Гражданский процесс подведомственность гражданских дел

Гражданский процесс подведомственность гражданских дел

Подведомственность гражданских дел

Понятие и виды подведомственности

Гражданские дела могут разрешаться различными органами.

Институт подведомственности призван дать ответ на вопрос о том, какой именно орган должен разрешить то или иное дело.

Под подведомственностью можно понимать определяемую законом относимость требующих властного разрешения дел к ведению органов, полномочных их рассматривать и разрешать.

Законодательством определены многочисленные органы, правомочные осуществлять защиту прав и интересов. Например, в ст. 11 ГК сказано, что защита гражданских прав возможна в судебном порядке, третейских судах, а в случаях, предусмотренных в законе, в административном порядке. А из ст. 382 ТК следует, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Различные формы защиты права определены и в других законодательных актах (ЖК, СК, ЗК и т. д.).

Обобщая, можно сказать, что разнообразные гражданские дела могут разрешаться: судебными органами (судами общей юрисдикции, арбитражными судами, КС РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ; общественными органами (например, третейскими судами, КТС и др.); административными органами.

Наличие различных форм защиты прав и интересов обусловливает существование нескольких видов подведомственности, с помощью которых определяются возможные варианты защиты.

В гражданском процессе принято выделять исключительную, альтернативную, договорную и условную (императивную) подведомственность. В соответствии с правилами об исключительной подведомственности определяются случаи, когда один единственный орган может рассматривать то или иное дело.

Как правило, в решении вопроса о такой подведомственности законодатель исходит из специфики дела, его особой сложности или значения. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 391 ТК только суды вправе рассматривать трудовые споры о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения и т. д. Исключительно арбитражным судам подведомственны дела о несостоятельности (банкротстве) (ст. 33 АПК).

Альтернативная подведомственность означает, что для заинтересованного лица возможен выбор между судебным и несудебным органом. Например, действия (бездействия, решения) органов государственной власти, государственных и муниципальных служащих могут быть обжалованы как в суд, так и вышестоящему должностному лицу или орган. Зачастую обращение в такие органы для заинтересованного лица является более привлекательным, например в связи с оперативностью решения вопроса. Однако обращение лица в несудебный орган не лишает его права на обращение в суд, при этом решение суда в таком случае является приоритетным. Напротив, обращение в суд исключает возможность обращения во внесудебный орган.

При договорной подведомственности участники правоотношения по взаимному согласию определяют тот орган, который будет рассматривать их правовой спор. В настоящее время примером такой подведомственности является закрепленная в законе возможность обращения в третейские суды для разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений.

Под условной (императивной) подведомственностью чаще всего понимают то, что условием для обращения в суд является необходимость соблюдения заинтересованным лицом определенного досудебного порядка урегулирования спора. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 138 НК практически все акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействия их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

В ст. 797 ГК определено, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Необходимо учитывать то, что и сами стороны договорного отношения могут предусмотреть в договоре претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора.

Подведомственность гражданских дел судам

Среди всех других органов только государственные суды осуществляют правосудие. Именно они, по общему правилу, дают окончательный ответ на правовой вопрос. Однако доступность судебной защиты не исключает того, что в законе могут быть предусмотрены случаи, когда определенные дела изъяты из подведомственности судам. Например, в соответствии со ст. 19

СК только в органах ЗАГС производится расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей, если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

Разграничение подведомственности между различными судебными органами основано на правиле, согласно которому суды общей юрисдикции рассматривают любые гражданские дела, если в силу специального указания закона они не отнесены к подведомственности других судов (арбитражных судов, КС РФ и т. д.).

Общий перечень подведомственных судам общей юрисдикции гражданских дел закреплен в ст. 22 ГПК. К таким делам, в частности, относятся:

  • исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  • дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК), в которых происходит разрешение правовых вопросов, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами своих властных полномочий;
  • дела особого производства (ст. 262 ГПК).

Кроме того, в судах общей юрисдикции также рассматривают дела:

  • о выдаче судебного приказа;
  • об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  • о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Арбитражные суды — это суды, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской деятельности. Подведомственность гражданских дел этим судам зависит от наличия определенных в ст. 27 АПК критериев, как правило, применяемых в совокупности. Такими критериями являются:

1) предметный критерий. Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) субъектный критерий. Субъектами подведомственных арбитражному суду дел, по общему правилу, могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Общий круг подведомственных арбитражным судам дел определен в ст. 28–33 АПК.

Однако в отношении некоторых дел, подведомственных АС критерий «субъектный состав» не действует. Это исключение из общего правила. Так, в ст. 33 АПК определены дела специальной подведомственности. К ним относятся, например, дела о несостоятельности (банкротстве); по корпоративным спорам и т. д.

Общим у всех этих дел является то, что они подлежат рассмотрению исключительно в арбитражных судах вне зависимости от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Если при связи нескольких требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, а другие — арбитражному суду, разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Но если при обращении в суд общей юрисдикции обнаружится, что разделение требований возможно, суд выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду (ч. 4 ст. 22, п. 1 ст. 134.ГПК).

КС РФ — это орган, осуществляющий конституционный контроль. Разграничение подведомственности между этим судом и судами общей юрисдикции возникает по двум категориям дел: 1) об оспаривании нормативных правовых актов; 2) по спорам о компетенции.

1) В ст. 125 Конституции РФ и Законе о Конституционном Суде РФ исчерпывающим образом определены те виды нормативных правовых актов, дела о соответствии которых Конституции РФ разрешает КС РФ. Речь идет, например, о федеральных законах, нормативных актах Президента РФ, СФ, ГД, Правительства РФ; конституциях республик; уставах, а также законах и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, и т. д.

Следовательно, по общему правилу дела о соответствии Конституции РФ не указанных в ст. 125 Конституции РФ нормативных правовых актов, а также дела о соответствии одних нормативных правовых актов иным актам ниже уровня Конституции РФ, подведомственны судам общей юрисдикции или арбитражным судам в зависимости от разграничения подведомственности между ними.

2) КС РФ в соответствии с ч. 3 ст. 125 Конституции РФ разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • между высшими государственными органами субъектов РФ.

Споры о компетенции между органами могут касаться вопросов превышения компетенции или невыполнения компетенции тем или иным органом, выполнения органом полномочий другого органа и т. д. Следовательно, эти дела судам общей юрисдикции не подведомственны.

Необходимо учитывать, что если речь идет о спорах о компетенции между не перечисленными в ч. 3. ст. 125 Конституции органами власти, то они подведомственны судам общей юрисдикции, а если в субъекте РФ создан конституционный (уставный) суд — такому суду, но только при условии, если его полномочия по рассмотрению таких споров закреплены в конституции (уставе) или специальном законе субъекта РФ.

Подведомственность гражданских дел

Понятие и виды подведомственности

Правом разрешать юридические дела, т. е. споры о праве, и другие правовые вопросы (об установлении того или иного юридического факта, правового состояния лица или имущества и др.) по законодательству РФ пользуются различные органы. Во-первых, органы государства, осуществляющие судебную власть (федеральные суды и суды субъектов РФ). Во-вторых, в отдельных случаях, предусмотренных законом, органы, входящие в систему исполнительной власти (например, органы, наделенные правом наложения административных взысканий). В-третьих, органы, создаваемые, назначаемые или избираемые самими сторонами спора, к числу которых можно отнести, например, третейские суды, арбитражи, примирительные комиссии, посредников. В-четвертых, межгосударственные и международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (например. Европейский Суд по правам человека).

Каждый из названных органов, в том числе суд общей юрисдикции, вправе разрешать только те дела, которые отнесены законом к его ведению, т. е. подведомственны ему. Таким образом, подведомственность — относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа — это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами (Ю. К. Осипов).

Важный признак подведомственности — определение ее правил только в законе (например, в ст. 22 ГПК РФ, ст. 27— 33 АПК РФ, гл. 2 КАС РФ, ст. 11 ГК РФ, ст. 18—23, 27, 35, 41 СК РФ).

Виды подведомственности следующие. В зависимости от того, относит закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность может быть подразделена на исключительную и множественную. Например, споры о лишении родительских прав, дела об установлении усыновления разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Следовательно, в отношении таких дел установлена исключительная подведомственность.

Напротив, имущественные споры между гражданами и между организациями имеют множественную подведомственность, поскольку могут разрешаться как различными государственными судами (общей юрисдикции, арбитражными), так и третейскими судами. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную и альтернативную.

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон.

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Так, большинство трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и затем судом (гл. 60 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ)).

При императивной подведомственности каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору другими органами решений. Так, суд, рассматривая трудовой спор, вправе не согласиться с решением, принятым по нему комиссией по трудовым спорам, и разрешить его по существу.

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В настоящее время она заключается в возможности выбора между судом общей юрисдикции и иностранным судом.

Общие критерии и правила определения подведомственности

Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается законами и иными правовыми актами, в которых закрепляются общие правила и отдельные исключения из них. С помощью этих правил разрешается в каждом случае вопрос о том, какой орган управомочен разрешить дело, т. е. разграничивается подведомственность дел судам общей юрисдикции и иным органам судебной, исполнительной власти, третейским судам и другим, имеющим соответствующие юрисдикционные полномочия.

В качестве критериев отнесения отдельных категорий к ведению определенных органов, как правило, берутся характер спорного правоотношения и содержание спора, субъектный состав (состав участников спора), спорность либо бесспорность права, наличие договора между сторонами спора.

Первый критерий подведомственности — характер спорного правоотношения и содержание спора — определяет подведомственность споров различным органам судебной власти. Критерий характера правоотношения используется для разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды не рассматривают экономические споры и иные дела, отнесенные федеральными законами к ведению арбитражных судов.

Кроме того, данный критерий используется для выделения предметов ведения судов общей юрисдикции в сфере административного судопроизводства. Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов.

Второй критерий — субъектный состав участников спора — разграничивает подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Третий критерий — спорность либо бесспорность права — разграничивает подведомственность юридических дел между судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию фактов бесспорного характера, а также нотариусами.

Четвертый критерий — наличие договора между сторонами спора — разграничивает подведомственность между государственными органами судебной власти и третейскими судами.

Следует иметь в виду, что в законодательстве могут применяться в отдельных случаях и иные, дополнительные критерии разграничения подведомственности. Так, нормоконтроль осуществляется всеми федеральными судами и судами субъектов РФ в соответствии с видом и уровнем нормативного акта.

Анализ законодательства позволяет сформулировать следующие общие правила подведомственности дел.

1. Суды общей юрисдикции согласно ст. 22 ГПК РФ рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, иностранных лиц, международных организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые по общему правилу не имеют экономического характера, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Кроме того, суды согласно ГПК РФ рассматривают и разрешают дела:

— приказного производства (ст. 122);

— особого производства (ст. 262);

— об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 46 и 47);

— о признании и исполнении решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) (гл. 45).

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

2. Для определения, какой суд — общей юрисдикции или арбитражный — компетентен разрешить конкретный спор, необходимо выяснить, обладает ли участвующий в нем гражданин статусом индивидуального предпринимателя и связан ли возникший спор с предпринимательской деятельностью.

Первое обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а второе — путем выяснения цели, которую преследовал гражданин, вступая в гражданское правоотношение. Если им преследовалась цель систематического получения прибыли (п. 1 ст. 2 ГК РФ), спор следует считать связанным с предпринимательской деятельностью и, следовательно, подведомственным арбитражному суду. Если же у гражданина — индивидуального предпринимателя такая цель отсутствовала (когда он в гражданском обороте выступал, например, как потребитель по договору купли-продажи), компетентным разрешить возникший спор следует признать суд общей юрисдикции.

В то же время в случаях, предусмотренных АПК РФ (ст. 33 и 225^) и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела из гражданских правоотношений, когда одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, дела, отнесенные к специальной подведомственности арбитражного суда (например, дела о несостоятельности).

3. Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности, между организациями, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, подведомственны арбитражным судам.

В изъятие из этого правила некоторые гражданско-правовые споры между организациями подведомственны судам общей юрисдикции, например по субъектному составу. Кроме того, в отдельных случаях взыскание с организации может быть произведено в бесспорном порядке. Вместе с тем решение, принятое в административном порядке, может быть в дальнейшем обжаловано в суд (ст. 11 ГК РФ).

4. Дела по спорам между государственными органами, органами местного самоуправления, а также между ними и различными коммерческими и некоммерческими организациями, возникающие из публичных правоотношений, в том числе финансовых, налоговых, бюджетных, государственно-правовых отношений, разрешаются различными органами судебной власти в соответствии с установленной законом подведомственностью каждого из судов. Данное правило вытекает из анализа ст. 22 ГПК РФ, ст. 29 АПК РФ, гл. 2 КАС РФ, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», административного, бюджетного и иного законодательства.

5. Общественные организации и их органы, а также третейские суды, арбитражи вправе разрешать только те споры о праве, которые соответствующими законодательными актами прямо отнесены к их ведению, и лишь при соблюдении условий, указанных в этих актах.

Таким образом, определяя подведомственность того или иного юридического дела, необходимо исходить из содержания и характера правоотношения (имеет спор экономический характер или нет), состава сторон, наличия либо отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, а кроме того, иметь в виду исключения, установленные законом в изъятие из изложенных выше правил, и иные дополнительные критерии.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 22 ГПК РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. В случае если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подведомственность юридических дел обычно определяется теми органами (судами: Конституционным, общей юрисдикции, арбитражными, субъектов РФ, а также нотариусом, органами административной юрисдикции и др.), к которым обращаются за их разрешением заинтересованные лица. Допускаемые при этом ошибки исправляются соответствующими вышестоящими судебными и административными органами по жалобам заинтересованных лиц.

Споры между юрисдикционными органами по поводу того, кому из них подведомственна определенная категория дел, разрешаются в законодательном порядке, а также путем обращения к Конституционному Суду РФ.

Судебная подведомственность гражданских дел

Конституция, реализуя правило прямого действия, определяет так называемую универсальную подведомственность юридических дел судам общей юрисдикции. В соответствии с правилами подведомственности, установленными ст. 22 ГПК, суды общей юрисдикции РФ рассматривают и разрешают:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела, разрешаемые в порядке приказного производства;

3) дела, возникающие из публичных правоотношений;

4) дела особого производства;

5) дела об оспаривании решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 ГПК суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. 1, 2 данной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. Необходимо обратить внимание на то, что в ст. 33 АПК к подведомственности арбитражных судов отнесены дела по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности последних, за исключением трудовых споров. Причем указанные дела подведомственны арбитражным судам независимо от того, какие лица – юридические или физические – являются участниками правоотношений, из которых возник спор. Исходя из этого указанные дела не могут рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства судами общей юрисдикции.

Дела по трудовым спорам между акционером – физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этими субъектами подведомственны судам общей юрисдикции. Вопрос о том, является ли возникший между указанными субъектами спор трудовым, судам необходимо решать на основании ст. 381 ТК. Согласно правилам данной статьи индивидуальный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению трудовых споров. Учитывая то, что отношения между единоличными исполнительными органами обществ (директорами, генеральными директорами), членами коллегиальных исполнительных органов обществ (правлений, дирекций), с одной стороны, и обществами – с другой, основаны на трудовых договорах (гл. 43 ТК), дела по искам указанных лиц о признании недействительными решений коллегиальных органов акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ о досрочном прекращении их полномочий, восстановлении в занимаемых должностях и оплате времени вынужденного прогула подведомственны судам обшей юрисдикции, которые в силу ст. 382,391 ТК являются по данным делам органами по разрешению трудовых споров.

К хозяйственным товариществам и обществам, дела по спорам между которыми и их участниками (кроме трудовых споров) неподведомственны судам общей юрисдикции, в соответствии с ГК (§ 2 гл. 4) относятся полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества. Производственные и потребительские кооперативы в соответствии с ГК (п. 2 ст. 48, § 3 гл. 4, ст. 116) не являются хозяйственными товариществами или обществами, поэтому дела по спорам между этими кооперативами и их членами подведомственны судам общей юрисдикции.

Согласно ч. 4 ст. 22 ГПК дело, по которому предъявлено несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие – арбитражному суду, подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции, если разделение этих требований невозможно. Если же требования можно разделить, то судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду. Исходя из этого, а также из положений ст. 225 ГПК, в определении судьи по вопросу принятия такого дела к производству суда должны быть приведены мотивы, по которым он пришел к выводу о возможности или невозможности разделения предъявленных требований.

ГПК не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и порядок рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. С i июля 2002 г. этот порядок устанавливается КоАП.

ГПК определяет порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (подразд. III, гл. 23–26). К таким делам ГПК относит, в частности, дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, ОМС, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (ст. 245, гл. 25) и специальной нормой устанавливает для дел по заявлениям граждан альтернативную подсудность: по усмотрению гражданина заявление может быть подано в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются (ч. 2 ст. 254).

В отличие от ГПК РСФСР и Закона РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» ГПК не допускает возможности оспаривания в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений. Следовательно, с 1 февраля 2003 г. дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе с соблюдением общих правил подсудности, как дела по спорам о защите субъективного права.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебном порядке. В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК это правило применимо к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений. Исходя из этого недопустимо принятие и рассмотрение в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК, заявлений об оспаривании таких решений, действий (бездействия) органов государственной власти, ОМС, должностных лид, государственных или муниципальных служащих, для которых федеральными законами (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, ΚοАΠ, АПК и др.) установлен иной судебный порядок оспаривания (обжалования). В принятии таких заявлений необходимо отказывать на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК.

В соответствии с ч. 3 ст. 247 ГПК в случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131, 132 настоящего Кодекса. Заявление остается без движения только в том случае, если при предъявлении иска данное дело останется подсудным тому же суду; если же подсудность изменяется, судья отказывает в принятии заявления. Если заявитель не выполнит требований судьи об оформлении искового заявления, то судья на основании ст. 136 ГПК возвращает ему заявление со всеми приложенными к нему документами. Если наличие спора о праве, подведомственного суду, выяснится при рассмотрении дела, возникшего из публичных правоотношений, то суд на основании ч. 4 ст. 1 ГПК применяет норму, регулирующую сходные отношения в особом производстве (ч. 3 ст. 263 ГПК), и выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

11. Подведомственность гражданских дел суду (понятие, содержание, значение).

Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

1. Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами.

2. Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

В этой связи различают следующие разновидности множественной подведомственности:

1) альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);

2) договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;

3) условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т. е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;

4) императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

ПОДСУДНОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ

Понятие и виды подсудности

1. В Республике Беларусь действующая система общих судов включает:

а) районные (городские) суды;

б) областные суды и Минский городской суд. действующий на правах областного суда:

в) Верховный Суд Республики Беларусь;

г) специализированные суды (Белорусский военный суд. межгарнизонные военные суды).

В случаях, предусмотренных законодательством, указанные выше суды могут в пределах своей компетенции выполнять функции:

суда первой инстанции (рассмотрение и разрешение дела по существу);

суда второй инстанции (проверка законности и обоснованности решений и определений, не вступивших в законную силу, в кассационном порядке);

суда надзорной инстанции (проверка законности и обоснованности решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу, в порядке надзора).

В предусмотренных законом случаях суды могут выполнять функцию по пересмотру решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Все суды обшей юрисдикции (районные, городские, областные и т.д.) вправе рассматривать гражданские дела в качестве суда первой инстанции. Однако каждый из них может рассматривать лишь те дела, которые законом отнесены к его компетенции.

С помощью подсудности разграничивается компетенция между различными судами, действующими в качестве суда первой инстанции.

В науке гражданского процессуального права термин «подсудность» употребляется в двух значениях: подсудность суда и подсудность гражданского дела.

Определить подсудность суда — значит выяснить круг гражданских дел. которые компетентен разрешать по существу данный суд. Подсудность суда проверяется судьей в каждом конкретном случае при рассмотрении заявления о возбуждении гражданского дела.

Определить подсудность гражданского дела — значит выяснить, в каком суде первой инстанции данное дело подлежит разрешению по существу.

Подсудность — это распределение подведомственных общим судам гражданских дел между различными судами первой инстанции в зависимости от рода (характера) дел. подлежащих рассмотрению, и от территории, на которую распространяется юрисдикция того или иного суда.

3. Институт подсудности необходимо отличать от института подведомственности. Если с помощью института подведомственности в гражданском процессе разрешается вопрос о том. подлежит ли данное дело рассмотрению в общем суде или ином юрисдикционном органе, то с помощью института подсудности разрешается другой вопрос: какой общий суд компетентен рассмотреть соответствующее дело в качестве суда первой инстанции.

4. В зависимости от рода (характера) дел, подлежащих рассмотрению, и от территории, на которую распространяется юрисдикция того или иного суда, принято различать два вида подсудности в гражданском процессе:

родовую (предметную) подсудность: территориальную подсудность.

Родовая подсудность разграничивает компетенцию по рассмотрению гражданских дел между нижестоящими и вышестоящими судами, а также специализированными судами, действующими в качестве суда первой инстанции.

Территориальная подсудность — это подсудность гражданского дела общему суду в зависимости от территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда. С ее помощью решается вопрос, какому из однородных судов подсудно для рассмотрения соответствующее дело.

Основные нормы о подсудности в гражданском процессе содержатся в главе 5 ГПК. Отдельные нормы о подсудности содержатся также в разделах ГПК. которые регламентируют неисковые производства в гражданском процессе (гл. 29-31).

Билет №35 1. Понятие и виды подведомственности гражданских дел. Подведомственность гражданских дел судам (понятие, значение и виды).

1. Подведомственность — это отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа. Каждый орган вправе рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны.

2.Правом рассматривать гражданские дела по законодательству РФ наделены:

• суды (федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ);

• органы исполнительной власти — в случаях, предусмотренных законом (например, налоговые органы, органы загса и др.);

• органы, создаваемые, назначаемые или избираемые сторонами спора (например, третейские суды; примирительные комиссии и посредники по трудовым спорам).

Гражданские дела могут разрешаться и другими органами и лицами, наделенными юрисдикционными полномочиями, например нотариусами.

Кроме того, каждый гражданин в соответствии с международными договорами РФ вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Подведомственность гражданских дел определяется в основном законом и только в отдельных случаях — подзаконными актами.

В зависимости от того, подведомственно ли разбирательство дела одному органу иди разным органам, подведомственность может быть единичной (исключительной) и множественной.

Так, есть категории дел, которые могут разрешаться только судом (например, дела о лишении родительских прав). И в то же время определенные категории дел (например, имущественные споры между гражданами, между организациями) имеют множественную подведомственность, так как могут разрешаться не только судебными, но и внесудебными органами.

2. Множественная подведомственность подразделяется на договорную, императивную, условную, альтернативную и смешанную.Договорная подведомственность — это подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Императивная подведомственность — это подведомственность, при которой дело подлежит рассмотрению только в суде. Условной считается подведомственность, когда дело подлежит рассмотрению в суде только при наступлении предусмотренного законом условия. Альтернативной называется подведомственность, которую по своему выбору определяет лицо, ищущее защиты своих прав. При этом круг органов, куда это лицо может обратиться, указан в законе.

Если в порядке альтернативной подведомственности гражданин обращается за защитой своих прав в несудебный орган, то в дальнейшем он может обратиться за разрешением этого вопроса в суд.

Смешанная подведомственность сочетает в себе признаки, присущие другим видам подведомственности, чаще всего императивной и альтернативной.

Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается законами или другими правовыми актами. В качестве критериев разграничения подведомственности служат:

• наличие договора между сторонами спора.

Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции.

Статья 22 ГПК РФ определяет подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. По смыслу ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

• дела по спорам, вытекающим из семейных и трудовых правоотношений;

• дела, возникающие из жилищных правоотношений;

• дела по спорам, возникающим из гражданских, кооперативных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, если хотя бы одной из сторон является гражданин, кроме споров, возникающих в связи с осуществлением гражданами-предпринимателями предпринимательской деятельности, отнесенных к компетенции арбитражных судов;

• дела, возникающие из государственно-правовых, административно-правовых, налоговых и других отношений, основанных на началах власти и подчинения, если одной из сторон является гражданин (кроме дел, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности);

• дела по спорам, вытекающим из соответствующих международных договоров перевозки грузов в прямом международном ж/д и воздушном сообщении между теми или иными организациями, отправляющими или принимающими груз, с одной стороны, и организациями ж/д или воздушного транспорта — с другой;

• дела об оспаривании гражданами решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, нарушающих права и свободы человека и др.

Судам подведомственны и другие дела, отнесенные законом к их компетенции.

Суды также рассматривают дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные предприятия и организации, если иное не предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон. 2.

Смотрите еще:

  • Трудовой договор если работодатель ип Может ли индивидуальный предприниматель быть работником и работодателем в одном лице, то есть начислять себе заработную плату, делать записи в своей трудовой книжке о приеме самого себя на работу, а затем сделать […]
  • Приказ фнс о регистрации ип Перечень документов, представляемых на регистрацию Для создания местной религиозной организации. Для государственной регистрации создания местной религиозной организации в соответствии с пунктом 5 статьи 11 […]
  • Стоимость страховки автомобиля в росгосстрахе Росгосстрах – стоимость страховки не бьёт по карману Для того, чтобы иметь возможность получить обязательную и добровольную страховки быстро, недорого и с учётом всевозможных рисков, необходимо обращаться только в […]
  • Федеральный закон рф об опеке и попечительстве был принят Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ"Об опеке и попечительстве" С изменениями и дополнениями от: 18 […]
  • Ст 171 1 ук рф комментарий Статья 171 УК РФ. Незаконное предпринимательство Текущая редакция ст. 171 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год 1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, […]
  • Образец протокол предъявления для опознания лица ПРОТОКОЛ предъявления для опознания лица по фотографии Документы приведены по УПК РСФСР ПРОТОКОЛ предъявления для опознания лица по фотографии Город Энск 15 июня 1989 г. Опознание начато в 11 час. Окончено в 12 […]
admin

Обсуждение закрыто.