Что подарить ребенку аутисту

Что подарить ребенку аутисту

Что подарить ребенку аутисту

Как выбрать игрушки для аутичных детей

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) особенные и требуют своеобразного подхода. По внешним признакам их развитие соответствует нормам, но в то же время они существенно отличаются от сверстников.

Дети-аутисты плохо контактируют с внешним миром (при наличии тяжелого аутизма наблюдается полная отчужденность). Малыши часто проявляют пассивность ко всему происходящему: не демонстрируют никакой реакции на голод, холод и даже боль. Чаще всего они молчаливы, но могут ни с того ни с сего процитировать фразу, услышанную ранее.
К подбору игрушек для таких детей нужно подходить с особой тщательностью, так как их большая часть попросту будет игнорироваться.

Критерии выбора игрушек

Все детки, не зависимо от своих предпочтений и особенностей, любят играть. Нужно учесть, что игрушки для ребенка с ауитзмом должны быть немного другими. Обычно дети-аутисты предпочитают изделия для младшей возрастной категории. Современные производители разработали тематическую серию из развивающих материалов, которые помогают детям с особенностями познавать окружающий мир.
На какие моменты необходимо обращать внимание в первую очередь при выборе? Основная задача игрушек для детей-аутистов – это активизация слабо развитого чувства осязания. Такие дети обычно творческие личности, следовательно, они находят свой способ исследования вещей.

Игрушками могут быть:

  • изделия с музыкальными элементами;
  • тканевые и картонные книги;
  • кубики разных размеров с нанесенным изображением цифр, букв, фигур, животных;
  • рельефные фигурки.

Игрушки должны выполнять связующую роль между ребенком и его сверстниками, взрослыми. С данной задачей помогут справиться настольные игры (викторины, «бродилки», лото). При выборе необходимо учитывать степень заболевания, возраст, увлечения и реакцию на проигрыш или выигрыш.

Важный принцип: сложная форма заболевания = простые игрушки.

Больше разнообразия

Дети сложно воспринимают новое, и каждая игрушка встречается с настороженностью. Поэтому все развивалки часто покупаются по принципу подобия: когда ребенок предпочитает игрушки одной формы, определенного цвета, музыкального или мягкого типа — эти критерии учитываются при покупке в первую очередь. Но за таким постоянством кроется опасность. Ребенок может отказаться воспринимать все новое, и это напрямую повлияет на его развитие. По этой причине необходимо постараться подбирать разнообразные развивающие материалы.
Не стоит засыпать кроху различными предметами, ведь загроможденная комната для аутиста провоцирует появление чувства тревоги.

Правильно подобранные игрушки предоставят возможность удовлетворить весь спектр актуальных потребностей.

Совет: хотите сделать правильный выбор – возьмите малыша с собой в магазин и прислушайтесь к его мнению.

Батуты и пазлы

Если дети хотят стать обладателями яркой надувной горки или небольшого домика, не стоит этому препятствовать. У аутистов нарушен не только контакт с окружающим миром, но и со своим телом. Батут поможет в форме увлекательной игры научить контролировать свое тело и правильно реагировать на движения.
Пазлы же развивают терпение и чувство концентрации. Начинать знакомить детей с игрой нужно с простых вариантов, постепенно их усложняя.

Мультипликационные герои

Часто аутичные дети (АД) увлекаются мультипликационными фильмами, и это можно использовать с пользой. Они привязываются к образам. На современном игрушечном рынке можно найти музыкальных и плюшевых мультипликационных героев, из дерева или иных материалов. Постарайтесь отдать предпочтение качественным изделиям повышенной крепости, так как аутичные дети к ним привязываются сильнее, чем здоровые.

Игры-головоломки

Одной из проблем АД является нарушенная способность взаимодействовать с окружающими. По этой причине рекомендуется выбирать игры, которые позволяют наладить контакт между детьми и родителями. К ним относятся:

  • конструкторы;
  • строительные блоки;
  • детские железные дороги;
  • головоломки.

Конструктор «Лего», например, развивает фантазию, и способен увлечь одновременно людей разной возрастной категории.
Важно играть с ребенком, а не оставлять его наедине.

Сделай сам

В магазинах данная разновидность развивалок встречается редко, но их можно сделать и самому. Это так называемые сенсорные игрушки, основной задачей которых является развить:

  • крупную и мелкую моторику;
  • зрительное восприятие;
  • тактильные ощущения;
  • слух;
  • мышление;
  • навыки общения.

Например, небольшой коврик с яркими элементами, шуршащими отделениями, разноцветными карточками, фетровыми игрушками на липучках, шершавыми цифрами и буквами, бубенцами, шариками и т.д. Часто родители изготавливают целые стенды, на которых располагают молнии, шнуровки, крючки, замочки с ключами, разнообразные липучки и кармашки, шьют мягкие книги, и многое другое.
Важно, чтобы на одном коврике или стенде сочетались разные стимульные материалы: холодные, гладкие, теплые, шершавые, мягкие, колючие или твердые предметы.

Специальные игрушки для детей с РАС

В начале 2018 года стала популярной игрушка под названием «спиннер». Большинство людей считает, что она специально разработана для аутистов: одновременно и развивает, и успокаивает. Но практикующие коррекционные психологи опровергают данную информацию и утверждают, что спиннер наоборот погружает в себя по принципу гипноза. Основная цель занятий с АД – это социализация. Именно по этой причине подбирать необходимо предметы, по типу фотоальбомов или говорящих плакатов, которые будут выступать в роли коммуникатора.
Также к этой категории можно отнести массажеры, подушки с вибрацией, настенное планирование дня.

Как играют аутичные дети

Малыши с расстройством аутистического спектра играют по-особенному. Уже с первых лет жизни можно отметить некоторые отличия:

  • чаще выставляют подобные игрушки в одну линию;
  • предпочитают играть в одиночестве;
  • преобладают монотонные и цикличные движения;
  • не допускают к процессу посторонних.

Обычные дети в период игры балуются, шумят, подражают взрослым и сверстникам, задают десятки вопросов в минуту.
Совет: если вы стали замечать, что ребенок отказывается от вербальной или социальной коммуникации, не может или не хочет познавать новое, обратитесь к психиатру, возможно, у ребенка присутствует та или иная степень РАС.
Отзывы относительно правильного подбора игрушек для детей с РАС

ПоложительныеОтрицательные
У нашей малышки с 2 лет есть обожаемый друг – ушастый зайка, и она себя чувствует с ним более защищенной и спокойной. Стирать и сушить его приходится оперативно ночью, так как она его просто не выпускает из рук никогда. Психолог наша сказала, что это даже хорошо. (Света)Нам недавно поставили диагноз, и я даже не догадывалась, что полная комната игрушек – это плохо. Будем исправляться! (Нина)
Спасибо игрушечной индустрии, сегодня настолько большой выбор, что порой сам теряешься. Мы взяли себе за правило раз в неделю покупать новую и кардинально отличающуюся развивалку. И знаете, это реально работает. (Ксения)Что только не пробовали, а дочь одного медведя за собой носит, ни на одну другую игрушку не реагирует, и психиатры не помогают. Руки опускаются, не все так просто и безоблачно. (Ира)
Фетровые фигурки на липучках – это нечто. Сама освоила технику кройки и шитья, теперь я разрабатываю, шью, мы играем недельку-две, а потом относим в свой детский сад. И все счастливы, и квартира не “загромождается”, и ребенок развивается, да и бюджетно, что немаловажно. (Дина)Дома мы рисуем, лепим, делаем поделки, игрушкам современным не доверяю, и стараюсь от телевизора держать подальше (Надежда)
В игровой у дочери есть большой аквариум (с пузырями, разными рыбками, замками, водорослями и улитками), надувной бассейн с разными шариками (пластиковыми, надувными, гладкими, пупырчатыми, разноцветными), стенд для рисования ладошками и многое другое. У нас из трех комнат в квартире пришлось выделить одну комнату для игровой. Всем родителям рекомендую. (Екатерина)
Никогда не задумывалась, что игрушки нужно выбирать правильно. Теперь буду данному вопросу уделять больше внимания. (София)
Спасибо за информацию, особенно относительно советов «Сделай сам». (Яна)
Сенсорные игры для меня открыли в одном детском центре. Это просто нечто из категории «невероятное». Малышка просто в восторге была, и моментально увлеклась новой игрушкой. (Тамара)

Вывод
Выбирая очередную игрушку своему малышу, помните, она должна быть не только нужной и полезной, но и желанной. Ведь то, что его не заинтересует, будет пылиться в комоде.
Даже самая интересная вещь станет абсолютно бесполезной, если с ней не научить взаимодействовать. Своеобразная игра детей-аутистов часто сложна и скучна для взрослых, но без посторонней помощи они не справятся.
Важно наладить с ребенком контакт, и все получится.

Видео — Коррекция аутизма дома: игры и игрушки. Воспитание ребенка с аутизмом

Видео — Развивающие игры. Арина, аутист, 4 года

«Жизнь с аутизмом»: как выбрать подарок «особенному» ребенку

Автор фото, Anna Cook

Если ребенку с аутизмом подарок не понравится, можно ждать очень честной реакции

Рождественские и новогодние праздники для меня, как и для большинства родителей, — всегда время приятных хлопот. Но угадать с подарком ребенку с аутизмом может быть непросто.

Недавно я буквально зависла в магазине на два часа ради одного подарка. Мы собирались в гости к подружке моих детей, и мне надо было поздравить всю ее семью с наступающими праздниками.

Анжелике и ее родителям я за минуту нашла, что подарить. Оставшиеся час и 59 минут я в полной растерянности бродила по магазину в поисках подарка ее старшему брату с аутизмом.

  • Жизнь с аутизмом: восемь лет, полет нормальный
  • Как сообщить людям, что твой ребенок особенный
  • Как не забыть про себя и не сойти с ума

SMS-сообщение его маме с просьбой подсказать, что может понравиться Джону, не помогло.

«Я сама не знаю, что ему дарить», — получила я ответ.

В итоге я купила для Джона кружку, раскрашенную на манер компьютерной игры.

Он должен открыть подарок на Рождество — так заведено у них в семье. Не знаю, придется ли ему по душе наша кружка, но, по крайней мере, это довольно функциональная вещь, в доме пригодится.

К облегчению же мамы Джона, я не увижу его реакции. Ведь если вдруг подарок ему категорически не понравится, он обязательно выскажет свое мнение честно и, что совсем не исключено, крайне резко.

Коробочка и есть подарок

Автор фото, Anna Cook

Лизина концепция подарка на данный момент — это сам сверток

Подарки для ребенка с аутизмом на Новый год (да и другие праздники тоже) — зачастую довольно болезненная тема как для друзей и родственников семьи, так и для самого получателя.

Начнем с самого понятия «подарок» — так ли очевидно, что это вообще значит?

Буквально на днях на «елке» в нашей русской школе я поняла, что для моей старшей дочки Лизы это совсем не очевидно.

«Я хочу подарок», — прокричала Лиза, когда на празднике появился Дед Мороз.

«Лиза, а какой подарок?» — уточняю я.

«Лизе. Подарок. Лизе», — теряется дочка.

  • Жизнь с аутизмом: история моей семьи
  • Жизнь с аутизмом: в очереди за диагнозом

Наконец, наш весьма артистичный Дед Мороз (или Санта), между прочим, бывший десантник, раздал детям подарки. Лизины сестры Катя и Зоя побыстрее сорвали обертку, чтобы увидеть, что им досталось.

Лиза, счастливая, взяла свою красиво упакованную коробочку, осмотрела со всех сторон и убрала под стул.

Насколько я понимаю, Лизина концепция подарка на данный момент — это именно вот эта упаковка в форме куба, прямоугольника и прочих геометрических фигур, которыми подарки рисуют на картинках.

Коробочка — это и есть подарок.

Поэтому вопрос «а что ты хочешь в подарок» ставит ее в тупик. Вот же он, чего еще можно хотеть.

Лиза не одна так понимает концепцию «подарка». Многих детей с аутизмом завораживает красивая яркая обертка, гладкая или, наоборот, шершавая. Она приятна на ощупь, громко шуршит, отличный подарок! Что скрывается под оберткой, — уже не так важно.

Бывает, правда, и обратная реакция. Некоторые дети боятся притрагиваться к упаковке или слишком волнуются из-за того, что не знают, какой именно предмет скрывается внутри.

В принципе, я рада, что Лиза сейчас воспринимает подарок хотя бы в виде коробочки. Еще пару лет назад она бы не взяла даже ее, равнодушно отвернувшись. Просто потому, что яркие коробочки ее тогда не интересовали, как с ними можно играть?

Подарки-«катастрофы»

Автор фото, Anna Cook

Бывает, что на первый взгляд безобидные собачки и хрюшки приводят к слезам

Как и многим другим вещам, очевидным для обычных людей, Лизу нужно учить тому, что такое подарок, из чего он состоит, как его получать, разворачивать, открывать.

Я заметила, что, кроме всего прочего, Лизе скучно разворачивать подарочную упаковку, даже если я ей подскажу, что это нужно сделать. Ей просто не интересно открывать что-то, о чем она не знает, чего не ожидает.

А теперь о самом интересном и мучительном — том самом подарке, который, наконец, обнаруживается под слоями оберточной бумаги.

Хорошо, если заботливо выбранный родственниками подарок оставит ребенка безучастным, но ведь может и напугать.

Несколько мам детей с аутизмом поделились со мной историями о подарках, которые, вместо того чтобы обрадовать, расстроили детей.

«У меня таких историй море, про подарки-«катастрофы», — написала мне одна мама, Инна Иванова. — Один из них был — гавкающая собачка. Ребенок стоял на кухне и не заходил в гостиную, пока я не пообещала, что выкину. В итоге передарили друзьям».

Этого же мальчика напугала лисичка для кукольного театра: «Сначала сын не реагировал, а когда бабушка ее надела на руку и попыталась с ним поиграть, он спрятался в ванной. Дальше лисичку ждала участь собачки».

Другая мама рассказала о свинке на батарейках, которая ходила и хрюкала: «Симпатичная такая — розовая меховая свинка, но дочка категорически отказывалась даже прикоснуться к ней. А когда свинку включали, вообще в панике убегала. К большому разочарованию родственников, которые с любовью выбрали подарок».

Автор фото, Anna Cook

Сладости в подарок — это часто не очень хорошая идея

В еще одной семье проблемы вызвала подделка под «Лего»: «Соединяется плохо и вся кропотливая работа разваливается, доводит сына до истерики».

У другой моей собеседницы, по ее словам, дома «катастрофа», когда родственники пытаются навязать то, что ребенку неинтересно, но, по их мнению, должно ему понравиться: «Танки на пульте управления, коллекции солдатиков, «Морской бой», железная дорога с поездами, все же дети мечтают о таком!»

«Наш сын до четырех лет не принимал никаких подарков. Все новое, врученное ему, воспринималось с истерикой, заставлял выбросить», — рассказала еще одна мама.

Но есть особенный подарок-«катастрофа», который лучше не дарить. И я уверена, что большинство родителей, как «особенных» детей, так и обычных, меня в этом поддержат: сладости.

Скольких истерик, слез и скандалов можно было бы избежать, если бы гости и родственники не приходили с коробками конфет или шоколадками.

К счастью, моя Лиза к ним довольно равнодушна, а вот один наш знакомый мальчик не может успокоиться, пока не опустошит все запасы сладкого в доме.

Как же не ошибиться с подарком?

Конечно, прежде всего спросить у родителей ребенка: чем он на данный момент увлекается, какие мультфильмы смотрит, каких героев любит? Предпочитает ли он музыкальные игрушки с яркими огнями или, наоборот, любит тишину? Увлекается «Лего» или сбором паззлов?

Очень часто дети, которые фанатеют от какого-то определенного мультика, будут рады получить игрушечных персонажей из него, чтобы проигрывать сюжеты дома (моя Лиза это просто обожает!).

Автор фото, Anna Cook

С игрушками ребенок может играть по-своему, а не как положено

Ни в коем случае не надо обращать внимание на возрастную категорию игрушек. Моя восьмилетняя дочка до сих пор может с большим удовольствием играть с младенческими погремушками, мягкими телепузиками и другими героями передач для самых маленьких.

Кстати, будьте готовы к тому, что даже с обычными и подходящими по возрасту игрушками ребенок не обязательно будет играть «как положено». Например, Лиза очень любит кукол. Но она не разыгрывает с ними сценки, она любит их одевать-раздевать и разбирать на запчасти, чтобы потом снова собирать, как конструктор.

Дети с аутизмом часто любят «сенсорные» материалы — то есть те, которые вызывают приятные тактильные или визуальные ощущения: кинетический песок или мягкое тесто для лепки (особенно, если наборы «тематические — с формочками любимых мультяшных героев, видов транспорта и т.д.), светящиеся шары или переливающиеся разными цветами фонарики, воздушные шарики, мыльные пузыри или машинки, выдувающие пузыри, лампы-проекторы.

У моей дочки еще большим успехом пользуются наклейки, опять же с любимыми героями мультфильмов, и лучше всего — в наборе с альбомами, куда надо эти наклейки приклеивать.

У Лизы есть сенсорная потребность что-то делать кончиками пальцев, и в отсутствии наклеек или мелких деталей для кукол она до крови расковыривает себе ногти.

Клизма с глазами

Книги для «наших» детей — часто лучший подарок, но обязательно надо уточнить у родителей, какие именно книги интересны ребенку. Для Лизы это маленькие рассказы про ее любимого зайчика Бинга или «Октонавтов», «Телепузики» тоже пойдут, сказки с музыкальным сопровождением, книги с окошками или гармошки.

  • «Жизнь с аутизмом»: новый герой на детском телевидении
  • Жизнь с аутизмом: разговор фразами из мультфильмов

А кто-то будет рад новой энциклопедии или подписке на любимый научный журнал.

Всегда безопасным и принятым с благодарностью вариантом подарка остаются деньги. Их ребенок сам (или с помощью родителей) может потратить как на новую программу для планшета, так и на покупку таких удивительных «игрушек», что вам никогда не придет в голову.

Автор фото, Anna Cook

Дети с аутизмом любят сенсорные материалы, но еще — очень странные, на первый взгляд, игрушки

«Однажды это был набор контурных карт», — рассказала мне еще одна мама сына с аутизмом.

«На Новый год сын заказал Деду Морозу елку с гирляндой, чтоб только для него, зеленые детальки и. та-дам! … зеленый ерш (для туалета). На вопрос, зачем ему ерш, говорит, буду играть и все чистить», — с юмором рассказывает другая мама.

«Конфуз был, когда на Новый год надарили кучу всего, дорогие игрушки, планшет, зашли в аптеку, он увидел. клизму и стал сильно ее просить. Нарисовал на ней глаза и играл с ней около года (попросил еще меньшую ей в подружки)», — приводит пример необычной игрушки еще одна мама, Катерина Мазур.

Как лучше дарить подарок?

Специалисты, в том числе британского Национального аутистического общества, рекомендуют дарить подарки вообще без упаковки, чтобы у ребенка не было стресса перед неизвестностью или сложностей с разворачиванием хитро заклеенной бумаги. Пожалуй, я сама так и буду теперь делать. Можно положить подарок в прозрачный пакет или просто наклеить на него красивый бантик.

Если игрушка накрепко прикручена к упаковке, лучше заранее все достать, вставить батарейки, вынуть детали из отдельных пакетиков, чтобы ребенок мог сразу приступить к игре.

Я всегда готова к любой реакции ребенка и не настаиваю, если он в данный момент не готов брать подарок и честно сказал, что ему не нравится.

Кстати, одна мама ребенка, который категорически не принимал ни от кого подарков, придумала такой изящный выход: гости делали вид, что случайно «забывали забрать» какие-то вещи, а сын потом их находил дома и исследовал в своем темпе.

А еще одна мама особенного ребенка просила меня обязательно написать следующее: «Подарок детям c аутизмом всегда нужно подбирать индивидуально, потому что на свете не существует двух одинаковых аутистов с одинаковыми интересами и потребностями. Они похожи на зимние снежинки: из миллиардов не найдешь ни одной похожей».

Какие игрушки выбрать ребенку с аутизмом?

Даже родители особых детей затрудняются сказать, какие игрушки любят аутисты. Им тяжело угодить, сложно заинтересовать и даже то, на что они обращают внимание в магазине, может быть потом отвергнуто. Тем более сложно приходится тем, кто идет в гости и выбирает подарок

Проще всего взять с собой малыша в торговый центр и сразу купить то, что ему понравилось, но это не всегда осуществимо. Поэтому рассмотрим, что все-таки можно приобрести, а от каких идей сразу отказаться.

Игрушки, которые нельзя дарить

Не стоит преподносить ничего символического, что вы купили исключительно для приличия. Дети с расстройством не больны, они лишь обладают особенностями, поэтому будут ждать от вас чего-нибудь действительно интересное, а пустышка их разочарует. Еще одна причина — они легко утомляются, слишком много бесполезных игрушек для них — эмоциональный хлам.

Аккуратнее с рекламируемыми спиннерами и слаймами. Во-первых, они далеко не всем интересны, а во-вторых, не при всякой форме аутизма их стоит дарить. Возможно, это подойдет взрослому или подростку, но не маленькому ребенку.

Читайте также  Со скольки лет можно есть грибы детям

Пищащие, визжащие, орущие предметы — можете оставить на одной полке со спиннерами. Большинство людей с расстройством обладают гиперчувствительным слухом, поэтому такой презент может вызвать напряжение и даже испугать.

Дарить сложные головоломки или трудные в сборке игрушки для аутистов – все равно, что преподнести безногому человеку ботинки. Даже здоровым детям не рекомендуется выбирать то, что не соответствует пока их возможностям, а также возрасту.

Подходящие игрушки для детей с аутизмом

Неплохо перед покупкой все-таки узнать, чем увлекается ребенок, какие у него предпочтения. Однако есть универсальные подарки:

● пазлы с крупными деталями

● музыкальный инструмент (если увлекается музыкой)

● несложный конструктор типа «Лего»

● фигурки героев любимых мультфильмов

● карточки с картинками

Детям с аутизмом важно удовлетворять сенсорный «голод». Для развития вестибулярного аппарата им можно преподнести снаряды из домашнего игрового комплекса, для мелкой моторики:

• легкие головоломки, наподобие «змейки»

• тесто для лепки

Подходящие по возрасту головоломки и логические игры, понравятся не только ребенку, но и родителям. Развивающие игрушки для детей с аутизмом помогают улучшать мышление, память, создают ощущение успеха.

Кроме того, при расстройстве полезны игры, в которые можно играть коллективно, тем самым безболезненно выдергивая ребенка из неконтактной среды. Поэтому можно подарить:

Отличный вариант — игровая палатка или домик. Особенно если в доме нет личного пространства, где аутист может прятаться в моменты эмоционального перенапряжения.

Стереотипия — стоит ли покупать однотипные игрушки

Аутисты консервативны в своих предпочтениях. Например, они могут каждый раз просить игрушки только красного цвета или вовсе, одинаковые наборы конструкторов. С одной стороны, ребенок будет доволен, с другой, однообразие — это шаг назад в развитии.

Если он так хочет игрушку, которая у него уже есть, постепенно приучайте его к разнообразию. Сделайте выбор в пользу другого цвета или формы, купите немного модифицированную по функциям и возможностям. В любом случае, хотя бы попробуйте договориться о замене.

Альтернативные подарки аутистам

Если при конкретной форме аутизма та или иная игрушка не актуальна, узнайте, можно ли у вас в городе приобрести сертификат на иппотерапию или дельфинотерапию. В большинстве случаев это самый лучший подарок.

Оба вида терапии не только улучшают физические и контактные показатели, но также необъяснимым пока образом влияют на повышение уровня норадреналина, ГАМК, дофамина, мелатонина в 90% случаев. В 70% отмечаются улучшение эмоционального спектра и снижение влияния фобий.

Консультация «Как выбрать игрушки для аутичных детей»

Светлана Манакова
Консультация «Как выбрать игрушки для аутичных детей»

Как выбрать игрушки для аутичных детей.

1. Критерии выбора игрушек

2. Больше разнообразия

3. Батуты и пазлы

4. Мультипликационные герои

7. Специальные игрушки для детей с РАС

8. Как играют аутичные дети

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) особенные и требуют своеобразного подхода. По внешним признакам их развитие соответствует нормам, но в то же время они существенно отличаются от сверстников.

Дети-аутисты плохо контактируют с внешним миром (при наличии тяжелого аутизма наблюдается полная отчужденность).Малыши часто проявляют пассивность ко всему происходящему: не демонстрируют никакой реакции на голод, холод и даже боль. Чаще всего они молчаливы, но могут ни с того ни с сего процитировать фразу, услышанную ранее.

К подбору игрушек для таких детей нужно подходить с особой тщательностью, так как их большая часть попросту будет игнорироваться.

Все детки, не зависимо от своих предпочтений и особенностей, любят играть. Нужно учесть, что игрушки для ребенка с ауитзмом должны быть немного другими. Обычно дети-аутисты предпочитают изделия для младшей возрастной категории. Современные производители разработали тематическую серию из развивающих материалов, которые помогают детям с особенностями познавать окружающий мир.

На какие моменты необходимо обращать внимание в первую очередь при выборе? Основная задача игрушек для детей-аутистов – это активизация слабо развитого чувства осязания. Такие дети обычно творческие личности, следовательно, они находят свой способ исследования вещей.

Игрушками могут быть:

• изделия с музыкальными элементами;

• тканевые и картонные книги;

• кубики разных размеров с нанесенным изображением цифр, букв, фигур, животных;

Игрушки должны выполнять связующую роль между ребенком и его сверстниками, взрослыми. С данной задачей помогут справиться настольные игры (викторины, «бродилки», лото). При выборе необходимо учитывать степень заболевания, возраст, увлечения и реакцию на проигрыш или выигрыш.

Важный принцип: сложная форма заболевания = простые игрушки.

Дети сложно воспринимают новое, и каждая игрушка встречается с настороженностью.Поэтому все развивалки часто покупаются по принципу подобия: когда ребенок предпочитает игрушки одной формы, определенного цвета, музыкального или мягкого типа — эти критерии учитываются при покупке в первую очередь. Но за таким постоянством кроется опасность. Ребенок может отказаться воспринимать все новое, и это напрямую повлияет на его развитие. По этой причине необходимо постараться подбирать разнообразные развивающие материалы.

Не стоит засыпать кроху различными предметами, ведь загроможденная комната для аутиста провоцирует появление чувства тревоги.

Правильно подобранные игрушки предоставят возможность удовлетворить весь спектр актуальных потребностей.

Совет: хотите сделать правильный выбор – возьмите малыша с собой в магазин и прислушайтесь к его мнению.

Если дети хотят стать обладателями яркой надувной горки или небольшого домика, не стоит этому препятствовать. У аутистов нарушен не только контакт с окружающим миром, но и со своим телом. Батут поможет в форме увлекательной игры научить контролировать свое тело и правильно реагировать на движения.

Пазлы же развивают терпение и чувство концентрации. Начинать знакомить детей с игрой нужно с простых вариантов, постепенно их усложняя.

Часто аутичные дети (АД) увлекаются мультипликационными фильмами, и это можно использовать с пользой. Они привязываются к образам. На современном игрушечном рынке можно найти музыкальных и плюшевых мультипликационных героев, из дерева или иных материалов. Постарайтесь отдать предпочтение качественным изделиям повышенной крепости, так как аутичные дети к ним привязываются сильнее, чем здоровые.

Одной из проблем АД является нарушенная способность взаимодействовать с окружающими. По этой причине рекомендуется выбирать игры, которые позволяют наладить контакт между детьми и родителями.К ним относятся:

конструкторы;

• детские железные дороги;

Конструктор «Лего», например, развивает фантазию, и способен увлечь одновременно людей разной возрастной категории.

Важно играть с ребенком, а не оставлять его наедине.

В магазинах данная разновидность развивалок встречается редко, но их можно сделать и самому. Это так называемые сенсорные игрушки,основной задачей которых является развить:

• крупную и мелкую моторику;

Например, небольшой коврик с яркими элементами, шуршащими отделениями, разноцветными карточками, фетровыми игрушками на липучках, шершавыми цифрами и буквами, бубенцами, шариками и т. д. Часто родители изготавливают целые стенды, на которых располагают молнии, шнуровки, крючки, замочки с ключами, разнообразные липучки и кармашки, шьют мягкие книги, и многое другое.

Важно,чтобы на одном коврике или стенде сочетались разные стимульные материалы: холодные, гладкие, теплые, шершавые, мягкие, колючие или твердые предметы.

Специальные игрушки для детей с РАС

В начале 2018 года стала популярной игрушка под названием «спиннер». Большинство людей считает, что она специально разработана для аутистов: одновременно и развивает, и успокаивает. Но практикующие коррекционные психологи опровергают данную информацию и утверждают, что спиннер наоборот погружает в себя по принципу гипноза. Основная цель занятий с АД – это социализация. Именно по этой причине подбирать необходимо предметы, по типу фотоальбомов или говорящих плакатов, которые будут выступать в роли коммуникатора.

Также к этой категории можно отнести массажеры, подушки с вибрацией, настенное планирование дня.

Как играют аутичные дети

Малыши с расстройством аутистического спектра играют по-особенному.Уже с первых лет жизни можно отметить некоторые отличия:

• чаще выставляют подобные игрушки в одну линию;

• предпочитают играть в одиночестве;

• преобладают монотонные и цикличные движения;

• не допускают к процессу посторонних.

Обычные дети в период игры балуются, шумят, подражают взрослым и сверстникам, задают десятки вопросов в минуту.

Совет: если вы стали замечать, что ребенок отказывается от вербальной или социальной коммуникации, не может или не хочет познавать новое, обратитесь к психиатру, возможно, у ребенка присутствует та или иная степень РАС.

Консультация для музыкальных руководителей «Как выбрать синтезатор» Дорогие коллеги! Сегодня я решила помочь вам разобраться в огромном количестве синтезаторов,которые нам предлагают разные фирмы и магазины. В.

Консультация для родителей «Как подарить и выбрать подарок ребёнку?» Что такое Новый год — прежде всего, это самый веселый и самый долгожданный праздник в году. В этот день все ждут чудес! А как выяснить.

Консультация для родителей «Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?» Консультация для родителей «Как правильно выбрать спортивную секцию для ребёнка?» Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, крепкими.

Консультация для родителей «Какие игрушки нужны для детей 2–3 лет» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района г. Санкт- Петербурга. Для развития самостоятельной игры детей третьего.

Консультация для родителей «Какой вид спорта выбрать ребёнку» «Какой вид спорта выбрать ребёнку?» Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос здоровым и сильным, поэтому решено, что надо заниматься.

Консультация для родителей «Какую собаку выбрать для ребёнка» Уважаемые коллеги! Часто перед родителями возникает вопрос какую породу собак выбрать для ребёнка. Как узнать заранее какая собака будет.

Консультация для родителей «Убери игрушки» Вопрос приучения ребенка к порядку, наверняка, возникает в каждой семье. В первую очередь пример аккуратности должны показывать сами родители,.

Развивающие игры для аутичных детей Подбирая наиболее эффективные развивающие игры с аутичными детьми, я руководствуюcь следующими факторами: 1. Прежде всего личные предпочтения.

Игрушки, которые подойдут детям с аутизмом

Игрушки, которые подойдут детям с аутизмом

Дети, которые имеют расстройства аутистического спектра, обычно нуждаются в отдельном подходе к своему развитию. Визуально и многим другим признакам они отвечают нормам, однако при этом их поведение все равно отличается от сверстников.

Дети-аутисты нередко не могут нормально контактировать с миром. Иногда у них формируется практически полная отчужденность от контактов. Дети нередко пассивны – они никак не реагируют на холод, на боль, часто не отзываются даже в случае голода. Обычно такие дети молчаливые, но зачастую могут что-то внезапно рассказать.

Выбирая игрушки для таких детей, стоит проявлять особую бдительность. Многие игрушки будут проигнорированы аутистами.

Как выбирать игрушки для аутистов

Дети, вне зависимости от имеющихся предпочтений, предпочитают игру в качестве механизма получения знаний и навыков. Важно учесть, что подбор игрушек для аутистов должен быть несколько иным. Нередко аутистам нравятся игрушки, подходящие детям младшей категории. Производители специально создают такие комплекты игрушек, которые помогают детям с особенностями изучать внешний мир.

Как правильно выбрать игрушки для аутистов? Основная задача – активировать в таком случае чувство осязания. Нередко эти дети проявляют высокую творческую активность, а потому они ищут свой собственный путь исследования вещей.

В качестве игрушек для детей с аутизмом подойдут:

  • Музыкальные изделия.
  • Картонные книги.
  • Книги из ткани.
  • Кубики различных размеров с буквами, цифрами.
  • Фигурки с рельефом.

Игрушки – это связь между ребенком и взрослыми. Также с помощью игрушек аутисты могут устанавливать контакты и со своими сверстниками. Нередко для этого применяются лото, викторины и т.д. Выбирая игрушку, стоит обязательно ориентироваться на возраст ребенка, на степень аутизма, увлеченность, реакцию и т.д.

Разнообразие в игрушках

Дети с аутизмом плохо воспринимают что-то новое. Они каждую игрушку встречают в штыки. Потому все развивающие игры стоит покупать только по подобию: если ребенок любит игрушки одной формы, некоторого цвета и типа – эти критерии стоит учесть. Однако за постоянством всегда скрываются и проблемы. К примеру, ребенок может отказаться к восприятию чего-то нового, в результате этого его развитие будет медленным. Потому стоит пытаться покупать разнообразные материалы для развития детей.

Комната, переполненная предметами, вызывает у детей с аутизмом тревогу. Грамотно подобранные игрушки помогают реализовать потребности ребенка в качественном развитии. Можно взять ребенка с собой в магазин и там уже узнать, что именно он хочет получить.

Пазлы, батуты

Если детям хочется получить в свое распоряжение надувную горку или же домик, в котором можно прятаться, то не стоит им противоречить. Аутисты испытывают сложности в контактах с окружающим миром, не осознают реакций своего тела. Батут помогает им управляться своим телом, что дает возможность правильно реагировать на все движения.

Пазлы – хороший способ пробудить терпеливость и увеличить концентрацию ребенка на одном занятии. Стоит осуществлять начальное знакомство с изделий попроще, а затем уже переходить к более сложным пазлам.

Мультипликационные персонажи

Зачастую дети с аутизмом увлечены именно мультфильмами. Они сильно привязываются к персонажам, а потому можно приобрести таких героев, выполненных их древесины, пластика и других материалов. Лучше всего брать игрушки более крепкие, поскольку аутичные дети привязаны к таким персонажам. Любую поломку они воспринимают близко к сердцу.

Головоломки

Проблема детей с аутизмом – нарушение коммуникационных функций. Поэтому важно выбирать такие игры, во время которых дети могут взаимодействовать с родителями и друзьями.

Игры, которые пригодятся аутистам:

  • Конструкторы.
  • Детские ж/д дороги
  • Головоломки

Конструкторы позволяют проявить фантазию, вы можете сами играть с ребенком, не оставляя его одного.

Игрушки для развития

Сенсорные игрушки также очень хорошо подходят аутистам. Игрушки позволяют развивать моторику, визуальное восприятие, слух, интеллект и т.д.

К примеру, красивый коврик с многочисленными деталями, подвесками, карточками, разными игрушками, шариками – хороший вариант приобретения для тренировки детей. Зачастую родители сами формируют целые стенды, на которых накручивают и навязывают разные ниточки, веревки, кармашки, крючки. Нужно, чтобы все вещи были разными по своему воздействию: острые, гладкие, теплые, холодные и т.д.

Стоит ли использовать спиннеры?

Спиннер – это успокаивающая игрушка, а потому ее нередко советуют аутистам. Но на практике она вряд ли их устроит. Спиннер может сильно погрузить в себя, замкнуть, поскольку он работает примерно как гипноз. Главная цель занятий с ребенком, у которого диагностирован аутизм – налаживание социализации. Потому и нужно подбирать такие предметы, которые являются коммуникаторами с миром.

Любые массажеры, планировщики, виброподушки – все это подойдет детям с аутизмом.

Процесс игры с аутичным ребенком

Дети с расстройствами аутистического спектра ведут себя во время игры не так, как остальные малыши. С первых лет у них уже можно выделить некоторые особенности:

  • Они часто ставят игрушки в одну линию.
  • Любят играть в одиночестве.
  • Им нравятся однотипные движения.
  • Они не хотят подключать к процессу игры других людей.

Простые дети без расстройств часто балуются, кричат, пытаются задавать свои бесконечные вопросы. Если же ребенок перестал проявлять навыки коммуникации, он не желает ничего изучать, то в таком случае нужно обратиться к психиатру.

Если вы покупаете игрушку своему малышу, обязательно учитывайте тот факт, что она должна быть нужной, полезной, желанной. Если игрушка не придется по нраву, то она просто будет отброшена в дальний угол.

Дети с аутизмом плохо играют в сюжетные игры. К трем годам обычные дети уже способны играть в достаточно сложные ролевые игры, причем как в одиночку, так и с другими. У детей с аутизмом такого нет. Они редко проявляют свои символические навыки. Им требуется помощь со стороны, чтобы как-то их развить. Потому такие дети могут наслаждаться игрой с машинками, монотонно катая их по треку, однако никаких сложных сценок они не смогут разыграть.

Даже самая увлекательная игрушка окажется бесполезной, если ребенок не понимает, как взаимодействовать с ней. Игры детей-аутистов нередко чересчур сложны и запутанны для взрослых. Но при этом таким детям нужна помощь, иначе их состояние будет только ухудшаться.

Стоит всеми силами пытаться наладить контакт с таким ребенком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector