Почему ребенок в 3 года не говорит

Почему ребенок в 3 года не говорит

Почему ребенок в 3 года не говорит

Почему ребенок в 3 года не говорит

Такое иногда случается: ребёнок растёт и, вроде бы, нормально развивается, но никак не начинает говорить. Чем больше проходит времени, тем больше нарастает беспокойство родителей, пока они, наконец, не приходят в расстроенных чувствах к врачу с вопросом: «Почему ребёнку уже 3 года, а он до сих пор не говорит»?

Тут очень важно определиться с тем, что именно подразумевается под «не говорит«. Не издаёт вообще никаких звуков или не произносит связных слов? Просто бубнит что-то нечленораздельное себе под нос, говорит очень невнятно или не понимает слов? Или, быть может, не реагирует, когда к нему обращаются? Всё это довольно разные вещи в этом контексте, поэтому сперва нужно разобраться с симптомами, и тогда уже искать причину.

А причины могут быть различными. Так, в первую очередь проверяется слух малыша. Если он демонстрирует нормальную реакцию на звуки, то можно заподозрить также и болезнь мозга, как причину речевого расстройства ребёнка. В целом, современная наука логопедия определяет две основных группы факторов, влияющих на отставание в развитии речи ребёнка.

1. Недостатки сенсомоторной базы, проблемы неврологического характера. Нарушения моторики, фонематического восприятия, возможностей зрительного восприятия окружающего мира, неврологические заболевания. В таких случаях требуется серьёзная помощь и регулярные занятия со специалистом.

2. Плохие социальные условия, ошибки воспитания. Недостаток внимания со стороны взрослых или гиперопека могут стать причиной отставания в развитии речи в сравнении со сверстниками ребёнка. И в том и в другом случае у ребёнка просто отсутствует мотивация к развитию умения речевой коммуникации. Нередко также на ситуацию влияют и личностные качества самого ребёнка: склонность к истерическим реакциям, либо к упрямству, к своевольному поведению, бунтарским выходкам. Обычно такого рода факторы быстро устраняются при правильном подходе и речевые навыки ребёнка корректируются, подтягиваются на должный уровень.

Очень важно, чтобы родители осознавали необходимость своевременного обращения к специалисту. Если ребёнок не говорит в три, четыре года, наверстать упущенное будет уже несколько сложнее, так что лучше не затягивать. Несформированная вовремя речь может привести к весьма нежелательным последствиям, когда недостатки развития речи уже не могут быть исправлены самостоятельно, без помощи логопеда.

К тому же, несформировавшаяся вовремя речь может стать причиной замкнутости ребёнка, отчуждённости и нежеланию идти на контакт. Ему сложнее социализироваться в начальных классах школы, а уж с предметами (особенно с языками) выходит полный завал.

Известно, что активное становление речи у ребёнка происходит в возрасте 2,5 — 5 лет. Именно в этот дошкольный период и нужно добиться полной компенсации всех недостатков речи. В случае, если у ребёнка нет никаких проблем неврологического характера, у него нормальный физический слух, исправлять его речь в по большей части придётся родителям. И тут, надо сказать, почти все они без исключения начинают совершать типичные ошибки.

Например, начинают жадно ловить каждое осмысленное слово со стороны ребёнка и набрасываются на него с требованиями немедленно повторить его и закрепить успех. Намерения, несомненно, благие, да вот результаты такого подхода обычно плачевные.

Они сидят возле ребёнка подолгу, говоря ему какие-нибудь простые слова и требуя повторить их вслух. Ребёнок упирается, отворачивается, ему не нравятся эти требования. Иногда ему случается произнести какое-то слово самостоятельно, но потом он уже не повторяет его вновь. Всё это говорит о сформировавшемся негативном отношении к процессу воспроизведения собственной речи.

Ещё один неверный приём со стороны родителей — отказывать малышу в помощи, если он не желает говорить. Вот ему хочется игрушку с верхней полки, он мычит что-то и тычет в неё пальцем. Но родитель отказывается давать ему желаемое: «Скажи! Скажи словами что ты хочешь. Скажи: «мячик». Не дам, пока не скажешь, я тебя не понимаю». В результате такой политики всякая попытка вывести ребёнка на диалог будет им отвергаться, он будет отворачиваться в ответ на вопросы: «Сколько тебе лет», «Как тебя зовут», и так далее.

В общем, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал больше и лучше говорить, первое, от чего вам следует отказаться — это от постоянных требований к нему. Совсем уж глупо ставить ребёнка в угол и наказывать, впрочем, это, скорее, просто констатация родительского бессилия и вымещение злобы за свои неудачи на ребёнке.

Вместо этого вам следует развивать мышление ребёнка. Очень важна в этом случае мелкая моторика — она оказывает очень мощное влияние на развитие малыша. Купите ему специальные массажёры-колечки для пальчиков, и регулярно делайте массажик. Есть также ещё и массажёрные маленькие мячики, которые тоже очень нравятся обычно детям.

Хорошее упражнение, одновременно на развитие моторики и речи, это старые добрые считалочки. Помните «сороку-ворону»? Сначала сорока-ворона «варит кашу», помешивая её в ладошке у ребёнка, а потом начинает кормить своих птенчиков. Не требуйте от малыша повторений за вами, если ему не хочется, но сами произносите вслух «имена» каждого птенчика, которого сорока-ворона кормит кашей. Если малыш начинает повторять за вами, активно реагирует — это прекрасно.

Простые задачки на логику для детей — тоже эффективное упражнение. Пирамидки, которые ребёнок должен разбирать и собирать самостоятельно, различные паззлы, матрёшки, игры-конструкторы, в которых необходимо правильно соотнести форму предмета и отверстие для него, всё это стимулирует процесс умственной деятельности, а это немаловажно для развития речевых функций.

Помните, что очень важно уделять ребёнку внимание, заниматься его интеллектуальным развитием. Если вы видите, что он в хорошем настроении и ему нравится игра — попробуйте попросить его вспомнить, как называется то или это. В добром расположении духа он будет посговорчивее. Важно выработать в нём позитивную эмоциональную привязку к занятиям. Если же вам никак не удаётся добиться хороших результатов самостоятельно — обязательно обращайтесь к специалисту. Опытный логопед почти гарантированно решит вашу проблему.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Почему малыш не говорит в 3 года?

Основным показателем здоровья ребенка является речевая активность, начиная с 3 лет. Но что делать, если малыш не заговорил к этому периоду времени? Возможны какие-то проблемы со здоровьем и нужно срочно бить тревогу.

К трем годам ребенок, слушая речь родителей и окружающих, запоминает слова и потихоньку начинает говорить. Речь ограничивается простыми бытовыми словами. В возрасте до пяти лет очень важно исключить все проблемы в развитии речи ребенка, так как активно формируется нервная система.

В 3 года ребенок должен уметь:

  1. знает свое имя, свой возраст, как зовут маму и папу;
  2. играя, проговаривает название вещей, которые его окружают;
  3. смотрит со вниманием мультфильмы и слушает стихотворения и сказки;
  4. словарный запас ребенка к этому возрасту состоит примерно из 1 тысячи слов;
  5. понимает, когда к нему обращаются и что от него требуется;
  6. произносит предложения, состоящие из более трех слов.

Каждый ребенок развивается индивидуально, но есть общие для всех показатели, при отклонении которых необходимо обратиться к врачу с целью проведения диагностики. Только специализированный врач сможет правильно поставить диагноз и назначить лечение.

Родителям стоит обратить внимание на поведение малыша, если он не пытается заговорить со сверстниками или близкими людьми. Не знает, как выразить словами то, что видит и что его окружает.

Есть причины для беспокойства, если:

  1. ребенок говорит невнятно, проглатывает слова, его плохо слышно и речь неразборчива;
  2. ограничивается фразами, состоящими максимум из двух-трех слов;
  3. не знает, как его зовут, какие имена мамы и папы. Не может ответить, сколько ему лет;
  4. на речь и на просьбу что-то сделать откликается неохотно.

Еще одной из причин того, что ребенок не умеет говорить, могут быть, проблемы со слухом. В этом случае необходимо как можно скорее обратиться к детскому отоларингологу.

Выделяют проблемы речи у детей:

  1. задержка речевого развития;
  2. патология речевой деятельности – сенсомоторная алалия;
  3. нарушение формирования речи.

В выявлении симптомов данных нарушений, необходимо обратиться к дефектологу.

Существует множество причин, вызывающих дефекты речи у ребенка:

  1. нарушения или патологии в период беременности;
  2. генетическая наследственность;
  3. различные заболевания, травмы ребенка;
  4. невнимание к развитию ребенка.

Болезни родителей, которые передаются генетически, также могут стать причиной позднего развития ребенка. Болезни, связанные с головным мозгом, травмы и осложнения после болезней. Также малая активность ребенка, времяпровождения у телевизора, планшета могут негативно сказаться на восприятии малышом действительности. Что тоже создаст негативный фон в развитии.

Программа лечения при этом может быть различной. Врач поставит диагноз и назначит пройти диагностику. Также возможно назначение препаратов, активизирующих мозговую активность. Различные упражнения и индивидуальные программы для малышей способны значительно улучшить состояние организма.

Родители должны принимать активное участие в жизни малыша. Гулять на свежем воздухе, играть в активные игры, читать больше стихов и сказок, слушать классическую музыку, учить проговаривать все то, что видит. Развитие мелкой моторики, массаж, гимнастика – это все окажет положительное воздействие на организм в целом.

Каковы причины отказа от лечения?

Многие родители, оказавшись в такой ситуации, недооценивают всю серьезность проблемы, думая, что ребенок вырастит и сам заговорит. Следует их огорчить, так как последствия чаще необратимы:

  1. плохое владение оборотами речи;
  2. произношение звуков: неверное и нечеткое;
  3. ограниченность в словарном запасе;
  4. плохое воображение;
  5. неспособность составить сложные предложения.

В итоге, ребёнок может замкнуться в себе и не проявлять интерес к окружающему миру. Пропадет потребность общения со сверстниками, так как ребенок может полностью замкнуться в себе.

В случае диагностирования заболевания есть шанс полного восстановления организма к 6-7 годам, если ребенок получил полноценное лечение.

Малышу необходимо уделять максимум внимания с самого его рождения. Внимательно следить за развитием и изменениями в его поведении. Общаться, играть, читать книжки.

Почему ребенок не говорит? 12 причин, задерживающих развитие речи

Причины, по которым развитие речи у ребенка происходит с задержкой, могут быть различными. Влияние оказывают разные факторы — от физиологии до психологических аспектов. Какие-то из них можно откорректировать самостоятельно, с другими придется обратиться за помощью к специалисту, но крайне важно разобраться в том, что «мешает» ребенку заговорить.

Квалифицированную помощь окажет профессиональный логопед-дефектолог. На первичном обследовании специалист определит причины, по которым задерживается речь, и предложит способы коррекции.

Причина 1. Индивидуальный темп

Несомненно, каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!

Причина 2. Отсутствие необходимости

Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

Причина 3. Педагогическая запущенность

Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

Причина 4. Двуязычная семья

Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

Причина 5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

К сожалению, стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

Причина 6. Негативизм у ребенка

Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

Причина 7. Генетическая предрасположенность

Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

Причина 8. Осложненное течение беременности и родов у матери

Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи.

Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.

Причина 9. Нарушения слуха

Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз.

Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Причина 10. Несовершенство артикуляционной системы

Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией.

Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Причина 11. Алалия

Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Более подробно это состояние описано в статье про алалию.

Скажем лишь, что справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проверьте также, нет ли у Вашего ребенка эхолалии.

Причина 12. Проблемы интеллектуального развития

Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план ее решения.

Мы перечислили общие причины отсутствия речи у детей. В некоторых случаях ребенок начинает говорить в результате домашних занятий с родителями, но чаще всего требуется неотложная помощь специалистов.

В норме хоть какие-то зачатки речи (выраженный интерес к словам взрослых, понимание обращенной речи, лепетные слова) должны появиться до 1,5 лет. Если нет даже этого, то родителям не нужно искать причины и успокаивать себя, а срочно показать ребенку специалисту.

Отсутствие речи ограничивает умственное и психическое развитие малыша. Ранняя диагностика и коррекция дает большую вероятность, что речевое развитие войдет в норму.

Какие причины отсутствия речи в 2-3 года обычно выявляют специалисты? Расскажем о них подробнее.

  • Аутизм. Опытный психолог или психиатр может выявить заболевание у детей старше года. Для такого ребенка характерно поведение, когда он не идет на контакт вообще, даже с мамой и папой, а при общении не смотрит в глаза взрослому.
  • Умственная отсталость диагностируется психиатром и дефектологом.
  • Ринолалия ставится при осмотре сразу после рождения. Требует срочного хирургического лечения и занятий с логопедом-дефектологом.
  • Афония – это нарушение функции голосовых связок, часто возникает при ДЦП. У таких детей нет голоса вообще. Лечением занимается оториноларинголог, фониатр и логопед-дефектолог.
  • ОНР (общее недоразвитие речи) , связанное со снижением слуха, обычно ставят неговорящим детям старше 3 лет. Дети с таким нарушением обычно очень невнимательные, например, они не реагируют на тихие звуки. Обязательна консультация с оториноларингологом и дефектологом.
  • ЗРР (задержка речевого развития) – самая распространенная причина отсутствия речи у детей в 2-3 года. Характеризуется отсутствием полноценного общения со сверстниками или билингвизмом дома. Нужна помощь дефектолога или логопеда.
  • ЗПРР (задержка психоречевого развития), обусловлена педагогической запущенностью. Обычно нарушение выявляется в 2-3 года. Возникает, когда родители не занимаются развитием речи совсем или делают это неправильно, или, наоборот, слишком опекают малыша. Еще одна причина – неблагополучный климат в семье. Помощь оказывают психолог и логопед-дефектолог.
  • Афазия (1 уровень ОНР) возникает у детей старше 3 лет при плохо пролеченной травме головы или в результате тяжелой болезни. Речь пропадает или находится на крайне низком уровне. Родители обычно жалуются, что ребенок говорил фразами, а потом перестал. Занимается проблемой невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Анартрия, артикуляционная апраксия, дизартрия (1 уровень ОНР) – данные нарушения выявляются у малышей с 2 лет. Такой ребенок не может есть твердую пищу, дуть, улыбаться, произносить звуки. Очень часто эти расстройства речи сопровождают ДЦП. Лечением занимаются невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Моторная алалия (1 уровень ОНР) обычно ставится в 2,5 года. Ребенок хорошо понимает обращенную речь, но не может говорить, плохо запоминает, не повторяет за взрослым слова. Несмотря на это, он может производить впечатление умного и восприимчивого малыша. Для общения он обычно пользуется жестами и звуками, которые понимают только близкие. Лечение проводят невропатолог и логопед-дефектолог.
  • Сенсорная алалия (1 уровень ОНР) , как правило, выявляется в 2,5 года. Такие дети используют для общения свой «язык», не понимают речь, инстинктивно реагируют только на мать. Требуется помощь невропатолога и логопеда-дефектолога.

Уважаемые родители! Помните, что логопед всегда проводит два обследования. Во время консультации, на первичной диагностике, обычно ставится предварительный диагноз, чаще всего это ЗПРР, ОНР или ЗРР. Динамическое обследование проводится в ходе нескольких занятий. Даже очень опытный логопед может поставить настоящий диагноз только после того, как понаблюдает за ребенком в течение некоторого времени.

Дата публикации: 31.01.2017. Последнее изменение: 04.12.2020.

Здоровая семья
клиника доказательной педиатрии

С 9:00 до 21:00, 365 дней в году
без перерыва и выходных

  • Главная
  • О клинике
  • Цены на услуги
  • Специалисты
  • Галерея
  • Документы
  • Новости
  • Статьи
  • Вебинары

Ребёнок не говорит — Статьи

  • Предыдущая статья
  • Все статьи
  • Следующая статья

Ребёнок не говорит

Речь – это форма общения людей с помощью языковых конструкций. Когда рождается ребёнок, то он не умеет ничего и задача взрослого научить его всему. Научить ходить, держать ложку, кружку, ходить в горшок и говорить. Если с остальным всё более-менее понятно, то с речью у родителей всегда много вопросов. Что делать, если ребёнок не говорит? Если говорит на «своём» языке? И много-много различных вопросов. Сегодня поговорим о развитии речи, о задержках речевого развития, обследованиях и не только.

Про понимание речи

Понимание речи – это один из критериев оценки речи ребёнка, не менее важный. Ребёнок может не говорить, но может полностью понимать речь.

Понимание речи также должно соответствовать возрасту.

Как определить, что ребёнок понимает речь?

Оценка критерия понимания речи происходит в 1 месяц жизни ребёнка.

  • В 1 месяц ребёнок вздрагивает от голоса или звука.
  • В 2 месяца выражает беспокойство на звук или голос.
  • В 3 месяца смотрит на говорящего.
  • В 4 месяца поворачивает голову в сторону говорящего и перестаёт плакать, когда его успокаивают речью.
  • В 5 месяцев начинает откликаться на имя, но это в том случае, если к нему обращались до этого по имени, а не просто «малыш», «зайчик» и так далее, иначе откликаться он будет на малыша и на зайчика.
  • В 6 месяцев останавливается, услышав слово «нет», начинает использовать жесты. Это не значит, что ребёнок понимает, что вы имеете в виду под «нет». Жесты – это один из способов говорения, например, когда малыш тянет ручки, чтобы его подняли.
  • В 7 месяцев смотрит на знакомый объект, когда его называют. Используйте такие конструкции вопросов типа: «А где птичка? А где папа?». Так же обучаем понятию нет: «А где птичка?» — ребёнок смотрит в небо – «нет птички». И показываем головой нет. В 7 месяцев ребёнок осознаёт, где он сам, для этого подносим его к зеркалу, смотрим и показываем, называя по имени.
Читайте также  Шевеления при двойне когда начинаются

К году словарный запас ребёнка составляет 5-9 слов, конечно, может быть и больше. Появляются эти слова не сразу в 12 месяцев, а постепенно. Первые слова могут появиться и в 6-7 месяцев, типа «кых — кот», «бах — упал», «сьсь — грудь» и подобные. Если всего этого нет, в год рано говорить о задержке развития речи, проверьте слух и продолжайте развивать и обучать малыша.

Может и вовсе быть ни одного слова и это тоже будет вариант нормы, так как оценка определяется и пониманием речи.

Не норма, если в год:

  • нет лепета,
  • не показывает на предмет,
  • не использует жесты.

Нельзя говорить ребёнку

  • я тебя не понимаю,
  • что ты там шепчешь?
  • говори громче и чётче!

Ребёнок должен знать, что вы его понимаете всегда и даже без слов.

Если уровень речи ребёнка не соответствует норме, скорее всего его не обучали и это тоже вариант нормы. Обучить можно.

Почему не говорит?

На самом деле «не говорит» — это довольно растяжимое понятие. Приведём примеры.

  • Ребёнок не произносит никаких слов абсолютно, даже «да» и «нет». Для 1,5 лет это вариант нормы, а для ребёнка 4 лет – уже проблема.
  • Не говорит предложения. Для 2,5 лет будет вариантом нормы. В 4 года уже нужно беспокоиться.
  • Ребёнок понимает обращённую речь, выполняет просьбы, инструкции, вне зависимости от сложности, но не говорит.
  • Ребёнок болтает много, но на «своём» языке.
  • Ребёнок говорит, но окружающие его не понимают, потому что многие звуки он заменяет.

То есть в каждой ситуации понятие «не говорит» будет своё. И тут важно понять причину, найти подход и скорректировать. В некоторых случаях возможно подключение более узких специалистов.

Важно понимать, что в процессе формирования речи важнее её понимание, чем произношение.

Что делать, если не говорит?

  • Не давить на ребёнка.
  • Постоянно давать информацию ребёнку.
  • Общаться с малышом на любые темы.
  • Не сюсюкать и чётко произносить слова.

Если малыш совсем не разговаривает или делает это плохо, не нужно постоянно просить его что-то сказать, особенно обращаться к нему со словом «скажи». Вероятнее всего ребёнок не может что-то сказать и вряд ли не хочет. То есть хочет, но не может.

Важно помнить, что:

  • Часть прогулок, начиная с 3-4 месяцев, должны быть в интервале бодрствования.
  • Взрослый должен комментировать часть действий, но не как радио, а если бы он рассказывал 3-4летнему ребёнку. Например: «Пойдём пообедаем, а потом пойдём гулять».
  • С самого рождения ведём с ребёнком ДИАЛОГ, а не монолог. То есть даём паузу и ждём от ребёнка ответа, даже если этого не будет. Когда-нибудь он обязательно ответит, запаситесь терпением.

Самое главное – хвалите ребёнка, если он сам просто произнёс слово, звук или слог, даже если с ошибками и непонятно, он всё равно молодец, потому что пробует. Также важно поддерживать беседу, когда ребёнок что-то вам рассказывает, пусть на своём детском языке, но он должен видеть обратную связь, заинтересованность, что мама и папа его понимают, даже если это не так. «Ничего себе! Правда? Вот так история!» — этого будет волне достаточно для поддержания разговора с малышом.

Что такое ЗРР и как проявляется?

ЗРР – это задержка речевого развития. Для того, чтобы заподозрить у ребёнка ЗРР, необходимо наличие определённых признаков.

  • В 12 месяцев: мало лепета, ребёнок тихий.
  • В 18 месяцев: не понимает своего имени, названий окружающих предметов или обращений «иди сюда», «сядь».
  • В 2 года: использует отдельные слова в ограниченном количестве, не пытается повторить слова.
  • В 2,5 года: не знает названий частей тела, предметов окружающей среды; по просьбе не может назвать предмет или принести что-то, находящееся в поле зрения; не может составить простые фразы из двух слов, например, «хочу есть». Часто ребёнка понимают неправильно.
  • В 3 года: не говорит предложений с простой конструкцией (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.

Стоит отметить, что значительная задержка речевого развития характерна для детей с общей задержкой развития.

То есть в большинстве случаев то, что ребёнок не говорит, не означает наличия ЗРР.

Диагноз ЗРР может быть временным, например, когда малыш в 2 года говорит меньше 50 слов. Этот диагноз будет временный и означает, что у здорового ребёнка есть небольшие проблемы с речью и всё, что нужно – это больше разговаривать с ребёнком.

Кому нужны обследования?

Обследования нужны в случае, если врач подозревает у ребёнка задержку речевого развития (ЗРР). Не у всех детей, которые не говорят, есть эта задержка и не всем детям нужны обследования.

Если ЗРР всё-таки подозревается, то необходимы следующие обследования.

  • Осмотр педиатра.
  • Осмотр невролога.
  • Осмотр психиатра (включён в медосмотр детей 2 лет).

Исследования, которые проводятся по показаниям.

  • Электроэнцефалограмма (ЭЭГ и мониторинг сна. В очень редких случаях у ребёнка наблюдается регресс в развитии и это связано с большим количеством эпиактивности на ЭЭГ во время сна, когда у ребёнка нет эпилептических приступов.
  • МРТ.
  • Генетические тесты.
  • Осмотр сурдолога, проведение аудиометрии,
  • Тест на расстройство акустического спектра.

Какие обследования не нужны?

Эти обследования не помогут в обнаружении причины нарушения и не повлияют на лечение и помощь.

  • Осмотр остеопата.
  • Осмотр гомеопата.
  • Реоэнцефалография (РЭГ).
  • ЭХО-энцефалоскопия (Эхо-ЭС).
  • Допплер сосудов головного мозга, дуплесное/триплексное сканирование сосудов головного мозга.
  • Рентгенограмма черепа, шейного отдела позвоночника с/без функциональных проб.
  • Нейросонография, УЗИ головы.

Тест на аутизм у ребёнка

Мы знаем, что задержка развития речи у ребёнка может быть одним из признаков аутизма.

Этот тест не даёт 100% гарантии, но определяет риск аутизма у ребёнка в возрасте 16-30 месяцев. Тест состоит из 20 вопросов для родителей.

Итак, если ребёнок не говорит – это ещё не значит, что у него задержка речевого развития. Речь оценивается не только по критерию говорения, но и по критерию понимания. Это очень важно. Существуют различные нормы развития речи по возрасту, от этого зависит дальнейшая тактика действия. Важно не только разговаривать с ребёнком, но и дать ему возможность высказаться, делая паузы в ожидании ответа. Также важно проверить слух ребёнка, так как от этого тоже зависит развитие речи. Задержка речевого развития ставится в том случае, когда у ребёнка есть определённые признаки задержки. Берегите себя и своих детей и будьте здоровы!

Почему ребёнок в 3 года не разговаривает или плохо говорит

Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Если он не говорит к этому времени, налицо признак назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.

Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Именно в этот период можно успеть многое сделать, если у него имеются дефекты речи. Если ребёнок не говорит в 3 года — это признак большой назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.

Почему этому отрезку детской жизни придаётся такое значение? К 3 годам созревают области головного мозга, ответственные за речь, дети овладевают основными грамматическими формами родного языка, его ритмикой и основными особенностями, они накапливают большой активный и пассивный словарь.

Если к трём годам не начать необходимую коррекционную работу, в дальнейшем для этого потребуется неизмеримо больше усилий. Как моральных, так и материальных.

По данным исследований в области детской физиологии, в период формирования функций центральной нервной системы они легко поддаются тренировке. Поскольку сензитивный (благоприятный) период для интенсивного развития головного мозга длится до 5 лет, именно сейчас для развития речи многое можно сделать.

Что должен говорить трёхлетий малыш

Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает даже тех родителей, кто игнорировал подобное отставание в более раннем возрасте.

Норма развития детской речи в 3 года:

  • активный словарь (слова, употребляемые малышом) составляет от 250 до 1000;
  • знает и называет сколько ему лет, мальчик он или девочка, своё имя, фамилию;
  • начинает изменять, иногда с ошибками, слова в предложениях по родам, падежам и числам;
  • предложения, произносимые трёхлетним, состоят не менее чем из 3 слов;
  • малыш в состоянии выполнить многоступенчатую инструкцию типа «положи машинку в шкаф», «поставь конструктор на стол», «положи книги на тумбочку»;
  • в речи появилось большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
  • понимает, что такое «один» и «много», пытаются считать предметы;
  • некоторые дети проговаривают то, что они видят или делают, когда играют или занимаются чем-то в одиночестве;
  • с интересом слушает доступные его пониманию литературные произведения, рассматривает картинки в детских книжках, запоминает понравившиеся стихотворения и сказки и с удовольствием их рассказывает близким людям.

Анализируя речь своего малыша, нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту, и чем старше они становятся, тем шире диапазон умений, отличающий одного ребёнка от другого. Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.

Признаки задержки развития речи

Причиной родительской настороженности должны быть не только допускаемые ребёнком ошибки в согласовании и изменении слов, в произношении звуков. В этом возрасте речь – основное средство общения детей с близкими людьми. Если малыш не стремится обратиться к родителям и другим членам семьи, если выражает свои просьбы мимикой или жестом, стоит внимательно оценить его речевые возможности.

Сигналы неблагополучия, если ребёнок в 3 года плохо говорит:

  • он имеет ограниченный лексикон, состоящий в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражаний, лепетных слов.
  • его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто может понять.
  • при произнесении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука [к], говорит звук [т] (кот — тот), когда он говорит, его язык находится между зубами;
  • малыш разговаривает фразами, состоящими из 1–2 слов, с большой неохотой повторяет слова или предложения за взрослыми, или не делает этого совсем.
  • не может выполнить простую просьбу, не откликается на своё имя, не знает сколько ему лет;

Если причиной отставания детской речи становятся проблемы со слухом, малыш может не реагировать на обращённые к нему слова, пока он не видит лицо говорящего. При слуховой патологии нужно как можно скорее начать коррекцию слуха, чтобы наверстать упущенное время для формирования детской речи. Речь таких детей при правильно организованном обучении через год-полтора почти не отличается от речи сверстников.

Когда ребёнок молчит или плохо разговаривает в три годика, это может быть симптомом различных нарушений. Для начала следует обратиться к отоларингологу и невропатологу для обследования, получить консультацию логопеда, дефектолога, психолога. Если ребёнок 3 года не разговаривает — это не лень, или недостаток воспитания. У него могут быть следующие проблемы речевого развития:

  • моторная или сенсорная алалия;
  • темповая задержка речи;
  • общее недоразвитие речи (ОНР).

Каждая из этих патологий, несмотря на то, что проявляется схожими симптомами, требует разного коррекционного подхода. Своевременно выявленная проблема позволит подобрать индивидуальный план занятий с логопедом, психологом, педагогом-дефектологом.

Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:

  • хромосомные патологии, врождённые заболевания;
  • наследственность, когда в одной семье у нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
  • патологии беременности и родов;
  • педагогическая запущенность – бывает не только в асоциальных семьях, где на детей не обращают внимания, но и там, где его безумно любят и стараются выполнять все его прихоти и желания;
  • заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Наиболее тяжёлые последствия несут поражения мозга во время внутриутробного развития, во время родов и в первый год жизни.

Как помочь своему ребёнку

Когда ребёнок в 3 года не разговаривает, обязательно нужно поинтересоваться как заниматься с ним, как научить его общению. Нужные рекомендации по формированию речевой среды обязательно дадут специалисты — логопед или дефектолог. Родители совместно с ними могут многое сделать, чтобы стимулировать развитие речи трёхлетнего ребёнка. И, наоборот, при равнодушном отношении к возможностям и достижениям малыша, профессионалы в меньшей степени смогут помочь.

Советы по стимулированию детской речи:

  • Сопровождайте своими комментариями все действия, касающиеся совместной деятельности с малышом, поясняйте функции отдельных предметов, рассказывайте о том, что интересное вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.
  • Следите, чтобы ваша речь была эталоном, имела чёткое звучание и правильное произношение.
  • Читайте детскую литературу, побуждайте к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.
  • Не оставляйте малыша один на один с телевизором или планшетом, смотрите мультфильмы и играйте в игры вместе, поясняя названия героев и действия персонажей.
  • Научите малыша собирать мозаику, нанизывать бусины на шнурок, делать постройки из кубиков, раскладывать крупы, горох, фасоль по тарелочкам, ведь развитие мелкой моторики активно стимулирует речевые зоны мозга.
  • Выучите несколько пальчиковых игр или потешек и играйте в них чаще, такое занятие тоже развивает речь и мелкую моторику.

Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Пусть он попробует выразить своё желание. Иногда мощным толчком для преодоления темповой задержки речи становится пребывание в детском коллективе, на совместных развивающих занятиях. Если ему захочется общаться, малыш постарается применить все имеющиеся у него ресурсы.

Внимательное отношение к проблемам задержки речи трехгодовалого ребёнка, своевременная диагностика, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников.

Почему ребенок не говорит в 3 года

Многие родители очень хотят, чтобы их ребенок стал более спокойным и молчаливым. Ведь любознательный малыш все время чем-то интересуется или о чем-то повествует. Однако есть и другая категория родителей, которые мечтают о том, чтобы их ребенок произнес хотя бы слово, но малыш упорно сопротивляется.

Что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Педиатры утверждают, что родители и близкие люди должны понимать речь трехлетнего малыша. Однако это не совсем верное утверждение. Куда важнее оценивать не саму речь, а ее динамику.

Например, если Ваш ребенок и в три года говорит десять слов, и в четыре года, то Вам следует задуматься и начать заниматься этим вопросом.

Если же Ваш трехлетний малыш владеет малым количеством слов, а в четыре года его словарный запас превышает 2030 слов, то не нужно переживать, ведь Вы наблюдаете тенденцию в лучшую сторону.

Если Вы заметили проблемы с речью у ребенка, сходите к детскому психотерапевту или психологу.

Особенности развития речи

Для быстрого и правильного развития речевого аппарата у ребенка, с ним следует много разговаривать . Начинать общение с малышом можно с внутриутробного периода, ведь разговор мамы и ее будущего ребенка оказывает лишь положительное влияние на обоих. Тем более на 7 9 месяце беременности плод отлично чувствует звуковые колебания.

Не прекращайте разговаривать с ребенком и после его рождения. Общение между мамой и ее малышом должно быть непрерывным. Даже если он ничего не понимает и не улыбается Вам в ответ, малыш все равно слышит Вашу речь.

Также помните, что полугодовалым детям необходимо наблюдать за артикуляционным аппаратом родителей, ведь именно в этот период времени кроха начинает замечать связь между звуками и движением губ. Малыш и сам начинает подражать маме или папе.

Если родители имеют должное терпение и регулярно занимаются с ребенком, малыш осваивает речь довольно быстро. Если же к этому добавлять еще ежедневное повторение слов, создавая образы, то словарный запас увеличится еще быстрее.

Этапы развития речи детей от 0 до 5 лет

Каждый родитель должен знать, что если с малышом не заниматься и не развивать его речь, то он никогда не заговорит самостоятельно. Но также стоит помнить, что сроки начала внятного говорения очень индивидуальны. Одни дети уверенно произносят слова в годовалом возрасте, когда другие еле-еле составляют слоги в три года.

Существуют определенные возрастные показатели, по которым можно увидеть задержку речевого развития:

  • Для трехмесячного малыша характерно гуление;
  • Полугодовалому ребенку свойственен лепет;
  • Как правило, девочки в десять месяцев говорят первое слово, мальчики же — только в годовалом возрасте;
  • В полтора года «молчун» произносит около 1012 слов, все зависит от того, как с ним занимались родители или педагоги;
  • Двухлетний ребенок знает почти все местоимения;
  • В три года малыш знает около 350400 слов, он легко склоняет их и свободно выражает свои эмоции;
  • К четырем годам ребенок знает больше полутора тысяч слов;
  • В пять лет более трех тысяч слов.

Причины молчания

В современном мире большинство детей начинают говорить гораздо позже. Но об этом знают далеко не все родители, поэтому они незамедлительно начинают искать причины в малыше.

Причины задержки речи могут быть социальными и биологическими.

Социальные причины возможно устранить самостоятельно, при обнаружении биологических причин следует обратиться к врачу.

Социальные

Напряженные семейные взаимоотношения. Речевой аппарат не развит у детей, у которых родители мало общаются как между собой, так и со своим «молчуном». Чтобы устранить проблему, нужно пересмотреть отношения в семье, особенно между мамой и папой. Как правило, при добавлении в речь различных описаний, действий, эмоций, малыш начинает повторять за взрослыми и говорить.

Частые простудные заболевания у ребенка. Если малыш много болеет и изолируется от остальных детей, в его речи будут заметны нарушения. Родители такого ребенка должны позволить ему изучать окружающую среду и людей вокруг, чтобы речь как можно скорее восстановилась.

Грубое обращение с ребенком. Если дома происходят постоянные физические или психологические насилия, то будет страдать не только речь, но и все состояние здоровья малыша в целом.

Педагогическая запущенность. Многие родители ошибочно полагают, что их ребенок умен и способен ко всему с рождения и что для развития навыков не нужно прилагать усилия. Но это не так. Другие мамы и папы перекладывают ответственность на педагогов в детском садике и учителей в школе. Они забывают, что именно семья закладывает способности у ребенка.

Большое количество изучения языков. Зачастую из-за стремления выучить несколько иностранных языков, родитель забывает уделять должное внимание русской грамоте и речи.

Эмоциональный стресс. Причиной отсутствия речевых данных у малыша может послужить событие, которое вызвало у ребенка негативные эмоции, страхи, эмоциональные расстройства . В данном случае стоит обратиться за помощью к психологу или логопеду.

Чрезмерный контроль. Родители часто забывают о том, что в ребенке нужно развивать самостоятельность. Мамочки, пытаясь оградить ребенка от негатива, делают ему только хуже. Ведь из-за гиперопеки может быть замедление общего развития, и, в частности, речи.

Загруженная информационная среда. Если вокруг малыша слишком много информации, например, компьютер, телевизор, радио, телефон, он очень быстро замыкается и устраняется от мира вокруг.

Биологические

Наследственность. Как правило, дети произносят первые слова в таком же возрасте, как и их родители. Если мама или папа начали говорить поздно, то малыш тоже будет немного отставать в развитии. Не стоит волноваться по этому поводу, ведь это не патология, а всего лишь наследственный фактор.

Тугоухость. В современном мире большое количество детей рождается с нарушением слуха или слухового аппарата. Таким малышам нужно более внимательное отношение, чтобы улучшить развитие речевых способностей.

Последствия болезней. Проблемы с речью могут быть вследствие перенесенного заболевания или врожденной травмы.

Вирусное заболевание матери во время беременности или периода лактации. Лекарственные, химические или наркотические вещества в крови матери могут негативно сказаться на развитие ребенка.

Когда стоит начать беспокоиться?

Многие врачи считают, что в 3 года ребенок должен начать говорить, даже если его речь не очень понятна окружающим людям. Если же Ваш малыш упорно молчит, то Вам следует обратиться за помощью к специалисту.

Рекомендации от врача

Комментируйте вслух как свои действия, так и каждое движение малыша. Объясняйте ему явления природы, рассказывайте об интересных вещах, делитесь своими эмоциями, поясняйте функции предметов. Даже если Ваш ребенок еще не разговаривает, его пассивный словарь будет расширяться.

Обязательно следите за своей речью, ведь именно она является эталоном для малыша на ранних этапах развития. Не позволяйте себе говорить грубо и старайтесь произносить слова правильно.

Как можно чаще проводите время с ребенком, читая детскую литературу. Просите малыша повторять слова и строчки из произведений, заучивайте с ним небольшие стихотворения.

Читайте также  Можно ли детям облепиху

Старайтесь не оставлять ребенка с телевизором, планшетом или телефоном, смотрите мультики, познавательные программы или играйте в занимательные игры вместе, доступно объясняя действия героев или правила игры.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Ваш ребенок уникален!

Развивайте в малыше творческие способности . Подарите ему мозаику, научите его строить домики, раскрашивать картинки или же просто раскладывать крупы по блюдцам, ведь такие действия стимулируют не только работу мелкой моторики рук, но и речевые зоны мозга.

Не спешите бежать на помощь к малышу и выполнять его молчаливые просьбы. Пусть он постарается выразить свои эмоции, желания или действия самостоятельно.

Никогда не смейтесь над ребенком. Наоборот, пытайтесь мотивировать малыша различными способами.

Гуляйте с «молчуном» на детской площадке, организовывайте вокруг малыша «говорящую» среду.

Учите скороговорки и сочиняйте истории, рассказы со своим ребенком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector