Как уложить спать гиперактивного ребенка

Как уложить спать гиперактивного ребенка

Как уложить спать гиперактивного ребенка

Советы Комаровского, как уложить ребенка спать, особенности гиперактивных детей

Многие современные родители сталкиваются с гиперактивностью у малышей. В результате, дети трудно засыпают, нарушается режим бодрствования и сна. Родители не могут быстро уложить ребенка спать, поэтому он становится беспокойным и капризным.

Такое поведение становится неуравновешенным, возникают резкие эмоциональные всплески.

Как правильно уложить спать новорожденного?

Для новорожденного крохи важен спокойный и продолжительный сон. Родители должны приучить его к режиму. Многие врачи рекомендуют укладывать маленького ребенка без укачивания.

Но в первые месяцы жизни, родители должны обеспечить малышу телесный контакт и окружить его заботой.

Чтобы малыш чувствовал присутствие мамы и отца, можно поставить кроватку или коляску возле родительской постели.

Они легко засыпают, если их укладывают подальше от батареи, каминов и других нагревательных приборов. От перегревания дети могут стать капризными и долго не засыпают.

Когда новорожденный кроха плачет, родителям важно определить причину такого состояния. Беспокойство может быть связано с кишечными коликами, чувством голода, высокой температурой, болезненным состоянием.

Если малыш полностью здоров, то его нужно успокоить. Мамы могут положить рядом теплую пеленку, дать детскую смесь из бутылочки или покормить грудным молоком.

Многие родители отмечают, что их дети не засыпают без грудного кормления, которое становится особым ритуалом при отходе ко сну.

Во время телесного контакта малыши ощущают материнское тепло, успокаиваются и чувствуют себя защищенными.

Как вовремя уложить спать ребенка без истерик?

Новорожденные дети большую часть времени спят. Малыши в 4 месяца уже начинают капризничать перед отходом ко сну. Проблемы связаны с особенностями функционирования неокрепшей нервной системы.

Маленькие дети не могут быстро расслабляться, и отключать восприятие посторонних раздражителей.

Существует несколько способов, которые помогут уложить детей спать ночью и днем без истерик:

    В 1 год у малышей уже должен вырабатываться свой режим дня.

При первых признаках усталости необходимо сразу укладывать их в кроватку. Они становятся вялыми, капризными, зевают, трут глазки.

  • Одежда должна быть мягкой, не стеснять движения.
  • Некоторые дети хорошо засыпают под колыбельные песни, негромкую мелодию со звуками природы.
  • В комнате необходимо поддерживать комфортную температуру воздуха, уровень влажности.
  • Перед отходом ко сну не рекомендуется включать мультфильмы, и играть в шумные игры.
  • За час до сна родители должны совершать определенные действия, которые в 2 года будут ассоциироваться у малыша с засыпанием.

    Можно почитать книжку, спеть колыбельную песню, или положить рядом любимую игрушку.

    Как уложить гиперактивного ребенка за 5 минут?

    Гиперактивного малыша тяжело научить укладываться вовремя. Способы, которые действуют на спокойных детей, могут не сработать с активными крохами.

    Чтобы приучить такого ребенка самостоятельно ложиться спать, без слез и криков, придется приложить немало усилий.

    За несколько часов до сна можно поиграть в активные игры или прогуляться на свежем воздухе. Физическая деятельность должна резко смениться спокойной обстановкой.

    Можно дать малышу выпить теплый чай, почитать книгу, посмотреть картинки, послушать спокойную музыку. Такая атмосфера настроит его на сон. Все действия должны быть медленными.

    Врачи рекомендуют сменить привычный разговор на тихий шепот. Маме нужно ложиться вместе с малышом.

    Благодаря таким действиям гиперактивные дети быстро успокаиваются. Такие рекомендации действуют не только на младенцев, но и малышей в 3 года.

    Советы Доктора Комаровского

    Известный детский врач Комаровский считает, что существует несколько факторов, которые мешают детям засыпать:

      Они не хотят спать. Бывают ситуации, когда мамы укладывают малышей пораньше, чтобы отдохнуть или сделать домашние дела.

    Рекомендуется составить график для младенца, чтобы контролировать, во сколько нужно укладывать кроху.

  • Чувство голода. Перед сном ребенка прикладывают к груди или дают бутылочку с детской смесью.
  • В комнате слишком жарко или холодно.
  • Присутствие посторонних звуков и шума. Создавать полную тишину сложно и не правильно.

    Дети могут спать при любом освещении, но в момент засыпания рекомендуется сделать в комнате полумрак.

    Для организации правильного детского сна Доктор Комаровский рекомендует взрослым расставлять приоритеты.

    После выписки из родильного дома взрослые должны организовать другой режим, с учетом индивидуальных потребностей детского организма.

    Не существует строгих ограничений режима. Каждая семья может самостоятельно выбрать оптимальный график и строго придерживаться его.

    Доктор Комаровский настоятельно рекомендует решить, где и с кем будет спать малыш:

    Вариант сна для крохиОсобенности
    Детская кроватка находится в комнате родителейДети могут спать вместе с родителями с момента рождения и до трех лет
    Кроватка в детской комнатеЭто наилучший вариант для малышей старше одного года
    Совместный сон с родителями в одной кроватиСегодня многие мамы практикуют такой вариант. Но, большинство педиатров сходятся во мнении, что такая организация детского сна не делает их здоровыми

    Доктор Комаровский советует взрослым не бояться будить кроху, который не хочет просыпаться.

    Это касается дневного сна, чтобы малыш быстро засыпал вечером. У каждого ребенка своя суточная потребность во сне.

    Полезное видео

    Гиперактивный ребенок — как укладывать спать

    Все о гиперактивности. Как помочь уснуть гиперактивному ребенку — как укладывать спать гиперактивного ребенка? Гиперактивность в настоящее время не является непонятным и новым феноменом. Если обратиться к статистике, то в каждой третьей-пятой семье появляются на свет гиперактивные детишки. Гиперактивный ребенок — нормальный малыш! По началу мамы с папами воспринимают достаточно нормально чрезмерную подвижность своего малыша и невообразимое желание все узнать и все увидеть сразу, но уже ближе к школе и даже в старших группах детских садов, излишняя активность становится на пути к знаниям преградой.

    Не забываем хорошо погулять с ребенком, чтобы он подустал. Главная цель мамы при этом — подобрать одежду, которая максимально защитит ребенка как от холода, так и от перегревания. Одежду нужно подбирать правильно, по размеру. Но бывает очень трудно определить детский размер одежды по возрасту http://deti-odezhda.ru/detskie-razmery-odezhdy-v-rossii.html — смотрите таблицы детских размеров одежды в России и Европе — будет проще подобрать то, что удобно будет вашему малышу!

    Гиперактивный ребенок

    Гиперактивный ребенок — как укладывать спать

    Детские психологи чрезмерную подвижность детей называют синдромом двигательной гиперактивности и недостатка внимания. Гиперактивному ребенку сложно задержать внимание на каком-то одном предмете, ведь ему интересно сразу все.

    Как же определить, ваш малыш гиперактивный или просто имеет очень «живой» характер? Помимо общих признаков как с обычными активными детьми, в нашем случае гиперактивность также проявляется в том, что ребенок пытается быстро разговаривать, быстро передвигаться, все хватать и трогать, дергать руками.

    Дети имеющие этот синдром в своем поведении неуравновешенные, склонны к частой смене настроения: практически за несколько секунд громкий радостный смех может превратиться в рыдания в захлеб.

    Гиперактивным детям нравится быть в центре всеобщего внимания, они любят находится в шумной толпе озорников, нередко эту толпу пытаются заводить, стараются проявлять качества лидера. Но из-за того, что им сложно и они не умеют концентрироваться на одном предмете, они почти всегда рассеянны, не могут собраться и даже неуклюжи.

    Гиперактивный ребенок, который к вечеру уже переутомился и устал, все равно торопится узнать всё новое и интересное, и даже перед сном его познавательная деятельность ни сколько не уменьшается. Во время ночного сна дети часто ворочаются, даже падают с кроватей, видят различные сны, в которых тоже куда-то торопятся и бегут, что-то стараются узнать.

    Подобная болезнь, или даже скорее особенность в характере ребенка, как гиперактивность, способна дать о себе знать уже в первый год жизни. Сон днем практически всегда становится огромной проблемой для таких подвижных детей. Также их очень сложно заставить соблюдать режим в детских садах, не говоря уже о рационе питания.

    И при первых признаках проявления гиперактивности у ребенка, родителям нужно сразу же обратиться к специалисту. Опытный детский психолог определит точный диагноз и поможет советами, как уложить спать гиперактивного ребенка, чтобы у него не копилась усталость, и малыш смог познавать мир, который его окружает радостно и весело.

    От каких причин возникает гиперактивность у детей? Несомненно, даже психологи не могут дать точный ответ тому, что является причиной появления гиперактивности. Но все же есть несколько точек зрения, такие как: предрасположенность на фоне генетического уровня, последствие социально-психологической обстановки, или во время родов возникли родовые травмы.

    Не так важно, из-за чего именно появилась гиперактивность, намного важнее вовремя и правильно начать ее корректировать. При помощи квалифицированного специалиста в этой области, родителям быстро и эффективно удается научить ребенка все свои действия, эмоции и порывы контролировать.

    Как укладывать спать гиперактивного ребенка

    Теперь ответим на вопрос: Так как же помочь гиперактивному ребенку заснуть?

    Чтобы гиперактивный ребенок спокойно спал, сделать это достаточно не просто, но постараться нужно.

    Родителям в течении всего дня, а особенно ближе к вечеру, нужно воздержаться от общения с малышом на повышенных тонах, не ругаться и не ссориться. Не нужно всегда думать и говорить о излишней подвижности ребенка, он не виноват, он ведь просто родился таким. Как укладывать спать гиперактивного ребенка — терпеливо и с пониманием!

    Очень важно ребенка хвалить, но без фанатизма.

    Психологи рекомендуют для гиперактивного ребенка делать много ограничений.

    Для гиперактивного ребенка нужен четкий режим дня. Весь его день должен быть по плану: подъем, завтрак, прогулка, обед, сон и далее. Строгое соблюдение дневного режима ребенку даст больше уверенности. Даже если придется спать на новом месте малыш сможет спокойно заснуть, если перед сном повторить привычный для него домашний ритуал перед сном.

    Нужно играть с ребенком больше в активные игры. Во время активных прогулок и занятий ребенок сможет потратить свою накопившуюся энергию, что естественно вызовет усталость, поэтому сон его будет намного спокойнее и крепче. Из большого разнообразия нужно выбирать игры командные, но не носящие агрессивный характер.

    Хотя, есть психологи, которые говорят, что игры с агрессией помогают всю негативную энергию выплеснуть наружу. Если ребенок хочет кого-то стукнуть, то пусть стучит палкой по земле, а если хочет камнями бросаться, то дайте ему мячик — пусть побросает его в стену или баскетбольное кольцо и так далее.

    Не нужно также забывать и о питании ребенка. Вредная пища, в которой много жиров и углеводов, непременно, отяготит желудок и организм ребенка в целом. Он будет себя чувствовать неуютно и испытывать дискомфорт. Нужна пища более здоровая, такая как: кисломолочные продукты, всегда свежие овощи и фрукты, различные каши, нежирное мясо и рыба, печень. Яйца и киви, вообще кладезь витаминов.

    Медикаментозное лечение этой болезни — применение специальных лекарств. Все лекарства должны быть строго выписаны только врачом, так как они угнетающе влияют на нервную систему. Применять такие лекарства нужно только после консультаций с врачом (и не одним!) и в строгом соответствии с дозировкой.

    Поможет снять гиперактивность и массаж, он успокоит и расслабит. Теплые нежные ручки мамы, которые массируют тело ребенка, способны оказать просто потрясающий поразительный эффект. Здесь не нужна особая техника массажа, обычный массаж способен оказать положительное действие. Пусть мамина любовь к малышу руководит ее руками, пока они станут двигаться по крошечной спинке, ручкам и ножкам.

    Всем родителям гиперактивного ребенка приходится достаточно сложно. И не только из-за того, что за сложно угнаться за ребенком. Другие родители и дети нередко жалуются, а ведь это всегда ужасно неприятно. Помните о том, что ребенок, который гиперактивный, не хуже и не лучше остальных детишек.

    Гиперактивность ребенка не считается болезнью. Любовь родителей, а также их ответственность, забота и строгость, которые взяты в правильном соотношении, способны помочь малышу справится со всеми трудностями.

    Смотрим видео советы — как укладывать спать ребенка:

    Как укладывать спать гиперактивного ребенка — так куча нервов у родителей. Успокойтесь сами, прежде всего — скоро малыш подрастет и самое трудно непременно останется позади!

    Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

    СДВГ у детей и расстройства сна

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – расстройство, которое характеризуется устойчивой недостаточностью внимания, гиперактивностью, импульсивностью.

    • Нарушение внимания проявляется как сложность в концентрации (сосредоточении) на одном деле, на выполнении монотонной, скучной, долгой деятельности, например, домашней работы или уборки. При этом ребенок легко переключается на что-то яркое, громкое, может надолго увлечься мультфильмом или любимой игрой на компьютере. Следует помнить, что возможности внимания у детей разных возрастов значительно отличаются.
    • Импульсивность проявляется в необдуманном следовании за своими желаниями — импульсами, про таких детей говорят «сначала делает, потом думает». Детям сложно остановиться, рассчитать последствия своих действий, дождаться своей очереди или довести дело до логического конца.
    • Гиперактивность – активность, которая часто носит как бы «избыточный» характер – ребенок суетлив, неусидчив, его тело постоянно находится в движении (он болтает ногами, щелкает ручкой, сгибает страницы книг и т.д.).

    СДВГ наблюдается как у детей, так и у взрослых. Только взрослый, вероятнее всего, уже подобрал свои способы справиться с симптомами, возможно, столкнулся с осуждением, неприятием, раздражением окружающих, и умерил свой уровень притязаний, отказался от некоторых возможностей. Без соответствующего лечения синдром дефицита внимания и гиперактивности может создавать серьезные трудности в учебе, работе и повседневной жизни.

    Поведение детей с СДВГ зачастую несоответствует ожиданиям родителей, что может приводить к конфликтам и трудностям взаимоотношений в семье. Таким детям труднее чем другим выполнять монотонные и однообразные задания, в том числе школьные, запоминать длинные инструкции. Они могут неожиданно ударить или начать громко кричать, если их расстроили или обидели.

    Типы СДВГ у детей

    Принято выделять три типа синдрома дефицита внимания и гиперактивности в зависимости от наиболее выраженных особенностей, сильнее всего влияющих на поведение:

    • СДВГ-Н (невнимательность). В большей степени дефицит внимания при неярко выраженной гиперактивности – чаще всего бывает у детей, о которых говорят, что они «задумчивые», медлительные, рассеянные,»как во сне». При достаточных интеллектуальных способностях им нужно больше времени, чтобы понять новый материал в школе. Считается, что данный тип чаще всего встречается среди девочек.
    • СДВГ-ГИ (гиперактивность импульсивность). В большей степени импульсивность и гиперактивность у детей может проявляться в необдуманности, нетерпеливости, вспыльчивости, сложности при выполнении монотонной работы, протестном поведении. Таким детям сложно следовать дисциплине и принимать правила.
    • СДВГ-К (комбинированный). Смешанный или комбинированный тип – встречается чаще всего. При нем меньше всего импульсивности при равно выраженных гиперактивности и невнимательности.

    СДВГ и нарушение сна

    Американский педиатрический институт сообщает о высокой распространенности нарушений сна у детей с СДВГ – от 25 до 50%. При этом часто данные нарушения остаются без внимания и соответствующего лечения.

    Расстройства сна влияют на когнитивное, эмоциональное и физическое состояние ребенка, а это может вторично усиливать симптомы основного заболевания.

    Иерусалимские исследователи провели опрос среди подростков и выявили, что у подростков с нарушениями сна наблюдается усиление гиперактивности и ухудшение концентрации внимания, появляется дневная сонливость. С помощью психологического тестирования у них были выявлены ухудшения внимания, способности к самоорганизации и снижение эффективности использования информации. Несмотря на достаточные способности, их достижения были ниже, чем у подростков без нарушений сна. Это говорит о том, что они не могли в полной мере их демонстрировать. Они испытывали меньшую удовлетворенность жизнью по сравнению с детьми без нарушений сна, а также сообщали о депрессивных переживаниях, эмоциональных трудностях, повышенной чувствительности.

    Формы расстройств сна при СДВГ

    При 1-м типе СДВГ у детей чаще бывает дневная сонливость и увеличение времени сна, а для 3 типа в большей степени характерны инсомния (расстройство сна), беспокойство, ночные пробуждения и кошмары, а также чаще проявляется синдром периодического движения конечностей.

    По данным опросов родителей, проведенных американским педиатрическим институтом, чаще всего у детей встречаются жалобы на трудности засыпания, удлиненный период отхода ко сну, парасомнии (необычное поведение и действия, возникающие перед засыпанием, во время сна или сразу после пробуждения), частые ночные пробуждения, кошмары, снижение общего времени сна, дневную сонливость, нарушения дыхания во время сна. Жалобы на выраженность этих нарушений были связаны в том числе с силой симптомов СДВГ – недостаточности внимания, импульсивностью, гиперактивностью.

    При наличии у ребенка нарушений сна специалистам также бывает важно изучить особенности детско-родительских отношений и возможные трудности, значимость сна ребенка для родителей, неустойчивость сна ребенка в домашних условиях. Такие темы могут стать повесткой обсуждения и коррекции с психологами отделений во время госпитализации.

    Нарушение качества сна и его недостаток могут приводить к дневной сонливости, что оказывает непосредственное влияние на концентрацию внимания, память, мышление, эмоциональное состояние.

    Нарушения сна требуют консультации специалиста в том числе при симптоматике, напоминающей СДВГ. Сходные проблемы с концентрацией внимания, памятью, отвлекаемостью и эмоциональными состояниями могут иметь совершенно разную природу нарушений. Поэтому важно разбираться в первопричине и своевременно обращаться к врачу.

    Причины нарушений сна у детей с СДВГ

    Причины, которые могут оказывать влияние на качество сна при СДВГ, могут быть разнообразными. Выделим некоторые:

    • Побочные эффекты применяемых препаратов. Чаще всего для снижения выраженности проявлений СДВГ назначают лекарства, у которых есть небольшая вероятность вызвать расстройства сна. По данным исследований, проведенным в одном из институтов в США, это наблюдалось у 15-20% детей. Наличие побочных эффектов ни в коем случае не значит, что нужно менять схему лечения самостоятельно или отказываться от приема лекарств, это может привести к ухудшению состояния! Однако, если вас что-то беспокоит, об этом обязательно должен знать лечащий врач. Врачу важно сообщать о всех применяемых препаратах или альтернативных методах, особенностях жизни. Это поможет ему выстроить схему с учетом ваших привычек и сочетаемости препаратов друг с другом.
    • Сопутствующие расстройства. При СДВГ в нарушения сна могут вносить вклад сопутствующие заболевания и состояния: расстройства настроения (например, депрессия), тревожное расстройство, диссоциальное расстройство, трудности обучения (например, дислексия), тики, синдром Туретта.
    • Симптомы СДВГ сами по себе могут влиять на нарушения сна. Например, дети с СДВГ часто жалуются на большое количество мыслей при засыпании, состояние бодрости и даже возбуждения, ищут занятие, которое их сможет отвлечь, чтобы «скоротать» время до засыпания. Некоторые родители пытаются решить проблему, укладывая ребенка спать раньше. Это ведет к тому, что ребенок дольше лежит в кровати, привыкая себя чем-то занимать, время до засыпания только увеличивается, а эффективность сна снижается.

    Лечение СДВГ у детей. Помощь детям с нарушениями сна

    Проблемы со сном влияют на выраженность симптомов заболевания у ребенка, а значит, являются фокусом пристального внимания специалистов. Для того, чтобы иметь полную картину особенностей сна специалистам нужна информация о лекарствах, которые принимает ребенок, сопутствующих расстройствах, об отношениях в семье и привычках, связанных со сном. Это включает детальную информацию о времени отхода ко сну и времени пробуждения, возможных ритуалах перед сном (например, чашка молока, прием душа, игра в телефоне), наличии пробуждений ночью или сонливости днем. Специалисту также важно знать о времени начала нарушений сна.

    Рекомендуем заранее подумать, уточнить информацию, выписать себе основные пункты, чтобы у врача была возможность ознакомиться с полной картиной состояния ребенка. Для этого вы можете вести специальную ежедневную таблицу, разлинованную на 24 часа по столбцам и по строчкам на 14 дней, где будете указывать время укладывания, время подъема, раскрашивать время непосредственного сна, отмечать некоторые привычки, которые, как вы думаете, могут влиять на сон ребенка (например, игра в телефон, прием душа, подвижная игра, прием дополнительного препарата). Эта таблица может быть основой для разговора с врачом и другими специалистами.

    Специалист может детальнее расспросить о трудностях укладывания, ночных пробуждениях, чтобы лучше понять причины расстройств. После сбора анамнеза врач может рекомендовать провести дополнительные исследования с помощью актиографии (мониторинг активности сна), полисомнографии (компьютерное исследование сна) и множественного теста латенции сна, а также сдать дополнительные анализы.

    СДВГ у детей часто сопровождается трудностями в самоорганизации. Большинство симптомов СДВГ, такие как прокрастинация (откладывание важных и нужных дел «на завтра»), расстройства настроения, проблема распределения энергии и мотивации, могут оказывать влияние на сон. Усиливается вероятность закрепления порочного круга, в котором неэффективный сон влияет на настроение днем, что также может сказываться на ухудшении концентрации внимания и снижении мотивации, что, в свою очередь, может усиливать проблемы со сном, закрепляя снижение продуктивности.

    Подход к коррекции нарушений сна требует изучения многих факторов, которые могут относиться к разным «уровням» помощи – от поведенческой коррекции до фармакологической поддержки.

    Читайте также  Болит грудь когда ребенок сосет

    Специалисты могут дать советы по психогигиене сна, например, что следует ограничить возбуждающие стимулы (телевизор, гаджеты, шумные игры и т.д.) заблаговременно до укладывания ребенка, заменив их расслабляющими занятиями и умеренной физической активностью днем. Также может быть полезным ведение дневников, чтобы отслеживать время засыпания и пробуждения.

    Для детей с СДВГ в рамках поведенческой и семейной терапии могут быть полезными согласование четкого режима дня, установление семейных правил, с которыми все согласны и четко им следуют. Это значительно поможет ребенку лучше ориентироваться в ситуации, научит самоорганизации. При отходе ко сну для детей важно ввести ритуалы, которые могут давать сигнал организму о приближении сна.

    Специалисты Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ всегда готовы прийти на помощь и подробно, понятно разъяснить детали, подобрать варианты, подходящие именно вашему малышу, оказать поддержку в непростом деле по изменению мешающих привычек поведения. При наличии трудностей засыпания от большого количества мыслей для детей и подростков может быть полезной индивидуальная когнитивно-бихевиоральная терапия, когда ребенок учится лучше понимать свои мысли и эмоции. Медикаментозное лечение обычно прописывается в случае, если методы психологической коррекции и психогигиены оказались недостаточно действенными.

    Жорина Яна, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

    Как уложить ребенка спать

    Очень часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда вечером ребенок наотрез отказывается ложиться спать. Он хочет играть, смотреть мультики, а на любые попытки уложить его в кровать отвечает отказом или вовсе закатывает истерику. В итоге обессиленные родители срываются на крик, малыш все равно засыпает ближе к ночи, а с утра все просыпаются совершенно разбитые и не в настроении.

    Детские психологи уверяют: ваш малыш не хочет засыпать совершенно не потому, что у него скверный характер или он это делает назло вам. Иногда ребенок слишком переутомился, перевозбудился и не может уснуть. Или его пугает темнота, а может, кроха боится монстров, которые прячутся в шкафу или под кроватью. Не стоит отчаиваться: достаточно выполнять несколько простых правил, и каждый вечер малыш будет с радостью и без слез бежать в свою кроватку.

    У ребенка должен быть четкий режим дня

    Детские психологи подчеркивают, режим дня – это залог физического и психологического здоровья ребенка и его родителей. Чем меньше резких нововведений, изменений в жизни малыша, тем безопаснее он воспринимает мир, чувствует себя спокойно и хорошо. Так что постепенно приучайте ребенка просыпаться в одно и то же время, умываться, делать зарядку, завтракать, обедать и ужинать в одно и то же время. Дневной сон, время для игр и занятий и прогулки тоже должны быть четко прописаны в графике дня малыша.

    — Когда для ребенка все предсказуемо, у него есть чувство безопасности и стабильности. У малыша нет повода для лишней тревоги, он знает, что в определенное время ему нужно ложиться спать. Режим дня – просто палочка-выручалочка, так как отход ко сну ребенка в этом случае будет не неожиданным, а предсказуемым. Но даже несмотря на четкий режим дня необходимо помнить, что малышу еще сложно самостоятельно следить за временем. Поэтому предупреждайте ребенка заранее, что нужно постепенно завершать игры и готовиться ко сну. Можно вместе с малышом отправить все его игрушки спать, — подчеркивает детский психолог, арт-терапевт, автор книги «5 секретов НЕ кричащей мамы» Елена Бурьевая.

    Заранее предупреждайте ребенка, что он скоро отправится спать

    Придумайте ритуалы приготовления ко сну

    Ребенок с радостью будет ждать вечера и время, когда пора ложиться спать, если вы придумаете с ним какие-то приятные ритуалы, а также проведете с крохой время, не отрываясь на других членов семьи или домашние дела.

    — Очень хорошо помогают ритуалы ко сну, которые также необходимо выполнять регулярно. Знакомая игрушка, пеленка, соска, чтение детской сказки, колыбельная, массаж – такие «якоря» помогают ребенку играть, развиваться, спокойно воспринимать окружающий мир и, конечно, укладываться спать. А родителям, в свою очередь, предстоит реже встречаться с истериками, страхами и капризами малыша, — подчеркивает детский психолог.

    Успокойте малыша, если он слишком возбужден и не может уснуть

    Но иногда не ритуалы, ни теплая расслабляющая ванна, ни уговоры не помогают – ребенок сердится, плачет и не хочет ложиться в кровать. В чем же причина такого поведения?

    — У крохи могут быть проблемы с засыпанием, если после дневного сна прошло слишком мало времени активности перед ночным сном, или ребенок перевозбудился в течение дня. Оцените эмоциональное состояние ребенка, возможно, он переутомлен. При этом совершенно неважно, какие эмоции преобладали в течение дня – позитивные или отрицательные. Помогите малышу эмоционально разгрузиться. Хорошо помогают игры с песком, водой, красками, пластилином. Если вы чувствуете, что ребенок настолько перевозбужден, что это состояние уже переходит в агрессивное поведение, предложите ему помять или порвать лист бумаги или побить подушку. Крохе сложно после подвижных игр лечь в кровать, поэтому обязательно дайте время ему успокоиться. Дайте ему попить воды, обнимите, сделайте расслабляющий массаж, почитайте книжку, а лучше всего заканчивайте активные игры за час до приготовления ко сну, — советует автор книги «5 секретов НЕ кричащей мамы» Елена Бурьевая.

    Как уложить спать гиперактивного ребенка

    Все дети разные, как и их родители. Есть такие, которых оставишь поиграть в комнате, приходишь через час, а он сидит там, где его усадили — и комната цела и невредима. Ребёнок построил солдатиков в ряд и командует сражением или тихо рассаживает плюшевых зверей и читает им сказку. Можно пойти ещё поработать или отдохнуть, пока он занят главной развивающей деятельностью — игрой.

    Есть и совершенно другой тип детей. Вы на секунду отворачиваетесь, а когда поворачиваетесь и … мука на полу, кот засунут в плиту, а ребёнок балансирует на неустойчивой табуретке. А вы ведь десять раз говорили ему не вставать туда! Но встал, потому что пытается достать кухонный комбайн (зачем?!) с верхней полки кухонного гарнитура… или уже достал. С такими детьми просто невозможно сходить спокойно в супермаркет за продуктами. Вы на секунду отвлеклись, а ребёнок заметил новые елочные игрушки и убежал. Хорошо, если пока бежал, не отвлёкся на красивую башню из стеклянных бутылок и не попытался достать и посмотреть одну из них, разбив штук пять рядом.

    Таких детей называют гиперактивными. Кто-то говорит, что у них СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности, но чаще про них можно услышать «Эй, мамочка, почему вы не воспитываете своего ребёнка? Успокойте его».

    Почему он такой?

    Как справиться с такой вырывающейся наружу активностью? Важно помнить, что у таких детей совершенно нет встроенной задачи всех расстраивать и выводить из себя. Они совсем не планируют делать жизнь сложной — ни вашу, ни собственную. Но подобно тому, как некоторым детям трудно научиться читать, детям с СДВГ трудно научиться управлять своим вниманием, временем и пространством. Многие из них не могут выносить разочарования, проявлять гибкость в поведении и эффективно решать свои проблемы. Так же, как соединение букв в слова — это приобретенный навык, гипер-ребенку может потребоваться дополнительная поддержка в обучении и развитии этих навыков. А стороны родителей будут нужны невероятное терпение, понимание, настойчивость, а также изучение темы и обучение себя и ребенка обращаться с активностью. Но оно того стоит! Говорят, что практически все великие путешественники и некоторые изобретатели были с СДВГ, но тогда им никто не ставил диагноз.

    • Родители таких детей воспитывают и почти наверняка стараются изо всех сил. Это не невоспитанные дети. Это дети, нейрофизиология которых не позволяет им сидеть смирно. Таких детей воспитывать в классическом смысле «сядь тут и смотри на меня, вот как надо» гораздо сложнее, и успокоить такого ребенка очень непросто. Поэтому самый первый совет — наденьте маску сначала на себя, потом на ребёнка.
    • С гиперактивным ребёнком родителям нужно много внешних ресурсов и внутренних сил. Поэтому абсолютно нормально, если в какой-то момент вы будете снимать маску «идеального» родителя и заботиться только о себе — не научившись этого делать, трудно будет воспитать этот сгусток энергии, который вам довелось получить в качестве вашего любимого сына или дочери.
    • Всем родителям гиперактивных детей важно понимать, как работает мозг таких детей, его нейрофизиологию. Многое из того, что мы сегодня понимаем о СДВГ, мы узнали за последнее десятилетие. По мере того, как вы будете получать больше информации и осознаете, как именно СДВГ действительно влияет на все аспекты жизни вашего ребенка, вы заметите изменения в том, как вы смотрите на него и взаимодействуете с ним. Это поможет вам развить детскую уверенность, стойкость и жизненные навыки, а еще вы станете больше осознавать, как можно изменить свой стиль воспитания, чтобы он соответствовал потребностям вашего ребенка.

    Разгоняемся и тормозим

    Устройство мозга гипер-детей можно схематично представить в виде мотора от современного «суперкара» с тормозами от старенького автомобиля прошлого века. Поэтому, во-первых, такой сильный мотор не может без движения, вы никак не можете это остановить, но вы можете возглавить это! И, во вторых, тормоза остаются так себе, и сами, без помощи, точно не остановятся.

    Поэтому мотор от современного атомобиля надо активно загружать работой. Найдите ребёнку место, где он ежедневно сможет использовать свой супермощный мотор. И не стоит предполагать (и нет даже смысла расстраиваться из-за этого), что такой мощный мотор не сможет работать без внешних, вами организованных, рамок: ни постоять спокойно в очереди в супермаркете, ни дать вам комфортно посидеть с друзьями, тихонько играя в комнате, ребёнок не сможет, давайте будем реалистами!

    Что нужно энергичному ребенку

    • Максимум физической активности — зарядка, подвижные игры, танцевальные «пятиминутки» , с портивные кружки и секции.
    • Активные прогулки. Постепенно учите ребёнка гулять самостоятельно, начиная с замкнутых безопасных детских площадок, где мама или папа могут хотя бы немного посидеть, а не скакать за ним как взмыленные кони. Для гипер-детей это навык, который имеет смысл отрабатывать отдельно в течение всех лет детства, с использованием всех правил безопасности (понимание, что нельзя общаться с посторонними взрослыми, уходить площадки или из двора, регулярно звонить )
    • Разумное отношение к гаджетам и компьютерному времени: когда ребёнок спокойно сидит и играет в «стрелялку», супермощный мотор только накапливает энергию, которая точно будет реализована — и скорее всего в самое неподходящее для вас время.
    • Планирование. Если ребёнка ждет сложное для него занятие, в котором ему потребуется приложить немало усилий, постоянно будут требоваться внешние, то есть родительские, тормоза (например, очередь, длинная дорога, поездка в машине ), и вы чувствуете, что он потенциально в состоянии с этим справиться — обсудите все заранее. Объясните ребёнку ваш план, заранее придумайте различные дополнительные, но не обязательные занятия в процессе, которые помогут ему пережить сложное и длительное дело, держите про запас еду, воду, конструктор, новые игры, идеи, загадки и задания.

    Теперь про тормоза от «старенького автомобиля»: если ребёнок включает мотор, то вы нужны ребёнку «постольку-поскольку», «газануть» он и сам может. У него с этим отлично! Вам бы только направление ограничить, чтобы «газавал» в нужную сторону. Когда же мы говорим о тормозах — без родителей и других взрослых совсем никуда. Никаких серьёзных механизмов для тормозов при такой силе мотора природа не придумала. И мотор может иногда перегреваться и «кипеть». Как это может выглядеть на практике? Ребенок переиграл и не может успокоиться, перевозбудился и началась истерика. Что же делать?

    • Знать про сложности со встроенной моделью тормозов. Контролировать, не доводить по возможности до ситуаций «перегрева», помогать затормозить. Чтобы понять точки перегрева, можно последить за поведением ребёнка в течение недели-двух. Записывайте каждый случай «перегрева» в тетрадь — а также то, в каких обостоятельствах он возник, что было перед ним. Затем изучите записи, выявите общие закономерности и отслеживайте их: у 100% детей можно увидеть предвестники ухода в неконтролируемый занос.
    • Чтобы затормозиться, важно переключить на другую активность: если бегали — учимся кувыркаться или пробуем упражнение на ловкость и баланс. Дать заняться новым делом, вручить новую игрушку. Предложить что-то неожиданное: пока будет происходить переключение скоростей, торможение сработает.
    • Предупреждайте других. Вы выяснили предвестники перегрева? Знаете 5 вариантов торможения, которые работают для вашего ребёнка? Напишите инструкцию: «Если вы заметили у моего ребёнка таккое поведение (список признаков), вот что помогает ему ребёнку остановиться (несколько способов затормозиться). Снабжайте этой инструкцией всех, с кем контактирует ребёнок: бабушек, дедушек, воспитателей детского сада. Вам ведь нужно время, чтобы иногда отдыхать и приводить в порядок себя, а в это время он сможет побыть с другими взрослыми в безопасности с вашей инструкцией.

    Пока мы обсудили только часть поведения таких детей, а именно гиперактивность. Проявления и следствия похожи на суперсильный мотор с тормозами от старенького автомобиля. Зная про свойства и удерживая в голове потенциальные достоинства и проблемы такого мотора, будет легче с ним взаимодействовать. Но обычно в проявлениях таких детей очевидна только часть про энергию и «гипер», упускается из виду другая часть, связанная с трудностями внимания и саморегуляции. Ребенок переключается с дело на дело не только потому, что «мотор гонит», а ещё потому, что внимание скачет: в примере с машиной это можно сравнить с плохо управляемым рулём. Мотор сильный, тормоза слабые, а с рулем вообще непонятно — то маленький поворот руля вызывает движение колёс на 90 градусов, то два оборота руля, а колёса как ехали, так и едут. В следующий раз обсудим, как с этим справляться!

    Читайте также:

    Фото: Halfpoint, LightField Studios, fizkes, Yuganov Konstantin/Shutterstock

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector