Как играть на детской гармошке

Как играть на детской гармошке

Как играть на детской гармошке

Как научиться играть на гармошке

Чем дальше прогресс и все новые технические ноу-хау входят в нашу жизнь, тем меньше слышно вокруг живой музыки. Чтобы услышать реальное звучание инструмента, приходится покупать билеты на концерт, либо же изредка слушать умельцев в метро или на улице. Невзирая на это, многие люди желают научиться играть на гармошке с нуля самостоятельно. Это традиционный русский музыкальный инструмент, который всегда звучал на свадьбах, народных гуляниях, он звучит красиво, жизнеутверждающе, привлекает к себе внимание.

Никаких особых секретов и сложностей в том, чтобы научиться играть на гармошке дома, не существует. Освоение инструмента подразумевает стандартные шаги: освоение самой гармошки, умение правильно ее держать, занимать правильную посадку с инструментом, освоить игру по цифрам, научиться играть аккомпанемент к популярным песням и мелодиям. При дальнейшем продвижении человек может изучить ноты, музыкальную грамоту и играть уже на профессиональном уровне с листа. Рассмотрим основные этапы обучения для новичков.

Изучаем основы

При освоении любого музыкального инструмента, есть базовые вещи, не изучив которые, не получится двигаться вперед. Для гармошки они тоже есть и это: изучение устройства инструмента, правильная посадка, постановка рук на гармошке, а также освоение принципа звукоизвлечения. Изучим эти моменты подробнее.

Как устроена гармошка

Строение гармошки

Гармошка имеет такие основные элементы:

Сам инструмент делится на два полукорпуса: правый и левый. Между ними находится так называемый мех;

  • Правая клавиатура используется для исполнения мелодий. Здесь клавиши расположены на специальном грифе;
  • Левая клавиатура располагается в самом левом полукорпусе, хотя в некоторых моделях гармошек и слева также есть клавиатура. Служит она для исполнения аккомпанемента;
  • Звук в инструменте возникает в результате прохождения воздушного потока, создаваемого движением меха, через голосовую планку. Она спрятана внутри корпуса, имеет специальную рамку с колеблющимися язычками, которые и создают звук.

Также конструкция гармошки подразумевает наличие двух ремней для того, чтобы одевать ее на плечи и играть стоя, на ходу, даже сидя, но удобно зафиксировав инструмент. Правда, лишь после того, как человек будет уверенно играть сидя, он сможет понять, как научиться играть на гармошке стоя, а может даже пританцовывая!

Правильная посадка

Правильная посадка с гармонью

Играть стоя – это удел опытных гармонистов. Для новичка потребуется для начала освоить игру в сидячем положении. Посадка гармониста имеет следующие особенности:

  • Благодаря легкости инструмента его легко держать на коленях. Пробуйте держать гармошку как на одном, так и на обоих коленах;
  • Высота стула для игры выбирается такой, чтобы обе стопы надежно касались пола. Рекомендуется ноги держать на ширине плеч.

Важно при начале репетиции отрегулировать ремни, чтобы они не давили. Они должны быть натянуты так, чтобы не пережимали ни плечо, ни запястье.

Что касается рук, то при игре они обычно находятся сбоку инструмента, чтобы иметь легкий доступ до любой клавиши, как слева, так и справа. Учась играть на гармошке с нуля, уделите внимание расположению рук, так как если они будут размещены неправильно, слишком низко или высоко, то будет сложно играть по всей клавиатуре. Также неправильное положение рук помешает гармонисту играть длительное время, так как он будет быстро уставать.

Звукоизвлечение

Звукоизвлечение на гармони

На любом инструменте очень важно освоить принципы правильного звукоизвелечения. Для гармошки таким процессом служит сжимание и растяжение меха, так как оно создает поток воздуха, который проходит через установленную внутри голосовую планку с язычками, контролируемыми клавишами.

Вот основные советы по грамотному извлечению звука с гармошки:

  • Движение меха должно быть плавным, без рывков. Это касается и смены направления движения, так как звук извлекается с голосовой планки как при сжатии, так и растяжении мехов;
  • Смена направления должна производиться в звуковых паузах, особенно удачно делать смену движения меха перед сильными тактовыми долями;
  • При игре одного такта лучше направление движения не менять, чтобы звук был более ровным.

Также не рекомендуется растягивать или сжимать меха до максимального предела. Это создаст ненужные паузы. Что касается игры первых нот, то тренируйтесь исполнять один звук на сжатии и растяжении мехов так, чтобы он звучал одинаково.

Учимся играть по цифрам

Схема правой клавиатуры

Схема левой клавиатуры

Как в случае с гитарой, когда не знающие нот гитаристы играют по табулатурам, или по цифрам, обозначающим ноты на грифе, так и новички гармонисты должны учиться играть по цифрам. Играть на гармошке по цифрам необходимо каждому человеку, который освоил основы и начинает учить какие-то композиции.

Новичкам будет проще играть, если не осваивать сначала ноты, а заменить их по принятой схеме цифрами. Происходит это так:

  • Вместо сети классических нот До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си используются цифры от 1 до 7. Чем больше цифра, тем выше звук: 4 выше 2, 7 выше 3, 1 ниже 2 и т.п.;
  • Правая клавиатура: ряды 1-2 – диезы, 2-5 – набор самых низких звуков (басов), 5-8 – средняя семерка нот, 9-12 – наиболее высокие ноты. Ряды – это условные линии на клавиатуре, в каждый ряд, кроме крайних, попадает по 2 ноты;
  • Левая клавиатура: вверху находятся басы (цифры 6, 7, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7), аккорды – на втором (7с — 7, 3с — 3, 6м — 6, 2м — 2) и третьем рядах (2б — 2, 5б — 5 1б — 1, 4б — 4).

Сразу освоить цифры и игру по ним не получится. Надо настойчиво упражняться каждый день, выделяя хотя бы 20-30 минут на занятия.

Первые упражнения

Упражнения для начинающих

Чтобы научиться играть на гармошке с нуля, потребуется начинать с самых простых упражнений, которые помогут получить базовое преставление об инструменте. Рассмотрим некоторые из них:

  • Учимся нажимать на клавиши. Нажатие (удар) по клавише должно быть таким, чтобы палец при этом не сгибался, а клавиша легко возвращалась в исходное положение. Учитесь делать активный, короткий толчок кнопки с быстрым возвратом ее в базовое положение;
  • Нажатие кнопки и движение меха. Осваивайте правильное извлечение звуков с движения меха. Здесь надо зажать любую кнопку, и не бросая ее начать движение меха – сначала на сжим, потом в обратную сторону. Надо пробовать извлекать равномерный звук, а потом поиграть с его интенсивностью. В зависимости от динамики движения меха звук будет более мягким, спокойным или же быстрым и резким;
  • Теперь надо совместить 1 и 2 указанные упражнения. Сводите и растягивайте меха, при этом ударяя по одной или разным клавишам так, чтобы извлекать короткие ровные звуки и кнопка сама возвращалась назад в исходное положение;
  • После одиночных кнопок можно начать осваивать извлечение гамм. Для начала освойте базовые гаммы: мажорная 1-2-3-4-5-6-7-1 и минорная 6-7-1-2-3-4-5-6. Научитесь играть их как на повышение, так и на понижение тона, то есть и вверх и вниз.

Этого будет достаточно, чтобы начать играть на гармошке. После базовых упражнений надо браться за наиболее простые мелодии. При наличии хорошего музыкального слуха не лишним будет пробовать практиковать подбор мелодий на слух.

Как научить играть на гармошке ребенка

Если вы планируете научить гармошке ребенка, то все указанные выше рекомендации и правила сохраняются. Единственной особенностью может быть то, что для маленького ребенка гармошка покажется большой и тяжеловатой, поэтому первые движения, особенно сжатие и растягивание мехов ему может понадобиться помощь. Во всех остальных вопросах предложенные рекомендации сохраняются.

Советы для начинающих

Советы для начинающих

Освоение любого музыкального инструмента – сложный и длительный процесс, который может затянуться на многие месяцы, а иногда и годы. Нет пределов совершенства в игре на гармошке, но чтобы будущие свершения давались легче, надо помнить о простых базовых вещах. Часто бывает так, что музыкант неправильно осваивает основы, к примеру, посадку или постановку пальцев и в будущем это мешает ему добиться высот в исполнении. Поэтому, осваивая инструмент, помните о таких рекомендациях:

  • Играйте как можно большим количеством пальцев. Развивайте все пальцы обеих рук, включая безымянный и мизинец. Чтобы хорошо играть, в процессе должны участвовать как минимум 4 пальца каждой руки;
  • Правильная «смена меха». Чтобы звук некрасиво не обрывался в процессе игры, не терялась интенсивность звучания, не было неприятных слуху переходов – чередовать смену движения меха надо в паузах, при завершении тактов. Это требует хорошего знания мелодии, которая исполняется и тренировок;
  • Рекомендуется не зажимать одним пальцем сразу 2 кнопки. Это считается не самой лучшей привычкой, использовать которую можно лишь в крайних случаях, когда по-другому сыграть не получается;
  • Слушайте запись своей игры. Чтобы понять, в чем ваши ошибки и что надо исправлять – записывайте игру на гармошке на диктофон, на камеру и прослушивайте, что получилось.

Универсальная рекомендация – не надо спешить за скоростью игры, лучше медленно прорабатывать все детали. В будущем скорость появится сама собой, но ошибок в исполнении будет меньше.

Вот так можно научиться играть на гармошке для начинающих даже без учителя или помещения специальной музыкальной школы. Терпение, регулярные упражнения и стремление к лучшему помогут вам быстро получить результат!

Конспект занятия «Гармонь моя, да гармоночики!»

Лидия Хлебникова
Конспект занятия «Гармонь моя, да гармоночики!»

«Гармонь моя, да гармоночики

Цель занятия : Познакомить детей с русским народным инструментом – гармошкой, развивать творческую фантазию, желание импровизировать.

Задачи: — познакомить детей с техникой «коллаж», упражнять складывать полоску бумаги в гармошку;

— активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональные состояния (весело, звонко, задорно, печально);

— воспитывать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность, уважение к национальным традициям русского народа;

— развивать творческую фантазию, желание импровизировать.

Материалы и оборудование: иллюстрации гармони, магнитофон, сд – диск с записями гармошки, платочки. Шаблон с изображением гармониста, фломастеры, цветная полоска бархатной бумаги 4х16 см, клей ПВА, кисти, салфетки.

Ход НОД

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Приглашаю вас на необычное занятие. (играет в записи саратовская гармошка).

Воспитатель: Вы узнали, какой инструмент играет?

Дети: Гармошка.

Воспитатель: Правильно. Но гармошка эта не простая, а знаменитая на всю Россию Саратовская гармоника или как говорят Саратовская гармошка. Гармошки делали и в других городах, например, в Туле. Но Саратовская гармоника – самобытный народный инструмент, который делался только в нашей губернии. Главное её отличие – колокольчики, они придают гармошке необычный тембр звучания, который и прославил её на всю Россию.

Сегодня мы будем слушать гармонь, говорить о ней, а в конце занятия вы смастерите гармошку.

Воспитатель показывает детям гармонь

-А вот и наша гармошка.

По бокам коробочки

Растянул её меха-

Стал похож на жениха.

-А как называют музыканта, который играет на гармошке?

Дети. Гармонист.

Воспитатель: Гармонист – молодой парень, садится около дома, берет в руки гармонь и играет… (иллюстрация картины)

Полилась задушевная протяжная песня. А играть на гармони непросто – нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать кнопки-клавиши. Да еще трудность состоит в том, что гармонист не видит этих кнопок, он играет на ощупь. А видит он все, что его окружает – природу, людей, которые пришли его послушать.Исполняет он разные песни: протяжные и печальные, веселые и плясовые.

Эй, Ванюша, на гармошке

Под нее нам петь

Воспитатель: Представьте, ребята, что вы гармонисты. Поиграем? Поиграйте на воображаемых гармошках (пальчиковая гимнастика)

Вот как пальчики шагают

И на кнопочках играют,

Веселись моя душа!

(Тихо звучит мелодия) Нажимает гармонист на кнопки, и начинает гармошка разговаривать- то грустно, то весело, то – задорно. А теперь давайте послушаем, как звучит гармошка. И под её звуки потанцуем и узнаем, какое настроение было у гармониста (детям раздают платочки, они импровизируют под музыку).

Воспитатель: Какая музыка была вначале?

Дети. Грустная, печальная.

Воспитатель: А потом?

Дети. Весёлая, задорная.

В 2009 году на проспекте имени Кирова в Саратове был установлен памятник Саратовской гармонике. В определенные часы памятник проигрывает композиции местного саратовского инструментального коллектива и напоминает об историческом символе города — гармошке.

Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас в мастерскую. Посмотрите! (показывает гармонистов) а вы хотите себе таких друзей? Тогда нужно потрудиться и сделать их. Постараемся ребята?

Порядок работы: Раскрасить фигуру гармониста красками или фломастерами. Из бархатной бумаги вырезать полосу шириной 4 см, длиной – 16 см. согнуть ее гармошкой, расстояние между сгибами 1 см, смазать клеем поле под гармошку на шаблоне и приклеить гармошку из бумаги. На боковых планках фломастером нарисовать кнопочки.

(музыкальный фон – игра на инструменте — гармошки)

Воспитатель: Ребята! Какие вы молодцы! Теперь у вас тоже есть друзья гармонисты. Я вижу, как вы старались, потому что вы – дружные ребята. Правда, ребята? Давайте песенку о дружбе споем?

«Песенка друзей» муз. В. Герчик.

Итог занятия:

-С каким музыкальным инструментом вы познакомились? (гармошка)

— Чем Саратовская гармошка отличается от других гармоней (разновидность гармони имеющей колокольчики.)

-Какой это инструмент? (русский народный)

-Как называют людей, которые играют на гармони? (гармонистами)

Пой,гармоника!

Всё о гармони и гармонистах

Некоторые принципиальные положения начального обучения на гармони детей 6-7лет

Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Великоустюгская детская школа искусств»
преподаватель
Чебыкин Владимир Иванович

Гармонь — один из самых популярных и любимых инструментов в народе. В наше время популярность этого инструмента не только не снижается, а наоборот, получает признание профессиональных музыкантов и исполнителей, выходит на новый уровень развития — уровень концертного инструмента. Это стало возможным благодаря деятельности и творчеству в последние десятилетия таких выдающихся исполнителей и композиторов, пишущих для гармони, как С.Привалов, С. Сметанин, Е. Дербенко и др. Эти факторы подготовили почву и создали необходимые условия для профессионального обучения на гармони с раннего возраста. Основные принципы обучения на гармони схожи с обучением на баяне (посадка, постановка рук, владение мехом, звукоизвлечение и др.) Главным и существенным различием является освоение правой клавиатуры. Привитие правильной аппликатурной дисциплины на гармони обуславливает в дальнейшем беспрепятственное техническое развитие ученика. Поэтому педагогу, а, как правило, это педагог- баянист, самому необходимы хорошие знания и навыки владения правой клавиатурой.

Не должно создавать проблему отсутствие широкого репертуарного выбора на начальных этапах обучения. Здесь нужно обращаться к мелодиям русских народных песен и танцев, которые почти всегда легко и удобно аранжируются и исполняются на гармони.

Следует отметить, что первоначальный результат, а это
свободное исполнение на гармони двумя руками простых мелодий, овладение элементарными техническими навыками в силу специфики инструмента, достигается значительно быстрее, чем, допустим, на баяне. Это позволяет на раннем этапе обучения вызвать у ребенка, а в дальнейшем сохранить и развить интерес к инструменту, становится возможным участие детей в небольших концертных выступлениях, домашнем музицировании.

В своей работе я попытаюсь поделиться опытом, мыслями и
некоторыми практическими рекомендациями в обучении игры на гармони на начальном этапе детей 6-7 лет.

Инструмент для занятий должен быть исправный, приличного
качества и обязательно с двумя плечевыми ремнями. В
подготовительной работе не должно быть мелочей, а это:
соответствующая высота стула, правильно подогнанные плечевые и левый ремни и др.

Существенным недостатком гармони является то, что она
может звучать в одной основной тональности определенного тона, а все нотные издания оформляются, как правило, в до-мажоре и ляминоре. Поэтому для ученика с абсолютным музыкальным слухом правильнее иметь инструмент с до-мажорной тональностью.

Дальнейшие примеры и упражнения будут приводиться для
инструмента с до-мажорной тональностью, хотя у подавляющего
большинства учеников, да и взрослых исполнителей разучивание в до-мажоре на инструменте другой тональности не вызывает никаких проблем.

I. Освоение левой клавиатуры.

Начинать обучение необходимо с левой клавиатуры, т.к. левая рука выполняет функцию ведения меха — основы звукоизвлечения на гармони. Предлагаю некоторые упражнения и рекомендации для освоения левой руки.

После того, как ребенок может правильно, удобно и красиво
сидеть за инструментом нужно в доступной форме объяснить ему
понятия баса и аккорда. Затем помочь ученику расположить
вертикально пальцы левой руки на 3 ряду инструмента, причем 3-й пальчик находится на кнопке До (3-я снизу), а остальные на соседних кнопках. Все пальцы полусогнуты и собраны.

Упражнение 1.

На сведенном мехе 3-й пальчик толкает (ударяет) и отпускает кнопку До. Толчок должен быть короткий, активный, при этом пальчик не прогибается. Ребенок должен почувствовать после толчка кнопки возврат ее на прежнее место пружиной механики инструмента. Затем можно добавить аккорд До-мажор 2-ым пальчиком, выполняя чередования баса и аккорда в ровном, неторопливом движении. Пальцы после толкания кнопки не выбрасываются вверх. Упражнения повторять по несколько раз.

Упражнение 2. Ведение меха.

Одновременное нажатие (не толчок) кнопки До и движение
меха на разжим с помощью педагога. После остановки меха — сжим. Упражнение можно назвать «самолет» и выполнять его с различной динамикой: меццо-пиано, меццо-форте, крещендо, диминуэндо и др. Постепенно помощь педагога сводится до минимума, и ребенок выполняет упражнения самостоятельно.

Упражнение 3.

На ровном движении меха выполняется упражнение №1, причем на разжим и сжим выполняется одинаковое количество нажатий До или До-аккорд (удобнее по 4) и сравнить это упражнение с «маршем». В начале освоения упражнения педагогу нужно помочь ученику ровно вести мех с остановкой перед сжимом меха, которая в дальнейшей работе постепенно убирается. Нужно помнить, что ребенку 6-7 лет довольно сложно контролировать все задачи в упражнениях и поэтому помогать ему вести мех правильно и ровно просто необходимо, и делать это можно довольно продолжительное время, тем более что вести мех самостоятельно в этом возрасте физически непросто.

Следующим этапом овладения навыками игры в левой клавиатуре является освоение доминанты (соль-мажор) и субдоминанты (фа-мажор). Следует помнить, что довольно значительное расстояние между кнопками предполагает перемещение кисти и предплечья вверх и вниз.

При довольно уверенном и свободном исполнении 3-х
основных гармонических функций в мажоре на 3-ем ряду и в миноре на 2-ом ряду можно получить аккомпанементы многих русских народных мелодий, что позволяет затем играть в ансамбле (педагог-мелодию, ученик — аккомпанемент).

Освоение первоначальных навыков в левой клавиатуре
довольно длительный процесс и эта работа продолжается параллельно с изучением правой клавиатуры. Со временем должно улучшаться качество звукоизвлечения, ведения меха, появляется уверенность и свобода исполнения тех или иных упражнений и аккомпанементов.

Все упражнения и аккомпанементы оформляются в нотных
записях педагогом в тетради ученика. Совсем не обязательно
требовать от ученика отличных знаний нот в басовом ключе с первых уроков. Эти знания будут накапливаться и закрепляться в процессе обучения.

Чрезмерное увлечение изучением нотной грамотой может привести к снижению интереса ребенка к учебе и инструменту. Поэтому при оформлении записей ноты можно подписывать и лучше прописными буквами. Из опыта работы знаю, что к концу учебного года ребенок 6-7 лет свободно читает ноты в 1 октаве скрипичного ключа и ориентируется в басовом ключе.

Ритмические рисунки и последовательности дети гораздо
лучше и надежнее запоминают и воспроизводят в слуховом их
отношении (длинные, короткие звуки), нежели в математическом.

Элементарные познания в теории и помощь педагога (показать, как звучит) позволяют ребенку совершенно точно воспроизводить и соединять двумя руками несложные мелодии с аккомпанементом.

Всегда нужно помнить, что ребенок хочет и любит играть на
инструменте и чем быстрее мы ему предоставим эту возможность, жертвуя иногда накоплением каких-то теоретических знаний, тем больше он будет нам благодарен.

II. Освоение правой клавиатуры.

В отличие от баяна расположение звукоряда на правой клавиатуре гармони более удобное и простое. Изучение правой клавиатуры лучше начинать со 2-ой октавы, нота — До которой находится на 1 ряду инструмента (5-я кнопка сверху), Последовательное движение звуков вверх или вниз по клавиатуре выполняется аппликатурой чередования 2, 4 пальца. Даже на раннем этапе обучения нежелательно смотреть и заглядывать на клавиатуру.

Упражнение 1.

Ребенок самостоятельно находит на инструменте ноту До на 1 ряду (5-я кнопка сверху) 2-ым пальчиком. При правильной постановке руки и положении кисти 4-й пальчик удобно располагается на 2-ом ряду на ноте Ре. Выполняя это упражнение на сведенном мехе несколько раз ребенок самостоятельно учится находить ноты До, Ре. Нажатия на кнопки должны быть легкими, короткими, быстрыми, но неторопливыми (мех сведен). При небольшом передвижении предплечья и кисти руки вниз мы получаем ноты Ми и Фа. На уроке можно поиграть в игру: педагог называет 1 из 4 нот, а ученик быстро находит ее соответствующим пальчиком (1-й ряд — 2-й палец, 2-ой ряд — 4-й палец). Затем задание усложняется: называются 2 или 3 соседних ноты, ученик также находит их. Аналогично изучаются все ноты звукоряда 2ой октавы на сведенном мехе.

Читайте также  Что подарить ребенку на 2 месяца

Упражнение 2.

Игра правой рукой отдельных мотивов и коротких мелодий из соседних звуков, готовых или сочиненных педагогом, оформленных в нотных записях четвертями и половинками, причем четверти играются коротко. Педагог помогает вести мех и менять его в обозначенных местах. При желании к сочиненным мелодиям можно придумать слова, получая при этом незатейливые детские попевки и в дальнейшем играть их двумя руками.

№ 1. «Дождик»

Дождик лей, дождик лей,
На меня и на людей!

№2. «Я шагаю»

Я шагаю по дорожке,
Я шагаю не спеша.

В этот период обучения в репертуар включаются детские
песенки «Скок-скок», «Два кота», «Петушок» и др. На более позднем этапе (когда ребенок знаком со штрихом легато-связно) предлагаю разучить упражнение «Дорожка», которое дети играют с удовольствием и в процессе работы со временем темп исполнения становится все подвижнее.

№ 3. «Дорожка»

Упражнение «Дорожка» можно также играть и с ноты Ля 1-ой
октавы (в миноре).

Подобные упражнения разучиваются и закрепляются отдельными руками, а затем играются двумя. При разучивании и игре небольших мелодий нужно всегда использовать показ педагога. Это значительно облегчает работу ученика. В дальнейшем, накопив теоретические знания и какой-то опыт разучивания, ребенок будет справляться с этой работой самостоятельно.

И так, после 3-4 месяцев обучения ученик имеет элементарные навыки игры в правой и левой клавиатуре и двумя руками. Дальнейшее продвижение ученика зависит от его музыкальных способностей, уровня общего развития, организации систематических домашних занятий и других факторов. В тоже время педагогу не надо ставить перед учеником сверхзадач, быть всегда терпеливым, уметь ждать, не поощрять быстрые и некачественные проигрывания. В учебном году ребенок должен научиться играть связно (легато) и коротко (стаккато), иметь понятие о динамике и характере исполняемой музыки, владеть ровным ведением меха. За год ученик должен пройти и уметь сыграть 8-10 детских или народных мелодий, в которых преобладает постепенное движение мелодической линии («Василек», «Как под горкой», «Ты береза», «Я на горку шла», «Субботея», «Барыня» — диапазон До-Фа, «Страдания», «Цыганочка»- фрагмент и т.п.).

Положительным итогом учебного года могло бы быть концертное выступление ученика с небольшой программой в своем детском саду или 1-ом классе общеобразовательной школы.

Самостоятельное обучение игре на гармошке

21-й век на дворе, а голосистая гармошка, как и много лет назад, радует нас своими переливчатыми, задорными напевами. И протяжная мелодия, исполняемая на гармони, не оставит равнодушным ни одного слушателя. Самостоятельное обучение игре на гармошке доступно каждому, кто любит ее звучание и очень хочет исполнять музыку на этом инструменте.

Для любителей закрепились несколько методик освоения гармони. И поэтому первое, с чем необходимо определиться на начальном этапе обучения, какой методики придерживаться.

Первый способ – обучение «с рук»

На просмотре видео уроков опытных мастеров, наблюдении за их игрой со стороны, и опоре на свой музыкальный слух собственно и строится первый способ обучения игре на гармошке. Он заключается в том, чтобы, минуя этап изучения нотной грамоты, приступить сразу к игре на инструменте. Такой вариант подходит для любителей народной музыки, которые никогда не занимались профессионально, но от природы наделены неплохими музыкальными данными.

В этом случае, как нельзя, кстати, будут записи авторитетных исполнителей в видео-формате, их обучающие видео-материалы. Кроме того, пригодятся аудио песен и наигрышей для подбора мелодий по слуху. А игру на инструменте по нотам вы сможете освоить и позднее, когда решены будут уже многие технические моменты.

Посмотрите видео-урок Павла Уханова:

Второй способ – традиционный

Второй способ обучения является наиболее фундаментальным и традиционным, но и более интересным, более эффективным. И здесь, безусловно, вам никак не обойтись без самоучителей и нотных сборников для начинающих гармонистов и баянистов. В начале этого пути вас ждет знакомство с нотным станом и его жителями, а также с ритмом и длительностями. Освоить музыкальную грамоту на практике оказывается гораздо легче, чем многие себе это представляют. Главное, не отчаивайтесь!

Если вы не знакомы с нотами, вам на помощь придут самоучители таких авторов, как Лондонов, Бажилин, Тышкевич. Кроме того, от нашего сайта вы можете получить в подарок отличный самоучитель по нотной грамоте (дарится всем желающим)!

Оба описанные выше варианта обучения игре на гармошке, при регулярных и осмысленных занятиях дадут хороший результат. Скорость обучения, конечно, зависит от ваших способностей, количества и качества тренировок. Ну а если же вы воспользуетесь тем и другим способом, заранее спланировав их гармоничное сочетание, то результат не заставит себя долго ждать.

Правила начинающего гармониста

  1. Постоянство в занятиях – это самое главное правило любого музыканта. Даже если вы посвящаете освоению гармошки всего 10-15 минут в день, то распределите эти небольшие уроки игры равномерно в течение недели. Лучше, если занятия будут проходить каждый день.
  2. Старайтесь всю технологию обучения осваивать не спеша, но правильно с самого начала, не откладывая соблюдение правил на потом («потом» может не наступить из-за того, что что-нибудь перестанет выходить). Если вы в чём-либо не уверены, ищите ответ на свой вопрос в книгах, Интернете или у знакомого музыканта. В остальном действуйте самостоятельно и смело!
  3. Первое упражнение, которое необходимо разучить на инструменте – это гамма до мажор, даже если вы осваиваете игру на слух, а не по нотам, тренироваться на гаммах нужно обязательно. Варьируйте их, играя звукоряд вверх и вниз различными штрихами (отрывисто и связно). Игра гамм повысит вашу технику: быстроту исполнения, связность, управление мехом и т.д.
  4. Мех во время исполнения ведите плавно, не дергайте, не растягивайте до конца, оставляя запас.
  5. Разучивая гамму или мелодию на правой клавиатуре, задействуйте сразу все пальцы, подбирая удобные варианты, а не один или два, так как в быстром темпе одним пальцем вы просто не сыграете.
  6. Так как вы осваиваете гармонь без наставника, то будет хорошо посмотреть свое исполнение в записи, для того чтобы увидеть игру со стороны и исправить ошибки.
  7. Слушайте много песен и наигрышей, исполняемых на гармошке. Это придаст выразительности вашей игре, поможет правильно выстраивать музыкальные фразы.

Ну вот, пожалуй, и всё для начала. Дерзайте! Вдохновляйте себя, слушая популярных исполнителей и задорные напевы! Трудитесь ежедневно, а результатами ваших трудов будут песни, которым, несомненно, порадуются родные и близкие, собравшись за семейным столом!

Как за одно занятие научиться играть на гармони по нотам?

Говорю, что могу, а мне не верят. Не верят, что за полчаса можно начать играть на гармони. По нотам! И просто так. Что знание передается за двадцать минут, а потом просто играемся и играемся с гармонью, сколько душа пожелает, а она пожелает, и вдруг обнаружим если не мастерство и виртуозность, то как минимум хорошее полезное привлекательное умение. И то, что для этого нужно, могу передать головастым даже за 10 минут.

Сами посудите, трудно ли назвать ноты через одну? Кто не знает со школы, что есть До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, …

Зачем так много повторов, спросите вы. А я спрошу, почему все, все без исключения, произнеся «До, Ми, Соль, Си», останавливаются. Клавиатуру рояля видели? 88 клавиш, из них 52 белые, половину надо назвать, так это же не четыре ноты, а 26. Но, даже подсматривая подсказку на клавиатуре рояля, все без исключения первый раз останавливаются на четырех. Что за наваждение? В школе так выдрессировали, что ли?

В прямом порядке назвали? А теперь в обратном. До, Ля, Фа… Быстрее, быстрее!

Со смекалистыми изучение порядка нот на первом и втором ряду кнопок правой клавиатуры гармони занимает от 50 секунд до 3 минут. Ведь эти нотки через одну и есть названия клавиш.

Моя гармонь для обучения подготовлена. Знаете, как? На верхней части клавиатуры заклеены треугольником бумажного скотча три кнопки — это ненужные пока ноты с диезами. А нотки Фа и Соль второй октавы помечены пупырышками (это в моем случае контур для витражей, но могут быть разные варианты). Эта ФаСоль делит клавиатуру ровнехонько пополам. Сверху и снизу остается по пять кнопок в каждом ряду. Итого 4 сектора. Ставим на каждый пять пальцев и называем. Все те же ноты через одну. Отсчитывая от Фа и от Соль с пупырышками, от верхнего и нижнего краев клавиатуры.

Убираем руки с клавиатуры, продолжаем тренировку в уме. Сектор (от 1 до 4) и номер пальца (от 1 до 5). Беру табличку с 4 столбцами и 5 строками (или двузначными числами 11, 12, 13, 14, 21, 22, 23, 24, 31, 32, 33, 34, 41, 42, 43, 44) и тычу в них ручкой, а шустрый называтель говорит, какая нота должна быть под соответствующим пальцем. Эта работа у сангвиников занимает от 2 до 5 минут. Холерики бесятся, флегматики застревают, меланхолики взвывают.

Переходим на буквенное обозначение, пригодится. До — С, Ре — D, Ми — E, Фа — F, Соль — G, Ля — F, Си — H. Это еще полторы минуты. Если, конечно, не начать делиться воспоминаниями о том, как пытались научиться или научились играть на гитаре, где те же буквы в обозначениях аккордов.

На этом этапе уже израсходовано от 3 до 12 минут в зависимости от скорости нервных процессов, сосредоточенности и предыдущей подготовки (играющие на гитаре или в шахматы на буквы полторы минуты не тратят).

Пришла пора заняться нотами. Рисую пять линеек нотного стана толстенькими бледноватыми фломастерами. Почему толстыми? Чтобы полоски не воспринимались как разделители. Всего лишь другой цвет. На хорошо подготовленной гармони цвет ближнего к краю ряда клавиш будет совпадать с цветом этих линий. Потому что все ноты крайнего ряда расположены на линиях. А все ноты ближнего к мехам ряда расположены между ними.

Двадцать две кнопки — это по 11 в ряду, значит, линий должно быть тоже 11, и пять у нас уже есть. Немного другим цветом дорисовываем пять линий сверху и одну снизу. Замечание для педагогов: заготовьте, не поленитесь, две обоймы фломастеров по пять штук, чтобы не чиркать каждую полоску отдельно, это сбивает темп. В нашем 11-линеечном нотном стане основу составляет 5-линеечный классический нотный стан с правильно размещенным скрипичным ключом. На верхней линейке обычного нотного стана помещаем нашу помеченную пупырышком ноту Фа, а над этой же линией — Соль. Замечаем, как расположена ФаСоль. Берем таблицу для проработки нот и так же, как раньше, тычем в 41, 33

Начинаем медленно, завершаем ну очень быстро. Этот этап занимает от 5 до 15 минут. Не то чтобы было сильно трудно, просто усталость накапливается понемногу. Если человек не привык к интеллектуальному труду, у него на этом этапе вид чуточку бледноватый, ведь мозгом энергия истощается в пять раз быстрее, чем мышечной работой.

Осталась самая малость — ноты с нотного стана начать нажимать на клавиатуре гармони. И после того, как это станет получаться без заминок, взять обычные ноты, где линии тонкие, и их всего пять. Что-нибудь простое для начала. Полученных знаний уже достаточно для того, чтобы взять книгу для первого класса музыкальной школы или хрестоматию для гармони, к примеру, Евгения Дербенко, и, пьеса за пьесой, освоить и всю клавиатуру, и весь предложенный репертуар.

Тех, кому наука далась с трудом, отпускаем отдыхать, а самым сообразительным предлагаем нажать три клавиши подряд. Красиво звучит, да? Трезвучие, а не что-нибудь. Почти у всех трезвучий есть пара в левой руке. Не буду углубляться в эти подробности. Скажу лишь, что за полчаса быстрые разумом начинают аккомпанировать обеими руками. В левой руке держат ритм аккорды, а в правой те же аккорды нотка за ноткой по очереди роскошными переливами.

Полчаса — и новый гармонист родился.

Как думаете, почему девушки любили гармонистов? Разве за богатство, которое позволяло купить недешёвый инструмент? Может быть, и так, но важнее другое: гармонист — это тот, кто играет. Не муторно тянет лямку своей жизни, а играет ее так же, как наигрыши на гармони. Который научается жизни так же легко, как игре на гармони. Уловил основу — и давай импровизировать, любуйтесь коленцами. Взял Полянку, Краковяк, Барыню, Семеновну и вообще что угодно за основу — и выдал один вариант, другой, третий. Сам наслаждается и других подбивает в пляс пойти.

А знаете, почему гармонь была популярна на Руси? Это помимо того, что она наша родненькая, у нас родившаяся.

На гармони легко научиться играть и, научившись, трудно ошибиться. Уж очень удобно она устроена. Будто нарочно создавалась под характер сказочных Иванушек-дурачков, которые на деле не дурачки, а удачнички, люди большой энергии и сказочных достижений. И обучали игре на гармони быстро: сели на завалинку, показали, как жать три кнопки подряд, да отправили в темный чулан тренироваться на слух, чтобы на следующий день к людям вышел уже с беглостью пальцев и уверенной повадкой. Минуты с учителем, часа четыре с инструментом — и выходи с людьми петь-плясать, музыкой звать, улыбкой завлекать.

Где-нибудь смелый пример покажут — и вся Россия снова зазвучит гармонями. И дай Бог!

Как научиться играть на губной гармошке самостоятельно с нуля

Гармоника – это небольшой духовой инструмент, который не только обладает глубоким и уникальным звучанием, но и хорошо сочетается с гитарой и клавишными. На ней играет большинство народов мира почти любой вид музыки. Этот компактный инструмент можно взять с собой в путешествие или на встречу с друзьями. Число желающих обучиться игре на гармонике постоянно растет. Существует множество методик, как научиться играть на губной гармошке. Изучив некоторые из них, может показаться, что играть на гармонике сложно, однако, на самом деле, это легко и весело. Освоить игру на данном музыкальном инструменте способен любой. Здесь важно быть терпеливым, внимательным и регулярно выполнять упражнения.

Общая информация о губной гармошке

Гармоника – музыкальный инструмент, относящийся к группе гармоник. Она представляет собой маленький брусок, сбоку которого имеются отверстия. Внутри гармошки расположены медные пластинки. Они начинают колебаться в потоке воздуха, который создает музыкант.

История происхождения

В 1821 г. часовщик из Германии изобретает музыкальный инструмент и называет его аура. Аура положила начало появлению современной губной гармошки. Она представляла собой железную пластину, в которой было пятнадцать отверстий. Отверстия закрывались язычками из стали. Звук из нее можно было извлечь только на выдохе.

Затем ауру стали совершенствовать другие мастера. Главное конструкторское изменение внес мастер Рихтер. Он сделал у гармошки 10 отверстий и 20 язычков для игры на выдохе и вдохе. Гармоника настраивалась с применением диатонического звукоряда.

Предприниматель Хонер, владеющей фирмой «Хонер», стал крупным производителем губных гармошек. Здесь стали выпускать хроматические губные гармошки.

Видовое разнообразие

Губная гармошка состоит из двух пластинок. Одна из них работает на вдохе, а другая – на выдохе. Различают следующие виды губных гармошек:

  1. Диатонические: полутона отсутствуют. Их звук можно сравнить со звуком белых клавиш рояля. На ней можно исполнять музыку любого стиля. У нее насыщенный и густой звук.
  2. Хроматические: можно извлечь полутона. На хроматической гармошке воспроизводят сложные классические произведения и джазовую музыку.
  3. Блюзовая: имеет 10 отверстий. Есть разные тональности блюзовых гармоник.
  4. Тремоло: две пластинки, которые звучат одновременно и расстроены друг относительно друга. Так создается тремоло-эффект, что делает звук более насыщенным.
  5. Октавная: звуковые пластины звучат одновременно. Они настроены точно в октавы друг относительно друга.
  6. Басовая: пластинки располагаются одна над другой. Они соединены между собой шарнирами. В отверстие можно играть только на выдох и на каждую ноту.

Большое разнообразие губных гармошек связано с тем, что для исполнения разных произведений необходим определенный строй гармошки, в котором удобно играть данное произведение.

Критерии выбора инструмента

Для тех, кто желает с нуля научиться играть на гармошке, очень важно правильно ее выбрать среди большого разнообразия.

Диатоническая гармоника имеет следующие преимущества:

  • Для этого вида гармошек в интернете очень много обучающих курсов и материалов, так что будет проще научиться самостоятельно.
  • Основные уроки, которые освоены на диатонике, пригодятся для игры на другом виде инструмента.
  • Большинство джазовых композиций исполняются на диатонике.
  • Можно использовать разные звуковые эффекты.

Предпочтение необходимо отдавать металлическим видам, так как они более прочные и гигиеничные. Пластиковые и деревянные модели быстро изнашиваются.

Как научиться играть на губной гармошке:
основные принципы и правила

Чтобы начать играть на гармонике, стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Важно правильно выбрать инструмент. Для начинающего подойдет диатоническая гармоника с десятью отверстиями. Тональность до-мажор.
  2. Необходимо использовать звукозаписывающее устройство (диктофон или видеокамеру), чтобы видеть свои результаты.
  3. Учиться играть стоит перед зеркалом, чтобы оценивать правильность исполнения и движения.

Начинающему музыканту важно запастись терпением. Лучше заниматься не долго, но каждый день, чтобы не потерять навык.

Правильное положение губной гармоники

Правильная постановка рук влияет на то, как звучит гармоника. Сначала требуется верно взять инструмент в руки. Цифры, которые написаны над отверстиями, должны быть расположены к музыканту. Тогда низкие ноты будут справа, а высокие — слева.

Саму гармонику держат в левой руке между большим и указательным пальцем в горизонтальном положении. Указательный палец лежит на верхней части, а снизу инструмент поддерживается большим пальцем. Левый край гармоники нужно расположить впритык к мышечному краю между пальцами.

Правой рукой исполнитель также может выполнять разные приемы. Правая рука при выполнении определенного приема может располагаться либо сбоку, либо с тыльной стороны, откуда выходит выдуваемый воздух, чтобы воздействовать на его интенсивность. С помощью движения, смыкания или размыкания пальцев можно добиться разных эффектов звучания.

Новичку, прежде всего, стоит научиться верно дуть в мундштук гармоники и попадать в ноты.

Постановка губ и дыхания

Гармошка – инструмент, в котором звукоизвлечение происходит не только на выдохе, но и на вдохе. На одном и том же отверстии на вдохе и выдохе звуки имеют разную высоту.

При игре на гармошке необходимо плотно обхватывать ее губами, а не просто прижимать ко рту. И очень важно для движения воздуха использовать диафрагму, а не щеки. Вам нужно именно дышать через гармонику, а не просто выдувать или всасывать воздух.

Табулатура

Табулатура – это чередование цифр, которые означают номера звуковых отверстий гармошки, в которые необходимо последовательно дуть, чтобы получить мелодию.

Рядом с цифрой ставится знак, который обозначает, как необходимо извлекать ноту – на вдохе или выдохе. Для обозначения вдоха и выдоха могут использоваться следующие обозначения:

  • «+» – нота извлекается на выдохе, «-» – на вдохе;
  • вдох заключается в скобки, например: (4), а выдох просто обозначается цифрой: 4;
  • «↑» – выдох, «↓» – вдох.

Нет одного единственного правила по записи табов, так что можно встретить и другие вариации: цифры в кружке, черточки и т.д. Но, как правило, дополнительная отметка помечает именно вдох, а выдох отображается чистой цифрой. Ориентируйтесь на это, и сможете быстро прочитать любые табы.

Существует много видов гармоник по строю и числу отверстий, поэтому табулатура для разных моделей не совпадают. Стоит освоить нотную грамоту и создавать собственные простые мелодии.

Алгоритм обучения

Рассмотрим основные приемы игры на губной гармонике, которые необходимо знать начинающему музыканту.

Одиночные ноты и аккорды

В диатонической гармошке звуковой ряд образован так, что три отверстия, которые располагаются рядом, образуют созвучие. Аккорд на гармошке проще извлечь, чем отдельную ноту.

Для получения одиночной ноты нужно дуть в одно отверстие. Сделать это достаточно сложно, т.к. они расположены очень близко друг к другу. Новички могут действовать двумя путями:

  1. Простой метод, но непрофессиональный – закрыть все отверстия, кроме одного, пальцами.
  2. Правильная методика заключается в правильном положении губ. Их нужно сложить трубочкой так, чтобы воздух при выходе попадал только в одно отверстие, а два соседних были закрыты губами. Если с первого раза не выйдет, надавите на уголки губ пальцами.
Читайте также  Кормление по требованию до какого возраста

Для начала получите нужный звук первым методом, чтобы услышать нужное звучание. После этого старайтесь добиться такого же звука без помощи рук.

Базовые техники и приемы игры

Освоив одиночные ноты и аккорды, можно переходить дальше и познакомиться с основными техниками. Сочетая их между собой, можно сыграть интересные мелодии и превратить обычную песню в яркое представление.

Трель

Чередуются ноты двух соседних отверстий инструмента. Голова покачивается горизонтально и энергично. Очень важно, чтобы сама гармошка оставалась неподвижной, а звук получался только за счет быстрого движения головой вправо-влево.

Глиссандо

Глиссандо – скольжение от одного звука к другому. Часто используется для окончания композиции.

Здесь необходимо выбрать ноту и на одном вдохе или выдохе резко провести гармошку на несколько отверстий влево или вправо. В результате должен получиться плавный непрерывный звук.

Часто используется дроп-офф – скольжение гармошки до самого конца.

Тремоло

Звук получается за счет смыкания и размыкания ладоней сзади гармоники. При сомкнутых ладонях получается глухой и тихий звук, а если они открыты – громкий и звонкий.

Этот прием позволяет повысить или понизить высоту ноты. Это получается за счет изменения силы и направления потока воздуха. Обычно воздух идет параллельно накладке, но стоит лишь немного изменить его угол, и нота станет выше или ниже.

Сразу стоит понимать – прием очень сложный, и вам придется потратить многие недели или месяцы, чтобы научиться правильно извлекать звук. Но результат того стоит.

Упражнения для совершенствования навыков

Чтобы научиться играть на гармонике по нотам, необходимо сначала выполнять упражнения:

  • Поднести к губам инструмент так, чтобы между губами оказалось 4,5,6 отверстия. Затем сделать выдох. Получится аккорд 1.
  • Между губами должны быть отверстия 5,6,7. Сделать выдох. Получится аккорд 2.
  • Между губами должно быть 2,3,4 отверстия. Сделать выдох. Так можно извлечь 3 аккорд.

Выучив метод извлечения аккордов, переходите к следующему упражнению. Здесь нужно поочередно проигрывать аккорды в определенной последовательности:

  • 1, 1, 2;
  • 2, 2, 2;
  • 1, 2 пауза 1;
  • 1,2,2,1,2,2 пауза 1,2,1,3.

Распространенные ошибки и сложности

Основные ошибки начинающих:

  • нерегулярные занятия: лучше немного и часто играть на инструменте, чем долго и редко;
  • ожидание быстрого результата, что в принципе невозможно при развитии в новой сфере;
  • выбор дешевой гармошки: обычно при покупке гармошки низкого качества, начинающие разочаровываются в этом инструменте;
  • перескакивание этапов обучения. Некоторые, как только научились игре на гармошке, начинают играть бенды. А это один из самых сложных приемов игры. К нему стоит приступить, после того, как идеально освоена игра отдельными нотами.

Научитесь получать удовольствие от процесса, от постепенного изучения инструмента и его возможностей. Результат рано или поздно будет, вопрос лишь в том пути, который вас к нему приведет.

Простые табы для губной гармоники

Начинать обучение лучше всего с простых мелодий, с которыми справятся даже дети. Но даже эти песни можно сыграть так виртуозно, что публика будет в восторге. Ниже представлено видео с подобным выступлением.

Музыкант в видео играет на хроматической губной гармошке, с дополнительной кнопкой (S), так что на простой диатонической модели добиться подобного уровня исполнения не выйдет. Но вам и не стоит спешить. Для начала попробуйте просто исполнить данную композицию так, чтобы слушатели узнали ее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector