Почему ребенок закрывает уши руками

Почему ребенок закрывает уши руками

Почему ребенок закрывает уши руками

Кондуктивная тугоухость у детей: о чем нужно знать каждому родителю

Автор: Редакция Мастерслух

Как проблемы со слухом у ребенка могут быть связаны с другими заболеваниями? Что в состоянии малыша «с обычными соплями» должно насторожить взрослых и стать поводом для скорейшего обращения к лору? И, конечно, главный вопрос: это лечится?

Посмотрим, что там у нас с ушком

Диагноз – кондуктивная тугоухость. Что он означает

Кондуктивная тугоухость – нарушения восприятия звуков, связанные с плохой их проводимостью в слуховом проходе. Причина – физическое препятствие (иногда врожденное, но чаще всего – приобретенное) для передачи звука в мозг. Кондуктивная тугоухость может возникнуть в любом возрасте, но, в основном, обнаруживается в раннем.

  • Чуткие родители быстро замечают врожденные аномалии.
  • Именно малыши часто засовывают мелкие предметы в ухо, что может вызвать повреждение барабанной перепонки, частей слухового прохода и, соответственно, снижение слуха.
  • Дошкольники и младшие школьники чаще, чем взрослые, страдают заболеваниями, дающими осложнения на уши, в основном речь об отитах , но встречаются и другие опасные детские инфекции.

Диагноз «кондуктивная тугоухость», конечно, неприятен, но с ним есть и повод для оптимизма – этот вид нарушения слуха лучше многих других поддается коррекции. Если, конечно, вовремя выявить проблему и начать ею заниматься. Для маленьких пациентов это особенно важно, так как влияет на дальнейшее развитие. Несколько месяцев промедления – и все заметнее будут: задержка речи, проблемы с коммуникацией. Причем чем меньше возраст, тем все это явнее и критичнее.

Самые распространенные причины развития кондуктивной тугоухости

Отиты

«Очень часто кондуктивная тугоухость у детей развивается после отитов», – говорит кандидат медицинских наук, врач сурдолог-оториноларинголог клиники «МастерСлух» в Сочи Евгений Буданов. «По статистике чаще всего отиты встречаются у малышей в возрасте 3-5 лет, соответственно, тогда же больше обращений к лору, сурдологу.

Отиты бывают гнойные и негнойные, на слух может повлиять любой вариант. Зачастую взрослые несерьезно относятся к таким, как им кажется, легким состояниям – ну подумаешь, ушко заболело, если ребенок простудился. Надо закапать лекарство, и все пройдет. В большинстве случаев – действительно проходит (и то, если препарат назначил врач, проконтролировал ситуацию), но иногда отит может привести к снижению слуха, причем, заметно это будет не сразу. Конечно, каждая простуда не должна вызывать в семье панику, надо просто быть внимательными к любым ее проявлениям.

Аденоиды

В печальном топе причин, могущих привести к кондуктивной тугоухости, находятся и аденоиды. Ими страдают очень многие дети: в силу анатомических особенностей, частых простудных заболеваний. Это не значит, что аденоиды нужно срочно удалять, доказано, они – часть иммунной системы. Но и просто ждать, что ребенок их перерастет тоже не стоит. Нужно проконсультироваться со специалистом, держать ситуацию на контроле, подобрать консервативное лечение.

Травмы

Ну и, конечно, всегда актуальны травмы уха. Дети могут засунуть туда: шарики, части игрушек, батарейки (особенно «коварны» маленькие, круглые и плоские), камешки. Не можете извлечь эту мелочь самостоятельно? Срочно к врачу!

Самое неприятное, когда ребенок еще не может говорить, а взрослые момент травмирования упустили, или малыш боится рассказывать родителям, что что-то сам запихал к себе в ухо и не может достать. Тогда «сюрприз» обнаружится неожиданно.

Надо ли подчеркивать, что механически чистить уши длинными ватными палочками, особенно детям, опасно, это тоже может привести к травме? Просто помните об этом!

Вообще самое, наверное, безопасное в этом списке причин развития нарушения слуха – серные пробки. Хоть и неприятная штука, но легко удаляется у специалиста, и тогда страдалец «волшебным образом» начинает лучше слышать.

Врожденные дефекты

Если кондуктивная тугоухость связана с аномалиями развития, обусловлена генетически, это в большинстве случаев выясняется на приеме у специалиста (профильном, или если возникли какие-то подозрения у родителей), и очень важно вовремя провести хирургическое вмешательство, чтобы освободить слуховой проход. Не надо путать эту операцию с операцией по установке кохлеарного импланта, последний нужен при совсем других диагнозах.

Мифы и факты о причинах кондуктивной тугоухости

Некоторые взрослые любят пугать детей, мол, будешь смотреть телевизор на высокой громкости/слушать музыку – оглохнешь. Это преувеличение. Слух снижается, если постоянно проводить время в громких наушниках, работать на производствах с сильным шумом или получить контузию от разрыва снаряда. От громких звуков в нормальной жизни и в разумных пределах дети не оглохнут.

А вот перепады давления во время путешествия на самолете или подъема в высокогорье, хотя насчет этого в массах меньше страхов, наоборот, могут повлиять на слух. Для предотвращения есть профилактика, например, открывать рот, сосать леденцы, жевать жвачку во время взлета/посадки.

Как вовремя понять, что у малыша развивается тугоухость

Каждый родитель знает своего ребенка как никто другой и способен подметить нюансы в поведении, по которым окружающие просто не поймут, что что-то не так. Главное – не убеждать себя, что показалось.

  • Малыш часто дергает свои уши, закрывает их, ковыряет, расчесывает.
  • Постоянно переспрашивает обращенную к нему речь (взрослые могут возмущаться, что ребенок невнимательный), делает телевизор погромче, сам начинает громче говорить, старается повернуть голову к источнику звука, инстинктивно прикладывает к ушам сложенную ладонь, как усилитель звука.
  • Страдает длительными насморками, аденоидами, частыми отитами, постоянно простужается.

Лечение кондуктивной тугоухости

«Если у вас возникли подозрения, что у ребенка снижается слух, не откладывая, записывайтесь на прием к врачу», – советует Евгений Буданов. «Лучше, как говорится, перебдеть. Если узкий специалист недоступен, начинайте с участкового педиатра. У него есть отоскоп (такая специальная воронка) для осмотра, он же может направить к оториноларингологу».

Дальнейшее лечение зависит от выявленных причин:

  • Если это отит – лечим отит.
  • Инородное тело в слуховом проходе? Удаляем его.
  • Постоянные простуды, насморки, рост аденоидов? Укрепляем иммунитет, проводим профилактику, держим рост аденоидов под контролем.
  • Если обнаруживаются какие-то врожденные аномалии, скорее всего, ребенок некоторое время будет под наблюдением, затем принимается решение о возможности операции.

Главное – не ждать, не доводить до хроники. На начальном этапе любые проблемы в разы легче поддаются коррекции.

И последнее. Не пренебрегайте домашними упражнениями, если их назначит врач. Они простые, веселые (например, надувание шариков для тренировки барабанных перепонок) – дети такое любят, это не больно и не страшно; а также физиолечением, продуванием ушей.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

Внезапно. Вчера еще слышал. Сегодня – нет

Что нужно знать о внезапной потере слуха, можно ли ее вылечить и предупредить, рассказывает врач сурдолог-оториноларинголог ООО «МастерСлух-Москва» Зинаида Морозова. Читать далее →

Как у взрослых, только лучше, или Почему бабушкин слуховой аппарат не подойдет ребенку

Что нужно знать про слуховые аппараты для детей. Самые популярные вопросы и ответы. Читать далее →

Самые частые вопросы пациентов о ношении слуховых аппаратов

Отвечает специалист по коррекции слуха ООО «МастерСлух» Наталия Хабловская. Читать далее →

Ребенок ведет себя необычно — будьте внимательны!

Склонность к эпилепсии и начало ее развития выражаются в особенностях поведения ребенка, на которые следует обратить внимание родителям: чем раньше поставлен диагноз, тем успешнее потом протекает лечение.

Кандидат медицинских наук М. ВАЙНТРУБ

В большинстве случаев эпилепсия — болезнь «родом из детства». Начало заболевания приходится на 6-10 лет (18-20%), на 11-15 лет (30% случаев). Обычно дети сами не могут понять, что у них что-то не в порядке, поэтому им на помощь должны прийти взрослые.

Большинство людей считают, что эпилепсия выражается исключительно в виде судорожных припадков. Однако существуют и бессудорожные формы, с которых, как правило, начинается заболевание. Их обычно не замечают или не относят к признакам болезни, хотя именно они очень важны для ранней диагностики.

Так, например, предрасположенные к эпилепсии дети нередко во сне встают и ходят по комнате, могут передвигать легкую мебель, перекладывать вещи. На оклики, вопросы они не отвечают. Затем ложатся спать и, как правило, наутро ничего не помнят. В других случаях ребенок садится в постели и вновь засыпает, иногда выговаривая во сне невнятные слова и звуки. У некоторых детей такая активность во сне является единственным проявлением эпилепсии, поэтому родителям следует понаблюдать за ребенком, если у него есть такая особенность.

Другой настораживающий симптом — ночные кошмары. При этом один и тот же «сюжет» сновидения многократно повторяется на протяжении недели. Кошмары о нападении, избиении, убийствах сопровождаются чувством страха, потливостью, сердцебиением. При пробуждении в памяти сохраняются яркие эпизоды сновидений. Дети, как правило, рассказывают о них и просят помощи.

Нередко во сне ребенок кричит, плачет или смеется несколько раз за ночь. Утром дети не помнят своих снов. В этом случае крик, плач, смех представляют собой автоматические речевые и моторные явления, сопровождающие бессудорожный приступ эпилепсии.

Подобные явления свидетельствуют о постепенном развитии болезни.

Начальный этап эпилепсии иногда сопровождается кратковременными потерями сознания у ребенка — так называемыми абсансами («абсанс» в переводе с французского — отсутствие). В этот момент происходит «отключение сознания», когда со стороны может показаться, что больные замирают, задумываются, застывают на месте. В других случаях больной в этом состоянии потирает руки, сжимает пальцы в кулаки, постукивает по столу, бледнеет или краснеет, у него учащается или замедляется пульс, подергиваются мышцы. Двух-трехмесячные дети могут «кивать» — стремительно наклонять голову вперед. В шесть месяцев эти «кивки» могут сменяться наклонением головы и туловища вперед.

Эти приступы возникают в возрасте до 6 лет. Позже, в возрасте 5-10 лет, во время приступа больной закатывает глаза, запрокидывает голову назад или поднимает руки. Могут быть и импульсивные приступы (в возрасте 7-20 лет), когда мгновенно вздрагивают различные группы мышц, особенно рук и плеч. Вздрагивания мышц можно наблюдать и при засыпании, пробуждении, во сне. Эти явления встречаются у 3% больных в начальной стадии эпилепсии.

Одно из самых частых начальных проявлений развития эпилепсии — повторяющиеся головные боли. На протяжении многих недель и даже месяцев они могут быть единственным симптомом заболевания. Боли возникают часто и внезапно, приступообразно, без всяких причин, иногда сочетаются с тошнотой и рвотой, чаще всего утром и днем, реже — к вечеру и ночью. Головные боли, как правило, не связаны с травмами головы.

Эпилепсия иногда начинается с обморока. Отличие эпилептического обморока от приступа дурноты в том, что этот обморок возникает медленно и сопровождается расслаблением мышц, а при эпилепсии мышцы напряжены. У некоторых больных единственным признаком эпилепсии является кратковременное расстройство речи. Больные при этом хорошо ориентируются, все понимают, продолжают начатую работу или беседу, но не могут говорить. Иногда они плохо понимают обращенную к ним речь, ее звуки кажутся им приглушенными. Обычно такие приступы возникают по 2-3 раза в день.

Поведение ребенка тоже может быть тревожным симптомом. Если ребенок дошкольного и раннего школьного возраста чересчур подвижен, легко возбудим, неусидчив, рассеян, то родители должны относиться к нему более внимательно. Обычно о «трудном» поведении ребенка сообщают воспитатели детского сада или учителя начальных классов школы. Однако чаще всего воспитатели или сами родители расценивают такое поведение как изъяны воспитания или особенности возрастного периода.

Но когда двигательная расторможенность, «взвинченность» ребенка не проходит, а нарастает, к ней присоединяются агрессивность, снижение темпа восприятия новой информации, ухудшение внимания, памяти, низкая успеваемость, то все это говорит о прогрессировании болезни.

Заметив описанные явления, нужно показать ребенка врачу-невропатологу. Лучше сомневаться и все-таки пойти на прием к специалисту, нежели надеяться на «авось». К сожалению, большинство родителей не спешат к врачам по разным причинам: кто-то считает, что все это связано с особенностями детского организма, переутомлением, перегреванием на солнце, недосыпанием, кто-то надеется, что «с возрастом все пройдет». Однако бессудорожные формы болезни проторяют дорогу судорожным припадкам. Но даже и после первого судорожного припадка к врачу обращаются только в 40-45% случаев.

Часть больных начинает лечиться у экстрасенсов, народных целителей. После неутешительных результатов обращаются, наконец, к врачам. Специалист может диагностировать эпилепсию только после электроэнцефалографического исследования головного мозга (ЭЭГ). Иногда бывает, что первые результаты ЭЭГ не выявляют склонности к судорогам, особенно если приступы ночные, а исследование производилось утром или днем. Поэтому необходимо исследование ЭЭГ в динамике.

Если вовремя (и как можно раньше) начать лечение, то оно приводит к эффективным результатам у 50-60% больных. Быстро исчезают припадки, не возникают психические расстройства, не ухудшаются память, внимание и другие интеллектуальные функции мозга. Дети продолжают учиться, а взрослые — учиться и работать. Словом, опасные моменты заболевания остаются позади.

Как говорить с закрытым ребенком?

Как говорить с «закрытым» ребенком, который не хочет общаться, чтобы он смог выйти на контакт и поделиться сокровенным.

(Случай из моей практики детского психолога. Все имена изменены)

Миша, 11 лет, не знал, что его родственница ведёт его на приём к психолог и думал, они едут в гости. А я не знала, что мальчика не предупредили заранее. Все вместе мы сели в приёмной комнате и началась беседа. Родственница мальчика, его родная тётя, сразу стала говорить о том, что Миша стал замкнутый и скрытный, стал обманывать, воровать, не идёт на контакт со взрослыми…

Через 3 минуты ребёнок «пулей» выскочил в коридор, закрыл уши руками и стал рыдать … Только тогда женщина объяснила мне, что ребёнок не знал, куда идёт…

Мальчик стоял в коридоре, и сквозь рыдания говорил мне о том, что хочет «выйти из этого помещения», «не желает тут быть», что он «не псих» и что с ним всё в порядке. Когда я пыталась что-то ему сказать, он затыкал уши руками и поворачивался спиной, вздрагивая всем телом от рыданий.

Я предложила мальчику пройти и подождать в детской комнате, пока поговорю с его тётей, потому что понимала, что к любому общению он сейчас полностью закрыт и ему нужно прийти в себя и успокоиться.

Через 20 минут я зашла в комнату, где был мальчик, с желанием оказать ему максимальную поддержку, чтобы он чувствовал себя лучше. У меня были большие сомнения, что он согласится приехать к психологу ещё когда-нибудь, но хотела сгладить эту травму, которую он получил в такой неожиданной для себя ситуации. Я понимала, что метод «АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ» – диалог, построенный по принципу «эхо» — это именно то, что сейчас больше всего поможет дать ребёнку поддержку и понимание.

– Миша, я хочу кое-то тебе сказать.
(затыкает уши руками):
– Мне всё равно, я не псих!
– С тобой всё в порядке, как и со всеми ребятами, которые ко мне приходят.
– Не хочу ничего слушать, мне всё рано.
– Тебе было очень неприятно, потому что ты не знал, что идёшь к психологу. Было неожиданно, и очень неприятно.
– Конечно!…
– Твоя тётя была неправа, что не сказала тебе, что вы идёте к психологу. Она не сказала, потому что боялась, что ты не согласишься…
– Конечно! Мне не нужны никакие психиатры! Мне и так тяжело жить!! И мне всё равно, я не хочу вас слушать. (плачет)
– Я понимаю, ты не хочешь меня слушать. Но МНЕ не всё равно, поэтому я хочу сказать тебе. Я вижу, как тебе тяжело, сколько внутри у тебя переживаний…

– Конечно тяжело. Знаете как тяжело, когда тебя никто не понимает, когда всем взрослым на тебя наплевать, нет никого, с кем можно поделиться, когда бесчувственная мама, которой всё равно.

– Это очень тяжело, когда тебя не понимают и не с кем
поделиться…
– (срывающимся голосом сквозь слёзы) Был настоящий друг у тёти Оли – собака Таха, я с ней гулял, я её кормил, я ей всё рассказывал, она меня понимала тогда. Она была моим лучшим другом. Она всё понимала! А потом она умерла…

– Умерла…как больно…тяжело…. когда умирает друг…
– Да. И никого не стало у меня…
– Отчего Таха умерла?
– А я откуда знаю.
– Ты даже не знаешь, почему она умерла…

– Нет конечно. Мне сказала Оля (тётя), что она у ветеринара, и я долго думал так.
– До сих пор не знашь, отчего умерла.. долго думал, что собака любимая жива, что она просто у ветеринара лечится, а оказалось, что умерла…
– Да! Кроме того мне не тётя Оля сказала об этом, а мама…
– Было очень больно…

– Да! Мне хоть кого-нибудь, хоть какую-то живность! Хоть собаку, хоть рыбку, хоть бабочку. Всё равно! Главное, чтобы меня понимала!

– Тебе так хочется, чтобы кто-то понимал, пусть даже рыбка или бабочка…
– Да! Кошка у меня тоже была сиамская, когда мне было 5 лет.. и она умерла тоже… я её любил…
– Кошка от старости умерла?
– Не знаю я!
– Как тяжело, когда друзья уходят… кошка, потом собака…

– Да, у Маши тоже была кошка, её тоже не стало.
– Животные тебя так хорошо понимают…
– Да! А мама не понимает! Никто из взрослых не хочет, чтобы я где-то учился, им всё равно, а я талантливый, я много умею, я рисую хорошо!
– Ты где бы хотел заниматься?
– В Художественной школе! У нас рядом есть!
– А мама знает?
– Нет, ей всё равно, она меня всё равно не поведёт.
– Ты бы очень хотел там учиться…
– Да! Хотел бы!
– А тётя знает?
– Нет
– Мне кажется, что твоя тётя — это тот человек, который больше всего старается тебя понять, она очень за тебя беспокоится. Интересно, почему ты не говоришь ей, что хочешь ходить в Художественную школу.
– Я стесняюсь…
– Хочешь я попрошу?
– Да…
– Спасибо тебе, ты так много поделился со мной… Я тебя очень хорошо поняла…почувствовала, что ты чувствуешь…
– Придёшь ещё ко мне?
– Да…

Из диалога с Мишей видно, насколько сильно помогает приём «АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ» раскрыться ребёнку и рассказать о себе то, что он никогда не рассказал бы в ответ на прямые расспросы взрослого.

Практикуйте этот приём с вашими детьми, и у вас будет всегда прекрасный контакт!

Также смотрите видео Екатерины Кес «Как построить доверительные отношения с ребенком»

Если вы хотите наладить отношения с вашим ребёнком и воспитывать его без криков и наказаний, приглашаю вас на мой бесплатный онлайн-марафоне, который состоится уже совсем скоро. Кликните на баннер ниже, чтобы записаться

7 летний ребенок боится крика.

Добрый день. Мой 7 летний ребенок закрывает уши когда одноклассники громко разговаривают просит их быть потише. Даже когда бывает на праздниках вроде веселится играет но закрывает уши. Но мы ходим на спектакли, в кинотеатр на мультики, в игровые залы и он развлекается без проблем. Боюсь я виновата так как часто кричу на него и он стал боятся повышенный тон. Даже когда я быстрыми шагами иду в его сторону он закрывает уши пытается оправдываться и закрывает уши. Кричит нет нет не надо. Это после случая 2 года назад я как бешенная набросилась на него и по губам ударила за то что утром не позавтракав взял жвачку. Мне так стыдно за это и я до сих пор прошу у него прошения. Но у него страх остался. Как ему помочь забыть это и не боятся особенно меня? Я сколько раз обещаю сама себе быть потерпеливее но иногда нервы сдают потом жалею сижу плачу зачем накричала на ребенка. буду благодарна если ответите. Я голову потеряла очень переживаю за сына и мучаюсь от чувство вины. Буду ждать вашего ответа. Заранее спасибо.

Автор вопроса: Кама Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Свиженко Мария Михайловна.

Проблема детских страхов знакома многим родителям.

Первое — это возрастные страхи, обусловленные становлением и развитием психики. Они присущи каждому из нас и со временем бесследно проходят.

Но если есть психотравмирующая ситуация, не исключено, есть возможность «застрять» в каком-либо страхе. У Вас произошло, судя по Вашему описанию, 2 года назад(история со жвачкой).

Читайте также  Сколько должен бодрствовать ребенок в 2 месяца

К 4-5 годам у детей появляются страхи сказочных персонажей (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Волк и другие). Боязнь этих существ связана с тревожащими ребенка взаимоотношениями со взрослыми людьми, в первую очередь, в семье. Баба-Яга – образ злой жестокой, бескомпромиссной женщины.

Психология детских страхов такова, что большинство из них рождается в семье. Обратите внимание на собственное психологическое благополучие. Если вы сами по природе тревожны и беспокойны, старайтесь не передавать этих чувств ребенку.

Дорогая Кама, учитесь знать, понимать свои чувства и совладать ими. Если Вы чувствуете гнев на своего ребёнка, начинайте с самой себя, а ребенок будет следовать материнскому примеру. Простая фраза: «Я чувствую_________, потому что________, и я хотела бы_________». Это поможет более точно выразить как гнев, за определенные поступки, как радость от момента совместной игры, так и свою усталость после работы, и, значит, правильно построить границы.

Соответственно этим, Вы уже поможете своему ребёнку.

Если не справляетесь сами, обратитесь к специалисту.

Кроме того, всегда Вам в помощь психотерапевтические техники избавления от страхов.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, моделирует действительность, безболезненно соприкасается с пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Попробуйте предложить ребенку нарисовать то, чего он больше всего боится. После этого можно разорвать рисунок, сжечь его, выкинуть со словами «Вот мы и победили твой страх. Какой ты смелый и отважный!»

В сюжетно-ролевых играх дети приобретают определенные навыки, усваивают социальные формы поведения, берут на себя разные роли.

Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, обретает уверенность в себе.

В игре, ребёнок может взять роль родителя, что поможет проиграть травмирующую ситуацию.

Создайте комфортную спокойную атмосферу дома, в которой ребенок ощущал бы себя любимым и защищенным.

Не обсуждайте при ребенке катастрофы, несчастные случаи, истории о призраках и потустороннем мире. Дети впечатлительны, и такие разговоры надолго остаются в памяти. Многие, даже становясь взрослыми, до сих пор помнят, чем их пугали в детстве и какие страшные истории рассказывали взрослые.

Попробуйте поговорить с сыночком, уточнить, что именно вызывает страх и тревогу: «Я чувствую, что ты переживаешь, из-за моего гнева на тебя, из-за моего громкого крика. Расскажи мне, что ты чувствуешь?». Обнимите его крепко!

Старайтесь оградить ребенка от громких звуков,тех, которых можете, вызывающих беспокойство. Если Вы знаете, что сейчас можете крикнуть на ребёнка, старайтесь остановить себя и отвлечь себя любым способом, пока не успокоятся Ваши эмоции. Проговорите мальчику своё чувство, которое Вас в тот момент огорчает, касательно его поступка.

По возможности, обратитесь за очной консультацией к детскому психологу для того, чтобы определить уровень личностной тревожности ребенка. На основании квалифицированной диагностики специалист подберет нужные упражнения и сформулирует конкретные рекомендации по психологической поддержке Вашему сыну!

Если ваш ребенок замкнутый, не значит, что он с аутизмом! Психолог о детской психике

Живого общения между родителями и детьми сегодня меньше. Многие малыши позже начинают разговаривать, другие не умеют общаться со сверстниками. Когда стоит переживать и вести сына или дочь к специалисту, а когда — отпустить ситуацию и просто любить ребенка? На эти и другие вопросы отвечает детский психолог Елена Акулова.

О том, когда стоит «бить» тревогу

— Чаще всего родители «бьют тревогу» и спешат к специалисту, когда речь ребенка развивается не по возрасту или не развивается вовсе, а также когда ребенок проявляет «сложности» в поведении.

Безусловно, на наших детей влияет то, что мы в целом стали меньше разговаривать и общаться с ними. Интерактивные игрушки, социальные сети, интернет и мультфильмы заменили живое общение. Мы мало читаем вместе с малышами и не обсуждаем прочитанное. Это сказывается косвенно на интеллектуальном развитии всего поколения. Но если у ребенка есть неврологические проблемы, те или иные задержки в развитии, такой стиль воспитания для него может оказаться фатальным: это усугубит уже имеющиеся нарушения.

И если с запросами о проблемном поведении, интеллектуальных нарушениях родители приходят чаще в более раннем возрасте ребенка, то с запросами о пассивности, отстраненности ребенка от близких контактов и сверстников обращаются значительно позже — в школьном возрасте.

Агрессивное или эмоционально неуравновешенное поведение ребенка, нарушение сна, «застревание» в аффекте и многое другое может быть как следствием обстановки и атмосферы, в которой малыш живет, так и маркером проблем неврологического характера. Поэтому нужна очная консультация ребенка не только с психологом, но и с врачом.

Ребенок может перестать развиваться из-за отношений в семье?

Специалист объясняет, что при любом из подобных состояний вначале необходимо исключить медицинскую составляющую.

Например, неврологические, генетические проблемы, пре- и постнатальные повреждения нервной системы, эндокринные, сердечно-сосудистые нарушения и даже нарушения в работе дыхательной системы в той или иной степени способны повлиять на общее развитие ребенка.

Елена говорит, что за все годы работы с детьми в семьях у нее было всего 2 таких случая. Первый, когда ребенок рос в обстановке, где главным был алкоголь. Малышу на тот момент было 3 года, и круглые сутки он находился в игровом манеже, его могли забыть покормить, не переодевали памперс. О том, чтобы с ним общались взрослые, и речи не шло. После изъятия ребенка из семьи и обеспечения должного ухода и общения, он начал быстро догонять по развитию своих сверстников.

Второй случай был менее тяжелым, однако на состоянии ребенка в значительной степени сказалось серьезное психическое заболевание матери. Именно с ней он проводил большую часть времени.

— Энергия развития в каждом ребенке настолько сильна, что ищет и пробивает себе дорогу даже в эмоционально неблагоприятной среде: как росток пробивается сквозь асфальт. Если мозг ребенка не развивается или развивается не должным образом, как правило, на это есть более весомые причины, чем просто обстановка в семье.

— А как же распространенное суждение о том, что «холодная мать» всему виной?

— Такая теория действительно была популярна в середине прошлого века, однако не нашла научного подтверждения. Ее отголоски до сих пор ранят родителей.

Сейчас за рубежом широко популярна теория нейроаффективного развития, которая основывается на последних исследованиях нейробиологии. Эти исследования побудили пересмотреть многие педагогические модели. Оказалось, что эмоции играют ведущую роль в развитии мозга, даже влияют на формирование тех или иных его отделов и нейронных связей. Но это не значит, что в аутизме виновно «плохое эмоциональное отношение». Оно может только усугубить существующую проблему. Хорошая новость в том, что, исцеляя отношения родителей с ребенком и помогая формированию здоровой привязанности, мы поддерживаем мозг в биологическом развитии, даже если изначально имели место те или иные повреждающие факторы.

Что касается аутизма, то на сегодня выявлено и описано более 200 генетических мутаций, связанных с теми или иными симптомами аутистических нарушений. И все они первичны, то есть их нет у родителей. На данном этапе зарубежные специалисты занимаются более детальным изучением данных мутаций и их влияния на организм носителя.

Аутизм — не болезнь, а пожизненное особое состояние нервной системы

— Аутизм — не заболевание, поскольку заболевание имеет начало, течение и завершение. Аутизм — пожизненное особое состояние нервной системы, об этом свидетельствуют многие описания взрослых людей с аутизмом.

При этом аутистические проявления настолько разнообразны, что до сих пор нет единой картины клинического диагноза, до сих пор корректируются и уточняются диагностические критерии, и это вводит в заблуждение многих родителей. А также порождает множество мифов, которыми окружен диагноз «аутизм». Мифы рождаются там, где человек сталкивается с непонятным для него и пугающим. Наш мозг пытается как можно быстрее «рационализировать»: придумать причину.

Такие мифы, несмотря на свою токсичность, играют для горюющего важную психологическую роль — не дают мозгу «взорваться» от горя. Этим объясняется их живучесть, несмотря на различные научные опровержения. На этапе торга нам кажется, что мы приняли уже факт болезни, но на самом деле гонимся за чудесным исцелением, легко соглашаясь на мошеннические или сомнительные лечебные эксперименты. И когда нам кажется, что мы заботимся о близком больном, на самом деле мы заботимся о себе, потому что нам не хватает сил на принятие ситуации, как она есть. Важно это понимать, чтобы не быть фанатично слепым и жестоким экспериментатором по отношению к своим близким, тем более, детям.

Прежде чем приписывать диагнозы, следует обратить внимание на себя

Специалист говорит, что сейчас все чаще встречаются случаи «гипердиагностики» родителями своего ребенка. Такие мамы и папы уже приходят с диагнозом, который нашли в интернете.

— Важно не забывать: все детки разные. Точно так же, как и мы, взрослые, в значительной мере отличаемся друг от друга по темпераменту, характеру, биоритмам, эмоциональности и многим другим признакам.

Если родители знают о своей мнительности, то нельзя позволять себе сравнивать ребенка с другими. Это не рекомендуется делать с любым малышом. Когда речь идет о родительских страхах — лучше разбираться с ними на приеме у психолога, чтобы понять, какая часть из них обоснована, а какая — нет. Не стоит мучить ребенка своими фантазиями и находить у него болезни посредством интернета.

О том, как правильно вести себя родителям

— В моем понимании самое важное — это любовь. Ее важный ингредиент — принятие, то есть понимание наших отличий и индивидуальности, принятие того, что выросший ребенок пойдет жить свою, не похожую на нашу, жизнь. Любовь к нему тогда, когда он не прав, ошибся или обидел, нарушил дозволенное — даже когда ругаем или ограничиваем. За этим важно не забывать, что мы его любим, он наш близкий человек. Родителям стоит понимать, ребенок — не центр вселенной. Задача мамы и папы — вырастить малыша таким, чтобы он не нуждался в них.

Важно развивать коммуникативные навыки. Это багаж, который пригодится в любой отрасли работы и в сфере человеческой жизни. Он помогает договариваться, улаживать конфликты и находить поддержку. Чтобы развить эти навыки, нужно начинать с себя самих.

— Необходимо соблюдать баланс: чтобы вы оставались для сына или дочери психически устойчивой, надежной и доступной фигурой родителя. В то же время желательно иметь свою интересную жизнь, в которой вы занимаетесь совершенно другими делами, далекими от семьи и воспитания. Перекосы в сторону гиперопеки или игнорирования ребенка создают фундамент для невротизации сына или дочери и отношений с родителями.

И еще: парадокс воспитания заключается в том, что мы не можем никого воспитать на самом деле. Мы можем воспитывать себя, работать над собой, делать это с удовольствием, тогда и ребенок возьмет от нас лучшее.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector