Как правильно вести себя за столом детям

Как правильно вести себя за столом детям

Как правильно вести себя за столом детям

Этикет за столом для взрослых и детей

Этикет за столом в ресторане: Pxhere

Этикет за столом — важная составляющая культуры человека. Чтобы избежать конфузов, проявить себя воспитанным человеком, детям и взрослым следует выучить правила поведения за столом. Усвойте их, сделайте привычными, чтобы чувствовать себя уверенно и в компании друзей, и на официальных приемах.

Как надо вести себя за столом: правила для взрослых

Еда — одно из удовольствий в жизни, и нам хочется дополнить ее прием комфортом. В повседневности сложилась привычка есть на бегу, у телевизора или компьютера. В этом случае об этикете не задумываются. Но как быть, если участвуете в семейном застолье или пришли на банкет, прием?

Манеры за столом — показатель культуры человека. Общие правила этикета за столом сложились давно, на них влияют традиции и национальные особенности. Их полезно усвоить и сделать нормой жизни.

Правила этикета на каждый день

Правила этикета

Не испортить настроение и аппетит себе и другим помогают усвоенные заранее элементарные правила этикета:

  • Перед едой расстелите тканевую салфетку на коленях, чтобы случайно не испачкать одежду. Бумажными салфетками пользуются постоянно, вытирая губы и руки.
  • Не принято за столом размахивать или играть столовыми приборами, салфеткой.
  • Нельзя класть локти на стол — опираются о край стола запястьями. Для женщин делается исключение — они могут слегка ненадолго опереться локтями.
  • Ешьте не спеша, беззвучно, не прихлебывая и не смакуя громко, не чавкая. Жуйте пищу с закрытым ртом.
  • Не пытайтесь говорить с полным ртом, даже если надо ответить.
  • Ешьте небольшими кусочками, поднося кушанье вилкой или ложкой ко рту. Голову нужно слегка наклонить, не принято низко склоняться над тарелкой с едой.
  • Если общее блюдо стоит далеко, не тянитесь за ним через весь стол, попросите передать его тех гостей, кто ближе к кушанью. Берите порцию с общего блюда ложкой, которая к нему приложена, а не той, которой едите.
  • Невежливо поворачиваться спиной к кому-то из соседей.
  • Проявите уважение — перестаньте есть или говорить, когда кто-то произносит тост.
  • Не следует кому-то делать замечания за какие-то нарушения этикета.
  • Если не нравится или не подходит какое-то блюдо, во всеуслышание не объясняйте и не оправдывайтесь, почему от него отказываетесь.
  • Помните, что использованные ложки/вилки не кладут на скатерть. Закончив трапезу, приборы расположите на пустой тарелке параллельно, ручками вправо или вниз.
  • За общим столом или в ресторане не принято курить. Допустимо, если в домашней обстановке все придут к такому решению.
  • Обязательно поблагодарите хозяев за угощение.

Чего не стоит говорить мужу или жене?

Помните, что в компании за общим столом нельзя затевать разговоры на острые темы, обсуждать диеты. Не следует даже тихо вести отдельную беседу с соседом. Кстати, это касается и разговоров по мобильному телефону: поставьте его заранее на виброрежим, а если надо ответить, то извинитесь и отойдите ненадолго в сторонку.

Этикет за столом: Pxhere

Как правильно есть разные блюда

Сложились определенные правила, как употреблять блюда. Это предусматривает этикет за столом. Приборы для них подаются специальные:

  1. Главные приборы — вилка и нож, причем нож находится в правой руке, а вилка — в левой. Вилкой придерживают пищу, ножом отрезают небольшие кусочки. Так едят мясо, птицу, блины, многослойные бутерброды, яблоки, груши. Гарнир и салаты набирают вилкой, помогая при необходимости ножом.
  2. Колбасу, сыр и другую нарезку берут вилкой и кладут в свою тарелку, а не на хлеб. Едят, отрезая кусочки ножом.
  3. Одной только вилкой можно отламывать кусочки котлет, паштета и других блюд из рубленого мяса.
  4. Рыбные блюда употребляют по-разному: двумя вилками, вилкой с помощью кусочка хлеба или специальной вилкой.
  5. Спагетти едят вилкой и ложкой: их наматывают на вилку, поддерживая столовой ложкой.
  6. Сложились особые правила приема каждого вида морепродуктов: креветки — вилкой, крабов — специальными щипчиками.

Как приучить ребенка к порядку: советы опытной мамы

Помните, что хлеб не режут, а отламывают маленькими кусочками. Неприемлемо есть с ножа.

Как вести себя за столом детям

Есть первые блюда ложкой, а вторые — вилкой, не разговаривать во время приема пищи — таков элементарный детский этикет за столом. Для детей уроки этикета начинаются с 11–12 месяцев, когда они осваивают столовые приборы, учатся самостоятельно есть каши и супы.

В дальнейшем дети подражают взрослым. Лучший пример для них — это то, как ведет себя семья за столом. Правильное поведение за столом лучше усваивается в игровой форме, без окриков и наказаний. Наглядный урок — сервировать вместе с ребенком стол для кукол, учить на их примере, как красиво есть, или разыгрывать в ролях сценки посещения кафе.

Как повысить самооценку: 10 проверенных способов

Этикет за столом для детей: Pxhere

Правила этикета для детей начинаются с простого:

  • С привычки мыть руки перед едой.
  • За столом не шалить, не стучать ложкой, не играть приборами и салфеткой.
  • В детстве легко усваивается привычка не класть локти на стол.
  • Не раскачиваться за столом на стуле.
  • Не выплевывать то, что не понравилось. Это приучит к уважительному отношению к еде.
  • Ребенок должен усвоить, что недопустимо размазывать пищу по тарелке или иначе играть с ней.
  • Жевать с закрытым ртом, не чавкая.
  • Приучите не дуть на горячие блюда, следует подождать, пока немного остынет.
  • Не говорить с набитым ртом.
  • Откусывать пищу маленькими кусочками, не набивать полный рот.
  • Не облизывать тарелку и приборы.
  • Руки и губы вытирать только салфеткой.
  • Если нужно чихнуть или покашлять, рот быстро прикрывают салфеткой.

О чем говорить с парнем на первом свидании?

Усвоив базовые требования, ребенок с возрастом запомнит и более сложные правила поведения за столом:

  • Научится правильно пользоваться столовыми приборами. Начинать обучение лучше с помощью детских пластиковых ножей и вилок, которые не причинят вреда малышам.
  • Есть суп, зачерпывая ложкой от себя. Так ребенок избежит появления брызг на одежде.
  • Набирать гарнир на вилку, помогая кусочком хлеба.
  • Из общего блюда на свою тарелку выкладывать столько, сколько сможет съесть.
  • Если предстоит самостоятельно делать бутерброд, ребенок должен знать, что масло сначала надо положить в свою тарелку, а затем намазывать небольшими порциями на хлеб.
  • Торты, пирожное, мороженое есть с помощью маленькой ложечки.
  • Не хватать последний кусок с общего блюда — сначала вежливо предложить его другим.
  • Не забывать в конце обеда поблагодарить хозяйку или тех, кто угощал.

Что нельзя делать беременным?

Будьте снисходительны к малышу, если он что-то уронил, разлил: такое случается со всеми. Ребенок должен испытывать удовольствие от правильного поведения за столом, а не страх что-то нарушить.

Терпение и последовательность родителей, приучающих детей к правильному поведению за столом, дадут стойкий результат. Не надо пытаться научить ребенка всему сразу, знакомьте его с правилами постепенно, от простых к более сложным. Воспитанный ребенок не осрамит во время посещения кафе или в гостях.

Этикет за столом, как и в других жизненных ситуациях, создает комфортную обстановку для всех. Человек, который обладает элементарными навыками, чувствует себя уверенно, не боится ошибиться. Тогда время за столом пройдет в приятном легком общении.

Правильный завтрак школьника

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Обучаем детей правилам поведения за столом

Умение вести себя за столом – один из показателей воспитанности ребенка. Порой поведение малыша в процессе употребления пищи может испортить настроение не только маме и папе, но и окружающим. Поэтому правила этикета за столом для детей нужно постепенно вводить с первых лет жизни. Определимся, чему и в каком возрасте начинать обучать, чтобы не сталкиваться с негативными ситуациями.

Когда и как начинать обучение ребенка столовому этикету

Основам столового этикета необходимо обучать с раннего детства, используя следующие правила:

  1. Информация, формируемые умения и навыки должны соответствовать возрасту ребенка.
  2. Необходимо придерживаться подхода «от простого к сложному».
  3. Единство требований взрослых (мама, папа, бабушки, дедушки).
  4. Систематичность, а не по необходимости.
  5. Личный пример родителей.

Правила поведения за столом для детей – это своеобразный тест на взросление ребенка.

Сегодня мы надеваем на малыша слюнявчик, чтобы не испачкать одежду. Завтра показываем, как аналогично пользоваться салфеткой. Послезавтра он делает это самостоятельно.

Остановимся подробней на особенностях обучения принятым правилам за столом в соответствии с возрастом ребенка.

  • 2-3 года – учим правильно держать ложку, приучаем к аккуратности.
  • 3-4 года – формируем элементарные навыки культуры питания: учим пользоваться столовой и чайной ложками, салфетками.
  • 4-5 лет – улучшаем полученные навыки: умение брать пищу небольшими порциями, тщательно пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться рекомендуемыми столовыми приборами.
  • 5-7 лет – учим правильно пользоваться и вилкой, и ножом; есть аккуратно, бесшумно, за столом сидеть ровно; обращаться с просьбой, благодарить.

Для стимулирования у малышей желания учиться правилам этикета желательно приобрести специальные детские столовые приборы. При этом необходимо учитывать следующие моменты:

  • детские приборы меньше размером, чем столовые приборы для взрослых;
  • рекомендованный материал для изготовления: силикон, пластик (для малышей), нержавеющая сталь, реже – мельхиор или серебро (для детей от 3-лет);
  • «детский дизайн» для того, чтобы вызвать у ребенка интерес и желание использовать по назначению;
  • состав набора: ложка столового типа, вилка, нож, чайная ложка.

Что нужно знать детям о традиционных столовых приборах

О том, какие столовые приборы существуют, дети узнают от окружающих. В помощь – игры, иллюстрации в книгах, мультфильмы. Ребенок должен знать, какие тарелки используют для супа, а какие для второго.

Можно провести эксперимент. Например, жидкость («супчик») наливаем в глубокую тарелку и переливаем в мелкую. Жидкость выливается. Таким образом, ребенок видит, почему именно эти тарелки нужны для супа. Простейшая познавательно исследовательская деятельность.

Конечно, нужно объяснить и показать, что столовой ложкой едят суп, а вилкой второе блюдо. Расширяя знания, взрослый показывает дошкольнику, как нож используется для нарезания котлеты, мяса на мелкие кусочки, чтобы удобно было класть в рот и пережевывать пищу. При этом нож необходимо держать в правой руке, а вилку в левой.

Информирование детей происходит только с учетом их возрастных особенностей. Например, информация об использовании ножа за столом абсолютно не нужна 2-3 летнему малышу. К 5-ти годам эти знания уже необходимы.

Закрепление знаний и умений происходит в быту и сюжетно-ролевых играх. Дети играют с кукольной посудой, закрепляя при этом приобретенные знания. Помогает и заучивание специальных четверостиший.

Если в семье сервируют стол в соответствии с этикетом, то для ребенка использование ножа и вилки станет привычкой.

Как правильно пользоваться столовыми приборами

В 1-2 года у ребенка еще слабо развита моторика. Поэтому самому держать ложку ему сложно. Мама учит, как зачерпнуть небольшую порцию, как поднести ко рту так, чтобы еда не вылилась на стол.

При этом малыш хорошо понимает, что такое ложка, для чего она нужна, делает первые попытки есть самостоятельно.

В 3 — 4 года дошкольник еще осваивает навыки аккуратного принятия пищи. При этом он уже ест самостоятельно. Мама знакомит ребенка с вилкой. Она показывает, как ее держать и правильно захватывать кусочки мяса или гарнира.

В 5 — 6 лет процесс обучения усложняется. Ребенка знакомят с ножом. Родители объясняют, что ножом режут крупные кусочки пищи в своей тарелке. Чтобы было удобно, нож держат в правой руке, а вилку в левой.

В 7 лет ребенок знает для чего нужен столовый этикет для детей и при правильном обучении владеет столовыми приборами.

Основные принципы правильного поведения за столом

Правила поведения для дошкольников за столом – это столовый этикет, определяющий допустимые манеры поведения во время приема пищи.

Что можно и нужно делать:

  • обязательно мыть руки перед едой;
  • полотняные салфетки необходимо развернуть и положить на колени;
  • только необходимое количество пищи класть на свою тарелку;
  • есть и пить, не издавая звуков;
  • пережевывать пищу только с закрытым ртом;
  • использовать столовые приборы по назначению;
  • суп доедать ложкой, слегка наклонив от себя;
  • если захотелось попробовать блюдо, находящееся не рядом, необходимо вежливо попросить передать;
  • из общей тарелки перекладывать общей ложкой или вилкой необходимое количество в свою тарелку;
  • после еды пользоваться бумажными салфетками;
  • положить приборы на стол после приема пищи;
  • поблагодарить в конце трапезы.

Чего делать нельзя:

  • разговаривать с полным ртом еды;
  • указывать на присутствующих пальцами или столовыми приборами;
  • откусывать большие куски;
  • высасывать напиток через соломинку до последней капли;
  • выбирать лучший кусок с общей тарелки – берется тот, что ближе;
  • обмакивать хлеб в соус;
  • крошить хлеб вокруг себя;
  • наклоняться к чашке, вместо того чтобы поднести ее ко рту, когда пьешь;
  • пачкать скатерть.

Как правильно сидеть за столом:

  • Локти на стол не класть.
  • Нельзя вертеться и задевать окружающих.
  • Неприлично раскачиваться на стуле и болтать ногами.
  • Нужно слегка наклонить голову и на эту высоту подносить вилку или ложку при приеме пищи.

Этикет за столом в детском коллективе

Большое внимание обучению столовому этикету уделяется в детском саду. Обучение происходит в системе, организованно, в процессе приема пищи. Обязательно учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Дошкольникам озвучивают названия блюд, напоминают правила поведения за столом во время еды, желают приятного аппетита. Особое внимание уделяется сервировке. Детей приучают есть аккуратно, пользоваться приборами, салфеткой.

Часто такие правила облекаются в стихотворную форму.

Для обучения педагоги широко используют тематические сюжетно-ролевые игры. Например: «В гостях», «В кафе», «К нам гости пришли» и другие. Этот прием рекомендуется использовать и родителям в домашних условиях. Моделирование ситуации за столом поможет избежать проблемных ситуаций в жизни.

Для достижения максимального эффекта используются картинки-подсказки и схемы-пиктограммы, иллюстрирующие этикет поведения за столом для детей.

В день рождения ребенка за столом собираются его сверстники. Каковы особенности этикета за столом в этот торжественный день?

  1. Ребенок-гость садиться за стол только после того, как его пригласят.
  2. Он не должен толкать других детей, выбирая место за столом. Нужно сесть на свободный или предложенный стул.
  3. Торопиться съесть предложенные угощения не следует.
  4. Кусочек праздничного торта необходимо положить на свою тарелку и есть чайной или десертной ложечкой.

Посещение кафе

Поход в кафе для малыша – это интересное событие, своего рода, развлечение. При этом нельзя забывать о возрастных особенностях ребенка. Компания взрослых ему не интересна. Компания сверстников вызывает массу эмоций, причем не только положительных.

Нельзя исключить, что основы столового этикета, которые ранее пытались привить ребенку родители, напрочь вылетят из его головы. Поэтому полезно напомнить ребенку правила поведения перед посещением кафе.

Приборы десертного стола

В кафе часто предлагают десерт, который дети очень любят. Знания о приборах десертного стола для ребенка не будут лишними. Возможно, для дошкольника информация, как пользоваться десертными приборами, окажется новой, что повысит его интерес.

  • Если десерты в вазочках или креманках, нужно пользоваться чайными или десертными ложками.
  • Если пудинги или муссы в небольших тарелках, с ними справляются десертными ложечками.
  • Для пирожных, пирогов и бисквитов используют десертные ложки, вилки и ножи.

Правила поведения в ожидании заказа

После того как заказ в кафе сделан, наступает пауза. Ребенку нужно объяснить, что в это время повар готовит то, что они заказали. Можно разговаривать, но не громко, чтобы не мешать окружающим. Нельзя стучать по столу и качаться на стуле.

Если диалог ведут взрослые, ребенку не следует их перебивать. Однако и взрослые должны помнить, что в это время им лучше беседовать с ребенком, а не между собой.

Зачем нужно учить дошкольника этике за столом

Посещение фуд-кортов, семейные или дружеские посиделки в кафе или ресторане – это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Если в дошкольном детстве вы уделяете особое внимание навыкам культурного поведения ребенка за столом, то в дальнейшем у вас отсутствует повод краснеть за свое чадо, оказавшись в компании знакомых и незнакомых людей.

Ваш ребенок взрослеет. Появляются новые друзья, приятели. Он хорошо владеет навыками столового этикета. Вы можете быть спокойны, неловкой ситуации в гостях не возникнет.

Детство – стартовая площадка взрослой жизни. По тому, как взрослый человек ведет себя за столом, какими приборами ест, всегда можно определить степень его воспитанности. Отсюда и желание окружающих общаться с ним в дальнейшем, налаживать жизненные и деловые связи. Умения легко социализироваться – одна из составляющих успеха.

Поэтому подумать о взрослой жизни, научить ребенка основам этикета за столом должны мама и папа – самые близкие люди, которым не безразлично его будущее.

Этикет и правила поведения детей за столом

  • История и культура питания
  • Зачем нам нужны правила за столом
  • Правила поведения за столом в детском саду
  • Памятка «Правила поведения за столом для старших дошкольников»
  • Правила поведения за столом в школе
  • Правила поведения в школьной столовой

Даже самый маленький представитель нашего общества знает, что за столом себя «следует вести» в определенной манере. То, что можно, а что нельзя делать во время еды – закладывается родителями в раннем детстве. Правила поведения за столом для детей начинаются с игры «во взрослых», постепенно переносятся в режимные моменты приемы пищи, становятся нормой поведения.

Столовый этикет – это не только культурная окраска процесса приема пищи. Соблюдая правила поведения за столом, решаются основные жизненные задачи:

  1. Улучшается пищеварение;
  2. Процесс приема становится легче;
  3. Соблюдаются правила гигиены;
  4. Предотвращение несчастных случаев за столом.

История и культура питания

Правила поведения за столом появились, наверное, раньше самого стола. Придумали их вовсе не коммунисты в своей уникальной организации школ и детских садов. Первые упоминания о столовом этикете появились в древнем мире. Упоминания об этом есть в текстах древних Шумеров. В них говорится о том, что человек должен быть высокоморальным и соблюдать этические нормы – это то, что даровано человеку богами и отличает людей от животных. Несоблюдение правил поведения, по мнению древних шумеров – приводит к негативу в его жизни.

Прием пищи – процесс наиважнейший. Его всегда окружали всяческие ритуалы и правила, строго регламентирующие кто, когда, где, что ест. Первые правила были нераздельно связаны с семейной иерархией, организацией быта, способом приготовления пищи, да и с самой пищей. Нарушать правила во время еды считалось чем-то непростительным, постыдным и осуждалось (а, порой, каралось) во все времена, у любой культуры. Менялась жизнь, быт человека – с ним вместе менялись правила. Семейные обряды потеснились и уступили место культуре и эстетике питания. Правила поведения за столом все чаще основываются на светской этике, нежели на религиозных и национальных традициях.

Зачем нам нужны правила за столом

Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. « Мы из простых, из рабочих. Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку? » – педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное. Важно понимать, что культура питания и поведения – не капризы, не желание «выпендриться» перед окружающими. Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;
  2. Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;
  3. Требование «не вертеться» и не разговаривать во время приема пищи – профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);
  4. Просьба «не торопиться», сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное, как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;
  5. Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.

Особо хотелось бы выделить использование специальных столовых приборов во время трапезы. Многие до сих пор считают, что это есть ничто иное, как нарочитое поведение высшего класса, с целью показать свои умения и знания в этой области. Все совсем не так. Чтобы умело пользоваться приборами, не надо быть представителем определенной группы. Использование приборов призвано не измучить, а облегчить действия трапезничающего. Мясо гораздо удобнее есть, порезав на кусочки (а не кусать целиком с вилки), рыбу удобно разделать специальной вилкой, а десерт вкушать маленькой ложечкой или вилочкой. Правда же?

Читайте также  Сколько варить брокколи замороженную для ребенка

Правила поведения за столом в детском саду

Вопрос организации детского питания в ДОУ является важной задачей, которую коллектив детского сада решает в своем многогранном подходе. Правильное здоровое питание дошкольников сопровождается правильной его организацией. У маленьких детей все по-взрослому: сервированный стол, эстетически привлекательный, и, конечно же, правила поведения детей за столом. Это легко понять, в группе от 20 до 35 человек, обед, организованный без правил поведения и дисциплины, превратился бы в хаос с высокой степенью риска для здоровья (жизни) детей. Но этого не случается. Изучение правил поведения и норм этикета в ДОУ происходит не от случая к случаю, а в процессе всех режимных моментах. Прием пищи – самый важный момент, к нему подход особый. Это понимают и родители, и сами дети.

Возрастная группаЗадачи по формированию культуры питания и поведения за столом (гигиенических навыков)
1 младшая группа
(2-3 года)
1. Закреплять умение мыть руки, лицо, вытирать полотенцем
2. Тщательно пережевывать пищу
3. Держать ложку в правой руке (исключение для левшей)
4. Пользоваться салфеткой
5. Благодарить после окончания еды (говорить «спасибо»)
6. Знать короткие стишки и потешки о еде
2 младшая группа
(3-4 года)
1. Гигиенические навыки (самостоятельно мыть лицо с мылом, вытираться полотенцем)
2. Умение не крошить хлеб
3. Пользоваться столовыми приборами
4. Пережевывать пищу с закрытым ртом
5. Не разговаривать во время пережевывания пищи
6. Вести себя спокойно, благодарить после окончания приема пищи
Средняя группа
(4-5 лет)
1. Брать пищу понемногу, хорошо пережевывать
2. Познакомиться со столовыми приборами (нож, вилка)
3. Есть бесшумно, пользоваться салфеткой
4. Формировать положительное отношение к правилам и культуре еды
5. Понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения
Старшая группа
(5-6 лет)
1. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка)
2. Есть бесшумно
3. Сохранять правильную осанку во время еды
4. После еды задвигать стул, благодарить взрослых
5. Помогать в сервировке стола
Подготовительная группа
6-7 лет)
1. Закреплять все ранее полученные навыки, умения
2. Сидеть в правильной позиции, сохраняя осанку, не класть локти на стол
3. Правильно пользоваться вилкой и ножом
4. Использование салфетки во время и после еды
5. Участвовать в сервировке стола, уборка посуды после еды
6. Благодарить взрослых

Памятка «Правила поведения за столом для старших дошкольников»

  1. Сиди ровно, не «разваливайся»;
  2. Ноги вместе, не клади ногу на ногу;
  3. Не шаркай ногами;
  4. Не разговаривай во время еды;
  5. Не вертись и не толкайся;
  6. Ешь и не пачкайся, не проливай еду на скатерть;
  7. Не откусывай большие куски – ешь потихоньку;
  8. Ешь с закрытым ртом, не чавкай;
  9. Правильно держи ложку, вилку и нож;
  10. Не кроши хлеб, откусывай его над тарелкой;
  11. Наклоняйся над ложкой, не неси ее до рта;
  12. Когда пьешь – поднимай чашку ко рту;
  13. После еды положи приборы на стол;
  14. Когда встаешь из-за стола – задвинь стул и поблагодари взрослых.

Правила поведения за столом в школе

Конечно, школа – не детский сад. Ее основная функция, все-таки, образовательная, а воспитательная только вторично. В школе дети находятся только половину дня, но в школе дети, также питаются. Питание школьников организуется в помещении школьной столовой. Едят дети все вместе, да и время на еду отводится достаточно короткое – всего 15-20 минут. Поэтому соблюдение правил поведения за столом – обязательно.

Правила поведения в школьной столовой

  1. Не беги. В столовую и из нее идти нужно обычным шагом, чтобы не стать жертвой или причиной болезненной травмы;
  2. Перед едой вымой руки;
  3. Не спеши занять место, не расталкивай своих товарищей;
  4. Соблюдай очередность;
  5. По столовой ходи спокойно, смотри под ноги, чтоб не поскользнуться;
  6. Не размахивай руками, если держишь в них приборы;
  7. Во время еды не разговаривай, ешь с закрытым ртом;
  8. Правильно пользуйся столовыми приборами. Помни, что едят ложкой, а что вилкой и ножом;
  9. Пользуйся салфетками;
  10. Не роняй продукты на пол, а если уронил – подними;
  11. Не отзывайся плохо о блюдах – уважай труд поваров;
  12. После еды убери посуду за собой;
  13. Будь вежливым, поблагодари работников столовой.

Важно помнить, что культуру поведения за столом дети не берут из книжек или памяток, но перенимают от родителей. Вы хотите, чтобы ваш ребенок имел представление о правильном питании, его организации? Значит, обратите внимание, как организуется стол в вашей семье ? Застелите стол скатертью, не нужно ждать особых случаев. Используйте красивые приборы, будьте любезны друг с другом за столом. Почаще собирайтесь все вместе – это очень укрепляет семью, создается атмосфера доверия. Пусть эти мелочи станут нормой в вашем доме. Добавьте свои, особые семейные ритуалы, которые ваши уже взрослые дети гордостью принесут в свои будущие семьи, как фамильную ценность, удерживающую всех вас вместе.

Как дети должны вести себя за столом? Хорошие манеры у ребенка!

Продолжая тему хороших манер за столом, сегодня мы расскажем о том, какие основные правила столового этикета для детей существуют. Как должен вести себя ребенок во время еды, что он должен говорить и делать, а что как раз запрещено категорически? И что подразумевается под допустимым поведением ребенка за столом?

Рассказываем все, что нужно знать родителям и детям, чтобы и семейные обеды, и совместные походы в гости вместе с ребенком оставили только приятные впечатления и у хозяев мероприятия, и у их гостей. Основы столового этикета для детей!

Зачем ребенку знания столового этикета

Многих из нас детки просто умиляют невероятной искренностью своих эмоций. И в некоторых ситуациях это действительно очень мило — они так трогательно удивляются и восхищаются всем вокруг, радуются впечатлениям, говорят окружающим такие искренние комплименты… Не всегда, конечно, приятные, но зато от всей души, правда? 😊

Но у детской непосредственности есть и обратная сторона. Например, в ситуации, которая заставит взрослого человека тактично промолчать, ребенок, скорее всего, громко и радостно прокомментирует происходящее, поставив в неловкое положение не только своих родителей, но и всех присутствующих. О, а какой размах в непривычной обстановке приобретают детские капризы! Тот, кто хотя бы раз становился свидетелем того, как милая, очень воспитанная детка во время похода в гости внезапно включает боевой режим «сейчас же дай мне это, и никто не пострадает», знает, о чем речь. 😅

Причем возраст ребенка не гарантирует идеальное поведение. Если маленькие дети лет четырех, к примеру, могут отчаянно разрыдаться или начать бросаться едой из-за того, что им дали чашку или тарелку не того цвета, то ребенок среднего или старшего школьного возраста вполне может залипнуть в свой смартфон прямо за обеденным столом, невежливо отказаться от какого-то из блюд или просто уйти из-за стола, даже не спросив разрешения у взрослых. И это вовсе не потому, что он хочет кого-то обидеть или напакостить — просто дети воспринимают мир немного по-другому, поэтому и забывают так легко обо всех этих странных взрослых условностях.

Но если заранее, еще до похода в гости, рассказать ребенку хотя бы об основных правилах поведения, многих неловких моментов получится избежать. Ребенок должен знать правила этикета для детей, чтобы уметь прилично себя вести где и когда угодно — и дома, и в гостях, и в ресторане. Да, научить малыша всем тонкостям детского этикета довольно сложно, но не невозможно, и если даже он запомнит лишь часть всех этих наставлений, то любое мероприятие пройдет достаточно гладко.

Детский столовый этикет — основы

Итак, начнем изучение детского столового этикета с базовых основ. Помни, что правила приличия должны соблюдаться детьми всегда и везде. Если дома ребенку разрешают, к примеру, повышать голос на старших, разбрасывать по столу непонравившуюся еду и капризничать в полный рост, то наивно будет ожидать, что в гостях он станет вежливым ангелочком, аккуратного орудующим ножом и вилкой. Кроме того, дети всегда следуют примеру своих родителей, поэтому и взрослым тоже стоит следить за своими манерами.

Правило №1: Будь примером для ребенка

Какие манеры видит твой ребенок, глядя на тебя? Ты привык есть всегда в кругу семьи, сидя за красиво сервированным столом, аккуратно пользоваться полным набором столовых приборов, всегда держать осанку и быть максимально вежливым с окружающими? Или же все совсем не так?

Если взрослые каждый вечер буксируют тарелки со своим ужином к компьютеру или телевизору, увлеченно хрустят печеньем над клавиатурой и сидят, согнувшись буквой «зю», то не стоит ждать от ребенка манер принца крови. Он будет точно так же таскать еду по всему дому, сутулиться, обплевывать собеседника, разговаривая с набитым ртом, и делать еще много того, чего в его поведении ты бы видеть совсем не хотел.

Искоренить любые некрасивые привычки, конечно, можно. Но это не так уж и просто. Поэтому намного легче не допустить их появления, чем потом долго и упорно работать над ошибками.

Правило №2: С чего начать прививать ребенку хорошие манеры

Для начала согласуй с остальными членами семьи новые правила. Например, договоритесь по возможности всегда завтракать, обедать и ужинать вместе — сидя за одним столом. Если упорядочить все приемы пищи по какой-либо причине невозможно, то можно завести привычку устраивать «правильный» обед в кругу семьи один или несколько раз в неделю, например, в выходной день.

Не лишним будет позаботиться и о правильной сервировке стола: скатерти, сервировочные салфетки под тарелками, наличие всех необходимых столовых приборов и правильное их расположение. Также желательно, чтобы вся столовая посуда и приборы были одинаковыми, а не разномастными, но, если ребенок совсем маленький, то вполне допустимо использовать для сервировки его обедов отдельный детский комплект.

Обрати внимание: Детские комплекты посуды, кстати, бывают очень симпатичными и могут включать в себя полный набор столовых приборов, в том числе и безопасный нож. Например, в набор Tramontina Le Petit входит комплект из маленьких ложки, вилки и ножа, изготовленных из высококачественной нержавеющей стали точно под детскую ручку.

Показать малышу, как правильно пользоваться столовыми приборами и аккуратно есть, легко можно на своем примере — подкрепляй такой демонстрацией каждое правило, которое ты ему объясняешь. И, главное, обязательно хвали ребенка каждый раз, когда он хорошо ведет себя за столом.

Правило №2: Разумные поощрения за хорошее поведение

Если ребенку тяжело усвоить правила хорошего поведения за столом, то в такой ситуации может помочь система вознаграждений, адаптированная под его возраст, вкусы и интересы. Например, маленькие дети с большим удовольствием будут стараться за небольшую, но приятную награду, которую они получат сразу же после выполнения «задания». Это может быть любимый ребенком десерт или дополнительное время игры в приставку после ужина — в таком случае правильное действие практически мгновенно подкрепляется желанной наградой.

С детьми постарше хорошо срабатывает более отсроченное, но весомое вознаграждение, к примеру, долгожданная поездка в парк развлечений, какая-то конкретная игрушка или гаджет. Чтобы получить такой бонус, естественно, ребенку нужно будет придерживаться определенных правил не один, и даже далеко не два вечера, но цель для него будет оправдывать средства.

Обрати внимание: Очень важно сохранять позитивную эмоциональную окраску такого обучения, поэтому ни в коем случае не стоит вводить никакие системы штрафов и наказаний — обучение ребенка хорошим манерам должно быть для него игрой с приятным призом, а не рутинной отбываловкой со страхом наказания за ошибку. В этом случае неполучение награды за невыполненные задания просто будет не очень приятной, но абсолютно честной закономерностью «мое поведение и его последствия».

Как ребенок должен вести себя в гостях

Прежде чем идти в гости с ребенком, обязательно нужно рассказать ему о правилах поведения за столом. И начинать делать это стоит явно не по дороге в гости, а заранее, иначе шансов, что он запомнит, как следует, а как не следует себя вести, будет совсем немного.

Итак, мы собрали основные правила детского этикета, которые касаются именно поведения ребенка за столом:

  • Вежливость: Маленькому человечку разрешается многое, но некоторые моменты, такие как вежливость, должны всегда оставаться неизменными. Ребенок должен уметь корректно разговаривать и со взрослыми, и со своими сверстниками, вежливо здороваться при встрече и прощаться при расставании. В его лексиконе обязательно должны присутствовать слова «пожалуйста», «спасибо», и «можно ли мне».
  • Зрительный контакт с собеседником: Также стоит объяснить ребенку, что вежливое общение предполагает дружелюбное выражение лица и открытый взгляд на собеседника. Есть, конечно, очень стеснительные дети, которым просто сложно заставить себя посмотреть в глаза другому человеку, особенно малознакомому. Доводить такого ребенка до стресса, требуя от него максимальной открытости нельзя, но понемногу работать над проблемой все же очень желательно.
  • Предупредительность и предложение помочь: Правила хорошего поведения для детей также предусматривают инициативу и в плане помощи. Поэтому, когда ребенок спрашивает хозяев дома, занимающихся сервировкой стола, не нужно ли им помочь в этом деле, это говорит о его хорошем воспитании. Также желательно предложить посильную помощь и в уборке стола после трапезы. Естественно, эти правила касаются детей школьного возраста и старше, а не совсем малышей.
  • Не тянуться через стол: Воспитанный ребенок никогда не будет тянуться через стол за солонкой или блюдом с понравившейся едой — он, как и взрослый, должен уметь вежливо попросить соседей по столу передать нужное. Ну а если кто-то из присутствующих попросит ребенка передать расположенные возле него предметы, то маленький гость должен выполнить такую просьбу так же вежливо и аккуратно, не игнорируя ее. И точно не делая выражение лица «как же меня все достало»! 😉
  • Минимум капризов: Хорошо воспитанный ребенок не будет капризничать за столом, требовать заменить «гадость» на вкусняшку или, тем более, выплевывать непонравившуюся еду обратно на тарелку. Так что стоит объяснить малышу заранее, что неприлично критиковать поданную еду, находящихся вокруг гостей или хозяев дома. А еще хорошей идеей будет придумать и выучить с ним несколько разрешенных фраз, которые можно озвучить, никого не обидев. Согласись, «спасибо, но я не люблю кашу» звучит не в пример лучше, чем «это похоже на сопли» 🤐
  • Пользоваться столовыми приборами: Ребенок возраста 2-3 лет должен уметь самостоятельно пользоваться уже не только ложкой, но и вилкой, а детям четырехлетнего возраста и старше нужно свободно владеть еще и столовым ножом. Сейчас, кстати, правилам использования столовых приборов детей учат уже в детских садах, так что это точно не рано. Также ребенок не должен класть столовые приборы после использования обратно на стол, а еще — уметь пользоваться как текстильными, так и бумажными салфетками во время еды..
  • Придерживаться правила пяти НЕ: Когда ребенок сидит за столом, он должен строго следовать правилу пяти запретов, то есть не приступать к еде раньше хозяев дома, не говорить с набитым ртом, не размыкать губ во время жевания, не пользоваться смартфоном и не сутулиться.

И напоследок еще один важный совет для молодых родителей. В любой ситуации следует помнить о возрасте своего ребенка и не требовать от него невозможного. Да, есть маленькие вундеркинды, которые уже к четырем-пяти годам могут и столовыми приборами безукоризненно аккуратно пользоваться, и высоко светскую беседу поддерживать, и на машинке, наверное, вышивать не хуже кота Матроскина. Но это вовсе не значит, что такие примеры являются эталоном, в рамки которого следует правдами и неправдами загонять своего малыша. Помни, что маленькие дети не из вредности непоседливы и забывчивы — такова их природа, и для всех них это естественно.

Поэтому, если во время похода в гости ребенок начинает капризничать, забывая все те правила, которые вы с ним так старательно перед этим разучивали, и просто не может усидеть на месте ни одной лишней минутки, то просто отнесись к этому с пониманием. Спокойно обсудить возникшие во время визита сложности с ним можно будет позже, когда вы будете в спокойной домашней обстановке, и тогда следующий поход в гости будет уже намного более комфортным и приятным для всех.

Успехов в постижении детского этикета!

И, конечно же, читай Блог Comfy — здесь всегда есть что-то полезное для тебя. А еще обязательно заглядывай в Telegram-канал Якось Так, ведь в нем мы ежедневно постим много интересного и веселого, проводим конкурсы, розыгрыши призов и вообще стараемся всячески радовать наших любимых подписчиков. Присоединяйся, и ты не заскучаешь!

Правила поведения за столом для детей: основы этикета

Правила поведения за столом у детей – важнейшая часть детского воспитания. Поэтому любой ребенок, начиная уже с детсадовского возраста, должен их знать и соблюдать.

Столовый этикет соблюдался уже в древности – еще до нашей эры. Археологические находки тому свидетельство. Шли века и тысячелетия, менялись эпохи, бесчисленное множество правил и традиций исчезали, а вот правила поведения за столом постоянно оставались «на плаву» – независимо от исторических, социальных и культурных изменений. И это, безусловно, говорит об их важности и нужности для всего человечества и каждого человека в отдельности.

В самом деле: какой-нибудь второстепенный и малозначимый закон или такое же правило уже давно исчезли бы и забылись. А столовый этикет – вот он, живет и здравствует. Конечно, в каждой стране или социальной группе имеются какие-то свои особые правила и нюансы поведения за столом, связанные с историческими, культурными, религиозными и прочими традициями. Но, в общем и целом, без таких правил не обходилось, не обходится и, безусловно, не будет обходиться впредь ни одно общество – начиная от самого высокоразвитого и заканчивая самым отсталым.

Поэтому нашим детям просто необходимо иметь представление об этикете за столом и соблюдать его правила.

Для чего нужен столовый этикет

Понятно, что прежде чем учить детей правилам поведения за столом, необходимо знать самим и рассказать ребенку, в чем их смысл и необходимость. А вот в чем.

  1. Известно, что перед едой обязательно нужно мыть руки с мылом. Зачем? Это поможет защитить организм от попадания в него всяческих вредных бактерий.
  2. На столе должна быть скатерть или чистая клеенка и салфетки. Опять же – для чего? А для того, чтобы продукты и столовые приборы не соприкасались с поверхностью стола, на которой могут быть все те же вредоносные бактерии.
  3. Почему от детей требуют, чтобы они не вертелись за столом, не разговаривали и не баловались? Все просто: из-за этого он могут подавиться.
  4. Другое требование – не торопиться, сидеть ровно и старательно пережевывать еду также имеет большое значение. В таком состоянии съеденная пища переваривается быстрее и легче, что уберегает детский желудок от заболеваний.
  5. Для чего ребенок должен стелить салфетку на колени или на грудь? Чтобы не испачкать одежду случайно упавшими кусочками еды.
  6. Ну и вообще – хорошо и правильно ведя себя за столом, ребенок тем самым выглядит культурным, воспитанным, умным, его больше ценят и уважают.

Вот такая, стало быть, польза от соблюдения столового этикета. Правила здесь просты, понятны, но, вместе с тем, чрезвычайно важны. И всю эту простоту и важность необходимо разъяснить ребенку, а уж затем требовать от него соблюдения конкретных правил.

Правила поведения за столом: этикет для детей

Ну а теперь – подробнее о детском столовом этикете. Начнем с детского сада. Именно в этом возрасте ребятишек необходимо знакомить с первыми элементарными правилами поведения за столом и добиваться, чтобы дети их соблюдали. Без таких правил детский обед или полдник был бы ужаснейшим хаосом, причем, с огромным риском для детского здоровья и даже жизни. Как говорится, вообразите себе картину… Вот потому-то воспитатели в детском саду и обязаны прививать малышам первые «столовые» правила. Что они и делают.
Конечно же, полагаться во всем на воспитателей не следует. Тем же самым обязаны заниматься и родители, когда ребенок находится дома. Иначе – получится разнобой: воспитатели – учат малыша правильно вести себя за столом, а мама с папой позволяют ему всяческие ненужные и опасные застольные вольности. Нетрудно догадаться, как в итоге будет вести себя ребенок.

Детсадовские правила застольного этикета в принципе просты, да оно так и должно быть: иначе ребенок их не поймет. Суть их сводится к следующему.

  1. Находясь за столом, ребенок должен сидеть ровно и не «разваливаться».
  2. Ноги он должен держать вместе, а не класть их одна на другую, а тем более – на стул или на стол.
  3. Шаркать ногами также не нужно, равно как вертеться и толкаться.
  4. Кушать надо аккуратно, не пачкаясь и не роняя еду на скатерть или пол.
  5. Откусывать большие куски не нужно, и вообще есть следует не торопясь.
  6. Кушать следует с закрытым ртом, и при этом не чавкать.
  7. Ложку и вилку нужно держать правильно.
  8. Хлеб крошить не нужно, лучше откусывать его над тарелкой.
  9. Ложку до рта нести не надо, правильным будет над ней наклоняться.
  10. Пить из чашки следует, поднося ее ко рту.
  11. Закончив кушать, столовые приборы нужно положить на стол и больше их не трогать.
  12. Вставая из-за стола, надо задвинуть стул и поблагодарить взрослых.

Теперь – школьные правила столового этикета . По понятным причинам они несколько отличаются от детсадовских правил, однако их суть и назначение остаются все теми же. Итак.

    1. В столовую нужно идти неторопливо, а не бежать наперегонки – иначе можно упасть и травмироваться. Да и вообще поспешность в этом случае – это признак невоспитанности и бескультурья.
    2. Приступая к еде, прежде необходимо вымыть руки.
    3. Не надо торопиться и расталкивать товарищей, чтобы занять место за столом. Это, опять же, говорит о невоспитанности.
  1. То же самое касается и поведения в очереди. Лезть вперед «по головам» других – это некультурно и невежливо.
  2. По столовой нужно ходить спокойно, чтобы не уронить поднос с едой или не поскользнуться самому.
  3. Не надо размахивать руками, когда в них ложка, нож или вилка: так можно травмировать сидящего рядом товарища или самого себя.
  4. Кушать нужно молча, без лишних разговоров.
  5. Столовыми приборами следует пользоваться правильно. Иначе говоря, знать, что нужно кушать ложкой, а что – вилкой.
  6. Обязательно нужно пользоваться салфетками.
  7. Если какая-то еда упала со стола, ее нужно поднять, однако кушать не нужно.
  8. Отзываться плохо о блюдах не надо – даже если они и не понравились. Это невежливо по отношению к поварам.
  9. Закончив еду, следует убрать за собой посуду и поблагодарить поваров.

Вот такие правила столового этикета для детсадовцев и школьников. Ничего сложного, и потому дети способны их запомнить «на лету». Надо их этому только научить. Это в равной мере касается и воспитателей, и школьных педагогов, и родителей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector