Как приучить ребенка к труду

Как приучить ребенка к труду

Как приучить ребенка к труду

Как приучить ребенка к труду

Все родители хотят, чтобы дети выросли трудолюбивыми и ответственными людьми. Но, к сожалению, не все ребята стремятся помогать своим мамам по дому, некоторые откровенно ленятся, бывает, дело даже доходит до слёз. Своим опытом по воспитанию трудолюбивых детей поделилась педагог-психолог, мама троих детей Елена Дейнего.

Воспитание ребёнка включает в себя в том числе развитие ответственности и трудолюбия. Это, кстати, отражено даже в педагогических методиках. Например, если вы ходите с ребёнком на занятия Монтессори, то наверняка обратили внимание, что в конце занятия все ребята убирают за собой. По Вальдорфской системе воспитатель сам трудится в процессе обучения, и через это тоже происходит приучение к труду.

Главное — системность

Самый главный секрет в воспитании трудолюбивого ребёнка заключается в постепенном приобщении к домашней работе. Важно, чтобы он начал получать радость от выполнения какого-то одного дела. В раннем возрасте можно начать с чего-то очень простого, но значимого. Выполнение дела должно не только приносить положительные эмоции, а ещё и давать понимание того, что малыш делает полезный вклад в семейный быт. Тогда он быстро почувствует себя нужным и осознает свою важность в жизни семьи. Так, выстраивая процесс приобщения к труду поэтапно, родители могут помочь ребёнку стать самодостаточным.

Часто родители используют какую-нибудь награду в качестве дополнительной стимуляции за труд. Если без вознаграждения малыш помогать вам не хочет, то стоит задуматься, почему так происходит. Может быть, у него перед глазами нет хорошего примера, которому можно подражать? Или в семье все задачи уже распределены, и малыш просто никуда не вписывается?

Учтите, что наградой или поощрением ребёнка за выполненный труд может быть не обязательно что-то материальное. Иногда достаточно признания родителей: «Ты — мой помощник», «Моя хозяюшка». К тому же наградой может стать приятный семейный вечер после совместного дела.

Не все работы по дому можно доверить маленькому ребёнку, поэтому домашние обязанности лучше распределить по возрастам. Эта подборка основана на моём родительском опыте.

С 1 года до 3 лет

Малыша от года можно хвалить за то, что он возвращает вещи на свои места, это может превратиться в очень весёлую игру. Ещё ребёнок может вытирать запачканный стол своей тряпочкой. У него может быть маленькая щёточка и совочек, чтобы подметать. Не стоит сразу рассчитывать на хороший результат работы, пока для него это просто развлечение.

Ближе к трём годам ребёнок может уже собирать свои игрушки в коробку, книжки и журналы класть на полку. На кухне он способен помочь отнести салфетки и тарелки на стол. Ещё малышу можно доверить положить крупу или банки с консервами из сумки с продуктами в нужное место.

4 года

В этом возрасте ребёнка можно не только привлекать к разбору сумок с продуктами, но и брать его с собой в магазин. Там ему можно доверить выбирать крупы, макароны, овощи. По расписанию и под наблюдением родителей малыш может кормить домашних животных. Ещё в доме ему лучше всего выделить какое-нибудь конкретное место для уборки, например, в прихожей. В 4 года он способен помогать родителям застилать постель, развешивать после стирки носочки, платочки и складывать небольшие сухие вещи. На кухне его можно приобщить к готовке сухих завтраков на всю семью, например, хлопьев. Специальным ножом он может намазывать масло на хлеб, накладывать еду в тарелки и помогать раскладывать украшения на десерты.

5 лет

В 5 лет с разрешения мамы ребенок может приготовить какие-то ингредиенты для блюда, например, измельчить сыр на тёрке, а без присмотра родителей он может кормить животных и убирать за ними. Также его можно попросить наводить порядок в своей комнате, самостоятельно одеваться и класть свою одежду на место, сортировать белье для стирки, помогать выносить мусор, мыть машину. А ещё в пять лет он сам уже вправе решать, куда потратить часть своих накопленных денег. Если есть какие-то ограничения, то он должен о них знать.

6 лет

В 6 лет ребёнок может пылесосить, поливать растения, чистить овощи, варить яйца, вместе с мамой готовить кашу, собирать для себя перекус на занятия или в длительную прогулку. Он может начать вместе с родителями выгуливать домашних животных. Если семья живёт за городом, то зимой ребёнку можно доверить убирать своей маленькой лопаткой снег, а осенью и весной — листья. Детям такое занятие очень нравится. В этом возрасте детям можно поручить самостоятельно сервировать стол, а если такой привычки в семье нет, то им можно доверить наведение порядка на полочках в ванной. Главное, чтобы это было системным занятием.

7 лет

В 7 лет уже появляется ответственность за собственное имущество. Например, разрешите ребёнку ухаживать своим за велосипедом: следить за его сохранностью, разбирать, смазывать. Ему можно позволить не только кормить и выгуливать животное, но и мыть его, дрессировать. Семилетний ребёнок способен помогать маме нести из магазина какие-нибудь нетяжёлые продукты, а ещё пользоваться утюгом, вставать по будильнику и самостоятельно передавать деньги в школу.

8 лет

Восьмилетний школьник уже может продумывать дизайн своей комнаты, переставлять мебель так, как ему нравится. Вместе с родителями в магазинах он имеет право выбирать для себя одежду и обувь. Без напоминания он должен относить в стирку грязную одежду, наводить порядок в своих шкафах, помогать другим в каком-то деле, например, в полировке мебели. Девочки в этом возрасте могут учиться пришивать пуговицы, зашивать свои колготки, помогать маме в приготовлении пирога.

Если дети с раннего возраста не были приучены к труду, то вы непременно столкнётесь с сопротивлением, которое нужно пережить. Важно выделить время для разговора с детьми. В беседе перечислите все возможные дела, предоставьте ребятам возможность выбрать то, что им хочется. Необходимо определиться, с какой периодичностью дети будут выполнять работу, и вы должны приготовиться напоминать о ней время от времени.

Говорите своим детям, что любая работа — это счастье, потому что она даёт людям удовольствие и результат. Если они смогут испытать этот опыт, то захотят повторять его снова и снова, становясь трудолюбивыми и энергичными.

Ленивый ребенок: как бороться с детской ленью и как приучить детей к труду

Замечательно, если ваш ребенок – хороший помощник, который без напоминания наводит порядок в комнате, выносит мусор, убирает игрушки, гуляет с собакой. Однако не всем мамам и папам так повезло. Некоторые родители ежедневно борются с маленькими «лентяями», раздражаясь и порой срываясь на крик. Откуда берется детская лень? Как приучить ленивого ребенка к труду?

Что может скрываться за ленью ребенка

Психологи уверяют, что лень у детей не появляется на пустом месте. Возможно, вы увидите истинные причины такого раздражающего поведения, если внимательно присмотритесь к своему малышу.

1. Недостаток мотивации

Вспомните, с какими горящими глазами дети занимаются тем, что им нравится. Но как только взрослые превращают домашнюю работу в нудную обязанность, скучные и монотонные хлопоты, у ребенка пропадает интерес, а любое занятие становится в тягость.

2. Темперамент

Психологические особенности и индивидуальные особенности личности – это то, с чем дети появляются на свет. Маленький флегматик медлителен, а со стороны кажется, что он ничего не хочет делать. Однако его бесполезно подгонять, он будет работать в собственном темпе. Ленивыми иногда считают и малышей-холериков, которые любят играть, но считают уборку игрушек скучным занятием.

3. Неуверенность в собственных силах

Иногда за ленью скрывается нежелание осваивать что-то новое, боязнь неудачи. Если ребенок не уверен в собственных силах, застенчив, психологически зависим от родителей, он зачастую пугается новых обязанностей и занятий. Даже взрослые не хотят заниматься теми делами, в которых чувствуют себя неуспешными. Однако себя они оправдывают, а на малыша приклеивают ярлык лентяя.

4. Переутомление

Если дневной распорядок детей чересчур плотный и насыщенный (садик, центр развития, бассейн, танцевальный кружок), лень появляется из-за элементарного переутомления.

Кроме того, ленивость может стать ответной реакцией на дефицит игровой деятельности и двигательной активности, когда родители хотят воспитать вундеркинда. В этом случае дошкольные годы ребенка проходят в непрерывной учебе, а его потребности в играх и постоянных движениях не удовлетворяются. Возникает банальная психологическая усталость, которая плавно перетекает в нежелание действовать.

5. Чрезмерная опека

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность еще в раннем возрасте. «Почему ты так долго копаешься? Давай помогу», – постоянно говорят мамы и бабушки и начинают убирать за крохой игрушки, кормить, одевать его. Конечно, старшие делают это намного быстрее и аккуратнее. Однако таким образом они вырабатывают у ребенка привычку ждать, что другие люди сделают за него всю работу.

Итак, детская лень не появляется ниоткуда, чаще всего ее формируют, взращивают и подпитывают родители и другие родственники. Создавая «тепличные» условия, которые мешают детям совершать и исправлять ошибки, проявлять инициативу, выбирать интересные занятия, взрослые тем самым воспитывают лежебок. И все же, отчаиваться не следует – выход есть. В ситуации с детской ленью, как и при решении прочих педагогических и психологических проблем, профилактика намного лучше, чем лечение.

Как приучить детей к труду: советы психологов

1. Личный пример

Малыши учатся новому, подражая своим родителям. Если кроха с раннего детства видит, что мама и папа не в восторге от домашних обязанностей, он станет копировать их поведение, так же пренебрежительно реагируя на родительские поручения. Поэтому не стоит при детях демонстрировать недовольство своей работой, иначе у вас не получится привить у ребенка любовь к труду.

2. Поощрение инициативы

Не стремитесь выполнять все обязанности за своих детей, дайте им возможность насладиться самостоятельностью. Особенно это касается трех-четырехлетних малышей, которым особенно интересно делать то же самое, что и родители. Поэтому забудьте слова «не мешай», «ты еще маленькая». Если ребенок хочет вымыть тарелку, полить грядку на даче, не мешайте ему. Причем, выполнить работу он должен сам, пусть даже на нее уйдет полчаса вместо ваших пяти минут. Зато у крохи появится повод гордиться собой.

3. Творческий подход

Иногда детям не хватает вдохновения, чтобы действовать. Чтобы убедить малыша разложить игрушки по местам, некоторые родители прибегают к «прянику» (мультфильм, лакомство) или грозят «кнутом» (наказание). Психологи считают, что подобный подход убивает желание трудиться. Вместо это они советуют превратить такое неинтересное занятие, как уборка, в увлекательную игру. Например, собирайте машинки и куклы наперегонки. Или спрячьте посреди игрушек какой-нибудь маленький «секретик» и попробуйте вместе отыскать его.

4. Разумная критика

Чтобы не отбить у ребенка всяческое желание трудиться, откажитесь от неконструктивной критики. Лучше разберитесь, почему ваше чадо не справляется со школьными уроками, не может выучить стихотворение для утренника. Дайте малышу совет – что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз у него все получилось. И еще, не называйте детей лентяями и неумехами, этим не вы только не приучите их к труду, но и понизите их самооценку.

5. Домашние обязанности

Постарайтесь закрепить за подрастающим поколением определенные поручения, причем, они должны быть конкретными и действительно нужными, а не выдуманными с воспитательной целью.

Так, дети 3-4 лет могут:

  • убирать игрушки за собой;
  • помогать с сервировкой стола;
  • вытирать пыль;
  • одеваться, умываться и чистить зубы.

Ребенок 5-6 лет уже умеет:

  • наводить порядок в собственной комнате;
  • складывать свою одежду на место;
  • ухаживать за любимым питомцем;
  • застилать и расстилать кровать;
  • присматривать за младшим братиком или сестрой.

В 7-9 лет дети способны:

  • пылесосить;
  • самостоятельно собираться в школу (конечно, с маминым контролем);
  • мыть посуду;
  • помогать бабушке на даче;
  • готовить бутерброды.

Читаем также:

Мнения родителей с форумов

mashkin29 мне кажется, ленивых детей не бывает …. бывают ленивые родители которые не сумели заинтересовать своего ребенка, найти с ним диалог, донести нужность того, что от него хотят … и все это начиная так с 6и месячного возраста примерно, а после 3-х лет так и вообще поздно. сколько вашему лет, и с каких пор он ленив? по каким направлениям?

alenkin92 Дети часто быстро загораются и тут же потухают. они не любят делать однообразную, скучную, неинтересную работу.

Полина Сейчас много таких детей, которые ничего не хотят делать. И виноваты в этом мы, родители. Мы не ограничиваем их сидение за компьютером, мы не проводим с детьми достаточно времени. А дети просто копируют родителей… Надо самим меньше лениться, делать всё вместе с детьми. А вот что говорит психолог про современных детей и их проблемы с безынициативностью и ленью.

Домашние обязанности и поручения ни в коем случае не должны становиться наказанием за плохое поведение и проступки. Наоборот, поощряйте детей за выполнение работы по дому. Например, задержитесь подольше в зоопарке или сходите в кино.

И, конечно, не забудьте похвалить малыша, когда он в первый раз поможет вам в каком-либо деле или получит хорошую оценку. Зачастую именно похвала родителей становится главным стимулом для приучения ребенка к труду.

Читаем также: Так ли ленивы “ленивые” дети: что скрывается за детской ленью? Что скрывается за детской ленью, в чем ее причины. Как помочь ребенку найти интересное занятие, способное справиться с апатией. Советы родителям, как бороться с детской ленью – https://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/tak-li-lenivyi-lenivyie-deti-chto-skryivaetsya-za-detskoy-lenyu.html

Видео: Мой ребенок ленивый! Что делать?

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет:

Я сама пропустила момент, когда надо было дочку поддержать в ее стремлении помочь мне с домашними хлопотами. Теперь ей 6 лет, и я пытаюсь исправить свое же упущение. Предлагаю ей поощрения за помощь мне в уборке. Например, говорю, что если мы быстро и хорошо с ней справимся с домашними делами, то на прогулку останется больше времени или говорю, что мы сразу после этого поиграем с ней в ее любимую настольную игру. За одну работу пока у нас идет одно поощрение, но я думаю, постепенно вводить периоды хорошего поведения, в конце которых будет поощрение. Для начала пусть это будет неделя.

Чтобы приучить ребенка к труду, обязательно надо, чтобы у него были постоянные обязанности, чтобы он чувствовал ответственность за их выполнение. При этом, порученные ему дела, должны быть, действительно необходимыми для семьи. Ребенок должен это видеть, понимать. Поручать же, лучше всего, такое: – мусор вынести, – цветы полить, – убраться в комнате…

Почему он не старается — и надо ли заставлять?

Можно ли научить правильному отношению к труду

Мэдлин Левин детский и подростковый психолог, автор книг о воспитании

  • Первый бизнес – в 4 года
  • Если он хочет бросить – спорт, учебу, бизнес?
  • Как научить ребенка трудиться?
  • Чего не делать

Правильное отношение к труду. Фраза — как будто из советского прошлого. А между тем воспитанием у своих детей этого самого трудолюбия, умения не пасовать перед трудностями всерьез заняты американские родители. Может быть, нам тоже надо?

Родители, разочарованные отметками своих детей, задают мне одни и те же вопросы: «Мой ребенок очень умный, но ему неинтересно учиться. Что мне делать?»; «Мой ребенок очень умный, но его больше интересуют друзья, чем оценки. Что мне делать?»; «Мой ребенок очень умный, но больше времени проводит в World of Warcraft , чем за учебниками. Что мне делать?»

Вопрос «Что делать?» хороший, он ориентирован на решение. Но обычно направлен не на ту проблему. Дети хорошо учатся тогда, когда они полностью вовлечены в процесс обучения.

Под вовлеченностью я имею в виду заинтересованность, вкладывание души и внутреннюю мотивацию. Старание и настойчивость, необходимые для успешного обучения, проистекают из интереса к самому материалу и к его значению для их самовосприятия.

Дети с правильным отношением к труду при столкновении с проблемами сосредоточены на решении и не бросают попыток раньше времени. Такие качества делают нас успешными в самых разных сферах деятельности, а не только в учебе. Это наш основной подход к неизбежным жизненным вызовам. Речь идет о том, чтобы не отступать и делать все возможное.

Первый бизнес – в 4 года

Казалось бы, определение правильного отношения к труду (хорошей трудовой этики) — прерогатива книг о бизнесе. Это странно, так как отношение наших детей к работе начинает формироваться задолго до детского сада.

Когда моему старшему сыну Лорену было четыре года, он впервые занялся собственным бизнесом. В США существует традиция: дети с раннего возраста продают перед своим домом лимонад собственного изготовления или какие-то другие вещи, сделанные самостоятельно. Таким образом они приобщаются к труду и получают первый в жизни опыт ведения бизнеса.

Продажа камней за забором нашего дома казалась ему совершенно естественной вещью, поскольку лужайка перед домом состояла исключительно из камней. Подобно классической стойке с лимонадом, стойка Лорена с камнями научила его основам хорошей трудовой этики.

Он заметил, что люди покупают больше камней, когда он разговорчив и показывает, как увлечен своим продуктом. Он аккуратно обращался с деньгами и благодарил людей за покупку, а если они не покупали — за интерес.

Сделал ли он все это самостоятельно? Конечно нет. Хотя идея стойки с камнями принадлежала ему, в четыре года ему была необходима помощь с арифметикой, вывеской и тонкостями социального взаимодействия.

Начинайте рано, будьте всегда сосредоточены на процессе и не переоценивайте конечные результаты. Двадцать четыре доллара, которые он заработал за то лето, стали лучшей обучающей сделкой, какую можно придумать.

Если он хочет бросить – спорт, учебу, бизнес?

Но что, если ребенок сначала трудится на стойке с камнями, а затем объявляет свой бизнес закрытым? Если ребенок отходит от стойки, когда вокруг нее столпились клиенты, и становится раздражительным или плаксивым, когда вы напоминаете ему, что нужно обслуживать покупателей?

Что происходит, когда ваш футболист решает, что он бросит футбол, пианист отказывается заниматься музыкой, а прилежный ученик решает, что его девушка важнее уроков?

Если нам нужны настойчивость, усердие, усилия и способность откладывать удовольствие на потом, то как мы узнаем, сколько нужно подталкивать и когда отступить?

Cледует ли нам позволить четырехлетнему ребенку закрыть магазин или четырнадцатилетнему — забросить учебу? Когда как. Часть нашей задачи заключается в том, чтобы обеспечить детям теплую, благоприятную обстановку, поскольку они борются со своей импульсивностью и желанием получить удовольствие, с одной стороны, и ответственностью и усердием — с другой.

Никому никогда не удавалось выработать хорошую трудовую этику, если его оскорбляют или постоянно ставят перед ним слишком сложные задачи. Если что-то не работает, вам нужно выяснить почему. Ваш мальчик слишком юн и физически активен, чтобы часами сидеть у стойки с камнями? Действительно ли ваш четырнадцатилетний ребенок скатился в учебе, или он сообразно своему возрасту делит свои силы между учебой и новообретенными отношениями со сверстниками?

Если предположить, что обычно ваш ребенок учится с интересом, какой конкретный аспект деятельности вызывает у него желание сдаться? Если это какое-то внеклассное занятие и было приложено разумное количество усилий, возможно, оно просто не подходит ему. Мир полон возможностей — найдите те, что соответствуют способностям и интересам вашего ребенка.

Если это какой-то школьный предмет, поговорите с учителем. Попробуйте точно определить проблему, прежде чем она превратится в позицию «просто я не способен к математике».

Будьте на стороне своего ребенка, даже когда устанавливаете планку и следите, чтобы он ее взял. Терпите гнев, который может быть направлен на вас, когда вы знаете, что они могут добиться большего, и настаивайте на большем старании. И самое главное, убедитесь, что они знают, что в конечном счете их успех определит их отношение к труду, а не просто то, насколько они умны или талантливы.

Как научить ребенка трудиться?

  • Показывайте на личном примере энтузиазм по поводу какой-нибудь тяжелой работы. Некоторые родители настолько переутомлены, что их дети думают, что любая тяжелая работа влечет за собой стресс и усталость. Кто же захочет вступить в этот клуб? Пусть ваш ребенок знает, что, усердно потрудившись, вы испытываете чувство выполненного долга и гордость. Не постоянно, но достаточно часто, чтобы видеть в тяжелом труде смысл.
  • Убедитесь, что объем работы, который должен выполнять ребенок, разумен. Если задача трудоемкая и никакие усилия не помогут ему ее выполнить, тогда пользы от затраченных усилий не будет. Многие дети обливаются слезами, часами сидя над домашней работой, совершенно невыполнимой ни по содержанию, ни по объему. Поговорите с учителями ребенка, если объем его домашней работы кажется чрезмерным
Читайте также  После прививки акдс поднялась температура что делать

В России СанПиН устанавливают нормативные требования к времени выполнения общего объема домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во втором — третьем классах — 1,5 часа,

в четвертом — пятом классах — 2 часа,

в шестом — восьмом классах — 2,5 часа,

в девятом — одиннадцатом классах — до 3,5 часа.

  • Обязательно обратите внимание на другие компоненты правильной трудовой этики, такие как порядочность или умение общаться и сотрудничать. Часто дети с хорошими социальными навыками считаются просто популярными, и родители умоляют их меньше общаться и больше учиться. Но эти же дети, как правило, прекрасно умеют сотрудничать и обладают отличными коммуникативными навыками. Они наверняка будут востребованы как работники.
  • Обращайте внимание на то, какие решения хорошо подходят вашему ребенку. Пусть он знает, что многие навыки можно перенести из одного вида деятельности в другой. «Я заметила, что ты идешь в свою комнату и включаешь музыку, когда тебе нужно сосредоточиться на трудных задачах по математике. Может, тебе стоит попробовать то же самое с испанскими глаголами, с которыми у тебя проблемы?».

Чего не делать

  1. Не ожидайте, что все ваши дети будут стараться одинаково. Интенсивность и настойчивость усилий — свойства темперамента, поэтому у каждого ребенка они разные. Правильное отношение к труду состоит из множества компонентов. Сосредоточьтесь на развитии тех, что легче даются вашему ребенку.
  2. Не беспокойтесь, что ваш ребенок будет злиться на вас, когда вы призываете его к дисциплине. Ни в коем случае не унижайте и не применяйте грубых, произвольных наказаний. Но имейте в виду, что ваша способность дисциплинировать ребенка гарантирует, что он научится самодисциплине. Дети не рождаются с запрограммированным пониманием правил и норм. Ваша любовь помогает детям укреплять связь с вами; ваша дисциплина помогает им управлять собой.
  3. Не настаивайте на максимальных усилиях ребенка абсолютно во всем. Мы почему-то стали думать, что у детей должны хорошо получаться многие вещи, хотя большинство людей в мире по-настоящему хороши в чем-то одном и не отличаются особыми достижениями в других областях. Сосредоточьтесь на вещах, наиболее важных как для вас, так и для вашего ребенка.

Воспитать не потребителя, а созидателя. Рассказываем, как приучить ребенка к труду

Специалисты убеждены: чтобы повзрослевшее чадо не стало бездеятельным и ленивым, прививать ему любовь к труду необходимо с раннего возраста. О том, в каком возрасте это лучше делать, а также как вести себя с ленивыми подростками, порталу 1prof.by рассказала психолог Лана Куликова.

Наиболее благоприятный возраст для приучения к труду

По мнению собеседницы, дети в дошкольном возрасте чаще всего сами хотят помогать взрослым. И этот благоприятный период не стоит упускать. Главная задача родителей малышей – суметь организовать деятельность мальчиков и девочек таким образом, чтобы они испытывали радость от того, чем занимаются.

– Положительное отношение к труду возникает, когда родители и педагоги поддерживают стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и предоставляют ему возможность проявить свою самостоятельность. Но этого недостаточно. Чтобы малыш полюбил труд, он должен владеть техническими навыками, понимать общественную значимость деятельности, ее важности для других людей. Стремление и желание трудиться становится устойчивым, когда малыш осваивает правила, помогающие ему организовать собственную работу, – говорит психолог. – Здорово, когда ребенок что-то делает по собственному желанию: в этот момент он испытывает яркие положительные эмоции. Маленькие дети охотно помогают взрослым и сверстникам, исходя не из собственных интересов, а из нужд и потребностей другого человека, – поясняет Лана Куликова.

Если говорить о конкретном возрасте, то здесь все просто: чем раньше родители начинают включать детишек в заботы по дому, тем лучше.

– Примерно с года детки уже хотят вести себя, как взрослые. Мамы с опытом знают, что лучшие игрушки для годовалых малышей – настоящие, «взрослые» вещи. Вот и давайте им эти предметы вместо игрушек, и показывайте, что с ними можно делать. Конечно, давать следует то, что малыши смогут освоить: у них получится приносить белье для стирки и класть его в стиральную машину. Они сами смогут постирать носовые платочки или другие мелкие предметы в тазике с теплой водой. Проще говорят, задача родителей не накормить ребенка, а научить его есть самостоятельно, – делится психолог.

Не важно, сколько ребенку лет. Мальчикам и девочка можно давать любые поручения, но это должны быть их дела по дому. Когда малыш освоили определенную задачу, можно давать им следующее поручение и так далее. Получается, что со временем у ребенка накапливается достаточно бытовых забот, а у родителей их становится меньше. Так дети постепенно взрослеют.

– Совсем не обязательно передавать дела ребенку в атмосфере серьезности или тем более напряжения: это может быть веселым занятием и игрой. Помыть посуду вместе – весело. Сходить с мамой в магазин – занимательная экскурсия и даже целое приключение. Это родители приучают детей к труду, а малыши – просто играют. И лет до 9–10 им важно, чтобы мамы и папы вместе с ними радовались успехам, замечали проделанную работу. Есть еще один секрет: если родители сами что-то делают ловко, скорее всего, это приносит им удовольствие. Малыши это замечают, заражаются эмоциями и хотят так же, – делится секретами Лана Куликова.

Советы родителям:

  1. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
  2. Будьте последовательны в своих требованиях.
  3. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
  4. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
  5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности.
  6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

Что делать, если ребенок не хочет помогать родителям?

Разберем ситуацию, когда ребенок не хочет выполнять обязанности по дому. Собеседница убеждена, что к такому результату обычно приходят взрослые, которые не допускали малышей к выполнению домашней работы, либо критиковали за ошибки. Когда же дети взрослеют, родители требуют помощи от ребенка, не приученного ее оказывать. Можно ли исправить такую ситуацию?

– Раз время упущено, то требовать от детей неукоснительного послушания в этом вопросе бессмысленно. Надо постараться перевести все в игровую форму – сделайте шутливые карточки с названиями работ по дому и предлагайте на выбор. В конце недели можно посчитать количество исполненных по ним заданий и даже премировать за определенный объем. Речь в данном случае идет не о денежном вознаграждении, а об обещании какого-либо мероприятия или исполнения давнишней детской просьбы, – делится секретами психолог Анна Куликова.

Для более старших детей – 7-14 лет – можно разместить список дел на кухонной доске и по мере выполнения вычеркивать их.

– Не придирайтесь к ребенку, даже если поручение не выполнено. Просто еще раз напомните: «Проверь список, все ли сделано?». Можно и не прибегать к словам, а следовать невербальным способам передачи информации. Например, по ранее достигнутой договоренности, наклеить яркий стикер там, где работа не сделана. Пометка может очутиться на полке для обуви, если обувь не убрана на место, на собаке, если она не выгуляна, на двери комнаты, которая не убрана и т.д. Чаще прибегайте к юмору. Развесьте таблички на самых «горячих» точках уборки: «SOS!», «Помой меня, мне плохо!», «Полей меня, я засыхаю!». Старайтесь обсуждать проблему совместно с детьми, не наказывая их, но ставя в зависимость их удовольствия и развлечения от достигнутого результата. Спросите: «Когда ты сможешь это сделать?», «Как только ты сделаешь, сможешь пойти гулять (играть, в кино, в гости)». Без уважительной причины не выполняйте за них обязанности, даже усталость такой не является, только болезнь. Ребенок четко должен усвоить, что никто его обязанности не выполнит, – отмечает специалист.

Родители не любят свою работу. Нужно ли говорить об этом детям?

Во время беседы с психологом мы поинтересовались, насколько важен опыт родителей и нужно ли говорить детям, что папа и мама не любят работу. Не случится ли так, что ребята перенесут негативный опыт в свою жизнь.

– Признание родителей в том, что у них тяжелая работа могут мотивировать ребенка помогать маме и папе дома. Если родители много работают, но счастливы и удовлетворены результатами труда и его оплатой, то разделение с ребенком ответственности в рамках семьи поможет чаду чувствовать себя значимым, – говорит Лана Куликова.

Если же родители подробно и со вкусом описывают свои страдания на работе или ненависть к начальнику, то здесь есть риск формирования у ребенка установки «быть продавцом = страдать».

Почему подросткам важно трудиться и нужна ли им работа на лето?

Работу на лето чаще всего ищут школьники до 18 лет, которые не хотят впустую прогулять летние деньки и стремятся подзаработать на что-то из своего wish-листа. Законодательство РБ поощряет это стремление и разрешает работать подросткам с 16 лет без письменного разрешения родителей. Чтобы работать в возрасте 14-15 лет, необходимо письменное разрешение одного из родителей. Согласно белорусскому законодательству, дети старшего школьного возраста могут работать до 23 (14−16 лет) и 35 (16−18 лет) часов в неделю и должны оформляться официально.

– Желание подростка подрабатывать можно лишь приветствовать, но важно, чтобы сам он четко понимал, зачем ему это нужно, что именно он способен делать и какие проблемы ему придется решать, – рассуждает Лана Куликова.

Ребята не всегда понимают, с какими трудностями им придется столкнуться. Родителям стоит обсудить намерения любимых чад, задав им следующие вопросы:

– Уверен ли ты, что подработка не будет мешать учебе?

Чаще всего подростки подрабатывают в летние каникулы, но нередко они хотят трудиться и в течение учебного года.

– Зачем ты хочешь подрабатывать?

Чаще всего мотивация тут прагматическая: заработать. Тем не менее, нематериальная польза от подработки может многократно превышать денежную. Это, например, обретение начальных навыков в профессии. Это опыт деловых отношений со взрослыми. Это опыт самоорганизации, управления своим временем. Это полезные знакомства, которые могут пригодиться уже после окончания школы. Подросток не всегда видит эти «долгоиграющие» плюсы, поэтому родителям надо акцентировать на них внимание.

– Какие условия работы приемлемы, какие – нет?

Речь идет о том, сколько времени будет занимать работа, как рано придется утром вставать, как далеко ехать, как это будет оплачиваться, с каким начальником подросток может сработаться, а с каким нет.

Фото из личного архива Ланы КУЛИКОВОЙ и из открытых интернет-источников

Приучаем ребенка к труду – 7 полезных советов мамам
консультация

В процессе взросления младенца и превращения его в сознательную личность, перед родителями неизбежно встает множество вопросов, связанных с темой детского труда и распределения в семье домашних дел. Это и необходимость приучения ребенка к собственному кругу обязанностей, и воспитание чувства ответственности и трудолюбия. Приучать ли ребенка к труду и с какого возраста это делать?

Скачать:

ВложениеРазмер
priuchaem_rebenka_k_trudu.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Приучаем ребенка к труду – 7 полезных советов мамам

В процессе взросления младенца и превращения его в сознательную личность, перед родителями неизбежно встает множество вопросов, связанных с темой детского труда и распределения в семье домашних дел. Это и необходимость приучения ребенка к собственному кругу обязанностей , и воспитание чувства ответственности и трудолюбия . Приучать ли ребенка к труду и с какого возраста это делать? Заставлять ли его что-либо делать против собственного желания? Как не ущемить свободу личности и не вырастить “домашнего раба” и, в то же время, не получить “махрового эгоиста и лентяя”? Где та золотая грань в воспитании “помощника”? Давайте попробуем разобраться.
Замечу сразу, что все мысли, высказанные в статье – мое глубоко личное мнение, подкрепленное работами современных психологов, опытом знакомых семей и собственным печальным примером)) Именно потому, что воспитывать в себе трудолюбие мне пришлось самой, и я занимаюсь этим до сих пор, в своей семье я пошла другим путем. И хочу предложить вам несколько полезных советов по приучению подрастающего чада к собственным домашним обязанностям .

Создайте в семье атмосферу трудолюбия

Мама, которая целыми днями сидит в социальных сетях, повернувшись к ребенку в лучшем случае боком, очень скоро обнаружит, что и ребенок не горит желанием убирать за собой игрушки, или аккуратно сложить книги на полку после прочтения.
Подайте пример ребенку , возьмите за правило держать дом в чистоте. Возможно, полезной для вас окажется система флай-леди . Или любой другой удобный подход к наведению порядка в доме. Очень легко каждый день по 10-15 минут уделять наведению чистоты в одной выбранной вами комнате. Например, сегодня мы чистим сантехнику и убираем вещи на полочке в ванной, меняем там полотенца и протираем зеркало. А завтра, при первой возможности, беремся за кухню.
Включите музыку, а после отблагодарите себя чашечкой чаю и словесной похвалой.
А если вдруг полы вы мыли с маленьким помощником, скажите себе и ему/ей двойное спасибо!
А теперь не спешите.. Заслуженная чашка чаю и бутерброд в два раза вкуснее :)
При этом, я всегда говорю сыну: “я люблю тебя, даже когда ты ленишься, но я очень благодарна тебе за помощь!”

Трудитесь легко, позиционируйте домашние обязанности как нечто естественное

Это нормально – отнести тарелки в мойку, протереть со стола, вынести мусор, сложить чистое белье в комод и так далее (по возрасту ребенка). Домашний труд и наведение порядка это не героизм, а обычное дело. Хорошо бы, чтоб для каждого члена семьи поддержание порядка стало привычкой. не важно, о мальчике мы говорим, или о девочке.
Но и не нужно бурно порицать “лентяя”, устроившегося с книжкой в кресле, вместо того, чтобы вытирать тарелки, которые моет мама. Возможно, он действительно занят важным делом, или просто устал и решил немного полениться. Можно невинно поинтересоваться: “Где мой любимый помощник? Ты сегодня устал? Идем чайку попьем вместе?” То есть, я еще об одном простом правиле, к которому пришла не сразу.

Мамы! Давайте без фанатизма!

Усталого после долгой прогулки малыша можно и нужно раздеть, накормить с ложки и покачать перед дневным сном.) Если, конечно, ему это нужно.
Подростка, который готовится к экзамену вполне можно освободить от мытья полов и посуды, даже если сегодня его очередь.
Усталому мужу можно и нужно подать ужин прямо в кабинет и милосердно погладить свежую рубашку на завтра.
Давайте будем бережно относиться к душевному и физическому состоянию наших домашних , и тогда у вас гораздо больше шансов в выходной увидеть, как вся мужская часть семьи несет вам завтрак в постель. Или уходит “на цыпочках” погулять, чтоб мама выспалась. Круто, да?)

С какого возраста приучать малыша к труду? Я думаю, с года!

Мария Монтессори говорит о нескольких сенситивных периодах в развитии ребенка, в каждый из которых он наилучшим образом способен освоить тот или иной навык. Так вот, именно в период с года до двух лет дети лучше всего учатся простейшим правилам порядка. Порисовал – вымой кисточку, вылей воду из стаканчика и сложи рисунок сохнуть на столик. Полепил – положи на место ножик и пластилин, вытри доску для лепки, сполосни тряпочку. Уумничка!))
У этой замечательной системы приучения ребенка к труду и порядку с раннего возраста есть только один минус – так же быстро, как малыш усвоил полезный ритуал, он его и забудет. Если в его жизни исчезнет системность и порядок, поддерживаемые взрослыми.
Например, мой аккуратнейший от природы старший сын, оказавшись в два года под присмотром “лояльной” бабушки, буквально за месяц не только утратил с трудом приобретенные навыки самостоятельного дневного засыпания, но и полностью “разучился” всем полезным бытовым привычкам. Разбрасывать игрушки и “не уметь” снимать обувь и шапочку после прогулки и вдруг разучиться есть самому оказалось намного приятнее.)
Поэтому логичен и следующий совет.

Будьте последовательны. Устанавливая правила, не изменяйте им без крайней необходимости

Дети обожают правила. В их маленьком мире именно система правил и обязанностей, ритуалов дает ощущение надежности и уверенности .
Перед сном мы убираем игрушки, принимаем душ, делаем массаж и читаем книгу.
Перед прогулкой – убираем игрушки и достаем верхнюю одежду, а домашнюю аккуратно складываем.
Мама помогает убирать игрушки и одеваться младшему брату. Потому что он еще маленький. Но скоро малыш сможет делать многое сам.
И здесь опять действует правило “делай с удовольствием” . видя, как старший брат с радостью намывает пол на кухне, малыш тоже норовит стащить швабру и “мыть пол”, солидно вращая попой и пыхтя. Это же престижно, помочь маме.) А как замечательно плюхать тряпку в ведро! ммм..)

О сомнительной мотивации

Многие интернет-источники советуют “ дайте ребенку денег за выполненную домашнюю работу”. Объясните ему, что он их заработал честным трудом. Пусть у него будет стимул помогать вам еще.
Вот с этим тезисом о финансовом вознаграждении за простейшие домашние дела, я категорически не согласна.)
Домашние обязанности, на мой взгляд, это норма . Дома каждый делает то, что ему по силам.
Увидел одинокий носок на кресле? Найди ему пару, или хотя бы убери в стирку или комод!
На полу лужа? Вытри!
За что тут друг-другу платить?)

Подчеркивайте хорошее, не вспоминайте плохое

Помощь ребенка по дому бывает удачной и прискорбной.)) И это тоже норма. Дети могут разбить чашку в процессе мытья, слишком “мокро” вымыть пол, перепутать одежду близких в процессе сортировки и так далее. Но ведь малыш старался. И следующий раз обязательно будет лучше.
Если вы хотите, чтоб этот следующий раз вообще состоялся, подчеркните то, что удалось маленькому помощнику . Поведайте мужу за ужином: “Мы сегодня всю посуду после завтрака перемыли за пять минут, и быстрее пошли в парк”. Скорее всего, о разбитой кружке малыш вспомнит и сам еще не раз. И, возможно, даже горестно расскажет папе. Тут вполне уместна парочка реальных историй из папиного детства о том, что такого стеклянного он разбил.) С демонстрацией того, как ловко отец семьи нынче моет тарелки. А потом просто дружно продолжайте друг-другу помогать.

И наконец, зачем все это надо?

Есть мнение, что приучать ребенка к труду – дело хлопотное и трудоемкое. Вырастет – сам всему научится, никуда не денется.
Вот с этим я тоже не согласна.)
Может быть, научится. Но ведь гораздо труднее работать над собой в 21, выйдя замуж и впервые став у плиты. А как обидно “ничего не уметь”, впервые оказавшись среди друзей в туристическом походе. Как беспомощно себя чувствуют “тепличные” мальчишки в детском лагере, или на спортивных сборах.. А в армии?
Я думаю, всему свое время. И время быть хорошим человеком, не перекладывая полностью заботу о себе на других, наступает с самого детства. Как и время учиться человечности и доброте, взаимопомощи и заботе о людях. Давайте растить детей, которые не боятся обычной жизни, с ее необходимостью трудиться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector