Как научить ребенка вести себя хорошо

Как научить ребенка вести себя хорошо

Как научить ребенка вести себя хорошо

Как помочь ребенку с проблемами поведения в школе — 5 эффективных советов для родителей

Содержание:

Может быть неловко получить записку или телефонный звонок от учителя вашего ребенка об их поведенческих проблемах в школе. Сказал ли он что-нибудь противное студентке или вступил в драку на перемене, нет необходимости паниковать. Даже лучшие из детей проскакивают сейчас и потом.

Как научить ребенка вести себя в школе?

Если вы обнаружите, что у вашего ребенка есть поведенческие проблемы в школе, есть несколько способов изменить ситуацию, понять и исправить ее. Вот несколько советов о том, как работать с ребенком с проблемами поведения в школе:

1. Установите регулярное общение с учителем вашего ребенка

Первым шагом является оценка ситуации, чтобы понять, что может привести вашего ребенка к плохому поведению. Является ли их плохое поведение изолированным инцидентом, или он регулярно попадает в неприятности? Если это первое, то следите за ним в течение нескольких дней, чтобы увидеть, разрешится ли оно самостоятельно. Если это последнее, то ежедневно связывайтесь со своим учителем, чтобы узнать об их поведении.

Учителя, как правило, имеют установленную систему общения с родителями, чтобы держать их в курсе поведения детей. Некоторые могут использовать смайлики с цветами, такими как зеленый, желтый и красный, чтобы обозначить хорошее и плохое поведение, или некоторые предпочитают написать небольшую заметку. Попросите их присылать вам эту информацию о поведении ребенка каждый день, а не только в тот день, когда ребенок плохо себя ведет. Получение хороших смайликов является отличным стимулом для вашего ребенка, и он с нетерпением покажет вам, что у него был хороший день в школе.

2. Награда за хорошее поведение

Один из лучших способов помочь вашему ребенку вести себя в школе — поощрять и укреплять хорошее поведение. Цените его, когда он получает хорошие замечания и отчеты от учителя, и отмечайте его успехи, чтобы мотивировать его продолжать в том же духе. Создание системы поощрений для стимулирования хорошего поведения — идея, которая работает очень хорошо. Установите ежедневные поведенческие цели и вознаградите его, когда он достигнет этого. Простая цель — получать 3 смайлика от учителя каждый день или пять галочек за хорошее поведение.

Его награды не должны стоить вам никаких денег. Вместо этого вознаграждение может представлять собой набор привилегий на ежедневной основе, например, дополнительное время видеоигры или что-либо еще, чем он пользуется в полной мере. Ежедневные награды помогут ему оставаться мотивированным. Вы можете предлагать ему большие награды еженедельно, если он продолжает достигать ежедневных целей в течение всей недели. Поездка в его любимый игровой парк или свидание с его лучшим другом — хорошая еженедельная награда.

3. Фокус на позитив

Пройдя мимо психологов из Института Детского Разума; вместо того, чтобы тратить время на исправление плохих детей, более продуктивно хвалить детей, которые ведут себя хорошо. Смысл в том, чтобы уделять больше внимания хорошему поведению у детей и меньше внимания подрывному поведению в классе. Так как большинство детей ищут внимания и похвалы, этот подход со временем улучшит хорошее поведение.

Например, рассмотрим ребенка, который выпадает из вопроса, не поднимая руку, или тыкает другого ребенка впереди в очереди. Учитель найдет в группе ребенка, который демонстрирует хорошее поведение, например, поднимает руку, прежде чем задавать вопрос, или соблюдает дисциплину, и хвалит его за это.

4. Работать с ними, чтобы решить проблемы

В дни, когда ваш ребенок борется со своим поведением, сядьте с ним и придумайте решения о том, как он может добиться большего успеха на следующий день. Спросите его, что привело к его поведению, и дайте ему знать, что вы поможете ему стать лучше завтра. Поговорите с ним спокойно и попросите его материалы, которые могут помочь. Дети могут иногда объяснить, что пошло не так, и решения часто просты. Он, возможно, стал подрывным, потому что ему скучно, и решение будет более сложной задачей.

Иногда дети плохо себя ведут, чтобы что-то прикрыть. Например, если они не в состоянии выполнить задачу, они будут разрушительными, так как они скорее будут казаться «плохими», чем «глупыми». Поэтому они склонны действовать, а не просить о помощи. Если ваш ребенок не готов говорить о вещах, не давите на него. Вы можете отложить это, когда у него будет хороший день.

5. Получите помощь извне

Если случаи, когда ваш ребенок плохо себя ведет в школе, продолжаются, несмотря на ваши усилия по решению проблем, самое время проконсультироваться с терапевтом по поводу вашего ребенка. Получите рекомендации для терапевта, который готов работать с вашим ребенком, не используя сначала лекарственный подход. Проконсультируйтесь с кем-нибудь, кто может помочь ребенку справиться с эмоциональными проблемами, заставляющими его играть в школе, и работать вместе со своим учителем, чтобы улучшить их.

При терпении и стратегическом вмешательстве можно исправить плохое поведение детей.

13 советов как помочь вашему ребенку вести себя хорошо.

Ребенок плохо себя ведет: что делать?

Почему дети начинают себя отвратительно вести в самый неподходящий момент? Для усмирения чад в ход идет весь доступный воспитательный арсенал начиная с увещеваний и заканчивая подзатыльниками. Почему же дети становятся такими несносными?

Психологи объясняют, что происходит с ребенком, который стал себя плохо вести.

  1. Между прочим, есть научное объяснение, почему дети время от времени «выходят из берегов» – это нормальные этапы развития

«На самом деле между тем количеством внимания и времени, которое хотят и могут выделять ребенку родители и тем, сколько этого внимания и времени нужно ребенку, есть большая разница. С точки зрения ребенка, ему должно принадлежать все ваше время и внимание – потому что малыш таким образом развивается, – говорит Эмили Эммотт, биолог-антрополог Университетского колледжа Лондона, – А родителям, естественно, силы нужны еще и на себя, и на друзей.

Дети же просто еще не умеют «правильно» дать понять, что им не хватает внимания. Вот и получается – ребенок думает, что лучший способ завладеть вниманием родителей – это устроить истерику, хорошенько покричать. Кроме того, дети отнюдь не с рождения обладают способностью понимать, чего хочет другой человек, им нужно этому научиться. А пока все, что они понимают – это то, что им чего-то хочется, а им этого не дают».

  1. Четкий режим сна – ключ к хорошему поведению.

Проведенное в 2013 году исследование, в котором приняли участие больше 10000 детей в возрасте 3, 5 и 7 лет, показало, что есть объективная и статистически достоверная связь между неупорядоченным режимом сна и проблемным поведением ребенка днем.

Профессор Ивонн Келли из отделения эпидемиологии и здоровья населения Университетского колледжа Лондона рассказала: «Отсутствие фиксированного режима дня заставляет тело и разум ребенка переживать нечто похожее на смену часовых поясов, что сказывается на здоровом развитии и поведении ребенка. Нарушения сна, особенно возникающие в ключевом для развития ребенка возрасте, могут привести к серьезным последствиям для здоровья, которые будут сказываться всю последующую жизнь».

Исследование подтвердило четкую связь между сном и поведением ребенка. Оно показало также, что негативные изменения в поведении ребенка обратимы – как только нормальный режим дня установлен, поведение начинает меняться в лучшую сторону.

По мере того, как ребенок растет, нормально не высыпаясь, его поведение ухудшается, что проявляется в его гиперактивности, сложностях в отношениях со сверстниками и проблемах эмоционального характера. Однако у детей, которые переходят на регулярный распорядок дня, прослеживается улучшение в поведении».

  1. Для понимания ребенком того, «что такое хорошо и что такое плохо», поощрение эффективнее, чем наказание.

Как часто родители говорят своим уже подросшим детям: «Да мы тебя наказывали для твоего же блага!», «Да, ругали, но тебе же добра хотели!»… Но так ли это на самом деле?

Рэйчел Келем, профессор кафедры детской и семейной психологии Массачусетского университета, говорит: «Паттерны хорошего поведения гораздо лучше закрепляются, если больше внимания уделять тем моментам, когда ребенок ведет себя хорошо, чем если заострять внимание на тех эпизодах, когда ребенок делает что-то не так».

«Часто родители сосредоточивают все свое внимание на том, что им кажется в поведении ребенка неправильным. Но на самом деле, если родители будут акцентировать свое и ребенка внимание на тех моментах, когда он ведет себя хорошо, ребенок будет стараться вести себя так, чтобы вызвать одобрение родителей. Хвалите ребенка за хорошее поведение, поощряйте его и тем самым вы воодушевите его продолжать вести себя в том же духе.

Часто получается так, что ребенок получает гораздо больше родительского внимания – пусть и со знаком «минус» – когда ведет себя плохо. И тут уже дело за родителями – поймите это, и постарайтесь уделять ребенку больше внимания, когда он ведет себя хорошо, он будет стараться получить ваше внимание хорошим поведением».

  1. Чтобы закрепить паттерны хорошего поведения, ребенку нужно объяснить, чем же оно так хорошо.

«Если ребенок убрал за собой игрушки, недостаточно сказать: «Хорошая девочка» или «Молодец», – говорит Келем, – нужно проговорить, почему вам нравится такое поведение ребенка. Лучше сказать: «Спасибо тебе за то, что убрал игрушки, – ты так мне помогаешь, когда наводишь порядок» или «Посмотри, как в комнате стало хорошо, когда ты все расставил по местам».

  1. Дети во всем «зеркалят» поведение родителей – и ваши гнев и злость тоже

Сердятся на детей абсолютно все родители без исключения. «Но учить тому, что хорошо, а что плохо, не значит кричать на ребенка», – говорит Дэвид Спеллман, детский психотерапевт из Ланкашира. «Я уверен, что мы очень часто недооцениваем, насколько сильное негативное воздействие на ребенка оказывает родительский злой или раздраженный голос. Да, это требует работы над собой и терпения, но родители должны быть одновременно и строгими, и добрыми.

Нужно четко говорить, что так, а что не так, но не кричать и не вопить. Если разговаривать с ребенком зло и гневно – он вас просто не «услышит», и все, что вы пытаетесь ему сказать в таком тоне, останется для него совершенно непонятным».

  1. Хвалите ребенка, если он сделал что-то ПОЧТИ правильно

Никто из взрослых-то неидеален, а уж дети в особенности. Их мозг и способность принимать решения еще только формируются (и будут формироваться до подросткового возраста, и даже после). Детям нужно много времени, чтобы научиться вести себя хорошо и «разучиться» – плохо. «Так что остается только набраться терпения, – говорит Спеллман, – Хвалите ребенка за то, что он сделал почти хорошо и за то, что он СТАРАЕТСЯ сделать что-то хорошо».

  1. Не бывает «рано» учить хорошему поведению.

«Никогда не рано устанавливать четкие границы дозволенного и хвалить за хорошее поведение», – отмечает Келем, – Младенцы учатся хорошему так же успешно, как и годовалые дети. А уж трехлетнему вы можете совершенно открыто и спокойно сказать: «Если ты собираешься и дальше так безобразничать, придется тебе пойти и посидеть на стуле в другой комнате несколько минуток, пока не успокоишься». Сами понимаете – когда ваш ребенок станет выше вас ростом – гораздо труднее будет ему что-то внушить. Так что делайте все вовремя.

  1. Старайтесь не ввязываться в «войну интересов»: готовы уступить – уступайте сразу.

Видите, что намечается истерика? У ребенка плохое настроение? Все ему не так и не этак? «Тут уж или твердо стойте на своем и не сдавайте позиций, – говорит Келем, – или дайте ребенку то, что он хочет, не давая истерике набрать силу. Все мы бывали в ситуации, когда ребенок ноет, и ноет, и ноет, выпрашивая что-то, и родитель в конце концов уступает. И так ребенок учится тому, что всего-то и надо погромче поорать и подольше поныть – и родитель сдастся. Поведение родителей должно быть совершенно четким: хотите уступить – уступите сразу же, не дожидаясь истерики и нытья. Решили стоять на своем – стойте, не меняйте своего поведения из-за того, что ребенок ваш кричит и ноет».

  1. У каждого ребенка свой темп развития, и его возраст не всегда хороший ориентир для оценки его поведения.

«Хватить уже вести себя как младенец!», «В твоем возрасте так себя вести просто стыдно!» – еще одно избитое клише из родительского арсенала. Многие родители убеждены, что по мере того, как ребенок становится старше, он «забывает» «малышовые» особенности поведения.

Спеллман напоминает: «Все дети совершенно разные, и на развитие каждого так много всего влияет, что ждать «поведения, соответствующего возрасту» – не очень-то разумно».

«Календарный возраст ребенка не очень-то надежный критерий для оценки поведения. Дети очень, очень разные в смысле прохождения этапов развития. Родителям важно понять, каков «функциональный возраст» их ребенка, «возраст по развитию». И в какой-то области ребенок может быть очень даже развит, а в другой – малыш малышом. Особенно у подростков так бывает – только что разговаривал так, будто ему не 11, а все 21, и тут же может попросить посидеть с ним, пока он засыпает, и подоткнуть одеяло или куриный супчик сварить».

10. Если вы используете таблицу оценки поведения ребенка – не поддавайтесь соблазну снять «золотую звездочку» за нарушение правил.

Такие таблички на кухонной стене, призванные стимулировать ребенка делать то, что от них требуют родители, сейчас весьма популярны. Сделал правильно (например, сам застелил постель) – получил звездочку в таблице. Но, отмечает Келем, очень часто родители совершают большую ошибку, сначала давая эту самую звездочку, а потом убирая ее за какой-то проступок.

«Такие таблицы – это очень хороший способ договариваться с ребенком, они весьма эффективно работают. Смысл в том, что ребенок видит, у него есть наглядное отображение его хорошего поведения, и он знает, что за хорошие поступки будет поощрение. Но родители часто совершают серьезную ошибку, отбирая уже заслуженную звездочку. Очень важно понять: если ребенок что-то заслужил – он это заслужил, и пересмотру это не подлежит, что бы он ни натворил после».

11. Отмените все эти «углы» и «ступеньки для непослушных».

Келем отмечает: «Вообще, «выдернуть» ребенка из ситуации, когда он плохо себя ведет, – стратегия очень эффективная. Только нужно делать это быстро, без крика и ругани. Я. честно сказать, не люблю все эти «иди в угол», потому что этим «в угол» вы клеите на ребенка ярлык «ты плохой». А хотите-то вы не ярлык наклеить, а чтобы ребенок перестал делать что-то плохое, так? Вот и не сообщайте ему «ты плохой ребенок», «ты отвратительный», ставя в угол.

Лучше сказать: «Что-то ты разошелся… Пойди-ка тихонечко посиди на стуле у себе в комнате – а как успокоишься, приходи ко мне».

12. Вести дневник поведения – хороший способ понять, что провоцирует плохое поведение ребенка.

Если вы ищете способ контролировать изменения в поведении ребенка, дневник вам в этом может стать весьма полезен. Записывая, как ребенок вел себя в тот или иной день, капризничал, закатывал истерики или был в хорошем настроении, вы сможете отследить, что провоцирует плохое поведение вашего ребенка.

«Записывая, что ребенок делал до скандала или вспышки гнева и что было после, вы увидите эти цепочки событий и сможете понять, почему в такой-то день все вдруг пошло наперекосяк», – советует Келем.

13. Если вам нужна помощь, не стесняйтесь просить о ней.

Вы чем-то встревожены в поведении ребенка? Что-то, на ваш взгляд, не так? Нет ничего стыдного в том, чтобы обратиться к терапевту. Это вовсе не значит, что вашему ребенку тут же выставят диагноз или выпишут какие-нибудь лекарства – но тот же терапевт может посоветовать, например, хорошего детского психолога.

А вообще, помочь вам могут не только профессионалы. Друзья, родственники, другие родители могут дать дельный совет в сложной ситуации, связанной с воспитанием ребенка.

«Быть родителем – по-настоящему трудно, без всякого преувеличения, и это абсолютно нормально, что иногда вам очень нелегко. И если вам есть с кем обсудить накопившиеся проблемы – не стесняйтесь. Конечно, всегда найдутся люди, которые безапелляционно заявят: «Вам поможет только то-то и то-то», – подчеркивает Спеллман, – Но попробуйте просто поговорить с другими родителями, особенно с теми, у которых дети того же возраста, что и ваш. Не нужно бояться говорить о возникающих проблемах, не нужно бояться общаться со специалистами, если возникают трудности – они, эти трудности, бывают у всех».

Как научить ребенка хорошо себя вести

Почему обычно послушный и спокойный малыш вдруг начинает вести себя плохо? И главное — как научить ребенка вести себя хорошо, чтобы он добивался своего не капризами, а мирными способами?

Откуда берется плохое (иначе говоря — нежелательное для родителей) поведение ребенка? Что заставляет обычно послушного и спокойного малыша начать капризничать? А главное — как научить малыша вести себя хорошо? Эти вопросы беспокоят всех без исключения родителей, и, к счастью, детские психологи, готовы дать на них ответ.

Первый шаг: давайте разберемся, зачем ребенок плохо себя ведет?

У нежелательного поведения всегда есть цель. И если родители присмотрятся к поведению малыша и ситуации, в которой он повел себя плохо, с высокой долей вероятности они увидят три основных цели: получить желаемое, избежать чего-то неприятного, сложного или скучного, привлечь внимание.

К примеру, малыш спокойно играет, родители занимаются своими делами; и вдруг он крушит едва возведенный из кубиков домик и начинает плакать. Родители прибегают на шум и слезы. Просто ребенку нужно было привлечь их внимание, и у него это получилось. Другое дело — почему он выбрал именно такой способ привлечь внимание? Может, на более мирные призывы родители не обращали внимание?

Как устроено поведение и откуда оно берется?

Любую ситуацию можно разложить на три этапа. Малыш захотел получить конфету в магазине — это стимул к его дальнейшим действиям. Он начал громко просить и плакать — собственно действия. И, в конце концов, ребенок получил вожделенную сладость — это последствие. При этом третий пункт может быть и иным: родители сердятся или игнорируют капризы, и малыш не получает желаемого.

Как становится ясно, многое зависит от стимула и последствия, которые подтолкнули малыша к нежелательному поведению. И родители смогут скорректировать его поведение, если воспользуются простыми приемами или адаптируют их под свои отношения с ребенком.

Как помочь малышу вести себя хорошо?

Хорошее поведение ребенка — результат совместного «творчества» всей семьи. В этом процессе родители чутко прислушиваются к малышу, чтобы понять его цели, корректируют стимулы и отвечают на поведение крохи адекватными последствиями.

Если малыш добивается капризами желаемого. Вернемся к ситуации, которая была описана выше. Вы с ребенком отправляетесь в магазин, где его внимание привлекает конфета, которую вы не планировали покупать.

Психологи рекомендуют «предвидеть» возникновение такой ситуации и снять ее вероятность. Так, если дать малышу конфету дома — до похода в магазин, он, вероятнее всего, не обратит внимания на сладости в супермаркете. Другой вариант — заранее сообщить малышу, что именно вы планируете купить, а также обсудить покупки, которые вы не собираетесь совершать в этот раз.

Что касается следствия, то если пойти на поводу у капризов и купить вожделенную конфету с целью как можно скорее угомонить чадо, следует ожидать повторения истории с плачем и просьбами. Другое дело, если конфету не купили, объяснили, почему, да еще и мультфильм запретили смотреть в качестве наказания за проступок.

Если с помощью нежелательного поведения малыш пытается избежать неприятных занятий. К примеру, речь идет о развивающих занятиях. Начните с того, чтобы резко снизить сложность — дать простые задания и поощрить. И воспользуйтесь «принципом бутерброда»: выберите три задания — очень простое, с которого начнется занятие, самое неприятное и сложное для ребенка и третье — самое приятное.

Первое ему будет легко начать. В предвкушении третьего — приятного, у него появится желание быстрее сделать второе, сложное. Важно перед тем, как начать заниматься, озвучить малышу план работы, чтобы он знал, что его ждет.

Читайте также  Как отучить ребенка писать ночью в кровать

И обязательно помните, что ребенок ожидает вашей похвалы, объятий, поцелуя — действий, жестов и слов, которые передадут ему вашу любовь и одобрение. Такое поощрение — лучший способ закрепить достигнутые успехи в любом деле!

Как научить ребенка хорошо себя вести в общественных местах?

Все мамы и папы мечтают об идеальном ребенке (в их понимании)

И когда родители собираются выйти в свет с детьми (неважно — в театр или в поликлинику), в голове рисуется идиллическая картина из рекламных роликов — счастливая семья, все улыбаются, радуются мирозданию, дети нарядны и послушны, родители сдержанны и строги, изредка одергивают расшалившихся румяных карапузов, ребятишки мгновенно успокаиваются и продолжают вести себя, что называется, прилично.

Реальность, как водится, весьма отличается от нарисованной воображением картины.

Дети не слушаются, кричат, ноют, пачкаются, бегают, толкаются, задевают окружающих и очевидным образом отличаются от представлявшегося идеала. Взрослые дергаются, нервничают, орут, либо, напротив, отрешаются и не обращают внимания на происходящее. Обыкновенно все одновременно: есть силы — ругаются и одергивают, силы кончаются — отрешаются. И на новый круг…

Как разорвать данный порочный круг?

Первое и едва ли не самое важное — возвращение в реальность (избавление от завышенных ожиданий). Необходимо понять: всяческие идиллические картины — как парадные постановочные семейные фотографии, жизнь ими не ограничивается.

Нужно трезво оценивать, насколько ваш конкретный ребенок способен выдерживать, к примеру, долгое ожидание в поликлинике, поездку в общественном транспорте и тому подобное. Если вы идете на фильм/представление — учитывайте продолжительность, подумайте, сможет ли малыш высидеть на месте; необходимо принять во внимание и возрастной ценз зрелища — пятилетнему крохе интересно на интерактивном детском шоу, длящемуся до полутора-двух часов, но сохранять спокойствие длительное время на концерте классической музыки маленький ребенок сможет едва ли.

В данные моменты родителям очень хочется, чтобы их чадо сидело смирно, а не являлось аналогом электровеника. Но все дети отличаются друг от друга, даже поведение братьев/сестер различается в значительной степени, и зависит от многих факторов, в немалой степени — от темперамента ребенка, на что родители повлиять не в силах.

Зачастую родители думают — если чужие дети могут спокойно сидеть, а их малыш — нет, дело в неумении воспитывать, и она плохая мать (он плохой отец). Нет! Помните, вы — лучшая и единственная мама (лучший и единственный папа) для ребенка, лучше никого не существует (это полезно помнить и повторять в каждой непростой ситуации).

Посему лучше заранее представить, к чему стоит готовиться, дабы избежать завышенных ожиданий. Это поможет меньше нервничать и раздражаться, что весьма благотворно влияет и на поведение ребенка.

Как успокоить ребенка в общественных местах?

Первый и самый легкий вариант — конечно, разнообразные гаджеты. Буквально современный аналог соски — раньше мама давала орущему карапузу соску, сейчас — телефон. Признаемся, порой это необходимо, главное — не злоупотреблять подобным.

Второй вариант (к примеру, в поездках) — увлечь внимание ребенка происходящим рядом. Совместные наблюдения, рассказы и объяснения различных явлений помогают малышу лучше узнавать окружающий мир, способствуют развитию у крохи любознательности, и, как любой контакт с родителями, укрепляют детско-родительские узы.

Третий вариант, классический, но не теряющий актуальности — чтение вслух. Уместно почти везде, исключая метро (из-за грохота). Выбирайте интересную книгу — и вперед! (готовьтесь прочитать эту интересную книгу сто миллионов раз и выучить наизусть, дети очень консервативны в выборе книг и фильмов)

Четвертый вариант — разнообразные игры, к примеру, в слова. Самым маленьким — все слова, ребятам постарше стоит ограничить тему, от традиционной “города” до любой интересной ребенку (растения, животные и т.д.)

Это способы сравнительно быстро занять ребенка на время, дабы активность малыша не нарушала общепринятые нормы поведения, не мешала окружающим людям. Но все же в итоге мы стремимся, чтобы ребенок самостоятельно мог оценивать окружающую обстановку и действовать адекватно внешним условиям. Итак, заключительный пункт:

Как все-таки научить ребенка хорошо себя вести в общественных местах?

Первое — предварительно расскажите ребенку куда и зачем вы идете, объясните правила поведения. Особенно объяснения важны, если вы идете в данное место в первый раз (к примеру, первый поход в театр, цирк, на елку). Лучше подобным образом поступать первые несколько раз, дабы малыш запомнил правила. Конечно, странно ожидать, что он в одночасье станет им следовать (прямо скажем — едва ли станет), но правила останутся в памяти, и постепенно, наблюдая за окружающими людьми, ребенок научится их придерживаться.

Второе — правила этикета легко и просто учатся в игровой форме, детям, особенно, маленьким, очень нравится им следовать, если представить их в виде игры. К примеру, посмотрев фильм про английских джентльменов, ребенок начинает подражать галантным манерам, увиденным в фильме — выглядит как забавная игра, притом вызывает неподдельный восторг окружающих.

Третье (в продолжение темы неподдельного восторга) — хвалите и поощряйте хорошее поведение детей. Частенько взрослые ругаются и раздражаются на капризы малышей, но никак не реагируют на примерное поведение, принимая как должное. Однако детям важны эмоции, и, как это не покажется странным и контринтуитивным, ребенку “интереснее”, когда взрослые эмоционально ругаются, чем безучастно сидят рядом и не обращают внимания. Не скупитесь на похвалу, радуйтесь мелочам в поведении малыша, и ребенок гораздо легче и быстрее усвоит правила поведения.

Резюмируя вышеизложенное: избавляйтесь от завышенных ожиданий, занимайтесь с детьми и обязательно хвалите их!

Помните, для ребенка вы являетесь лучшей мамой (или лучшим папой)!

Подсказка родителям: как научить ребёнка хорошему поведению

«Только посмотри на это безобразие!», «Какой ты неряха!», «Когда ты уже научишься делать то, что тебе говорят!», «Опять ты делаешь всё не так!», «Сколько раз тебе сказано?»… Знакомы ли вам эти фразы? Ну, некоторые из них? Приходится ли вам использовать их в общении с вашим ребёнком?

К сожалению, стоит некоторое время понаблюдать за родителями и ребёнком в каком-нибудь многолюдном месте, и можно услышите фразы, подобные этим. Такие комментарии и замечания только ухудшают самооценку ребёнка, не учат его правильному поведению, а только сообщают, что он что-то сделал плохо.

Как же тогда учить наших детей желаемому поведению? Без нотаций, крика, бесконечных замечаний? Как помочь ребёнку понять, какое именно поведение вы ожидаете от него? Как научить его такому поведению? Один из самых эффективных путей, по которому вы можете пойти — это позитивное подкрепление.

Позитивное подкрепление — это обучение ребёнка желаемому поведению не через критику плохого поведения, а через поощрение хорошего. Как это сделать? Родителям следует делать акцент на том, что у ребёнка получается правильно, верно, хорошо, и говорить ему об этом, поощрять его, вместо того, чтобы делать акцент на плохом поведении, постоянно критикуя его. Часто бывает так, что на хорошее поведение родители внимания не обращают, воспринимая его как «само-собой-разумеющееся», а замечают именно плохое поведение, и всегда говорят о нём ребёнку. Подкрепление хорошего поведения в этом случае не происходит, а происходит противоположное: постоянное фокусирование на плохом поведении. Старайтесь поступать по-другому — отмечайте ребёнка за хорошее поведение!

Правила и ограничения. Родителям следует чётко и ясно заранее предупреждать ребёнка о том поведении, которое они ожидают от него и рассказывать ему о последствии непослушания. Значит ли это, что не нужно наказывать ребёнка? Нет, не значит. Наказание в виде прекращения игры с ребёнком, временного ограничения каких-то удовольствий, и «time out» (об этом речь пойдёт в следующий раз) — это естественные последствия непослушания, о которых ребёнок должен знать. Но вы, как родитель, отвечаете за то, чтобы чётко и ясно объяснять ребёнку заранее, возможно по несколько раз, какое поведение вы ожидаете от него, что правильно делать, и что — нет. Будьте уверены, что ребёнок вас услышал и понял, а так же знает о действиях, которые вы предпримите в случае непослушания.

Давайте разберём ситуацию, где маленький Максим приглашён на День Рождения к Ване. Мама Максима знает, что он очень активный мальчик. Когда они подходят к квартире Вани, мама Максима говорит ему: «Пожалуйста, веди себя в гостях хорошо». Максим получил очень туманное, «общее» предупреждение. Так как он находится в предвкушении праздника, скорее всего, он не «проникается» маминым обращением.

В квартире Вани Максим в восторге от шариков, подарков, тортов и большого количества детей. Он бегает по комнатам, шумит, ссорится с другим мальчиком из-за игрушки, обзывает его, кричит, проливает сок на рубашку, ноет, что ему мало положили мороженого, не слушает Ванину маму и роняет кусок торта на ковёр в гостиной. Мама Максима в ужасе, кричит на него, ругает его, в итоге они одеваются и уезжают раньше времени. Ей очень стыдно за сына, и всю дорогу она говорит ему об этом, не заботясь особенно о том, что это слышат посторонние люди. Максим всё это время тихо плачет.

Не знакома ли вам такая ситуация? Если нет — то замечательно! И всё же, давайте посмотрим, как мама Максима могла бы поступить иначе:

«Максим, я знаю, что ты очень ждёшь Ваниного Дня Рождения. Перед тем, как мы поедем к нему, я хочу, чтобы мы сели вместе и поговорили о том, как правильно вести себя в гостях». Максим и мама садятся на диван и некоторое время спокойно разговаривают: «Максим, в гостях будет весело и интересно. Будет очень много детей, и я хочу, чтобы ты понял некоторые правила о том, как нужно себя вести, хорошо?» (Максим кивает). «Когда мы будем в гостях, я хочу, чтобы ты слушал свой внутренний голос, даже если ты будешь очень сильно радоваться, хорошо? (Максим кивает). Я хочу, чтобы ты слушался Ванину маму и делал то, что она будет тебе говорить, хорошо? (Хорошо, — говорит Максим). «Ещё несколько вещей. Пожалуйста, ходи спокойно, когда ты будешь в квартире, и будь осторожен с мебелью, хорошо? (Максим кивает). Я хочу, чтобы ты говорил «Спасибо» и «Пожалуйста», и говорил только хорошие слова. Если ты не сможешь выполнять всё, что я тебе рассказала, мы должны будет уехать из гостей, понимаешь?»

Когда они подъезжают к дому Вани, мама говорит Максиму: «Давай ещё раз повторим, как правильно себя вести на Дне Рождения, хорошо?» Нам нужно слушать свой внутренний голос, внимательно слушать взрослых, да? Нам нужно ходить, а не бегать в квартире, говорить «Спасибо» и «Пожалуйста» и не говорить плохие слова. Ты сможешь это делать, чтобы мы не уходили раньше времени?» Максим с готовностью кивает головой. Он понимает все мамины слова. Он теперь знает, чего от него ждут. Конечно, он будет очень возбуждён, и, возможно, прольёт сок на рубашку (а может быть и нет, если не будет бегать). Если он начнёт ссориться с другими ребятами, мама может тихо ему напомнить: «Помнишь, мы говорили с тобой, что надо быть вежливым и говорить только хорошие слова. Это значит, что нужно уступать другими детям. Давай не будем говорить плохие слова, я не хочу сейчас уходить, а ты?» Когда Ванина мама скажет, что пирожные можно кушать только на кухне, Максим, скорее всего, послушается её. Если так, то по дороге домой Максима нужно похвалить за это, и сказать, что он старался хорошо вести себя в гостях. Можно даже и не упоминать о соке (потому что это было случайно).

Если Максим не слушается, и всё-таки ведёт себя плохо, нужно уехать из гостей, как и обещала мама. Он будет плакать, но мама может сказать спокойно, но твёрдо: «Если дети говорят плохие слова и ссорятся, им приходится рано уезжать из гостей». Позже, когда Максим успокоится, мама может ещё раз поговорить с ним о том, как важно слушаться и о том, что происходит, когда он не слушается.

Наши дети нуждаются в чётких правилах и объяснениях и им необходимо знать, что последует, если они не будут слушаться. Важно говорить об этом спокойным тоном, используя позитивные слова, а не те, которые подрывают веру ребёнка в себя, его самооценку. Важно так же последовательно выполнять то, что вы пообещали ребёнку в случае непослушания. Всё очень просто. Уважение, чёткость, и ясность объяснений, поощрение хорошего поведения, последовательные действия в случае плохого поведения, и ещё раз уважение.

Критика. Даже когда критика необходима, важно «оформить» её в позитивные, конструктивные слова. Это значит, что следует говорить ребёнку о том, какое поведение вы ожидали от него, чем ругать его за то, как он вёл себя на самом деле. В первом случае, ребёнок поймёт, как ему нужно было вести себя. Во втором случае ребёнок услышит лишь то, что он сделала что-то не так. Например: «Не рисуй на полу!» можно заменить на: «Пожалуйста, рисуй только на бумаге. Сейчас нужно вытереть краску с пола». Ещё очень важно не путать поведение ребёнка с его личностью. Согласитесь, есть большое различие между: «Ты не убрал свои носки на место» и «Ты — неряха», между: «Ты сказал мне неправду» и «Ты — обманщик», между: «Ты не убрала игрушки» и «Ты — лентяйка». А лучше всего, конечно, сказать: «Нужно убрать свои носки на место», «Нужно говорить только правду», «Нужно убрать игрушки». Приучайте себя к этому, и ваш труд обязательно принесёт свои плоды!

Случайности. Важно помнить, что случайности происходят, особенно, когда деткам 1-5 лет. Не нужно ругать ребёнка за то, что он что-то столкнул, разбил, сломал, испортил случайно. Это большая ошибка ругать его за случайные, непреднамеренные действия! Ведь и вы можете что-то уронить или разбить, и вас никто не посмеет за это отругать. Постарайтесь просто объяснить, что именно случилось, и почему. И не «застревайте» на этом дольше, чем нужно: «Ой! Стакан опрокинулся — ничего страшного. Это случилось потому что он был слишком близко к краю стола. Давай его поставим сюда, ближе к середине, чтобы он не мешал своим локтям, когда ты кушаешь, хорошо?»

В завершение, ещё раз повторим основные мысли:

1. Спокойно и чётко объясняя ребёнку заранее правила и ограничения, вы помогаете ему понять желательное поведением ПЕРЕД тем, как возникнут проблемы.

2. Отмечая ребёнка за хорошее поведение, а не критикуя за плохое, вы помогаете ему быстрее учиться.

3. Если всё-таки критика необходима, критикуйте только поведение, а не личность ребёнка.

4. Критикуя, говорите о том, какое поведение вы ожидали от ребёнка, а не о том, что у него что-то не получилось.

5. Если ребёнок делает что-то случайно, просто объясните ему, что к чему, не ругая.

Если вы хотите наладить отношения с вашим ребёнком и воспитывать его без криков и наказаний, приглашаю вас на мой бесплатный онлайн-марафон, который состоится уже совсем скоро. Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector