Агрессивный ребенок в детском саду что делать

Агрессивный ребенок в детском саду что делать

Агрессивный ребенок в детском саду что делать

Основные приемы работы воспитателя с агрессивными детьми

Наталья Планина
Основные приемы работы воспитателя с агрессивными детьми

«Основные приёмы работы воспитателя с агрессивными детьми»

Дети с нарушениями поведения — это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что они вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание. В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем». Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Нередко встречаются ситуации, когда агрессивность ребёнка является частью протеста против действий взрослых, принуждающих его к чему-либо. Это часто встречается в семьях, где родители переусердствовали с запретами или же заставляют что-то делать, вызывая у него реакцию протеста.

Агрессивность, конфликтность, таким образом, может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемлённым самолюбием. Она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против тех, кого ребёнок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.

Советы, касающиеся стиля поведения взрослых с конфликтными детьми:

-сдерживайте стремление ребёнка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание себе под нос.

-не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в её возникновении и защищая своего.

-после конфликта обговорите с ребёнком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребёнка. которые привели к конфликту.

-не обсуждайте при ребёнке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли, что конфликты неизбежны, и будет провоцировать их.

-не всегда следует вмешиваться в ссоры детей, т. к. дети порой сами находят общий язык. Если же во время ссор один из детей всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать игру, чтобы предотвратить формирование робости у побеждённого.

Наибольшую трудность представляет собой работа с семьей, т. к. очень часто родители либо не видят проблемы, либо не хотят признавать ее наличие и что-то менять во взаимоотношениях с ребенком. Часто, начиная решать проблему поведенческих нарушений конкретного ребенка, приходится сталкиваться с трудноразрешимой проблемой нарушения психологического здоровья самих родителей, нарушения механизмов функционирования семьи, проблемой неполных семей, наличия конфликтов между родителями и т. п.

Советы родителям агрессивного (конфликтного) ребёнка

— помните, что запрет или повышение голоса- самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребёнка будет снята;

-дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите её на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась;

-показывайте ребёнку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нём вспышек гнева или нелестных высказываний о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;

-пусть ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

Основные приемы взаимодействия с детьми в случаях проявления физической агрессии.

1. В том случае, когда взрослый видит, что ребенка уже некогда отвлекать и нападение вот-вот состоится — наилучшей реакцией взрослого будет просто отвести руку ребенка или удержать его за плечи. При этом нужно резко сказать ребенку «Нельзя!». Если взрослый находится поодаль, оклик тоже может остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки не позволены.

2. Резкое слово агрессивному ребенку и благосклонное внимание пострадавшему могут явно показать ребенку, что он проигрывает от последствий своего поведения. (Конечно, очень важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием).

3. Не стоит принуждать ребенка к извинению — некоторые дети быстро заучивают формулу «Прости», чтобы избежать недоброго внимания взрослых.

4. У агрессивного ребенка необходимо стимулировать возникновение гуманных чувств по отношению к обиженному им ребенку («Саша, неужели тебе не жалко других детей?», «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет»).

5. Ребенка, совершившего агрессивный поступок, необходимо подводить к осознанию и пониманию им причин своего поведения, а также его ближайших и отдаленных последствий («Ты стукнул Веру потому, что., а еще почему. ?»).

6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения.

Основные приемы взаимодействия с детьми в случаях проявления вербальной агрессии

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях. Вербальная агрессия — это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).

1. Некоторые дети ругаются совершенно невинно. Они не знают значения слов и не намерены кого-то шокировать. В подобном случае наиболее эффективным будет просто сказать, что это грубое или неприятное слово и лучше его не использовать.

2. Не понимая значения слова, дети часто знают, что оно запрещено. Ребенок использует его для эффекта, чтобы огорчить взрослых или досадить кому-то. Игнорировать брань ребенка и уделять ему внимание в другое время — один из эффективных методов, который может помочь. Ребенок разочаруется в ругательстве, если не будет видеть желаемого эффекта.

3. Бывает необходимо сделать выговор ребенку, особенно если он знает, какие слова бранные, а какие нет. В этом случае резкое, неодобрительное «Довольно!» действует лучше длительной неодобрительной тирады. Также лучше воздержаться от привлечения внимания других взрослых к сквернословия.

4. Дети, как и взрослые, нуждаются в выражении эмоций. Поэтому полезно давать им альтернативу брани — слова, которые можно произнести с чувством, когда ребенок ушибется или расстроится, слова для ответа на дразнилки и слова для усиления выразительности.

5. Если обидные слова ребенка адресуются взрослым, надо как меньше обращать на них внимание. Целесообразно игнорировать ребенка, привыкшего оскорблять людей. Если и другие дети тоже научатся не обращать на него внимания, когда он грубит, ребенок поймет, что продолжать не стоит.

В группе необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, «мы никого не бьем, и нас никто не бьет». Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными.

Как играть с агрессивными детьми

На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает наш многолетний опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным (и мы всегда предупреждаем родителей об этом, но через 4—8 занятий «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Если педагогу трудно справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом.

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

Клеевой дождик (способствует сплоченности)

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула;

2. Проползти под столами;

3. Прятаться от диких животных.

Дети не должны отцепляться от своего партнера.

Спина к спине (развивает умение детей договариваться друг с другом)

Дети садятся спиной друг к другу. Задача – договориться о чем-нибудь. Лучше, если тему разговора придумают сами дети, но и взрослый может им помочь.

Газета (формирует чувство сплоченности)

Детям предлагается на развернутую газету вчетвером, потом газету сложить и опять всем встать на нее. Потом еще сложить и снова встать.

Липучка (формирует чувство сплоченности)

Дети бегают по группе,взявшись за руки и произносят: «Я липучка-приставучка, я хочу тебя поймать»

Дети делятся на пары.Договариваются: один говорит «да», другой «нет». Кто кого перекричит. По сигналу прекращают спор.Обратить внимание: «Как хорошо в группе, в тишине».

В заключение хочется отметить, что нам, взрослым,важно помнить следующее: агрессия — это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И наша основная задача — научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

Детская агрессивность Проблема повышенной агрессивности детей волнует не только педагогов, но и родителей. Среди факторов вызывающих агрессию обычно выделяются.

проект «Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения» АННОТАЦИЯ Психологические исследования и практические наблюдения.

Что делать, если в вашем детсаду агрессивный ребенок держит в страхе детей и бьет воспитателя

Недавно «Руна» писала о странном инциденте в городском детском саду № 62. Руководство учреждения решило отчислять непослушных детей. Даже соответствующее допсоглашение составило. Но родители возмутились через СМИ, и все затихло. А прокуратура вдогонку напомнила заведующей, что это прямое нарушение закона.

Однако наши читатели рассказали, что в этом детсаду есть мальчик, с которым очень трудно совладать. Тумаки от него ежедневно получают все: и дети, и воспитатель. Единственная надежда была на допсоглашение, пусть и в обход закона.

— Кусает этот ребенок не только моего сына, но и других, еще срывает занятие и кричит так, что дети сидят, закрыв уши руками. Вчера этот же ребенок на прогулке валялся на земле, воспитатель стала его поднимать, и он начал махать ногами так, что уронил ее. Воспитатель вынуждена целый день «охранять» этого ребенка, — рассказала мама одного из детей.

А вот случай, который произошел в Петрозаводске несколько лет назад. Правда, его получилось разрешить благополучно.

— В детсадовскую группу, которую посещала моя дочь, определили мальчика по программе инклюзивного образования. Нас предупредили, что ребенок с особенностями развития и что совместное пребывание с нашими детьми должно ему помочь. Родители не возражали. Но к концу недели выяснилось, что в группе нет ни одного ребенка, которого этот мальчик еще не поколотил, — вспоминает петрозаводчанка Анна. — Причем дрался он всерьез: зло, ожесточенно, бил изо всех сил. Пришлось вызывать родителей и объяснять, что мы против пребывания их ребенка в нашей группе. Скорее всего, это незаконно, но лично у меня лишних детей в запасе нет. Кстати, родственники «проблемного» мальчика отнеслись к ситуации очень спокойно и без скандала забрали его из садика.

«Руна» решила выяснить, есть ли у родителей и детского сада хоть один шанс урегулировать подобную проблему правовым способом. Выяснилось, что существует Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», где сказано, что к дошкольникам не применяются дисциплинарные меры. Ни за нарушение устава детсада, ни за нарушение режима, ни за плохое поведение.

— Анализ норм федерального законодательства об образовании свидетельствует, что образовательная организация не имеет права отказать в допуске детей в детский сад, прекратить осуществлять деятельность по присмотру и уходу в отношении конкретного воспитанника, отчислить несовершеннолетнего из образовательной организации кроме как по основаниям, установленным действующим законодательством.

Есть только три пункта, по которым ребенку могут отказать в образовательных услугах, и все они прописаны в ст. 61 упомянутого закона. Во-первых, по инициативе родителей, то есть если они сами решают забрать чадо из детсада или школы. Во-вторых, при ликвидации учреждения. И в-третьих, если ребенку уже есть 15 лет и он натворил что-то серьезное. Тогда применяются меры дисциплинарного взыскания.

— Примерно полгода назад разбирала эту ситуацию по просьбе одной мамы, чей ребенок страдает от активности другого малыша. И знаете, не нашла реального механизма «борьбы» с такими детками. Как ни странно, но у всех равное право на посещение, пока нет меддиагноза. Смотрите: статья 10 ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что граждане обязаны заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. По идее, поведение ребенка влечет за собой нарушение прав других детей и создает угрозу их здоровью. Исходя из этого, может быть выдано направление к психологу.

Кажется, помощь психолога остается единственным вариантом разрешить конфликт в детсаду, где появился маленький дебошир. Далеко не все родители соглашаются на консультации, некоторые сразу отрицают проблему, другие вступают в споры. В итоге страдают малыши. По мнению практикующего психолога, старшего преподавателя ПетрГУ Юлии Терюшковой, рядом с ребенком, пусть даже агрессивным и опасным для окружающих, всегда должен быть профессионал-педагог.

— Исправлять поведение ребенка в рамках детского сада — это длительный процесс. Спокойствие и грамотность педагога, ненавязчивая работа с родителями, организация безопасного пространства внутри группы детского сада. Тут должен присоединиться педагог-психолог, методист. Часто воспитатели категорично разговаривают с родителями трудного ребенка — это негативные оценки поведения и даже личности ребенка, постоянные замечания, часто неуравновешенные высказывания. Родителям тяжело принимать эту информацию и они начинаю выбирать лучшую защиту — нападение! Поэтому и тут нужна планомерная и грамотная работа воспитателя, гуманистический подход.

Психолог подтверждает, что зачастую бывает непросто успокоить других малышей в группе, когда один из них чересчур эмоционален или ведет себя агрессивно. Дети получают свой опыт общения, но к нему добавляется реакция воспитателя, когда педагог кричит на маленького дебошира, критикует его, наказывает. А происходит это обычно на глазах у всей группы. Однако специалист уверяет, от поведения взрослого многое зависит. Дети очень пластичны, если их правильно настроить и направить, они научатся сочувствовать и будут помогать, даже успокаивать друг друга.

— Воспитатель должен понимать особенности ребенка, наблюдать за особенностями проявления агрессии и неадекватных (по его мнению) реакций. Чаще всего, если мы исключаем случаи нарушенного развития, агрессия детей — это психологическая защита от разных фрустрируюших факторов. Если педагог заинтересован в помощи такому малышу, он увидит, как начинается и протекает приступ злости, поймет, как его можно купировать. Мы с вами знаем огромное количество примеров, когда смена сада, группы или воспитателя положительно влияли на психологическое развитие ребенка!

Последние слова подтверждаются реальными историями. У Севы (имя изменено) отношения со сверстниками не заладились, когда пошел третий год обучения в школе. Его тетя утверждает, что мальчик хоть и не самый усидчивый, но очень умный. И вот Севе на уроках было скучно.

— Вместо того, чтобы найти индивидуальные подход к ребенку и занимать его чем-то дополнительным, чтобы он не мешал учиться, классная руководительница настроила против него весь класс, накрутила родителей, что из-за него нет в классе дисциплины и что из-за него она не может никого ничему научить. И родители других детей начали требовать, чтобы моего племянника убрали из их класса, — рассказала тетя Севы. — Ну, у мамы сдали нервы, она забрали документы из хорошей школы и перевела ребенка в соседнюю, которая, конечно, имеет не самую лучшую репутацию, но выбора на тот момент не было. Там у него тоже были трудности с поведением, но таких проблем с учителем и классом больше не было. Отучившись несколько лет в этой школе, он поступил в одну из престижнейших школ нашего города, в которой сейчас демонстрирует очень хорошие успехи, в частности, на радость учебному заведению, очень успешно выступает на олимпиадах.

Понять родителей, которые беспокоятся о своем чаде, можно. Для них мир делится на родного ребенка и остальных. Поэтому первым делом взрослые превращаются в мало управляемых защитников. Однако поиск компромисса пойдет на пользу всем участникам конфликта. И тогда не придется подговаривать заведующую детсадом нарушать закон.

Агрессивный ребенок в детском саду и школе: что делать?

Коррекция агрессивного поведения детей – только в семье

Элизабет Лукас психотерапевт, доктор психологии (Австрия), ученица Виктора Франкла, автор книг

  • Жестокость и агрессивность у детей: откуда?
  • Что делать с агрессивным ребенком?

В каждой детсадовской группе и в каждом классе есть ребенок, который часто ведет себя агрессивно и способен на жестокость. Агрессивное поведение пытаются пресекать, но оно не исчезает, и тогда родители других детей порой ополчаются против родителей агрессивного ребенка. Но и это бесполезно. Что способно помочь такой семье, рассказывает психотерапевт Элизабет Лукас.

Во все времена ученые искали объяснение агрессивному поведению человека, которое часто запускает цепную реакцию и приводит к разрушительным последствиям. В чем кроются причины агрессии у человека? В хищническом инстинкте (Лоренц)? В отчаянии по поводу абсурдности его существования (Сартр)? Хочу предложить свой вариант: в базовом ощущении, что я ничего не стою.

Агрессивные дети, которые причиняют боль другим, обычно сами страдают от боли — не обязательно физической. Как разорвать эту нить?

Жестокость и агрессивность у детей: откуда?

Однажды после обеда прохожие стали очевидцами такой картины: девятилетний мальчик поймал дрозда и стал вырывать у него перья одно за другим, пока птица в мучениях не погибла. Подключилась полиция, был оповещен директор школы, родителей пригласили в отдел по делам молодежи. Они громко возмущались: чиновники хотели подвергнуть их чадо психиатрическому обследованию!

Родители были категорически против, и наконец все сошлись на том, что я должна буду обследовать ребенка и сделать экспертное заключение. На следующий день все семейство сидело с опущенными головами в моем кабинете.

Семейная ситуация такова: отец работает в архитектурном бюро, загружен по горло, постоянно нервничает и получает пинки от своего авторитарного начальника. По вечерам он совершенно вымотан, на выходные забирает чертежи домой и продолжает работать.

Мать весь день стоит за прилавком. По вечерам быстро делает покупки, готовит обед на следующий день, в выходные занимается генеральной уборкой и возится по хозяйству. На вопрос, не могла бы она перейти на полставки, ответила отрицательно, сославшись на гору долгов, которые им с мужем приходится отдавать. Дом строили своими силами, в бюджет не вписались.

После школы мальчик оставался дома один, скучал и шатался по близлежащим полям и лугам. Выходные проходили так же безрадостно. Он честно и смело признался мне во всех своих хулиганских поступках. Например, что собирал улиток и червяков, чтобы потом разрезать их на кусочки своим карманным ножом. Его интересовало все живое, объяснял он, ему нравилось это «исследовать».

Мне не оставалось ничего другого, как провести серьезный разговор с глазу на глаз с родителями. Что для них является приоритетом: деньги или здоровый ребенок? Ведь у мальчика все признаки заброшенности. Я могу постараться устроить его в терапевтическую группу продленного дня, но это не поможет, если родители радикально не изменят своего отношения к жизни.

Сокрушенные и подавленные, они стали спрашивать меня, что же им делать. «Вы допустили ошибки, и ваш сын допустил ошибки, — ответила я. — А теперь поднимитесь на свою подлинную высоту и покажите своему сыну, что на ошибках можно учиться».

На лицах родителей читалось недоумение. Этого они не ожидали. Я представила им концепцию исправления и дала несколько конкретных рекомендаций в тех местах, где им не хватало воображения.

Что делать с агрессивным ребенком?

После этого мы пригласили в кабинет мальчика. Родители встали, склонились перед ним и попросили у него прощения. Они признали, что до сих пор уделяли ему слишком мало внимания и не показывали, как сильно его любят. Мальчик всхлипнул и прижался к матери.

Читайте также  Как одеть ребенку мочеприемник

Потом родители посадили его между собой и пообещали, что как минимум раз в неделю каждый из них будет заниматься с ним чем-то, что доставляет ему радость. При этом они готовы отложить свои обычные дела и отдать ему предпочтение. Отец предложил на этой неделе сходить с ним в большой городской аквариум, где можно посмотреть на диковинных рыб. Матери пришло в голову заняться вместе с ним планированием дня рождения, ведь ему скоро исполняется 10 лет.

Оба родителя дали сыну понять, что совместные мероприятия не должны быть дорогостоящими, но должны свидетельствовать о том, насколько он для них важен как личность. Услышав это, мальчик перестал хныкать и улыбнулся.

После этого я отправила родителей в другую комнату и обратилась к сыну. «Теперь твоя очередь, — сказала я. — Сделай так, как твои родители. » Не потребовалось много времени, чтобы он понял, чего я от него хочу. Он должен пойти на луг, где обычно безобразничал, сесть на траву и попросить у животных прощения.

«Поговори с ними, — сказала я, — и попроси у них прощения. Ты причинил им много страданий. Сделай им что-то приятное. » Мальчик погрузился в мысли. Я не мешала ему думать. «Я мог бы зимой повесить на ветки кормушки для птиц», — неожиданно предложил он. Я улыбнулась: «Это было бы замечательно! Тогда твердо пообещай им это и сдержи свое слово». Мальчик энергично закивал.

Семейство ушло от меня с легким сердцем и исполненное благих намерений. Спустя несколько месяцев я как-то проходила через их микрорайон. Было холодно, и повсюду были развешаны кормушки для птиц. Это согрело мне сердце, хотя я уже знала от учительницы мальчика, что моя рекомендация ему очень помогла и что подобные эксцессы больше не повторялись. «Психиатрическая поддержка» оказалась не нужна, зато очень нужна была хотя бы частичка любви от близких людей.

Возможно, именно ощущение «я ничего не стою» — самое провоцирующее на агрессию. Откуда это ощущение берется? От недостатка уважения, который мы испытываем на протяжении всей своей жизни.

Рекомендации воспитателю «Как правильно реагировать на детскую агрессию»
консультация

Агрессия – нормальная и необходимая реакция ребенка, которая нужна ему, чтобы успешно конкурировать с другими детьми и добиваться целей. И если ребенок не умеет ее выражать безопасно для окружающих, то она может перейти в насилие. Регулярные вспышки агрессии указывают на то, что ребенок, возможно, имеет психологические проблемы и ему требуется помощь психолога. Основная задача педагога в работе с такими детьми — научить адекватно проявлять свои чувства.

В этой памятке вы найдете несколько основных советов, как педагогу правильно реагировать на агрессию со стороны ребенка, а также методы, с помощью которых можно быстро остановить агрессивную вспышку ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
rekomendatsii_vospitatelyu_kak_pravilno_reagirovat_na_agressiyu.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации психолога воспитателю

Как правильно реагировать на детскую агрессию

Совет 1. Найдите причину агрессии ребенка

  • Стимулируйте конструктивную деятельность детей в группе. Занятия должны предоставлять возможность каждому ребенку действовать осмысленно, а не просто убивать время. Задавайте только общее направление дела. Например, предложите задание так: «Ребята, у нас есть разные предметы, из которых можно построить домики». Не требуйте одинаковых действий от всех детей – одни дети захотят рисовать домик, другие лепить, третьи строить из кубиков, четвертые делать из большой коробки и т. д. Пусть склонные к агрессии дети выберут то, что у них получается.
  • Чаще персонализируйте общение с агрессивными детьми: называйте каждого по имени, побудьте понемногу рядом с каждым, задайте вопрос, скажите свое мнение, улыбнитесь, найдите, за что похвалить. Чаще одобряйте поведение детей, когда они ведут себя неагрессивно. Например: «Как ты здорово придумала, Наташа!», «Дети, мне приятно быть с вами рядом», «Вы молодцы».
  • Проявляйте внимание к агрессивному ребенку, оказывайте поддержку, не обсуждайте его поведение. Скажите: «Дима хороший, замечательный мальчик», спросите: «Костя, мне кажется, ты скучаешь?».

Совет 2. Не запрещайте детям проявлять агрессию, но учите правильно выражать ее

  • Обращайте внимание агрессивного ребенка на то, что он делает, когда злится: «Ты сейчас очень грубо сказал», «Ты портишь чужую вещь», «Ты разрушил башню, которую Даша так долго строила».
  • Озвучьте чувства, которые возникают в ответ на агрессию. Говорите при этом не об агрессивном ребенке, а о том, кто подвергся его агрессии, не переходите на обсуждение личности ребенка: «Мне сейчас очень обидно», «Даша плачет», «Посмотри-ка, малыши в песочнице испугались».
  • Четко называйте, каких действий вы хотите сейчас от ребенка. Не говорите риторически: «Да что же это такое!», «Ты чем думал?». Говорите конкретно, спокойным ровным тоном: «Прекрати», «Стоп», «Так делать нельзя», «Это Танина игрушка, отдай», «Отойди вот сюда», «Скажи то же самое без ругательств».
  • Показывайте в игре детям разные формы проявления агрессии. В образе героя учите, как правильно защищаться и добиваться своего. Учите не отказу от агрессии, отступлению («ладно, забирай»), а ее цивилизованному выражению («я сама сейчас хочу с этим играть», «мне это не нравится, не делай так»).

Совет 3. Организуйте среду в группе таким образом, чтобы она поддерживала эмоциональное благополучие детей

  • Предоставляйте детям возможность больше играть. Чередуйте виды активности – двигательную и умственную; индивидуальную и коллективную.
  • Меняйте интерьер группы или вносите в него изменения.
  • Помните, что жизнь ребенка должна протекать здесь и сейчас. Не пытайтесь управлять его поведением с помощью отсылок в будущее или прошлое: «Ты забыл, как мама тебя ругала?», «Что из тебя получится!». Не требуйте постоянно откладывать удовлетворение какой-то потребности: «Сейчас потерпи, а вот потом…».
  • Оборудуйте в группе место для уединения, научите детей им пользоваться.
  • Обеспечьте питьевой режим в группе, напоминайте детям вовремя о том, что пора попить.
  • Не нарушайте личные границы детей. Это воспринимается как насилие и ведет к ответному насилию. Ребенок имеет право на личную территорию, имущество, вкусы, чувства и желания. Придерживайтесь правил «хвалить исполнителя, критиковать исполнение» и «хвалить при всех, ругать наедине».
  • Не разглашайте сведения, которые вы узнали о ребенке от других или от него самого в личной беседе. Не отбирайте личные вещи ребенка. Признавайте право ребенка по-своему относиться к ситуации, не стыдите, не ругайте, не уговаривайте, когда он проявляет чувства, не обесценивайте их, не говорите: «Что ты злишься из-за ерунды?». Если хотите выразить свое отношение, говорите о себе: «Я этого не понимаю», «А мне нравится».

Совет 4. Если дети в группе подражают агрессивному ребенку, боритесь не с ребенком, а с подражанием ему

  • Как можно чаще говорите о положительных качествах агрессивного ребенка, это поможет создать ему другой имидж и выделить в нем другие черты для подражания.
  • Демонстрируйте уважительное и заинтересованное отношение к тем детям, чье поведение вы хотите изменить.
  • Четко определите и озвучьте, какие действия, поступки подражателей следует искоренить – например, драки, брань, дележ игрушек. Последовательно реагируйте на такие поступки негативно: делайте замечания, запрещайте, сообщайте родителям, выражайте неодобрение. В то же время поддерживайте подражание положительным качествам агрессивных детей – например, интересу к игре, общительности (выслушивайте, хвалите, задавайте вопросы).
  • Не распространяйте оценку поведения агрессивного лидера на остальных детей в группе, не говорите обобщенно: «Вы же не слушаете!», а только «Ты меня не слышишь».
  • Поддерживайте самостоятельность и индивидуальность детей: не вторгайтесь в их активность без нужды, не заставляйте действовать одинаково, интересуйтесь их мнением, сравнивайте точки зрения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем — тогда учите его говорить.

Проблема детской агрессии, к сожалению, имеет все тенденции развития и сегодня это проблема уже не отдельных семей, а всего общества. Беспричинные всплески ярости, желание поломать, разорвать, ущипнут.

Данный материал предназначен для родителей дошкольников и воспитателей. В работе представлен материал о детской агрессии, рассматриваются причины возникновения и способы борьбы с ней, пред.

В возрасте 2-5 лет дети часто привлекают к себе внимание при помощи капризов и истерик, вызывая справедливый родительский гнев. Как изменить эту традицию, научив ребенка управлять своими чувствами? По.

10 карточек на которых изображены разные жизненные ситуации.Поле карточки разделено на две части ПЛОХО, ХОРОШО. Карточки дадут вам мудрый совет, как поступить правильно и что ответить ребё.

Выражение гнева через агрессию — естественная реакция человека в ответ на внешние обстоятельства. Но, если взрослый умеет сдерживаться, ребенок еще не привык контролировать свои эмоции. Что.

Агрессивное поведение ребенка в детском саду

Агрессивность ребенка вызывает неудовольствие у взрослых. Действительно, неприятно, когда ребенок агрессивно себя ведет.

Мы уже говорили на тему того, что делать, если дети ссорятся, сегодня мы погорим об агрессивном поведении ребенка в детском саду.

Кризис «Я сам»

Это кризис возраста у ребенка «Я сам». Родителям нужно предоставить малышу больше свободы в тех вопросах, где он уже компетентен; в тех ситуациях, которые безопасны. Тем самым вы вернете спокойствие в дом.

А запугивая ребенка «злым дядькой», «бабой Ягой», получаем обратную реакцию у ребенка – агрессию. Какие-то дети будут бояться и подчиняться, а другие – выдавать агрессию. Ведь агрессия – это обратная сторона страха.

На агрессивные выпады ребенка лучше дать спокойный и твердый отпор: «Так говорить плохо», «Так делать нельзя».

Есть ли позитивные моменты у агрессивности? Да, это:

  • защита своей целостности и территории;
  • выход негативных эмоций и снятие напряжения;
  • отстаивает свои интересы и личное пространство;
  • целеустремленность;
  • показать окружающим, что может за себя постоять, «дать отпор».

Здесь есть отличия между мальчиками и девочками в проявлении агрессии. Так, мальчики демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, девочки – более высокие уровни косвенной и вербальной агрессии (т.е. словами).

В целом мужскому полу больше приписывают склонность к физической агрессии, а женщинам – косвенная агрессия (не напрямую, а через что-то, через кого-то, не сейчас, через какие-то действия), психологическое давление.

Средства массовой информации оказывают значительное влияние на проявление агрессии со стороны личности, в т.ч. и ребенка. Рассмотрим механизм формирования агрессивного поведения человека, по этапам:

  1. Чрезмерное увлечение телепередачами/компьютерными играми. Это рождает агрессивные фантазии.
  2. Далее происходит отождествление с себя с персонажем агрессивного плана.
  3. Решение проблем и влияние на людей. Здесь человек усваивает агрессивный способ решения любой проблемы + как можно повлиять на людей.
  4. Использование агрессии для решения проблем межличностных отношений.
  5. Усиление агрессии, т.к. удалось добиться своего путем применения агрессии.
  6. Формируются агрессивные привычки.
  7. Это выливается в неразвитые социальные умения. Ребенок все больше начинает погружаться в мир телевизора/компьютера, где он уже усвоил агрессивный способ решения своих проблем. Он добивается решения проблем в межличностных отношениях с помощью кулаков.
  8. Фрустрация.
  9. Чрезмерный просмотр агрессии по ТВ, жестокие компьютерные игры.

В то же время нельзя, чтобы ребенок постоянно пребывал в таком «милом», «благодушном» мире. Тогда у него формируется куча страхов.

Агрессивное поведение детей – это способ неадекватного реагирования на конфликтную ситуацию с использованием агрессии для разрешения проблемы.

Агрессивное поведение у маленьких детей очень часто связано с семейной атмосферой. В семье может допускаться агрессия как по отношению к ребенку, так и между взрослыми членами семьи. Став нормой, агрессивное поведение легко переносится и в дошкольное учреждение.

Что влияет на появление агрессии у детей

Рассмотрим 2 группы факторов: внутренние и внешние.

  • Внутренние: особенности нервной системы, темперамент, личностные черты, которые сформировались.
  • Внешние: СМИ, воздействие социума, окружающих, влияние конкретной ситуации в семье (развод водителей, конфликт родителей, ругань и драки).

Причины детской агрессии

  • Эмоциональное неблагополучие ребенка в семье и в детском саду – ему там плохо. И с помощью агрессии ребенок пытается добиться стабилизации.
  • Некоторые негативные черты личности ребенка.
  • Особенности сложившихся черт поведения, т.е. ребенка научили таким образом себя вести.
  • Ребенок просто не умеет по-другому разрешать конфликты и спорные ситуации, кроме как агрессивным поведением.
  • Ребенок подражает агрессии родителей, сверстников, окружающих людей, тому, что увидел по телевизору, в компьютерных играх.
  • Недостаток двигательной активности, физические нагрузки.
  • Индивидуальные особенности психики (низкий уровень активного торможения, быстро заводится).
  • Постоянное стимулирование агрессивного поведения (СМИ, интернет, компьютер).
  • Стиль воспитания в семье: гиперопека – повышенное внимание на ребенка со стороны родителей + гипоопека – на ребенка совсем не обращают внимания.
  • Неразрешенные конфликты.

Особо предрасположены к агрессии:

  • Дети, у которых отстает тормозной процесс. При наказании за случайные проступки у таких детей вырабатывается агрессивно-защитный тип поведения. Ребенок постоянно готов к отпору и самозащите. Он легко и активно вступает в конфликт с родителями и воспитателем в детском саду, обижает слабых, иногда прибегает к сознательной порче вещей и разрушению.
  • Дети, которые выделяются среди других: инвалиды, большой или маленький рост, толстый. При этом они могут быть как очень застенчивыми и не привлекать к себе внимания, так и очень агрессивными, как бы компенсируя себе нападки других.
  • Дети, в семьях которых живет дух соперничества. Они могут быть робкими, избегать сравнения с удачливыми членами семьи. Но могут быть и агрессивными, когда включаются в соревнование, пытаясь доказать, что они лучше соперника.

Детский психолог Ольга Черненко с доктором Евгением Комаровским в видео дают рекомендации как быть если ваш ребенок проявляет агрессию на других детей и как быть если вашего ребенка обидели, укусили, нужно ли заставлять детей просить прощения:

Как ребенок может выразить свое агрессивное поведение?

  • Конкретные агрессивные действия: упрямство, стремление возражать старшим и сверстникам, отказываться; вспышки гнева и ярости; желание унизить или оскорбить; самоуверенность, завышенная самооценка; ребенок ругается, ворчит, кусается, царапается, плюется; драчливость и вспыльчивость.
  • Словесная агрессия: ругается матом, обзывается, придумывает обидные прозвища сверстникам, неприятные слова. Когда маленький ребенок употребляет ругательные слова, он «пробует» их на вкус и наблюдает реакцию взрослого. Если взрослый хоть как-то отреагировал (положительно или отрицательно), ребенок надолго запомнит это слово и будет его употреблять.
  • Агрессивные мысли, намерения, которые развиваются в двух направлениях: агрессия на себя и агрессия на других.

Какого ребенка можно назвать агрессивным?

Проведя детальный анализ и ответив на следующие вопросы, родители (воспитатели) легко определят агрессивного ребенка из группы детей дошкольников.

  • На кого он нападает (на слабого и младшего ребенка)?
  • Как часто это повторяется?
  • Нападает он первым или нет?
  • В каких обстоятельствах он нападает? Провоцирует ли его кто-то?

Как справляться с детской агрессией

  • Установить четкий запрет на агрессивное поведение и систематическое напоминание ребенку об этом: «У нас есть табу», «Так не принято».
  • Научить ребенка проявлять агрессию приемлемым способом: похлопать в ладошки, побить кулачками, «слова-обзывалки» (например, ругаемся названиями овощей или фруктов, животными).
  • Сдерживать агрессивные проявления ребенка непосредственно перед их появлением. Т.е. вы видите, как ребенок занес руку – остановите его, окликните его.

Эффективно справиться с детской агрессией помогут правильные игры и упражнения. В видео варианты «правильных» игр в детском саду, выполнять как с воспитателями, так и дома с родителями:

Физические активные игры выплескивают накопившуюся агрессию и энергию в не обидных и не опасных формах, да и настроение прибавят всем. Хотя бы раз в день детям необходимо хорошенько покричать, побегать и попрыгать, особенно на свежем воздухе. После прогулки дети будут довольные, откроется аппетит и крепкий сон в тихий час будет обеспечен.

«Обзывалки» приятными словами, фруктами или овощами, таким образом формируя у ребенка чувство юмора и фантазию.

Как нельзя наказывать

  • Нельзя наказывать ребенка за агрессивное поведение молчанием, т.к. ему выдержать бойкот очень трудно. Для этого ему понадобится напряжение всех его психических сил.
  • Нельзя говорить «Я тебя больше не люблю». Лишение любви – это самое сильное наказание, его опасно применять к детям дошкольного возраста. Потому что оно подрывает основу основ, от чего зависит жизнь ребенка – это любовь родителей.
  • Нельзя кричать на ребенка, потому что крик он воспринимает как словесное битье. Один мальчик даже сказал «Мама меня бьет словами».
  • Нельзя чрезмерно наказывать, не соблюдая правило, что «поощрение при наказании должно быть больше, чем само наказание». Необходимо акцентировать хорошее в поведении ребенка и закреплять его. Но часто родители делают акцент на плохом в поведении малыша и поэтому закрепляют все плохое.
  • Нельзя длительно наказывать ребенка. Длительность должна быть соразмерна возрасту ребенка. Если ребенку 1 год – наказать его можно на 1 минуту, ребенку 5 лет – наказать на 5 минут.
  • Нельзя упрекать и вспоминать былые проступки ребенка, тем самым закрепляя его плохое поведение.

Как адаптировать ребенка к детскому саду: советы детского психолога

Как стресс влияет на поведение ребенка: простые шаги к укреплению благополучия

Агрессивное поведение ребенка в детском саду: что делать

Фото блюда

Блок автора

Поступление малыша в детское дошкольное учреждение практически всегда чревато некоторыми негативными сторонами. Многие дети этого возраста переживают разлуку с семьей крайне болезненно, в то время как для других — это новый весёлый этап в жизни.

Необходимость посещать детский сад здорово травмирует ребенка, порой вызывая агрессивное поведение. Прежде озорной малыш, может замкнуться в себе, злиться, быть нервным и не подпускать к своей проблеме даже родителей. Если вовремя не исправить подобное поведение, оно может обратиться неприятными последствиями. Ведь агрессия — это действительно неприятно и вызывает недовольство как воспитателей, так и других детей и их родителей.

Поступление малыша в детское дошкольное учреждение практически всегда чревато некоторыми негативными сторонами. Многие дети этого возраста переживают разлуку с семьей крайне болезненно, в то время как для других — это новый весёлый этап в жизни.

Необходимость посещать детский сад здорово травмирует ребенка, порой вызывая агрессивное поведение. Прежде озорной малыш, может замкнуться в себе, злиться, быть нервным и не подпускать к своей проблеме даже родителей. Если вовремя не исправить подобное поведение, оно может обратиться неприятными последствиями. Ведь агрессия — это действительно неприятно и вызывает недовольство как воспитателей, так и других детей и их родителей.

Малыш в детском саду

Новые условия для ребенка — это всегда тяжело. Рядом больше нет родных и близких людей, вокруг только чужие взрослые и толпа ровесников, которые кажутся агрессивно настроенными по отношению к новому маленькому человеку. Все это возбуждает нервную систему малыша и заставляет его выставлять психологический барьер.

Естественная защитная реакция проявляется как раз в виде агрессивного поведения: ребенок дерется, кусается и злится.

Есть малыши с более устойчивой психикой, им проще справиться с окружающей обстановкой и адаптироваться под новые условия существования. Однако те малыши, у которых явно выражены лидерские качества, пытаются всеми способами привлечь внимание к своей персоне, проявляя немотивированную агрессию.

В большинстве случаев это является просто кризисом трехлетнего возраста. При правильном воспитании и планомерном воздействии родителей проблема исчезает сама собой.

Для этого просто требуется дать ребенку возможность самовыражения, предоставить больше свободы и личного пространства. Однако иногда требуется вмешательство компетентного специалиста: невропатолога, психолога или психотерапевта.

Причины агрессивного поведения

Формирование личности происходит на самых ранних этапах развития. Причины агрессивных нападок по отношению к другим людям, как правило, зарождаются в семье малыша. Кроме того, огромное влияние оказывает телевидение и интернет. Среди наиболее частых причин детские психологи выделяют следующие:

  1. Вседозволенность. Домашнее воспитание предполагает мягкие условия и отношение к ребенку. Родители часто позволяют малышу делать то, что ему захочется с самого рождения, списывая поведение на детский возраст. Однако это в корне неверно: именно в возрасте до трех лет формируются задатки характера. В детском саду малыш обязан слушаться воспитателей и жить по распорядку. Если дома не принят определённый режим дня, ребенку будет сложнее адаптироваться в новых условиях. Указы чужих взрослых вызывают бурю негодования и волну протеста, из-за чего и проявляется агрессивное поведение.
  2. Агрессия в семье. Дети — зеркальное отражение своих родителей. Малыши все привычки перенимают от тех, с кем живут. Если в семье скандалы и ссоры — обычное явление, то и ребенок будет считать, что это нормально. Логично, что в новом окружении ребёнок попробует пробиться привычным для себя способом — с помощью агрессии, криков и скандалов.
  3. Пробелы в воспитании. В спешке сегодняшнего мира родители не всегда успевают уделить достаточное количество времени воспитанию собственных детей. Дефицит внимания родители часто компенсируют вседозволенностью и пытаются исполнить любой каприз ребенка. К трем годам формируется совершенно неадекватная личность, которая может себе позволить ударить маму или папу за некупленную новую игрушку. Своего такие дети добиваются любыми методами, включая истерические припадки в магазинах и дома. Малыши не встречают отпора со стороны взрослых, считают подобную линию поведения нормальной, принося ее в группу детского образовательного учреждения.

Кроме перечисленных воспитательных моментов, причиной агрессии в детском саду могут стать элементарные черты характера малыша и шаткая психика. Так, дети с повышенной возбудимостью нервной системы остро реагирует на любую смену обстановки, подчас начиная вести себя совершенно неприемлемым образом. Те впечатления, которые получает малыш, влекут за собой непредсказуемую реакцию: крик, истерика, громкий смех, плач, драка.

Детям с выраженными лидерскими качествами также придется нелегко в новом коллективе. Они привыкли, что все играют так, как хочется ему и делают то, что ему нравится. Однако в группе, как правило, присутствует несколько таких малышей, и каждый из них хочет выделиться на фоне других. Место лидера еще нужно завоевать, но трехлетка просто не понимает, как это можно сделать, не прибегая к физической силе или крику.

Век прогресса также влияет на формирование личности ребёнка. В последние годы появляется все больше агрессивных мультфильмов. Любимые герои малышей справляются с соперниками именно посредством драки. Разумеется, дети начинают считать, что это естественно и в новом коллективе ведут себя подобным образом.

Иногда агрессия проявляется просто в силу того, что ребенок не умеет общаться со сверстниками. Будучи дома, малыш растет лишь в окружении взрослых, если в семье нет других детей. Приходя в новую группу, трехлетка пытается влиться в коллектив, но старшие дети не всегда обращают на него внимания. Какая-то часть малышей тихонько отходит в сторонку и придумывает для себя другие развлечения, иные же предпочитают решить проблему с помощью кулаков.

Что делать, если ребенок агрессивен

Бороться с немотивированной, или даже вполне мотивированной агрессией вполне возможно. Тогда у малыша не возникнет проблем с адаптацией и социализацией в детском учреждении. Однако родители должны принять меры своевременно.

Как только близкие начинают замечать, что существуют проблемы со стороны нервной системы, необходимо немедленно посетить невролога и встать на учет. Рекомендуется также посещение психолога, чтобы тот смог вовремя предотвратить формирование агрессивности. Если же проблема кроется не в характере и психике малыша, придется в корне изменить собственные привычки и устои в семье.

В первую очередь родители должны сдерживать себя и постараться не прибегать к решению конфликта с помощью кулаков, криков и скандалов. Если это слишком сложно в силу склада характера, стоит постараться не скандалить хотя бы при малыше. Если дома будет мир и покой, ребенок поймет, что именно такое поведение единственно верное и будет вести себя таким же образом в детском учреждении.

Избалованного родителями малыша необходимо начинать приучать к распорядку дня как минимум за год до поступления в детский сад. Это должно происходить в обязательном порядке, несмотря на все капризы и протесты со стороны ребенка. Только таким образом его можно научить подчиняться воспитателям во избежание конфликтных ситуаций и вспышек агрессии.

Очень важно уделять своему малышу как можно больше времени. Да, работа и постоянные командировки необходимы для того, чтобы обеспечить семье нормальный уровень жизни. Однако дети не всегда будут детьми, а пробелы в воспитании легко могут повлечь за собой серьезные проблемы, решать которые придется уже с психологом или психиатром.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector