварительно проведя все необходимые брачные мероприятия], когда оба считают, что имеют серьезные намерения пред Богом не нарушать границ [морали и нравственности, очерченных] Им. Это — Божьи границы [Его законы], которые Он разъясняет для людей знающих [особенно для тех, кто специализируется в области богословия, дабы могли они консультировать людей по интересующим их практическим семейным и бракоразводным вопросам].

Если вы дали развод своим женам [к примеру, один] и подходит к концу срок [до наступления которого вы можете еще вместе с ними передумать и сохранить семью, а это в случае, когда дан лишь один или только два развода], тогда [определяйтесь:] либо вы [мужья] удерживаете (оставляете) их своими женами в рамках общепринятых моральных норм [без применения насилия, притеснений и по обоюдному согласию], либо [сохраняя свое и их достоинство] благородно освобождаете от брачных уз [не растягивая процедуры[11] и давая возможность выйти замуж за другого[12]]. И никоим образом не удерживайте их, стараясь навредить им удлинением срока [возвращая их до истечения срока после первого и второго разводов, не имея при этом серьезного намерения сохранить семью]. Кто же [ведомый своим эго и иными неблагородными человеческими чувствами] поступает так [из принципа не дает развод, растягивает процедуру, хотя вроде бы все решено и нет перспектив совместной жизни], тот, поистине, притесняет самого себя [наносит вред на самом-то деле себе, ведь рано или поздно он получит по заслугам, Божье возмездие настигнет его, где бы он ни был]. Знамения Аллаха (Бога, Господа) [к чему относятся и строки Священных Писаний] не могут быть предметом насмешек (издевательств, глумления и пренебрежения). [Не вздумайте так относиться к ним!] Вспомните о тех благах, которыми одарил вас Аллах (Бог, Господь), о Книге, ниспосланной вам [о Священном Коране] и о [Божественной] мудрости, которыми вы наставляемы (назидаемы). Бойтесь Аллаха (Бога, Господа) [страшитесь совершать что-то греховное, особенно когда это касается тех, кто слабее вас или находится под вашей опекой, на вашем попечении]. Знайте, Ему известна любая мелочь [из мира людей, джиннов, ангелов; из макро- и микромиров. Он знает даже то, что шепчут вам ваши души[13]].

Если вы [мужья] дали развод своим женам [один развод или два] и наступил срок [когда жены уже могут выйти замуж за другого мужчину, то есть разводный период подошел к концу], то пусть они [родственники жены] не препятствуют [новому] замужеству с бывшим мужем [желающим жениться, со всеми процедурами: проведением бракосочетания и передачей дорогого свадебного подарка (махра)], если они [уже бывшие муж и жена, ведь разводный срок закончился] благочестиво пришли к обоюдному согласию [если имеют серьезные намерения стать на всю последующую жизнь любящими друг друга и уважающими мужем и женою]. К этим [вышеприведенным] наставлениям [о тонкостях бракоразводного процесса и взаимоуважении как во время брака, так и в процессе его расторжения] прислушаются те, кто уверовал в Аллаха (Бога, Господа) и [неотвратимость] Судного Дня [то есть те, кто имеет достаточно веры и осознает, что даже пылинка зла не уходит в никуда, а возвращается обратно, словно бумеранг, за исключением тех случаев, когда человек раскаялся пред Богом и исправился, тем самым восполнив ранее нарушенное]. Это — лучшее для вас и самое чистое (благодатное) [будьте взаимно вежливы, чтите права и свободы друг друга как в период супружеской жизни, так и в период развода]. Аллах (Бог, Господь) знает, а вы [очень даже многого] не знаете» (Св. Коран, 2:232).

«Пророк, если кто-то из вас [верующих, намеревается] разводиться[14], то пусть разводится в срок [не затягивает с этим, создавая супруге неприятности]. Берегите срок! [Внимательно относитесь к тому, когда вы разводитесь с женою, ведь не всякий день подходит для этого, подходит лишь — «чистый период» (по завершении менструального кровотечения), в течение которого вы не имели еще интимных отношений с супругой. А если между двумя следующими один за другим разводами имели место быть супружеские интимные отношения, тогда после очередного произнесения мужем формулировки о расторжении брака разводный срок вновь составляет три менструальных цикла[15]. Будьте внимательны к тому, когда он (срок) заканчивается.] Бойтесь Аллаха (Бога), Господа вашего! [Во внутрисемейных взаимоотношениях и в разрешении конфликтов ведите себя мудро и сдержано, верно и пунктуально!] Не выгоняйте их [жен ваших] из их домов, пусть не покидают дом [пусть живут с вами и обеспечиваются вами на протяжении всего разводного периода (примерно три месяца)], кроме как если совершили явно аморальный (безнравственный) поступок [например, изменили мужу]. Это — границы, [очерченные для вас] Богом. Кто преступает Божьи границы [разводится как ему вздумается и когда ему вздумается, не принимая в расчет того, как это должно начинаться и как заканчиваться], те притесняют самих себя [на самом-то деле вредят лишь самим себе]. Ты [человек] не знаешь [чем тот или иной поступок может обернуться], а ведь Господь может после этого преобразить положение дел. [Все быстро меняется, а потому не стоит торопиться разрушать семейные узы, ломать — не строить. Лучше каждому работать над собою, что всегда актуально и полезно. И если все-таки совместная жизнь стала невыносимой и нет иного пути, нет выхода из сложившегося затруднительного положения, то, с благословения Господа миров, развод может явиться неожиданным поворотом к лучшему, как для мужа, так и для жены].

Если подходит к концу срок [в три месяца (три менструальных цикла), по истечении которого женщина может (1) выйти замуж за другого либо (2) вновь вернуться к мужу — при условии, что это был первый или второй озвученные им «незавершенные» разводы, но в данном случае уже заново проводится бракосочетание и передается новый ценный свадебный подарок], то вы или возвращаете их [своих жен (до истечения срока — без специальных процедур, но при свидетелях)] в соответствии с общепризнанными моральными нормами [то есть с их согласия, имея наилучшие намерения преодолеть сообща конфликт и недопонимание], или расстаетесь с ними (покидаете их) в соответствии с общепризнанными моральными нормами [даете им возможность благополучно покинуть вас и начать новую семейную жизнь, забрав из общего и личного имущества все то, что жене по праву принадлежит. При любом раскладе вы обязаны быть благородны, великодушны и вежливы!].

Пусть присутствуют два справедливых свидетеля из числа вас [при озвучивании вами формулировки о разводе, каковых может быть за всю семейную жизнь с одним человеком не более трех, а также — при непосредственном определении вами семейной перспективы ближе к окончанию срока: расходитесь ли вы по завершении разводного периода или восстанавливаете семейные отношения, воспользовавшись тем, что дан лишь один или только два развода][16]. И пусть [свидетели] дают [правдивые] свидетельские показания ради Всевышнего [если будет на то необходимость]. Назидательную пользу из всего этого извлекут те, кто уверовал в Бога и Судный День.

Кто набожен пред Аллахом (Богом, Господом) [следует нормам нравственности, переданным через пророков и развитым праведниками; обязателен в меру сил и возможностей в выполнении предписаний; сторонится явно запретного; следует законам и закономерностям, установленным Творцом в этом мироздании], тому Господь непременно предоставит спасение (выход) [из на первый взгляд безвыходной ситуации, неразрешимой проблемы, непреодолимой беды, нестерпимой боли] и обязательно наделит (одарит) его уделом [интеллектуальным, духовным или материальным достатком] оттуда, откуда он его и не ожидает [откуда он даже и не предполагает, не рассчитывает его получить]. Кто полагается на Аллаха (Бога, Господа), тому Его достаточно. Воистину, Он довершает (завершает) желаемое Им. Он [Господь миров] определил для каждой вещи кадр[17]«[18].

Те из женщин, у кого уже нет месячных (нет регул) либо пока еще нет, если сомневаетесь, то их [разводный] период — три месяца. Срок же беременных [окончание их разводного периода] — рождение ребенка. Кто проявляет трепет пред Аллахом (Богом, Господом) [поступая верно, правильно, в соответствии с канонами и моралью], тем непременно дается легкость в делах [все преодолевается легко и завершается в их пользу].

Это — Божье повеление, низведенное вам. Кто набожен, тому Аллах (Бог, Господь) непременно [по итогу благодеяний и верности поступков даже в столь стрессовых обстоятельствах, как развод, а также в результате раскаяния и исправления ошибок] прощает прегрешения и увеличивает (множит) воздаяние.

Селите [о мужья] их [своих жен, находящихся в разводном периоде] там же, где сами живете из имеющегося [учитывая вашу состоятельность]. Не доставляйте им неприятностей (не причиняйте вреда) [в вопросах материального обеспечения и в предоставлении жилья], стараясь ущемить их (притеснить) [дабы сбежали от вас как можно быстрее, ничего не прося и ничего своего не беря]. Если они беременны, тогда обеспечивайте их материально на протяжении всего периода беременности, пока не родят. Если они [жены, с которыми вы развелись] согласятся кормить ребенка грудью, то передайте им за это надлежащие вознаграждения[19]. Договаривайтесь между собою в соответствии с общепринятыми нормами. [Не обижайте друг друга и не завышайте требования; будьте взаимоуважительны и великодушны.] Если возникнут трудности [в нахождении общего языка и взаимопонимания], тогда ребенка будет кормить другая женщина [переговоры с которой пройдут успешно].

Человек с достатком пусть тратит (расходует) согласно своему достатку! [Пусть проявляет щедрость в разводный период и не жадничает, а также не игнорирует вопрос последующего материального обеспечения детей.] У кого же удел ограничен, тот пусть тратит из того, что предоставлено ему Богом [то есть из имеющегося]. Аллах (Бог, Господь) не вменяет душе в обязанность то, что больше предоставленного ей [во временное, земное пользование из сил, средств и материальных благ]. Через некоторое время после трудности [которую важно умно и мудро преодолеть] Он [Господь миров] дает легкость. [Обстоятельства изменчивы. Если умеете верно распоряжаться малым, добропорядочно преодолеваете появляющиеся на вашем пути трудности, тогда Божья милость и щедрость не заставят себя долго ждать, если есть в новом повороте судьбы благо для вас и польза]» (Св. Коран, 65:7).

Варианты развода, допустимые Кораном и Сунной

Люди сталкиваются с различными жизненными обстоятельствами. В свете разъясненных выше аятов приведем наиболее простой вариант расторжения брачного союза. Муж проговаривает только один развод (в чистый период, когда не было интимных отношений с женою), жена выжидает три менструальных цикла, не имея половых отношений с мужем, и после (по истечении срока) получает возможность выйти замуж за другого мужчину, отношения с первым подходят к логическому концу. Но в этом случае жена в последующем может сойтись с первым мужем, причем даже после завершения разводного периода (ведь дан был лишь один развод или, например, только два), если вместе они решат, что поторопились, и серьезно вознамерятся впредь подобного не повторять. При этом им необходимо будет заново вступить в брак, проведя бракосочетание со свидетелями и передачей жене нового свадебного подарка (махра).

Есть другой вариант, когда поэтапно проговорены все три формулировки о прекращении семейной жизни. В каждый из трех чистых периодов, следующих один за другим, дается один развод; на третий чистый период дается третий и окончательный развод, после которого супруги становятся чужими друг другу людьми: жену невозможно вернуть, кроме как после ее полноценного брака, семейной жизни и развода с другим, желанным ей и любимым человеком. С дачи первого развода проходит три менструальных цикла. Между разводящимися на протяжении всех этих месяцев недопустимы какие-либо интимные отношения. Соответственно и развода оговорено три, и разводный срок для них подошел к концу[20].

Ответы на вопросы по теме развода

После первого развода супруги решили возобновить брак. Есть ли при повторном никяхе (бракосочетании) необходимость присутствия свидетелей, опекунов?

Да, необходимо. Условия остаются все теми же, без изменений.

Уточню, что повторный никях в вашей ситуации следует провести в том случае, если после произнесения первого развода истек разводный срок (прошло примерно три месяца).

Во время разводного периода, длящегося три месяца, материальные затраты на жилье, одежду и питание жены возлагаются на мужа. А есть ли какая-нибудь причина, по которой муж может не обеспечивать жену эти три месяца? Хотя он зарабатывает более $3000.

Отказ от ее материального обеспечения может иметь место в том случае, если поведение жены явно выходит за рамки общепринятой морали и нравственности. В Коране сказано:

«Не выгоняйте их [жен ваших] из их домов, пусть не покидают дом [пусть живут с вами и обеспечиваются вами на протяжении всего разводного периода (примерно три месяца)], кроме как если совершили явно аморальный (безнравственный) поступок [например, изменили мужу]» (см. Св. Коран, 65:1).

Если же поведение супруги не выходит за рамки нравственности, тогда муж великодушно обязан обеспечивать ее в меру своих возможностей. В Коране сказано:

«Человек с достатком пусть тратит (расходует) согласно своему достатку! [Пусть проявляет щедрость в разводный период и не жадничает, а также не игнорирует вопрос последующего материального обеспечения детей.] У кого же удел ограничен, тот пусть тратит из того, что предоставлено ему Богом [то есть из имеющегося]» (см. Св. Коран, 65:7).

Мой молодой человек, мусульманин, начинает процесс развода со своей женой, с которой не живет уже более полугода. Я прочитала много источников по этому поводу, но меня интересует: должен ли муж фактически жить со своей женой во время бракоразводного процесса? Или же достаточно личного присутствия только во время произнесения формулы развода? Вера, 25 лет.

В его случае жить с ней на период бракоразводного процесса он не обязан (так как более полугода они уже не живут вместе). Но серьезная желательность этого все же имеется, особенно когда есть хоть малая надежда на восстановление семейных отношений.

Важно личное присутствие во время произнесения формулы развода и наличия при этом двух свидетелей-мужчин.

Но замечу: разводящийся супруг должен в первую очередь предоставить жене именно свое жилье на разводный период («селите их там же, где сами живете из имеющегося»). Материально обеспечивать в эти месяцы — обязан.

Я и мой муж разных национальностей, и поэтому он решил дать мне развод. Он уехал к себе на родину, позвонил оттуда и сказал, что я ему больше не жена, что он со мной разводится, и прибавил: «Нам с тобой не по пути». Он говорит, что достаточно один раз это сказать, и я ему не жена. Но знаю, что в Коране написано о двух незавершенных и последнем окончательном разводе. Надо ли мне связываться с ним и просить, чтобы он через месяц опять это сказал, и потом опять? Он ко мне больше не вернется. Он там женится на девушке своей национальности. Айла.

Через месяц после первого проговаривания формулы развода[21] муж должен проговорить ее еще раз, а через месяц после этого — дать третий заключительный. Это применяется в том случае, когда муж и жена желают развестись, но все же в их намерениях присутствует нерешительность: сохранить ли брак или расторгнуть. То есть им предоставляется время на раздумье, тем более что развод крайне порицаем и инициировать его следует лишь все обдумав и взвесив. Временные браки в Исламе запрещены, а развод — это крайняя мера, предпринимаемая если взаимопонимание в семье полностью нарушено и каждый живет сам по себе.

В вашем же случае, когда нет желания думать о перспективе и все уже решено, можно ограничиться одним разводом, после которого через три менструальных цикла вы имеете полное право выйти замуж за другого желанного вам мужчину.

Я с мужем разведена через суд. Есть выписка из решения суда о разводе, но в паспортах нет отметки о разводе. Сейчас мы снова вместе, скоро родится ребенок. Считается ли наш развод действительным? Надо ли заново идти расписываться или необязательно, если в паспорте есть штамп о браке? Ольга, 28 лет.

Если завершенного трехэтапного мусульманского развода у вас не было, тогда можно думать о сохранении семьи, считая развод по светскому законодательству незавершенным. Приоритет в Исламе именно в сохранении целостности семейных уз, когда есть перспектива добрых, теплых и уважительных отношений.

Что касается штампа в паспорте, то он должен быть действительным, а потому если для этого необходимо повторно расписаться, тогда придется сходить в загс.

Правда ли то, что расторжение брака в загсе равносильно его расторжению по Исламу, несмотря на то, что намерения такого не было, а причина была в другом? Семья продолжает счастливо проживать в браке, как и до официального развода. Шамхан.

Неправда, в данном случае они (расторжение брака в загсе и в соответствии с канонами Ислама) не равносильны.

Брак пред Богом — это серьезно. Важно намерение человека — собирался он разводиться или нет.

Я развелась с мужем шесть лет назад, через полгода он женился. Я хочу выйти замуж снова, но он мне всего лишь раз сказал «развожусь». Причем я его вообще не вижу. Приходится ли он мне мужем на сегодняшний день? Лейла, 23 года.

С того момента, как он дал вам один развод, прошло более трех месяцев, а потому вы разведены и спокойно можете выходить за того, за кого пожелаете.

1. Имеет ли муж право развестись без присутствия жены и при каких обстоятельствах?

2. Если после развода муж угрожает бывшей жене смертью, разве по Исламу это не грех? Регина.

1. Он не может развестись без ее присутствия, так как развод дает не себе, а своей жене. Развод по Исламу — это непростой процесс, не детская «игра в семью». Муж приглашает двух свидетелей-мужчин и при них дает вам развод. В Коране сказано:

«Пусть присутствуют два справедливых свидетеля из числа вас [при озвучивании вами формулировки о разводе]» (см. Св. Коран, 65:2).

2. Если муж с женой развелись, то она для него чужой человек и посещать ее он не имеет права. Запрещать выходить замуж за другого он также не вправе. Если бывший муж мешает вам спокойно жить, то вы можете защищаться от его вмешательств и притеснений всеми законными способами, вплоть до судебного или уголовного преследования.

Если муж пьет, гуляет и его жена около года уже с ним не живет, является ли она его законной женой? Если они снова захотят сойтись, нужно заново провести никях (бракосочетание)? Венера.

Если не были проговорены слова развода, то она является его законной женой, независимо от того, сколько времени они не живут вместе. Продолжительная разлука не расторгает брак, а потому нет необходимости в новом никяхе.

Ситуацию, подобно вашей, лучше не оставлять в неопределенности, а найти наиболее оптимальное решение для выхода из нее.

Одна из моих лучших подруг год назад вышла замуж. Они разной национальности, но оба мусульмане. В процессе их совместной жизни у них появилась прекрасная дочка, но отношение мужа к жене оставляло желать лучшего (он частенько ее бил). Она никому не рассказывала, что у них в семье творится, думала, все утрясется, но не выдержала и ушла от него с ребенком. Правильно ли она сделала с точки зрения Ислама? Ч.

Если муж бьет и притесняет, то жена, конечно же, имеет полное право уйти от него, потребовав хотя бы одного развода или проведя эту процедуру через суд, госорганы, например загс, подав заявление о разводе.

Я уже три месяца как развелась, вернулась домой. Правда, мой муж не дал мне развода, как подобает. Я ушла в Рамадан, к тому же беременная, потому что жить вместе было уже просто невозможно. Мой муж (уже бывший) поставил мне условие: если я не вернусь домой, то мы разведены. И я не вернулась. Тогда он сказал, что между нами все кончено, и оставил меня с ребенком.

С первого дня беременность у меня была тяжелая, врачи говорили, что лучше сделать аборт, иначе мы с ребенком можем пострадать, но я не согласилась, решила изо всех сил сохранить. Когда муж мне сказал, что я могу забрать вещи, я была еще беременная. Мои родные забрали мои вещи, и свекровь, когда отдавала вещи, проклинала меня! Через месяц я потеряла ребенка.

Я хотела спросить: 1) должен ли был муж дать мне развод как положено (он до сих пор не приехал со свидетелями и не оставил меня); 2) имел ли он право развестись со мной в период беременности; 3) меня в жизни никто не проклинал ранее, дойдут ли до меня эти проклятия? 4) И последний вопрос: он неделю назад привел первую жену, не оставив меня, это правильно? Жания, Казахстан.

1. Ему следует прийти со свидетелями и дать вам хотя бы один развод.

2. Да, канонически это возможно, но с точки зрения мусульманской морали — крайне порицаемо и легкомысленно. Такого рода поступки указывают на низкий уровень осознания ответственности пред Богом.

3. Не думайте об этом, и озвученные ею проклятия обойдут вас стороной.

4. И что? Ваша жизнь продолжается, а потому забудьте о нем. Все хорошее у вас впереди, если умело закроете эту страницу жизни, набравшись опыта и житейской мудрости.

Мы с моим мужем были женаты долго и очень любили друг друга. Я продолжаю его любить, он был единственный и остается им до сих пор. Но получилось так, что его родители настояли на разводе. Он не хотел разводиться со мной, мы решили, что он даст развод, но без намерения, чтобы нас оставили в покое. Его родители отправили в качестве свидетеля своего человека, чтобы он при нем сказал мне, что я разведена. Первый раз он мне сказал это, потом мы продолжали жить как муж и жена. Во второй раз, через месяц, опять при том же свидетеле он мне это сказал. Но перестал приезжать и прикасаться ко мне. На мои вопросы: «Что с тобой, может, ты меня обманываешь и разводишься на самом деле?», он отвечал, что нет, что он очень меня любит, просто психологически находится в тяжелом состоянии, ведь приходится обманывать родителей. Я, естественно, его поняла и поддержала. Через месяц он сказал мне, что я разведена в третий раз. В итоге мне все это надоело и я сказала, что так больше не могу, чтобы дал мне настоящий развод, а он мне ответил: «Я тебе уже сказал три раза, что ты разведена, пусть будет так».

Я не знаю, разведена я или нет, я все еще продолжаю любить его, но боюсь, что прошлого не вернуть, его быстренько женили. И теперь у него все, надеюсь, благополучно. Ко мне сейчас сватается хороший парень, мой любимый муж об этом не знает. Возможно, если узнает, предпримет какие-то меры, но я не знаю, ответить тому парню «да» или «нет». Жена ли я, любима ли я, хочет ли муж меня вернуть? Я в полном замешательстве. Л.

Вы разведены. Забудьте о бывшем муже, причем навсегда. Вырвите с корнем все чувства к нему и выбросьте из сердца и души. Постарайтесь понять и уяснить: его больше не существует в вашей личной жизни.

Если после проговоренной во второй раз формулы развода, до которой у вас были интимные отношения, насколько можно понять из письма, прошло три месяца и таких отношений больше не было, тогда вы спокойно можете выйти замуж за другого человека.

Окружающие люди нередко сильно меняют ход мысли человека, даже если поначалу он не хочет воспринимать их всерьез. К тому же те, к кому мы питаем положительные чувства, порой, в силу разных причин и обстоятельств, не в состоянии их разделить, и для верующего появляется очередной шанс на глубину этих чувств наполнить свой душевный сосуд благоухающей живительной водой веры, дающей нам силы идти к достижению новых появившихся перед нами целей и задач. Жизненных сил вам и счастья! Жизнь не останавливается, и вы не останавливайтесь.

Может ли быть поводом для развода следующая ситуация: мне родители сказали, что надо уезжать на родину, а жена не хочет ехать ни при каких обстоятельствах, но я не могу отказать родителям. Могу ли я принести в жертву свои супружеские отношения ради родителей?

Зачем сразу разводиться?! Из-за какого-то временного вопроса вы сразу начинаете думать о разводе? Вы стали семьей, и это на всю жизнь. Порядочные люди так просто не сбрасывают с себя обязанности и ответственность. Найдите временный компромисс. Молите Всевышнего, чтобы он помог вам сохранить послушание родителям и целостность семьи. Будьте тонким и мудрым дипломатом, сохраняющим и развивающим, а не разрушающим.

Мне муж дал развод, прислав на мобильный sms-сообщение, где написал три раза: «Ты мне не жена!» Считается ли это разводом?

Если муж написал трижды «талак» во время ссоры в переписке по WhatsApp, считается ли, что никях уже расторгнут, что они развелись?

Сложно однозначно сказать. Развод — это ведь не телефонный розыгрыш, а очень серьезный и ответственный шаг. Мне сложно понять вашего мужа, его действия напоминают поведение человека, которому нет еще и пятнадцати лет. Серьезный, благоразумный мужчина не стал бы так себя вести в столь ответственном вопросе.

Если намерение его о разводе на самом деле имеет место быть, если он непосредственно вам (при свидетелях) проговорит «ты разведена» и сделает это (в соответствии с Сунной Пророка) сначала один раз, через месяц — второй, а на следующий — третий, тогда ваш брачный союз однозначно будет расторгнут. Либо он может дать вам один развод, после чего пройдет разводный период (три менструальных цикла), вслед за которым вы сможете уже выйти замуж за другого.

Что делать, если я хочу развестись со своей женой, но не в состоянии выплатить ей всю сумму махра? И как поступить, если, например, жена отказывается от махра?

Если именно вы являетесь инициатором развода, то на вас лежит обязательство выплатить обещанный при бракосочетании махр (свадебный безвозмездный дар). И если не сразу, так постепенно. Напишите долговую расписку с обязательством на протяжении определенного срока ежемесячно выплачивать конкретную сумму.

Муж одной мусульманки сказал ей, что хочет развестись. Прежде чем сделать это, надо было уладить кое-какие проблемы. Когда все было улажено и наступил сам момент развода, то он не произнес слова «ты разведена» при свидетелях, как полагается, хотя жена настаивала на их произнесении. Эти люди живут отдельно друг от друга уже два года. Считаются ли они разведенными? Или все же ему необходимо произнести слова о разводе при свидетелях?

Ему необходимо произнести слова развода при свидетелях.

То, что они уже два года живут порознь, никак не влияет на брак. Да, жена имеет полное право подать на развод. А вот муж, оставляя супругу в таком подвешенном состоянии, совершает явный грех. Если они решили развестись, тогда дать развод — его прямая обязанность пред Богом.

Люди, к сожалению, быстро забывают хорошее, да к тому же скупы не только на бескорыстное совершение благодеяния, но даже на пару слов, которые должны проговорить ввиду взятых на себя ранее обязательств. В Коране сказано:

«[Учтите, что] в душах людских много скупости (жадности) [люди, к примеру, не любят слушать собеседника, который им неприятен на данный момент, не говоря уже о том, чтобы уступить ему, уважать его, любить]. Если вы творите добро [умеете злобные и истеричные чувства преобразовать в доброту друг к другу и вежливость; разрушительную энергию стараетесь перевести в созидательное русло] и боитесь Бога [поступать недобропорядочно, грубо, особенно по отношению к тем, кто находится на вашем попечении и под вашей опекой], истинно, Аллаху (Богу, Господу) ведомы все ваши деяния [за благое Он воздаст вам соответствующим благом в мирском и в вечном, а за зло и безответственность — тем, чего заслуживаете. Не забывайте, все вернется к вам тем же]» (см. Св. Коран, 4:128).

Во время развода с мужем, когда трехмесячный срок еще не истек, как себя должна вести женщина? Можно ли общаться с мужем, может ли он ее навещать, можно ли ходить без платка перед ним?

Пока не истек разводный срок, все может оставаться по-прежнему, кроме любования женою и интимных отношений. Этот период она живет у мужа и полностью обеспечиваема им. Они могут еще восстановить семейные отношения, пригласив двух свидетелей и озвучив при них свои намерения. Если же истек разводный срок первого или второго разводов либо уже дан третий развод, тогда разведенные становятся чужими друг для друга, а потому ни посещений, ни оголений ‘аурата быть не может.[22]

Поясните, пожалуйста, следующие моменты касательно развода:

1. Как происходит «возвращение» жены мужем, если она не хочет возвращаться?

2. Когда муж говорит жене «я развожусь с тобой» один раз, он потом обязан сказать «я развожусь с тобой» второй раз или его молчание будет подтверждением того, что он разводится второй раз?

1. Если жена не хочет, значит может не возвращаться. В Исламе нет принуждения.

2. Он должен именно сказать и при свидетелях, если желает того.

Я принял Ислам около двух месяцев назад, до этого был православным христианином. Был женат, у нас с женой есть ребенок, дочка двух лет. Я развелся со своей женой пять месяцев назад (она также православная). Примерно через месяц после этого я стал встречаться с другой девушкой и имел с ней близость. Чуть позже стал интересоваться Исламом, читал книги, искал информацию. Я понял, что Ислам — это та религия, которая близка мне, и принял его. После этого еще несколько месяцев я продолжал встречаться с той девушкой, хотя и понимал, что совершаю прелюбодеяние. Затем я раскаялся в содеянном и расстался с ней. Но она беременна от меня, хочет сделать аборт. Я согласен с ее решением, хоть это и очень нелегко. Эту девушку я не люблю и не желаю создавать с ней семью.

Я по-прежнему люблю только свою бывшую жену. Наши с ней отношения в последнее время стали лучше. Она рассказала, что тоже еще любит меня, но не может простить, потому что в результате волнений, вызванных нашим расставанием, у нее произошел выкидыш, а мог бы быть второй ребенок, но я об этом даже не знал. Она говорит, что хочет восстановить семью. Я также не представляю рядом с собой другой женщины, кроме нее. Я и моя бывшая жена хотим быть вместе и воспитывать дочь.

Я читал о том, что могу снова взять ее в жены только после того, как она выйдет замуж за другого человека и он даст ей развод. Так ли это в моей ситуации, ведь когда мы расстались, я еще не был мусульманином. Как я могу теперь поступить, чтобы вернуть ее? В., 24 года.

Так как на период развода вы еще не были мусульманином, на вас не распространялись мусульманские каноны, да и полноценного трехэтапного развода у вас также не было.

Раскаявшись в грехах (сожительство, аборт, нервотрепка), примите меры (работая над собою и хоть что-то меняя в себе, в жизни), дабы при «хорошей» возможности не повторить их снова.

Я сомневаюсь в действительности никяха. Со стороны невесты, то есть с моей, была одна девушка, со стороны мужа — двое мужчин и мулла. Никях читал мулла в отдельной комнате. Сначала с мужем, потом со мной. Муж дал символическую сумму в качестве махра. Спустя месяц муж решил развестись со мной, я уехала в свой город, он не обеспечивает меня. Сейчас я встретила хорошего мусульманина, и он хочет жениться на мне. Нужно ли ждать три месяца? И как поступить в этой ситуации? Аниса.

Если с мужем была близость, тогда необходимо ждать три месяца с того момента, как он дал вам развод. Готовьтесь к новому замужеству, например, подумав о брачном договоре, учитывая прежний опыт. Три месяца быстро пролетят, и в том числе они подтвердят серьезность намерений нового претендента.

Мы с женой расстались семь месяцев назад. Бракоразводный процесс еще не завершился. Детей не имеем. Брак в свое время регистрировался в загсе, никях не заключали. После расставания я начал совершать намаз, стараюсь быть правильным мусульманином. Недавно познакомился с девушкой-мусульманкой, хотим с ней пожениться по шариату, прочитать никях. Могу ли я это сделать, не дожидаясь завершения своего бракоразводного процесса? Ведь в моем случае не было никяха. И сможет ли считаться девушка, на которой я хочу жениться, моей истинной первой супругой по шариату (это для нее очень важно)? Болат, 25 лет. Казахстан.

Вы можете жениться. Первой считается та, что была первой. Разводный процесс с нею доведите до конца (официально, по документам). Брак со второй зарегистрируйте в том числе и в загсе.

Советую лично вам: меньше богословских терминов, больше благонравия в реальной жизни, ответственности пред Богом и постоянства в выбранном вами пути (самосовершенствование, религиозная практика, карьера, семья и т. п.).

Мне 25 лет, я работаю участковым. Пять лет назад я познакомился со своей будущей женой. Подружив некоторое время, мы расстались по моей инициативе, так как я не был готов к серьезным отношениям, был молод (20 лет), учился на первом курсе института. Четыре года мы не общались, все это время она продолжала меня любить, думала только обо мне, болела мной. Мой образ жизни очень насыщен: я занимаюсь спортом с детства, у меня много уважающих меня друзей, которые не пьют, не курят, такие же активные. После окончания института я случайно встретил мою будущую жену, после чего мои мысли были только о ней, что для меня неестественно. Обычно я всегда думаю, руководствуюсь разумом, а не чувствами. Возможно, это был даже приворот, я как-то раз видел у нее книгу о магии.

Во время встреч она была приветлива, скромна, проявляла уважение к моим родителям. После свадьбы все изменилось — стала раздражительной, озлобленной, запрещая мне ходить на тренировки, встречаться с друзьями, ревнуя меня ко всему, хотя я повода не даю. Чтобы сохранить нормальный климат в семье, я перестал ходить на тренировки, редко стал видеться с друзьями. Перед месяцем Рамадан я начал совершать намаз, держал уразу, был рад этому, своей радостью делился с женой, но встречал непонимание. Сама она христианка. В праздник Ураза-байрам случился конфликт, который назревал с самого начала семейной жизни. Она считает меня ненормальным, говорит, что выходила замуж за нормального, а не помешанного на религии. Моя мама недавно встала на намаз, она очень доброжелательно относится к жене, всегда готова помочь, при этом не лезет в нашу семейную жизнь. Жена же встречает маму неприветливо, разговаривает холодно, может не ответить на мамин вопрос. Мне это неприятно и больно. После произошедшего конфликта я считаю, у нас не сложится нормальная семейная жизнь, принесет одни страдания. Жена пригрозила разводом, к которому я внутренне, может быть, и готов.

Дано ли мне это Всевышним как испытание и стоит ли мне терпеть или я могу развестись, хотя знаю, что это не приветствуется Всевышним? Я каждый день после намаза молю Всевышнего, чтобы жена стала на истинный путь.

У нас есть дочь. Жена твердит, что больше детей у нас с ней не будет, она не хочет. А я хочу большую дружную семью. А., 25 лет.

У вас с женой совсем разные жизненные ориентиры, а потому ожидать хороших перспектив не приходится. Следуйте логике разума и прислушивайтесь к своему здоровому сердцу. Не усложняйте ситуацию. Родители и друзья — это важные люди в нашей жизни, отказываться от которых ради женщины, не желающей иметь больше одного ребенка, я не считаю рациональным.

У моего брата случилась беда. Два месяца назад от него ушла жена. В браке они прожили двенадцать лет, у них двое несовершеннолетних детей. Накануне ухода она попросила развод по причине того, что больше не любит его. Он отказал, сказав, что это не является причиной для развода в Исламе и что он любит ее и детей. Однако она вынудила его дать развод, сказав, что если не даст, она совершит грех. Он дал однократный развод. В период ожидания он узнал, что жена неоднократно прелюбодействовала с мужчиной. Муж ее простил и хочет вернуть. Но она, несмотря на это, забрала детей и ушла к тому мужчине. За эти два месяца она постоянно приезжала к мужу домой, писала sms, рассказывая о душевном беспокойстве, тревоге и печали. Сейчас она сожалеет о случившемся, раскаивается и хочет вернуться обратно к мужу. Однако выяснилось, что она беременна от того мужчины. Срок — около недели.

1. Является ли она до сих пор его женой, ведь он ее вернул?

2. Нужно ли ей выйти замуж за человека, от которого она забеременела (он и его семья немусульмане)?

3. Можно ли сделать ей аборт, чтобы вернуться к мужу?

Как им поступить в данной ситуации? Она хочет вернуться, но ее останавливает беременность. Недавно ее муж сделал ей предложение принять ее даже с чужим ребенком, если она раскается и встанет на прямой путь. Он до сих пор любит ее и детей, а дети очень любят его и тянутся к отцу. Я как брат не могу видеть со стороны, как он страдает. Дмитрий.

Да, он может ее простить и вернуть, если у них не было окончательного развода.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] «И из Его знамений [указывающих на силу и могущество Бога] сотворение Им из вас же самих [из той же квинтэссенции] вам пары [для мужчин — женщин, для женщин — мужчин]. [Наличие пары] дает вам возможность отдохнуть (успокоиться). Он установил между вами [между полами] чувства любви и милосердия [особенно когда это касается родственных связей и супружеских взаимоотношений]. Поистине, в этом есть знамения для людей думающих (размышляющих)» (Св. Коран, 30:21).

[2] Согласно Ветхому Завету, развод есть грех, противоречащий Божественному замыслу о браке, как вечном, длящемся всю человеческую жизнь союзе. «Я ненавижу развод, — говорит Господь, Бог Израилев. — И Я ненавижу людей, покрывающих себя насилием как одеждой» (Мал. 2:17; толковый перевод древнеевр. текста). Позволителен был развод только по причине человеческого жестокосердия. В Новом Завете вновь утверждается идеал вечного союза в супружеских отношениях: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:9; Мф. 19:6). Но, согласно новозаветной традиции, Иисус разрешал развод исключительно в случае супружеской неверности: «Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9). Апостол Павел разрешал развод в смешанных браках, когда один из супругов неверующий и не приемлет брачных уз.

[3] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, Ибн Маджа и аль-Хакима. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 10, хадис № 53, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 248, хадис № 2178; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 219, хадис № 2018.

[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 586, хадис № 61–(1469).

[5] До истечения разводного периода наследственные права супругов сохраняются.

[6] Канонические подробности см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 202; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 3. С. 75–78.

[7] Если дан лишь один или только два развода.

[8] Как муж, так и жена имеют определенные обязанности друг перед другом, а также пред Богом и обществом, что должно зиждиться на чувстве ответственности, иметь гармонию и не выставляться как категоричное требование одних к другим.

[9] См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 205.

[10] Это в тех случаях, когда со стороны мужа нет притеснений, измен либо невыполнения супружеских обязанностей. Если же что-то из упомянутого имеет место быть и именно это вынуждает женщину просить о разводе, тогда муж не имеет ни морального, ни канонического права забирать у нее что-либо из переданного ранее, а обязан ответить на ее просьбу о разводе безвозмездно, раскаявшись в грехах и безнравственном поведении. См., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 1. С. 205.

[11] Растянуть процедуру можно возвращением жены обратно за день-два до окончания разводного срока, вступив с нею в интимную связь, а после инициируя второй развод и ожидая окончания очередного срока. В конце разводного периода муж опять вступает с женою в интимную связь и тем самым возвращает ее в лоно семьи. После, через какое-то время, например, дает третий развод, до которого они имели интимные отношения, и вынуждает ее выжидать еще три менструальных цикла, что в общей сложности может продлиться более 9 месяцев, около года, а возможно, и более того. Подобные действия в Исламе запретны — харам.

[12] «Давая возможность выйти замуж за другого», то есть подведя к логическому концу разводный период уже с первого раза, с первым разводом, и подытожив тем самым семейную жизнь. По истечении разводного срока женщина вправе выйти замуж за желанного ей, а восстановление семейных отношений с первым мужем (если был дан один или только два развода) возможно (не выходя замуж за другого) лишь через новое полноценное бракосочетание с передачей дорогого свадебного подарка (махра).

Подробнее об этом см. начало 65-й суры Священного Корана.

[13] См.: Св. Коран, 50:16.

[14] Напомню, что развод в Исламе допускается как крайняя мера, когда нет иных форм разрешения внутрисемейной напряженности.

[15] Запрещаются любование и какие-либо интимные взаимоотношения в течение всего разводного периода.

[16] Наличие свидетелей является канонически желательным действием по мнению ученых всех четырех мазхабов, хотя в аяте использована повелительная форма наклонения, а потому это — крайне важно. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 14. С. 649, 661; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]: В 3 т. Кувейт: аль-Калям, 2001. Т. 3. С. 348.

[17] Кадр (араб.) — определенность, ограниченность каждой вещи (ситуации, трудности) местом, количеством, размером, временем и т. п. А потому неприятности не бесконечны, если мы не боимся, не пасуем перед ними, а уверенно идем и благоразумно преодолеваем их.

[18] Ср.: «Все у Него [у Господа миров] (в Его мироздании) четко и определенно [имеет заданные количественные и качественные характеристики]» (см. Св. Коран, 13:8).

[19] Ведь отец, даже если и развелся с женою, матерью ребенка, обязан по мере сил и возможностей нести все расходы, связанные с дочерью или сыном. Даже кормление грудью не вменяется в обязанность бывшей жене. Ответственность пред Богом за обеспечение ребенка грудным кормлением лежит на бывшем муже, остающемся полноправным отцом. А вот воспитание ребенка и забота о нем, опека — это обязанность матери. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 14. С. 671, 675, 677.

[20] См., например: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 292; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 14. С. 657, 658; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 18. С. 100.

[21] Слова о разводе проговариваются мужем жене при свидетелях в дни, когда у нее «чистый период», с начала которого они не имели интимных отношений.

[22] Канонические подробности см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 697, 698.

Смотрите еще:

  • Гк статья 1089 Статья 1089. Размер возмещения вреда, понесенного в случае смерти кормильца 1. Лицам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца, вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, […]
  • Тест на знание закона о госслужбе Государственная служба. Бесплатный тест с ответами онлайн Не секрет, что государственная служба в Российской Федерации стала весьма престижным занятием, поэтому неудивителен повышенный интерес граждан всех возрастов к […]
  • Какая статья за угрозу в рк УГРОЖАТЬ УБИЙСТВОМ – МОЖНО За это не наступит никакого наказания. Более того — угрожавшего даже не станут искать. Не верите? Напомним, что 7 мая на сайт нашей газеты поступил комментарий с угрозами убийства редактору и […]
  • Ст 239 коап Статья 239. КОАП РК Эксплуатация объектов и комплексов, не введенных в установленном порядке в эксплуатацию Эксплуатация (проживание, оказание услуг, производство продукции с целью получения доходов) законченных […]
  • Взятка гаи при сдаче экзамена Взятка за экзамен в ГИБДД - ответственность и наказание Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня поговорим о таком виде правонарушения как взятка за экзамен в ГИБДД, есть ли смысл ее предлагать, какие бывают ситуации, […]
  • 21 ч коап рф Статья 9.21 КоАП РФ. Нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) (действующая редакция) 1. Нарушение субъектом естественной монополии правил […]
admin

Обсуждение закрыто.