Как наказать ребенка за плохое поведение

Как наказать ребенка за плохое поведение

Как наказать ребенка за плохое поведение

Как наказать ребенка. 50 способов необычных наказаний

В этой статье мы не будем рассуждать на тему наказаний, хорошо это или плохо.

Мы не будем агитировать вас наказывать детей или наоборот, убеждать что можно воспитывать без наказания.

Для удобства мы разделили наказания на категории: компьютерные, денежные, учебные, наказания за столом и необычные.

  1. Лишить ребенка мобильного телефона
  2. Лишить интернета
  3. Забрать планшет
  4. Ограничить или лишить ребенка просмотра телевизора
  5. Заставить перепечатать текст из учебника в компьютер
  6. Закрыть доступ в социальные сети
  7. Удалить аккаунт
  8. Разбить планшет, выкинуть в окно и т.п.
  9. Удалить игру или сохранение
  1. Молчать и не разговаривать с ребенком
  2. Запретить называть «мамой»
  3. Звонить по телефону знакомым, родственникам и рассказывать о поступке ребенка
  4. Напечатать плакат с провинностью и прикрепить на окно (например, «здесь живет лентяй» или «в этой комнате живет неряха»)
  5. Заставить ребенка принести публичное извинение
  6. «Пиление» и долгое обсуждение ситуации
  7. Не обнимать, не целовать какой-то период
  8. Перестать называть ребенка по имени или называть строго по имени-отчеству
  9. Кричать на ребенка бранными словами

  1. Лишить карманных денег
  2. Забрать деньги из копилки на возмещение понесенных расходов
  3. За каждый мат, например, забирать по 20 рублей
  4. Ограничить карманные деньги
  5. Позвонить родственникам и попросить не дарить на день рождения деньги
  6. Перестать покупать сладости
  7. Отказать в долгожданной покупке
  8. Купить в магазине игрушек игрушку другому ребенку (не своему)
  9. За каждую плохую оценку ребенок отдает определенную сумму из копилки (карманных денег)

  1. Прописать страницу букв
  2. Переписать тетрадь или упражнение, страницу текста
  3. Решить 1000 примеров (или меньше)
  4. Делать уроки стоя
  5. Выучить большое стихотворение не по программе или прозу
  6. Выучить 10 стихотворений
  7. При опоздании — выучить 10 притч про опоздания
  8. Заставить прочитать книгу
  9. Делать двойной объем работ

Наказания за столом

  1. Оставить без обеда
  2. Выворотить на голову тарелку с кашей или супом
  3. Ложкой в лоб
  4. Давать одно и тоже блюдо пока не съест
  5. Лишить десерта
  6. Перестать готовить. Хочешь есть — готовь сам
  7. Не пойти в кафе, Макдональдс и т.п.
  8. Моет за всеми посуду
  9. Чистит и режет кастрюлю лука

  1. Заставить перебрать смешанную гречу и рис (например)
  2. Отжиматься определенное количество раз (можно несколько подходов)
  3. Стоять на одной ноге определенное время
  4. Молчать 30 минут. Сказал слово — время обнулилось
  5. Тайм-аут или одиночество (сидеть в комнате)
  6. Сидеть определенное время на кровати, не вставать
  7. Лишить сказки или вечернего моциона
  8. Сделать «часы» сна, обратный отсчет. Изначально поставить время на 22.00, но каждая определенная провинность ребенка двигать стрелку на 15 минут назад, уменьшая время отхода ко сну. Если ребенок «в ударе», и стрелка добралась до 20.15, то ложится спать в 8 вечера.

Это была подборка из 53 способов наказать ребенка без применения физической силы.

Сколько из этих способ применяете вы?

Довольны ли вы полученным результатом?

Если нет, то есть хорошая новость.

На самом деле существуют способы конструктивно договориться с ребенком. Просто этому не учат ни в школе, ни в институте, ни даже на курсах по беременности и родам.

Что там, этого не расскажет даже учитель ребенка на родительском собрании!

А ведь можно применять более лояльные и действенные методы в том числе решая проблему домашних заданий или уроков.

О том, как усадить ребенка за уроки без криков и скандалов, как не орать на детей, и как сделать так, чтобы ребенок слышал что мы от него хотим со второго раза и делал это, мы поговорим уже в это воскресенье на однодневном тренинге

ВНИМАНИЕ. ТРЕНИНГ ПЕРЕНЕСЕН по датам на НЕДЕЛЮ.

  • Сможете решить, наказывать или нет и узнаете 10 альтернатив наказанию
  • Получите алгоритм эффективных звездюлей и узнаете в чем его сила
  • Как правильно встроить домашние правила, чтобы они «работали» на автопилоте
  • Получите интеллект-карты по эффективной дисциплине и мотивации
  • Узнаете 7 приемов, которые помогли решить проблему с уроками многим родителям
  • Проработаете в прямом эфире главную проблему в отношениях с детьми
  • Получите 5 работающих стратегий, благодаря которым сможете НЕ орать
  • Получите 6 работающих практик чтобы контролировать свои эмоции.

Как итог, вы поймете, как без наказний и криков жить с детьми, не закипать вообще на детей или сразу гасить эту волну, как только ее почувствуете.

Вы научитесь находить лучшее решение в той или иной ситуаци, а самое главное научитесь деликатно разговаривать и при этом получать свое.

Причем вам не придется, когда внутри все кипит, снаружи натягивать улыбку.

Это мощная психологическая программа, которая пройдет в формате двух частей. Первая часть — тренингова, вторая — групповой коучинг.

Так же мы подготовили для вас шикарные практические материалы для отработки, которые закрепят полученный на тренинге эффект и сохранят его для вас.

Специальная уникальная система практической отработки полученных на тренинге знаний «Паттерны для родителей» позволит сразу по окончании занятия встроить новую модель общения с детьми в навык.

Это не будет очредной «прочитанной книгой», про которую забываешь в горячий момент или «набором знаний».

Это мощная программа трансформации, которая благодаря техникам эффективного обучения останется с Вами навсегда.

Тренинг пройдет в это воскресенье.

ВНИМАНИЕ. ТРЕНИНГ ПЕРЕНЕСЕН по датам на НЕДЕЛЮ.

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Консультация «Наказываем ребенка правильно»

Елeна Лeoнтьева
Консультация «Наказываем ребенка правильно»

Сегодня мы с Вами поговорим о наказании. Мы часто задумываемся над тем как правильно наказать ребенка и нужно ли наказывать вообще?

Сразу скажу, что наше воспитание должно основываться на безусловной любви к ребенку.

Приемы наказания ребенка эффективны только в здоровой, доброжелательной семейной атмосфере.

Как можно и как нельзя наказывать ребенка…

Если встает вoпрос о наказании ребенка, прежде всего взрoслому неoбходимо задуматься над тем, что именно его раздражает в поведении малыша и какого эффекта oн хочет добиться с пoмoщью наказания.

В своей книге психолог Д. Дoбсон формулирует шесть принципов, опираясь на которые, родителям следует решать вопрос о наказании детей:

1. Только при установлении границ можно требовать их соблюдение. Рoдители для себя дoлжны решить, чего они хотят, а чего не хотят. Ребенок в своем поведении должен знать, что приемлемо в его поведении, а что нет.

Только тогда наказание будет восприниматься ребенком как акт справедливости.

2. На вызывающее поведение нужно отвечать уверенно и решительно. Если ребенoк идет на открытый конфликт, нужно уверенно и спокойно себя вести. Так как беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.

3. Необходимо oтличать свoеволие от безoтветственности. Ребенка нельзя наказывать за нeпрeднамерeнный пoступoк. В ситуация, когда он забыл выполнить просьбу взрoслого или не понят требoвания.

4. После конфликта необходимо обязательно утешить ребенка и не скупить на объяснения. Ребенок во время наказания испытывает вину, растерянность, покинутость. В такое ситуации важно ребенка приласкать и сказать, что он по-прежнему любим. Именно чувства ебенка в такой могут дать вам ответ об эффективности наказания.

Наказывать, конечно, нужно, без этого недействительна ни одна воспитательная система. Важно подобрать действенные меры наказания.

5. Не требуйте невозможного.

6. В любых своих действиях руководствуйтесь любовью.

ВАЖНОЕ ПРАВИЛО: психoлoги сoветуют нaкaзывать рeбенка в самых крайних случаях – когда демoнстрируют непoвинoвение. Если наказания не избежать, то она должно слeдoвать сразу же за прoступком.

КАК ЖЕ НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА?

— Физическим наказанием. Физическое наказание не помогает ребенку осознать свой проступок, а вызывает обиду, злость. Дети, кoтoрых бьют рoдители, нередко вырaстают нeувeренными, а свой страх неудачи они скрывают за внешней агрессией. Дети могут затаить обиду на родителей и «мстить» за обиду.

— Молчанием. В такой ситуации ребенок чувствует напряжение и последствия этого могут быть тяжелыми для развития его личности.

-Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Это наказание подрывает основу (базовую потребность в любви, от которой зависит жизнь маленького человека.

-Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как физическое наказание. Крик – сродни удару.

-Наказаний должно быть меньше, чем поощрений. От количества позитивных и негативных реакций зависит самооценка ребенка.

-Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).

— Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.

ВОТ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ ПРАВИЛЬНОГО НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ:

1. Любое наказание должно быть справедливым. Ребенок должен быть уверен в справедливости наказания, что его любят несмотря ни на что.

2. Ни одно нaкaзание не должно лишать ребенка возможностей удовлетворения биoлoгических и физиологических потребностей.

3. Ребенку необходимо объяснять за какие проступки последует наказание и в какой форме.

4. Наказываем четко оговаривая время. На какой период лишается сын или дочь компьютера.

5. При наказании не следует оскорблять и навешивать ярлыки. Критике подвергается поступок, а не личность ребенка.

6. Нельзя напоминать ему о прежних проступках. Наказываем здесь и сейчас.

7. Применяя наказания, нужно быть последовательными, а не прибегать к наказаниям от случая к случаю.

«И в завершение хочется сказать, любите своих детей, балуйте их. Применяйте и наказание ребенка своевременно и обоснованно. Пусть наказания будут справедливыми. Обращайте на положительные поступки ребенка больше внимания, чем на отрицательные. И малыш чаще будет радовать вас послушанием».

1. Е. А. Алексеева «Проблемы детей дошкольного возраста».

2. Е. А. Чепракова «Как правильно наказывать детей».

Консультация для родителей «Как правильно наказывать ребёнка» Консультация для родителей: «Как правильно наказывать ребёнка». 1. Наказание не должно вредить ни психологическому, ни физическому здоровью.

Памятка родителям и педагогам «Правила наказания детей» Памятка родителям и педагогам «Правила наказания детей»1. При любом наказании ребенок должен быть уверен, что оно справедливо, что, даже.

«Оценивайте не ребенка, а поступок»: 8 вопросов детскому психотерапевту

Советы соавтора телеграм-канала «Детская психиатрия» Елизаветы Мешковой

Мы пригласили детского психотерапевта Елизавету Мешкову ответить на вопросы читателей, которых беспокоит поведение и развитие их детей.

Родителей больше всего интересовали темы детских истерик и агрессии, страхов и фобий, а также повседневные конфликты, обиды и чувствительность детей. Собрали в первую подборку ответы на вопросы о взаимоотношениях ребенка с окружающими — другими детьми, родителями, взрослыми, — которые будут полезны всем родителям.

Как помочь ребенку, если у него нет компании в школе?

Сыну 10 лет, большие проблемы в школе: не может найти общий язык с детьми своего возраста. Общительный, веселый, разносторонний мальчик, но почему-то сверстники к нему не тянутся, а наоборот, сторонятся, обзывают. Повышенное чувство справедливости — не может сдержаться, когда что-то нечестно или неправильно в его понимании. Имеет свое мнение и часто его высказывает. Друзей нет, очень хочется ему помочь обрести друга. Очень расстраивается, что он одинок.

Иногда действительно приходится искать для детей среду, где им будет комфортно. Если ребенка обижают и обзывают — это однозначно повод защитить его от обид и нападок и попробовать найти для него компанию ребят со схожими интересами. Это может быть кружок, спортивная секция или же группа общения под руководством психолога. На всякий случай почитайте материалы про травлю. Например, на портале « Травли-нет ». Буллинг очень негативно сказывается на развитии детей.

Ребенок не уверен в себе и стесняется общаться с детьми, как быть?

Сыну шесть. Неуверенный в себе, на занятиях в саду и кружках боится отвечать. Стесняется новых людей и детей тоже. Часто с детьми играть как будто боится, но видно, что хочет. При этом не трусливый, и в детском саду есть трое друзей. Как развивать в ребенке уверенность в себе?

Пожалуй, только вашими усилиями. Ребенку важно понимать, что в него верят самые близкие — его родители. Хвалите чаще, рассказывайте о своем детстве, о том, как преодолевали трудности, сомневались, в какие ситуации попадали. Говорите, что он хороший независимо от того, много у него друзей или нет. Если действительно есть потребность в большем общении — начнет общаться.

У ребенка напряженные отношения с приятелем, надо ли помочь?

Сыну шесть с половиной лет. Ребенок общительный, разносторонний, к нему тянутся как большие дети, так и маленькие, конфликтные ситуации не провоцирует. В его окружении есть мальчик-ровесник — назовем его К. — из полной семьи, но видно, что внимания родителей ему очень не хватает. У родителей высокие, даже скорее завышенные требования и ожидания в отношении К. Во время встреч они часто хвалят моего сына на глазах у К., а потом при случае К. задирается и обзывается.

На днях мой сын перешел в группу, в которую всегда ходил К., где у К. друзья и в принципе все «свое». К. был удивлен появлению моего сына в его «родном» месте и стал тихонько подговаривать своих друзей против моего. Мне это было жутко неприятно, сын тоже это слышал и был расстроен. Попросила его обратиться к воспитателям, если начнутся проблемы. Я бы очень хотела помочь ребенку находить решения в подобных ситуациях. Воспитатели могут не увидеть что-то , родителям мальчика говорить о подобных ситуациях бессмысленно — плавали, знаем. Какие советы я могу дать ребенку и стоит ли вмешаться в случае необходимости?

Находить решения таких сложных проблем ребенку в шесть лет не под силу. В этом возрасте он должен опираться на родителей, которые четко дают понять, что с ним так нельзя. Вы имеете полное право защищать своего ребенка, говорить ему, что поведение приятеля не нормально, а если потребуется — провести беседу с воспитателями: именно они в ответе за ребенка, когда он в саду.

Ребенок обижается на критику, как правильно делать замечания?

Девочка, семь лет, осенью пойдет в первый класс. Очень остро реагирует, когда ее ругают. Сразу начинает рыдать от любой критики, говорит, что ее постоянно ругают, — это не так, ругаем только за дело. И она всегда сама понимает, что так нельзя было делать. Говорит, что ее постоянно наказывают и что она нас боится. Абсолютно непонятно, почему она так говорит, никогда серьезно не наказывали, максимум стояла в углу пару раз.

Не ругать детей невозможно, бывают ситуации, на которые нужно как-то реагировать, но она рыдает от любого повышения тона. Впереди школа, где тоже не будут только хвалить все 11 лет.

Настораживает, что в семь лет ребенок совсем не готов к конструктивному диалогу по поводу своих ошибок. Я бы все-таки сходила на прием к психологу, тем более что впереди школа. Вы можете оценивать не ребенка, а поступок и стараться по максимуму использовать я-сообщения: «Я вижу, что здесь разбросаны игрушки, мне очень горько, что я не могу пройти, не наступив на острые детальки „Лего“. Будет здорово, если мы будем все убирать за собой»; «На улице уже вечер, пора ложиться. Да, я понимаю, что ты не успела сделать уроки, я уверена, что в следующий раз ты послушаешь взрослых и сядешь за занятия чуть раньше, чтобы все успеть».

Как выстроить спокойные отношения с ребенком без ссор?

Дочке девять, иногда ведет себя как подросток: дерзит, повышает голос, игнорирует просьбы. Бывало, озвучивала, как ей тяжело, что ее никто не понимает. Хотя мы и пытаемся поддерживать рассказами про себя, это не всегда работает, тогда приходится давить по поводу учебы и уборки за собой. Понимаю, что нас ждет сложный период. Как выстроить спокойные отношения без ссор?

Приемы активного слушания, контейнирование эмоций, я-сообщения , выстраивание границ. Вот прекрасный учебник по коммуникации для родителей, рекомендую: «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» — Фабер А., Мазлиш Э.

Ребенка критикуют другие дети, и он переживает, как помочь справиться?

Дочери четыре года, и она очень близко к сердцу принимает обидные слова от других детей. Например, на площадке мальчик сказал ей, что она плохая, потому что успела вперед него скатиться с горки, и она из-за этого одного слова заплакала. Или в садике ей скажут, что у нее некрасивая кукла, хотя кукла такая же , как и у других девочек, из одной серии, и она расстраивается, начинает переживать из-за этого. Как можно помочь ребенку в подобной ситуации — научить не обращать внимания на критику со стороны детей?

Непросто растить чувствительного ребенка. У вас не получится научить ее не обращать внимания на критику, увы. Но если вы будете каждый день говорить ей, какая она у вас хорошая, добрая, умная, как вы ее цените и любите независимо ни от чего, то постепенно она поймет, что ее ценность никак не зависит от ее вещей и игрушек, а обращаться с ней плохо нельзя никому.

Учить ребенка постоять за себя или пусть зовет родителей при конфликте?

Дочке пошел четвертый год. У нас с женой разные мнения по поводу ситуаций, когда ребенка обижают другие дети. Жена настаивает, что дочь должна в таких случаях искать кого-то из своих родителей или взрослого сопровождающего и ему жаловаться. И уже взрослый должен обратиться к родителям или сопровождающим обидчика, и те в свою очередь должны его нравоучать.

Я за то, чтобы в таких случаях она была готова дать сдачи, если ее обижают первыми. При этом, конечно же , делаю оговорку: никого не толкать и ничего не отбирать у других. Я далеко не всегда могу понять истинную причину конфликта даже из ее объяснений, а так она не привыкнет жаловаться на других детей по любому поводу.

Я скорее соглашусь с вашей женой. Ребенок в три года еще маленький и нуждается в помощи и защите взрослого. А защищать себя сами дети учатся именно тогда, когда рядом есть пример большого и сильного родителя, который дает понять, что с ребенком нельзя обращаться плохо.

Сын боится других детей на детской площадке и бежит к родителям, это норма?

Сыну полтора года, боится детей, которые на детской площадке громко кричат либо подходят к нему вплотную. Начинает паниковать, бежит к маме. Ранее его мальчик ударил по голове, когда тот просто сидел и играл, после этого случая стал бояться детей. Взрослых не боится, машет при встрече, коммуницирует. Через месяц есть возможность пойти в садик, беспокоимся, что будет бояться сверстников. Как бороться со страхом малыша, стоит ли сейчас идти в садик или нужно подождать?

Все делаете верно. Ребенок очень маленький — конечно, он бежит за утешением к самым близким. Утешайте, подходите вместе к детям играть, ходите в гости к знакомым с маленькими детьми.

Насчет сада вопрос сложный. Но если вы не чувствуете уверенности в том, что ребенку туда нужно, то слушайте себя. Лучше родителей ребенка никто не знает.

AMA. Эксперты и герои Т⁠—⁠Ж отвечают на вопросы о чем угодно

Как наказать ребенка правильно: 10 способов

Естественные последствия

Этот первый способ можно назвать самым психологически безболезненным. Подходит он для детей любого возраста. В чем же суть? Например, летом ребенок хочет на прогулку надеть теплую зимнюю шапку. Понятно, что ему будет жарко. Можно призывать ребенка к логике и здравому смыслу, убеждая, что панама больше подойдет для солнечной погоды. А можно после всех аргументов предоставить возможность самому убедиться в такой простой истине. В этом суть метода естественных последствий. Чадо скорее всего на долго запомнит полученный опыт и, вероятнее всего, в последующем будет более благосклонно относиться к советам родителям.

Конечно, последствия такого опыта должны быть безопасны для малыша, и за этим нужно следить. Также мамам и папам важно не злорадствовать и уважать любой выбор чада. Теперь Вы знаете, как можно наказать ребенка, не прибегая к насилию.

Сделать замечание

Второй способ заключается в том, что родитель спокойно объясняет, чем он недоволен. То есть делает замечания. Многие мамы и папы часто не осознают разницу между замечаниями и жесткой критикой, допуская при этом грубую ошибку в воспитании. Проследим на двух примерах, демонстрирующих наглядно, как правильно наказать ребенка:

На безопасное расстояние

Скорее всего, третьим способом пользовались многие родители. Он заключается в том, чтобы временно дистанцироваться от ребенка, так сказать, отдалиться на безопасное расстояние. Что это значит? Нужно просто попросить свое чадо побыть в детской комнате, отдельно от взрослых, какое-то время. Психологи считают, что ребенка не травмирует пятиминутное нахождение в одиночестве, а родители в это время «остынут» и смогут урегулировать свои эмоции.

Читайте также  Как отучить от укачивания на фитболе

Скорее всего, и ребенок сделает для себя определенные выводы в своем поведении. Но в этом способе есть свои нюансы. Не следует оставлять малыша на более длительное время одного. Это может нанести ему психологическую травму. Комната должна быть светлая и с окном. Категорически не подойдут кладовка, туалет или другое темное помещение. Если Вы задаетесь вопросом, как наказать плохого ребенка, не становитесь еще хуже него. Жестокость породит ответную агрессию.

Игнорирование

Начнем с того, что все дети стремятся к вниманию родителей. Это относится как к малышам, так и к подросткам. Более того, длительный дефицит внимания может провоцировать у ребенка плохое поведение и частые капризы.

Суть четвертого способа заключается в том, чтобы игнорировать плохое поведение. То есть мамы должны оставаться спокойными и никак не реагировать на капризы. Через какое-то время проказник поймет, что получить внимание можно только положительными поступками и хорошим поведением. Метод хоть и действенный, но довольно сложный в исполнении. Сохранять самообладание и спокойно реагировать на капризы ребенка может далеко не каждый родитель. Но нужно учиться, и постепенно получится оставаться спокойным достаточно длительное время. Если Вы ищете ответ на вопрос, как наказать ребенка за непослушание, этот способ для Вас.

Лишение

Символическая экономика

Шестой способ символической экономики оптимально подходит для детей среднего школьного возраста и подростков. За хорошее поведение ребенок награждается определенным количеством баллов. При непослушании и провинностях баллы могут быть сняты. Накопленные бонусы меняются на что-то ценное. Что именно — зависит от Вашей фантазии и семейного бюджета: игрушки, покупка гаджетов, дополнительное время на компьютерные игры, прогулки с друзьями, походы в кафе и аквапарки и многое другое.

Главное — выработать четкую систему награждения, начисления и списания баллов. Можно даже заключить письменный договор, где будут прописаны все эти важные аспекты. Кстати, идея составить документ и заверить его своей подписью, безусловно, понравится подростку. Он почувствует свою значимость и будет ответственнее подходить к выполнению обязанностей. Если Вы не можете точно себе ответить, стоит ли наказывать ребенка, этот способ для Вас.

Поощрение хорошего поведения

Седьмой способ — поощрение хорошего поведения. Да, это не наказание. Но очень действенный способ добиться желаемого. Многие мамы и папы привыкли ругать, критиковать, упрекать своих детей. Настолько, что не заметили, как это вошло в привычку. А вот с похвалой все достаточно скуднее. А между тем поощрение стимулирует ребенка вести себя хорошо. И такого сильного эффекта невозможно добиться, пожалуй, ни одним другим способом.

Стать счастливыми и понимающими родителями не всегда просто. Но нужно стараться и хвалить за каждый правильный поступок. Если Вы не разобрались, как наказывать ребенка, то хотя бы научитесь его стимулировать похвалой. Это отличное начало работы над воспитанием.

Например, родителям хотелось бы, чтобы ребенок был более самостоятельным. Убирал игрушки, научился завязывать шнурки, да и вообще сам одеваться. Значит, нужно говорить, как Вы рады тому, что малыш сам справился с застегиванием молнии на куртке, ловко и быстро разложил машинки на полку. Любой, даже самый незначительный для Вас поступок должен быть одобрен похвалой, а не восприниматься как должное. Тогда и поводов для наказания будет в разы меньше.

Не припоминаем прошлые проступки

Восьмой способ заключается в том, чтобы не припоминать прошлые проступки ребенку. Говорить только о том, что происходит в настоящий момент. Главный принцип воспитания: наказали, простили, забыли. Если вспоминать все неправильные поступки и постоянно этим упрекать, наказывать, то велика вероятность, что у Вас вырастет мямля. Ребенок будет бояться браться за новое дело, станет зацикливаться на происходящем. Да и кому понравится, когда его без конца упрекают прошлым?

Думая о том, как наказывать ребенка в 3 года, помните, что маленькие дети очень ранимы, хоть и ведут себя порой ужасно. С ними особенно важно соблюдать меру в наказании и не перебарщивать с флешбеками.

Срок давности

Извинение

Десятый способ правильного наказания ребенка — это научить ребенка просить прощение. Если дети младшего возраста могут легко извиниться, то некоторые подростки будут делать это с трудом. И для них тяжело преодолеть себя. Учиться просить прощения нужно с раннего детства. Кстати, речь здесь идет и об исправлении совершенного. Например, если ребенок разрисовал шкаф фломастером, то ему следует взять тряпку, моющее средство и исправлять свой поступок. Это отличный ответ на вопрос, как наказывать ребенка в 4 года?

Родителям нужно помнить, что идеальных людей не существует. Ребенок с раннего детства имеет свой характер и желания, которые не всегда совпадают с требованием мамы и папы. Противоречия, возникающие в семье, не должны носить таких тяжких наказаний, как избиения, оскорбления, унижения. Ничего кроме обиды, психологической травмы и испорченных отношений, это не принесет. С любым ребенком можно договориться, если родитель будет вести себя спокойно.

Как наказать ребенка за плохое поведение

Один из вечных вопросов родителей, повод для тревог и переживаний, жарких дискуссий и споров — наказывать детей или нет? И если всё-таки да, то как делать это правильно, так, чтобы не причинить вред неустойчивой детской психике? А если не наказывать, то где гарантии, что ребёнок не вырастет избалованным эгоистом, готовым в любой момент сесть на шею мягкосердечным родителям и превратиться в настоящего мучителя? Об этом «О!» рассказала семейный психотерапевт и клинический психолог Мария Меролаева.

Одни родители, считают, что ребёнок — источник грехов и пороков, наказывать его надо обязательно, применяя физическую силу, не жалея, иначе ничего путного из него не вырастет. Как правило, они защищают свою позицию тем, что «нас в детстве били, и мы хорошими людьми выросли», приводя в пример тех, кто вырос «не очень», значит, скорее всего, «мало били». Смысл такой модели воспитания — подчинить волю ребёнка себе, «чтобы глупостей не натворил».

Другая крайность — избегать любых наказаний, оправдывая это тем, что ребенок «маленький, он просто не понимает, что делает, он не специально, с ним просто нужно уметь договариваться» и так далее. Таким образом, родители, сами того не замечая, снимают ответственность со своего ребёнка. Эта модель получила распространение в связи с ростом «ценности ребёнка» и отрицает саму идею семейной иерархии.

На самом деле, ни первый ни второй вариант не допустимы. Применять физическое и моральное насилие (угрожать, не разговаривать, шантажировать, кричать) к ребёнку нельзя ни в коем случае. Конечно, бывают такие случаи, когда родитель под воздействием эмоций теряет контроль и может шлёпнуть или повысить голос, но намеренно заставлять ребёнка испытывать страдания — значит не оставить ему шанса на развитие таких чувств как сострадание, сожаление, не дать ему возможности осознать, что он важен и дорог.

Оставляют ребёнка совсем безнаказанным чаще всего родители, которые боятся его обидеть, причинить ему вред, возможно, пасуют перед детскими истериками и гневом, стараясь любыми способами минимизировать их проявления, либо в случае педагогической запущенности, когда уже просто нет сил воспитывать и проще разрешить делать всё, что угодно, чем пытаться изменить поведение малыша.

Чтобы разобраться в том, как можно наказывать ребёнка так, чтобы это имело смысл, нужно понять, что такое наказание, в чём его назначение? Чего мы — родители — хотим добиться, наказывая своих детей?

Этимологически слово «наказание» происходит от глагола «казать» — то есть наставлять, показывать. Тогда логично, что «наказание» — это нечто, что мы используем для того, чтобы направить ребенка на правильный путь, очертить для него границы дозволенного. Как правило, наказывая, мы хотим самого лучшего для своих детей — чтобы они поняли, что такое хорошо и что такое плохо, выросли «настоящими», «достойными» людьми, не допустили в своей жизни неисправимых ошибок, стали лучше нас.

Тогда следующий вопрос: каким должно быть наказание, чтобы ребенок действительно осознал, что он поступил неверно, извлек из случившегося урок и усвоил полученный опыт? Достигнем ли мы этих высоких целей, воспитывая ребенка с помощью кнута и пряника? Конечно же нет. Единственное, чему мы сможем научить такими методами — бояться наказаний и родителей, стараться заслужить поощрение, награду — и всё это, не особо задумываясь о случившемся.

Для того, чтобы наказания принесли пользу, а не становились просто способом разрядки расстроенного, уставшего, беспомощного родителя, нужно соблюдать следующие правила:

Главное правило вытекает из базовой потребности, которая есть у каждого ребёнка — потребности в привязанности. Родитель для ребёнка, прежде всего, источник защиты, детям нужна забота сильного и ответственного взрослого, который априори находится выше и доминирует, но не для того, чтобы подчинять и угнетать, а для того, чтобы помогать и защищать. Когда безопасная привязанность сформирована, между ребёнком и родителем устанавливается очень тесная связь, которая сильно упрощает взаимодействие и делает малыша послушным. Наказывая ребёнка, важно сохранять к нему уважительное отношение.

Для того, чтобы урок был усвоен, ребёнок, в первую очередь, должен понять, осознать, в чём он не прав, прочувствовать последствия своего проступка. И эти последствия — не ремень или крик разгневанного родителя, не лишение сладкого или запрет выходить из дома. Это что-то, что непосредственно вытекает из содеянного. Например, опоздал домой и не позвонил, значит, не умеешь планировать свое время и тебе еще рано гулять по вечерам с друзьями. Кричишь и плачешь на площадке или в магазине — мне очень жаль, но это настолько портит моё настроение, что сейчас я не хочу больше продолжать прогулку и нам придется вернуться домой. Не сделал домашнее задание вовремя — значит придется делать перед сном вместо мультика или вечернего чтения. Если ты обидел кого-то и не извинился, то с тобой больше не захотят играть. Суть такого метода в том, что на каждый свой поступок ребёнок получает ответ от самой жизни. Это помогает ему обрести ориентацию в том, как устроен мир. Именно такая тактика учит детей в дальнейшем предвидеть последствия своих действий, почувствовать сожаление из-за того, что получилось плохо.

У ребёнка ни при каких обстоятельствах не должно возникать сомнения в том, что родители любят его таким, какой он есть. Он должен понимать, что его будут принимать независимо от его поступков. Именно поэтому наказывая, важно сфокусироваться на проступке, а не на личностных особенностях ребёнка. Если, например, малыш, играя с едой, разлил суп, не стоит говорить ему, что он «растяпа» — достаточно просто объяснить, чем его поступок плох и для закрепления полученного опыта предложить ему тряпку для уборки.

Наказывая малыша, стоит сосредоточиться на том, чтобы остаться во взрослой позиции. Если в момент разговора с ребёнком родитель чувствует раздражение или отчаяние, это значит, что из позиции взрослого его выбило. Это часто случается, когда детские слёзы, капризы и истерики пробуждает в нас внутреннего ребёнка — тогда мы становимся беспомощны. В этом случае стоит задать себе вопрос «Сколько мне сейчас лет?», отойти в сторону, немного остыть и только после этого возвращаться к разговору. Например, в ситуации, когда ребёнок отказывается выключать телевизор, но большое количество мультиков ему определённо не идет на пользу, мама из взрослой позиции может сказать так: «Мне очень жаль, но я не могу разрешить тебе посмотреть второй мультик, потому что если ты смотришь два подряд, то потом у тебя бывает истерика, и настроение у всех портится».

Быть последовательными, постоянным и предсказуемым в своих требованиях и реакциях. Это значит, что внутри семьи должна существовать некая единая концепция того, что можно, что нельзя, что такое хорошо, а что такое плохо. Ребёнок должен быть посвящён в нюансы этой концепции и твёрдо знать, за что его могут наказать. При этом способ реагирования родителей не должен зависеть от настроения, погоды за окном и времени года. Например, если мама в хорошем настроении просит ребенка выключить телевизор, а он начинает капризничать и не выключает, она, улыбаясь, разрешает ему продолжить. Но в той же ситуации, если у мамы настроение плохое — она начинает скандалить, кричать и скорее всего накажет малыша. При таком положении дел ребёнок просто не в состоянии усвоить, что ему можно делать, а что нельзя.

Очень важно в разговоре с ребёнком о плохом поведении использовать так называемый «временный» язык, а не постоянный. Например, «ты только что сломал игрушку, теперь тебе придется некоторое время поиграть без нее», вместо того чтобы сказать «ты всегда все ломаешь! Больше я тебе игрушки никогда покупать не буду». Используя такие слова как «никогда, ни за что, никому», вы рискуете не выполнить данное обещание и потерять доверие.

Наказание должно соответствовать возрасту ребёнка. Бесполезно пытаться что-то объяснить и читать лекции двухлетнему малышу, потому что он просто на просто не способен усвоить то, о чем вы ему говорите и не может концентрировать произвольное внимание дольше пяти минут. Точно так же не имеет смысла в качестве наказания запрещать есть сладкое подростку.

Наказание должно быть справедливым и соответствовать серьёзности поступка.

Ни в коем случае нельзя пугать и запугивать ребёнка — это верный способ научить его врать и выкручиваться.

Всегда, при любых обстоятельствах помните о самой большой ценности, которая у нас есть — о душевной связи с ребёнком. Ведь, если задуматься, становится очевидным, что ни один испорченный диван или плохая отметка в школе, лишние 30 минут у компьютера или потерянный телефон не стоят того, чтобы эту связь надорвать, омрачив образ внутреннего родителя, который каждый из нас слышит где-то в душе, когда так нужна защита, поддержка, любовь и принятие.

Как наказывать ребенка правильно: советы, запреты и непреложные истины

Умеете ли вы наказывать своих детей? По мнению психологов, большинство родителей имеют смутное представление о том, что такое правильное и адекватное наказание. Более того — многие современные мамы и папы сознательно игнорируют этот «прием» при воспитании своих детей. И зря! Мы расскажем, как правильно наказывать детей и каких ошибок при наказании надо избегать.

Зачем наказывать детей

Зачастую, в пылу родительского гнева, наказывая своих детей, мы напрочь упускаем из виду саму суть мероприятия — зачем вообще нужны наказания? Уж явно не для того, чтобы родители могли «спускать пар» на своих детях. И не ради абстрактных, малопонятных даже нам самим, воспитательных идей, вроде — «пусть привыкает, что жизнь — не сахар!» и тому подобной ахинеи, которая якобы должна сделать наших детей более стойкими. И, конечно же, не в целях поддержания племенных традиций — «меня лупили в детстве, и я своих лупить буду»…

Главная цель наказания — помочь ребенку осознать свои неправильные поступки, понять их случившиеся и потенциальные последствия, и по возможности исправить.

А проще говоря: наказания должны помогать ребенку стать лучше, добрее, взрослее — назовите как хотите. Сама схема «проступок и последующее за ним наказание» (если конечно, наказание является правильным и адекватным) должна помочь ребенку научиться строить причинно-следственные связи, обдумывать свои действия наперед, прогнозировать последствия, и в конечном итоге — выстраивать свое поведение согласно тем моральным, человеческим и этическим (а порой — и правовым!) нормам, в которых мы все существуем как социум, а также согласно вашему семейному «уставу».

Но это все «лирика», а вы наверняка хотите практических наставлений. Правда, прежде чем поведать о том, как наказывать детей правильно, имеет смысл упомянуть, чего делать категорически нельзя.

Как наказывать детей нельзя

Нельзя наказывать ребенка за то, чего он еще не знает. Дети, особенно маленькие, многие свои поступки — и хорошие, и плохие — совершают впервые, зачастую не понимая последствий. Например, ваш парень впервые в жизни на детской площадке отобрал у соседа машинку и засунул к себе в карман. Понятное дело — вы призываете к себе «разбойника» и втолковываете ему, почему так поступать нельзя, и если он сделает так снова — он будет наказан. Все, на этот раз никакого наказания быть не должно — только беседа и разъяснения. Зато если ситуация повториться — вот там вы уже имеете полное право наказать паренька.

Нельзя совершать физическое насилие над ребенком. Нет смысла приводить здесь сотни аргументов в пользу того, что бить детей нельзя. Если морально-этических доводов, царящих в современном цивилизованном обществе, вам мало, обопритесь хотя бы на исследования психологов. Они долго изучали множество человеческих историй и выяснили закономерность: маленький мужчина, которого в детстве били родители (или другие члены семьи), как правило, вырастает в агрессора, который и сам способен с легкостью причинять физическую боль другими людям (в том числе — и своим близким). А маленькая женщина, которую наказывали, не гнушаясь физических мер, как правило, вырастает в женщину, агрессия которой направлена на саму себя — это личность с низкой самооценкой, с массой комплексов, без должного к себе самоуважения. Более того, такая девочка, скорее всего, «притянет» к себе в будущем партнера, который также будет бить ее — ведь насилие уже с детства является для нее нормой. Неужели вы искренне хотите, чтобы ваши детки выросли такими?

Нельзя совершать эмоциональное насилие над детьми. То есть нельзя в адрес ребенка: кричать, запугивать, замахиваться, оскорблять, давать унизительные прозвища и т.п. Причины, почему нельзя — сродни тем же, по которым недопустимо и физическое наказание.

Нельзя отбирать жизненно важные вещи. К ним относятся: еда, сон, свежий воздух, общение с близкими людьми и т.п.

Наказание не должно быть оторвано во времени от «преступления»: если малыш нашкодил утром, а вы его лишаете вечерних мультиков — его сознание не сможет закрепить причинно-следственную связь между этими событиями. Чем ребенок младше, чем короче должен быть этот временной промежуток.

Наказание не может быть неадекватно большим. (Скажем: ты бросил на пол еду — летом на море не поедешь, будешь дома сидеть). Такое наказание — несоизмеримо, не справедливо, слишком оторвано во времени, и кроме того — скорее всего, невыполнимо. Маловероятно, что вы станете менять свои планы на отпуск из-за того, что пару месяцев назад ваш ребенок разбросал по кухне еду…

Если наказание озвучено — нельзя его игнорировать.

И наконец, важное правило, которое мамы, папы и прочие домочадцы обязаны соблюдать «железно»: наказание одного родителя не должно отменяться другим членом семьи. И что еще хуже — подвергаться критике в присутствии ребенка. Если ребенок почувствует, что может манипулировать вашей несогласованностью, он обязательно это сделает…

Как наказывать ребенка правильно

Несколько слов о том, какие меры могут быть применены в качестве наказания. На самом деле, их буквально «раз, два и обчелся». Итак, в рамках правильного наказания можно:

Лишать ребенка любимых развлечений, игрушек или вкусняшек. Но помните: лишить обеда нельзя, зато в качестве наказания не дать кусок торта — запросто можно;

Ставить в угол (отличная практика при непослушании для деток дошкольного возраста);

Школьников и подростков можно наказывать карманными деньгами;

И в действительности важно не то, чем конкретно вы накажете своего провинившегося отпрыска, куда важнее — как вы это сделаете. Итак, как наказывать ребенка правильно:

Наказание должно быть справедливым, честным, и не зависеть от настроения родителя. Если за один и тот же проступок вы своего ребенка то готовы переселить из квартиры (потому что вы пришли с работы в жутком настроении), то просто лишить конфетки (потому что на этот раз у вас спокойно на душе) — это заведомо провальная тактика. Вы должны быть спокойны и объективны, вынося наказание.

Необходимо донести до ребенка причинно-следственную связь «преступления» и «наказания». Хоть на ушах стойте, но вы должны объяснить ребенку, почему нельзя было так поступать, какие могут быть последствия проступка, и почему вы его наказываете.

Будьте готовы помочь! Если есть возможность исправить проступок, всегда предлагайте ребенку свою помощь в этом. Ребенок должен чувствовать, что вы на его стороне. Да, в эту минуту он не прав и заслужил наказания, но он должен знать, что вы его непременно поддержите в его попытках исправить все к лучшему. Важно, чтобы ребенок знал: вы лишь иногда — карательный орган, но вспомогательный орган вы — всегда. Допустим, ваш сын оскорбил бабушку, сказал плохое слово в ее сторону. Вы с ними поговорили — об уважении к старшим, о том, как бабушка для вас всех старается, о том, какая она хрупкая и недолговечная, и о том, что в качестве наказания сегодняшние игры на компьютере для парня отменяются. И наконец, подвели ребенка к тому, что перед бабушкой надо извиниться. А теперь предложите помощь — отправляйтесь вместе в магазин и оплатите цветы, вместе купите тортик. А вот когда придет момент извиняться — ребенок должен сделать это сам. В данной ситуации не вы — главный герой, но вы именно тот, кто должен «подавать ему патроны».

И, наконец: какой бы гадкий поступок ни совершил ваш ребенок, и какое бы серьезное ни было его наказание, вы должны умудриться в потоке всех этих неприятностей, нравоучений и переживаний оставить место для… любви.

А именно: вы должны донести до своего ребенка, что любите его несмотря ни на что. Да — его поведение неприемлемо, да — вы жутко расстроены, что он вас так подвел, да — наказание будет, и будет серьезным, но и после всего этого — вы все равно по-прежнему любите его, и ваша любовь не стала ни жиже, ни меньше. Вы должны не просто чувствовать это в душе, вы должны всякий раз доносить это до своего ребенка.

Читайте также  Что делает няня в детском саду

Читать нотации — это тоже искусство!

Мы уже упомянули, что одна из главных составляющих в цепочке «от преступления» к «наказанию» ребенка — это ваше объяснение на тему «что такое хорошо, что такое плохо». После любого детского проступка как родитель вы обязаны проговорить с ребенком: объяснить, почему так поступать нельзя, рассказать о возможных последствиях, и сообщить ему о наказании.

У подобных бесед тоже есть свои правила, которые родитель должен блюсти. Вот самые главные из них:

Ваша беседа с ребенком должна быть без оскорблений (ни в коем случае нельзя употреблять словечки типа «дурень», «дебил», «неряха», «неуклюжий», «неуч», «бестолочь» и тысячу им подобных). Запомните: вы можете давать оценку только поступку, который совершил ребенок, но ни в коем случае — самому ребенку. Унижать личность ребенка — это не наказание, это эмоциональное насилие.

Нельзя давать никаких негативных прогнозов в процессе наказания. Не стоит программировать: «А совсем запустишь математику — дворником станешь!». Что бы ни случилось с ребенком сегодня, неправильно говорить о его будущем в негативном ключе.

Нельзя сравнивать ребенка с собой и его опыт — со своим детским опытом. («Да я в твои годы уже…..», «Вот когда я так делал, меня отец вообще ремнем охаживал не жалея»….). В какой-то момент ребенок начнет подсознательно сожалеть о том, что он ваш. А кроме того — возьмет на себя вину за то, что у вас было такое «несчастливое, тяжелое» детство.

После наказания нельзя припоминать ребенку его проступок, тем более — в унижающей его манере. Тем самым вы перечеркнете всю ту работу, которую уже проделали. Всякий раз, эмоционально давя на ребенка за его прошлые «грехи», вы сфокусируете его внимание на обиде, а не на самом проступке и на его исправлении. А если вы будете «пилить» ребенка (особенно подростка) регулярно — то однажды получите в ответ серьезный всплеск агрессии, с которым вряд ли сможете справиться самостоятельно, без помощи семейного психолога.

Мировой родитель — мировой судья

Правильное и адекватное наказание собственных детей за их неправильные поступки мало чем отличается от классического судебного разбирательства и определения меры наказания в любой цивилизованной стране. Принцип тот же!

Наверняка, вы бы крайне удивились, если бы в зале суда почтенный судья вдруг начал кричать на обвиняемого, или оскорблять его последними словами, стал бы сравнивать обвиняемого с собой («Вот ты украл деньги из кассы, а я в твои годы себе такого не позволял, я учился и родителям помогал…»), или того хуже — набросился бы на обвиняемого с ремнем… Согласитесь, сама картинка выглядит нелепо! Разве может такой неадекватный судья вынести честное и справедливое наказание?…

По отношению к своим детям мы тоже должным быть адекватными, спокойными и справедливыми «судьями», а также теми, кто приводит наказание в исполнение. Всякий раз вспоминайте этого нелепого и неадекватного судью из предыдущего абзаца, когда становитесь слишком эмоциональными, непоследовательными и неразумными при наказании собственного ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector