Мелкий донос клевета

Мелкий донос клевета

Содержание:

Мелкий донос,клевета

Последняя бука буква «а»

Ответ на вопрос «Мелкий донос,клевета «, 5 букв:
ябеда

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова ябеда

Просьба, заявление в суд (устар.)

Вырастет — стукачом станет

На друзей жалуется

Определение слова ябеда в словарях

Примеры употребления слова ябеда в литературе.

А прежде того были мы, государь, черносошными и оброки тебе, великому государю, платили исправно, а ныне боярскою хитростью боярина твоего Юрия Олексиевича да корыстью приказных ябед попали мы, государь, в его, боярина вотчину, а твоего, государь, указа, ваше величество, к тому не давал, а ныне мы в барщине извелись, пропадаем.

К ябеде приказной устремлен догадкой, Правду гонит люто крючкотворец гадкий, Тал-лал-ла-ла-ра-ра И плуту он пара.

Неадекватность самых элементарных представлений, фантастические образы мира, скопившиеся, роящиеся, размножающиеся в головах, малиновые прищепки и дуршлаги, под отклеившимися, повисшими изнанкой обоями — газетные желтые лозунги, осуждающие не то Бухарина, не то Израиль, вонь ветхого белья, дрожащие руки со вспухшими венами, хитрость таракана, за которым гоняются с тапком в руке, изворотливость, непомерные претензии на пустом месте, неприхотливость, чудовищный алкоголизм, неподдающаяся анализу отсталость при работающем весь день телевизоре, ссоры, свары как норма жизни, ябеды, пересуды, сплетни, ненависть, крохоборство, нищета — весь этот ком слипшегося сознания перекатывается по всей стране.

Всю длинную дорогу до Вологды полуполковник вспоминал Иевлева и с каждым часом пути укреплялся в мысли о том, что Иевлев — храбрый и честный воин и что ему, Ремезову, удастся развеять клевету и ябеду Прозоровского.

Если судья будет помогать какому-нибудь составнику или ябеднику или таить крамольника, ябеду не станет обличать или жалобницу примет не по делу, или в суде даст говорить, что не к делу, на таком судье взять истцов иск, пошлины и протори, а в пене, что государь укажет.

Источник: библиотека Максима Мошкова

spanwords.info

Поиск ответов на кроссворды по тематикам (спорт, музыка и т.д).

Алфавитный указатель

Поиск ответов на кроссворды по начальным буквам слова.

Подбор слов

Поиск ответов на кроссворды по известным буквам в слове.

Популярные запросы

Самые популярные запросы пользовавателей на сайте.

Мелкий донос (разг.)

Ответ: ЯБЕДА

Наш новый Сканворд проект! (Перейти)

Разбор по буквам:

  • 1-я буква Я
  • 2-я буква Б
  • 3-я буква Е
  • 4-я буква Д
  • 5-я буква А

    Варианты вопросов:

    spanwords.info

    Ответы на кроссворды
    и сканворды онлайн

    Ответы приложения «Сканвордист» ВКонтакте.

    Ответы приложения «Сканворд дня» Одноклассники.

    Ответы приложения «Сканворд дня» Мой мир.

    Ответы приложения «Словомер» ВКонтакте.

    Ответы приложения «100к1» ВКонтакте.

    Находите ответы на вопросы в кроссвордах и сканвордах любой сложности за считанные секунды, ведь анализ нужного вам слова введется сразу по нескольким алгоритмам, базам данных, словарям, энциклопедям одновременно.

    Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР . Евгеньева А. П. . 1957—1984 .

    Смотреть что такое «ябеда» в других словарях:

    ЯБЕДА — ЯБЕДА, ябеды. 1. жен. Наушническое сообщение, наговор, клевета (разг.). Заниматься ябедами. Гнусная ябеда. || только ед. То же в собир. смысле. «Вся ябеда, добытая через наушников, вносилась в черную книгу.» Помяловский. || Просьба, заявление в… … Толковый словарь Ушакова

    ябеда — наседка, стукач, доноситель, накатчик, доносчик, ябедник, дятел, донос, фискал, чиновник, наушник, осведомитель, нагласительница, извет, стукачка, ябедница, наговорщица, нагласитель, наговорщик, доносительница Словарь русских синонимов. ябеда 1.… … Словарь синонимов

    ябеда — Варяг, клеймо, кнут, крюк, ларец, ларь, ябеда. Громадная цивилизующая сила русского племени особенно рельефно обнаружилась в полном поглощении им скандинавских или варяжских языковых и культурно бытовых особенностей уже в Х XI веках. Характерно,… … История слов

    ЯБЕДА — ЯБЕДА, ы (разг.). 1. жен. Мелкий донос, клевета [первонач. письменный донос]. Заниматься ябедами. 2. муж. и жен. То же, что ябедник (в 1 знач.). | прил. ябедный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ябеда — ябеда, ы, муж. и жен … Русский орфографический словарь

    Ябеда — Донос в старом русском праве сообщение властям о преступлении. В современном словоупотреблении сообщение властям (вообще любому начальству) о чьих то действиях, предосудительных с точки зрения начальника, но не с точки зрения общества (либо о … Википедия

    ябеда — ябедник, ябедничать, укр. ябеда, ябедник, др. русск. ябедникъ, ѧбетникъ должностное лицо, судья (между прочим, в Новгор. I летоп., Синод. сп., под 1218 г.), в ХVI в. также клеветник (см. Срезн. III, 1631). Др. русск. заимств. из др. сканд.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    ябеда — Старое заимствование из др. исл. яз., где в embaetti корень тот же, что в нем. Amt «служба, должность». Первоначальное значение «должностное лицо» с этим значением производное ябедник отмечается в памятниках письменности уже в XIII в. Значение… … Этимологический словарь русского языка

    ябеда — ы; м. и ж. Разг. 1. = Ябедник. Маленькая я. Известный я. 2. только ж. Наушничество, мелкий донос, клевета. Гнусная я. Любит ябеды. Это не ябеда, а жалоба … Энциклопедический словарь

    Ябеда — (др.рус. – судья, должностное лицо) – так называют человека, способного наговорить, оклеветать, очернить, оболгать, насплетничать, наушничать на кого то. Ябедничество – отрицательная черта личности, основанная на нелюбви к человеку, нежелании… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ябеда — ы; м. и ж.; разг. 1) = ябедник Маленькая я/беда. Известный я/беда. 2) только ж. Наушничество, мелкий донос, клевета. Гнусная я/беда. Любит ябеды … Словарь многих выражений

    Мелкий донос клевета

    По горизонтали: 1. Вид спортивного единоборства. 6. Одноглазый великан. 9. Комбинация математических знаков, выражающая какое-либо предложение. 10. Третья часть месяца. 12. Болезнетворщик. 14. Город, на окраине которого был создан первый концентрационный лагерь в фашистской Германии. 16. Каторжные цепи. 17. Кондитерское изделие в виде палочки, пластинки. 18. Почтительное обращение к мужчине в Великобритании и США. 20. Американская ферма. 22. Начатки знаний. 24. Южноамериканское вьючное животное. 26. Озеро на Кавказе. 29. Длинные макароны в форме тонких трубок. 30. Национальность Отелло. 31. Американский писатель, автор сатирического романа «Новая жизнь». 32. Русский писатель, автор романа «Дорога в никуда». 33. Поэтический сборник Владимира Высоцкого. 34. Ледники на Кавказе. 37. Мелкое волнение водной поверхности при слабом ветре. 39. Столица российской автономии. 41. Рассеянное звездное скопление в созвездии Телец. 42. Буква еврейского алфавита. 44. Итальянский композитор, автор оперы «Травиата». 45. Верхняя одежда. 46. Мелкий донос, клевета. 49. Соавтор режиссера Алова. 51. Птица семейства утиных. 52. Приспособление, на котором крепится заготовка для обработки на металлорежущих станках. 53. Суставный недуг. 54. Ягодный кустарник.

    По вертикали: 1. Старинная рукопись в переплете. 2. Знаменитый французский сыр. 3. Змея семейства гадюк. 4. Плодовый кустарник. 5. Густой, труднопроходимый лес. 6. Ламаистский праздник. 7. Татьяна из «Евгения Онегина». 8. Чрезмерные, непосильные налоги или сборы. 11. Крупная степная птица с длинной шеей и сильными ногами. 13. Обратившийся в суд с жалобой. 14. Захолустье. 15. Головной . 19. Цитата перед текстом. 21. Героиня оперы Николая Лысенко. 23. Крепкий настой чая. 24. Южное вьющееся или лазящее растение. 25. Ядовитая змея. 27. Древнее государство в Палестине. 28. Традиционное заключительное слово христианских молитв. 35. Итальянский вестерн с Аленом Делоном в главной роли. 36. Денежная единица Мавритании. 37. Заготовка, шаблон документа. 38. Приготовленное кушанье. 39. Соседка Кении. 40. Месяц года. 42. Парк в Копенгагене. 43. Дешевый городской извозчик из прежней жизни. 47. Контора, канцелярия. 48. Зодиакальное созвездие. 50. Груженая телега. 51. Беспорядочный гул голосов.

    Оганесян С.Е. Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте // Национальный психологический журнал — 2010. — №1(3) — с.66-69.

    Дан психологический анализ феномена ябедничества в младшем школьном возрасте, выявлены особенности суждений ябедничающих детей, предпосылки возникновения ябедничества, его зависимость от уровня морального развития ребенка.

    «Ябедничество» — понятие, означаю­щее жалобы на других людей. В житей­ском понимании ябедничество — донос, клевета, «стукачество». В толковом сло­варе русского языка оно объясняется как мелкий донос, клевета. Причины этого явления в детстве, его феноменология, последствия и способы управления изу­чены мало и скорее являются предметом размышлений родителей и учителей. Феномен «ябедничества» не описан в научных понятиях и в качестве предме­та специального изучения не популярен среди исследователей.

    Уровень морального развития как условие феномена ябедничества

    Феномен ябедничества тесно связан с уровнем морального развития детей. Согласно Ж. Пиаже, до 7—8 лет у ребен­ка под воздействием принуждения взрослых развивается понятие объективной ответственности и необходимо­сти искупительной санкции в отноше­нии провинившегося (Пиаже, 2006). В начале школьной жизни ученики стал­киваются с новыми школьными прави­лами, выполнение которых считается обязательным для всех учеников. В процессе их освоения дети возносят эти правила в ранг незыблемых законов, стараются следовать им, более того, следят за тем, чтобы и все остальные им следовали. Любое нарушение правил вызывает возмущение у ребенка, и он для сохранения порядка прибегает к помощи их носителя — социального взрослого. Именно этим объясняется вспышка ябедничества, отмечающаяся педагогами в начале младшего школь­ного возраста у детей. В этом возрасте ребенок еще находится на уровне мо­рального реализма. Он ориентирован на взрослого — носителя правил и очень чувствителен к любому их нарушению. К 8—9 годам ребенок все глубже осваи­вает межличностные отношения со сверстниками, и над ним перестает вла­ствовать объективная ответственность и искупительная санкция (Пиаже, 2006). К концу начальных классов школьник начинает понимать относи­тельность правил и санкций, его новые моральные ценности — сотрудничество со сверстниками. Такая смена ориента­ции от взрослого к одноклассникам свидетельствует о переходе на уровень морального релятивизма.

    Существует возрастная динамика в психологическом содержании ябедниче­ства. Ябедничество по поводу соблюде­ния школьных правил в начале младше­го школьного возраста можно считать своего рода нормативным явлением, воз­никающим в период активного освоения новых социальных норм поведения, пре­ходящей стадией на пути к пониманию относительности морали. К концу на­чальных классов проявление феномена ябедничества, как правило, идет на спад, на первый план выступают отношения дружбы. Ябедничество в этом возрасте является тревожным сигналом, оповещающим о психологическом неблагопо­лучии ребенка, о существовании некоторой проблемы. На этом возрастном эта­пе ябедничество уже имеет другой харак­тер — посредством его дети самоутвер­ждаются, пытаются решить проблемы межличностных отношений, выплескивая накопившиеся чувства обиды, завис­ти, злобы к одноклассникам.

    Социокультурная обусловленность феномена ябедничества

    Ябедничество — социокультурный, исторически изменчивый феномен. Его характер, особенности проявления во многом зависят от того, в какой стране, культуре и исторической эпохе оно име­ет место. Особенности менталитета, тра­диций, семейного воспитания, законо­дательства, отношений общества и вла­сти — все это во многом обуславливает феномен ябедничества.

    В нашей стране в сталинскую эпоху процветало «стукачество», производи­лись массовые репрессии по аноним­ным доносам. Это явление оставило не­гативное впечатление в обществе, поэто­му всякого рода ябедничество у нас в стране воспринимается отрицательно и порицается, а термин «ябеда» отрица­тельно характеризует человека. Поэто­му, согласно представлениям наших ро­дителей, ябедничество — крайне отрица­тельное качество, и его проявление у де­тей их настораживает. В Европе, Амери­ке и некоторых других странах мира яв­ление ябедничества имеет другой харак­тер — о нем говорят как о проявлении гражданского долга, бдительности, законопослушности.

    Как отмечает Дж. Ролз, законопо­слушное общество, в котором каждый принимает и знает, что другие принима­ют те же принципы справедливости, бо­лее хорошо организовано с точки зрения выполнения социальных норм. При этом каждый человек, преследуя собственные интересы, становится бдительным по от­ношению к другому, следя за тем, чтобы другой не нарушал правил (Ролз, 1995).

    Таким образом, отношение к ябед­ничеству у людей в разных обществах неодинаковое, и проявляется оно по- разному в зависимости от особенностей страны и ее культуры.

    Психологические особенности младшего школьного возраста как условия возникновения феномена ябедничества

    Ябедничество — феномен, обуслов­ленный психологическими особенно­стями младшего школьного возраста и новообразованиями кризиса 7 лет. Именно на этом этапе детского разви­тия можно говорить о проявлении ябед­ничества в настоящем смысле этого сло­ва. Конечно, жалобы и доносы на това­рищей имеют место и у детей младше 6— 7 лет, но их нельзя расценивать как проявление феномена ябедничества. Дети в возрасте до 3 лет еще не умеют прогнозировать, к чему приведут их слова или действия, и способны оценить свой по­ступок только после реакции взрослого. В возрасте от 3 до 5 лет ребенок, жалу­ясь на других, не преследует никаких целей, а просто сообщает информацию. Будет ли он продолжать «доносить» на других, зависит от реакции взрослого. Особенности же развития ребенка стар­шего дошкольного и младшего школь­ного возраста уже позволяют говорить о том, что он ябедничает в собственном смысле этого слова. Ниже рассмотрены психологические особенности кризиса 7 лет и младшего школьного возраста, связанные с феноменом ябедничества.

    Как отмечал отечественный психо­лог Л.С. Выготский, в своей работе «Проблема возраста», ко времени кри­зиса семи лет происходит потеря непо­средственности, вызванная дифференцированием внутренней и внешней сто­рон личности ребенка (Выготский, 1986). Ее потеря означает появление не­коего интеллектуального момента, кото­рый имеет место между переживанием и непосредственным поступком школь­ника. Это означает, что он намеренно ябедничает, рассчитывая, что за его жа­лобой последует определенное действие взрослого в отношении объекта жалобы. Такое возможно лишь в старшем дошко­льном и младшем школьном возрастах, когда ребенок уже способен просчиты­вать, какая реакция последует на тот или иной его поступок или слово.

    Произвольность и выполнение правил

    Моральное развитие малыша начи­нается задолго до его поступления в школу, однако с такой развернутой, по­стоянно контролируемой системой пра­вил, как там, он сталкивается впервые (Петровский, 1973). К младшему школь­ному возрасту ребенок уже приобретает умение подчиняться некоторым обяза­тельным для всех правилам как общест­венно выработанной системе (Элько- нин, 1989). В учебной же деятельности он сталкивается с необходимостью активного соблюдения очень большого ко­личества норм поведения, что создает предпосылки для возникновения про­блемных ситуаций в этом процессе. Ре­бенку бывает трудно понять и соблюдать много правил сразу. Старательно осваи­вая их, школьник следит за тем, чтобы и остальные выполняли эти правила. У него возникает желание, чтобы их никто не нарушал. Это создает почву для ябед­ничества. Как отмечает Д.Б. Эльконин, первоклассники, особенно в первые дни пребывания в школе, чрезвычайно чув­ствительны к выполнению всех правил. Поэтому, по его мнению, своими сооб­щениями на одноклассника они не столько хотят «донести» на товарища, сколько подчеркнуть, что они знают правила (Эльконин, 1989).

    В возрасте 6—7 лет у ребенка форми­руется самооценка. Ребенок дошкольно­го возраста любит себя, но самолюбия как обобщенного отношения к самому себе, которое остается одинаковым в разных ситуациях, самооценки как та­ковой и понимания собственной ценно­сти у него нет. Если дошкольнику слу­чается много раз терпеть в чем-то неуда­чу, то он по-прежнему любит себя, безотносительно к ситуации. Ребенок же, прошедший кризис семи лет и вступив­ший в младший школьный возраст, уже начинает оценивать себя в соответствии с мнением о нем окружающих, со свои­ми удачами и неуспехами (Выготский, 1986). В этом возрасте у школьника фор­мируется мотив социального признания взрослыми и сверстниками. В связи с этим, если ребенку мало доверяют, и он чувствует себя малозначимым, ущем­ленным, то у него вполне может возник­нуть желание повысить свою значимость посредством ябедничания. Поскольку к семи годам ребенок уже умеет предви­деть реакцию взрослого в ответ на тот или иной его поступок, он может чувст­вовать себя более значимым, зная, как взрослые отреагируют на его сообщения. Такой способ поднятия самооценки и собственной значимости может закре­питься у ребенка, и он станет система­тически ябедничать.

    В дошкольном возрасте коллектив­ная сюжетно-ролевая игра создает воз­можности для преодоления познава­тельного «эгоцентризма» (Пиаже, 2006; Эльконин, 1989). К младшему школьно­му возрасту дети уже успешно его пре­одолевают и осваивают процесс децентрации. То есть они начинают понимать, что точка зрения другого человека мо­жет отличаться от их точки зрения, учат­ся ставить себя на место другого челове­ка и предвидеть, какие чувства он может испытать.

    По мере того как дети становятся старше, большинство из них научается различать хорошие и плохие поступки, то есть у них формируется нравствен­ность. Ж. Пиаже определял ее как уважение индивидом правил социального порядка, обладание им чувством спра­ведливости, под которым понимается забота о взаимообмене и равенстве ме­жду людьми. Согласно Пиаже, чувство нравственности возникает у детей в ре­зультате взаимодействия их развиваю­щихся когнитивных структур и посте­пенно расширяющегося социального опыта. Оно проходит две стадии: морального реализма (ориентация на взрослого и приверженность к справед­ливости и искупительной санкции) и морального релятивизма (ориентация на сверстника, понимание относительно­сти правил) (Пиаже, 2006).

    Общение со сверстниками

    В 6—7 лет ребенок вступает в младший школьный возраст — время активного развития социального познания, которое осуществляется, в том числе, через соци­альное сравнение (Крайг, Бокум, 2006). Дети в этом возрасте должны научиться решать сложные ситуации, возникающие в дружеских отношениях, и разбираться в вопросах справедливости, соблюдать социальные нормы и уважать авторите­ты. Поэтому они начинают присматри­ваться к миру людей, сравнивать себя с другими. Активное общение со сверст­никами в младшем школьном возрасте открывает возможности для социально­го сравнения в условиях формирования Я-концепции (Цукерман, 1993). У ребен­ка, сравнивающего себя с другими и на­шедшего себя в чем-то хуже, может возникнуть желание навредить или «отом­стить» тем, у кого что-то лучше, а спосо­бом реализации негативных чувств может стать ябедничество на другого ребенка.

    Особенности младшего школьника в конце начальных классов

    Усвоение моральных норм и правил поведения

    В младшем школьном возрасте за­кладывается фундамент нравственного поведения, формируется общественная направленность личности. Нравствен­ное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от 1 к 3 классу: моральные знания, представления и суждения заметно обогаща­ются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными (Крутецкий, 1976). Моральные суждения учащихся 1—2 классов основаны на опы­те собственного поведения и на конкрет­ных указаниях и разъяснениях взросло­го, которые дети выполняют, часто еще не понимая их необходимости. Учащие­ся 3 класса уже воспринимают указания взрослых более осмысленно. Они име­ют обогащенный собственный опыт и пытаются анализировать опыт других людей, ставить себя на их место.

    Смена ориентации в общении от взрослого к сверстнику

    На период обучения в 1—2 классах приходится первая фаза формирования представлений у детей о правилах. В это время у ребенка под воздействием взрос­лых развиваются понятия объективной ответственности и искупительной санк­ции. На протяжении всей этой стадии младший школьник, по существу, эго­центричен, и если он и испытывает чув­ство тесной общности, то, главным образом, со взрослым или со старшим ре­бенком (Пиаже, 2006). В 3—4(5) классах дети находятся уже на второй стадии, когда они все глубже входят в общество себе подобных. Группы ровесников ор­ганизуются и в классе, и в повседневной жизни, часто они объявляют себя добровольно солидарными с виновным в случае конфликта между ним и взрос­лым (Пиаже, 2006).

    Переход от морального реализма к моральному релятивизму

    В начале младшего школьного воз­раста ребенок находится на стадии нрав­ственного реализма — в этом возрасте дети считают, что необходимо соблюдать все правила так, будто они являются незыблемыми принципами бытия (Пиаже, 2006). Правила для них — не абстракт­ная, а нерушимая реальность. О нравст­венности поступка ребенок в этом воз­расте судит по его последствиям, а не по начальным намерениям. Поэтому млад­ший школьник остро реагирует на нару­шение общеустановленных правил. Он может сообщать о нарушениях правил другим ребенком, с тем чтобы послед­него призвали к порядку.

    В конце младшего школьного воз­раста, по Пиаже, дети вступают в стадию нравственного релятивизма (Пиаже, 2006). Теперь они осознают, что прави­ла представляют собой согласованный продукт разных людей и, по мере воз­никновения потребности, могут изме­няться. Это ведет к пониманию того, что не существует абсолютно правильного и абсолютно неправильного и что мораль­ность поступка во многом зависит от его намерений, а не последствий. В связи с этим многие дети, ябедничество кото­рых имело целью «призвать» всех к по­рядку и справедливости, в этом возрас­те перестают ябедничать.

    Психологические условия генезиса феномена ябедничества

    Возникновение и развитие феноме­на ябедничества у детей во многом обу­словлено характером общения и взаимо­действия со взрослыми и со сверстника­ми, а также уровнем морального развития ребенка.

    Задержка на этапе морального реа­лизма, когда над ребенком все еще вла­ствует мораль принуждения, «священ­ности» правил и необходимости наказа­ния их нарушившего, может стать усло­вием возникновения феномена ябедни­чества. В нашей работе делается акцент именно на этом аспекте.

    Огромное значение имеет также ха­рактер общения ребенка в семье. Пред­посылками возникновения ябедничества могут стать негармоничная семья и неадекватный тип воспитания. Для не­гармоничной семьи характерно преоб­ладание отношений власти — подчине­ния, отсутствие сотрудничества, парт­нерства, взаимопомощи и т. п. (Карабанова, 2004). Непринятие и авторитаризм со стороны родителя могут стать причи­ной тяжелых переживаний ребенка, нарушения его Я-концепции в форме са­моотвержения и низкой самооценки. С неуверенностью в себе и низкой само­оценкой ребенок может пытаться бо­роться двумя способами: продуктивным (работа над собой, обретение новых компетентностей) и непродуктивным (ябедничество, самоутверждение за счет унижения другого, месть).

    В младшем школьном возрасте ребе­нок должен научиться общаться и стро­ить совместную деятельность для дости­жения общих целей. Овладевая этими навыками, он должен уметь принимать на себя ответственность, быть готовым к самоограничению и даже к подчине­нию. По Э. Эриксону, продуктивный результат данного возраста — компетент­ность, определяемая способностью со­трудничать с другими в учении и труде. Противоположное компетентности качество — это инертность, одним из вы­ражений которой является сверхконку­ренция. В этом случае ребенок побуж­дается чувством неполноценности, стре­мится во всех сферах быть первым (Эриксон, 1996). В такой погоне за пре­восходством ябедничество может ис­пользоваться им как средство для до­стижения целей.

    Ябедничество в любом виде предпо­лагает обращение к взрослому. Сообщая что-то взрослому, ребенок ждет его ре­акции, от которой во многом зависит его собственное дальнейшее поведение. Как пишет школьный психолог М. Кравцо­ва, само по себе сообщение ребенка мо­жет не означать ничего плохого и не не­сти отрицательного смысла. В этой си­туации важна реакция на нее взрослого, после которой школьник устанавливает причинно-следственные связи между своим сообщением и поведением взрос­лого (Кравцова, 2003). Если реакция взрослого «положительно» подкрепит жалобы ребенка, то он это может вос­принять как «зеленый свет» для продол­жения такого поведения.

    В заключение отметим, что теорети­ческий анализ феномена ябедничества позволяет сделать предварительные вы­воды, требующие эмпирического обо­снования и подтверждения: ябедничество — это исторически и социокультурно обусловленный феномен, который име­ет возрастную динамику и связан с уров­нем морального развития. Данные утверждения стали основными гипоте­зами, проверяемыми в ходе проведенно­го нами исследования младших школьников из российских и армянских обще­образовательных школ.

    Исследование

    Цель исследования — выявление осо­бенностей суждений «ябедников» и их уровня морального развития. Объектом исследования выступил феномен ябед­ничества младших школьников из 1-х и 3-х классов общеобразовательных школ России и Армении. Предметом исследования являлись суждения млад­ших школьников о ябедничестве.

    Операционализация основных понятий

    Ябедничество/жалобы — широкое понятие, включающее в себя все сооб­щения ребенка о других детях, которые заключают в себе негативную информа­ции о них.

    Уровень морального развития: соглас­но Пиаже, моральное развитие проходит два уровня:

    морального реализма, когда дети счи­тают, что необходимо соблюдать все правила, следуя каждой их букве, счи­тают хорошим лишь тот поступок, ко­торый им соответствует; судят о поступке не по намерениям человека, а по их материальному соответствию с установленными правилами; ориен­тированы на взрослого;

    морального релятивизма, когда дети осознают, что правила — согласован­ный продукт разных людей; ориен­тированы на сверстников; и мораль­ность поступка зависит от намерений, а не последствий.

    Гипотезы исследования

    Гипотеза 1. Существует возрастная динамика в психологическом содержа­нии ябедничества.

    Частная гипотеза: «ябедники» в 1-х классах ориентированы на правила и справедливость, «ябедники» в 3-их клас­сах — на межличностные отношения.

    Гипотеза 2. Уровень морального развития обусловливает феномен ябед­ничества.

    «ябедники» находятся на более низ­ком уровне морального развития (уровне морального реализма и до- конвенциональном уровне), чем ос­тальные дети, что находит отражение в том, что в решении дилемм «ябед­ники» ориентируются преимущест­венно на следствия, а «неябедники» на намерения героев дилеммы;

    в решении моральных дилемм ябед­ники ориентируются преимущест­венно на установленные авторитет­ным лицом правила и на наказание нарушившего их.

    Гипотеза 3. Ябедничество — социо­культурно обусловленный феномен.

    Частная гипотеза: существуют раз­личия между суждениями о ябедниче­стве «ябедников» российских и армян­ских школ.

    Литература

    Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1973.

    Выготский Л.С. Вопросы детской (воз­растной) психологии. Кризис семи лет. (1933-1934) // Выготский Л.С. Собр. со­чинений. — Т. 4. — М., 1986.

    Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консуль­тирования. — М.: Гардарики, 2004.

    Кравцова М. Правдолюб или ябеда // Школьный психолог. — 2003. — №10. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200301009

    Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб: Питер, 2006.

    Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просве­щение, 1976.

    Пиаже Ж. Моральное суждение у ребен­ка. — М., 2006.

    Роулз Дж. Теория справедливости. — Но­восибирск: Изд-во Новосибирского уни­верситета, 1995.

    Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.

    Эльконин Д.Б. Избранные психологиче­ские труды. — М., 1989.

    Эриксон Э. Детство и общество. — СПб, 1996.

    Продолжение в следующем номере.

    Для цитирования статьи:

    Оганесян С.Е. Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте // Национальный психологический журнал — 2010. — №1(3) — с.66-69.

    Oganesyan S. E. (2010). Tattletelling phenomenon in primary school age.National Psychological Journal,1(3), 66-69

    Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

    Ябеда — значение слова в толковых словарях

    Значение слова Ябеда в словаре Ожегова

    ЯБЕДА, -ы (разг.). 1. ж. Мелкий донос, клевета [первонач, письменный донос]. Заниматься ябедами. 2. х и ас. То же, что ябедник (в 1 знач.). В прил. ябедный, -ая, -ое (к 1 знач.).

    Значение слова Ябеда в словаре Ефремовой

    Значение слова Ябеда в словаре Фасмера Макса

    Значение слова Ябеда в словаре Д.Н. Ушакова

    Я́БЕДА, ябеды.
    1. ·жен. Наушническое сообщение, наговор, клевета (·разг. ). Заниматься ябедами. Гнусная ябеда.
    | только ед. То же — в собир. смысле. «Вся ябеда, добытая через наушников, вносилась в черную книгу.» Помяловский.
    | Просьба, заявление в суд (·устар. ). Писать ябеды. Приказная ябеда.
    2. ·муж. и ·жен. То же, что ябедник (·разг. ).

    Значение слова Ябеда в словаре Синонимов

    наседка, стукач, доноситель, накатчик, доносчик, ябедник, дятел, донос, фискал, чиновник, наушник, осведомитель, нагласительница, извет, стукачка, ябедница, наговорщица, нагласитель, наговорщик, доносительница

    Значение слова Ябеда в словаре Синонимы 4

    донос, доносчик, наушник, осведомитель, стукач, фискал, чиновник, ябедник

    Значение слова Ябеда в словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

    1. я́беда,
    я́беды,
    я́беды,
    я́бед,
    я́беде,
    я́бедам,
    я́беду,
    я́бед,
    я́бедой,
    я́бедою,
    я́бедами,
    я́беде,
    я́бедах
    2. я́беда,
    я́беды,
    я́беды,
    я́бед,
    я́беде,
    я́бедам,
    я́беду,
    я́беды,
    я́бедой,
    я́бедою,
    я́бедами,
    я́беде,
    я́бедах

    Смотрите еще:

    • Ст 228 ук рф прим 1 Ст. 228 п. 1 ч. 1 является ли преступлением средней тяжести либо особо тяжелым? Здравствуйте, скажите пожалуйста 228 прим 1, часть 1. Это средней тяжести или особо тяжкое преступление? Ответы юристов (5) Есть вопрос к […]
    • Телефоны судебных приставов города москвы Судебные приставы Москвы Служба судебных приставов города Москвы. Справочная информация. Телефоны судебных приставов. Адреса отделов. Время приема. Реквизиты. Задолженность. Время приема во всех отделах Службы […]
    • Регистрация и закрытие ооо Ликвидация ООО, АО, НКО Вид услуги Срок Цена, руб. Официальная ликвидация ООО, АО в стоимость включено: нотариальные услуги - 6 000 р. публикация в Вестнике - 2 000 р. госпошлина - 800 р. составление […]
    • Аудиокниги донцова брачный контракт кентавра Аудиокниги донцова брачный контракт кентавра Дарья Донцова. Брачный контракт кентавра / Аудиокнига It takes only 5 seconds Sign Up OR Login Via : Последние новости Последние просмотры Advertising Некоторые […]
    • Отдельная инженерная воинская часть московская область п нахабино Мамы солдат Заполярья Меню навигации Пользовательские ссылки Информация о пользователе Вы здесь » Мамы солдат Заполярья » в/ч 11361 Нахабино Московская область » Полезная информация о в/ч 11361 (45-я ОИСБр) Полезная […]
    • Какие документы для 3 ндфл при продаже квартиры Документы для составления декларации 3-НДФЛ Список документов, необходимых для подготовки налоговых деклараций 3-НДФЛ Для подготовки всех видов деклараций: 1. Паспорт; 2. ИНН; При покупке квартиры: 1. Свидетельство о […]
  • admin

    Обсуждение закрыто.