Комментарии к ст 1913 коап рф

Комментарии к ст 1913 коап рф

Комментарии к ст 1913 коап рф

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 19.13 КоАП РФ. Заведомо ложный вызов специализированных служб

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 19.13 КоАП РФ. Заведомо ложный вызов специализированных служб

Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Статья 19.13 КоАП РФ. Заведомо ложный вызов специализированных служб (действующая редакция)

Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 19.13 КоАП РФ

Вызов гражданином специализированных служб без надлежащих оснований для этого квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

Данное правонарушение совершается умышленно. Вызов специализированных служб гражданином, убежденным в наличии соответствующих обстоятельств, под воздействием заблуждения, обмана или иных факторов, наличие которых несовместимо с квалификацией признаков умышленной вины, нельзя рассматривать в качестве данного административного правонарушения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями (см. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1).

Комментарии к ст 1913 коап рф

Статья 19.13. Заведомо ложный вызов специализированных служб

Заведомо ложный вызов пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи или иных специализированных служб

Что-то тема заглохла, никто не работает по данной статье!?

В общем, нужен совет.

В ДЧ поступает тел. сообщение от гражданки М, о том, что в кв. 12 по ул. им. Нургалиева в гор. Дураков она слышит шум борьбы, крики о помощи. Выдвигаюсь совместно с нарядом ППС по вышеуказанному адресу. Уже представляю себе там, как минимум резню бензопилой. Прибываем, в кв. 12 семья с двумя малолетними детьми смотрим кинофильм «Гарри Потер». Немного недоумеваем. Далее хозяин семейства поясняет мне, что приходила к ним в квартиру, «синяя» незнакомая женщина. И предъявляла претензии по поводу того, что в их квартире кого-то убивают и расчленяют, что жутко мешает ей отдыхать. На данную претензию, была послана хозяином квартиры на детородный орган. Семью опрашиваю по данному факту и направляюсь этажом ниже, где якобы проживает вышеуказанная женщина.
Дверь открывает мне «синяя» женщина. Данную женщину я знаю, ранее проходила у меня по материалам проверок. Она будучи в трезвом состоянии, может взорвать мозг, не хуже разрывной пули. На «Д» учетах не состоит, ранее не привлекалась. Одним словом ее можно описать — «постоянная жертва противоправных деяний».
Так вот, эта «синька» говорит мне, что звонила в отделение полиции и сообщала о совершаемом преступлении. (Сразу оговорюсь, дежурному она сообщила о себе, совершенно «левые» установочные данные). Я вежливо объясняю «синьке», что этажом выше все хорошо, и пытаюсь выяснить, где-же произошла беда. На что «синька» заявляет мне, что все полицейские «нехорошие люди и дармоеды», что всех она «вертела» опять же на детородном органе, после чего благополучно захлопывает входную дверь. После чего, уже через закрытую дверь, заявляет, что только работники прокуратуры смогут помочь ей в борьбе со «вселенским злом»! Обещает утром сообщить самому главному прокурору, что я дескать, «бездарный участковый», зря кушаю, свой хлебушек и удаляется вглубь квартиры.
Я, строя уже коварные планы по поводу страшной мести в отношении неблагодарной «синьки» удаляюсь совершать поквартирный обход. В ходе «поквартирки» установлено, «синька» спускалась этажом ниже и заявляла хозяину кв. № 6, что у него дома так же кого-то душат и убивают. Хозяин квартиры, капитан 1 ранга в отставке, применяя накопленный военно-морской сленг желает ей удачного плавания. Опрашиваю и его по поводу этого всего идиотизма.
В итоге, полный поквартирный обход дома — везде все хорошо и спокойно.
В общем возвращаюсь в ДЧ, сдаю накопленные «мемуары» и ваяю еще пару красноречивых рапортов по поводу произошедшего идиотизма. ППС так же ваяет рапорт. Телефонное сообщение в ДЧ от «синьки» зафиксировано на «Незабудку»

__________________
Как-то под присягой я давал клятву мочить таких, как ты, по мере сил. А сил у меня немеряно. (с)

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса

Ст. 1 КАС РФ

1. Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также — суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

2. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

1.1) об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также — экзаменационные комиссии);

6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

3. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:

1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

2) о прекращении деятельности средств массовой информации;

2.1) об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису;

3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее — административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);

4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее — иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее — специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее — административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении);

5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также — административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);

6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке;

9) о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.

3.1. Заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном настоящим Кодексом.

4. Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

5. Положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к Статье 1 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментарий к части 1

1. Гражданин вправе оспорить в суде любые акты государственных, иных органов, а также действия должностных лиц, ущемляющие его права .
———————————
См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 года N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» // Сборник постановлений Конституционного Суда РФ, Верховных Судов СССР и РФ (РСФСР) по гражданским делам / Сост. А.П. Рыжаков. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. С. 550.

Комментарий к части 2

1. В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего могут быть обжалованы (оспорены) в суд. Никаких исключений из этой нормы в Конституции РФ не предусмотрено .
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 7 августа 1997 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. N 12. С. 8 — 9.

2. По ст. 1 КАС России в суд могут быть оспорены следующие действия:

— направление военнослужащего срочной службы для прохождения службы в Чеченскую Республику;

— отказ военнослужащему в выделении жилья;

— отстранение бортового инженера-испытателя от полетов на неопределенный срок и др.
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения, нарушающие их права и свободы, за 1995 год.

3. Арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц. Соответственно требования организаций и граждан-предпринимателей о признании неправомерными действий должностных лиц, нарушающих их права и охраняемые законом интересы, подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если обжалуемые действия не были оформлены распорядительными или иными документами .
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 года N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» // Сборник постановлений Конституционного Суда РФ, Верховных Судов СССР и РФ (РСФСР) по гражданским делам / Сост. А.П. Рыжаков. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2001. С. 551.

4. Согласно статье 1 КАС РФ, дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений рассматриваются по нормам КАС РФ не в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а по правилам предусмотренного ГПК РФ искового производства, в том числе с соблюдением общих правил подсудности, как дела по спорам о защите субъективного права.

5. Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не предусмотрена ответственность суда или судьи за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом или судьей решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного решения или иного судебного акта. Действия судьи при рассмотрении конкретного административного дела регламентируются нормами КАС РФ, в соответствии с которыми предусмотрена возможность обжалования решений суда первой инстанции в вышестоящий суд в апелляционном, кассационном или надзорном порядке. Жалобы же на действия (бездействие) судьи, составляющие состав дисциплинарного проступка, рассматриваются квалификационной коллегией судей .
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 ноября 1999 года N КАС99-324.

6. Судья не вправе принимать заявления прокуроров о признании недействительными ненормативных актов государственных и иных органов, адресованных конкретным лицам или группе лиц, по мотивам противоречия их закону и нарушения прав и охраняемых законом интересов организации и граждан-предпринимателей, поскольку рассмотрение таких заявлений в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и ст. 29 АПК РФ подведомственно арбитражному суду, и прокурор в силу ст. ст. 4, 52 АПК РФ вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

7. Административные дела по административным исковым заявлениям прокуроров о признании противоречащими закону правовых актов, носящих нормативный характер, рассматриваются как административные дела, возникающие из публичных правоотношений, по общим правилам КАС РФ с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены законами Российской Федерации.

Комментарий к части 3

1. Временное размещение иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении Федеральной миграционной службы России — это строгая мера принуждения, и поэтому ее применение имеет под собой дополнительные гарантии соблюдения прав граждан, дополнительные условия ее применения. Лицо, временно размещенное в специальном учреждении, физически изолируется от общества и содержится под охраной.

2. Изоляция от общества иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, путем размещения его в специальном учреждении позволяет наиболее продуктивно обеспечить те цели, которые достигаются применением института реадмиссии. Однако данная мера связана с существенным ограничением личной свободы граждан и поэтому должна применяться только в тех случаях, когда имеются к тому фактические и юридические основания.

3. Согласно п. п. 1 и 3 ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорным лицом именуется лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор. А административный надзор, в свою очередь, — это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных названным Федеральным законом.
———————————
См.: Собрание законодательства РФ. 2011. N 15. Ст. 2037.

4. Порядок рассмотрения дел о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании урегулирован главой 30 КАС.

5. «Санкция» судьи требуется на принятие решения о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия его законного представителя в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:

а) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;

б) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи (п. п. «б» и «в» ч. 4 ст. 23, ч. 2 ст. 24 Закона РФ от 2 июля 1992 года N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» ).
———————————
См.: Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

Комментарий к части 4 ст. 1 КАС РФ

1. В соответствии с требованиями ч. 4 к.с., ст. 17 КАС РФ и ст. 29 АПК РФ судам общей юрисдикции не подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с АПК РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

2. К тому же КАС РФ не определяет порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе и судебную процедуру рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные по делам об административных правонарушениях. Этот порядок устанавливает КоАП РФ.

3. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 17 — 20, 39, 127 — 129, 208, 218, 222, 223, 226, 239, 250, 266 — 271 КАС РФ.

Статья 22 Конституции Российской Федерации

Последняя редакция Статьи 22 Конституции РФ гласит:

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Комментарий к Ст. 22 КРФ

1. В соответствии со ст. 1 Всеобщей декларации прав человека «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Исходя из закрепленного во Всеобщей декларации идеала свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой и свободой от страха и нужды, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в частности, предусматривается, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность (п. 1 ст. 9), никто не должен содержаться в рабстве, в подневольном состоянии, не должен понуждаться к принудительному труду (ст. 8), ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам (ст. 7).

Конституционное право на свободу является одним из наиболее значимых социальных благ, которое не только создает условия, необходимые для всестороннего удовлетворения запросов личности, но и обеспечивает демократическое развитие общества.

Как видно из системного анализа положений названных международных документов, свобода и личная неприкосновенность трактуются в них достаточно широко, охватывая сферу как биологической, так и социальной жизни. Право на свободу, в частности, включает в себя комплекс конкретных правомочий, реализуемых в сфере личной (свобода выбора места пребывания, свобода передвижения, свобода действий и т.д.), политической (свобода мысли, свобода слова и т.д.), профессиональной (свобода труда, свобода творчества и т.д.) жизни. Возможность такой широкой трактовки понятия «свобода» никоим образом не опровергается наличием в Конституции Российской Федерации и в отраслевых законодательных актах норм, специально посвященных тем или иным проявлениям свободы личности, поскольку в этом всего лишь проявляется обычная для законодательства практика включения в закон наряду с общими нормами (ч. 1 ст. 22 Конституции) наиболее значимых специальных норм (например, ст. 23, 26, 27, 29 Конституции).

Одним из прав, тесно связанных с правом на свободу, является право на личную неприкосновенность, о котором также говорится в ст. 22. Личная неприкосновенность предполагает недопустимость какого бы то ни было вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности личности и включает в себя физическую (телесную) неприкосновенность и неприкосновенность психическую.

Обеспечение физической неприкосновенности личности предполагает создание достаточных государственных гарантий от каких-либо посягательств на ее жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, свободу физической активности как со стороны государства в лице его органов и должностных лиц, так и со стороны отдельных граждан. Обеспечение психической неприкосновенности охватывает комплекс мер, направленных на защиту от посягательств психического и нравственного здоровья личности, интеллектуальной и волевой сфер сознания человека. Причем, как отметил Конституционный Суд в Определении от 4 декабря 2003 г. N 459-О (ВКС РФ. 2004. N 3). «понятием «физическая неприкосновенность» охватывается не только прижизненный период существования человеческого организма, но и создаются необходимые предпосылки для правовой охраны тела умершего человека».

Обеспечивая свободу и личную неприкосновенность, законодатель широко использует как регулятивные, так и охранительные возможности права.

Так, принятые 22 июля 1993 г. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (Ведомости РФ. 1993. N 33. ст. 1318) устанавливают, что любое медицинское вмешательство допускается только с согласия пациента или его законных представителей (если речь идет о несовершеннолетних, не достигших 15 лет, или о недееспособных гражданах). Без согласия пациента медицинская помощь может оказываться лишь в случаях, когда его состояние не позволяет ему выразить свою волю (ст. 32 Основ). При этом решение о медицинском вмешательстве вправе принимать консилиум, а при невозможности собрать консилиум — непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения (и законных представителей); решение о принудительной госпитализации вправе принять только суд.

Сходное правило закреплено и в ст. 11 Закона от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (Ведомости РФ. 1992. N 33. ст. 1913), в соответствии с которой лечение без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя может проводиться лишь в случаях, предусмотренных УК, или когда, как сказано в ст. 29, психическое расстройство обуславливает опасность лица для себя или окружающих; его беспомощность или существенный вред его здоровью вследствие ухудшения состояния. Трансплантация органов или тканей человека, согласно ст. 1 Закона от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (Ведомости РФ. 1993. N 2. ст. 62) допускается лишь при наличии согласия на то донора и только при условии, что его здоровью не будет причинен значительный вред. ФЗ от 30 мая 1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (СЗ РФ. 1995. N 14. ст. 1212), вводя комплекс мер, обеспечивающих профилактику и лечение этого заболевания, предусматривает, что медицинское освидетельствование граждан с целью выявления ВИЧ-инфекции проводится только добровольно, за исключением случаев обязательного освидетельствования отдельных категорий лиц (доноры; работники медицинских учреждений, учреждений общественного питания и т.п.; осужденные, отбывающие наказание в местах лишения свободы).

Значительный круг норм, предписания которых гарантируют неприкосновенность личности, содержится в законодательстве, регламентирующем юрисдикционную деятельность государственных органов. Так, в ходе уголовного судопроизводства привод, задержание, домашний арест, заключение под стражу, личный обыск и др., принудительные по своему характеру действия допускаются лишь при наличии перечисленных в законе оснований и в установленном им порядке (ст. 91, 107, 108, 113, 184 УПК). А проведение таких процессуальных действий, как освидетельствование и следственный эксперимент, допускается, согласно ст. 179 и 181 УПК, лишь при условии, если этим не создается опасность здоровью человека.

Исчерпывающе указаны в законе и случаи ограничения свободы и личной неприкосновенности в сфере административных правоотношений: при доставлении административного правонарушителя, задержании, личном досмотре (ст. 3.9, 27.1-27.7 КоАП).

К этой же группе правовых актов, обеспечивающих неприкосновенность личности, относятся законы и иные нормативные акты, вводящие меры государственной защиты (личная охрана, выдача оружия, переселение на другое место жительства и др.) для отдельных категорий должностных лиц и граждан (ФЗ от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»//СЗ РФ. 1995. N 17. ст. 1455; ФЗ от 27 мая 1996 г. «О государственной охране»//СЗ РФ. 1996. N 22. ст. 2594; ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»//СЗ РФ. 1995. N 33. ст. 3349).

Вторую группу правовых гарантий неприкосновенности образуют нормы, наделяющие граждан определенными правами по защите своей жизни, здоровья, половой неприкосновенности от противоправных посягательств на них. Центральное место в этой группе занимают положения УК о необходимой обороне. В силу ст. 37 УК каждый, независимо от профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам и органам власти, имеет право на защиту своей личности и прав, прав других лиц от общественно опасного посягательства. Защита личности и ее прав от посягательства является правомерной, если в процессе ее не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Защита неприкосновенности личности обеспечивается также с помощью норм Закона от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» (СЗ РФ. 1996. N 51. ст. 5681) и принятых на основе этого Закона нормативных актов (см., в частности: постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»//СЗ РФ. 1998. N 32. ст. 438), предоставляющих гражданам право приобретения и использования гражданского оружия в целях самообороны.

Третью группу правовых средств, обеспечивающих право на свободу и личную неприкосновенность, составляют нормы уголовного, административного, гражданского и иного законодательства, устанавливающие ответственность за посягательства на это право и предусматривающие порядок возмещения вреда, причиненного в результате подобных посягательств.

Так, на защиту жизни человека направлены, в частности, статьи 105-110 УК, на защиту его здоровья — статьи 111-125 УК, на защиту свободы — статьи 126, 127, 128 УК, на защиту половой неприкосновенности и половой свободы — статьи 131-135 УК, на защиту психической неприкосновенности — статьи 119, 120, 163, 286, 299, 301, 302 УК и др.

В случае причинения гражданину физического, морального или имущественного вреда вследствие нарушения его права на свободу и личную неприкосновенность этот вред подлежит обязательному возмещению в соответствии с правилами, установленными главой 18 УПК, статьей 16 и главой 59 ГК.

Конституция и законодательство Российской Федерации, наряду с общими нормами об обеспечении свободы и неприкосновенности личности, закрепляют ряд положений, касающихся обеспечения неприкосновенности отдельных категорий лиц, чья служебная деятельность, сопряженная с выполнением особо значимых социальных функций и повышенным профессиональным риском, немыслима вне режима независимости от каких бы то ни было внешних влияний.

Речь идет, в частности, о ст. 91 Конституции, устанавливающей, что Президент обладает неприкосновенностью. В силу ст. 98 (ч. 1) Конституции, ст. 19, 20 ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1994. N 7. ст. 304; с послед. изм. и доп.) и ст. 448 УПК уголовное дело в отношении названных лиц может быть возбуждено, а сами они могут быть привлечены в качестве обвиняемых лишь при условии, что по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ коллегией судей Верховного Суда РФ будет дано заключение о наличии в действиях соответствующего парламентария признаков преступления, а соответствующей палатой Федерального Собрания — согласие на его уголовное преследование. Задержание, заключение под стражу, а также обыск и досмотр члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы могут быть произведены лишь на основании судебного решения, принятого с согласия палаты Федерального Собрания, которое получено по представлению Председателя СК при прокуратуре РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 ФЗ о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы неприкосновенность указанных лиц распространяется на их жилье и служебные помещения, транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, а также на их переписку. Представляется, однако, что в этой части гарантии неприкосновенности не во всем оправданны, поскольку они, предполагая получение согласия соответствующей палаты Федерального Собрания на производство обыска и выемки в занимаемых членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы помещениях и на прослушивание переговоров, ведущихся по принадлежащим им телефонам, делают эти действия практически бессмысленными.

Положения, гарантирующие неприкосновенность депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации в связи с их обвинением в противоправных действиях, связанных с исполнением депутатских полномочий, содержатся в ст. 448 УПК и ст. 13 ФЗ от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.): эти депутаты могут быть привлечены к уголовной ответственности лишь по решению Председателя СК при прокуратуре РФ на основании заключения коллегии судей верховного, областного и приравненного к ним суда о наличии в их действиях признаков преступления.

Такого же рода гарантии установлены в отношении судей судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда Российской Федерации, к которым вышеназванные принудительные меры могут быть применены лишь после получения согласия на то соответствующей квалификационной коллегии судей или Конституционного Суда (ст. 16 Закона от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» с послед. изм. и доп.//Ведомости РФ. 1992. N 30. ст. 1792; СЗ РФ. 1995. N 26. ст. 2399; ст. 15 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»//СЗ РФ. 1994. N 13. ст. 1447), а также в отношении Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и, отчасти, инспекторов Счетной палаты Российской Федерации (ст. 29 ФЗ от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации»//СЗ РФ. 1995. N 3. ст. 167).

Правовая обоснованность установления для членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и судей дополнительных гарантий неприкосновенности была подтверждена постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 г. N 5-П, от 7 марта 1996 г. N 6-П, от 12 апреля 2002 г. N 9-П (СЗ РФ. 1996. N 9, ст. 828; N 14, ст. 1549; 2002. N 16, ст. 1601). При этом Конституционный Суд неоднократно подчеркивал, что гарантии неприкосновенности парламентариев распространяются лишь на те случаи их преследования, которые связаны с их служебной деятельностью (Определение от 8 февраля 2007 г. N 1-О).

2. Наиболее существенные ограничения права на свободу и личную неприкосновенность человека связываются с применением ареста, заключения под стражу и задержания, в связи с чем часть 2 ст. 22 Конституции специально определяет условия, при наличии которых эти меры правового принуждения могут быть применены.

При этом термином «задержание» соответственно обозначаются: 1) задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, осуществляемое в соответствии с гл. 12 УПК; 2) административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.3 КоАП). Под арестом с учетом принятого в действующем законодательстве словоупотребления могут пониматься: 1) мера пресечения, применяемая в ходе уголовного судопроизводства к обвиняемому или подозреваемому и именуемая «домашний арест» (ст. 107 УПК); 2) административный арест, применяемый в качестве меры административного взыскания (ст. 3.9 КоАП). В УК термином «арест» обозначается также новый вид наказания, который может применяться лишь по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и который должен быть введен в действие по мере создания необходимых условий, но не позднее 2006 г. (ст. 4 ФЗ от 13 июня 1996 г. «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» в ред. от 10 января 2002 г.). «Заключением под стражу» именуется применяемая в рамках уголовного судопроизводства к обвиняемому или подозреваемому наиболее строгая мера пресечения (ст. 108 УПК).

Что же касается понятия «содержание под стражей», то оно в контексте рассматриваемой конституционной нормы обозначает любые случаи продолжающегося ограничения личной свободы — при задержании, аресте и лишении свободы, применяемом в качестве меры наказания.

Как специфический вид лишения свободы нередко рассматривается также принудительное помещение лица в психиатрическое лечебное учреждение для обследования или лечения. И хотя названная мера непосредственно не обозначается как лишение свободы или содержание под стражей, в такой позиции есть определенный резон, если даже отвлечься от того, что в недалеком прошлом именно помещение «неблагонадежных» граждан в психиатрические больницы использовалось в качестве средства борьбы с инакомыслием. В любом случае содержание в психиатрическом учреждении по своему принудительному характеру, по условиям изоляции лица, по иным признакам весьма близко к аресту. В связи с этим помещение лица в психиатрический стационар может иметь место только по основаниям, предусмотренным статьями 28 и 29 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», главой 15 УК, статьей 203 УПК, и при условии принятия судебного решения о применении этой меры.

Административное задержание, производимое, как правило, в целях установления личности административного правонарушителя или составления протокола о таком правонарушении, может длиться не более трех часов. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов, а также лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (ст. 27.5 КоАП).

В условиях чрезвычайного положения за нарушение правил комендантского часа лицо может быть задержано до окончания комендантского часа, а при отсутствии у лица документов — на срок до трех суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя; по решению суда этот срок может быть продлен до десяти суток (ст. 31 ФКЗ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»//СЗ РФ. 2001. N 23. ст. 2277). Пункт «ж» ст. 12 названного Закона также предусматривает возможность продления срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

Задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, возможно при наличии одного из следующих оснований: 1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда очевидцы прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на подозреваемом, на его одежде либо при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления; 4) при наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, если оно покушалось на побег или не имеет постоянного места жительства, или когда его личность не установлена, или когда в отношении него в суд внесено представление прокурора, следователя, дознавателя о применении в качестве меры пресечения заключения под стражу. Задержание может быть осуществлено лишь по возбужденному уголовному делу при наличии подозрения в совершении лицом преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, не может превышать 48 часов. Он может быть продлен на основании судебного решения не более чем на трое суток, в случае если суд, рассматривающий ходатайство органов предварительного расследования о заключении подозреваемого под стражу, сочтет возможным предоставить сторонам время для собирания и представления дополнительных доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие оснований для применения этой меры пресечения.

Арест как мера административного взыскания может применяться лишь в исключительных случаях по решению судьи районного (городского) суда за отдельные виды правонарушений (в частности, мелкое хулиганство) на срок до 15 суток; за нарушение требований чрезвычайного положения, а также за воспрепятствование проведению контртеррористической операции арест может быть наложен на срок до 30 суток. Причем административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп (ст. 3.9 КоАП), военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Как мера уголовного наказания арест в соответствии со ст. 54 УК заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев. Это наказание неприменимо к лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет.

Домашний арест, применяемый в уголовном судопроизводстве в качестве меры пресечения, заключается не только в ограничениях, связанных со свободой передвижения подозреваемого, обвиняемого, но и в запрете общаться с определенными лицами; получать и отправлять корреспонденцию; вести переговоры с использованием любых средств связи. Домашний арест, как и другая мера пресечения — заключение под стражу, применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет (а применительно к несовершеннолетним свыше пяти лет) при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. Применение этих мер пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет (а в отношении несовершеннолетнего — если он подозревается, обвиняется в совершении преступления средней тяжести), допустимо при наличии одного из следующих обстоятельств: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения либо он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Домашний арест и заключение под стражу, как и иные меры пресечения, могут применяться лишь при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый (подозреваемый): 1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда; 2) будет угрожать участникам судопроизводства, уничтожать доказательства либо иным способом препятствовать производству по уголовному делу; 3) будет заниматься преступной деятельностью; 4) может воспрепятствовать исполнению приговора. Такие обстоятельства, как тяжесть инкриминируемого лицу преступления или негативная характеристика его личности, сами по себе не могут служить основаниями для избрания этих мер пресечения, хотя наряду с другими обстоятельствами и подлежат учету при их выборе.

Заключение под стражу возможно на срок до 2 месяцев. В период производства предварительного расследования этот срок может быть продлен в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступлений небольшой или средней тяжести, до 6 месяцев, а в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, — соответственно до 12 и до 18 месяцев. Продление времени содержания под стражей в период досудебного производства сверх указанных выше предельных сроков допускается на время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела в случаях, если таковое не может быть завершено в течение 30 суток.

В период судебного производства срок содержания под стражей может составлять 6 месяцев, начиная с момента поступления уголовного дела в суд. Дальнейшее продление срока содержания обвиняемого под стражей допускается лишь в случае, если он обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, но каждый раз не более чем на 3 месяца. Закон не устанавливает предельного срока содержания обвиняемого (подсудимого, осужденного) под стражей в период судебного производства, что, однако, не должно восприниматься как санкционирование законодателем безграничного во времени лишения свободы, поскольку это противоречило бы нормам международного права, гарантирующим право каждого арестованного быть судимым без неоправданной задержки и исключающим возможность произвольного содержания под стражей (п. «с» ст. 14 и п. 1 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах), а также внутреннему законодательству, запрещающему поступать с человеком как с преступником до постановления в отношении его обвинительного приговора (ч. 1 ст. 49 Конституции).

Гарантируемое статьей 22 Конституции каждому право на свободу и личную неприкосновенность, как отмечалось в Постановлении Конституционного Суда от 13 июня 1996 г. N 14-П (СЗ РФ. 1996. N 26. ст. 185), включает, в частности, право не подвергаться ограничениям, которые связаны с применением задержания, ареста, заключения под стражу или с лишением свободы во всех иных формах, без предусмотренных законом оснований и вне установленной процедуры, без санкции суда или компетентных должностных лиц, а также сверх установленных или контролируемых сроков. Иное означало бы произвольное ограничение свободы и нарушало бы как требования ст. 22 Конституции, так и предписания п. 1 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах. Избрание заключения под стражу в качестве меры пресечения, равно как и продление срока содержания обвиняемого под стражей, возможно только по судебному решению, принимаемому в ходе предварительного следствия по ходатайству соответствующего начальника следственного органа или следователя с согласия начальника следственного органа, а в ходе дознания — по ходатайству прокурора или дознавателя с согласия прокурора; принятие такого решения в ходе судебного производства возможно как по ходатайству стороны обвинения, так и по инициативе самого суда. Такое решение, как признал Конституционный Суд в Постановлении от 22 марта 2005 г. N 4-П, может быть принято лишь по результатам судебного заседания, проводимого с обязательным участием обвиняемого (за исключением случаев, когда обвиняемый объявлен в международный розыск) в условиях обеспечения ему возможности изложить свою позицию и представить в ее обоснование необходимые доказательства (СЗ РФ. 2005. N 14. ст. 1271).

Конституционный Суд также признал нарушающим ст. 22 Конституции п. «б» ч. 1 ст. 1 Закона Республики Мордовии от 20 января 1996 г. «О временных чрезвычайных мерах по борьбе с преступностью», допускавший задержание, якобы в административном порядке, на срок 30 суток членов организованных преступных групп (Постановление от 2 июля 1997 г. N 11//СЗ РФ. 1997. N 28. ст. 3498). Конституционный Суд в своем Постановлении подчеркнул, что лишение свободы лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении, может предусматриваться только федеральным уголовным или уголовно-процессуальным законом. Лишь федеральный законодатель может установить как основания, так и порядок применения этой меры, в связи с чем любые иные, помимо закона, акты, предусматривающие возможность задержания или иного лишения свободы, не должны применяться как противоречащие Конституции РФ.

Порядок и условия содержания под стражей определяются ФЗ от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (СЗ РФ. 1995. N 29. ст. 2759), исходя из принципов законности, равенства прав граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства. Согласно этому Закону, содержание под стражей может осуществляться лишь на основаниях и в целях, установленных УПК, и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий обвиняемым и подозреваемым.

В силу ч. 1 ст. 49 Конституции содержащиеся под стражей обвиняемые и подозреваемые считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда, и поэтому они пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, хотя и с ограничениями, предусмотренными федеральным, прежде всего вышеназванным, законом. Эти ограничения не могут быть произвольными и должны вводиться лишь в той мере, в какой они обуславливаются требованиями изоляции от общества.

Особым видом содержания под стражей является отбывание лицом, признанным по приговору суда виновным в совершении преступления, наказания в виде лишения свободы, которое заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму.

Лишение свободы может назначаться как на определенный срок — от 2 месяцев до 20 лет (при назначении наказания по совокупности преступлений до 25 лет, а по совокупности приговоров до 30 лет), так и пожизненно (ст. 56, 57 УК). Пожизненное лишение свободы является наиболее строгим видом наказания, применяемым в настоящее время в Российской Федерации; оно может устанавливаться лишь за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности. Оно не может быть назначено женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. подчеркивалось, что нельзя забывать о таком принципиальном вопросе, как гуманизация закона и порядка его применения. «Судам следует более взвешенно относиться к избранию меры пресечения в виде ареста и к назначению наказаний, связанных с изоляцией от общества. В то же время правоохранительная и судебная системы должны обеспечивать действенную защиту прав и интересов лиц, пострадавших от совершенных преступлений».

Смотрите еще:

  • 163 закон жилищного кодекса российской федерации 163 закон жилищного кодекса российской федерации Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК […]
  • Выселение при смене собственника квартиры Выселение при смене собственника квартиры Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ […]
  • 6 ст77 тк рф 6 ст77 тк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Право на апелляцию в гпк Право на апелляцию в гпк Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в браке Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей в браке Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское […]
  • Ст 1215 ч 4 коап консультант Ст 1215 ч 4 коап консультант Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
admin

Обсуждение закрыто.