Что умеет ребенок в 15 месяцев

Что умеет ребенок в 15 месяцев

Что умеет ребенок в 15 месяцев

Энциклопедия мам

15 месяцев – это возраст нескончаемых исследований и удивительных открытий. Мир малыша уже давно не ограничивается детской комнатой и коляской на прогулке. Теперь он стал более доступен для изучения благодаря возможности ребенка самостоятельно передвигаться. В этот период детки буквально впитывают в себя всю получаемую информацию. Ускоряется темп интеллектуального развития. Теперь родители могут практически каждый месяц замечать изменения в развитии своего малыша.

Физическое развитие ребенка в 15 месяцев

Детки этого возраста могут развиваться несколько по-разному, но все они схожи в одном – неугомонности, непоседливости и желании везде успеть. Неустанное движение определяет ход развития. Благодаря постоянным «тренировкам» мышцы становятся крепче, улучшается координация движений, ориентация в пространстве. Малыш уже способен не только ходить без поддержки, но и одновременно удерживает что-то в руках при ходьбе или толкает перед собой игрушку. Также появляется навык отступать назад. Развитие ребенка в 15 месяцев у мальчиков может несколько опережать девочек по физической активности и непоседливости.

Зрение

Малыш закрепляет ранее полученные навыки. Может более точно определить расстояние до игрушки. Например, если мишка сидит на полке шкафа, ребенок визуально определит, сможет ли он сам до него дотянуться. Рассматривание картинок и детских книжек становится более увлекательным. Теперь карапуз радостно узнает знакомых животных и героев и уже неплохо различает цвета. На просьбу мамы показать конкретный цвет, малыш поставит в книжке на него пальчик.

У ребенка появляются любимые песенки. Подпевать он пока не может, но будет ярко выражать радость при звуках знакомой мелодии. Если в разговоре упомянуть кого-то из родных и близких, малыш поймет, о ком идет речь (о бабушке, папе или домашней кошке). Хорошо воспринимает просьбы старших: принеси куклу, подай книжку. Знает свое имя.

Постепенно расширяется словарный запас. Теперь ребенок не только покажет пальцем на нужный ему предмет, но и произнесет первый слог названия предмета. Зачастую детки произносят первые слова на свой лад. Например, вместо «банан» – «нанан», вместо «машина» — «шиа» и тд. За игрой малыш активно общается с игрушками, щебечет сам с собой, неустанно повторяя различные звуки. Речь приобретает интонационную окраску. Обычно речевое развитие ребенка в 15 месяцев у девочек идет более быстрыми темпами.

Моторика

В этом возрасте большинство детей уже умеют полноценно ходить, причем не только вперед, но и со сменой курса в желаемую сторону. Также деткам под силу стоя оглянуться назад через плечо. Уверенно освоены такие действия, как подъем и спуск с дивана, перешагивание препятствий, катание игрушки за веревочку или ее толкание перед собой. Малыш уже может научиться топать ножкой и вставать на цыпочки в попытке дотянуться до игрушки. Развитие мелкой моторики позволяет ребенку самому листать книжку с толстыми страницами, держать ложку за едой, рисовать каракули карандашом.

Эмоции

В 1 год и 3 месяца малыши очень эмоциональны. Они бурно выражают восторг или негодование. Но контролировать этот поток эмоций они пока не в силах. Поэтому в данном возрасте уже можно обучать ребенка пониманию своих чувств и правильному их выражению. Этому поможет проговаривание основных эмоций. Например, когда малыш расстроен и сердится, можно сказать: «Понимаю, ты злишься, что мы не купили эту игрушку. Я тоже иногда злюсь». Тогда малыш будет с раннего возраста привыкать к мысли, что любые эмоции – это нормально. Но выражать их нужно без ущерба для окружающих. Здесь лучшим примером будут сами родители. Если они умеют справляться с различными эмоциями, то и ребенку будет проще перенять этот навык.

Нормы роста и веса у ребенка в 15 месяцев

Физические показатели меняются совсем не значительно. Основная часть получаемой малышом энергии расходуется при движении, поэтому в большинстве случаев детки этого возраста имеют худощавое телосложение. Это также обусловлено тем, что развитие направлено в первую очередь на увеличение роста, формирование крепкого скелета и мышц.

Развитие у мальчиков в 15 месяцев

Развитие у девочек в 15 месяцев

Что должен уметь ребенок в 15 месяцев

  • Уверенно ходит самостоятельно, перешагивает сам через препятствия.
  • Хорошо ориентируется дома, знает где кухня, а где ванная.
  • Познает первые причинно-следственные связи (если бросить тарелку, она разобьется; если толкнуть мячик, он будет катиться).
  • Знает основные части тела (глазки, носик, ручки).
  • Различает цвета.
  • Выражает чувства через объятия и поцелуи.
  • Подражает действиям старших и сверстников.
  • Проявляет интерес к предметам домашнего обихода (веник, расческа, кастрюли) и использует их в игре.
  • Кушает ложкой и пьет из детской кружечки.
  • Ярко выражает любые эмоции и стремится к самостоятельности.

Режим дня ребенка в 15 месяцев

Существенных изменений в режиме дня для этого возраста не будет. Следует помнить о том, что деткам легче придерживаться определенного четкого распорядка изо дня в день. Когда малыш знает, что после завтрака следует прогулка, за ней обед и дневной сон, он будет готов выполнять привычные действия без капризов. Ежедневные ритуалы важны для малыша. Они помогают ему чувствовать себя в безопасности и спокойствии.

Длительность сна для детей в 1 год и 3 месяца должна быть не менее 12-14 часов. Это время делится между ночным сном (не менее 10 часов) и дневным (около 2х часов). Рекомендуется не затягивать до позднего часа вечернее укладывание. Большинство педиатров приветствует отбой не позднее 21-00. В этом случае к 3х-летнему возрасту твердо сформируется режим сна, удобный для посещения детского сада. И не придется перестраивать ребенка под новые обстоятельства.

Прогулки

От количества и активности прогулок напрямую зависит познание окружающего мира для ребенка. Поэтому выход из дома должен быть ежедневным. При благоприятной погоде продолжительность гуляния можно увеличить до 2-3 часов или разделить его на утренний и вечерний выход. В мороз и дождливую погоду также не стоит отказываться от прогулки. Даже получасовой променад пойдет на пользу при подходящей одежде (теплый комбинезон, дождевик и тд). К тому же регулярное гуляние на свежем воздухе – это укрепление иммунитета и хорошая профилактика инфекционных заболеваний.

Питание

Рацион малыша постепенно расширяется новыми продуктами. Можно предлагать ребенку свежие фрукты, овощи и ягоды. Но следует помнить, что любая непривычная пища вводится постепенно. Это позволит избежать расстройств пищеварения и аллергических реакций. В детском питании непременно должны присутствовать следующие продукты:

  • Кефир, йогурт — 200 мл.
  • Творог – 50 г.
  • Каши (овсяная, кукурузная, пшенная, рисовая) до 200 г. Допустимо ввести в рацион манную кашу, но не чаще 1 раза в неделю.
  • Мясо (нежирная свинина, курица, крольчатина, индейка, телятина) – 80 г на одну порцию.
  • Овощи (кабачок, капуста, морковь, тыква, огурцы, томаты, свекла) – 200 г. Картофель рекомендуется предлагать не более 2х раз в неделю из-за высокого содержания крахмала.
  • Фрукты (яблоки, груши, сливы, абрикосы, персики, вишни, смородина) – 100 г.
  • Яйца (куриные и перепелиные) – 3 раза в неделю.
  • Масло растительное нерафинированное (в салаты и гарниры) – 5 г, масло сливочное – 15 г.
  • Хлеб – 40 г.
  • Рыба нежирных сортов – 2 раза в неделю по 60 г.
  • Сыр, сметана – 10 г
  • Питьевая вода, компоты, морсы, кисели по потребностям ребенка.

Даже после года грудное молоко остается важным компонентом питания подрастающего малыша. Оно помогает лучшему усвоению пищи и защищает ребенка от инфекций. Для ребенка в 15 месяцев будет достаточно 1-2 кормлений грудью (рано утром и/или перед сном).

В случае прекращения грудного вскармливания необходимо позаботиться о выборе качественной смеси под возрастные потребности малыша. В линейке детского питания Кабрита есть смеси, специально разработанные для детей старше годика. Они производятся на основе козьего молока – мягкого и легкоусвояемого продукта. Смесь максимально адаптирована под белково-сывороточный состав грудного молока. Что позволяет говорить о ее безопасности и пользе для детского организма. Конечно, искусственное питание не заменит грудное молоко, но насколько это возможно, восполнит дефицит необходимых ребенку веществ.

Как поддерживать развитие ребенка в 15 месяцев

  • Игры на развитие координации: кидание и перекатывание мяча, веселая гимнастика под музыку вместе с мамой (повороты, наклоны, приседания).
  • Проползание под препятствием на высоте 40-45см за игрушкой.
  • Игра «поиск пары» с помощью различных предметов.
  • Лепка из пластилина, рисование, чтение коротких рассказов и стишков.
  • Приобщение к простым делам (совместное собирание игрушек, наведение порядка). Также можно давать элементарные поручения малышу («открой, пожалуйста, шкаф» или «подай мне полотенце»).
  • Раскладывание небольших предметов по ячейкам.
  • Игра с прищепками. Можно прицепить их мишке на лапу и предложить ребенку снять. Для этой игры прищепки должны быть не тугими.
  • Игра с проталкиванием предметов (сортеры с простыми фигурами, копилки, пластиковые бутылки)
  • Поддержание полезных привычек: умывание, причесывание, мытье ручек после улицы, чистка зубов.
  • Задувание свечки, также можно дуть на бумажный кораблик в большой миске с водой.

Возможные проблемы

Приучение к горшку

Большинство малышей уже знакомы с этим предметом, а некоторым даже периодически удается успешно его использовать. Существует миф, что чем раньше родители начнут приучать ребенка к горшку, тем лучше он будет справляться с этой задачей самостоятельно. Но здесь не все так просто. За контроль выделительной системы отвечают определенные зоны мозга. До их созревания ребенок просто не сможет физически уловить, что ему пора сесть на горшок. У большинства деток эти зоны формируются к 1,5-2 годам. То есть раньше этого возраста высаживание горшок – это скорее игра для ребенка, чем реальное приучение к правильным походам в туалет.

Проблемы с засыпанием

Детки этого возраста порой имеют трудности с засыпанием из-за излишней эмоциональности, обилия полученных впечатлений или отступления от режима. Нужно помнить несколько простых правил, которые помогут избежать этой проблемы:

  • Четкое соблюдение режима дня поможет спокойному отходу ко сну. Возможны отступления от привычного ритма на 20-30 минут.
  • Слишком позднее пробуждение после дневного сна или недостаток активности во второй половине дня могут привести к тому, что малыш не успевает устать до вечернего укладывания.
  • Излишне плотный ужин также мешает спокойно заснуть.
  • Активные игры перед сном, эмоциональное перевозбуждение не способствуют быстрому укладыванию.
  • Слишком душный или теплый воздух в детской провоцирует беспокойство ребенка. В идеале температура не должны быть выше 22°С.
  • Хорошим правилом будет ежедневное применение вечернего ритуала. Например, уборка игрушек, питье кефира, водные процедуры, чтение в кроватке перед сном. Строгая последовательность действий, выполняемых каждый день, помогут ребенку эмоционально подготовиться ко сну.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок в 1 год 3 месяца ходит самостоятельно, но может и падать.
Устойчиво стоит, приседает, наклоняется, поворачивается, пятится (меняет положения).
Может иногда ползать.

Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом.
Ходит по доске, лежащей на полу.
Поднимает руки вперед, вверх, в стороны, отводит за спину, вращает (стоя, сидя, лежа):

  • по показу,
  • по слову взрослого,
  • самостоятельно.

Шевелит пальцами, вращает кистями рук.

Рост и вес ребенка в 1 год 3 месяца данные отечественных педиатров

1 год 3 месяцаНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг9,612,4
Вес девочек, кг9,211,5
Рост мальчиков, см75,983,0
Рост девочек, см74,581,5
Окружность головы мальчиков, см46,149,5
Окружность головы девочек, см45,248,3
Окружность груди мальчиков, см46,853,4
Окружность груди девочек, см47,352,3

Рост и вес детей в возрасте 1 год 3 месяца данные ВОЗ

1 год 3 месяцаНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг8,312,8
Вес девочек, кг7,612,4
Рост мальчиков, см74,184,2
Рост девочек, см72,083,0
Окружность головы мальчиков, см44,249,4
Окружность головы девочек, см42,948,4

Познавательное развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах, каждая разной величины (мячи, кубики). Находит после показа. Отличает знакомый большой предмет (игрушку) от маленького; находит после показа, по просьбе взрослого. Подбирает (не называя) к предмету какого-то одного цвета того же цвета игрушки (1-2 цветов). Снимает и нанизывает кольца на стержень пирамидки. Ставит кубики один на другой (строит башню, дом). Держит (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркает по бумаге.

Игровые действия:
Ребенок в возрасте 1 год 3 месяца самостоятельно воспроизводит действия с предметами, разученные ранее (нанизывает кольца, ставит кубики один на другой, кормит куклу, мишку).

Воспроизводит одно знакомое действие с игрушкой (качает, возит):

  • по подражанию,
  • по собственной инициативе.

Переносит знакомые действия с одним предметом на другой (кормит и куклу и мишку; возит и машинку и коляску). Производит одинаковые действия с разными игрушками:

  • по подражанию,
  • по просьбе взрослого,
  • по собственной инициативе.

Любит играть с предметами обихода. Подражает близким взрослым: «читает», как папа, «готовит уроки», как сестра.

Социально-эмоциональное развитие детей в возрасте 1 год 3 месяца

Эмоциональное уравновешенное состояние сохраняется в течение дня.
Часто смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных ситуациях.
Подражает мимике, движениям близкого взрослого (смеется, улыбается, хмурится) независимо от ситуации.
Эмоционально реагирует на свои действия с игрушками (мимика, голосовое интонирование).
Заражается чувствами сверстника: плачет, смеется.
Эмоционально реагирует на другого ребенка.
Эмоционально по-разному реагирует на знакомого или незнакомого взрослого.
Быстро переходит из одного эмоционального состояния в другое: от радости к капризу.
Легко поддается переключению внимания (отвлечению).
Познает окружающее через свои эмоциональные ощущения (с высоты можно упасть — «больно», дотронуться до батареи — «горячо»).
Собственную речь (отдельные слова) дополняет мимикой, движениями, интонированием.
Взгляд приобретает различные выразительные оттенки: радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и др.
Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого.
Эмоционально раскован с близкими, напряжен с незнакомыми людьми.
Эмоционально привязан к маме (эмоционально зависим). Плачет при ее уходе; недолго грустит, оставшись с незнакомым взрослым.
Удивляется, пугается неожиданного, нового.
Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении движении, дискомфорте, отказе в желаемом.
Проявляет интерес к играм других детей.
Заинтересовывается новой игрушкой, действиями с ней.
Эмоционально напряжен при неумении.
Радуется при получении результата от некоторых игровых действий, выполненных взрослым или самостоятельно.
Рад совместным со взрослыми играм-занятиям, веселым играм.
Эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодии; напевность стихов, прибауток, песенок.

Речевое развитие ребенка в 1 год 3 месяца

Понимание речи:
Понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций.
Показывает по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки.
Выполняет одно-два поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями: приносит, находит, играет в «ладушки».
С интересом рассматривает картинки в книжке (узнает персонажей).
Слушает потешки, стихи, песенки.

Активная речь (произносит до 20 облегченных слов):
Произносит простые слова, соотносит их с предметами,действиями. Употребляет слова (в индивидуальном произношении):

  • в момент радости,
  • при удивлении,
  • констатируя знакомые явления,
  • в процессе двигательной активности,
  • по подражанию,
  • по просьбе взрослого,
  • в процессе своих игровых действий.

Продолжает произносить лепетные звуки. Имитирует звуки (слова) по просьбе взрослого («лает», «пищит», «гудит»).

Бытовые навыки ребенка в возрасте 1 год 3 месяца

Пьет из чашки (немного).
Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый докармливает).
«Вытирает» руки, лицо при умывании.
Начинает проситься на горшок.

Списки основных показателей развития ребенка для страничек календаря составлены по материалам книги Волосовой Елены Борисовны «Развитие ребенка раннего возраста» издательства «Линка-Пресс».

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!

Что нужно знать родителям о развитии ребенка в 1 год и 3 месяца?

Сказать точно, какие именно навыки должны быть у ребенка в 1 год и 3 месяца, довольно трудно. Все детки развиваются по-разному. У одних что-то получается лучше, у других хуже. Одно точно: это довольно непростой возраст, когда малыш стремится везде успеть, но еще не отдает себе отчета о последствиях своих действий. Итак, что же должен уметь ребенок на 15-м месяце жизни?

Физические достижения

В этом возрасте детки весьма подвижны. Это усиливает интерес ко всему, что находится вокруг. Малыши уже умеют оценивать расстояние, ориентируются в расположении предметов в пространстве. Сейчас они активно совершенствуют и закрепляют все полученные ранее навыки. Прежде всего – касающиеся ходьбы.

  • Малыш в 15 месяцев может совмещать ходьбу с другими действиями: идти и нести что-то в руках или идти и одновременно толкать (тянуть) игрушку, коляску.
  • Стоя, уже умеет тянуться на полку за игрушкой.
  • Ползком может преодолеть на лестнице несколько ступеней вверх и вниз.
  • Ходит без поддержки по ровной поверхности, по ступеням – с поддержкой.
  • Переступает небольшие препятствия.
  • Учится слезать с высокого стула.
  • Может чередовать ходьбу и ползание.
  • Уверенно стоит, наклоняется, приседает.
  • Пятится назад.
  • Забирается на мебель.
  • Уверенно сидит в своем детском стульчике.
  • Любит открывать все дверцы, ящички, вытаскивать их содержимое.
  • Пользуется бытовыми предметами (расческой, ложкой, чашкой, зубной щеткой).
  • Сам кушает.
  • Умеет бросать и катать мячик, пробует пинать его ножкой (хотя часто еще промахивается).
  • Помогает взрослому, когда тот его одевает (сует ручку в рукав, вставляет ножку в ботинок).
  • Выполняет различные движения руками (может поднять их, вытянуть вперед, развести в стороны, заводить за спину, вращать кистями рук, шевелить пальчиками).

Используйте эти навыки для веселой гимнастики. Это поможет укрепить мышцы, сделать тело более гибким.

Психоэмоциональные изменения

Ребенку в 1 год и 3 месяца хочется демонстрировать свою самостоятельность. Он становится упрямым, капризным, может не слушаться и перечить во всем. Особенно если с ним говорить приказным тоном.

Однако при этом малыш постоянно ищет поддержки взрослых, во всем старается им подражать (кашляет, как дедушка, «читает книжку», как папа, «говорит по телефону», как мама). Он может расстраиваться, если что-то не получилось, или радоваться удаче. Его внимание сейчас легко можно переключить на другой предмет или действие.

Чем еще наполнен мир переживаний ребенка?

  • Любимые игры – с мячом. Они вызывают бурю ярких эмоций.
  • «Выпотрошив» шкафчики и тумбочки, ребенок подолгу увлеченно может рассматривать каждый предмет.
  • Ему нравится собирать предметы в коробку и вытаскивать обратно.
  • Очень любит гулять – ведь на прогулке его ждут новые открытия и эмоции.
  • Выражает свои чувства к любимым людям и игрушкам (объятиями, поцелуями).
  • Понимает, о ком из близких говорят, если произнести конкретное имя.
  • Выполняет простые поручения (дай, принеси, возьми, брось, подними).
  • С интересом строит башенку из кубиков.
  • Кроме игрушек интересуется бытовыми приборами, их устройством (стремится разобрать и изучить).
  • Роль игрушек уже могут выполнять предметы обихода (обувь, посуда, мамина косметика, коробки, банки, одежда).
  • Во время игры «общается» с игрушками, проявляет яркие эмоции.
  • Пробует рисовать.
  • Начинает подражать сверстникам (может заплакать, если рядом плачет малыш, засмеяться, если тот смеется).

Познавательная деятельность

Весь «разгром», который учиняет ребенок в этом возрасте вокруг себя, это стремление не к беспорядку, а к активному познанию: что лежит в шкафу? Каковы эти предметы на ощупь? Что с ними можно делать? Для чего нужны мамины тюбики? Что спрятано внутри телефона? Почему пульт от телевизора на него похож? Поэтому неправильно отбивать у него познавательный интерес, ругая за разбросанные вещи, запрещая их трогать. Кроме яркого протеста, родители такими мерами ничего не добьются. Лучше присоединиться к его занятиям. Тем более что сейчас он начинает осознавать, как здорово играть вместе. С ровесниками это пока не получается (кроха еще не может воспринимать игрушки как свои и чужие, поэтому драки с отниманием неизбежны), а вот с мамой может быть весело.

Например, мама может не просто показать картинки в книжке, но и прочесть, о чем она, позволить ребенку самому переворачивать страницы.

Что уже успел познать и освоить к этому возрасту карапуз?

  • Простые причинно-следственные связи (если построить высокую башню – кубики рассыплются; если толкнуть игрушку со стола, она упадет; если схватиться за утюг – будет горячо);
  • Формы шара (мяча) и кубика, размеры и цвета предметов.
  • Собирание пирамидки и башенок из кубиков.
  • Простейшие сюжетные действия (кормление куклы, укачивание ее, катание машинки).

Начинайте прививать малышу полезные привычки: чистить зубки, умываться, каждый день перед сном убирать игрушки, складывать одежду. Показывайте ребенку последовательность таких действий, он будет подражать вам: после года для этого самый подходящий возраст. Повторяйте эти действия ежедневно, чтобы малыш привык: так делать – правильно.

Что говорим?

Прежде всего, на данном этапе у ребенка заметно увеличивается пассивный словарный запас. Это названия многих окружающих предметов (одежды, посуды, мебели, игрушек, частей тела, продуктов), имена членов семьи и близких людей, названия домашних животных. Ребенок этого возраста должен уметь понимать и выполнять простые поручения или просьбы (что-то подать, принести, найти), даже не умея самостоятельно произнести соответствующие фразы.

Малыш употребляет в своей речи до 20 простых слов (мама, папа, баба, деда), несколько слов-звукоподражаний («бибика», «ав-ав», «ам-ам»). Возможны употребления искаженных или неполных слов, характерных для периода автономной речи (подробнее об этом – здесь «Когда ребенок говорит первое слово»). Речь ребенка дополняется мимикой, интонациями, жестами.

Ребенок с интересом разучивает новые звуки и слова, при этом бесконечно повторяя их в течение дня.

Для развития речи в этом возрасте полезно развивать мелкую моторику (о ней рассказано тут – «Моторика рук для развития речи»), проводить артикуляционные игры (описанные в этой статье – «Артикуляционная гимнастика»).

Также весьма полезна активная речевая среда: постоянное общение, чтение сказок, стихов, потешек, разучивание песенок. Это, к тому же, учит ребенка правильному темпу речи, развивает чувство ритма, память малыша.

Помогаем развиваться

Полноценное развитие ребенка в любом возрасте во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют этому вопросу, занимаются ли с крохой физическими упражнениями, развивающими играми.

Для возраста 15 месяцев подойдут такие занятия.

  • Гимнастика. Под приятную ритмичную музыку можно проделывать несколько простых упражнений (повороты туловища, махи руками, вращения кистями рук, наклоны в стороны или вперед – из положения сидя, наклоны к полу или приседания за игрушкой).
  • Игры с мячом. Это может быть перекатывание мяча в положении сидя от мамы к малышу в разных направлениях, бросание мячика ребенком вперед двумя руками.
  • Приседания с обручем. Мама и малыш держат обруч обеими руками и вместе по команде мамы приседают, не отпуская обруч.
  • Проползание через обруч за любимой игрушкой. Ребенок должен проползти сквозь обруч и взять предмет.
  • Проползание под препятствием (доской, палкой, расположенной на расстоянии 30–40 см от пола).
  • Залезание на возвышение. Сначала ребенок залезает на стульчик или коробку небольшой высоты (до 20 см), затем – на кровать или диван.
  • Полоса препятствий. На полу размещаются различные предметы (коробки, подушки, табуретки, книжки) разной высоты. Невысокие препятствия малыш перешагивает, высокие – обходит сбоку, под табуретом пролезает.
  • Поднимание ног. Лежа на спине, ребенок старается, поднимая ноги, дотянуться ними до палки, поднятой на 40–50 см от пола.

Все эти упражнения, регулярно повторяемые по несколько раз, сделают малыша более ловким, сильным, укрепят его мышцы и вестибулярный аппарат.

Следующие «развивашки» направлены на стимулирование интеллектуальной деятельности.

  • Нанизывание колец на стержень пирамидки и снимание с него. Это и увлекательная игра, и тренировка логики, внимания, моторики. Даже если ребенок будет уделять этому занятию 5–7 минут в день, это принесет свои плоды.
  • Собирание простого пазла из 3–4 деталей. Это может быть как готовая игра для данного возраста, так и сделанная самостоятельно (разрезанная картинка).
  • Поиск пары. Перед малышом на столе или полу раскладывают несколько парных предметов (носочки, туфельки, варежки – по одному от пары). Мама достает вторые парные предметы по одному и предлагает ребенку найти им «братцев». Так же можно предложить найти по картинке детеныша или птенца в пару к его маме, если кроха уже знаком с этими животными.
  • Знакомство с разными тактильными ощущениями полезно всегда. Что такое горячее или холодное, мягкое или твердое, мокрое или сухое, большое или маленькое.
  • Детали. Гуляя с малышом, мама обращает его внимание не только на окружающие предметы, но и на их части: листья деревьев, колеса машин, ножки скамеек, окна, двери домов.

Вот такой он, возраст года с четвертью: активный во всех смыслах. Основного внимания сейчас требуют речевое, интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Что касается ухода, то новостей тут немного: начинаем приучаться к горшку (малыш уже понимает его предназначение и сам просится), меньшее число раз подмываем кроху после туалета в течение дня, поскольку его кишечник сейчас работает уже не так активно. Остальные гигиенические и закаливающие мероприятия остаются теми же.

Давно установлено: чем больше внимания ребенок получает в детстве, чем больше любви, ласки и заботы ему дарят родители, тем более успешным он вырастает. Не нужно бояться «залюбить» своего малыша. Именно наша любовь и участие – ключ к его будущим победам.

Что умеет ребенок в 15 месяцев

Лицензия ЛО-46-01-002092 выдана Комитетом здравоохранения Курской области 27.02.2019

Сведения об учреждении

  • Об организации
  • Пациентам
  • Специалистам
  • Медработники
  • Вакансии
  • Лекобеспечение
  • Надзорные органы
  • Документы
  • Отзывы
  • Контакты

Информация

  • Главная
  • Новости
  • Подразделения
  • Людям с ограниченными возможностями
  • Подать обращение
  • Профсоюз
  • Полезная информация
  • Диспансеризация
  • Противодействие коррупции

  • О нас
  • Статьи
  • История
  • Карта сайта
  • Поиск
  • Госуслуги

Каждый малыш уникален и не похож на других, темп его развития тоже может отличаться. Какие-то навыки появляются раньше, а какие-то могут запаздывать. Часто молодым родителям бывает сложно понять — по возрасту ли развивается их ребенок.

«Не паникуй и не придумывай ребенку болезней!» – благодаря именно таким «успокаивающим» советам многие дети попадают на прием к специалисту намного позже, чем должны. Если и вы их слышите, но все равно чувствуете, что что-то не так – обратитесь к врачу! Ниже перечислены десять сигналов, свидетельствующих о том, что развитие вашего ребенка может протекать не так, как нужно. Если какие-то из них звучат знакомо, не слушайте «добрых советов» и примите меры.

  1. Ребенок не набирает вес. Младенцы на разных стадиях своего развития могут набирать вес быстрее или медленнее. Иногда на это влияют дополнительные факторы, например, простуда или воспаление мочевыводящих путей, которые могут привести к тому, что малыш немного отстает в весе. Однако резкое и длительное торможение прироста веса является уже чем-то другим. Особого наблюдения требует внезапная потеря уже набранного веса. Такие ситуации требуют более широкой диагностики и исключения серьезных нарушений
  2. Ребенок постоянно кричит. Может случиться, что абсолютно нормально развивающийся ребенок реагирует плачем на дискомфорт. Тем не менее, каждый здоровый ребенок имеет также очень длительные периоды спокойного бодрствования и сна, и они должны быть значительно длиннее, чем время плача. Если у вас есть впечатление, что ваш ребенок плачет почти без перерыва, не обманывайте себя. Есть вероятность, что ребенок страдает от боли, например из-за инфекции или воспаления. Необходима немедленная консультация с врачом.
  3. Ребенок не интересуется окружающей средой. Такое поведение часто воспринимается проявлением воспитанности и спокойного характера. К сожалению, такой подход часто задерживает диагностику и лечение. Ребенок может быть от природы спокойным, но он все равно должен интересоваться окружающей средой. Если у вас есть впечатление, что контакт с ребенком затруднен, что он не интересуется вами, братьями и сестрами, игрушками – обратитесь к специалисту. Причиной может быть аутизм, глухота и много других нарушений.
  4. Спустя несколько месяцев после рождения ребенок не фокусирует зрение на вашем лице и игрушках. Конечно, развитие вашего ребенка не обязано быть «хрестоматийным». Некоторые дети фокусируют взгляд на лицах и предметах в три месяца, другие только в четыре или пять. Однако, если ситуация не меняется после первого полугодия жизни малыша, уже нельзя говорить об индивидуальном темпе развития, это симптом нарушения связаны с дефектами зрения.
  5. Ребенок очень часто срыгивает. Есть дети, которые не срыгивают вообще, а есть такие, которые срыгивают довольно много. И те, и другие могут быть вполне здоровыми. Тем не менее, если малыш сразу после еды срыгивает несколько раз – доверьтесь специалистам.
  6. Ребенок ходит на цыпочках. Ходить на цыпочках для недавно начавшего ходить ребенка вполне нормально. Но если по истечении нескольких месяцев ничего не меняется, это может быть сигналом нарушения Ахиллова сухожилия или тканей. Стоит проконсультироваться с неврологом.
  7. В полтора года ребенок не реагирует на имя. Уже годовалый ребенок должен автоматически поворачивать голову после того, как кто-то произносит его имя. Если он этого не делает – это всегда повод для беспокойства. Наиболее распространенные причины такой аномалии – это проблемы со слухом или аутизм.
  8. Ребенок не говорит. Двухлетний ребенок должен говорить, и не обманывайте себя историями в стиле «двоюродный брат племянницы начал говорить в возрасте 4 лет, и вообще, мальчики начинают говорить позже». Другое дело – количество слов в лексиконе ребенка. Есть двухлетние дети, которые говорят лишь несколько слов, но кроме них также используют много жестов. Такой ребенок в ближайшие месяцы быстро наверстает упущенное. Другое дело, когда ребенок вообще не говорит и не владеет даже жестами
  9. Трехлетний ребенок имеет плохую координацию движений. О некоторых детях говорят, что они «неуклюжие», если они в моторном развитии заметно отличаются от сверстников. Не позволяйте, чтобы к вашему ребенку прицепился этот ярлык. Отставание в этой сфере требуют реабилитации. Если ваш трехлетний ребенок все еще спотыкается, имеет трудности с хождением по лестнице, все еще пускает слюни и невнятно говорит, сходите к неврологу и офтальмологу. Эти симптомы могут указывать на проблемы со зрением или на проблемы с мышечным тонусом.
  10. Трехлетний ребенок имеет проблемы с познавательной сферой. Правильно развивающиеся трехлетние дети любят играть в группе, рисовать, играть с игрушками, уже умеют сосредоточиться на одной операции в течение нескольких минут. Если вы видите, что у вашего ребенка когнитивное развитие проходит по-другому – реагируйте. Тревожные симптомы: нежелание рисовать, отсутствие интереса к игрушкам, играм и трудности концентрации. Причиной может быть гипоксия при родах или расстройства нервной системы. Обратитесь к педиатру! Реакция на ранние сигналы нарушений – это не «излишняя паника» и «придумывание ребенку болезней». Это проявление зрелости и ответственности – только вы, родители, отвечаете за то, что ваш ребенок получит помощь вовремя.

Что должен уметь ребенок в год

Малыши растут стремительно. Казалось, только недавно в доме появился маленький пищащий сверток, которому сложно даже сфокусировать взгляд, и вот он уже гулит, с интересом смотрит по сторонам и готовится отмечать первый день рождения. 11–12 месяцев – возраст, когда ребенок уже начинает осторожно пытаться ходить с поддержкой или самостоятельно, у него продолжают резаться зубки, а сам он активно познает окружающий мир. Этот период, так быстро наступивший, вызывает у родителей закономерное волнение: что должен уметь ребенок в год, нормально ли он развивается. Сразу стоит сказать, что все дети индивидуальны, и не стоит сравнивать малыша с другими, ориентироваться лучше на медицинские критерии.

Особенности развития ребенка в 1 год

По сравнению с предыдущими месяцами малыш становится намного активнее и любознательнее. Родители начинают отмечать это еще после первого полугодия, но к годику ребенок становится еще более смышленым и любопытным. Его вес примерно втрое больше, чем при рождении, и в среднем составляет 10–12 кг, а ростом такие детки около 72–77 см. Многое зависит от генетики, от того, какими темпами в свое время росли родители малыша. Главное, чтобы соотношение роста и веса было органичным, например высокий ребенок весил больше. Если малыш незначительно не вписывается в критерии, поводов для беспокойства нет, даже если у знакомых ребенок в этом возрасте выглядит немного иначе. Каждый малыш уникален.

Физиологические изменения

Начиная с годовалого возраста темпы роста немного замедлятся. Это совершенно нормально: только в первые 12 месяцев жизни малыш растет настолько стремительно, дальше процесс станет чуть менее быстрым.

Снижение веса. Строго говоря, сам по себе вес не снижается – только темпы его прироста. Младенческая пухлость постепенно начинает уходить, но частично до сих пор остается. Со временем набирать килограммы малыш станет медленнее, и это свидетельствует о нормальном его развитии.

Зубы. У малыша в годик уже прорезывается несколько зубов – в среднем до 8. Показать ребенка врачу стоит, если в год у него так и не появилось ни одного молочного зубика. Когда они режутся, малыш становится беспокойным, часто плохо спит по ночам: ему дискомфортно, и это мешает уснуть. Врачи дают рекомендации, как снизить дискомфорт для ребенка при прорезывании зубов.

Стопы. Они у малыша еще плоские, на них не появился изгиб. Это пройдет со временем, когда ребенок привыкнет самостоятельно ходить, тогда же исчезнут жировые подушечки на стопах. Если же малыш уже начал активно ходить, подушечки могут исчезнуть раньше, а на ножках начнет появляться здоровый изгиб. Ноги малыша осмотрит врач на плановой проверке, он же скажет, все ли с ними хорошо.

Двигательная активность ребенка

То, что умеет ребенок в год, не идет ни в какое сравнение с его умениями всего несколько месяцев назад. Он уже намного лучше научился обращаться с собственным телом, очень активен, много и разнообразно двигается. В ручках малыш спокойно держит два предмета, может собрать пирамидку или даже удержать ложку за столом во время прикорма. Конечно, во многих действиях ему до сих пор нужна помощь родителей: такие маленькие дети способны концентрироваться на чем-то всего несколько минут.

Активные движения. Ребенок ползает, встает на ножки, в том числе из положения на корточках, самостоятельно встает на коленки. Он может залезть на стул или диван или слезть оттуда, а с помощью родителей – подняться или спуститься по лестнице. Дети очень любознательны, поэтому в таком возрасте их нельзя оставлять рядом с открытыми окнами или опасными предметами. Малыш может догадаться добраться до подоконника с помощью стула. Мелкая моторика становится намного лучше: ребенок может взять какой-нибудь мелкий предмет двумя пальчиками, взять чашку и отпить из нее.

Танцы. Маленькие дети любят музыку. Многие замечают, что, услышав интересную мелодию, малыш начинает активно пританцовывать: ему это нравится. Некоторые не только танцуют, но и пытаются подпевать детским песенкам. Если ребенок этого не делает, можно показать ему несложный танец, и он начнет повторять уже без подсказки мамы или папы.

Быстрое передвижение на четвереньках. Практически все малыши в этом возрасте уже ползают, причем довольно быстро. Некоторые пропускают этап хождения на четвереньках и сразу встают на ножки, но это происходит далеко не у всех. Чаще всего годовалый ребенок спокойно перемещается ползком.

Ходьба с поддержкой родителей. Некоторые детки уже начинают делать первые шаги. Самостоятельно ходить начинает мало кто, но большинство малышей уже может неуверенно пройтись, держась за руку мамы или папы. Кое-кто пытается ходить, держась за стенки или другую опору. Впрочем, есть и дети, которые не спешат начинать передвигаться на двух ногах, и это совершенно нормально. Если ваш ребенок еще не пошел, не нужно его торопить. Доктор Комаровский предполагает, что в таких случаях повременить с ходьбой может быть даже полезно: прямохождение – это серьезная нагрузка на спину, возможно, малыш просто пока к ней не готов [1].

Психоэмоциональное развитие ребенка в 1 год

Малыш очень любопытен, внимательно смотрит на поведение взрослых и старается его копировать. Это важно помнить и при воспитании: даже если ребенок вас не слушает, он точно будет перенимать ваше поведение. Ребенка очень интересуют складывающиеся и разбирающиеся вещи, поэтому он может интересоваться кубиками, пирамидками, складывать из них конструкции. Некоторым нравится перелистывать книжки, прятать и искать предметы. Малыши в этом возрасте уже проявляют обширный спектр эмоций, в их лексиконе до 10–15 простых слов, они распознают разных животных и помнят имена родителей. Годовалый ребенок способен понять простое поручение: «подойди», «дай». Он начинает интересоваться играми с сюжетом. Улучшается и долгосрочная память: малыш помнит, что произошло несколько дней назад. Он узнает животных и разные предметы, может научиться пользоваться некоторыми из них, например открыть шкаф.

Особенности развития девочек в 1 год

Психологически мальчики и девочки в этом возрасте еще очень похожи. Их интересуют мячики и пирамидки, игры с сюжетом, игрушки, с которыми можно по-разному взаимодействовать. Поэтому не стоит ограничивать ребенка, скажем, куклами, если это девочка. Существенных отличий в весе и росте мальчиков и девочек нет в этом возрасте. А вот психомоторное и психическое развитие девочек может чуть опережать таковое у мальчиков. Это сгладится позже, но пока малышка может раньше начать ходить или, скажем, называть слова.

Особенности развития мальчиков в 1 год

Дети в этом возрасте очень похожи, равно как и игры, которые они предпочитают. Малыши могут имитировать действия родителей: отсюда возможный интерес к игрушкам, повторяющим «взрослые» предметы. Это касается детей обоих полов, поэтому старайтесь давать им разнообразие. Малышам нравятся разные игры, не нужно ограничивать их машинками и мячами.

Как проверить уровень развития ребенка

Не нужно предъявлять слишком жестких требований, лучше ориентироваться на характерные для этого возраста особенности развития. Чтобы понять, как развивается и что умеет ребенок в 1 год, вы можете провести несколько простых тестов:

  • посмотреть, как малыш двигается, как ползает, умеет ли ходить, забираться или слезать с диванов и кресел;
  • оценить жестикуляцию, проверить, может ли ребенок показывать осмысленные жесты вроде покачивания головой или помахивания рукой;
  • послушать его речь, понять, есть ли в речи малыша хотя бы одно осмысленное слово;
  • посмотреть, как ребенок играет, чем интересуется, как работают его ручки и ножки, может ли он пользоваться простыми бытовыми предметами;
  • оценить количество зубов;
  • поиграть с малышом, предложить ему кубики или пирамидку, посмотреть, станет он собирать из них башенку или просто отбросит.

Занятия для развития

С малышами нужно заниматься: это благотворно влияет на их развитие, помогает в дальнейшей жизни, в том числе в более взрослом возрасте [2]. Так ребенок начнет усваивать новые навыки и знания быстрее, впоследствии это поможет ему с учебой и позволит лучше и быстрее разобраться в окружающей реальности. Помните, что в этом возрасте нужно понемногу давать малышу больше самостоятельности, например позволять выбирать, какую кофточку он наденет или какую книжку ему будут читать на ночь. Старайтесь поменьше брать ребенка на руки, чтобы у него был стимул самостоятельно добраться до нужного места.

Музыка. Дети любят музыкальные игрушки, детские песенки и мелодии. Вдобавок чем больше разнообразных приятных звуков малыш слышит, тем более развит окажется его слух. Поэтому включайте ребенку детские песенки, мелодии и подборки, которые специально разработаны для маленьких детей. Вдобавок под музыку малышу будет легче играть, он может захотеть танцевать, развивая тем самым двигательную активность, или подпевать – это способствует развитию речи. Конечно, если какая-то мелодия ему не нравится (в этом возрасте дети уже начинают обретать собственные предпочтения), лучше не включать ее, а включить ту, что по вкусу.

Диалоги и чтение. Чем больше разговаривать с ребенком, чем большее количество слов применять в диалогах, тем обширнее будет его словарный запас. Долгие разговоры с малышом способствуют развитию речи. Старайтесь общаться с ребенком все то время, что вы с ним проводите: описывать предметы, на которые он смотрит, на прогулке показывать на различные интересные ребенку вещи и явления и произносить их название. Старайтесь общаться с малышом в силу его детских речевых возможностей. При разговоре называйте слова четко и внятно, чтобы ребенку было легче запомнить их и повторить, используйте мягкие и ласковые интонации: малыш в этом возрасте прекрасно распознает и чувствует настроение других. Можно и нужно читать крохе книжки. Сам он в этом возрасте читать еще не умеет, но может разглядывать картинки и слушать мамин голос, узнавая новые слова и учась воспринимать простые сюжеты.

Развитие мелкой моторики. Именно к году ребенок полноценно учится работать указательным пальцем [3], пользуется им, чтобы указывать на что-то или поднимать предметы. Ручки слушаются его намного лучше, чем раньше, но малыш по-прежнему нуждается в развитии мелкой и крупной моторики. Это можно сделать с помощью подвижных игр:

  • лепки из соленого теста или специального песка;
  • игр в песочнице с помощью совочков и лопаток;
  • раскладывания сортеров, приклеивания наклеек;
  • закручивания и откручивания крышечек;
  • использования маленьких игрушек, например, при купании в ванне.

Можно научить ребенка простым действиям, таким как мытье и вытирание рук: это тоже пойдет ему на пользу, вдобавок поможет малышу лучше обслуживать себя. Для освоения таких навыков, скорее всего, понадобится подать собственный пример. Понемногу можно начинать учить его более сложным действиям, таким как попытки застегнуть пуговицы.

Рисование. Дети очень любят рисовать, поэтому постарайтесь обеспечить ребенка бумагой, пальчиковыми красками или мелками. Рисование прекрасно развивает навыки узнавания окружающих предметов, способствует пространственному мышлению и в целом полезно. Вдобавок яркие цвета и возможность что-то создать очень радуют малыша.

Возможные отклонения в развитии

В год каждого ребенка должен осматривать педиатр. На плановом осмотре формируют график вакцинации, оценивают состояние малыша, как физическое, так и нервно-психическое. Врач задаст родителям вопросы, ответы на которые определят, нормально ли развивается ребенок. Насторожиться стоит, только если ребенок демонстрирует серьезные отклонения в поведении:

  • не умеет ползать, плохо стоит, испытывает сложности с передвижением;
  • не произносит осмысленных слов, отсутствует жестикуляция;
  • не понимает даже простых просьб, плохо взаимодействует с родителями и другими детьми;
  • не умеет пользоваться предметами быта. При этом пирамидку годовалые дети вполне могут нанизывать в неверном порядке, это нормально.

Если вас что-то насторожило, расскажите об этом педиатру при плановом обследовании. Он поможет справиться с проблемами, если они есть.

Малыш, перешагнувший годовалый рубеж, очень сильно отличается от себя буквально несколько месяцев назад. Дальше он будет становиться все более смышленым, активным и самостоятельным, радуя родителей и познавая мир. Помните: каждый ребенок не похож на другого, и учитывайте индивидуальные особенности малыша при воспитании и развитии.

[1] Евгений Комаровский «Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

[2] Джон Медина «Правила развития мозга вашего ребенка»

[3] Елена Сосорева «Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка»

Читайте также  В каком возрасте дети держат голову
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector