Как справиться с капризами ребенка

Как справиться с капризами ребенка

Как справиться с капризами ребенка

Консультация для родителей «Как справиться с капризами ребёнка»
консультация

Капризы, истерики, упрямство довольно часто встречаются в детском возрасте, и родители иногда должны проявлять чрезвычайную гибкость, чтобы найти правильный подход к такому ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_kaprizy.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как справиться с капризами ребёнка»

Капризы, истерики, упрямство довольно часто встречаются в детском возрасте, и родители иногда должны проявлять чрезвычайную гибкость, чтобы найти правильный подход к такому ребенку.

Имея дело с упрямством или капризами, важно не дать ребенку почувствовать себя униженным. Упрямство это не поведенческая патология, а защита, способ самоутверждения. Дети часто не могут выразить словами свои мысли и чувства и, поэтому реагируют на то, что происходит в их жизни, через свои эмоции. Через упрямство или каприз ребенок справляется с напряжением, другого способа он не знает, и если его не обучать другим способам, упрямство и истеричность могут стать чертой характера ребенка.

Капризные дети, как правило, довольно умные, самолюбивые и обладают повышенным чувством собственного достоинства и гордости. Это активные и энергичные от природы дети. Такие дети не реагируют на наказания или дают временную реакцию, но вскоре опять будут развязывать борьбу за власть. Проявление силы со стороны родителей это стимул для детей использовать все свои интеллектуальные данные, чтобы не сотрудничать, а победить родителей. Но главная задача в другом: дети должны использовать свой интеллект, чтобы приобрести важные жизненные навыки, такие как самодисциплина, ответственность, сотрудничество, умение разрешать конфликты.

Пик «бессмысленного» упрямства и капризов приходится на возраст около 2,5 лет. Именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя как личность, начинают нуждаться не только в опеке, но и в признании самостоятельности и права на собственную, пусть и абсурдную (по мнению взрослых) точку зрения. Наличие собственного мнения — одна из форм самоутверждения. В такой примитивной, но единственно доступной для него форме ребенок стремится доказать окружающим, что он имеет собственное мнение.

Если ребенок по достижению 4 лет всё ещё продолжает часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о » фиксированном упрямстве», истеричности, как удобных способах манипулирования своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей. Они поддались нажиму со стороны ребенка во время капризов, нередко ради своего спокойствия. Ребенок, прежде всего, испытывает состояние внутреннего конфликта, которое проявляется в виде злости и упрямства.

Помните, что капризы и упрямство невозможно победить в один день.

Придерживайтесь простых правил общения:

  • посадите ребенка к себе на колени или опуститесь на корточки, чтобы быть с ним на одном уровне, это даст вам больше шансов на его внимание;
  • удерживайте зрительный контакт с вашим ребенком, он должен смотреть вам в глаза, а не в пол – пока он смотрит на вас, он вас слышит;
  • выдержите паузу, прежде чем реагировать, потому что если вы не сдержите себя, повысите голос, шлепните, ребенка уже трудно будет перенаправить.
  • говорите спокойным, уверенным тоном без раздражения
  • просьбу или указание формулируйте четко и ясно, стараясь уместить свою речь в одно – два предложения
  • правило должно быть конкретным и его повторять необходимо несколько раз
  • нельзя разрешать сегодня то, что было запрещено вчера
  • дети во всем видят ваш пример: не позволяйте себе то, что запрещаете делать ребенку

Чтобы изменить поведение ребенка, надо придерживаться определенной политики.

Не спорьте с ребенком в момент истерики или упрямства. Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему ребенку или пытаться изменить силой. Ругань в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять. Вступая в дискуссию с капризным ребенком, вы ухудшаете ситуацию.

Никогда не используйте силовых методов, не показывайте своего морального и физического превосходства. Вместо того, чтобы вымещать на нем свои чувства, угрожать или упрекать, лучше напомните ему, что он уже достаточно наказал самого себя, и покажите, что вы любите его, хотя его поведение и не было похвальным.

Задавайте вопросы. Перестаньте объяснять и уговаривать, начните задавать вопросы ребенку: «Что мы должны делать сейчас? Что будет, если ты не оденешь эти сапоги или не уберешь игрушки? У тебя есть идеи, как решить эту проблему?» Пусть ребенок сам объяснит, почему надо выполнить вашу просьбу или объяснит причину отказа. Так ребенок сильнее мотивирован, чтобы работать с вами, а не против вас.

Не фиксируйте внимание на капризе. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка. Каприз требует зрителей, оставьте ребенка в покое, не обращайте на него внимания. Дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия. Каприз – это своеобразный спектакль, где главный актер – ваш ребенок. Если нет «зрителей» (мамы, например), не кому и показывать концерт. Постарайтесь схитрить: «Ну, ты покричи вдоволь, а я пока пойду чай с новыми конфетами попью». Уходите в другую комнату и не показывайте «новых конфет»

Твердое «НЕТ» . Будьте настойчивы в поведении с ребенком. Если вы сказали «Нет», придерживайтесь и дальше этого же мнения. Не сдавайтесь, даже когда ребенок закатывает истерику в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести

Уступки имеют место быть , если они педагогически целесообразны и оправданы логикой воспитательного процесса. Если ребенок должен ложиться спать в 21 час, но при этом он упорствует, что не устал и еще хочет играть, заключите с ним договор, если он будет играть спокойно и разберет постель, в таком случае вы ему доверяете самому лечь спать на полчаса позже.

Ваше внимание. Дети всегда ищут внимания своих родителей, они будут пытаться получать его либо с помощью положительного поведения, либо негативного. И если ребенок думает, что он больше владеет вашим вниманием с помощью капризов, он будет продолжать это чаще использовать.

Демонстрируйте ребенку креативные методы совладания с ситуаций. Например, если ребенок отказывается убирать вещи и игрушки в своей комнате, а вы чувствуете, что не способны больше даже говорить с ним об этом, устройте соревнование на самое быстрое время по сбору игрушек (или кто больше соберет игрушек). Ребенок должен выполнить ваше требование с мыслью, что оно совпадало с его желанием.

Учите ребенка определять цель своих поступков («Что хочешь? Зачем?»), подбирать варианты действий («Как и что надо сделать») и предполагать результат («Что тогда получится»)

Предоставьте ребенку право выбора! К примеру, если вы собираетесь пойти с ребенком на прогулку, не следует спрашивать его, хочет ли он пойти гулять, если вы заранее знаете его ответ. Поинтересуйтесь, хочет ли он пойти гулять в парк или во двор, хочет ли он надеть на прогулку ту или другую одежду. Ситуации выбора имеют для упрямого ребенка большое значение. Выбрать, как играть, что есть или что одеть, это для ребенка символ его способностей, его статуса.

Не относитесь к ребенку предвзято. Помните, что с каждым годом ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, особенно то, что ему интересно. Предоставьте ему такую возможность. Не страшно, если ребенок ошибется или не получится с первого раза. Важен сам опыт – ведь на ошибках учатся, причем не на чужих, а только на своих.

Предъявляйте ему разумные требования! Ваш ребенок может понять, что такое «Нельзя», «Надо» и «Можно». Только вы должны ему четко объяснить такие понятия, они помогают ребенку управлять своим поведением. Надо убрать игрушки, почистить зубы и т. п. Нельзя разбрасывать вещи и т. п. «Можно» формирует в сознании ребенка правила поведения, на основе которых формируется дисциплинированность и ответственность: «Можно пойти погулять, после того как уберешь игрушки (выучишь уроки)» и т. д. Слово взрослого и его собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение.

Рассказывайте ребенку о своих чувствах и неприятных переживаниях, когда он капризничает. Спрашивайте «А тебе нравится, когда я на тебя кричу? Вот и мне неприятно», «Ты меня не слышишь? Тогда я тебя сегодня тоже не услышу», и постарайтесь не отвечать ребенку весь вечер. Так ребенку легче понять, к чему приводит его поведение.

Не забывайте хвалить ребенка, когда он этого заслуживает. Помните, НЕЛЬЗЯ хвалить за то, что достигнуто не своим трудом или не стоило никаких усилий со стороны ребенка. А также из жалости или желания понравиться. НАДО хвалить за поступок или действие, ради которого ребенок приложил свои усилия и постарался сделать лучше, чем в прошлый раз. Только тогда ребенок поймет, что вы его действительно цените, и начнет гордиться собой и уважать Вас.

Помните, что капризы тормозят развитие ребенка. Причем правило это не имеет исключений

Как справиться с капризным ребенком

Секреты опытного психолога.

Найджел Латта новозеландский психолог и писатель

  • Сила направленного внимания
  • Секреты эффективной похвалы
  • Переключение внимания

Что сводит с ума родителей чаще и сильнее всего, так это капризные мальчики и девочки. Новозеландский психолог с стажем Найджел Латта обещает предоставить методы, выяснить причины проблемы, разработать простой план «починки» ребенка.

Сила направленного внимания

Но почему внимание так сильно действует?

Ответ прост: это у нас в крови. Задумайтесь о том, что прошло от силы 10 000 лет, как мы выбрались из пещер. По меркам истории нашей планеты, это полмига. Мы делим 99 процентов генетического материала с шимпанзе, хотя мне порой встречались такие люди, которые, как я уверен, разделяют с шимпанзе 99,9 процента своего генетического материала.

Отсюда следует, что с биологической точки зрения мы всего лишь безволосые обезьяны со способностью обмениваться текстовыми сообщениями. Наверное, как раз для этого у нас и развился отдельный большой палец на руке. Несмотря на все достижения цивилизации, в нашем мозгу очень многое осталось от животных. Иногда у нас очень хорошо получается обсуждать сложные темы, такие как преимущества плазменных телевизоров перед кинескопными, но под всей этой внешней болтовней скрываются мозги и сердца дикаря.

Все поведение детей направлено на тех, кто о них заботится. Если ты еще маленький и не можешь позаботиться о себе самостоятельно, то, скорее всего, в джунглях ты долго не протянешь. Тебя просто съедят.

Вы, должно быть, не раз видели подобную картину: за столом два ребенка. Один спокойно ест, а другой стучит по тарелке ложкой и разбрасывает еду. Родители суетятся над хулиганом, не замечая спокойного ребенка. Они постоянно говорят: «Не делай этого, Эмили, а то отправишься в свою комнату!» И чему же учится спокойный ребенок? Тому, что, если хочешь привлечь внимание родителей, нужно стучать по тарелке ложкой и разбрасывать еду.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему дети так легко перенимают дурные привычки? Потому что мы придаем слишком много внимания этим привычкам. Если обращать внимание только на плохие привычки, то тем самым плохое поведение будет только закрепляться. Другие дети захотят делать то же самое, чтобы привлечь к себе такое же внимание.

Плохое поведение мы поощряем самыми разными фразами.

Вот лишь некоторые из них.

«Тарквиний, перестань!»
«Долго тебя просить, Тарквиний?»
«Сколько раз я тебе говорила!»
«Тарквиний, я тебя предупреждаю в последний раз. »
«Тарквиний, перестань мучить попугая!»
«Тарквиний. »
«Тарквиний!»
«ТАРКВИ-И-ИНИЙ!»

Обращать внимание на плохое поведение очень легко. Плохое поведение само бросается в глаза. Я часто слышу, как родители говорят: «Он словно нарочно это делает, чтобы разозлить меня!»

Естественно, дети делают это нарочно. Они не то чтобы специально собираются свести нас с ума, просто привлекают наше внимание. Может, им и хотелось бы сделать нас счастливыми, но если мы разозлимся, то сойдет и это. Это не значит, что нужно совершенно закрывать глаза на плохое поведение. Но 90% всего плохого поведения можно всецело игнорировать. Если перестать его закреплять, то оно исчезнет.

Обычно, когда я говорю это родителям, они в ответ забрасывают меня целым градом возражений в духе «да, но. «. Когда люди говорят, что они пытались что-то делать, но это не сработало, обычно имеется в виду, что они пытались это делать в течение десяти минут, а потом сдались. Или иногда игнорировали нежелательное поведение, а иногда уделяли ему слишком много внимания. Я лично считаю, что если решили поступать каким-то образом, то нужно так поступать всегда. Всегда.

Маленькие безволосые шимпанзе должны понять, что, как только они начнут ворчать и капризничать, шимпанзе-мама и шимпанзе-папа отвернутся от них и уйдут прочь со всеми бананами.

Тут в дело вступает похвала.

Похвала для детей — это словно вода и солнце для растений. Похвала — это священный Грааль воспитания. Как только вы это поймете, вы сможете справиться практически с любой проблемой.

Хорошее поведение закрепляется похвалой. Вероятно, вам кажется, что хвалить легко, но многим родителям это дается с трудом. Многие родители просто не умеют хвалить своих детей. Некоторым кажется, что это неудобно. Такое отношение к похвале бывает у тех, кто сам получал ее недостаточно в своей жизни. Трудно хвалить кого-то, когда не знаешь, как это делается.

Ниже я описываю несколько приемов эффективной похвалы. Под словом «эффективная» имеется в виду, что она помогает закреплять желательное поведение детей.

Секреты эффективной похвалы

Хвалите за конкретные дела

Выражайте личное отношение

Хваля ребенка за хорошее поведение, не забывайте использовать местоимения «я», «мне» и т. д. Нужно, чтобы он понял, что его хвалят не какие-нибудь космические силы, а конкретно вы: «Мне очень понравилось, как ты надел пижаму» вместо «Молодец! Ты хорошо надел пижаму».

Сосредоточьте на похвале все свое внимание

Не хвалите ребенка, уткнувшись в газету или в телевизор, а также из другой комнаты. Встаньте, подойдите к нему, присядьте так, чтобы можно было заглянуть ему в глаза, и дайте понять, что все ваше внимание сейчас сосредоточено на нем.

Выглядите радостными

Совет кажется очевидным, но слишком много людей забывают о нем. Недостаточно просто сказать «молодец» или «хорошо». Если вы говорите это усталым или недовольным тоном, все еще расстраиваясь из-за того, что он натворил пять минут назад, то такая похвала не сработает. Постарайтесь хотя бы изобразить на своем лице довольное выражение — чем ярче и живее, тем лучше.

Не забывайте о физическом контакте

Дети буквально расцветают, когда им уделяют физическое внимание, то есть дотрагиваются до них, гладят и т. д. Должно быть, вы не раз видели, как обезьяны ищут друг у друга блох, в том числе и у своих детенышей. Для них это высочайшее удовольствие. Если вам не нравится идея поиска блох, то можно хотя бы обнять ребенка и прижать его к себе.

Похвала должна быть немедленной

Если вы хотите закрепить поведение, то не стоит откладывать похвалу на потом. Как только вы увидите что-то положительное, немедленно хвалите за это ребенка. Чем быстрее вы станете расточать похвалы, тем лучше ребенок поймет, за какое поведение его хвалят. Отсюда также следует, что больше внимания следует уделять хорошему, а не плохому поведению.

И в довершение картины не забывайте про правило, которое должно намертво отпечататься у вас в мозгу.

Игнорируйте поведение, которое вам не нравится.

Хвалите поведение, которое вам нравится.

Запомнить это довольно легко, но очень важно. Как только вы поймете, какая сила кроется в вашем внимании, вы начнете использовать его в своих целях. Целенаправленное обращение внимания — это единственное чрезвычайно мощное оружие, которое поможет вам в битве за господство над собственным домом.

Фокус состоит в том, чтобы самому дергать за ниточки.

Переключение внимания

Что касается маленьких детей, то переключение внимания — это также достаточно мощное средство контроля за их поведением. Маленьких детей чрезвычайно легко увлечь чем-то новым. Благодаря этому можно занять их чем-нибудь увлекательным и избежать неприятных сцен в 95% случаев.

Как я уже говорил, маленьким детям можно плести какие угодно небылицы и они всегда в них верят. Просто фантастика! Кроме того, переключать внимание детей просто весело и интересно. Легче всего это делать в игровой форме. Если вам самим ужасно скучно и неинтересно, то, скорее всего, фокус не пройдет. Веселье заразительно. Границы же этого приема так и не изучены. Каждый день родители во всем мире придумывают все новые и новые формы переключения внимания, добиваясь таких результатов, о которых они раньше и не мечтали.

Стоит, правда, признаться, что некоторым переключение внимания дается нелегко. Люди как-то внутренне сопротивляются этому. Но как только вы привыкнете пользоваться этим приемом, жить станет легче и веселее. Если вам трудно усвоить концепцию переключения внимания, я предлагаю познакомиться с некоторыми примерами.

Переключение внимания для начинающих

Смените тему

Это самый легкий способ — просто сменить тему. Например, если малыш не хочет мыться, отчаянно сопротивляется, спросите его: «Что ты делал сегодня в садике?» Сосредоточьтесь на приятной части. Вместо того, чтобы грубо настаивать на своем («Немедленно отправляемся в ванную!»), сосредоточьте внимание малыша на приятных сторонах предстоящего действия. Скажите, например: «Давай посмотрим, умеет ли резиновая уточка пускать пузыри!»

Придумайте приятный способ перейти к желаемому действию

Оживите обстановку. Например, вместо «Прекрати ныть и немедленно залезай в ванну!» можно сказать: «Давай полетим в ванну, как дракончик!», схватить малыша, покружиться с ним по дороге, порычать, как дракон, и с шипением опуститься в воду.

Станьте идиотом

Чем глупее вы себя ведете, тем лучше. Для этого особой фантазии не требуется. Просто ведите себя как дурак, и все. Схватите какую-нибудь вещь и сделайте вид, что она говорит (это может быть банан, носок, шерстяная тряпка). Или время от времени говорите что-нибудь совсем не связанное с текущей ситуацией: «Угадай, что я сегодня видел на улице? Зебру, которая плясала и пела!» Или сами спляшите и спойте. Научите ребенка скакать на одной ноге или придумайте что-нибудь не менее дурацкое. Забудьте о серьезности, превратитесь на мгновение в ребенка.

Откровенное вранье

Этот способ тоже может стать источником большого веселья. Например, заметив, что ребенок вот-вот раскричится, повернитесь в сторону, приложите палец к губам и скажите: «Ш-ш-ш!» Затем театральным шепотом спросите, не слышал ли он чего-то. Потом примерно тем же тоном прошепчите: «Динозавры!» — и подползите с ним к окну, чтобы посмотреть на динозавров. В данном случае работает все что угодно. Спросите раскапризничавшегося в супермаркете ребенка, не пробегал ли тут синий зайчик.

Если выбирать между долгой сценой истерики или погоней за синим зайчиком в супермаркете (а заодно можно складывать по дороге продукты в корзину), то зачастую гораздо легче и интереснее преследовать синего зайчика, каким бы дурацким он вам ни казался.

Восемь способов справиться с детскими капризами

20 марта 2015 14:00

Только что этот ангелочек улыбался и мирно мастерил человечков из желудей. Такой хорошенький. А потом сказал: Хочу шоколадку. А вы ему: бог с тобой, зайка, ну какая шоколадка перед обедом, сейчас будем супчик кушать. И тут глаза ангелочка налились кровью, как трансформер, он превратился вдруг в орущего тирана. Хочу, хочу, хочууууу. Или не шоколадку. Может быть, шапку надевать не хочет, или засыпать не собирается, или учебники грозится сжечь. С детьми — как на вулкане. В любую секунду тумблер может перещелкнуть, и начина-а-ается.

— А вы думали, будет просто? — смеется детский психолог Олег Колыванов. — Главная задача родителя — быть сильным и эмоционально стойким. Вам нужно, во-первых, не бояться детских капризов и истерик (многие так боятся, что уступают сразу, лишь бы замолчал), а во-вторых, быть всегда готовым с ними справиться. Дети и правда ангелочки, просто они частенько не справляются с эмоциями, которые их захлестывают. Они могут капризничать, орать, манипулировать, «упираться», и это все, конечно, вызывает у родителя раздражение, злость и гнев. Но главное для мамы или папы — не приходить в ярость. Потому что «огнем» «огонь» не потушишь.

По мнению психологов, ребенку особенно тяжело справляться с эмоциями с 2 до 5 лет. И в этот период маме с папой нужно запастись терпением, силой духа и спокойствием. Ваша задача не допустить, чтобы ребенок стал «главнокомандующим», чтобы не он говорил, что делать. Это слишком трудная роль для малыша.

Итак, что поможет справляться с капризами, скандалами, протестами и истериками наших наследников?

1. Держать руку на пульсе

Вы знаете своего ребенка, вы чувствуете его настроение. И приближение «извержения вулкана» постарайтесь предвидеть (по глазам, по словам, по голосу). И как только поймете, что вот «оно», постарайтесь не закатить глаза со словами «начинаа-а-ается», а переключить чадо — показать что-то, рассказать, дать интересное задание. Сразу спокойно и уверенно объяснить, что будет дальше, чтобы не тратить время на споры и борьбу. Если вы будете морально готовы, вы сможете остаться спокойным, а не взорваться вместе с ребенком.

2. Не позволяйте собой манипулировать

Дети не могут вам приказать, но они могут «включить манипулятора», обвинять вас в чем-то (Ах так? Значит, ты совсем меня не любишь?), или начать позорить вас при друзьях, чтобы вы выполнили их желание, только бы прекратить это позорище. Еще могут «давить на жалость», они все это умеют с раннего детства, не сомневайтесь. Ваша задача — стоять на своем, если это принципиально. «Я тебя люблю, я тебя жалею, но даже если ты будешь кричать еще громче, шоколадку перед обедом (не делать уроки, не надевать шапку) НИКАК НЕЛЬЗЯ, ведь это правило, и мы должны его соблюдать». Если хоть раз истерика закончится вашим «ну ладно, ладно, будь по-твоему», ребенок поймет, что именно ТАК может добиться своего, и тогда мужайтесь!

3. Объясните ребенку его чувства

«У меня болит голова, а ты заставляешь меня идти в школу!» — вопит школьник. А вы ему: «Я знаю, что ты не хочешь идти в школу, потому что боишься контрольной по математике».

Ребенок вопит: «ты плохая мама!» А вы ему: «Ты сейчас так злишься, потому что не хочешь надевать шапку, без нее ведь лучше. Но на улице холодно, так что надо надеть шапку». И так далее.

Если не покупаете игрушку по первому требованию и получаете «танец с бубном» посреди магазина, просто уводите, а дома объясняйте очень подробно, почему нельзя скупить все игрушки, почему так важно иметь мечту, а заодно расскажите, как такие скандалы вредны самому ребенку.

4. Забудьте про ремень

Он ничего не решит. Он только обидит, оскорбит, унизит. Хотите показать, что вы сильнее? Стойте на своем — спокойно, уверенно, непоколебимо. Именно в этом сила взрослого.

5. Энергию — в правильное русло

В детях энергия бушует. Пар выпускать необходимо. Если нет других возможностей, то с помощью истерик. Загрузите чадо интересными занятиями — спорт, творчество, просто побегать и покататься на роликах с друзьями во дворе. Как бы смешно это ни звучало, но сил на истерики просто не останется.

6. Надо поговорить

Совет по профилактике капризов от капитана «очевидность», но это и правда очень важно! Чем больше вы обсуждаете со своим чадом (пусть в сотый раз), тем легче вам будет договориться. Выслушивайте ребенка, не машите рукой со словами «это все глупости». Самая на ваш взгляд глупая глупость для ребенка может быть эмоциональным потрясением. Научитесь понимать и обсуждать, тогда отпадет необходимость привлекать ваше внимание с помощью истерик.

7. Уверенность, твердость и спокойствие

Ребенок узнает жизнь, привыкает к ее законам, и ему очень помогают правила, родительская поддержка и границы. По словам психолога Анатолия Добина, эксперта Фонда «В ответе за будущее», ребенок, если не чувствует границ, не чувствует опоры, и это усложняет его жизнь, так что родителям нужно быть твердыми и уверенными — быть каменной стеной и опорой своему чаду.

Самое сложное — оставаться спокойным, когда слезы льются рекой. Ведь ребенок страдает, и любой матери хочется это всеми средствами прекратить, и невозможно не реагировать! Тем не менее, именно спокойствие в такой ситуации покажет ребенку, что истерика НИЧЕГО не изменит, а значит, она НЕ действенна.

8. Прощайте

Когда ребенок завершит свое выступление и, может быть, придет просить прощения, — прощайте! Многие родители используют в воспитательных целях такой прием, как эмоциональное давление. Например, перестают разговаривать надолго, или постоянно напоминают, как плохо поступил ребенок, какой он неблагодарный, капризный и так далее. Чего вы этим добьетесь? Того, что ребенок будет в постоянном стрессе, в постоянной тревоге. Все это только увеличит число скандалов, конфликтов и истерик. Поступил плохо? Пусть искупит вину — признай, извинись и больше так не делай.

А КАК У НИХ?

Американская писательница, психотерапевт и семейный консультант Андреа Неир составила список полезных фраз, которые помогут родителям в общении с маленькими «нехочухами», когда нужно ложиться спать, нужно чистить зубы, есть овощи и суп, убирать игрушки. а не хочется.

1. Надо ложиться в кроватку. Выбирай, ты дойдешь до своей кровати на руках, на четвереньках или задом наперед? Тебе решать!

2. Пора чистить глазки (жестом показываете, как будто зубной щеткой чистите глаза). И вот уже ребенок смеется: «Мама, не глазки!» А что же? А, ну конечно, ушки! И снова смех: «Не-е-ет!» Сдаюсь, что же мы идем чистить? И ребенок уже бежит показывать вам, что нужно чистить. (Пижаму можно тоже попробовать надеть неправильно — штаны на руки. Результат — тот же.)

3. «Медленные ножки!» (вместо «не бегай») Можете изобразить, как медленно идут зомби.

4. Если ребенок не хочет есть овощи, поставьте тарелку с нарезанными овощами на стол, скажите : «Надеюсь, овощные воришки не утащат мои овощи» — и отвернитесь. Не поворачивайтесь, пока слышите, как овощной воришка хрустит морковкой.

5. Я сразу догадаюсь, что ты хочешь есть, если увижу, что ты помыл руки!

6. Какие песенки споем, пока будем убирать игрушки?

7. Интересно, а ты сможешь игрушки не класть в коробку, а бросать? (Оставьте для такой уборки только те игрушки, которые можно бросать в коробку.

8. Время сходить в туалет, чур я первый!

9. Ты слышал историю о девочке и ее фиолетовой кошке? Нет? Расскажу, когда выйдем на улицу.

10. Я слышу тебя, только когда ты разговариваешь нормальным голосом.

А вы как справляетесь с детскими капризами? Поделитесь своими секретами воспитания.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Как справиться с детскими капризами

Послушание следует прививать ребенку с раннего возраста. Многие родители считают, что послушание подавляет активность и инициативу малыша. Но самостоятельность ребенка должна считаться с нормами морали. А их можно усвоить только с помощью взрослых.

  1. Приучаем к слову «нельзя»
  2. Развиваем послушание
  3. Боремся с отрицательными эмоциями
  4. Капризы или естественные потребности?
  5. Видео

Приучаем к слову «нельзя»

Очень трудно приучить ребенка правильно реагировать на слово «Нельзя». Есть несколько эффективных способов приучить ребенка выполнять требования взрослых. Первое – это сразу прекращать неприемлемые действия вашего чада. Например, родители не позволяют ребенку брать вилку в рот или хлопать дверцей шкафа. Если одновременно говорить «Нельзя» и пресекать нежелательный поступок, то со временем это войдет в привычку. Конечно, успеха не следует ждать сразу. Первое время для ребенка ваше «нельзя» сигнал опасности, он может даже броситься бежать прочь.

Нужно помнить, что слово нельзя должно сопровождаться сердитым голосом и выражением лица. Если говорить ласково, малыш может не подчиниться.

Уже в два года ребенок понимает, что такое недовольство родителей и слово «нельзя». Он будет стараться не вызывать раздражение близких. К тому же непослушание может привести к неприятным для него последствиям. Например, если взять нож, можно порезаться.

При условии, что запреты будут всегда сочетаться с прекращением действия, ребенок станет послушным.

Свете два года, она взяла со стола папин ежедневник. Мама говорит: «Нельзя, папа не разрешает». «И-зя, папи» повторяет девочка и спокойно кладет на место. Если отец скажет «нет», Света никогда не пристает к нему с просьбами. Зато мамину косметику у нее невозможно выхватить из рук. Девочка плачет и считает это несправедливым. Потому что мама иногда разрешает ей играть своими помадами.

Следует помнить, что в 2-3 года дети бывают непоследовательными и страдают повышенной отвлекаемостью. Они могут сегодня совершить то, что было под запретом вчера. Подобные срывы возникают из-за изменения условий в жизни ребенка. Например, при переезде или появлении в семье нового человека.

Многие родители отмечают, что дети в присутствии гостей ведут себя иначе. Чада даже могут заставить родителей испытывать стыд. Не пугайтесь в таких ситуациях! Просто малыши становятся возбужденными и «теряются». А самоконтроль у детей раннего возраста еще не достаточно развит. Под влиянием новых впечатлений у них возникают желания, которых не было раньше. Поэтому, к походу в гости ребенка лучше подготовить.

Мама и папа, собираясь в гости, говорят трехлетней Лене: «Мы идем к тете Любе на день рождения, веди себя хорошо. Не хватай фрукты и конфеты со стола. Когда тебя угостят, скажи спасибо».

Развиваем послушание

Послушание у детей развивается постепенно. Хорошо, если ребенок бывает в разных ситуациях. Это позволяет сформироваться гибким мотивам поведения в разнообразной обстановке.

Послушание детей зависит от нас, взрослых. Если любить малыша требовательной любовью и уметь говорить твердое «нет», достаточно легко будет регулировать воспитание ребенка с помощью слов. Если откладывать воспитание чада, то будет гораздо труднее объяснить ребенку, почему ему вдруг надо вас слушаться.

Но даже идеальный воспитатель не в силах избежать капризов. Они проявляются обычно так – ребенок стремиться удовлетворить свои желания и не реагирует на запреты взрослых. Капризы для ребенка естественны, ведь он активное живое существо. Встречая запрет или препятствие, ребенок стремиться его преодолеть всеми способами, нередко используя плач и крик.

Боремся с отрицательными эмоциями

Истерики у ребенка, как правило, происходят только во время первого – второго запрета. Потом он к ним привыкает и считает вполне справедливыми. Но именно в начале у малыша могут возникнуть отрицательные эмоции, и он будет пытаться делать все наоборот.

Папа с трехлетним Богданом идет из детского сада к бабушке. При этом мальчик кричит: «Я хочу к маме! Я не пойду к бабушке!» Ребенок знает, что мама сегодня работает в ночную смену, но все равно продолжает капризничать. Папа хочет отвлечь его внимание: «Смотри, какая птичка летит!». «Это не птичка!» – плачет Богдан. «Смотри, какая она красивая!» – продолжает отец. «Она уродливая!» – отвечает ребенок. «Богдан, ты же хороший мальчик!». – «Я плохой».

В такие моменты, когда ребенок расстроен, он не хочет выполнять даже привычные требования. Но это обычно быстро проходит на следующий день.

В преодолении капризов главное не частота запретов, а их последовательность. Если же запреты чередовать с периодическими разрешениями, ребенок будет постоянно стремиться получить разрешение. Это способствует формированию упрямства.

Кроме этого, запреты не должны быть противоречивыми. Если одни родитель позволяет, а другой запрещает, малыш будет стремиться получить поддержку первого. А требования второго сочтет несправедливыми.

Если вашему малышу больше трех-четырех лет, сильное чувство обиды могут вызвать запреты, которых нет в других семьях. Особенно если ребенок часто бывает в этой семье. Поэтому требования родителей, общающихся между собой, должны быть по возможности едины.

Капризы или естественные потребности?

Нередко ребенок капризничает, потому что ему непосильны предъявляемые требования. Например, он не голоден, а его заставляют есть. Если постоянно так подавлять ребенка, у него возникнет психическая травма.

Некоторые родители запрещают детям шумно играть, прикасаться к полированной мебели, садиться в кресло. Это подавляет естественную потребность в движении. Не переусердствуйте! Ведь активность и подвижность необходима для нормального развития ребенка. Частые запреты истощают психику малышей.

Помните, что бить ребенка – это не выход. Подобная педагогическая ошибка может вызвать неприязнь, и даже ненависть к родителям. Дети, у которых сильный тип нервной системы, ожесточаются. Те, которые имеют слабый тип, становятся покорными, но при этом нерешительными и пугливыми.

Если есть возможность, лучше объяснить последствия непослушания. Можно даже позволить ребенку сделать то, на чем он настаивает.

Например, четырех летнему Игорю, подарили лыжи. Он плачет и настаивает на том, чтобы идти кататься. Ему объясняют, что на улице лето. А он продолжает капризничать. Тогда мама говорит «Ну, ладно, иди – покатайся». Через 20 минут ребенок возвращается домой и говорит «На них и правда сейчас не покатаешься».

Когда малыш находится в хорошем настроении, он легче выполняет требования родителей. Поэтому благоприятная психологическая обстановка так важна.

До трех лет детские капризы легко прекращаются с помощью отвлечения внимания. Этот способ эффективен, так как психика малыша очень подвижна и отвлекаема.

Дети легко переключаются на другую тему. После трех лет у малышей появляется чувство собственного достоинства. И нужно это использовать. Ребенку хочется сохранить свою репутацию перед близкими, и поддержать положительное мнение о себе. Поэтому чаще напоминайте своим чадам о том, какие они хорошие и послушные.

Не нужно оскорблять и унижать детей. Это болезненно для их самолюбия. Умение использовать формирующееся чувство достоинства у ребенка – важная часть воспитательного процесса. Родителям следует знать психологические особенности своих детей, которые способствуют формированию моральных чувств.

Видео

Кризис 1 года: инструкция для родителей

Что делать, если ребенок постоянно капризничает, протестует, не слушается, устраивает истерики и не отпускает маму ни на шаг?

Что делать, если ребенок постоянно капризничает, протестует, не слушается, устраивает истерики и не отпускает маму ни на шаг?

Годовалый малыш радует родителей своими новыми умениями: он понимает речь, и даже сам пытается произносить первые слова; он встает на ножки и начинает ходить. Казалось бы, вот оно счастье мамы — «почти взрослый» человек!

Но не успеют родители подумать, что пришла пора немножко расслабиться, как обнаруживают, что их милое, улыбающееся и сговорчивое чадо словно кто-то подменил на капризного и совершенно невозможного ребенка.

Что случилось? Ребенок заболел? Пережил тяжелый стресс? Или его избаловали вниманием? Скорее всего, причина в другом — настал кризис одного года.

Как проявляется кризис?

  • Привычные действия вызывают у ребенка ярый протест. Например, перед прогулкой мама надевает на малыша шапку, а он ее тут же стаскивает. Выйти во двор соглашается только после долгих уговоров, зато, когда пора возвращаться домой, поднимает крик. Раньше любил купаться в ванночке по вечерам, а теперь наотрез отказывается.
  • Желания годовичка противоречивы и сменяют друг друга со скоростью света. Сначала он кричит «Дай, дай, дай!», а получив заветную вещь, тут же швыряет ее на пол. Только что он обнимал маму или плюшевого медвежонка, а спустя пять минут уже сильно рассердился без всяких видимых причин.
  • Малыш очень резко реагирует на любой запрет или отказ: злится, безутешно рыдает, падает на пол и сучит ногами. Обиды и истерики становятся обычным делом.
  • Ребенок превращается в «мамин хвостик». Он неотступно следует за ней повсюду и не желает выпускать из поля зрения даже на пять минут.
  • Малыш упорно старается сам делать то, что ему еще не по силам, и категорически отказывается от помощи взрослых.

Что происходит с ребенком?

Примерно в возрасте года, иногда чуть раньше или позже, ребенок начинает понимать, что он — отдельный человек. До этого ему казалось, что он и мама — это одно целое: ведь мама носила его на ручках туда, куда он тянулся, она решала все проблемы, удовлетворяла все желания. И вот внезапно оказывается, что он — сам по себе ребенок, свой собственный.

С одной стороны, страшно: а вдруг мама уйдет, исчезнет? Значит, надо бдительно следить, чтобы этого не случилось. С другой стороны, теперь он сам может пойти туда, куда хочет; может съесть кашку, а может — выплюнуть и размазать по столу; может делать то, что предлагает мама, а может отказаться.

Представляете, какой огромный мир самых разных возможностей открывается перед маленьким человечком? И пользоваться ими еще только предстоит научиться. Дело это нелегкое: тут и взрослый мог бы закапризничать…

Что происходит с мамой и папой?

До тех пор, пока родители имеют дело с младенцем-грудничком, не возникает вопросов: «Слушается ли ребенок?», «Хорошо ли он себя ведет?» и т.д. Если четырехмесячная кроха плачет, значит, ее нужно накормить, поменять памперс или взять на ручки. Но никакому адекватному взрослому не придет в голову запрещать ей плакать или наказывать за плач. Тема «воспитания» всплывает только ближе к году, когда ребенок становится «отдельным человеком» со своей свободной волей.

Проблема в том, что мамы и папы тоже не всегда готовы к этой важной перемене в малыше. Зачастую они по-прежнему пытаются полностью управлять каждым его шагом. Появление у чада своих желаний вызывает раздражение, а порой и шок: «Почему он меня не слушается? Разве так можно?»

На самом деле оснований для паники нет: каждый ребенок переживает кризис одного года. Это естественный этап развития. Негативные моменты взросления — капризы, истерики и протесты — рано или поздно уйдут в прошлое, а с малышом останутся только благоприобретения —осознание себя как отдельного от мамы человека, умение ходить и говорить.

Как пережить кризис?

Следуя некоторым правилам, мамы и папы смогут уменьшить остроту и продолжительность переходного периода. Итак, что важно знать родителям?

1. Ребенку по-прежнему важно ощущать прочную связь с мамой. Это естественная потребность, от нее не нужно «отучать». Куда надежнее напитать малыша своим вниманием и любовью, тогда он сам перестанет держаться за мамин подол и с радостью отправится исследовать мир. Главное, чтобы он знал, что всегда может на вас рассчитывать.

Чтобы не усиливать тревогу ребенка, не исчезайте незаметно (пока бабушка показывает птичку в окне). Лучше объясните, что вы уходите и обязательно скоро вернетесь. Признайте за малышом право огорчаться по этому поводу, а за собой — право уйти по делам, несмотря на его огорчение.

Никогда не пугайте ребенка тем, что отдадите его дяденьке милиционеру или бабайке, что оставите его одного посреди улицы, если он сейчас же не успокоится и не начнет себя хорошо вести. Не говорите, что вам «не нужен такой плохой мальчик» или «такая капризная девочка».

2. Описывайте то, что происходит с малышом, называйте его чувства. Обнимите рыдающее чадо и скажите: «Тебе очень хотелось еще погулять. Ты очень расстроен, что нам пора идти домой. Мне жаль, что тебе так грустно». А вот нравоучения и приказной тон («Ты посмотри, как ты плохо себя ведешь! Тебе не стыдно? Вон все ребятки глядят…», «А ну-ка быстро пошли, кому говорю!») в момент, когда ребенок на грани истерики, точно не помогут.

Порой родителям нелегко это принять, но в жизни любого человека, даже маленького, есть место «плохим» чувствам — обиде, злости, раздражению, грусти. Не стоит критиковать малыша за них. Если мама нейтральным тоном регулярно описывает чувства ребенка, он привыкает к тому, что у него есть право не только радоваться, но и злиться и грустить. В этом случае куда проще научиться управлять своими импульсами, стать их хозяином. Но, главное, малыш получает опыт безусловной любви и принятия. А это бесценный подарок на всю жизнь.

3. Пусть в жизни ребенка будет четкий режим дня и стабильные правила. Постоянно проговаривайте их вслух, описывайте, из чего состоит ваш день, что вы будете делать сначала и потом: «После обеда мы идем спать», «Когда мы приходим с улицы, то обязательно моем ручки». Можно пользоваться детскими стишками и песенками — про одевание, умывание, расчесывание и т.д. К примеру, всякий раз приговаривайте: «Водичка-водичка, умой мое личико…» или «Если мы идем гулять, нужно куртку надевать!»

Малыши с удовольствием повторяют действия за любимыми игрушками, поэтому пусть ваши зверята тоже соблюдают правила и режим. За завтраком кормите плюшевых медвежат кашей, а после обеда укладывайте спать котиков и жирафов. Перед прогулкой поможет такой диалог: «Как мы оденем нашу куколку на улицу? Можно ее вести гулять в одном платьице или она замерзнет? Давай наденем ей теплую кофту, шарфик и шапочку». Скорее всего, после этого шарфик с шапочкой наденет и хозяйка куклы. В некоторых семьях режим дня соблюдают даже машинки и самолетики.

4. Оставьте минимум запретов, но все они должны быть «железобетонными».

Порой родители запрещают детям вполне нормальные вещи. Например, бегать, кричать, трогать совершенно безопасные предметы. На чем основан запрет — взрослые и сами порой не знают, просто: не положено. Но как выполнить миллион разных «нельзя»? Если только лечь в углу, молчать и не шевелиться… К счастью, естественная потребность в развитии сильнее запретов.

Не допускайте, чтобы то, что вчера было нельзя (например, трогать папин телефон), сегодня уже стало можно, потому что родителям срочно потребовалось заняться своими делами. Договаривайтесь, чтобы требования всех членов семьи к ребенку были одинаковыми.

Пусть нельзя будет только то, что угрожает жизни и здоровью годовичка и его окружающих (к примеру, запрещено совать шпильки в розетку, выбегать на дорогу, бить кошку и т.д.). Если слово «нельзя» уже обесценилось в вашей семье, введите для таких особых случаев слово «Опасно!». Добивайтесь, чтобы услышав его, ребенок моментально, на уровне рефлекса останавливался.

5. Создайте безопасную развивающую среду.

Это не ребенок такой вредный, что так и тянется к китайской вазе и новенькому ноутбуку, это родители не продумали грамотное хранение. Уберите из зоны доступа все ценное, хрупкое и опасное, чтобы ежеминутно не пришлось одергивать маленького исследователя.

Не пугайтесь желания ребенка ломать игрушки — это не избалованность, а способ познания мира. Поэтому отложите на будущее покупку радиоуправляемых моделек, а пока пусть под рукой будут простые игрушки, которые и на составные части разобрать не жалко.

6. Помните, что в паре «ребенок – родитель» главный — взрослый. Не позволяйте управлять собой, старайтесь сохранять спокойствие и уверенность в любых ситуациях. Ребенку жизненно важно чувствовать, что родитель сильный, что он не разрушается под детским гневом. Если родитель слаб, если он постоянно меняет свои решения, то в душе у маленького человека поселяется тягучая тревога. Если не на маму и папу, то на кого еще опереться в этом мире?

Никогда не давайте истерикам положительного подкрепления в виде подарочков, покупки желаемого и т.д. Куда лучше крепко обнять рыдающего ребенка, прижать к себе, утешить словами или песенкой, отвлечь внимание. Только не отвлекайте тем самым телефоном, который в прочее время брать строго запрещено. Лучше покажите собачку, голубя, другого ребенка и т. д.

7. Уважайте желания и чувства маленького человечка. Пусть он выбирает, какого цвета кофточку надеть, какой сок попить. Пусть пытается есть ложкой, даже если весь перемажется. Пусть вообще не ест, пока сам не проголодается. Малышу так важно пользоваться своей только что открытой самостоятельностью! Так предоставьте такую возможность в рамках разумного и безопасного.

8. Берегите себя! Ребенку, переживающему кризис, очень нужны любящие и спокойные родители. Если вы не найдете способ, как восстанавливать свои силы, вы просто не сможете справиться со всеми истериками и капризами карапуза. Поэтому не геройствуйте, изображая никогда не устающих супер-родителей. Любите не только ребенка, любите себя! Дышите глубже, ищите точки опоры и источники энергии. Окружайте себя людьми, которые выслушают, поймут и поддержат.

Когда трудно, напоминайте себе, что так будет не всегда. Просто сейчас ваш малыш очень быстро взрослеет. И это здорово!

Капризный ребенок: наказать или пожалеть? Советы для родителей

Не сосчитать тех нервных клеток, которые теряют родители в бесконечных попытках угодить капризному ребенку. И надутые губы малыша вкупе с обещанием «больше никогда не дружить с мамой и папой» — самая меньшая из зол. Еще бывают горькие слезы, громкие истерики с топаньем ногами, постоянные «не хочу» и «не буду». Настоящие драмы. Разберемся, как сладить с капризным ребенком.

По мнению психологов, склонность к капризам у детей связана с их возрастными и психофизическими особенностями. И чем младше ребенок, тем ярче она проявляется. Психиатр Паула Левайн из Медицинского центра в Майами говорит, что перепады настроения в большинстве случаев — нормальная часть взросления ребенка. Важно не принимать слезы и истерики — даже если они происходят чаще, чем хотелось бы — за плохое поведение, манипуляции и эмоциональный шантаж.

В целом, для каждого возраста свои капризы. И подходы к их «ликвидации» тоже разные.

Дети до года

Грудничок пока точно не умеет капризничать в целях манипулирования. Да, зачастую он плачет, чтобы привлечь мамино внимание, но это продиктовано естественным страхом остаться одному. Но никак не эмоциональным шантажом, этими «навыками» ребенок овладеет позже.

Младенцы капризничают и психуют, потому что устали, хотят есть, заболели, заскучали или у них режутся зубы. Причин масса.

В возрасте до года малыши в силу недостаточно развитой нервной системы и банального неумения говорить не могут по-другому выражать свои эмоции. Отсюда и капризы.

Главная задача родителей — успокоиться самим и успокоить капризного малыша. Но не помешает уже сейчас учиться правильно реагировать на слезы ребенка, иначе проблем с истериками в дальнейшем будет гораздо больше.

Дети 1-2 лет

Кажется, что еще вчера ребенок был милым ангелочком, а сегодня он стал плаксивым и капризным. Здравствуй, кризис одного года. Зачастую именно с этим связаны перемены в поведении малыша.

Это первый возрастной кризис ребенка, с которым сталкиваются родители. Начинается примерно в год-полтора, а заканчивается к 2 годам. Психологи характеризуют этот период как начало становления собственного «Я».

Малыш мало-помалу начинает осознавать себя автономной личностью. У него зарождается целеполагание, когда «я хочу» перерастает в «надо добиться». Любым способом — иногда криками и истериками. Ребенок активно познает мир — когда ему по той или иной причине запрещают это делать, капризы становятся способом добиться желаемого. И да, малыш учится манипулировать родителями. Наблюдает за их реакцией на разные свои действия, прощупывает границы дозволенного. Важно не упустить момент, когда «настоящие» капризы перерастут в способ эмоционального шантажа.

Но не забываем, что и сейчас ребенок может капризничать и психовать по совершенно «банальным» причинам — переутомился или заболел.

Дети 3-4 лет

Капризы ребенка в этом возрасте — вполне нормальная реакция на обиду или стресс. Он пока не может «правильно» справляться с эмоциональными нагрузками.

И как раз сейчас ребенок вступает в очередной возрастной кризис, который начинается в 2,5 года и заканчивается к 4 годам. Сложный период и для самого малыша, и для его родителей. Психологи еще называют его кризисом негативизма. Ребенка будто подменили. Он капризный, плаксивый, раздражительный, на все отвечает «нет».

Психологи говорят, что это следствие становления собственного «Я» у малыша. Бессознательно он пытается отделиться от мамы и папы, доказать им, что сам все может. Вот откуда настоящие бунты против правил, установленных родителями, — крики, истерики, слезные капризы. Ребенок пока не может по-другому доказать свою самостоятельность и отстоять мнение, он психует и орет. А некоторые огрехи в воспитании только усугубляют ситуацию — например, излишняя строгость родителей.

Ребенок 3-4 лет уже достаточно хорошо понимает, что такое «хорошо» и плохо», «нельзя» и «можно». Малыш вполне способен на хитрые манипуляции, оттого и капризный частенько. Он успел понять, что громкие истерики в супермаркете обычно помогают «выпрашивать» игрушки, а слезы на детской площадке непременно продлят время прогулки.

Капризный ребенок в возрасте в 3-4 года — сигнал для родителей, призыв пересмотреть свои подходы к воспитанию. С чего все началось? В какие моменты ребенок становится невыносимо капризным?

Уйдет первопричина, прекратится и «неправильное» поведение.

Дети 5-7 лет

Капризы у детей в этом возрасте даже капризами сложно назвать. Скорее, это устоявшаяся норма поведения, привычка добиваться своего не диалогом, а криком и плачем. Манипуляции в чистом виде. Скорее всего, родителями упущен тот самый важный момент, когда еще можно было изменить свою реакцию на протесты малыша.

Поведение ребенка меняет и школа. Ему сложно перестроиться на новый режим после детского сада. Отсюда слезливость и порой неадекватная реакция на происходящее вокруг, нежелание ходить в школу, неважное поведение на занятиях. Проблемы усугубляются плохой социализацией и неуверенностью в себе. Ругать и «учить жизни» капризного ребенка бессмысленно. Важно помочь ему преодолеть очередной возрастной кризис. Когда ребенок адаптируется к школе, уйдут и проблемы с частыми капризами.

«Профилактика» детских капризов: 3 важных рекомендации

Гораздо проще предупредить капризное поведение ребенка, чем потом «лечить» это сто раз на дню. Какие приемы воспитания окажутся полезными?

Четко выстроенная система «нельзя»

Дети 1-3 лет в большинстве случаев именно на запреты реагируют капризами. Получается, что, если убрать все «нельзя», ребенок перестанет постоянно закатывать истерики. Нет, не совсем верный подход. Хотя бы в целях безопасности ребенка запреты должны существовать. Не говоря уже о нормах воспитания.

Но это должны быть четкие и конкретные запреты. Эдакие непоколебимые правила, которые нельзя нарушать — даже по выходным, при болезни или и у бабушки. Систематические же «нельзя» как раз и провоцируют протесты. Капризный ребенок рассуждает так — родители иногда разрешают ему смотреть мультики до ночи, а значит, если немного поплакать, они и сегодня сделают исключение. Если бы правило «в 9 спать» работало постоянно, то и слез по вечерам не было бы.

Ребенок должен понимать, что такое «нет»

Почему случаются те страшные истерики в магазине по поводу некупленной игрушки? Ребенок не понимает или не хочет понимать слово «нет».

Одно дело, если плачет годовалый ребенок, — скорее всего, он действительно расстроен, что мама не дала ему вон ту машинку. Гнев и недовольство малыш, естественно, выражает криком — по-другому пока не умеет. Тут нужно успокоить ребенка или отвлечь его внимание — стресс как рукой снимет.

Но совсем другое дело, когда такую истерику закатывает ребенок 3-6 лет. Родительское «нет» он воспринимает как призыв к действию. И раз он капризничает, несмотря на разумные доводы родителей, значит понимает — «еще немного поднажать, и мама с папой согласятся на все что угодно». Манипуляция, способ получить желаемое.

Если есть понимание, что родительское «нет» непоколебимо как скала, капризов в 2-4 года, когда ребенок активно прощупывает рамки дозволенного, будет минимум.

Тут опять же вопрос в четко выстроенной системе запретов. Психологи советуют всем членам семьи придерживаться одной стратегии воспитания детей. Иначе с мамой, которая периодически вместо «нет» говорит «да», ребенок будет особенно капризным — с папой-то это не поможет добиться желаемого.

И конечно, «нет» нужно не выкрикивать в раздражении, а говорить спокойно. И желательно, объяснить свой отказ.

Долой гиперопеку

Психологи советуют не делать за ребенка то, что он вполне способен выполнить самостоятельно. Плохая родительская привычка, которая со временем может стать триггером истерик и капризов. Если раз за разом выполнять за ребенка простейшие задачи — убирать за него разбросанные игрушки или одевать по утрам в детский сад — в один прекрасный момент можно услышать вполне закономерные «не хочу» и «не буду» плаксивым голосом. А зачем ребенку стараться, если мама и сама все прекрасно сделает? Он капризный, несамостоятельный, нерешительный.

В целом, гиперопека — неважный помощник в воспитании малыша. Уже в год вместе с ребенком можно убирать его игрушки, показывая ему, как правильно это делать — это закреполение полезных установок поведения. А значит в 2-3 года никаких капризов по поводу того, что нужно убраться.

Начались капризы: что делать родителям

Даже самые послушные малыши капризничают и психуют. Это нормально. И нет универсальной рекомендации, которая бы помогла моментально погасить истерику ребенка. Ведь сами причины капризов могут быть разными.

С грудничками в возрасте 6 месяцев все более или менее понятно. Нужно взять себя в руки и успокоить малыша. Тут каждый справляется как может — качает, поет песенку, дает любимую игрушку или грызунок, чтобы снять боль в деснах. Если нужно — покормить, напоить и уложить спать. «Плохие дни» случаются даже у маленьких детей — скорее всего, завтра у ребенка будет настроение получше, он не будет капризничать, психовать и плакать.

Но начиная с года, приемы «покачать и накормить» уже не сработают. Как справиться с ситуацией и быстро погасить капризы?

Переключить внимание ребенка

Возможно, малыш и не замыслил ничего плохого — начал капризничать и психовать, потому что устал или заскучал. Попробуйте переключить его внимание на что-нибудь другое. Безотказно работает с детьми 1-2 лет.

Ребенок начал капризничать в магазине? Отвлеките его игрушкой (непременно положить с собой в сумку). Или привлеките малыша к помощи — пусть достает продукты с нижних полок.

Использовать разумные доводы

Если ребенок вдруг распсиховался, попробуйте с ним договориться. После 3 лет он вполне способен понять, что за «неправильным» поведением может последовать наказание. Самое время учиться вести мирные переговоры со своим ребенком.

Конечно, обойдемся без угроз и строгих наказаний. Спокойно объясняем, почему именно «нет» и «нельзя». Скорее всего, капризный ребенок внемлет разумным доводам, когда плаксивость носит именно периодический характер.

Если нужно даем обещание сделать то, что он хочет, в другой раз. Кстати, обещание придется выполнить, чтобы не пошатнуть доверие малыша. Иначе в следующий раз уже не удастся погасить его капризы.

Прибегнуть к помощи «зала»

Прекрасный способ отвлечь ребенка 1-2 лет от собственных капризов — позвать на помощь друга, «подставное лицо».

Берем любимую игрушку малыша и говорим: «Мне очень грустно. Пойдем погуляем». Скорее всего, ребенок и забудет, что плакал. Конечно, он понимает, что это мама. Но ему непременно понравится это представление.

Действовать от противного

На трехлетку вдруг накатил «приступ» негативизма, он капризничает и психует, как это бывает в период возрастного кризиса? Когда он на все говорит «нет», попробуйте действовать от противного.

Если хотите пойти направо, говорите, что вам налево. Скорее всего, малыш начнет шагать именно направо. А когда нужно накормить ребенка мясом, скажите, что тот аппетитный кусочек ему совсем нельзя. Наверняка съест с удовольствием. Периодически, когда позволяет ситуация, можно справляться с детскими капризами именно так.

Подавить негативные эмоции ребенка шуточным боем

Если ребенок закатил истерику или капризничает дома, можно предложить ему шуточный бой подушками или мягкими игрушками. Прекрасный способ выплеснуть стресс и негативные эмоции — направить гнев в мирное русло.

Не оставлять ребенка одного

Когда ребенок капризничает и психует который час, эмоции зашкаливают — кажется, что уже невозможно это терпеть. Найдите в себе силы остаться рядом и поговорить с ребенком. Не оставляйте его наедине со стрессом.

Обнимите, прижмите к себе. Скажите, что понимаете его. Еще раз объясните запрет или, наоборот, необходимость что-то сделать. Если и это не успокоило капризного ребенка, останьтесь в комнате поблизости. Наверняка обиды скоро пройдут.

Не терять самоконтроль

Родительские крики и строгие наказания не помогут справиться с детской истерикой. Так вы показываете малышу, что совершенно беспомощны перед его капризами. И неважно сколько ему лет — год или уже пять.

Сначала нужно справиться с собственными нервами. Выйдите из комнаты, успокойтесь. Потом можно решать проблему — уговорами, разговором «по душам» или отвлечением внимания.

Читайте также  Во сколько малыши начинают переворачиваться
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector