Почему ребенок кружится вокруг себя

Почему ребенок кружится вокруг себя

Почему ребенок кружится вокруг себя

Головокружения у детей

Каждый из нас не раз в жизни испытывал ощущение мнимого вращения пространства вокруг себя или себя в пространстве, то есть переживал головокружение. Оно не является отдельным заболеванием, но может быть признаком целого ряда довольно серьезных диагнозов. Медицинская статистика утверждает, что по распространенности этот симптом занимает второе место в неврологии после головной боли.

Головокружение бывает системным, когда ощущение вращающегося пространства кажется очень реалистичным и интенсивным, и несистемным, когда возникает чувство неуверенности, шаткости, утраты баланса во время движения, боязнь потери сознания.

Основной причиной головокружения является сбой в слаженной работе зрительной, проприоцептивной систем и вестибулярного аппарата. Вызывать его могут разные факторы. Головокружениями страдают и взрослые, и дети, у которых они случаются намного чаще, чем принято считать. Диагностировать головокружения из-за субъективного характера ощущений нелегко. В отношении детей это сделать еще сложнее, потому что им трудно объяснить то, что с ними происходит. А совсем маленький ребенок вообще не способен пожаловаться на головокружение. Но родителям крайне важно вовремя заметить это явление, чтобы исключить серьезное заболевание.

Как понять, что у ребенка кружится голова?

Предположить, что у маленького ребенка кружится голова, можно по такому его поведению:

  • вдруг отвлекается от любимого занятия, вид у него растерянный и непонимающий, пытается сосредоточить взгляд на какой-то точке, но у него это не получается;
  • закрывает глаза и (или) ложится вниз лицом; интуитивно прижимается к стене, спинке кровати, креслу, пытаясь удержаться на ногах, боится сделать движение;
  • не хочет вставать с кровати, особенно после болезни;
  • иногда отмечается нистагм – быстрое движение глазных яблок, имеющее непроизвольный характер.

Причины головокружения у детей

Головокружение у детей может быть одним из симптомов начинающегося недуга. Однако оно вызывается и причинами, не связанными с болезненным состоянием. Среди них:

  • пребывание в душном помещении, нехватка кислорода;
  • волнение и стресс, гормональные процессы в подростковом возрасте;
  • высокая температура окружающей среды;
  • укачивание в транспорте;
  • чувство голода, снижение артериального давления.

Единичные случаи, после которых ребенок довольно быстро приходит в норму, не требуют визита к врачу. Но частое головокружение у ребенка без видимых на то причин может свидетельствовать о серьезных расстройствах здоровья. Среди них:

  • неврозы и другие психические патологии;
  • поражения центральной нервной системы, эпилепсия и прочие невротические заболевания;
  • различные воспалительные процессы;
  • нарушения деятельности вестибулярного аппарата;
  • инфекционные заболевания;
  • мигрени;
  • снижение уровня гемоглобина, анемия;
  • заболевания внутреннего и среднего уха;
  • травмы головы, сотрясение мозга;
  • опухоли мозга;
  • гельминтоз, отравления, аллергии.

Очень важно вовремя определить, почему у ребенка случаются головокружения, чтобы предупредить прогрессирование серьезных болезней.

Виды головокружения

По продолжительности и периодичности возникновения такие неприятные состояния у детей бывают:

  • разовыми, острыми;
  • регулярными (периодическими);
  • постоянными.

Порой они сопровождаются мигренью.

Кроме того, различают головокружения различной природы:

  • психогенные (возникают при сильных эмоциональных нагрузках, переутомлении, неврозах и психических патологиях);
  • связанные с мозговыми патологиями (опухолями мозга, травмами головы, шейного отдела позвоночника, сотрясениями и нарушениями кровоснабжения мозга, вегетативными расстройствами, интоксикациями химическими веществами или лекарственными препаратами);
  • глазного характера (отмечаются у вполне здоровых детей из-за зрительной стимуляции, когда приходится смотреть на быстро движущиеся предметы, а также при патологиях мышц глаза, когда нарушается проекция предметов на сетчатку);
  • связанные с заболеваниями уха (из-за сбоев в работе вестибулярного аппарата, поражений нервов и сосудов уха; воспалительных процессов).

Кинетоз

Многих детей и некоторых взрослых укачивает в транспорте. Это явление называется кинетозом и возникает из-за раздражения рецепторов органов равновесия и зрения вследствие ускорения движения или изменения положения тела. Явление может возникнуть из-за сильного и длительного раскачивания на качелях или пребывания на карусели, во время взлета самолета, в автомобиле при наборе скорости. Его механизм до конца еще не изучен.

Степень проявления кинетоза бывает разной: от слабости, легкой тошноты и потери чувства равновесия до шума в ушах, слюнотечения, рвоты, поноса, холодного пота, учащенного сердцебиения, обморока и сильного головокружения. Здоровые дети после устранения раздражителя быстро восстанавливаются, но при нарушении деятельности сердечно-сосудистой системы хронические заболевания могут обостриться.

Методы предупреждения кинетоза:

  • не перегружать желудок едой перед поездкой;
  • в дороге употреблять леденцы и напитки с кислым вкусом (лучше всего воду, подкисленную лимоном);
  • использовать специальные аптечные средства от укачивания;
  • в наземном транспорте выбирать места поближе к водителю, на корабле или в самолете – в середине салона;
  • во время движения лучше не смотреть на резко сменяющиеся и качающиеся объекты, а также читать, взгляд лучше устремить вдаль;
  • во сне симптомы кинетоза проходят, поэтому лучше, когда ребенок в дороге спит.

Когда следует обратиться к врачу?

Немедленно записаться на прием к врачу следует в случаях, когда головокружения у ребенка сопровождаются такими симптомами:

  • сильной головной болью и судорогами;
  • внезапным ухудшением зрения и слуха;
  • кратковременной потерей сознания;
  • быстрыми движениями глазных яблок (нистагмом);
  • шумом в ушах;
  • бессонницей.

Без профессиональной помощи не обойтись при головных болях и головокружениях, возникших после травм головы. Ребенка при этом нужно уложить в постель и убрать внешние раздражители (яркий свет, громкую музыку).

К какому специалисту обратиться при головокружениях у ребенка

Во всех вышеописанных случаях следует посетить педиатра. Рекомендуем записаться на прием к одному из специалистов педиатрического отделения АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) по круглосуточному телефону +7 (495) 401-79-39 или вызвать врача на дом. АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) удобно расположена в центре Москвы во 2-м Тверском-Ямском переулке, 10. Лечебное учреждение оснащено современным диагностическим и терапевтическим оборудованием и предоставляет широкий спектр услуг в сфере детской медицины. Многие проблемы, связанные с головокружением, решаются на приеме у педиатра, иногда требуется консультация узких специалистов.

Если у ребенка наблюдаются кратковременные потери сознания, после приступа головокружения он не ориентируется в пространстве и времени, теряет равновесие и падает при закрытых глазах, не может взять предмет, промахивается, когда его просят коснуться пальцем кончика носа, педиатр рекомендует посетить невролога. А если голова закружилась на фоне шума в ушах и нарушений координации движения, нужна помощь отоларинголога. Иногда может потребоваться и консультация детского психолога.

Диагностика

На приеме педиатр должен выяснить частоту возникновения и длительность приступов головокружения, выявить провоцирующие факторы, связь с изменением положения тела, а также приемом лекарств или воздействием химических веществ. Также важно узнать, есть ли у членов семьи такие заболевания, как мигрень, судороги, патологии эндокринной системы и почек, двигательные расстройства, синдромы с аурой и атаксия, которые могут иметь наследственный характер. После выяснения деталей для уточнения предварительного диагноза врач направляет маленького пациента на лабораторное и (или) инструментальное исследование.

В АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) быстро и тщательно выполняют различные анализы крови, УЗИ, рентгенологическое исследование, электрокардиограмму и магнитно-резонансную томографию. Для забора материала для анализов специалиста можно пригласить на дом.

Лечение

Лечение головокружений у детей заключается в терапии основного заболевания, вызвавшего этого состояние. Часто назначаются препараты, направленные на укрепление вегетативной нервной системы: витамины, средства, улучшающие кровоснабжение мозга и расширяющие сосуды. Пациентам рекомендуется физиотерапия, лечебная гимнастика для тренировки вестибулярного аппарата. В АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) специалисты проводят занятия с детьми по лечебной физкультуре. Правильно подобранный комплекс упражнений может решить сразу множество проблем со здоровьем. Проводится и физиотерапевтическое лечение на современном профессиональном оборудовании.

Как записаться к специалистам педиатрического отделения АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга)

Для записи на прием к педиатру или вызова врача на дом звоните по телефону +7 (495) 401-79-39 в любое время суток. АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) находится в Центральном округе возле метро «Маяковская» и работает в будни с 8:00 до 21:00, в субботу – с 9:00 до 21:00, в воскресенье – с 9:00 до 15:00. Адрес: Москва, 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10.

Признаки и симптомы аутизма у детей

О детском аутизме и его признаках в последнее время написано немало. Но папам и мамам без специального медицинского образования сложно читать научную литературу обо всех аспектах проблемы. Попробуем разобраться в самых ключевых моментах.

Существует классификация, которая признана учеными всего мира. Согласно ей детский аутизм – это нарушение общего развития,которое проявляется у ребенка до двух-двух с половиной лет и является расстройством центральной нервной системы.

Существует 3 главных признака аутизма.

Обратите внимание на:

1. Как ребенок себя ведет – поведенческий фактор.

Одним из основных симптомов аутима и расстрйств аутистического спектра является повторяющееся, то есть стериотипное поведение малыша. Более того, ребенок может бояться всего нового.

Стереотипность поведения выражается в многократном повторении необязательных действий и движений. Это могут быть ритмичные движения руками в виде потряхивания или более сложные действия и ритуалы.

При аутизме агрессия, страх, реакции протеста не всегда могут являться обязательными признаками, хотя встречаются довольно часто. Несколько меняются проявления и признаки аутизма с возрастом, сохраняясь, тем не менее, на всю жизнь.

Имеются ярко выраженные стереотипы в поведении, активности и интересах:

  • Раскачивание в кроватке часами (обычному грудному ребенку быстро надоедает такая деятельность, и через 10-20 минут он переключается на что-то еще)
  • Дети с РАС могут постоянно изо дня в день подолгу делать одни и те же странные действия: ковыряться, закручивать крышечку от баночки из-под питания
  • Может очень долго нажимать на одну кнопку, выключать свет, открывать и закрывать баночку
  • Проявление интереса к необычными для своего возраста предметам
  • Не интересуется игрушками, но приходит в восторг от бытовых вещей – фена, поварёшки
  • Использует свои игрушки не по назначению – стучит кубиком по полу, не катает машинку, а подолгу крутит колёсики

Ребенок двигается особенным способом:

  • “Пархает как бабочка”, кружится вокруг своей оси, машет вокруг себя руками.
  • Подолгу сидит раскачивается на одном месте.
  • Ходит на носочках.

У детей с аутизмом могут присутствовать нарушения моторных функций. Это не является ведущим признаком аутизма при постановке диагноза:

  • Дети могут очень неуклюжи, но в то же время показывают чудеса баланса, подолгу стоя на одной ноге.
  • Не могут освоить велосипед, подъем по лестнице.
  • Нарушается мелкая моторика – некоторые дети с аутизмом с трудом могут управляться с мелкими предметами.

2. Общение – социальное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.

Характерными признаками аутизма являются нарушение потребности в общении, неспособность к взаимодействию на социальном уровне. Ребенок с РАС и аутизмом либо отвергает попытки общения с ним, либо всячески старается их избежать.

Даже если контакт с ребенком и установлен, он является искаженным и чисто формальным, поскольку ребенок с аутизмом не способен понять поведение и мотивы поступков у других людей, осознать суть их переживаний и обыкновенных эмоций. В таких условиях с явными отклонениями развиваются самые различные психические функции, даже если они оказались потенциально сохраненными при рождении. Примерно в 70 процентах случаев уровень развития детей в интеллектуальном плане оказывается значительно сниженным.

  • Ребенок с признаками аутизма не будет стараться копировать родителей или идти на контакт со сверстниками.
  • Может отталкивать родителей или других людей, когда те пытаются взять его на ручки, поцеловать, обнять.
  • Не любит, когда его трогают, гладят по голове. С этим связана невозможность расчесать или подстричь ребенка.
  • Ребенок с РАС не реагирует, когда его зовут по имени.
  • Не стремится к общению или игре с другими детьми.
  • Не “замечает”, когда кто-то входит комнату, ушли ли родители или сидят вместе с ним.
  • Ребенок с симптомами аутизма часто негодует, если кто-то пытается встраиваться в его игру.
  • Не умеет играть в прятки, в ладушки.
  • Его внимание сложно привлечь книжками, рисунками, игрушками.

3. Речевые навыки – коммуникация ребенка.

Само отсутствие речи еще ни о чем не говорит. Обычный ребенок, или ребенок с отставанием развития будет пытаться “объясниться” жестами, показать пальчиком чего он хочет, улыбаться в ответ на улыбку и пр.

“Нарушения общения” означают не патологию речи или слуха, а само общение по сути. Ребенок со слабым слухом или недоразвитой речью старается компенсировать дефицит органов чувств жестами, мимикой, старается понять сказанное по губам. В то время как ребенок с симптомами аутизма старается игнорировать все попытки общения с ним.

Такие дети либо имеют грубую задержку речевого развития, поздно начинают говорить, иногда речь отсутствует вообще. Но другая группа детей с проявлениями аутизма, наоборот, очень “разговорчива”. Они могут рано начать говорить сложные слова, но не используют их для общения.

К коммуникационным признакам аутизма относятся:

  • Эхолалии – ребенок повторяет слова, фрагменты из песенок, цитаты из любимых мультиков спонтанно, они не обращены к другим людям, проговариваются “в пустоту”
  • Не используют жесты и мимику
  • Для того, чтобы что-то показать или попросить о помощи, дети с признаками аутизма могут пользоваться рукой взрослого, подводить его к предмету
  • Избегают зрительного контакта

Помимо нарушений в сфере общения, в более тяжелых случаях встречается агрессия и самоагрессия (самоповреждающие действия: расчесывание кожи, выдергивание волос, шлепки самого себя по лицу и проч.).

Очень важно, чтобы родители были знакомы с основными признаками аутизма у детей, это создает некую основу, которая позволяет критически относиться к мнению о ребенке разных людей, начиная с родственников и заканчивая различными специалистами.

Некоторые нарушения развития или отдельные заболевания по своим симптомам бывают очень схожи с характерными признаками аутизма. Наличие у ребенка аутизма часто начинают подозревать только тогда, когда увидят раскачивающегося в манеже малыша, или когда, наконец, заметят явную задержку речевого развития. Не смотря на то, что признаки эти могут быть причиной других расстройств. В случае сомнений необходимо обязательно обратиться за консультацией к специалисту.

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.

Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.

Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).

Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Советы доктора Комаровского

Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.

Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.

Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.

Головокружение у ребенка

У детей головокружения ощущаются, как нарушение координации движений или вращение комнаты вокруг тела. Головокружения бывают у детей здоровых, и когда малыш заболевает (например, при высокой температуре).

Чаще всего у здорового ребенка головокружения появляются на короткое время и связаны с резким изменением положения тела (например, ребенок быстро встал с кровати, произошла смена положения тела из лежа в стоя).

Может появиться головокружение, если ребенок катался на карусели или качелях, такие состояния не вызывают беспокойства.

Если после головокружения или во время его ребенок теряет сознание – это повод обратиться к врачу.

Когда ребенок едет в машине, его тошнит или кружится голова, возможно, это заболевание нервной системы, необходимо проконсультироваться с детским врачом.

  • у ребенка, у которого не была нарушена координация, развиваются нарушения походки, он идет, шатаясь
  • ребенок жалуется на головокружение, теряет равновесие при ходьбе, не может пройти по прямой линии
  • ребенок часто жалуется на головокружение и головные боли, которые усугубляются, когда он ложится
Читайте также  Дали сад далеко от дома что делать

Если головокружение длительное, сопровождается звоном или шумом в ушах, ребенка должен немедленно осмотреть невропатолог.

ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС

Высокая температура у ребенка, он вялый и капризный, отмечает головокружение

Реакция на температуру

Дайте жаропонижающие средства, если температура не снижается, то вызовите педиатра

У ребенка была кратковременная потеря сознания после головокружения

Потеря сознания вследствие жары, волнения или нахождения в душном помещении

Перенесите ребенка в прохладное и хорошо проветриваемое помещение. Если ребенок в сознании, дайте ему попить.

Если ребенок посинел и не приходит в себя больше чем через 5 минут, срочно вызовите «неотложную помощь»

На фоне звона (шума) в ушах у ребенка закружилась голова (нарушение координации движений или ощущение, что комната кружится вокруг)

Лабиринтит (вирусная инфекция внутреннего уха)

Необходима консультация детского врача, он после осмотра ребенка посоветует, что делать.

После перенесения вирусного заболевания (ветряная оспа) ребенку тяжело сохранять равновесие

Поствирусная мозжечковая атаксия (ослабленность и ухудшение координации движений)

Необходимо проконсультироваться с педиатром для тщательного обследования

Во время езды на машине, катания на лодке или катере у ребенка появляются головокружения

Обратитесь за консультацией к детскому врачу, он даст рекомендации, как предотвратить головокружения

Ребенок после падения или травмы стал жаловаться на головокружения

Покажите ребенка педиатру для тщательного обследования

У ребенка кратковременные эпизоды потери сознания, после головокружения стал жаловаться, что он не ориентируется во времени и месте

Малые эпилептические припадки

Обратитесь за консультацией к детскому врачу для тщательного обследования, возможно, понадобится консультация невролога

Ребенку трудно идти по прямой, у него тошнота или рвота, жалобы на головные боли, которые усиливаются в положении лежа

Состояние у детей встречается редко, но требует лечения и обследования

Необходима немедленная консультация педиатра для тщательного обследования

Ребенок теряет равновесие и падает при закрытых глазах, когда стоит или сидит. Не может взять предмет, движения не точные (промахивается). При просьбе достать пальцем кончик носа, промахивается

Нервно-мышечная атаксия, у детей встречается редко

Запишитесь на прием к детскому врачу для тщательного обследования, возможно, понадобится консультация невролога

Поддержание равновесия

Наша способность сохранять положение тела определяется сложным взаимодействием нервов и мышц, ответственных за слух, зрение и тактильные ощущения. Способность слышать позволяет нам менять положение тела в зависимости от получаемой звуковой информации. Наши конечности и мышцы снабжены органами чувств, которые помогают расположить тело в соответствии с формой и положением окружающих предметов. Нарушение любой части механизма поддержания равновесия может привести к головокружению и тошноте. Головокружение, как правило, прекращается, когда перестает действовать вызвавшая его причина. Головокружение, вызванное повреждением внутреннего уха, напротив, продолжается вне зависимости от внешних причин. В этих случаях головокружение нередко сопровождается звоном или шумом в ушах. Они связаны с сопутствующим повреждением слухового нерва.

Навязчивые движения у детей

В современном мире с его ускоренным ритмом жизни становится больше и больше людей, страдающих различными невротическими расстройствами. Неврозы – это практически бич двадцать первого века, и, к сожалению, с каждым годом они «молодеют». Всё чаще загруженность в школе и на дополнительных занятиях, хроническая усталость, стрессы и многие другие факторы способствуют развитию невротических расстройств у детей и подростков. Одно из таких заболеваний – невроз навязчивых движений.

Навязчивые движения или обсессивно-компульсивное расстройство у детей — что это?

Синдром навязчивых движений входит в целую группу неврозов, объединённых понятием обсессивно-компульсивное расстройство личности.

Обсессивно–компульсивное расстройство – это расстройство психики, характеризующееся одержимостью навязчивыми состояниями (мыслями, фобиями, воспоминаниями, сомнениями, действиями). Больной постоянно находится под гнётом тревожных мыслей и страхов (обсессий). Например, ребёнок панически боится заразиться какой-нибудь страшной смертельной болезнью или ему кажется, что он своими мыслями может причинить кому-то вред, либо он не может спокойно выходить из дома, потому что считает, что тогда обязательно что-нибудь случится. Тревога нарастает, довлеет, и тогда, чтобы как-то разрядиться, больной совершает какие-то действия (компульсии), которые, по его мнению, должны предотвратить то или иное событие: постоянно моет руки; плюёт через левое плечо и стучит по дереву при каждой «дурной мысли»; перед выходом из дома расставляет вещи на столе в определённом порядке. Для навязчивостей характерны их цикличность и непроизвольность (они имеют чуждый больному характер, он не хочет, чтоб они появлялись, борется с ними). Борьба (компульсия) может быть прямой (как в случае с мытьём рук), то есть направленной непосредственно против страха (боюсь заразиться – мою руки, убиваю микробов) и косвенной, не связанной со страхом по своему смыслу (перед выходом из дома досчитать до десяти и провернуться на одной ноге против часовой стрелки). Такие компульсии называются ритуалами.

Синдром навязчивых движений у детей также проявляется в непроизвольных, часто повторяющихся действиях. Это может быть:

  • гримасничание;
  • причмокивание, покашливание, щёлканье пальцами или суставами;
  • накручивание волос на палец;
  • подёргивание щекой;
  • обгрызание карандашей, ручек, ногтей;
  • сосание пальца;
  • выдёргивание волос;
  • расчёсывание кожи;
  • взмахи руками;
  • подёргивание плечами и прочее.

Трудно перечислить все возможные двигательные навязчивости, они достаточно вариативны и индивидуальны. Некоторые из них можно перепутать с нервными тиками, но в отличие от тиков, которые вызваны автоматическим сокращением мышц и не поддаются контролю, навязчивые движения возможно (хоть это и не просто) подавить усилием воли.
Кроме того, как говорилось выше, существуют так называемые защитные ритуалы, которые со стороны выглядят как странные привычки. Например, ребёнок обходит все препятствия с определённой стороны, складывает тетради в рюкзак только левой рукой, перед тем, как лечь спать, определённое количество раз прыгает на одной ноге и т.д. Характер таких «обрядов» может быть очень сложным.

Также детям, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, свойственно патологическое стремление к порядку, чистоте (бессмысленное перекладывание предметов с места на место, частое мытьё рук).

Навязчивые движения (действия) вызваны психоэмоциональным дискомфортом, они направлены на то, чтобы утихомирить тревогу.

Причины навязчивых движений

К синдрому навязчивых движений предрасположены застенчивые, боязливые, тревожно-мнительные, чрезмерно впечатлительные, неуверенные в себе дети. Причинами развития невроза могут стать следующие факторы:

  • стрессы;
  • хроническая усталость;
  • психологические травмы (конфликты родителей, неблагополучная семья, потеря близкого человека или домашнего питомца, переезд на новое место жительства, смена детского сада или школы и т.п.);
  • появление в семье ещё одного ребёнка;
  • диктаторское воспитание или же, наоборот, чрезмерная вседозволенность;
  • завышенные требования родителей и невозможность им соответствовать;
  • строгое религиозное воспитание;
  • наследственность;
  • некоторые заболевания (туберкулёз, мононуклеоз, вирусный гепатит, корь)
  • органические поражения головного мозга;
  • черепно-мозговая травма.

Диагностика синдрома навязчивых движений у детей основана на жалобах родителей и наблюдении за пациентом. Для постановки точного диагноза необходимо пройти неврологическое, психиатрическое обследование, а также психологическое тестирование.

Лечение синдрома навязчивых движений у ребёнка

Если не придавать значения «странным или дурным привычкам» и ничего не предпринимать, качество жизни ребёнка с синдромом навязчивых движений ухудшается. Он может физически навредить себе: расчесать руки в кровь, вырвать клок волос и т.п. Кроме того, рано или поздно может наступить моральное истощение, ведь жить в постоянной тревоге и страхе очень тяжело и для взрослого человека, что уж говорить о неокрепшей детской психике. Такое положение вещей чревато нервными срывами, депрессиями, проблемами с социальной адаптацией, замкнутостью. Часто ребёнок становится заложником собственных ритуалов. Со временем они могут разрастаться, что делает жизнь попросту невыносимой.

Сложность лечения синдрома навязчивых движений у детей заключается в том, что в раннем возрасте они не способны адекватно оценивать своё состояние. То есть взрослый человек с обсессивно-компульсивным расстройством в 80% случаев осознаёт иррациональность своего поведения, бессмысленность и бесполезность своих же ритуалов, понимает, что с ним что-то не так, и рано или поздно сам идёт к специалисту. Ребёнок же не может понять и проанализировать, что с ним происходит.

Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто и непроизвольно совершает какие-либо движения (действия) или имеет странные привычки, необходимо внимательно пронаблюдать за ним, постараться самостоятельно выявить причины подобного поведения. Очень часто причиной синдрома навязчивых движений у детей являются конфликты родителей. Ребёнок, страдающий неврозом, подсознательно пытается привлечь внимание окружающих к имеющейся у него проблеме. Самое главное — определить психотравмирующий фактор и устранить его. Для начала нужно наладить психологический климат в семье, постараться минимизировать конфликтные ситуации и обеспечить ребёнку спокойные, комфортные условия жизни. Очень важно не ругать за навязчивые движения, помнить, что это не баловство, не блажь и не протест. Это расстройство психики, и ребёнку нужна помощь. В тех случаях, когда у родителей не получается своими силами выяснить, чем вызваны навязчивые движения у ребёнка, им следует незамедлительно обратиться к медицинскому или детскому психологу.

Для устранения синдрома навязчивых движений у детей психологи в нашем Центре используют методы игровой, песочной терапии, сказкотерапии, арт-терапии. Кроме того, обязательно проводится консультирование родителей по созданию психологически комфортной для ребенка обстановки в семье и по необходимости коррекция стиля воспитания (если эти факторы легли в основу детского невроза). Такой подход помогает быстро снять повышенную тревожность, нейтрализовать последствия психотравмы (если она была), научить ребенка справляться со стрессом более конструктивным способом, повысить адаптационные ресурсы. При получении своевременной поддержки специалиста синдром навязчивых движений снимается в сжатые сроки и уходит без следа.

Запишитесь на консультацию детского психолога по телефону (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector