Ук рф ст 2291

Ук рф ст 2291

Содержание:

Часть 4 ст. 2291 УК РФ определяет уголовную ответственность за совершение преступления организованной группой, в особо крупном размере, с применением насилия к лицу, которое осуществляет пограничный или таможенный контроль. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК РФ)

Основным объектом преступления являются общественные отношения, регламентирующие обеспечение здоровья населения.

Предметом преступления выступают наркотические средства и психотропные вещества и их аналоги.

Объективная сторона состава преступления выражается в действии — склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.

Склонение может быть выражено в любой форме: угрозы, насилие, уговоры, дача совета и т. д.

Состав преступления формальный, деяние окончено с момента оказания воздействия со стороны виновного на потерпевшего. Стоит отметить, что для квалификации содеянного не имеет значения явилось ли итогом склонения употребление потерпевшим наркотического средства, психотропного вещества или их аналога.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, поскольку виновное лицо осознает, что своими незаконными действиями причиняет вред здоровью населения и желает этого.

Квалифицирующие признаки состава преступления указаны в ч.2 ст.230 УК РФ. К ним относятся совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или

организованной группой, в отношении двух или более лиц, с применением насилия или угрозой его применения.

Особо квалифицированный состав преступления изложен в ч.3 ст. 230 УК РФ. К его признакам законодатель отнес совершение преступления в отношении несовершеннолетнего или наступление последствий в виде причинения смерти по неосторожности или наступление иных тяжких последствий. Стоит отметить, что в случае причинения смерти по неосторожности субъективная сторона состава преступления характеризуется двумя формами вины: прямой умысел по отношению к здоровью населения и неосторожная форма вины по отношению к жизни человека. Категория «иные тяжкие последствия» является оценочной и определяется следствием и судом в каждом конкретном случае.

Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;

б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Комментарий к Ст. 141 УК РФ

1. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Исключение составляют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

В этой связи уголовно-правовой защите подлежат гарантированные Конституцией свободное и равное осуществление гражданами своего избирательного права, права на участие в референдуме, законная деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума.

2. Объективная сторона основного состава преступления выражается в виде совершения следующих альтернативных действий: 1) воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме; 2) нарушения тайны голосования; 3) воспрепятствования работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме и воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, может быть осуществлено различными способами, например, не допуском гражданина на избирательный участок, отказом внесения его в списки избирателей, угрозой причинения вреда в случае участия в выборах и т.д.

Воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, а также ее отдельных членов, может состоять в непредоставлении комиссии помещений, притеснении членов избирательных комиссий на основном месте работы. Воспрепятствование может также выражаться и в необоснованном отказе в регистрации кандидата либо снятии его с регистрации и т.п. Способ совершения преступления не влияет на квалификацию деяния, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2, 3 комментируемой статьи. Для наличия состава преступления важно, чтобы воспрепятствование затрудняло или делало невозможным участие в выборах или работу комиссий.

Нарушение тайны голосования может проявиться в организации голосования без кабин, присутствии в кабинах посторонних лиц, пометке бюллетеней соответствующими цифрами или значками, позволяющими выявить, как проголосовал тот или иной человек, и иных действиях.

3. Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента совершения указанных в законе действий.

4. Квалифицированный состав рассматриваемого преступления (ч. 2 комментируемой статьи) предусматривает в качестве обязательного объективного признака способы его совершения — 1) подкуп, 2) обман, 3) принуждение, 4) применение насилия, 5) угроза применения насилия.

Как подкуп рассматривается обещание или предоставление предметов, ценностей, денежных средств, оказание услуг имущественного характера или иных имущественных выгод.

Обман может выражаться как в форме действия, так и бездействия. В качестве обмана могут рассматриваться сообщение заведомо ложных сведений, а также умолчание о фактах, которые могут повлиять на решение избирателей при голосовании, на выполнение комиссиями своих обязанностей.

Принуждение рассматривается как психическое воздействие на человека. Может выражаться в нарушении или угрозе нарушения его законных прав и интересов, интересов родных или близких потерпевшему лиц.

Насилие — физическое воздействие, применяемое к лицу, участвовавшему в выборах, референдуме, или к его близким. Угроза насилием — психическое воздействие, применяемое к лицу, выражающееся в реальной возможности применения физического воздействия, причинения боли или страданий.

5. Объективными признаками состава преступления, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, являются: 1) вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах (форма такого вмешательства — требование или указание по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума); 2) неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы».

Перечисленные действия должны быть направлены на искажение результатов выборов, их фальсификацию.

Функционирование ГАС «Выборы» регламентируется Федеральным законом от 10.01.2003 N 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (в ред. от 11.07.2011) . Достижение цели — повлиять на решения избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума — не является обязательным и находится за рамками состава преступления.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 172; 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6247; 2010. N 19. Ст. 2291; 2011. N 29. Ст. 4291.

6. Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента совершения любого из действий, указанных в законе.

7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

8. В ч. 3 комментируемой статьи в качестве обязательного субъективного признака указана цель деяния — повлиять на решение избирательной комиссии или комиссии референдума.

9. В основном составе субъект преступления — общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет; в квалифицированном — специальный — лицо, использующее для совершения преступления свое должностное или служебное положение.

Понятие должностного лица раскрыто в п. 1 примеч. к ст. 285 УК. Об использовании служебного положения см. коммент. к ст. 136.

10. Ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав предусмотрена также и нормами гл. 5 КоАП. Разграничение между преступлением и иными правонарушениями следует осуществлять с учетом возможных в каждой конкретной ситуации последствий.

Статья 340. Нарушение правил несения боевого дежурства

1. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Российскую Федерацию либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

3. Нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы) вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 340 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является порядок несения боевого дежурства (боевой службы), гарантирующий своевременное обнаружение и отражение внезапного нападения на Российскую Федерацию, а также обеспечение ее внешней безопасности.

Общие принципы организации и порядка несения боевого дежурства (боевой службы) регламентируются соответствующими нормативными правовыми актами.

Порядок несения боевого дежурства (боевой службы) в различных видах Вооруженных Сил и других войск РФ неодинаков и зависит от вида войск, осуществляющих дежурство. Боевое дежурство организуется в Вооруженных Силах РФ (Ракетных войсках стратегического назначения, Военно-воздушных силах, иных видах Вооруженных Сил и родов войск), в Военно-Морском Флоте осуществляется боевая служба.

Характер и задачи боевого дежурства (боевой службы), правила его несения, конкретные функциональные обязанности каждого лица, входящего в состав дежурного подразделения, определяются соответствующими положениями, поставлениями, инструкциями, приказами, издаваемыми с учетом особенностей несения этой специальной службы в тех или иных войсках. Эти нормативные акты должны быть основаны на Конституции, Федеральном законе от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 25.12.2012) , Законе о Государственной границе, Законе о воинской обязанности.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 6; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 1) Ст. 4437; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2005. N 10. Ст. 763; N 15. Ст. 1276; N 52 (ч. 1) Ст. 5598; 2006. N 28. Ст. 2974; N 29. Ст. 3123; N 50. Ст. 5279; 2007. N 26. Ст. 3076; N 27. Ст. 3213; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 45. Ст. 5270; 2010. N 19. Ст. 2283, 2291; N 31. Ст. 4192; N 52 (ч. 1). Ст. 6992; 2011. N 15. Ст. 2019; N 50. Ст. 7366; РГ. 2012. N 301.

В связи с этим по каждому уголовному делу указанной категории следует выяснять особенности службы данного дежурного подразделения, в чем конкретно выразились нарушения, какими нормативными актами регулируются правила несения боевого дежурства.

2. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил несения боевого дежурства (боевой службы). Эти нарушения состоят в невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей при несении боевого дежурства (боевой службы) (например, самовольное оставление подразделения, несущего дежурство, употребление спиртных напитков или наркотиков во время дежурства, порча или выведение из строя аппаратуры или специального оборудования).

Указанные нарушения могут сопровождаться нарушением правил несения других видов служб или порядка прохождения военной службы в целом. Такие случаи образуют совокупность соответствующих преступлений.

Уголовная ответственность наступает только при условии, если нарушение повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.

Вред может выражаться в проникновении на территорию РФ иностранных летательных аппаратов, речных и морских судов, когда в результате нарушения в течение значительного времени парализуется боевое дежурство подразделения (экипажа, расчета, поста), причинение иного реального вреда безопасности государства и т.д.

Возможность наступления вреда определяется в каждом конкретном случае, когда допущенные нарушения создали реальные предпосылки для наступления вреда безопасности государства, но он не наступил, так как был предотвращен иными мерами или мог реально наступить в случае нападения на Российскую Федерацию или посягательства на ее безопасность.

Преступление окончено с момента причинения вреда или возможности его наступления.

3. Субъектом данного преступления являются военнослужащие любого воинского звания, должности, входящие в состав подразделения (расчета, экипажа, поста), несущего боевое дежурство.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.

5. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает в качестве квалифицирующего признака наступление тяжких последствий. Такие последствия могут быть сопряжены с реальным причинением вреда безопасности государства (военное нападение, вооруженная провокация, диверсия, срыв выполнения боевой задачи и т.п.).

6. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение соответствующих правил вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью. Иные признаки преступления аналогичны ранее рассмотренным.

Ук рф ст 2291

Наряду с основаниями применения принудительных мер медицинского характера законодатель четко определил виды принудительных мер медицинского характера, применяемых в отношении лиц, перечисленных в ст. 97 УК.
При этом законом предусмотрены меры, связанные с амбулаторным наблюдением и лечением у психиатра, а также меры, связанные с помещением лица в психиатрический стационар.
Учитывая то обстоятельство, что применение принудительных мер медицинского характера затрагивает конституционное право на личную неприкосновенность, законодатель в отличие от ранее действовавшего уголовного законодательства во избежание нарушения таких прав детализировал виды принудительных мер медицинского характера и условия их назначения, не ограничиваясь комментируемой нормой, содержащей лишь перечень видов принудительных мер медицинского характера и носящей в этой связи только общий характер.
Выбор соответствующего вида принудительной меры медицинского характера зависит от общественной опасности лица, в отношении которого принимается такое решение, определяемой как тяжестью содеянного, так и его психическим состоянием. Психическое состояние лиц, указанных в ст. 97 УК, устанавливается путем проведения судебно-психиатрических экспертиз, осуществляемых с соблюдением положений гл. 28 и ст. 283 УПК. Порядок проведения таких экспертиз, кроме того, регламентирован Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2001) , а также Инструкцией о производстве судебно-психиатрической экспертизы в СССР от 1970 г., Положением об амбулаторной судебно-психиатрической экспертной комиссии от 1985 г., Положением о производстве судебно-психиатрической экспертизы в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2291; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2.

Часть 2 комментируемой статьи особо предусматривает вид принудительной меры медицинского характера в отношении лиц, осужденных за совершение преступления в состоянии вменяемости, но нуждающихся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости. Относительно правового статуса лиц с психическими расстройствами, не исключающими их вменяемость, см. коммент. к ст. 22 УК.

Уголовно-правовая характеристика контрабанды, предусмотренной ст. 2291 УК РФ Кромова, Альбина Яковлевна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Кромова, Альбина Яковлевна. Уголовно-правовая характеристика контрабанды, предусмотренной ст. 2291 УК РФ : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.08 / Кромова Альбина Яковлевна; [Место защиты: Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина].- Москва, 2013.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-12/599

Содержание к диссертации

Глава 1. Контрабанда наркотиков в международном праве и праве зарубежных государств 18

1. Обеспечение борьбы с контрабандой наркотиков в международно правовых документах 18

2. Уголовно — правовая регламентация борьбы с контрабандой наркотиков и основы взаимодействия государств, входящих в СНГ и Балтии 41

3. Характеристика и особенности уголовно — правовой регламентации ответ ственности за контрабанду наркотиков в отдельных государствах Дальнего зарубежья 67

Глава 2. Ответственность за контрабанду (ст. 229.1 УК РФ) 97

1. Объективные признаки основного состава преступления, предусмотренного ст. 229.1 УК РФ 97

2. Субъективные признаки основного состава преступления, предусмотренно го ст. 229.1 УК РФ 122

3. Квалифицированные составы преступления, предусмотренного ст. 229.1 УК РФ 141

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, а также растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры — одна из наиболее серьезных угроз безопасности и стабильности развития Российского общества. Фактически мы имеем дело с наркоагрессией, в которую втягиваются все новые и новые группы людей. При этом не только возрастает криминализация общества, и создается угроза здоровью населения, но и подрываются морально-нравственные устои. Наибольшую опасность для России представляет контрабандный ввоз наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, а также инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств и психотропных веществ (далее — наркотиков). Во многих странах мира контрабанда наркотиков карается самым жестоким образом. На борьбу с контрабандой выделяются огромные деньги из бюджета.

Контрабанда наркотиков является наиболее масштабной и социально опасной разновидностью нелегальной трансграничной активности между государствами Центральной Азии и Россией. Масштабность вызова определяется стоимостью незаконно ввозимого в РФ груза, а также количеством людей, которые становятся потерянными для общества в результате употребления опиатов и других наркотиков.

Практически на всех участках границы Российской Федерации наблюдается активизация этой деятельности. Северо-западный участок границы используется для вывоза из России в Финляндию героина (диацетилморфина), а также наркотиков синтетического происхождения, которые перемещаются транзитом через Ленинградскую область. Наркотики растительного

происхождения перемещаются небольшими партиями на границах с прибалтийскими государствами и в Калининградском регионе. Новой тенденцией наркоситуации в данном регионе является активизация перемещения среднеазиатского героина в прибалтийские государства и ввоз в Россию наркотиков амфетаминовой группы синтетического происхождения.

Транзит наркотиков из Украины в Россию и в страны Прибалтики осуществляется на границе с Республикой Беларусь. В Брянской области, на границе с Украиной продолжаются попытки активного ввоза в Россию марихуаны, гашиша и экстрагированных растворов опия.

С территории ряда государств Закавказья осуществляется незаконное перемещение жестких наркотиков, таких как опий и героин. Партии гашиша и марихуаны поступают из Республики Азербайджан, а разница в стоимости наркотиков в России и Грузии создает предпосылки для их транзита и вывоза с территории Российской Федерации в эту страну.

Однако на сегодняшний день самой сложной проблемой является контрабанда наркотиков из государств Средней Азии через российско-казахстанскую границу, а также транзит наркотиков через их территорию из Афганистана и Пакистана. Самое большое количество героина задерживается именно на этом направлении. Обстановка осложняется упрощением процедур таможенного контроля в рамках Евразийского экономического сообщества и отсутствием надлежащей охраны государственной границы.

Кроме того, Дальний Восток продолжает использоваться международными наркогруппировками для транзита наркотиков центрально-азиатского происхождения, в основном опия и гашиша, морским транспортом в Японию.

В настоящее время контрабанда наркотиков является одним из основных факторов постоянного роста их незаконного оборота в России, что в целом провоцирует различные асоциальные проявления в обществе. Приходится признать, что значительный потенциал, заложенный в международных соглашениях, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, далеко не полностью реализуется в законотворческой деятельности.

Предпринимаемые меры недостаточны, а порою и неадекватны
сложившейся ситуации. ‘

Важно отметить, что актуальность темы также обусловлена последними изменениями, внесенными в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее -УК РФ) в отношении контрабанды наркотиков, в частности, необходимостью изучения признаков состава преступления, предусмотренного ст. 229 1 УК РФ.

Все это актуализирует теоретическую и практическую значимость исследования проблемы борьбы с контрабандой подконтрольных средств и веществ.

Степень научной разработанности темы исследования. Рассмотрению различных аспектов уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ посвящены труды российских ученых-криминологов: Александрова А.И., Айнбиндера МЛ., Афанасьева В.В., Гадойбаева С.А., Ермакова Ю.М., Зеличенко А.Л., Кадырова М.М., Киреевой И.Л., Клименко Т.М., Комиссаров B.C., Кочои СМ., Кудрявцева В.Н., Мусаева А.Н., Омигова В.И., Побегайло Э.Ф., Прохорова Л.А., Прохоровой М.Л., Романовой Л.И., Рыжиченкова В.И., Сергеева А.Н., Федорова А.В. и др.

Уголовно-правовые и криминологические аспекты контрабанды стали предметом исследования в работах Александрова Н.С, Бойко А.И., Владимирова В.А., Волженкина Б.В., Гаухмана Л.Д., Дикановой Т.А., Ермаковой Л.Д., Ивановой С.Ю., Качева Н.В., Колосовой В.И., Кочубей М.А., Красикова Ю.А., Лопашенко Н.А., Ляпунова Ю.И., Максимова СВ., Нальгиева Р.К., Осипова В.Е., Родиной Л.Ю., Розумань И.В., Романова И.А., Рогатых Л.Ф., Самойленко П.И., Сергеевой А.А., Степановой О.Г., Сучкова Ю.И., Талан М.В., Чучаева А.И., Яни П.С и др.

Международно-правовые проблемы борьбы с контрабандой наркотиков анализировали Бабкин Л.М., Блищенко И.П., Бокерия С.А., Галенская Л.Н., Доронин М.П., Иногамова-Хегай Л.В., Каламкарян Р.А., Карпец И.И.,

Князькина А.К., Лукашук И.И., Маслова А.В., Мей Г.Л., Нигматуллин Р.В., Номоконов В.А., Панов В.П., Хачатурян К.О., Угаров В.М., Цепелев В.Ф.и др.

Ряд авторов исследовали уголовно-правовые вопросы борьбы с контрабандой наркотиков в конкретных зарубежных странах: Беркинбаев Н.С., Галахов С.С., Жаргалсайхан Мунхболд, Игнатова М.А., Исса Халед Фахед Мостафа, Козочкин И.Д., Масаб Али Сайд, Осмоналиев К.М., Щербатенко В.В. и

Работы указанных авторов, внесли значительный вклад в исследование различных проблем, связанных с контрабандой наркотиков, и имеют высокий уровень научно — практической значимости. Однако в большинстве своем научные исследования проводились на базе действовавшего ранее уголовного законодательства, в связи с чем, не разрешенным остается целый комплекс вопросов как теоретического, так и практического характера.

В связи с изложенным, настоящее исследование приобретает очевидную актуальность.

Объест и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере уголовно — правового противодействия контрабанде наркотиков.

Предметом исследования являются:

— нормы международно — правовых актов в сфере борьбы с незаконным
оборотом наркотиков;

законодательство Российской Федерации в области регулирования уголовно-правовой борьбы с контрабандой наркотиков;

законодательство зарубежных государств об ответственности за контрабанду наркотиков;

постановления Пленума Верховных Судов СССР, РСФСР, РФ и Конституционного суда РФ;

— судебная и следственная практика, статистические данные, обзоры,
ведомственные материалы ФСКН, МВД, ФТС России о применении норм о
контрабанде наркотиков;

— данные социологического опроса, проведенного автором исследования;

— научные статьи, монографии, учебная литература по вопросу контрабанды
наркотиков.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка теоретических положений, направленных на решение проблем уголовной ответственности за контрабанду наркотиков, внесение предложений по совершенствованию уголовного законодательства и выработке научно обоснованных рекомендаций по корректировке судебно-следственной практики.

Реализация поставленной цели осуществлена посредством решения следующих задач:

исследование положений международно-правовых документов в сфере борьбы с контрабандой наркотиков;

проведение сравнительно-правового анализа норм об уголовной ответственности за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ по зарубежному законодательству и формулирование на основе имеющегося опыта предложений по совершенствованию российского законодательства;

— исследование положений уголовно-правовой доктрины о составе
преступления, предусмотренного ст. 229 УК РФ;

анализ основных и квалифицирующих признаков контрабанды наркотиков;

изучение судебной и следственной практики применения норм о контрабанде наркотиков;

— формулирование предложений по совершенствованию нормы о
преступлении, предусмотренном ст. 229′ УК РФ, и практики ее применения.

Методологическую основу диссертации составляют как обще-, так и частно — научные методы: исторический, диалектический метод исследования, а также логический, сравнительно-правовой, историко-сравнительный, системно-структурный, статистический, конкретно-социологический, комплексный и другие методы научного познания. В целом в работе использовались все перечисленные методы познания в совокупности, приоритет в использовании того или иного метода, или же их комплекса определялся в зависимости от задач исследования.

Теоретическую основу диссертации составили концептуальные положения общей теории права, отечественного уголовного права, уголовно-процессуального права, международного права, труды по криминологии, в области философии, социологии права, лингвистики.

Нормативную основу исследования составляют:

— международные нормативные правовые акты в сфере борьбы с
незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ
(Конвенции ООН, резолюции Совета Безопасности ООН, международные
соглашения, региональные и универсальные международные договоры,
Модельный Уголовный кодекс для государств — участников СНГ и др.);

— законодательные и иные нормативные правовые акты СССР, РСФСР и
Российской Федерации (Конституция РФ 1993 г., Уголовный кодекс РФ 1996 г.,
Таможенный кодекс Таможенного союза 2009 г., иные федеральные законы,
указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные акты
в сфере контроля и борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и
психотропных веществ);

— законодательство зарубежных стран, регулирующее борьбу с
контрабандой наркотических средств и психотропных веществ.

Эмпирическую основу исследования составили:

— материалы Генеральной Ассамблеи ООН,,доклады Международного
комитета ООН по контролю над наркотиками и Комиссии по наркотическим
средствам ЭКОСОС ООН, Программы ООН по международному контролю за
наркотическими средствами (ЮНДКП) и других международных организации;

документы и материалы, подготовленные в рамках СНГ в сфере борьбы с контрабандой наркотиков и психотропных веществ;

постановления Пленума Верховного Суда РФ, опубликованная судебная практика и официальная судебная статистика за 2003- 2012 гг.;

— материалы 247 уголовных дел, возбужденных территориальными
органами ФСКН России в Белгородской, Кировской, Курской, Ленинградской,
Оренбургской, Ульяновской, Челябинской областях; Республиках Татарстан,
Башкортостан; г.г. Москве и Санкт-Петербурге за 2005 — 2012 гг., а также,
материалы 114 уголовных дел судов ряда субъектов Российской Федерации;

ведомственные материалы (статистические данные, обзоры, методические рекомендации и проч.) ФСКН, МВД, ФТС России о применении норм о контрабанде подконтрольных средств и веществ;

результаты анкетирования сотрудников органов внутренних дел и ФСКН России (98 человек);

— личный опыт многолетней работы в органах ФСКН России.

Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой попытку комплексного рассмотрения проблемы уголовной ответственности за контрабанду наркотиков, по результатам которой формулируются положения о совершенствовании уголовного законодательства и корректировки практики его применения. Диссертационное исследование является одной из первых в науке уголовного права работ, посвященных комплексному анализу борьбы с контрабандой наркотиков в условиях присоединения Российской Федерации к Евразийскому экономическому сообществу и вступления в действие таможенного законодательства Таможенного союза.

Новизна диссертации и отличие ее от других исследований определяется также углублением и корректировкой ряда теоретических понятий, содержанием сформулированных научных рекомендаций по совершенствованию уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за контрабанду наркотиков, предложениями по квалификации указанного деяния в условиях присоединения Российской Федерации к Евразийскому экономическому сообществу и вступления в действие таможенного законодательства Таможенного союза.

На защиту выносятся следующие научные положения:

1. Анализ законодательства государств-участников СНГ, в том числе
законодательства государств, входящих в Таможенный Союз в рамках ЕврАзЭС,
в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков показал достаточное
количество примеров расхождений в терминологии при определении понятия
контрабанды наркотиков, что на наш взгляд, не способствует единообразному
толкованию закона и правоприменительной практике. Поэтому установление и
использование единообразной терминологии на территории Таможенного Союза
в рамках ЕврАзЭС и ее единообразное толкование на всем его пространстве
имеет определяющее значение в правовом обеспечении совместной борьбы с
контрабандой наркотиков и повышении ее эффективности.

Предлагается ввести общее понятие для государств — членов Таможенного Союза «Контрабанда наркотиков — незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза и Государственную границу государств — членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотиков, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации», и включить в Таможенный кодекс Таможенного Союза.

2. В целях повышения эффективности законодательства в сфере борьбы с
контрабандой наркотиков представляется целесообразным, с одной стороны, для

устранения разрозненности правовых норм, его кодификация в рамках национальных правовых систем, и с другой — конвергенция законодательных подходов к ответственности за контрабанду наркотиков в правовых системах зарубежных стран в целом.

Исходя из необходимости единообразного применения нормы об установлении ответственности за контрабанду, имеет смысл разработать, и принять единую для государств — членов Таможенного Союза сводную таблицу, в которой будут указаны, в частности, значительные, крупные и особо крупные размеры наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном обороте. В этих целях предлагается взять за основу Постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 г. № 1002.

Статья 229 1 УК РФ содержит в своем названии достаточно длинный перечень предметов преступления, который дублируется и в диспозиции статьи, что делает не удобной работу с ней как для практических, так и для теоретических работников. Анализ соответствующего законодательства отдельных иностранных государств подтверждает, что за рубежом так же стараются избегать длинных названий, предпочитая давать обобщенное, лаконичное определение понятия «наркотики». В этой связи считаем целесообразным название рассматриваемой статьи, а также диспозицию ее нормы сформулировать как «Контрабанда наркотиков», а само понятие наркотиков раскрыть в примечании к данной статье.

В диспозицию статьи 229′ УК РФ предлагается включить способы совершения преступления: «помимо таможенного контроля, путем сокрытия от таможенного контроля, с обманным использованием документов, с обманным использованием средств таможенной идентификации».

Предлагается предусмотреть в части 1 ст. 229 УК РФ ответственность за совершение преступления без цели сбыта. Одновременно с этим, в качестве особо квалифицирующего признака, в часть 2 ст. 229 1 УК РФ рекомендуется включить п. «д» — «с целью последующего сбыта».

С объективной стороны контрабанда может быть совершена только путем действия. Используемое в частях 1,2,3 и 4 ст. 229 1 УК РФ слово «деяние» создает впечатление, что контрабанда может быть совершена также путем бездействия. В связи с изложенным предлагаем заменить в частях 1, 2, 3 и 4 указанной статьи слово «деяние» на «действие».

Доказана нецелесообразность установления уголовной ответственности юридических лиц. В связи с этим, предлагаем дополнить статьи 51 и 52 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и предусмотреть в них возможность наложения на юридическое лицо штрафных санкций. В перечень санкций целесообразно включить конфискацию незаконной прибыли и имущества, полученного в результате нелегальной деятельности, связанной с наркотиками, имущества, уплаченного в обмен на незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ.

Предлагается изложить п. 1 ст. 51 Закона в следующей редакции: «В случаях непринятия юридическими лицами, занятыми деятельностью в сфере торговли (услуг), мер, указанных в обязательном для исполнения предписании органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ в помещениях юридического лица либо иным неоднократным нарушением законодательства Российской Федерации об обороте наркотических средств или психотропных веществ в помещениях указанных юридических лиц эти юридические лица могут быть ликвидированы с одновременной конфискацией незаконной прибыли и имущества, полученного в результате нелегальной деятельности, связанной с наркотиками, а также имущества, уплаченного в обмен на незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ».

Пункт 1 ст. 52 Закона изложить в следующей редакции: «При наличии достаточных оснований полагать, что юридическое лицо осуществило финансовую операцию в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в

результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ, указанное юридическое лицо по решению суда может быть ликвидировано, с одновременной конфискацией незаконной прибыли и собственности, полученной в результате нелегальной деятельности, связанной с наркотиками, а также собственности, уплаченной в обмен на незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, а его руководители несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

То есть, максимальным наказанием, предусмотренным законодательством для юридического лица, виновного в совершении контрабанды наркотических средств или психотропных веществ, легализации (отмывании) доходов, полученных от их незаконного оборота, должна стать его ликвидация и конфискация имущества, иных доходов, как результатов преступной деятельности такого юридического лица.

8. Предлагается включить в часть 2 ст. 229 1 УК РФ, квалифицирующий
признак «с угрозой применения насилия к лицу, осуществляющему
таможенный или пограничный контроль», дополнив ее пунктом «г». Кроме
того, считаем целесообразным разделить понятие физического насилия,
дополнив пункт «г» ч.2 ст. 229 1 УК РФ словами «с применением насилия не
опасного для жизни или здоровья». Вышеназванный пункт части 2
анализируемой статьи изложить в следующей редакции: «с применением
насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого
насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль».
Соответственно п. «в» ч.4 ст. 229 1 УК РФ изложить в следующей редакции: «с
применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой
применения такого насилия к лицу, осуществляющему таможенный или
пограничный контроль».

9. «Насилие» как признак квалифицированного состава контрабанды
наркотиков охватывает собой такие действия и их последствия, как связывание,
нанесение побоев (ст. 116 УК РФ), причинение легкого вреда здоровью, вреда
средней тяжести, тяжкого вреда (ст. 111, 112, 115 УК РФ). Более тяжкое

физическое насилие в виде умышленного убийства (ст. 105 УК РФ) не укладывается в рамки «насилия» как признака контрабанды наркотиков и требует дополнительной квалификации по совокупности с указанной выше статей в зависимости от последствий, поскольку она предусматривает ответственность за более общественно опасное преступление, чем контрабанда подконтрольных веществ.

10. Предлагается круг субъектов квалифицированного состава
контрабанды наркотиков дополнить руководителями коммерческих или иных
организаций, а также иными лицами, выполняющими управленческие функции.
С учетом этого предложения п. «б» ч.2 ст. 229 1 УК РФ необходимо изложить в
следующей редакции: «лицом с использованием своего служебного положения».

11. Теоретически обоснована новая редакция статьи 229 1 УК РФ:
«Статья 229 1 . Контрабанда наркотиков

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, без цели сбыта наркотиков, если это действие совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, -наказывается лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового. 2.То же действие, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) в отношении наркотиков в значительном размере;

г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль;

д) с целью последующего сбыта, —

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с Офаничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

3.Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в отношении наркотиков в крупном размере, -наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового. 4. Действия, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные:

а) организованной фуппой;

б) в отношении наркотиков в особо крупном размере;

в) с применением насилия опасного для жизни или здоровья, либо с
угрозой применения такого насилия, к лицу, осуществляющему
таможенный или пограничный контроль, —

наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание:

1. Под наркотиками в настоящей статье понимаются наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги, растения, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их части, содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструменты или оборудование, находящиеся под

специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ».

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:

а) разработаны основные положения по совершенствованию уголовного
законодательства, предусматривающего ответственность за контрабанду
наркотиков, а также практики его применения;

б) полученные результаты исследования, теоретические выводы и положения
углубляют либо корректируют знания об использовании уголовно — правовых
средств в борьбе с контрабандой наркотиков.

в) содержащиеся в работе положения и выводы могут быть использованы для дальнейшей разработки как данной, так и связанных с ней проблем;

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что:

а) разработанные рекомендации могут способствовать решению вопросов
квалификации преступления;

б) результаты работы могут быть использованы при проведении занятий по
уголовному праву в высших и средних специальных учебных заведениях,
институтах и курсах повышения квалификации;

в) результаты работы могут быть использованы в практической деятельности
органов внутренних дел, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков,
при расследовании контрабанды наркотиков.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования изложены в 12 научных работах, в том числе в журналах, входящих в перечень, сформированный ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Основные теоретические положения и практические рекомендации доложены на Международной научно — практической конференции

«Антинаркотическая политика: история, современное состояние, перспективы», г. Москва, 2011 г.; на Научной конференции по итогам НИР профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов за 2010 год «Актуальные проблемы юридических наук», г. Иошкар — Ола, 2011 г., на Межвузовской научно — практической конференции «Российская государственность: история и современность», г. Москва, 2012 г.; на Международной научно-практической конференции 30-31 мая 2013 г. «Проблемы обеспечения законности и правопорядка в Дальневосточном регионе», г. Хабаровск, 2013 г.

Результаты проведенных исследований обсуждались на кафедре уголовного права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

Основные положения работы внедрены в практическую деятельность Следственного департамента ФСКН России, а также используются в учебном процессе Московского института государственного и корпоративного управления.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

Уголовно — правовая регламентация борьбы с контрабандой наркотиков и основы взаимодействия государств, входящих в СНГ и Балтии

Как и любая другая страна, Россия, в борьбе с преступностью не может обойтись без эффективного сотрудничества с другими государствами и международными организациями. Причины этого коренятся, прежде всего, в глобализации социальных и экономических процессов, породившей и глобализацию преступности, к тому же делающей ее все более организованной и транснациональной. Практически во всех странах мира она становится главной угрозой современности и мощным препятствием осуществлению принципов цивилизованного жизнеустройства. Ежегодно в мире регистрируется до 500 млн. преступлений на более чем 7 млрд. населения. Однако реальная преступность как минимум вдвое выше. Современная преступность растет быстрее, чем численность населения. По данным обзоров ООН, преступность в мире в среднем прирастает до 5 % в год при росте населения в 1-2%. Увеличивается ее общественная опасность и причиняемый ею вред.

Серьезную тревогу вызывает то, что все больше и больше преступлений так или иначе связаны с транснациональным криминальным наркобизнесом, становящимся одним из основных финансовых доноров международного терроризма. Например, по данным, озвученным на XI Конгрессе ООН в 2005 г., группа преступников, совершившая теракты в марте 2004 г. в Мадриде, использовала для терактов взрывчатку, приобретенную в обмен на гашиш. Наркотор говцы предоставили экстремистам деньги, оружие, телефоны, машины, убежища и другую инфраструктуру. В 1985 и 2000 гг., Конгрессы ООН2 не случайно рассматривали организованную преступность в тесной связи с незаконным оборотом наркотиков. В это время организованная преступность входит в конфронтацию со всем мировым сообществом и находится в центре его внимания именно в результате транснациональных перевозок наркотических средств.3

Незаконное перемещение наркотиков через таможенные границы, как преступление международного характера, в большинстве случаев, создавая угрозу в первую очередь национальному правопорядку, очень близко к общеуголовным преступлениям. Принципиальным отличием является наличие «иностранного элемента».4 В России о наличии в преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков «иностранного элемента», свидетельствуют следующие факты. По данным ФСКН, почти треть изымаемых наркотиков поступают в Россию контрабандным путем из-за рубежа, а «тяжелые» наркотики, та 5 кие как героин, кокаин, практически полностью иностранного происхождения. Поэтому, исходя из природы преступлений, связанных с транснациональным незаконным перемещением наркотиков через таможенные границы, в юридической литературе правильно, на наш взгляд, предлагается искать решение данной проблемы путем совершенствования глобальных международно-правовых форм сотрудничества государств в борьбе с этим злом на Земле.

Настоящая борьба с незаконным оборотом наркотиков в мировом масштабе ведется давно. Уже в XIX веке мировая цивилизация обратила внимание на появившееся явление наркозависимости некоторой части населения. По сведениям Р.В. Нигматуллина, первоначально это связывалось с только что изобретенными лекарствами: кокаином и морфием, незаконная продажа которых давала возможность получать баснословную и постоянную прибыль. Впоследствии выяснилось, что в Перу листья коки жевали еще во времена Великого Инки, а опийный мак на территории Испании употребляли с 4200 года до н.э.2

Некоторые исследователи полагают, что основой широкого распространения применения опиатов как в медицинской практике, так и для злоупотребления ими положили три события: выделение морфина, изобретение шприца для подкожных инъекций и синтез диацетилморфина (героина).

В XX веке общественная опасность преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в том числе с их контрабандой постоянно возрастала, разрушительные последствия злоупотребления наркотиками затронули большинство стран мира. В связи с чем, в европейской и американской прессе начинают регулярно печататься научные публикации о вреде наркотиков. Мировым сообществом предпринимаются неоднократные попытки упорядочить, и ограничить их потребление. Примером такой деятельности стала ратификация в 1906 г. в Брюсселе 19 государствами соглашения «О единообразном приготовлении сильнодействующих лекарственных средств».

Однако существовала срочность разработки действенных и эффективных законов, регулирующих общественные отношения в области наркотиков. В связи с контрабандой наркотиков в Европу и Северную Америку встал вопрос о принятии международных мер борьбы с наркоманией. Первой акцией в этом направлении явился созыв Шанхайской опиумной комиссии с участием представителей 13 государств. Таким образом, 1 февраля 1909 г. в Шанхае прошла первая международная конференция по проблемам наркотиков, которая добилась от Великобритании немедленного пресечения импорта опиума из Индии. Дальнейшие конференции Шанхайской опиумной комиссии проходили в Гааге

Характеристика и особенности уголовно — правовой регламентации ответ ственности за контрабанду наркотиков в отдельных государствах Дальнего зарубежья

Так же определен круг предметов контрабанды в уголовном кодексе Республики Казахстан. Статья 250 «Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено» находится в Главе 9 — «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». По квалифицирующим признакам она почти не отличается от контрабанды наркотиков в УК РФ. В отличие от российского законодательства часть 2 ст. 250 УК Республики Казахстан содержит такой квалифицирующий признак, как неоднократность. А вот контрабанда наркотиков в УК Республики Беларусь, по своим квалифицирующим признакам кардинально отличается от российского и казахстанского законодательства. Так в части 3 вышеназванной статьи предусмотрено совершение преступления лицом, ранее судимым за контрабанду, в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ. В ст. 1 Закона Республики Казахстан «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими» под ввозом и вывозом наркотиков понимается «перемещение наркотичесикх средств, психотропных веществ и прекурсоров из одного государства в другое или из пределов одной территории в пределы другой территории того же государства.»2

На наш взгляд установление и использование единообразной терминологии на территории Таможенного Союза в рамках ЕврАзЭС и ее единообразное толкование на всем его пространстве имеет определяющее значение в правовом обеспечении совместной борьбы с контрабандой наркотиков и повышении ее эффективности. Так как при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности за контрабанду могут возникнуть сложности в связи с тем, что в Уголовных кодексах Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан по-разному сформулированы диспозиции статей, предусматри См.: Уголовный годекс Республики Казахстан http://vvww.ugolovnvkodeks.ru. 17.11.2012 г. вающих ответственность за контрабанду. Кроме того, могут возникнуть вопросы с тождеством объектов контрабанды, так как статьи, предусматривающие ответственность за контрабанду, включены в разные разделы и главы Уголовных кодексов этих государств.

В связи с изложенным, предлагается ввести общее понятие для Таможенного Союза «Контрабанда наркотиков — незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза и Государственную границу государств -членов Таможенного Союзав рамках ЕврАзЭС наркотиков, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации».

Аналогично УК Республики Беларусь, в Азербайджанской Республике ст.206 Уголовного кодекса относится к преступлениям в сфере экономической деятельности и содержит такой же перечень предметов преступления.

Уголовный кодекс Украины в статье 305 «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров» определяет контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров как «их перемещение через таможенную границу Украина вне та 2 моженного контроля или с сокрытием от таможенного контроля».

Уголовный кодекс Республики Узбекистан, в статье 246 определяет контрабанду, как « Перемещение через таможенную границу Республики помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документации или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или декларированием не своим наименованием сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных, взрывчатых, взрывных устройств, вооружения, огнестрельного оружия или боеприпасов, а равно наркотических средств или психотропных веществ, либо материалов, пропагандирующих религиозный экстремизм, сепаратизм и фундаментализм». А вот Уголовный кодекс Республики Армения в статье 215 дает несколько иное понятие контрабанды, он определяет ее как «Транспортировку наркотиков, неврологических, сильных, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых материалов, оружия, взрывчатых устройств, боеприпасов, и прочих, через таможенную границу республики Армения или сокрытием их, или с обманчивым использованием таможни».

Отличается понятие контрабанды наркотиков и в Уголовном кодексе Республики Молдова (ст.248), где под контрабандой понимается перемещение через таможенную границу Республики Молдова наркотических, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ, а также вредных отходов, совершенное помимо таможенного контроля или с сокрытием от него путем утаивания предметов в специально изготовленных или приспособленных для этого хранилищах, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием указанных веществ или отходов в таможенных или иных документах, необходимых для пересечения границы.3

Таким образом, анализ законодательства государств СНГ в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, показал достаточное количество подобных примеров расхождений в терминологии, что не способствует, на наш взгляд, единообразному трактованию закона. Установление и использование единообразной терминологии и ее единообразное толкование на всем пространстве СНГ имеет определяющее значение в правовом обеспечении совместной борьбы с контрабандой наркотиков и повышении ее эффективности.

2012 г. В целях устранения различий в уголовно-правовой оценке деяний во внутригосударственном праве и сближения уголовного законодательства стран СНГ, в 1996 г. разработан и принят Модельный Уголовный кодекс для государств-участников СНГ.1 Он содержит ряд норм о преступлениях, связанных с наркотическими веществами, среди которых можно выделить: — статья 199. Незаконный оборот наркотических средств с целью сбыта; — статья 200. Хищение либо вымогательство наркотических средств; — статья 202. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества; — статья 204. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ с целью сбыта. Кроме того, Модельный Уголовный кодекс выделил два состава контрабанды: — Глава 23 «Преступления против общественной безопасности». Контра банда (ст. 198) «то есть перемещение в крупных размерах через государствен ную или таможенную границу государства, совершенное помимо или с сокры тием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларирова нием или с недостоверным декларированием наркотических средств, психо тропных, сильнодействующих. веществ. », которая является тяжким престу плением.

Субъективные признаки основного состава преступления, предусмотренно го ст. 229.1 УК РФ

Контрабанда наркотиков в Йемене отнесена к тяжким преступлениям и карается смертной казнью или лишением свободы на срок 25 лет. В отличие от уголовного законодательства других арабских стран йеменский закон № 3 предусматривает меры поощрения в виде освобождения от уголовной ответственности для лиц, добровольно явившихся с повинной и информировавших правоохранительные органы, о совершенных ими преступлениях (контрабанда наркотиков), до того, как эти органы узнали об этом. В случае, когда правоохранительным органам уже известно о совершенном деянии, то лицо, добровольно явившееся с повинной, должно принять активное участие в раскрытии преступления.

В Уголовном кодексе Иордании (закон № II от 5 марта 1988 г.) отсутствует понятие «контрабанда наркотиков», но содержится термин «транспортировка», под которой законодатель понимает перевозку наркотиков с одного места на другое или за границу.1

Сходство основных положений уголовного законодательства арабских государств позволяет обобщить наиболее характерные черты контрабанды наркотиков, в том понимании, какое вкладывает в понятие «состав преступления» российская доктрина уголовного права.

Наказуемость контрабанды наркотиков основывается на положениях мусульманского религиозного права (аят 37 гл. 5, аят 16 гл. 17 Корана).

Особое внимание вопросам, связанным с законодательным обеспечением борьбы с контрабандой наркотиков, уделяется в Исламской Республике Иран. Актуальность этой проблемы обусловлена соседством Ирана с Афганистаном одним из мировых лидеров незаконного производства наркотических средств. Транспортировка значительной доли афганских наркотиков происходит по традиционному западному или так называемому «балканскому маршруту» (через Иран в Турцию или из Пакистана в Иран и далее в другие страны). Согласно данным Международного комитета по контролю за распространением наркотиков, на долю Ирана приходится 80 процентов всего опиума и 90 процентов морфия, конфискованного в мире.

Законодательное регулирование контрабанды наркотиков в Иране имеет свои особенности. В 1988 году был принят специальный уголовный закон по борьбе с наркотиками (The Anti Narcotics Law), который устанавливает уголовную ответственность за контрабанду наркотических средств.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 1 указанного закона в числе других незаконных действий преступлением признается экспорт или импорт любого наркотического средства, отнесенного к таковым Министерством здравоохранения или включенного в перечень наркотических средств в 1959 г.

Согласно данному закону предусматривается различная уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств растительного (ст. 4) и синтетического (ст. 8) происхождения.

За контрабанду растительных наркотиков устанавливается следующая уголовная ответственность от размеров их контрабанды: — до 50 грамм — штраф до 4 млн. риалов с бичеванием до 50 ударов; — от 50 до 500 г — штраф от 4 до 50 млн. риалов с бичеванием от 20 до 74 ударов, а сверх того лишение свободы на срок до 3 лет по усмотрению суда , — от 500 гр. до 5 кг — штраф от 50 до 200 млн. риалов с бичеванием от 50 до 74 ударов и последующим лишением свободы на срок от 3 до 5 лет; — более 5 кг — смертная казнь с конфискацией имущества. За контрабанду наркотических средств синтетического происхождения Законом устанавливается следующая уголовная ответственность с учетом огромной разрушительной силы даже малых доз таких наркотиков: — до 1 грамма — штраф от 2 до 6 млн. риалов с бичеванием от 30 до 70 ударов; — от 1 до 4 г — штраф от 8 до 20 млн. риалов с бичеванием от 30 до 70 ударов и последующим лишением свободы на срок от 2 до 5 лет; — от 4 до 15 г — штраф от 20 до 40 млн. риалов с бичеванием от 30 до 74 ударов и последующим лишением свободы от 5 до 8 лет; -от15до30г- штраф от 40 до 60 млн. риалов с бичеванием от 30 до 74 ударов и последующим лишением свободы на срок от 10 до 15 лет; — более 30 грамм — смертная казнь с конфискацией имущества.1 В статье 4 Закона «О борьбе с употреблением наркотиков» указывается на то, что казнь целесообразно совершать в общественных местах.

В Уголовном кодексе Японии содержится нормы об ответственности за контрабанду опия. «Статья 136 (Ввоз и другие действия в отношении опия) Лицо, ввозящее, изготавливающее, продающее или имеющее с целью продажи опий, наказывается лишением свободы с принудительным физическим трудом на срок от шести месяцев до семи лет.

Статья 138 (Ввоз и другие действия в отношении опии или приборов, служащих для курения опия, совершаемые лицами, ведающими таможенными делами) Если лицо, ведающее таможенными делами, ввозило или разрешало ввозить опий или приборы, служащие для его курения, оно наказывается лишением свободы с принудительным физическим трудом на срок от одного года до десяти лет».»

Особенностью японского уголовного права является то, что в нем нет единой легальной классификации преступных посягательств по объекту. Например, по классификации, предложенной Нисихарой Харуо, преступления, связанные с опием, относятся к преступлениям, посягающим на человеческое тело.1 Следует также сказать, что уголовное законодательство Японии до настоящего времени не является полностью кодифицированным, поэтому помимо Уголовного кодекса действуют и иные уголовно-правовые акты, регулирующие ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (Закон о контроле над стимулирующими средствами 1951 г., Закон о контроле над коноплей 1953 г., Закон об опиуме 1954 г., Закон об особых случаях применения Закона о контроле за наркотиками и медикаментами, возденет-вующими на психику 1991 г.). Размер наказания зависит от объема наркотического вещества и может достигать 10 лет лишения свободы и штрафа в 3 миллиона йен.

Квалифицированные составы преступления, предусмотренного ст. 229.1 УК РФ

Наряду с международным опытом противодействия незаконному обороту наркотиков для Российской Федерации большое значение приобретает развитие сотрудничества с государствами, образовавшимися на постсоветском пространстве, в особенности со странами, вошедшими в Содружество Независимых Государств (СНГ). Уголовное законодательство государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, характеризуется исторической преемственностью их правовых систем, на почве которой оно формировалось. Оно отличается более-менее однообразным подходом к конструированию уголовно-правовых положений в сфере борьбы как в целом с незаконным оборотом наркотиков, так и в частности с их контрабандой.

Основным и важнейшим направлением сотрудничества в этой сфере является региональное правотворчество наряду с постоянным совершенствованием нормативной базы. Необходима унификация законодательства стран СНГ, регулирующего оборот наркотиков, объясняющаяся потребностью устранить не всегда оправданные различия, препятствующие достижению цели снижения незаконного оборота наркотиков, что позволит обеспечить единство подходов к решению всемирной проблемы.

С этой целью представляется целесообразным, с одной стороны, для устранения разрозненности правовых норм, его кодификация в рамках национальных правовых систем, и с другой — конвергенция законодательных подходов к ответственности за контрабанду наркотиков в правовых системах зарубежных стран в целом.

Кроме того, исходя из необходимости единообразного применения нормы об установлении ответственности за контрабанду, имеет смысл разработать и принять единую для стран СНГ, а прежде всего Таможенного Союза сводную таблицу, в которой будут указаны, в частности, небольшие крупные и особо крупные размеры наркотического средства, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном обороте.

Процесс сближения национального законодательства стран СНГ, и в определенной части Балтии, совместное нормотворчество является важным подготовительным этапом в борьбе с контрабандой наркотиков. В то же время, выработка общих правил и условий не есть самоцель, это лишь средство, от эффективности использования которого будет зависеть достижение намеченной цели.

Характерной чертой уголовного законодательства большинства зарубежных государств Европы, США и др., регламентирующего преступность и наказуемость незаконного оборота наркотиков, является то, что оно не полностью кодифицировано. Помимо уголовных кодексов действует еще большое количество уголовно-правовых и подзаконных актов. Еще одной особенностью уголовного законодательства большинства европейских стран является то, что в нем нет определения понятия «контрабанда» и ее признаков.

В специальной литературе выделяют различные критерии классификации законодательства зарубежных стран, регламентирующего преступность и наказуемость незаконного оборота наркотиков, основным из которых, пожалуй, является суровость наказания.

Некоторые исследователи говорят о трех группах стран: а) государства с наиболее либеральным законодательством (Нидерланды); б) государства с наиболее жестким законодательством (Иран, Китай); в) государства, в которых законодательство более взвешенно и дифференцировано (США).

Другие — существующие национальные модели борьбы с наркопреступлениями условно объединяют в три группы: 1) «группа жесткой политики», в которой борьба ведется самыми жесткими средствами, вплоть до смертной казни (Малайзия, Иран, Пакистан); 2) «группа жесткого контроля», в которой осуществляется жесткий контроль над всеми видами наркотиков, идет активное противостояние незаконному обороту наркотиков, но крайние меры не принимаются (США, Великобритания, Франция); 3) «либеральная группа» (Нидерланды, Швейцария).

Предлагается и более дробная классификация на пять групп: 1) государства с либеральным законодательством в сфере контроля над наркотиками (Германия, Италия, Швейцария, Испания, Чехия); 2) страны, где ответственность более сбалансирована и дифференцирована (Австрия, Бельгия, Люксембург, Франция, Швеция); 3) Израиль, США и Великобритания, где законодательство сравнительно более строгое, чем в других странах; 4) страны, с наиболее строгим законом, предусматривающим суровую, вплоть до смертной казни ответственность (Иран, Китай, Саудовская Аравия, ОАЭ, Иордания, Таиланд, Сингапур, Нигерия); 5) государства, в которых уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств находится в стадии формирования, а уголовная политика в этой сфере еще не определена (африканские и некоторые латиноамериканские государства).

Смотрите еще:

  • А ч3 ст 230 ук рф Статья 230. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов 1. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов — наказывается ограничением свободы […]
  • Как платить ндс за нерезидента Как платить ндс за нерезидента Вопрос по налогообложению услуг, полученных от нерезидента. Мы - ТОО. Получаем интернет-услуги от компании-нерезидента (Лондон). Инвойс получаем в долларах без НДС. Обязательств по КПН не […]
  • Постановка на учет в военкомате при временной регистрации Продление воинского учёта при временной регистрации aftaft сказал(-а): 28.06.2011 19:18 Продление воинского учёта при временной регистрации У меня военный билет с пометками "ограничено годен к военной службе" и […]
  • Плата за дом и земельный участок Обязана ли я оплачивать коммунальные услуги за земельный участок, если на нём нет строений? Обязана ли я оплачивать коммунальные услуги за земельный участок,если на нём не имею ни одного построения,не прописана и […]
  • Как написать письмо в поддержку стима Как написать письмо в поддержку стима Если вам пришлось столкнуться с тем, что возникла крайняя необходимость связаться со Steam Support (техническая поддержка), скажем из-за потери аккаунта, то, скорее всего, у вас […]
  • Учебный отпуск ст 177 Оплата учебного отпуска по заочной форме обучения при работе на 0,5 ставки Вы обязаны предоставить работнику учебный отпуск (оплачиваемый либо неоплачиваемый) при выполнении следующих условий: 1) ваша организация […]
admin

Обсуждение закрыто.