Почему дети сосут палец

Почему дети сосут палец

Почему дети сосут палец

Привычка сосать пальцы — это проблема?

Среди теплых маминых рук, мягких игрушек и уютной постели у малышей бывает еще одно приятное успокаивающее занятие — посасывание пальчиков. Согласно последним исследованиям порядка 75-95% детей осваивают это неприхотливое занятие. Так что велик шанс, что и у вас в семье подрастает такой малыш. Есть ли повод для беспокойства?

Большинство детей обсасывают свои пальцы с очень юного возраста, некоторые начинают еще в утробе матери. Сосание — это естественный рефлекс для малышей и служит важным целям. Он создает ощущение безопасности и защищенности. Он же может и расслаблять. Именно поэтому многие дети сосут пальцы, засыпая.

Согласно данным Американской Стоматологической Ассоциации дети сами бросают привычку сосать пальцы в возрасте от двух до четырех лет. Они просто перерастают этот рефлекс, он становится бесполезен.

Однако некоторые дети продолжают сосать пальцы вплоть до дошкольного возраста. Если ваш ребенок все еще сосет пальцы к моменту появления постоянных зубов, значит пора активно действовать, чтобы устранить эту привычку.

На что нужно обратить внимание

Прежде всего, проследите, как ваш ребенок сосет пальцы. Если он сосет пассивно, то есть его палец свободно лежит в полости рта, то это не вызовет значительных проблем. Если же наоборот, он давит пальцем на зубы или дёсна, то это может изменить прикус, вызвать неровный рост зубов и челюстей у ребенка. Частое интенсивное давление может изменить даже форму лица. Все это в дальнейшем потребует лечения у ортодонта.

Основные изменения от сосания пальцев:

  • формирование щели между верхними и нижними передними зубами (открытый прикус, невозможность откусывать пищу передними зубами);
  • наклон передних зубов вперед;
  • сужение верхней челюсти (перекрестный прикус).

Как помочь ребенку бросить эту привычку

Эту привычку довольно сложно преломить, когда ребенок получает от нее удовольствие! Прежде всего нужно отучить ребенка сосать пальцы днем, и только потом он отучится делать это ночью.

  • Будьте всегда позитивны и поддерживайте ребенка. Вместо того, чтобы наказывать ребенка за сосание пальцев, поощряйте его за то, что не сосет.
  • Одевайте варежку или носок на его руку не в качестве наказания, а как напоминание о необходимости взрослеть. Можно использовать бандажи или наносить горчицу на ногти.
  • Используйте систему ежедневных поощрений: за каждый день без сосания пальцев ребенок получает наклейку, за семь дней с наклейками он может выбрать себе приз: поход в зоопарк, новый набор кубиков. За месяц с наклейками он получит какой-то более значительный приз. Как правило, к этому времени привычка уже исчезает. Делайте ребенка активным участником своего лечения, это быстрее позволит добиться успеха.
  • Если вы видите, что причина сосания пальцев вызвана страхами ребенка, тогда работу необходимо проводить с устранения его тревожности, а не вредной привычки.
  • Наблюдайте за временем появления сосания пальцев (в дороге, на длительном киносеансе) и старайтесь в таких случаях создавать развлечения или отвлекающие занятия.
  • Объясните ребенку подробно, что случится с его зубами, если он продолжит сосать пальцы.

Чем может помочь ортодонт

Ортодонты могут предложить вашему ребенку приспособления, которые затруднят его привычку сосать пальцы. Это своеобразные пластинки с ограничителями на небе.

Если ребенок бросил свою привычку до возраста 6-7 лет, то небольшие изменения положения зубов обычно проходят сами за счет роста челюсти. В случае, когда постоянные зубы повергались воздействию, изменить их положение могут только специальные ортодонтические аппараты. К счастью, они с успехом справляются с этой задачей.

Однако коррекцию прикуса у детей можно начинать только после устранения привычки! В противном случае лечение будет неэффективным.

Как отучить ребенка сосать палец

Для начала разберемся, почему это вообще происходит? Зачем ребенок сосет палец? Ведь, на самом деле, это довольно частое явление не только в семьях с малышами, но и там, где есть дошколята. В каком возрасте сосать палец – норма?

— В возрасте 2-3 месяцев ребенок находит свои ручки и тут же отправляет их в рот для исследования, — говорит Ксения Несютина, детский психолог, ТРИЗ-педагог, автор книг для развития творческого мышления у детей, создатель онлайн-школы для родителей. — Это абсолютно нормально и если родители, волнуясь о том, что ребенок будет сосать пальцы в будущем, не разрешают сосать и вкладывают в рот соску, то это наносит вред развитию ребенка. Ведь для того, чтобы начать пользоваться руками, чтобы развивалась моторика – руки нужно сначала найти и исследовать ртом.

Ну а если малыш подрос, а привычка осталась – нужно разбираться. Причины сосания пальцев могут быть разные.

— В возрасте около 1 года сосание пальца может говорить о неудовлетворенном сосательном рефлексе. Как правило, в это время детей активно переводят с кормления грудью или смесью на обычную еду. Не все дети легко адаптируются к этому и иногда начинают выражать нехватку сосанием пальцев, — объясняет Ксения Несютина. – А в возрасте старше 2 лет сосание пальцев, как правило, признак того, что ребенка что-то тревожит. Часто эти тревоги связаны с разлукой с мамой: мама уходит в свою комнату на ночь и ребенок переживая это, начинает сам себя успокаивать, посасывая палец. Но могут быть и другие более сложные тревоги. В будущем это может трансформироваться в то, что ребенок будет грызть ногти, ковырять ранки на коже или вырывать волосы.

Таким образом, понимаем: если малыш только начинает знакомиться со своим телом и окружающим миром – то пусть спокойно себе сосет пальцы. Ничего, не убудет. А вот если время идет, маленький человек растет и уже давно ходит в сад, а пальцы все еще «прячутся» во рту, надо принимать меры.

Но отучить ребенка сосать палец – задача не из простых.

Найти момент

Оказывается, «палец в рот» — это не просто привычка. По словам нашего эксперта, сосание пальца с точки зрения психологии может быть закрепившимся компенсаторным механизмом.

— Иными словами сосание пальца дает ребенку (компенсирует) что-то такое, чего он не может получить эмоционально, — говорит Ксения Несютина. — Например, мы говорим про тревожную маму – ей тяжело успокоить ребенка, дать ему опору и уверенность. Чтобы как-то успокоить себя ребенок использует не «спокойствие мамы», а сосет палец. То есть ребенку уже 3-4-5 лет, а он все еще успокаивается как младенец 3-4 месяцев – с помощью сосания.

Чтобы отучить ребенка, нужно найти первопричину. То есть, понять, для чего ребенок сует ручки в рот, что он таким образом замещает и как ему обеспечить эту потребность на эмоциональном уровне.

— Важно обратить внимание, в какие моменты ребенок берет пальцы в рот: например, перед сном, когда играет сам в игрушки, в садике. Скорее всего, это и есть стрессовые моменты для ребенка. Важно помочь ребенку адаптироваться к этой деятельности, чтобы она не вызывала столько тревог у малыша, — рекомендует психолог.

Через игру

Для вас, наверное, не секрет, что игра для детей не только вариант провести время, но еще и способ познакомиться с окружающим миром, помощь в развитии и иногда даже – терапия.

Игра же может помочь ребенку справиться с тревогой.

— Если ребенок старше 3 лет, то с точки зрения психологии, отучить ребенка можно, если у него уйдет сама потребность в сосании пальца, — отмечает Ксения Несютина. — То есть ребенок тревожится, и компенсирует тревоги сосанием пальца. И здесь должны включаться родители: вы можете помочь справиться с тревогами, страхами с помощью игр, разговоров, колыбельных песенок, чтения сказок. Гораздо лучше, если ребенок будет проигрывать с игрушками или рисовать то, чего он боится, о чем он переживает, чем просто компенсировать это напряжение сосанием пальца.

Ребенок сосет пальчики

Еще совсем недавно сосание пальца считалось лишь вредной привычкой и более ничем.

В последнее время педиатры и психологи сходятся во мнениях: палец во рту – это, прежде всего, неудовлетворенный инстинкт сосания.

Сосательный рефлекс

Кстати, одна наблюдательная мама заметила интересную вещь. Ее сын находится на смешанном питании – т.е., вместе с грудным молоком его кормят молочной смесью из бутылочки. Так вот, ребенок значительно быстрее справляется с бутылочкой, чем с маминой грудью, а после этого сразу тянет в рот кулачок. Этот пример – живая иллюстрация того, что сосание пальца требуется грудному младенцу именно для того, чтобы удовлетворить сосательный рефлекс. У малышей, которых мама долго кормит грудью (причем, не по режиму, а по требованию), такой привычки, как правило, не наблюдается.

Дело в том, что для грудного ребенка понятия «сосать» и «существовать» очень близки. Они сосут не только для насыщения, но и для развития. Исследования показали, что при сосании запускаются природные, отлаженные веками процессы: усваиваются питательные вещества, улучшается пищеварение, развивается мозг, ребенок ощущает психологический комфорт.

Какой механизм отвечает за сосание

В сосании участвуют сразу три нерва с очень обширными зонами: блуждающий, троичный и носоглоточный нервы. Ни в одной части тела нет выхода таких мощных рецепторов, как во рту. Лучшее, что придумала природа для развития этих систем, это материнская грудь. Именно поэтому так важно, чтобы кроха мог получить ее по первому своему требованию.

К сожалению, иногда приходится искать замену материнской груди. Конечно, узелок с хлебным мякишем (как во времена наших прабабушек) или современные «правильные» ортодонтические соски-пустышки – это лишь жалкое подобие теплой маминой груди. Но, увы, в какой-то мере они необходимы, если ваш малыш находится на искусственном вскармливании.

Другой способ удовлетворить сосательный рефлекс, который буквально всегда под рукой, – это собственный палец. Но стоматологи и логопеды в один голос утверждают, что сосание пустышки, и в особенности, пальца приводит к деформации неба, формированию неправильного прикуса, плохому смыканию зубов. У детишек, сосущих пальцы, зубы часто растут специфическим образом – верхние выдаются вперед, а нижние – растут немного назад.

Что же делать? С одной стороны, эта привычка естественна и закономерна, но с другой – вредна, и с ней приходится бороться.

Зачем ребенок сосет палец?

Причин может быть несколько.

  • Грудные младенцы нередко сосут пальцы до или после кормления – таким образом они показывают, что уже голодны или еще «не насосались». Ведь основную порцию молока кроха съедает за первые 5-10 минут, а все остальное время сосут просто «для удовольствия», выдавливая молочко по капельке. Если малыш тянет в рот пальцы после кормления грудью, возможно, вы держите его у груди меньше, чем ему надо.
  • У ребенка режутся зубки – и тогда он с особым энтузиазмом тянет в рот все, что попадается под руку.
  • В более старшем возрасте ребенок может сосать палец, если ему не хватает родительской любви и ласки.
  • Порой сосание пальца становится успокоительным средством – так малыш инстинктивно снимает излишнее возбуждение или успокаивает себя перед сном.
  • Вашему чаду может быть просто скучно.

Как нельзя отучать от сосания пальца

«Изобретательность» некоторых родителей просто не знает границ. Они:

  • мажут пальчики своих детей горчицей, соком алоэ, покрывают специальным горьким лаком;
  • привязывают ручки и бинтуют пальцы;
  • надевают (а порой и пришивают к рубашечке, чтобы нельзя было снять) шерстяные варежки.

Это достаточно жестокие способы, которые доставляют крохе немало страданий. А, главное, они перестают действовать, как только родители прекращают репрессивные меры. И все возвращается на круги своя.

Бесполезны также постоянные окрики «вынь палец изо рта» – с какого-то момента дети просто перестают на них реагировать, это своего рода защитная реакция организма на привычку, которая по тем или иным причинам для организма важна. Более того, угрозы и наказания порой приводят к прямо противоположному результату. Ведь, как мы выяснили, ребенок нередко сосет палец для успокоения. Значит, в стрессовой для себя ситуации (а именно к стрессу приводят окрики и наказания) малыш будет с удвоенной силой стремиться как-то себя успокоить – с помощью сосания.

Ребенок сосет палец. Это нормально?

Итак, ребенок сосет палец. Это нормально?

Да, это нормально. За сосанием пальца помимо человека также замечены шимпанзе и лемуры. Дети начинают сосать пальцы еще в утробе, а затем продолжают делать это, уже появившись на свет. Поэтому сосание пальца абсолютно естественное для малыша действие. Более того, часто он даже не замечает, что засунул палец или пальцы в рот – настолько это для него обычное явление, вплетенное в картину мира. А недавнее исследование , проведенное в Новой Зеландии, показало, что сосание пальца может помочь снизить риск аллергических реакций у ребенка, поскольку постоянное столкновение с бактериями стимулирует иммунную систему.

Почему ребенок вообще этим занимается?

Сосание в жизни ребенка делится на два вида: нутритивное и ненутритивное. Первое, как понятно из названия, нужно для того, чтобы малыш насытился (то есть это сосание груди или бутылочки со смесью). Второе – для того, чтобы успокоиться, взбодриться, расслабиться, уснуть или прийти в себя после стресса или полученных впечатлений.

Удовлетворить сосательный рефлекс в ненутритивной форме призваны пустышки и пальцы (в первые недели жизни в качестве соски также может выступать грудь, это тоже нормально). Считается, что сосание пальца более физиологично, чем сосание любой, даже самой навороченной пустышки. Кроме того, продвинутые педиатры не рекомендуют предлагать силиконовые заменители груди и пальцев вплоть до 28 дня жизни ребенка, чтобы не нарушить ход становления лактации.

Однако у пальцев в сравнении с пустышкой есть один существенный недостаток – они всегда находятся в свободном доступе, поэтому процесс их обсасывания может превратиться во вредную привычку.

Когда ребенок должен перестать сосать пальцы?

Если ребенок здоров и хорошо развивается, он должен самоотлучиться от своего любимого пальца в 2-4 года. Если ребенок уже бросил сосать пальцы, но затем вновь вернулся к этой привычке, нужно проанализировать события, которые предшествовали этому регрессу. Нормально, если начало нового цикла сосания пальца совпало с периодом адаптации к детскому саду, переездом, появлением у ребенка няни, разводом родителей и другими крупным событиями.

Связано ли сосание пальцев с психологическими проблемами у ребенка?

Как уже было сказано выше, сосание пальца – нормальное явление для ребенка младшего возраста. В течение первого года жизни пальцы с разной степенью интенсивности сосут 75 процентов всех детей. И это, разумеется, не означает, что все они испытывают какие-то психологические трудности. «Даже если привычка сосать палец сохраняется после младенческого возраста, это не говорит о том, что у ребенка есть эмоциональные проблемы, и не является тревожным знаком того, что он будет сосать пальцы и в подростковом возрасте», – заверяет психиатр из Медицинской школы Нью-Йоркского университета Сабин Хэк.

Однако не стоит забывать, что сосание пальцев может стать причиной коммуникационных трудностей для ребенка. Некоторые дети на полном серьезе отказываются играть и разговаривать (например, в детском саду) с малышами, которые сосут пальцы вместо того, чтобы рисовать и носиться по группе с радостными воплями.

Правда ли, что сосание пальца негативно сказывается на здоровье зубов ребенка?

Одни специалисты считают , что в раннем возрасте – до 4 лет – нет ничего страшного в том, что ребенок сосет палец. Другие врачи, в частности, представители Американской академии детской стоматологии и некоторые российские педиатры, придерживаются мнения о том, что сосание пальцев плохо влияет на формирование прикуса, развитие челюсти, дикцию и речевое развитие.

Оценить ситуацию с конкретным ребенком могут только его родители и врачи, которые его наблюдают. Если вам кажется, что из-за сосания пальца у маленького ребенка изменилась форма или расположение зубов, его обязательно нужно показать специалисту. Также необходимо обратиться к педиатру, если вы понимаете, что сосание пальцев превратилось в навязчивое движение, и если оно продолжается в возрасте 6-8 лет, когда идет интенсивная смена молочных зубов коренными – в этом случае сосание пальца совершенно точно опасно и может привести к значительным изменениями прикуса и формы зубов.

Но в большинстве случаев, когда интенсивность сосания пальца угасает постепенно, никаких ужасных вещей во рту ребенка не происходит.

А что, если от сосания у него на пальцах уже появились мозоли?

Мозоли и небольшие «потертости» от сосания пальца могут быть безболезненными и не доставлять никаких неприятных ощущений ребенку. Чтобы увлажнить огрубевшие участки кожи, нанесите детский крем на руки ребенка, пока он спит (проведение подобной процедуры во время бодрствования чревато тем, что крем довольно быстро окажется у ребенка во рту и).

Когда мозоли кровоточат, они не только доставляют ребенку дискомфорт, но еще и являются очагом инфекции, поэтому необходимо внимательно следить за состоянием кожи рук малыша, который пока не избавился от привычки сосать пальцы.

Как правильно отучать ребенка от сосания пальцев?

  • Прежде всего необходимо запомнить и взять за основу своей тактики мягкость и отсутствие каких-либо насильственных действий, включая угрозы, физическое наказание, крики и прочие неприятные методы воздействия. Поскольку сосание пальцев напрямую связано с чувством психологического комфорта, после ваших скандалов ребенок будет искать именно его, и начнет засовывать руки в рот с куда большим рвением и интенсивностью.
  • С ледует действовать от обратного: не ругать, а хвалить ребенка тогда, когда он сам решил не сосать пальцы в ситуации, когда он обычно это делает (например, засыпая или играя с мягкой игрушкой). Методика положительного закрепления работает гораздо более эффективно, чем наказание.
  • Отказаться от вредной привычки ребенку также могут помочь его любимые игрушки и персонажи сказок и мультфильмов – поговорите с ним и объясните, что они не суют руки (лапы) в рот, потому что стали совсем большие и умеют без этого обходиться. Кроме того, почувствовать себя взрослым ребенку могут помочь переговоры, в рамках которых вы придете к соглашению, допускающему возможность таки засунуть руки в рот: сосать пальцы можно только перед сном, а на улице и во время игр – нет.
  • Постарайтесь минимизировать количество ситуаций, которые провоцируют сосание пальцев. В период отучения от вредной привычки ребенок должен испытывать спокойствие и уверенность в том, что вы рядом и не будете орать, как мегера, если он сорвется.
  • Не смешивайте теплое с мягким. В том смысле, что если сейчас вы учите ребенка пользоваться горшком, не надо параллельно отучать его от сосания пальцев, это слишком большая нагрузка на психику (и физику).
  • Если ребенок уже хорошо говорит, помогайте ему выразить чувства словами, отвлекая его таким образом от мысли о том, чтобы как можно скорее засунуть палец в рот. И обязательно спрашивайте, замечает ли он, что сосет палец – многие дети вообще не осознают, как это происходит. Такие маркеры в пространстве и времени помогут малышу понять, что он совершает действие, от которого его пытаются отучить.
  • Не поощряйте отказ от сосания пальцев сладостями, мультфильмами, видеоиграми и прочими не самыми полезными вещами. Так вы попросту рискуете заменить одну вредную привычку другой.

Как быть, если никакие уговоры, сказки и шутки-прибаутки не помогают ребенку избавиться от привычки сосать палец?

Современные российские детские стоматологи считают, что сосание пальца можно считать вредной привычкой, если оно продолжается после полутора-двух лет. И если в этот период отучить ребенка от сосания пальца не удалось методами уговоров, поощрений и сказкотерапии, то на помощь родителям могут прийти специальные приспособления (и это не должны быть самодельные гаджеты – силиконовые напальчники, обычные шерстяные перчатки, бинты на пальцах приведут только к приступам ярости).

Существует несколько современных изобретений для отучивания ребенка от сосания пальца:

— вестибулярная пластинка представляет собой своеобразный гибрид пустышки и защитной капы; суть в том, что пластинка препятствуют попаданию языка между верхними и нижними резцами и таким образом сохраняет прикус правильным. Пластинку в зависимости от возраста ребенка и запущенности ситуации подбирает ортодонт

— силиконовая насадка на большой палец выглядит устрашающе, но производители утверждают, что ребенку вполне комфортно носить такой браслет (хотя, как показывает родительская практика, далеко не все соглашаются его надеть), который убивает весь кайф сосания, создавая небольшой зазор между пальцем и насадкой и предотвращая появление вакуума во рту. Из минусов многие родители отмечают то обстоятельство, что под насадкой палец потеет, и приходится делать вентиляцию с помощью шила или еще какого-нибудь подобного предмета, который наверняка завалялся у вас на балконе. Что немного обидно, учитывая, что такой девайс стоит в среднем 2000 рублей.

Читайте также  Как отучить от пустышки комаровский

Почему просто нельзя намазать ребенку пальцы горчицей, чтобы он наконец перестал их сосать?

Потому что это просто-напросто жестоко и неэффективно. Это вышибает почву из-под ног у ребенка, который верит, что засовывая палец в рот, он не делает ничего ужасного. За что вы решили его так наказать, он понять не сумеет, поскольку стресс будет слишком сильным, чтобы вообще хоть что-то сообразить.

Уполномоченный по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.

В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.
Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.

В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector