Юридические лица как субъекты таможенного права

Юридические лица как субъекты таможенного права

Юридические лица как субъекты таможенного права

2.1. Физические и юридические лица как субъекты таможенного права

Индивидуальными субъектами таможенного права являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, которые пересекают российскую государственную границу и перемещают через таможенную границу товары и транспортные средства. Такие лица юридически считаются наделенными специальной таможенной правосубъектностью. Все физические лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Груз может перемещаться через таможенную границу как для личного потребления, так и для коммерческих и иных производственных целей. Если физическое лицо перемещает товары не для производственной, предпринимательской или иной коммерческой деятельности, действует льготный порядок исполнения таможенных процедур. Такой порядок характеризуется полным или частичным освобождением от уплаты таможенных платежей, неприменением к товарам мер нетарифного регулирования, упрощенным таможенным оформлением.

В качестве субъектов таможенного права могут выступать лица, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами. Беженцы и вынужденные переселенцы, равно как и лица, переселяющиеся в Россию на постоянное место жительства из иностранных государств, могут ввозить товары, бывшие в употреблении и приобретенные ими до въезда на территорию Российской Федерации, без ограничения общей стоимости и независимо от веса товара. Иностранные физические лица полностью освобождаются от уплаты таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, временно ввозимых ими на территорию Российской Федерации и предназначенных исключительно для личного пользования в этот период.

Если физические лица, вступая в таможенные правоотношения, совершают неправомерные действия, они становятся правонарушителями. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. В таком же порядке они привлекаются к ответственности. Исключение составляют лица с дипломатическим иммунитетом, которые не подпадают под юрисдикцию государства пребывания.

Основной объем внешнеторгового оборота страны осуществляют хозяйствующие субъекты, т. е. предприятия, учреждения, организации. Физические лица, постоянно проживающие в Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, приравниваются к юридическим лицам.

Особое место в таможенной сфере занимает развитая сеть организаций, составляющих таможенную инфраструктуру, на которую возлагается оказание участникам ВЭД посреднических услуг по подготовке таможенной документации, правовому консультированию, приему, хранению и таможенному оформлению несопровождаемого багажа. Деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) допускается при условии их включения соответственно в Реестр таможенных перевозчиков, Реестр владельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складов или Реестр таможенных брокеров (представителей).

Таможенный брокер (представитель) – это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК (подп. 17 п. 1 ст. 11 ТК). Таможенный брокер выступает в роли связующего звена между таможней и участником ВЭД при таможенном оформлении внешнеторговых грузов. Согласно ст. 139 ТК таможенным брокером (представителем) может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей). Казенное предприятие не может быть таможенным брокером (представителем). Условиями включения в Реестр таможенных брокеров (представителей) являются (ст. 140 ТК):

1) наличие в штате заявителя не менее двух специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат (ст. 146 ТК);

2) наличие полностью сформированного первоначального уставного (складочного) капитала, уставного фонда либо паевых взносов заявителя;

3) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 339 ТК;

4) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договоров с этими лицами. Страховая сумма не может быть менее 20 млн руб.

Согласно норме ст. 142 ТК свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) содержит: 1) наименование, указание организационно-правовой формы и местонахождения таможенного брокера (представителя) и его обособленных структурных подразделений, осуществляющих функции таможенного брокера (представителя); 2) сведения о размерах и форме обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 339 ТК; 3) сведения об ограничении сферы деятельности таможенного брокера (представителя), если они установлены. Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) сроком действия не ограничивается.

В соответствии со ст. 143 ТК таможенный брокер (представитель) имеет следующие права.

1. При совершении таможенных операций таможенный брокер (представитель) обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера (представителя) представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

2. Таможенный брокер (представитель) вправе выступать поручителем перед таможенными органами за исполнение обязательств по уплате таможенных платежей представляемым им лицом, если в соответствии с ТК требуется представление обеспечения их уплаты.

3. Таможенный брокер (представитель) вправе требовать от представляемого лица представления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, в том числе содержащих информацию, составляющую коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований ТК.

4. При заключении договора с представляемым лицом таможенный брокер (представитель) вправе:

а) предоставлять скидки в отношении цены и другие льготы для отдельных категорий представляемых лиц;

б) устанавливать в качестве условия заключения договора с представляемым лицом требования обеспечения исполнения обязательств этого лица в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) может быть отозвано таможенным органом в случае: 1) несоблюдения таможенным брокером (представителем) хотя бы одного из условий включения в Реестр таможенных брокеров (представителей), установленных ст. 140 ТК; 2) неоднократного привлечения таможенного брокера (представителя) в связи с неисполнением им своих обязанностей к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.15, 16.22 и ч. 3 ст. 16.23 КоАП.

Наряду с таможенным брокером на рынке таможенных услуг осуществляет свою деятельность таможенный перевозчик. Согласно норме подп. 16 п. 1 ст. 11 ТК перевозчик – это лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортных средств. Таможенным перевозчиком может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных перевозчиков. Условиями для включения в Реестр таможенных перевозчиков являются (ст. 94 ТК):

1) осуществление деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет;

2) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 339 ТК;

3) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности лицензируется в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) владение (нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде) используемыми для перевозки товаров транспортными средствами, в том числе транспортными средствами, пригодными для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями (ст. 84 ТК);

5) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товару, вверенному перевозчику по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, возникших из договора. Страховая сумма не может быть менее 20 млн руб.

Согласно норме п. 1 ст. 96 ТК свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков содержит: 1) наименование таможенного перевозчика, указание его организационно-правовой формы и местонахождения; 2) сведения о размерах и форме обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии со ст. 339 ТК; 3) указание региона деятельности таможенного перевозчика (в случае ограничения им своей деятельности в рамках региона деятельности одного (нескольких) таможенного органа (таможенных органов)). В соответствии с п. 2 ст. 96 ТК свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков действительно в течение пяти лет.

Отношения таможенного перевозчика с субъектами ВЭД строятся на договорной основе. В соответствии с п. 4 ст. 93 ТК отказ таможенного перевозчика от заключения договора при наличии у этого перевозчика возможности осуществить перевозку товаров не допускается.

Согласно норме ст. 97 ТК таможенный перевозчик обязан: 1) соблюдать условия и требования, установленные ТК в отношении перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем; 2) вести учет перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров (ст. 364ТК); 3) уплачивать таможенные пошлины, налоги в случае, предусмотренном п. 1 ст. 90 ТК; 4) соблюдать конфиденциальность информации, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора.

Свидетельство о включении в Реестр таможенных перевозчиков может быть отозвано таможенным органом в случае: 1) несоблюдения таможенным перевозчиком хотя бы одного из условий включения в Реестр таможенных перевозчиков, установленных ст. 94 ТК; 2) несоблюдения таможенным перевозчиком обязанностей, предусмотренных подп. 3 ст. 97 ТК; 3) неоднократного привлечения таможенного перевозчика в связи с неисполнением им своих обязанностей к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных ст. 16.1, 16.2, 16.3, 16.9, 16.11, 16.15 и ч. 3 ст. 16.23 Ко АП.

4. Субъекты таможенного права: понятие и виды

Субъектом права в любой правовой отрасли принято считать носителя определенных прав и обязан- костей, которыми он наделен государством для реализации своих жизненных потребностей, либо возложенных на него полномочий в соответствующей сфере общественных отношений.

К таковым относятся: —

таможенные органы и учреждения системы таможенных органов; —

государственные служащие таможенных органов и учреждений системы таможенных органов; —

Понятие «субъект права» тесно связано с понятием правосубъектности, которое включает такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность.

С учетом правоспособности, т. е. установленной в законе возможности субъекта быть носителем определенных прав и обязанностей, субъекты таможенного права могут быть разделены на две группы: специальные и иные субъекты.

К специальным субъектам таможенного права относятся таможенные органы и государственные служащие таможенных органов и учреждений системы таможенных органов — субъекты, обладающие специальной правоспособностью в сфере таможенного Дела. Их специфика состоит в установленной нормами таможенного права компетенции таможенных органов как органов федеральной исполнительной власти, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, а также объемом конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или Иного таможенного органа либо учреждения системы таможенных органов по реализации компетенции таможенных органов.

К иным субъектам таможенного права относятся юридические и физические лица (как российские, так и иностранные), не обладающие специальной правоспособностью в сфере таможенного дела. Совокупность их прав и обязанностей как субъектов таможенного права зависит от их правового статуса. Так, например, согласно ч. 1 ст. 12 ТК РФ, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном Таможенным кодексом и иными актами законодательства о таможенном деле. А вот порядок и условия такого перемещения во многом определяются тем, каким правовым статусом (статусом российского лица, статусом юридического или физического лица и пр.) обладает лицо, перемещающее товары через таможенную границу России.

Юридические лица как субъекты таможенных правоотношений Денисова Марина Сергеевна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Денисова Марина Сергеевна. Юридические лица как субъекты таможенных правоотношений : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.14 / Денисова Марина Сергеевна; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ]. — Москва, 2008. — 192 с. РГБ ОД, 61:08-12/423

Содержание к диссертации

Глава 1. Правовое регулирование деятельности юридических лиц как субъетов таможенных правоотношений 12

1.1. Общая характеристика деятельности юридических лиц в области таможенного дела — 12

1.2. Правовой статус участников оказания услуг в сфере таможенного регулирования — 30

1.3. Сравнительно-правовой анализ российского и международного законодательства участия юридических лиц по оказанию услуг в сфере таможенного дела 51

Глава 2. Совершенствование механизма правового регулирования оказания услуг в области таможенного дела — 87

2.1. Ответственность юридических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию таможенных услуг — 87

2.2. Совершенствование механизма оказания услуг в области таможенного дела — 105

Список источников и литературы 131

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современные социально-экономические тенденции развития России и ее взаимоотношения с другими государствами во многом зависят от того, насколько успешно будет осуществляться внешняя торговля.

Значительную роль в экономическом развитии страны играют таможенные органы, осуществляющие регулирование правоотношений, возникающих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Однако исполнение таможенными органами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности невозможно без участия иных субъектов правоотношений — юридических лиц, оказывающих услуги в таможенной сфере. Деятельность таких лиц реализуется таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов и таможенными брокерами (представителями) при условии включения их в Реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Создание рынка таможенных услуг обусловлено потребностями рынка и внешнеторгового оборота. Допуск профессиональных участников, не имеющих, по сути, прямого отношения к перемещаемым товарам через таможенную границу Российской Федерации, в сферу таможенного дела позволяет в значительной мере ускорить процесс прохождения таможенных формальностей и, как следствие, свести до минимума расходы участников внешнеэкономической деятельности. Кроме того, при осуществлении услуг такими хозяйствующими субъектами существенно снижается риск нарушения установленных таможенным и административным законодательством предписаний и, следовательно, привлечения лиц к ответственности, предусмотренной Таможенным кодексом Российской Федерации, Кодексом Рос-

4 сийской Федерации об административных правонарушениях и иными законодательными актами, регулирующими внешнеторговую деятельность.

Немаловажным является также и то, что установленные государством при допуске таких субъектов реализации услуг в области таможенного дела дополнительные гарантии защиты прав и интересов участников внешнеэкономической деятельности (выражающиеся в обязательном страховании риска гражданской ответственности) позволяют снизить риск «невозмещения» возможного ущерба, нанесенного профессиональными участниками таможенных правоотношений — юридическими лицами.

Значимость темы диссертационного исследования обусловлена также и новизной правовой базы, регулирующей правовое положение юридических лиц как субъектов правоотношений в области таможенного дела. Так, начиная с 2001 г. было обновлено законодательство в сфере административного и таможенного права. В 2001 г. был принят Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях , а в 2003 г. — новый Таможенный кодекс Российской Федерации . Заложенные в основе нового Таможенного кодекса принципы в целом корреспондируются с положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола о внесении изменений от 26 июня 1999 г. (Киотской конвенции) 4 , к которой наша страна в ближайшее время планирует присоединиться. Это, на взгляд диссертанта, является не менее актуальным, поскольку присоединение к названной Конвенции послужит дополнительным стимулом для развития внешнеторговой деятельности России и, следовательно, активизации дальнейшего формирования «околотаможенной инфраструктуры», в качестве которой выступают юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного регулирования.

См.: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Ко-зырина. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. С. 61-62.

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2066.

Изложенные обстоятельства, по мнению диссертанта, позволяют утверждать об актуальности данного исследования, что и предопределило выбор автором темы диссертации и круг исследуемых проблем.

Объектом исследования являются правоотношения между субъектами — юридическими лицами и таможенными органами, возникающие в сфере оказания таможенных услуг по поводу товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Предметом исследования выступают законодательные и иные нормативные правовые акты, в том числе международные, по вопросам, связанным с правовым регулированием отношений в области осуществления юридическими лицами деятельности в сфере таможенного дела.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью настоящей работы является комплексное изучение и анализ норм международного и национального законодательства, регламентирующего положение юридических лиц, являющихся субъектами таможенных правоотношений, а также разработка на этой основе возможных правовых решений, направленных на совершенствование механизма оказания услуг в области таможенного дела и повышение ответственности юридических лиц, осуществляющих деятельность в таможенной сфере.

Указанная цель предопределила необходимость решения следующих задач:

охарактеризовать сферу деятельности, выявить место и роль юриди
ческих лиц как субъектов таможенных правоотношений при осуществлении
услуг в области таможенного дела;

исследовать и проанализировать нормы, определяющие правовой статус юридических лиц — участников оказания услуг в сфере таможенных правоотношений;

провести сравнительный правовой анализ российского и международного законодательства о деятельности юридических лиц в области тамо-

женного дела (на примере Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных правил);

— изучить и оценить эффективность механизма ответственности юри
дических лиц, осуществляющих услуги в сфере таможенного регулирования;

— основываясь на проведенном комплексном анализе действующего
таможенного и административного законодательства, внести предложения
по совершенствованию механизма правового регулирования деятельности
юридических лиц, выступающих субъектами правоотношений, возникающих
в рамках оказания таможенных услуг.

Методологическая и теоретическая основы диссертационного исследования. При рассмотрении поставленных в диссертации вопросов использовались основные общенаучные и частно-научные методы исследования, способы и приемы исследовательской деятельности, применяемые в юридической науке. Наиболее значимыми методами, положенными в основу диссертационного анализа и позволившими сформулировать наиболее важные выводы и предложения, явились методы: системного анализа, историко-правовой, логический, формально-юридический, сравнительного правоведения, анализа и обобщения научных, нормативных и практических материалов.

Учитывая междисциплинарный характер темы данной работы, автором учитывались выводы, содержащиеся в трудах по теории государства и права, по административному, таможенному, гражданскому и иным отраслям права.

В процессе работы над диссертационным исследованием использовались различные теоретические разработки ученых. В плане исследования вопросов оказания услуг в области таможенного дела представляют интерес работы Ю.Ф.Азарова, Г.В.Баландиной, К. А. Бекяшева, Е.Г.Моисеева, Н.А.Глазуновой, Е.Гончаровой, В.Н.Иванова, С.И.Истомина, К.А.Корнякова, А.И.Кузнецова, А.Кухаренко, А.В.Мамченко, И.А.Рыбакова, В.Г.Свинухова, К.Г.Сорокина, Л.Ю.Токаревой, А.В.Шорникова и др.

К важным в методологическом плане работам, определяющим роль и
место таможенного права в системе российского права, относятся труды
Д.Н.Бахраха, Ю.А.Воробьева, Б.Н.Габричидзе, А.Н.Козырина,

А.Ф.Ноздрачева, А.В.Сизова и др.

Вопросы, связанные с правосубъектностью юридических лиц, рассмотрены в трудах таких юристов, как М.М.Агарков, С.Н.Братусь, А.В.Венедиктов, Ю.С.Гамбаров, Д.М.Генкин, Л.Л.Герваген, В.П. Грибанов, Н.М.Коркунов, М.И.Кулагин, В.А.Рахмилович, О.Н.Садиков, Е.А.Суханов, В.А.Тархов, Ю.К.Толстой, Е.Н.Трубецкой, Б.Б.Черепахин и др.

Рассмотрению общих проблем ответственности за административные правонарушения, их истоков, в том числе и ответственности субъектов таможенных правоотношений, посвящены работы таких авторов, как А.Б.Агапов, А.П.Алехин, Г.В.Атаманчук, И. Л. Бачило, Ю.М.Козлов, Г.Н.Кузьмичева и др.

Однако, несмотря на имеющееся в юридической науке достаточно большое количество работ по исследованию отдельных аспектов деятельности юридических лиц, тема правового положения таких лиц как субъектов таможенных правоотношений с точки зрения нового законодательства (Таможенного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур) на сегодняшний день освящена недостаточно полно.

Нормативно-правовую базу и эмпирическую основу диссертационного исследования составили Конституция Российской Федерации, международные договоры, Таможенный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс Российской Федерации и иные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и ведомственные акты, соответствующая практика их применения.

8 Научная новизна диссертационного исследования определена постановкой проблемы, степенью ее разработанности, попыткой комплексно проанализировать и раскрыть особенности законодательного регулирования деятельности юридических лиц как субъектов таможенных правоотношений.

На основании анализа тенденций правового регулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих услуги в таможенной сфере, сделан вывод о том, что, несмотря на уменьшение на современном этапе развития российского государства публично-правового регулирования и, в свою очередь, расширения функций участников, не являющихся органами управления — субъектов частного права, задачи по оказанию услуг в сфере таможенного дела, в большей степени решаются посредством использования основных принципов административного права. При этом осуществление юридическими лицами коммерческих услуг в сфере таможенного дела, а также сама возможность реализации подобного рода деятельности всегда связана с вступлением ими в правоотношения с таможенными органами, независимо от волеизъявления этих субъектов частного права.

С учетом проведенного исследования особенностей деятельности юридических лиц, осуществляющих услуги в области таможенного дела, показано, что в рамках осуществления деятельности по хранению товаров под таможенным контролем владелец склада временного хранения является стороной административных отношений в двух основных случаях. Во-первых, при осуществлении таможенными органами таможенного контроля, во-вторых, при привлечении указанного юридического лица к ответственности за совершение таможенных правонарушений. Само хранение, как оказываемая услуга, связано с административным правоотношением, в основном, только в части учета и отчетности по товарам, находящимся на временном хранении.

Сделан вывод, что таможенная правосубъектность может быть как активной, так и пассивной. При этом если таможенные органы, как особые субъекты таможенных правоотношений, наделены активной правосубъект-

9 ностью (исходя из государственно-властных полномочий, регламентированных законодательством), то иные участники таможенных правоотношений, в том числе юридические лица, реализующие услуги в области таможенного дела, наделены исключительно пассивной правосубъектностью и выступают субъектами подчинения императивным предписаниям таможенных органов.

4. Выявлено, что необходимой предпосылкой специального правового статуса, позволяющего субъектам таможенных правоотношений — юридическим лицам осуществлять услуги в области таможенного дела, является, в первую очередь, наделение их специальной правоспособностью. Специальной правоспособностью такие организации наделяются только в случае внесения их в Реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, и выдачи соответствующего свидетельства. В случае невыполнения возложенных законодательством условий, указанные субъекты лишаются права заниматься деятельностью в сфере таможенного регулирования (но не утрачивают права выступать участниками иных правоотношений).

5. Обосновано, что особенностью правового статуса всех юридических лиц, оказывающих услуги в сфере таможенного регулирования, является законодательное установление обязанности по заключению договора с иными субъектами — участниками внешнеэкономической деятельности (публичный договор). Отказ от заключения договора при наличии возможности осуществить определенные услуги не допускается.

6. В результате сравнительного анализа норм национального и международного законодательства сделан вывод, что нормы Таможенного кодекса Российской Федерации, как основы российского таможенного законодательства, в целом соответствуют (хотя и не в полном объеме) основным принципам, правилам и рекомендациям, заложенным в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции). Учитывая ближайшую перспективу Российской Федерации на присоединение к названной Конвенции, по мнению диссертанта, потребуется внесение ряда изменений в действующее российское законодательство, в том числе,

10 имеющих отношение к деятельности юридических лиц как субъектов таможенных правоотношений (в частности, замены в Таможенном кодексе термина «таможенный режим» термином «таможенная процедура» в значении, используемом в Киотскои конвенции, дополнение Таможенного кодекса понятиями «таможенные формальности» и «очистка», содержащимися в Генеральном приложении Конвенции, а также включения в Таможенный кодекс отдельного этапа процедуры взимания таможенных пошлин и налогов — «начисление таможенных пошлин и налогов», предусмотренного в Киотскои конвенции).

7. Разработаны и теоретически обоснованы конкретные рекомендации по совершенствованию механизма оказания юридическими лицами услуг в области таможенного дела.

Данные рекомендации классифицированы на три группы: а) рекомендации по совершенствованию нормативной правовой базы, приведению норм российского таможенного права в соответствие с нормами международного таможенного права (например, в Таможенный кодекс Российской Федерации следует включить определение «грузовая декларация» и использовать данный термин в соответствующих положениях); б) рекомендации по совершенствованию механизма осуществления таможенного контроля (в частности, предлагается ограничить возможность лиц, перемещающих товары, использовать при таможенном оформлении любого представителя по доверенности, например, посредством заблаговременной подачи в таможню списка доверенных лиц с образцами подписей и печатей, утвержденного вышестоящим таможенным органом); в) рекомендации по формированию таможенной культуры (к примеру, предлагается возможность распространения принципа равенства на работу таможенной службы по отношению ко всем участникам таможенного процесса, включая юридических лиц, оказывающих услуги в сфере таможенного дела).

Практическая значимость и апробация результатов исследования. Результаты диссертационной работы могут быть использованы для дальнейше-

го совершенствования российского законодательства в области оказания услуг в сфере таможенного дела, в практической деятельности таможенных органов и юридических лиц, в процессе преподавания административного, таможенного права и других юридических дисциплин в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку специалистов для таможенных органов. Основные выводы и положения диссертации изложены в опубликованных автором работах. Изложенные в диссертации подходы использовались ^ автором в практической правоприменительной деятельности в Правовом управлении Федеральной таможенной службы. Сформулированные выводы относительно совершенствования Таможенного кодекса Российской Федерации, в том числе с целью унификации названного кодекса с нормами международного права, используются диссертантом в аналитической работе в Управлении правового обеспечения законопроектной деятельности Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Общая характеристика деятельности юридических лиц в области таможенного дела

Одним из наиболее важных видов деятельности является внешнеэкономическая деятельность, оказывающая большое влияние на состояние государства, жизнь и благосостояние всего населения. Резкое увеличение объема международных поставок и предоставления услуг, а также относительно большая зависимость государственного бюджета от этого рынка ставит целью для правового регулирования данной области общественных отношений решение многих публичных задач. В их числе обеспечение стабильности внутреннего рынка, обеспечение конкурентоспособности российских производителей, контроль за исполнением налоговой обязанности предпринимателей, являющихся основными источниками средств, распределяемых на общественные нужды и т.д. Большую роль в решении данных задач играет государственное регулирование ВЭД2.

Вышеуказанные обстоятельства обусловливают возрастающее значение развития таможенного дела для российского государства, оказывающего прямое воздействие на состояние государства и благосостояние всего общества. Сегодня российская таможенная служба дает 40 процентов всех налого-вых поступлений в федеральный бюджет . Таможенное дело в Российской Федерации осуществляется на основе таможенной политики, а также порядка и условий перемещения через таможенную границу России товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформле ния, таможенного контроля и других средств проведения таможенной политики в жизнь.

Практическая реализация таможенного дела обеспечивается таможенной системой Российской Федерации, призванной контролировать соответствие совершаемых внешнеэкономических операций установленному законом порядку, а также иные государственные органы, регулирующие и контролирующие внешнеэкономическую деятельность. Кроме того, в таможенную систему входят другие структуры, задействованные во внешнеэкономических операциях, включающие участников внешнеэкономической деятельности, а также предприятия и организации, деятельность которых прямо или косвенно соприкасается с перемещаемыми через границу товарами1.

Заметное место в организации таможенного дела отводится деятельности так называемой «околотаможенной инфраструктуры» — таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей). Указанные лица, представляющие услуги в рамках таможенных правоотношений, играют немаловажную роль не только в реализации поставленных перед таможенными органами задач, но и существенно облегчают осуществление внешнеэкономической деятельности хозяйствующими субъектами на таможенной территории Российской Федерации. Услуги такого рода представляют собой проведение операций и юридически значимых действий с иностранными товарами до введения их в свободный экономический оборот на таможенной территории Российской Федерации и осуществляются юридическими лицами в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей).

Следует отметить, что некоторые виды предпринимательской деятельности в нашей стране находятся в тесной взаимосвязи со сферой публичных интересов, т.е. затрагивают отношения государства, являющиеся важными для общества в целом. Надо сказать, что еще сравнительно недавно в нашей стране превалировал административный метод регулирования, при котором органы управления были наделены максимально возможным объемом полномочий. Современный же этап развития общества характеризуется уменьшением публично-правового регулирования. Помимо непосредственного правового признания и закрепления свободы экономической деятельности, государство передает некоторые функции субъектам, не являющимися органами управления — субъектам частного права. В частности, законодатель посчитал возможным предоставить право на осуществление ряда публичных функций субъектам предпринимательской деятельности — юридическим лицам.

Задачи по оказанию юридическими лицами таможенных услуг в большей степени решаются посредством таможенного права, устанавливающего полномочия таможенных органов по государственному контролю за надлежащим исполнением участниками внешнеэкономической деятельности своих обязанностей . Так, в соответствии со статьей 18 Таможенного кодекса Рос-сийской Федерации (далее — ТК России) деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных брокеров (представителей) допускается при условии их включения соответственно в Реестр таможенных перевозчиков, Реестр владельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складов или Реестр таможенных брокеров (представителей) (далее — реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела).

Правовой статус участников оказания услуг в сфере таможенного регулирования

Понятие правового статуса участников оказания услуг в области таможенного дела необходимо рассматриваться в соотношении с такими понятиями, как правосубъектность и правовое положение юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного регулирования, поскольку названные понятия тесно взаимосвязаны между собой.

Под субъектами в таможенном праве, в качестве которых в рамках данного диссертационного исследования рассматриваются юридические лица, понимаются участники таможенных правоотношений, иначе говоря, это лица (физические или юридические), обладающие по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности (т.е. обладать правосубъектностью). Субъект правоотношений является необходимым элементом правоотношений во всех от раслях права, хотя в каждой из них положения его субъектов имеют определенную специфику1.

Так, правосубъектностью и определенным правовым статусом в таможенных правоотношениях может обладать лишь лицо, являющееся участником таких отношений, т.е. уполномоченным субъектом.

Для наделения юридического лица статусом субъекта правоотношений, возникающих из оказания услуг в таможенном деле, оно должно обладать так называемой таможенной правосубъектностью .

Признавая какое-либо лицо или образование субъектом правоотношений, закон определяет его правовой статус, характеризующий его положение по отношению к государству, его органам, другим лицам.

В целом, правосубъектность представляет единство право- и дееспособности, а «таможенной» она является исходя из специфики услуг, оказываемых юридическими лицами в области таможенного дела.

Вместе с тем, «таможенная» правосубъектность может быть как «активной», так и «пассивной». При этом, если таможенные органы как особые субъекты таможенных правоотношений наделены «активной» правосубъектностью (исходя из государственно-властных полномочий, регламентированных законодательством), то иные участники таможенных правоотношений, в том числе юридические лица, реализующие услуги в области таможенного дела, наделены исключительно «пассивной» правосубъектностью и выступают субъектами подчинения императивным предписаниям таможенных органов.

Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, немаловажную роль в реализации поставленных перед таможенными органами задач играет «око лотаможенная» инфраструктура, представляющая услуги в рамках таможенных правоотношений и существенно облегчающая осуществление внешнеэкономической деятельности хозяйствующими субъектами на таможенной территории Российской Федерации.

Поскольку юридические лица выступают в качестве участников, иначе говоря, являются субъектами таможенных правоотношений, то, несомненно, большое значение имеет вопрос о правовом статусе таких участников, осуществляющих деятельность в сфере таможенного регулирования.

Правовой статус составляют закрепленные в законодательстве права и обязанности субъекта правоотношений (определяющие его правовое положение в сфере оказания таможенных услуг), а совокупность установленных субъективных прав и обязанностей называют правовым положением лица .

Как видно из данных определений, правосубъектность и правовой статус — различные понятия. Обладание юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность в сфере таможенного регулирования, правосубъектностью — необходимое условие правового статуса. Правосубъектность — не соответствующие права и обязанности, а принципиальная возможность их иметь и осуществлять.

Закрепленные субъективные права юридических лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, составляющие их правовой статус, представляют собой возникающие в пределах статутного права на основе конкретных юридических фактов меру возможного поведения лица. Право лица может проявляться в возможности совершать определенные действия и требовать определенного поведения от обязанных лиц (право владения, пользования, распоряжения, право требования)

Ответственность юридических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию таможенных услуг

Юридические лица, осуществляющие деятельность по оказанию таможенных услуг, обладают определенным объемом прав, предоставляемых как таможенным, так и административным законодательством. По мнению Ю.Ф. Азарова, заместителя председателя ГТК России, комментирующего принятие Таможенного кодекса Российской Федерации1 (далее — ТК России), «можно говорить, что мы поворачиваемся лицом к бизнесу. Таможня становится органом не только государства, но и органом для предпринимателей. Под этой общей идеей новый ТК России наполнен правовыми конструкциями, которые действительно предоставляют механизм расширения и защиты прав и интересов предпринимателей — участников внешнеэкономической деятельности»2. Однако юридическим лицам, осуществляющим деятельность по оказанию таможенных услуг, предоставлены не только права, но и определен круг обязанностей, возложена ответственность за их деятельность в области таможенного дела.

Надо сказать, в рамках юридической науки не выработано единого, общепризнанного подхода к понятию «ответственность». Разные подходы можно встретить в работах многих исследователей. К примеру, О.С. Иоффе определяет юридическую ответственность как «санкцию за нарушение законов»3. И.Н. Сенякин, как и большинство других специалистов, определяет юридическую ответственность как «возникающее из правонарушений отно шение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права» .

Однако, независимо от используемого подхода, общим является положение, согласно которому фактическим основанием юридической ответственности является правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам. Как отмечает В.А. Хохлов, «лишь факт правонарушения в какой-то степени может быть критерием, объединяющим различные виды юридической ответственности».

Очевидным является также то, что главной целью и смыслом ответственности является предупреждение правонарушений. А в основе юридической ответственности лежат общеправовые принципы законности и справедливости, а также такие специальные принципы как обоснованность, целесообразность и неотвратимость. Указанные принципы являются межотраслевыми, т.е. на них строится ответственность во всех отраслях права, в том числе в таможенном праве и гражданском праве. Здесь следует подчеркнуть, что в зависимости от отрасли права, в которой она применяется, юридическая ответственность имеет свою специфику. Как справедливо отмечает В.А. Хохлов, содержание ответственности «должно определяться и в действительности определяется задачами конкретного отраслевого регулирования» .

Ответственность в публичном праве строится на принципе субординации. Здесь используется императивный метод правового регулирования, который характеризуют следующие особенности: 1) она может носить как нематериальный (например, лишение свободы, лишение права заниматься оп ределенной деятельностью), так и материальный (имущественный) характер (например, конфискация, штраф), причем в последнем случае имущество взыскивается в пользу государства; 2) возложение публично-правовой ответственности осуществляется компетентным государственным органом, например, таможенной службой, путем издания соответствующего правоприменительного акта и, как правило, не зависит от воли потерпевшей стороны.

В частном праве отношения между субъектами строятся на принципе координации, основным методом правового регулирования является диспо-зитивный метод (метод дозволения). Как отмечает В.О. Вяткин, «ядро частного права — отрасль гражданского права» . В данной правовой сфере находится ответственность в гражданском праве.

Вышеизложенные нормы гражданского права в полном объеме распространяются на юридических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию таможенных услуг — таможенных перевозчиков, владельцев таможенных складов, владельцев складов временного хранения и таможенных брокеров (представителей). В таможенном законодательстве ответственность юридических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию таможенных услуг, также нашла отражение. Иными словами, ответственность этих лиц регла- , ментируется как нормами таможенного, административного, так и гражданского законодательства.

Совершенствование механизма оказания услуг в области таможенного дела

Выявление и анализ рисков представляют действия, связанные с определением: 1) совокупности условий и факторов, влияющих на риски; 2) таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения; 3) объектов анализа; 4) критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров и т.д.); 5) индикаторов риска (граничных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков); 6) оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.

При разработке и реализации мер по управлению рисками необходимо учитывать прогноз результатов и определений возможных последствий планируемых мер вероятности наступления этих последствий и анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам — выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Принятие мер по обобщению результатов принятых мер и подготовке предложений может оказать влияние на различные аспекты таможенной деятельности и по средствам реализации этих мер должны быть разработаны методики, а также определены критерии, по которым должен осуществляться контроль.

Неотъемлемой частью СУР в таможенном деле является использование информационных технологий, специфика которых имеет двоякое значение: регулирование применения в качестве сбора и обработки информации уполномоченными органами, а также регулирование отношений между субъектами предпринимательской и иной деятельности. С одной стороны — использование электронных средств сбора и обработки информации (статья 4 ТК России), с другой — использование результатов таможенного контроля, в том числе на основании системы анализа и управления при производстве по делам об административных правонарушениях, при рассмотрении гражданских и уголовных дел (статья 392 ТК России)1.

Надо сказать, учитывая общемировые тенденции формирования единого информационного пространства, следует активнее практиковать применение современных информационных технологий. Правовой основой их применения в таможенном деле является ТК России, специальная глава которого (гл. 40) посвящена проблемам информационных систем и информационных технологий в таможенном деле, в которой решаются вопросы их внедрения, использования и защиты. При установлении системы документооборота предусматривается, что документы, необходимые для таможенного оформления, могут быть представлены в форме электронных документов. Тем самым заложена правовая основа электронного декларирования и использования электронной цифровой подписи, что значительно упростит и ускорит процедуру таможенного контроля, улучшит информационный обмен с участниками внешнеторговой деятельности, декларантами.

В целом, созданная СУР в дальнейшем должна способствовать реализации одной из главных задач таможенной службы России в настоящее время, состоящей в обеспечении потребностей внешней торговли в виде сервиса, в сведении до минимума таможенных формальностей без какого-либо ущерба эффективности таможенного контроля.

Данный аспект таможенной деятельности представляется чрезвычайно важным, от успеха, осуществления которого во многом зависит качество оказания таможенных услуг. Не случайно специалисты заговорили о «новой философии таможенного контроля» , соответствующей лучшим мировым стандартам. В полной мере данное положение распространяется на вопрос осуществления таможенного контроля деятельности юридических лиц по оказанию услуг в сфере таможенного дела. И в первую очередь, по мнению диссертанта, — контроля работы таможенных брокеров (посредников), поскольку перед таможенными органами стоит задача — вывести российский институт таможенных брокеров на уровень развития, сопоставимый с уровнем таможенных посредников европейских стран, максимально увеличить объемы товаров, оформляемых таможенными брокерами (посредниками).

Как представляется диссертанту, целесообразно применение следующих мер в этом направлении: — создать нормативную правовую базу для приобретения таможенным брокером (посредником) статуса универсального внешнеторгового посредника, оказывающего комплексные услуги по перевозке, хранению, обработке и таможенному оформлению внешнеторговых грузов от поставщика до получателя; — упростить и максимально автоматизировать процесс таможенного оформления и контроля, передать функции документального контроля таможенному брокеру (посреднику); — создать условия для того, чтобы таможенные брокеры (посредники) выступали налоговыми агентами, т.е. не только рассчитывали суммы таможенных налогов и платежей, но и платили их самостоятельно со своих счетов, с дальнейшими взаиморасчетами с клиентами; — производить электронное декларирование товаров, оформляемых таможенным брокером (посредником), для чего необходимо подключить ка ждого брокера к электронным сетям таможенных органов, производящих та кое оформление. При этом процесс электронного декларирования должен быть формализован, дабы не быть зависимым от воли и расположения от дельного таможенного инспектора

Смотрите еще:

  • Ип на осно как рассчитать ндфл пример Как рассчитать НДФЛ предпринимателю на общей системе налогообложения Порядок исчисления и уплаты НДФЛ для индивидуальных предпринимателей, также как и для физических лиц, работающих по найму, регулируется нормами […]
  • Нужен ли техосмотр на новую машину казахстан Нужен ли техосмотр на новую машину Предыдущая статья: Е ТО техосмотр Сейчас понятие «талон технического осмотра», как и сам документ полностью вышли из трактовки в законодательстве. Талон технического осмотра был […]
  • Продажа авто после ремонта дтп Что делать с авто после ДТП Следующая статья: База ДТП Не каждый автомобилист с готовностью скажет, как поступить после ДТП. Разберемся, какие правила действуют при снятии ТС с учета, в какие сроки можно получить […]
  • Выплаты пособия по рождению второго ребенка Сертификат на материнский капитал Сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право семей с двумя детьми и более на целевую финансовую помощь от государства. При этом второй ребенок […]
  • Уфмс регистрация граждан украины Как получить временную регистрацию для гражданина Украины в России? Временная регистрация для граждан Украины на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с действующим законодательством и […]
  • Воинская часть осиповичи 12180 Обвиняемые в дедовщине солдаты утверждают, что их сослуживец просто захотел "откосить" от армии 14 февраля 2014 в 10:19Ксения Ельяшевич, TUT.BY В редакцию портала TUT.BY обратились трое молодых людей, которые в […]
admin

Обсуждение закрыто.