Материальная помощь работнику рб

Материальная помощь работнику рб

Информация: Материальная помощь, оказываемая работникам организации, и порядок ее налогообложения

МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИИ, И ПОРЯДОК ЕЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Материальная помощь — экономический термин, трактуемый как помощь, оказываемая нуждающимся работникам организации, в денежной или вещественной формах.

В данном случае следует обратить внимание на два момента:

1) определение критерия «нуждаемости»;

2) «добровольность» предоставления помощи.

Законодателем не определен критерий «нуждаемости», и соответственно работодатель самостоятельно устанавливает основания и размеры материальной помощи.

Предоставление материальной помощи не связано с результатами деятельности организации и относится к выплатам непроизводственного характера.

Рассматривая материальную помощь как объект налогообложения, можно выделить три основных ее вида:

1) материальная помощь, оказываемая в соответствии с действующим законодательством;

2) материальная помощь, оказываемая нуждающимся работникам в связи с чрезвычайными ситуациями (стихийные бедствия, смерть близких родственников, рождение ребенка и др.);

3) материальная помощь, оказываемая в иных случаях.

Нина Анищенко, экономист

Журнал «Главный Бухгалтер» № 38, 2008 г.

От редакции: С 1 января 2009 г. в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 «Об утверждении Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1489 внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2009 г. в Закон Республики Беларусь от 23.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» на основании Закона Республики Беларусь от 13.11.2008 № 449-З внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2009 г. в Закон Республики Беларусь от 23.12.1991 № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» на основании Закона Республики Беларусь от 13.11.2008 № 449-З внесены изменения и дополнения.

Рассылка новостей журнала «Отдел кадров»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 7, июль 2013

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Материальная помощь: оформляем правильно

Рубрика «Социальная защита»

Л.А. Шерснева, юрист

Материальная помощь — это помощь, оказываемая нуждающимся работникам предприятия, учреждения или другим лицам в вещественной или денежной формах 1 .

Материальная помощь не является оплатой за труд, поэтому условия и порядок ее выплаты утверждаются в коллективном договоре, соглашении, других локальных нормативных правовых актах (например, в Положении о выплате материальной помощи работникам, Положении об оплате труда) либо трудовым договором (контрактом). Решение о ее выплате оформляется приказом (распоряжением) на­нимателя.

Правовое регулирование

  • Трудовой кодекс Республики Беларусь.
  • Указ Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2011 г. № 417 «О единовременной материальной помощи» (далее – Указ о едино­временной материальной помощи).
  • Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» с последующими изменениями (да­лее –– Указ о спонсорской помощи).
  • Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «О хозяйственных обществах» с последующими изменениями (далее –– Закон о хозяйственных обществах).
  • Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» 1 (далее – Перечень выплат).
  • Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование 2 (далее – Положение о распределении).
  • Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе 2 (далее –– Положение об оплате труда руководителей).
  • Постановление Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 14 ноября 2012 г. № 1047 «Об оплате труда работников администраций свободных экономических зон» (далее –– постановление об оплате труда работников СЭЗ).
  • Постановление Министерства труда Рес­публики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» с последующими изменениями (далее – постановление № 6).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 7 (150), июль 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Материальная помощь работнику рб

Виды оказания материальной помощи

Согласно статье 47 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

Данные положения Основного Закона Республики Беларусь реализованы в правовых актах Республики Беларусь.

Так, постановлением Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 3 августа 2001 г. № 9 определяется порядок оказания нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам материальной помощи. К нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам относятся:

неработающие пенсионеры, достигшие возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, и инвалиды;

Материальная помощь оказывается пенсионерам, инвалидам и детям-инвалидам только в случаях:

причинения вреда их здоровью и (или) имуществу в результате стихийных бедствий (пожаров, засух, наводнений и других), техногенных катастроф, краж личного имущества;

возникновения иных ситуаций, объективно нарушающих их нормальную жизнедеятельность и сложных для самостоятельного разрешения, требующих оперативного оказания материальной помощи.

Нужно учитывать, что пенсионерам, инвалидам, детям-инвалидам, находящимся на государственном обеспечении в стационарных учреждениях социального обслуживания, материальная помощь не оказывается.

Заявление об оказании материальной помощи пенсионерам, инвалидам и детям-инвалидам подается в органы по труду, занятости и социальной защите либо в территориальные центры социального обслуживания населения, если данные центры наделены этим правом.

Заявление об оказании материальной помощи ребенку-инвалиду подается одним из родителей или другим его законным представителем.

Материальная помощь оказывается, как правило, не более одного раза в течение календарного года, и размер ее в каждом конкретном случае устанавливается индивидуально.

В исключительных случаях, когда пенсионер, инвалид или ребенок-инвалид нуждаются в оказании материальной помощи в размере, превышающем размер одного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, материальная помощь может быть оказана в размере до трехкратного размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Выплата материальной помощи производится почтовым переводом или через предприятия по доставке пенсий и пособий.

Трудовым кодексом Республики Беларусь также определяются случаи оказания материальной помощи конкретным категориям граждан.

Так, в соответствии со статьей 269 ТК наниматель может выдавать беременным женщинам путевки в санатории и дома отдыха бесплатно или на льготных условиях, а также оказывать им материальную помощь.

Согласно статье 342 ТК гарантируется предоставление уволенным лицам после прохождения срочной военной службы и принятым на прежнее место работы единовременной материальной помощи в размере не менее одной минимальной заработной платы.

Нередки также случаи оказания нанимателями материальной помощи работникам в соответствии с локальными актами организаций, устанавливающими порядок оказания такой помощи работникам. Связаны такие выплаты с наступлением определенных событий: уход в отпуск; бракосочетание; смерть работника, в том числе бывшего, либо члена его семьи; длительная болезнь и в связи с этим необходимость в лечении, оздоровлении и т.д.; рождение ребенка; чрезвычайные ситуации (пожар, авария и т.п.), государственные праздники и праздничные дни, юбилейные даты и др.

В целях усиления государственной поддержки населения и внедрения комплексного подхода к ее предоставлению был принят Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» (далее – Указ № 41).

Указом № 41 устанавливается порядок оказания следующих видов государственной адресной социальной помощи:

ежемесячное и (или) единовременное социальное пособие;

социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников;

социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации;

обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни.

Ежемесячное и (или) единовременное социальное пособие предоставляется на:

приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности;

внесение платы (полностью или частично) за жилищно-коммунальные услуги и (или) платы за пользование жилым помещением государственного жилищного фонда.

Под трудной жизненной ситуацией, нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи (гражданина), понимаются объективные обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения:

полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста;

неспособность к самообслуживанию в связи с заболеванием, для лечения которого требуется длительное применение лекарственных средств;

смерть супруга (супруги), родителей (усыновителей), детей (в том числе усыновленных);

причинение вреда жизни, здоровью, имуществу в результате стихийных бедствий, катастроф, пожаров и иных чрезвычайных ситуаций (обстоятельств) непреодолимой силы (форс-мажор), противоправных действий других лиц;

другие объективные обстоятельства, требующие материальной поддержки.

Для получения ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий граждане общаются в орган по труду, занятости и социальной защите и представляют следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи (для несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет – при его наличии), справка об освобождении – для лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

свидетельство о рождении ребенка – для лиц, имеющих детей в возрасте до 18 лет (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, – при его наличии);

свидетельство об установлении отцовства – для женщин, родивших детей вне брака, в случае, если отцовство установлено свидетельство о заключении брака – для лиц, состоящих в браке (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, – при его наличии);

копия решения суда о расторжении брака или свидетельство о расторжении брака – для лиц, расторгнувших брак копия решения суда об усыновлении (удочерении) – для семей, усыновивших (удочеривших) детей;

копия решения местного исполнительного и распорядительного органа об установлении опеки – для лиц, назначенных опекунами ребенка;

удостоверение инвалида – для инвалидов;

удостоверение ребенка-инвалида – для детей-инвалидов;

свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя – для индивидуальных предпринимателей;

трудовая книжка – для неработающих граждан, достигших возраста, дающего право на пенсию на общих основаниях (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет), и неработающих членов семьи, не достигших указанного возраста;

сведения о полученных доходах каждого члена семьи за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения (для семей (граждан), в которых член семьи (гражданин) уволен с работы (службы) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, нотариуса, сокращением численности или штата работников, – за 3 месяца, предшествующих месяцу обращения), кроме сведений о размерах пенсий с учетом надбавок, доплат и повышений, пособий по уходу за инвалидами I группы либо лицами, достигшими 80-летнего возраста, пособий, выплачиваемых согласно Закону Республики Беларусь от 29 декабря 2012 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (за исключением пособия женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, и пособия в связи с рождением ребенка), которые выплачиваются и приобщаются к материалам дела органами по труду, занятости и социальной защите;

справки о реализации продукции животного происхождения (за исключением молока), плодов и продукции личного подсобного хозяйства, продуктов промысловой деятельности – в случае реализации указанной продукции;

карта учета льготного отпуска лекарственных средств и перевязочных материалов – для лиц, имеющих право на такую льготу;

договор о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе – для студентов, получающих образование на платной основе с привлечением кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования или за счет средств юридических лиц, а также физических лиц, ведущих с ними раздельное хозяйство;

договор ренты и (или) пожизненного содержания с иждивением – для граждан, заключивших указанный договор;

договор найма (поднайма) жилого помещения – для граждан, сдававших по договору найма (поднайма) жилое помещение в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения (для граждан, уволенных с работы (службы) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, сокращением численности или штата работников, – в течение 3 месяцев, предшествующих месяцу обращения).

Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода семьи (гражданина) детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья, инвалидам I группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида или заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в подгузниках и документов, подтверждающих расходы на их приобретение.

Для получения социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников граждане общаются в орган по труду, занятости и социальной защите и представляют следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (в отношении детей-инвалидов в возрасте до 14 лет – паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и (или) полномочия их законных представителей);

удостоверение инвалида – для инвалидов I группы;

удостоверение ребенка-инвалида – для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

свидетельство о рождении ребенка – при приобретении подгузников для ребенка-инвалида;

документы, подтверждающие расходы на приобретение подгузников, установленные в соответствии с законодательством, с обязательным указанием наименования приобретенного товара в Республике Беларусь;

индивидуальная программа реабилитации инвалида или заключение врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в подгузниках.

Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода семьи (гражданина) детям в возрасте до 18 лет, не признанным инвалидами, но нуждающимся по медицинским показаниям в таких средствах, а также инвалидам III группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.

Размер данного социального пособия равен стоимости технических средств социальной реабилитации.

Инвалидам III группы вследствие профессионального заболевания или трудового увечья указанное социальное пособие предоставляется в случаях, когда они не имеют права на оплату технических средств социальной реабилитации за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Инвалидам III группы, имеющим в соответствии с законодательством право на бесплатное обеспечение техническими средствами социальной реабилитации, такое социальное пособие не предоставляется.

Для получения социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации граждане общаются в орган по труду, занятости и социальной защите и представляют следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (в отношении детей в возрасте до 14 лет – паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и (или) полномочия их законных представителей);

удостоверение инвалида – для инвалидов III группы;

свидетельство о рождении ребенка – при обеспечении техническими средствами социальной реабилитации ребенка;

доверенность работника исправительного учреждения, уполномоченного руководителем данного учреждения, – для инвалидов III группы и детей в возрасте до 18 лет, отбывающих наказание в местах лишения свободы;

индивидуальная программа реабилитации инвалида или заключение врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в технических средствах социальной реабилитации.

Государственная адресная социальная помощь в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни предоставляется семьям, имеющим по объективным причинам среднедушевой доход ниже критерия нуждаемости.

Семьям при рождении двойни или более детей такая помощь предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода.

Для обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни граждане общаются в орган по труду, занятости и социальной защите и представляют следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи (для несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет – при его наличии);

выписка из медицинских документов ребенка с рекомендациями врача-педиатра участкового (врача-педиатра, врача общей практики) по рациону питания ребенка;

свидетельство о рождении ребенка (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, – при его наличии);

свидетельство о заключении брака (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, – при его наличии);

копия решения суда о расторжении брака либо свидетельство о расторжении брака или иной документ, подтверждающий категорию неполной семьи, – для неполных семей;

копия решения суда об усыновлении (удочерении) – для семей, усыновивших (удочеривших) детей;

копия решения местного исполнительного и распорядительного органа об установлении опеки – для лиц, назначенных опекунами ребенка;

копия решения суда о признании отцовства, или свидетельство об установлении отцовства (в случае, если отцовство установлено либо признано в судебном порядке), или справка о записи акта о рождении (в случае, если отцовство признано в добровольном порядке);

выписка (копия) из трудовой книжки или иные документы, подтверждающие занятость трудоспособного отца в полной семье либо трудоспособного лица, с которым мать не состоит в зарегистрированном браке, но совместно проживает и ведет общее хозяйство;

договор найма (поднайма) жилого помещения – для граждан, сдававших по договору найма (поднайма) жилое помещение в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения (для граждан, уволенных с работы (службы) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, сокращением численности или штата работников, – в течение 3 месяцев, предшествующих месяцу обращения);

договор ренты и (или) пожизненного содержания с иждивением – для граждан, заключивших указанный договор;

сведения о полученных доходах каждого члена семьи за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения (для семей, в которых член семьи (гражданин) уволен с работы (службы) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, нотариуса, сокращением численности или штата работников, – за 3 месяца, предшествующих месяцу обращения), кроме сведений о размерах пенсий с учетом надбавок, доплат и повышений, пособий по уходу за инвалидами I группы либо лицами, достигшими 80-летнего возраста, пособий, выплачиваемых согласно Закону Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (за исключением пособия женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, и пособия в связи с рождением ребенка), которые выплачиваются и приобщаются к материалам дела органами по труду, занятости и социальной защите.

Ирина Липовик, заведующая сектором юридической экспертизы управления юридической экспертизы и правовой работы главного управления юстиции Брестского областного исполнительного комитета.

Как руководителю оказать материальную помощь работникам, не нарушая законодательства

Для работников бюджетных организаций и организаций, пользующихся государственными дотациями, подпунктом 2.7. пункта 2 Приложения 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь 21.01.2000 №6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями» предусмотрено, что руководители организаций в пределах фонда заработной платы имеют право предусматривать средства на оказание материальной помощи в размере 5% от планового фонда заработной платы штатных сотрудников.

Материальная помощь – это денежная выплата, которую оказывает наниматель работникам организации. Она является дополнительным источником социальной поддержки работников и в первую очередь должна оказываться нуждающимся категориям работников.

Оказание материальной помощи в учреждении образования регулируется локальными нормативными правовыми актами организации (коллективным договором, соглашением, положением о порядке оказания материальной помощи, которое является неотъемлемой частью коллективного договора (далее – Положение) и т.д.). (Примерная форма Положения прилагается).

Материальная помощь может оказываться не только нуждающимся в ней работникам организации. Она может выплачиваться как одноразово, так и в сроки, определенные Положением (ежемесячно, ежеквартально, раз в год и т.д.) как штатным работникам учреждения, так в отдельных случаях нештатным работникам (работающим по совместительству).

Случаи оказания материальной помощи

Материальную помощь оказывают работникам при наступлении определенных обстоятельств. Поэтому обязательно нужно указать, в каких случаях работники могут получить материальную помощь в учреждении. Причины оказания материальной помощи могут быть различными. Рассмотрим наиболее распространенные виды материальной помощи:

1. Предоставление материальной помощи в связи с семейными обстоятельствами. Наиболее распространенные из них – заключение брака и рождение ребенка. Соответственно, для получения помощи по данным основаниям, работники должны представить свидетельство о заключении брака или о рождении ребенка.

2. Материальная помощь, оказываемая в связи со стихийными бедствиями, чрезвычайными обстоятельствами. К стихийным бедствиям и чрезвычайным обстоятельствам можно отнести, например, кражу имущества, пожар. Для выплаты материальной помощи по данному основанию работнику необходимо представить справки из исполкома, милиции, иных органов, подтверждающие сумму понесенного ущерба.

3. Материальная помощь, оказываемая в связи со смертью близких родственников, либо близким родственникам умершего работника. К близким родственникам относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, супруги. К подтверждающим документам на получение данного вида помощи относятся: копия свидетельства о смерти; документы, подтверждающие оплату ритуальных услуг.

4. Материальная помощь в связи с тяжелой болезнью работника либо его родственников. Под тяжелой болезнью следует понимать болезнь, повлекшую временную утрату трудоспособности более 2-х месяцев подряд или установление работнику группы инвалидности. Для получения данного вида материальной помощи работник должен представить справку врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения по месту работы или жительства, выданную по установленной форме.

5. Материальная помощь в связи с тяжелым материальным положением. Решение о выплате и размере помощи принимает наниматель, он же оценивает степень «тяжести» материального положения.

6. Материальная помощь в связи с юбилейными датами. Прямого определения юбилейных дат законодательство не содержит, а потому установление таких дат относится к компетенции нанимателя.

7. Материальная помощь на оздоровление. Такая помощь может быть оказана, например, в виде стоимости путевок.

8. Материальная помощь нуждающимся в улучшении жилищных условий. Такая помощь может выдаваться на строительство (реконструкцию), покупку жилых помещений, на полное или частичное погашение кредитов, полученных на указанные цели.

Все необходимые документы, предоставляемые любым работником учреждения в качестве основания для оказания ему материальной помощи в каждом конкретном случае, определяются локальными нормативными правовыми актами учреждения. В них также уточняется, в каких случаях работник должен предоставить оригинал документа, а в каких – копию. Ограничения размера материальной помощи

Размер материальной помощи определяется в абсолютном выражении (в конкретных суммах, базовых величинах и т.д.). При этом в

Положении необходимо закрепить размер материальной помощи отдельно по каждому случаю. Порядок оказания материальной помощи

Основанием для оказания материальной помощи является личное заявление работника на имя руководителя учреждения. К заявлению работник должен приложить документы, подтверждающие наличие у него причин для получения помощи (свидетельство о рождении или смерти, справку из медицинского учреждения, справку о несчастном случае и др.).

На основании поданного заявления издается приказ руководителя учреждения о выплате материальной помощи, согласованный с соответствующим профсоюзным комитетом.

Материальная помощь работнику рб

Ура! Скоро лето! Наступает сезон отпусков! Работникам бюджетной организации выплачивается материальная помощь на оздоровление. В данном материале рассмотрено, в каких ситуация она выплачивается, следует ли с этих сумм исчислять зарплатные налоги, как отразить материальную помощь в бухгалтерском учете и учесть при налогообложении прибыли.

СИТУАЦИЯ: Работнику бюджетной организации начислена материальная помощь к отпуску на оздоровление согласно ст. 182 ТК. Ее размер предусмотрен коллективным договором и составил 46,00 руб. Данная организация является для работника местом основной работы. Другие выплаты социального характера работнику в 2017 г. не производились.

  1. В каких случаях выплачивается материальная помощь на оздоровление?
  2. Какие зарплатные налоги исчисляются с материальной помощи на оздоровление: подоходный налог; страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах?
  3. Как отразить в бухгалтерском учете выплату материальной помощи на оздоровление?
  4. Учитывается ли при налогообложении прибыли сумма материальной помощи на оздоровление, выплачиваемая из внебюджетных средств?

1. Наниматель выплачивает единовременную выплату на оздоровление в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части – при предоставлении одной из частей отпуска). Размер единовременной выплаты на оздоровление определяется законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором (ст. 182 ТК).

При этом руководители бюджетных организаций в пределах фонда заработной платы имеют право предусматривать средства на оказание материальной помощи в размере 5 % планового фонда заработной платы штатных работников (подп. 2.7 приложения 1 к постановлению Минтруда от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (далее – постановление № 6)).

Данный размер материальной помощи применяется как для работников, которые получают заработную плату из бюджетных источников, так и для работников, чья заработная плата выплачивается из внебюджетных средств (подп. 1.1 приложения 1 к постановлению № 6).

Единственным отличием является то, что на выплату работникам, получающим заработную плату из бюджетных источников, направляются средства, запланированные в бюджетной смете, а другим работникам – средства, определенные в расходной части сметы доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций (далее – смета доходов и расходов) (подп. 13.2, пп. 10, 15, 20 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совмина от 19.07.2013 № 641).

На практике порядок и условия предоставления материальной помощи из 5 % планового фонда заработной платы штатных работников регулируются положением об оказании материальной помощи, в котором организация вправе предусмотреть оказание помощи в соответствии со ст. 182 ТК. Данное положение может включаться в коллективный договор либо являться приложением к нему.

В рассматриваемой ситуации размер материальной помощи предусмотрен в коллективном договоре организации. При этом она может выплачиваться как из бюджетных, так и внебюджетных источников.

  1. Порядок исчисления зарплатных налогов представлен ниже:

2.1. Подоходный налог с физических лиц.

Доходы, полученные физическими лицами от источников в Республике Беларусь, как в денежной, так и в натуральной формах, признаются объектом обложения подоходным налогом с физических лиц (ст. 152, подп. 1.1 ст. 153, часть первая п. 1 ст. 156 НК).

Согласно абзацу второму подп. 1.19 ст. 163, части первой ст. 162 НК освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, получаемые от организаций, являющихся местом основной работы, в размере, не превышающем 1678,00 руб., от каждого источника в течение календарного года.

Так как в рассматриваемой ситуации размер материальной помощи, оказываемой бюджетной организацией, являющейся для работника местом основной работы, в течение календарного года не превышает установленный предел (46,00 руб. 3 ст. 131 НК).

В рассматриваемой ситуации материальная помощь на оздоровление предоставляется по самостоятельному решению организации в размерах, принятых коллективным договором. В целях налогообложения прибыли она не является выплатой, установленной законодательными актами, в т.ч. если она производится в соответствии с порядком, указанным в ст. 182 ТК.

Следовательно, рассматриваемая материальная помощь при расчете налога на прибыль не учитывается.

Материальная помощь сотрудникам – внутренним совместителям

Ситуация

Работник организации – внутренний совместитель обратился к руководителю с заявлением об оказании ему материальной помощи в связи с тяжелым финансовым положением в семье.

Для работника организация – основное место работы. Документов, определяющих порядок выплаты материальной помощи работникам в организации, нет. Рассмотрев заявление, руководитель оказал материальную помощь в размере 200 руб. В текущем году работнику не оказывалась материальная помощь.

Шаг 1. Примите от работника заявление об оказании материальной помощи.

Чтобы оказать материальную помощь в связи с тяжелым финансовым положением, от работника принимают заявление. Форма заявления законодательством не предусмотрена, поэтому организация разрабатывает ее самостоятельно.

Шаг 2. Издайте приказ о предоставлении материальной помощи работнику.

Поскольку в организации отсутствует документ, в котором предусмотрен порядок выплаты материальной помощи, то руководитель организации, при положительном решении, издает приказ. Форму приказа также разрабатывает организация.

Шаг 3. Определите, подлежит ли материальная помощь обложению подоходным налогом.

По общему правилу материальная помощь работникам в совокупности с другими доходами, не являющимися вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, освобождается от обложения подоходным налогом в размере, не превышающем 1 678 руб., в течение календарного года от каждого источника, при условии, что место работы у нанимателя для работника основное (подп. 1.19 п. 1 ст. 163 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Поскольку в течение года общая сумма материальной помощи не превысила указанную льготу, то исчислять подоходный налог не надо.

Шаг 4. Определите, следует ли производить отчисления в ФСЗН и Белгосстрах с суммы материальной помощи.

Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах исчисляются в общем порядке, поскольку материальная помощь в связи с тяжелым финансовым положением не предусмотрена Перечнем 115*.

дополнительно изучайте тут >>>

Шаг 5. Отразите оказание материальной помощи в бухгалтерском учете.

В бухгалтерском учете составляются следующие записи (см. таблицу):

Смотрите еще:

  • Дельта банк подал в суд за неуплату кредита Если банк подал в суд: пять простых советов Нестабильная политическая и экономическая ситуация в Украине, а также уловки самих банков, заложенные в кредитных договорах, приводят к проблемным кредитам. Не секрет, что […]
  • Комментарии к статье 236 тк рф Статья 236. Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной […]
  • Исковое заявление взыскание долга по договору купли-продажи Исковое заявление взыскание долга по договору купли-продажи В Арбитражный суд Омской области Истец: Индивидуальный предприниматель П., . г.р. Место жительства: г. Омск, ул. . д. . кв. . Ответчик: Индивидуальный […]
  • Сроки раздела имущества супругов после развода Развод с рассрочкой Одному из таких сложных моментов подобных споров и было посвящено решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда. Речь идет о сроках давности. Применительно к нашему варианту - […]
  • Срок давности для подачи заявления на имущественный налоговый вычет Срок давности налогового вычета при покупке квартиры Считается, что главное финансовое преимущество при приобретении квартиры это имущественные вычеты, характеризуемые как привилегии, понижающие налоговую базу […]
  • Пономарев а с юрист Члены Ассоциации Валерия – старший юрист антимонопольной практики московского и брюссельского офисов Dentons. Валерия консультирует по вопросам антимонопольного права с 2008 года. Она специализируется на различных […]
admin

Обсуждение закрыто.