Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Адаптация к детскому саду — как помочь малышу?

Малыш идет в детский сад, возможно, впервые остается без мамы и папы в новом месте. Как ему помочь? Детский сад — важный этап в жизни ребенка. Адаптация к детскому саду пройдет легче, если родители будут помогать малышу правильно и постараются не допускать ошибок. Мы подготовили несколько полезных рекомендаций.

Сколько длится адаптация к детскому саду?

Времена, когда ребенок шел в детский сад сразу на полный день — прошли. Теперь детям принято давать время на адаптацию, и это положительно влияет на отношение ребенку к детскому саду. Но сформировать позитивное восприятие можно и до того, как вы переступите порог учреждения. Как это сделать?

Малыш вряд ли с восторгом воспримет идею остаться без мамы даже на короткий срок, но совместное чтение книг о том, как дети идут в садик, может помочь. Расскажите о том, как герой истории тоже сначала переживал, но потом нашел друзей, много интересных занятий и с нетерпением ждал нового дня, чтобы поиграть в детском саду.

С той же целью можно придумать ролевую игру, где куколка-воспитатель будет заниматься с детьми-другими игрушками. Многим малышам важно понимать, что их ждет. Расскажите в игре об обычном распорядке дня в садике, о том, чем ребенок будет там заниматься. Так можно помочь преодолеть страх неизвестности.

Сроки адаптации индивидуальны. Если одному ребенку достаточно нескольких дней, то другой и через несколько месяцев может проситься домой. Главное — учитывать это и действовать без напора, не ругать ребенка. Первое время в детском саду — самое волнительное, это большой стресс для малыша, который привык быть в домашней обстановке с родителями или другими родственниками.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?

  • Будет хорошо, если ребенок сможет выбрать себе обновки к детскому саду, получит небольшой подарок, если в сад разрешено принести игрушку. Ребенку будет интересно показать обновки сверстником. Пусть первый день в саду станет праздником.
  • Поговорите с воспитателем и расскажите об особенностях характера ребенка, ничего не утаивая. Зная обо всех возможных трудностях, воспитателю будет легче помочь в адаптации.
  • В первый день старайтесь не отходить далеко, скажите своему крохе, что вы будете рядом и скоро придете за ним. Важно выполнять обещания и не обманывать. Если вы скажете, что в саду придется побыть совсем недолго, а, на самом деле, предстоит большой срок, малыш потеряет доверие и испугается.
  • Маленьким детям тяжело ориентироваться во времени, поэтому лучше описывать сроки вашего прихода событиями — «ты поиграешь, поспишь, поешь, а потом я сразу за тобой приду».
  • Вы можете заранее узнать распорядок дня в саду и перестроить под него ваше расписание. Так ребенку будет легче привыкнуть к распорядку дневного сна. Оставлять малыша на полный день раньше, чем он начнет хорошо спать в саду, не рекомендуется. Усталость не позволит выдержать нагрузки.
  • Увеличивать время пребывания в саду лучше постепенно, по получасу в день.
  • Приучайте ребенка к самостоятельности. Чем раньше он начнет самостоятельно одеваться, раздеваться, есть и туалет, тем проще ему будет привыкнуть к образу жизни в детском саду.
  • В период адаптации не стоит загружать ребенка дополнительными кружками и секциями. Проведите время после сада вместе, за спокойной прогулкой или тихими играми. Важно не перегрузить нервную систему ребенка.

Чего не надо делать в период адаптации к детскому саду?

  • Не стоит сдаваться сразу, если ребенок говорит, что не хочет в сад. Через некоторое время станет очевидно, справился ли ребенок и, подходит ли ему режим, нет ли в саду конфликтов. Выслушивайте малыша, внимательно расспрашивайте, что ему не нравится. Стоит много раз проговорить, что вы будете приходить за ним, никогда его не оставите, в саду он ненадолго, а живет — с вами.
  • Не ругайтесь, если адаптация затянулась. Это — большой стресс для маленького, особенно, если у вас «домашний» ребенок-интроверт.
  • Не стоит приводить в пример других детей и их заслуги — «вот, смотри, Маша уже не плачет в садике». Детям в период адаптации особенно нужны чуткость и поддержка. Похвалите ребенка за терпение даже, если он не вытерпел до конца дня.
  • Не обманывайте ребенка, что он идет гулять или играть, если вы направляетесь в детский сад. Если вас не будет долго, тоже честно предупредите ребенка.
  • Не стоит заходить с ребенком в группу. К любому процессу адаптации нужен индивидуальный подход, но лучше, если ребенок сразу запомнит, что пространство детского сада — для него и воспитателя. Иначе он может захотеть видеть вас в детском саду постоянно.
  • Дети чувствуют настрой родителей, постарайтесь отнестись к детскому саду, как к возможности научиться жить в обществе, получить новые полезные навыки и подготовиться к школе, а не как к ужасной разлуке с ребенком (вы очень скоро окажетесь вместе).

Не отказывайте ребенку, если в первые дни он будет проситься остаться с вами дома. Когда есть такая возможность, можно дать выходной, чтобы поход в детский сад не становился «неизбежностью». В эти дни можно обсуждать, как здорово гуляют дети в саду, как все ждут его, как много интересного происходит на занятиях…

Важнее всего — прислушиваться, и не оставлять без внимания жалобы ребенка. Возможно, адаптация длится слишком долго или кажется такой трудной, потому что малышу действительно не комфортно, возник конфликт. Ребенку станет проще, когда он поймет, что находится под маминой зашитой, и его не обидят!

Читайте также:

Плачет каждый день: как помочь ребёнку и себе привыкнуть к жизни в детском саду

Сентябрь в детском саду — время адаптации. Дети, которым предстоит впервые разлучиться с родителями, плачут, родители испытывают бесконечное чувство вины, воспитатели стараются помочь и тем и другим. Мы поговорили с психологом Татьяной Паниной и выяснили, как долго может длиться адаптация, нужно ли сидеть вместе с ребёнком в группе, как правильно прощаться и забирать ребёнка из детского сада.

Сколько может длиться адаптация?

В норме — 1–3 недели. Если прошёл месяц или даже два, а ребёнок по-прежнему плачет при расставании с родителями, важно обсудить этот момент с воспитателями и, возможно, обратиться к психологу. На какие «красные флаги» обращаем внимание?

  • Ребёнок плачет ещё до того, как вы пришли в детский сад, и продолжает плакать в группе. Постоянно спрашивает воспитателя, когда родители вернутся.
  • Не общается с детьми и воспитателем, физически отстраняется от группы: например, сидит в углу, плачет или говорит, что ждёт родителей.
  • После детского сада не рассказывает родителям, как провёл день, чем занимался и с кем общался.

Такое поведение возможно в первые дни или даже недели, но если никаких улучшений не наступает через месяц или два, это весомый повод обратить внимание на ситуацию.

Как облегчить адаптацию?

В идеале — познакомить ребёнка с детским садом до первого дня в группе: погулять рядом, понаблюдать за детьми на прогулке; если это возможно, заранее познакомиться с воспитателем, посмотреть, в какой группе ребёнок будет оставаться. Говорить про детский сад с ребёнком надо честно. Если сказать, что в детском саду дети всё время играют, им весело, то у ребёнка сложится обманчивое впечатление, ведь детский сад — это не игровая комната. Не стоит, конечно же, и создавать негативный образ: «Вот будешь плохо себя вести — в детский сад отдам!» Говорите прямо: в детском саду есть воспитатели, ты сможешь всегда к ним обратиться за помощью, им можно доверять. А ещё будут другие дети, вы вместе будете играть, гулять и заниматься.

Как правильно прощаться с ребёнком?

Здесь тоже важно быть с ребёнком максимально честными: ни в коем случае не убегать, пока он не видит, это ошибочная тактика. Ребёнок подумает, что его бросили, оставили в садике навсегда. Даже если он не плачет и спокойно ведёт себя в группе, это не значит, что он не переживает.

Объясняйте, что вы сейчас уйдете на работу/в магазин/по делам и вернетесь в конкретное время: после прогулки, после обеда, после сна и т. д. Не обманывайте ожидания ребёнка и возвращайтесь вовремя. В крайнем случае старайтесь предупредить не только воспитателя, но и поговорить с ребёнком по телефону, объяснить, почему вы задержались и когда вы придёте.

«Воспитатель получает не так много денег, а свободного времени остаётся мало. Но я люблю свою работу»

А ещё важно сразу обговорить с ребёнком, что в детском саду дети находятся с утра до вечера (если вы планируете оставлять его на весь день). Даже если первое время вы будете забирать его после обеда, а потом — сразу после сна, ребёнок должен понимать, что так будет не всегда.

Надо ли родителям оставаться в группе или в раздевалке вместе с ребёнком?

Это крайняя мера, к которой надо прибегать в особых случаях с конкретными детьми, которым адаптация даётся непросто. Если вы всё же решили оставаться первое время вместе с ребёнком, не забывайте напоминать ему, что так будет не всегда, что в группу он должен отправляться сам, без родителей, что детский сад — это территория детей, родители туда не заходят. И старайтесь максимально сократить то время, что вы проводите вместе с ребёнком в детском саду.

Надо ли давать ребёнку с собой игрушку или что-то напоминающее о доме?

Во многих детских садах приносить с собой игрушки из дома не разрешено, но всё-таки для детей что-то знакомое и родное может стать огромной поддержкой при адаптации. Если воспитатели не против, а для ребёнка любимый плюшевый мишка действительно станет важным помощником в незнакомом месте и коллективе, то не вижу причин запрещать носить с собой в группу игрушки. В крайнем случае их можно оставлять в шкафчике. Ребёнок будет знать, что совсем рядом его ждёт любимый игрушечный друг, и ему будет проще.

А как ребёнка из садика правильно забирать?

Не стоит настойчиво расспрашивать ребёнка, как он провёл время в детском саду. Задайте один вопрос, если он захочет поделиться — слушайте, нет — не давите. У него сейчас слишком много эмоций, не всеми он захочет делиться, и это нормально. По этой же причине не стоит превращать время после детского сада в бесконечный поток веселья — кино, парки аттракционов, походы в торговые центры и кафе-мороженое лучше отложить. Даже положительные впечатления сейчас могут негативно повлиять на и без того загруженную детскую психику. И по поводу подарков за то, что ребёнок сходил в детский сад: я считаю, от этой практики лучше отказаться. Иначе сформируется установка, что за поход в детский сад ребёнку положено материальное вознаграждение. Побороть её будет в дальнейшем непросто.

Как родителям избавиться от чувства вины по отношению к ребёнку? (И возможно ли это?)

Самое главное в вопросе адаптации к детскому саду — понимать, почему вы приняли решение сделать детский сад частью вашей жизни. Вам надо выходить на работу, и с ребёнком некому сидеть? Вы считаете, что ребёнку нужны общение и опыт взаимодействия с коллективом? Вам нужно свободное время, чтобы отдохнуть или заняться своими делами? Это всё действительно важные причины. Если вы будете уверены, что для вас и вашего ребёнка так будет лучше, то адаптация пройдёт быстро. А вместе с ней и чувство вины.

Желаем всем родителям поскорее пройти этот непростой путь привыкания к детскому саду и услышать от детей: «Можно я здесь ещё чуть-чуть поиграю?»

Адаптация к детскому саду: как воспитатель может помочь родителям и детям

Когда ребенок впервые приходит в детский сад, он попадает в новую непривычную обстановку, которая может стать причиной эмоционального напряжения. Основная задача воспитателя на этом этапе — помочь малышу справиться со стрессом и адаптироваться к новым условиям.

Что такое адаптация

Термин адаптация (лат. adaptatio) означает «приспособление». Когда говорят про адаптацию ребенка в детском саду, имеют в виду его приспособление к новым условиям — это окружающие люди, распорядок дня, новые правила, отсутствие родителей. С этого момента начинается активная социализация ребенка, которая может сопровождаться некоторыми трудностями.

В период адаптации можно наблюдать эмоциональную и физическую нестабильность — ребенок может часто плакать, скучать по маме, расстраиваться по мелочам, перестать кушать или спать. Это нормально.

3 степени адаптации

Процесс адаптации может протекать по-разному. Выделяют несколько уровней адаптационного процесса:

Легкая степень адаптации

С первых дней ребенок с удовольствием идет в сад, ему нравится там находиться. Иногда могут появляться моменты отрицания, но они быстро проходят. Он хорошо ладит со сверстниками, редко болеет, слушается воспитателя и умеет самостоятельно занимать себя.

Продолжительность адаптации: 7-14 дней.

Средняя степень адаптации

Ребенок испытывает напряжение или расстройство только в первые минуты после расставания с родителями, после чего быстро включается в игру. Он слушается воспитателя, выполняет его просьбы, но иногда может их игнорировать. В результате постоянного контакта с другими детьми может часто болеть. Однако болезнь будет протекать быстро и без осложнений.

Продолжительность адаптации: 14-21 день.

Тяжелая степень адаптации

Ребенок при любом упоминании о садике начинает истерику, его приходится заводить в группу насильно, отрывая от мамы. Из-за такого стресса он часто болеет. Иногда может терять полученные ранее навыки, например, забыть цифры, буквы. Это самая сложная форма адаптации, которая требует усиленного внимания взрослых.

Продолжительность адаптации: до 60 дней.

Ребенок не может долгое время находиться в напряжении. Спустя некоторое время он или придет в норму, или в случае тяжелой степени адаптации может заболеть. Продолжительность адаптационного периода индивидуальна для каждого. Она зависит от возраста ребенка, количества социальных контактов, темперамента, эмоциональной зрелости и привязанности к родителям. Если у ребенка уже был опыт общения в любом коллективе или у него большая семья, он может адаптироваться в детском саду и за два дня. Другим может потребоваться несколько недель или месяцев.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться в детском саду, необходима совместная работа воспитателя и родителей.

Советы воспитателю: как облегчить процесс адаптации

Воспитатель играет важную роль в процессе адаптации ребенка. Качество его взаимодействия с ребенком и с родителями влияет на то, как в целом пойдет весь процесс и как быстро он закончится.

Работа воспитателя с родителями

Чтобы адаптация прошла безболезненно, воспитателю в первую очередь нужно установить контакт с родителями.

Пригласите родителей на экскурсию по детскому саду, прежде чем они приведут туда ребенка. Пусть они посмотрят, где их дети будут спать, играть, кушать и заниматься. Ознакомьте их с распорядком дня. Спокойствие родителей — это залог положительного отношения ребенка к детскому саду. Любое волнение родителей будет передаваться и детям.

Когда ребенок попал в группу, создайте чат для родителей этой группы в любом популярном мессенджере, например Whatsapp или Telegram. Поддерживайте активность и диалог в этом чате — отвечайте на вопросы, публикуйте новости и объявления. Такой чат даст родителям чувство контроля и спокойствия, ведь они в любой момент смогут получить информацию о своем ребенке.

Договоритесь с родителями, чтобы они приводили детей в садик с разницей в 5-10 минут. Это позволит вам встретить каждого ребенка индивидуально и установить с ним контакт, чтобы процесс расставания с родителями прошел более безболезненно.

Вы можете распечатать и раздать родителям памятку по адаптации к детскому саду, разработанную нашими экспертами. Скачать её можно здесь.

Когда контакт с родителями установлен, можно выстраивать отношения с детьми.

Работа воспитателя с детьми

Важно установить доверительные отношения с детьми, чтобы они рядом с вами чувствовали себя в безопасности.

При первом знакомстве с малышом будьте ласковы с ним. Проявляйте искреннюю доброжелательность, улыбайтесь, предлагайте свою помощь, проявляйте к нему интерес, например, задавайте вопросы о его настроении и самочувствии. У ребенка с первой встречи должно сложиться впечатление, что вам можно доверять, что вы друг, который всегда поможет.

Познакомьтесь с ребенком в неформальной обстановке. Например, присоединитесь к малышу с мамой на прогулке. Тогда ребенок будет воспринимать вас как знакомого, увидев в детском саду.

Создайте в группе теплую и домашнюю атмосферу, чтобы дети чувствовали себя в комфорте и безопасности. Это можно сделать с помощью предметов декора — комнатные цветы, небольшие домики или уголки для уединения. Дети могут приносить свои игрушки, чтобы рядом были знакомые предметы.

Периодически прикасайтесь к детям и обнимайте их. Тактильный контакт дает им чувство защищенности и помогает быстрее адаптироваться.

Многим детям хочется, чтобы мама была рядом. Удовлетворить эту потребность в детском саду можно, если создать «семейный» альбом. Расположите его в свободном доступе, чтобы ребенок мог в любой момент подойти и посмотреть фотографию мамы или папы.

Вовлекайте детей в групповые и индивидуальные интересные игры. Если дети будут увлечены, их переживания отойдут на второй план. Кроме того, игры помогут сформировать в лице воспитателя образ лидера, который в любой ситуации придет на помощь.

Алгоритм адаптации к детскому саду

Адаптация ребенка к детскому саду — это поэтапный процесс. Задача воспитателя — регулировать эти этапы и направлять родителей.

Посещение детского сада лучше начинать с дневных и вечерних прогулок с группой. Мама остается рядом с ребенком на время этих прогулок. В течение первой недели можно приводить ребенка на несколько утренних часов. Если возможно, мама остается в группе с ребенком, если нет, то просто приходит за ним после утренней прогулки.

В течение второй недели время пребывания малыша увеличивается до обеда. Он кушает вместе с остальными, после чего мама забирает его домой. На третьей и четвертой неделе ребенка можно оставлять на дневной сон и забирать его сразу после сна или после полдника.

После четвертой недели ребенка можно оставлять в детском саду на полный день. Во время адаптационного периода важно приводить ребенка самым первым или самым последним, чтобы он не видел слез других детей. Лучше накормить ребенка дома, поскольку многие дети отказываются есть в незнакомой обстановке, тем более непривычную еду.

Завершение адаптации

Воспитатель постоянно наблюдает за эмоциональным и физическим состоянием ребенка. Можно считать, что адаптация подошла к концу и ребенок больше не испытывает явного напряжения, если на протяжении 7 дней ребенок:

Не плачет без причины и не спрашивает про маму

С интересом играет со сверстниками и общается с воспитателем

Хорошо спит, ест и не болеет

Успех адаптации и скорость ее завершения зависит от совместной работы воспитателя и родителей. Только работая в команде и проводя воспитательные мероприятия в садике и дома, можно за короткое время подготовить ребенка к детскому саду и помочь ему социализироваться в новом коллективе.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

После своего рождения, проходит совсем не много времени и ребенок «вылез» из пеленок. Стремительно освоил навыки хождения, а кто то уже и бега. Уверенно держит ложку в своих ручонках и вполне себе самостоятельно кушает. В школу пока еще рано, не дорос, но и дома все время находится тоже не всегда бывает возможным, по ряду причин. И тут на выручку приходит детский садик. В итоге получается, местом, где дошкольник больше всего проводит времени, становится детский сад. По сути это один из первых институтов социализации, ведь именно в детском саду ваш ребенок впервые учится навыкам общения со сверстниками и самостоятельности.

При этом каждый ребенок проходит свой собственный путь адаптации к детскому саду и новым условиям пребывания. Привыкание к таким же детям, как он сам, взрослым (в лице воспитателей, нянечек) у каждого дошколенка протекает по-своему и нередко сопровождается истериками, скандалами, плачем и другими негативными проявлениями.

Воспитателям и родителям же в этом случае важно осознавать, насколько важен этот этап в жизни ребенка. От взрослых зависит то, как легко и как быстро малыш сумеет почувствовать себя спокойно в новых условиях и научится испытывать положительные эмоции находясь в детском саду целый день.

Особенности и специфика процесса адаптации малыша к детскому садику.

Довольно часто, на первых порах, детсад для ребенка рисуется очень страшным и не понятным местом. Ведь каждый день походы в это заведение начинаются с того, что ребенку приходится разлучаться с любимой, заботливой и доброй мамой, с которой он, еще совсем недавно, проводил практически все свое время. К тому же, в детском саду ребенку предстоит познакомиться с множеством новых и чужих для него людей, среди которых есть как его сверстники, так и взрослые.

Читайте также  Когда можно пить алкоголь при грудном вскармливании

Именно поэтому для малыша в период адаптации к детскому саду так важна опора и поддержка со стороны родных для него людей. Мама и папа обязаны тактично и доброжелательно реагировать на поведение своего чада, даже если оно вызывает у них недоумение. Это всего лишь реакция малыша на стресс. Иначе, если родители не поддержат ребенка в этот период, возникает вероятность того, что ребенок либо замкнется в себе, либо напротив станет чрезмерно агрессивным.

Адаптация ребенка к детсаду включает в себя:

  • Изменение привычного режима дня. Живя дома с родителями, ребенок подстраивается под тот уклад жизни, тот режим дня, который наиболее удобен семье. В детском саду его ждет резкая смена распорядка дня, ведь все действия здесь расписаны строго по расписанию. Даже получение пищи или сон теперь не могут проходить тогда, когда этого захочет сам ребенок. Свыкнуться с этим малышу бывает крайне сложно. Для того, чтобы ребенок чувствовал меньший дискомфорт в период адаптации к детскому саду родителям рекомендуется попытаться соблюдать подобный режим дня и в домашних условиях. Упорядочение образа жизни малыша поможет ему быстрее освоиться в новых условиях.
  • Привыкание к группе. Как показывает практика, ребенку порой бывает непросто привыкнуть к самой группе в детском саду. Так, его может раздражать что-то в самом ее оформлении. К тому же, малыш может не сразу легко сдружиться с остальными детьми, ведь они, как и взрослые люди обладают своим характером и манерами поведения. Дошколята еще не понимают, что такое дружба и как им нужно это делать, не осознают, что им необходимо уважать интересы других детей, ими правят лишь эмоции и желания. Многие родители замечают, что после посещения детского сада ребенок становится более раздражительным, нервным. Этот факт может говорить о том, что у него были внутригрупповые конфликты, которые не были вовремя разрешены и наложили свой отпечаток на настроение ребенка, в этом случае взрослым следует провести с малышом беседу, чтобы понять, что именно является для него неким раздражителем.
  • Изменение состояния здоровья малыша. К сожалению, период адаптации к детскому саду всегда сопровождается тем, что ребенок начинает гораздо чаще болеть. Все дело в том, что иммунитет ребенка, посещающего детский сад, также начинает перестраиваться под новые условия, а болезнь в этом случае не что иное, как защитная реакция. Сидя дома с мамой, малыш все равно находился в некой изолированной среде, в которой благодаря заботе родителей царили внимание, чистота и забота. В детском саду появляются совсем новые для восприятия ароматы, новые эмоции и впечатления, незнакомые ранее звуки. К тому же ребенок знакомится с другими детьми, пытается общаться с ними, а значит, легко может подцепить заразу от только что заболевшего одногруппника. Как показывает статистика, в самом начале матери придется подготовить себя к тому, что ее чадо будет стандартно болеть раз в две недели, если даже не чаще.
  • Тоска по дому и родителям. Безусловно, первое время посещение детского сада для малыша будет настоящей пыткой, впрочем, так же как и для его мамы, которой будет нелегко отдавать своего любимого сыночка или дочку на попечение чужих людей. Найти общий язык с коллегами на работе порой бывает нелегко взрослому человеку, нет необходимости говорить о ребенке, который еще только начинает свой сложный путь становления в обществе. Любые непонятные ему фразы и действия со стороны, как детей, так и воспитателей будут вызвать у ребенка недоверие, а быть может и страх, что соответственно приведет к истерикам и капризам. Ребенку необходимо дать уверенность в том, что его обязательно заберут домой, что он также любим и нужен родителям, как раньше.
  • Появление возможности проявить свои способности. В детском саду ребенок сможет впервые показать свои таланты. Так, может оказаться, что он от природы является прекрасным танцором или художником, а может быть, он прекрасно запоминает и рассказывает стихотворения. В любом случае для того, чтобы ребенок хорошо развивался ему необходимо предоставить соответствующие условия для самореализации. Нередко в детском саду у малыша могут случаться конфликты с другими детьми, но и это является своего рода школой жизни, именно там дите может научиться отстаивать свои интересы без помощи родителей. Не следует ему в этом мешать. Он не является бездушным роботом и не обязан жить строго в соответствии с теми правилами, которые придумали для него взрослые. Ребенок должен осознавать значимость и важность своей роли в коллективе. Тогда он сможет получать удовольствие от посещения детского сада, а не будет закатывать скандалы каждый день.

Три степени адаптации ребенка в детском саду

Непосредственно от того, какие условия окружают ребенка, попавшего в детский сад, зависит и то, как сложно либо наоборот легко будет идти процесс адаптации ребенка в садике. Выбор степени адаптации диктуется непосредственно психологическим состоянием дошколенка, а также особенностями его нервной системы.

В зависимости от этих факторов различают три основные степени адаптации к ДОУ: легкая, средняя и тяжелая.

В случае, если ребенок быстро привыкает к детскому саду, его правилам и условиям пребывания можно смело говорить, что степень его адаптации является легкой. Уже через неделю после первого посещения детского сада малыш спокойно чувствует себя в группе, узнает одногруппников и воспитателей, даже приобретает в их лице новых друзей. Ребенок отлично ориентируется в новом пространстве. Таким детям несвойственно проявлять агрессию, устраивать истерики и скандалы родителям. Даже болеть ребенок, прошедший момент привыкания к детскому саду в легкой степени, будет не так часто, ведь он фактически не испытал стресса. Можно смело говорить о том, что занятия внутри группы будут доставлять ему удовольствие, и он сможет всецело им отдаваться. Однако, к сожалению, подобная степень адаптации встречается крайне редко.

Средняя степень адаптации протекает немного иначе. Первое, что ее характеризует – более длительный процесс привыкания. Так, малыш может долго не понимать, зачем ему необходимо посещать детский сад, почему мама решила оторвать его от себя, почему ее нет рядом так долго. Ему кажется, что она не вернется, и он навсегда останется жить с чужой для него тетей, при этом он может не замечать, что абсолютно все окружающие его дети, находятся в точно таком же положении и что всех их родители также забирают вечером. Страдания и тоска по маме будут сопровождать его каждый день еще длительное время. Для еще неокрепшей детской психики подобная разлука с самым дорогим его сердцу человеком является самой большой трагедией в жизни. При этом контролировать свои эмоции и правильно управлять ими малыш в возрасте трех лет еще не умеет. Данная степень адаптации является самой распространенной.

Тяжелая степень характеризуется тем, что малыш очень долгий временной период не может войти в коллектив детей. Прощание по утрам с мамой всегда сопровождается криками, истериками и слезами. Ребенок нередко болеет, наотрез отказывается идти в садик, не хочет выполнять просьбы воспитателей, не желает соблюдать режим дня и всячески мешает другим детям. Как правило, в дальнейшем у малыша может возникнуть нарушение сна, у него пропадает аппетит, а иногда и наблюдается расстройство желудка. Такого ребенка можно охарактеризовать как неуправляемого и нервного, но при этом он является незащищенным и беспомощным. Так, дошколенок пытается лишь обратить на себя внимание взрослых, добиться от них участия.

Как долго может продлиться адаптация малыша в детском саду

Данный вопрос интересует, пожалуй, всех родителей. Процесс адаптации весьма непростой и зависит он от многих факторов. Для каждого ребенка привыкание к детскому саду проходит по индивидуальному сценарию, который нельзя как-либо ускорить.

Так, немаловажным фактором является здоровье ребенка. Чем чаще малыш будет подвержен заболеваниям, тем чаще он будет пропускать занятия, а значит, всякий раз адаптация будет начинаться сначала.

Многие психологи склонны утверждать, что на адаптацию и скорость привыкания ребенка оказывает большое влияние возраст, в котором малыша передают в детский сад. Однако этот момент является весьма спорным. Одни специалисты уверены, чем младше ребенок, тем легче он может приспособиться к новым условиям, другие – что чем ребенок взрослее, тем более четко он осознает суть всего происходящего с ним.

Нельзя забывать и про черты характера, индивидуальные для каждого человека на планете Земля. Так, тихий и скромный малыш гораздо больнее переживает расставание с родителями, а вот бойкий сорванец намного проще адаптируется к новым условиям. При этом можно быть уверенными в том, что покладистый малыш в то же время будет являться любимчиком у воспитателей, ведь такой ребенок не доставляет много проблем. Но при этом это вовсе не значит, что внутри себя ребенок не копит отрицательные эмоции, которые рано или поздно могут негативно сказаться на его здоровье.

Как помочь ребенку как можно скорее привыкнуть к детскому саду

Трудность привыкания малыша к детскому саду зачастую отягчается неправильной манерой поведения родителей. Нехватка требуемого навыка и опыта, не знание как поступить в той или иной ситуации подталкивает их к совершению неправильных действий и произнесению тех фраз, которые способны нарушить доверительные отношения между ними и ребенком.

Следуя несложным советам детских психологов, мама и папа могут гораздо более эффективно помочь своему любимому малышу побыстрее свыкнуться с тем, что он будет посещать детский сад регулярно и даже найти в этом положительные моменты.

Прежде всего, в период адаптации нельзя оставлять малыша в садике надолго. Максимальное время пребывания там ребенка должно быть не более трех часов. В противном случае избежать стресса и слез не удастся.

Важно помнить, что подготавливать малыша к тому, что он будет посещать детский сад необходимо заранее. Необходимо показать ему садик, пусть он со стороны посмотрит, как ребята гуляют с воспитателями, как им весело. В этом случае адаптация будет проходить более легко и непринужденно. В первый раз можно просто прийти в группу на знакомство.

Ни что не способно так подбодрить и вселить уверенность в своих силах ребенку, как домашняя доверительная беседа с родителями. Маме и папе следует общаться с ребенком, узнавать, что именно его волнует, за что он особенно переживает. Беседы могут проходить и по дороге в детский садик. Не следует просто молча вести его в место, которое не доставляет ему никаких положительных эмоций, нужно в радужных красках поведать ребенку истории из своего детства, рассказать, как маме было весело, когда она была в его возрасте, сколько у нее было там подруг, как проходили детские утренники. Личный пример родителей всегда способен повлиять на их детей.

Привыкание малыша к детскому саду – сложный и трудоемкий процесс, включающий в себя много уровней. Перед родителями дошколенка стоит непростая задача, заключающаяся в том, что именно они должны помочь своему чаду пережить этот непростой в его жизни момент, побороть все страхи и переживания, навсегда преодолеть чувство тревоги и тоски. В дальнейшем их ребенок обязательно полюбит данное учреждение и обретет в нем новых друзей и подруг.

Перемены — стресс для ребёнка. Как помочь своим детям переживать стрессы

«Перемен требуют наши сердца», — это девиз молодых людей. А для детей любые изменения в привычной жизни являются стрессом. Однако жить постоянно в одних и тех же условиях невозможно. А, значит, нужно помочь детям адаптироваться к изменениям. Просто с пониманием отнестись к тому, что ребёнку может быть трудно.

Почему детям трудно принять изменения

Наши дети ежедневно сталкиваются с новой информацией, которую необходимо обработать (обдумать) и усвоить. Каждая новая ситуация требует времени, но именно его категорически не хватает. Новые места, люди, условия – все это стрессовые факторы. Неудивительно, что детям комфортнее в знакомой ситуации среди близких людей и знакомых вещей.

Стресс от изменений объясняется психологическими особенностями детей:

Дети любят установленный порядок. Речь идет о привычных ребенку вещах: своей комнате, питании, обстановке, окружении. Удовлетворяя тягу к постоянному исследованию, познавательный интерес и подчиняясь необходимости знакомства с окружающими людьми и обстоятельствами, ребёнок возвращается в привычную обстановку, которая является местом спокойным для усвоения нового. Ребенку не приходится думать о своей безопасности, думать о последствиях или волноваться, здесь мозг отключается от напряжения.

Каждый родитель замечал, как крепко спит ребенок в своей кровати после длительного путешествия, как прижимается к маме во время беседы с незнакомыми людьми. Мамы – невеликие повара, но в детском саду большинство детей заявляют, что дома еда вкуснее. Все дело в привычном порядке, который для ребенка лучше и комфортнее, так как создает ощущение безопасности.

Маленьким детям нужен посредник. С момента зачатия ребенок питается и дышит благодаря маме. Рождается человек абсолютно беспомощным, живет и развивается он благодаря родителям. Любую информацию он получает от близких людей. При этом информация оценивается: хорошо, плохо, опасно, вкусно. В новой ситуации ребенку также нужен посредник: тот, кто расскажет, направит, поможет, подскажет.

Вы не раз видели, что играя с другими детьми, ребенок периодически осматривается, ищет взглядом родителей. Есть контакт? – Отлично!

«Мам. », — это фраза малыша столкнувшегося с чем-то необычным. В этом простом обращении несколько вопросов: что это, нужно ли этого бояться, как к этому относиться. Ребенку еще не страшно, ему непонятно, а значит, нужен тот, кто все расставит на свои места.

Детская независимость основывается на зависимости. Для движения вперед, развития и освоения всего нового ребенку нужно время. «Переваривание» новой информации должно происходить в абсолютном спокойствии и комфортных условиях. Другими словами, развитие ребенка зависит не только от новых знаний и умений, которые мы ему обеспечиваем, но и от возможности отдыха и спокойного усвоения. Появляется парадокс: развитие ребенка, формирование его как личности зависит одновременно от выхода из зоны комфорта и возвращения в эти комфортные условия.

Знакомая ситуация, когда дети отказываются обсуждать важные вопросы в чужом месте: «Давай поговорим дома». Дома легче отдыхать от трудных ситуаций, легче думать и принимать решения. Чтобы добиваться успехов, детям нужна привычная обстановка для восстановления сил и принятия правильных решений.

Перемены – стрессовые ситуации в жизни ребенка

Кажется, что жизнь наших детей протекает в абсолютно комфортных условиях, и стрессу просто нет места. Однако это не так.

Вот несколько самых распространенных изменений в жизни ребенка, способных вызвать стресс:

  • Рождение братика или сестренки. Ребенок испытывает стресс по поводу уменьшения количества внимания со стороны родителей, сокращения личного пространства, изменения правил жизни дома, перестройки отношений в семье.
  • Переезд на другое место жительства. Все начинается заново: друзья, детская площадка, детский сад (школа), уличные перекрестки. Все было знакомым и не требовало напряжения, а теперь приходится запоминать, осматриваться, знакомиться. Даже если условия жизни стали намного лучше, для привыкания к ним нужно время.
  • Поступление в детский сад, школу или их смена. В корне меняется уклад жизни ребенка, в который включается новый режим, новые правила, новая зона ответственности. Добавляем необходимость подчинения новым взрослым, взаимодействия со сверстниками, появления новой пищи. Все изменения наступают одновременно, и ребенку сложно адаптироваться сразу ко всему.
  • Болезнь ребенка. Привычный уклад в корне меняется и обременяется плохим самочувствием. Обидно, что посредник (взрослый) не решает сразу эту ситуацию, а приходится терпеть лечение, ограничение движения и общения. Болезнь школьника усугубляется необходимостью дополнительных занятий. Ребенок страдает во всем: сначала ему было больно и плохо, потом стало легче, но не разрешают гулять и играть, а заставляют много заниматься. Ребенок страдает и физически, и психологически.
  • Развод родителей. Увы, но случается так, что самые близкие для ребенка люди расходятся. Ребенку приходится не только смиряться с этой ситуацией, но и менять свое отношение к обоим родителям, свой образ жизни, а иногда и местожительства.
  • Болезнь (смерть) родителя. Ребенок привыкает, что смысл жизни семьи в нем. Смена приоритетов в семье увеличивает его обязанности и ответственность, а также заставляет переживать уменьшение внимания к нему. Иногда это задевает материальное благополучие. Уклад жизни и правила поведения в доме также меняются с учетом потребностей других членов семьи.

К переменам можно отнести смену воспитателя или учителя, приезд или отъезд члена семьи (бабушки, старшего брата), смену няни или опекуна, выход родителя на работу и др.

Жизнь человека всегда сопровождают перемены. Иногда приятные, а иногда не очень. Но в любом случае изменения требуют привыкания.

Признаки детской дезадаптации к изменениям

Для привыкания к новым условиям нужно время. Процесс адаптации не всегда протекает гладко. О дезадаптации ребенка нам скажут следующие признаки:

  • Тревожность: постоянная напряженность, страх, плаксивость, негативные эмоциональные реакции по каждому поводу.
  • Замкнутость, стремление к одиночеству, особенно если раньше за ребенком этого не наблюдалось.
  • Рассеянность, забывчивость, несобранность.
  • Болезненность, которая возникает на психосоматическом уровне.
  • Резкое снижение успеваемости.
  • Утрата интереса к любимым занятиям или, напротив, полное погружение в определенный вид деятельности.
  • Агрессивное поведение.
  • Раздражительность.

Если вы заметили хотя бы часть этих признаков у своего ребенка, то не ждите, что все само образуется. Вашему ребенку нужна помощь. Начните прямо сейчас.

Как помочь ребенку адаптироваться

Любые изменения, даже самые приятные, всегда сопровождаются переменами в жизненных условиях. А здесь теряется фактор привычности, который дает нашей нервной системе возможность восстанавливаться.

Детская психика способна адаптироваться без последствий, если только ребенку помогут взрослые.

Прежде всего нужно признать риск стресса для ребенка при любом изменении условий его жизни. Понаблюдайте за поведением ребенка. При наличии признаков дезадаптации, окажите ему поддержку.

1. Разговаривайте с ребенком. Обсуждайте события дня, эмоции, переживания. Используйте метод активного слушания, чтобы вывести ребенка на разговор.

2. С маленькими детьми используйте методы вывода отрицательных эмоций: мешочки-кричалки, подушки-поплакушки, уголки настроения.

3. Предлагайте общие занятия, насыщенные положительными эмоциями: прогулки, аттракционы, путешествия, игры. Ваш ребенок должен ощутить близость.

4. Проявляйте заботу о малыше. Балуйте детей приятными сюрпризами. Мелкие знаки внимания помогут растопить озлобленность и обиду.

5. Позволяйте ребенку плакать, если в этом есть необходимость. Отрицательные эмоции должны выйти, а стресс уходит вместе со слезами. Кстати, после слез и истерик легче завести спокойный разговор.

6. Мечтайте и планируйте будущее, но не давайте невыполнимых обещаний.

Если изменения в жизни ребенка неизбежны, то готовьтесь к ним заранее: рассказ, беседа, просмотр видео, знакомство с будущим учителем или воспитателем, экскурсии. В этом случае будет можно напомнить ребенку: мы это уже видели, тебе это знакомо, это ты знал. Сделайте ребенка осведомленным в том, что его ждет, и тогда процесс адаптации к переменам пройдет легче.

И еще: демонстрируйте уверенность в себе и веру в ребенка. Ребенок усвоит, что мама уверенно встречает изменения в жизни и со временем будет сам демонстрировать уверенное поведение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector