Как объяснить ребенку что такое душа

Как объяснить ребенку что такое душа

Как объяснить ребенку что такое душа

Дельфис

Последнее обновление

  • Подписка
  • Мероприятия
  • Конференция
  • Рубрики
  • Архив
  • Авторы
  • Контакты
  • Магазин

Статьи по теме

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • >>

Рекомендуемые книги

Страницы старого дневника Г.С.Олькотт
Купить за 350р >>

Лечебник Агни-Йоги. Медицина третьего тысячелетия
Купить за 300р >>

Учение Живой Этики (в 4-х томах). Том 1
Купить за 650р >>

Подписка на рассылки

Оставайтесь с нами

Отзывы наших читателей

Детям о душе

(Взрослым для бесед с детьм)

Душа природы

1. У каждого человека есть душа. Почувствовать душу просто, достаточно за собой понаблюдать. Например, когда у нас на душе радость. Когда мы восхищаемся красотой. Когда в нас просыпается совесть. Когда нам что-то изнутри подсказывает делать так или не делать так. Бывает так хорошо, что душа поёт. Во всех этих случаях радуется, восхищается, печалится, желает или не желает – наша душа. Машина или робот этого делать не могут, потому что они – не живые. У них нет души.

2. Душа есть не только у людей, а у любого другого живого существа. Если кто-то живой, значит есть и душа. Душа есть у цветка, у дерева, у птицы, у собаки. Птицы и животные могут радоваться, могут грустить, могут переживать. Без души это невозможно. Цветы также могут переживать, но это заметить сложнее. Цветы отзываются на музыку, они лучше растут, когда к ним относятся с любовью. Цветы чувствуют тех, кто за ними ухаживает, могут даже почувствовать твоё настроение. Деревья и травы также чувствуют.

3. Никогда не надо без надобности срывать цветы или уничтожать деревья, потому что они живые и хотят жить. Но если очень необходимо, например, когда нужно построить в лесу из брёвен дом, то мы вынуждены срубать деревья. Можно считать, что деревья послужили полезному делу. В природе все друг другу помогают. Человек самый главный в окружающей природе, поэтому на нём большая ответственность за всё живое. Каждый человек может быть справедливым и экономным. От природы нужно брать только самое необходимое и природу нужно охранять. Человек может защищать растения и животных. Мудрые люди называли животных «нашими меньшими братьями». Животные наши друзья и многие святые умели с животными разговаривать.

Энергия души (психическая энергия)

4. Очень давно, во времена Атлантиды, люди могли управлять погодой, дождём и ветром, могли повлиять на огонь и на урожай. Гигантские сооружения строили, делая невесомыми каменные блоки. Три великих египетских пирамиды построены, возможно, таким образом. Индийские йоги и сегодня могут подниматься над землёю или сидеть на воде, могут пройти через огонь. Здесь нет ничего сверхъестественного. Некоторым из таких приёмов может научиться каждый. Для этого нужно овладеть или подружиться со своей психической энергией.

5. Откуда берётся психическая энергия и что это такое? Психическая энергия рождается из души, это результат деятельности души. Вокруг нас всё живое и всё имеет душу. Тела людей, растений, животных состоят из живых клеток, а клетки состоят из живых молекул и атомов. Воздух также состоит из живых молекул и атомов. Даже космическое пространство не пустое, а наполнено невидимыми формами жизни, из которых состоит всё. Электричество, свет звёзд, огонь костра – всё вокруг живое. Стол и стул – неживые, но живые атомы, из которых они состоят.

6. Всё живое имеет душу, всё живое чувствует, и поэтому всё живое излучает психическую энергию. Эту энергию можно назвать энергией души. Мы находимся в океане неисчерпаемой психической энергии.

7. Можно научиться направлять психическую энергию на полезные дела. В первую очередь можно научиться управлять собственной психической энергией. Например, если поранился, то можно остановить волей текущую кровь. Если болит голова или живот, то, управляя психической энергией, можно уменьшить или совсем снять у себя эту боль. Для этого нужно попытаться ощутить или представить равновесие и гармонию во всём теле, представить равномерное течение энергии. Человек может быть здоровым и совсем обходиться без лекарств. Но для этого не только мы должны быть здоровы, но и окружающая природа также должна быть здорова. Наша энергия будет сильной и здоровой только там, где чисто. Нужно чисто и красиво жить, чисто и красиво чувствовать, чисто и красиво думать, соблюдать чистое, здоровое питание. Мы все ответственны за здоровье своё и окружающей природы.

8. С помощью нашей психической энергии можно научиться передавать и принимать мысли и чувства. Можно научиться с помощью психической энергии управлять силами природы, управлять животными и растениями. С помощью психической энергии можно влиять на всё живое, потому что у всего живого есть душа. В древности управлять энергией, силами природы умели многие люди, но потом большинство эти знания забыло. А без тренировки и практики люди, их организм это делать разучились. Человек может быть царём своего тела и царём природы. Для этого природу и всё живое всем людям нужно полюбить. Окружающая природа и психическая энергия противятся насилию, но идут навстречу доброму сотрудничеству.

Волшебство, магия и законы природы

9. В сказках и мифах рассказывают о волшебстве и магии. Волшебник и маг взмахивает волшебной палочкой или произносит заклятие, чертит какой-нибудь знак или использует какой-нибудь магический предмет. Говорится, что с помощью всего этого можно совершать чудеса, чуть ли не перевернуть целый мир. Что здесь правда и что вымысел?

10. В мире действуют законы, и один из главных законов гласит, что причина порождает следствие. Это закон причины-следствия. Если человек зажёг спичку и поднёс к соломе, то солома загорится. Горящая спичка и протянутая рука стали причинами того, что солома загорелась. В стог с сеном может ударить молния, и солома также загорится. Осколок бутылки, попавший на сухую траву, может как увеличительное стекло сфокусировать лучи солнца, и в лесу случится пожар. Без причины ничего не бывает. В Индии этот закон причины и следствия называется законом Кармы. Древние люди думали, что молнию на землю посылает бог для чьего-то наказания. Но учёные нашли естественную причину – образование в атмосфере и в облаках электрических зарядов. От этих электрических зарядов происходит молния.

11. Можно ли зажечь солому с помощью волшебства? Невозможно, но можно это сделать с помощью психической энергии. Психическая энергия, элементалы огня и воздуха – это такая же причина, как и спичка. Только из спички огонь вызывается путём обычного трения, а в случае зажигания мыслью на расстоянии огонь вызывается из окружающего пространства волей человека, его психической энергией. В результате некоторые люди могут зажигать свечи, так сказать, взмахом своей руки, что стали называть магией. Некоторые могут заставить появиться на лице скульптуры или картины влагу, и суеверные люди говорят, что картина плачет. В действительности здесь привлекался элементал воды, изображение и краски не живые, чтобы им плакать. В природе есть много разнообразных сил, которыми некоторые люди умеют управлять. Чтобы научиться ими управлять, нужно осознать существование таких сил, затем научиться чувствовать такие силы, научиться пользоваться психической энергией. В начале всего лежит знание и способность почувствовать.

12. Что такое волшебство? Это когда в какой-нибудь сказке что-то происходит без причины. Либо от какой-нибудь маленькой причины происходят несоразмерно грандиозные дела. Например, волшебная палочка. Взмахнул ею и получился населённый город или стремительный конь. Конечно, это вымысел, сказка. Без материала, то есть из пустоты никакого города, а тем более его жителей, возникнуть не может. Город не может также возникнуть без конкретного описания, ведь кто-то должен решить, сколько в городе будет зданий, какая у них будет архитектура, водопровод и прочие коммуникации. То же самое в отношении стремительного коня. Или рассказывается, что с помощью какого-нибудь легендарного копья можно завоевать весь мир. Причиной является якобы это копьё. Но никакое копьё не способно изменить жизнь миллионов и миллиардов людей, это фантазия. Свою жизнь, то есть свою карму, могут изменить только сами люди. Таким образом, волшебство, чародейство, чудотворство богов, то есть нарушение законов природы – это выдумка, это невозможно.

13. Когда-то давно, во времена Атлантиды, люди умели пользоваться силами стихий. Но произошли большие злоупотребления, жестокие войны, и люди утратили это знание и способности управлять психической энергией, Атлантида погибла. Среди некоторых затерянных народов, в Африке или Индии, небольшая часть таких знаний и умений сохранилась. О таких народах, хотя и с большими преувеличениями, рассказывают как о чародеях и магах.

14. Магия очень опасное занятие. В древности она повсеместно была запрещена. Из-за незнания всех вызываемых последствий маги часто наносили вред. Ведь если заставить силы природы собрать где-то дождь, это значит вмешаться в саморегулирование природы. Значит, в другом, нужном месте может не оказаться дождя. Коллективное вызывание людьми дождя может закончиться, например, смерчем и ураганом. Небольшое зажигание огня с помощью психической энергии может окончиться неуправляемым пожаром. Магия в древние времена иногда использовалась для нанесения вреда другим людям. Поэтому магию, как опасное, неконтролируемое оружие, запретили.

15. Некоторые известные учёные, жившие в средние века, одновременно владели и некоторыми секретами древних магических наук, занимались астрологией, алхимией и как она сегодня называется – нетрадиционной медициной. В современную эпоху знаний и прогресса люди начинают открывать древние, забытые знания и умения. Современный, просвещённый человек не должен ничего бояться. Но нужно научиться использовать знания только во благо, нужно научиться не допускать зло.

Перевоплощение души

16. Наше тело и душа – это не одно и то же. Когда мы рождаемся, то наши родители дают нам тело, которое из маленькой клетки постепенно вырастает в тело ребёнка, затем подростка, затем взрослого человека. Если мы родимся на другой планете, то там от своих родителей мы получим другое тело, приспособленное к жизни на другой планете. Одновременно при рождении в наше тело входит наша душа, то есть мы сами. До этого нашего рождения мы уже воплощались на нашей планете много сотен раз.

Полностью статья будет опубликована позже. Этот номер журнала «Дельфис» Вы можете приобрести в книжном Интернет-магазине «Дельфис».

Как доступно объяснить ребенку, что такое дух и душа? И каково понимание души и духа у евреев?

Шалом! Как ребенку доступно объяснить, что такое дух и душа? И, вообще, каково понимание души и духа человека у евреев? Спасибо. Н.

Отвечает Ита Минкина

Дети до семи лет (и даже старше) мыслят только конкретно (поэтому арифметику в начальной школе им объясняют с помощью яблок и палочек), абстрактные понятия они еще воспринимать неспособны. Поэтому, когда мы пытаемся рассказать ребенку о том, что такое «добро», «Б-г», «душа» словами, раскрывающими сущность этих понятий, ребенок в лучшем случае начинает ерзать на стуле и рассуждать, почему у дяди Димы одно ухо торчит больше, чем другое. Категории духовного мира нужно объяснять именно тогда, когда они проявляются — на конкретных примерах из жизни.

Вместе с тем, например, слово «душа» (если мы сейчас говорим об этом понятии) должно звучать дома, то есть ребенок должен слышать его от родителей в их повседневных разговорах. Например, «Я в душе чувствую, что…», или «У этого человека высокая душа», или «В душе я с ним согласен».

Формулировка не имеет значения, главное, что ребенок слышит, не понимая пока до конца смысла этого слова, что «душа» — это часть нашей жизни, один из аспектов бытия. Или, например, кто-то из родителей, смотрит на огонь (на природе, в лесу, в походе или дома, зажигая газ: «Как огонь всегда стремится вверх, так душа человека всегда стремится к Б-гу». Для маленького ребенка эта фраза — просто набор слов, но на этом этапе это не важно, а важно то, что слова создают в мозгу ребенка как бы каналы связи, которые пока почти пусты. Со временем, когда его понимание обогатится, они наполнятся содержанием.

Стоит говорить с ребенком о душе, давая краткий тезис, а затем подкрепляя его конкретным примером. Например: «Душа — это частица Б-га в человеке, и поэтому мы должны уважать других людей: потому что в них есть частица Б-га», а потом рассказываем случай из жизни (или из книги) о человеке, который сохранил свое достоинство и достоинство другого в непростой ситуации. Или так: «Душа человека помогает ему не потерять надежду и веру в добро», и рассказываем историю о том, как люди не потеряли надежду и боролись до конца, поддерживая друг друга в тяжелых условиях. И так далее.

Лучше всего, если ребенок сам задаст вопрос, потому что тогда он внимательнее выслушает ответ. Поэтому, если он задает вопросы о жизни и смерти, например, услышав новости (не дай Б-г) об убийстве или теракте, важно рассказать о запрете убийства: только Б-г дает душу, и только Он вправе ее забрать. И когда из человека уходит душа, человек умирает, тело опускают в землю, а душа возвращается к Б-гу. И рассказывает Ему о добрых и злых делах, которые она делала в жизни. И Б-г награждает душу за добро и наказывает за зло. (Не надо в красках расписывать наказание или долго распространяться на эту тему, это может напугать впечатлительного ребенка, надо просто отметить это — и все).

По поводу Вашего второго вопроса — каково понимание души и духа человека у евреев?

Рав Хаим Воложинер в своем комментарии к трактату Авот («Поучения отцов») пишет, что, подобно тому, как обувь закрывает самую нижнюю часть человеческого тела, так тело покрывает самую нижнюю ступень человеческой души. То есть тело — это внешняя оболочка души, но даже не всех ее составляющих. Сама душа неизмеримо больше тела, и высшая часть ее больше находится в духовных мирах, чем в теле.

В материальном плане у человека нет преимущества над животными, наоборот, многие животные гораздо сильней и быстрей человека. Единственная причина уважать человека — его разум, его духовность. Чем больше человек связан с духовным, тем больше он способен уважать других.

Цель человека — поставить дух над материей, разум над животными инстинктами и желаниями. Или, точнее, направить материю, инстинкты и желания на путь добра и превратить их в орудия для работы души. Сама по себе душа без тела беспомощна, и тело ей нужно в нашем материальном мире, чтобы проявить себя, чтобы раскрыть Б-жественное в материи. Чтобы привести свет и добро в мир.

Подробнее о еврейском понимании души Вы можете прочитать в ответах раввинов и других статьях на нашем сайте, например: «Кому Б-г даровал душу, если я и есть душа?», «В чем жизнь человека походит на свечу?», «Что произошло с душой первого человека?». См. также Материалы по теме «Душа».

Страшный человек: как научить ребенка безопасному поведению со взрослыми

Активисты добровольческого поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» провели в Мурманске эксперимент, в ходе которого 10 из 17 детей ушли с площадки с незнакомым человеком. Эксперты утверждают, что, если взрослый захочет обмануть ребенка, скорее всего, он это сделает. Как предотвратить такие случаи — в материале «Известий».

Как проверить ребенка на знание правил безопасности

В ходе эксперимента спасатели просили родителей оставить детей на площадке одних, велев им никуда не уходить, а потом подсылали к ним разных мужчин и женщин, которые пытались их увести со словами «Тебя зовет мама, пойдем». Координатор «ЛизаАлерт» Татьяна Филиппова рассказала, что в итоге на площадке остались только семь из 17 детей, участвовавших в эксперименте.

Ушли с площадки в том числе трое братьев и сестер, а одна девочка проигнорировала даже напоминание инструктора о том, что мама просила ее никуда не уходить.

Руководитель пресс-службы отряда, инструктор по безопасности Ксения Кнорре-Дмитриева рассказала «Известиям», что такие эксперименты не являются чем-то регулярным и проводятся на усмотрение сотрудников школы «ЛизаАлерт».

— В последние два года мы ограничены в их проведении из-за пандемии, — пояснила она. — Но, вообще, честно говоря, мы не очень любим этот эксперимент. Во-первых, если взрослый человек хочет обмануть ребенка, он это сделает, как бы ребенку ни объясняли. Во-вторых, это довольно травматичный для ребенка опыт, потому что они пугаются, а родители их потом ругают, хотя мы просим этого не делать.

Кнорре-Дмитриева считает, что особенной положительной динамики в этом вопросе нет и не может быть, потому что разовые лекции, которые проводят с детьми по всей России, не дают гарантий, а регулярными занятиями по безопасности занимаются далеко не все семьи.

Руководитель филиала школы детской безопасности Анастасия Баландович заметила, что она против подобных экспериментов, которые проводят родители над своими детьми.

Во-первых, далеко не каждый родитель спокойно может на это отреагировать. Они начинают орать, ругать ребенка, — сказала она «Известиям». — Во-вторых, когда ребенок узнает о сути того, что происходило, то воспримет это как предательство со стороны родителя. Таким образом родители показывают ребенку, что не доверяют ему.

Однако все эксперты сходятся во мнении, что детей надо обучать правилам поведения со взрослыми. Причем делать это систематически и с помощью практических занятий.

Что надо изменить в предмете ОБЖ

— Мы считаем, что детей недостаточно обучают безопасности, и качество этого обучения вызывает большие вопросы, — говорит Кнорре-Дмитриева. — Даже многие очевидные вещи, которые мы говорим на наших мероприятиях, становятся откровением и для детей, и для родителей.

Она отмечает, что инструкторы «ЛизаАлерт» проводят тренинги в школах, но в целом в школах есть большие проблемы с предметом ОБЖ и с обучением детей навыкам безопасности.

— Не все учебники по ОБЖ содержат достоверную информацию, или она изложена таким языком, что можно заснуть на первой же странице, — говорит Кнорре-Дмитриева. — На мой взгляд, это вообще один из самых интересных, приближенных к реальной жизни предметов, но в школе его умудряются делать скучным, непрактичным. До сих пор там пишут, что мох растет с северной стороны, но вообще-то, по нашей многолетней лесной практике, мох может расти где угодно.

Анастасия Баландович отметила, что в разных школах ситуация с преподаванием ОБЖ очень отличается — там есть преподаватели, которые действительно тренируют детей, но процент таких педагогов очень низок.

— В школах на ОБЖ рассказывают о других вещах — катаклизмах, катастрофах, а о тех навыках, которые могут понадобиться в любой момент, — нет, — говорит она. — Даже если посмотреть на то, что сейчас случилось в Перми, где стреляли в университете, — дети не знали, что делать. Например, надо бежать от стрелка — это понятно, но как? Убегать надо не по прямой, а петляя, потому что так в тебя сложнее попасть.

На прошлой неделе депутат Госдумы Елена Строкова выступила с предложением обучать школьников навыкам безопасного поведения при угрозах со стороны взрослых, внеся для этого корректировки в предмет ОБЖ, а также добавить специальные тематические занятия. По ее словам, такие уроки должны проводиться как минимум один раз в учебную четверть.

Она отметила, что в России ежегодно пропадают без вести около 120 тыс. человек (в МВД на момент публикации материала не ответили на запрос «Известий» о числе пропавших за прошедший год детей и о динамике этих инцидентов в последнее время), а на Алтае и в Сибири, по ее словам, участились попытки похищения детей на улицах и в подъездах.

— Безопасностью наших детей нужно заниматься начиная с самого юного возраста, как это делают в других странах, — заявила Строкова «Известиям». — В школах, начиная с первого класса, нужно вводить специальные курсы, касающиеся обучения детей защите от опасных взрослых: маньяков и педофилов. Такие же уроки необходимы и в детских садах. Малыши понимают намного больше, чем мы думаем: если объяснить, они станут очень внимательными ко всему, что их окружает.

По ее словам, сейчас в школах не так много внимания уделяют именно обучению детей безопасности.

— Каждый ребенок должен отдавать себе отчет, как выстраивать алгоритм своего поведения в любой сложной и опасной ситуации, — отметила Строкова. — Речь может идти о школьном буллинге, о маньяке, о соседе-педофиле, о преподавателе в вузе, который намекает, как можно получить отличную оценку в зачетке. Наших детей нужно научить говорить «нет» тому, кто вызвал у них подозрение, и правильно поступать в любой ситуации, которая им покажется подозрительной.

Читайте также  Не могу иметь детей как жить

Эксперт ОНФ, член Общественной палаты Юлия Зимова заметила, что сами дети говорят о необходимости курсов по безопасности, которые существуют в том числе в онлайн-формате. И очень важно, считает она, чтобы курсы по безопасности в отношениях со взрослыми были в школьной программе, причем именно в виде тренингов.

— Мы можем бесконечно рассказывать детям, как нужно себя вести, но в экстренной ситуации сработает только механизм, который уже отработан, проигран несколько раз, — подчеркивает эксперт. — Причем тренинги должны быть в том числе совместные с родителями, хотя школы и не приветствуют это.

Как научить ребенка не молчать

— Все-таки безопасность ребенка — это зона ответственности родителя, и идти это должно из семьи, — говорит Кнорре-Дмитриева. — Ребенок должен информировать, где он находится, звонить, сообщать, если задерживается. Крайне маловероятно, что удастся это сделать, особенно с подростком, если в семье это не принято. Если он видит, что родители друг другу звонят и сообщают, когда задерживаются, если мама может попросить папу прийти и встретить, а он пойдет и встретит, то и для него это будет нормально. В противном случае ребенок воспримет это как попытку контроля.

Конспект урока » О душе человека»

Открытый урок

на тему: «О ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА»

Выполнила: И.Н. Крандина

учитель начальных

высшей категории

Тема 7. О ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА

Тип урока : Урок открытия новых знаний

Цель: Познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека.

1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаимоотношения души и тела, внутреннего мира человека.

2.Формировать интерес к изучению православной культуры. Обобщать, активизировать историко-культурологический словарь школьников.

3.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной культуры.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Выполнять задания под контролем учителя

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познавательные:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

В предложенных ситуациях делать выбор

Оборудование: компьютер, проектор, учебник Шевченко Л.Л. « Основы православной культуры», раздаточный материал.

1.Орг. Момент.

Здравствуйте дорогие друзья. Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке. Я всем желаю здоровья, хорошего настроения, мы открываем очередную страничку Основ православной культуры.

Объясните смысл пословиц.

«Адам и Ева грех сотворили, рай затворили».

Первые люди проявили непослушание, нарушили волю Божию и согрешили. Бог лишил Адама и Еву прекрасного сада. С этого дня тяжёлым трудом человек стал добывать себе пропитание. В мире начались болезни и появилась смерть.

«Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит».

Нужно жить не так, как ты сам хочешь, а так, как сказано в Божьем слове. Богу покоряйся, и Он даст тебе все, что попросишь у Него.

2. Знакомство с темой урока.

Чтобы узнать тему урока

На земле он всех умней,

Потому и всех сильней.

— Сформулируйте тему нашего урока, пользуясь этим ключевым словом?

3. Постановка проблемы урока.

— Вспомним само происхождение слова ЧЕЛОВЕК. Оно означает чело веков, а чело в русском языке раньше означало то же, что сейчас — лицо, или лик, век-значит вечно. В одном этом слове уже заключено знание и о бессмертии души, и о ее перевоплощениях. То есть Человек двойственен по своему составу, и жизнь его складывается из души и тела, которые изначально находились в полной гармонии.

Если бы это был урок окружающего мира, мы с вами многое могли бы рассказать о каждом органе человеческого тела, его функциях,

-Озвучьте проблему, которая стоит перед нами? ( Чем отличается информация о человеке в учебнике окружающего мира и курса основы православной культуры. Т.е. мы будем размышлять о человеке с точки зрения православной культуры.)

Из какой книги мы с вами узнали о сотворении мира и человека?

И создал Бог человека из праха земного, то есть из вещества, из которого был создан весь существенный, земной мир и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек бессмертною душою. Этим «дуновением Божиим» или бессмертною душою и отличается человек от всех остальных живых тварей. »

Вывод: тело — это биологическая субстанция: оно ходит, бегает, ест и т.д., т.е. оно принадлежит нашему земному, физическому миру.

Какому миру принадлежит душа?

4. Работа над понятием «душа». Видеоролик «Про воробья».

На скамейке перед домом сидят два человека: один молодой (читает газету), второй — пожилой, незрячий (тихо сидит, молчит). Перед ними опустилась птичка и зачирикала. Пожилой спросил у молодого: Кто это? Молодой ответил, что это воробей. Так повторилось несколько раз. Наконец молодой человек не выдержал и с раздражением в голосе крикнул по слогам: « ВО-РО-БЕЙ. » Пожилой человек встал и ушел. Когда он вернулся, то в руках у него была записная книжка, в которую он записывал первые годы жизни своего сына. Он попросил читать вслух и указал на листе, с какого места. Молодой человек начал читать — «…Я гулял в парке со своим трёхлетним сыном, он 21 раз задавал мне один и тот же вопрос, на который я ему спокойно 21 раз отвечал, и после каждого ответа я целовал его, потому что я очень его любил…» Молодой человек выронил газету, обнял старика и поцеловал его.

5.Беседа после просмотра.

— Какие чувства у вас вызвал этот видеоролик? (Хотелось плакать, боль души, сострадание…)

-Вам захотелось плакать, но ведь никто вам не причинил физической боли. Почему же слёзы наворачивались на ваших глазах? (Ответы детей.)

-Душа заболела, говорят люди. Именно душа делает человека человеком.

У каждого из вас есть своё тело и своя душа.

Слово душа произошло от слова «дышать». Дыхание человека не видно. Но если нет дыхания, то нет и жизни. Душу тоже не видно. Но раз есть у души свои поводы для боли и радости, значит, она существует. Значит душа –это какой мир? ( внутренний, духовный) Вот этот внутренний мир и есть образ Бога в человеке.

6. Закрепление.

Учитель: Итак, мы с вами поняли, что у человека есть видимое тело и невидимая душа.

– Давайте теперь посмотрим, чем они похожи, а в чем различны Разделим слова на 2 группы: свойства души и тела.

— Все свойства мы пометили правильно, а вот болеть может не только тело, но и душа, мы только что об этом говорили. Как вы думаете, тело и душа болят одинаково? (ответы детей: нет).

— Значит, тело и душа могут иметь разные и сходные свойства.

. Как вы считаете, тело и душа зависят друг от друга?

Вот изображение (обсуждение: девочка замерла в одной позе, не просит ни пить, ни есть, почему?

Ребята, посмотрите на этих людей. Вы видите, как несовершенно их тело, почему же они радуются? (душа может радоваться, даже если телу больно).

Это наш земляк. Дудников Дмитрий Витальевич, входит в состав сборной Ульяновской области Волга по баскетболу.

5 место на чемпионате России, 3 место на кубке Москвы 2016. 1место на турнире открытого кубка Тюменской области

. Вывод: «душа отлична от тела», она не зависит от состояния тела – телу может быть больно, а душе радостно и наоборот; тело человека может быть красивым, а душа – нет и наоборот. Иногда тело может рассказать о душе.

-Как вы определите, что с человеком происходит? (…по выражению лица, глаз, движению тела…)

-Давайте определим настроение детей по фотографиям.

(Здесь есть: агрессия, жестокость, гнев, ненависть, презрение, нежная грусть, блаженство)

— Так – бросив случайный взгляд на незнакомого человека, вы прочли по его лицу многое. Все самое сокровенное выходит на свет Божий, благодаря глазам, мимике, жестам, улыбке человека.

— Выберите те портреты, которые вам понравились. Объясните, почему?

-Что на лице человека говорит о внутреннем мире самого человека? (Глаза)

-Да, вы правы, именно глаза — зеркало души. Как в зеркале отражается тело человека, как в глазах отражается его душа! Есть ещё такое изречение «по глазам всё видно…». Как вы его понимаете? (То, что человек не хочет говорить о себе, лицо скрыть от наблюдательных глаз не может. Глаза выдают.)

Если человек испытывает физическую боль, куда он идёт? (Он идет в больницу.)

— А как помочь человеку с душевной болью, что вы ему посоветуете, куда ему следует отправиться? (В Храм…)(слайд )

— Что можно увидеть в Храме, Церкви? (Иконы, фрески…) Кто изображен на них? (Святые…)

Посмотрите на картину Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Эта картина не для Храма, это живопись, искусство великого художника.

-Всмотритесь в образы Иисуса Христа (он в центре) и образ Иуды ( с узелком). Что вы можете о них сказать?

7.Работа в парах.

(Дети описывают выражения лица, жесты..Гнев,раздражение ,злость, жестокость приятное, мягкое, с добрыми глазами, с улыбкой, с тёплым взглядом. )

8. Работа с картиной Леонарда да Винчи « Тайная вечеря»

Существует легенда, когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерню» он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры.

Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Им был Пьетро Бандинели. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо да Винчи не удавалось в течении трёх лет. Пока однажды он не натолкнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство.

Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришёл в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.

Вывод: грех сделал в жизни и этого человека свое пагубное дело.

— Да, человек сам вправе выбрать дорогу, по которой ему хочется идти. Но при этом он не должен потерял самого себя, т.е. своё лицо, свою индивидуальность, веру. Он должен жить в ладу со своей совестью.

-Что такое совесть? (Дети объясняют.)

-Совесть заставляет человека задуматься не только о своих поступках, но и о смысле своего существования, о своём предназначении.

«Кто живёт по Совести , тот человек безгрешен

Что важнее душа или тело? Конечно душа важнее, красота тела уйдёт рано или поздно,а душа и характер они навсегда.

Оказывается, что как тело может питаться некачественной пищей и заболеть, так и душа, впуская в себя нечистые чувства и желания, может стать нездоровой. Иногда в душе поселяется зло, у души появляются болезни, которые не так легко вылечить.

9. Работа в группах.

— Давайте сейчас поиграем в игру «Доктор и больной» (проигрываются ситуации)

Первый больной. У меня пропал мобильный телефон. Горькая потеря. На покупку нового денег нет. Душа болит. Как ее вылечить? Плакать дни и ночи о пропаже? Желать найти и отлупить вора? Подозревать всех в краже? Что делать? Как вылечить душу?

Второй больной. У меня в голове уже давно кружится мысль: «Чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на подругу. Она совершила плохой поступок – не выполнила домашнюю работу – списала её у одноклассника. Я расскажу о её проступке, сделаю доброе дело и меня похвалят».

Задание: Будет ли этот поступок добрым делом? Что мы можем посоветовать, чтобы вылечить душу от этой болезни.Будет ли этот поступок добрым делом? (дети размышляют). Что мы можем посоветовать, чтобы вылечить душу от этой болезни?

Эссе «Нет ничего более хрупкого, чем детская душа»

Ирина Погорелова
Эссе «Нет ничего более хрупкого, чем детская душа»

Язык чужой обиды и печали,

Психолог изучает с детских лет.

Его вселять надежду обучали –

И это основной его секрет.

Свою педагогическую деятельность я начала в детском саду более двадцати лет назад. Работала воспитателем.Всегда рядом дети: со своими удачами и проблемами, открытиями и нерешёнными вопросами. И так хочется всем помочь.

Жить в мире, среди людей, на первый взгляд, самое простое и самое естественное предназначение человека, но с другой стороны, это и есть самая трудная миссия. Современный мир противоречив и непостоянен, предъявляет к ребенку множество требований. Впечатления детства откладываются в нашем подсознании на всю жизнь. Иногда, некоторые детские переживания проносятся с нами в течение колоссального промежутка времени и определяют наши поступки и наши отношения с людьми уже во взрослой жизни. Конфликты детского возраста определяют конфликты взрослой жизни. Тревоги во взрослой жизни, депрессивное настроение и аффекты являются следствием, эхом тех же переживаний в раннем детстве.

Желание протянуть руку помощи в нужную минуту ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, научить его жить в гармонии с самим собой и с другими и побудило меня пойти по пути к профессии, сочетающей в себе и педагогическую деятельность, и врачевание человеческих душ. И эта профессия педагог – психолог.

Психология – наука о душе. В моих руках душа, а значит в некотором роде и судьба того, кто обратился ко мне за помощью. Нет ничего более хрупкого и бесценного, чем детская душа.

Какая тонкая струна,

Что называется Душа.

Чуть тронул мысленно ее,

Она поет, но, как и что?

Зависит это, как всегда,

От тех, кто рядом.

В своей практической работе я сталкиваюсь с проявлением агрессивности, тревожности, неуверенности у детей. Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации, стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и как следствие — отсутствие их внимания к своим детям, поэтому у детей возникает трудность в усвоении норм этого мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции,которые уже усвоили и которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи.

Чуть пониже губ, чуть повыше сердца –

Там Душа живет, без окна, без дверцы.

Вольная она, словно птичья стая,

Когда ей легко – она воском тает,

Когда есть в Душе хоть немного света –

Она – словно май, нет… кусочек лета!

Когда лживых фраз брошена охапка,

Чуть пониже глаз, нежно, словно лапкой,

Вытрет мокрый след и вздохнет от боли –

Здесь защиты нет…

Смысл моей деятельности как педагога-психолога в том, чтобы помочь ребенку сохранить свою хрупкую душу, наполнить ее добром, уберечь от зла. В жизни каждого ребенка много трудностей и педагог-психолог всегда рядом. Я помогаю детям преодолеть трудности адаптации к школе, учу общаться, управлять эмоциями, вместе с детьми тренируемся конструктивно разрешать конфликтные ситуации, стремлюсь быть рядом с ребенком в трудных жизненных ситуациях, помочь ему сделать правильный выбор и не совершать необдуманных поступков. Свою работу я строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса. Помогаю воспитанникам познать себя, учу выстраивать отношения со сверстниками, воспитателями, родителями, а воспитателям помогаю найти оптимальные формы обучения и воспитания.

Немаловажную роль в моей работе занимает работа с родителями, как полноправными участниками воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

Свой профессиональный путь стараюсь проходить с улыбкой, с улыбкой встречать детей, приходящих ко мне на индивидуальные и групповые занятия, родителей и педагогов, обратившихся за консультацией. Ребёнок и взрослый — это две личности, дополняющие друг друга. Ребёнок – ценность перед взрослым, продолжение жизни на Земле, а Взрослый для ребёнка – опора и вершина.

Работа с детьми это не только вечная молодость, это ещё и вечное развитие, движение вперёд. Нашей профессии психолога, можно позавидовать, она даёт возможность развиваться творчески, духовно. Любой путь бывает, не прост, на психологическом тоже много трудностей и препятствий. Добиться успеха мне помогают наука, творчество, оптимизм.

Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном самосовершенствовании. Только хорошо образованный педагог может повести воспитанника в мир прекрасного, только увлеченный психолог может заинтересовать детей каким-либо делом.

Если вы спросите меня: «Что самое трудное в нашей профессии?»,то я отвечу следующее: «Очень сложно искать новые формы и методы работы, разбираться в проблемах человеческой души и сознания, но ещё труднее это быть в этих условиях Человеком в самом широком смысле этого слова, к которому тянуться дети и взрослые».

Философский смысл работы педагога-психолога похож на действия рыбака из известной притчи:

«Человек шел по берегу и вдруг увидел рыбака, который поднимал морские звезды с песка и бросал их в море.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут,- ответил рыбак, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! – закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Рыбак поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался,бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много…пусть не для всех, а лишь для этой звезды»

Когда я вижу, что ребенок с моей помощью справился с трудной ситуацией, понимаю, что как педагог-психолог я состоялась.

Проработав несколько лет педагогом — психологом в детском саду, я теперь точно знаю, что ребенку для счастья нужно совсем немного. Нужно его понять, принять таким, какой он есть, вселить надежду в успех, поверить в его возможности, создать ситуацию успеха. И он пойдёт по лестнице восхождения, ведь в каждом человеке изначально заложено «Я – есть», «Я – хороший», «Я – могу».

Верю, что самое хорошее ещё впереди, уверена, что неразрешимых ситуаций нет.И я иду по жизни с таким девизом: «Думать только о прекрасном, работать только от души и ожидать только лучшего», а слова Ш. А. Амонашвили «Человек может жить своей профессией, только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путём он может принести наибольшую пользу обществу» убеждают меня в правильности моего выбора. А также я благодарю Бога за то, что Он открыл для меня частичку себя – этот удивительный мир детской души, указал мне путь к профессии, которая так нужна самому бесценному в нашей жизни – детям!

На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Это и побудило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых методов работы. Для более продуктивного использования времени, стараюсь работу с воспитанниками сделать не только познавательной, но и творческой, разнообразить задания, применять различные формы и новые технологии. Прилагаю все силы к тому, чтобы детям на занятиях и в игре было интересно. Под влиянием интереса активизируется восприятие, мышление, память, воображение, растёт активность, формируется положительный эмоциональный фон.

Что является самой большой ценностью для педагога-психолога? Это душа!

Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по — своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство»,- писал Л. А. Венгер.

Сейчас очень много пишут о психологии детей, и все родители постоянно читают различные источники, но зачастую профессия психолога идеализируется, психологи представляются в образе человека, обладающими особыми свойствами, знающими ответы на все вопросы. Но мы, прежде всего люди, а потом уже психологи! Психолог не лечит, в прямом смысле этого слова, а помогает человеку обрести гармонию, как с самим собой, так и с окружающими его людьми.

Читайте также  Ребенок очень привязан к маме что делать

«Нет ничего на свете прекрасней доброты…» Фотоотчёт «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, ещё прежде, чем дети станут хорошо осознавать себя, внушалось им стремление.

Аппликация «Бедный зайчик заболел, ничего с утра не ел…» Цель: вызвать у детей сочувствие к персонажу, желание помочь ему. Учить наклеивать готовые формы, аккуратно пользоваться кистью, клеем,.

Игра «Из ничего». Шнуровки для ознакомления малышей с военной техникой Я работаю в разновозрастной группе, которую посещают детишки с 1,5 лет. Вот именно для них и предназначена данная игра. Задачи: 1. Дать детям.

Использование песочной терапии для более легкой адаптации детей раннего возраста Цель:с помощью приемов песочной терапии создать ребенку эмоционально комфортное состояние. Задачи:1. Выявить творческие способности ребенка.

Как сделать занятия артикуляционной гимнастикой более интересными? Как сделать занятия артикуляционной гимнастикой более интересными? При формировании речи и правильного произношения звуков практически.

Консультация для родителей «Идем в детский сад! Как сделать процесс адаптации более мягким?» Начинается новый учебный год. Многие малыши в этом году первый раз идут в детский сад. Некоторые родители и поверить не могут, что их кроха,.

Мы ничего не знаем о войне Мы ничего не знаем о войне, О том, как наши деды погибали, О том, как много лет тому назад Они начало нашей жизни дали. Летят года и.

«Настроение-Весна!» Цветы из хрупкого стекла Пусть еще везде лежит снег и переменчивое мартовское солнышко не спешит баловать теплом, но в воздухе уже вовсю витает головокружительный.

Почти ничего не сказав… Время детское вышло, и я после всех традиционно – принятых водных процедур, уложила внучку в постель и оставила с дедом. Сама же пошла на.

Сценарий развлечения «На балу у Золушки, или Нарядное платье из ничего» Лето! Чудесная пора! Заканчивается время активных занятий и наступает время фантазий! Решили мы организовать бал у Золушки. Но, к сожалению,.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector