Гречка с какого возраста можно ребенку

Гречка с какого возраста можно ребенку

Гречка с какого возраста можно ребенку

Переводим ребенка на общий стол: рекомендации педиатра — Статьи и полезная информация

Переводим ребенка на общий стол: рекомендации педиатра

Слишком ранний переход ребенка на общий стол может привести к дисбалансу в работе пищеварительной системы и появлению аллергических реакций. Но и затягивать с этим тоже не следует, так как у ребенка должны формироваться вкусовые предпочтения в раннем возрасте. Кроме того, более твердая пища с вашего стола будет способствовать правильному развитию челюстного аппарата и предотвратит появление неправильного прикуса.

Когда же можно начинать?

Признаки, по которым чётко можно определить готовность малыша к переходу на общий стол:

  1. Зубы. Они должны быть хотя бы в количестве передних 4-х. Если к году их насчитывается 6-8, то ваш ребенок может жевать ими что угодно.
  2. Интерес ко взрослой пище. Заглядывание в ваши тарелки, открывание рта, когда вы едите, выразительные намёки и прямые требования поделиться с ребёнком вашей едой — это все он, интерес.
  3. Если уже перепробована вся детская еда из разряда первого прикорма. Растворимые кашки, фруктовые и овощно-мясные пюрешки, фрукты и молочка – все это спокойно съедается и усваивается.
  4. Когда ребёнок хорошо жуёт — готов. Хорошо проверяется на детском печенье.

Как правильно это сделать?

Пищеварительная система даже годовалого ребенка ещё не готова ко встречи с продуктовым разнообразием из вашего холодильника. Пищеварительные органы у детей этого возраста ещё незрелые и пока не работают в полную силу, не вырабатывают всех необходимых пищеварительных ферментов. Кроме этого, у детей более тонкие стенки кишечника, из-за чего в кровь могут легко проникнуть разные токсины, подрывая иммунную систему. Также от употребления неподходящей еды у ребенка могут возникнуть как проблемы со стулом, так и аллергические реакции.

Принцип внедрения новых продуктов с общего стола точно такой же, как и по правилам первого прикорма. Дали что-то одно, посмотрели на реакцию, потом дали следующее. При появлении аллергии на какой-либо продукт следует исключить его из рациона на 6-12 месяцев.

Используйте простой прием: когда готовите для семьи, в нужный момент уберите в маленькую посуду объем пищи, который вы предложите ребенку. Нужный момент наступит перед добавлением в еду соусов, специй. До трех лет детям не дают жареную пищу, соусы (кетчуп, майонез). Для улучшения вкуса в пищу можно добавить нежирную сметану (15%), нежирный сыр (10-17%), зелень. До трех лет ребенка оберегают от супа на мясном бульоне – бульон нужно разбавлять, и для всей семьи это куда полезнее. Часто можно услышать такую фразу: «чем раньше ребенка приобщить к взрослой еде, тем быстрее его организм к ней привыкнет». Этой же фразой оправдывают ранний прикорм. Это неправда. В борьбе с неправильной пищей организм не укрепляется, а истощается. Ребенок, которого долго кормили полезной едой – паровой, не содержащей химических добавок, нежареной – гораздо лучше справится с неидеальной пищей, когда станет взрослее, чем ребенок, которого слишком рано закормили тяжелой пищей, и чей организм уже ею подорван.

При переходе ребенка на продукты питания со стола взрослых следует их тщательно измельчать примерно до полутора лет. А после (до 2 лет) достаточно перед кормлением овощи размять вилкой. На третьем году жизни измельчать следует лишь мясо.
Членам семьи необходимо изменить свои, неподходящие для ребенка, вкусовые привычки, отказаться от каких-то пищевых предпочтений. В крайнем случае родителям или старшим детям можно употреблять запрещенные малышу продукты (копченую колбасу, чипсы, кока-колу и др.), когда младший ребенок этого не видит.

Перечень продуктов, запрещенных детям до 3 лет: грибы; любые консервы, в том числе домашнего приготовления; маринады и соусы, включая майонез, кетчуп; приправы (хрен, горчица); копчености; жирные продукты (сало, мясо утки и гуся, сыр с высоким процентом жирности); колбасные изделия; мясо и рыба, термически не обработанные (вяленые, соленые), жареные блюда; шоколад и кондитерские изделия с ним; чипсы; высокоаллергенные фрукты (малина, тропические фрукты, клубника, цитрусовые); газированные напитки; продукты с высоким содержанием сахара, включая пирожные и торты; орехи.

При составлении меню после года очень важно правильно сочетать продукты.

Если, например, на завтрак дается каша, то на обед или ужин лучше приготовить овощные блюда (картофель, пюре, тушеная капуста, овощные запеканки и т. д.). На завтрак вместо каши можно дать макароны или пюре, молочный суп, после полутора лет – омлет, запеканку, сырники. На обед целесообразнее готовить блюда из мяса и рыбы, на полдник выдавать творог и фрукты, йогурт, печенье, на ужин — овощные, крупяные блюда, молоко, яйцо, сыр. В перерывах ребенок пьет сок, кефир, грудное молоко или смесь.

Кулинарная обработка продуктов должна отвечать возрасту. Дети в 1,5 года уже активно жуют, потому и кулинарная обработка еды может быть почти такой же, как и для взрослых: овощи кусочками, котлеты, гуляш. Однако пюреобразная консистенция отдельных блюд, как и раньше, одобряется. Если ребенок все еще не любит кусочки – не беда, пусть горячие блюда (обед, завтрак) он получает в измельченном виде, зато в перерывах выдавайте кусочки фруктов, овощей, сухари.

Одноразовое употребление еды не должно превышать физиологичные возможности ребенка. Объем желудка на конец первого года жизни составляет 250 мл, на третьем году — 400-600 мл. Опорожнение желудка происходит через 4 часа, а в кишечнике еда может находиться от 24 до 48 часов. Количество основных кормлений уменьшается до 4-х раз в день.

Пищевой интерес ребенка складывается из привычек и предпочтений, заложенных до года. Если родители не совершали явных ошибок, приучая к прикорму, – не давили, не нервничали, не добавляли сахар и соль — аппетит должен быть нормальным. Если ребенок способен съедать норму формата «половина поварешки» – это очень хороший аппетит. Возможно, ваша «норма» питания ребенка завышена. За день малыш должен получить 1000-1200 г продуктов, включая молоко и кисломолочные продукты. Потребность в калориях после года: 1100-1300 ккал в сутки.

При перевод ребенка на общий стол помните, терпение — залог успеха. В первое время, пока ребенок не научится кушать самостоятельно, маме придется кормить его другой ложкой. Но малышу вручать ложку нужно, даже если он не всегда попадает ею в рот. Когда ребенок ест сам, это способствует развитию не только самостоятельности, но и ловкости, координации движений. Порция в детской тарелке должна быть небольшой, лучше дать добавку, если ребенок этого захочет. Справившись со своей порцией, малыш почувствует себя победителем. Мама может его при этом похвалить. Если же порция была большой и ребенок не смог ее осилить, то чувства уверенности в себе он не получит, наоборот, появится ощущение собственной слабости. Вполне возможно, что не все блюда будут по вкусу ребенку. Нужно запастись терпением. Неполюбившееся блюдо можно будет предложить повторно через пару месяцев, и на сей раз малыш, может быть, не станет его выплевывать. Пробуйте давать продукты в разных видах и вариациях. Некоторые детки не любят есть пюреобразную пищу, а предпочитают, чтобы продукты были кусочками. Кто-то не любит суп, а кто-то и кашу. Кому-то нравится борщ, а кому-то — куриный суп с вермишелью.

Для того чтобы ребенок не отвлекался во время еды, уберите со стола все сладости и все то, что может привлечь внимание малыша. Перекусы, по возможности, должны быть исключены, но если все же вашему ребенку требуется перекус, то лучше дайте ему фрукты, ягоды или йогурт.

Перевод ребенка на общий стол имеет ряд преимуществ как для самого малыша, так и для всей семьи: во-первых, маме не придется готовить ребенку отдельно, что экономит ее время, во-вторых, вся семья неминуемо ест более полезную и здоровую пищу, и, наконец, ребенок учится есть то, что кушают взрослые, ощущая себя взрослее. И пусть терпение и последовательность станут главными вашими помощниками на этом пути!

С уважением, Екатерина Геннадьевна Рожненко,

врач-педиатр МЦ «Детский Доктор»

Можно ли детям гречку: с какого возраста? Как варить и хранить крупу

  1. Гречка — функциональный продукт
  2. С какого возраста можно гречку? Когда вводить в прикорм
  3. Противопоказания
  4. Требования к качеству и хранению крупы
  5. Как варить гречку детям: правила приготовления
  6. Способ приготовления каши для детей до 1 года

Гречка для детей очень полезна. В ней содержится комплекс нутриентов, органических кислот, ценных минералов и витаминов, необходимых для полноценного развития. А по содержанию растительного белка — она рекордсмен среди круп. Педиатры советуют включать этот продукт в прикорм грудничков в числе первых, сочетая с овощами или мясом.

Гречка — функциональный продукт

Гречиха, в отличие от большинства круп, не является злаком. По строению она близка к бобовым, но не содержат экстрактивных веществ, провоцирующих газообразование. Включать продукт в рацион малышей разрешено с 5 месяца жизни. И для этого есть много причин.

  1. В гречневых зернах идеально сбалансированы аминокислоты, сложные углеводы и клетчатка. Каша надолго обеспечивает сытость и стимулирует работу кишечника, предотвращая нарушения пищеварения.
  2. Крупа богата железом, фосфором, магнием, калием, медью и другими минералами, необходимыми для роста мышц, правильного формирования костей образования нервных и кровяных клеток. Регулярное употребление гречки поддерживает высокий уровень гемоглобина.
  3. Насыщенность витаминами группы В, рутином, каротиноидами, органическими кислотами обеспечивает развитие иммунитета, укрепление сердечно-сосудистой системы, способствует правильному обмену веществ.
  4. Отсутствие глютена делает эту кашу незаменимой при ферментативной недостаточности.
  5. Гречка крайне редко вызывает нежелательные реакции со стороны ЖКТ и организма в целом. Дети едят гречку даже при склонности к аллергии и непереносимости других продуктов.

При относительно невысокой калорийности эта каша значительно лучше других обеспечивает организм энергией, так как её компоненты усваиваются быстрее.

С какого возраста можно гречку? Когда вводить в прикорм

Впервые пробовать гречневую кашу можно с возраста 5–6 месяцев, после знакомства с фруктовым и овощным пюре.

Первый прикорм обязательно должен быть безмолочным, жидким и протертым до однородного состояния. Рекомендуется использовать специальные смеси. Измельчать можно и обычную крупу: в кофемолке или блендере.

С 8–9-месячного возраста можно кормить малышей кашей с добавлением сливочного масла или молока. Гречка ребенку в год и старше может быть подана с творогом, яйцом, паровыми битками.

Противопоказания

Отказаться от употребления гречки придётся при нежелательной реакции во время первого прикорма:

  • отрыгивании;
  • вздутии живота;
  • расстройстве стула;
  • кожной сыпи или других аллергических проявлениях.

О случившемся после употребления каши следует сообщить педиатру. При отсутствии у ребенка желудочно-кишечных заболеваний повторить кормление можно через 1,5–2 месяца. Если и в этот раз возникнет сходная реакция, — вероятна индивидуальная непереносимость.

Тошнота, отрыжка желчью или рвотный приступ после употребления каши — признаки серьезных нарушений со стороны гепатобилиарного тракта.

Требования к качеству и хранению крупы

Выбирать для ребёнка рекомендуется продукт желтоватого или светло-коричневого оттенка. Тёмная крупа (как на фото ниже) — не другой сорт, а результат обжарки. Пользы такая обработка не добавляет, а риск несварения увеличить может.

Цельные зерна покупать предпочтительнее. Продел теряет больше полезных веществ, чем ядрица, и быстрее окисляется.

Гречка не выносит температуры воздуха выше +27°С, влажных помещений. Хранить крупу требуется в непрозрачной таре: жестяной, керамической или из тёмного стекла. Её зерна впитывают окружающие запахи, поэтому упаковку требуется плотно закрывать.

Как варить гречку детям: правила приготовления

Крупу нужно тщательно перебирать, отделяя камешки и прочий мусор. Мелкий сор удаляют, несколько раз промывая гречку. За 3–4 часа перед варкой её рекомендуется замачивать в горячей воде. Разбухшие зерна готовятся быстрее и сохраняют больше витаминов.

Способ приготовления каши для детей до 1 года

Рецепт приготовления гречки для малыша:

  • ¼ стакана подготовленной крупы залить 1 стаканом воды;
  • довести до кипения и варить 30 минут под крышкой;
  • слегка остывшую кашу протереть через сито;
  • добавить щепотку соли и сахара, ⅓ ч. л. сливочного масла.

Если готовят не цельную крупу, а молотую, предварительного замачивания не требуется. Варить ее нужно около 15 мин.

Малышам до 8–9 месяцев необходима жидкая каша. Употреблять её необходимо из бутылочки, как традиционную смесь. Когда появятся первые зубки и будут освоены другие виды прокорма, можно начинать кушать с ложки.

Дети старше 1 года могут есть кашу, сваренную традиционным способом, но без добавления жареного лука, сала или грибов. В качестве дополнения подойдут:

  • протертый творог;
  • паровое нежирное мясо;
  • тыквенное или кабачковое пюре.

Многие родители готовят гречневую кашу на молоке, думая, что так полезнее. Однако диетологи не советуют этого делать. Животные и растительные белки быстрее усваиваются отдельно. Кроме того, клетчатка, содержащаяся в крупе, способствует выведению молочных жиров. Те же, в свою очередь, препятствуют всасыванию железа.

Варить гречку на воде полезнее. А молоко для улучшения вкуса можно добавлять в готовое блюдо.

Гречка с какого возраста можно ребенку

Многие родители ошибочно полагают, что годовалому ребенку можно кушать все, что едят взрослые. На самом деле маленькие дети нуждаются в более сбалансированном питании и не вся взрослая пища им подходит. Детский организм еще несовершенен и некрепок, поэтому неправильное питание может привести к серьезным заболеваниям ребенка. Для малышей до 1,5 лет питание должно быть пятиразовым, причем горячую пищу нужно давать не менее двух раз в сутки.

Питание ребенка старше одного года должно соответствовать его потребностям в энергии, микроэлементах и витаминах. У многих детей к этому возрасту уже имеется 8-12 молочных зубов, у них возрастает пищеварительная способность желудочно-кишечного тракта, стабилизируется микрофлора в толстом кишечнике и увеличивается объем желудка. Если до года ребенку протирали пищу через сито, то малышу старше года можно начинать давать еду мелкими кусочками. Переход к взрослому рациону должен быть постепенным, а питание должно оставаться питанием развития ребенка. Многие дети годовалого возраста продолжают получать мамино молоко, но одного грудного молока для его нормального роста и развития уже недостаточно. Поэтому важное место в рационе питания детей 1-1,5 лет нужно отдавать молоку, молочным и кисломолочным продуктам.

Молоко, кефир, йогурт должны ежедневно включаться в рацион питания малыша, а творог, сметану, сливки и сыр нужно давать через день. Если ребенок не имеет лишний вес, то не советуем ему давать нежирные молочные продукты, лучше всего выбирайте молоко, кефир и йогурты с жирностью 3,2%, а сметану и сливки 10-15% жирности. Общий объем потребляемых в сутки молочных продуктов должно составлять 2-3 стакана, с учетом приготовления блюд с применением молока. Из них обязательным является употребление 200 мл кефира в день, он улучшает микрофлору кишечника и пищеварение, повышает иммунитет ребенка.

Не следует давать годовалому малышу йогурты, предназначенные для взрослых. Для малыша лучше выбирайте специальные детские молочные йогурты с умеренным содержанием жиров и витаминов, в рационе питания малыша их должно быть 100 мл в день. Творога надо детям в этом возрасте 50 гр. в день, он незаменимый источник кальция и белка для растущего организма. Сметану или сливки можно использовать не более 10 гр. в день для заправки первых блюд, а твердые сорта сыра в измельченном виде не больше 5 гр. в день. Цельное коровье молоко детям до 3 лет не рекомендуем давать.

Мясные и рыбные блюда малыш должен получать не менее 100 гр. в день. Мясные блюда желательно подавать в обед, в виде фрикаделек, филе и фарша. Рекомендуем давать малышу пять раз в неделю блюда из мяса и два дня рыбу. Если же вы решили мясом кормить в обед, а рыбу используете вечером, то количество их надо уменьшить. Мясные блюда надо готовить из нежирной говядины, мяса кур или кролика, можно использовать для приготовления пищи малышу печень, язык и сердце.

Жирные сорта свинины, мяса уток и гусей лучше маленьким детям не давать, они трудно перевариваются. Также нельзя кормить малышей колбасными изделиями, так как они содержат в своем составе глютамат натрия, пищевые фосфаты и нитраты, которые могут негативно повлиять на здоровье ребенка. Из рыбы следует отдавать предпочтение морской и речной рыбе, за исключением жирных и деликатесных сортов. Это осетрина, семга, лосось, палтус и другие. Давать детям рыбу надо освобождая от костей, если рыба вареная или жареная. А есть копченую или консервированную рыбу малышам нельзя, также не рекомендуем давать икру черную или красную. Икра является жирным продуктом, кроме того она у многих детей вызывает аллергию.

Куриное яйцо обязательный продукт, который должен присутствовать в рационе питания детей. Яйцо содержит много белка, витаминов и других полезных веществ, необходимых для роста и развития ребенка. Малышу годовалого возраста надо съедать одно яйцо через день в виде омлета или сваренного вкрутую.

В питании детей 1-1,5 лет используются различные крупы. Гречневую, манную, овсяную, рисовую и пшенную кашу рекомендуется давать один раз в день не более 150 мл. До 1,5 лет малышу не следует давать макаронные изделия и кашу из перловки. В набор продуктов малышей надо включать ржаной или пшеничный хлеб грубого помола не более 40 гр. в сутки. Можно давать по 1-2 штуки печенья или сушек вместе с чаем. Сахар в рационе питания ребенка до 1,5 лет должен присутствовать в небольшом количестве только для улучшения вкуса блюд. Шоколад и мед детям до трех лет не дают.

Овощи и фрукты необходимо широко использовать в питании детей 1- 1,5 лет. Картофельное пюре, блюда из капусты, моркови, кабачков, тыквы с добавлением зелени и лука должны присутствовать в рационе питания в объеме 150-200 гр. Также надо включать в рацион репу, редьку, редис и бобовые культуры: горох, фасоль и бобы. Овощное пюре постепенно надо заменять мелко нарезанными салатами. Обязательным компонентом суточного меню ребенка должны стать фрукты и ягоды.

Малышам нравится грызть яблоки, груши, морковь, репу, а также есть бананы, вишни, сливы, смородину и киви. Введение в рацион ананасов, мандаринов и апельсинов зависит от отсутствия у ребенка аллергии к экзотическим фруктам. При отсутствии аллергии дети должны получать свежих фруктов до 200 гр. в сутки, а фруктов и ягод до 20 гр. Полезны маленьким детям пить фруктовые, ягодные и овощные соки, отвар шиповника, компоты и морсы без сахара. Не следует использовать в питании детей до 1,5 лет кисели, так как они содержат большое количество углеводов, а пищевая ценность их низка.

— Вернуться в оглавление раздела «Акушерство.»

Первый прикорм

Содержание:

После того, как налажено грудное вскармливание или подобрана искусственная смесь, следующая задача, которую решают родители — научить кроху есть что-то кроме молока или смеси, то есть прикорм.

Как правильно вводить прикорм?

Педиатры постоянно пересматривают правила введения прикорма, и рекомендации, с чего начать, становятся все менее строгими.

Когда вводить прикорм?

Время, когда ребенок начинает нуждаться в более плотном питании, можно определить по некоторым признакам в развитии. Он:

может сидеть с небольшой поддержкой или без нее,

не выталкивает твердые предметы, которые оказываются у него во рту (этот рефлекс обычно угасает к 4-5 месяцам),

засовывает в рот разные объекты, в том числе свои руки, тянется к еде, когда видит, что едят другие,

может отвернуться от ложки, если не хочет есть.

Считается 1,2,5 , что лучше всего вводить прикорм в 6 месяцев.

Почему не нужно вводить прикорм раньше?

Потребности ребенка в энергии, витаминах и микроэлементах до полугода полностью удовлетворяются грудным молоком или адаптированной молочной смесью. Когда-то при искусственном вскармливании прикорм грудничка начинали раньше, но это было связано с недостатками старых молочных смесей, которые удалось исправить в современных.

До 6 месяцев пищеварительная система не приспособлена к разнообразной плотной пище, а кроме того, высок риск подавиться, поскольку ребенок еще не умеет глотать правильно ничего, кроме жидкостей. Поэтому не рекомендуется 2 давать каши с хлопьями из бутылочки ребенку, который ест лежа.

С чего начинать прикорм?

Ответ может быть неожиданным, но вы можете начать прикорм с любых не запрещенных для малышей продуктов подходящей консистенции. Дети до 8 месяцев обычно не умеют жевать и могут подавиться твердыми кусочками, поэтому им нужно превращать все продукты в пюре, которое со временем можно делать все более густым.

Нет подтверждений того, что порядок введения прикорма как-то влияет на здоровье ребенка.

Также до года не рекомендуется поить ребенка большим количеством коровьего молока и давать ему мёд. Но причина не в аллергии, а в том, что коровье молоко содержит мало железа, а мед может содержать споры бактерий, вызывающих ботулизм.

Читайте также  Как гулять с новорожденным зимой комаровский

Конечно, не следует давать жирные, соленые, содержащие искусственные красители и консерванты продукты, но большинство родителей вряд ли решит это сделать.

Как это ни удивительно, по современным рекомендациям 1,2,5 на этом запреты заканчиваются. Вы можете выбрать абсолютно любой вид овощей и фруктов любого цвета, любое нежирное мясо, крупу или детский кисломолочный продукт и начать прикорм с него.

Для домашнего использования не актуальны сложные таблицы введения прикорма по месяцам с точностью до 2 недель и 10 граммов. У вас же нет задачи рассчитать стоимость продуктов для 500 грудничков на год. Вы будете ориентироваться на аппетит и вкусы своего малыша, а также семейные традиции питания.

Схема введения прикорма и аллергия

Нет смысла откладывать введение в рацион ребенка «аллергенных» продуктов до возраста после года. Выясняется, что если продукт начинают давать раньше, это снижает вероятность аллергии на него 4 . Тем не менее, если у вас или ваших родственников есть аллергия на определенный продукт, посоветуйтесь с педиатром перед тем, как давать его ребенку. 1

Чаще всего аллергия развивается на орехи, пшеницу, яйца, сою и рыбу (есть еще морепродукты вроде устриц, но ими детей обычно не кормят). Начать прикорм, например, с рыбы — необычное решение, но нет научных данных о том, что это чем-то вредно. Подавляющее большинство детей нормально их переносят, а те, у кого на них аллергия, проявляют ее независимо от срока введения 2 .

Как заменять кормления прикормом?

На эту тему не проводилось строгих исследований, поэтому нельзя сказать, что какая-то методика точно лучше другой. Многие врачи рекомендуют сначала давать прикорм, а потом грудное молоко или смесь, чтобы ребенок не успел насытиться и охотнее ел непривычные пюре.

Однако иногда советуют сначала дать грудь или бутылочку, чтобы ребенок настроился на прием пищи, а не на игру с ней, потом дать прикорм, потом докормить жидким питанием. Может быть, кому-то будет удобнее сначала делать так, а когда ребенок привыкнет есть с ложки, переходить к первому варианту.

Как быстро вводить новые виды продуктов?

Нет необходимости давать малышу сразу несколько видов новой еды. Он в любом случае не голодает, и разумно делать перерывы несколько дней (чаще всего рекомендуют 3 дня) перед следующим продуктом.

Сначала дают совсем небольшое количество еды (примерно половину ложки). Если все в порядке, можно постепенно увеличивать порцию. До скольких граммов? До маленькой детской мисочки. Совершенно не обязательно взвешивать порцию на весах. Все равно ребенку надо дать столько, сколько он охотно согласится съесть.

Имеет смысл отложить ввод нового продукта на несколько дней, если ребенок болеет или ожидается какое-то значимое изменение (например, смена молочной смеси или места жительства). Тогда будет легче понять причину возможной реакции.

«Педиатрический» и «педагогический» прикорм

Педагогическим называют метод введения прикорма, когда ребенку дают очень маленькие кусочки еды с общего стола, когда ест вся семья. Часто его противопоставляют педиатрическому, когда ребенка специально сажают в стульчик и пытаются как-то сделать так, чтобы он съел количество определенной еды, написанное в специальной таблице.

На самом деле никакого противопоставления этих двух видов прикорма нет, и нет четких границ между ними. Никакой современный педиатр не требует ребенка есть строго 150 г именно брокколи обязательно в одно кормление.

При педагогическом прикорме родителю нужно самому есть продукты, которые можно давать детям (не рекомендуется добавлять в прикорм сахар и соль 5 , и это может быть не очень вкусно), а также учитывать, что твердыми кусочками ребенок может подавиться.

Как продолжать введение прикорма?

В 8-10 месяцев дети научаются откусывать и жевать пищу (даже если еще нет зубов, им можно начинать давать кусочки плотных продуктов, например, овощей, но по-прежнему они могут подавиться твердыми продуктами, например, нельзя давать орехи или семечки.

ВОЗ и все врачебные организации мира рекомендуют продолжать кормление грудью по крайней мере до 1 года (ВОЗ даже дольше, но это важно в странах с плохим питанием и гигиеной). Дальше это не имеет несомненных преимуществ для здоровья при полноценном основном питании.

Только грудное молоко или адаптированная молочная смесь.

Можно по желанию давать очень небольшое количество прикорма (те же продукты, что в 6-8 месяцев, но без намерения заменять ими основное питание).

Начинают прикорм с любого из продуктов следующих групп: овощи, мясо, фрукты, зерновые каши, детские кисломолочные продукты, постепенно добавляя остальные продукты этих групп, включая потенциально аллергенные (рыбу, яйца). Консистенция — однородное пюре. Нельзя мёд и коровье молоко до года. Можно предлагать воду, особенно в жару.

Продолжают расширять набор продуктов из групп, подходящих для месяцев, можно давать более крупные кусочки.

После 12 месяцев

Ребенок может есть все продукты, входящие в здоровое питание взрослых (можно ориентироваться на рекомендации ВОЗ), в том числе коровье молоко и мёд. 2,3 Семечки, орехи и мелкие леденцы опасно давать до 3 лет из-за риска подавиться.

Имеет смысл обсудить соки, которые раньше рекомендовали вводить по каплям чуть ли не с 2 месяцев. Сейчас специалисты по детскому питанию не рекомендуют давать много сока (как и других сладких напитков) ни в каком возрасте. Сок снижает аппетит, провоцирует кариес и не содержит ничего дополнительно полезного по сравнению с фруктами.

Ссылки на источники:

Togias A, Cooper SF, Acebal ML, Assa’ad A, Baker JR Jr, Beck LA, Block J, Byrd-Bredbenner C, Chan ES, Eichenfield LF, Fleischer DM, Fuchs GJ 3rd, Furuta GT, Greenhawt MJ, Gupta RS, Habich M, Jones SM, Keaton K, Muraro A, Plaut M, Rosenwasser LJ, Rotrosen D, Sampson HA, Schneider LC, Sicherer SH, Sidbury R, Spergel J, Stukus DR, Venter C, Boyce JA. Addendum Guidelines for the Prevention of Peanut Allergy in the United States: Report of the National Institute of Allergy and Infectious Diseases-Sponsored Expert Panel. Pediatr Dermatol. 2017;34(1):e1.

Fewtrell, Mary; Bronsky, Jiri; Campoy, Cristina; Domellöf, Magnus; Embleton, Nicholas; Fidler Mis, Nataša; Hojsak, Iva; Hulst, Jessie M.; Indrio, Flavia; Lapillonne, Alexandre; Molgaard, Christian. Complementary Feeding. Journal of Pediatric Gastroenterology and Nutrition: January 2017 — Volume 64 — Issue 1 — p 119-132

BR Carruth, PJ Ziegler, A Gordon, SI Barr Prevalence of picky eaters among infants and toddlers and their caregivers’ decisions about offering a new food. Journal of the American Dietetic Association, Volume 104, Supplement 1, 2004,Pages 57-64

Как вводить прикорм?

Изяков Дмитрий Николаевич

В мире существует множество схем введения прикорма детям первого года жизни. Зависит это от национальных особенностей питания и доступности специализированного детского. Даже в нашей стране есть региональные особенности по рекомендациям от педиатров.

В этой статье будет предложен подход питерской школы педиатров пошагового введения прикорма, предложенный профессором Воронцовым И.М. с учётом современных позиций.

1 шаг – каша или пюре из надземных овощей

2 шаг – пюре из подземных овощей или каша

3 шаг – мясное пюре

4 шаг – масло растительное

5 шаг – кисломолочный продукт

6 шаг – сливочное масло

8 шаг – желток яйца

9 шаг – рыбное пюре

10 шаг – фруктовое пюре

11 шаг – хлебобулочные изделия

Чтобы совершить первый шаг, ребенку необходимо быть готовым к нему.

Признаки готовности к введению первого прикорма:

  • возраст 4 месяца и старше, но оптимально с 6 месяцев
  • прибавка веса за месяц менее 500 грамм
  • проявление интереса ребёнка к другой пище, кроме грудного молока/молочной смеси
  • отсутствие выталкивания ложки языком
  • резкое увеличение двигательной активности
  • стабильное требование еды в одни и те же часы хотя бы раз в день

Наличие только одного признака готовности не является основанием для ввода прикорма. При наличии всех признаков следует начать вводить прикорм. При наличии нескольких, получить совет у педиатра.

После решения ввести прикорм следует выбрать первый продукт. Сначала определяемся с типом. Это может быть каша или овощ.

Основания для первого прикорма кашей:

  • небольшие прибавки веса
  • частые срыгивания
  • частый стул
  • беспокойный сон

Основания для первого прикорма овощами:

  • большие прибавки веса
  • редкий стул

Нецелесообразно начинать с молочных продуктов и фруктов из-за высокого риска аллергии, пищевой непереносимости и нарушений пищевого поведения.

После выбора типа продукта определяем вид и форму.

Каши для первого прикорма: гречневая, кукурузная, рисовая
Форма: жидкая, безмолочная, без добавок, гипоаллергенная
Приготовление: на грудном молоке или основной смеси

Овощи для первого прикорма: кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква
Форма: пюре без добавок, гипоаллергенное

Выберите только один продукт по типу, виду и форме. Например, гречневая гипоаллергенная каша на грудном молоке.

Согласно современным требованиям к безопасности детского питания предпочтение отдаётся специализированным продуктам: «коробкам» и «банкам» с указаниями «гипоаллергенно» и/или «для первого прикорма». Изучайте состав, чтобы ничего другого, кроме овоща или крупы не было. Тем не менее, если родители уверены в качестве и безопасности тех продуктов, что едят сами, то допустимо использовать их для приготовления детского питания в домашних условиях.

Далее выбираем время когда даем первый прикорм. Обычно это после первой прогулки или продолжительного ночного/дневного сна без кормления. Стратегически помним, что каши дают на завтрак, а овощи на обед.

Затем определяемся с посудой, нужны индивидуальные две ложки и тарелка. Помните о безопасности и приобретайте качественную детскую посуду. Не кормите детей прямо из банок и иных упаковок для детского питания. Это формирует неправильное пищевое поведение, ведь сами вы едите с тарелки. Вручите во время кормления ребенку его ложку и позвольте подражать действиям взрослых за столом. Обязательно кушайте одновременно с ребенком, чтобы он закреплял свой пищевой интерес.

Блюдо прикорма готовим непосредственно перед кормлением. Количество не больше 150 грамм. Температура должна быть не выше температуры тела, а густота такая, чтобы не стекало с ложки при наклоне. Ребёнок снимает пищу с ложки губами и само собой почти сразу глотает.

В первый день дайте одну-две ложки для оценки первичного навыка и переносимости. Затем докормите основным питанием – грудным молоком или смесью. Приготовленный прикорм не храните до завтра.

На следующий день примерно в то же время предложите съесть в два раза больше, то есть две-четыре ложки. И каждый день увеличивайте в два раза предыдущий объём порции в тарелке. Ребёнок не обязан съесть всё, мы лишь предлагаем всё большие порции новой еды.

1 — 2 — 4 — 8 — 16 — 32 — 64 .

При вводе прикорма оцениваете следующие моменты:

1) количество срыгиваний

2) наличие изменений кожи – сыпь и/или покраснения

3) частота стула

При появлении отклонений от привычного состояния, позвоните педиатру или обратитесь на приём, временно остановив ввод прикорма.

При достижении предлагаемого объёма 150 грамм ввод первого прикорма можно считать состоявшимся.

Очень важный момент – речь идет о предлагаемом объеме питания, а не о съедаемом. Если ребенок из 150 грамм съест несколько ложек, то не нужно пытаться заставить съесть остальное.

Если хочется разнообразить блюдо первого прикорма, то новый продукт добавляем к введенному. Например, перед гречневой кашей предлагаем 2-4 ложки рисовой. На следующий день 4-8 ложек. И так далее до объёма 150 грамм. При этом количество гречневой будет уменьшаться, чтобы не увеличивать порцию.

Если разнообразие не очень важно, а хочется чаще кормить, то переходим ко второму шагу.

Второй шаг совершается по тем же принципам, что и первый. Формируем второй приём пищи. Выбираем другое время для приема пищи и другой продукт. Если первым вводили кашу на завтрак, то вводим овощное пюре на обед. Если первым вводили овощное пюре, то вводим кашу на завтрак или пюре из подземных овощей: картофель, свекла, морковь. Обратите внимание, что подземные овощи не заменяют надземные, но вполне могут заменить кашу.

Если на момент второго шага ребенку исполняется 7 месяцев, то ему предлагаем не более 170 грамм на прием. Съедать он может как все 170, так и 10 грамм. В этом нет ничего особенного. Наша задача – предлагать прикорм, а не заставить его съедать.

Если хочется разнообразия второго приема пищи, то далее предлагаем новые каши или новые овощи из перечисленных 10 продуктов (рис, гречка, кукуруза, кабачок, капуста цветная, капуста брокколи, тыква, картофель, свекла, морковь).

Если хочется быстрее накормить мясом, то переходим к третьему шагу. Добавляем к овощному пюре на обед мясное.

Вид мяса для первого знакомства, одно из трех самых гипоаллергенных: кролик, индейка, конина
Форма подачи: мясное пюре.
Приготовление: детские консервы или самостоятельно сваренное и протертое по старинке через сито (пропущенное в современном мире через самый крутой блендер).

Количество увеличиваем очень медленно — по 1-2 ложки в день.

1 — 2 — 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — 8 — 9 — 10 .

Доводим до соотношения к овощному 1:3. Например, если овощного пюре ребенок ест 150 грамм, то мясного можем положить не более 50 грамм.

И снова, если хотим разного мяса, то после ввода одного, пробуем следующее из перечисленной выше тройки.

Если хочется разнообразия овощей и каш, то на четвертом шаге можем вполне этим заняться. Добавка растительного масла как раз производится вместе с вводом новых каш и овощей для формирования третьего приёма пищи. Масло выбираем то, которое любят папа с мамой. Подсолнечное, оливковое или рапсовое – не важно. Количество – не более чайной ложки на порцию каши или овощного пюре.

Напоминаю, что к этому шагу у нас есть завтрак и обед. Теперь можно озадачиться ужином. Принцип выбора всё тот же, что и для первого прикорма. Если ребёнку к этому шагу исполнилось 8 месяцев, то можем предлагать злаковые каши: овсянка, пшеничная, перловая. Если ещё не исполнилось, то пшенка. Из овощей можем предлагать помидоры, огурцы, сладкий перец, капусту белокочанную или брюссельскую.

С 8 месяцев в тарелку можно положить уже до 180 грамм овощей/каши. И это уже не пюре и жидкие каши, а блендированные овощи и густые каши для формирования начала жевания. А на обед варить суп с кусочками разваренных овощей и с добавкой нового мяса: свинина нежирная или мясо поросенка, говядина, курица.

С этого момента ребенок знакомится с аллергенными в нашем регионе продуктами и готов к пятому шагу. Это время кисломолочного прикорма.

Для детей на искусственном вскармливании это может быть кисломолочная смесь. Ребенок должен быть не младше 8 месяцев и учиться пить из чашки/поильника для ввода кефира или йогурта. Обычно эти продукты предлагаются на полдник или второй ужин в зависимости от режима конкретного ребенка.

Молочные продукты можно покупать готовые или готовить сами с помощью заквасок.

Помним, что начинаем с 1-2 чайных ложек и увеличиваем каждый день в два раза как каши/овощи. Количество конечного предлагаемого жидкого кисломолочного продукта не должно быть более 200 мл.

Если молочный прикорм прошёл без аллергии, то можем каши готовить на молоке и добавить сливочное масло, не более чайной ложки на порцию 200 грамм с 9 месяцев. Это шестой шаг, на котором можно пробовать новые каши и их сочетания. Или шагать дальше.

Седьмой шаг знакомит ребёнка с творогом. Покупаем в магазине детский или готовим сами с помощью заквасок. Такие можно давать ежедневно. Осаждённый хлоридом кальция или покупной, без маркировки «детский» из магазина, можем давать через один-два дня.

Время для творога – второй завтрак или полдник. Увеличиваем так же медленно, как мясо – по 1-2 чайных ложки в день. Максимальное количество предлагаемого – не более 50 грамм. А съедаемого, как и всегда, по аппетиту малыша.

На восьмом шаге вводим ещё один аллергенный продукт – желток яйца. Используем те, что ест семья – куриное или перепелиное, а может индюшки или цесарки – не имеет значения. Начинаем с 1/4 куриного (индюшки, цесарки) или 1/2 перепелиного. Добавляем к готовым блюдам из овощей или просто вприкуску на обед. Давать можно ежедневно в течение 10-14 дней, оценивая реакцию. Если она не возникла, то можно либо расширять ассортимент каш, овощей, мяса, либо шагать дальше.

Девятый шаг знакомит с рыбой. Если семья её не ест, то можно и пропустить. Если ест, выбираем сначала белую и даём вместо мясного пюре два раза в неделю. Соотношение к овощам 1:4. То есть, если овощей едим уже 200 грамм с 9 месяцев, то рыбы можно положить не более 50 грамм.

Не требуется медленного увеличения продукта, так как реакции не зависят от количества, а организм после ввода мяса рыбу переварит уже хорошо. Если реакции за две недели знакомства не возникло, то можно предложить красную в следующие две недели. Или шагать дальше.

Десятый шаг – фрукты. Да, время для них пришло только сейчас, поскольку это самый вкусный продукт. А вкусное даётся на десерт или второй завтрак. Для первого знакомства выбираем: яблоко, грушу, банан.Количество с 1-2 чайных ложек, но после уже введенных блюд прикорма, увеличивая ежедневно в два раза.

Форма: пюре, протертые фрукты, ниблер, компот.
Время для того чтобы предложить ребенку фрукты: второй завтрак, как десерт на обед или ужин, полдник с творогом.

1 — 2 — 4 — 8 — 16 — 32 .

Максимальное количество на прием определяется количеством месяцев, умноженным на десять. То есть, в 9 месяцев это 90 мл компота или 90 грамм пюре. Число приемов в пищу фруктов может доходить и до пяти, но не вместо каши, овощей, мяса и молочного, а именно в качестве десерта.

Не стоит использовать компоты в качестве питья между приемами пищи. Не нужно использовать фрукты в качестве перекуса между приемами пищи. Содержащиеся в них простые сахара меняют пищевое поведение детей, а так же угрожают развитием кариеса.

На текущий момент признано нецелесообразным использование в питании детей первого года жизни фруктовых соков. В качестве питья между основными приемами пищи используйте воду или просто дайте грудь.

На ввод одного фрукта 7-10 дней, затем предлагаем следующий, если хотим разнообразия. Можно уже предлагать фрукты кусочками для формирования навыков откусывания и продолжения жевания. Или шагаем дальше.

Одиннадцатый шаг знакомит с последним аллергеном и самым распространенным продуктом в нашем регионе – пшеницей. Выбор здесь огромный, но сначала предложим хлебобулочное изделие в качестве добавки к нашим пяти приемам пищи: хлеб, сухари, сушки, простое печенье. Количество не более 5-10 грамм на прием. Число приемов тоже может доходить и до пяти.

Реакцию оцениваем две недели, затем можем разнообразить или начать вводить все остальные изделия из пшеницы, которые любят папа с мамой.

На этом шаги прикорма заканчиваются и все новые продукты просто добавляются к имеющимся один раз в 7-10 дней.

Ребенок питается по режиму

завтрак: молочная каша+масло+компот

2 завтрак: фрукты и йогурт/кефир

обед: овощи+мясо+масло+желток+хлеб+/-компот

полдник: фрукты и творог+сушка/печенье

ужин: овощи+/-рыба +хлеб+/-фрукты

Ребенок продолжает получать грудное молоко так, как удобно маме. На искусственном вскармливании происходит полная замена бутылочки и перевод на питье смеси из чашки.

Все возникающие проблемы питания обсудите с Вашим педиатром.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector