Как перерезать путы ребенку

Как перерезать путы ребенку

Как перерезать путы ребенку

ПУТЫ У РЕБЕНКА: КАК ПЕРЕРЕЗАТЬ?

Рождение и воспитание детей неизменно окутано множеством суеверий и традиций. Согласно одному из поверий, крайне важно перерезать путы у ребенка. В чем суть этого обычая? Как провести обряд правильно?

Зачем резать путы у ребенка:

Молодые люди часто вообще не понимают, зачем требуется выполнять такой ритуал. Но в сознании старшего поколения прочно укоренилось мнение, что если не разрезать путы у ребенка, то малыш не сможет вовремя начать ходить.

На самом деле эта традиция имеет более глубокий смысл.

Небольшой обряд призван:

*защитить ребенка от злых духов;

*оградить его от непреодолимых препятствий и неудач;

*сделать уверенным в себе, собранным и твердо ступающим по жизни.

Укоренившееся суеверие связано лишь с заботой о маленьком члене семьи. Родственники пытаются всеми силами уберечь его от опасностей и гарантировать благополучную будущность.

Тусау Кесер – разрезание пут ребенка у казахов:

Традиция перерезания пут считается дохристианской; многие полагают, что она встречалась еще у древних славян. Но наибольшую известность получил проводимый и ныне казахский ритуал Тусау Кесер. Он рожден из тенгрианских представлений о реальности.

Тюрко-монгольские кочевники верили в бога Тенгри, олицетворявшего собой небо.

Маленький ребенок, не так давно появившийся на свет, считался тесно связанным с подземным царством, и земля постоянно призывала его к себе. Верили – с возрастом связь ослабевает. Когда дети учатся делать первые шаги, она практически разрывается. Но малышу нужна помощь, и родственники должны позаботиться о том, чтобы убрать путы у ребенка.

Ключевой момент здесь в том, что процедуру выполняет взрослый, уже прочно укоренившийся в нашем мире. А поскольку малыш перенимает темперамент того, кто перережет ему путы, то для этой цели предпочитают здоровых людей с хорошим положением в обществе.

В старину ребенку перевязывали ножки веревочкой из черно-белых ниток. Сейчас используют и другие цветовые варианты, например, сочетание красного, белого и зеленого. Как только малыш делает шаг, ему разрезают этот жгутик. Затем гости и родители обмениваются подарками, проводят другие ритуалы, радуются – в общем, настоящий праздник.

Как правильно разрезать путы у ребенка:

Необязательно устраивать столь серьезное действо, как это делают казахи. Резать путы у ребенка можно и в более скромной обстановке.

Следует лишь учесть такие моменты:

*Выполнять «процедуру» нужно, если малыш уже пытается пойти, но у него пока что не получается отпустить мамину руку. Многие приурочивают это событие к первому детскому дню рождения.

*Обрезать путы следует в момент, когда ребенок заносит ножку и начинает делать самостоятельный шаг. Неправильно подталкивать малыша, помогать ему или же и вовсе выполнять обряд, пока главный участник стоит на месте.

*Перерезать путы требуется снизу между ножек (примерно на уровне косточек). Важно не напугать малыша и не поранить его. Потому вместо ножниц или ножа разрешено использовать собственную ладонь, держа ее ребром.

*Перерезать путы можно крестообразным движением. Иногда его повторяют трижды. В некоторых случаях саму процедуру «прощания» с путами проводят три дня подряд.

*Хотя обычно предпочитают перерезать невидимые путы, их допустимо обозначить настоящей веревочкой. Правда, совладать с малышом тогда будет несколько сложнее.

Единственное, что можно с уверенностью сказать об этом ритуале, – он совершенно безвреден. Некоторые женщины отмечают, что стоило лишь перерезать путы – и еле делающий первые шаги малыш тут же начинал бежать.

С другой стороны – у многих обряд вообще никак не сработал. Только семье решать, разрезать путы у ребенка или нет. Но большинство общепринятых традиций предназначено для «подстраховки», хотя в них никто не верит. И перерезание пут в этом смысле ничуть не хуже: интересный ритуал с благими намерениями.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Казахское разрезание пут: какой обряд помогает ребенку быть счастливым?

Рождение ребенка – большая радость в семье любого народа. Это событие сопровождается многочисленными традициями и обычаями. Поворотным считается год когда малыш встает на ноги и делает первые шаги. Чтобы его дальнейшая дорога по жизни была легкой, казахи проводят обряд, который называется «Тұсау кесу».

У казахов есть очень точная и хорошая пословица: «Балалы үй базар, балассыз үй мазар». Ее смысл заключается в том, что дом, где живет ребенок, наполнен весельем и радостью, а в доме, где детей нет – пустотой и безмолвством. Традиционно казахские семьи всегда были многодетными и дружными.

С момента появления малыша его родные соблюдали ряд ритуалов. К примеру, после рождения его укладывали в бесік (колыбель), над которой перед этим изгоняли плохую энергию огнем. К самому бесіку прикрепляли тұмар (талисман). Спустя 40 дней от рождения ребенка проводят обряд «қырқынан шығару», во время которого малыша купают в соленой воде, а после поливают 40-ка ложками воды. В чашу помещают серебряные монеты. После «қырқынан шығару» стригут волосы и ногти. После молитвы аксакалы и мулла произносят имя новорожденного. А собравшиеся женщины, родственницы, соседки и подруги роженицы, отмечают событие за щедро накрытым дастарханом.

В следующий раз родители приглашают гостей на первый день рождения ребенка. К году малыш обычно пробует делать свои первые шаги. И здесь обязательно проводили обряд тұсау кесу (разрезание пут).

Почему он так важен? Скорее всего, одна из причин – это бытовавшая ранее высокая младенческая смертность. Ребенок благополучно пережил свой первый год и вся родня, конечно же, радовалась этому. А первые шаги были символом того, что он пришел в наш мир всерьез и надолго. Символическое перерезание пут на ногах поможет ему идти по жизни уверенно, верили предки.

К слову, похожий обряд перерезания пут издревле бытовал и у славян: до года ребенок также считался жителем потустороннего мира, покойником, поэтому его ножки был как будто связаны между собой. Обряд разрезания пут проводился тогда, когда малыш делал первый самостоятельный шаг. Доверяли это бабушке. Она брала нож (если мальчик) или ножницы (если девочка) и рисовала ими на земле перед ребенком крест. Потом трижды имитировала разрезание пут между ножками ребенка и трижды бросала на землю нож (ножницы) со словами: «Разрезаю я путы твои, и пусть земля, по которой ты ступаешь, будет тверда, словно железо».

Считается, что у казахов этот ритуал существовал еще со времен тенгрианства. Наши предки были уверены, что, если его не провести, то ребенок будет часто спотыкаться, будет неуверенным и неуклюжим.

Для проведения тұсау кесу берется белое тканевое полотно, оно будет символизировать светлую дорогу (ақ жол), и пестрая веревка-жгутик (ала жіп), которая плетется из шерстяных нитей длиной 50-60 сантиметров. В разных регионах нити бывают разными: в некоторых местностях считают, что они должны быть красного, белого и зеленого цвета. Красный означает достаток, белый — чистоту, а зеленый – здоровье и процветание. Другие резали путы белых и черных цветов, которые символизировали философию и реальность мира – добро и зло, свет и тьму, тепло и холод. А, к примеру, на юге часто брали путы «тоқішекпен», они сделаны из кишок барана и символизируют сытную, безбедную жизнь. Еще один вариант пут – из переплетенной зеленой травы, она олицетворяет постоянный рост и развитие.

Для проведения ритуала малышу завязывают ножки с помощью этих нитей восьмеркой, символом бесконечности. После разрезания нитей малыш идет по белой дорожке, а за обе ручки его поддерживает и ведет кесушi – заранее избранный семьей человек с положительными качествами, которому доверяют перерезать путы. Считается, что дальнейший жизненный путь малыша будет не менее успешным, чем у этого уважаемого людьми человека.

Путы перерезаются с добрыми пожеланиями «жүйрік бол», «шауып кет» (будь резвым, скачи быстрее). После, кесуши снимает калта (украшенный мешок с подарками) и разбрасывает на пути карапуза традиционное шашу – конфеты и монеты, чтобы его жизнь была сладкой, в достатке. Родителей поздравляют специальной фразой «қадамы құтты болсын», что переводится как «пусть будут благословенны его первые шаги».

После проводят жол тандау — выбор своего пути в жизни. Перед ребенком традиционно раскладывают 7 предметов на выбор. К примеру, клубок шерсти – для долгой жизни, шоколадку – для сладкой жизни, деньги – к процветанию, ключи – к благосостоянию, колечко – к удачному браку, книгу – к знаниям, кисть – к творчеству. Это своеобразный тест для именинника, считается, что он выберет свою судьбу, потянувшись к тому или иному предмету.

После проведения обряда белое полотно дарится молодой паре, у которых еще нет своих детей. А приглашенные гости маленького именинника садятся праздновать светлое и замечательное событие за дастархан.

Как перерезать путы ребенку

блог Анны Вокиной

Описание того, как провести обряд перезания пут.

Тут писать дольше, чем делать. Впервые об этом обряде я узнала от своей наставницы по материнству в Новосибирске, хотя в самом Новосибирске этот обряд не распространен. Зато, когда мой старший пошел, а дело было тут на Кубани, то все заметившие это, начали подходить и спрашивать: «Вы не забыли перерезать путы?» Потом, когда я стала искать материалы по этому обряду, оказалось, что он весьма распространен: юг России, Украина, Белоруссия, Киргизия, Казахстан. Вероятно, что еще где-то. Факт того, что обряд имеет широкое распространение и встречается в разных культурах для меня знак, что это что-то важное для благополучной жизни, и если я еще не поняла подоплеку и механизм этого обряда, то сделать его все равно стоит, просто чтобы было.

А подоплека обряда восходит к… дохристианским народным представлениям о том, что души воплощаются не единожды. Когда человек умирает, его руки и ноги связывают веревочками-путами, чтобы тело не разваливалось. Когда тело коченеет, эти путы снимают и кладут в гроб или бросают в могилу.

И душа, при следующем воплощении на земле, теперь словно спутанная, что хорошо для живых, потому что младенец, который еще очень близок к миру предков и душа которого в любой момент может решить туда вернуться (и тут мы затрагиваем обширнейшую тему «свой – чужой», которая заслуживает отдельного обсуждения). Обряд перерезания пут символизирует признание за душой решения быть человеком и остаться в человеческом мире.

В народном мировоззрении очень сильно работает принцип подобия. И если «это ходит как утка, выглядит как утка, и крякает как утка, то это утка». Новорожденный, в отличие от живых людей, находится в горизонтали, он не ест человеческую пищу, он не говорит, его обмывают и пеленают. По всем признакам он больше похож на покойника, чем на человека. А покойник в мире людей, в обережном пространстве дома – опасность. И потому его как бы ограждали от мира живых, а мир живых от этого подозрительного существа.

И ЭТО ВИДЕНИЕ И СЕЙЧАС ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ МНОГИХ СПОРОВ О ТОМ, КАК ОБРАЩАТЬСЯ С МЛАДЕНЦАМИ.

Совместный сон, ранний прикорм, радость родителей от того, что «он у нас не ползал, а сразу пошел» (хотя любой логопед расскажет о важности периода ползанья для развития речи), выхаживание, чтобы он быстрее пошел сам (хотя это зависит от готовности мозга и мышц) – все это проявление древнего подсознательного страха присутствия рядом чужого.

Он поднял голову! (стремление к вертикали), он засмеялся (человеческая реакция), он сел! (еще больше вертикали)… И! Первые шаги. Знак того, что этот чужой стал своим, что горизонталь окончательно сменилась вертикалью. Это существо решило войти в человеческий мир и быть человеком! Теперь он безопасен! Все выдохнули. И вот теперь ему можно перерезать те покойницкие путы, которыми его душа была на тонком плане связана все это время.

Вариантов сделать это масса. Для этого используют нож с деревянной ручкой, ножницы. Могут использовать веревочки, могут не использовать. Обычно старшая женщина или мама тихонько, чтобы не напугать, подкрадывается к малышу, который делает первые шаги и щелкает между ног ножницами, или делает между ног ножом движение по полу крест на крест, или трижды делается разрезающее движение по полу между ног ребенка. Если спутывали ножки нитками, как это делают лошадям, то разрезают нитки подкравшись сзади. И говорят благословляющее напутствие: «В дальний путь, на добрую дорогу» или что именно вам захочется доброго сказать. (Есть места, где этот обряд проводят только детям, которые долго боятся оторваться от опоры, но это уже вариации).

Так же, можно перерезать путы взрослому, который постоянно сшибает дверные косяки, ударяется ногами об пороги и ножки мебели, и… у кого дела идут с каким-то трудом. Это же о жизненном пути, идти в полную силу, или в полноги.

Для взрослых как раз нужны веревочки, красные шерстяные нити, которыми слегка связываются ноги, так, чтобы ходить можно было, но неудобно. Пусть он походит так какое-то время, ощутит, как он живет, а потом так же подкрасться сзади и разрезать путы ножницами со словами благословения.

Special for Зарина и для всех остальных, кому интересно про обряд перерезка пут.

Своим близняшкам вчера я перерезала путы и Зарина спросила меня что за обряд такой и как это делают. Вот решила написать))))

1 источник. Этот обряд проводится для того, чтобы ребенок, который самостоятельно и уверенно стоит на ножках, быстрее пошел. Путы перерезают три раза, приговаривая при этом свои наилучшие пожелания, поют традиционную песню «Тұсаукесер жыры». Некоторые этот обряд проводят три раза и доверяют трем различным людям, но распространен обычай, когда путы перерезает один человек – трижды. Первый раз – путы из пестрой нити- алажіп. Для этого заранее готовят пеструю нить. Пестрая нить символизирует «ала жіпті аттама». Ребенок, перешагнувший через пестрые нити во время обряда тұсаукесер, в жизни не будет делать дурных поступков, вырастет человеком честным и благородным. Так же пестрая нить символизирует то, что в жизни бывают белые и черные полосы и нужно уверенно проходить все препятствия.«Жақсылықта асып-тасымасын, жамандық көрсе, жабырқап-жасымасын, қуанышты күндерінде асылық жасамасын, қиыншылық басына түскенде еңсесі түсіп басылмасын, екеуінен тең өтсін».Второй раз – «тоқ ішекпен»-путы из кишок барана, для этого отваривают толстую кишку барана (это обычно готовят бабушки). Символизирует сытную, безбедную жизнь. Третий раз — путы из переплетенной зеленой травы. Символизирует постоянный рост и развитие. Малыша ставят на белую дорожку (скатерть или полоса белого материала). Дорожку можно немного присыпать зеленой травкой. Белый цвет символизирует светлую дорогу, зеленая травка – постоянный рост и благополучие. Затем этими путами, поочередно перевязывают ножки ребенка. Путы перерезают острым ножом желательно с одного раза — «шорт етіп»(не ножницами, в ножницах два лезвия пересекаются, у казахов пересечение лезвий не приветствовалось). Изначально по казахскому обычаю, путы перерезала женщина с быстрой и уверенной походкой. Сейчас обычно мальчику путы перерезает мужчина, а девочке – женщина и доверяют это очень уважаемому и достопочтенному человеку, которому затем обязательно дарят специально приготовленный подарок. Медлительному и часто спотыкающемуся человеку нельзя перерезать путы. Малыша, которому перерезали путы, держат с обеих сторон за ручки и иммитируют его бег по белой дорожке. Когда он «пробегает» по дорожке, вслед разбрасывают «шашу» — сладости, которые разбирают гости, чтобы и у них в доме была такая же радость, такой же той, как первые шаги – младенца. В конце белой дорожки предлагается выбор малышу: в три одинаковые чаши ложат деньги, хлеб (выпечка), книгу – какой путь малыш выберет, по такому пути и пойдет.

2 источник.Как только ребенок начинает делать свои первые неуверенные шажки, родители зовут гостей на «т? сау кесер тойы». Право разрезать пут на ногах ребенка дается не каждому. Т? сау кесуші (разрезающий путы) должен быть человеком положительным во всех отношениях – основанельным, мудрым, чей жизненный путь достоин подражания, ибо, по поверью, судьба ребенка будет похожа на судьбу этого человека. Кроме того, он должен быть еще и легким на подъем, то есть ловким и быстрым. Тогда ребенок во взросой жизни не будет спотыкаться.
Путы для обряда изготавливают из трех видов различных материалов. Одни используют для плетения пут длинные стебюли растений. Считается, что в этом случае ребенок будет иметь многочисленное потомство, расти и множиться, как растение. Те же, кто желает, чтобы его ребенок вырос богатым, в качестве пут используют бараньи кишки (символ сытости). Но большинство людей мечтают видеть своего ребенка человеком честным, благородным, любящим Отечество и радещим за счастье своего народа. В этом случае путы плетут из шерстяных ниток трех цветов. В наше время тоже отдают предпочтение «ала жіп» — пестрым наткам. Каждый цвет имеет свое предназначение. Белый – чтобы ребенок вырос благородным, зеленый – чтобы жил долго, красный – чтобы был богатым.
Пестрота пут имеет еще одно значение. У казахов есть выражение «ала жіпті аттау» (перешагивать через пестрые нити, символизирующие обман и присвоение чужого добра). Принято считать, что ребенок, перешагнувший через настоящие пестрые нити во время обряда «т? сау кесер», в жизни не будет совершать дурных поступков, вырастет человеком порядочным и честным. Поле окончания обряда родители преподносят дорогой подарок разрезавшему путы и устраивают веселый той.[/i]
и еще читала, что перевязывают путы восьмеркой, и ребенок должен пройти несколько шагов, даже если не ходит, то с поддержкой.

3 источник.А вот из журнала «Мой ребенок»:

«Человек, котоый разрезает символические путы на ножках ребенка, должен быть уважаемым всеми и служить примером для подражания, тогда, по преданию, ребенок последует его жизненному пути. Поэтому родители тщательно выбирают человека на эту роль. Для проведения церемонии тусау кесуши готовит пеструю нить(ала жип). Все составляющие ее цвета имеют свое значение. К примеру, белый означает благородство, зеленый — долгую жизнь, красный — богатство. Этой нитью обвязывают ножки малыша. После того как кроха сделает несколько шагoв, нитку разрезают».

Вообще резать путы это тенгрианская традицияи зародилась задолго до мусульманства. По тенгрианским верованиям в верхнем мире божества носили пояс на шее, в среднем люди на поясе, в нижнем души умерших на ногах. Когда человек умирал и уходил в нижний мир в царство Ерлика, ему при погребении перевязывали ноги поясом, состоящим из белой и черной веревок. Когда человек возвращался из нижнего в средний мир, эти веревки нужно было перерезать, чтобы они не мешали ему ходить.

Каждый конечно вносит какие то свои детали. Кто-то даже на путы пришивает монетки))))

Лично у нас это прошло по-простому черно-белые нити восьмеркой и никакого празднества особого. Так просто посидели я, мама и брат, покушали, чай попили, поговорили)))

Примерно вот так это проходит у казахов:

Ну в общем вот так! Надеюсь моя статья будет полезна)))

Позавчера когда я спрашивала, здесь очень многие девочки (не из числа моих подруг, в большей степени Москвички) обозвали меня язычницей и что я гневлю Господа и занимаюсь бесовскими штучками.

А мне кажется у каждого народа есть такой обряд, просто называется по-разному и каждого народа есть какие то свои особенности проведения этого обряда. И празднуют по разному. Просто русские не празднуют так шикарно как казахи и корейцы. Путы кстати слово древне русское.

Вот за что уважаю я казахов так это за то что они уважают и чтят старших и помнят свои обычаи и традиции! Молодцы ребята! Так держать.

Казахский праздник Тусау Кесу — разрезание пут

Вашему малышу скоро год? Пора начинать подготовку к одному из главных казахских праздников — „тусау кесу” — „разрезание пут”.

Оговоримся сразу: дата в данном случае — понятие условное. Понаблюдайте на детской площадке: кто-то из малышей уже в десять месяцев делает вполне уверенные шаги, а некоторые карапузики упорно отказываются ходить и в год, и в год и два месяца, и больше. Поэтому, если вы не хотите ждать годика, или, наоборот, считаете, что лучше подождать, пока кроха на самом деле сделает первый шаг, — это ваш малыш и ваше право. Народные традиции мудры и никогда не „диктуют”. Просто в наше время молодым родителям хочется в первый день рождения малыша устроить не просто семейный праздник, а самый настоящий той — с большим количеством гостей, с выполнением старинных обрядов… и тут на помощь приходит обычай „тусау кесу”, исполнение которого может по-настоящему украсить любой праздник!

Читайте также  Ребенку 4 месяца понос что делать

Поклоняясь Тенгри

Если говорить об истории обычая: „тусау кесу”, как и многое другое, оставили нам в наследство наши предки-язычники. Причем эта традиция существовала и существует не только у казахов, но и у кыргызов, хакасов, тувинцев и других родственных народов. И даже называется одинаково — „разрезание пут”: у казахов — „тусау кесу”, у кыргызов — „тушоо кырктыруу”, у алтайцев — „тужак кезер”.

Поклоняясь верховному божеству Тенгри (Небу), язычники делили мир на три части: подземный, наземный и небесный. Человек за свою жизнь должен был побывать в каждом из этих миров. И первым на его пути был мир подземный: именно оттуда, по поверьям, ребенок приходил на землю, и в первый год жизни его связь с подземным миром была столь велика, что разорвать ее самостоятельно малыш не мог. Нужна была помощь взрослого и сильного человека — и вот с тех самых пор разрезать путы доверяют не просто „шустрому”, как думают многие, но — сильному и духовно, и физически человеку. Разрезая путы, он будто разрывает последнюю нить, связывавшую младенца с подземным миром. И малыш делает первый шаг — в наш мир!

Атрибуты от природы

Отсюда, кстати, и атрибуты обычая „тусау кесу”. Из глубины веков, из тех времен, когда наши предки могли использовать только природные материалы, пришла традиция вить путы из зеленой травы, которой были устланы наши степи. Конечно, этому придавалось значение: трава символизировала рост и процветание. Другой вариант — кишка барана. Что, естественно, означало сытую, безбедную жизнь. Но самый распространенный сегодня материал — это скрученные нитки, черная и белая. По одной версии, это означает, что в жизни каждому человеку встречается и добро, и зло, бывают и черные, и белые полосы, но все их надо пережить-перешагнуть. По другой — пестрая нить, „ала жiп”, символизирует пожелание — „ала жiптi аттама”, то есть „будь честным”. Заметим в скобках: совершенно не обязательно три раза завязывать малышу все вышеперечисленные путы, на чем иногда настаивают родственники или профессиональные организаторы праздников. И, соответственно, три раза разрезать. Скорее всего, малыш устанет, закапризничает, и вообще откажется делать первый шаг, — и в чем тогда смысл всего мероприятия?

„Гвоздь” программы

Классический „сценарий” обряда „тусау кесу” прост и удивительно хорош в этой своей простоте. Когда гости в сборе, на пол (ковер, траву — если праздник проходит на улице) расстилается белая ткань: по этой белой дорожке малыш должен сделать свои первые шажки, чтобы его жизненная дорога была светлой и долгой — „ак жол”. Затем ножки малыша перевязывают специальным образом — „восьмеркой”. И человек, которого родители, естественно, выбирают заранее (потом его непременно нужно отблагодарить), перерезает путы малышу. Звучит специальная песня обряда „тусау кесу”. Малышу помогают сделать первые шаги по дорожке, имитируя бег. Пока карапуз „бежит”, на ткань бросают традиционное казахское „шашу” — конфеты, сладости и так далее. Теперь „гвоздь” программы исполнен — можно праздновать! Доброго тебе пути, малыш…

Автор: Мадина Тлеубекова

Комментарии

В старинных обрядах мелочей не бывает! Болатбек Бейсбеков, художник

При проведении любого древнего национального обряда нужно понимать: важно — все! Несущественных деталей не бывает. Каждая мелочь имеет огромное значение: так задумали наши предки. Что такое „ала жiп”, которой завязывают путы ребенку? Казалось бы, простая скрученная веревка. Ни в коем случае: „ала жiп” — это целая философия. Как выглядит „ала жiп”, которую делаем мы — семья Бейсбековых? Два скрученных шнура ручной работы, белый и черный. На этих шнурах — 5 монеток и 5 камешков. Потому что „5” и „7” — это священные числа у казахов. И то, что для „ала жiп” используется не семь, а пять монеток, объясняется старинной… „технологией”, придуманной нашими предками специально для обряда „тусау кесу”. Располагаются — и монетки, и камешки — не в свободном порядке, а совершенно определенным образом: так, чтобы после разрезания пут центральная часть — с одной монеткой и одним камешком — осталась в руках у уважаемого человека, который совершил обряд. Потом он унесет с собой эту часть „ала жiп”, и каждый раз, когда будет смотреть на этот своеобразный „сувенир”, будет вспоминать того малыша, которому в свое время в буквальном смысле слова помог встать на ноги. Вспоминать — с добрыми чувствами, добрыми пожеланиями, которые, конечно же, будут помогать ребенку, а потом и взрослому человеку всю его жизнь.

Итак, путы разрезаны. Малыш сделал свои первые в жизни шаги. Но пусть „ала жiп” остаются на его ножках до окончания тоя: наша „технология”, оставшаяся нам в наследство от наших предков, это позволяет. Две части „ала жiп” надежно фиксируются на ножках — и это тоже делается не просто так: пусть в толпе детишек, которые обязательно придут на ваш праздник „тусау кесу”, сразу можно будет увидеть главного виновника торжества. А монетки и камешки уберегут его от сглаза…

Новое время диктует новые правила даже для старинных обычаев: когда моя семья начала производство „ала жiп”, мы поняли, что необходима хорошая упаковка. Такая, чтобы даже сама покупка „ала жiп” уже настраивала на праздник. И конечно, эта упаковка тоже должна быть со смыслом — а как иначе? И мы сделали круглую коробку-цилиндр. В диаметре — 7 сантиметров, по высоте — 21 сантиметр, то есть, опять же, три раза по 7. Таким образом мы – семья мастеров — тоже желаем всего самого лучшего малышу, для которого покупают нашу „ала жiп”.

Что подарить?

В старину малышу после „тусау кесу” дарили коня и седло. Сегодня на этот праздник обычно дарят привычные „малышковые” подарки — то, что всегда приятно получить на день рождения: от игрушек до одежды. Но если вам хочется сделать подарок со значением, такой, чтобы он и через много лет напоминал и родителям, и ребенку о замечательно прошедшем празднике, — обратите внимание на памятную монету „Тусау кесу”, выпущенную Национальным банком Республики Казахстан в 2007 году. Серия — „Обряды, национальные игры Казахстана”. Номинал – 500 тг. Состав — серебро 925-й пробы. Кстати, в этой же серии есть и другая „детская обрядовая” монета — „Бесикке салу”.

Ажеки в главной роли

Роза Садвакасова, художественный руководитель музыкального ансамбля „Ару Ана”

Во все времена главными „действующими лицами” наших обрядов были бабушки. И главными вдохновительницами проведения обрядов — тоже. Кому, как не бабушке, больше всех хочется, чтобы свадьба внучки или сундет-той любимого внука прошли по всем канонам казахских традиций? И кто, как не бабушка, может рассказать своим детям и внукам, как у казахов прежде выдавали замуж и как проводили обряд „тусау кесу”? Но вот вы женили (выдали замуж) всех своих детей, порадовались маленьким внукам, „проконсультировали” по казахским обычаям и традициям всю округу… Что дальше? Именно так возник наш ансамбль „Ару Ана”: мы решили стать, скажем так, „профессиональными бабушками”. Сегодня в нашем ансамбле десять женщин, естественно, все — бабушки (есть и прабабушки!), все — пенсионерки, работаем при продюсерском центре „Нурсай”, которым руководит известный музыкант Нурлан Албан. Мы помогаем возрождать самые простые и милые сердцу национальные казахские традиции: провожаем невесту („кыз узату”), радуемся рождению малыша („бесик той”), помогаем сделать первый шаг на „тусау кесу” и т.д. Естественно, все это происходит под наши песни — и для „тусау кесу” есть своя специальная песня, созданная давным-давно. Сегодня есть несколько ее вариантов, но основа остается прежней: эта песня шаг за шагом описывает и, соответственно, сопровождает обряд. Вот мы взяли малыша в свои руки. Вот мы завязали ему путы. Вот мы поставили его на белую ткань… Счастливого тебе жизненного пути, малыш!

Самое интересное, что в нашем многонациональном Казахстане традиции и обычаи разных народов нередко смешиваются. И вот уже на казахском празднике „тусау кесу” можно увидеть элементы корейского празднования года ребенку, когда перед малышом выкладывают разные предметы (ручку, книжку, деньги и пр.). А еще бывает, что к нам в продюсерский центр обращаются и спрашивают: можно провести казахский обряд для неказахской семьи? Причем чаще всего это касается именно „тусау кесу” — уж очень хорош обычай и велика его символика. Так мы однажды провели „тусау кесу” для маленького корейского мальчика вместе с… Анитой Цой!

Источник: Журнал «Лиза. Мой ребенок», 2010, №4

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector