Как проверить слух у ребенка 2 года

Как проверить слух у ребенка 2 года

Как проверить слух у ребенка 2 года

Проверка слуха у детей и подростков, методы диагностики

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Слух, речь и общее развитие ребенка тесно связаны между собой. Заболевания и аномалии развития, приводящие к глухоте или тугоухости, требуют своевременного выявления и восстановительного лечения. Первая проверка слуха у детей проводится в роддоме (аудиологический скрининг новорожденных), далее малыши проходят обследование у ЛОР-врача в поликлинике.

Почему важно проверять слух у ребенка

В группу риска по возникновению глухоты или тугоухости в раннем возрасте входят дети, пострадавшие от воздействия одного или несколько факторов:

  • мать во время беременности переболела некоторыми инфекциями (например, краснуха, корь, грипп);
  • неблагоприятное течение беременности матери (преэклампсия, резус-конфликт, прием антибиотиков, опухоль);
  • нарушения естественного процесса родов с гипоксией или травмой плода;
  • близкие родственники малыша страдают глухотой с рождения или раннего возраста;
  • ребенок родился недоношенным, получал интенсивную терапию:
  • инфекционные заболевания, сепсис, менингит, менингоэнцефалит.

У детей раннего возраста нарушения слуха чаще связаны с гибелью нервных клеток (нейросенсорная глухота или тугоухость) или с аномалиями развития структур уха. При более позднем начале болезни важную роль играют хронические воспалительные процессы, травмы, опухоли, прием токсичных препаратов.

Но стоит ли соглашаться на плановое исследование слуха у детей, если родители не замечают явных нарушений? Формально представители ребенка могут отказаться от осмотра, считая, что малыш полностью здоров. Однако массовые скрининговые исследования новорожденных показывают, что у половины детей с выявленными нарушениями слуха нет никаких факторов, указывающих на повышенный риск болезни.

Формальное отношение к исследованию слуха у малыша до года может стать причиной пропуска незначительных нарушений, которые «принесут плоды» в раннем и дошкольном возрасте. Сурдологи отмечают, что даже при легкой степени тугоухости, практически незаметной для взрослого человека, ребенок не слышит глухие, шипящие звуки, хуже воспринимает окончания слов, предлоги. Это становится причиной задержки развития, нарушения речи и письма.

Тяжелая степень тугоухости, возникшая и не замеченная в раннем возрасте, приводит к полному отсутствию речи. Развитие основано на подражании, а если ребенок не слышит ни себя, ни окружающих, то не может повторять звуки и слова. Ранняя диагностика и протезирование слуховым аппаратом в первые полгода жизни позволит такому малышу «набрать» достаточный словарный запас, избежать отставания в развитии.

Более поздняя потеря слуха приводит к повышенной утомляемости, снижению интереса к учебе и как следствие — к интеллектуальным и коммуникативным нарушениям.

Современные методы проверки слуха у детей

Диагностика нарушений слуха в педиатрической практике включает сбор анамнеза, объективные инструментальные и поведенческие методики. Только комплексное обследование может дать корректные результаты.

В роддоме проводится визуальный осмотр и скрининговое исследование методом вызванной отоакустической эмиссии (или ОАЭ). Запись о результатах заносится в карту младенца.

На поликлиническом этапе объем исследований зависит от возраста малыша, наличия жалоб и технической оснащенности учреждения. Как правило, проверка слуха включает:

  • анкетирование родителей (анамнез, жалобы, факторы риска);
  • визуальный осмотр ребенка;
  • методы инструментальной диагностики соответственно возрасту;
  • методы поведенческой аудиометрии.

Когда говорят о проверке слуха у ребенка на аппарате, то имеют в виду стандартные методики: скрининг путем регистрации коротколатентных слуховых потенциалов (КСВП), ОАЭ, импедансную аудиометрию.

КВСП дает информацию о проведении импульса до уровня улитки, ствола, коры головного мозга (Подробнее о строении органа слуха). Потенциалы регистрируют непосредственно с поверхности кожи, острота слуха оценивается по реакции на звуковой раздражитель. Метод удобен для детей любого возраста. Исследование можно проводить во время сна или бодрствования.

Метод вызванной отоакустической эмиссии позволяет оценить состояние улитки. В норме нервные клетки выдают колебание в ответ на звуковой стимул. При нейросенсорной тугоухости отоакустическая эмиссия отсутствует. Метод позволяет отдифференцировать поражение улитки от ретрокохлеарной патологии и удобен для детей с периода новорожденности.

Импедансная аудиометрия изучает проведение звука по наружному и среднему уху, а также подвижность барабанной перепонки. В основе метода лежит принцип эхолокации.

Поведенческая аудиометрия применяется у детей любого возраста. В основе лежит оценка реакции на звуковой стимул. Различают:

  • безусловно-рефлекторную аудиометрию;
  • условно-рефлекторную аудиометрию;
  • игровую аудиометрию;
  • детскую игровую аудиометрию.

Как проверить слух у ребенка

Обследование и выявление нарушений слуха находится в компетенции врача-отоларинголога, однако при подозрении на заболевание родители могут сами понаблюдать за ребенком, оценивая его реакции. Признаки тугоухости или глухоты зависят от возраста.

На что обратить внимание и как проверить слух у ребенка в домашних условиях:

  • новорожденный или младенец до 3-4 месяцев не проявляет интереса к мелодичным игрушкам, не реагирует на громкие звуки или голос матери;
  • ребенок в возрасте 3-6 месяцев не начинает гулить, не ищет источник звука и не вздрагивает от резких шумов;
  • ребенок 10-12 месяцев перестает произносить слоги, заменяет общение жестами;
  • малыш от 1 года не расширяет словарный запас, выполняет инструкции, глядя в лицо матери;
  • ребенок от 1 до 3 лет не реагирует на слова, произнесенные тихим голосом до того, как увидит говорящего, приближается к источнику звука ухом, разговаривает громко, коверкая слова;
  • дошкольник произносит слова неправильно, пропускает буквы, окончания, предлоги, во время разговора пристально всматривается в лицо собеседника, переспрашивает, увеличивает громкость планшета, телевизора;
  • ребенок 3-7 лет плохо усваивает информацию в аудиоформате, отстает в развитии;
  • школьник не справляется с программой, делает много ошибок в словах, жалуется, что не слышит, о чем говорит учитель, с трудом общается с 2 и более собеседниками.

Для оценки степени снижения слуха можно провести тесты с крупой – горохом, гречкой и манкой. Зерна насыпают в пластмассовую закрывающуюся емкость (например, от шоколадного яйца). В одну руку проверяющий берет баночку с крупой, в другую – пустую. Исследование проводят последовательно — от самого тихого «пробника» с манкой до самого громкого – с горохом. Баночкой с крупой потряхивают на расстоянии 20 см от правого и левого уха. Пустая емкость используется для контроля, чтобы отличить поворот головы на звук и поворот головы для того, чтобы разглядеть предмет.

При подозрении на снижение или потерю слуха у ребенка следует немедленно обратиться к отоларингологу или сурдологу.

Новокрещеных Марина Валерьевна

Специалист по слуху в г. Ачинск. Более 1000 подобранных и настроенных слуховых аппаратов.

Проверка слуха при подозрении на аутизм, задержке психо-речевого развития

Достаточно большая часть моей работы связана с проверкой слуха у детей с различными задержками психо-речевого развития. И в последние годы таких детей становится все больше. Каждый рабочий день, я обследую минимум 2-3 таких пациентов. Все они очень похожи друг на друга – не говорят или почти не говорят, погружены в себя и делают только то, что им интересно, не демонстрируют реакции на не интересующие звуки (особенно на приеме у педиатра, невролога, психиатра). Их легко узнать даже до момента входа в кабинет – часто возбуждены, кричат, произносят монотонные звуки, родителям не удается их контролировать.

Кто направляет?

Направляют таких детей, как правило, неврологи и психиатры, когда родители к ним обращаются с жалобой на отсутствие речи и задержку развития. Похлопав в ладоши, постучав по столу и не увидев реакции на приеме, врач принимает решение о направлении к сурдологу для исключения нарушений слуха. При этом часто не поинтересовавшись, а как же его пациент ведет себя дома, есть ли подозрения у родителей на снижение слуха, прошел ли он аудиологический скрининг в родильном доме.

А есть ли повод для сомнений?

Родители детей с подозрением на аутизм в подавляющем большинстве случаев догадываются, что их ребенок прекрасно слышит. Ведь они наблюдают за ним 24 часа в сутки и отдают себе отчет в том, что интересующий его звук чадо услышит далеко из другой комнаты (например, звуки любимого мультика, рекламу, движение ключа в замочной скважине – папа пришел с работы и т.д). Но врач же отправляет на обследование слуха! А если ребенок какие-то частоты не слышит и поэтому не говорит?

Часто у родителей и даже врачей бытует мнение, что для полного отсутствия речи достаточно даже небольшой степени тугоухости. Это не так. При I, II степени тугоухости вполне формируется речь – с небольшой задержкой, дефектами, обедненным словарным запасом, но все же. Даже при некоторых вариантах III степени может быть не все так фатально.

Нередко, мать и отец, наблюдая за своим ребенком, прочитав соответствующую литературу, находят явные признаки аутизма. Но до последнего гонят эти мысли и пытаются найти любое другое заболевание, зачастую полагая, что тугоухость – вполне приемлемый вариант, даже не догадываясь, что это почти всегда неизлечимо и придется использовать слуховые аппараты или кохлеарные импланты.

Ребенок с непростым поведением, требующий постоянного дополнительного контроля, все никак не говорящий заветных слов «мама» и «папа» погружает всю семью в глубокий стресс, что может негативно сказываться на психологическом статусе ее членов.

Проверять слух, при подозрении на тугоухость у детей с задержкой психо-речевого развития, признаках аутизма или аутистических расстройствах, конечно, необходимо. Но просто ли это?

Как обследуется слух у таких детей?

В подавляющем большинстве случаев все очень непросто. У сурдолога есть два основных метода, чтобы дать заключение о состоянии слуха.

Первый – пороговая тональная аудиометрия. Это процедура, при которой на обследуемого надеваются наушники и он при помощи нажатия кнопки, поднятия руки или игрового действия показывает, что услышал подаваемый звук. Даже для детей с нормальным развитием до 3-5 летнего возраста это иногда сложно. А что говорить о детях с задержками? Очень часто они не доступны контакту, не выполняют никакие инструкции. Условно-рефлекторная аудиометрия в открытом поле не позволяет получить достоверную картину или вообще не выполнима у таких пациентов. Зачастую в кабинет насильно заносят отчаянно сопротивляющегося ребенка, который начал кричать еще в коридоре, даже не видя врача. Никакие игрушки, сладости чаще не приносят ожидаемого успокоения. Поэтому приходится переходить к следующим вариантам исследований.

Второй метод – регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП). Производится в состоянии естественного сна, заключается в регистрации активности нервных структур слухового анализатора в ответ на подаваемый звук. Возможно проведение под наркозом. При этом никаких снотворных, успокаивающих не применяется в нашей стране. Очень кропотливая, трудоемкая процедура, занимающая много времени. Попробуйте уложить ребенка спать в больнице, да не обычного, а находящегося в постоянном возбуждении! И чтобы он не проснулся от установки электродов и «наушников».

Исследование, которое позволяет предположить

Регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ) очень полезный метод для диагностики слуха в обсуждаемой группе пациентов. Она не требует сна, но требует покоя от ребенка и тишины. Достаточно поместить датчик в ухо на несколько десятков секунд. Если нет серной пробки или отита можно быстро получить результат, который помогает достаточно точно сориентироваться в ситуации. Чувствительность около 90%, а это значит, что если зарегистрирована ОАЭ, то имеется очень неплохая вероятность, что слух не нарушен.

Но не все так безоблачно. Обсуждаемые пациенты, как правило, на сотрудничество не соглашаются и сохранять покой с тишиной тоже. Нередко таким детям даже собственные родители не могут почистить уши. Для них эта зона весьма интимна. А тут целый датчик надо поставить! Можно попробовать это сделать в состоянии сна, но как непросто подгадать график врача и сон чада.

Поэтому приходится производить процедуру, или хотя бы ее попытку, в состоянии бодрствования. Картина душераздирающая – кричащий ребенок, с трудом его удерживающий родитель, отчаянно пытающийся вставить в ухо датчик врач. Дело сделано, прибор установлен как надо, осталось создать тишину. Иногда это не получается сделать, но чаще мультфильм, мобильный телефон, игрушки или просто пауза в крике позволяет получить результат. И при этом обследуемому совсем не больно – он просто не хочет, ему страшно.

А бывают ли сочетания снижение слуха и аутизма?

В практике у детей встречаются сочетания тугоухости и психиатрических заболеваний. Но не часто, в моей работе — около 1-2 впервые выявленных в год. Поэтому сопротивляющийся обследованию ребенок, как правило, слышит нормально. Однако, всегда необходимо обследовать и получать достоверную информацию, важность этого неоспорима.

Совсем недавно я встретил противоположный случай, когда неврологи и психиатры не направили к сурдологу ребенка с задержкой психо-речевого развития, а причина нарушений крылась в снижении слуха. Ребенок 6,5 лет, при первом знакомстве вел себя очень организовано, даже отвечал на вопросы, но разобрать ответы не удавалось. Спокойно подошел ко мне, дал осмотреть уши и произвести все необходимые тесты, помощь со стороны родителей не потребовалась. Выяснилось, что у ребенка двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени. Родители интенсивно занимались по поводу задержки психо-речевого развития с неврологами и психиатрами, потрачено масса денег и, главное, времени. Сомнения по поводу слуха у них были, но на некоторые звуки ребенок реагировал очень хорошо и до консультации сурдолога дошло только сейчас. Причину эпизодов «нормального» слуха нашли на аудиометрии – с одной стороны на 125 Гц пороги практически нормальные.

И в конце немного наблюдений из опыта, общая картина, не отрицающая исключений. Дети с нормальным развитием, несмотря на естественный страх перед больницей и доктором, в подавляющем большинстве случаев дают провести все необходимые процедуры без особых трудностей. Пациенты с тугоухостью чаще обладают очень хорошей способностью к контакту, они любознательны, им даже бывают интересны обследования. Конечно, я говорю здесь о детях старше 1,5-2 летнего возраста.

Как проверить слух у ребенка 2 года

У детей проблемы со слухом возникают по самым разным причинам. Чтобы не пропустить начало заболевания, родители должны знать, как проверить слух у ребёнка в домашних условиях и на что следует обратить внимание в первую очередь. Чем раньше замечена проблема, тем легче с ней будет справиться, обратившись к врачу.

Причины и последствия снижения слуха

Нарушения в работе слухового анализатора наблюдаются примерно у 2% детей. Недооценивать такие нарушения нельзя, поскольку слух играет одну из важнейших ролей в развитии ребёнка. Он влияет на способность правильно говорить, ориентироваться в окружающем мире и адаптироваться к его условиям. Дети со сниженным слухом позже других осваивают речь и не проявляют особой активности в познании мира вокруг себя. Причины снижения слуха могут быть разными:

  1. Наследственная тугоухость. О ней говорят, если среди родственников есть человек с такими же проблемами. В этом случае слух детей необходимо проверять в обязательном порядке, чтобы исключить наследственное заболевание.
  2. Врождённая тугоухость. На её возникновение влияют некоторые заболевания мамы в период беременности, токсикоз, приём лекарств, вредные привычки, тяжело протекающие роды и другие факторы.
  3. Приобретённая тугоухость. Возникает вследствие заболеваний и травм. Обычные отиты, если их не лечить вовремя, могут привести к стойкому снижению слуха.

Врождённая тугоухость часто возникает в комплексе с другими не менее серьёзными патологиями. К самым распространённым из них относятся:

  • Аномалии в формировании наружного уха;
  • Заболевания глаз;
  • Сбои в работе нервной и эндокринной системы;
  • Кожные патологии;
  • Проблемы с опорно-двигательной системой.

Беременным женщинам стоит очень внимательно относиться к своему здоровью и следить, чтобы этих нарушений не возникало. При любых отклонениях у матери в течение беременности проверка слуха у ребёнка обязательна.

#НарушениеОписание
1ТугоухостьСредняя потеря слуха на лучшее слышащее ухо менее 85 дБ
2ГлухотаСредняя потеря слуха на лучшее слышащее ухо более 85 дБ
3Поздняя потеря слухаОтмечается при потере слуха в возрасте 3-4 лет и позже. При этом они могут частично сохранить речь в связи с относительно поздним возникновением проблемы

Тугоухость, приобретённая вследствие заболевания, может быть временной или окончательной. На её возникновение влияют следующие факторы:

  • Эпидемический паротит (в народе — свинка);
  • Скарлатина (почти не встречается в наше время);
  • Корь;
  • Грипп, ОРВИ и простудные заболевания;
  • Отит;
  • Некоторые лекарственные препараты.

Первичную проверку слуха после перенесённых заболеваний можно осуществить в домашних условиях. Для того чтобы убедиться в её правильности, лучше обратиться к врачу.

Методы самостоятельной проверки детского слуха

Чем раньше родители заметят, что у ребёнка есть нарушения в восприятии звуков, тем быстрее слух можно скорректировать, обеспечив малышу нормальное развитие. Кроха быстро догонит своих сверстников и ничем не будет отличаться от других детей.

Когда ребёнку исполняется 6 месяцев, он способен определить направление звука. Если у него отсутствует реакция на голос или другой источника звука, стоит показать его врачу.

Младенец, у которого есть проблемы со слухом, плохо осваивает двигательные навыки и не имеет возможности полноценно познавать мир. В результате у него может страдать интеллект.

Способы проверки слуха у младенца

В первый год жизни малыш может реагировать на звук лишь рефлекторными движениями. В домашних условиях для проверки слуха используют метод хлопков «рефлекс Моро» или гороховую пробу метода Калмыковой.

Если громко хлопнуть в ладоши, находясь вне зоны видимости, то нормально слышащий ребёнок обязательно вздрогнет. На этом основан рефлекс Моро. С его помощью любая мама может провести проверку слуха у младенца в домашних условиях. Тест не даёт идеального результата, но позволяет исключить врождённую тугоухость 3 и 4 степени.

Для его проведения грудничка кладём на ровную поверхность в спокойном состоянии. Это может быть кровать, стол или весы.

После этого нужно чувствительно хлопнуть в ладоши в 20-30 см от его уха и посмотреть на реакцию. Если малыш вздрогнул от неожиданности или даже заплакал от испуга, то всё нормально. Если реакции нет, то рекомендуется посоветоваться с врачом.

Для гороховой пробы — метода Калмыковой — в пластиковую бутылку засыпают горох на 30-40% от объёма так, чтобы при резких движениях бутылки раздавался громкий звук. Мама или папа должны выбрать место, где ребёнок их не может увидеть. Примерно через 5 секунд после звучания пластиковой бутылки малыш должен среагировать на звук. Далее горох меняют на любую крупу, чтобы звук был менее громким и повторяют действия.

#НаполнениеКоличество издаваемых децибел
1Бутылочка с горохом70-80 дБ
2Бутылочка с гречкой50-60 дБ
3Бутылочка с манной крупой30-40 дБ

Для сравнения, детский плач соответствует уровню в 80 дБ, а звук автомобильного гудка 120 дБ. Уровень звука в 200 дБ является смертельным для человека.

При отсутствии возможности проверить слух бутылочками с горохом или крупой, используют обычные погремушки.

Проверять необходимо оба уха, соответственно меняя своё местоположение. При проведении пробы внимательно наблюдают за реакцией малыша. Он может:

  • Моргнуть;
  • Зажмуриться;
  • Вздрогнуть;
  • Широко раскрыть глаза;
  • Замереть;
  • Повернуть голову.

Отсутствие рефлексов свидетельствует о проблемах со слухом. В этом случае необходимо обратиться к врачу.

Речевой тест для детей 2-4 лет

У более старших детей, находящихся в возрасте 2—4 лет, из-за нарушения слуха возникает заметная задержка в развитии речи. Ребёнок плохо говорит, не может правильно повторить слова и не умеет чётко изложить свои мысли. В дальнейшем это серьёзнейшим образом повлияет на его адаптацию в обществе и психологическое состояние. Проверка звуковосприятия в домашних условиях поможет на ранней стадии выявить проблемы малыша.

Многие родители не знают, как проверить слух у ребёнка 3 лет. Это несложно и можно сделать с помощью игры или обычной человеческой речи. Например, трёхлетнему малышу можно предложить угадать, в какой руке игрушка. Для этого обе руки, в одной из которых погремушка, прячут за спину. Нормально слышащий ребёнок ориентируется на звук и легко справляется с заданием.

Проверить слух маленького ребёнка можно и другим способом:

  1. Несколько любимых игрушек сложить в одном месте.
  2. Находясь рядом с малышом, шёпотом попросить его принести мячик или куклу.
  3. Если задание выполнено, тогда нужно отойти немного дальше и снова шёпотом попросить другую игрушку.
  4. Когда ребёнок не слышит и не выполняет задание, голос следует повысить до обычного, а затем громко повторить просьбу.

По поведению малыша можно определить расстояние, с которого он слышит слова, произнесённые громко и тихо. Чтобы проверить слух у ребёнка в 4 года с помощью речи, можно воспользоваться следующим методом:

  1. Одно ухо закрывают турундой (марлевым или ватным шариком), чтобы проверить другое.
  2. Родитель отходит на 6—7 метров в сторону, чтобы малыш не мог его видеть.
  3. Шёпотом произносит понятное слово и просит ребёнка повторить.
  4. Если малыш не услышал, тогда нужно подойти на шаг ближе и снова произнести слово.
  5. Таким образом проверяют звуковосприятие обоих ушей, переставив турунду.

Лучше, если такая проверка будет проходить в игровой форме. Ребёнок должен воспринимать её как увлекательную игру. В этом случае он будет гораздо охотнее повторять слова и не станет капризничать. Для проверки громкой речи (высокочастотных звуков) расстояние увеличивают до 15 метров. Слова произносят громко и чётко. Малыш должен также чётко их повторить.

В норме восприятие обычной разговорной речи должно происходить с расстояния 5—6 метров. При этом все слова должны быть знакомы и понятны малышу. Таким же способом проверяют слух у детей школьного возраста.

Обследование у сурдолога

При обнаружении снижения слуха у ребёнка нужно немедленно обратиться к врачу. Этой проблемой занимается сурдолог. Первое обследование малыш проходит в роддоме — на четвёртый день после рождения. Сурдолог проверяет слух у детей двумя способами:

  1. Отоакустическая эмиссия. Специальный наружный зонд вводится в слуховой проход и регистрирует данные о реакции на звуки. Это пятиминутная процедура, не вызывающая дискомфорта.
  2. Реакция мозговых клеток на звук. Тест проводится с помощью электродов и наушников. Электроды прикрепляют к голове, а в наушники подаются различные звуки. Записывающее устройство фиксирует сигналы мозговых клеток в ответ на звуки разной интенсивности и тональности.

К сожалению, слабую степень тугоухости этими методами выявить нельзя, поэтому проверять слух необходимо ежегодно. Если в семье у кого-то есть проблемы со слухом, то такие проверки проводят 1—2 раза в полгода.

Аудиограмма в клинике

Аудиограмма — это график, который наглядно демонстрирует отклонения в восприятии звуков разных частот. Благодаря ему врач может распознать как вид заболевания, так и его степень. Обследование проходят с помощью аудиометра — специального электронного аппарата.

Через наушники подаются звуки разной громкости, интенсивности и частоты. Услышав их, малыш нажимает кнопку, а врач фиксирует результат на графике. При обнаружении проблем сурдолог назначает лечение или дополнительное обследование. В случае необходимости маленького пациента направляют на протезирование, подбирают слуховой аппарат.

Причинами для обращения в сурдологический центр могут служить любые отклонения в звуковосприятии. К ним относятся:

  • Отсутствие связной речи в возрасте от 1 до 2 лет;
  • Нарушения в формировании звуковых оборотов;
  • Игнорирование речи родителей;
  • Постоянное переспрашивание;
  • Отсутствие понимания обычной речи на расстоянии менее 7 метров;
  • Ситуации, при которых малыш обращает внимание на мимику говорящего больше, чем на его слова.

При любом из перечисленных признаков снижения слуха нужно обратиться к врачу. Родителям не стоит стесняться показывать специалисту здорового ребёнка. Лучше быть перестраховщиками, чем пропустить начало серьёзного заболевания.

Проверка нарушений слуха при ЗПР и подозрении на аутизм

Нарушение слуха и задержка психо-речевого развития очень тесно связаны между собой. Особенно это касается детей с аутизмом, поэтому исследование слуха в раннем возрасте играет важную роль в диагностике и лечении ЗПР. Аутизм как правило сопровождается аномалиями в общении, отсутствием речи или задержкой в ее развитии. Такие дети ведут себя довольно возбужденно, сопровождая движения частой, хаотичной бессвязной речью.

Когда врач подозревает у ребенка аутизм, то в первую очередь назначает обследование слуха с целью выявить нарушения. Некоторые дети именно из-за нарушений слуха могут вести себя странно. Ребенок с нормальным психическим развитием, но небольшой задержкой речи, старается компенсировать этот недостаток жестикуляцией или раздражением если взрослые его не понимают.

Аутист никак не проявляет реакцию, потому что находится в замкнутом мире, ему нет необходимости общаться с помощью речи. Так считают специалисты, которые обследуют детей с этим нарушением.

Кто может направить на проверку слуха

Обычно на исследование слуха у детей с подозрением на аутизм направляет невролог. Не все врачи считают необходимым проверить полный анамнез ребенка, уточнить про аудиологический скрининг после родов. Это довольно грубая ошибка со стороны специалиста. Дело в том, что принимая только лишь одну тугоухость за причину задержки речевого развития родители и врачи упускают из виду другие более серьезные нарушения.

Как показывает практика, родители детей у которых есть аутизм об этом знают или догадываются, но до последнего скептически к этому относятся. Они не связывают нарушение развития речи с аутизмом.

Однозначно детей с задержкой психо-речевого развития и аутизмом нужно направлять на аудиологическое исследование, но не только это важно. Зачастую родители ошибочно считают, что для задержки речевого развития достаточно, чтобы у ребенка была тугоухость первой степени. Врачи считают это неверным утверждением. Доказано, что даже при выраженной второй стадии вполне возможно формирование речи, с некоторыми трудностями, но это факт.

Как проверяют слух у детей с подозрением на аутизм

Стоит сказать, что проверять слух у детей с нарушениями психо-речевого развития не так просто. Среди методов, которые могут достоверно продемонстрировать результат, можно найти несколько процедур, позволяющих оценить состояние слуха маленького пациента.

Первый метод – пороговая тональная аудиометрия. На ребенка надевают наушники и когда подается звуковой сигнал он должен нажать кнопку на пульте. Необходимо отметить, что даже для детей с отсутствием отклонений это не всегда удается сделать правильно. Для аутистов это практически невыполнимая процедура. Усадить в кресло, а тем более заставить выполнять инструкции такого ребенка практически невозможно, поэтому эту методику мы не используем.

Второй метод – КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы). Довольно кропотливая работа для врача, который обследует малыша с отклонениями. Процедура проводится в состоянии сна, при этом регистрируются активность нервных структур слухового анализатора в ответ на подаваемый звук.

К сожалению, во многих случаях это не представляется возможным исполнить с ребенком, у которого подозрение на аутизм. Такие дети не дают осмотреть себя и уже тем более прикрепить датчики к голове.

Третий метод — регистрация отоакустической эмиссии (ОАЭ), который может быть полезен для диагностики слуха у детей с нарушением психо-речевого развития и аутизмом. Специальный датчик помещается в ухо пациента на несколько десятков секунд и если есть ответный сигнал, то врач может предположить о нарушении слуха либо отсутствии патологий.

Однако все так легко на первый взгляд. Дети с подозрением на аутизм не спешат давать себя обследовать, всячески пытаются вырваться из рук родителей и врача. Большой удачей можно считать момент, когда удается вставить датчик в ухо. Если повезет, и ребенок чудом уснет, тогда процедуру можно провести успешно. В противном случае помогут только мультфильмы, телефон в руках или отвлекающие маневры.

Лучшим вариантом в этом случае будет вызов врача на дом. В нашей клинике Extend имеется высокоточное оборудование, которые позволит снизить стресс при исследовании слуха для ребенка и родителей. Вся процедура проходит в дружественной для малыша обстановке у него дома и не занимает много времени.

Как часто встречаются сочетание снижения слуха и аутизма

В практике встречаются случаи, когда ребенок страдает психическими заболеваниями и тугоухостью, но таких случаев совсем немного. Обычно, если ребенок сопротивляется обследованию, то слух у него может быть вполне нормальным, однако это не отменяет важности процедуры проверки слуха.

Можно привести несколько ярких примеров, которые наглядно показывают связь задержки психо-речевого развития и нарушения слуха. Один из случаев, когда 6-ти летний мальчик с ЗПР не был обследован на нарушение слуха, а родители не могли найти причину патологии. Как оказалось, он страдал сенсоневральной тугоухостью 3 степени, хоть и отвечал на вопросы врача, но это было невнятное бормотание. Родители лечили изначально не то заболевание, а нужно было начать с проверки слуха.

По наблюдениям специалистов, дети с нормальным развитием обычно идут на контакт с врачом и дают провести процедуру по проверке слуха. Меленькие пациенты, которые страдают различной степенью тугоухости позволяют проводить манипуляции, им это интересно. Это относится к детям старше одного года.

Выводом является один неоспоримый факт: если родители наблюдают у ребенка задержку психо-речевого развития, следует начинать как можно раньше с проверки слуха у такого ребенка, а уже затем идти к неврологам и психиатрам.

Статья имеет ознакомительный характер, самолечение не приемлемо. Обязательно проконсультируйтесь со своим лечащим врачом.

Проверка слуха у детей

Следить за здоровьем и правильным развитием ребенка обязан каждый родитель. Особое внимание следует уделять состоянию органов слуха. Многочисленные вирусы и инфекционные болезни, которым подвержен неокрепший детский организм, могут стать причиной серьезных негативных последствий. Наиболее распространены такие осложнения, как нарушение речи вследствие недостаточной слышимости окружающих звуков, тугоухость и др. Следствие подобных проблем – неспособность к нормальной социализации.

Основные причины нарушения слуха у детей

Специалисты разделяют три формы нарушения детских органов слуха:

комбинированная (включает одновременно первые два вида).

Заболевания могут приобретаться как в процессе жизнедеятельности, так и быть врожденными. Как правило, возникают нарушения в одном ухе, но могут быть локализованы и в обоих ушках.

Причиной возникновения первой из указанных воспалительных форм выступают различные заболевания или полученные травмы уха. Также нарушения вызываются аномальными проявлениями в развитии наружного и среднего уха. К указанному типу относят отиты всех разновидностей, воспаления в носовой пазухе или глотке, локализация серных ушных пробок либо попадание посторонних элементов в детское ухо. Практически все из указанных проблем легко подвергаются лечению.

Сенсоневральная форма определяется при наличии различных повреждений структуры внутреннего и среднего уха, которые наносят при травмациях среднего уха. Такие повреждения наносятся при рождении недоношенного плода либо при наличии предродовых болезней различного характера. Подобная проблематика относится к наследственной предрасположенности.

Беременной женщине следует внимательно отнестись к здоровью при наличии определенного ряда заболеваний:

вирусы (грипп любого штамма, острая респираторная инфекция, краснуха);

менингит и паротит.

Также следует контролировать прием препаратов-антибиотиков и по возможности исключить их длительное использование.

При сенсоневральной форме тугоухости временные рамки лечения и реабилитации значительно большие и не приводят к желаемому результату. К сожалению, полное восстановление слуха в таком положении практически не представляется возможным. Ребенку придется пользоваться слуховым аппаратом.

Комбинированная форма тугоухости характеризуется возникновением воспаления, которое одновременно сочетает несколько патологий. Врачи назначают лечение медикаментами и использование аппаратов для усиления звуков.

Предпосылки возникновения проблем со слухом

Распознать наличие проблем со слуховыми органами у ребенка возможно уже на первом году его жизни. Отсутствие вздрагиваний, испугов на громкие звуки – повод для беспокойства и предпосылка для проверки слуха у детей до 1-го года жизни. Выделяют и иные признаки, явно или косвенно свидетельствующие о присутствии проблем со слуховыми органами:

ребенок не реагирует на посторонние голосовые звуки и призывы;

отсутствует реакция на громкие звуки в период сна;

малыш не поворачивает голову в сторону имеющегося звукового источника;

игнорируются звуковые игрушки;

к 12-му месяцу нет понимания простейших слов;

малыш не издает новых звуков.

В период от одного до трех лет специалистами принято выделять другие причины:

отсутствие связной речи;

явное неправильное формирование оборотов звуков;

игнорирование речи других людей либо часто переспрашивание;

при нахождении говорящего человека на относительно большом расстоянии (напр., в другой комнате) ребенок не понимает смысла речи;

малыш уделяет больше внимания проявлениям мимике лица, чем словам.

Как проверить слух у детей дома самостоятельно

При малейшем подозрении на присутствие проблемных моментов в способности малыша воспринимать окружающие звуки необходимо сразу обратиться к врачу. Выявить проблемы могут родители самостоятельно. Применяемая методика зависит от возраста малыша.

Новорожденный

Максимально точно и объективно проверить слух у только появившегося на свет ребенка фактически невозможно. На первом жизненном месяце органы слуха работают совсем не так, как у взрослого человека. В целом, новорожденный не способен реагировать на слышимые звуки.

Возможное тестирование – хлопки, которые следует производить вне поля зрения ребенка. Его правильная реакция – реагирование рефлекторно (вздрагивание).

Младенец

На 1-ом году жизни в домашних условиях слух тестируют с помощью небольшого количества крупы. Для этого используются пластиковые емкости с горохом, манной или гречневой крупой. При тряске они издают звуки, отличающиеся разными колебаниями и тональностями.

Применять метод нужно поэтапно, по мере развития и укрепления функционала органов слуха малыша. В первые месяцы он слышит только низкие тона, издаваемые банкой с горохом. Проверяющий должен трясти емкостью вне зоны видимости младенца. Правильная реакция, свидетельствующая об отсутствии нарушений слуха – замирание, нахмуривание, вздрагивание или вскидывание всего тела. Уже к трех-, четырехмесячному возрасту малыш должен поворачивать голову в сторону исходящих звуковых раздражителей.

Добиться более точных результатов домашнего исследования можно при использовании двух баночек – с насыпанным горохом и пустой. Емкостями следует потрясывать попеременно. При этом точно определяется причина реакции младенца – движение рук или шум.

Манка создает для крохи максимально трудные для различия звуки – тихие и на высоких частотах.

Малыш от года

Отличительная черта ребенка второго года жизни – активное подражание взрослым и стремление повторять слышимые звуки. В таком возрасте, чтобы провести проверку слуха у детей, вовсе не обязательно использовать какие-то особые технологии и методы. Протестировать малыша можно в любой момент, регулярно занимаясь с ним. При этом нужно анализировать точность копирования слов, а также обращать внимание на повторение интонаций.

Уже после первого года жизни кроха должна начать различать речь взрослого, произносимую шепотом. Потребуйте периодически шепотом принести вам какую-либо хорошо знакомую ребенку книжку, любимую игрушку. Можно просить разговаривать его «тихонько», пока остальные члены семьи еще не проснулись и т.п.

Дошкольник

Диагностика слуха детей дошкольного возраста призвана обнаружить проблемы с органами слуха, которые оказывают негативное влияние на их поведенческий образ и нарабатываемый запас слов для нормальной жизнедеятельности. Наличие нарушений слуха в трех-четырехлетнем возрасте взрослому заметить легко. Проблематика выражается в скудных и исковерканных словах, которые использует ребенок в речи. Также показателем является невозможность точно повторять слова за родителями и другими взрослыми, появляющаяся и увеличивающаяся со временем раздражительность, признаки агрессии, замкнутое поведение, возникающее из-за невозможности нормального общения с другими детьми такого же возраста.

Основной формой для проверки слуха у детей дошкольного возраста является игровая. Возможно использование «шепотного» тестирования, когда в процессе игровых занятий взрослый просит повторить слова, фразы и звуки, произнесенные тихим голосом.

Ребенку можно предложить угадать, в какой руке зажат мелкий предмет (емкость, например от яйца cinder-сюрприза), в котором находится манная крупа. Малыш с отсутствующими проблемами отлично услышит тихий и высокий звук манки в баночке.

Школьник

Слух у ребенка школьного возраста проверяется при помощи классической методики, то есть «шепотной». Для достижения максимально правильного результата необходимо в помещении, где проводится тестирование, обеспечить полную тишину, то есть отсутствие посторонних звуков.

Оптимальное расстояние, на котором следует находиться взрослому при произношении звуков, слов и фраз, составляет около 7 метров. Делается это для того, чтобы ребенок не мог определить сказанные слова по губам.

Не следует забывать, что нужно отдельно проверять каждое ушко – для этого нужно, чтобы ребенок по очереди зажимал слуховые каналы.

Тест начинать следует с повышенных тонов – шепота, далее сила звука должна повышаться и со временем переходить в стандартную взрослую речь.

Взрослый произносит слова, а ребенок с нормальным слухом должен точно повторить сказанное.

Хороший подход – использование специальных таблиц для «шепотной» методики (их без проблем можно найти в интернете). Однако слова можно придумывать и самому, но важно учитывать, чтобы фразы школьнику были узнаваемыми и соответствовали его возрастным особенностям.

При возникновении подозрений на проблемы со слухом нужно незамедлительно обратиться к ЛОР-врачу.

Проверка слуха специалистами

В соответствии с внутренними инструкциями минздрава проверка слуховых возможностей ребенка производится на медкомиссиях постоянно. Первая осуществляется в двух-трехмесячном возрасте. Выбор системы тестирования врачом зависит от технической возможности кабинета поликлиники и от возрастных особенностей малыша.

В отношении только что родившихся детей и грудничков применяется по возможности компьютерная аудиометрия, которая позволяет определить наличие заболеваний или подтвердить отличный слух. Результаты аудиограммы показывают не только выявленные нарушения, но и определяют место органа слуха, где имеются проблемы, и степень их выраженности.

После 6-ти месяцев рекомендуется пройти поведенческую аудиометрию. Врач проводит проверку реакции малыша на различные по тонам и интенсивности звуковые волны. В результате у специалиста складывается картина о пороге слышимости пациента.

У деток 3-5 летнего возраста применимо тестирование посредством аудиометрии, проводимое в игровой форме.

У школьников острота слуха проверяется приемами речевой аудиометрии: у пациента просят повторить отдельные слова и фразы, говоримые врачом шепотом. Возможно использование камертональной методики.

Нормальный слух – важнейшее условие нормальной социализации ребенка. Поэтому взрослым необходимо тщательно следить за его развитием у малыша и при необходимости обращаться к специалистам.

Центр слухопротезирования «Отоспектр» проводит проверку слуха как детям, так и взрослым.

Специалисты центра имеют достаточный опыт, что позволяет осуществить тестирование максимально грамотно и получить точные результаты.

Получить бесплатную консультацию можно по телефону 8 (812) 312 07 99 или заказав обратный звонок на сайте.

Читайте также  Когда можно давать ребенку огурец свежий
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector