270 ук рф

Уголовный кодекс РФ Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Статья 270 УК РФ:

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 270 УК РФ:

1. В качестве непосредственного объекта выступает общественное отношение, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации водного транспорта. Дополнительным объектом являются интересы жизни, здоровья и собственности. Потерпевшими признаются терпящие бедствие люди (один человек), находящиеся в воде, на борту тонущего судна, в лодке или на плоту, жизни и здоровью которых угрожает серьезная опасность.

2. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в невыполнении капитаном судна его международно-правовой обязанности по оказанию помощи терпящим бедствие на море или на ином водном пути (судоходном озере или реке) при наличии в создавшейся обстановке реальной возможности оказания помощи людям, терпящим бедствие, без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.
Ведомственными нормативными правовыми актами, действующими на морском и речном флоте, а также отдельными положениями международного права предусмотрены требования, согласно которым капитан корабля, получивший сигнал бедствия или обнаруживший на водных путях находящегося в опасности человека, плот, судно, обязан оказывать помощь терпящим бедствие, одновременно принимая все меры к тому, чтобы не подвергнуть опасности свое судно. В случае, когда оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для судна, экипажа и пассажиров, капитан освобождается от указанной обязанности. Серьезной признается опасность, угрожающая судну в целом, а также жизни и здоровью пассажиров и членов экипажа (наличие реального риска взрыва, пожара на судне, опасность оказаться за бортом и т.д.). По общему правилу не может признаваться серьезной опасность, угрожающая материальным ценностям, находящимся на судне. Не могут служить обстоятельствами, оправдывающими неоказание помощи терпящим бедствие, такие аргументы, как нарушение графика плавания, сроков прибытия в пункт назначения, наступление имущественного ущерба (как в виде прямого материального вреда, так и упущенной выгоды) и т.п.
Отказ терпящих бедствие от принятия помощи, по общему правилу, исключает состав данного преступления.

3. Состав формальный, и преступление считается оконченным с момента бездействия капитана в условиях необходимости оказания помощи терпящим бедствие на море или ином водном пути. При решении вопроса об ответственности капитана за неприбытие к месту, где терпит бедствие водное судно, надлежит установить, что капитаном корабля получен сигнал SOS. Информация о бедствии может поступить как от экипажа судна, терпящего бедствие, так и от третьих лиц. Кроме того, необходимо установить, что получившее просьбу о помощи водное судно находилось от терпящих бедствие на расстоянии, позволяющем прибыть к месту происшествия для ее оказания. Ответственность наступает независимо от того, спаслись или погибли терпящие бедствие люди.

Состав неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие опирается на положения ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., согласно которой каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров, оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать; после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.

4. По объективной стороне преступления на квалификацию влияют место совершения преступления и обстановка. Местом совершения выступают водные пути. Под водными путями понимается водное пространство, которое используется для судоходства. К ним относятся открытые и внутренние моря, территориальные воды Российской Федерации и другого государства. Обстановка — терпящее бедствие судно, лодка и т.д.

5. С субъективной стороны это преступление совершается с прямым умыслом, т.е. капитан судна осознает наличие серьезной опасности для людей, которые терпят бедствие на водном пути, и то, что у него имеется возможность оказать им помощь без ущерба для своего корабля, но желает уклониться от оказания необходимой людям помощи. Мотив и цель преступления на квалификацию не влияют. Мотивами поведения капитана могут быть враждебное отношение к экипажу и пассажирам судна другой страны, ложно понятые интересы службы, карьеристские соображения и другие побуждения.

6. Субъект преступления специальный — капитан судна либо лицо, исполняющее обязанности капитана во время его болезни или в связи с его отдыхом.
Действия членов экипажа, не выполнивших приказ капитана об оказании помощи терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК. По этой же статье несет ответственность капитан судна, терпящего бедствие, за неоказание помощи членам своего экипажа или пассажирам. Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, влечет ответственность по ст. 345 УК.

Административная ответственность
Уголовная ответственность
Судебная власть
Мировое соглашение
Преступление

Назад | | Вверх

Статья 270 УК РФ. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарии к ст. 270 УК РФ

1. Согласно Международной конвенции о спасании 1989 г. каждый капитан обязан, поскольку он может это сделать, не подвергая серьезной опасности свое судно и находящихся на нем лиц, оказывать помощь любому лицу, которому угрожает гибель в море.

Вступила в силу для России 25.05.2000 (СЗ РФ. 2001. N 3. Ст. 217).

2. Объектом преступления являются жизнь и здоровье потерпевших. При этом надо иметь в виду, что круг потерпевших, предусмотренный комментируемой статьей, не совпадает с кругом потерпевших от нарушения правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта (ст. 263 УК). Общественная опасность рассматриваемого преступления выражается в том, что капитан не выполняет возложенные на него указанной Конвенцией и национальным законодательством обязанности по оказанию помощи лицам, терпящим бедствие. Следовательно, оно представляет собой специальный вид оставления в опасности.

3. Объективная сторона выражается в бездействии — невыполнении указанных обязанностей капитана.

Уголовная ответственность по ст. 270 УК возможна, если установлено, что:

на море или ином водном пути (реке, озере) люди терпят бедствие;

данное обстоятельство известно капитану судна (терпящие бедствие обнаружены визуально; получены сигналы бедствия либо иные сведения, с достоверностью свидетельствующие об этом);

капитан судна имеет реальную возможность (с учетом ситуации, местонахождения, метеоусловий, технических характеристик судна и т.д.) оказать помощь;

оказание помощи не подвергает серьезной опасности судно, его экипаж и пассажиров;

несмотря на наличие указанных обстоятельств, помощь людям, терпящим бедствие, не оказывается.

Преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента неоказания помощи. Для решения вопроса об уголовной ответственности не имеет значения, погибли или остались живыми люди, которые находились в опасном для жизни или здоровья состоянии. Не влияет на правовую оценку и то, в результате чего они оказались в таком положении; главное заключается в том, что люди потерпели бедствие, и если не вмешаться в развитие событий, то их гибель неминуема.

4. Состав рассматриваемого преступления отсутствует, если оказание помощи сопряжено с опасностью для судна, его экипажа и пассажиров. Эта опасность согласно закону должна быть серьезной, т.е. ставящей под угрозу живучесть транспортного средства либо жизнь или здоровье находящихся на нем людей. Законодательной формулой не охватывается возможный вред имущественного характера, поэтому отказ от оказания помощи из-за неизбежных материальных затрат (в связи с изменением курса движения, штрафными санкциями в результате нарушения договорных обязательств, наличием на борту скоропортящегося груза и т.д.) не исключает уголовную ответственность.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что не оказывает помощь терпящим бедствие на воде, и желает этого, хотя имеет реальную возможность оказать необходимую помощь.

6. Субъектом преступления является капитан судна. Законодатель использует обобщенное понятие. Уголовной ответственности по ст. 270 подлежат не только лица, должность которых именуется таким образом, но и лица, чья должность называется иначе, хотя фактически они руководят экипажем (например, шкипер) либо находятся на судне в единственном числе.

7. Капитан судна, терпящего бедствие на море или на ином водном пути, за неоказание помощи членам его экипажа или пассажирам несет ответственность не по ст. 270, а по ст. 125 УК. Этой же статьей охватывается бездействие члена экипажа по отношению к пассажирам при невыполнении приказа капитана судна об оказании помощи и т.д.

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 270 Уголовного Кодекса РФ

1. Анализируемое преступление относится к преступлениям международного характера.

2. Данная норма является специальной по отношению к норме, содержащейся в ст. 125 УК. Согласно правилу о конкуренции общей и специальной норм применяться должна специальная.

3. Непосредственным объектом признаются безопасность движения и эксплуатации водного транспорта, от соблюдения которых зависит жизнь и здоровье людей, находящихся на водных путях. Потерпевшими признаются терпящие бедствие люди (один человек), находящиеся в воде, на борту тонущего судна, в лодке или на плоту, жизни и здоровью которых угрожает серьезная опасность.

4. Ведомственными нормативными правовыми актами, действующими на морском и речном флоте, а также отдельными положениями международного права предусмотрены требования, согласно которым капитан корабля, получивший сигнал бедствия или обнаруживший на водных путях находящегося в опасности человека, плот, судно, обязан оказывать помощь терпящим бедствие, одновременно принимая все меры к тому, чтобы не подвергнуть опасности свое судно. В случае, когда оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для судна, экипажа и пассажиров, капитан освобождается от указанной обязанности. Серьезной признается опасность, угрожающая судну в целом, а также жизни и здоровью пассажиров и членам экипажа. По общему правилу не может признаваться серьезной опасность, угрожающая материальным ценностям, находящимся на судне. Не могут служить обстоятельствами, оправдывающими неоказание помощи терпящим бедствие, такие аргументы, как нарушение графика плавания, сроков прибытия в пункт назначения и т.п.

5. Объективная сторона преступления выражается в форме бездействия и заключается в неоказании помощи терпящим бедствие или в неприбытии к месту, где терпит бедствие водное судно. Следует учитывать, что в первом случае имеет место непосредственно визуальное обнаружение терпящих бедствие. При решении вопроса об ответственности капитана за неприбытие к месту, где терпит бедствие водное судно, надлежит установить, что капитаном корабля получен сигнал «sos». Информация о бедствии может поступить как от экипажа судна, терпящего бедствие, так и от третьих лиц. Кроме того, необходимо установить, что получившее просьбу о помощи водное судно находилось от терпящих бедствие на расстоянии, позволяющем прибыть к месту происшествия для ее оказания. Преступление признается оконченным с момента неоказания помощи, т.е. с того момента, когда капитан либо получил просьбу о помощи, либо иным образом узнал о терпящих бедствие на водном пути и принял решение не оказывать необходимую людям помощь. Ответственность наступает независимо от того, спаслись или погибли терпящие бедствие люди.

6. Место совершения преступления, а именно водные пути, является обязательным признаком объективной стороны комментируемого преступления. Под водными путями понимается водное пространство, которое используется для судоходства. К ним относятся открытые и внутренние моря, территориальные воды РФ и другого государства.

7. Рассматриваемое преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Капитан судна осознает наличие серьезной опасности для людей, которые терпят бедствие на водном пути, и то, что у него имеется возможность оказать им помощь без ущерба для своего корабля, но желает уклониться от оказания необходимой людям помощи.

8. Субъект преступления специальный — капитан судна либо лицо, исполняющее обязанности капитана.

9. Действия членов экипажа, не выполнивших приказ капитана об оказании помощи терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК. По этой же статье несет ответственность капитан судна, терпящего бедствие, за неоказание помощи членам своего экипажа или пассажирам. Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, влечет ответственность по ст. 345 УК.

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

СТ 270 УК РФ.

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном
пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа
и пассажиров, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными
работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок
до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 270 Уголовного кодекса

1. Терпящими бедствие признаются люди (хотя бы один человек), находящиеся в воде, на борту тонущего судна, на другом плавучем средстве (плоту, лодке и т.п.) в море или на ином водном пути, здоровью и жизни которых (которого) угрожает реальная опасность в случае неоказания помощи.

2. Объективная сторона преступления выражается в бездействии. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие состоит в невыполнении им обязанностей по оказанию помощи обнаруженным в море (на ином водном пути) лицам, которым угрожает гибель; в отказе следовать на помощь терпящим бедствие по вызову; в неоказании помощи после столкновения пассажирам и экипажу другого судна. В случае когда оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для своего судна, его экипажа и пассажиров, неоказание капитаном помощи терпящим бедствие не образует состава преступления. Серьезная опасность для судна состоит в угрозе его возгорания, затопления и т.п., для экипажа и пассажиров — в угрозе их жизни и здоровью. Не относятся к обстоятельствам, оправдывающим неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие, угроза материальным ценностям, находящимся на судне, нарушение графика или маршрута движения судна и т.п.

3. Преступление признается оконченным с момента, когда капитан судна отдал приказ не оказывать помощь или не отдал приказ оказать помощь терпящим бедствие в случае, если помощь реально могла быть оказана в указанных обстоятельствах вне зависимости от наступления общественно опасных последствий.

4. Обязательным признаком объективной стороны данного преступления является место его совершения, а именно море или иной водный путь. Все водные пути можно разделить на морские и внутренние водные пути.

5. Субъект специальный: капитан судна или лицо, выполняющее обязанности капитана судна. Под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства (корабль, пароход, паром и т.д.).

Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 270 УК РФ

1. Анализируемое преступление относится к преступлениям международного характера (конвенционное преступление).

2. Объект преступления — безопасность людей, терпящих бедствие на водном пути.

Нормативные акты, действующие на морском и речном флоте, содержат требования об оказании капитаном корабля помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути (реке, озере).

3. Объективная сторона преступления заключается в неоказании помощи людям, терпящим бедствие на водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Неоказание помощи выражается в несовершении действий, которые требовалось совершить капитану корабля в конкретной ситуации в связи с тем, что на море или на ином водном пути люди терпят бедствие. Терпящими бедствие должны признаваться люди, оказавшиеся в воде, на борту тонущего корабля, в лодке, на плоту и т.п., которым реально угрожает смерть или оставление их без помощи.

Для состава преступления необязательно, чтобы неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие, привело к их гибели.

Ответственность капитана за неоказание помощи исключается, когда эта помощь была сопряжена с серьезной и реальной опасностью для своего судна (например, опасность взрыва, пожара) и находившихся на нем экипажа и пассажиров.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно: лицо сознает необходимость оказания помощи людям, гибнущим на море или на ином водном пути, и возможность оказания этой помощи без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, но не оказывает этой помощи.

5. Субъектом преступления признается капитан судна или лицо, выполняющее его обязанности во время возникновения ситуации, требующей оказания помощи людям, терпящим бедствие.

Действия членов экипажа, не выполнивших требования капитана судна об оказании помощи людям, терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК.

Статья 270 УК РФ. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (действующая редакция)

Неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 270 УК РФ

1. Общественная опасность рассматриваемого преступления выражается в том, что капитан не выполняет правовой обязанности по оказанию помощи лицам, терпящим бедствие. Следовательно, оно представляет собой специальный вид такого преступления, как оставление в опасности.

2. Уголовная ответственность по комментируемой статье возможна, если установлено, что:

— на море или ином водном пути (реке, озере) люди терпят бедствие;

— данное обстоятельство известно капитану судна (терпящие бедствие обнаружены визуально; получены сигналы бедствия либо иные сведения, с достоверностью свидетельствующие об этом);

— капитан судна имеет реальную возможность (с учетом ситуации, местонахождения, метеоусловий, технических характеристик судна и т.д.) оказать помощь;

— оказание помощи не подвергает серьезной опасности судно, его экипаж и пассажиров;

— несмотря на наличие указанных обстоятельств, помощь людям, терпящим бедствие, не оказывается.

3. Преступление считается оконченным с момента неоказания помощи. Для решения вопроса об уголовной ответственности не имеет значения, погибли или остались живыми люди, которые находились в опасном для жизни или здоровья состоянии. Не влияет на правовую оценку и то, в результате чего они оказались в таком положении; главное заключается в том, что люди потерпели бедствие и, если не вмешаться в развитие событий, то их гибель может быть неминуема.

4. Состав преступления отсутствует, если оказание помощи сопряжено с опасностью для судна, его экипажа и пассажиров. Эта опасность согласно закону должна быть серьезной, т.е. ставящей под угрозу исправность транспортного средства либо жизнь или здоровье находящихся на нем людей.

Законодательной формулой не охватывается возможный вред имущественного характера, поэтому отказ от оказания помощи из-за неизбежных материальных затрат (в связи с изменением курса движения, штрафными санкциями в результате нарушения договорных обязательств, наличием на борту скоропортящегося груза и т.д.) не исключает уголовной ответственности.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

6. Субъектом преступления является капитан судна. Законодатель использует обобщенное понятие. Уголовной ответственности подлежат не только лица, должность которых именуется «капитан судна», но и лица, чья должность называется иначе, хотя фактически они руководят экипажем (например, шкипер) либо находятся на судне в единственном числе.

7. Капитан судна, терпящего бедствие на море или на ином водном пути, за неоказание помощи членам его экипажа или пассажирам несет ответственность не по ст. 270 УК, а по ст. 125 УК. По этой же статье квалифицируется бездействие члена экипажа по отношению к пассажирам при невыполнении приказа капитана судна об оказании помощи и т.д.

Смотрите еще:

  • Декларация на имущество 2014 заполнение Как правильно заполнить строку 270 раздела 2 в декларации по налогу на имущество? В соответствии с Порядком заполнения (приказ ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895), по строке с кодом 270 отражается остаточная […]
  • Упк безопасность движения воронеж Юридический адрес: 394020, г. Воронеж, ул. 9 Января, дом 270, кв. 51 Фактический адрес: 394026, г. Воронеж, ул. Малаховского, дом 51 Телефон: 8 (473) 210 - 65 - 30 8 (473) 251 – 04 – 27 8 (952) 951 - 04 - 27 8 (473) […]
  • Аванс за услугу гк рф ЧТО ВЫГОДНЕЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРА - АВАНС ИЛИ ЗАДАТОК? В большинстве случаев компании при заключении договоров вынуждены гарантировать свои обязательства перед контрагентом. Это происходит путем внесения аванса или […]
  • Как подать в суд на усыновление Усыновление - обращаемся в суд. Кто подает заявление в суд, что в нем писать и какие документы приложить? Решение об усыновлении (удочерении) принимает суд по месту нахождения ребенка. Согласно п. 1 ст. 269 […]
  • Лишение прав за встречку или штраф Лишение прав и штраф за выезд на встречную полосу Содержание Многие водители нередко бывают просто вынуждены выехать на встречную полосу. Все дело в том, что они невероятно спешат куда-то, им очень необходимо обогнать […]
  • Тест на знание закона о госслужбе Государственная служба. Бесплатный тест с ответами онлайн Не секрет, что государственная служба в Российской Федерации стала весьма престижным занятием, поэтому неудивителен повышенный интерес граждан всех возрастов к […]
admin

Обсуждение закрыто.