Почему ребенок ведет себя плохо

Почему ребенок ведет себя плохо

Почему ребенок ведет себя плохо

Почему дети ведут себя плохо и что с этим делать?

Плохое поведение детей: как реагировать взрослым

Алина Бикеева педагог, автор блога о воспитании детей

  • 10 причин плохого поведения
  • Как взрослые реагируют на поведение детей
  • Какому взрослому под силу изменить поведение детей

Указав ребенку на его плохое поведение — капризы у малыша, непослушание у дошкольника, грубость у подростка, — родители надеются, что ребенок вдруг перестанет вести себя плохо, исправится, причем изменит свое поведение сам. Это вряд ли, считает педагог Алина Бикеева: ведь плохое поведение часто ребенку выгодно! Это родителям придется разобраться в причинах нежелательного поведения ребенка и попытаться их устранить. Вот как можно это сделать.

10 причин плохого поведения

Дети и взрослые — это два мира, которые далеко не всегда понимают друг друга. Случается, дети ведут себя плохо. Почему? Плохое поведение ребёнка любого возраста — это реакция на что-то. На что? Вот некоторые причины плохого поведения детей.

  1. Дети хотят внимания, которого, по всей видимости, получают недостаточно. А плохое поведение сразу привлекает внимание взрослых. Ребёнок не знает, как ещё он может получить столько же внимания, сколько получает при плохом поведении.
  2. Детям скучно. Они не знают, чем заняться. Занимать себя самим их никто не научил.
  3. Дети не чувствуют любви, поддержки, одобрения, интереса взрослых.
  4. Детям хочется выделиться из группы других детей, проявить свою индивидуальность. Но они не могут сделать это ничем другим кроме плохого поведения. А растущей личности непременно нужно чувствовать себя единственным и неповторимым, хотя бы иногда.
  5. Ребёнок проверяет взрослого на прочность — справится ли он с ним. Сможет ли построить нормальные отношения, найти общий язык? Не поддастся ли на провокации?
  6. Ребёнок изучает границы дозволенного. Иначе, как ему понять, что можно, а что — нельзя?!
  7. Дети не могут выполнять то, что мы, взрослые, от них требуем (сидеть без движений и молча 6 уроков, выучивать иностранные слова и тексты наизусть, справляться со своими «играющими» гормонами и т.п.).
  8. За плохим поведением ребёнок старается что-то скрыть от окружающих: неуверенность в себе и стеснительность; какое-то своё неумение (общаться с товарищами, говорить на иностранном языке, писать сочинения и т.п.); переживания по какому-то поводу; собственную эмоциональную чувствительность и незащищённость; страх перед чем-то (новой обстановкой, недоброжелательными взрослыми, детским коллективом, приближающейся контрольной и т.п.); своё недоверие к окружающим его людям. Плохое поведение — это агрессивная защита от чего-то. От чего именно — это как раз мудрые взрослые и должны понять и, по возможности, убрать из жизни ребёнка.
  9. Усталость, болезнь, переутомление, истощение нервной системы ребёнка. Перегрузка каким-либо видом (видами) деятельности и неумение избавиться от этого груза другими методами.
  10. Навешивание учителями на ребёнка ярлыков, несправедливое отношение взрослых к ребёнку, резкие критические замечания, недоброжелательность педагогов, их невнимание и незаинтересованность. Грубость, резкость родителей в обращении с детьми; их нелюбовь к детям, неприятие собственных детей. Взрослые могут сами всего этого и не осознавать, но дети интуитивно почувствуют отношение к себе.

Как взрослые реагируют на поведение детей

Взрослые реагируют на плохое поведение детей разными способами: 1) агрессивно, 2) попустительски, 3) демократично, но твёрдо.

Агрессивное реагирование — это когда взрослые злятся, кричат на детей, допуская недопустимые выражения и высказывания. Причиной такого агрессивного поведения, кстати, не всегда являются дети. Скорее всего, агрессивные взрослые чем-то сильно расстроены и недовольны в собственной жизни — работой, зарплатой, отношениями с начальством или коллегами, собственной личной жизнью и т.п. Таких взрослых больше всего интересует, кто виноват.

Попустительское реагирование — это когда взрослые относятся к плохому поведению детей попустительски. Не пытаясь понять причины и что-то изменить. Вместо этого взрослые предпочитают не замечать проблем и продолжают общаться с детьми формально. Таких взрослых не интересует ни кто виноват, ни что делать.

Демократичное, но твёрдое реагирование. Взрослый ведёт себя спокойно, но твёрдо, а на провокации детей не поддается. Взрослые проводят незримые границы, которые детям переходить не разрешается. Они дают детям чёткое направление, куда следует двигаться, при этом не пользуясь оскорблением и унижением ребёнка.

Такие взрослые требовательны и последовательны. Они пытаются понять детей, налаживают с ними контакт и выясняют причины плохого поведения. Они чётко дают ребёнку понять свои требования, неукоснительно им следуя. Но при этом они общаются с ребёнком дружелюбно, искренне и заинтересованно, помогая растущей личности вести себя по-другому и подсказывая ей выход из сложившейся ситуации. Таких взрослых больше всего интересует, что делать.

Какому взрослому под силу изменить поведение детей

Чтобы понять, какой же из способов реагирования на плохое поведение наиболее эффективен, давайте на минуту представим себе работу врача. Почему врача? А потому что если ребёнок ведёт себя плохо, значит, он болен, хотя, скорее всего, не физически. С ребёнком что-то не так.

Итак, представим себе врача-практика. Агрессивные врачи будут ругать пациентов за то, что у тех поднялась температура или давление, а может, будут кричать и топать ногами из-за плохих анализов больных, громко возмущаясь тем, что эти несносные больные им «все нервы измотали». Представили? Ну, и какой же эффект будет от таких действий врачей?

Теперь представим себе врачей попустительских. Они не обращают внимания на симптомы болезней своих пациентов, делая вид, что всё идёт нормально. Они по-прежнему выписывают больничные и рецепты, ставят градусники и меряют давление, но не вникают в суть проблем своих пациентов, игнорируя очевидное. Интересно, много ли больных вылечат такие врачи?

А вот настоящие врачи будут возиться с каждым пациентом отдельно, разбираясь во всех деталях и нюансах, выискивая все причины и делая всё возможное, чтобы вылечить его.

У какого врача вы хотели бы лечиться? Вот с таким же взрослым хотели бы общаться наши дети.

Почему ребёнок плохо себя ведёт? Пять основных причин

Что делать родителям, если дети себя плохо ведут? Точка зрения психолога.

Когда ребенок ведёт себя плохо, мы раздражаемся и думаем, как наказать непослушное чадо. Но чаще всего плохое поведение — отнюдь не признак злых намерений, дурного характера и педагогической запущенности. Куда вероятнее, это сигнал SOS, скрытая просьба о помощи.

Самые частые причины плохого поведения

Нехватка внимания

Любовь и забота родителей — первейшая потребность маленького человека. Но бывает так, что маму и папу невозможно оторвать от работы, домашних дел, компьютера или младшего братика. «Смотри, я нарисовал домик!» В ответ унылое: «Ага» без поворота головы. «Давай поиграем!» — «Мне некогда!» Что остаётся делать? Только привлекать к себе внимание более заметными способами — шалостями, истериками, драками или «двойками» в школе. Получилось один раз? Отлично! Ребёнок берет новый метод на заметку. Чем больше внимания удаётся добиться плохими поступками, тем чаще они будут повторяться.

Что делать?

Постарайтесь уделять ребёнку как можно больше внимания со знаком «плюс». Находите время для игр, делайте вместе домашние дела и хвалите за каждый успех. Давайте ответственные поручения и поощряйте за их выполнение. Организуйте выставку детских работ или домашний праздник, где можно проявить свои таланты. Удивляйтесь новым «умелкам» и спортивным достижениям чада. Подчеркивайте все хорошие качества ребёнка и старайтесь не заострять внимание на нежелательных. На некоторые шалости можно просто не реагировать. Конечно, не стоит игнорировать ребёнка, когда он кричит в истерике, но и давать положительного подкрепления («Ладно, куплю» или «Ну делай, раз так хочешь!») тоже не нужно. Просто обнимите сына или дочь, побудьте рядом.

Поверьте, ребёнку тоже куда радостнее чувствовать себя хорошим и получать ежедневную порцию внимания в виде похвалы и искреннего интереса, а не окриков и замечаний.

Как сформировать границы в поведении у ребенка

Нам хочется, чтобы дети себя «хорошо вели»: выполняли наши требования, умели контролировать свои эмоции и поступки, были ответственными. Во многом такое поведение является результатом сформированных у ребенка границ.

Усталость, неудовлетворенные потребности и плохое самочувствие

Дети, особенно маленькие, не всегда понимают, что с ними происходит (что греха таить, даже мы, взрослые, порой не знаем, чего злимся или нервничаем). Если ребёнок переутомился, не выспался, проголодался, измучился от скуки или недомогает, то очень вероятно, что он не придёт и не скажет об этом словами. А вместо этого начнёт капризничать или хулиганить.

Что делать?

, будьте предусмотрительны к потребностям ребёнка, правильно оценивайте его силы и возможности. Заберите малыша с шумного детского праздника раньше, чем он там со всеми перессорится. Возьмите перекус на длинную прогулку. Приготовьте подходящие развлечения для долгого ожидания в очереди.

, почувствовав, что ребёнок начал вести себя неадекватно (например, грубит, ломает игрушки, не выполняет просьб), остановитесь, обнимите или сядьте рядом, спросите, что случилось, не расстроен ли он . И очень может быть, что сын или дочка расплачется и признается, что обиделся, поссорился с другом или боится . В этом случае, разговор по душам куда лучше решит проблему плохого поведения, чем наказание. Когда ребёнок уже немного успокоился, можно сказать, что в будущем вам будет проще понять ситуацию и помочь, если вам о ней скажут напрямую, а не с помощью недовольного фырканья.

Кстати, даже если с ребёнком ничего не случилось, а он просто разбаловался, шутливый жест мамы, которая щупает, не горячий ли лоб, будет весьма кстати. Лишнее напоминание, что родители уверены: их ребенок — хороший, а плохое поведение — случайность, признак «высокой температуры».

Стоит помнить, что иногда причиной того, что принято называть плохим поведением, могут быть реальные неврологические проблемы. В этом случае есть смысл обратиться к хорошему специалисту (врачу, психологу), потому что никакими наказаниями ситуацию не исправить.

Чрезмерная опека родителей наталкивается на естественное желание ребёнка расти

Ребёнок запрограммирован природой на то, чтобы становиться всё более самостоятельным и, в конце концов, отделиться от родителей. Взросление идёт неравномерно, самые резкие скачки происходят во время возрастных кризисов — одного года, трёх лет, семи лет, подросткового возраста. И часто именно в эти периоды дети ещё плохо справляются с вновь приобретёнными возможностями (ходить, говорить, абстрактно мыслить ), а родители не успевают перестроиться и относятся к резко выросшим детям как к маленьким. Конечно, «большие» мальчики и девочки начинают протестовать (и правильно делают!). Но этот протест вместе с другими проявлениями кризиса выглядит как самое что ни на есть плохое поведение.

Бывает и более грустная ситуация: родители не то, что не успевают перестроиться, а просто не желают этого делать. Они превращают ребёнка в главный проект своей жизни и душат его постоянной заботой, непрерывно причиняют добро и стремятся уберечь от всех неприятностей. Если, по счастью, в ребёнке окажется достаточно силы, он начнёт сопротивляться опеке и контролю, будет искать любые способы утвердить себя как отдельную личность. Такое желание отстоять себя — ещё одна частая причина плохого поведения (или нормального самостоятельного поведения, которое гиперопекающие мамы и папы считают плохим).

Что делать?

Следовать рекомендациям психологов по преодолению возрастных кризисов. С пониманием относиться к желанию ребёнка становиться всё более самостоятельным, постепенно отдавать растущему чаду новые полномочия и ответственность за новые сферы жизни, позволять сталкиваться с естественными последствиями собственного выбора.

Любить или наказывать? Воспитательная дилемма, которой нет

Почему родители боятся любить безусловной любовью и нередко наказывают ребенка, травмируя его психику? Разбираемся, как ребенок может вырасти хорошим, если его любят даже тогда, когда он плохо себя ведет.

Ребёнку не хватает бытовых навыков и умения общаться

Иногда плохим выглядит неумелое поведение ребёнка. Ребёнок портит или теряет вещи, потому что его не научили правильно с ними обращаться. Он отбирает игрушки в песочнице, потому что не умеет попросить. Он обзывает одноклассников, потому что не знает, как ещё можно постоять за себя.

Что делать?

Прежде чем обвинять сына или дочь в неряшливости, невежливости или грубости, разберитесь: а они точно знают, как вести себя в сложных ситуациях и умеют это делать? Любому новому делу ребенка нужно учить — терпеливо и пошагово. Никто не рождается со встроенным знанием, как делать уборку в комнате, собирать портфель, запускать стиральную машину или планировать своё время. Если ребёнку предстоит оказаться в непривычной обстановке — в театре, музее, на юбилее у дедушки или в самолете, подготовьте его к этому событию. Расскажите, как всё будет происходить (так малыш будет меньше тревожиться) и объясните, как принято себя вести в такой ситуации, что можно делать, а что нельзя.

Развивайте социальный интеллект ребёнка, учите навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Дошкольники не умеют вставать на позицию другого человека, но по мере взросления их можно этому обучать. На своём примере показывайте, как правильно обратиться с просьбой, попросить прощения, поблагодарить, отказаться

10 типичных ошибок родителей в воспитании детей

Самые распространенные ошибки в воспитании детей, которые совершают родители.

У родителей нереалистичные ожидания по поводу хорошего поведения

А вы уверены, что ребёнок ведёт себя плохо? Возможно, его поведение — вполне нормально и естественно для его возраста. Или для той ситуации, в которой он оказался. Поверьте, когда мы вспоминаем, какими послушными и милыми детьми были сами, то сильно приукрашиваем прошлое. Нашим родителям тоже было от чего вздрогнуть. А все разговоры о том, что в любящей семье дети якобы никогда не плачут, на шалят и не капризничают — ведут только , в жизни не остававшиеся с детьми дольше, чем на пару часов.

Очень может быть, что «плохое поведение» — сигнал, что взрослым пора расстаться со своими иллюзиями о том, какого безупречного ребёнка они могут воспитать.

Что делать?

Не ждать от ребёнка идеального послушания, давать свободу в соответствующих возрасту пределах, не создавать слишком много запретов и ограничений. Но при этом неукоснительно требовать соблюдения тех немногих правил, которые приняты в вашей семье, самим чётко соблюдать границы дозволенного.

Помнить, что ребёнок — вовсе не обязан быть витриной вашего родительского мастерства. Его сиюминутное поведение не может быть мерилом вашей ценности и «хорошести».

Позволять ребёнку быть таким, какой он есть, любить его вместе с раздражающими вас качествами. И очень может быть, что под покровами «плохого поведения» отыщется настоящий бриллиант — редкий талант или замечательная способность, присущая только вашему чаду.

Уступчивые дети. Кому хорошо, когда ребенок послушен?

Давайте попробуем разобраться в том, что же содержится в грудном молоке и как меняется его состав по мере роста ребенка.

Ребенок плохо себя ведет: причины и что делать в такой ситуации

Воспитание детей — очень ответственный и чрезвычайно важный период, который некоторым родителям дается нелегко. Порой дети никак не идут на контакт с самыми близкими для них людьми, плачут, портят вещи и ведут себя просто невыносимо. Причем сказывается это на настроении не только родителей, но и самого ребенка. Что ж, мы решили найти объяснение плохому поведению ребенка, выяснить, как исправить эту ситуацию и предупредить конфликты в будущем. А помогала нам в этом нелегком вопросе врач-психиатр, психотерапевт Клиники МЕДСИ на Ленинском проспекте Кристина Вирт.

Почему дети себя плохо ведут

Во время беседы с нашим изданием доктор пояснила, что дети не знают, как устроен мир, какие правила поведения в нем установлены, и не хотят их придерживаться. Такое поведение вызывает у взрослых бурю эмоций, и это вполне объяснимо. Но не стоит ругаться, ведь главная задача взрослого в этом случае — доходчивое и спокойное объяснение ребенку смысла всех правил приличия.

«Дети могут использовать плохое поведение для того, чтобы привлечь внимание. И действительно, хорошее поведение воспринимается взрослыми как само собой разумеющееся, тогда как ребенок, который кричит, портит вещи, обзывается, обязательно получит хоть и негативную, но реакцию взрослых. Другой причиной нарушения поведения может быть физическое неблагополучие ребенка — усталость, недомогание. Тогда он может быть капризным, раздраженным. У некоторых детей, особенно 4–10-летнего возраста, некоторые психические расстройства могут проявляться в первую очередь симптомами нарушения поведения».

Но бывает и такое, что ребенок слушается только одного из родителей. Такая ситуация многих ставит в тупик и порой даже сильно обижает. Поэтому мы решили поинтересоваться у доктора, как поступать в таких случаях. По ее словам, дети могут вести себя плохо с одним из родителей или другим взрослым, поскольку чувствуют от этого человека безусловную любовь.

«Таким образом он как бы снимает напряжение, например после детского сада, где вынужден был долгое время следить за своим поведением. Другой причиной может быть нарушение взаимодействия с этим родителем. Тогда следует работать над улучшением детско-родительских отношений».

Как бороться с плохим поведением ребенка

Доктор рассказала, что с точки зрения поведенческой терапии существует несколько способов сформировать у ребенка правильное поведение. Конечно, она поделилась своими знаниями с нашей редакцией:

• первым способом является положительное подкрепление. Его смысл в том, что если поведение приводит к положительному результату, то оно будет повторяться в будущем. Следовательно, необходимо поощрять то поведение, которое родители считают приемлемым. А это значит, что необходимо хвалить ребенка, бурно выражать свою радость, если он сделал то, что нужно;

• вторым способом является имитация. Она заключается в том, что, если чье-либо поведение приводит к нужному результату, наблюдающий со стороны будет его повторять. Особенно хорошо имитация работает с детьми. Поэтому, чтобы научить ребенка чему-либо, покажите ему это на своем примере, прочитайте об этом в сказках, рассказах, обсудите правильность или неправильность поведения героя, расскажите, как нужно было поступить;

• третий способ сформировать у ребенка нужное поведение — это «разбить» целевое поведение на этапы и «наградить» выполнение первого этапа. Когда этот этап закрепится, необходимо перестать поощрять ребенка и возобновить поощрение при выполнении им уже следующего этапа. Продолжать, пока ребенок не начнет проявлять то поведение, которое необходимо. Этот способ хорошо применять для обучения ребенка какому-либо навыку: одеваться, завязывать шнурки, убирать игрушки.

Что делать в случае манипуляции

Манипуляция — всем известный и довольно неприятный психологический прием. Дети его используют неосознанно. Однако даже с этой чертой в их поведении, по словам врача, можно бороться.

«Удовлетворяя манипуляцию, мы подкрепляем манипулятивное поведение. Следовательно, логично, что в следующий раз ребенок будет сообщать о своих желаниях именно таким образом. Прекратив выполнять его желания, родители вызовут на некоторое время усиление манипулятивного поведения, но со временем это пройдет. Помимо этого, следует подкреплять малейшие попытки ребенка получить желаемое другими способами».

Устанавливаем контакт с детьми

Как мы говорили ранее, на плохом поведении история порой не заканчивается, поскольку дети перестают идти на контакт с родными. По словам эксперта, характер каждого ребенка уникален, поэтому каждый случай нужно рассматривать индивидуально. Но все же она дала несколько советов, как можно исправить ситуацию.

«Одним из способов является работа через мотивацию. Например, жетонная система, когда выдаются «жетоны» за правильное поведение и ребенок получает вознаграждение за определенное их количество, составление письменного договора о правилах поведения каждого члена семьи. Ну а в общем, это всегда поощрение правильного поведения и отсутствие подкрепления упрямого поведения».

Она подчеркнула, что не стоит затягивать с походом к психологу, если воспитание ребенка превратилось в пытку из-за его поведения. Наоборот, доктор поможет выявить причину, найти решение и разрешить конфликт между родителями и ребенком.

Почему он не слушается?

Детское непослушание – один из самых распространенных поводов визита к психологу. Нам одинаково часто приходится слышать вопрос «Почему ребенок не слушается?» и от строгих, и от мягких и добрых родителей, от супругов и одиноких мам и пап. Причин этому бывает очень много, и не всегда они лежат на поверхности.

Границы и правила – зачем они нужны

Прежде всего определим, что такое детское непослушание. Это – невыполнение ребенком требований и просьб взрослых членов семьи, и важнейшим аспектом в этом случае выступает система правил.

К нам обратилась мама 4-летнего Сережи. Первым запросом, который прозвучал для специалиста, был «Научите его слушаться, он не делает того, что я ему говорю!». В ходе дальнейшей работы мы выяснили, что именно он не хочет выполнять и как реагирует на просьбы и замечания взрослых. Оказалось, что мама предлагала ему чистить зубы не каждое утро, а только в выходные дни, когда они вместе отправлялись умываться по утрам, а пресечь длительный просмотр мультфильмов пыталась лишь во время визитов бабушки в гости. Отсутствие четкого свода правил вызывало протест малыша. «Почему я всегда могу смотреть телевизор, а сегодня мне запрещают сидеть за ним весь вечер?», — примерно такими могли быть мысли Сережи. Разумеется, запрет вызывает бурную реакцию.

Читайте также  Как часто переодевать новорожденного

Чтобы выполнять требования взрослых, ребенку необходим некий свод правил, которые регламентируют его деятельность. И правила, как это ни странно, должны соблюдаться в первую очередь взрослыми.

Поле влияния ребенка

«Я сам!» — как часто мы слышим эту фразу от малыша возраста 3 лет. Она – свидетельство того, что развитие личности ребенка происходит гармонично и согласно возрастным нормам. Именно в этом нежном возрасте многие родители пресекают самостоятельность крохи, мотивируя это тем, что он не способен сделать все правильно и аккуратно.

Ребенок точно также нуждается в возможности влиять на ситуацию, как и взрослый. Ему необходимо, чтобы от него тоже что-то зависело. Разумеется, вопросы безопасности, посещения детского дошкольного учреждения и многие другие лежат на плечах родителей. Но, например, организовать свой досуг ребенок в состоянии сам.

Понимание того, что от его слова что-то зависит, способствует формированию личной ответственности и уважению к старшим. Малыш вполне может решить, хочет он отправиться с мамой и папой в парк или пойти в детский развлекательный центр.

Личная ответственность распространяется и на домашние дела. Бытовые задачи – оптимальный инструмент формирования ответственности, понимания личных границ и задач каждого члена семьи. Необходимо позволить малышу самостоятельно отвечать за некоторые моменты. Например, убирать свои игрушки в ящик перед сном, мыть чайные ложки, складывать фантики и ненужные бумажки в мусорное ведро. Важно, чтобы выбранная обязанность лежала только на ребенке, конечно, за исключением болезни или его отсутствия дома.

Памятка родителю

Для того чтобы разработанный свод правил был выполнен вашим ребенком, важно соблюдать некоторые условия:

1. Однозначность требований. Перед ребенком необходимо ставить одну конкретную задачу, и, разумеется, на понятном для него языке. «Немедленно прекрати!» — наверняка Вы слышали подобные возмущенные возгласы родителей на улице или в общественном транспорте. Нам не всегда понятно, о чем идет речь, и, как это ни удивительно, ребенку тоже.

2. Единые правила для всех. Система правил должна распространяться на всех членов семьи. Важно подать положительный пример, соблюдая их самостоятельно. Ребенок, чьи родители сами игнорируют правила, очень скоро понимает, что и ему выполнять их совсем не обязательно.

3. Предсказуемость реакций.

В кабинете психолога находились мама и дочка 5 лет. Мама рассказывала о сложностях послушания, девочка, как это свойственно детям этого возраста, беззаботно крутилась рядом, пока не задела папку на столе. Бумаги рассыпались по полу, малышка съежилась и замерла, уставившись на маму. «Ничего страшного, я сейчас подниму!» — сказала мама, и в глазах у ребенка читалось неподдельное удивление. Стало ясно, что после таких проделок дома следует тирада или наказание.

Когда совершение ребенком каких-то конкретных действий вызывает разную родительскую реакцию, ребенку становится трудно ориентироваться в том, что хорошо, а что плохо. Это особенно касается семей, члены которых не имеют единого мнения о воспитании. Мама отругала за то, что ребенок не убрал за собой краски, бабушка – похвалила юного художника и сделала это сама. Итог – ребенок учится манипулировать взрослыми, перестает слушаться и полностью игнорирует правила.

4. Четкость санкций. Даже в том случае, если правила соблюдаются всеми членами семьи, последствия за невыполнение могут варьироваться. Это – неверная позиция, поскольку санкции должны быть «фиксированными».

Разрабатывая свод семейных правил и систему наказания, важно учитывать возрастные особенности ребенка.

Здесь мы привели лишь основные нюансы выстраивания системы границ и правил в семье, получить индивидуальные и более подробные рекомендации вы можете, обратившись к детскому психологу нашего Центра лично.

Какие проблемы могут быть причиной непослушания?

Кризис. Возрастные нормативные кризисы – переломные моменты, когда ребенок может проявлять непослушание, быть капризным, нервозным. Его психика перестраивается – он заново начинает выстраивать отношения с окружающими, пробуя новые способы взаимодействия.

Выбрать тактику поведения родителям в этом случае бывает очень трудно – нужно учесть не только то, насколько сильно проявляется негативизм, но и другие условия: особенности характера малыша, включенность в процесс воспитания других лиц (воспитателей, бабушек), время, которое удается провести вместе с ребенком и т.д. Во многих случаях оптимальным решением выхода из кризиса без потерь является семейный визит к психологу.

Дефицит внимания. Он особенно ярко проявляется в случае, если малыш перебивает взрослых, включается в разговор с, казалось бы, необоснованными просьбами (например, починить машинку, с которой легко управлялся самостоятельно). Другим типичным примером являются намеренные шалости – ребенок специально проливает чай, хватает кота за хвост, рисует на обоях. Таким образом он может пытаться завоевать внимание родителей, пусть даже и в негативном ключе.

Соперничество. Многие семьи сталкиваются с гневными криками ребенка, попытками их подчинения, проявлениями агрессии. Это одинаково часто встречается в случаях, когда родители слишком мягки или излишне опекают малыша, а также если родители привыкли критиковать ребенка и предъявлять невыполнимые требования. Проявить самостоятельность, выразить протест чрезмерным замечаниям и почувствовать себя взрослым, — все эти мотивы могут стоять за нежелательным поведением детей.

Следует отметить, что ребенок может вести себя плохо в связи с обидой на родителя, полным отсутствием слов одобрения и похвалы, чрезмерным умственным и психическим напряжением и другими серьезными факторами. Диагностировать причину может только опытный специалист — психолог.

Когда следует обратиться за помощью?

Обратиться к психологу важно в том случае, если родитель утратил контроль над поведением своего чада. Самостоятельные попытки и следование рекомендациям – первый шаг в установлении контакта, однако необходимо как можно скорее прибегнуть к помощи специалиста в случаях:

  • если ребенок обижен на родителей;
  • когда имеет место стресс (часто при появлении младшего брата или сестры, переезде и т.д.);
  • если ребенок прибегает к истерикам, чтобы получить желаемое;
  • когда ребенок обманывает, чтобы не выполнять просьбу или требование родителя;
  • если несколько членов семьи имеют разногласия в воспитании и применяют различные методы взаимодействия с малышом и др.

Психолог окажет необходимую помощь: выяснит причины непослушания ребенка, разъяснит, какие обстоятельства и условия могли оказать неблагоприятное воздействие, совместно с родителями определит возможные пути решения.

Кроме того, взаимодействие со сторонним взрослым нередко уже само по себе имеет некоторое терапевтическое воздействие – многие дети открывают свои переживания не мамам и папам, а другому человеку, не боясь осуждения или наказаний.

Своевременный визит к опытному специалисту позволит наладить отношения внутри семьи – не только детско-родительские, но и супружеские. А это – залог здоровой атмосферы в семье и взаимопонимания между ее членами.

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.

Консультация психолога онлайн
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта
Семейный психолог: консультации
Консультация сексолога /
сексопатолога
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации
Коучинг (лайф коучинг)
Логопед для взрослых
Логопед для ребенка
Психологическая диагностика
Профориентация для подростков и взрослых
Работа в Fidem

Наша группа ВКонтакте

Наша группа в Facebook

Fidem в Instagram

Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда

Невроз у детей: 13 главных симптомов

Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.

Какие еще существуют проявления и откуда берется невроз — рассказывает детский психолог Елена Лагунова .

Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.

Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

«Плохое поведение» — это следующие симптомы:

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни

Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:

  1. Часто болит голова или живот.
  2. Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
  3. Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
  4. Плохо ест.
  5. Беспокойно спит.
  6. Заикается.

Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.

Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.

Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.

Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.

Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

У кого бывает невроз

Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?

Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».

Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:

  • кто-то из родственников страдает от неврозов или психических заболеваний;
  • ребенок во время беременности или в родах получил повреждение нервной системы и наблюдался у невролога в первые месяцы жизни;
  • ребенок по темпераменту меланхолик, тонко чувствует мир, но быстро утомляется, часто плачет.

В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector