Что делают в детском саду

Что делают в детском саду

Что делают в детском саду

Что делают дети в детсаду?

Содержание:

Детский сад — это не просто место, куда родители могут отдать ребенка на время рабочего дня. Здесь малыш развивается физически, психически и эмоционально. Тут он учится общаться со сверстниками и с взрослыми, работать и отдыхать в коллективе, открывать в себе новые таланты.

Режим дня в детском саду

Детсадовский распорядок дня может различаться в зависимости от заведения и возраста воспитанников. Но в целом режим выглядит почти одинаково.

  • 7:00-8:30 — дети приходят в детсад, переодеваются, делают зарядку.
  • 8:30-9:00 — завтрак.
  • 9:00-10:00 — обучающие занятия.
  • 10:00-10:30 — отдых от занятий, сборы на прогулку.
  • 10:30-11:45 — прогулка.
  • 11:45-12:00 — возвращение с прогулки.
  • 12:00 — обед.
  • 12:30-15:00 — дневной сон.
  • 15:15-15:40 — полдник.
  • 16:00-17:00 — обучающие занятия.
  • 17:00-17:30 — игры.
  • 17:30 — ужин.
  • С 18:00 — сборы домой.

Если детский сад специализированный, то распорядок дня может быть изменен. К примеру, в корректирующих заведениях или отдельных группах обязательно включаются в расписание занятия с дефектологом или логопедом. А в ортопедических детсадах с малышами ежедневно проводят комплекс ЛФК.

Чем занимаются дети в детском саду?

Если речь не идет о подготовительной группе, где ребятишек уже учат читать и писать, то в обязательную программу занятий в детском саду входят:

  • общеукрепляющая гимнастика;
  • рисование карандашом и красками;
  • лепка, конструирование поделок из цветной бумаги;
  • музыкальные занятия: пение, знакомство с инструментами4
  • чтение.

Этот список может быть расширен. За счет средств родителей или государственного финансирования в садике могут быть организованы и другие занятия.

  • Уроки иностранного языка.
  • Занятия в бассейне.
  • Танцы.
  • Театральная студия.
  • Психологические тренинги.

Как бы ни хотелось родителям, чтобы их ребенок развивался всестороннее, они обязательно должны следить за тем, чтобы режим дня малыша не был перегружен. В противном случае психологические тренинги станут необходимостью.

Обучающие занятия

Помимо обучающих и развивающих занятий, которые проводят в детском саду, есть еще и то, чему невозможно научить на уроке. Все психологи и педагоги сходятся во мнении, что ребенок, посещающий детский сад, получает определенные навыки, которые потом пригодятся ему в жизни.

Какие навыки получает ребенок в детском саду?

  • Общение со сверстниками.
  • Урегулирование и предотвращение конфликтов среди сверстников.
  • Способность отстаивать свои права и защищать свои границы.
  • Умение слушать и слышать других.
  • Умение делиться, идти на компромисс, договариваться и держать слово.

Кроме того, в детском саду дети живут по определенному режиму. Поначалу от этого они могут испытывать настоящий стресс. Но, продолжая посещение дошкольного учреждения, ребятишки учатся бороться со стрессом. И около 95 % детей его с успехом преодолевают.

Развивающие игры в детском саду

Обучающие занятия и простое общение — это, конечно, хорошо. Только развитие ребенка невозможно представить без игр. В детском саду тщательно отбирают развлечения для детей, ориентируясь на их вкусы и потребности.

В основном ребятишки предпочитают сюжетно-ролевые игры.

  1. Парикмахерская. В эту игру играют не только девочки. Некоторым мальчикам также хочется проявить фантазию и сотворить шедевр на голове у однокашницы или воспитательницы.
  2. Магазин. Хорошо организованное «рабочее место» позволит детям побывать в роли покупателя или продавца и понять суть товарно-денежных отношений.
  3. Дом. Имитация жилого пространства помогает детворе почувствовать себя на месте родителей. Это развивает ответственность, хозяйственность, способность заботиться о близких.
  4. Кафе. Прекрасная игра для знакомства ребенка с профессиями повара и официанта. Она может научить вежливости и аккуратности. В этой игре дети знакомятся с азами сервировки стола.
  5. Театр. В группе дети играют, как правило, в кукольный театр. Часто они сами придумывают пьесу, распределяют роли, ставят спектакли, показывают их воспитателю и остальным ребятишкам. Это развивает мелкую моторику, речь и фантазию.

Можно сказать, что это базовый набор игр. Но есть еще и те занятия, которые проводятся воспитателем время от времени и сразу со всей группой. Это всем известная игра «Испорченный телефон», «Съедобное-несъедобное», «Ассоциации» (или «Крокодил») и другие.

Получается, что вся деятельность ребенка в детском саду сводится к чередованию физической активности, обучения, развития и отдыха.

Утро в детском саду: лайфхаки от опытных воспитателей

Утро задает настроение детям и воспитателям на весь день. Чтобы день начался на позитивной ноте, воспитателю нужно выполнить утренние «ритуалы» : в спокойном режиме подготовиться к новому рабочему дню, встретить малышей с улыбкой, уделить внимание детям, которые еще не адаптировались, и организовать деятельность группы. Подборка советов из этой статьи поможет правильно распределить своё время и сделать акцент на важных утренних задачах.

Как воспитателю подготовиться к приходу детей в детский сад

Один воспитатель в спешке бежит на работу, на ходу планирует первое занятие и в возбужденном состоянии встречает малышей. А другой — заранее пришел в садик, спокойно подготовил комнату к занятию и настроил себя на продуктивный день. Какой воспитатель с большей вероятностью расположит к себе детей и родителей?

Несколько советов, как начать рабочий день:

Приходите на работу заранее, за 15-20 минут до появления первого ребенка. Это время вам пригодится для подготовки к занятию.

Проветрите помещение. Продумайте, какие игры вам потребуются для первого занятия, и расположите их удобным для детей образом. Например, можно подготовить спортивный инвентарь для утренней зарядки и подобрать бодрую музыку.

Подумайте о вопросах, которые вы хотите задать родителям при встрече. Например, как себя чувствует ребенок, как он отзывается о садике дома, выучил ли ребенок песенку для мероприятия.

Если воспитатель подготовился ко встречи с детьми, он выйдет к ним в спокойном и расслабленном состоянии. Родители почувствуют, что их дети остаются в надежных руках.

Как воспитателю встретить детей утром

Дети хорошо чувствуют отношение к себе, поэтому не давайте им повода сомневаться в том, что вы рады их видеть.

Улыбайтесь. По возможности поинтересуйтесь у каждого, как начался его день, как настроение и что интересного произошло в жизни. Заведите диалог с родителями.

Если ребёнок недавно пришел в группу и еще не успел адаптироваться, попросите родителей привести его раньше других детей, чтобы у вас было время индивидуально пообщаться с ним. Если таких детей несколько, назначьте им конкретное время прихода, чтобы они приходили в разное время. В отдельной статье читайте другие советы по адаптации детей к детскому саду.

Будьте внимательны к детям. Наблюдайте за их эмоциональным и физическим состоянием. Если вы заметили нездоровые признаки, сразу обсудите их с родителями. Возможно, ребенок плохо спал, значит, он может капризничать днем. Или он простыл, тогда его лучше отправить домой.

Обратите внимание на внешний вид ребенка. Проследите, чтобы дети переобулись и переоделись при входе в садик. Помогите им при необходимости.

Понаблюдайте за тем, как дети прощаются с родителями. Если этот процесс затягивается или наоборот происходит слишком быстро, дети после ухода родителей могут расстроиться. Сообщите об этом родителям и дайте рекомендации, как сделать прощание более безболезненным для ребенка.

Если ребенок расстроен и не хочет оставаться в детском саду, отвлеките его и переключите внимание на то, что ему нравится. Например, на любимую игру или занятие. Тогда ребенок быстрее успокоится, а его настроение улучшится.

Научите детей здороваться при встрече — с воспитателями, друг с другом и с родителями других деток. Это поможет создать благоприятную обстановку в детском саду, научит детей быть вежливыми и доброжелательными.

После приветствия детей по отдельности можно приступать к групповым занятиям.

Какие активные действия провести воспитателю утром в группе

Занимайте детей с первых минут пребывания в садике, чтобы сохранить дисциплину.

Когда все дети в сборе, можно поприветствовать их — пожелать им доброго утра, настроить на веселый день и рассказать, чем они могут заниматься до завтрака. Предложите детям улыбнуться друг другу и дать хорошее пожелание на новый день.

Перед завтраком проведите зарядку. Если погода хорошая, организуйте зарядку на свежем воздухе. Сопровождайте движения музыкой и стихотворениями.

Утром можно подключить детей к трудовой деятельности. Например, попросить полить цветы. Параллельно можно провести познавательную беседу о растениях.

В свободное время предложите детям поиграть в игры. Дети не должны сидеть без дела.

Перед завтраком детей нужно успокоить. Проведите с ними короткую беседу о том, как вести себя за столом и о необходимости мыть руки перед завтраком. Чтобы детям было интересно, можно выучить с ними стихотворение на эту тему. Теперь можно вести их на завтрак.

После завтрака можно приступать к занятиям. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые занятия. Например, можно начать с упражнений на мелкую моторику. Заранее распишите для себя план занятий и подготовьте необходимые материалы.

От первых часов пребывания в группе зависит настроение и дисциплина на весь день. Ключевая задача воспитателя утром — поприветствовать детей и занять их играми или другой совместной деятельностью. Такое начало дня обеспечит детям спокойное, радостное и в то же время деятельное настроение на весь день.

Что делают в детском саду

В первой части статьи про адаптацию детей к детскому саду психолог Нина Ливенцова объяснила, как минимизировать стресс для ребенка и правильно подготовиться к новому укладу жизни. Сегодня Нина расскажет о самых распространенных ошибках родителей и даст маркеры, по которым легко понять, насколько успешно проходит адаптация.

Самые распространенные ошибки

Факторы, которые могут затруднять адаптацию и которые нужно по возможности не допускать или устранять.

1. Отсутствие каких-либо подготовительных мероприятий вообще. Идти в садик, как говорится, с места в карьер.

2. Резкое погружение в жизнь садика (сразу на полный день).

3. Внезапное исчезновение мамы, отсутствие ритуала прощания.

4. Неподготовленность ребенка к режиму.

5. Питание. Ребенок привык есть только протертую пищу.

6. Нет навыков самообслуживания у детей от трех лет (ребенок ждет, когда его покормят, оденут).

7. Угрозы детским садиком, негативная атмосфера вокруг темы детского садика.

8. Наложение стрессов — переезд, кризис трех лет. Бывает, что этого трудно избежать, просто учитывайте, что нагрузка на нервную систему повышена. Период адаптации может затягиваться.

9. Повышенная нагрузка на нервную систему в период адаптации. Например, ребенка записывают еще и в новые кружки.

10. Тревожность мамы, отсутствие твердого решения о нужности детского сада.

11. Игнорирование потребностей ребенка, отсутствие компенсации разлуки. При расставании создавайте тактильный контакт, что-то оставляйте за себя, проговаривайте, что будете делать, когда встретитесь после детского сада.


  1. Можно дать с собой в садик игрушку. Источник

12. Незаинтересованность в адаптации (выгодно взрослым).

13. Несерьезное отношение к адаптации, непоследовательность взрослых (проспали — не пошли).

14. Неготовность родителя к негативной реакции ребенка, ругань за эмоции ребенка, негатив утром при сборах и при прощании.

15. Нереалистичные ожидания родителей от ребенка.

16. Какие-то негативные родительские установки о садике.

Как понять, что адаптация закончилась благополучно

Адаптация занимает от 2 недель до 3 месяцев. Если вы были в длительной болезни, то адаптацию приходится начинать заново.

Следующие признаки подскажут, что ребенок привык к новой обстановке.

Ребенок усвоил правила пребывания в саду: он знает, что нужно сначала переодеться, затем сделать зарядку, потом позавтракать и так далее.

Ребенку психологически комфортно, он играет, ест, спит. При расставании может какое-то время плакать, но быстро успокаивается в группе и включается в игру. Или уже спокойно прощается с мамой и идет к воспитателю, общается.

Как понять, что ребенок не может адаптироваться

  • Ребенок ни с кем не общается, не идет на контакт. Он замкнут, никого к себе не подпускает, даже если прошло уже 1-2 месяца.
  • Ребенок ничего не ест, отказывается от воды. Не ходит в туалет даже пописать. Терпит до последнего.
  • Ребенок плачет, не успокаивается до тех пор, пока не придет мама.
  • Длительный, стойкий регресс в развитии (в речи, в навыках самообслуживания, появились навязчивости, ночные кошмары, которые не проходят совсем или проходят, когда ребенок, например, болеет и не посещает садик).

Если случилось так, что прошло 1-3 месяца, а прогресса в адаптации нет, то нужно разбираться в причинах. Вам помогут следующие шаги.

  1. Беседа с воспитателем и с садовским психологом. Обычно к малышам приставляется психолог, который следит, как проходит процесс адаптации.
  2. Проективная диагностика. Игра в садик, рисование, придумывание совместной сказки.
  3. Наблюдение (может, это реакция на одного из воспитателей или стресс, который истощил его. Тогда надо взять перерыв, восстановить организм).

Также обратите внимание на свои тревоги.

К чему нужно быть готовым

Даже если все складывается более-менее удачно, нужно быть готовым к некоторым вполне нормальным, но не совсем приятным вещам.

  • Скорее всего, ребенок будет плакать: при расставании, в садике без вас, во время утренних сборов, по дороге в детский сад. На самом деле ему есть что оплакивать (хороший признак, если плач имеет тенденцию к постепенному сокращению). Слезы, грусть — это нормально. Не надо за это стыдить, ругать, раздражаться, проявлять агрессию. Почему ребенок плачет? Ему страшно, он чувствует угрозу своей потребности в безопасности, он остается один, без мамы. Он может чувствовать одиночество (пока не познакомился с воспитателем и не завел друзей), напряжение при расставании с мамой. Как помочь ему почувствовать себя лучше? Тактильный контакт. Уверять, что вернетесь обязательно. Оставлять «себя» ребенку. Сочувствовать. Не жалеть времени на эмоциональное общение вечером.


В период адаптации проводите с ребенком больше времени. Источник

  • Короткий по времени откат в развитии и регресс в навыках (речь, туалет, ночной энурез, промашки во время игр в детском саду), могут быть даже какие-то навязчивые движения или действия. Принимайте это как временное явление. Не заостряйте на этом внимание. Не ругайте, не стыдите. Давайте ребенку больше тактильного контакта, эмоционального общения.
  • Страхи, агрессия в саду или дома, капризы после садика, ночные пробуждения с плачем и криками, непослушание дома. Ребенок рад, когда вы приходите в садик, а через минуту выказывает к вам враждебность и обиду. Ваша задача смягчить его эмоции, сказать, как вы соскучились, как любите своего малыша. Не торопиться собираться домой, а минут 10-15 посидеть обнявшись.

Это все нормальные, временные явления, которые пройдут, как только ребенок адаптируется к новым обстоятельствам. Вам, как родителю, понадобится немного терпения и спокойствия.

Резюме

Адаптация — способность организма приспосабливаться к окружающей среде. Эта способность есть у детей. Дети довольно гибкие.

Есть факторы, на которые вы можете повлиять — это ваш вклад в легкую и благополучную адаптацию ребенка к детскому саду. Есть факторы, которые мешают адаптации, — минимизируйте их.

Период адаптации длится от 2 недель до 3 месяцев.

Некоторые негативные явления в период адаптации — норма. Сохраняйте спокойствие. Будьте терпеливы. Поддерживайте ребенка. Будьте уверены, что ему под силу адаптироваться к детскому саду. Никакой маминой вины, тревогу держите под контролем.

И все сложится наилучшим образом! Чего я вам всем и желаю!

На основе материалов от психолога Нины Ливенцовой мы подготовили чек-листы по адаптации к детскому саду. Скачать их можно здесь→

Первый раз в детский сад. Адаптация ребенка

Я считаю, что слез во время адаптации к детскому саду быть не должно!

Осень — пора не только сбора урожая. Для многих родителей это еще и время отдавать ребенка в детский сад. Оставляя позади вопрос о том, в каком возрасте лучше всего ребенку идти в дошкольное учреждение (это отдельная тема для разговора), представим, что вы уже приняли оптимальное для вас решение. Давайте рассмотрим поэтапно адаптацию ребенка в детском саду.

В первую очередь я хочу, чтобы вы задали себе несколько вопросов. И честно (мысленно) на них ответили:

1) Вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок пошел в детский сад сейчас, в этом году, в ближайшее время?

2) Вы уже придумали, чем будете заниматься, когда ваш ребенок пойдет в детский сад (работа, хобби, учеба и т.д.)?

3) Устраивает ли вас предстоящая перспектива работы, хобби, учебы и … (напишите свой вариант)?

4) Есть ли у вас на данный момент готовый список критериев (близость от дома, цена вопроса, профессионализм воспитателей и т.д.) «хорошего» детского сада для вашего ребенка, по которому вы будете оценивать дошкольное учреждение.

Если вы ответили на все вопросы, можно сказать, что первый этап в подготовке к детскому саду вы прошли. Пойдемте дальше.

Опыт работы воспитателя в детском саду, личный родительский опыт и, наконец, опыт работы психологом определили мое отношение в настоящее время к слезам ребенка во время адаптации в детскому саду. Я считаю, что слез во время адаптации к детскому саду быть не должно!

Если ребенок плачет и кричит, значит, он не хочет, чтобы мама или папа уходил/ла. Других вариантов нет и быть не может. Почему родитель должен вдруг перестать слышать просьбы и мольбы ребенка и уйти – мне непонятно… Отговорки воспитателей «из прошлого века» в виде «он поплачет и перестанет», «давайте я подержу, а вы идите», не должны быть направляющей силой вашего поведения. Они, скорее, должны стать сигналом того, что перед вами человек, не понимающий природу слез ребенка. Потому что единственное, что может усвоить ребенок из такого опыта, так это то, что для мамы или папы важнее не он и его чувства, а «работа, хобби, учеба» (то место, куда вы так торопитесь от него уйти).

В детский сад — без слез!

Что же делать, чтобы ребенок пошел без слез в детский сад? А еще лучше, что сделать, чтобы он вам на прощание помахал ручкой и сказал: «мама/папа иди»? Или думаете, так не бывает?

Уверяю вас, так бывает, так было у моего ребенка и у детей, с которыми мне посчастливилось работать (несмотря даже на их предыдущий негативный опыт).

Итак, предлагаю вашему вниманию примерный план действий:

  • Примерно за месяц (в идеале, или просто как можно раньше) до начала похода в детский сад желательно начать придумывать причины, по которым ребенку там должно ОБЯЗАТЕЛЬНО понравиться и озвучивать их при каждой удобной возможности. Например, там много игрушек, есть возможность завести новых друзей, там гуляют два раза в день и так далее. Тем самым вы создадите положительное впечатление у ребенка о предстоящем походе в детский сад.
  • Обратите внимание на режим детского сада, в который вы собираетесь отводить ребенка. Постарайтесь привести домашний режим сна и бодрствования к режиму садика как минимум за три дня.
  • Если у вас есть такая возможность, оставьте запас времени на адаптацию ребенка (одну- две недели). Не исключено, что это вам не пригодится, и ваш ребенок сразу включится в новый коллектив (так тоже бывает). Зато вы будете чувствовать себя спокойно и уверенно, и не будете подгонять ребенка, если что-то пойдет не по ранее задуманному плану.
  • По возможности заранее сходите и посмотрите помещение с ребенком. Покажите, где он будет проводить большую часть времени.
  • Первый вариант — в первый день постарайтесь прийти пораньше, чтобы ребенок успел свыкнуться с мыслью, что он здесь останется без вас.
    Если видите, что ребенок не хочет вас отпускать, посидите полчаса – поговорите с ним, расскажите, как вы ходили в детский сад (если вам нравилось ходить, если нет, не поднимайте эту тему). Если ребенок ни в какую не поддается уговорам – идите домой! Сегодня вы сделали достаточно.
    Второй вариант (или следующий шаг после первой попытки) — придите на прогулку и погуляйте вместе с ребенком. На следующий день приходите уже с утра (все те же рекомендации, что и при первом варианте).
  • Подсказка! Я неоднократно использовала в работе один прием – он отлично работает с детьми, у которых был уже неудачный опыт хождения в детский сад (обычно заканчивающийся частыми болезнями ребенка). Прием заключатся в том, что вы заранее договариваетесь с ребенком, что заберете его, например, через час. Затем через два, три (в зависимости от того, как себя чувствует и ведет ребенок). Тут главное — не опаздывать, прийти вовремя. Таким образом, вы продемонстрируете ребенку, что все «под контролем» и ему не о чем волноваться. Даже если ребенок при этом захочет еще остаться, все равно забирайте его – сдержите слово (это важно)!
    В течение недели увеличивайте промежуток времени (1,2,3 и т.д.).
Читайте также  Как научить ребенка держать голову

Чего нельзя делать во время адаптации к детскому саду

  • Еда. Не настаивайте, чтобы в период адаптации ребенок «хорошо» питался в детском саду, т.е. так же, как дома. Желательно, чтобы с момента рождения ответственность за количество принятой пищи ребенком лежала на его плечах, а родители оставили бы за собой право регуляции качества этого питания. Тем более неуместно и вредно докармливать ребенка в возрасте двух-трех лет. Важно знать, что первый и самый распространённый протест ребенка против новых условий (в детском саду) будет выражаться в виде определенного «отношения к еде» и туалету. Может так случиться, что ребенок во время адаптации будет отказываться есть в детском саду совсем или частично, а также может не ходить в туалет «по-большому». Пусть вас это не пугает, это нормальный процесс. И он закончится, как только ребенок привыкнет к окружающей обстановке (к воспитателю и детям).
  • Игрушки. Наверняка ребенок заинтересуется игрушками в садике, скажите ему, например: «когда ты придешь сюда в следующий раз – ты сможешь с ними поиграть» (подогрейте интерес к детскому саду). Ни в коем случае не покупайте домой игрушки, которые понравились ребенку в детском саду. Оставьте ребенку ощущение «предвкушения».

В результате несложных действий ваш ребенок сможет спокойно и максимально безболезненно войти в новый коллектив.

Если же все усилия окажутся напрасными, предлагаю не спешить менять детский сад, а вернуться к первому этапу. И задать себе еще раз вопросы:

1). Вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок пошел в детский сад сейчас, в этом году, в ближайшее время?
2). Вы уже придумали, чем будете заниматься, когда ваш ребенок пойдет в детский сад (работа, хобби, учеба и т.д.)?
3). Устраивает ли вас предстоящая перспектива работы, хобби, учебы и … (напишите свой вариант)?
4). Есть ли у вас на данный момент готовый список критериев (близость от дома, цена вопроса, профессионализм воспитателей и т.д.) «хорошего» детского сада для вашего ребенка, по которому вы будете оценивать дошкольное учреждение.

Потому что часто дети улавливают сомнения и тревоги родителей, начинают болеть, выражая таким образом свой протест, тем самым помогая родителю обратить внимание на эти чувства и разобраться с ними.

Однако, если после двух недель «мягкого» ввода в коллектив, ребенок не хочет вас отпускать и ни при каких условиях не хочет оставаться в детском саду, стоит серьезно задуматься о поиске другого детского сада.

Причины, почему ребенку не нравится этот детский сад, могут быть разными:

1) Неготовность самого родителя отпускать ребенка (после трех лет ребенок готов отсоединиться от матери);

2) Личность воспитателя (воспитатель не смог найти подход к ребенку);

3) В коллективе ребенок чувствует себя небезопасно — есть шансы, что у ребенка не сложились отношения с другим ребенком или с несколькими детьми (в этом случае грамотный педагог должен проговорить родителям, в чем заключается проблема и наметить примерный план действий).

Неразрешимых ситуаций не бывает, и мне искренне хочется верить, что адаптация вашего ребенка пройдет легко и безболезненно!

Чему мы учимся в детском саду

С кем и как мы общались в детстве? Кто и чему учил нас? Переживания тех лет, даже забытые, имеют над нами огромную власть. Психолог Мария Макарушкина размышляет об опыте, полученном нами в детском саду, и предлагает упражнение, которое поможет его исправить, если это нужно.

Основные идеи

  • Детский сад – место, где большинство из нас проводит те несколько лет, когда закладываются основы нашего поведения, а также возникают психологические проблемы и страхи.
  • В детском саду мы осваиваем три основных умения: взаимодействие с социумом (властью и правилами), навыки общения и сотрудничества, адаптация к новым условиям.
  • Выбранные нами в детстве стратегии действуют и в нашей взрослой жизни.

– Пожалуйста, угощайтесь! – приветствует меня клиент – руководитель финансовой службы большой торговой компании. Перед ним блюдо с фруктами, орешками, конфетами и тарелка с бутербродами. – Нет, это я не обедаю. Просто привык все время что-то жевать. Ничего не могу с собой поделать. Это с детства, – объясняет он неожиданное для рабочего стола съестное изобилие.

Позже, в ходе психологической работы, мы выясним по крайней мере одну из причин его невоздержанности в еде.

– Когда я был маленький, то плохо ел. Однажды в детском саду воспитательница безуспешно пыталась накормить меня кашей. Подошла повариха – злая, резкая тетка, дети ее побаивались. Она пригрозила: «Не будешь есть, скоро умрешь. Я тебе обещаю. От страха я мгновенно съел всю кашу и с тех пор не перестаю есть.
Детский сад – место, где большинство из нас провели два-три года из тех первых семи лет, когда закладываются основы нашего поведения и, когда, увы, возникают психологические проблемы.

Мы обычно мало что помним про те времена. Но даже забытые переживания имеют над нами огромную власть. Они продолжают жить в бессознательном и втягивают в свою орбиту все новые впечатления, эмоции, обстоятельства.

Три умения

В детском саду ребенок учится трем главным умениям. И в зависимости от того, насколько он хорошо их освоит, сложится его характер, отношения с окружающими и, главное, с самим собой. Вот эти три умения:

1. Организованное взаимодействие с социумом

Ребенок учится взаимодействовать с воспитателями и группой как целым. Воспитателей надо слушаться, подчиняться их требованиям, следовать принятым правилам, но в то же время уметь отстаивать собственные интересы, внятно сообщать о своих потребностях. Так развиваются навыки взаимодействия с властью, организацией, социальный интеллект и способность «встраивать» себя в социум: для этого вовсе не обязательно быть общительным, надо быть умным и чувствовать расстановку сил. Возможны разные стратегии: полное подчинение существующим порядкам и «власти», сопротивление и восстание при каждом удобном случае, либо – идеальный вариант: гармоничное сочетание послушания и неповиновения в зависимости от конкретных обстоятельств. Выбранная стратегия закрепляется и в дальнейшем становится существенной составляющей нашей личности.

«Из детского сада меня забирали со слезами: плакали родители, а не я»

У меня никогда не было начальников, я всегда работаю на себя, – рассказывает про свой детский опыт создатель и руководитель большого российского рекламного агентства. – Я не слушался воспитателей в детском саду и учителей в школе. Любая их попытка навязать свою волю и показать власть вызывали у меня отчаянный протест – даже по пустякам. Меня было невозможно заставить тихо сидеть, когда я хотел бегать, или уложить спать, когда я был в азарте игры. Когда на меня кричали, давили, требовали, я еще больше наглел и сопротивлялся. И в итоге побеждал: обессиленные моим упрямством взрослые «махали на меня рукой», и я делал что хотел. Из детского сада родители меня забирали со слезами, но плакали они, а не я. Дома я еще терпел диктат взрослых, но за его пределами – никогда. Вот и вырос таким непокорным. Зато командовать умею и люблю.

Есть и другой пример. Один из руководителей Московского зоопарка рассказал мне, что его профессиональный путь во многом определили удовольствие от взаимодействия с обитателями детсадовского «живого уголка» (морские свинки, хомяки, черепахи) и похвала взрослых за усердие.

2. Общение со сверстниками

Ребенок учится играть вместе с другими детьми, делиться переживаниями, получать удовольствие от совместной деятельности, сотрудничать, уступать, завоевывать свое место в коллективе, справляться с обидами. Дальнейшая жизнь эти навыки развивает и дополняет, но «глубинные корни» нашей способности к общению с окружающими «прорастают» именно в это время, в возрасте 3-6 лет. Тут тоже можно выделить три стратегии поведения: подчинение, доминирование и партнерство. Выбранная стратегия превалирует и в нашем взрослом поведении.

Мы непрерывно получаем опыт – положительный или негативный. Это жизнь, от которой нельзя защитить или спасти

Большинство людей, преуспевших в карьере, с удовольствием вспоминают общение в детском саду: «Я быстро подружился с ребятами в группе. И хотя мне совершенно не нравилось торчать в детском саду целый день, я охотно шел туда – мне просто хотелось играть с ребятами». «Обожал драться с мальчишками. Точнее, мы сражались – особенно во время прогулок. Именно в то время я научился не бояться связываться даже с более сильными соперниками. Это мне потом очень помогло в жизни».

Один публичный человек рассказывал, как в детстве он выступал на праздничных концертах в детском саду: «Мне тогда было так весело – от устремленных на меня одобрительных взглядов, от переизбытка эмоций, от аплодисментов! Я уверен, что именно этот ранний и радостный опыт превратил меня в публичную фигуру».

3. Адаптация к новым условиям и управление собой

Ребенок учится приспосабливаться к новым условиям и управлять своими переживаниями. Это умение можно назвать одним словом – самостоятельность. Маленький, нежный ребенок, вокруг которого вращается весь домашний быт, вдруг оказывается в холодном, строгом и, как часто кажется, враждебном пространстве. Выходить из знакомой обстановки в неизвестный, полный неопределенности и новизны мир очень непросто, даже для самых смелых. Ведь мы впервые оказываемся одни, без родных, перед лицом чужого мира, и уже только сами отвечаем за свои слова, поступки и настроение.

Упражнение: помощь внутреннему ребенку

Вспомните детский сад – мысленно пройдитесь по его залам, коридорам, закуткам. Выгляните во двор. Всмотритесь в лица воспитателей, детей. Кого-то узнаете? Какие чувства вы испытываете? Что сразу вспоминается? Какие слова слышите? Представьте, что вы – тот самый маленький мальчик или девочка, который ходит в этот детский сад. Почувствуйте его или ее энергию, силы, а может быть, трепет и даже боль. Теперь представьте, что вы, уже взрослый, стоите рядом с собой маленьким. Протяните ребенку руку, побудьте вместе среди детского шума, возгласов и указаний воспитателей, посидите за обеденным столиком, поправьте край одеяла на кроватке во время тихого сна… Спросите себя-ребенка о том, что его радует и что тревожит. Пусть он поделится с вами всем, чем захочет. Будьте с ним бережны и внимательны: выслушайте, проявите сочувствие, окажите помощь, расскажите о том, что он вырастет и станет взрослым и сильным. И утраченная гармония восстановится.

Как это пережить? Как не плакать, как отпустить мамину руку? Чем раньше мы обретаем навыки самостоятельного бытия, тем прочнее и многообразнее они становятся. «Со временем я понял, что детский сад – это не так плохо. Я могу там отдыхать от вечных наставлений моей бабушки, которая постоянно меня воспитывала. А в саду воспитательница была одна на всех. И мне было в чем-то легче, чем дома. Ведь я был там более самостоятельным, более свободным. Мне и сейчас нравится все время быть среди людей, в обществе», – такой комментарий я однажды услышала от перспективного молодого менеджера транспортной компании. Ребенок в детском саду учится адаптироваться, контролировать свои чувства, принимать реальность. Каждому это удается, кому-то – не очень.

Я начала эти размышления с истории про обжорство, берущее начало в детсадовских страхах. Есть и другие подобные истории. «Я боюсь одиночества. Когда остаюсь один, начинается беспричинная тревога. Однажды я понял, откуда это возникло. Меня забирали из детского сада позднее, чем других детей. А те, радостно уходя домой, на прощанье мне кричали: «Если тебя вообще не заберут, то будешь ночевать один в детском саду. Все уйдут, а ты будешь тут торчать всю ночь!» И правда, ведь может так случится, – с отчаяньем думал я. И накатывала ужасная тревога. Похоже, я не излечился от этих страхов до сих пор», – поделился со мной своей тайной клиент.

К сожалению, даже самые внимательные и чуткие воспитательницы и самые опытные детские психологи не могут уберечь от горьких переживаний и глубоких травм. Мы непрерывно получаем опыт – положительный или негативный. Это жизнь, от которой нельзя защитить или спасти. Но можно вспоминать, осознавать, менять отношение, даже если мы уже выросли.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector