Как определить что ребенок левша

Как определить что ребенок левша

Как определить что ребенок левша

Консультация для родителей «Ваш ребёнок правша или левша. Советы по определению»

Татьяна Лымаренко
Консультация для родителей «Ваш ребёнок правша или левша. Советы по определению»

Как определить, какая рука ведущая у вашего ребенка?

Наверняка вы догадываетесь — правша ваш ребенок или левша. Предлагаем провести несколько простых тестов, чтобы окончательно убедиться, какая же рука будет ведущей у вашего ребёнка.

Переплетение пальцев рук.

Предложите ребенку сложить руки в замок. Это упражнение должно выполняться быстро, без всякой подготовки. Итак, что мы имеем? У правшей сверху будет большой палец правой руки, у левшей — левой.

Поза Наполеона

Речь идет о складывании рук на уровне груди. У правшей правая кисть руки обычно лежит сверху на левом предплечье. А у вашего ребёнка как?

Одновременные действия обеих рук

Пусть ваш ребёнок попробует нарисовать руками круги, квадраты, треугольники. Движения, которые будут выполняться ведущей рукой, могут быть немного более медленными, однако и более точными. Углы таких фигур — не сглажены. Кстати, лучше всего выполнять это задание с закрытыми глазами. Именно тогда родители смогут наиболее четко выделить нарушения формы, пропорции фигур, которые рисуются не ведущей рукой.

Задание необходимо выполнить трижды, а после — рассчитать среднее значение.

Мелкие дела

Педиатры также советуют для определения лево- или праворукости попросить ребёнка продемонстрировать такие действия: пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, полить цветы, достать книги с полки, толкнуть палкой шарик, открыть замок-молнию, вынуть пробку из ванны и т. д.

Если ребёнок выбирает для выполнения таких заданий левую руку, при этом его движения точнее и легче, то он — левша.

А теперь можно провести и ряд дополнительных тестов. Пусть ваш ребенок сделает следующее:

Почистит обувь щеткой.

Намотает нитку на катушку.

Перельет воду из одного сосуда в другой.

Попадет рукой в небольшую точку (как в игре Дартс).

Отвинтит гайку из детского пластмассового конструктора

Сложит мелкие детали в узкий цилиндр.

Сотрет ластиком заранее нарисованные крестики.

Проденет нитку в иголку (под присмотром)

Стряхнет с себя пыль, соринки.

Позвонит в колокольчик.

Все эти действия для ребёнка не натренированы, то есть еще не совсем привычны, автоматичны, поэтому они помогут наиболее объективно оценить превосходство одной руки над другой.

Двоеручие

А как же быть, если ребёнок одинаково хорошо владеет и левой, и правой рукой? Нередко дети начинают писать и левой, и правой руками, иногда рисуют правой, а пишут левой или перекладывают ручку, карандаш из одной руки в другую, попеременно используя левую и правую руки, что может сильно затруднить процесс формирования у него навыков письма.

В этом случае родителям надо понаблюдать определенное время за ребенком, спросить его, почему ему легче выполнять то или иное действие левой или правой рукой, попытаться помочь выделить ведущую руку и развивать ее.

Если же ребёнку одинаково удобно пользоваться руками – не стоит его переучивать.

«Нормальный ребёнок или нет?» Консультация для родителей Нам иногда кажется, что наш ребёнок какой — то не такой. Он не управляем, не слушается, дерзит, молчит, когда к нему обращаются,.

«Увлечённый ребёнок». Консультация для родителей Очень часто мы слышим слова — моё хобби, моё увлечение, увлечённый человек. А что же такое увлечение, что значит это слово? Давайте.

Консультация для родителей «Что рисует ваш ребёнок» Дети любят рисовать. Используют они в творческом процессе и цветные карандаши, и фломастеры, и краски. Взрослые могут почувствовать через.

Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок» Каждый ребенок — индивидуальность. А что это такое? Как ее развивать? И как понять ребенка, как учесть ее, эту индивидуальность, если ребенок.

«Гиперактивный ребёнок». Консультация для родителей Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Диагноз гиперактивности.

Консультация для родителей «Капризный ребёнок» Консультация для родителей «Капризный ребёнок» На детские капризы жалуются многие родители. «Ребенок капризничает» – говорим мы, когда.

Консультация для родителей «Обидчивый ребёнок» Обида-это чувство, которое свидетельствует об эмоциональном состоянии человека, который испытывает горечь разочарований от несбывшихся планов,.

Консультация для родителей «Ребёнок и его здоровье» Сегодня уделяется большое внимание здоровью детей, тем технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования.

Консультация для родителей «Ребёнок за столом» Уважаемые, родители! Очень хочется дать добрые и нужные советы о том, как должен себя вести ребёнок за столом. Мы знаем, что время еды должно.

Трудный ребёнок. Консультация для родителей «Трудный ребёнок» — это не особая категория. Это – следствие невнимания взрослых к проблемам их «повзрослевших» детей. Основные причины.

Ребенок левша. Как выявить особенности развития

  • левша
  • развитие ребенка
  • ребенок

У человека правое и левое полушария мозга выполняют разные функции. Правое полушарие ответственно за все, что касается звуков, музыки, интонации, ориентации в пространстве, а также за восприятие зрительных изображений, образов, изменяющихся действий: движений людей, полета птиц и т.д. Левое полушарие ответственно за речь, ее понимание, четкое произношение, за письмо, чтение, запоминание текстов, иностранных слов, решение математических и логических задач.

У правшей (а их большинство) доминирует левое полушарие мозга. Правша пишет правой рукой, толчковая нога правая, правое ухо и глаз лучше слышат и видят. У левшей же все наоборот, хотя стопроцентных левшей не так уж много. Также есть люди, которые одинаково хорошо пишут правой и левой рукой, у них нет доминирующего полушария мозга, оба полушария функционируют одинаково. Это амбидекстры — левшы и правшы одновременно.

Левши, хотя и в меньшинстве, но их достаточно много. Тем более, среди них встречаются неярко выраженные левши. Например, у правшей толчковой ногой является левая, лучше слышат и видят левое ухо и глаз.

Как определить левша или правша ребенок?

Ребенок с года и даже раньше начинает отдавать предпочтение правой или левой руке. Можно заметить, какой рукой он чаще берет игрушки, ложку, соски. К пяти годам уже ясно, кто он.

Существует много способов выявить, ребенок левша или правша. Вот тесты, позволяющие определить, правша или левша ребенок. Попросите его постучать мячом об пол одной рукой, причесаться, открыть книгу. Дайте посмотреть в трубу-калейдоскоп, пусть поговорит по телефону с бабушкой. Если он упорно отдает предпочтение левой руке, смотрит в трубу левым глазом, подносит трубу к левому уху, то он левша.

Ребенок левша. Причины

Самая частая причина – наследственная, когда один из родителей – левша. Леворукость в этом случае является нормой, индивидуальностью развития. Оба полушария мозга здоровы, выполняют свои функции, но доминирует правое полушарие, отвечающее за левую часть тела. Никаких проблем нет, кроме той, что мир ориентирован на правшей. Родителям надо учитывать особенности ребенка, помогать ему, и он сам быстро приспособится к праворукому миру. Такие дети ничем не отличаются от правшей ни по психике, ни по развитию.

Вторая причина леворукости – поражение левого полушария мозга во внутриутробном периоде или в связи с какой-либо болезнью во младенчестве, или во время тяжелых родов. Левое полушарие не может нормально функционировать, и правое берет на себя его функцию. Следствием этих причин является леворукость. Организм пытается компенсировать недостающие функции левого полушария и делает правое доминирующим. У такого ребенка часто бывают проблемы с развитием речи, обучаемостью, моторикой. Правое полушарие работает «за двоих». Ребенку и так трудно, а, если еще начать его переучивать, может случиться катастрофа. Это может повлечь за собой психические расстройства, энурез, нервные тики, заикание, проблемы с пищеварением, ослабление иммунитета и т.д. К счастью, сейчас в школах не борются с леворукостью, не переучивают как еще 30-40 лет назад.

Третья причина леворукости бывает вынужденной, например, связанной с травмой правой руки. И даже не у ребенка, а у его родителя. Много тому примеров, когда дети вернувшихся с войны отцов, потерявших правую руку, смотрели на них и все делали левой рукой «как папа». Если же у самого ребенка травмирована рука, и он бережет ее, все делая левой, то по выздоровлению правой руки ненавязчиво побуждайте ребенка использовать ее. Постепенно праворукость вернется. Переучивать ребенка с левой на правую руку следует только при подражании леворукому родственнику. В двух других случаях переучивать ребенка-левшу нельзя категорически.

Бывают случаи псевдолеворукости, когда не выявлено доминирующее полушарие мозга. Тогда ребенок использует обе руки одинаково. Это происходит из-за несформировавшейся связи между левым и правым полушариями мозга. В этом случае необходимо проконсультироваться с нейропсихологом. Специалист проведет занятия, в ходе которых выявится доминантное полушарие мозга, в большинстве случаев правое. Специалист владеет техниками, позволяющими сделать это довольно быстро, всего за несколько занятий. К десяти годам у многих детей доминирующее полушарие определяется без чьей-либо помощи. Но иногда этого не происходит и нужна дополнительная помощь, поэтому лучше раньше выявить статус ребенка.

Ребенок левша, особенности развития

При разумном спокойном подходе, принятии ситуации такой, какая она есть, родители могут воспитать ребенка-левшу ничем не отличающимся от других детей, кроме леворукости, а часто и генияем в какой-либо области. Родителям необходимо создать щадящие условия для такого ребенка, начиная с приобретения вилок и ложек для левшей, договориться с учителем, чтобы за парту ребенка сажали слева, покупать ручки с быстросохнущей пастой, чтобы он не стирал левой рукой написанное в тетради. У детей-левшей очень развито образное мышление, отмечается повышенное восприятие звуков, прекрасный музыкальный слух.

Родителям необходимо приглядеться к увлечениям ребенка и поощрять их. Если он любит рисовать, отдайте его в изостудию или музыкальную школу. Занимайтесь с ним лепкой и всем, что способствует развитию мелкой моторики, внимания и логики.

Одной левой: почему опасно переучивать левшу

13 августа — Международный день левшей. Тема леворуких людей всегда сопровождалась множеством мифов и споров. Некоторые ученые говорят об одаренности левшей, другие же настаивают, что эту особенность нужно корректировать. Чем же левша отличается от правши? Стоит ли переучивать ребенка, если он пишет левой рукой? Чем опасно такое вмешательство? Об этом рассказывает психолог Сектора игровой психотерапии Московской службы психологической помощи Дарья Круть.

Левша, правша или амбидекстр?

Детей, которые предпочитают пользоваться только левой или только правой рукой, называют «выраженные левши» и «выраженные правши». Если ребенок использует преимущественно только одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой, говорят «невыраженный левша», «невыраженный правша».

Однако есть дети, которые одинаково хорошо выполняют любые действия и правой и левой. Их называют амбидекстрами. В таких ситуациях можно услышать рекомендацию: «Какую руку ребенок чаще использует, той пусть и пишет». Эта позиция не всегда верна, ведь одно дело — выполнять привычные бытовые действия, а другое — писать.

В специальной литературе выделяют понятия «графическое функциональное превосходство» и «бытовое функциональное превосходство». Как правило «графические левши» оказываются «бытовыми левшами». Аналогичная ситуация и у правшей. Но бывают дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Например, ребенок может почти одинаково использовать в бытовых действиях и правую, и левую руку, но графические движения лучше (точнее, увереннее, четче) выполнять правой рукой или, наоборот, левой.

Леворукий и левша — синонимы?

В быту детей, которые чаще всего пользуются левой рукой, называют левшами. Вместе с тем левшой можно назвать и левоногого, левоухого, левоглазого. Слова «левша» и «леворукий» часто употребляются как синонимы, однако эти два понятия следует различать.

Леворукость — это отражение определенной межполушарной асимметрии, при которой левая рука является более активной (ведущей), под левшеством подразумевается комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левое полушарие).

Таким образом, ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Если ребенок предпочитает все делать левой рукой, можно с уверенностью утверждать, что он леворукий, однако говорить о том, что ребенок левша, можно только в том случае, когда ведущие и рука, и нога, и глаз, и ухо — левые, что встречается чрезвычайно редко.

В каком возрасте определяется ведущая рука?

Определить ведущую руку можно начиная с четырех-пяти лет. До двух лет у ребенка происходят волнообразные изменения «рукости», а с двух до четырех-пяти лет руки практически равноценны и одинаково активны, и только к четырем-пяти годам формируется стойкое предпочтение. Если приглядеться, как ребенок развязывает узелок, шнурует ботинки, складывает кубики или собирает конструктор, можно увидеть, что одна рука (ведущая) движется активно, а другая удерживает предмет.

Стоит ли переучивать левшей?

Родителям не рекомендуется переучивать леворукого ребенка. Вместо этого лучше найти правильные методы воспитания, которые помогут решить текущие проблемы. Однако следует подчеркнуть, что и вторично переучивать ребенка нельзя, так как это может привести к еще более серьезным последствиям. Бывают исключения: если ребенка переучили и он привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе (не имеет опыта систематического письма), то в этом случае сменить руку не поздно. Во всех остальных случаях придется смириться с неважным почерком и прочими последствиями.

Чем опасно переучивание?

Переучивание может отрицательно отразиться на развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья. Часто переученный левша пишет плохо и очень медленно, совершает большое количество ошибок (пропуски, замены, зеркалит буквы), при письме задерживает дыхание, сильно сжимает ручку, держит ее неправильно, линии у него получаются неровными, пропорции букв нарушены. Могут начаться проблемы с чтением.

Самочувствие ребенка также ухудшается: он становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы нередко сопровождаются другими осложнениями: заиканием, нервным тиком, энурезом, кожными заболеваниями, навязчивыми движениями и прочими нарушениями психики. Ребенок начинает жаловаться на усталость в правой руке, головные боли, снижение работоспособности и повышенную утомляемость, тревожность.

Заметив эти проявления у ребенка (тем более у переученного левши), необходимо обязательно обратиться за советом к врачу-психоневрологу или педиатру.

Три способа определить, левша ребенок или правша

    «Переплетение пальцев рук» — предложите ребенку сложить руки в замок. Задание должно выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.

«Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

  • «Одновременные действия обеих рук» — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся.
  • Также можно попросить ребенка выполнить несложные действия: полить цветы, пересыпать песок лопаткой, почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открыть замок-молнию, зажечь спичку и так далее. Если ребенок выбирает левую руку, при этом его движения легче и точнее, то ведущая рука — левая. Может получиться так, что бытовые действия ребенок действительно лучше выполняет левой рукой, а графические — правой. Или наоборот. Это тоже надо учитывать при выборе руки для письма.

    Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

    Ребёнок-левша: Стоит-ли переучивать

    Казалось бы, какая разница, левая или правая рука у ребенка ведущая? Однако левши часто требуют особого подхода.

    Автор: Александр Покрышкин

    Дата публикации: 18.03.2021

    Большинство людей — правши. У них ведущее левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, правила, стереотипы. Вечно все анализирует, обосновывает, просчитывает, оценивает… Левшей же всего 10%. У них «рулит» правое полушарие. А у него совсем другой фронт работ — развитие интуиции, образного мышления. Что нужно учитывать родителям леворуких детей? На вопросы пользователей отвечает эксперт. Вы можете задать свои вопросы, воспользовавшись сервисом Доктис.

    Признаки типичного левши у ребенка

    В каком возрасте можно заподозрить леворукость у ребенка, а в каком – знать это наверняка?

    Некоторые родители усматривают симптомы леворукости даже в грудном возрасте. Им кажется, что, если малыш прижимает правую ручку к себе, а левой тянется к игрушке, значит, непременно будет левшой. А уж если в 2−3 года он еще и ложку берет в левую руку, сомнений не остается – ну точно левша! Однако детский мозг пластичен: сегодня ребенок может вести себя как левша, завтра – как правша. Или же вообще как амбидекстр. Окончательно это станет ясно годам к 5−6-ти.

    Лучше не гадать самим, какая рука у ребенка ведущая, а обратиться к психологу или нейропсихологу. Специалист проведет необходимые исследования и скажет наверняка.

    Сыну 12 лет. Он какой-то «неправильный» левша – терпеть не может искусство. Я так надеялась, что он станет художником или музыкантом! А он любит спорт и математику. Что с этим можно поделать?

    Ничего. Кроме одного – принимать ребенка таким, какой он есть. Да, среди левшей немало незаурядных, творческих личностей. Аристотель, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Ньютон, Моцарт, Бетховен, Шуман, Марк Твен, Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Грета Гарбо – все они были левшами. Многие родители надеются, что их маленький левша, когда вырастет, пополнит список знаменитостей. Однако думать, что все левши без исключения должны любить музыку и живопись, а правши – точные науки, неверно. Это все равно что утверждать: девочки хотят играть только в куклы, а мальчики – в машинки. Все дети разные! Не стоит настраиваться на то, чего хотите вы. Нужно ориентироваться на то, что нравится ребенку.

    Надо ли переучивать леворуких детей

    Я знаю, что переучивать левшей не рекомендуют. Но все-таки хочу это сделать. В нашем мире все ориентировано на праворуких. Не хочу, чтобы мой ребенок страдал…

    Понятно, что вы действуете из благих побуждений. Но эффект может быть обратным. Ребенок будет чувствовать давление с вашей стороны. А любое давление приводит к стрессу. Для того, чтобы переориентироваться на правую руку, вашему наследнику придется приложить массу усилий. И не факт, что у него получится.

    Переучивать левшу – значит, вмешиваться в работу мозга. Это может обернуться повышенной тревожностью, невротическими расстройствами, например, заиканием, тиками, речевыми нарушениями, трудностями на письме. И конечно же, эмоциональными проблемами.

    Ведь родители ждут от ребенка конкретного результата, а у него не получается работать правой рукой. И не потому что он лентяй, а потому что задачу поставили трудновыполнимую. Он переживает, что не справился, что подвел маму с папой, что плохо старался. А это – риск развития комплекса неполноценности.

    Поэтому переучивать – плохая идея. Леворукость – это не недостаток, а индивидуальная особенность!

    Нужно подстраиваться под ребенка. Например, Пол Маккартни, будучи левшой, расположил струны на бас-гитаре в обратном порядке. Как и другой известный музыкант — Курт Кобейн. Сейчас появились специальные магазины для леворуких, где можно приобрести музыкальные инструменты, компьютерные аксессуары, ножи, вилки, ножницы, ручки… В школе леворукий ребенок должен сидеть слева от соседа, чтобы обоим детям было удобно. Или рядом с другим левшой.

    Переучивать можно лишь в том случае, если левша получил травму и вынужден пользоваться правой рукой. Но когда все заживет, лучше вернуться к левой. Для него это естественнее.

    Моя 7-летняя дочь – типичная левша. С удовольствием занимается танцами, пением, рисованием, ходит в театральную студию. Но сильно устает. Слышала, что леворуким противопоказаны большие нагрузки. Это так?

    Левши действительно часто склонны к переутомлению. Причем усталость не всегда очевидна – ребенок чуть больше капризничает, становится невнимательным, рассеянным. Родителям нужно обращать внимание на такие сигналы. Ведь утомление накапливается, а потом «выстреливает». Это все равно что выйти в жару на улицу без солнцезащитного крема. Сначала все будет хорошо, но вечером вы поймете, какую глупость совершили. С нагрузками – та же история.

    Должны быть дни, свободные от кружков и секций – чтобы наследник не мчался на занятия, а спокойно дома чем-то занимался. Впрочем, это касается всех детей, а не только левшей.

    Онлайн консультации врачей
    в мобильном приложении Доктис

    Дежурный терапевт и педиатр консультируют бесплатно

    Левша или правша?

    Ребёнок часто тревожится, плачет по малейшему поводу, кажется вам неуклюжим или ленивым? Чего вы только не пробовали: жалели, ругали, разговаривали, обращались за помощью к воспитателям или педагогам? И ни-че-го! Совершенно ничего не помогает? Это так изматывает, когда пытаешься, крутишься-вертишься и всё — в трубу. В пустую. Так бывает. И бывает достаточно часто, когда, не зная причину происходящего, начинаешь исправлять, подправлять, гнуть в другую сторону. И чем сильнее гнёшь, тем более велика вероятность, что не угадаешь с направлением и сломаешь.

    Читайте также  Как правильно вставлять соску

    Одна из важнейших характеристик особенностей детей — степень левшества. Не зря определение ведущей руки является ключевой составляющей нейропсихологической диагностики. Эта характеристика говорит о многом: об особенностях развития речи, о выборе того или иного способа приёма, переработки и анализа информации.

    С четырёх-пяти лет родители и сами замечают, что ребёнок начал выполнять большинство действий, какой-то одной рукой. До этого возраста ведущая рука может меняться. Например, ложка у ребёнка всегда в левой руке, и рисует он тоже левой. А если не всё так явно? Ест он левой, а карандаш перекладывает в правую? Или всё делает преимущественно правой, а вот ножницы берёт левой рукой? Кроме того, в психологии есть понятие «псевдолевшество», то есть компенсаторное левшество. Оно может возникнуть ещё до рождения, если, например, левое полушарие мозга было повреждено или в раннем детстве, например, при травме правой руки.

    «Скрытое левшество» — что это такое?

    Вы, наверное, слышали про такое понятие, как «скрытое левшество»? Оно часто встречается в популярной психологии. Что при этом имеют в виду? Человек, в основном, всё делает правой рукой, но какие-то действия ему удобнее выполнять левой. На самом деле, абсолютные правши или левши встречаются не так уж и часто. Причём, даже взрослые люди иногда с удивлением обнаруживают, что, что-то делают левой рукой. Многие годы они просто не обращали на это внимания. К примеру, человек считал себя абсолютным правшой, но вдруг заметил, что держать иглу ему удобнее именно левой рукой. Просто этому действию, в отличие от письма, в детстве не уделялось внимания. Многие люди с доминирующей правой рукой имеют от одного до нескольких признаков левшества.

    Определить ведущую руку ребёнка вы можете попробовать дома при помощи опросника М. Озьяс. Схема обследования состоит из заданий, которые предлагаются выполнить ребёнку. При этом, если доминирует правая рука, ставится 1 балл. Если левая — баллы не ставятся. Всего Озьяс предлагает 20 заданий, среди которых есть такие: завинтить крышки на бутылках, перелить воду из одного сосуда в другой, попасть иголкой в небольшую точку и т.д. Для определения руки для письма, Озьяс обращает внимание на 10 действий, которые, как считает автор, непривычны для ребёнка, а, значит, дают наиболее верную картину.

    Предложите ребёнку в виде игры следующие действия:

    • зажечь спички,
    • наколоть, нанизать пуговицы, бусины,
    • перелить воду из одного сосуда в другой,
    • проколоть дырочки (5-6 ударов),
    • разложить (раздать) карточки (карты),
    • стереть ластиком предварительно нарисованные крестики,
    • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки,
    • почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль,
    • достать бусинку ложкой из стакана,
    • позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.

    Зачем знать о леворукости ребёнка? Хотя бы для того, чтобы сказать об этом учителю при поступлении в первый класс. Леворуких детей рекомендуют усаживать за парту в первой колонке справа (относительно учителя). За партой их размещают слева от соседа, чтобы дети не сталкивались локтями. При обучении у леворуких детей часто наблюдается зеркальное письмо и проявляются другие особенности. Кроме того, к сожалению, ещё не все педагоги знают о вреде переучивания с левой руки на правую. Но это лишь вершина айсберга. А что под водой?

    Роль нейропсихолога в определении ведущей руки ребёнка

    «Универсальных» детей нет, а значит нет и «универсальных» рецептов исцеления. Симптомы нарушений могут быть похожи. Но, если копнуть глубже, их природа будет значительно различаться.

    Для примера, возьмём двух детей пяти лет. Допустим их зовут Ваня и Миша. Родители обоих мальчиков жалуются на то, что их сын невнимателен, капризен, часто плачет. Родители Вани где-то почитали, где-то поспрашивали и решили, что дело в режиме дня. Ваню начали пораньше укладывать спать, он стал меньше смотреть в телевизор и больше гулять. Ваня стал значительно спокойнее. Родители, довольные собой и сыном, рассказали о своём опыте Мишиным родителям. С этого дня Миша тоже начал ложиться в девять, часами гулять и смотреть телевизор по 20 минут в день. Но мальчик, по-прежнему, плачет по любому поводу, а на занятиях «считает ворон». Родители в недоумении: «Мы же всё сделали правильно! Почему не помогло?».

    Во многих случаях проясняет ситуацию нейропсихологическая диагностика. И тогда может оказаться, что дело вовсе не в режиме дня, а в особенностях взаимодействия определённых отделов головного мозга. Одной из характеристик этого взаимодействия является то, какой рукой ребёнок предпочитает действовать. Поэтому к определению ведущей руки, нейропсихологи подходят основательно. Эта информация помогает найти оптимальные решения в развитии и обучении детей.

    Когда лучше не экспериментировать?

    Бывает, родителям сложно разобраться, в чём дело, когда ребёнок неусидчив, плохо говорит, нетерпим к неудачам, а на предложение попробовать ещё раз отвечает истерикой. Почему ребёнок так реагирует? Это особенности его характера? Или дело в методах воспитания, пережитом стрессе, комплексах? А, может быть, это неврологические особенности?

    В наше время возросло число детей с мозговой недостаточностью. Как врождённой, так и приобретённой. В некоторых случаях у современных детей леворукость оказывается временным признаком, который лишь отражает задержку формирования межполушарных взаимоотношений.

    Если вы чувствуете, что не контролируете ситуацию, не стоит надеяться на «авось». Нейропсихолог проведёт комплексную диагностику, найдёт «болевые точки», выявит причины нарушений. И только тогда будет понятно, в каком направлении двигаться, какую применить коррекцию.

    Лучше в дошкольном возрасте выявить ведущую руку ребёнка и прийти в школу с готовыми рекомендациями от специалиста, чем потом бороться с неуспеваемостью и неврологическими нарушениями. К подростковому возрасту эти нарушения будут только набирать обороты. Когда дело касается детей, главные принципы — не упустить время и не навредить.

    ЕСЛИ РЕБЕНОК – ЛЕВША. О чем надо знать?

    Елена Бочкова,

    заведующая психоневрологическим отделением ГБУ РО «ОДКБ»,

    главный внештатный специалист по детской неврологии МЗ РО:

    — В своей лекции, ориентированной на детских неврологов, я рассказываю о причинах левшества подробно, раскрывая тему в целом. Это специальный материал, полезный для докторов. Но есть некий портфель знаний, необходимых для родителей, педагогов. Это поможет понять особенности детей с левшеством, их сильные и слабые стороны, их психологию.

    Доминантность одного из полушарий мозга, а значит, и формирование ведущей стороны тела у ребенка происходит обычно к 5-летнему возрасту.

    Доминантность правого полушария, отвечающего за творческое мышление, мгновенное восприятие образа, является причиной левшества.

    Детям-левшам свойственна непосредственность, доверчивость, чувственность, частая смена настроений.

    Задача родителей – вовремя разглядеть способности ребенка-левши, развить их.

    У многих из них обнаруживается повышение кожной чувствительности. Например, они могут с закрытыми глазами определить цвет предметов и иногда обнаружить их изображение на бумаге. Их психика более ранима, более заметны колебания настроения, часто они испытывают безотчетную тревогу и стрессы. Левши, как правило, обладают более ярким воображением, артистическими наклонностями, способностями к перевоплощению, своеобразным видением окружающего мира. Наверное, не случайно левшами были скульптор Микеланджело, художники да Винчи и Пикассо, актер Чарли Чаплин и многие другие выдающиеся мастера искусства. А еще — Александр Македонский, Наполеон.

    Левшество дает некоторое преимущество в видах спорта, требующих быстрой реакции, — боксе, борьбе, теннисе и др. У праворуких образ воспринимается правым полушарием, а двигательные команды идут от левого полушария к правой руке. У левши всё происходит в одном полушарии, поэтому скорость выполнения движения больше.

    Причины левшества

    В соответствии с особенностями полушарий головного мозга, причины делят на 2 группы. Первая – генетические причины. Можно с уверенностью говорить: в семьях, где хотя бы один из родителей – левша, дети с левшеством рождаются чаще. Сначала они используют левую руку как ведущую в бытовых ситуациях, потом – при чтении и письме. Вторая группа – это вынужденная леворукость. Она возникает вследствие травмы или когда ребенок устойчиво подражает левшеству.

    Левшу нельзя рассматривать как «правшу наоборот». У левшей своеобразное и оригинальное устройство центральной нервной системы. По поводу происхождения правшества и левшества существует очень много интересных гипотез, перечисление которых потребовало бы написание отдельной книги. НЕ будем углубляться здесь в эту тему, — рассказываем о том, что может быть утилитарно полезно в общении с левшой.

    Психологические особенности

    Фонематический слух: отмечаются задержки формирования фразовой речи, медленнее формируются звукоразличительные дифференциации. Дети начинают говорить позже, но сразу развернутыми фразами.

    Трудности пространственной ориентировки: не только в сторонах света, но и на листе бумаги, дисграфические ошибки оптико-пространственного генеза.

    Ориентировка во времени: значительно медленнее и с ошибками научаются понимать время по часам со стрелками.

    Контроль над психической деятельностью: с трудом овладевая программой действий, удобной для правшей, с легкостью изобретают собственные стратегии.

    Проблемы в обучении:

    феномен зеркальных движений: от зеркального рисования до написания букв и чтения;

    медленное восприятие информации;

    трудности концентрации произвольного внимания и проблемы усидчивости.

    Тест на левшество

    — Сплести пальцы рук в замок. Если сверху большой палец левой руки – напишите L, если правой – P.

    — Представьте перед собой мишень и прицельтесь в неё. Если закрыли левый глаз — P, правый – L.

    — Скрестите руки на груди. Сверху левая – L, правая – P.

    — Поаплодируйте. Если бьёте левой ладонью по правой – L, наоборот – P.

    — Результат теста: LLLL – левшество, РРРР – правшество.

    Надо ли переучивать левшей?

    — 20 лет назад ребёнок с левшеством привлекал к себе внимание, и большинство детей переучивали.

    — Сегодня считается, что переучивание создаёт дополнительный стресс для ранимой психики ребёнка. Более того, у детей с заиканием часто в анамнезе левшество.

    — Современное общество создаёт более комфортные условия для людей с левшеством: промышленность выпускает множество инструментов и приспособлений для людей с ведущей левой рукой.

    — Однако, если есть возможность мягко и ненавязчиво предложить ребёнку с раннего возраста использовать ведущей рукой правую, это не только сделает удобнее его жизнь, но и поспособствует нивелированию межполушарной ассиметрии.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector