Что делать если ребенок боится

Что делать если ребенок боится

Что делать если ребенок боится

Что делать, если ваш ребенок всего боится

У трехлетней Лены много страхов. Она боится карусели — не катается, опасается даже подойти. Она боится деда Мороза на “елке”, клоуна в цирке, врачей (людей в белых халатах) и вообще всего, как кажется ее маме. С недавних пор появилось заикание. Требуется помощь психолога.

Современный мир с его ежедневными вызовами, стрессом, ритмом жизни и перегруженностью информацией влияет не только на взрослых, но и на малышей. Исследователи отмечают, что с каждым годом растет число детей, страдающих от страхов, тревоги, робости, беспокойства и неуверенности.

Их родители тоже волнуются! Ведь для определенного возраста вполне нормально пугаться окружающего мира. Но по мере знакомства с ним страхи должны уходить. Однако, есть категория деток, которые не могут справиться с тревожными мыслями. Они бояться маминого ухода, паука над кроватью, веток за окном, что странно шевелятся. Такая детская тревожность может сохраниться во взрослом периоде и даже перерасти в фобии.

Давайте рассмотрим причины, почему это происходит и как помочь малышу побороть страх.

РЕБЕНОК ВСЕГО БОИТСЯ — ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

Каждый детский возраст имеет свои особенные “страшилки”. Все они несут определенную функцию и помогают малышу адаптироваться по мере взросления к меняющимся условиям жизни.

От 6 месяцев до 2 лет

Первые страхи появляются уже в периоде младенчества. Примерно в 6 месяцев ребенок может заплакать, увидев перед собой незнакомца. Этот страх связан с различением своих и чужих, которые и вызывают резкую реакцию у малыша.

В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает двигаться, ползать и, по мере обучения, сталкивается с различными опасностями: несъедобными предметами, животными и насекомыми, знакомиться с категориями горячее/холодное. Так появляется страх пугающих ситуаций, громких звуков, незнакомых объектов.

В 2-3 года

В этот период формируются предметные страхи. Они вызваны инстинктом самосохранения: такие эмоциональные реакции помогают избежать чего-то потенциально вредного. Например, громкие внезапные звуки, одиночество (мама ушла или оставили одного в комнате), уколы и боль от медицинских манипуляций неизменно пугают малыша. Психологи наблюдают зависимость между уровнем интеллектуального развития ребенка и количеством предметных страхов в этот период. Чем умней малыш, тем больше пугающих ситуаций он осознает.

Именно в этом возрасте появляется страх темноты и ночные кошмары, как следствие боязни потерять маму. Это частное проявление страха одиночества, связанное с потребностью в безопасности и заботе.

Также могут появиться боязнь огня, пожара, природного катаклизма (урагана, грома, землетрясения), животных. Считается, что эти страхи необходимы для выживания ребенка.

Такие сюжеты могут стать основой для страшных снов у малыша. Если вы столкнулись с проблемой ночных кошмаров у детей, читайте об этом подробнее в статье “Ребенку снятся страшные сны? Без паники!”

В 4-7 лет

Страхи этого возраста можно разделить на 2 основные категории: воображаемые и внушенные. И те, и другие не связаны с реальными опасностями, а являются проявлением бурной фантазии ребенка. Так малыш может начать бояться буквально всего: темноты, природных стихий, сказочных героев, животных, бандитов и войн.

Если страх воображаемый, то его источником является сам ребенок. Это неизбежный этап при развитии абстрактного мышления и способности к фантазированию в дошкольном возрасте.

Если страх внушенный, то причиной его появления стали рассказы сверстников, родственников, книжки и сказки. Дети этого возраста обожают рассказывать друг другу “страшилки”, испытывая при этом смешанные чувства тревоги и удовольствия от производимого эффекта. А старшие родственники, особенно бабушки и дедушки, любят припугнуть ребенка последствиями тех или иных действий: “не подходи — упадешь”, “не гладь — укусит”, “бабайка заберет”, “волчок унесет”.

Для впечатлительный малышей лучше ограничить пугающий контент. Не стоит обсуждать при нем пожары, убийства, несчастные случаи — все эти истории мгновенно найдут отражение в фантазиях ребенка.

Отдельной категорией выделяют, так называемый, экзистенциальный страх — глубинный страх смерти — своей и родителей. Малыш потихоньку осознает, что жизнь конечна, и это открытие его пугает. Некоторые дети бояться засыпать, поскольку могут умереть во сне. Эти фантазии подкрепляются рассказами родственников, не способных объяснить феномен смерти: “бабушка уснула и больше не проснется”.

Что усугубляет детские страхи

Родителям стоит понимать, что на появление боязни того или иного предмета влияют множество факторов. Это такое влияние среды как:

конфликтная семейная ситуация, ссоры, споры;

смерть или болезнь кого-то из родственников;

напряженная ситуация в коллективе ребенка (обиды со стороны сверстников, шантаж, конфликты);

высокая тревожность самих родителей;

слишком авторитарный, жесткий тип воспитания;

гиперопека со стороны родителей;

изоляция малыша от общения со сверстниками;

И особенности психики самого ребенка.

Больше всего от страхов страдают детки с впечатлительным характером. Они более чувствительны по своей природе и хуже переносят ситуации неопределенности. Подробнее о таких малышах я написала в статье “Ребенок боится оставаться без мамы”.

Впечатлительные дети легче поддаются внушаемым страхам. Они более склонны к тревоге: любой толчок извне, особенно слова авторитетного взрослого, могут стать “спусковым механизмом” для появления навязчивых мыслей и образов, пугающих малыша.

К чему приводят детские страхи

Так ли это опасно? Может, стоит просто дать ребенку “перерасти” этот период или подождать, пока он сам научится справляться с трудностями?

К сожалению, обилие боязней и тревог в жизни малыша сильно снижает ее качество. На их фоне могут появиться:

заниженная самооценка, неуверенность в себе;

безволие, чувство обреченности, ведь ребенок не умеет справляться с “монстрами”, которые его преследуют;

вспышки немотивированного гнева (из-за истощенной нервной системы и подавляемой агрессии);

нарушение отношений в коллективе, социальная изоляция (ребенок уходит в свои переживания и страхи, все меньше времени уделяет общению);

Чтобы не допустить появления этих неприятных последствий, давайте научимся помогать ребенку в его работе над страхом.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ СО СТРАХАМИ

Для начала, родителям стоит соблюдать такие правила:

Воздержаться от запугивания: не использовать угрозы, будто бы малыша заберут цыгане, милиционер, бабайка и другие монстры.

Помогать ребенку компенсировать страх: придумать способы его нейтрализации (от тролля можно спрятаться под одеяло и посчитать до 5) или ритуалы, которые помогут избавиться от страха (перед сном заглянуть под кровать, проверить, что там никого нет). Не пытайтесь устранить источник страха — это далеко не всегда возможно, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги.

Обучать ребенка терпимости к страху: не стыдить за пугливость и робость, делиться своим примером по преодолению фобий, показывать, что бояться — это нормально. Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.

Уменьшить количество запретов и строгих правил, которые малыш боится нарушить. Атмосфера критики и угрозы наказания негативно воздействует на психику впечатлительных детей.

Чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, следуйте таким рекомендациям:

Поощряйте ребенка за успехи. Например, если малышу удалось заснуть без света — обязательно похвалите его и придумайте приз. Как же хорошо он потрудился! Выражайте уверенность, что с ним все будет хорошо, он справится со своими проблемами.

Прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценах, рисунках. Например, предложите малышу нарисовать свои страхи. Помогите ему изобразить их как можно красочней, а потом вместе найдите способ, как нейтрализовать пугающий объект — порвать, сделать смешным, уменьшить в размерах.

Обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.

Помогайте сами себе справиться с тревогой! Чаще всего, именно беспокойство родителей провоцирует проблемы ребенка.

Обучайте малыша приемам самоконтроля и саморегуляции – концентрации внимания, мышечной релаксации (расслаблению), приемам уменьшения тревоги. Некоторые из таких приемов я описываю в статье “Ребенок стесняется”.

Психокоррекционной работе с тревожными детками посвящена моя книга — “История мальчика Левы, который боялся оставаться без мамы”. Это история для детей, в основу которой лег мой личный опыт, а также история моей семьи. Дело в том, что мой старший сын очень тревожный и впечатлительный малыш. Именно ему я посвятила эту книгу.

Главный герой истории очень переживает, когда мама уходит или еще только собирается его покинуть. Но мама обучает его специальным техникам, “ключам от тревоги”, которые малышу предстоит найти. На пути его ждут увлекательные приключения и интересные задачки. В конце концов малыш справляется со всеми трудностями.

Такой сказочный сюжет не просто увлечет вашего ребенка, но и поможет самому освоить психотерапевтические техники по избавлению от тревожных симптомов: правильное дыхание, снятие мышечного напряжения, визуализация успокаивающих образов.

Успейте приобрести книгу, ведь тираж ограничен!

Детские страхи

Есть у Высоцкого песенка про нечистую силу. Там Соловей-разбойник с вампиром устроили «буйный пир», на котором «пили зелье в черепах». Все куплеты заканчиваются присказкой: «Стра-а-ашно, аж жуть!»

Конечно, страшно. Особенно если живо представить себе «зелье в черепах». Дети это умеют. Поэтому часто начинают боятся чего-то, а мы и не понимаем: с какого перепуга? Вот давайте и разберемся с какого. Чтобы страхи не остались с ребенком на всю жизнь и не испортили ее, доведя до невроза. Поможет нам в этом семейный и детский психолог Татьяна СЕМЕНКО.

Как бороться с детскими страхами

1. Страх непонятных персонажей

— Татьяна Григорьевна, почему ребенок вдруг начинает пугаться персонажей сказок, фильмов — тех же Соловья-разбойника, Бабу-ягу?

— Это могут быть последствия какого-то внушения. Например, бабушка много раз говорила внуку перед сном: вот придет Баба-яга и унесет тебя, если не будешь спать. А вскоре он видит по телевизору мультик: Баба-яга пихает в печь Иванушку. И ребенок уверен: ага, она существует, ее по телевизору показывают!

Как бороться. Можно похвалить ребенка: «Ты молодец, у тебя богатое воображение. Творческий человек! Может быть, будешь художником». Есть и такой вариант: с чудищем, которое пугает ребенка, надо. подружиться. Персонифицировать страх, то есть нарисовать монстра. И придумать ему какие-то хорошие качества.

Пример из практики. Был у меня на приеме 7-летний ребенок, у него — целый комплекс страхов. Они развивались на фоне нервозной обстановки в семье: все время скандалы, родители на грани развода.

Я попросила мальчика нарисовать свой страх. И он изобразил какой-то невнятный, но очень неприятный комок. Начали обсуждать: кто это такой? Какого возраста? Оказалось, такого же, как сам мальчик, лет семи. Тут мы его уже назвали не Страхом, а Страшком. «Почему он тебя пугает?» — спросила я. «Он создает шум, ветер, хочет на меня напасть». — «А почему он так себя ведет?» Слово за слово, оказалось, у Страшка тоже есть свои проблемы. У него в школе неприятности, с ребятами не очень ладит. У него плохое настроение, вот он и нагоняет тени, ветер. Страшок стал понятен мальчику. И боязнь вскоре ушла.

2. Страх темноты

— Очень распространенный страх. Но откуда он берется?

— Возможно, у ребенка возникло ощущение, что родители его могут бросить, уйти — скажем, в кино — и не вернуться, и он остается один. Страх темноты может быть спровоцирован разводом — например, уходом отца. В доме нет больше защитника, и теперь тут страшно. Мама ведь не такая грозная. Темнота — это неизвестность, ребенок не знает, что в ней может скрываться, и начинает беспокоиться.

Как бороться. Играйте в темноте — в жмурки, в поиски клада с фонариком, — чтобы ребенок видел, что именно тут, в этой темноте, находится. А ничего страшного, оказывается!

3. Ночные кошмары

— В чем причина повторяющихся кошмаров: ребенок видит какой-то сон и просыпается в ужасе?

— Это может быть страх, который внушили родители. Например, ребенку повторяют на ночь: «Придет серенький волчок и укусит за бочок. » Безобидно, да? А малышу уже снится этот волк, вот он приближается к кровати, серый, большой, зубастый. Другая причина — пережитые травмирующие ситуации — то, что в реальности ребенка напугало, а потом он видит это во сне. Например, большая собака нападает.

Как бороться. Если ребенок просит не выключать на ночь свет — поначалу так и делайте. И вообще не ругайте за страхи: так они только окрепнут. Поймите: все эти монстры существуют для детей на самом деле! Они яркие, настоящие. И не надо формировать у ребенка чувство вины за то, что он их боится. Надо интересоваться: что это за Страшок, который тебя преследует? Чем он живет? То есть вникать в детские проблемы и помогать с ними справиться.

4. Страх, навеянный действительностью

— Маленькая дочка моего коллеги как-то увидела по телевизору Ника Вуйчича, австралийского инвалида без рук и ног, который ездит по миру с лекциями о том, как прекрасна жизнь. И с тех пор ребенок стал бояться всех инвалидов на улице.

— Возможно, девочка воспринимает инвалидов как существ другой породы, неизвестной и опасной. А еще за этим страхом может скрываться боязнь самой стать беспомощным человеком, перестать быть нужной родителям.

Как бороться. На примере того же Вуйчича надо объяснить, что человек бывает не настолько ограничен, как может показаться. И что, возможно, он живет полноценнее, насыщеннее некоторых, у кого все органы на месте. Если причина в том, что ребенок сам боится стать инвалидом, что его бросят, родителям надо подчеркивать: мы будем любить тебя при любых обстоятельствах, просто за то, что ты есть.

5. Страх смерти

— Почему вдруг ребенок начинает бояться кукол или мертвых животных на улице?

— Сначала о мертвых животных: так может проявляться страх смерти.

Как бороться. Надо сделать так, чтобы этот страх, раз уж его все равно не избежать, был минимальным. Ни в коем случае не говорить: «Мы все умрем, поэтому отстань!» Надо учить ребенка переключаться: да, смерти не избежать, но посмотри, сколько всего хорошего в жизни. Когда мой сын видел такое и пугался, я переключала внимание на живых животных. Еще сказкотерапию можно попробовать: что жизнь не прекращается, а переходит в другую форму. Русалочка же не умерла, она стала дочерью воздуха. Какая-то капелька, упав с неба, перестает быть капелькой, но проникает в растение. Показать цикличность существования, которая отрицает конечность бытия.

Теперь о куклах. Ребенку в кукле может видеться какой-то воображаемый монстр. Тут я советую использовать защитные ритуалы (см. «Возьми на заметку»).

Важно! Но, возможно, причина страхов — в расстройствах психики, это неврозы и прочее. Тут — только к психиатрам.

Ребенок боится, что делать?

Ребенок боится, что делать? Советы психолога

Мы все испытывали неприятное чувство страха. Но если взрослые понимают это и могут себе объяснить причины, то малыш-нет. Ребенок боится многих вещей – незнакомое, неизведанное его очень пугает. При этом взрослые к своим слабостям относятся снисходительно, а вот в отношении детей проявляют необоснованную строгость, принимая детский страх за каприз.

Уходя из комнаты, выключают свет, оставляя малыша наедине со страхом: «Не придумывай! Здесь никого нет! Привыкай! Ты уже большой!». Между тем, страхи ребенка, которые ему не помогли побороть родители, могут серьезно травмировать психику и отразиться на дальнейшей, уже взрослой жизни, карьере, построении семьи.

Чего ребенок боится?

Маленький человечек начинает испытывать чувство страха примерно с семи месяцев. Можно заметить, что когда родители оставляют малыша одного в кроватке, он через какое — то время начинает плакать. Не надо игнорировать его. Когда мама рядом, малыш чувствует себя защищенным. Ее нежный и ласковый голос успокаивает, придает уверенность, он понимает, что не одинок.

Себя и маму малыш воспринимает как единое целое. И если мамы нет рядом, возникает страх.

Чувство страха маленькие детки испытывают и при появлении посторонних. Они прижимаются к матери, отворачиваются от незнакомцев, боясь, что те причинят им зло. Как только малыш почувствует доброжелательность и ласку незнакомого человека, спокойные руки матери, страхи проходят.

Взрослея, малыш уже меньше боится посторонних. Однако если игнорировать эти эмоции, то в будущем страх может перейти в застенчивость, стыдливость.

К трем годам, слушая сказки, рассматривая картинки, смотря мультфильмы, у ребенка начинает формироваться воображение, осознание окружающего мира. Чувство страха возрастает, если родители пугают малыша выдуманными страшными героями: «Не будешь слушаться, придет монстр и заберет тебя».

Становясь старше, дети начинают бояться кататься с горки, воды, огня, чужих собак, уколов, врачей. В появлении этих страхов вина родителей. Желая уберечь свое чадо, родители со страхом в голосе говорят: «осторожно, не упади с горки», «не подходи к собаке, она тебя укусит».

Страх родителей проецируется на детское воображение: «если мама так боится, то и мне надо бояться». Ни в коем случае не проецируйте на ребенка свои страхи.

К пяти – семи годам у детей возникает страх одиночества. В основном боятся дети, чьи родители постоянно выясняют отношения между собой на повышенных тонах, и дети из неполных семей.

Как правильно бороться с детским страхом?

А с ним не нужно бороться. Его нужно принять. Естественно, в первую очередь необходимо наладить в семье дружелюбную и спокойную обстановку. Ни один ребенок не будет спокоен, когда вокруг него скандалы и ссоры. Как минимум, постарайтесь сменить интонацию. Ругаетесь? – делайте это не на повышенных тонах.

Находите время для разговора с ребенком, знакомства с его, пусть даже и ничтожными проблемами.

Малыш должен чувствовать вашу любовь к нему, заботу, понимание и поддержку. Внимательно выслушайте истории о том, чего боится ребенок. Вспомните случаи из своего детства. Расскажите, как вы справились со страхом.

Спросите ребенка о том, как он представляет свой «страх», пусть он его нарисует, визуализирует. Затем вместе обсудите с ним, что вот он страх — на бумаге, не такой уж большой и страшный. Вместе порвите рисунок, переступите эту боязнь. Очень хорошо помогут здесь занятия в специализированном развивающем детском центре. Многие занятия с педагогами, психологами направлены на то, чтобы понять какие страхи мучают ребенка и преодолеть их.

Укладывая спать, не оставляйте ребенка одного, пока он не уснет.

Постепенно приучайте спать без света: сначала оставляйте включенной настольную лампу или торшер, а затем – приоткрытой дверь в комнату. Но в коридоре свет должен быть включен, может ночью малышу надо будет пойти в туалет, и он испугается темноты. Либо используйте ночник. Из комнаты, где спит ребенок, уберите вещи, очертания которых его пугают.

Большую помощь в преодолении страха оказывают сказки.

Можно использовать историю о трусливой зайке, который боится темноты и смелого ежика, который успокаивает зайку. Роль ежика пусть исполнит ваш малыш. Поиграйте в страхи. Оденьте ребенка в белый халат врача (пусть это будет блузка или рубашка), а кукла будет в роли ребенка, который боится уколов и врачей. Купите малышу «защитника» — плюшевую игрушку.

Если ваш ребенок боится, то не игнорируйте данный факт. Детская фобия может потом доставить немало проблем во взрослой жизни.

Что делать если ребенок боится

Каждый человек испытывает чувство страха, ведь все люди боятся чего-то. Например, боимся мы за здоровье детей, за безопасность близких, потерять работу и так далее. Страх, беспокойство, тревога — это нормальные эмоциональные проявление психики человека, как и радость, печаль, гнев и восторг. Кроме того, чувство страха помогает нам защититься от опасности. Наш мозг при возникновении у нас чувства страха передает тревожный сигнал о том, что наша жизнь находится в опасности. Страх гонит нас дальше от источника угрозы или беды. Например, от пламени или от разбушевавшейся стихии.

В других ситуациях, наоборот, страх удерживает нас от необдуманных поступков. Например, оказавшись рядом со злой собакой, мы боимся бежать из-за того, что она может нас укусить. Эти страхи присутствуют в жизни каждого человека, они нужны ему для гармоничного развития. Однако существуют патологические страхи, которые сопровождают человека везде. Такие страхи наибольшей степени присуще детям. Часто эти страхи настолько овладевают сознанием и поведением ребенка, что он уже не в состоянии ни о чем другом думать. В маленьком возрасте это может проявиться в неспецифическом поведении ребенка, так малыш при появлении чувства страха может подмаргивать, подпрыгивать, подкашливать и тому подобное. В особо тяжелых случаях появляются дополнительные симптомы: заикание, энурез, сосание пальца, раскачивание ног, привычка грызть ногти и другие тупиковые движения.

Читайте также  Когда делают прививки недоношенным детям

Дети в каждом возрасте подвержены неодинаковым страхам. Так малыши до одного года боятся громких, неожиданных звуков и незнакомых людей, а двухлетние дети чаще всего боятся врачей. Ребенок старше 3-х лет боится темноты и замкнутого пространства, а с 5 летнего возраста многие дети пугаются смерти и сказочных персонажей. Для младших школьников нет ничего страшнее, чем опоздать в школу, зайти одному в лифт с незнакомым человеком и потерять любовь родителей.

Когда страх сопровождает ребенка во всех жизненных обстоятельствах и даже в обыкновенных ситуациях, то у него развивается постоянное тревожно-мнительное отношение к окружающим и любое событие он воспринимает как опасное и неблагоприятное. Постепенно у ребенка занижается самооценка и затрудняется его общение с окружающими. Для того чтобы помочь ребенку справится со страхом и научить его не бояться, родители должны выяснить причину возникновения детского страха. Основными причинами детских страхов являются следующие обстоятельства:
1. Постоянные ссоры, скандалы, оскорбления в адрес друг друга родителей в присутствии ребенка.
2. Чрезмерная строгость и требовательность родителей. Наказание ребенка за каждую провинность.
3. Избыточная мнительность и боязнь родителей, когда они боятся за жизнь и здоровье своего ребенка и чрезмерно опекают его.
4. Недостаточная активность ребенка и его необщительность. В основном боятся замкнутые и стеснительные дети.

5. Тревожная беременность матери и неблагоприятная обстановка в семьи во время беременности.
6. Врожденные патологии нервной системы у ребенка.
7. Наиболее часто встречающейся причиной детского страха является запугивание со стороны родителей или раздражитель, от которого, испугавшись однажды, ребенок боится постоянно. Например, некоторые дети запугивают детей сказочными персонажами: «придет волк из леса и заберет тебя, если не будешь спать».
8. Дети более боязливы, если в семьи отец не имеет авторитета.

Чтобы помочь ребенку справиться с мучающими его страхами научитесь смотреть его страхи не глазами взрослого человека, а глазами малыша. Ни в коем случае не ругайте его и не заставляйте делать то, чего он боится. Страх — это не проявление упрямства характера и слабости, его нельзя игнорировать. Для того чтобы научить ребенка не бояться, старайтесь вести себя таким образом:
1. Во время беременности смотрите в будущее со спокойной уверенностью и оптимизмом. Избегайте конфликтных ситуаций.
2. Никогда и ничем не пугайте детей для послушания, ни злым дядей, ни страшным волком, ни врачами, ни Баба-Ягой и т.п.
3. Никогда не стыдите и не высмеивайте поступки ребенка.

4. Не оставляйте ребенка одного в закрытом помещении или в незнакомой обстановке.
6. Не давайте смотреть ребенку фильмы ужасов, мультфильмы со страшными монстрами и берегите его от наблюдения страшных аварийных ситуаций, драк, убоя скота и других травмирующих психику ситуаций.
7. Не старайтесь оберегать ребенка от незначительных опасностей и страхов, которые мерещатся родителям на каждом шагу. Чем раньше он познает небольшие страхи, тем лучше.

Страхи приходят и уходят с возрастом, не задерживаясь, если родители создают в доме спокойную и стабильную обстановку. Ребенок, который каждый день чувствует любовь и поддержку родителей, получает их поддержку и слышит похвалу в свой адрес, быстро перестает бояться и забывает свои страхи.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Мама, мне страшно! Почему и чего боятся дети?

Как защитить ребенка от страха?

  • Каждому возрасту специфичны определенные страхи
  • Как реагировать на страхи детей
  • Как помочь ребенку справиться со страхами
  • Когда обращаться к психологу

Испуганное личико любимого малыша всегда вызывает тревогу в родительском сердце. Почему и чего боятся дети? Малышам свойственно испытывать чувство страха, ведь они зависимы, физически слабы и не всегда могут защитить себя. Страх — это естественная человеческая реакция на что-то непонятное и неизвестное.

Каждому возрасту специфичны определенные страхи

  • В возрасте лет малыш может бояться громких и незнакомых звуков, животных, одиночества, замкнутого пространства, темноты, наказания и боли, например, при посещении врача.
  • В года детям свойственно бояться предстоящих событий, новой деятельности, агрессии со стороны других детей и взрослых. В этом возрасте происходит активное развитие воображения, дети начинают фантазировать, и очень часто в этот период появляются страхи необъяснимых явлений — приведения, тени, ожившие игрушки, монстры, инопланетяне, чудовища. Также страх может проявиться по отношению к сказочным персонажам и героям мультиков и фильмов.
  • К годам появляются такие «взрослые» страхи, как страх смерти, потеря близкого человека или собственная смерть, боязнь болезни.

Постепенно, по мере взросления, у ребенка возрастает способность и умение справляться с различными ситуациями, которые могут представлять для него угрозу. Каждому ребенку очень важно научиться справляться со своими страхами. Некоторые дети могут испытывать навязчивое чувство страха, то есть постоянное, преследующее (например, страх темноты или уколов). Ребенок может очень часто испытывать разного рода страхи если:

  • Его ругают, наказывают или осуждают за проявленное чувство страха.
  • У ребенка сильно развито воображение, он очень впечатлителен и часто фантазирует.
  • У ребенка слабый тип нервной системы.
  • Родители чрезмерно опекают ребенка (стиль воспитания — «гиперопека»). У ребенка нет возможности самому справиться с какой-либо ситуацией, он всегда ожидает поддержки от взрослых и не уверен в своих силах.
  • Ребенок получил психологическую травму, его безопасность была нарушена в связи с каким-либо событием. В семье происходили стрессовые ситуации — тяжелые болезни, смерть близких, какие-либо необъяснимые для ребенка события.

Как реагировать на страхи детей

Родителям очень важно знать, что проявление страхов у ребенка — это нормально и практически неизбежно, так как малыши прекрасно осознают, что они намного слабее любого взрослого, зависимы от окружающих и ситуации. Страх — это здоровая реакция на существующую или потенциальную угрозу, это механизм психологической защиты личности. В природе не бывает абсолютно бесстрашных людей, есть люди, умеющие хорошо скрывать свои страхи. Страх всегда субъективен, и если вы совершенно не боитесь пробегающую мимо собаку, то это вовсе не значит, что ее не боится тот, кто находится рядом с вами. Гендерных различий в проявлении чувства страха не существует. Боятся в равной степени и мальчики, и девочки. Страх смерти у ребенка-дошкольника является абсолютно нормальной линией развития и необходимым процессом. В процессе ориентировки в окружающем мире ребенку просто необходимо осознать и переработать такие темы, как появление человека на свет и его уход из жизни. Как же реагировать на страхи детей?

  • Ни в коем случае не ругайте и не стыдите ребенка за проявленное чувство страха! Это никак не поможет ему избавиться от страха, малыш почувствует себя еще более беспомощным и «плохим», страх будет загнан внутрь, чтобы, упаси боже, не показать его вам.
  • Бесполезно разубеждать ребенка, объясняя, то бояться нечего, ведь он УЖЕ боится. Стоит поддержать ребенка, сказав ему «я рядом, я с тобой». Принять и поддержать его, как можно мягче отреагировать на проявление страха — весьма результативное решение по сравнению с упреками и чтением морали.
  • Когда малышу страшно, лучше всего быть рядом с ним, расспросить его подробно, чего именно он боится, что может случиться и совместно придумать способы решения проблемы.
  • Побороть страх усилием воли практически невозможно, страх можно пережить. Поэтому бесполезно ставить себя ребенку в пример, говоря ему: «Посмотри на меня, я же не боюсь». Конечно, вы — большой и сильный, естественно, вам куда легче не бояться. Правильнее донести до ребенка, что вы не боитесь, вы взрослый и сможете защитить его. Страх можно пережить тогда, когда есть на кого опереться.
  • Если у ребенка ночные страхи (страх темноты, засыпания, тревожные сны и т.п.), то имеет смысл организовать успокаивающие ритуалы перед отходом в кровать. Спокойные игры, доброе родительское отношение, теплая ванна и нежные поглаживания по спине обязательно успокоят встревоженного малыша и настроят на спокойный сон.
  • Не следует избегать в разговоре тем, которые пугают ребенка. Если малыш хочет с вами поговорить о своих страхах, отнеситесь с пониманием и ни в коем случае не переносите разговор на другое время, как бы заняты вы не были. Проговаривать страхи очень важно: когда есть с кем разделить тревогу и страх, они становятся менее выраженными и исчезают намного быстрее!
  • Малыши очень часто рисуют и проигрывают свои страхи. Такие методы позволяют эмоционально отреагировать и пережить в игровой форме волнующую ситуацию. Вы можете спросить ребенка о его рисунках или игре, но если он не желает рассказывать, настаивать не надо. Ни в коем случае не высмеивайте и не критикуйте его действия.

Как помочь ребенку справиться со страхами

Какие бывают страхи, почему они появляются и как на них реагировать, мы уже выяснили. Давайте разбираться, как помочь крохе с ними справиться.

  • Если малыш боится и не дает выхода своим эмоциям, предложите ему нарисовать или слепить свой страх, расспросите подробно, какой он, зачем приходит. Далее, в игровой форме, можно порвать «чудище-страшилище» на множество мелких кусочков и пустить по ветру. Или переделать его в доброе и красивое существо, пририсовать ему смешные детали и придумать про него смешную историю.
  • Полезно рассказывать ребенку терапевтические сказки. Их можно придумать самому или взять из специальной книги, а можно даже заказать индивидуально для вашего малыша у специалиста-психолога. Основная идея такой сказки — проблема вашего ребенка, которая объясняется доступно во всех ракурсах и разрешается сказочным образом. Главным героем сказки обычно является или сам ребенок, или очень похожий на него герой. Слушая такую сказку, ребенок имеет возможность взглянуть на ситуацию со стороны и осознать ее по-другому.
  • Хороший результат может принести проигрывание страха в сюжетно-ролевой игре. Можно взять героя, который будет бояться того же самого, что и ребенок, и вместе с остальными героями придумать выход из ситуации. Можно проиграть непосредственно сам страх (укусила собака, поход к врачу), только нужно обязательно завершить игру на положительной ноте и дать понять ребенку, что он защищен.
  • Для детей, испытывающих страх темноты полезно такое упражнение под названием «эмоциональные качели». Открываете дверь в темное помещение, например ванную комнату, в остальных помещениях свет включен, то есть граница темноты и света четко обозначена. Предлагаете малышу поиграть (можно предложить напугать темноту). Беретесь за руки и забегаете на секунду в ванную, туда, где темно, и тут же выбегаете. Вначале можете просто наступать на порог, если ребенку страшно. Обычно такая игра сопровождается весельем и смехом, детям она очень нравится. Чередование напряжения с последующим выходом и расслаблением очень полезно для психоэмоционального состояния малыша, испытывающего страхи, так он учится на них реагировать и, в свою очередь, избавляться.

—>

Когда обращаться к психологу

Нередко бывает так, что детские страхи требуют профессиональной коррекции. Вам обязательно следует обратиться к психологу, если:

  • вы не знаете, как разговаривать с ребенком о его страхах, у вас не получается оказать малышу помощь в избавлении от страхов.
  • В вашей семье произошли какие-либо стрессовые ситуации, вследствие чего поведение ребенка изменилось.
  • У ребенка навязчивые страхи — часто повторяющиеся, одного и того же содержания. На этом фоне возникли навязчивые движения — грызение ногтей, покусывание губ, постукивание ногами, накручивание волос на палец и т.п.
  • Вам о чем-то трудно сообщить ребенку.
  • Вы чувствуете, что ребенок чего-то боится, но не можете выяснить, чего именно.
  • Вы просто чувствуете, что малышу нужна помощь.

Помните, что лучшая защита от страхов — родительская любовь, спокойная и комфортная обстановка дома, атмосфера защищенности, доверия и тепла.

Статья предоставлена журналом «Растим ребенка»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector