Как научить ребенка рисовать 3 года

Как научить ребенка рисовать 3 года

Как научить ребенка рисовать 3 года

Рисование для детей 3-4 года

В этой статье мы хотим рассказать о рисовании с детьми от трех до четырех лет. О чем нужно помнить, когда занимаешься с детьми рисованием? Как сделать занятие веселым и увлекательным? Как и чем можно рисовать? Давайте попробуем вместе найти ответы на эти вопросы.

Как организовать урок рисования для детей 3-4 лет?

  • Продумайте занятие. Проиграйте в уме всю последовательность того, что вы и ребенок будете делать. Запаситесь влажными салфетками, тряпочками, чтобы в случае необходимости они были под рукой.
  • Сделайте пример того, что должно получиться в результате занятия. Это может очень облегчить объяснение материала.
  • Возьмите куклу, животное или героя мультфильма и проведите занятие с его помощью. Дети с удовольствием будут поддерживать кукольного учителя и помогать ему.
  • Продумайте, какие фотографии, картинки, видео и аудио материалы вы можете использовать на занятии. Это сделает ваш урок веселым и интересным.

Лучшие техники рисования в 3-4 года

Давайте рассмотрим некоторые техники рисования для детей 3-4 лет.

Как и чем рисовать?

Штриховки

Смысл этой техники в том, чтобы закрасить какую-либо область, не вылезая за границы рисунка. Штриховки лучше делать карандашом или ручкой.

Предложите ребенку раскрасить зайчика в серый цвет.

раскраска «зайчик» раскраска «рыбка»

Лисичку раскрашиваем в рыжий.

Закраска

Закраска похожа на штриховку, но выполнятся красками. Смысл тот же – закрасить определенную область. Например, очень интересно нарисовать разноцветные круги с помощью пластиковых стаканчиков, а потом раскрасить их в подходящий цвет.

Линии

Прямые, волнистые, прерывающиеся, по спирали и т.д. Вот пример того, как можно нарисовать разными линиями небо, травку и солнышко.

рисунок линиями небо и трава рисунок линиями солнце

Точки

Это одна из первых техник, которые осваивают дети и наиболее любимая. Детки могут рисовать этой техникой песок, дождик, снег, мух и др. Например, можно украсить точками ананас с помощью кисточки.

Или нарисовать клевер ватными палочками.

Рисунок ватными палочками

Брызги и кляксы

Если обычно за брызги и кляксы считается чем-то не аккуратными, то в этой технике все как раз наоборот. Вот пример красивой бабочки из кляксы. Мы нанесли кляксу разными красками на бумагу, а потом просто сложили ее вдвое. Однако, чтобы получился узор бабочки, надо немного потренироваться в нанесении краски.

Бабочка из кляксы

А вот такого монстра можно сделать, если нанести краску с большим количеством воды на лист бумаги, а затем подуть на капли краски в трубочку. Под давлением воздуха капля потечет, оставляя след на листе бумаги.

Монстр из кляксы

Интересная картина-размазня получается, если нанести пальчиковые краски или гуашь на лист бумаги.

Жидкие краски

Потом прижимаем их прозрачной пленкой.

Придавливаем пленкой

Надавливая на краски пленкой, можно увидеть, как краски растекаются и смешиваются. А в результате у нас получается интересный узор!

Рисунок из размазанных красок

Акварель поверх рисунка из мелка

Смысл техники в том, чтобы нарисовать рисунок белым восковым мелком или свечой на белой бумаге. Его видно не будет. Затем, когда сверху наноситься слой акварели, то рисунок начинает волшебным образом «проявляться».

Малышам наверняка будет под силу нарисовать горизонтальными линиями дождик.

Рисунок мелками «Дождь»

Настоящее чудо, когда нарисованные мелком спиральки начнут проявляться .

Рисунок мелками «Спиральки»

Можно таким же образом нарисовать рыбок, а затем вырезать их.

Рисунок мелками «Рыбки»

Печати и штампы как техника рисования

Смысл техники в том, что рисунок на лист бумаги наноситься не кисточкой, а печатью. Давайте посмотрим из чего можно сделать печать для ребенка: Изумительный цветок может получиться, если для его нанесения будут использоваться сложенные листья сельдерея.

Стебли сельдерея

Из отпечатка сельдерея получается очень красивая роза.

Отпечаток сельдерея

Из картошки можно вырезать удобный штамп, например, в форме листочка.

Штамп из картошки

Природа сама подсказывает нам идеи. Если нанести на веточку цветной капусты зеленую и коричневую краски, то отпечаток цветной капусты очень похож на раскидистое дерево.

Дерево из цветной капусты

Штамп с помощью губки для мытья посуды. Для этого обмакиваем губку в краску и наносим рисунок на бумагу.

Осенний рисунок губкой

Рисунки отпечатками пупырчатой пленки также найдут своего любителя. Смешание розовых и белых цветов на отпечатках придают трогательную нежность весенней сакуре.

Рисунок отпечатком пузырчатой пленки

Отпечаток резинового мячика с колючками. Так же, как и при работе с губкой, опускаем мячик в краску и проводим им по листу бумаги, получая забавный точечный отпечаток.

Рисунок резиновым ежиком

Оживить наш рисунок помогут ротик, глазки и ушки из бумаги.

Монстр

Рисунки пальчиками

Пальчиками можно наносить точки, линии, замазывать определенную область. Вот мы украсили точечными движениями осеннее дерево.

Осенний рисунок пальчиками

Пальчиками краску можно просто размазывать, заполняя выбранный контур.

Раскрашиваем фрукты

Рисунок из отпечатка ручки

Смысл техники в том, чтобы из отпечатка ручки сделать удивительную картину, добавив к отпечатку несколько дополнительных штрихов. Например, мы можем сделать зеленые отпечатки и дорисовать к ним оранжевые прямоугольники – получиться морковка.

Рисунок из отпечатков «Морковка»

Или же приклеить к отпечатку игрушечные глазки и дорисовать ротик – получается настоящая золотая рыбка.

Рисунок из отпечатка «Рыбка»

Очень трогательная картинка, нарисованная ладошками и пальчиками «гнездо». Детки смогут нарисовать птичек, а так же узнать с какой любовью мама-птица высиживает яички и кормит своих деток.

Рисунок ладошками и руками «гнездо»

Очень интересный способ рисования – это рисовать что-нибудь объемное на большом плакате или обратной стороне ненужных обоев. Так можно выполнить групповую работу.

Объемный рисунок

Мы рассмотрели несколько техник рисования для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Однако, все может пойти не так. Может разлиться краска, перевернуться вода, испачкаться одежда. Постарайтесь не расстраиваться и не расстраивать ребенка. Верьте – в следующий раз все обязательно получиться! Многое просто приходит с опытом.

Посмотрите, как можно нарисовать с ребенком ежика:

Как учить ребенка 3-4 лет рисованию и развивать ручную умелость

К рисованию дети приобщаются к трем годам. Ребенок овладевает карандашом как орудием и впервые обнаруживает наглядный образ своих действий в нарисованных каракулях. Но разные предметы малыш изображает одинаково, и обычно никто, кроме него самого, не может определить, что нарисовано – мяч, «дыня» или «уточка». В этом возрасте развитие детского рисования должно происходить шаг за шагом под пристальным вниманием взрослого. Существуют свои особенности, как заинтересовать и как учить ребенка 3 лет рисовать.

Чем полезно рисование для детей 3-4 лет

Рисование – самый доступный вид изобразительной деятельности для младших дошкольников. Детишки этого возраста познают окружающий мир руками, а художественные занятия предоставляют отличные возможности обследовать различные рисовальные принадлежности, испытать их в действии.

Более того, рисование с детьми 3-4 лет оказывает влияние на их всесторонне развитие:

  • развивает мелкую моторику кисти и пальцев рук;
  • совершенствует зрительное восприятие;
  • развивает творческое воображение;
  • воздействует на развитие мышления, памяти, внимания, речи;
  • активизирует словарный запас;
  • положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка;
  • способствует более тесному контакту между родителями и ребенком.

Развитие ручной умелости и восприятия цвета – главные достижения детей, с которыми регулярно занимаются рисованием. Владение карандашом и простейшее рисование кистью — то, что должен уметь ребенок в 3 года.

Как заинтересовать ребенка

Чтобы привлечь малыша к рисованию, нужно задуматься, какие мотивы могут подтолкнуть детей к занятию.

В основном, срабатывают три мотива:

  • подражание взрослому;
  • интерес к рисовальным принадлежностям,
  • желание действовать – изобразить нечто на листе.

На эти мотиваторы и следует ориентироваться. Показать ребенку, как на чистом листе бумаги появляется домик, солнышко, цветок, дерево и пр. Если дошкольник уже упражнялся с карандашом, предложить ему краски или мелки. Можно заинтересовать нетрадиционными техниками (рисование ладошкой, пальчиком, веткой, трубочкой).

В дальнейшем пригодятся следующие приемы:

  • игровая мотивация (например, в диалог с ребенком вступает игрушка-курочка и просит нарисовать ее деток-цыплят);
  • художественное слово (взрослый может придумать загадку про дождик и предложить малышу нарисовать его).

При стараниях взрослого даже на самого безучастного ребенка хотя бы один из методов подействует. В большинстве случаев дети 3-4 лет охотно откликаются на предложение порисовать.

Чем и как может рисовать малыш

В младшем дошкольном возрасте для рисования можно использовать разнообразные художественные материалы:

  • цветные карандаши;
  • фломастеры;
  • краски (гуашь, акварель);
  • восковые мелки.

Следует обратить внимание и на дополнительные средства для детского творчества:

  • готовые шаблоны (их можно приобрести в отделе игрушек);
  • коктейльные трубочки;
  • печати и штампики (самодельные и приобретенные в отделе канцелярских товаров);
  • засушенные веточки и др.

Способы рисования могут быть самыми разнообразными. От традиционного варианта – карандашом и красками – до нанесения краски пальчиком, ребром ладони, ватной палочкой, «по стеклу» и т.д.

Техники рисования должны соответствовать возрасту ребенка. В 3 года достаточно упражняться с цветными карандашами и красками. А с 4-летним ребенком уже можно экспериментировать с различными изобразительными техниками.

Карандаши

Ребенку подойдут цветные и простые графитные карандаши. При работе с карандашом детская ручка чувствует сопротивление материала, поэтому чертить по листу дошкольнику сложнее. В этом возрасте рекомендуется использовать трехгранные карандаши с мягким грифелем. Ими можно очерчивать контур изображаемых предметов, обводить базовый шаблон, и просто рисовать всякие черточки и завитушки.

На первых порах дети учатся нажимать и передвигать карандаш так, чтобы за его кончиком бежала дорожка. И это значительные усилия для детских пальчиков.

Важно следить за тем, чтобы малыш правильно держал карандаш. Помогите трехлетнему художнику взять карандаш должным образом, определите местоположение пальчиков, чтобы они с первых проб привыкали к максимально удобному пользованию карандашом и в дальнейшем шариковой ручкой.

Кисточка и краски

При рисовании красками с детьми необходимо сначала объяснить малышу, как пользоваться кисточкой. Добавьте игровой момент: «Погладим бумагу кисточкой». При знакомстве с красками покажите «волшебное превращение». Добавьте в нее воды, объясните, что краска начинает «дружить с кисточкой», и тогда на бумаге получается рисунок. Покажите, как это происходит.

Рисование кисточкой не требует сильного нажима, рука не устает. Рисуя красками, легко покрыть цветом большие поверхности рисунка, что очень нравится детям.

Еще один плюс картинки, нарисованной краской, – это яркость, которая вызывает особое положительное восприятие у трехлеток. Вместе с тем движение руки гораздо свободнее. Линия контура при рисовании краской получается не очень четкой и расплывчатой.

Рисунки пальчиками

Дети очень любят рисовать пальчиками. Это просто и интересно. Сначала используйте один цвет, предложив нарисовать дождик или одуванчики. Можно вырезать из бумаги платье и украсить его, нарисовав горошек. В дальнейшем задания усложняются. Взрослый рисует контур предмета (солнце, елка, яблоко, цыпленок, банка), а ребенку необходимо тыкать пальчиком с краской только внутри заданной области.

Очень интересное и сложное задание заключается в рисовании пальчиком на одной линии. Например, «Бусы», «Птички на ветке», «Белка сушит грибочки».

Можно нанести краску пальчиком и на рисунок, где сначала поупражнялись кистью.

Печати и штампики

С удовольствием малыши рисуют печатями и штампиками, воспринимая этот процесс как игру. Печати и штампы можно сделать самим. Самый простой вариант — это намотать кусочек поролона на палочку, закрепить и промокнуть в краску.

Можно сделать штамп, используя пластилин, лист дерева, губку для мытья посуды или овощи (свеклу, морковь, картофель). Например, на поверхности половины картофелины вырезаем рисунок (листочек, цветок, звездочку), удаляем по контору лишнее, и штампик для малыша готов. Интересный вариант – штамп из сельдерея. Острым ножом отрезаем кочерыжку от сельдерея, или поперек делим стебель. Срез должен получиться очень гладким, и тогда отпечаток будет ровным.

Восковые мелки

Восковой мелок ребенок должен научиться держать тремя пальцами чуть ниже середины, чтобы видеть кончик мелка. В младшем возрасте этот художественный материал используется как альтернатива цветным карандашам.

В 3-4 года использование мелков еще затруднительно, хотя первые пробы вполне возможны. Активное рисование восковыми мелками рекомендуется детям с 5 лет.

Какие техники рисования подойдут

Есть некоторые ориентировочные нормы, чему необходимо научить 3 –летнего ребенка:

  • рисовать разнообразные линии: пересеченные, слева направо, сверху вниз;
  • использовать несколько цветов для раскрашивания;
  • изображать предметы, включающие соединение двух разнообразных частей (например, лучи у солнышка) и ритмичное повторение одной и той же формы (например, ветки у елки);
  • использовать в рисунке несколько однородных форм (например, снеговик).

Можно научить ребенка рисовать в 3 года перечисленные элементы, используя традиционные и нетрадиционные техники (отпечаток ладони, пальцеграфия, штампы, линии, кляксы, брызги, штриховки и другие).

Закраска

Закрашивание используется, чтобы научить ребенка не выходить за контуры рисунка. Можно нарисовать вместе с ребенком шарики (обвести стаканчик, пририсовать ниточки) и предложить закрасить круги в разные цвета.

Можно тренироваться как красками, так и штриховать карандашом. Для трехлетки это непростая задача. Но с каждой попыткой будет все меньше выходов за контуры, а рисунок будет приобретать аккуратность.

Линии, черточки, спирали

С различных черточек и загогулин начинаются художества детей. Однако и в изображении каракуль следует стремиться к прогрессу, способствовать развитию графических навыков. Линии – прямые, волнистые, прерывающиеся – являются основой любого изображения.

В 3-4 года даются задания в игровой форме. Предлагайте ребенку нарисовать зеленую травку (подобные между собой косые штрихи), дорогу для машины (длинную относительно прямую линию), как плывет кораблик по морю (волнистые линии), улитку (спиральки) и пр.

Точки

С помощью точек можно нарисовать много интересного: снег, падающие листочки, дождик, горошек, ягодки. Используется краска (акварель или гуашь) и «инструмент» для нанесения точек. Это пальчики ребенка, ватные палочки, штампики из поролона.

Брызги и кляксы

Если на большую кляксу осторожно подуть трубочкой для коктейля, то она разбежится необычным цветным узором. Это техника «кляксография». Из такой кляксы в процессе дорисовывания деталей, может получиться облако, крона дерева, лужайка. Детям постарше можно задать вопрос: «На что похоже?»

Очень интересна дошкольникам техника «набрызг», которую организует взрослый. Он держит в левой руке зубную щетку и набирает на нее немного краски. Затем любой плоской палочкой быстро проводит по щетинкам по направлению к себе. На бумаге появляется много мелких точек, которыми можно заполнить шаблон или создать эффект снега или дождя на уже готовом рисунке.

Как научить трехлетку рисовать человечка

Дошкольник в 3 года рисует каждую деталь отдельно. Две главные, на его взгляд, детали он может соединить. Поэтому и человечки у трехлеток получаются как «головоножки».

К подобным изображениям ребенок приходит не в одночасье. Сначала малыш должен научиться уверенно рисовать карандашом кружочки. Затем его может «озарить идея» провести две черточки, отходящие от кружочка. Это уже явная попытка изобразить человека, и далее понадобится помощь взрослого, чтобы обозначить на лице глаза (точки), рот и нос (черточки).

Важно знать, что трехлетние дети изображают только те части, которые для них особенно значимы. Поэтому на первых порах человечек на их рисунках состоит только из головы и ног. После того как взрослый покажет малышу на рисунке детали лица, он будет также пытаться их изобразить.

Первыми на лице появятся глаза и рот. О существовании носа трехлетка еще долго не будет вспоминать.

Ближе к 4 годам за основу берется изображение матрешки или снеговика. Дошкольник рисует два круга, из которых один меньше (голова), другой больше (туловище). Далее дорисовываются глазки, носик, ротик, руки, ноги (черточки). Более сложному рисунку человека ребенка начинают обучать с 5 лет.

Некоторые важные организационные моменты

Очень важно правильно организовать место занятия малыша.

  1. Столик и стульчик должны соответствовать росту ребенка.
  2. Предусмотрите то, что дети 3-4 лет могут выходить в своих творческих пробах за пределы листа и продолжать рисовать прямо на столе.
  3. Для красок, кисточек, карандашей, альбома, баночек для воды выделите достаточно места.
  4. Если коробочки от карандашей и фломастеров сломались, то можно использовать для их хранения пластиковые контейнеры.
  5. Весь материал должен быть доступен для рисования.
  6. Особое внимание уделите освещению и осанке. Это здоровье вашего малыша!

Родителям необходимо находиться рядом с ребенком, заинтересовывать, поддерживать, помогать, отвечать на вопросы, хвалить за успехи.

Обязательно нужно спрашивать у ребенка, что он рисует. Вопросы взрослого переключают внимание ребенка с действий карандашом (кистью, мелком) на тот образ, который получается в результате рисования.

Помните, что ваш малыш не может усвоить опыт изобразительной деятельности самостоятельно. Именно взрослый является носителем и передатчиком знаний и умений.

Как научить ребенка рисовать в 2 года и в чем польза таких занятий?

Начинать творческое развитие малыша следует с 6 месяцев. В это время кроха еще не способен самостоятельно что-либо придумать, но с удовольствием повторяет движения за мамой, радуется первому успеху. Но особую значимость приобретает рисование для детей 2-3 лет, когда малыши уже понимают, какое действие им следует выполнить, и стараются следовать указаниям взрослого. Вот почему в этом возрасте творческие «уроки» с мамой должны проводиться на регулярной основе.

О пользе занятий

Несомненно, раннее обучение рисованию окажет на малыша исключительно благотворное влияние. Оно делает ребенка более эмоциональным, формирует и развивает чувство прекрасного, стимулирует трудолюбие, настойчивость и воображение. Также такие увлекательные «уроки» способствуют:

  • развитию мышления и памяти;
  • умению преодолевать трудности;
  • общению со взрослым;
  • пониманию поставленной цели;
  • развитию мелкой моторики и сенсомоторной координации, что, в свою очередь, полезно для развития речи.

Ребенок учится правильно держать кисть, что укрепляет его пальцы и ладонь, готовит к постижению навыка письма. Одновременно с занятиями по рисованию дошкольник знакомится с цветами и запоминает их названия. Создаются условия для развития любознательной и творческой личности, которая стремится понимать окружающий мир, создавать нечто новое.

Кроме того, совместное творчество мамы и малыша помогает укрепить их эмоциональную взаимосвязь. Специалисты доказали, что работа с красками помогает избавиться от негативных эмоций как ребенку, так и матери. Вот почему рисованием можно и нужно заниматься.

Правила организации занятия

В своем пособии «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет» Дарья Колдина советует ориентироваться на следующие принципы построения занятий.

  • От простого к сложному.
  • Ключевая задача – привить любовь к рисованию, поэтому нельзя строго диктовать малышу, что и как делать. Лучше – помочь, подсказать ему, а не навязывать свою волю.
  • Поддержание интереса малыша посредством различных форм и методов.
  • Постоянное использование новых заданий.
  • Дети любят слушать сказки, с сочувствием относятся к главным героям, что и следует использовать для мотивации. Так, если задание «нарисуй круг» малышу неинтересно, непонятно и будет выполнено, скорее всего, без удовольствия, то формулировка «давай поможем сказочному персонажу, изобразим для него волшебные яблоки» даст конкретную установку. И отзывчивый кроха с большим старанием будет помогать.
  • Сочетать занятия рисованием с чтением ребенку стишков, потешек, небольших сказок, а также с активными и ролевыми играми. Все это поможет создать необходимый настрой.

Занятия лучше проводить один-два раза в неделю не более 10 минут, это позволит научить ребенка рисовать и не утомить его. От родителя требуется проявление терпения, искреннее желание научить ребенка новому, готовность чутко реагировать на изменение состояния крохи. Важно в любом случае поддерживать малыша: хвалить, если что-то у него получается хорошо, подбадривать, если результат пока не радует.

Этапы обучения

Для наилучшего успеха в процессе обучения основным приемам рисования малышей 2-3 лет нужно придерживаться такой последовательности.

  1. Знакомство с красками, кисточками и прочими материалами для творчества.
  2. Подражание. На этом этапе родитель заранее готовит фон и формулирует задание, ребенок же должен повторить его. Это может быть обучение закрашиванию: мама рисует дорогу и движущийся по ней автомобиль, закрашивает коричневым только часть «дороги», давая ребенку установку – очистить путь от снега, чтобы машина смогла проехать. Ребенок учится не выезжать карандашом или кистью за контур, действовать аккуратно.
  3. Большая самостоятельность. Ребенок пробует воплотить на бумаге собственный замысел или же выполнить просьбу взрослого.

Порой малышу бывает трудно совершать необходимые движения, тогда на помощь придет прием «рука в руке»: мама берет руку малыша в свою и управляет ею. Постепенно участие взрослого следует сокращать.

Подготовка материалов

Рисуя с детьми 2-3 лет, мамам предстоит проявить фантазию, использовать самые нестандартные способы и приемы, чтобы малыш не утратил интереса.

Есть множество видов красок, которые помогут превратить каждое занятие в веселье.

  • Пальчиковые краски.
  • Обычная акварель с набором кисточек.
  • Мелки. Ими можно рисовать на асфальте во время прогулки – и весело, и полезно.
  • Восковые карандаши.
  • Фломастеры и маркеры.
  • Штампы-печати, которые погружаются в чернила или краску и оставляют на бумаге фигурный оттиск. Его несложно раскрасить.
  • Обычные губки для мытья посуды. Взрослый предварительно обрезает их до необходимого размера, ребенок будет погружать инструмент в краску и использовать такую необычную «кисть» для закрашивания фона.
Читайте также  Как установить режим новорожденному

При выборе поверхности для будущего рисунка для детей можно также поэкспериментировать.

  • Лист бумаги А4 – самый простой, привычный и потому популярный «холст» для творения юного художника.
  • Грифельная доска, на которой можно рисовать мелками, а затем стирать нарисованное, помогает также скорректировать возможные ошибки.
  • Лист ватмана, расположенный на полу (его с успехом заменит кусок белых обоев), поможет создать большую композицию. Такое «масштабное рисование» очень полезно для развития мышления ребенка.
  • Кусок фанеры.
  • Старая или приобретенная специально для этих целей однотонная футболка.
  • Картон.

Как научить азам

Самый простой прием, с которого необходимо начинать обучение, – это рисование тычком. Для этого потребуется крупная кисточка с коротким ворсом, а также густая гуашь. Родитель заранее готовит фон – это может быть зленый луг, на котором малыш будет ставить ярко-желтые тычки – цветы; тучи, из которых будет идти дождь – синие пятна; схематичное изображение домов – на этом фоне ребенок сможет нарисовать разноцветный салют. Можно нарисовать новогоднюю ель, задача ребенка – украсить ее всевозможными шарами.

Далее мама показывает малышу пример, после чего дает ему кисть и краску, подсказывает, помогает словами. Первый тычок лучше сделать вместе, взяв руку ребенка в свою. При помощи пальчиков несложно нарисовать точки – капли дождя.

Далее задача усложняется, ребенку необходимо показать, как рисовать примакиванием. Для этого на кисть набирается краска, после чего на лист бумаги переносятся отпечатки: следы зверей на снегу, листва на деревьях, различные орнаменты. С этим вполне справится ребенок в 2 года.

Рисование штампами – еще более интересное занятие. В качестве штампа используется поролоновая губка, ватная палочка или даже палец ребенка. Также такую забаву можно вырезать из картофеля или моркови, придав необходимую форму. Ребенок погружает штамп в краску, после чего ставит на лист бумаги отпечаток. В такой технике можно нарисовать красивые бусы, звездное небо, снеговика, украсить новогоднее дерево.

Более сложные задания

Когда ребенок постиг азы, можно приступать к обучению рисованию прямых линий и геометрических фигур. Взрослый показывает, как это делается, а малыш повторяет. Чтобы процесс не стал скучным, важно правильно организовать занятие. Для этого на одной стороне листа взрослый рисует животное (или наклеивает картинку), на другой – его любимое лакомство. После этого предлагает малышу «покормить» зверька, проведя линию от животного к корму. Также можно изобразить несколько домиков, в которых живут различные сказочные персонажи, и попросить кроху провести дорожки, по которым герои будут ходить друг к другу в гости.

В 2-3 года дети с удовольствием раскрашивают, поэтому родители могут подготовить специальные картинки, чтобы ребенок сделал их цветными, соблюдая контуры. Наконец, можно смело использовать трафареты, которые малыш будет обводить, а уже потом – раскрашивать. Такие формы работы очень хорошо улучшают мелкую моторику. Большинство детей учатся обводить контуры ближе к 3 годам, но и в 2 можно включать трафареты в творческие занятия. Например, предложить крохе закрасить внутреннее пространство при помощи небольшого валика и краски.

В этом возрасте можно показать малышу, как использовать стирательную резинку, чтобы исправить недочеты в рисунке. Для этого обыгрывается интересный сюжет, например: мы нарисовали дорожку, но наступила зима, выпал снег, и вся тропинка стала белой. Рассказывая историю, взрослый стирает карандашную линию, затем дает ребенку сделать то же самое.

Нестандартное рисование

Любой процесс обучения в младшем дошкольном возрасте должен проходить в игровой манере, поэтому и рисование возможно самое разнообразное.

  • Для улучшение мелкой моторики следует предложить малышу порисовать пальчиком на рассыпанной по столу манке или муке. Положительные эмоции гарантированы!
  • Летом можно рисовать мелками на камнях, улучшая полезный навык даже на прогулке.
  • С удовольствием дети разукрашивают изделия из слоеного теста – это гораздо интереснее, чем работа с привычными книжками-раскрасками.
  • Рисование цветным льдом повеселит и маму, и малыша. Предварительно следует заморозить воду различных цветов, приготовленную с помощью простой акварели, а после – предложить ребенку лист ватмана, на котором он при помощи «красок» сможет изобразить фигурки или линии.

Обучение юного художника подарит радость и ему самому, и родителям, но главное – помнить, что ребенок должен получать удовольствие, развиваться. Поэтому не стоит ругать его за неудачу, а тем более кричать или нервничать. Такое поведение «наставника» только перечеркнет дальнейшее стремление к прекрасному. Гораздо эффективнее помочь малышу, подсказать ему, порадоваться успехам, пусть и незначительным.

Рисование с малышом: первые игры и занятия. Когда начинать?

Как научить ребенка держать карандаш и делать штриховку?

Елена Мулюкина автор книг и интернет-тренингов для мам

  • Что дают ребенку занятия рисованием?
  • Когда начинать занятия рисованием?
  • Как научить ребенка правильно держать карандаш?
  • Выбираем карандаши и фломастеры
  • С чего начинать рисование?
  • Учим рисовать линии
  • Учим делать штриховку

Если вы решили заняться со своим малышом рисованием, помните, что в первые годы жизни маленький человечек активно познает и открывает для себя окружающий мир. И рисование для него — это тоже своеобразная игра, эксперимент, способ воплощения его детских фантазий.

Ведь играть можно не только с кубиками и куклами. Можно придумывать и рисовать интересные истории на бумаге, делать бумажную одежду, постель и мебель для таких же бумажных кукол, рисовать карты дорог для игрушечных путешествий и т.д.

Покажите ребенку как можно больше способов рисования, и уже скоро вы заметите проявления его собственной фантазии.

Что дают ребенку занятия рисованием?

  • У вашего малыша разовьется мелкая моторика и координация рук, а это напрямую связано с развитием интеллекта. Значит, ваш ребенок научится логически рассуждать, у него будет хорошая память, внимание и связная речь.
  • Рисование подготавливает руку ребенка к письму.
  • Играя в рисование, маленький художник научится различать цвета и оттенки, размер и количество предметов.
  • Не умея выразить свои чувства словами, ваш малыш сможет выразить их в творчестве. Зная это, психологи успешно помогают деткам избавиться от страхов с помощью рисования.

Когда начинать занятия рисованием?

Интерес к рисованию появляется у детей очень рано. Они видят, как рисуют и пишут старшие дети и взрослые, и стараются им подражать. Можно стимулировать этот интерес и не ждать, когда ребенок сам попросит у вас карандаши или краски, а специально предложить ему порисовать.

Пусть сначала он только наблюдает, как рисуете вы. Ведь его ручки еще довольно слабы, чтобы держать кисточку или карандаш. Примерно с 4 месяцев можно предложить ребенку порисовать красками пальчиками и ладошками. А когда ручки окрепнут, то есть ближе ко второму году жизни, предложите ему сначала кисточку, затем карандаши и фломастеры.

Не спешите с первых же занятий учить ребенка рисовать. Позвольте ему просто выводить на бумаге забавные каракули. Это первый этап рисования, который проходит ваш малыш. Специалисты называют его стадией марания. Примерно до 2 лет ваш маленький художник будет играть карандашом, просто чиркая им по бумаге и не создавая конкретных изображений.

На данном этапе развития ребенка вы можете научить своего малыша:

  • правильно держать карандаш, фломастер и т.п.
  • рисовать точки, линии, круги, овалы,
  • закрашивать фигуры.

Как научить ребенка правильно держать карандаш?

Правильный, трехпальцевый хват нужно формировать постепенно. И начать можно задолго до того, как малыш начнет рисовать карандашом.

Сначала ребенок учится брать предметы большим и указательным пальцами. Этот навык формируется примерно в Помогут развить его специальные игры.

  • С сыпучими предметами — мозаикой, маленькими камешками, пуговицами, бусами. Их можно просто перебирать, а можно раскладывать двумя пальчиками по емкостям.
  • С прищепками. Вырежьте из картона различные фигуры (например, елку, ежика, солнце и т.д.) и предложите малышу прицепить на них прищепки. Прищепки можно также цеплять на ободок ведра, друг на друга и, конечно, на одежду и веревку.
  • С пинцетом. Научите ребенка перекладывать пинцетом из одной емкости в другую маленькие игрушки, кусочки поролона, макароны.

Когда маленькие пальчики с легкостью будут проделывать эти манипуляции, начинайте формировать трехпальцевый хват. Для этого воспользуйтесь следующими советами:

  • Регулярно правильно вкладывайте карандаш в пальчики. Но не делайте это слишком назойливо, иначе малышу станет неинтересно рисовать.
  • Если дать маленький кусочек карандаша или мела, то ребенок просто не сможет удержать его кулачком и возьмет его именно так, как нужно держать карандаш или ручку — тремя пальцами.
  • Купите специальную треугольную резиновую насадку для карандашей и кисточек или толстые карандаши с треугольным сечением. Круглые карандаши малышам держать тяжело.
  • После 3 лет можно показать крохе следующий прием. Поставьте карандаш острием вниз на стол, держите его левой рукой. Три пальчика правой руки сложите в щепотку и поставьте их на верхнюю часть карандаша. Теперь медленно спускайте щепотку вниз по карандашу. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно примут правильное положение.

Выбираем карандаши и фломастеры

Итак, короткие и трехгранные карандаши научат малыша правильно их держать.

Кроме того, первые карандаши для рисования должны быть очень мягкими, чтобы без сильного нажима оставлять след на бумаге. Это могут быть восковые и пластиковые карандаши, карандаши на водной основе. Они легко затачиваются обычными точилками, оставляют мягкие и ровные штрихи, рисунки получаются насыщенные и яркие. Такие карандаши не пачкают рук, легко отстирываются от одежды, не имеют запаха.

И конечно, ваш малыш без труда сможет рисовать фломастерами. Сейчас в продаже есть безвредные фломастеры с чернилами, основанными на пищевых красителях. Также продаются фломастеры, которые легко смываются с рук и с одежды.

С чего начинать рисование?

Сначала покажите крохе, как нужно правильно пользоваться новым предметом. Нарисуйте что-то несложное и понятное малышу — линии, простые фигурки, домик, тучку, солнце. После этого дайте карандаш ребенку и обязательно похвалите его, если он нарисует хоть пару штрихов или точек.

Возьмите ручку малыша в свою руку и медленно рисуйте вместе с ним сначала прямые и волнистые линии, круги, овалы, затем постепенно усложняйте изображение. Так вы поможете ребенку быстрее освоить основные движения, задействуете его мышечную память.

Занятие получится интересным и познавательным, если вы будете читать стихи или петь песенку и одновременно рисовать то, о чем говорите или поете. Чем больше песен, стихов, сказок, прибауток вы знаете, тем легче будет вам придумать сюжет рисунка.

Не забудьте про сказки Сутеева «Мышонок и карандаш», «Петух и краски», «Капризная кошка». Эти увлекательные сказки в картинках любят все малыши без исключения. К тому же в них по шагам показано, как рисовать, например, кошку.

Учим рисовать линии

Чтобы малыш смог нарисовать то, что задумал, ему просто необходимо научиться выводить карандашом самые разные линии — прямые, волнистые, замыкать их в круг, овал и т.д. И если нам, взрослым, ничего не стоит прочертить карандашом любую линию, то для малыша это настоящий труд. Ребенок еще не научился контролировать движения руки и ему еще сложно управляться с письменными принадлежностями.

Поэтому один из первых приемов, которому вы можете научить юного художника, — это рисовать линии. Для этого предложите ему поиграть в следующие игры.

«Соединялки». Эта игра не только дает возможность потренироваться в выведении на бумаге прямых линий, но и развивает логическое мышление. Подготовиться к ней надо заранее. Нарисуйте или наклейте на лист бумаги изображения и предложите ребенку соединить их линиями, следуя определенной логике. Можно дать малышу такие задания:

  • Соедини линиями одинаковые бабочки (машинки, цветы, ягоды. ).
  • Соедини линиями печенье такой же формы.
  • Соедини линиями фрукты с тарелкой.
  • Соедини предметы одинакового цвета.

Постепенно можно усложнять задания.

«Дорисуй картинку». Предложите ребенку дорисовать недостающие детали. Пусть сначала это будут просто прямые линии, например:

  • ножки грибов;
  • ручки зонтиков;
  • стволы деревьев;
  • лучи солнца и т.д.

Пусть малыш соединит головки цветов с вазой, шарики с рукой человечка.

Нарисуйте тучку и вместе с ребенком дождик. Нарисуйте землю, а малыш пусть нарисует траву.

Трафареты. Научите малыша рисовать с помощью трафарета. Сейчас в магазинах представлен широкий выбор трафаретов на разные темы — животные, овощи, фрукты, морские обитатели и т.д. В качестве трафаретов можно также использовать грани кубика-сортера.

Это занятие тренирует мышечную память. Обводя трафареты, малыш учится рисовать замкнутые линии и фигуры.

«Обведи предмет». Положите на лист бумаги стаканчики, кубики, рамки и вкладыши и обведите цветным карандашом. Затем совместите с нарисованной на бумаге фигурой соответствующий предмет. Эта игра учит обводить плоские фигуры, а также соотносить плоскостное изображение и его контур.

И конечно, не забывайте обводить ручки малыша — это занятие доставляет большую радость маленьким художникам.

«Дорожки». Нарисуйте на бумаге дорожки — две параллельные линии. Предложите малышу сначала обвести их пальчиком, а затем провести по ним карандашом.

Пальчиком нужно обводить, чтобы малыш понял задание. Это также развивает мышечную память. Если помните, в школе ученики сначала пишут буквы и цифры рукой в воздухе и только после этого — в тетради.

Чтобы крохе было интересно, придумайте сюжет. Например, в начале дорожки нарисуйте божью коровку, а в конце — домик. А теперь вместе с ребенком помогите божьей коровке дойти до домика. Так же можно помочь грузовику доехать до гаража, кораблю — доплыть до острова, а бабочке — долететь до цветка.

Учим делать штриховку

Штриховка помогает развить навык беспрерывного письма. Она всегда делается слева направо, так же, как мы читаем и пишем.

«Кошки-мышки». Для занятия понадобится игрушечная кошка. Нарисуйте на бумаге домики, а в них — мышек.

Динь-динь-бом, динь-динь-бом,
Ходит кошка с бубенцом.
Мышки сразу услыхали,
Быстро в норку убежали.
Закрывай скорей окошки,
Ты спасешь мышей от кошки.

Покажите малышу, как прятать мышек от кошки, заштриховывая их.

Для первых занятий рисуйте небольшие домики, чтобы ручка ребенка не устала, и ему не надоело рисовать. Можно использовать других персонажей — зайчиков и волка, цыплят и лису. А можно никого не спасать, а просто играть в прятки.

Как видите, научить ребенка азам рисования можно, даже если вы сами этого не умеете. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких способностей к рисованию.

Если ребенок отказывается выполнять ваши задания, не настаивайте. Пусть малыш рисует, что угодно и как угодно. Ведь гораздо важнее поддержать его фантазию и самостоятельность, а не научить технике рисования.

Статья предоставлена журналом «Растим ребенка», № 01-02, 2013 г.

Обучение детей 3-4 лет рисованию пошагово

  • Обучение рисованию ребенка 3-4 лет
  • Как заинтересовать малыша рисованием
  • Особенности организации рабочего пространства для малыша
  • С чего следует начинать при обучении ребенка рисованию
  • Техники для рисования
  • Интересные идеи для рисования
  • Учим ребенка рисовать карандашами
  • Учим рисовать красками детей 3-4 лет
  • Как научить ребёнка рисовать поэтапно
  • Нужно ли отдавать ребенка в кружок рисования
  • Рекомендации психологов и педагогов

Рисование — одно из первых творческих направлений, которым овладевает ребёнок. Сложно преувеличить значение рисования для развития малыша. Но несмотря на это, родители часто интересуются, зачем обучать ребенка рисованию в раннем возрасте.

Обучение рисованию ребенка 3-4 лет

Рисование способствует познанию окружающего мира, развивает такие навыки, как внимание, воображение.

Зачастую малышу проще выразить свои эмоции при помощи художественной деятельности — лепки, рисования.

Умение владеть карандашом способствует развитию мелкой моторики, которая напрямую связана с формированием речи ребёнка. Во время рисования малыш задействует оба полушария головного мозга, что стимулирует развитие межполушарных связей.

Рисование в детском саду

Кроме того, рисование помогает малышу научиться ориентироваться в пространстве (вверх-вниз), соизмерять пропорции объектов (больше-меньше).

Психологи отмечают, что рисование обладает успокаивающим эффектом, поэтому особенно им рекомендуется заниматься детям, склонным к капризам и неврозам.

Как заинтересовать малыша рисованием

Ребенок в три года уже проявляет интерес к определенным темам, у него появляются любимые герои и персонажи. Для поддержания увлеченности чада при организации занятий необходимо учитывать его предпочтения.

В этом возрасте с малышом можно использовать различные способы рисования, необходимо проявлять фантазию каждый раз, чтобы сделать занятия максимально интересными для ребенка. Возможно рисовать пальчиками, цветными карандашами, кистью и красками, восковыми мелками, поролоновыми тампонами.

Чтобы сделать рисование для детей 3-4 лет увлекательным и любимым занятием, надо разрешать ему экспериментировать и импровизировать. Не стоит навязать ему какие-либо правила. Обязательно нужно рисовать вместе с малышом.

Важно! Не надо критиковать, в процессе рисования нужно помогать и направлять малыша очень мягко и деликатно.

Наблюдая за своим чадом, родители могут определить проблему, с которой он сталкивается во время занятий, и помочь решить ее.

Если малыш при малейшем затруднении бросает занятие, это говорит о том, что он не умеет преодолевать сложности. В этом случае необходимо показать ребенку альтернативные пути достижения желаемого. К примеру, если у малыша не получается нарисовать белочку, ему можно предложить слепить ее из пластилина или сделать аппликацию с изображением животного.

Если ребенок быстро теряет интерес к рисованию, то возможно занятие подобрано не под его уровень. Тогда нужно усложнить или упростить его.

Когда чадо быстро утомляется, для него представляет сложность завершить рисунок, то можно чередовать рисование с детьми 3-4 лет с активными занятиями, делать массаж.

Особенности организации рабочего пространства для малыша

Очень важно в детской комнате организовать рабочее пространство для малыша, в котором ему будет комфортно и интересно заниматься. Правильно обустроенное рабочее место настраивает ребенка на нужный лад.

Во время уроков рисования для малышей 3 лет желательно родителям находиться рядом, чтобы отвечать на возникшие у ребенка вопросы и помогать преодолевать сложности, если такие возникнут.

Для всего творческого материала — альбомов, красок, кисточек, карандашей — должно быть свое место, при этом ребенок должен иметь свободный доступ к ним. Если родители решили вешать полочки или шкафчики на стены, то рекомендуется это делать на высоте роста малыша, чтобы при желании он смог бы спокойно с них что-либо достать.

Когда учат рисовать детей 3-4 лет, то полезной деталью интерьера станет меловая доска или стена, покрытая специальной краской.

Обратите внимание! Экспозиции на стенах комнаты из работ, сделанных малышом, добавят мотивации к работе.

С чего следует начинать при обучении ребенка рисованию

Как показывают исследования, обучение живописи лучше начинать в раннем возрасте. Прежде всего нужно научить малыша правильно держать в руке карандаш и лишь потом переходить непосредственно к рисованию. Вначале можно помогать ребенку — водить его руку своей. Лучше всего обучение начинать с освоения прямых и волнистых линий, простых геометрических фигур (круг, квадрат). Постепенно можно переходить к усложнению рисунка, к примеру, рядом с домом нарисовать дерево, а на нем яблоки.

Техники для рисования

Основные техники рисования:

  • Штриховки и зарисовки. Целью данной техники является обучение закрашиванию какой-либо области, не заходя за контур.
  • Точки. Эта техника, пожалуй, легче всего дается детям. С помощью нее можно нарисовать зиму, дождик. Точки можно делать с помощью пальчика, который предварительно малыш опускает в краску. Также рекомендуется использовать ватные палочки, которыми, к примеру, ребенок без труда может нарисовать листочки на дереве.

Интересные идеи для рисования

Можно выбрать разные идеи для рисования, например, такие:

  • Штампы из пластилина. Подготовка для работы в данной технике не займет много времени. Достаточно из куска пластилина сделать штамп, придав ему нужную форму, украсить узорами и окрасить в нужный цвет. Для окрашивания можно использовать кисть или губку.
  • Штампы из листьев. Для этой техники подойдет любая краска. Сторона листа с прожилками покрывается обильно краской, а затем этой стороной нужно приложить его к бумаге. После нескольких секунд аккуратно убирать лист. С помощью этой техники можно сделать вместе с малышом картину «Осень в лесу».

  • Отпечатки овощей. Разрезав овощ на две части, нужно покрыть его поверхность подходящей по цвету краской, а затем сделать отпечаток на бумаге.

Учим ребенка рисовать карандашами

При знакомстве малыша с карандашами очень важно сделать правильный выбор. Первые карандаши не должны быть очень маленькими и тонкими, лучше всего отдать свое предпочтение трехгранным карандашам, на которых пальчики малыша располагаются в правильном положении.

Обратите внимание! По мере освоения этого предмета рисования ребенка можно обучать новым техникам. Но для начала он должен научиться рисовать точки, линии и штриховать.

Учим рисовать красками детей 3-4 лет

Рисование красками для детей 3-4 лет — очень увлекательное занятие. Для него лучше выбрать акварель или гуашь, потому что они безопасны и их легко отстирать с одежды. Лучше всего приобрести стаканчик-непроливайку и мягкие кисточки разного размера.

Читайте также  Как проветривать комнату с новорожденным зимой

Прежде всего, начиная работу с красками, нужно научить малыша держать правильно кисть, смачивать ее в воде и набирать краску. Можно предложить ребенку поводить сухой кисточкой, чтобы потренировать степень нажима и четкость движений.

Начинать лучше работу с одного цвета и простых форм. Можно попросить малыша нарисовать линии, волны, круг, а потом закрасить его по контуру.

Когда рисунки одним цветом будут освоены, можно добавить второй цвет. Постепенно трёхлетка научится не смешивать цвета, вовремя промывать кисточку, не выходить за контур картинки.

В три года картины малыша еще довольно хаотичны и схожесть с предметами пока минимальна, но если поощрять ребенка, то со временем рука малыша привыкнет, и рисунки станут реалистичнее.

Важно! Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за испачканную одежду или разлитую воду.

Как научить ребёнка рисовать поэтапно

При обучении малыша поэтапному рисованию важно озвучивать сюжет. Для этого отлично подойдут сказки или стихи.

Во время занятий рисуются простейшие линии и фигуры, а затем поэтапно модифицируются на глазах у малыша. Так, из квадрата получается домик, а из треугольника крыша, а из круга на небе появится солнышко.

Обратите внимание! Ребенку быстро надоедают монотонные и однообразные занятия, поэтому родители должны постоянно показывать новые приемы и подсказывать идеи для закрепления умений по пошаговому рисованию.

Поэтапное рисование для 4-летних детей приобретает более сложные формы и темы. Родители, используя различный методический материал, могут подобрать темы, интересующие его малыша. К примеру, научить рисовать машину или самолет.

Нужно ли отдавать ребенка в кружок рисования

Сейчас открылось множество кружков, студии по занятию с детьми с самого раннего возраста, их можно найти в любом районе города в шаговой доступности от дома. Но действительно ли нужны уроки по рисованию детям 3-4 лет?

Эксперты рекомендуют начинать художественные курсы уже в возрасте трёх-четырёх лет, где детей научат правильно держать карандаш или кисточку, аккуратно закрашивать контуры. Стоит отметить, что этому можно научить и самостоятельно дома. А если малыш ходит в садик, то и там обязательно имеются художественные занятия. В последнее время стали популярны курсы онлайн для детей, по которым они занимаются, не выходя из дома, что очень экономит время их родителей. По стоимости они обходятся дешевле кружка, что тоже является плюсом.

Рекомендации психологов и педагогов

Проведенные исследования подтверждают, что дети, которые много занимались рисованием, быстрее и легче осваивают письмо. Во время этих занятий развивается мелкая моторика, поэтому рисование — это обязательный этап, который должен предшествовать письму.

Обратите внимание! Кроме этого, педагоги утверждают, что детям, занимающимся рисованием, легче дается пространственное мышление и геометрия.

Среди психологов бытует мнение, что дети «рисуют головой, а не руками», потому что во время художественного процесса у них активно развивается мозг и улучшается память. Рисование развивает чувство красоты в детях. Зачастую психологи используют рисование во время своих практик, потому что это занятие помогает корректировать эмоции, достичь баланса внутри себя. Психологи называют рисование самотерапией.

Для привития чувства красоты, расширения кругозора и воспитания развитой личности, особенно если ребенок не ходит в сад, родителям стоит уделить особое внимание рисованию с детьми в возрасте 3-4 лет.

Как рисовать с детьми от 2 до 3 лет

Любовь Мишустина
Как рисовать с детьми от 2 до 3 лет

Мы, взрослые, не особо обращаем внимание на детские каля-маля и пытаемся подтолкнуть ребенка к изображению реальных предметов. Нам хочется,чтобы дети как можно быстрей начали изображать что-то реальное: круг, квадрат, треугольник, тучу, домики, травку. Мы и не подозреваем, что такими желаниями и советами блокируем развитие у детей способности говорить на изобразительном языке, способности рисовать.

Для начала, я хочу подчеркнуть существенные различия между рисунками взрослых и детей.

В своих рисунках взрослые изображают реальность, реальный предмет. Дети до 7-8 лет передают свои ощущения от предмета, выражают свой психический мир во вне. Похожесть не интересна ребёнку, он рисует свое впечатление от предмета.

Обычно, это тактильные, двигательные и зрительные впечатления.

Давайте внимательно рассмотрим первые детские рисунки каля-маля. Это очень важный период! И часто именно на этом этапе происходит блокировка рисования у наших детей. И тогда из них, как правило, вырастают взрослые, которые не умеют рисовать или рисуют шаблонно (солнышко, цветочки, домик, травка).

У периода каля-маля или каракульного рисования есть свои названия: хаотические каракули, циркулярные каракули, развитые каракули.

1. Хаотические каракули

До года малыш берет в руки карандаш и начинает тыкать им в листочек, радуясь, что оставляет следы. Это первые каракульные рисунки. В этот момент ребенок может смотреть по сторонам, на маму и продолжать тыкать. У него получаются хаотические каракули.

Ребенок делает для себя важное открытие: он может оставлять следы в этом мире!

Если в этот период дать ребенку листок и карандаш, то он с интересом будет проводить карандашом по листку, не соблюдая границы. На этом этапе у него еще не сформирована зрительно-моторная координация (глаз-рука): глаза не следят за тем, что делает рука, а рука действует так, как получается.

В это время мама может дать 1 листок и 1 инструмент для рисования: мягкий карандаш или фломастер, пальчиковые краски, а если ваш ребенок все еще активно изучает мир через рот, то натуральный краситель, например, морковный или свекольный сок. Достаточно дать всего по одному экземпляру, а не россыпь карандашей и фломастеров и целый альбом. Это поможет ребенку сосредоточиться на оставлении следов, а не на том, чтобы попробовать все на вкус.

И важно,чтобы мама давала обратную связь: «Ого, как здорово!», «Как много и красиво ты нарисовал — чтобы малыш получил опыт положительной реакции на свои действия. Особенно на оставление следов.

Любое размазывание чего-либо в этот период (часто это каша по столу, овощи, макароны) – часть опыта оставления следов. Поэтому мы аккуратно реагируем на такие действия, без критики и негативных эмоциональных реакций. Просто помогаем ребенку доесть свою пищу и пойти заниматься другими делами, чтобы обед или ужин не превратился в развивающие занятия.

Итак, на этом этапе ребенок приобретает опыт, что оставлять следы — это очень и очень хорошо!

Хаотические каракули — довольно короткий период,дети уже совсем скоро переходят на следующий этап: циркулярные каракули.

2. Циркулярные каракули.

Ребенок тыкал, тыкал в листок,потом он делает важно открытие:

«Я могу управлять своим движением! Куда захочу, туда и поведу!»

Это второе открытие в рисовании тесно связано с психическим развитием. Марина Озерова пишет, что циркулярные каракули примерно совпадают с тем временем, когда ребёнок начинает кружиться.

Ребенок очень рад, что может САМ рисовать.И тут же изобретает несколько движений: крючки, прямые, круги, разные линии. И начинает их активно отрабатывать. В это время малыш еще мало где может проявлять свою власть, мы его кормим, одеваем, за него решаем. А здесь он — хозяин движения! И уже имеется зрительно-моторная координация. Чем выше психическое развитие ребенка, тем больше линий он изобретает! У деток, у которых есть неврологические проблемы, на этом этапе будут очень заметны изменения, поскольку зрительно-моторная координация у них развивается позже.

И именно на этом этапе у родителей появляется соблазн начать обучать ребенка как правильно рисовать квадрат-круг, солнышко-домики. Так можно надолго заблокировать процесс развития этой деятельности.

Во-первых, показ готовых шаблонов приводит к блокировке развития образного мышления, а в будущем — к шаблонному рисованию.

Во-вторых, дети считывают мамину обратную связь,как: «Ты не умеешь, я знаю, как правильно, у тебя неправильно».

В детском рисовании нет ничего хуже, чем оценка.

Некоторые родители снисходительно принимают такие каля-маля своих детей, но, все же, переживают, что нет изобразительного, похожего на реальный предмет рисования.

Когда у меня на занятиях дети боятся рисовать (уже в 4-5 лет они могут отказаться это делать, так как боятся, что у них не получится, мы возвращаемся на стадию каракульного рисования, где дети заново открывают для себя возможность оставлять следы и управлять своими движениями на бумаге, без страха оценки и страха того, что не получится, так как тетя Наташа дала задания нарисовать каля-маля.

На этом этапе мама опять дает по одному листу и всего два фломастера, карандаша, баночки с краской. Напомню, это важно, чтобы ребенок смог сосредоточиться на самом акте овладения своими движениями на листе.

Здесь важно восхищаться разными линиями: «О, какой кружочек, какая завитушка, какая толстая линия!» и т. д.Не даем своих ассоциаций: «Это зайчик, медведь, машинка и прочее?». Не показываем шаблона и не обучаем. После того, как ребенок вам показал свои каля-маля, можно сказать «Нарисуй еще!».

3. Развитые каракули

На 3-ю стадию каракульного рисования ребенок выходит от 2-х до 3-х лет. Это благословленное время.

«Лист мне тоже подчиняется! Я имею власть над пространством!»

В этот период ребенок много бегает, он осваивает пространство. Фломастеры бегают по листочку. Ребенок осваивает пространство-лист, чувствует его край и учитывает это в своих графических действиях.

Развитые каракули — это свобода! Рисование тесно связано с телом, с физическим движением. Давайте ребенку возможность много двигаться.

Развитые каракули – это стадия интерпретаций своих рисунков, переход к изобразительному рисованию. Ребенок в бесформенных изображениях начинает видеть смысл. В 2,5-3 года, по словам Марии Осориной, совершается революция. Ребенок обнаруживает, что его линии, точки, кружочки на что-то похожи. Они могут быть чем-то и что-то значить именно для него. Все эти кружочки, пятна становятся элементами графического языка, при помощи которых ребенок начинает изображать человека, животных и даже абстрактные идеи.

Многие специалисты отмечают, что застенчивость взрослых людей, страх выразить себя, начинается именно здесь. Ребенок уже подрос. Взрослые еще больше хотят, чтобы появлялось что-то конкретное в его рисунках, и часто дают оценку рисунку, а для ребенка — это оценка его самого. У малыша уже закладывается самооценка, он ее формирует из обратной связи значимых взрослых.

Детские рисунки хорошо бы принимать так же, как мы принимаем ребенка — безусловно. Рисование для него должно быть радостью! И даже каракули нужно вешать на стену, любоваться ими и показывать с гордостью друзьям и знакомым.

На этом этапе мама может дать несколько ручек, карандашей,мелков и листы разной формы: круглые, маленькие, большие, треугольные, овальные.Мы знакомим ребенка с кистью и красками: гуашью, акварелью.И именно на этой стадии ребенок приносит вам рисунок и говорит: «Смотри — это машина едет, дождь идет, комары летают и т. д.».

На этой стадии важно не давать своих ассоциаций: «Это волк, ежик, заяц?».Оценки также не даем: «Как похоже, молодец!».Можно сказать: «Как мне нравится твой заяц!»

Что еще важно?В период хаотических и циркулярных каракуль дать ребенку вволю наиграться с материалами: трогать, размазывать, хлопать, рисовать на своем теле.

Итак, ребенок примерно с 1 года до 3 лет проходит несколько стадий доизобразительного рисования:

Власть над движением

Поиск смысла в нарисованном рисунке

Желание изобразить что-то

Марина Озерова в своей книге напоминает, что ребёнок рисует ощущение и отношение к предмету. В процессе развития образного мышления важно давать ребенку самому создавать свои рисунки.

Если мы даём готовые шаблоны, изображения, предметы, то мышление у дошкольника не генерирует свои образы, мы помогаем ребенку формировать шаблонное мышление.

Рисование — это не просто популярный вид деятельности. Это способ самовыражения без слов, рассказ о переживаниях, которые еще сложно осознать, непосредственная передача своего состояния с помощью художественных средств.

У ребенка до 6-7 лет речь развита не настолько хорошо, чтобы он смог сформулировать и внятно выразить то, что он чувствует. Рисование дает детям шанс выразить состояние, отношение к чему-либо, вновь пережить приятное событие или избавиться от негативных эмоций.

Рисованиесвязано с психическими функциями ребенка: с воображением, восприятием, речью и мышлением. Оно развивает эти функции и соотносит их между собой, помогая ребенку упорядочить представления о мире. Надо помнить, что в рисовании ребенок использует опыт, приобретенный в другой деятельности. Чем лучше ребёнок играет, активно познает окружающий мир — тем лучше он рисует (не значит, что правильно изображает предметы, создает их похожими, а значит, что проходит качественно стадии развития детского рисунка, осваивает изобразительный язык).

Желаю вашим деткам рисовать с удовольствием!

«У моей коровушки». Учимся рисовать корову У моей коровушки Рыжая головушка, Теплый, влажный, мягкий нос Я ей травушки принес. Л. Коротаева На этой неделе мы с детьми учились рисовать.

Фотоотчет «Все дети любят рисовать» Детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте происходит формирование творческой личности и одной из наиболее эффективных.

Я умею рисовать, не надо к маме приставать Здравствуйте, уважаемые коллеги! У меня есть дочка Маргарита,ей сейчас 10 лет. У неё недавно появилось новое увлечение. У нас в детском.

Как мы учились рисовать лисичку Приветствую Вас, дорогие коллеги! У нас на этой недели по лексике «Лес и его обитатели» Вчера мы с детьми учились рисовать лисицу. Я не.

Как шаблон-овал детям рисовать помогал Дорогие коллеги! Практика показывает, что нетрадиционные техники рисования являются эффективным средством формирования творческой личности.

Мастер класс «Учимся рисовать сову» При свете звезд в ночной тиши Сидит на старом дереве сова. Уснули все, не видно ни души. Сова решила: полетать пора! Нарисуйте в центре.

Пытаюсь рисовать Доброго времени суток, уважаемые коллеги. У каждого есть свое увлечение, кто-то вяжет, кто-то плетет из газетных трубочек, кто-то делает.

Учим детей рисовать Интерес к рисованию у детей появляется очень рано, наблюдая как родители, старшие братья и сестры действуют с карандашом, малыши тоже пытаются.

Учимся рисовать. МК «Попугай» Важный пестрый попугай Прилетел на ветку. огляделся и сказал: «как живете, детки?» Мы опять рисовали с помощью геометрических фигур.

Все дети любят рисовать! Все дети любят рисовать. Добрый день,уважаемые коллеги! Всем давно известно, что все дети любят рисовать. Рисуют с удовольствием карандашами,.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector