Что должен уметь ребенок в 2 года

Что должен уметь ребенок в 2 года

Что должен уметь ребенок в 2 года

Многопрофильный центр комплексной коррекции, реабилитации и развития «ДЭМ»

пн-вс с 9:00 до 21:00
г. Санкт-Петербург,
ул. Яблочкова, д. 3, лит. А

  • Главная
  • О центре
  • Принципы работы
  • Научно-методическое сопровождение
  • Специалисты
  • Мероприятия
  • Методическая продукция
  • Для детей
  • Для взрослых
  • Логопеды
  • Психологи
  • Нейропсихологи
  • Дефектологи
  • АВА-тераписты
  • Репетиторы
  • Рекомендуемые сайты и книги
  • Статьи
  • Распечатай и занимайся дома
  • Галерея фото
  • Галерея видео
    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Для родителей
  3. Статьи
  4. Что должен уметь ребенок в 2 года?
  • Рекомендуемые сайты и книги
  • Статьи
  • Распечатай и занимайся дома

Статьи

Что должен уметь ребенок в 2 года?

Развитие ребенка в этом возрасте напрямую зависит от тех усилий и того внимания, которое родители уделяют данному вопросу. Наблюдения за многими детьми показывают, что дети, с которыми интенсивно занимаются (мама, папа, педагоги в детских клубах) имеют более развитые физические, когнитивные и речевые навыки.

Так же более развитыми оказываются дети, у которых есть старшие братья или сестры (есть с кого брать пример).

Давайте подробно разберем все навыки которыми должен овладеть малыш в 2 года.

Что должен уметь ребенок в 2 года?

В возрасте двух лет дети должны:

1. Уметь ориентироваться в пространстве, то есть понимать, что предмет находится:

• в чем-то или за пределами чего-то (мячик в коробке, мишка в другой комнате);

• в помещении или на улице;

• вверху или внизу.

2. Уметь характеризовать качество предметов, например:

• что кошка — мягкая;

• салфетка — сухая или мокрая.

• вода из крана (или еда в тарелке) — холодная или горячая.

3. Уметь распознавать части тела, знать и уметь показать:

4. Уметь распознавать:

• основные стандартные цвета — красный, белый, зеленый, синий и т.д.

• предметы и объекты — мишка, кукла, машинка, домик;

• формы предметов — квадрат, овал, звездочка, кружочек.

Некоторые дети могут используя пальчики и считать до 5.

Равитие речи у ребенка в 2 года

В 2-летнем возрасте ребенок начинает при любой возможности сообщать родителям о своих: «люблю и не люблю», «хочу и не хочу». Словарный запас 2-летнего малыша составляет в среднем около 50 слов, хотя некоторые дети способны знать намного больше слов.

К 2 годам ребёнок должен:

• говорить простыми короткими фразами (2-3 слова);

• правильно понимать просьбы родителей;

• исполнять простые поручения, такие как: дай салфетку, принеси мячик, положи на стул, не вставай с кровати.

Физическое развитие ребенка в 2 года

В два года ребёнок должен уметь:

• смело стоять на ножках;

• не спотыкаясь не быстро бегать;

• легко прыгать вверх при помощи двух ног;

• самостоятельно подниматься по лестнице придерживаясь за перила;

• стоять на левой или правой ноге несколько секунд удерживая вес тела;

• перемещаться по кругу и зигзагам;

• левой или правой рукой уверенно держать карандаш;

• аккуратно есть при помощи ложки;

• строить башни из 7-8 блоков;

• играть в мяч (пинать, бросать).

Первые попытки ухаживать за собственным телом

Именно с 2-летнего возраста врачи советуют приучать ребенка к личной гигиене и навыкам ухаживания за собственным телом. С 2 лет дети должны начать учиться пользоваться зубной щеткой и зубной нитью. К двум годам, большинство детей уже имеют 20 молочных зубов, поэтому должны перестать сосать пальцы и засовывать из в рот.

Два года — время приучения ребенка к туалету (детскому горшку).

Когнитивное развитие ребенка в 2 года

В 2 года ребёнок должен уметь:

• хорошо понимать речь, рассказы и сказки (разумеется ориентированные на детей данного возраста);

• копировать движения любимых игрушек — мишки, куклы, обезьянки;

• узнавать знакомые предметы на картинках и называть их;

• складывать простые карточные головоломки (3-4 карточки);

• называть предметы изображённые на картинках;

• считать от 1 до 3 и понимать значение этих цифр;

• уметь на пальчиках показать свой возраст;

• знать, что ребенок мальчик или девочка.

Эмоциональное развитие ребенка в 2 года

К двум годам дети начинают интересоваться другими детьми и пытаются наладить контакт с ними. Дети Малыши становятся более разговорчивыми, активными и коммуникабельными, пытаются играть в простые детские игры с другими детьми, начинают понимать и принимать правила. В возрасте 2 лет крайне важно помогать ребёнку в расширении контактов, чаще хвалить, помогать ему в общении со сверстниками. Если родители будут помогать ребёнку осваивать новые навыки общения, ребенок легче войдет в детский коллектив, будет легко контактировать с детьми, легко оставаться без родителей в деткой комнате с няней или воспитателем. С 2 летнего возраста ребенка следует приучать к распорядку дня. Помогать ему спокойно справляться с новыми ощущениями, вводить в круг семьи новые знакомства (друзей ребенка).

Развитие мелкой моторики у ребенка в 2 года

В 2 года ребенок должен уметь:

• брать в руки цветные карандаши и рисовать различные каракули;

• брать в руки детские безопасные ножницы и пытаться ими резать бумагу;

• брать крупные бусинки и нанизывать их на толстую нить (бусины должны быть крупными, чтобы ребенок не смог положить их в рот);

• застёгивать и расстёгивать молнию;

• наливать воду в пластмассовую кружку и выливать ее в тазик;

• строить из мокрого песка палочки различных форм и размеров;

• брать в руки различные по форме предметы и вставлять их в подходящие отверстия;

• пытаться застегивать и расстёгивать пуговицы.

Тест: «Уровень развития ребенка 2 лет»

Перед тем как приступить к тесту, убедитесь, что ваш ребенок не устал, не голоден и прибывает в хорошем расположении духа. Если малыш не хочет сейчас играть и отвечать на вопросы, не заставляйте, дождитесь другого момента. Весь процесс тестирования должен проходить в игре с позитивным настроем. Помните, что все детки индивидуальны, а результаты теста носят лишь рекомендательный характер.

1. Строим башню из кубиков

Для прохождения подобного рода теста вам понадобятся кубики (сторона около 8-10 см). Предложите малышу с ними поиграть. Начните с ребенком строить башню, предварительно показав как нужно правильно складывать один кубик на другой. Постепенно дайте возможность ребенку самостоятельно приступить к постройке башни. Ваш малыш уже не должен засовывать их в рот и бросать на пол, он должен в точности выполнить поставленную перед ним задачу. В идеале двухлетний ребенок должен самостоятельно строить башни и даже поезда из кубиков.

2. Тестируем при помощи простых геометрических фигур

Заранее подготовьте доску, которая будет иметь прорези для геометрических фигур. Основные фигуры: овал, круг, четырехугольник, треугольник, ромб и квадрат. На доске каждой фигуре должен соответствовать определенный контур. Такую доску нетрудно и самим изготовить. А можно купить подобную развивающую игрушку в магазине. Начинать тест стоит с самого простого задания. Покажите малышу фигуры, взяв каждую с соответствующего ей контура, пускай он их потрогает. Начните с круга, предложив ребенку положить его на место, чтобы доска стала гладкой. Если он начнет делать неправильно, то покажите ему, что положив круг не на свое место, доска стала неровная. Попросите его исправить это. Если в следующий раз он справится с задачей, то попросите еще раз выполнить задание. Обязательно хвалите ребенка. Не переживайте, если с остальными фигурами малыш не всегда справляется, через пару дней занятий все получится. В два года ребенок должен уметь вкладывать уже абсолютно все фигуры.

3. Используем любую пирамидку

Соберите сами пирамиду и покажите ее своему ребенку, попросив сделать такую же. Не подсказывайте малышу и следите за тем, как он выполняет ваше задание. Бывают случаи, когда дети в этом возрасте не учитывают размеры частей пирамиды и не могут последовательно разложить их по размерам. Отлично, если малыш сам замечает свои ошибки и устраняет их, при этом не разрушает всю постройку. Если у него не получается исправить ошибки самостоятельно, то помогите ему ,объясняя, что и как необходимо было сделать. Ребенок двух лет должен уметь нанизывать кольца пирамиды, в полном соответствии с размером и их последовательностью.

4. Простые тесты с предметами повседневного быта

Двухгодовалые малыши уже могут не только пользоваться многими предметами быта. В этом возрасте дети уже должны уметь пользоваться ложкой и пить из кружки, а также вставлять ключ в замок, кормить и баюкать игрушки. Также постарайтесь научить ребенка надевать носки, штаны и обувь. К двум годам он должен это уметь делать самостоятельно (купить детскую одежду интернет магазин).

5. Развитие двигательной сферы двухгодовалых детей

Малыши в возрасте двух лет полностью овладевают своим телом. Они уже влезают на стулья, могут перешагивать через препятствия и, нагнувшись, поднимают игрушки с пола.

Двухлетние дети должны уметь рисовать круглые (почти круглые) и вертикальные линии, давайте ему побольше рисовать его «каляки-маляки».

6. Оцениваем детскую память

Ваш ребенок уже может запомнить как минимум четыре последовательных простых действия, вам стоит только несколько раз попросить их выполнить. Например, взять ручку, подойти к столу, нарисовать рисунок и принести его вам. То есть он должен без ваших подсказок все эти действия согласно вашей последовательности выполнить.

7. Проверяем запас слов малыша

Поставьте перед ребенком примерно пять самых простых предметов: соску, мячик, игрушку, яблоко, ботинок. Попросите его перечислить все, что он видит. Ваш малыш должен будет, как минимум два предмета назвать правильно.

8. Проверьте, узнает ли ребенок изображения по их названию.

Для этого покажите малышу картинки с изображением знакомых ему животных и спросите про каждого, где оно (корова, лошадь и т.д.) Он должен будет пальцем вам указывать правильные ответы.

Если ваш малыш с большим количеством данных тестов не справился, то поработайте над заданиями совместно и повторите тест через пару недель. Играйте в игры, развивающие мелкую моторику.

Что должен уметь ребенок в 2 года

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: В каждом возрасте ребенок переживает новые периоды психоэмоционального и физического развития.

Статья:

В каждом возрасте ребенок переживает новые периоды психоэмоционального и физического развития. Зная особенности конкретного возраста, родители смогут более точно понять потребности своего чада, помочь ему освоить необходимые навыки, обеспечить для этого нужные условия. В возрасте 2-3 лет перечень возрастных особенностей детей уже достаточно широк, как и открывающиеся перед ними горизонты.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

На рубеже 2-3 лет есть два основных момента развития крохи, которым стоит уделить отдельное внимание: начало сепарации и период «почемучки». Именно эти отличительные особенности в большей степени влияют на дальнейшее развитие малыша: физическое, умственное, эмоциональное. От правильного поведения родителей будет зависеть, как пройдет этот период: в «атомных войнах» или «мире и согласии».

Кто такой «почемучка», родители двухлетних малышей знают не понаслышке. Тысячи вопросов с утра до вечера в этот период – обычное дело: ребенок начинает активно познавать окружающий мир, его закономерности, взаимодействие объектов, устройство предметов, способы коммуникации.

А вот о сепарации слышали не все родители. Однако большинство из них наверняка уже столкнулось с безапелляционными детскими заявлениями «не хочу — не буду» и «я сам». Сепарация – это процесс разделения в сознании малыша его и родителей. Это касается личного пространства, желаний, демонстрации собственных достижений, самостоятельности как таковой. Малышу сейчас важно доказать взрослым в семье, что его слово или желание имеет вес, с его мнением старшим нужно считаться, а его умениями можно гордиться.

Он начинает осознавать себя как личность, соотносит себя с «я». Поэтому старается понять и раздвинуть границы «своей территории», утвердиться. Отсюда бесконечные капризы, отказы, требования, которых ранее не наблюдалось.

Этот период – один из самых напряженных. Но он означает, что малыш развивается правильно, очередной этап наступил вовремя. Закончиться он должен утверждением равенства в общении между взрослыми и ребенком.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРИ СЕПАРАЦИИ

Психология малышей 2-3 лет отличается эгоцентризмом. Они считают, что все в мире предназначено и происходит только для них. Все, что с этим понятием расходится, вызывает крики, протесты, возмущения, громкий плач, истерики. Сейчас очень важно донести до малыша социально разумные рамки проявления своего недовольства. Прекрасно помогут в этом «сказки-воспиталки». Если на конкретный случай сказки не найдется, ее можно сочинить.

Стараясь установить собственную независимость, ребенок пытается манипулировать родителями: появляются неожиданные требования помочь ему сделать то, что он вполне может выполнить сам. Здесь важно дать понять ребенку, что взрослые гордятся тем, как он хорошо это делает без них, постоянно хвалить его за самостоятельность.

В детском коллективе малыши взаимодействуют пока плохо: играют не вместе, а рядом. Но потребность в общении со сверстниками высока. Поэтому важно провоцировать детей на совместные действия. При этом взрослые должны наблюдать, не стремится ли их кроха стать авторитарным лидером, которому принадлежит и подчиняется все вокруг. Его лидерские задатки нужно направлять в правильное русло, помогая развивать навыки коммуникации не силовыми способами, а конструктивным общением.

Помните, что малыш в этот период активно перенимает стиль общения и поведения окружающих его взрослых. Избегайте агрессии, учите его диалогу с окружающими, учите следовать установленным в конкретном социуме правилам (распорядок в детском саду, поведение в коллективе).

СКВОЗЬ ПРИЗМУ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Период с 2 до 3 лет – настоящий бум развития познавательной активности. Поэтому бесконечные вопросы малыша должны всегда удовлетворяться полными ответами, построенными таким образом, чтобы малышу было легко их понять.

В этом возрасте ребенок стремится познать суть вещей, но еще не знает разницы между живым и неживым – разбираясь в том, как что устроено, он может «разобрать» не только машинку или конструктор, но и жука или бабочку. Важно объяснять ему, что они – живые, что им больно и поступать с ними таким образом нельзя.

Ребенок постигает окружающий мир через собственное восприятие, ему важно не только видеть, но и трогать, нюхать, пробовать на вкус и прочность все, что его окружает.

Отвечая на многочисленные вопросы, родители побуждают кроху к активному развитию речи: учат давать развернутые ответы, расширяют словарный и понятийный запас.

Благодаря развитию познавательной деятельности в 2-3 года малыш в состоянии понимать и различать следующие понятия:

  • размеры предметов (больше, меньше, шире, длиннее);
  • количество (много, мало, один);
  • названия и назначение предметов, которые его окружают, которыми все пользуются;
  • предмет и его части (у машинки есть колеса, двери, фары, у слоника – уши, хобот);
  • обобщения (транспорт, животные, посуда, еда, игрушки, цветы).

Дети в этом возрасте соотносят предмет и действие, им совершаемое (машина едет, чайник кипятит, птица летит, цветок пахнет); персонаж и звуки (коровка мычит, воробышек чирикает). А также понимают смысл некоторых профессий (доктор лечит, повар готовит, почтальон разносит газеты и письма).

Все эти навыки нужно использовать для развития памяти малыша:

  • разучивать с ним простые четверостишия;
  • учить запоминать, какой предмет был, а теперь исчез;
  • чем отличаются две похожие картинки.

К 3 годам в лексиконе ребенка может быть от 400 до 1500 слов.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Ребенок 2 лет уже совсем не такой беспомощный, каким он был всего лишь год назад. Сейчас он уже умеет (или почти умеет) довольно много:

  • бегать, прыгать на одной и двух ногах;
  • ходить на цыпочках, на пятках;
  • наклоняться, приседать;
  • преодолевать пороги, ступеньки;
  • бросать и ловить мяч, попадать им в цель;
  • делать два действия одновременно (шагать и хлопать);
  • лазать по лесенкам и скатываться с горок на игровой площадке.

В этот же период малыш учится кататься на трех- или четырехколесном велосипеде.

Начало сепарации приводит к тому, что ребенок начинает активно осваивать новые навыки, доказывая родителям, что может сделать это сам:

  • надевать майку, носочки;
  • застегивать пуговицы;
  • мыть ручки;
  • чистить зубки;
  • завязывать шнурки;
  • даже чистить свои ботинки.

Не факт, что у него все получится с первого и даже десятого раза, но он упорно будет добиваться своего, и в этом родители должны ему помогать, поддерживать кроху, хвалить за его самостоятельность и умения, которые он с таким прилежанием им демонстрирует. Все это будет способствовать тому, что ребенок начнет доверять родителям, и из конкурентов они превратятся в его союзников, которым он с удовольствием будет помогать – по просьбе или собственной инициативе. Например, он сможет:

  • убрать свои игрушки;
  • отнести мусор в ведро;
  • протереть пыль на полке;
  • помочь маме загрузить белье в машину;
  • насыпать корм рыбкам, если есть аквариум;
  • разложить салфетки, хлеб на столе;
  • убрать на место ложки, вилки.

К тому же, развитие этих навыков способствует оттачиванию мелкой моторики. А это, как известно, прямое влияние на развитие речи.

ИНТЕЛЛЕКТ, ЛОГИКА, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ

Сейчас юный исследователь способен к некоторому анализу. К примеру, он обдумывает действие, прежде чем его совершить. Скажем, чтобы достать вазу с конфетами с высокой полки, подумает и принесет стул.

Он понимает, к какому результату приведет то или иное действие (если дотронуться до горячей кастрюли – будет больно, если кинуть мяч в стену – он отскочит, если стать за край кровати – упадешь). Малыш становится более внимательным, наблюдательным (отсюда и появляется большинство его «почему»).

В этом возрасте ребенку сложно долго удерживать внимание на чем-то одном, но он должен уметь концентрироваться на заинтересовавшем предмете или явлении не менее 15 минут.

Память и логическое мышление уже достигли определенного уровня, ребенок превратился в исследователя и конструктора. Он уже умеет:

  • собирать разборные игрушки из 4 и более деталей (пирамиду, пазлы, башенку из кубиков);
  • определять, какому предмету принадлежит отдельная его часть (волосы – кукле, колесо – машинке, крыло – птице);
  • различать предметы по цветам, формам (круг, квадрат, треугольник), свойствам (тяжелый, мягкий, теплый);
  • находить недостающие детали на картинке (у домика нет двери, у собачки – хвоста);
  • определять предмет по его описанию;
  • описывать сюжет картинки;
  • рассказывать, что делал в течение дня.

Если ребенок в 2,5 года пользуется для рассказа односложными предложениями, провоцируйте его на развернутые ответы наводящими вопросами и просите затем собрать все ответы в один полный. Показывайте пример, если малыш не смог сделать это с первого раза.

ИНТЕРЕСЫ, ВООБРАЖЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО

Юный исследователь, мыслитель и конструктор постоянно проявляет все новые интересы. Интересно ему все:

  • слушать мамино чтение (теперь уже он вникает в суть услышанного, запоминает, анализирует, может пересказать сюжет в общих чертах);
  • описывать происходящее вокруг на прогулке, изображенное на картинках, увиденное в мультике;
  • придумывать, чем заняться (при этом ребенок может синтезировать самые невероятные эксперименты – наряжать кота, красить мамино тесто для пирога, рисовать на ботинках и т. д.).
  • фантазировать. Это одно из самых ярких проявлений возраста – чем невероятнее фантазии малыша в этот период, тем полноценнее развивается его интеллект. При этом за выдумки ребенка не нужно ругать – наоборот, буйная фантазия достойна похвал и развития взрослыми.

Возраст 2-3 лет – это пора активного развития творческих способностей. Малышу крайне интересно становится самовыражаться в самых разных сферах, таких как конструирование, рисование, лепку, сочинение невероятных историй, собирание мозаик и т. д.

В этот период важно обеспечить ребенку простор для творчества. Рисовать можно карандашами, красками (в том числе – пальчиковыми), мыльной пеной, пальчиками по муке или песку. Лепить – из пластилина, глины, теста. Важную роль для тактильного развития играет работа с песком. Собирать и строить можно конструкторы («Лего»), мозаики, пазлы, пирамиды, кубики. При этом самые невероятные конструкции должны с восторгом приниматься взрослыми как проявление взрослости их чада. Это придаст малышу уверенности.

Постарайтесь стать союзником малыша в его творчестве, компаньоном в подобных играх. Это поможет минимизировать противостояние, даст малышу уверенность в вашей любви и гордости им, позволит чувствовать себя защищенным.

Таковы основные возрастные особенности детей 2-3 лет. Да, с малышом в этот период непросто: его словно подменили. Но взрослые должны понять главное: крохе не легче. Его поведение – это не простые капризы, а важный отрезок на пути развития, пройти который должны помочь именно родители. Малышу надо выйти из этого этапа с новым ценным багажом: принятием равноправных в коммуникации взрослых, навыками социализации, множеством новых умений. А главное – с чувством того, что его любят не за его поступки, а потому, что он есть, с ощущением, что у него есть надежная защита, стабильность и самостоятельность. Какими бы понятиями для себя он это ни называл.

Особенности развития и созревания физиологических систем организма детей второго года жизни

Этот возраст называют ясельным. Период крайне важный в жизни малыша: рост организма протекает не так бурно, как на первом году, но психическое и физиологическое развитие ребенка совершает новый качественный скачок.

На втором году жизни вес ребенка увеличивается ежемесячно на 200-250 г, а рост — на 1 см. Это усредненные данные, на которые можно ориентироваться, взвешивая и измеряя ребенка.

Изменяются и сами пропорции тела ребенка; если размер головы у новорожденного ребенка составляет около ¼ от общей длины тела, то к 2-х летнему возрасту он постепенно уменьшается до 1/5.

Центральная нервная система становится заметно выносливее. Периоды торможения сокращаются, увеличиваются промежутки активного бодрствования ребенка. Дети уже умеют сосредоточиваться на одном занятии довольно длительное время — до 10 минут. Совершенствуются функции коры головного мозга, развивается память: ребенок помнит события, произошедшие несколько часов назад. Стремительно улучшается речь, накапливается активный словарный запас.

Заметно стабилизируется деятельность сердечно-сосудистой системы. Она функционирует с меньшим напряжением. Частота сердцебиений снижается до 86-90 ударов в минуту, что уже приближается к показаниям нормы для взрослого человека.

Совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Идет интенсивное окостенение мягкой костной ткани, хрящей. И хотя этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока человек растет (иногда до 20-25 лет), скелет ребенка на втором году жизни уже обеспечивает довольно хорошую вертикальную устойчивость всего тела. Продолжается укрепление мышечно-связочного аппарата. Движения становятся более уверенными, разнообразными. Но физическое утомление все еще наступает быстро, ребенок часто меняет позу, после значительных усилий долго отдыхает.

Возрастные изменения происходят и в желудочно-кишечном тракте. Развивается мышечный слой стенки желудка, повышается кишечный тонус, усиливается перистальтика, совершенствуется нервная регуляция механизма прохождения пищи по кишечнику.

Мочевыделительная система функционирует гораздо совершеннее, чем в грудном возрасте. При относительно небольшом росте почек объем мочевого пузыря увеличивается. Соответственно увеличивается количество однократно выделяемой мочи, число мочеиспусканий в сутки снижается до 10 раз. В ясельном возрасте рецепторы мочевого пузыря и спинной мозг все еще недостаточно развиты — как следствие, позыв к мочеиспусканию слабый. Большинство детей только к 3 годам смогут своевременно реагировать на переполнение мочевого пузыря. Поэтому не стоит упрекать малыша за мокрые штанишки.

Подобно умению ползать, ходить и говорить, навык опрятности формируется у каждого ребенка индивидуально. Некоторые дети готовы пользоваться туалетом, еще не достигнув двухлетнего возраста, другие — только после третьего года жизни. Убедиться, что ребенок готов к формированию навыка опрятности, можно по следующим признакам:

  • остается сухим в течение часа или двух, иногда просыпается сухим по-сле дневного сна;
  • опорожнение мочевого пузыря или кишечника начинается каждый день в одно и тоже время (например, утром или после еды);
  • обращает внимание на соответствующие функции организма: находит способ дать знать, что собирается что-то «сотворить» (затихает, кряхтит, отходит в уголок, иногда может сказать, как-то «прокомментировать» мокрые трусики);
  • испытывает чувство брезгливости при виде грязных рук, лица или от-вращение к мокрым подгузникам;
  • начинает чувствовать разницу между мокрым и сухим, грязным и чистым;
  • знает специфическую терминологию, принятую в семье («пи-пи» и пр.);
  • может сообщить о своих потребностях и выполняет простые указания;
  • проявляет любопытство к поведению других членов семьи (сопровождает взрослых в туалет и ванную).

Опорожнение кишечника после года происходит обычно раз в сутки. Меняется характер стула: он становится более плотным, темного цвета, с характерным неприятным запахом. Важно следить за тем, чтобы у ребенка не было запоров, для этого нужно строго соблюдать возрастной режим питания. При склонности к этому недугу следует обратиться к врачу. Проверенный временем способ борьбы с запорами: давать ребенку по утрам полстакана кипяченой воды комнатной температуры и предлагать пользоваться горшком в одно и то же время.

От 1 года до 1,5 лет ребенок должен спать по-прежнему два раза в день. Обычно первый дневной сон бывает после завтрака и небольшой прогулки. Второй — после обеда или перед полдником, если после обеда малыш активно бодрствует. Продолжительность дневного сна у всех детей неодинакова, но в среднем составляет 3 часа в день. Ночной сон длится 10-11 часов.

Иногда ослабленные, недоношенные дети, находящиеся в периоде адаптации к детскому саду (яслям), дольше полутора лет сохраняют второй сон. Предоставьте им такую возможность. Они сами перейдут на один сон, когда будут готовы. Вообще этот процесс крайне индивидуальный. После 1 года 6 месяцев ребенку оставляют один дневной сон только в том случае, если он здоров и ко времени укладывания находится в бодром, активном состоянии. Если через некоторое время он начинает проявлять признаки утомления (становится вялым или возбужденным, плохо ест), то его временно (на две-три недели) снова следует перевести на два дневных сна. Ранний (до 1,5 лет) переход на один сон нежелателен — малыши устают от длительного бодрствования, перевозбуждаются, долго не засыпают.

От 1,5 до 2 лет дети спят днем один раз, около 2-3 часов. Общая продолжительность сна должна составлять не менее 13-14 часов.

Дневной сон лучше по-прежнему проводить на свежем воздухе. Хорошо, если есть возможность уложить ребенка на открытой веранде, в лоджии, в саду. Конечно, это вызывает определенные трудности, ведь в коляске ему уже тесно, а на раскладушке или в гамаке детям спать нельзя во избежание искривления позвоночника.

Можно организовать дневной сон в комнате, но при этом должен быть постоянный приток свежего воздуха. Не бойтесь зимой открывать форточку, а летом — окно или балконную дверь. Перед ночным сном хорошо проветривайте комнату, а на ночь оставляйте неплотно закрытую форточку или окно. Достаточное содержание кислорода в воздухе — важное условие спокойного крепкого сна.

На время сна повяжите ребенку косынку и накройте теплым одеялом. При нормальной комнатной температуре ребенка нужно укрывать тонким шерстяным одеялом в пододеяльнике, подвернув его конвертом под мат-рас. Во сне ребенок не должен перегреваться, потеть, иначе он будет стремиться освободиться от одеяла и может переохладиться. Подумайте об одежде для сна — просторной, не стесняющей движений.

В течение первых двух лет жизни, когда особенно заметен рост ребенка (он увеличивается примерно на 32 см), малышу необходимо часто отдыхать лежа. Стоя ребенок растет хуже.

С 1,5 лет можно укладывать ребенка на подушку. Она должна быть плоской, не выше 2 см, не пуховой и не перьевой.

При наличии проблем со стороны носоглотки перед сном нужно произвести туалет носа водой «Аква-марис», в противном случае стекающая по задней стенке глотки слизь накапливается и вызывает кашель (под утро или в конце дневного сна).

Хорошо выспавшийся малыш просыпается сам в одно и то же время, он бодр, энергичен, жизнерадостен.

Не позволяйте ребенку после пробуждения долго лежать в постели: эта привычка расслабляет, снижает тонус организма уже настроившегося на бодрствование. Проснулся, потянулся — и вставай! Перед сном тоже необхо¬дим определенный настрой — спокойные игры, тихое чтение. Тогда «переключившийся» на сон ребенок спокойно засыпает.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ — ОЧЕНЬ РАНИМЫЙ ВОЗРАСТ

В этом возрасте ребенок испытывает ненасытное желание исследования и автономии («я», «я одна», «я сама»).

Существует такой возрастной феномен, как истерики 2-го года жизни, сопровождающие социальное развитие детей (их проявления: капризы, немотивированный плач, негативные и протестующие реакции и т.д.). Такое поведение отражает неспособность ребенка четко выразить свои потребности и желания, а также относительную социальную незрелость только начинающих говорить детей (отсутствие сформированности эмоционально-волевой сферы).

Несоответствие между затрудненным импульсным контролем и познавательными способностями детей 1-2 лет жизни увеличивает риск случайного травматизма: падений, порезов, ударов предметами, ожогов, укусов животными. А также первые инфекции, занесенные через рот грязными руками (кишечные, ТВЦ, глисты). Отсюда необходимость чаще мыть пол и руки ребенка.

Соблюдайте все предосторожности, но не подавляйте активности малыша. Наоборот, создавайте все условия для правильного развития и тренировки всех положительных качеств, с которыми ваш ребенок пришел в жизнь, учитывая все факторы риска.

В основе самого драгоценного секрета всех красивых детей лежит нежность матери. Ребенок так же нуждается в ласке, как в воздухе и пище. Малышу необходимо, чтобы его ласкали, теребили, нежили. Конечно, не постоянно, но часто. И даже если у вас нет свободного времени, найдите четверть часа для поцелуев и нежности.

Материал подготовлен врачом-неврологом клиники «Призвание» Мерзляковой Г.Н.

Лекции кафедры поликлинической педиатрии, Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава РФ.

Журнал «Актуальные вопросы развития детей».

Что должен уметь ребенок в 2 года

муниципальное бюджетное дошкольное

«Детский сад №315»

Возрастные особенности детей 2-3 лет

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 2 – 3 лет

Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже может справиться самостоятельно.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.

Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов. Чтобы не выдвигать ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, надо знать о характерных возрастных особенностях.

В возрасте 2 – 3 лет малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит непроизвольный характер . Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.

Теперь ребенку уже нужно объяснять правила поведения , да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи.

На третьем году ребенок может самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Иногда дети 2-3 лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т.д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз — проявите твердость, если ребенку стало скучно — своевременно усложните требования к нему. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше . А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать «маленьким», беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала только ему.

Третий год в жизни ребенка называют кризисным ( кризис 3 лет ), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит «я»: «Я не хочу, я не буду!» Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит оттого, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять .

Без умения договориться с ребенком, ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера. Ребенок со сломленным «я», возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего «крыла», будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но в пределах разумного.

Активно развивается речь ребенка. Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка.

В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Характерной особенностью речи ребенка 2-3 лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию.

Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, — глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, — поверхностен и он будет. Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии : ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.

К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры . Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети — зеркало взрослых. Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

  • называние цвета (желтый, красный, синий, зеленый),
  • выделение величины (большой, поменьше, маленький),
  • называние формы (круг, квадрат, треугольник),
  • расположения предмета в пространстве (близко, далеко, высоко, низко, спереди, сзади);
  • сравнение по цвету, форме, размеру;
  • координация движений рук и зрения;
  • формирование понятий «много», «мало», «один».

Вам как родителям важно:

Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя и утомительно. Поэтому вам нужно по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр . Будет прекрасно, если именно вы будете его партнером по игре.

Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом : пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

Чаще разговаривать с малышом, читать ему книжки, обсуждать то, что он видел или делал.

Предоставлять возможности для самых разных игр с предметами . Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года малыш нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужно доброжелательное сотрудничество.

Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно . Понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через постоянное исследование нового.

Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке — закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком изобразить действия некоторых из них, и т. п.

Что должен уметь ребенок 2 – 3 лет

  • понимать короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях; отвечать на вопросы об этих событиях
  • выполнять до 3 поручений (возьми, отнеси, положи)
  • называть детали лица (губы, зубки, язык, лоб, ушки, щёки и др.) и тела (руки, ноги, спина и др.)
  • использовать предложения из 2-3 слов
  • употреблять в речи прилагательные, местоимения, предлоги
  • называть предметы по картинкам
  • говорить «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуй»

  • соотносить объемную геометрическую фигуру с плоскостным изображением, накладывать на образец
  • группировать предметы по форме (круги, квадраты, треугольники)
  • выделять величину предмета в сравнении (большой, поменьше, маленький)
  • различать 3-4 цвета, подбирать цвета по образцу, называть их
  • различать качества предмета: тяжелый – легкий; мягкий – твердый; учить различать температуру: холодный – теплый

Развитие бытовых навыков

  • есть аккуратно, не обливаясь
  • при умывании тереть ладони, части лица, вытираться полотенцем, носовым платком
  • самостоятельно одеваться (натягивать носочки, шапку, обуваться)
  • частично раздеваться
  • складывать на место одежду, обувь, посуду, игрушки

регулирует отправление физиологических потребностей

Что должен уметь ребенок в 2 года?

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Ребенок в два годика – великий исследователь и очень творческая личность. В этом возрасте ребенок растет и поправляется уже не так интенсивно, как год назад. Но его мозг, двигательные и физические навыки очень активно развиваются. Что должен уметь ребенок в 2 года?

Физическое развитие ребенка в 2 года

В этом возрасте важно развивать физические навыки ребенка: движение, координацию, согласованность мелкой моторики. Чем больше тренируется малыш, тем лучшие результаты он покажет. К навыкам координации движений относятся навыки моторики – мелкой и крупной.

Крупная моторика малыша в 2 годика

К ней относится умение управлять своим телом в пространстве. Это бег, прыжки, ходьба, повороты. Что умеет ребенок в 2 года из двигательных навыков?

  • Бегать
  • Ходить по лестнице – вверх и вниз
  • Прыгать или проходить сквозь обруч
  • Обходить или перепрыгивать препятствие, которое лежит на твердой поверхности
  • Прыгать на одной ножке (особенно девочки)
  • Маршировать
  • Бить ногой по мячу
  • Ходить спинкой вперед
  • Стоя на перекладине, удерживать равновесие

Мелкая моторика ребенка в 2 года

К мелкой моторике малыша относится то, что он может делать руками – пальчиками, ладошками, кулачками. Это умение должно сочетаться со зрительной координацией – без нее малыш не сможет точно определять месторасположение предметов и управляться с ними. Навыки мелкой моторики малыша в 2 годика включают:

  • Рисование вертикальной линии
  • Ребенок умеет строить башню из конструктора или кубиков (управляется с кубиками — до 6 штук)
  • Резать бумагу, причем ножницы должны быть небольшими, детскими, с закругленными концами

Родителям стоит знать, что в возрасте 2-х лет у малыша уже есть предпочтения, какой рукой действовать – правой или левой. Понаблюдайте за своим ребенком – какой рукой он берет карандаш или ручку. Какой рукой он хватает ложку, какой рукой бьет мячик. Так вы сможете определить, кем растет ваш малыш – правшой или левшой.

Если ребенок одинаково хорошо владеет руками – значит, у него хорошо работает и левое, и правое полушарие мозга. Такие дети называются амбидэкстрами. Это очень редкая особенность. Более четко вы сможете определить, кто ваш ребенок – левша или правша – к тому времени, когда ему исполнится 5 лет.

[1], [2]

Как развивать двигательные навыки ребенка в 2 годика?

Прежде всего, нужно давать ему возможность все время что-то делать руками. Для развития мелкой моторики ребенок будет с удовольствием рисовать или что-то складывать из кубиков. Дело в том, что между мелкими движениями руки и развитием речи существует тесная взаимосвязь.

По оценкам ученых, в коре головного мозга детей есть зоны, которые контролируют мелкую моторику рук. Эти зоны – соседи тех, которые отвечают за развитие речи. И те, и другие зоны взаимодействуют между собой, поэтому, развивая навыки ручного труда, можно развивать и навыки правильной, богатой речи.

Интеллектуальное развитие ребенка в 2 года

Интеллектуальное развитие ребенка в 2 года предполагает активные познавательные процессы. Ребенок в этом возрасте очень много изучает, узнает, поэтому очень быстро развивается. Речь, внимание, мышление, восприятие, память развиваются в этом возрасте семимильными шагами по сравнению с теми же процессами у взрослого человека. Какими из интеллектуальных навыков владеет ребенок в 2 годика?

  • Ребенок может танцевать под музыку, хорошо различая ее мелодию и ритм
  • Ребенок понимает простые просьбы и команды взрослых, согласно которым нужно выполнить до трех простых действий
  • Ребенок уже запоминает детские стихи и песенки и даже цитирует их взрослым
  • Ребенок пытается разобрать игрушку, чтобы посмотреть, что там у нее внутри
  • Ребенку в 2 годика уже доступно до 200 слов (девочки говорят раньше и больше)
  • Ребенок в 2 годика уже может говорить короткими связными предложениями

В этом возрасте очень важно развивать речевые навыки ребенка, потому что речь – один из важнейших показателей интеллекта. Поэтому возрастной период от 2 до 3 лет в психологии считают сенситивным. В этот период активно развиваются речевые навыки ребенка.

Мозг ребенка быстрее всего усваивает слова родного языка именно в этом возрасте. Если обучать ребенка в этом возрасте и другим языкам, то их изучение будет идти очень быстро, просто супербыстро.

Ребенок в 2 годика усваивает сразу несколько составляющих речи: правила построения предложений, правильное произношение звуков и слогов, связную речь, понимание речи и различение отдельных слов в потоке предложений. Если ребенок не говорит в возрасте 2 годика, нужно обратиться к врачу: возможно, у малыша замедленное развитие или была стрессовая ситуация, которая повлияла на его речевые навыки не лучшим образом.

Нужно читать детям побольше сказок, петь песенки, общаться с ним – и его речь будет развиваться намного быстрее.

Социальные навыки ребенка в 2 года

Социальное развитие ребенка в 2 года – это его умения и навыки коммуникации. То есть – насколько ребенок готов общаться с людьми, животными, своими маленькими ровесниками. От этого в будущем зависит его успешность в личной жизни, карьера, дружба. Навыков самообслуживания у ребенка в 2 года становится все больше. Что должен уметь ребенок в 2 годика из области социальных навыков?

  • Самостоятельно идти на горшок или проситься в случае надобности
  • Пытаться одеваться самому или помогать маме и папе при одевании его, например, на прогулку или в детский сад
  • Самостоятельно снимать носочки
  • Мыть ручки и вытирать их полотенцем
  • Самому есть из ложки и пить из чашки
  • Уметь держать зубную щетку в руке и пытаться чистить зубы с помощью мамы или папы
  • Разговаривать по телефону, имитируя поведение взрослого
  • Отвечать на простые вопросы

Ребенок в 2 года — уже очень умный малыш. Его поведение может показаться забавным, но это – поведение человека, который постигает очень много в очень короткий период. Родителям стоит уважать этот труд.

Читайте также  Когда должен покакать новорожденный
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector