Как адаптировать ребенка к детскому саду

Как адаптировать ребенка к детскому саду

Как адаптировать ребенка к детскому саду

Плачет каждый день: как помочь ребёнку и себе привыкнуть к жизни в детском саду

Сентябрь в детском саду — время адаптации. Дети, которым предстоит впервые разлучиться с родителями, плачут, родители испытывают бесконечное чувство вины, воспитатели стараются помочь и тем и другим. Мы поговорили с психологом Татьяной Паниной и выяснили, как долго может длиться адаптация, нужно ли сидеть вместе с ребёнком в группе, как правильно прощаться и забирать ребёнка из детского сада.

Сколько может длиться адаптация?

В норме — 1–3 недели. Если прошёл месяц или даже два, а ребёнок по-прежнему плачет при расставании с родителями, важно обсудить этот момент с воспитателями и, возможно, обратиться к психологу. На какие «красные флаги» обращаем внимание?

  • Ребёнок плачет ещё до того, как вы пришли в детский сад, и продолжает плакать в группе. Постоянно спрашивает воспитателя, когда родители вернутся.
  • Не общается с детьми и воспитателем, физически отстраняется от группы: например, сидит в углу, плачет или говорит, что ждёт родителей.
  • После детского сада не рассказывает родителям, как провёл день, чем занимался и с кем общался.

Такое поведение возможно в первые дни или даже недели, но если никаких улучшений не наступает через месяц или два, это весомый повод обратить внимание на ситуацию.

Как облегчить адаптацию?

В идеале — познакомить ребёнка с детским садом до первого дня в группе: погулять рядом, понаблюдать за детьми на прогулке; если это возможно, заранее познакомиться с воспитателем, посмотреть, в какой группе ребёнок будет оставаться. Говорить про детский сад с ребёнком надо честно. Если сказать, что в детском саду дети всё время играют, им весело, то у ребёнка сложится обманчивое впечатление, ведь детский сад — это не игровая комната. Не стоит, конечно же, и создавать негативный образ: «Вот будешь плохо себя вести — в детский сад отдам!» Говорите прямо: в детском саду есть воспитатели, ты сможешь всегда к ним обратиться за помощью, им можно доверять. А ещё будут другие дети, вы вместе будете играть, гулять и заниматься.

Как правильно прощаться с ребёнком?

Здесь тоже важно быть с ребёнком максимально честными: ни в коем случае не убегать, пока он не видит, это ошибочная тактика. Ребёнок подумает, что его бросили, оставили в садике навсегда. Даже если он не плачет и спокойно ведёт себя в группе, это не значит, что он не переживает.

Объясняйте, что вы сейчас уйдете на работу/в магазин/по делам и вернетесь в конкретное время: после прогулки, после обеда, после сна и т. д. Не обманывайте ожидания ребёнка и возвращайтесь вовремя. В крайнем случае старайтесь предупредить не только воспитателя, но и поговорить с ребёнком по телефону, объяснить, почему вы задержались и когда вы придёте.

«Воспитатель получает не так много денег, а свободного времени остаётся мало. Но я люблю свою работу»

А ещё важно сразу обговорить с ребёнком, что в детском саду дети находятся с утра до вечера (если вы планируете оставлять его на весь день). Даже если первое время вы будете забирать его после обеда, а потом — сразу после сна, ребёнок должен понимать, что так будет не всегда.

Надо ли родителям оставаться в группе или в раздевалке вместе с ребёнком?

Это крайняя мера, к которой надо прибегать в особых случаях с конкретными детьми, которым адаптация даётся непросто. Если вы всё же решили оставаться первое время вместе с ребёнком, не забывайте напоминать ему, что так будет не всегда, что в группу он должен отправляться сам, без родителей, что детский сад — это территория детей, родители туда не заходят. И старайтесь максимально сократить то время, что вы проводите вместе с ребёнком в детском саду.

Надо ли давать ребёнку с собой игрушку или что-то напоминающее о доме?

Во многих детских садах приносить с собой игрушки из дома не разрешено, но всё-таки для детей что-то знакомое и родное может стать огромной поддержкой при адаптации. Если воспитатели не против, а для ребёнка любимый плюшевый мишка действительно станет важным помощником в незнакомом месте и коллективе, то не вижу причин запрещать носить с собой в группу игрушки. В крайнем случае их можно оставлять в шкафчике. Ребёнок будет знать, что совсем рядом его ждёт любимый игрушечный друг, и ему будет проще.

А как ребёнка из садика правильно забирать?

Не стоит настойчиво расспрашивать ребёнка, как он провёл время в детском саду. Задайте один вопрос, если он захочет поделиться — слушайте, нет — не давите. У него сейчас слишком много эмоций, не всеми он захочет делиться, и это нормально. По этой же причине не стоит превращать время после детского сада в бесконечный поток веселья — кино, парки аттракционов, походы в торговые центры и кафе-мороженое лучше отложить. Даже положительные впечатления сейчас могут негативно повлиять на и без того загруженную детскую психику. И по поводу подарков за то, что ребёнок сходил в детский сад: я считаю, от этой практики лучше отказаться. Иначе сформируется установка, что за поход в детский сад ребёнку положено материальное вознаграждение. Побороть её будет в дальнейшем непросто.

Как родителям избавиться от чувства вины по отношению к ребёнку? (И возможно ли это?)

Самое главное в вопросе адаптации к детскому саду — понимать, почему вы приняли решение сделать детский сад частью вашей жизни. Вам надо выходить на работу, и с ребёнком некому сидеть? Вы считаете, что ребёнку нужны общение и опыт взаимодействия с коллективом? Вам нужно свободное время, чтобы отдохнуть или заняться своими делами? Это всё действительно важные причины. Если вы будете уверены, что для вас и вашего ребёнка так будет лучше, то адаптация пройдёт быстро. А вместе с ней и чувство вины.

Желаем всем родителям поскорее пройти этот непростой путь привыкания к детскому саду и услышать от детей: «Можно я здесь ещё чуть-чуть поиграю?»

Как приучить ребенка к садику: практическое руководство психолога для заботливых родителей

Подросший малыш с удовольствием общается со сверстниками, и родители стремятся как можно скорее отдавать активных детей в детский сад. Но иногда поспешность оборачивается проблемами, и адаптация ребенка проходит не так, как хотелось бы маме и папе.

Всегда веселый и активный кроха вдруг становится раздражительным, отказывается идти в садик, плачет. Конечно, такое поведение не может не огорчать. Как правильно вести себя в этой ситуации родителям? Как ускорить и упростить адаптацию к новым условиям жизни и общения малыша? И как приучить ребенка ходить в садик без слез? На эти вопросы ответила кандидат психологических наук, детский психолог Ольга Архипова.

В каком возрасте отдавать ребенка в садик

Бытует мнение, что чем раньше отдать кроху в садик, тем проще ему будет там освоиться. Но это мнение ошибочно.

«Поступление в детский сад — серьезный стресс для ребенка, — комментирует детский психолог, кандидат психологических наук Ольга Архипова. — Особенно для малышей в возрасте одного, двух лет. В этом возрасте между ребенком и мамой существует сильная эмоциональная связь. При этом потребности в общении с другими детьми пока нет».

По словам специалиста, самое неблагоприятное время для знакомства с садиком — один год. В это время адаптация ребенка к условиям детского сада проходит тяжелее всего. Малыш не только сильно переживает разлуку с мамой, но также боится незнакомых ему людей.

Схожие эмоции испытывают дети в возрасте полутора лет. Со стороны родителей будет ошибкой ждать, что веселый и беззаботный кроха спокойно войдет в детский коллектив и там мгновенно переключится на общение со сверстниками и взрослыми. На практике все происходит иначе. Резкая перемена привычного образа жизни становится серьезным испытанием для нервной системы малыша.

В два года кроха уже не так сильно боится посторонних, а его привязанность к маме постепенно уменьшается. Но это не значит, что адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе пройдет без проблем. Далеко не все детки в два года морально и физически готовы идти в ясли, а значит, процесс привыкания к новым условиям может затянуться.

«Самый благоприятный возраст для поступления ребенка в детский сад — три года», — отмечает Ольга Архипова».

Как проходит адаптация ребенка в детском саду

Сам процесс адаптации представляет собой постепенное приспособление малыша к новым для него условиям.

Кроха должен привыкнуть к новому режиму дня, обязательным правилам и нормам. Должен приспособиться к новому режиму питания и другим блюдам, которые часто отличаются от тех, что он привык есть дома. Меняются условия его взаимодействия со взрослыми, вокруг появляется много сверстников. И самое главное, что все это происходит без мамы.

«Адаптация детей в детском саду в два года проходит дольше и труднее, — продолжает Ольга Архипова. — В этом возрасте мальчики все еще сильно привязаны к маме, и разлука с ней становится настоящим испытанием. Мальчикам проще адаптироваться после двух с половиной лет. В более раннем возрасте они в два раза чаще болеют. Девочки обычно испытывают сильный страх».

Особенно сложно протекает процесс привыкания у физически ослабленных, болезненных детей. В коллективе они сразу заболевают или начинают чахнуть, худеть. У малыша может внезапно повышаться температура без других признаков болезни.

В три года адаптация детей в детском саду проходит значительно проще. Трехлетки уже стремятся к самостоятельности, проявляют инициативу. Многие неплохо владеют речью и приобретают навыки самообслуживания, благодаря чему чувствуют себя в коллективе значительно увереннее. Большинство деток уже имеют опыт общения со сверстниками, приобретенный во время прогулок. Но самое главное, что после трехлетия разлука с мамой переносится проще, а потребность в детском обществе только увеличивается.

«Если малыш переживает кризис трехлетнего возраста, с садиком нужно повременить, — советует Ольга Архипова. — Необходимо подождать завершения этого периода, чтобы не создавать дополнительной эмоциональной нагрузки».

Период адаптации ребенка в детском саду

Как долго будет проходить адаптация, зависит от многих факторов. Имеют значение не только возраст, но также особенности личностного и физического развития малыша, воспитание. Обычно этот период заканчивается в течение одного месяца, но только в том случае, если кроха посещает садик регулярно.

За это время большинство малышей начинают легче переносить расставание с мамой, улучшается их эмоциональное самочувствие, появляется интерес к коллективу, совместным играм. Но бывает и так, что малыш категорически не настроен на посещение группы, никаких позитивных изменений не происходит ни за месяц, ни за больший срок.

Если же ребенок начинает болеть, время адаптации в детском саду увеличивается. Как правило, после каждого длительного отсутствия этот период начинается заново.

«С учетом всех факторов, нормой считается продолжительность адаптации в течение трех месяцев», — уточняет Ольга Архипова.

Как приучить ребенка к садику, если он плачет

Детские слезы — главный тревожный сигнал для родителей. Ведь кажется невозможным оставить рыдающее чадо с воспитателем и спокойно уйти на работу. Причин слез в этом случае может быть несколько, и родителям важно устранить каждую из них.

  • Смена обстановки и режима дня. Оказаться в новой атмосфере для малыша уже непривычно и тревожно. Кроме того, его окружают пусть доброжелательные, но все же чужие люди. На этом фоне крохе нужно привыкать к дисциплине, которая не так важна дома. Меняется режим дня: нужно кушать в установленное время, а не когда хочется. Нужно ложиться спать по часам. Эти мягкие, но настоятельные требования воспитателей могут вызывать бурный протест, а вместе с ним нежелание посещать садик и слезы каждое утро. В этой ситуации родителям необходимо максимально приблизить домашний распорядок дня к садиковскому. Идеально приучать к нему кроху за несколько месяцев до посещения сада. А если малыш уже ходит в ясли, тогда и в выходные дни нельзя отступать от распорядка. Утренние пробуждения, завтрак, перекусы, дневной сон должны выполняться в четко установленное время.
  • Избыток впечатлений. Большинство родителей рассказывают, насколько интересно в детском саду. И это так. Но эмоции, которые переживает кроха, не всегда бывают позитивными. Он может злиться на окружающих, расстраиваться. А на фоне обилия эмоций (как положительных, так и отрицательных) может развиваться перенапряжение нервной системы. Это делает малыша капризным, нервным, плаксивым. Чтобы не усугублять нагрузку на нервную систему в период адаптации в детском саду, родителям необходимо максимально снизить эмоциональное напряжение дома. Психологический климат в семье должен быть спокойным и позитивным. Дополнительные развлечения (активные игры, походы в кино и в гости, просмотр мультиков) нужно свести к минимуму или вовсе временно исключить.
  • Отсутствие навыков самообслуживания. Ходить в туалет, мыть руки, раздеваться и одеваться, зашнуровывать обувь и завязывать шарф — все это кроха должен будет делать самостоятельно. И если у него что-то не получается, он может переживать и плакать. Дома важно приучать малыша к самостоятельности. Поощряйте любые ее проявления. Учите делать то, что он пока не умеет, и обязательно хвалите за успехи.
  • Психологическая неготовность. Сложнее и хуже приспосабливаются к новым условиям дети, испытывающие дефицит эмоционального общения с мамой. Уделяйте крохе как можно больше внимания, расспрашивайте, как прошел его день. Задавайте конкретные вопросы, чтобы малыш видел ваш интерес к его жизни в детском саду

Нюансы физической и психологической адаптации ребенка в детском саду — советы родителям

В первый год посещения садика малыши могут много и часто болеть — этому способствует не только расширившийся круг общения. Иммунную систему могут ослаблять стресс и эмоциональная напряженность, а потому родителям важно заботиться о том, чтобы максимально снизить степень переживаний крохи и настроить его на позитивный лад.

Чаще других болеют мальчишки и девчонки, которые подвергаются чрезмерной заботе родителей или бабушек. Если с первых дней жизни их кутают и одевают не по погоде, риск простудных заболеваний возрастает. То же происходит, если малыша одевают не в соответствии с температурой в группе. Это увеличивает период адаптации к саду.

С психологической точки зрения главным стрессом для ребенка является расставание с мамой. Детки по-разному демонстрируют свое отношение к этому. Одни громко плачут, другие становятся апатичными и безынициативными. А третьи показывают нервное возбуждение и даже агрессию.

Это происходит потому, что малыш пока не может правильно оценивать необходимость и время пребывания в детском саду. Ему может казаться, что мама уйдет и оставит его навсегда, что и вызывает столь бурную реакцию. Если кроха проявляет агрессию, объектом ее может становиться не только детвора вокруг, но даже сама мама. Ей малыш будет мстить за свои переживания, когда она вернется и заберет его домой.

К счастью, так происходит далеко не всегда. Внимательное отношение мамы решает эту проблему и большинство деток, которые изначально провожали родителей со слезами, постепенно включаются в жизнь коллектива. Уже через некоторое время они активно играют со сверстниками.

Ребенок не хочет идти в сад. Что делать?

Руководствуйтесь следующими рекомендациями родителям по адаптации детей в детском саду.

1. Настраивайте малыша на позитивный лад. Внушайте ему, что он уже большой, а потому может ходить в садик. И это здорово!

2. Приходите в группу чуть позже обычного. У деток младшего возраста сохраняется механизм эмоционального заражения. Если рядом кто-то плачет, велика вероятность, что и ваш сын или дочь тоже расплачется «за компанию». Старайтесь приходить в сад, когда большинство деток уже в группе.

3. Не устраивайте сцен прощания. Поцелуйте кроху, обнимите, скажите, что придете за ним чуть позже. После этого с улыбкой уходите, не реагируя ни на крики, ни на плач.

4. Не показывайте своих переживаний. Конечно, время адаптации тревожно не только для крохи, но и для мамы. Но говорить об этом в его присутствии не нужно. Относитесь к этому периоду как к необходимости. А обсуждая с малышом его день, спрашивайте лишь о том, что уже произошло. Пусть он рассказывает о своем общении, новых знакомых, историях, произошедших с ним в группе. Не заостряйте внимания на том, что ждет его завтра.

5. Отлучайтесь на некоторое время. Создавайте ситуации, когда вам нужно куда-то уйти, а кроха должен подготовиться к вашему приходу. Пусть это будет интересное поручение сделать маме сюрприз или выполнить несложное задание.

6. Объясняйте, как общаться со сверстниками. Будет ошибкой считать, что малыш в коллективе должен всему научиться сам. Рассказывайте, как и почему нужно здороваться с другими людьми, зачем делиться игрушками, просить разрешения, почему не нужно огорчаться из-за отказа. Эти навыки очень пригодятся в детском коллективе.

7. Приучайте выбирать игрушки. Пусть малыш берет с собой только те, которыми готов поделиться с окружающими.

8. Не отзывайтесь о садике плохо, даже если вы недовольны работой воспитателей или оснащением группы. Никогда не отправляйте в сад в качестве наказания, не угрожайте, что оставите там на целый день или на всю ночь.

9. Не перегружайте психику крохи дома и старайтесь не менять садиковский режим в выходные дни.

«Родителям нужно насторожиться, если ребенок в течение дня в садике остается подавленным, часто плачет, сторонится сверстников и воспитателей, — уточняет Ольга Архипова. — Дома он может демонстрировать агрессию, заторможенность, бурно реагировать на наказания или устраивать истерики. Показателем отклонений могут стать нарушение аппетита и сна. В этих случаях не нужно посещать детский сад. Необходимо остаться на несколько дней дома и желательно обратиться к психологу».

Как адаптировать ребенка к детскому саду?

Перед тем, как отдавать ребенка в детский сад, его нужно научить самостоятельно пользоваться вилкой и ложкой, самостоятельно одеваться и раздеваться, ходить на горшок.

Чтобы облегчить малышу эту задачу, нужно выбирать одежду, которую можно легко застегнуть и расстегнуть, а обувь выбирать с простыми застежками, наиболее актуальными для детсада являются сандалии на липах.

Есть определенный перечень умений, которые рекомендуется сформировать у детей на момент поступления в детский сад. Это необходимо для того, чтобы облегчить процесс адаптации. Практика показывает, что дети, с ранних лет приученные к самостоятельности, легче привыкают к новой обстановке. Ребенок, который умеет самостоятельно кушать, ходить в туалет, мыть руки, не будет чувствовать себя беспомощным, оставшись без мамы.

Соблюдать режим, который заведен в детском саду, нужно начать заранее. Домашний распорядок необходимо максимально приблизить к тому, который действует в ДОУ.

Примерно он выглядит так:

12.30-15.00 — подготовка ко сну, дневной сон,

Помимо этого, ребенка нужно приучить к той пище, которую ему будут давать в ДОУ. О возможных вариантах меню можно заранее проконсультироваться у специалиста.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя комфортнее в новых условиях, он должен быть к ним готов. За 2-3 месяца необходимо приближать домашний режим к режиму детского сада. Также важно рассказать ребенку, кто такой воспитатель. Можно понаблюдать за детьми на прогулке, посмотреть мультфильмы про детский сад или самим поиграть в воспитателя и детей.

Не нужно сразу оставлять ребенка в детском саду на весь день. Первые дни можно сходить познакомить малыша с воспитателями и детским садом. Потом можно оставить ребенка на пару часов, постепенно увеличивая период. Некоторое время ребенка можно будет забирать после обеда. И только когда малыш немного привыкнет к новым обстоятельствам – его можно оставлять на тихий час.

Поступление в детский сад создает ситуацию стресса для ребенка. Взрослый, поменяв место работы, тоже испытывает дискомфорт некоторое время. Для ребенка, чья нервная система еще находится в процессе формирования, адаптация к новым условиям вызывает переживания. Именно поэтому привыкание должно быть дозированным. В тяжелых случаях рекомендуется делать «перерывы», то есть, например, в середине недели можно устроить ребенку выходной. Но если пропустить дополнительный день перед выходными, то в понедельник адаптация может усугубиться.

Нужно заранее рассказать малышу, как хорошо в детском саду, объяснить, для чего туда нужно ходить. При первых посещениях, если это не запрещено правилами ДОУ, можно позволить ребенку взять в садик любимую игрушку.

Родители должны быть спокойны и уверены. Волнение родителей может передаться ребенку. Малышу нужно показать, что детский сад – комфортное и безопасное место.

Читайте также  Как готовить тыкву для прикорма

После посещения ДОУ у малыша ежедневно нужно интересоваться, как прошел день, с кем ребенок подружился, что ему понравилось.

Помимо этого, родители всегда должны вежливо и уважительно отзываться о работниках детского сада, не высказывать вслух недоверие к работникам образования. Малыши быстро запоминают все, что говорят взрослые, и начинают копировать модель их поведения.

Всегда хвалите ребенка за маленькие успехи в детском саду: нарисовал красивую картинку, съел весь обед, впервые остался на тихий час.

Важную роль в процессе привыкания к детскому саду играет психологический климат внутри семьи. Хорошую поддержку ребенку в процессе адаптации окажут положительные эмоции, маленькие «ритуалы» перед детским садом. Например, мама может «положить в кармашек ребенку поцелуй», на случай если ему станет грустно. Можно поощрять ребенка за «взрослость» маленькими сюрпризами. Малыш должен чувствовать любовь родителей.

Учиться общаться с коллективом нужно еще до детского сада. Малыша нужно начать водить на детские площадки, где много детей, на развивающие занятия или в кружки для малышей, в игровые комнаты и любые места, где чадо сможет пообщаться с другими детьми.

Значительно затрудняет процесс привыкания к новым условиям отсутствие у детей коммуникативных умений. Отношения, сложившиеся у ребенка с воспитателем и с другими детьми, в значительной степени определяют успешность адаптации. Рекомендуется с ранних лет приучать малыша к общению. Гуляя на детской площадке вместе с ребенком, мама на личном примере может продемонстрировать, как нужно взаимодействовать с другими людьми.

Не секрет, что во время адаптации в детском саду ребенок может часто болеть. Этого вряд ли удастся избежать, но подготовиться к этому и уменьшить количество уходов на больничный – вполне возможно.

Для этого нужно начать закаливание. Делать процедуру нужно начинать постепенно, увеличивая время закаливания. Это может быть, например, обливание водой. Стоит помнить, что ребенка не нужно кутать, малыша нужно одевать по погоде.

Если ребенок недомогает, лучше оставить его дома. Это поможет избежать осложнений, если малыш все-таки разболеется, а также предотвратит распространение инфекции в коллективе.

Оказавшись в детском саду, дети начинают болеть. Это пугает родителей, но это является этапом адаптации. Избежать «адаптационных соплей» почти невозможно. Родители могут помочь ребенку пережить этот сложный период взросления. Закаливание, прогулки на свежем воздухе, правильное питание и любовь родителей станут отличной профилактикой частых простуд.

Адаптация детей в детском саду Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Родакер Н.М.

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы адаптации детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении, ее психологические и физиологические аспекты, пути облегчения адаптации при совместной работе педагогических сотрудников и родителей.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Родакер Н.М.

Текст научной работы на тему «Адаптация детей в детском саду»

не определяется профилем обучения испытуемых (техническое или гуманитарное направление). Мы выявили значимые различия между студентами 5 и 3 курсов в целом, т.е., мы предполагаем, что профессиональная идентичность формируется в результате более углубленного изучения предметов специализации, которые преподаются в основном на старших курсах. Кроме того, на старших курсах увеличивается количество и качественно изменяется программа производственных практик, максимально приближаясь к реальным трудовым условиям. В дальнейшем мы планируем продолжить исследование, дополнив его качественными методами изучения, расширив выборку за счет включения в нее работающих молодых специалистов, реализующих свою профессиональную идентичность в профессиональной сфере.

Практическая значимость полученных нами результатов исследования заключается в возможности их использования при организации образовательного процесса в высших учебных заведениях при планировании программ обучения по предметам выбранной специализации, так как именно там закладываются основы профессиональной идентичности и положительного отношения к выбранной профессии. Данная задача становится особенно актуальной в связи с переходом на бакалавриат и сокращением сроков профессиональной подготовки в вузе.

1. Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: дисс. . д.п.н. — М., 1998. — 448 с.

2. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала / Е.П. Ермолаева. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. — 344 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пос. для студ. вузов / Е.А. Климов. — 4-е изд., стер. — М., 2010. — 304 с.

4. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. — М. :УРАО, 2002. — 160 с.

5. Шадриков В.Д. Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. -М.: Изд-во «Университетская книга», 2010. — 320 с.

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Структурное подразделение № 2 Средней общеобразовательной школы № 1945, г. Москва

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы адаптации детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении, ее психологические и физиологические аспекты, пути облегчения адаптации при совместной работе педагогических сотрудников и родителей.

Адаптация — это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано множество сложных механизмов привыкания как на физиологическом, так и на психологически-социальном уровне.

У всех детей привыкание происходит по разному, условно его можно разделить на три типа адаптации: 1 — легкая адаптация, 2 — нормальная, 3 -тяжелая (затяжная). Так, легко адаптирующиеся дети практически с самого начала чувствуют себя в садике как «рыба в воде», приходят в сад как на «праздник» и порой родители вечером с трудом их могут забрать домой, настолько комфортно они себя чувствуют. Другие тяжело и долго приспосабливаются, доставляя массу переживаний себе и родителям. Нормальная или тяжелая адаптация схожи в своих проявлениях, но различаются по времени протекания. Основные признаки, характеризующие период привыкания ребенка к ДОУ (дошкольное образовательное учреждение):

— Ребенок плачет, собираясь в сад;

— Тяжело расстается с родителем в садике;

— Снижение аппетита (или отказ в ДОУ от еды);

— Различные изменения в поведении (плаксивость, нервозность, апатия, агрессия и т.д.);

— Снижение иммунитета, повышение заболеваемости.

Это некоторые признаки адаптации, которые могут проявляться как по отдельности, так и в разных комбинациях у различных детей. Так у детей, которые легко и быстро адаптируются (до двух недель), тревожные «симптомы» могут быть слабовыраженными или вовсе внешне отсутствовать. У детей, нормально адаптирующихся (в среднем от месяца до двух-трех) признаки привыкания, как правило, более ярко выражены. Тяжелая, или затяжная (длительная — свыше 3 месяцев) адаптация характеризуется наличием всех вышеперечисленных признаков и в некоторых случаях чревата более серьезными поведенческими и психологическими изменениями, вплоть до развития различных патологий.

Дети 1-го типа адаптации доставляют меньше хлопот и душевных переживаний родителям, они более «удобны» педагогическим работникам, общительны и коммуникабельны. Но все же родителям и педагогам столкнувшимся, на первый взгляд, с данным типом адаптации, не стоит недооценивать столь важный период в жизни ребенка, предоставляя событиям развиваться самостоятельно. Так, иногда бывает, ребенок в первый день приходит с радостью, день проходит без слез, все в пределах нормы, вечером уходить не хочет — родитель радуется, полагая что ребенок привык. И так, сценарий повторяется один день или несколько, затем следует малоприятный «сюрприз» для родителей: ребенок отказывается идти в сад, плачет, устраивает длительные истерики — адаптация принимает более тяжелую, затяжную форму, со всеми вытекающими последствиями.

В настоящее время имеет место тенденция уменьшения детей, легко адаптирующихся к детскому саду и рост детей с тяжелой формой адаптации. Рассмотрим основные факторы, влияющие на адаптацию ребенка в ДОУ:

1. Низкий уровень социализации ребенка. Ребенку часто, имевшему неоднократный опыт разлуки с матерью хотя бы на несколько часов, контактирующему со сверстниками и другими взрослыми гораздо легче будет привыкать, нежели тому, который круглые сутки находится, в основном дома под родительской опекой.

2. Недооценивание важности режима адаптации. Часто, родитель, вопреки всем нормам и рекомендациям педагогических работников оставляют ребенка сразу на целый день. Условно нормой можно считать постепенное увеличение времени пребывания начиная с двух часов, но единого рецепта нет, для каждого ребенка нужно подбирать свой режим, исходя из его возможней.

3. Низкие навыки самообслуживания ребенка или полное их отсутствие. Вопреки мнению многих родителей к трем годам ребенок способен многое уже делать самостоятельно, естественно речь не идет о завязывании шнурков и застегивании пуговиц на одежде. Но пользоваться некоторыми столовыми приборами, такими как ложка или одевать колготки с майкой ребенку вполне по силам. И конечно у ребенка, которого не учили самообслуживанию, будут возникать сложность, вплоть до снижения самооценки и возникновения комплексов.

4. Разница в режиме дня. В идеале перед поступлением в детский сад нужно постепенно приближать режим дня дома к садовскому, это поможет избежать недосыпания и связанных с ним стрессов, нежелания утром идти в детский сад. Поэтому даже в выходные дни рекомендуется не менять режима.

5. Разница в питании. У детей, привыкших к «баночному» питанию, с несформированным навыком питания будут возникать трудности, так же как и у детей приученных к одним пельменям с сосисками, которым не по душе придутся супы с запеканками. Отсюда могут возникнуть проблемы с пищеварением. Дети, которым разрешалось употреблять бутерброды на ходу, будут все время выскакивать из-за стола. Следовательно, ребенка к садовской пище и культуре поведения за столом стоит готовить заблаговременно.

6. Отсутствие регулярного посещения садика. Не редко ребенка в сад водят «через день», то проспали, то лень и т.д. Ребенок, регулярно, посещающий ДОУ привыкает быстрее.

Из вышеперечисленного следует, что ребенка следует готовить к посещению ДОУ следует заранее. Ошибочно предполагать, что приведя в сад его тут же всему научат. Подготовленные дети адаптируются легче и быст-

рее. Большую роль тут играет педагогическая грамотность и осведомленность родителей. Так педагогически запущенным детям или, иначе говоря, избалованным, не знающим слов «нет», не привыкшим к отказу, прихоти которых всегда исполняются, будет труднее, чем другим детям. Родители таких детей, как правило, или молодые, неопытные, или родители позднего, единственного долгожданного ребенка, не осознают, что в садике существует иная система и методы воспитания и требований. Другая группа риска -дети из неблагополучных семей, которые часто на фоне других отстают в развитии, что, несомненно, усложняет адаптацию ребенка. Излишне тревожные родители, которые подолгу расстаются по утрам с рыдающим ребенком, а вечером тщательно осматривая на предмет ссадин и царапин на коленках часто неосознанно передают свою тревогу ребенку. Чем дольше такой родитель прощается и успокаивает, тем сильнее и громче плачет ребенок, доходя до истерики с катанием по полу. В такой ситуации родителям стоит успокоиться самим, запастись терпением и если уж они решили ребенка водить в садик, то нужно доверять персоналу ДОУ и понять что слезы естественная реакция ребенка — не бывает детей, которые не плачут. Если расставание с мамой переживается очень тяжело и у мамы самой «разрывается сердце» целесообразно будет попросить отводить ребенка в сад кого-то другого, на пример бабушку или дедушку. При правильном подходе и терпении ребенок смирится с неизбежностью своего пребывания в саду и через какое-то время обнаружит для себя много нового и интересного в садике.

Особенное внимание следует обратить на заблаговременную профилактику простудных заболеваний и действий, направленных на повышение иммунитета. Ведь, чем чаще ребенок будет болеть, тем дольше он будет адаптироваться. Самое главное правило — одевать ребенка по погоде, не нужно его одевать потеплее в 18-20 °С, создавая для него тепличные условия. Так же пытаясь избегать общественных мест, чтобы не заболел, можно приведя ребенка в сад получить обратный эффект — постоянные ОРЗ и ОРВИ.

При подготовке ребенка к ДОУ неплохо было бы так же заранее познакомить его с садом, с группой, которую он будет посещать, с воспитателями. Так же полезны недлительные прогулки в садике с потенциальным воспитателем и игры в детский сад дома, беседы о садике.

Самыми частыми ошибками родителей во время адаптации детей в саду являются запугивание садом и обсуждение персонала ДОУ в неуважительном тоне в присутствии ребенка. Например, угроза за непослушание: «Если ты плохо себя будешь вести, отведу на выходные в садик». Все это заранее формирует у ребенка негативное отношение к саду и его персоналу. Еще одной ошибкой является желание родителей «нагрузить» ребенка как можно больше посещением кружков или других мероприятий типа цирка, зоопарка во время адаптации — ему это сейчас не нужно, у него и так стресс.

Какие шаги должен предпринять воспитатель во время периода адаптации. Во-первых, на предварительном собрании родителей группы расска-

зать и донести, как правильно подготовить ребенка к садику: что нужно делать и что делать нельзя, познакомить со всеми режимными моментами. Перед приемом новой группы обязательно провести анкетирование родителей. Чем большей информацией воспитатель владеет, о том какие у ребенка привычки, особенности, предпочтения, какими навыками он владеет, каким темпераментом обладает; тем легче будет найти подход к нему. Ведь к каждому ребенку подход должен быть индивидуальным. Так же нужно составить график посещения детей, чтобы не возникло ситуации, когда на 1 сентября ровно в 07.00 придут 20 плачущих детишек. Часто бывает когда спокойный, играющий ребенок, услышав и увидев как другой плачет, тоже начинает плакать и начинается цепная реакция — все дети плачут — воспитатели разрываются. Хорошие результаты дают совместные «круглые столы», тренинги и беседы, совместные игры с родителями. Вообще адаптация должна проходить в тесном взаимодействии родителей с воспитателями ДОУ, с тем, чтобы выработать определенную стратегию и линию поведения с ребенком, которой будут придерживаться все, иначе могут возникать ситуации когда, то что «можно» дома в садике «нельзя» — отсюда может возникать конфликт, воспитатель будет казаться ребенку «злодеем». И, конечно же, важно, чтобы воспитатель искренне любил детей, не разделяя их по принципу «удобный» и не очень.

Считать ребенка адаптированным к детскому саду можно:

— если он владеет или успешно начинает осваивать необходимые навыки самообслуживания и правила поведения в ДОУ, коммуникативные навыки;

— пребывание в детском саду для ребенка комфортно.

Ошибочно считать что если ребенок не плачет, тихий и послушный адаптация для него закончена, важно выполнение второго условия — ощущение комфорта и доверия во время пребывания в ДОУ.

1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. — 2003. — № 5.

2. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О.Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007.

3. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н.В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006.

4. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. — М., 2008.

5. Гринева И.А., Жомир М.Ю. Первый раз в детский сад. — Воронеж, 2007.

6. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. — М., 2008.

Уроки разлуки: как маме адаптироваться к детскому саду?

Первая разлука с родителями — это всегда стресс для ребенка. Об особенностях адаптационного периода дошкольников мы писали в нашей предыдущей статье «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?» и приводили рекомендации психологов по поддержке малыша в этот непростой для него период.

Но часто помощь во время привыкания к новым условиям родителям нужна не меньше, чем их ребенку. Бывает и так, что ребенок адаптируется легко, а мама никак не может смириться с разлукой и чувствует угрызения совести. Поэтому сегодня мы решили выяснить у экспертов, как родителям успешно пережить разлуку с малышом.

Чем обусловлено эмоциональное напряжение родителей?

Конечно, волнение взрослых в период адаптации ребенка понятно и является вполне естественным явлением. Однако, бывают случаи, когда мама не просто испытывает легкое волнение, а находится в состоянии постоянного нервного напряжения от того, что придется отдавать ребенка в учреждение дошкольного образования.

Остановимся на трех основных причинах, которые вызывают чрезмерное волнение родителей в связи с выходом малыша в садик.

1. Сильная привязанность к ребенку

  • «Мы не расставались с ним с рождения», «Он без меня не сможет», «Ему без меня будет очень плохо».

Подобные фразы можно услышать от мам, которые находятся с ребенком 24 часа в сутки, а если малыш и оставался без нее, то всего на несколько часов, и то очень редко.

Однако такая позиция на самом деле является проекцией (переносом своих ожиданий и переживаний на ребенка). Малыш пока не знает, как ему там будет, но мама за него уже все решила. И тем самым значительно ухудшает адаптацию ребенка.

  • Малыш будет считывать мамину тревогу и обязательно присвоит себе ощущение, что «без мамы я не могу, мне без мамы плохо».

И они оба будут страдать день за днем, пока мамина позиция не изменится. Помните: ваше волнение не должно стать препятствием на пути взросления малыша. Ваш ребенок — самостоятельная личность, а не ваша часть или собственность.

  • Психолог Анатолий Некрасов в своей книге «Материнская любовь» обращается к родителям: «Если любишь ребенка по-настоящему (а не себя в роли отца) — научи его жить без тебя!

2. Страх, что ребенка в саду обидят

Этот страх появляется через страшные истории о воспитателях и детских садах, которыми наполнен Интернет, и, возможно, через ваш негативный опыт.

  • Это могла быть конкретная ситуация в вашем детстве, строгая воспитательница или просто воспоминание о том, как не хотелось идти в детский сад.

Однако старайтесь не переносить на малыша свой детский негативный опыт. Если вам в садике было плохо, вас обижали дети или воспитатели были жестоки, несправедливы — это не значит, что ваш ребенок пройдет тот же путь. В конце концов, сейчас другие времена, другие условия и, наверное, вы нашли лучший садик из всех возможных вариантов.

Однако если переживания очень сильные, родителям полезно до того, как ребенок будет зачислен в группу, пойти туда, познакомиться с директором и воспитателями, наладить с ними коммуникацию.

  • Можно поставить воспитателю вопросы и узнать, что он будет делать в различных ситуациях.

Кроме того, в первые дни обычно можно находиться рядом с ребенком в саду и убедиться, действительно ли в нем будет комфортно и безопасно вашему ребенку.

  • Кстати, в большинстве детских садов есть собственные сайты. Обычно, там есть страницы для родителей и много полезной, интересной информации о жизни учреждения.

3. Чувство вины за то, что отдаете ребенка в садик

Сегодня очень распространено мнение, что ребенку вообще не нужен детский сад, и ему комфортнее быть дома с мамой до школы.

И когда женщине приходится выходить на работу или она чувствует себя некомфортно только в роли мамы и домохозяйки, у нее возникает чувство вины за то, что она не сможет уделять ребенку достаточное количество времени.

Однако психологи уверяют, что после трех лет — сепарация от мамы является естественным процессом. Три года — это условная граница самостоятельности и отделения от мамы. Ребенок становится психологически более зрелым, может понятно объяснить свои желания и выдержать длительную разлуку с мамой.

  • А вот раньше отдавать ребенка в садик специалисты не рекомендуют (только при крайней необходимости).

Детский психолог Дарья Селиванова уверяет: «Чувство вины всегда усугубляет трудности адаптации. Я всегда говорю, что наихудшая ситуация для ребенка — это мама, что кладет свою жизнь/карьеру/ молодости/личную жизнь на алтарь воспитания. Остальные варианты — всегда лучше.» Ведь рядом с несчастной мамой ни один малыш не сможет чувствовать себя счастливым.

Как подготовиться к длительной разлуке с ребенком?

Перед детским садом у ребенка обязательно должен быть положительный опыт пребывания отдельно от мамы.

Психолог Анастасия Мартыненко советует родителям перед садиком (желательно, через полгода-год) начать водить ребенка на любые занятия, которые могут ему понравиться, но в которых возможно присутствие без мамы.

  • Идеальным вариантом могут стать кружки, развивающие занятия, группы кратковременного пребывания.

Можно попробовать договориться с подругой или сестрой, у которой тоже есть дети, оставить у нее своего ребенка на несколько часов. Пусть они периодически пишут вам о том, как обстоят дела, как ваш малыш освоился, или играет. Будет замечательно, если оставлять вы будете его с постоянной периодичностью.

В предложенных вариантах переживание разлуки будет более безопасным для вас, чем в садике, потому что это только на несколько часов, вы знаете взрослого, группа детей небольшая. То есть риски минимизированы, однако, остается факт — ребенок там без вас, вы не можете контролировать, что там происходит, вы вне зоны видимости / досягаемости.

  • Ваша задача — отдать ребенка и полностью отпустить на эти несколько часов. Привыкайте, что теперь у вас, кроме времени «вместе» будет время «порознь». И это нормально.
Читайте также  Что такое дисплазия у новорожденных

Чтобы успокоить себя перед разлукой, можно провести еще такое упражнение:

  • Представьте ситуацию, что вы ведете своего малыша в детский сад и оставляете его там.
  • Что вы чувствуете?
  • За что переживаете больше всего?
  • Что в детском саду может быть страшным и травматическим для вашего ребенка?
  • Какова вероятность того, что это случится?
  • Ответьте на вопрос, что я могу сделать для того, чтобы уменьшить свою тревогу?
  • Что бы мне помогло успокоиться и принять тот факт, что мой ребенок пойдет в детский сад?
  • Допускаю ли я мысль о том, что моему ребенку может быть весело и интересно с другими взрослыми?

Попробуйте ответить на эти вопросы спокойно, по очереди, желательно письменно или кому-то вслух. Очень часто во время таких размышлений ответы приходят сами собой, как озарение.

Как правильно прощаться с ребенком?

Немало взрослых во время первых недель адаптации не знают, как оставить ребенка одного в саду, когда он цепляется за них, плачет и просит не уходить. Их сердце разрывается, и родители пытаются «убежать», уйти незаметно для малыша.

Но семейный психолог Наталья Гаевская предостерегает: никогда не оставляйте ребенка, не попрощавшись. Конечно, родители в подобной ситуации могут чувствовать себя лучше, чем тогда, когда нужно прощаться, потому что не видят и не слышат, как плачет их ребенок. Воспитателю тоже может быть легче, поскольку малыш быстрее успокаивается.

  • Однако у ребенка в этот момент подрывается базовое доверие к миру: «Даже маме нельзя верить! Сказала, что никуда не уйдет, и . ушла ».

Вместо этого выработайте свой ритуал прощания (ведь все, что происходит регулярно, — успокаивает). Чтобы не затягивать разлуку, выберите последовательные действия, которые вы должны делать каждый раз, отправляя ребенка в группу.

  • Например, вы переодеваетесь, обнимаетесь, целуете малыша, берете за руки, садитесь напротив него (глаза в глаза) и рассказываете, что он будет делать, когда вас не будет и когда вы вернетесь. В конце можно спросить: «Договорились?»

Затем передаете его воспитателю и уходите.

Не поддавайтесь на манипуляции ребенка — плач, уговоры, гнев. Четко говорите: «Ты будешь ходить в садик, ведь ты уже большой. А я помогу тебе».

Как облегчить эмоциональное состояние мамы во время адаптации ребенка?

Прежде всего, необходимо осознать, что ВСЕ сталкиваются с подобными ситуациями, поэтому ваше волнение является абсолютно нормальным.

  • Детский и семейный психолог Светлана Ройз объясняет: «Мамам нужно учиться отделяться от детей. Это сложно. Это такая же перестройка и адаптация, как у деток. И это тоже кризис. Но мы с вами помним, что кризис — это то, благодаря чему мы растем и движемся.»

Вот несколько простых советов, как сделать процесс адаптации максимально позитивным:

1. Держите себя в руках. Безусловно, это легче сказать, чем сделать, но, провожая ребенка в детский сад как в экспедицию на Северный Полюс, вы передаете часть своих переживаний малышу. Если же мама будет спокойна, то и ребенок быстрее успокоится.

2. Будьте уверены и последовательны в своем решении. Вы не бросаете, не предаете своего ребенка, а отпускаете в новый, интересный и увлекательный мир. Попытайтесь вначале не делать перерывов в посещении — неделя дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

3. Попробуйте заранее сформировать для себя и вашего малыша положительное отношение к выбранному вами детскому саду. Расскажите смешные истории из жизни других детей или поделитесь личным опытом.

4. Если ваш ребенок плохо владеет навыками самообслуживания, не надо в авральном режиме перед походом в детский сад начинать обучать его этому. Это плохая идея, потому что такое внезапное обучение добавит лишних переживаний и вам, и малышу. Поэтому лучше решать проблемы по факту их возникновения, чем волноваться заранее.

5. Объясните ребенку, что воспитатель — это человек, к которому всегда можно обратиться за помощью, пока мамы нет рядом, чтобы не случилось.

6. Поговорите с воспитателем об особенностях ребенка, его предпочтенияах и привычки. Не бойтесь казаться навязчивой, ведь чем больше воспитатель будет знать о малыше, тем проще и лучше сложатся его первые дни в детском саду.

7. Узнайте все правила и особенности выбранного вами детского сада, его режим. Начинайте заранее к нему привыкать сами и готовить малыша.

8. Поддерживайте себя, чтобы иметь возможность поддержать ребенка. Поделитесь своими переживаниями с мужем, подругой, обратитесь к психологу.

  • Кстати, в каждом саду работает специалист психологической службы, к которому вы можете обратиться за профессиональной помощью.

И самое главное — верьте в своего ребенка! Если мама уверена, что с ее малышом в саду все будет хорошо, — так и будет. Желаем вам и вашим деткам легкой и безболезненной адаптации!

Адаптация к детскому саду: ошибки и заблуждения родителей

Ваш малыш подрастает. Вы задумываетесь о детском саде? Пойти или не пойти? Как подготовить себя и ребенка к детскому саду? Какой детский садик выбрать?

Много рекомендаций и советов специалистов можно найти в интернете и литературе. Благодаря многолетнему опыту работы с родителями и детьми в процессе адаптации к детскому саду, хочу поделиться самыми распространенными заблуждениями и ошибками не только родителей, но и работников дошкольного образования.

1. «Чем раньше отдавать ребенка в ясли (в год-два), тем легче он привыкает» (Еще добавляя «Вот раньше нас родители в год в ясли отдавали и даже раньше. И ничего, выросли. »)

Я всегда — «против» яслей (Ясли — группа детского дошкольного учреждения для детей раннего возраста, а именно до 3 лет). Это проект, который противоречит природе, здоровью и счастью детей. Детям важно до 3-х лет, а некоторым и до 4-5 лет быть с мамой или в доме, где проживает семья. Эмоциональная связь с мамой в этот период крепкая, дает ребенку опору и безопасность. Основные психологические и физиологические потребности ребенка связаны с мамой. Дети, которые пребывают с мамой весь ранний возраст, отличаются эмоциональной устойчивостью и благополучием. По наблюдениям всех специалистов дошкольного развития, в последнее десятилетие дети-дошкольники отличаются бОльшими трудностями развития, нежели предшествующее поколение. Поэтому быть до 3-4 лет с мамой – важно и полезно для здоровья! Можно посещать развивающие занятия вместе с мамой, игровые занятия для раннего развития — первая ступень социализации малыша.

2. «Исполнилось 3 года, значит надо идти в сад на полный день».

Детский сад принимает детей с трех лет. А готовность и возможность остаться в саду без мамы у всех детей разная. Кто-то может адаптироваться в три года, а кто-то и в 5 лет с трудом расстается с родителями на насколько часов. Адаптироваться – это значит ходить в сад с интересом, желанием, расставаться без боли и страданий, выдерживать нагрузки. Девочки привыкают к саду быстрее и могут начать ходить в 3- 3, 5 года. Мальчики адаптируются медленно, трудно и ближе к 4 годам. Они эмоционально сильнее привязаны к маме. Мамам мальчиков нужно запастись терпением и не форсировать события, медленно прибавляя время пребывания в саду. Очень важно ориентироваться на состояние ребенка: бодрость или унылость, стабильность или беспокойство, частые простудные заболевания. Какова последовательность прибавления нагрузок в саду? Сначала лучше приходить на период игры или прогулки. Затем добавлять время развивающих занятий. Потом прибавлять прием пищи: сначала – завтрак, позже – обед. Самое трудное по привыканию в режиме сада для детей – это дневной сон. Его лучше добавлять в последнюю очередь, когда все остальные периоды дня пройдены благополучно. Ориентироваться надо не на слова и желания ребенка, а на его состояние! Бывают случаи, когда ребенок 3-4 лет бодро и радостно говорит, что хочет остаться на целый день в 1-2 день посещения сада. И родители радостно соглашаются. Но для ребенка – остаться в саду – это игра, как и новые игрушки, красивая обстановка, интересные занятия. И сон в саду ему кажется занятной игрой до тех пор, пока его не уложат в кровать. Здесь игра заканчивается, и ребенок требует маму. Он привык спать с мамой, чтобы она была рядом. Привык к определенному ритуалу засыпания. Малыш возмущается и страдает, не может понять, почему нет мамы по его желанию. Может возникнуть стойкое нежелание посещать сад на фоне пережитых сильных неприятных чувств. Из-за того, что малыш еще не был готов к этому режимному моменту.

3. «В детский сад надо идти в сентябре месяце»

Самое лучшее время для адаптации детей к саду – весна (с мая месяца) и лето. В это время заканчиваются занятия познавательного цикла, больше творчества и прогулок. Световой день длинный, больше солнца и тепла. Дети легче утром просыпаются, они более окрепшие физически и эмоционально устойчивее. Осень – не удачное время для начала адаптации. В период привыкания к саду детям важна неспешность процессов, отсутствие суеты. Малышам важно осмотреть все вокруг, разглядеть, поиграть во все игрушки. Летом это сделать легче, так как меньше детей ходят в сад, воспитатели выполнили основные образовательные задачи и в группах больше времени для ролевой игры. У детей есть свои «осенние трудности». Как они проявляется:

— дети быстрее утомляются, им труднее концентрировать внимание

— эмоциональный фон несколько снижен из-за темного времени суток, дождей и недостатка солнца

— на улице холодно и по утрам нужно надевать много одежды, а родители, как правило, торопятся, боясь опоздать в сад, — создаются ситуации с неприятными эмоциями, еще одна из причин не хотеть идти никуда по утрам

— трудно проснуться утром, утренняя вялость

— осенью дети часто болеют простудными заболеваниями

4. «Адаптация к саду проходит 1-2 недели»

Многие родители, приводя в сад ребенка в 3 года, планируют только одну неделю адаптации (т. Е пребывание до обеда). А уже со второй недели хотят оставлять ребенка на сон, до вечера. 1-2 недели – это период адаптации эмоционально устойчивого ребенка, который уже посещал другой детский сад и ему 5-6 лет. Для детей 3-4 лет привыкание к саду – это период от месяца до полугода. Девочки – быстрее адаптируются и готовы выдерживать нагрузку полного дня через месяц- полтора, мальчики – сложнее. Бывает и так: ребенок начинает оставаться на полный день в саду, ему нравится, легко расстается с родителями. А через 1, 5-2 месяца мы наблюдаем последствия психического перенапряжения (тики, навязчивые движения, логоневроз, энурез, частые простудные заболевания как последствие снижения иммунитета), которое говорит, что нагрузка сада оказалась выше возможностей ребенка. Что является нагрузкой в детском саду? Это родителям трудно понять. Малыш получает много за день впечатлений. На занятиях и в различных видах деятельности ребенку необходимо слушать, направлять свое внимание, сосредотачиваться, задействовать все органы восприятия. В режимных моментах и быту дети стараются следовать правилам, отказывать себе в сиюминутных желаниях. А еще по несколько раз в день надо одеваться и раздеваться, активно играть на прогулке. Участвовать в игре со сверстниками, прикладывая усилия, чтобы договориться и понять партнера. Эмоционально проживает разные неприятные моменты контакта. На все эти процессы уходит много сил и ресурса ребенка. Поэтому лучше всего в период адаптации ориентироваться на актуальное состояние ребенка, наблюдая, как ребенок переносит возрастающую нагрузку.

5. «Дети при расставании с родителями в детском саду должны первое время плакать. Это нормально»

Если все важные моменты подготовки к адаптации соблюдены, и ребенок и родители готовы к посещению сада, дети не должны при расставании с родителями в детском саду плакать, особенно с душераздирающими криками и в тревоге. Конечно, все дети имеют право на грусть. Но в данной ситуации — это сигнал, что-то было сделано не правильно, что-то важное не учли. Или ребенок был к саду не готов, не были учтены какие-то особенности малыша. Поэтому необходима дополнительная помощь психолога в разработке этапов адаптации и в поддержке родителей.

6. «В первые дни посещения сада родителям лучше всего быстро уходить и не сидеть в коридоре»

Ребенок, жизнь которого все предыдущие 3-4 года была рядом с мамой, в стенах его дома, с близкими родственниками, не может сразу и надолго быть без этих составляющих. Поэтому первые дни в саду важно, чтобы мама или другой близкий был рядом. Это дает ребенку ощущение безопасности, возможность получить ресурс и поддержку. Сначала малыши выбегаю обняться и прижаться к маме часто, потом реже. Ребенку нужно время принять, что есть еще другой вариант бытия, жизнь в группе сверстников с чужим взрослым. В жизни ребенка до сада мама была главным человеком, она помогала ему и сопровождала во всех процессах. Теперь нужно время, чтобы принять необходимость ориентироваться на другого взрослого – воспитателя. Учиться обращаться к нему, получать помощь и поддержку. КАК родителям полезно пребывать в саду в первые дни? Я рекомендую взять книжку, журнал или что-то еще, чем можно занять себя. Когда ребенок выбегает к вам, важно быть спокойной и радостно его встречать. Если малыш просит вас помочь решить какую-то трудность в группе, обратитесь к воспитателю. Важно, чтобы ребенок слышал «Здесь воспитатель знает, как и что делать. Давай спросим его. Он здесь главный взрослый. Он тебе поможет». Пусть малыш услышит, как вы спрашиваете воспитателя, давая понять, как ему в дальнейшем надо делать это самому. Хорошо, если ребенок будет свидетелем вашего общения с воспитателем. Если вы говорите с доверием, радостью, то для ребенка это будет сигналом доверия новым взрослым. Бывает, что ребенку трудно оторваться от мамы и зайти в группу. Поэтому, хорошо в первый день зайти в группу вместе с малышом, обойти ее, рассмотреть всё вокруг, пообщаться при ребенке с детьми, воспитателями, поиграть вместе. Если в последующие дни ребенку всё-таки будет трудно расстаться – не отпихивайте его, не толкайте в сторону группу, не заставляйте идти, не злитесь за то, что ему трудно. Все эти действия приведут к обратному эффекту: ребенок «вцепится» в вас, так как окажется в вашем поле тревоги, и сам будет еще больше волноваться. И зайти в группу не сможет. Наоборот, наберитесь терпения и подождите, когда вашему ребенку станет скучно с вами, ведь в группе игрушки и дети. Любопытство возьмет верх. Надо только подождать и сохранять спокойствие.

7. «Об исчезнувшей маме»

Знакома ли вам такая ситуация? Первые трудные дни привыкания ребенка к саду. Малыш, с трудом оторвавшись от мамы, идет в группу. Ему интересны игрушки, новая обстановка, играющие дети. Он увлекается игрушкой, отвлекается от мамы. В это момент воспитатель шепчет маме «Идите! Видите, играет. Уходите, пока он отвлекся». И мама исчезает. Что происходит с ребенком, который несколько секунд назад видел маму, стоящей в коридоре, и вдруг – её НЕТ! Она исчезла! Куда, где мама? ! Ребенок забывает про игрушки. Он испытывает смешанные сильные чувства: страх, удивление, непонимание, растерянность, беспокойство. Была мама и исчезла! Прожив стресс в такой ситуации, ребенок «привязывается» к маме, не отпускает, цепляется за руки, плачет, кричит. Он боится повторения травмирующей ситуации. Поэтому старается сделать всё, чтобы она не повторилась. После этого расставание в детском саду с мамой может стать ежедневной драмой.

Как можно было маме уйти? Она должна была попрощаться, сказать малышу, что уйдет, сообщить, когда вернется за ним. Маленькие дети лучше всего понимают время по режимным моментам: обед, тихий час, полдник, прогулка. Ребенок имеет право печалиться расставанию с мамой. Но, услышав мамино «Я уйду», у него будет ясность и понимание, что мама ушла, когда она придет. Ясность ребенку очень важна.

8. «Мы отдали в детский сад, вот пусть там воспитывают и развивают ребенка. Детский сад решит все трудности ребенка»

Детский сад – это услуга по оказанию помощи родителям. Но сад не отменяет первостепенной роли семьи в жизни ребенка. Все ценности, традиции, особенности контакта ребенок осваивает и присвоит именно в семье. Поэтому семье важно быть для своего малыша примером и образцом в общении и поведении. Эмоциональное состояние и способы поведения ребенка напрямую зависят от папы и мамы. В саду есть развивающая среда и занятия. Но ничто не заменит ежедневного общения ребенка с родителями обо всем происходящем вокруг и в семье; совместного времяпровождения в игре и семейных событиях; познавательных поездок и просто эмоционального проживания друг друга.

Пусть Ваш малыш с радостью говорит «Хочу в детский сад! ».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector