Конституционно правовые нормы признаки

Конституционно правовые нормы признаки

Конституционно-правовые нормы, институты и отношения

Конституционно-правовые нормы, институты и отношения. Общая характеристика места и роли конституционного права и его объекта, приведенная выше, позволяет правильно подойти к определе­нию сущности, особенностей и свойств конституционно-правовых норм, институтов и отношений. Наряду с тем, что им присуще все то, что относится к любой правовой норме (институту, отношению), они обладают и своей спецификой, определяемой прежде всего своеобрази­ем их объекта.

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные пра­вила, установленные или санкционированные государством, обеспе­ченные государственным принуждением или его угрозой и регулирую­щие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.

Особенностями конституционно-правовых норм являются: а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством; б) широта охвата многими из них ре­гулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые очень часто не только не исключают, но и предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясня­ющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы; г) значи­тельно больший, чем в других отраслях права, удельный вес таких видов правовых норм, как нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-программы, нормы-определения, нормы-разъяс­нения и др.; д) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, ко­торый широко используется в конституционном праве лишь при опре­делении прав и свобод человека; е) высшая юридическая сила боль­шинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций; з) особый поря­док и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

Сами же конституционно-правовые нормы могут быть подразделе­ны и классифицированы по различным основаниям. Так, по характеру (степени определенности) предписаний эти нормы могут быть импера­тивными, когда в них правило поведения предписывается повелитель­но, строго, однозначно, безальтернативно, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возмож­ность выбора того или иного поведения. Примерами первых может служить ст. 116 Конституции РФ («Перед вновь избранным Президен­том Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия») и ст. 50 Конституции Франции («Если На­циональное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или общеполитическую декларацию Правительст­ва, то Премьер-министр должен вручить Президенту Республики заяв­ление об отставке Правительства»). Примерами вторых являются: по­ложение ст. 63 Основного закона ФРГ, согласно которому, если канди­датура на должность Федерального канцлера в течение определенного срока так и не смогла получить необходимого большинства голосов членов Бундестага, то «Федеральный президент должен в течение семи дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг»; а также положе­ние ч. 4 ст. 117 Конституции РФ, согласно которому, если Государст­венная Дума отказывает в доверии Правительству, то «Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Рос­сийской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначе­нии новых выборов». Как уже отмечалось, в конституционном праве, в отличие от отраслей частного права, преобладают императивные нормы.

По их назначению в механизме правового регулирования консти­туционно-правовые нормы принято делить на материальные и процес­суальные. Если первые отражают содержание действий и тем самым отвечают на вопрос о том, что именно регулируется, то вторые — формы и процедуры правового регулирования, тем самым отвечая на вопрос о том, как осуществляется такое регулирование. Так, в ч. 1 ст. 105 Конституции РФ содержится материальная норма: «Федераль­ные законы принимаются Государственной Думой», а в ч. 2 той же статьи — процессуальная норма: «Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федера­ции».

По методу правового регулирования, т.е. по приемам и способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, конституционно-правовые нормы можно разделить на: а) обязывающие («Защита Испании является правом и обязанностью испанцев» — ст. 30 Конституции Испании или «Уважение и защита достоинства человека является первоочередной обязанностью государства» — ст. 2 Конституции Греции); б) запрещающие («Никто из членов королев­ской семьи не может быть министром» — ст. 98 Конституции Бельгии или «Применение смертной казни не допускается» — ст. 24 Конститу­ции Португалии); в) дозволяющие («Все граждане Нидерландов имеют равное право на доступ к государственной службе» — ст. 3 Конститу­ции Нидерландов или «Все немцы пользуются свободой передвижения на всей территории Федерации» — ст. 11 Основного закона ФРГ).

По времени своего действия конституционно-правовые нормы под­разделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего дей­ствия, и временные, призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положе­ния). По территориальным масштабам их действия такие нормы разде­ляются на те, которые действуют по всей стране, и те, которые действу­ют на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автоно­мий, муниципальных образований и др. По уровню юридической силы конституционно-правовые нормы можно разделить на те, которые со­держатся в конституциях и поэтому обладают высшей юридической силой, и на те, которые содержатся в конституционном законе, обыч­ном законе или подзаконном акте и которые поэтому должны соответ­ствовать конституции.

Но наиболее дифференцированы конституционно-правовые нормы по форме выражения их конкретного содержания. Это — нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъ­яснения, нормы-декларации, нормы-цели, нормы-программы, нормы-символы, нормы-справки и др. Остановимся кратко на понимании хотя бы некоторых из них, прежде всего наиболее распространенных. Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (например, полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парла­мента; или принятые законы в течение такого-то срока передаются на рассмотрение верхней палаты парламента). Нормы-принципы, как и нормы-декларации, особенно широко используются при характеристи­ке основ конституционного строя. Так, в ст. 8 Конституции РФ гово­рится, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, а в ст. 10, что государственная власть в РФ осуществляется на основе раз­деления на законодательную, исполнительную и судебную. Статья 2 Конституции Франции содержит положение о том, что принципом республики является «правление народа, народом и для народа». В Конституции Китая закрепляется принцип социализма «От каждо­го — по способностям, каждому — по труду» (ст. 17). Примерами норм-деклараций могут служить Федеральный конституционный закон «О нейтралитете Австрии» (1955), в котором говорилось, что «с целью прочно утвердить вовне свою независимость и с целью обеспечить не­прикосновенность своей территории Австрия добровольно заявляет о своем постоянном нейтралитете» (ст. 1); положение ст. 1 Основного закона ФРГ о том, что немецкий народ «считает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека основой всякого человеческого сообще­ства, мира и справедливости на земле»; ст. 2 Конституции РФ: «Чело­век, его права и свободы являются высшей ценностью. »

Нормы-определения и нормы-разъяснения направлены на раскры­тие сущности и основного содержания какого-либо явления, понятия и т.д. Так, ст. 1 Конституции Франции определяет эту страну как «не­делимую, светскую, социальную, демократическую Республику». В ст. 1 Конституции РФ так же дается ее определение, а затем разъяс­няется, что наименования «Российская Федерация» и «Россия» равно­значны. В ст. 41 Конституции Японии содержится определение, что «парламент является высшим органом государственной власти и един­ственным законодательным органом государства». Статья 116 Основ­ного закона ФРГ служит наглядным примером нормы-разъяснения, ибо в ней разъясняется, кого нужно считать немцем. Нормы-цели и нормы-программы были сравнительно широко представлены в консти­туциях социалистических и ряда развивающихся стран, поскольку в них нередко переносились программные цели и установки правящих партий на строительство социализма и коммунизма. Примерами норм-символов могут служить положения ст. 1 Конституции Гвинеи о девизе республики: «Труд, справедливость, солидарность» и ст. 2 Конститу­ции Франции о девизе этой республики: «Свобода, Равенство, Брат­ство».

Институты конституционного права — это совокупность (подсис­тема) согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) общественных от­ношений и объединенных общностью конкретных целей такого регули­рования. Такими институтами являются институт гражданства, инсти­тут личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы госу­дарства, институты парламента, правительства, местного самоуправле­ния, институт избирательного права, институт референдума и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм и их юридической силе. Ряд институтов носит сложный в структурном от­ношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав; институт формы госу­дарства — институты формы правления, политического режима, формы политико-территориального устройства; институт народного представительства — институты парламента, представительных орга­нов штатов (земель), представительных органов муниципалитетов). Системы конституционно-правовых институтов разных стран неоди­наковы и могут не включать те или иные конкретные институты. Ясно, например, что в республиканских конституционно-правовых системах отсутствуют отдельные институты, свойственные аналогичным монар­хическим системам, а в странах с неразвитой, тоталитарной или моно­конфессиональной политической системой могут отсутствовать инсти­тут многопартийности, а то и институт самих политических партий.

Конституционно-правовые отношения — это такой вид правоот­ношений, который базируется на нормах конституционного права и обеспечивает их реализацию. Хотя большинство конституционно-пра­вовых норм порождают соответствующие конкретные правоотноше­ния, тем не менее нельзя не учитывать, что в конституционном праве, как уже отмечалось, имеются и такие очень общие по характеру и со­держанию нормы (нормы-принципы, нормы-декларации и др.), кото­рые непосредственно не порождают таких правоотношений. Напомним также из курса общей теории права, что для возникновения конкретно­го правоотношения недостаточно наличия лишь нормы права, посколь­ку для этого необходимо еще наступление определенного юридическо­го факта (события, действия и др.), приводящего нормы права в дейст­вие, а также наличие субъектов этих правоотношений, наделенных со­ответствующими правами и обязанностями.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются их участники, наделенные определенными правами и обязанностями в области конституционного права. Их классификация намного сложнее по сравнению с отраслями частного права (например, гражданского), где речь идет лишь о физических и юридических лицах. В конституци­онном праве как отрасли публичного права субъектами конституцион­но-правовых отношений выступают: 1) люди, индивиды, личности (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным и более гражданством); 2) социальные общности (народ страны, народы субъ­ектов федерации, нации и иные этносоциальные общности, классы и иные социальные слои и группы, население административно-террито­риальных единиц (областей, провинций, городов, районов и т.д.); 3) го­сударство и его составные части (субъекты федерации, автономии); 4) основные органы государственной власти (глава государства, парла­мент, правительство, суды, органы конституционного контроля, регио­нальные государственные органы, государственные органы местного управления; 5) органы местного самоуправления; 6) общественные объединения, организации и коллективы граждан публичного характе­ра (партии, профсоюзы, религиозные объединения и иные массовые общественные организации, группы избирателей и др.); 7) депутаты представительных органов (парламентов, региональных законодатель­ных органов, представительных учреждений местного самоуправле­ния).

Конституционно-правовые нормы, их особенности и классификация. Конституционно-правовые институты

Конституционно-правовая норма — это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством в целях регулирования и охраны определенных общественных отношений (приоритетных в данном обществе и государстве), выполнение которых обеспечивается не только авторитетом государства, но и его принудительной силой.

Структура норм конституционного права имеет не только общие черты с нормами других отраслей права, но и свои особенности. В отличие от норм других отрас лей права, состоящих из трех частей (гипотеза, диспозиция, санкция), большинство конституционно-правовых норм состоят только из одной части — диспозиции, т. е. самого правила поведения. Так, например, ст. 24 Конституции Французской Республики «Парламент состоит из Национального собрания и Сената», ст. 160 Конституции Испании «Председатель Конституционного суда назначается Королем из числа его членов по представлению пленума того же суда сроком на три года».

Имеются конституционно-правовые нормы, состоящие из диспозиции и гипотезы. Например, ст. 59 Конституции Итальянской Республики: «Каждый бывший Президент Республики является сенатором по праву и пожизненно, если он не отказывается от этого». В конституционно-правовых нормах, как правило, отсутствуют санкции. В необходимых случаях в них указывается на применение санкций других отраслей права (уголовно го, гражданского и др.). Часто используется формулировка «несут установленную законом ответственность». Однако отсутствие санкций в структуре конституционно-правовых норм не означает отсутствие ответственности в конституционном праве.

Конституционное право имеет свои, присущие только этой отрасли права, формы ответственности, которые носят сугубо политический характер: роспуск парламента, отстранение президента от должности (импичмент), вотум недоверия правительству, отмена акта, признание правового акта неконституционным, признание выборов недействительными и т. п.

Специфика конституционно-правовых норм — наличие среди них норм-деклараций, норм-принципов, норм-лозунгов. Например, ст. 17 Конституции Китая 1982 г. устанавливает принцип социализма: «От каждого — по способностям, каждому — по труду». Сам этот лозунг непосредственно правовых последствий не порождает, но он призван служить руководящим принципом общественной и государственной жизни, поведения людей в обществе.

Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям.

1. По функциональной направленности конституционно-правовые нормы подразделяются на 1) регулятивные и 2) охранительные.

2. По содержанию различают:

1) управомочивающие нормы, т.е. устанавливающие компетенцию государственных органов, субъектов федерации, автономных образований и т. п. Например, ст. 58 Конституции Китая 1982 г. «Всекитайское Собрание Народных Представителей и Постоянный Комитет Все китайского Собрания Народных Представителей осуществляют законодательную власть в стране»;

2) обязывающие нормы. Например, ст. 54 Конституции Италии: «Все граждане обязаны быть верными Республике и соблюдать ее Конституцию и законы»;

3) запрещающие нормы. Например, ст. 89 Конституции Франции: «Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра».

3. По источникам конституционно-правовые нормы делятся на конституционные, законодательные, нормы органов исполнительной власти и др.

4. По характеру регулирования общественных отношений различают нормы материальные, т. е. определяющие содержание нормы и процессуальные— закрепляющие по рядок реализации материальной нормы. Процессуальных норм много в регламентах, в избирательных законах.

5. По времени действия конституционно-правовые нормы классифицируются на:

1) постоянные (принятые без ограничения срока);
2) временные (принятые на определенный срок);
3) чрезвычайные (действующие только в чрезвычайных условиях).

Как правило, конституционно-правовые нормы — нормы императивные, поскольку они представляют собой общеобязательное властное веление, предписывающее определенное поведение. Таких норм большинство. Встречаются и диспозитивные нормы, т. е. предоставляющие возможность выбора действия по усмотрению субъекта в пределах вариантов, допускаемых правовой нормой.

Институт конституционного права — это совокупность норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения внутри отрасли. Такими институтами конституционного права будут основы общественного строя, правовой статус личности, система государственных органов и т. п. Эти крупные конституционно-правовые институты отрасли подразделяются на институты менее крупные по отношению к первым. Так, институт общественного строя подразделяется на нормы, закрепляющие экономическую, политическую систему и т. д. Конституционно-правовой институт статуса личности включает гражданство, права личности и т.д. Система органов — институт главы государства, парламента, правительства, которые тоже имеют свои еще более узкие институты.

Принципы конституционного права — это основные начала, идеи, которые определяют концептуальное содержание конституционно-правовых норм и институтов. Различают общие принципы, определяющие многие нормы и институты (суверенитет народа, народное представительство, разделение властей и др.) и специальные, т. е. относящиеся к более узкому кругу норм и менее крупным институтам (свободный мандат депутата, независимость судей, неответственность монарха и т. д.).

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Конституционное право России

Учебники для вузов

1.3. Конституционно-правовые нормы

Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах — источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений — предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию — основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы — общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные.

Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»).

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочмающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

В данной классификации приведены основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны и дополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих перед исследователем.

Конституционно-правовые нормы

Система конституционно-правовых норм

Первичным элементом конституционного права, как и других отраслей права, является норма.

Нормы конституционного права — это правила, содержащиеся в нормативных правовых актах (конституциях, законах и т. д.) и регулирующие отношения, относящиеся к объекту конституционного права.

Общие принципы конституционного права — это в конечном счете тоже нормы, но представляющие собой исходные положения высокой степени обобщения. Они составляют основу конституционного права, с этих позиций должны истолковываться иные его нормы, им должна соответствовать правоприменительная практика.

Понятие и структура конституционно-правовых норм

Особенности конституционных норм связаны прежде всего с их структурой. Среди отечественных ученых распространено мнение, что обязательными элементами каждой правовой нормы, образующими в единстве ее структуру, являются гипотеза, диспозиция и санкция. Они выражают, соответственно, условия, при которых правовая норма подлежит применению, собственно правовой обязанности субъектов отношений и указание на последствия, наступающие в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения предписаний диспозиции правовой нормы. С. С. Алексеев (и его последователи) делит нормы права по их структуре на регулятивные (гипотеза и диспозиция) и охранительные (нарушение диспозиции и санкция). Конституционные нормы наиболее близки по своей структуре к данной классификации.

Специфика конституционно-правовых норм состоит в следующем:

  • значительная их часть содержится в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов Федерации, т. е. в первичных учредительных актах;
  • они закрепляют принципиальное политическое, социально-экономическое, духовно-культурное устройство общества;
  • они детально определяют устройство институтов народовластия, таких как выборы, референдумы, парламент, президент, судебные органы, политические партии, средства массовой информации, т. е. непосредственно выражают исходные интересы общества, программируют его развитие;
  • они часто выступают в качестве стандартов, правовых эталонов для иных отраслей права. Нормы административного, уголовного, гражданского права, других отраслей призваны детализировать исходные нормы конституционного права, наполнять их собственным отраслевым содержанием и не могут им противоречить.

Существует мнение, что подавляющее число конституционных норм содержит только диспозиции. Но в этом случае вряд ли можно говорить о структуре конституционной нормы и вообще о норме как правиле поведения (здесь налицо дефиниция либо иное установление).

В качестве одной из особенностей норм конституционного права называют отсутствие в их структуре санкций. Однако конституционное законодательство содержит внушительный набор конституционно-правовых санкций. Среди них роспуск парламента, отрешение от должности Президента, отзыв депутата, отставка Правительства, аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты, ликвидация политической партии по суду и др.

Особенности конституционно-правовых норм

Обладая общими признаками, присущими всем правовым нормам, конституционно-правовые нормы имеют и некоторые особенности, выделяющие их из всей системы права. От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

  • содержанием, которое определяется спецификой той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
  • источниками, в которых эти нормы выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы прежде всего содержатся в Конституции РФ — акте, обладающем высшей юридической силой;
  • своеобразием видов: общерегулятивных норм в этой правовой отрасли значительно больше, чем в других;
  • учредительным характером содержащихся в них предписаний;
  • специфическим характером субъектов и особым механизмом реализации (например, регулирование института гражданства как правового состояния);
  • особенностями структуры: как правило, конституционно-правовые нормы не имеют традиционной трехчленной структуры — гипотезы, диспозиции и санкции. Обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция.

Конституционное право в первую очередь закрепляет принципы, основные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права, определяет государственное устройство и экономическую систему Российской Федерации, положение личности, систему судебных органов и т.д.

Классификация конституционно-правовых норм

Нормы российского конституционного права, с одной стороны, обладают общими признаками, присущими всем правовым нормам, с другой — имеют свои особенности. Существует множество классификаций конституционно-правовых норм по самым различным основаниям: по содержанию, форме, характеру действия, по субъектам, издающим конституционно-правовые акты, и т. д. Содержание конституционно-правовых норм определяется конкретной сферой регулирования; содержание норм об основных правах человека иное, чем, например, о составе Российской Федерации. По своей юридической силе нормы конституционного права также неодинаковы. Нормам конституций (уставов) принадлежит верховенство (соответственно, на уровне Федерации или в рамках субъекта РФ), ибо противоречащие им положения других законов признаются недействующими. Среди норм, содержащихся в Конституции РФ, приоритет имеют нормы гл. 1 (об основах конституционного строя). Никакие другие положения Конституции не могут им противоречить (ч. 2 ст. 16).

Конституционные нормы различаются по характеру содержания и основного назначения своих предписаний. По данному критерию конституционные нормы классифицируются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

В соответствии с ролью, выполняемой в механизме конституционного регулирования, следует выделить материальные и процессуальные конституционные нормы.Материальные нормы регламентируют содержание отношений, подвергающихся правовому регулированию, процессуальные нормы — формы и процедуры, в которых реализуется материальная норма. Материальными нормами являются, например, положения о требованиях к кандидату для избрания на должность Президента РФ (не моложе 35-летнего возраста и др.), а процессуальными — нормы регламента Государственной Думы о порядке рассмотрения проектов законов.

Различный характер обязательности предписаний, содержащихся в конституционных нормах, служит основанием для деления их на императивные, диспозитивные, альтернативные и поощрительные. Императивные нормы предписывают поступать только определенным образом (все запрещающие нормы — императивные), альтернативные нормы дают субъекту (субъектам) возможность выбора варианта поведения из предложенных вариантов, но не дают абсолютной свободы выбора (например, согласно ч. 3 ст. 135 Конституции РФ Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции). Диспозитивные нормы применяются, если порядок отношений их участников не регламентирован, их выбор свободен. Например, ч. 1 ст. 131 Конституции РФ гласит, что «структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно».Поощрительные нормы устанавливают меры, стимулирующие достижение повышенных социальных результатов.

Конституционные нормы можно классифицировать на общие, специальные и исключительные. Общие нормы регулируют родственные виды общественных отношений. Специальные нормы регулируют специфический вид отношений данного рода либо имеют специальное назначение. Исключительные нормы определяют некоторые изъятия из правил, содержащихся в общих или специальных нормах.

По действию во времени следует различать конституционные нормы, которые действуют в течение неопределенного срока, и нормы с ограниченным сроком действия.

Возможны и иные классификации конституционных норм.

Формы реализации конституционных норм

Управомочивающие, обязывающие и запрещающие конституционные нормы имеют три формы реализации: использование, исполнение и соблюдение.

Конституционные нормы, закрепляющие основные права и свободы индивидов, иных субъектов конституционных правоотношений реализуются в форме использования опосредуемых ими материальных интеллектуальных и иных благ. Злоупотребление конституционными правами и свободами является конституционным нарушением.

Формой реализации конституционных норм, закрепляющих обязанности субъектов конституционных правоотношений, служит их исполнение путем активных действий. Неисполнение конституционных обязанностей является конституционным нарушением.

Конституционные нормы, устанавливающие запреты, реализуются в форме соблюдения путем воздержания от определенных действий субъектами конституционных правоотношений.

Следует учитывать, что конкретная конституционная норма может быть реализована в той или иной форме при условии необходимых действий других участников соответствующих конституционных правоотношений. Так, использование конституционного права лицом зависит не только от желания самого лица, но и от обязанных субъектов конституционного правоотношения применительно к данному лицу. Использование конституционной свободы лицом зависит от соблюдения и соответствующих запретов, направленных на обеспечение этой свободы. Исполнение конституционной обязанности зачастую требует дополнительных организационных действий других участников конституционного правоотношения.

В связи с этим следует выделить еще одну форму реализации конституционных норм, а именно их применение.

Значительное число конституционных норм, несмотря на то, что имеются все фактические основания для их реализации, не может быть осуществлено без вынесения компетентными органами или должностными лицами соответствующих актов применения.

Применение конституционных норм есть особая организационно-правовая форма, способ их реализации, который не связывается с осуществлением какого-либо одного вида конституционных норм — обязывающих, запрещающих или управомочивающих, а следовательно, и не совпадает ни с одной из основных форм реализации конституционных норм — исполнением обязанностей, соблюдением запретов или использованием права.

По отношению к применяющему компетентному органу или должностному лицу, применение конституционных норм есть, конечно, их исполнение, соблюдение и использование. Но применение не исчерпывается этим. Оно имеет специфическое содержание, так как в конечном счете направлено на других субъектов, которые используют права (свободы) или полномочия (или исполняют обязанности).

По своему содержанию применение конституционной нормы представляет собой правомерную активную деятельность управомоченных субъектов права, которая сопряжена с организацией осуществления этой нормы (требований диспозиции или санкции) в правоотношениях, т. е. с определенными организационно-правовыми формами воздействия на субъектов данных отношений для использования прав (свобод) и полномочий и выполнения обязанностей.

Применение — фактор организации осуществления конституционных норм, претворения в жизнь требований диспозиции или санкции конституционной нормы. Без акта применения многие конституционные нормы просто невозможно осуществить на практике. Применение необходимо для того, чтобы наиболее полно обеспечить осуществление конституционных норм, а также для государственного контроля за правильностью и точностью их реализации.

Правоприменительные акты являются юридическими фактами, с которыми государство связывает реализацию конституционных норм, их претворение в жизнь. Они, как и другие юридический факты, создают юридическую основу для реализации конституционных норм, обеспечивают перевод абстрактной социальной возможности в действительность.

Акты применения означают, по существу, официальное признание субъекта носителем соответствующего права или полномочия, форму (способ) последовательного перевода права из одной стадии проявления в другую в процессе их осуществления. Наряду с функциями организационного обеспечения и государственного контроля за правильностью реализации конституционных норм акты применения выполняют функцию индивидуального регулирования общественных отношений. Применительно к конституционным нормам это означает конкретизацию их содержания, оснований, порядка и пределов их реализации, индивидуализацию других юридических фактов, с которыми связано дальнейшее их осуществление и т. д.

По содержанию и значению в механизме реализации конституционных норм правоприменительные акты можно классифицировать: на конкретизирующие (регламентирующие); регистрационные; акты о признании; разрешающие (разрешительные); учреждающие (учредительные); запрещающие (запретительные). Указанные виды актов применения диспозиций конституционных норм отражают особенности реализации предусмотренных ими прав и свобод субъектов.

Виды конституционно-правовых норм

По социальному назначению и роли в правовой системе нормы конституционного права делятся на учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, дефинитивные, коллизионные, оперативные. При этом учредительные нормы обладают зачастую качеством иных видов норм, осуществляя, например, регулятивное и охранительное воздействие на общественные отношения.

Учредительные нормы (декларативные нормы, нормы-цели, нормы-принципы) устанавливают публично-властные, социально-экономические, духовно-культурные устои общества (например, систему государственных органов, основные права, свободы), задают их соотношение (например, наделяют качеством высшей ценности человека, его права и свободы, определяют основой взаимодействия органов государственной власти принципы единства системы государственной власти, разделения властей).

Регулятивные нормы опосредуют текущую нормативно допускаемую деятельность органов государственной власти, граждан, их объединений путем конкретизации учредительных норм. Они закрепляют права, обязанности граждан, полномочия органов, должностных лиц. Таковы, например, нормы избирательного законодательства, законодательства о референдумах, определяющие допускаемое поведение людей на выборах, референдумах.

Охранительные нормы устанавливают за совершение правонарушений меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). К их числу следует относить нормы, вводящие механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство и др.).

Обеспечительные, или гарантийные, нормы направлены на обеспечение гражданских прав, деятельности органов власти. Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распушена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Дефинитивные нормы вводят определения исходных правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны.

Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция РФ вступает в силу со дня се официального опубликования по результатам всенародного голосования.

Нормы, закрепляющие права и обязанности субъектов конституционного права, делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их полномочий и прав. Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст. 82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По предмету правового регулирования выделяют материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы направлены на закрепление прав, обязанностей, полномочий разных субъектов. Процессуальные нормы определяют порядок осуществления прав, несения обязанностей, исполнения полномочий. Материальные нормы, например, определяют устройство парламента, его статус. Процессуальные нормы определяют порядок деятельности парламента, в частности порядок осуществления им законодательной деятельности.

По характеру содержащихся в нормах конституционного права велений выделяют нормы императивные, диспозитивные, рамочные.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений. Императивно предписание ст. 3 Конституции РФ о народе как носителе суверенитета и единственном источнике власти в Российской Федерации.

Диспозитивные нормы позволяют участникам правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению. Так, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с последующими изменениями) устанавливает, что субъекты Федерации могут учреждать свои конституционные (уставные) суды (ст. 27). Иметь или не иметь такой суд, каждый субъект Федерации решает самостоятельно.

Рамочные нормы сочетают в себе признаки императивных и диспозитивных норм. Они предоставляют участникам отношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах. Так, п. 8 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с последующими изменениями) определяет, что устанавливаемый субъектом Федерации минимальный возраст на выборах депутатов в региональный парламент не может превышать на день голосования 21 года. Следовательно, субъект Федерации свободен в выборе конкретного возрастного ценза на указанных выборах, но лишь в отрезке от 18 лет до 21 года включительно.

По субъектам правотворчества выделяют нормы, исходящие от федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации, международных организаций, некоммерческих объединений, граждан, принимающих нормативные правовые акты на соответствующих референдумах. По юридической силе нормы различаются в зависимости от актов, в которых они содержатся. Однако и в рамках одного акта разные нормы могут обладать разной юридической силой. Так, нормы гл. 1 Конституции РФ обладают большей юридической силой, чем нормы иных ее глав.

Смотрите еще:

  • Бланк подтверждение проживания по рвп образец Уведомление о подтверждении проживания в РФ по РВП Каждый иностранный гражданин, проживающий на территории России, обязан ежегодно отправлять в органы Министерства Внутренних Дел уведомление о проживании по РВП. Оно […]
  • Как лучше оформить квартиру на ребенка Можно ли оформить квартиру на несовершеннолетнего ребенка в России в 2018 году Некоторые родители приобретают на имя малолетних детей недвижимость. И тут же сталкиваются с вопросом, как правильно зарегистрировать право […]
  • Права и обязанности родителей ученика в школе Права и обязанности родителей Родители (законные представители) имеют право: защищать законные права и интересы детей; выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования, […]
  • Семейный кодекс рф 82 статья Статья 82. Виды заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей СТ 82 СК РФ Виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в […]
  • Александр смородинский адвокат Адвокат Смородинский А.Я. - Санкт-Петербург и Ленинградская область Оставить новый отзыв Справочник компаний GMstar.ru - Адвокат Смородинский А.Я.: отзывы, контактная информация (адрес, схема проезда): регион […]
  • Гендерное воспитание дошкольников консультации для родителей Консультация для родителей «Гендерное воспитание» Татьяна Кирьянова Консультация для родителей «Гендерное воспитание» Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных […]
admin

Обсуждение закрыто.