Алалия у детей что это симптомы

Алалия у детей что это симптомы

Алалия у детей что это симптомы

Лечение алалии у детей

Симптомы алалии у детей

Признаки и способы коррекции заболевания различаются в зависимости от его вида. Классификация выделяет 3 вида патологии: моторная, смешанная и сенсорная. При моторном заболевании клиническая картина связана с двигательными навыками. У ребенка плохая моторика рук и координация движений, он чрезмерно неловкий для своих лет. Заметить заболевание можно, наблюдая за ребенком: он плохо завязывает шнурки, застегивает пуговицы и не любит складывать пазлы.

Алалия у детей выражается в нарушении речи

Кроме очевидных симптомов, моторный вид заболевания сопровождается следующими признаками:

  • отсутствие внимания;
  • очень маленький словарный запас;
  • плохая обучаемость;
  • нарушение произношения звуков;
  • эмоциональная нестабильность;
  • гиперактивность или полная пассивность.

Обычно такие дети очень поздно начинают говорить, и у них это получается достаточно плохо. Они говорят максимально короткими предложениями и иногда не умеют согласовывать между собой слова.

Сенсорная алалия у детей определяется всего двумя признаками – нарушением восприятия и отсутствием желания понимать речь других людей. Такие дети очень резко относятся к различным звукам, шорохам, скрипам. Даже звук дождя и хруст снега может вызывать у них неоднозначные эмоции. Давление оказывается не только на эмоциональную составляющую – дети могут чувствовать сильный дискомфорт и головные боли. На сеансах с логопедом дети могут начать говорить бессвязными потоками слов, а их речь сопровождается активной жестикуляцией.

Смешанный тип заболевания сочетает в себе признаки этих двух видов. Как правило, именно он встречается в большинстве случаев.

Почему развивается сенсорная и моторная аллалия

Причины заболевания могут быть как генетическими, так и приобретенными. Часто имеют место внутриутробные причины: гипоксия, недоношенность, асфиксия, перинатальные заболевания. Также любые соматические патологии у женщины во время беременности могут спровоцировать алалию.

Иногда заболевание возникает внезапно из-за генетической предрасположенности. В этом случае спрогнозировать его практически нереально, но необходимо взяться за активное лечение.

К предпосылкам возникновения патологии также относятся:

  • рахит;
  • менингит;
  • гипотрофия;
  • энцефалит;
  • эндокринопатия;
  • повреждения мозга;

Недостаток внимания к развитию малыша со стороны родителей тоже нередко приводит к нарушениям в речи.

Какой бы ни была причина, ребенок нуждается в оказании своевременной комплексной врачебной помощи.

Диагностика алалии

Если у ребенка заподозрили развитие алалии, ему предстоит пройти множество врачей и исследований. Терапевт направит к логопеду, неврологу, психологу и лору. Каждый из этих врачей назначит список исследований для постановки достоверного диагноза. В ходе диагностики необходимо определить уровень речевого развития, степень понимания грамматического строя, умение правильно произносить звуки.

Важно определить первопричину патологии, что возможно только с помощью исследования нервной системы. На этом этапе определяется, имеют ли место генетические мутации. Психологическое развитие ребенка нужно изучить, чтобы проанализировать его память, психомоторное развитие и артикуляционную моторику.

В дополнение к основным методам исследования могут быть назначены: ЭЭГ, отоскопия, аудиометрия, МРТ и энцефалография.

Возможно, что причиной алалии стало отклонение в слуховой системе. Чтобы исключить или подтвердить этот факт, необходимо пройти исследование у отоларинголога.

Коррекция и лечение алалии

Лечение заболевания состоит из большого комплекса мер, который направлен не только на терапию основного недуга, но и на устранение сопутствующих диагнозов. Терапия состоит из приема медикаментозных препаратов, занятий с логопедом, психологом и педагогом.

Также нельзя недооценивать роль физиологических процедур при комплексном лечении. Обычно практикуются:

  • ДМВ;
  • ИРТ;
  • водотерапия;
  • лазерное воздействие;
  • электрофорез;
  • терапия магнитом;
  • электропунктура;
  • транскраниальная электростимуляция.

Параллельно много времени и усилий уходит на улучшение памяти, развитие моторики, стимулирование активного мышления. Логопед с ребенком проходят целый лечебный курс, не упуская даже малозначительных деталей.

Симптомы заболевания могут заметить родители

Обучение таких пациентов важно начинать как можно раньше. Оно помогает малышам развиваться, лучше говорить, связно выражать свои мысли, накапливать достаточный словарный запас, выражаться правильно с грамматической точки зрения.

Если у ребенка заметно выделяются признаки сенсорного вида заболевания, терапия должна быть направлена в том числе на обучение малыша отличиям речевых и неречевых звуков, а также пониманию речевых конструкций.

Кто входит в группу риска

Чем раньше будет поставлен верный диагноз и начата грамотная терапия, тем меньший риск интенсивного развития патологии. Есть возможность вернуть утраченные речевые навыки и восстановить психические функции, предупредив всевозможные последствия, в том числе интеллектуальное отставание от сверстников.

Однако есть группа риска, к детям из которой необходимо повышенное внимание. К этой группе относятся малыши, перенесшие асфиксию, дети с травмами головы и дети, которые еще в утробе матери переболели менингитом, энцефалитом или интоксикацией.

Попадание в группу риска не гарантирует наличия заболевания в будущем.

За ребенком необходимо пристальное наблюдение и оперативная реакция на любые отклонения от нормы. Своевременное обследование у разных специалистов поможет вовремя диагностировать и устранить патологию в самом зачатке, когда она еще не успеет существенно навредить.

Прогноз и профилактика

Если вовремя начать мероприятия по устранению моторной алалии, можно ожидать благоприятного прогноза практически во всех случаях. Что касается других типов заболевания, результат терапии зависит от совокупности факторов, в частности:

  • стадия патологии;
  • первопричина возникновения болезни;
  • наличие сопутствующих заболеваний;
  • наличие психологических и психосоматических заболеваний.

Гораздо проще не вылечить, а предупредить развитие алалии. Для этого нужно выполнять правила профилактики, к которым относятся регулярное обследование у врача во время вынашивания ребенка, кормление грудью не менее полугода, регулярное обследование малыша в поликлинике, достаточное внимание интеллектуальному и физическому развитию малыша.

Алалия – патология, связанная с нарушением речевого развития. В большинстве случаев она связана с генетическими заболеваниями или перенесенными в детстве болезнями. Своевременно поставленный диагноз практически всегда гарантирует полное выздоровление без последствий для здоровья ребенка. Важно, чтобы родители уделяли малышу достаточно внимания и выполняли все указания врача.

Видео

Алалия у детей

Алалия что это такое — симптомы у детей, причины и лечение

Ваш ребенок уже давно должен начать разговаривать, но упорно молчит? Этот тревожный симптом нельзя оставлять без внимания. Причиной нарушения речи у ребенка может быть сенсорная или моторная алалия.

Такое заболевание, как правило, развивается на фоне недостаточного развития речевого центра в коре головного мозга малыша. Чтобы доктор мог назначить эффективное лечение алалии у малыша, очень важно распознать патологию на ранней стадии.

Диагностируется речевая алалия примерно у 1% дошкольников и 0,2-0,6% детей школьного возраста, у мальчиков ее развитие наблюдается в 2 раза чаще. Ребенок с алалией нуждается в психолого-медико-педагогическом воздействии, которое должно обязательно носить комплексный характер, включать в себя медикаментозную терапию, а также развитие психических функций, связной речи, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов.

Что это такое?

Алалия — это речевое нарушение у детей, механизм которого основан на патологиях и недостаточном развитии речевых центров коры головного мозга. Патологические изменения, обычно, приходятся на внутриутробное развитие или ранний детский период (до трёх лет), потому диагностировать их трудно.

Характеризуется заболевание недостаточным развитием или полным отсутствием речи.

Причины возникновения

К заболеванию приводят такие факторы:

  1. Внутриутробная гипоксия.
  2. Внутриутробное TORCH-инфицирование.
  3. Постоянные угрозы выкидыша.
  4. Токсикоз.
  5. Травмы во время беременности.
  6. Хроническое соматическое заболевание беременной – низкое или высокое давление, легочная, сердечная недостаточность.

Чаще всего алалия спровоцирована осложненными родами, перинатальной патологией. В некоторых ситуациях заболевание развивается в случае асфиксии новорожденного, внутричерепной травмы младенца при быстрых или скорых родах, а также при использовании разных инструментов.

Симптомы алалии

Нарушение функционирования определенных частей мозга ведет к зарождению у малышей алалии, которая может проявляться легкими дефектами речи, средними либо тяжелыми нарушениями (ребенок не разговаривает до десяти, иногда до двенадцати лет или речь его ограничена довольно убогим словарным запасом и характеризуется аграмматичностью, несмотря на продолжительное обучение).

Рассмотрим каждую форму подробнее.

Моторная алалия у детей

Моторная алалия у детей проявляется в их неспособности внятно проговаривать слова. Но в подавляющем большинстве случаев дети с этой формой заболевания не способны говорить вообще. Они просто молчат. Хотя тут восприятие посторонней речи может быть, и не нарушено.

Моторная алалия — это неспособность ребенка повторить произношение звука, слога или слова. Ребенок понимает все слова, может показать жестами их значение. Но произношение отсутствует. Причина — нарушение связи мозговых речевых центров с органами речевого аппарата.

Еще более тяжелая форма нарушения — сенсомоторная алалия. При этом состоянии ребенок не понимает постороннюю речь, не обладает способностью к её распознаванию и не может говорить. Сенсомоторная алалия встречается примерно в 3,7% ото всех случаев заболеваний.

Сенсорная алалия у детей

Сенсорная алалия у детей проявляется в том, что малыш не воспринимает постороннюю речь. В то же время у него наблюдается речевая расторможенность. Сложно прервать речевой поток у такого малыша и заставить его услышать, что вы ему говорите.

Причина сенсорной алалии заключается в слабости речевого анализатора в больших полушариях головного мозга. Нервный импульс к нему может доходить в слабом виде или не доходить вообще. Наблюдается поражение нервных путей передачи сигнала.

Смешанная алалия

Симптомы и лечение смешанной алалии очень серьезные. При такой патологии вся сенсомоторная область коры головного мозга поражена. Больные дети не только не понимают, что говорят родители, но также не могут разговаривать. Эту форму патологии лечить сложнее всего, и даже комплексный подход не гарантирует положительный прогноз.

Недуг может проявляться постепенно. Если в 1,5 -2 года отсутствие связной речи у ребенка не вызывает у родителей сильных опасений, то такой же дефект в 3-4 года должен вас насторожить. Патология оказывает непосредственное воздействие на кору головного мозга. Чтобы лечение оказалось максимально эффективным, постарайтесь выявить недуг на самой ранней стадии развития.

Лечение алалии у детей

Терапия данного расстройства строится на результатах анализов и степени проявления симптомов, а поэтому будет разрабатываться для каждого маленького пациента индивидуально. Самым благоприятным возрастом для лечения алалии считается 4 года, именно в этот период ребёнок проявляет наибольший интерес к окружающему миру.

Общие методики лечения включают в себя:

  1. Проведение лечебных логопедических массажей лица. Такой способ лечения способствует тонизированию и расслаблению мышц лица, что может уменьшить проявление некоторых симптомов;
  2. Курсы занятий с логопедом, который нередко совмещают с приёмом лекарственных препаратов. Занятия с врачом будут эффективны при всех формах болезни. Схема лечения составляется для каждого ребёнка отдельно — учитывается общее состояние здоровья, возраст и степень расстройства. Задача логопеда разработать речевую способность, научить правильно произносить слова и строить фразы, а также увеличить словарный запас. Приём медикаментов направлен улучшение питания головного мозга (полноценное снабжение его витаминами и питательными веществами);
  3. Физиотерапию, цель которой — воздействовать на некоторые зоны головного мозга электрическими импульсами. Такой метод лечения не несёт вреда здоровью и совершенно безболезненный, поэтому его можно проводить малышам в возрасте менее одного года.

Если провести своевременное, а главное, грамотно подобранное лечение, ребёнок избавится от всех симптомов заболевания или научится их контролировать. Но главное — сможет обучаться в общеобразовательной школе и адаптироваться в обществе.

Не последнюю роль в терапии играет поддержка родителей, поскольку ребёнку важно знать о том, что его успехи в лечении не остаются незамеченными самыми близкими людьми, это даст дополнительный стимул к скорейшему выздоровлению, что ещё лучше способствует лечению.

Коррекция алалии

Коррекция алалии ведется одновременно с медикаментозной терапией, которая направлена на стимуляцию созревания мозговых структур, а также физиотерапией (магнитотерапией, лазеротерапией, водолечением, электрофорезом, электропунктурой). При алалии очень важно работать над развитием моторики — ручной и общей, а также психических функций (внимания, памяти, мышления).

Учитывая тот факт, что нарушение носит системный характер, занятия по коррекции алалии предусматривают работу над всеми сторонами речи. В частности, при моторной алалии у детей стимулируют речевую активность, ведут работу над звукопроизношением, формированием словаря, развитием связной речи, грамматическим оформлением высказывания. В логопедические занятия при алалии обязательно включают логопедический массаж и логоритмику.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Занятия в клинике

Вылечить алалию можно в специализированных клиниках. Такой способ является одним из самых эффективных, так как с детьми занимаются по специально разработанной методике:

  • развитие когнитивной функции;
  • формирование морфологического и звукового анализа;
  • восстановление смысловых сторон речи и прочее.

В таких клиниках можно получить консультацию врача-логопеда, невролога, психоневролога, психиатра. Они смогут дать советы по лечению, питанию и диете ребенка во время заболевания. В этом случае питание должно быть дробным и правильным; ребенку нужно есть больше овощей и фруктов, а также нежирные сорта мяса: курица, индейка, кролик, говядина.

Прогноз

В большинстве случае коррекционная работа с больными алалией детьми приносит отличные результаты: речь и её восприятие постепенно восстанавливаются, интеллектуальное отставание перестаёт быть заметным. Однако спрогнозировать удачное лечение можно, только соотнеся:

  • тяжесть патологии;
  • состояния речи;
  • насколько рано было диагностировано заболевание;

Дети с сенсорной алалией вылечиваются быстрее, чем с моторной.

Профилактика

Для того чтобы Ваш ребенок был здоров, профилактику нужно начинать еще до его рождения. Будущая мама должна быть очень осторожной и соблюдать все рекомендации врачей, чтобы избежать серьезных травм во время беременности и родов.

Стоит придерживаться таких советов:

  • пить лекарства и витамины, которые назначил лечащий врач;
  • часто посещать гинеколога во время беременности;
  • быть внимательной к своему здоровью и здоровью малыша;
  • если же срок родов прошел, то ни в коем случае не нужно откладывать стимуляцию.

Но это еще не все, так как после рождения ребенка нужно создавать благоприятные условия для его развития. Придерживайтесь этих несложных правил, и Ваш ребенок не будет отставать в развитии от других детей, а у Вас не будет никаких поводов для переживания.

Алалия: ребенок не хочет говорить или не может?

«Он у нас такой умненький, все понимает! Вот только говорить не хочет!» Такую фразу часто можно услышать от бабушек, дедушек и мам на детских площадках. Такие дети в возрасте от 2 до 4 лет часто играют молча в песочнице, катаются на качелях, самокатах или велосипедах. И молчат, за весь день не проронят ни слова. С каждым годом количество неговорящих детей увеличивается. Что это? Нежелание говорить? А может, есть проблема, которую необходимо решать?

Отсутствие речи (когда ребенок не произносит даже отдельных слов) или ее недоразвитие (словарный запас составляет не более 15 слов) называется алалией. В логопедической коррекционной работе алалия занимает второе место по частоте среди всех речевых нарушений.

Симптомы алалии

При алалии речь у ребенка появляется позже общепринятых норм. Словарный запас малыша очень маленький, не более 10–15 слов. В речи присутствуют аграмматизмы — неправильно построенные предложения, неверно образованные слова, потому что при алалии ребенок испытывает сложность при построении и восприятии предложений. Очень часто малыш нарушает слоговую и звуковую структуру слов (характерна перестановка, пропуски или добавление лишних звуков и слогов), нарушены у него и фонематические процессы (фонематический слух, восприятие, представления, анализ и синтез речи). Также страдает и звукопроизношение (процесс образования речевых звуков).

Статистика нарушения такова: алалия в среднем фиксируется у каждого четырнадцатого дошкольника и у 0,6% детей младшего школьного возраста. Причем чаще алалия наблюдается у мальчиков.

Причины алалии

Алалия — это клинический диагноз. Ставит его невропатолог, если у ребенка к трем годам речь полностью отсутствует. Если же малыш говорит, но у него очень маленький словарный запас (до 15 слов) и нарушено звукопроизношение — это признаки общего недоразвития речи (ОНР) или задержка речевого развития (ЗРР).

Существует множество причин, которые способствуют возникновению алалии. Они могут воздействовать на ребенка в разные периоды его жизни. Давайте с ними ознакомимся.

Например, в период внутриутробного развития последующую алалию могут спровоцировать следующие факторы:

  • гипоксия плода;
  • внутриутробные инфекции;
  • токсикозы;
  • угрозы прерывания беременности и др.

Алалия может быть результатом таких осложнений во время родов:

  • асфиксия;
  • внутричерепная родовая травма;
  • преждевременные, скоротечные или затяжные роды.

В первый год жизни малыша факторами, провоцирующими алалию, могут послужить:

  • ЧМТ(черепно-мозговая травма);
  • частые ОРВ и пневмонии;
  • операции под общим наркозом;
  • дефицит речевых контактов.

Очень часто у детей с алалией прослеживается целый ряд факторов, которые приводят к ММД (минимальной мозговой дисфункции). А это, в свою очередь, ограничивает самостоятельные возможности речевого развития малыша.

Если в анамнезе имеется хотя бы один из вышеперечисленных факторов, не упускайте драгоценного времени. Обратитесь за консультацией к специалистам — логопеду и неврологу.

Квалифицированный логопед консультирует детей уже в возрасте одного года. Чем раньше будет выявлено данное речевое нарушение или склонность к нему, тем легче будет проходить коррекция.

На данный момент специалисты-логопеды выделяют три вида алалии:

  • моторную алалию (экспрессивную) — ребенок понимает речь окружающих, но собственная, самостоятельная речь не развивается;
  • сенсорную алалию (импрессивную) — малыш не понимает речь окружающих, даже если слух ребенка в норме;
  • смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную, в которой преобладает нарушение развития импрессивной или экспрессивной речи).

Моторная алалия

Для моторной алалии характерны как неречевые (неврологические и психологические), так и речевые проявления.

Со стороны неврологии проявляются такие симптомы, как:

  • неловкость, скованность движений;
  • плохая координация движений;
  • неразвитость мелкой моторики (застегивание и расстегивание пуговиц и змеек, шнуровка обуви, складывание пазлов, мозаики).

С психологической стороны у детей с моторной алалией отмечаются нарушения:

  • памяти (в большей степени слуховой);
  • внимания;
  • восприятия;
  • эмоционально-волевой сферы.

Присутствуют и особенности в поведении. Дети могут быть как очень активными, так и малоподвижными, заторможенными. Они быстро устают, у них снижен уровень работоспособности. Детям с моторной алалией в большей степени свойственен речевой негативизм.

У детей с алалией также часто страдает интеллектуальное развитие. Это происходит из-за недостаточного развития речи. Если заниматься ее развитием, то развиваются и приходят в норму интеллектуальные возможности малыша.

При моторной алалии этапы становления речевых умений обычно проходят с опозданием.

Гуление, лепет, лепетный монолог, появление слов, фраз, контекстной речи наблюдаются у таких детей позже общепринятых норм.

С логопедической стороны проблем с нарушением подвижности речевого аппарата нет. В этой сфере страдает звукопроизношение. Малыш может заменять, а также смешивать спорные по звучанию звуки. Это выражается в том, что ребенок не может повторить звуковой образ слова. То есть идет искажение слоговой структуры слова (перестановка, пропуск или добавление лишних звуков и слогов).

Также страдает и словарный запас ребенка, не соответствующий возрастной норме. Маленький словарный запас связан с тем, что малыш не понимает значения слов, зачастую неуместно их применяет, заменяет слова по звуковому сходству. Новые слова усваиваются с трудом. В лексике ребенка преобладают чаще всего существительные в именительном падеже. Использование других частей речи резко ограничивается. Позже возникают большие трудности при образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь ограничивается простыми, короткими предложениями, обычно одно- или двусоставными. При алалии малышам очень трудно последовательно изложить происходящие или происходившие события. Также вызывают сложности моменты выделения главного и второстепенного, передача смысла событий, определение временных связей.

Чаще всего у детей с моторной алалией имеется только звукоподражание. иногда отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестами.

Справиться с данным речевым нарушением помогут невролог, психолог и логопед. Чем раньше родители обратятся за помощью к специалистам, тем быстрее и качественнее пройдет коррекция данного нарушения у ребенка.

Сенсорная алалия

У детей с сенсорной алалией нарушается восприятие и понимание смысла речи, которая направлена в их адрес.

На первый взгляд может показаться, что ребенок просто вас не слышит. Реакция на речь полностью отсутствует. Малыш относится к обращенным к нему словам как к бессмысленному шуму. Часто отсутствует и реакция на свое имя. При этом физиологический слух малыша в полном порядке.

Также при сенсорной алалии ребенок может страдать гиперакузией — повышенной восприимчивостью к различным тихим звукам (шелест, скрип, писк).

Интересно, что речевая активность у детей с сенсорной алалией высока. Но их речь — это набор бессмысленных звукосочетаний, обрывков слов. Речь бессвязна, непонятна окружающим, потому что лишена смысла. Малыш может повторять несколько раз подряд новое, незнакомое ему слово.

Читайте также  Как вырвать молочный зуб

Кроме повторения слов такие дети могут:

  • повторять звуки и слоги;
  • пропускать слоги в слове;
  • объединять части разных слов в одно целое;
  • делать звуковые замены.

Рассмотрим пример сенсорной алалии. Если ребенок все же понимает смысл и значение обращенной к нему фразы, то понимание сразу исчезает, если в ней изменить порядок слов или темп речи. При общении с таким ребенком нужно учитывать следующее: если малыш смотрит на говорящего, то лучше понимает его речь. Такие дети как бы «читают с губ».

На практике сенсорная алалия в чистом виде, к счастью, встречается редко, потому что подобные дети нуждаются в длительной и целенаправленной коррекционной работе. Для этого необходима помощь невролога, логопеда и психолога. Совместная работа специалистов быстрее даст результат — овладение ребенком речью. Поэтому не затягивайте решение проблемы неговорящего ребенка и займитесь коррекцией как можно раньше.

Моторная алалия у детей — признаки и лечение

Время чтения — 17 минут

Обновлено 20 авг. 2020 г.

Моторная алалия — нарушение, при котором страдает процесс высказывания с помощью языка, то есть экспрессивная речь. Интеллект, а также физический слух сохранены, органической патологии периферических речевых органов, отклонений в понимании речи нет. Коррекция выстраивается поэтапно. В статье вы узнаете что это моторная алалия простыми словами, какие симптомы ее сопровождает и от чего зависит прогноз.

Формы моторной алалии у детей

В зависимости от локализации повреждения головного мозга выделяют следующие виды моторной алалии: афферентная и эфферентная.

Афферентная (кинестетическая)

Эта форма обусловлена поражением участка коры, которая отвечает за кинестетический контроль речевой программы. Он находится в нижне-теменном отделе левого полушария. При этом ребенку сложно воспроизводить слова и предложения, находить артикуляционные позы. То есть малыш не знает, как располагать язык, губы, зубы во время произнесения слова.

Состояние называется орально-артикуляторная апраксия. Внешне она проявляется заменой звуков, искажением структуры слогов.

Эфферентная (кинетическая)

Эфферентная моторная алалия развивается из-за повреждения центра Брока — заднелобных участков головного мозга. Это зона отвечает за контроль над переключением артикуляционных актов. Детям с такой патологией трудно соблюдать последовательность речевых движений. В результате искажается слоговый состав слова, наблюдается замедление речи. В науке этот синдром называют кинетической апраксией.

Существуют также уровни моторной алалии. Эта классификация учитывает степени недоразвития речи. При 1 уровне малыш крайне ограничен, пользуется несколькими обиходными словами, основу речи составляют звукоподражания и лепет. 2 уровень характеризуется более широким набором слов, способностью составлять короткие предложения. 3 уровень моторной алалии отличается присутствием фразовой речи.

Причины моторной алалии у ребенка

Развитие моторной алалии происходит вследствие повреждений моторных центров речи в головном мозге.

В зависимости от времени воздействия травмирующего фактора различают:

  1. Пренатальные факторы — те, которые влияют на плод. В эту группу относятся инфекционные болезни женщины во время беременности (особенно опасны краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз), сахарный диабет, токсикоз, несовместимость плода и матери по резус-фактору, гипоксия. Причиной поражения головного мозга могут быть также сильный стресс, физическая травмы женщины, прием лекарственных препаратов, которые противопоказаны в этот период, прием алкоголя и наркотических веществ, курение;
  2. Интранатальные факторы — те, которые воздействуют в период родов. К таким относятся родовые травмы головного мозга и асфиксия. Эти факторы приводят к гибели нейронов. Негативно сказываются стимуляция родов, стремительные роды, применение акушерских щипцов, преждевременное излитие вод, преждевременная отслойка плаценты, обвитие пуповины;
  3. Ранние постнатальные факторы. В эту группу относят черепно-мозговые травмы, менингиты, энцефалиты, новообразования головного мозга, возникшие в первый год жизни ребенка. Повлиять могут также инфекционные заболевания, анемия, рахит, гипотрофия. Особую роль играют недостаток общения, внимания со стороны родителей, эмоциональные потрясения в раннем возрасте (разлука с мамой, например).

Характерна особенность: чем раньше и длительнее воздействовал негативный фактор, тем выраженнее моторная алалия, серьезнее последствия и сложнее прогноз

Признаки моторной алалии у детей

Симптомы разнообразны по выраженности: от небольших трудностей, которые практически не мешают обычной жизни, до полного отсутствия разговорной речи. Страдает как фонетико-фонематическая, так и лексико-грамматическая составляющая.

В раннем возрасте патология характеризуется бедными речевыми реакциями. У ребенка 2 лет может совсем отсутствовать лепет. Дети для общения активно используют жесты, звукоподражание, примитивный лепет.

У ребенка только в 3 года или чуть позже появляются первые слова. И при этом он путает звуки, заменяет их, пропускает. Может повторять слоги или отдельные звуки, соединять неподходящие друг другу слоги из разных слов.

У ребенка 4 лет запас слов бедный, фразы непонятные, неправильно составлены. И в дальнейшем он в основном пользуется именами существительными, игнорирует союзы, предлоги, очень редко применяет прилагательные, глаголы, наречия, служебные слова. Слова не согласуются по падежам, числам, родам и времени. Он делит слова при разговоре, говорит медленно.

Малыш не может повторять звуки за взрослым, не говоря о фразах. Не может соотнести слово и ситуацию, поэтому употребляет слова неправильно.

При этом ребенок понимает обращенную речь: он может выполнить просьбу или ответить жестом.

Наблюдаются также симптомы психологических и неврологических нарушений. Такие дети, как правило, не отличаются активностью. Спокойно относятся к своему состоянию. В целом они неуклюжи, у них плохая координация движений, мелкая моторика. Например, им сложно вдеть нитку в иголку, взять мелкий предмет и переложить его.

Страдает внимание, память, мышление. У деток неустойчивый эмоциональный фон, они плаксивы, что еще больше затрудняет общение с окружающими. Могут быть нарушения сна и аппетита.

Диагностика моторной алалии у детей

Обследование проводится с участием нескольких специалистов. Медицинской частью патологии занимаются невролог, оториноларинголог, педиатр. Обязательны консультация логопеда, психолога. На этом этапе перед специалистами стоит задача выставление точного диагноза, выявление степени нарушения, исключение остальных речевых нарушений.

  1. Медицинское обследование — сбор анамнеза, осмотр маленького пациента. Важны любые подробности: как протекали беременность и роды у мамы, как протекал период новорожденности, особенности физического и нервно-психического развития. Невролог выявляет проблемы с моторикой, нарушение координации движение, неравномерность рефлексов, снижение или повышение тонуса мышц. Определиться с диагнозом и причиной нарушений помогают электроэнцефалография, допплеровское исследование сосудов головного мозга, МРТ;
  2. Логопедическое обследование заключается в оценке речи и уровней ее развития. Специалист использует тесты, определяет объем словарного запаса, уровень речевого развития, сформированность грамматики, слоговую структуры и другие показатели. Оценивается движения губ, языка, точность этих движений, артикуляционные переключения;
  3. Психологическое обследование — оценка эмоционально-волевой сферы и когнитивных способностей психологом. При моторной алалии у дошкольников тестирование проводится в форме игр, чтобы малыш мог полностью раскрыться и специалист мог проводить активное наблюдение за поведением пациента, моделируя различные ситуации.

Получив полную информацию о пациента, специалисты определяют тактику лечения и прогноз.

Лечение моторной алалии у детей

Терапия комплексная, направлена на устранение причины болезни, коррекцию нарушений, воздействие на сенсорную, интеллектуальную, эмоционально-волевую сферу. С пациентом работают психолог/нейропсихолог, невролог, логопед/дефектолог.

Желательно, чтобы лечение моторной алалии, независимо от признаков, было начато как можно раньше. Оптимальный срок — 3 – 4 года. Дошкольники легко поддаются коррекции, к тому же, в этом возрасте нарушения не зафиксировались. Другим важным условием является регулярность выполнения упражнений.

Медицинская часть коррекции заключается в лекарственной терапии, физиолечении, массаже. Эти процедуры устраняют мозговые нарушения, восстанавливает кровоток в сосудах, улучшают моторную функцию.

Психологическое лечение при признаках моторной алалии у детей направлено на улучшение памяти, внимания, мышления, контроль эмоционально-волевой сферы.

Коррекционные работы

Логопедическая коррекция включает несколько направлений и этапов:

  1. Стимуляция речевой активности. На начальном этапе важно создать мотивацию, активировать речевые реакции, научить подражать чужой речи, обогатить запас слов. Также малыш учится вести диалог. Результата легче добиться, если использовать игровую форму занятий;
  2. Стимуляция фразовой речи. К этому этапу приступают после того, как у малыша сформируется определенный набор слов, появляется навык ведения диалога. Тогда становится возможным построение простых предложений, которые постепенно усложняются. Одновременно дети учатся правильному построению слов и предложений, у них из устной речи исчезают грамматические ошибки;
  3. Развитие связной речи заключается в обучении ребенка ведению монолога, рассказа. Он учится формулировать мысль, пересказывать прочитанное или услышанное, составлять рассказ по картинке, сочинять. Закрепляется грамматика;
  4. Устранение фонетико-фонематических нарушений посредством различных упражнений. Малыш учится правильно произносить звуки, фиксируя внимание на положении органов артикуляции во время занятий и в обычной жизни. Со временем такой контроль доходит до автоматизма.

Хотим отметить роль родителей в развитии речи у малыша. Важно всячески поощрять его успехи, его речевую активность. Но если пока что-то не получается, не стоит его ругать.

Возможные осложнения и последствия

Из-за того, что нарушена экспрессивная речь, у малыша с моторной алалией не складывается общение с окружающими и ровесниками. Страдает мышление, память, восприятие, воображение. Всё это, несомненно, накладывает свой отпечаток на развитие. Алалик боится контактировать с незнакомыми людьми, особенно это выражено в новой обстановке. Даже с детьми того же возраста он не может найти общий язык и выстроить коммуникацию.

Дошкольники в детском саду держатся обособленно. В школе у них возникают трудности с письмом, чтением, освоением грамматики. В некоторых случаях болезнь осложняется заиканием, что еще больше усложняет прогноз.

Родителям следует понимать, как лечить моторную алалию у ребенка и что эта болезнь — это не особенности развития и не временное явление. Это нарушение формирования речи, которое сопровождается патологическим процессом в центральной нервной системе. Часто мамы и папы совершают ошибку, считая, что их малыш развивается нормально, а нарушение речи — это вариант нормы в таком возрасте. Вследствие этого болезнь диагностируется на поздних стадиях и возможность полного излечения находится под вопросом.

Прогноз и профилактика

Результат зависит от вида моторной алалии, от степени тяжести, возраста, когда диагностировано заболевание и начата терапия. При соблюдении всех этих условий и адекватном лечении прогноз благоприятный. Детки в речевом и общем развитии догоняют ровесников, обретают навыки коммуникации и даже обучаются в обычной школе.

Тяжелая моторная алалия трудно поддается коррекции, особенно если она диагностируется поздно. Но при должном упорстве, следовании рекомендациям врача относительно лечения возможно добиться значительного прогресса.

Профилактика моторной алалии начинается еще в период планирования беременности. Будущей маме нужно исключить вредные привычки, наладить рацион питания и режим дня. Следует адекватно подойти к родам и предупредить травмы. Важно также создавать благоприятные условия для развития ребенка в послеродовом периоде и в последующем, уделять время развивающим занятиям.

И конечно же, необходимо при первых признаках отклонений в речевом развитии обратиться к врачам, чтобы своевременно пройти диагностику и выявить причину.

Алалия — симптомы, причины, виды и лечение

Что такое алалия

Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, которое вызвано органическим поражением корковых речевых центров головного мозга. При этом физический слух и интеллект ребенка не повреждены. Глубокая несформированность речевой функции носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.

По своим проявлениям это нарушение имеет множество общих черт с афазией. Отличие заключается в том, что афазия возникает уже после того, как ребенок овладел речью (после 3-х лет). Для алалии же характерно изначальное отсутствие или сильное ограничение речевой функции. Иными словами, органическое поражение речевых центров произошло во внутриутробный период, в процессе родов, либо в детском возрасте до трех лет.

Виды алалии

В логопедии используется определенная классификация этого недоразвития речи, которая основывается на локализации участка поражения головного мозга.

Выделяют следующие формы алалии:

  • Моторная. Вызвана органическим поражением речевых областей головного мозга. Очаг поражения при моторной алалии возникает в центральной части речевого аппарата, но также нарушена работа и периферической части. У моторных алаликов не развивается собственная речь, но они понимают речь окружающих. Есть две формы МА – кинестетическая (афферентная) и кинетическая (эфферентная). При афферентной форме происходит поражение постцентрального участка коры, который отвечает за движения артикуляционного аппарата. При эфферентной форме происходит поражение премоторных отделов коры головного мозга.
  • Сенсорная. Возникает по причине поражения височных долей, которые расположены в левом полушарии (центр Вернике). Нарушение обусловлено расстройством слухового восприятия, при этом физический слух сохранен.В данном случае, ребенок слышит все, что ему говорят, но не понимает сказанное.
  • Сенсомоторная (смешанная). Она сочетает в себе признаки обоих типов. Расстройство связано с нарушением трех центров головного мозга: центра Брока, центра Вернике и центра ассоциаций.

Основные симптомы алалии

Симптоматика зависит от того, какая именно форма диагностирована у ребенка.

Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается приблизительно у 1%, а среди детей школьного возраста от 0,6 до 0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

Для моторной алалии характерны следующие симптомы:

  • Понимание речи сохранено, но собственная речь ребенка имеет грубые отклонения или вовсе не развита (зависит от степени тяжести патологии).
  • Ребенок заменяет слова жестами или мимикой, либо несвязным лепетанием.
  • Неправильная замена звуков в слове.
  • Выпадение предлогов из фраз.
  • Словарный запас сильно ограничен. Новые слова с трудом усваиваются, при этом в активном словаре присутствуют преимущественно обиходные термины.
  • Грубое нарушение формирования связной речи. Алалик не может последовательно изложить события, определить причину и следствие, передать смысл и т.д.
  • Нарушение внимания, памяти и восприятия.
  • Проблемы с координацией.
  • Недостаточное развитие крупной и мелкой моторики.
  • Проблемы с самообслуживанием (зашнуровыванием обуви и т.д.).
  • Повышенная утомляемость.
  • Индивидуальные особенности поведения – ребенок может быть либо гиперактивным, либо пассивным и заторможенным.

Для сенсорной алалии характерны следующие признаки:

  • Нарушение восприятия и понимания смысла речи окружающих. Данное расстройство может протекать в легкой или тяжелой стадии. В некоторых случаях ребенку будет понятен смысл отдельных слов, обращенных к нему, и ситуативной речи (но если меняется интонация или порядок слов, то он теряется и перестает понимать даже знакомые слова и фразы). В более тяжелой форме сенсорный алалик вообще не воспринимает звуки, не реагируя даже на собственное имя.
  • Повышенная речевая активность, при этом речь состоит из обрывков слов и бессвязных звукосочетаний. В большинстве случаев речь ребенка с алалией непонятна для окружающих.
  • Нарушение фонематического слуха.
  • Эхолалии – неосознанное повторение отдельных слов, словосочетаний.
  • У многих сенсорных алаликов присутствует гиперакузия, т.е. повышенная чувствительность к звукам, которые для большинства людей безразличны.
  • Активное использование мимики и жестов в общении.
  • Сложности при соотношении произносимого или слышимого слова с определенным предметом или явлением.
  • Резкие перепады настроения, т.е. активность ребенка может резко смениться инертностью.
  • Выраженная задержка интеллектуального развития.
  • Повышенная возбудимость, хаотичность поведения.
  • Проблемы с концентрацией внимания. Непонимание обращенной к ребенку речи приводит к тому, что он быстро теряет интерес к какому-либо занятию.

Необходимо отметить, что в чистом виде сенсорная алалия встречается достаточно редко. Как правило, речь идет о смешанной форме – сенсомоторной алалии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector