Как развивать новорожденного ребенка до 1 месяца

Как развивать новорожденного ребенка до 1 месяца

Как развивать новорожденного ребенка до 1 месяца

Первые дни новорожденного дома: что нужно знать и уметь

День, когда новорожденного ребенка выписывают из роддома — это самая счастливая дата в жизни родителей и их близких. С этого дня все он превращается в «центр вселенной», вокруг которого «крутится» вся семья. Первые дни младенца дома — это самый трудный период, ведь не только новорожденному необходимо адаптироваться к новому миру, но и его родителям.

Первые навыки по уходу за младенцем мамочки получают в роддоме, а вот после приезда домой многие теряются, не понимая, как правильно ухаживать за новорожденным. В такой момент на помощь приходят люди, у которых уже есть опыт обращения с новорожденным. А что делать, если рядом нет никого, кто мог бы подсказать, научить неопытных родителей? Возможно, из этой статьи родители смогут почерпнуть необходимую информацию.

Начнем с приготовлений к выписке новорожденного домой. Что необходимо сделать:

    Подготовить комнату, где будет находиться младенец (сделать влажную уборку и проветрить).

Необходимо приготовить место и принадлежности для купания младенца, а именно:

  1. Небольшую ванночку;
  2. Мягкое, большое полотенце;
  3. Детское мыло либо пенку для купания;
  4. Большой ковшик;
  5. Марганцовку;
  6. Термометр для воды.

Теперь можно позаботиться о предметах первой необходимости — это:

  1. Пеленки, распашонки, чепчики, памперсы, гигиенические салфетки;
  2. Два одеяла (тонкое и теплое);
  3. Три большие клеенки (для кроватки, для пеленального столика и в коляску);
  4. Пеленальный столик;
  5. Детскую аптечку с необходимым набором (стерильной ваты, ватными палочками, тампонами, скрученными ватными жгутиками, вазелиновым и детским маслом, градусником, стерильной марлей);
  6. Маникюрные ножнички, с закругленными кончиками.

Наконец новорожденный дома, на него хотят посмотреть родственники, друзья, но громкие звуки могут испугать малютку, поэтому после поздравлений родителей, им лучше быстрее уйти.

Оставшись одни, родители могут спокойно заняться малышом:

  1. Распеленать;
  2. Провести гигиенические процедуры (подмыть либо просто протереть влажной салфеткой и досуха промокнуть полотенцем);
  3. Перепеленать (под пеленку обязательно одевают распашонку, чепчик и, по желанию, подгузник).

Важно знать! У новорожденного еще заживает пуповинный остаток, поэтому он должен быть открытым. Надевая малышу подгузник необходимо подворачивать его край так, чтобы зона пуповины была открыта.

После гигиенических процедур и переодевания пришла пора покормить малыша. Если у мамы с молоком все в порядке, то никаких проблем с кормлением не возникнет. Еще в роддоме она получила первый опыт кормления и знает, как правильно прикладывать малютку к груди. Протерев грудь, мамочка приступает к кормлению, это займет не более 20 минут, этого вполне достаточно для насыщения малютки. Если малыш проявляет беспокойство, значит он еще голоден и нужно дать ему другую грудь. После кормления следует немного подержать малютку вертикально, прижав к себе и поддерживая головку. Это необходимо для того, чтобы младенец срыгнул воздух. Если малыш насытился, то он быстро уснет, и будет спать, пока не проголодается.

Важно знать! Если вы кормите своего ребенка грудью, то нет необходимости придерживаться определенного промежутка времени между кормлениями. Кормите малютку по его требованию. А если у вас искусственное вскармливание тогда следует кормить ребенка через 3-3,5 часа.

Вы накормили малыша, теперь можно укладывать его в кроватку либо в коляску, где все уже подготовлено для комфортного сна. На дно кладут матрас, клеенку, а сверху застилают тонкой пеленочкой. Подушку класть нельзя, ее заменит пеленка, сложенная в четыре слоя. Если в комнате температура воздуха не более 24С, малыша можно укрыть только тонкой пеленочкой, одеяло не требуется.

Купание новорожденного

После приезда домой из роддома малыша нужно искупать, ведь там его только подмывали. Купать малыша нужно вечером (ни в коем случае не купайте сразу после кормления).

Подготовка к купанию состоит из следующих действий:

  1. Вскипятите необходимое количество воды (кипятить воду придется до тех пор, пока не заживет пупочная впадинка);
  2. Остудите воду до 37C;
  3. С мылом промойте ванночку;
  4. Разведите в отдельной посуде марганцовку, процедите ее и добавьте в ванночку (вода должна окраситься в слабо-розовый цвет);
  5. Приготовьте ковш с кипяченой водой для ополаскивания.

Лучше всего новорожденного купать вдвоем, один будет поддерживать малютку, а второй купать, это необходимо для того, чтобы вода не могла попасть малышу в ротик, носик и ушки. Когда для купания все готово, новорожденного, прямо в пеленке, осторожно опускайте в воду. Пеленка необходима для того, чтобы не испугался и не сильно чувствовал перепад температуры. Следите за тем, чтобы его головка была над поверхностью воды. Когда малыш будет в воде, можно развернуть пеленку и приступить к купанию. Осторожно, бережными движениями намыльте мылом его ручки, ножки, туловище и головку. Остается только сполоснуть малютку водой из ковшика, завернуть в теплое полотенце и нести пеленать.

Важно запомнить! Купать ребенка нужно ежедневно. Первое купание длится всего 5-10 минут, но по мере взросления это время увеличивается. Детским мылом можно пользоваться только один раз в неделю (оно сушит нежную кожу младенца). Особое внимание уделяйте складкам на тельце малютки, именно там скапливается грязь. Если у ребенка появились опрелости или потница, используйте отвар лечебной травы (чаще всего пользуются чередой).

Купание закончено, но еще есть необходимые гигиенические процедуры, и пришла пора к ним приступить.

  1. Промокнув тельце малютки после купания, начинайте обработку пупочной ранки. Возьмите ватную палочку, смочите 3% раствором перекиси водорода и обработайте ранку, после чего смажьте ее зеленкой;
  2. Теперь нужно на все складочки тельца нанести вазелиновое либо детское масло (подогрев его на водяной бане). Особое внимание уделяйте паховой области, не забывая о ручках и ножках;
  3. Оденьте, запеленайте, покормите и можно укладывать спать.

Первое утро малыша дома

Малыш проснулся, а значит нужно приступать к утренним гигиеническим процедурам:

  1. Умойте его личико ватными шариками, смоченными кипяченой водой;
  2. Протрите глазки (каждый глазик протирается от внешнего уголка к внутреннему индивидуальным ватным шариком);
  3. Прочистите носик ватными жгутиками, пропитанными маслом;
  4. Вновь обработайте пупочную ранку перекисью и помажьте зеленкой;
  5. Измерьте температуру (у новорожденных температура 37,2 — это норма);
  6. Подстригите ноготки (обязательно по прямой линии).

Все необходимые процедуры выполнены, можно подумать о прогулке.

Гулять с новорожденным можно уже на следующий день после выписки из роддома, только не более 15 минут (постепенно время прогулки будет увеличиваться). Если температура воздуха на улице от 0 до -5C можно отправляться на прогулку. Летом гулять можно только полчаса, лучше всего утром до 11 часов либо во второй половине дня после 16 часов.

Теперь поговорим о памперсах

Современные мамочки уверены, что памперсы придуманы для облегчения ухода за малышом. Это действительно так, вот только есть несколько правил, о которых не все знают.

  1. Памперсами нельзя пользоваться постоянно;
  2. Нельзя надевать памперсы новорожденному во время дневного сна на первом месяце его жизни;
  3. Нельзя закрывать памперсом пупочную ранку;
  4. Пользоваться памперсами можно после первого месяца жизни ребенка и то только когда он спит.

На следующий день после выписки из роддома новорожденного должен посетить врач-педиатр и патронажная сестра из поликлиники. У молодой мамочки будет возможность задать медикам вопросы, которые у нее появились после приезда домой. С этого дня, в течение месяца, врач и медицинская сестра будут посещать малыша, и следить за его развитием. При первом посещении участкового врача отдайте ему документы, выданные в роддоме:

  1. Выписку из роддома с информацией о прививках новорожденного;
  2. Сертификат на роды.

По этим документам малышу делают амбулаторную карточку для поликлиники, сертификат на положенные прививки и прививочную форму 63. Обязательно запишите номер телефона для вызова врача на дом.

Для получения малышом экстренной медицинской помощи постарайтесь максимально быстро оформить все его документы это:

  1. Свидетельство о рождении:
  2. Прописку;
  3. Медицинский страховой полис.

Подведем итог. Первые дни новорожденного дома — это самый ответственный период, надеемся, что наша информация поможет с ним справиться без особых сложностей.

Новорожденный ребенок: развитие в первый месяц жизни, поведение младенца и уход с рождения

Когда малыш впервые появляется в доме после рождения, это становится началом новой жизни не только для него, но и для молодых родителей, которые часто совершенно не знают, что делать с такой крошкой. Первый месяц всегда самый трудный, ведь молодую маму ждут новые обязанности и волнения – именно в возрасте 0-28 дней малыш называется новорожденным.

Прибавка веса и роста

Новорожденный малыш первого месяца ежедневно набирает по 20 г, т.е. по итогам месяца ребенок поправляется примерно на 600 г. Такая прибавка меньше тех, что ожидают малыша в будущие месяцы – это связано с тем, в первую неделю новорожденный теряет до 8% от своего первоначального веса. Такой феномен наблюдается практически у всех 1-месячных деток и вполне объясним с медицинской точки зрения:

  • ребенок выделяет много первородного кала, который называется меконий;
  • молока у мамы еще не так много;
  • большое количество затрачиваемой энергии.

Есть мнение, что доношенные детки, появившиеся на свет в положенный срок, но при этом с небольшим весом, набирают его более интенсивно, чем пухленькие сверстники. Если ребенок родился недоношенным, то набирать нужный вес он будет значительно медленнее. В среднем 1-месячный малыш вырастает на 3 см.

Врожденные рефлексы

У всех новорожденных первого месяца присутствуют врожденные рефлексы, которые приобретаются независимо от каких-либо причин и являются безусловными. На осмотре педиатр обязательно проверяет, хорошо ли развит рефлекс отталкивания ножками от взрослой ладони, как развит хватательный рефлекс, держится ли малыш за палец, вложенный в его ладошку, опирается ли он на стопу, когда его приподнимают в вертикальное положение, изучает другие рефлексы. Общая координация движений у новорожденного пока отсутствует.

К 3-4 неделе жизни крохи некоторые рефлексы начинают угасать, движения его становятся более целенаправленными и менее импульсивными

При регулярных тренировках уже к концу 1 месяца малыш может приподнимать головку на некоторое время из положения лежа на животике (рекомендуем прочитать: что должен уметь новорожденный ребенок в 1 месяц?). Данный период также характеризуется фиксацией взгляда на ярком предмете, даже непродолжительное слежение за игрушкой говорит о прогрессировании развития.

Также новорожденный начинает проявлять активность и даже улыбаться, если с ним начинают разговаривать ласковым голосом (рекомендуем прочитать: когда начинает улыбаться новорожденный и почему?).

Как ухаживать за новорожденным?

Правильный уход за 1-месячным малышом жизненно важен:

  • Тщательно обрабатывайте пуповину. Время, когда пупочек заживает – ближе ко второй неделе. Следите, чтобы не было припухлостей или покраснений.
  • Следите за родничками. Их следует мыть во время каждого купания. Маленький родничок затягивается к 3 месяцам, а большой только к 18.
  • Если у вас мальчик, следите за реакцией организма во время плача. Заметив выпячивания в области мошонки, паха или пупка, обратитесь к врачу. Это может говорить о том, что у ребенка есть пупочная грыжа.
  • Делайте массаж , чтобы укрепить мышцы ребенка и поспособствовать физическому развитию. Массаж нужно выполнять около 10 минут, идеальное время – минимум через полчаса после еды.
  • Следите за чуткой детской кожей , она является очень уязвимой в первые месяцы жизни. Моча, кал и прочие раздражители могут привести к покраснениям, поэтому выбирайте мягкие подгузники и дополняйте уход смазыванием чувствительной кожи детским маслом.
  • Не забывайте о гигиене : девочек нужно подмывать только спереди назад и делать это после каждой смены подгузника или пеленки, аналогично следует подмывать и мальчиков, только нужно уделить особое внимание крайней плоти – ее надо промывать проточной водой без мыла каждые 7 дней. Купание деток нужно проводить ежедневно.

Как часто ребенок какает и писает?

Младенцы писают примерно со следующей частотой: в первые сутки – 1-2 раза, к 5 суткам количество увеличивается до 15 раз в сутки. К концу новорожденного периода количество мочеиспусканий составляет 20-25 раз в сутки. Малое количество мочеиспусканий после рождения связано с малым количеством потребляемой жидкости и несформированными почками.

Стул у 1-месячных малышей неодинаков и меняется практически каждый день. В первые 2 дня характерно выделение густого зеленовато-коричневого мекония, следом за ним появляется частый стул, который отличается по консистенции (возможно появление слизи, зелени или непереваренных комочков) – такой стул бывает 8 раз в сутки и называется он переходным. Спустя неделю после рождения ребенок начинает какать 3-8 раз в сутки, стул при этом имеет кисловатый запах, цвет желтый, а консистенция – кашицеобразная. Малыши на искусственном виде вскармливания какают реже. Частота испражнений составляет 3-4 раза в сутки.

Сон малыша

Большую часть времени новорожденные дети проводят во сне, общее время сна за сутки составляет около 18 часов. Время бодрствования тратится в основном только на еду и на гигиену. Периоды «гуляния» относительно небольшие – около 15-20 минут.

С возрастом ребенок будет становиться все более активными, а сейчас детки часто детки засыпают сразу после кормления или даже во время него. При наличии других причин возможно и пробуждение между кормлениями – к таким причинам можно отнести не смененный вовремя подгузник, резкий громкий звук или неудобное положение.

Питание ребенка

1 месяц жизни – адаптационный период, когда весь организм малыша привыкает к новым условиям жизни. Это же относится и к питанию. Дети-груднички, получающие только мамино молочко , как правило, не имеют четких временных границ между приемами пищи. Мама кормит малыша по требованию – подобный способ называется свободным вскармливанием. В 1 месяц жизни малыш прикладывается к груди часто – около 12 раз, однако бывает и более частое желание пососать мамину грудь. Не переживайте, у ребенка еще не установился собственный режим кормления, через некоторое время график поменяется. Частое требование груди связано не только с утолением голода, но и с удовлетворением сосательного рефлекса, что благоприятно сказывается на психологическом состоянии малыша.

Дети-искусственники получают адаптированную смесь около 8 раз в сутки в течение двух недель после рождения. Кормить малышей на искусственном вскармливании следует строго по графику, а когда малышу уже больше 2 недель, можно попробовать сделать ночной перерыв и сон, таким образом, будет длиться около 6 часов, а количество кормлений за сутки будет равным 7. Малыши, кушающие смесь, должны допаиваться водичкой, предлагать которую можно между кормлениями.

Рассчитать необходимую дозу адаптированной смеси достаточно просто: 80хY или 70хY, где Y – это день жизни малыша. Такая формула действует для детей первых 10 дней жизни. Вес при рождении влияет на выбор первого или второго варианта формулы. Детки с массой тела более 3200 г при рождении получают смесь по первой части формулы, если вес был ниже этого показателя – по второй. Разовый объем адаптированной смеси рассчитывается так: полученное значение следует разделить на количество кормлений.

Подсчитывать количество рекомендуемой смеси необходимо для избежания перекармливания, которое может негативно сказаться на здоровье ЖКТ ребенка

Прогулки

Сколько гулять с новорожденным первого месяца жизни, зависит от времени года и погоды. В теплое летнее время с малышом можно гулять уже практически на следующий день после выписки из роддома, но продолжительность прогулок сначала должна быть небольшая. Начните с 15-30 минут и постепенно увеличивайте время пребывания на свежем воздухе. Уже через неделю ваши прогулки с новорожденным могут длиться почти 2 часа, т.е. практически занимать все свободное время между кормлениями.

Доктор Комаровский советует гулять 2 раза в день при наличии хорошей погоды. Детки, рожденные в холодное время года, должны сперва немного адаптироваться дома. Через 1-2 дня можно начинать первые прогулки на свежем воздухе, но учитывайте, что с новорожденным не следует гулять, если температура воздуха ниже отметки –10°С или если на улице сильный ветер. Продолжительность прогулок составляет около 10 минут на первых порах и увеличивается постепенно до 40 минут. Если погода позволяет, время прогулки может быть продлено даже до часа.

Обследования первого месяца жизни

Достигнув возраста в 1 месяц, ребенок отправляется на первый прием к врачу.

  1. Мамы должны показать свое дитя не только педиатру, но и другим специалистам: неврологу, ортопеду, хирургу.
  2. При наличии показаний список специалистов может быть увеличен – педиатр дает направление на обследование к кардиологу или офтальмологу.
  3. Месячного кроху следует обязательно проверить с помощью ультразвукового обследования, чтобы выявить возможные патологии в развитии тазобедренного сустава.
  4. Наряду с этим проводится УЗИ головного мозга и внутренних органов – такое тщательное обследование поможет выявить заболевания на самом раннем этапе.
  5. В этом возрасте ребенку следует сделать ЭКГ (электрокардиограмму), где опытный врач разберет работу сердца вашего малыша.

Уход за ребенком до года: что нужно маме?

После того, как у родителей на свет появляется малыш, возникает очень много вопросов по уходу за ребенком до года. Мама и папа впервые сталкиваются с такими проблемами, как: питание малыша, гигиена малыша, одежда для малютки, средства для ухода за кожей ребенка и многое другое. Уход в первый год жизни ребенка является очень ответственным моментом.

В данной статье мы подойдем к вопросу по уходу за ребенком до года с точки зрения педиатрии. Разберем и объясним основные принципы ежедневного ухода за новорожденным и грудничком, основные принципы вскармливания детей раннего возраста. Обратим внимание на необходимость приобретения той или иной детской одежды. Расскажем о средствах для ухода за нежной кожей новорожденного и грудничка.

Вскармливание детей раннего возраста

Для того, чтобы малыш развивался согласно возрасту, необходимо правильно организовать его питание. Данное питание должно обеспечивать организм малыша необходимым количеством энергии и пищевыми веществами.

Режим кормления

Согласно рекомендациям ВОЗ , прикладывание малыша к груди должно производиться уже с первого дня жизни по любому знаку голода. Таким образом, в первые дни жизни малыша частота кормления может достигать 10-15 раз за сутки. Это еще называют режимом свободного вскармливания. Затем, по мере роста малютки, кратность кормления уменьшается и на второй-третьей недели составляет около 6-7 раз за сутки. Согласно рекомендациям ведущих педиатров России , здоровым доношенным детям после рождения (после выписки из роддома) устанавливается шестиразовый режим кормления с интервалом 3,5 часа. После 6 месяце жизни устанавливается пятиразовый режим кормления с интервалом 4 часа.

Важно придерживаться режима кормления.

Расчет объема питания, необходимый ребенку первого года жизни

В первые десять дней жизни новорожденного суточный объем смеси или грудного молока можно рассчитать по определенной формуле:

Количество молока в сутки = 0,02 * массу тела при рождении * день жизни малютки . То есть два процента от массы тела при рождении умножаем на количество дней жизни.

После 10 дней жизни суточное количество молока рассчитывается «объемным» способом Гейбнера – Черни . Для использования данного способа нужно научиться рассчитывать долженствующую массу тела ребенка. Она рассчитывается путем ежемесячных прибавок: к массе при рождении прибавляем 600 г за 1 месяц, по 800 г за 2 и 3, 750 г – за 4-й, 700 г – за 5-й и так далее до 12 месяцев). То есть на 50 г меньше для последующих месяцев. Затем, рассчитав долженствующую массу тела малыша, используем следующее правило:

  • С 10 дней до 2 месяцев малыш должен получать суточной объем питания в размере 1/5 долженствующей массы тела.
  • С 2 до 4 месяцев – 1/6.
  • С 4 до 6 месяцев – 1/7.
  • После 6 месяцев здоровые дети получают суточный объем питания в размере 1000 мл.

После 6 месяцев ребенку начинают давать новые продукты питания. Выделяют пищевые добавки и блюда прикорма . Пищевые добавки в суточном объеме питания не учитываются. К ним относятся: соки, фруктовое пюре, желток, сухари, печенье, хлеб пшеничный. Блюда прикорма учитываются в суточном объеме питания и постепенно заменяют кормление грудью. Первый прикорм начинают вводить с 6,5 мес до 7 мес. Второй прикорм с 7,5 мес до 8 мес. Третий прикорм с 8,5 мес до 9 мес. К блюдам прикорма относятся: овощное пюре, молочно-крупяная или молочно-злаковая каши, мясное пюре, творог, рыбные блюда. Сейчас существуют программы и более раннего введения пищевых продуктов ребенку.

Ежедневный уход за ребенком (алгоритм)

За гигиеническое состояние ребенка несут ответственность родители малыша. Поэтому очень важно научить родителей правильному уходу. Существуют определенные правила ухода за ребенком до года или, как их еще называют, рекомендации по уходу за ребенком до года. Уход включает в себя выполнение таких гигиенических процедур, как:

Важно правильно следить за ребенком, придерживаясь опеределенного алгоритма.

  1. Умывание. Должно производиться 1 раз в день (утром) для новорожденного и 2 раза в день ребенку старше 2 месяцев. Умывание производиться по принципу «сверху-вниз». Глаза протирают ватой, смоченной кипяченой водой, от наружного угла глаза к внутреннему. Для каждого глаза используют свой тампон. Умывать необходимо теплой кипяченной водой, можно лицо протереть ватой. Начиная с 5 месяцев можно использовать водопроводную воду. Протирать ротовую полость грудничку категорически запрещено . В этом возрасте слизистая оболочка очень ранимая, что может привести к развитию воспалительных процессов в ротовой полости. Для чистки носа используют ватные жгутики. Необходимо смочить их водой или вазелиновым маслом, затем вращательным движением ввести в носовой ход и осторожно извлечь. Ушки чистят с периодичностью в 3-4 дня. Также нужно использовать ватные жгутики и воду. Не стоит использовать ватные палочки, так как они могут нанести повреждения.
  2. Ногти обрезаются 1 раз в неделю. Лучше это делать после купания, когда они мягкие. Ножницы предварительно нужно обработать спиртом. На ногах следует обрезать ровно, а на руках – закругляя уголки.
  3. Чем меньше карапуз, тем чаще его необходимо подмывать. Это обусловлено частым мочеиспусканием и дефекацией у детей данной возрастной категории. Подмывать необходимо проточной водой. Девочек – спереди назад. После подмывания кожу нужно вытереть и смазать стерильным маслом (например, «Джонсонс –Бэби»).
  4. Проведение гигиенических ванн. Первое купание проводится на 2-й недели жизни, когда заживает пупочная ранка. В первом полугодии данная процедура проводится каждый день, во втором полугодии через день. Перед процедурой ванночку необходимо хорошо вымыть и ополоснуть. Температура воды: 1 месяц – 37,5-37 градусов, 2-6 мес – 37-36,5, после 6-го месяца – 36,5-36. Продолжительность купания от 3 до 10 минут.
  5. Пеленание. Западные специалисты считают, что пеленать малыша с первых дней жизни не стоит. Отечественная педиатрия придерживается иного мнения. Общие правила пеленания:
  • Вначале одевается тонкая распашонка, памперс.
  • Затем ребенок заворачивается в тонкую пеленку.
  • Окончательно малыш заворачивается в теплую пеленку.
  • На 1 месяце жизни ребенка необходимо пеленать с ручками, со 2-го месяца ручки не прячутся и находятся поверх пеленки.
Читайте также  Кто подрезает уздечку языка ребенку

Западные специалисты считают, что пеленать малыша с первых дней жизни не стоит.

Укомплектованность чистым бельем для малыша

Для того, чтобы содержать ребенка в чистоте, родителям необходимо иметь определенный запас чистого белья на день.

  • 10-15 распашонок.
  • 20-25 тонких и 10-15 теплых пеленок.
  • 5-6 памперсов.
  • 2-4 косынки.

Начиная с 2-3 месяцев в комплект белья добавляются:

  • Ползунки.
  • Надгруднички.

К концу одного года – колготки.

Появление малыша на свет нередко сопровождается растерянностью родителей. Задачей педиатра является объяснить основные принципы по уходу и вскармливанию малыша, чтобы родители чувствовали себя уверенно. Необходим постоянный контакт родителей и педиатра с целью достижения главной цели – роста и развития малыша. Не стесняйтесь, при возникновении трудностей в уходе за малышом обращайтесь к специалисту, который поможет решить ваши проблемы.

Первый месяц жизни ребенка

Не откладывайте проблемы на завтра,
запишитесь на прием сейчас!

При уходе за ребенком первого месяца жизни у родителей возникает множество вопросов и волнений, которые в большинстве случаев вызваны естественными особенностями развития малыша. Беспокойство – нормальное состояние для матери и отца, так как забота о здоровье новорожденного становится для них приоритетной задачей. Но чтобы уметь вовремя заметить признаки проблем со здоровьем или развитием ребенка в первый месяц жизни, следует знать о том, какие именно особенности формирования его организма являются нормальными и естественными.

Органы чувств ребенка в первый месяц жизни

Наиболее важными органами чувств для ребенка являются зрение и слух. И речь идет не только о способности новорожденного контактировать с окружающим миром через звуки и визуальный ряд. Внешняя среда, воздействуя на слух и зрение малыша, стимулирует его умственное и физическое развитие. На первом месяце жизни ребенка все органы чувств отличаются более или менее выраженными особенностями.

  • Вкус. Вкусовые рецепторы у новорожденного развиты достаточно хорошо, и основные «раздражители» он идентифицирует так же, как взрослый. Например, при попадании на язык подслащенной воды ребенок не проявляет никаких особенных реакций. А при добавлении в воду кислого яблочного или лимонного сока малыш может демонстрировать признаки неудовольствия – морщиться, пытаться вытолкнуть языком неприятную на вкус жидкость.
  • Обоняние. Умение определять запахи играет важную роль в жизни новорожденного, особенно в первые дни и недели жизни, когда остальные органы чувств еще неразвиты. Именно благодаря обонянию ребенок узнает мать, безошибочно находит грудь, отказывается от кормления, если чувствует неприятный запах (например, если мать обработала сосок мазью для заживления трещин или антисептиком с лекарственным запахом).
  • Осязание. Кожа новорожденного очень чувствительна к воздействию механических и термических раздражителей, но при этом количество рецепторов распределено неравномерно. Так, ребенок более активно реагирует на прикосновения к ладоням, стопам, лицу и не настолько выраженно – при поглаживании спины и живота. Кроме того, температура окружающей среды также вызывает определенные реакции. При некомфортной температуре ребенок проявляет признаки беспокойства, становится вялым, его кожа бледнеет или краснеет и пр.
  • Зрение. В первые недели жизни зрение ребенка не отличается остротой. Хотя новорожденный жмурится при ярком свете, а его зрачки расширяются и сужаются в зависимости от интенсивности освещения – это рефлекторные реакции, управляемые нервной системой. На самом деле изображения в поле зрения новорожденного выглядят размыто и нечетко, а определять конкретный объект малыш сможет только через 10–12 дней после рождения. Но и в этом случае фиксировать предмет взглядом он еще не умеет – малыш сможет только следить за движением объекта или за источником света. Еще одна особенность зрения новорожденного – рассогласованное движение глаз, когда они направлены в разные стороны. Это часто вызывает беспокойство у родителей, которые предполагают у ребенка наличие косоглазия. Но такой «блуждающий» взгляд – естественное явление, и к концу первого месяца после рождения (в норме через 4–8 недель) движения глаз малыша приобретают согласованность.
  • Слух. Слух – еще одна распространенная причина беспокойства родителей, которые не наблюдают выраженной реакции у новорожденного ребенка на звуки. Но слух малыша уже «натренирован» во время внутриутробного развития, в течение которого он воспринимал фоновые шумы и успел привыкнуть к ним. Благодаря этому в первые месяцы после рождения внешние звуки редко вызывают у малыша выраженные реакции. Кроме того, слуховой нерв у новорожденных развит недостаточно, и ребенок еще не воспринимает «взрослый» спектр акустических волн: более высокие звуки он слышит лучше, низкие – хуже.

Особенности физического развития

В первую неделю жизни малыша не стоит ждать от него каких-либо особых «достижений»: процесс рождения отнимает много сил не только у матери, но и у ребенка, поэтому сон и питание – единственное, что ему нужно больше всего. Но уже со второй недели развитие новорожденного становится достаточно активным. С каждым днем он «взрослеет» и выглядит это примерно следующим образом:

  • У ребенка формируется определенный режим дня и питания – он нуждается в кормлении порядка 6–9 раз в сутки, а все остальное время у него занимает сон. К концу первого месяца периоды бодрствования могут составлять 15–30 минут в течение каждого цикла сон − кормление.
  • Держать голову малыш научится чуть позже – уверенно поднимать голову вместе с плечевым поясом он начнет в 3–4 месяца. Но уже к концу первого месяца он делает попытки «контролировать ситуацию» – отворачивает лицо в сторону при ярком освещении или подается назад при нежелании брать грудь или соску. Если 2–3-недельного малыша уложить на живот, то он уже пытается приподнимать голову, реагируя на звуки материнского голоса или поглаживание по щеке.
  • Ребенок прибавляет в росте в среднем 3–4 см, а вес увеличивается примерно на 700 г в течение первого месяца. Но эти значения очень примерны. Диапазон прибавки в весе варьируется от 400 до 1300 г и обусловлен весом ребенка при рождении, особенностями родов, качеством грудного молока матери, состоянием здоровья малыша и множеством других факторов.

Основы гигиены ребенка первого месяца жизни

В течение первого месяца после рождения малыш достаточно сильно уязвим перед лицом инфекций, присутствующих в окружающей среде. Слизистые оболочки дыхательных путей и ЖКТ новорожденного, которые впоследствии приобретут собственную микрофлору, в первые дни остаются стерильными и постепенно заселяются нужными микроорганизмами. Когда микрофлора сформируется окончательно, ребенок будет защищен от многих нарушений состояния здоровья естественным образом. Но до этого следует особое внимание уделять уходу за ним.

Гигиена питания. Питание – самый важный фактор для ребенка первых месяцев жизни. Именно он задает правильные темпы роста и развития малыша и позволяет желудочно-кишечному тракту приобрести собственную здоровую микрофлору. Но чтобы снизить вероятность проникновения в организм новорожденного болезнетворных микроорганизмов, следует соблюдать некоторые правила гигиены:

  • При грудном вскармливании мать должна перед кормлением обрабатывать соски и ареолы водой с детским мылом, затем тщательно ополаскивать грудь чистой водой и насухо вытирать ее салфеткой.
  • При искусственном или смешанном вскармливании обязательна обработка всех аксессуаров для кормления с помощью кипячения или специального парового стерилизатора. Разбавление смеси до нужной консистенции должно проводиться только кипяченой водой, охлажденной до температуры 36–37 °C.
  • Так как в первые недели и месяцы после рождения высока вероятность развития у новорожденного кандидоза ротовой полости (так называемой молочницы), педиатр может рекомендовать после кормления давать малышу несколько капель воды. Это позволяет смыть со слизистой рта остатки грудного молока или смеси, которые являются питательной средой для грибка.

Личная гигиена

  • Кожа ребенка, особенно в первые месяцы жизни, очень чувствительна к любым раздражителям. Поэтому для купания новорожденного следует выбирать средства, предназначенные именно для ухода за детской кожей. Такое мыло, шампунь или гель для купания не включают в свой состав веществ, способных спровоцировать аллергию, а их pH соответствует pH кожи малыша.
  • Температура воды для купания должна быть в пределах 33–34 °C в первые недели, после чего, когда ребенок уже привык к водным процедурам, ее можно постепенно снижать (не больше чем на 1 °C в неделю), доводя до комнатной температуры. Это помогает стимулировать мышечный тонус малыша, улучшить кровообращение в поверхностных сосудах и в целом закалить новорожденного. Но снижение температуры воды для купания должно проводиться только после консультации с педиатром, так как закаливающие процедуры у ослабленного, недоношенного или перенесшего какое-либо заболевание ребенка недопустимы.
  • При смене подгузника следует каждый раз очищать наружные половые органы, а также кожу в паховых и ягодичных складках ребенка с помощью специальных гигиенических салфеток без содержания спирта. В первые недели жизни малыша кал преимущественно жидкий или кашицеобразный, поэтому после дефекации ребенка лучше подмывать под проточной водой, уложив его на предплечье лицом вниз, или использовать специальные ванночки для подмывания. После купания кожу ребенка следует осушить мягким полотенцем, которое хорошо впитывает влагу, после чего можно выделить 5–10 минут на воздушные ванны.

Создание правильного микроклимата. В первые недели жизни у малыша недостаточно развиты механизмы терморегуляции – его тело еще неспособно в полной мере компенсировать слишком высокие или низкие температуры окружающей среды. Это значит, что переохлаждение или перегревание ребенка может привести к неприятным последствиям. Поэтому родителям нужно следить за соблюдением следующих условий:

  • температуру в комнате ребенка следует поддерживать в пределах 18–22 °C, при этом нужно контролировать уровень влажности воздуха – нельзя допускать ни его чрезмерной влажности, ни сухости;
  • одежда малыша должна быть выполнена из натуральных тканей, которые обеспечивают оптимальную вентиляцию кожи, гигроскопичность и не накапливают в себе статическое электричество;
  • новорожденного не следует укрывать одеялом или пледом во время сна – достаточно одежды, соответствующей температуре помещения;
  • следует регулярно проветривать помещение, в котором находится ребенок. Лучше всего проводить сквозные проветривания в то время, пока малыш на прогулке. За 15–20 минут до того, как он вернется в свою комнату, нужно прекратить проветривание, чтобы воздух успел нагреться до нужной температуры.

Из-за чего стоит беспокоиться

Регулярные посещения участкового педиатра и патронажной сестры позволяют родителям избавиться от множества волнений и тревог. Специалисты своевременно определят какие-либо нарушения состояния ребенка, исследуя его рефлексы, темпы роста и набора веса и другие факторы. Но врач не может постоянно находиться рядом, поэтому родителям нужно уметь ориентироваться в основных признаках, которые должны стать поводом обратиться к специалисту:

  • ребенок на протяжении нескольких часов подряд выглядит вялым, отказывается от кормления, его сон часто прерывается;
  • любые изменения цвета кожи, не связанные с переохлаждением или перегревом;
  • носовое дыхание у ребенка затруднено, он пытается дышать ртом, или же вдох и выдох сопровождаются неестественными шумами – свистом, хрипом;
  • осиплость голоса, лающий кашель;
  • повышение температуры тела;
  • устойчивое нарушение стула (запоры, поносы) или изменения в кале (зловоние, черный или слишком светлый, почти белый кал).

Но главным правилом при наблюдении за состоянием здоровья ребенка является следующее: при любых отклонениях или изменениях в поведении новорожденного следует обратиться к врачу, так как первый месяц жизни малыша – очень ответственный период, и крайне важно не упустить начало развития какого-либо заболевания, которое может отразиться на здоровье и развитии ребенка в будущем.

Развитие ребенка в первые три месяца жизни

Каждый родитель желает знать, каким будет его ребенок. Часто мамы задают вопрос: «А когда мой малыш будет держать голову», «а что он сейчас видит?». Предлагаем вам поговорить об этом. В данной статье мы обсудим развитие ребенка с рождения и до трех месяцев.

Однозначного мнения о временных сроках новорожденности нет. Большинство мнений сходится на том, что период новорожденности длится 28 дней, но некоторые авторы считают, что этот период заканчивается только в начале второго месяца жизни. И сменяется периодом младенчества. [3]

Новорожденный ребенок по многим параметрам сильно отличается от взрослого человека. Голова младенца большая относительно тела, а ручки и ножки наоборот короткие. Если потрогать голову, можно найти роднички – большой, малые и боковые. Мускулатура недостаточно развита, кожа тонкая и нежная. Ребенок после рождения стремиться принять внутриутробное положение, свернуться калачиком, согнуть ручки, ножки и подтянуть их к телу. У малышей выражен гипертонус, поэтому распрямить кроху бывает довольно сложно. К моменту рождения нервная система и мозг сформированы, но незрелы.

Ребенок рождается совершенно несамостоятельным и полностью зависит от взрослого.

Поведение новорожденного строится в первую очередь на рефлексах.

Это рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма – дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д.

Кроме того, можно выделить такие важные безусловные рефлексы как:

1. Пищевое и лабиринтное сосредоточение. Пищевое сосредоточение выступает в форме сосания, лабиринтное – проявляется во время укачивания. Это одни из самых сильных рефлексов. [3] Т.е., чтобы ребенка успокоить, можно просто приложить его к материнской груди и покачать.

2. Пищевые рефлексы: поисковый, сосательный, глотательный. Попробуйте прикоснуться к уголкам губ ребенка, к его щекам и вы увидите, как он начинает искать грудь, вытягивая губки, а затем захватывает сосок и начинает совершать сосательные движения.

3. Защитные, оборонительные рефлексы. К ним относится рефлекс Пейпера или зрачковый рефлекс – на яркий свет или хлопок над головой, ребенок закрывает глаза или поворачивает головку к свету, звуку, а также рефлекс Моро – если голове ребенка придать некоторое ускорение, например, слегка ударить по подушке под головой, то ребенок быстро разводит руки в стороны и растопыривает пальцы. Кроме того, каждый новорожденный ребенок отдергивает конечности на болевые раздражители. [6]

4. Ориентировочные рефлексы со зрительного и слухового анализаторов – зрение и слух. [3]

5. Рефлексы-атавизмы. К ним относится атавистический обезьяний рефлекс или цеплятельный, хватательный рефлекс, рефлекс Робинсона. Рефлекс отталкивания (если к ножкам малыша поставить опору, например, книгу, то он может немного проползти), шагательный, плавательный рефлексы. Например, в первые 3 недели, если ребенка взять под мышки, он делает шагательные движения, а если положить его в воду на животик, то плавательные. К 3 месяцам они исчезают. [3] Рефлекс задержки дыхания, например, используют в своей практике инструкторы по раннему детскому плаванью.

Кроме этих рефлексов, существует множество других, которые управляют поведением новорожденного. Безусловные рефлексы не закрепляются в поведении ребенка, они постепенно угасают. На смену им приходят условные рефлексы. [5] Первые условные рефлексы могут появиться уже на 9 день жизни ребенка. Например, рефлекс на положение под грудью. [6]

Наиболее развитой у ребенка сразу после рождения является кожная чувствительность. Он реагирует на прикосновения, на различие температуры. Наиболее чувствительны губы, ладони и лоб ребенка. У новорожденного малыша также достаточно развита вкусовая и обонятельная чувствительность. Зрение и слух же к моменту рождения оказываются незрелыми. В первые дни после рождения ребенок может не реагировать даже на громкие звуки. Однако уже на 2-3 неделе жизни ребенка можно заметить первые реакции на звук. Малыш как бы замирает при громком звуке. На 3-4 неделе такая же реакция возникает на человеческий голос. И уже на 2 месяце жизни у ребенка развивается способность выделять из всех звуков человеческий голос. Например, ласковый голос мамы действует на малыша успокаивающе. [5]

Зрение у новорожденного развито слабо. Интенсивное развитие происходит как раз после рождения.

После 6 дней жизни ребенок начинает следить за движущимися предметами. Уже на первой-второй неделе он может поворачивать головку за медленно движущимся объектом, который находится от ребенка на расстоянии 20-30 см. Это как раз расстояние, позволяющее рассматривать и изучать лицо матери во время кормления грудью. На 2-3 неделе дети начинают пытаться присматриваться к предметам. На 3-5 неделе ребенок замирает и задерживает взгляд на предмете. С 4 недель ребенок может следить за предметом на расстоянии 1-1,5 м., а к 2 месяцам – на расстоянии 2-4 м. [6] Цвета ребенок различает еще очень плохо. Есть исследования, которые говорят, что дети в большей степени реагируют на оранжевый, белый, красный и зеленый цвета. По мере роста ребенка зрение развивается и улучшается [3] Движения новорожденного хаотичны. Развитие органов чувств опережает моторику. Так, например, в возрасте 1 месяца, если ребенка положить на живот, он может приподнять подбородок. К 2 месяцам он пытается приподнять головку, держит ее, пытается поднимать грудь. [3]

Часто нас спрашивают – есть ли у новорожденных детей эмоции? Конечно же есть! С помощью эмоций ребенок осуществляет связь с внешним миром.

Малыш довольно часто попадает в состояние дискомфорта – это может быть все, что угодно: смена подгузника; мама не отреагировала на беспокойство сразу и не взяла сразу на ручки, не приложила к груди; сборы на прогулку; чистка носа и т.д. А реагирует ребенок на любой дискомфорт плачем. Отрицательные эмоции преобладают на первом месяце жизни. [5]

Однако, уже в первые часы после рождения у ребенка можно увидеть некое подобие улыбки. Она появляется как во сне, так и в минуты бодрствования. Улыбка может возникать в первую неделю жизни. Но первые улыбки – это обычно просто гримаса. А вот уже в начале 2 месяца у малыша появляется настоящая улыбка, обращенная ко взрослому.

Улыбка влечет за собой целый комплекс оживления. Появление улыбки можно назвать важным этапом в развитии малыша. При «комплексе оживления» снижается гипертонус мышц Цеплятельный безусловный рефлектор исчезает. Комплекс оживления – это не только улыбка, но и движения всего тела, учащение дыхания, голосовые реакции, моргание. [3] «Комплекс оживления» многие ученые называют поведением, т.к. ребенок выделяет лицо и радуется, все его поведение направлено на общение. [4]

Именно появление «комплекса оживления» многие ученые считают той границей, которая определяет наступление возраста младенчества, который длится до одного года.

Л.С.Выготский пишет об этом так: «Мы – единство матери и ребенка» [2] Это означает, сам по себе младенец беспомощен. Все потребности ребенка удовлетворяются взрослым.

Отдельно хочется рассмотреть вопрос сна новорожденных, который очень волнует многих родителей. Л.С. Выготский пишет: «Сон у новорожденного поверхностный, прерывистый, беспокойный. Во сне он производит много импульсивных движений, иногда даже ест, не просыпаясь. Может спать с полузакрытыми глазами. Спит примерно 80% суток, а взрослый – 20%. Общее состояние – это дремотное состояние с кратковременным сном и кратковременным бодрствованием.» [1] Действительно, часто в нашей практике мы часто видим деток, которые самостоятельно спят недолго. Сон без мамы тревожный и прерывистый. Зато у груди или на руках у мамы сон становится крепче и продолжительнее. Для новорожденных характерны короткие периоды бодрствания, сменяющиеся непродолжительным сном. Так же замечено, что малыши прекрасно отдыхают, посасывая грудь. Совмещать кормление и отдых – отличный вариант как для ребенка, так и для мамы. Кроме того, для многих родителей выходом становится совместный сон с ребенком. Подробнее о сне новорожденного вы можете почитать в данной статье или пообщаться с консультантом по сну лично.

Развитие предметных действий в младенческом возрасте

ВозрастСенсорные и моторные акты
1 мес.Кратковременная зрительная фиксация и прослеживание; слуховое сосредоточение; прекращение или изменение характера плача как реакция на голос взрослого
2 мес.Слежение за движущейся в горизонтальной плоскости игрушкой; слуховое сосредоточение
3 мес.Плавно следит за игрушкой во всех направлениях; поворот головы и глаз к источнику звука; направляет руку к объекту

Развитие двигательной сферы на первом году жизни

ВозрастДвигательные функции
1 мес.Лежа на животе – кратковременно приподнимает голову
2 мес.Лежа на животе – удерживает голову, в вертикальном положении – непостоянно
3 мес.Лежа на животе – опирается на согнутые под острым углом предплечья; в вертикальном положении хорошо удерживает голову

Развитие общения и речи на первом году жизни

ВозрастРазвитие коммуникации со взрослым на первом году жизниГолосовые реакции
1 мес.Просыпается голодный и мокрый; быстро засыпает; ротовое внимание при общенииКрик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом
2 мес.Четкий ритм сна и бодрствования; сытый и сухой засыпает не сразу, спокойное бодрствование; улыбка при общении со взрослымКрик интонационно выразительный; начальное гуление (гукание)
3 мес.Активное бодрствование; комплекс оживления при общенииКрик с отчетливыми интонациями; певучее гуление. Появляются звуки радости и смеха.

Короткова Алена, клинический психолог, консультант по грудному вскармливанию

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Младенческий возраст. 1. Период новорожденности Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М., 2002. – С. 901-909.
  2. Выготский, Л. С. Младенческий возраст. 2. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте / Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М., 2002. – С. 919-920.
  3. Кручинин В.А. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебн. пос. для вузов / В.А. Кручинин, Н.Ф. Комарова; Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. – 219 с. I
  4. Лисина, М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни / М. И. Лисина // Психология развития : хрестоматия. – СПб, 2001. – С. 158-159.
  5. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. для вузов / Л. В. Обухова. – М. : Высш. образование ; МГППУ, 2006. – 460 с
  6. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : (психология развития и возрастная психология) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2005. – 349 с. (можно любое изд.).
Читайте также  Можно ли детям пить

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector