Как объяснить ребенку безударные гласные

Как объяснить ребенку безударные гласные

Как объяснить ребенку безударные гласные

Как объяснить ребенку безударные гласные

Автор: Тарасова Марина Николаевна

Организация: ГБОУ СОШ №96

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Правописание безударных гласных – одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму в начальной школе. Именно этой орфограмме следует уделять большое внимание при обучении правописанию. Эту работу следует начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.

Высокий уровень грамотности достигается в результате формирования автоматизма при его применении. При этом грамотное письмо превращается в навык, ставший привычным без контроля сознания действий.

Опираясь на данный принцип, учителю важно показать, что при написании нельзя доверять произношению. Следовательно, надо научить детей определять, содержится ли в слове сомнительный гласный звук, развивать у них умение находить проверочные слова.

Чтобы облегчить учащимся применение правил при письме, призвано использование алгоритма. Например:

1. Определить, есть ли в слове безударный гласный.

2. Если безударный гласный есть, тогда надо определить, в какой части слова он находится.

2. Если безударный гласный находится в корне, тогда надо определить, какой это безударный гласный: проверяемый или непроверяемый.

3. Если безударный гласный проверяемый, то надо изменить слово или подобрать однокоренное слово, где безударный гласный окажется под ударением.

4. Если безударный гласный непроверяемый, то слово нужно найти в орфографическом словаре и запомнить.

В начальной школе изучается написание слов с безударными гласными в корне слова, в приставке, в окончании.

Возьмём безударный гласный, который находится в корне слова.

Сначала нужно познакомить учащихся с гласными буквами, которые, находясь в слабой позиции, следует проверять. Для знакомства с ними можно использовать четверостишье:

Безударных гласных пять

Тех, что нужно проверять.

Вы запомните друзья

А, О, Е, И, Я.

Важно учить детей видеть орфограмму в корне слова.

Для развития орфографической зоркости при работе над безударными гласными в корне слова использую различные упражнения.

1. Подбери проверочное слово: р…ка — … р…ды — …

Учащимся предлагается в данных словах поставить знак ударения.

Выполняя это задание, необходимо задать учащимся следующие вопросы:

— В каком слоге (ударном или безударном) находятся пропущенные буквы?

— Как будем проверять?

— Измените эти слова так, чтобы безударный слог стал ударным.

— Допишите подобранные слова.

2. Выбери проверочное слово, обоснуй свой выбор:

л.пить (липко, лепка), м.стерить (мост, мастер).

Такие задания формируют у учащихся знания о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково.

3. В предложенном тексте учащимся предлагается найти слова с орфограммой на безударную гласную в корне слова.

В сарае лежит зерно. Его сторожат коты. Мыши таскают зерно в нору. Птицы прилетают клевать зерно. Коты гоняют воришек.

Для того, чтобы дети проявляли интерес к правилу, можно использовать на уроке рифмовки, стихотворные упражнения по орфографии. Например:

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты ее немедленно

Ставь под ударение.

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье

Чтоб развеять все сомненья!

Успех работы по правописанию безударных гласных обеспечивается если:

1. Ученик умеет находить объект правила (выделить гласный звук в слабой позиции).

2. Ученик умеет пользоваться правилом (подобрать проверочное слово).

3. Отработан алгоритм учебного действия: нахождение безударного гласного, подбор проверочного слова.

4. Систематично выполняются упражнения, подчинённые этой задаче.

5. Учитель в своей работе использует современные методы по изучению орфограммы «Безударная гласная в корне слова»

Безударная гласная в корне слова, – это самое простое правило в орфографии. Однако во время такой проверки могут возникнуть трудности. Ведь очень важно подобрать правильные проверочные слова , в противном случае можно легко допустить ошибку.

Система орфографических упражнений должна помочь учащимся усвоить сущность того языкового явления, которое лежит в основе применения правила правописания безударных гласных в корне слова.

Обучение правописанию безударных гласных в корне слова будет успешным в том случае, если учитель не только четко определит для себя теоретические основы данной темы, но и сможет грамотно организовать работу, используя различные виды упражнений.

Как научить ребенка правильно писать слова с безударной гласной в корне слова

Как научить ребенка правильно писать слова с безударной гласной в корне слова

Одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму- правописание безударных гласных в корне слова. В течение многих десятилетий ученые, методисты, учителя старались найти оптимальные методы и приемы позволяющие формировать у учащихся прочные навыки написания слов с безударными гласными. Однако и до настоящего времени эта проблема остается актуальной, поскольку, как показывает практика, больше всего ошибок в работах учеников связаны с явлением безударности гласного.

Подготовка к изучению безударных гласных надо начинать в I классе не только потому, что это будет способствовать более продуктивной работе над ними во II классе, но и потому, что программа I класса предоставляет учителю для такой подготовки богатые возможности. Подготовительную работу можно начинать с первых уроков обучения письму и чтению.

Первой ступенью к выработке навыка правописания безударных гласных корня является ударение , и обучать различению ударения надо одновременно с обучением грамоте. Уже на первых уроках обучения грамоте я практически знакомлю учащихся с ударением. Активная роль принадлежит учителю. Учащиеся наблюдают за произношением учителя и с его помощью устанавливают, что при чтении слов один слог произносится сильней. На уроке я сообщаю детям, что под ударением гласный звучит отчетливо и пишется так, как слышится. Начатое практическое знакомство с ударением продолжается до конца учебного года, но время на этот вид работ постепенно сокращается, меняется и прием распознавания ударения в слове: от наблюдения за речью учителя к постановке ударения в написанных словах и фразах.

Научив детей распознавать место ударения, учу их обнаруживать безударный гласный и знакомлю с некоторыми приемами проверки.

Этой работе отвожу на каждом уроке 2 – 3 минуты. На первых порах даю детям готовые графические образцы. На доске заранее записываются пары слов: норы – н_ра, мал – м_ла, нос – н_сы . Учащиеся называют ударный слог в слове из правого столбца, потом безударный; говорят, какая гласная в нем пропущена. Ученик ссылается на ударный образец, потому что начинает понимать, что в безударном слоге одного и того же слова пишется та же гласная, что и в ударном. На этой начальной стадии обучения очень важно строгое соблюдение порядка следования операций, выполняемых под руководством учителя: поставь ударение, найди безударный гласный, проверь написание .

Самая трудная операция – вторая – обнаружение орфограммы. Выработка этого навыка – процесс длительный. Начинается он с букварного периода и под непосредственным руководством учителя продолжается до конца года.

Для тренировочных упражнений из букваря или имеющегося списка беру 3 – 4 двусложных слова и с безударными, так и с ударными гласными в первом слоге, который и будет контролироваться учащимися (о чем их предупреждаю заранее).

Классу даю, например, такие задания:

1. На слух определить: в каком слоге гласный произносится сильнее? Слабее?

2. Списать с доски или из букваря слова и в каждом из них поставить знак ударения. Гласную, если она находится в первом слоге, подчеркнуть.

3. Сначала про себя по слогам, потом вслух прочитать записанные на доске слова, назвать те из них, в которых безударный гласный находится в первом слоге. Списать эти слова, подчеркивая безударные гласные.

4. Сначала про себя по слогам, потом шепотом прочитать слова, записанные на доске, списать в тетрадь только те из них, в которых в первом слоге гласный безударный, подчеркнуть букву.

5. Самостоятельно найти на доске слова с безударными гласными в первом слоге и записать их в тетрадь.

6. В продиктованном по слогам предложении поставить знак ударения, безударные гласные подчеркнуть.

7. Записать под диктовку слова (чтение орфографическое), пропуская гласные в первом слоге, если на них не падает ударение.

Во всех случаях работа заканчивается коллективным подбором проверочных слов и вставкой букв, если они пропущены.

От одного вида заданий к другому перехожу постепенно, только тогда, когда вижу, что дети подготовлены к его выполнению.

Проверяя тетради, я обращаю внимание на усвоение ударения, на развитие навыка обнаружения безударных гласных.

И только тогда, когда подавляющее большинство учащихся будут находить безударные гласные, простые слова с этой орфограммой можно вводить в диктанты, в маленькие творческие работы.

Проведенная в букварный период предварительная работа по распознаванию места ударения, обнаружению безударных гласных и подбору под руководством учителя близких по значению слов для проверки этих гласных, подготавливает учащихся к усвоению представления о единообразном написании общей части родственных слов.

При знакомстве с родственными словами ставятся следующие цели:

научить детей находить общую часть в группе родственных слов;

обратить внимание на единообразное написание гласных и согласных в корне независимо от того, в какой фонетической позиции они находятся;

добиться осознанного понимания признаков родства слов и предупредить ложные аналоги, основанные на звуковом сходстве корней;

попутно закрепить навыки распознавания частей речи по вопросам;

обогатить словарь учащихся.

В соответствии с этими целями я подбираю типы упражнений:

1. Списать родственные слова, обозначить условными выделениями общую часть.

2. Прочитать, назвать общую часть родственных слов и пропущенную букву устно подобрать проверочные слова. Списать, вставляя пропущенные буквы, обозначить общую часть родственных слов.

3. К данному слову подобрать родственные слова, обозначить общую часть.

4. Списать родственные слова, обозначить общую часть, к каждому слову устно поставить вопрос.

5. Прочитать записанные на доске слова, списать первое слово, приписать к нему только родственные слова.

6. К слову, отвечающему на вопрос что? подобрать родственные слова, отвечающие на вопросы какой? что делает?, обозначить общую часть.

7. Сначала списать слова, отвечающие на вопрос что? потом — на вопрос что делает? и на конец, на вопрос, какой? Общую часть родственных слов выделить.

8. К словам с безударной гласной подобрать родственные слова с ударной гласной.

9. Записать предложения под диктовку, найти в них родственные слова.

Во в II классе я обращаю внимание детей:

а) на выделение учащимися в словах не только безударного гласного звука, но и безударного слога;

б) на осознание учащимися факта несовпадения звука и буквы;

в) на умение обнаруживать в тексте орфограммы, т.е. безударные слоги, безударные гласные;

г) на быстроту реакции у детей в изменении слов: «к-са – косы, р-са – росы»

В результате многократных повторов таких сочетаний проверяемых и проверочных слов в памяти детей формируются ассоциации, школьники даже в слабой позиции фонемы уже слышат ее по аналогии с сильной позицией.

Обнаружение безударных гласных сопровождается работой над печатным текстом: путем наблюдений дети выясняют, как в практике письма принято обозначать безударные гласные. Зная уже способ проверки безударных гласных, дети обобщают наблюдения и таким образом подготавливаются к усвоению правила теории.

Алгоритм проверки безударного гласного на уровне возможностей II класса – до введения понятия «корень слова» и «родственные слова»:

1 шаг: Произнести проверяемое слово.

Есть ли в нем гласные в безударных слогах?

Если есть – какие они?

а, о, е, и – нужно проверять у, ы, ю, я – проверять не надо

2 шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.

Произнеси слово вместе, выдели ударный слог.

3 шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением

Проверь написанное.

Ошибки на это правило происходят:

во–первых, потому, что у детей слаба орфографическая зоркость; они не замечают слов, где необходима и возможна проверка;

во–вторых, у них мал запас проверочных слов, они не успевают или не умеют изменять слово нужным образом, подбирать проверочные слова.

В своей работе использую различные типы упражнений, которые содействуют воспитанию внимания учащихся и предупреждению ошибок, направленные на различение ударной и безударной гласной, на формирование умения подбирать проверочные слова.

Для игры заготавливаются для каждого игрока карточки. Карточка разделена на 8 частей. В каждой части записаны слова с пропущенными безударными гласными в корне. Для закрывания клеток у каждого ученика должны быть фишки из плотной бумаги. У ведущего заготовлены карточки, на которых записаны все проверочные слова.

Ведущий достает по одной карточке, читает написанное на ней проверочное слово, а игроки закрывают фишками клетки с родственными словами. Игра продолжается, пока два-три человека не закроют свои карточки. Они выходят к доске, читают свои слова, объясняют, какие гласные в них пропущены, доказывают проверочным словом.

Коррекционная работа по выработке правописания безударных гласных проверяемых ударением

Коррекционная работа по выработке правописания безударных гласных

проверяемых ударением

Письмо с опорой на правило требует от детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) осуществления ряда мыслительных операций. Так для выработки написания безударных гласных, проверяемых ударением необходимы следующие умения (до изучения тем «корень слова», «однокоренные», «родственные слова»):

· умение выделять слова, которые подлежит проверке;

· умение определять ударной и безударной гласной в слове;

· умение подбирать проверочное слово;

· умение определять безударную гласную, которой следует обозначать безударный гласный звук;

· умение записать правильно слово.

Учитель-дефектолог, приступая к изучению любого правила во вспомогательной школе для себя должен подготовить четкую речевую инструкцию, в которой будет прослеживаться пошаговая доступная пониманию обучающихся, последовательность действий.

На данном этапе необходимо четко использовать пошаговый «Алгоритм проверки безударного гласного» на уровне возможностей обучающегося:

Произнеси проверяемое слово. Есть ли в нем гласные в безударных словах?

Если есть – какие они?

а, о, е, и – нужно проверить у, ы, ю – проверять не надо

Подбери проверочное слово, измени слово так, что бы проверяемый звук оказался под ударением.

Произнеси слова вместе (мосты — мост), выдели ударный слог.

Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.

Образец обучения рассуждению на данном этапе формирования навыка правописания безударной гласной проверяемой ударением.

Слово «мосты», 2 слога, 1-й слог – мост, 2 слог – ты, 2-й слог ударный – «-тыыы», 1 – й слог безударный, нужно проверить: писать а или о.

Изменим слово, подберем проверочное: «мооо-ст».Первом слоге буква о

После изучения тем «однокоренные», «родственные слова» необходимы следующие умения:

· умение находить родственные слова;

· умение выбирать из цепочки родственных слов проверочное (ударную форму для проверки безударной гласной);

· умение произносить проверочное слово, выделив искомый звук;

· умение правильно обозначить его буквой в проверяемом слове, не потеряв найденное решение задачи.

«Следовательно, навык правописания безударных гласных, проверяемых ударением, может быть приобретен детьми с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) только на основе умений, сформированных в результате сознательной деятельности обучающихся. В дальнейшем путем многочисленных упражнений орфографические умения автоматизируются, превращаются в навык.

В силу нарушенного интеллекта дети с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) с большим трудом овладевают умениями и навыками, в основе которых лежит осознанное усвоение знаний. …. Отсутствие конкретных указаний в правиле, длинная схема действий, выполняемых школьниками, согласно рекомендациям, ограниченность гнезда родственных слов в лексике детей не позволяет до конца обучения сформировать у школьников навык самостоятельности применения данного правила» ()

Навык правописания безударных гласных проверяемых ударение формируется у детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) на протяжении всех лет обучения во вспомогательной школе.

Для более успешного решения данной проблемы во вспомогательной школе предусмотрена система коррекционной работы, направленная на ослабление или устранение возникших у детей трудностей, предусматривающая следующие этапы:

1. Подготовка к усвоению правила.

2. Усвоение правила.

3. Формирование умения объяснять написание слов, пользуясь правилом.

4. Формирование умения находить в тексте слова на данное правило.

5. Формирование умения контролировать свое письмо правилом.

I. Подготовительные упражнения (повторение тем «Ударение», «Ударные и безударные гласные»).

1. Прочитать (кот, рак, соль, крот). Сказать, какой гласный звук слышится в данных словах, какая буква пишется. Списать.

2. Прочитать (коза, вода, волна, звезда земля, лиса). Выделить голосом ударные гласные. Отметить, как произносятся гласные звуки в каждом слове и как они пишутся. Списать, поставить знак ударения, подчеркнуть безударные гласные.

3. Прочитать (вечер, вечерок; город, городок; улов, ловил; земля, землянка). Выделить голосом ударные гласные. Списать. Поставить знак ударения. Подчеркнуть безударные гласные. Сказать, в какой из пар слов один и тот же гласный является ударным, а в какой — безударным.

4. Списать (Поля пусты. Мокнет земля. Дождь поливает. Грач улетает). В подчеркнутых словах поставить ударение. Подчеркнуть безударные гласные.

В результате упражнений на сравнение гласных в разных позициях, под ударение и без ударения, учащихся можно подвести к выводу, что гласная под ударением пишется так, как слышится, а в безударном положении ее произношение расходится с написанием.

II. Упражнения, направленные на подведение обучающихся к выводу о применении правила проверки безударной гласной:

1. Упражнения, направленные на формирование умения анализировать слово с позиции произношения и написания

а) Списать (вода, река, ряды). Поставить знак ударения, подчеркнуть безударные гласные. Сказать, как произносятся и как пишутся данные слова.

б) Прочитать (дрова – трава, лиса — леса). Сказать, как произносятся и как слышатся безударные гласные в этих словах. Сравнить с их написанием. Списать. Подчеркнуть безударную гласную.

2. Упражнения, направленные на формирование умения определять с помощью алгоритма, что правописание не всех гласных в безударном положении вызывает затруднение.

а) Прочитать (вода, рука, река, пылит, ряды, дрова, лиса, ключи). Выделить голосом ударные гласные, назвать безударные. Выписать только те слова, в которых можно допустить ошибку на правописание безударной гласной.

б) Записать гласные, безударное положение которых в словах вызывает трудность при письме, и гласные, при которых не возникает трудностей в написании (а, о, е, я, и, у, ю, ы).

Подобрать примеры с этими гласными в ударном и безударном положении.

3. Упражнения на сравнение слов с гласными в ударном и безударном положении

а) Прочитать (следы — след, носы — нос, страна — страны, пила — пилы, ряды — ряд). Установить разницу в произношении гласных корня в этих словах и сходство в их написании. Списать. Поставить ударение. Безударные гласные подчеркнуть.

б) Прочитать (реки — река, ноги — нога, письма — письмо).Сказать, какие слова вызывают сомнения в написании и почему. Списать. Поставить ударение. Безударные гласные подчеркнуть.

в) Написать слова в один столбик (столы, шары, моря, снега). Поставить ударение. Безударные гласные подчеркнуть. По образцу написать слова во второй столбик. /Образец: столы — стол/.

III. Формирование умения объяснять написание слов, пользуясь правилом

1. Упражнения по выработке навыка подбора проверочного слова.

а) Изменить слова по образцу

Мост — мосты Грозы — гроза

Записать слова парами. Подчеркнуть безударные гласные.

б) Изменить слова по образцу.

Шары – шар. Слеза — слёзы.

в) Списать, подбирая к выделенным словам проверочные слова. Сильная гроза (…) Белые паруса (…). Слова для справок: парус, грозы.

г) К данным словам с безударными гласными подобрать проверочные слова. (Травы, часы, земля, снега). Слова для справок: зимы, зимний; снег, снежный; час, часики; травы, травка.

д) Списать подбирая к данным словам слова с безударными гласными. Использовать слова для справок.

Реки, лес, воды, цвет, травы.

Слова для справок: лесник, лесок; вода, водный, водичка; цветок, цветы; речка, река, речной; травка, трава, травушка., травинка.

Данный тип упражнений помогает сформулировать правила правописания. В предложенных вариантах упражнений используются различные способы проверки слов с безударными гласными.

IV. Формирование умения находить в тексте слова на данное правило.

а) Откуда стол пришел?

Недаром пахнет он сосной.

Пришел он из глуши лесной.

Вот этот стол – сосновый стол –

К нам из лесу пришёл.

Пришёл он из глуши лесной –

Он сам когда-то был сосной.

Сочилась из его ствола

Он был в чешуйчатой коре, А меж его корней

Барсук храпел в своей норе

До первых вешних дней.

Задание. Выпиши слова, в которых ты можешь проверить безударную гласную в первом слоге. Подбери и напиши рядом проверочное слово.

б) Выпиши слова с безударной гласной, которые нуждаются в проверке, подбери к ним проверочное слово.

Читайте также  Сколько должен бодрствовать месячный ребенок

Какая бывает роса на траве

Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

в) Найди слова с безударной гласной, обозначь их точкой.

На Севере рано наступает зима. Замерзли моря. Не пройти пароходам через ледяные поля. На помощь пришел ледокол. Он проложит путь судам.

V. Формирование умения контролировать свое письмо правилом.

а) Прочитай загадку. Напиши отгадку вместе с проверочным словом.

Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку. (К…са)

б) Спиши, вставляя пропущенные буквы. Устно подбирай проверочные слова.

З..мля промёрзла. Но з..ма ещё не наступила. Не видно сл..дов зв..рей. Только зайцам страшно. Их белая шубка хорошо видна л…се. А л…сА тут как тут!

Предложенная система в коррекционной работе по выработке правописания безударных гласных проверяемых ударением позволит обучающимся усвоить данное правило.

1. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе», М. «Владос» 2000

2. «обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы», М. «Просвещение» 1988

Как объяснить ударение

Статья Льва Штернберга

На самом деле проблемы может быть две, и они очень разные. Одна проблема: ребенок ПОНИМАЕТ про ударение, но оно у него НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ. В этом случае ему ничего не надо объяснять (ведь он и так уже понимает), но надо тренировать. В конце этой статьи вы найдете упражнение, которое необходимо проделать многократно с разными словами — делать до тех пор, пока у ребенка не появится навык. Другая возможная проблема: ребенок еще слишком мал и НЕ ПОНИМАЕТ про ударение, а взрослый не знает, как это объяснить доходчиво. Первая часть данной статьи именно о таком случае: ПОЧЕМУ ребенок не понимает и КАК ему объяснить.

Казалось бы, нет ничего проще, чем объяснить ребенку про ударные и безударные гласные. Безударные гласные произносятся тихо и коротко, ударные произносятся длиннее и громче — чего тут не понять? И всё-таки многие дети понимают про ударение с большим трудом. Причиной тому оказывается конкретное мышление ребенка, которое заставляет его воспринимать каждое слово взрослого буквально.

Во-первых, дети не понимают, почему эта штука называется “ударение”. Разве мы кого-нибудь бьем, ударяем? Наверное, правильнее было бы говорить “нажимание” или “усиление”, потому что мы нажимаем голосом, делаем голос сильнее.

Во-вторых, как мы можем это ударение-нажимание-усиление поставить? У него что, ножки есть? А может, лучше было бы его посадить, или даже положить? Если взрослые всё время говорят, что ударение падает — так может пусть себе там и лежит, где упало?

Ну да, понятное дело, взрослые имеют в виду, что поставить нужно ЗНАК ударения. И поставить этот ЗНАК можно в письменном слове над какой-то буквой.

Но только вот незадача: взрослые почему-то просят ребенка поставить ЗНАК ударения вовсе не в письменном слове, но устно, в слове произнесённом, в котором нет никаких букв и потому ЗНАК поставить просто некуда. А о том, что в устном слове нужно НАЖАТЬ голосом, УСИЛИТЬ голос на каком-то звуке — об этом взрослые как-то ничего не поясняют ребенку.

Кроме того, когда взрослые пытаются объяснить ребенку, что в устном слове, например, ЛУНА ударение должно падать на гласную букву А («гласный звук А «, говорят многие взрослые) — в это время взрослые катастрофически запутывают ребенка. В письменном слове ЛУНА действительно есть буква А, и над ней можно поставить знак ударения. Однако в устном слове ЛУНА ребенок не выделяет отдельного звука А — он не произносит «лун-А», но выделяет в слове слитный слог НА, и усиление голоса начинается уже на согласной части этого нераздельного слога-слияния («лу-НА») . В устной речи ударным получается весь слог целиком. Пытаясь объяснить ребенку, что знак ударения нужно ставить над гласной буквой — взрослый сначала должен сам понимать, что это правило относится только к написанному слову, но не к устному. (Подробнее о разнице между буквами и звуками читайте статью “Буквы, фонемы, звуки, слоги”)

Так как же быть? Как объяснить ребенку про правильное ударение-нажимание-усиление, и где оно должно стоять-сидеть-лежать?

Да в общем-то всё просто. Ни один ребенок не сделает ошибки, если Вы спросите его: “Как правильно произнести слово? —

ЛУна или луНА
КАша или каША
ТУча или туЧА
Улица, уЛИца или улиЦА
МАлина , маЛИна или малиНА
ТИшина, тиШИна или тишиНА

— любой ребенок безошибочно выберет правильный вариант. То есть в принципе само ударение (усиление голоса) все дети ощущают правильно, непонятны им оказываются лишь термины, которыми пользуются взрослые для пояснения.

Возьмите для тренировки любое слово, состоящее из нескольких слогов, например, слово РАКЕТА. Произнесите это слово по слогам, сопровождая произнесение каждого слога взмахом руки. Покажите ребенку, как сильно взмахивает рука на ударном слоге: раКЕта. Движения руки помогут ребенку всем телом ощутить ритмику слова. В данном слове ударение (усиление голоса) пришлось на середину слова. Теперь дайте ребенку задание, чтобы он самостоятельно придумал неправильные усиления: в начале слова (РАкета) и в конце слова (ракеТА), сопровождая это усиление голоса сильным взмахом руки. Проделайте такое же упражнение с несколькими другими словами.

Когда ребенок научится читать и будет понимать, где какая буква стоит в написанном слове, — вот тогда можно будет легко объяснить ему про ЗНАК ударения и про то, как он СТАВИТСЯ в письменном слове над нужной гласной буквой. Однако и в этом случае не каждый ребенок сразу начнет ставить ударения правильно. Потребуется многократный тренинг, описанный чуть выше, пока ребенок научится усиливать голос на нужном слоге.

Русский язык. 1 класс

Конспект урока

«Русский язык» для «1» класса

Урок № 37 «Учимся проводить звуковой анализ слова»

На уроке Вы узнаете:

  1. Что такое гласный ударный и безударный.
  2. Как проверять безударный гласный и согласный на конце слов.
  3. Как посчитать звуки и буквы в слове.

Основные термины и понятия:

Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов.

Безударные гласные – это гласные звуки в безударных словах слов.

Чтобы проверить, какой гласной буквой обозначен безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: сова –совы.

Проверяемое слово – слово, в котором надо проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.

Проверочное слово – слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

Согласные бывают твёрдыми и мягкими, а также звонкими и глухими.

При произнесении согласных глухих звуков слышится только шум. Звонкие согласные звуки произносятся с участием голоса и шума, они более звучные, чем глухие.

Звонкий согласный звук на конце слова превращается в глухой

Чтобы проверить, какой буквой обозначить согласный звук на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук: флаг – флаги.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающие парные по глухости звонкости согласные звук на конце слова. Например, слова «флаг, герб» — проверяемые. Мы проверяем буквы «г» и «б»

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком. Слова «флаги» и «гербы» — проверочные слова. С помощью них мы проверяем буквы на конце слов.

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. Организаций. В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2017 с. 74.

Сегодня наш урок посвящен гласным буквам и звукам, и согласным звукам и буквам.

Вы уже знаете, что слоги бывают ударными и безударными.

А почему они такие?

Всё потому, что в слогах есть ударные и безударные гласные.

Ударные гласные – это гласные звуки в ударных слогах слов. Груша, банан, лимон.

Безударные гласные – это гласные звуки в безударных словах слов: фасоль, укроп, сирень.

Безударный гласный звук может обозначаться разными буквами.

В слове «вода» мы слышим звук [а], но пишем букву о.

В слове «поляна» мы слышим звук [а] в первом слоге, пишем букву о.

Поэтому написание слова с безударным гласным звуком нужно проверять.

Возьмём слово сова. Звуковое обозначение [сава].

Изменим слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов «совы».

Ударение падает на о.

Подчеркнём букву, которой обозначен ударный звук.

Очень важно, что при изменении слова (сова-совы) ударный и безударный гласные звуки в одной и той же части слова обозначены одной буквой «о».

Чтобы проверить, какой гласной буквой обозначен безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: сова –совы.

Рассмотрим еще один пример. Слово: земля. Как нам проверить безударную гласную «е»? Словом: земли.

Земля – проверяемое слово, то есть то слово, которое нам нужно проверить.

Земли – проверочное слово, то есть слово, с помощью которого мы проверяем безударную гласную.

Итак, запомните правило.

Проверяемое слово – слово, в котором надо проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук. (сова, земля)

Проверочное слово – слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук. (совы, земли)

Но всегда ли можно проверить безударный гласный?

Посмотрите на предложение.

Корова в тепле – молоко на столе.

Как вы думаете, можно ли проверить выделенные безударные буквы?

Такие слова называются словарными словами.

Молодец! Теперь вы сможете самостоятельно проверять безударные гласные звуки и писать слова правильно!

Но это еще не всё! Сегодня мы вспомним, какие бывают согласные звуки.

Вы уже знаете, что согласные бывают твёрдые и мягкие.

Твёрдые согласные мы обозначаем синим цветом, а мягкие согласные зелёным.

Твёрдые и мягкие звуки дружат между собой и образуют пары.

Они называются парные.

Но есть согласные звуки, которые не хотят ни с кем дружить по признаку твёрдости-мягкости.

Они называются непарными.

Звуки [ж][ш][ц] всегда твёрдые. Непарные твёрдые.

Звуки [ч’][щ’][й’] всегда мягкие. Непарные мягкие.

Еще согласные бывают звонкими и глухими.

При произнесении согласных глухих звуков слышится только шум.

Звонкие согласные звуки произносятся с участием голоса и шума, они более звучные, чем глухие.

Звонкие и глухие согласные тоже дружат парами.

Они называются «парные по звонкости-глухости»». [б][п], [в][ф],[г][к],[д][т],[з][с],[ж][ш], и их мягкие пары тоже дружат между собой [б’][п’], [в’][ф’],[г’][к’],[д’][т’],[з’][с’].

Например, шар – жар.

Глухой согласный звук [ш] обозначается буквой ш, а звук [ж] обозначается буквой ж.

Но есть звуки, которые не хотят ни с кем дружить по признаку глухости-звонкости.

Звуки [л] [м] [н] [з] и их мягкие пары [л’] [м’] [н’] [р’] всегда звонкие.

А звуки [х][ц][щ’][ч’] и их мягкие пары [х’][ц’] всегда глухие.

Но! Так происходит не всегда.

Звонкий согласный звук на конце слова превращается в глухой, и мы не знаем, какую букву писать.

Например, слово «су..», что же написать в конце? Правильно! Букву п.

А в слое «зу..»? Мы слышим звук [п], а пишем букву «б».

Что же нам теперь делать?

Каждый раз угадывать букву?

Ни в коем случае! Буквы на конце слова нужно проверять!

Чтобы проверить, какой буквой обозначить согласный звук на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук: флаг – флаги.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающие парные по глухости звонкости согласные звук на конце слова. Например, слова «флаг, герб» — проверяемые.

Мы проверяем буквы «г» и «б»

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком. Слова «флаги» и «гербы» — проверочные слова. С помощью них мы проверяем буквы на конце слов.

Молодец! Теперь вы знаете, какие бывают согласные звуки, как проверять согласные буквы на конце слов.

Попробуем теперь посчитать звуки и буквы в нескольких словах.

Возьмём слово «клюв». В этом слове 5 букв. А как нам записать это слово с помощью звуков? [кл’уф]. 4 звука. В слове клюв 5 букв и 4 звука.

А в слове юла? В слове «юла» 3 буквы ю,л,а и 4 звука [й’ула].

Наконец, посмотрите на слово «поют». Сколько букв в этом слове? Правильно, 4. А звуков? Давай посчитаем. [пай’ут]. 5 звуков. В слове поют – 4 буквы и 5 звуков

Сегодня мы проделали огромную работу. Вы большой молодец!

Прочитайте слова. Сколько здесь слов, последняя буква которых обозначает звук [т]

В каком слове нужно проверять безударный гласный?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector