Поправки в трудовой кодекс рк

Поправки в трудовой кодекс рк

Содержание:

Поправки в Трудовой кодекс 2017

Актуально на: 5 июля 2017 г.

Установление государственных гарантий в области труда, создание благоприятных условий для работы, защита прав и интересов работников и работодателей – основные цели трудового законодательства (ст. 1 ТК РФ). Эти вопросы актуальны для абсолютного большинства организаций и для многих индивидуальных предпринимателей. Напомним, что одним из основополагающих документов, регулирующих трудовые отношения, является Трудовой кодекс РФ (ст. 5 ТК РФ). О некоторых основных изменениях в Трудовой кодекс в 2017 году расскажем в нашем материале.

Послабления микропредприятиям

С 01.01.2017 Трудовой кодекс дополнен новой главой 48.1 (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ ). Она устанавливает некоторые особенности для работодателей, являющихся микропредприятиями.

Так, микропредприятие вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов по труду. Речь идет, к примеру, о правилах внутреннего трудового распорядка, положении об оплате труда или о премировании, графике сменности и т.д. Однако это не означает, что такие вопросы в микропредприятии останутся неурегулированными. Те условия, которые должны были быть предусмотрены локальными нормативными актами, при отказе микропредприятием от разработки таких актов необходимо вносить непосредственно в трудовые договоры с работниками. Для этого в качестве основы должна использоваться типовая форма трудового договора, утвержденная Постановлением Правительства от 27.08.2016 № 858.

Новый обязательный документ при заключении трудового договора

C 01.01.2017 вступила в силу принятая еще в 2015 году, поправка в ст. 65 ТК РФ, касающаяся перечня документов, предъявляемых при приеме на работу. Напомним, лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока такого наказания не допускаются к отдельным видам работ (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 230-ФЗ ). К таким видам работ относятся, к примеру:

  • работа, непосредственно связанная с обеспечением транспортной безопасности (п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ );
  • работа, непосредственно связанная с движением поездов и маневровой работой (п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ );
  • работа частным охранником (п. 13 ст. 11.1 Закона от 11.03.1992 № 2487-1 ).

Теперь при поступлении на подобные виды работ необходимо предъявлять справку (Приложение № 4 к Административному регламенту, утв. Приказом МВД от 24.10.2016 № 665) о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за подобные деяния.

Поправки в Трудовой кодекс: июнь 2017

Последние на момент подготовки консультации изменения в Трудовом кодексе – в июне 2017 года. Владимир Путин подписал поправки к Трудовому кодексу 18.06.2017. Эти новые поправки в Трудовой кодекс 2017 года вступают в силу по истечении 10 календарных дней после дня официального опубликования (ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ ). На официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru последние изменения в Трудовом кодексе РФ 2017 были опубликованы 18.06.2017.Это значит, что вступают в силу поправки в Трудовой кодекс 2017 не 19 июня (на следующий день), а через 10 дней, т. е. 29.06.2017. Ведь чтобы вступили в силу изменения в Трудовой кодекс 19.06.2017, опубликованы они должны были бы быть 8 июня 2017 года.

Что же нового принес Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» от 18.06.2017 №125-ФЗ ? Закон о поправках в Трудовой кодекс 2017 предусматривает основные изменения в следующие статьи ТК РФ:

  • ст. 93 ТК РФ «Неполное рабочее время»;
  • ст. 101 ТК РФ «Ненормированный рабочий день»;
  • ст. 108 ТК РФ «Перерывы для отдыха и питания»;
  • ст. 152 ТК РФ «Оплата сверхурочной работы»;
  • ст. 153 ТК РФ «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни».

Уточнения по неполному рабочему времени

Ст.93 ТК РФ и ранее предусматривала возможность по соглашению сторон трудового договора установить работнику неполное рабочее время. И сделать это можно было как при приеме на работу, так и впоследствии. Сейчас же уточнено, что неполное время может быть введено в том числе путем разделения рабочего дня на части. Кроме того, в новой редакции ст. 93 ТК РФ указывается, что неполное рабочее время может быть установлено как без ограничения срока, так и на любой согласованный работодателем и работником срок.

Кроме того, и раньше работодатель обязан был установить режим неполного рабочего времени по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет и в других случаях. Однако сейчас ограничен срок, на который работодателем устанавливается неполное рабочее время таким сотрудникам в обязательном порядке. Сделать это нужно по просьбе работника на удобный для него срок, но не более периода наличия обстоятельств, которые явились основанием для обязательного установления неполного рабочего времени. Также новой версией ст. 93 ТК РФ устанавливается, что режим рабочего времени и времени отдыха, время начала и окончания работы, время перерывов в работе устанавливается с учетом пожеланий работника и конкретных условий работодателя.

Можно обойтись без обеда?

Новая редакция ст. 108 ТК РФ предусматривает, что если работнику установлена продолжительность ежедневной работы (смены) не более 4 часов, обеденный перерыв (т.н. «перерыв для отдыха и питания») может не предоставляться. Условие об этом должно быть зафиксировано в Правилах внутреннего трудового распорядка или в трудовом договоре с работником.

Поправки в Трудовой кодекс 2017 по переработкам

Закон о внесении изменений в Трудовой кодекс от 18.06.2017 №125-ФЗ с 01.01.2017 устанавливает, когда можно вводить ненормированный рабочий день работнику, который трудится на условиях неполного рабочего времени. Сделать это можно только тогда, когда соглашением сторон установлена неполная рабочая неделя, но при этом в дни работы введен полный рабочий день (смена) (ст. 101 ТК РФ).

Поправки в Трудовой кодекс 2017 по зарплате

Поправки в ст. 152 ТК РФ уточняют порядок оплаты сверхурочной работы. Напомним, что по общему правилу сверхурочная работа оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере или компенсируется предоставлением эквивалентного времени отдыха. Последние поправки в Трудовом кодексе РФ устанавливают, что время сверхурочной работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплаченное в повышенном размере или компенсированное отдыхом в соответствии со ст. 153 ТК РФ, при определении времени «обычной» сверхурочной работы не учитывается.

Дополнительно уточнены особенности оплаты труда в выходной или нерабочий праздничный день. Ст.153 ТК РФ установлено, что всем работникам оплачиваются в повышенном размере часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (с 00.00 до 24.00), даже если на такие дни приходится только часть рабочего дня (смены).

Об изменениях в Трудовом кодексе и законе о занятости

Законом РК от 16 апреля 2018 года № 147-VI внесены изменения по вопросам занятости и миграции населения в следующие законодательные акты РК:

Кодекс РК об административных правонарушениях;

Закон РК «О гражданстве Республики Казахстан»;

Закон РК «О правовом положении иностранцев»;

Закон РК «О государственной адресной социальной помощи»;

Закон РК «Об обязательном социальном страховании»;

Закон РК «О государственном имуществе»;

Закон РК «О миграции населения»;

Закон РК «Об органах внутренних дел Республики Казахстан»;

Закон РК «О занятости населения».

Согласно изменениям, внесенным в Трудовой кодекс, теперь допускается трудоустройство по совместительству медицинских работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда ( подпункт 5) пункта 2 статьи 26 Трудового кодекса).

Также уточнено, что расторжение трудового договора по инициативе работодателя при достижении работником пенсионного возраста допускается только после достижения работником пенсионного возраста по уведомлению не менее чем за один месяц до даты расторжения трудового договора ( пункт 9 статьи 53 Трудового кодекса).

Кроме того, Трудовой кодекс дополнен положениями о сроках действия коллективного договора, а именно установлено, что в случае истечения срока действия коллективного договора он считается продленным до заключения нового коллективного договора, но не более чем на срок до одного года, при условии, что хотя бы одной из сторон до истечения срока его действия внесено предложение о заключении нового коллективного договора. В коллективном договоре может быть предусмотрено его продление до даты заключения нового коллективного договора без ограничения установленного срока ( пункт 2 статьи 158 Трудового кодекса).

Далее, исключена обязанность работника проходить послесменное медицинское освидетельствование, но обязанность проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также предсменное и иное медицинское освидетельствование за работником также сохраняется ( подпункт 17) пункта 2 статьи 182 Трудового кодекса). В соответствии с этим работодатель обязан проводить за счет собственных средств обязательные, периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры и предсменное медицинское освидетельствование работников в случаях, предусмотренных соглашением, коллективным договором, законодательством Республики Казахстан, а также при переводе на другую работу с изменениями условий труда либо появлении признаков профессионального заболевания ( пункт 2 статьи 185 Трудового кодекса).

Изменения, которые коснулись Закона о занятости населения, связаны с добавлением понятия государственного интернет-ресурса «Биржа труда», представляющего собой электронный информационный ресурс, содержащий единую информационную базу рынка труда, функционирующий в сети Интернет, который сопровождается центром развития трудовых ресурсов в целях оказания государственных мер содействия занятости населения.

Изменения вводятся в действие с 29 апреля 2018 года.

Какие поправки готовятся в Трудовой кодекс

Выставка средств индивидуальной защиты в Мажилисе / Фото informburo.kz

Реформы трудового законодательства продолжаются. Новые поправки в Трудовой кодекс планируется внести в 2018 году.

В Мажилисе прошёл Правительственный час, посвященный теме внедрения новой модели Трудового кодекса. Либерализация трудовых отношений – часть масштабной программы Президента План нации – «100 конкретных шагов», по реализации пяти институциональных реформ.

Новый Трудовой кодекс в Казахстане был принят в 2016 году. Одно из главных его отличий от старого заключается в том, что документ разграничил функции регулирования трудовых отношений между работодателем, работником и государством. По данным Министерства труда и социальной защиты населения, несмотря на скептические ожидания, реформа пошла обществу на пользу – число заключаемых трудовых договоров увеличилось, вышли из тени трудовые отношения, при которых зарплаты выплачиваются в конвертах. О преимуществах нового кодекса Тамара Дуйсенова ранее уже рассказывала на специальной пресс-конференции в Правительстве, прочитать об этом можно здесь.

Вместе с тем ряд вопросов остался нерешённым – над ними работает Минтруда и социальной защиты населения сейчас. Создаётся комплексный план, предусматривающий системные меры по формализации самозанятого населения, актуализацию данных существующих информационных систем и их интеграцию, а также меры по вовлечению в продуктивную занятость безработного и непродуктивно самозанятого населения.

«В текущем году нами проведена оценка «неформальной занятости» путём подворового обхода, в которой было охвачено 5,6 млн. человек. В результате выявлено около одного миллиона человек, занятых, но не отчисляющих пенсионные взносы, а также 320 тыс. незарегистрированных безработных и 1 миллион 400 тысяч непродуктивно самозанятых», – проинформировала Тамара Дуйсенова.

Профильное ведомство предлагает в 2018 году внести в Трудовой кодекс ряд поправок. В частности, речь о том, чтобы включить в перечень исполнительных документов, предусмотренных Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», предписание инспектора труда по факту невыплаты заработной платы. Данное предложение поддержано Министерством юстиции и Генеральной прокуратурой. На данный момент, долг предприятий по заработной плате своим сотрудникам в Казахстане превышает сумму 1 миллиард тенге.

«Сегодня просроченная задолженность составляет 1,2 миллиарда тенге. Основная доля этого долга – 75% приходится на предприятия-банкроты и организации, находящиеся в процедуре реабилитации. Такая ситуация главным образом связана с длительностью и сложностью процедуры взыскания долгов с бездействующих предприятий, отсутствием у большинства таких предприятий имущества для реализации или аренды», – сообщила, выступив с докладом глава Минтруда и соцзащиты населения Тамара Дуйсенова.

Кроме того, беременным и ухаживающим за больными планируют вернуть право на неполный рабочий день. Этот пункт намерены прописать в обновлённом Трудовом кодексе с учётом многочисленных предложений, поступивших от профсоюзов.

«Мы поддержали и включили в нашу сравнительную таблицу. Теперь мы этот вопрос отрабатываем совместно с нашими социальными партнёрами, работодателями. Думаю, что бизнес нас в этом вопросе поддержит», – сказала профильный министр.

Ежегодно в Казахстане на производстве травмируются более 1,5 тысячи работников и порядка 250 погибают. Депутаты уверены, что проблема эта решаемая: сократить количество пострадавших и жертв можно, если поменять подход.

«Суть в том, что работодателю должно быть выгоднее создавать безопасные условия труда, чем выплачивать потом компенсации, которые только по итогам 2016 года составили 100 миллиардов тенге. На эти 100 миллиардов тенге, наверное, все предприятия можно было бы оборудовать – создать необходимые безопасные условия», – считает заместитель председателя Мажилиса Парламента Гульмира Исимбаева.

Вынужденная, зачастую неоплачиваемая переработка – ещё один бич трудовых отношений в Казахстане, о котором не могли не вспомнить депутаты после встреч с избирателями. При этом жертвами ненормированного рабочего графика в стране становятся не только сотрудники частных компаний, но и госслужащие.

«В последнее время в бюджетных организациях стала распространённой практика работы с восьми утра до глубокой ночи. Официальное время окончания работы в 18.00 ничего не значит. Причём переработка не предусматривает дополнительной оплаты. Таким образом, руководитель, не сумевший правильно организовать работу, превышая свои полномочия, не просто задерживает чиновников и работников, что само по себе уже является нарушением, – начальник забывает, что это чьи-то папа и мама», – заявила депутат Ирина Смирнова.

Говоря об уровне жизни, депутаты провели параллель между Казахстаном и Европой – сравнение оказалось не в пользу нашей страны.

«Минимальный размер заработной платы, среднемесячная номинальная заработная плата растут из года в год. Но минимальная заработная плата в этом году установлена в размере более 24 тысяч тенге. Примерно 62 евро, что в 20 раз меньше, чем, например, в Германии», – отметила депутат Мажилиса Гульнар Иксанова.

Министры, которых приглашают на отчётную встречу с депутатами, как правило, организуют в коридоре Парламента специальные выставки, демонстрирующие достижения подведомственных сфер. Министерство труда и социальной защиты населения не стало исключением из правил и представило на суд парламентариев средства индивидуальной защиты отечественного производства. Спецодежда, предназначенная для рабочих опасных производств, особенно пришлась по вкусу депутатам-женщинам. Дамы даже примерили термостойкие перчатки и сфотографировались в них.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Изменения в Трудовом кодексе РК с 1 января 2017 года

Статьи по теме

С 1 января 2017 года, в частности, вместо разрешения на трудоустройство иностранцам, прибывшим в Казахстан, будет выдаваться справка о соответствии квалификации иностранца для работы в Республике Казахстан.

С 1 января 2017 года пункт 2 статьи 204 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V (с изменениями и дополнениями от 30.06.2017) (далее – ТК РК) устанавливает действие некоторых норм пяти статей в новой редакции.

Согласно п. 1 ст. 183 ТК РК, производственные объекты подлежат обязательной периодической аттестации по условиям труда.

В соответствии с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2017 года, аттестацию производственных объектов по условиям труда могут проводить только специализированные организации, имеющие в своём составе испытательные лаборатории, аккредитованные в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Также с 1 января 2017 года вместо разрешения на трудоустройство иностранцам, прибывшим в Казахстан для самостоятельного трудоустройства, будет выдаваться справка о соответствии квалификации иностранца для работы в Республике Казахстан.

В связи с этим ряд статей Трудового кодекса претерпел изменения:

Редакция, действовавшая до 31 декабря 2016 года

Редакция, действующая с 1 января

2017 года

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

1. В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:

подпункт 64):

64) специализированные организации по проведению аттестации производственных объектов – организации, осуществляющие деятельность по проведению аттестации производственных объектов по условиям труда, обладающие квалифицированными кадрами и имеющие в своём составе лаборатории по лабораторным и инструментальным исследованиям факторов производственной среды и условий труда или заключившие договоры с организациями, имеющими такие лаборатории;

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

1. В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:

подпункт 64):

64) специализированные организации по проведению аттестации производственных объектов – организации, осуществляющие деятельность по проведению аттестации производственных объектов по условиям труда, обладающие квалифицированными кадрами и имеющие в своём составе испытательные лаборатории, аккредитованные в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

Статья 26. Запреты и ограничения на заключение трудового договора и трудоустройство

  1. Не допускается заключение трудового договора:

4) с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо иностранным работником до получения разрешения на трудоустройство в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, либо до получения разрешения трудовому иммигранту, выдаваемого органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Казахстан, или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан.

Положение настоящего подпункта не распространяются на иностранного работника государственного органа;

Статья 26. Запреты и ограничения на заключение трудового договора и трудоустройство

  1. Не допускается заключение трудового договора:

4) с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо справки о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства, выданной в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам миграции населения, иностранным работникам, либо до получения разрешения трудовому иммигранту, выдаваемого органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Казахстан, или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан;

1. Трудовой договор может быть заключён:

подпункт 6):

6) в пределах устанавливаемых законодательством Республики Казахстан сроков разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, иностранному работнику на трудоустройство, выданных местным исполнительным органом, либо разрешения трудовому мигранту, выданного органами внутренних дел;

Статья 30. Срок трудового договора

1. Трудовой договор может быть заключён:

подпункт 6):

6) в пределах, устанавливаемых законодательством Республики Казахстан сроков осуществления трудовой деятельности иностранными работниками, прибывающими для самостоятельного трудоустройства, выданных местным исполнительным органом разрешений на привлечение иностранной рабочей силы либо выданного органами внутренних дел разрешения трудовому иммигранту;

Статья 57. Основания прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

1. Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

1) при отзыве местными исполнительными органами разрешений иностранному работнику на трудоустройство либо на привлечение иностранной рабочей силы, либо истечении срока действия вида на жительство;

Статья 57. Основания прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон

1. Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

1) при отзыве местными исполнительными органами разрешения на привлечение иностранной рабочей силы либо истечении срока действия вида на жительство;

Статья 60. Основания прекращения трудового договора вследствие нарушения условий заключения трудового договора

Трудовой договор подлежит прекращению вследствие нарушения условий заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения трудовых отношений в случаях:

подпункт 3):

3) заключения трудового договора с иностранцами и лицами без гражданства без получения в установленном порядке разрешений иностранному работнику на трудоустройство либо на привлечение иностранной рабочей силы или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан.

Статья 60. Основания прекращения трудового договора вследствие нарушения условий заключения трудового договора

Трудовой договор подлежит прекращению вследствие нарушения условий заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения трудовых отношений в случаях:

3) заключения трудового договора с иностранцами и лицами без гражданства без получения в установленном порядке справок о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства либо разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан.

Иностранные работники, самостоятельно прибывающие в Казахстан для трудоустройства на работу, должны получить и представить работодателю справку о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства (далее – Справка).

Справка выдаётся местным исполнительным органом по вопросам занятости населения, в частности центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство и межотраслевую координацию в сфере занятости населения.

Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Кадровое дело»

Для получения Справки иностранному работнику необходимо в орган по вопросам занятости населения предоставить нижеследующие документы:

  1. заявление о выдачи справки о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства по форме, установленной приложением 1 к Правилам выдачи справок иностранцу или лицу без гражданства о соответствии его квалификации для самостоятельного трудоустройства, перечня приоритетных отраслей (видов экономической деятельности) и востребованных в них профессий для самостоятельного трудоустройства иностранцев и лиц без гражданства, утверждённых приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстанот 13 июня 2016 года № 503 (далее – Правила);
  2. копию документа, удостоверяющего личность;
  3. нотариально заверенные переводы (на государственном или русском языке) документов об образовании, прошедших процедуру признания или нострификации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об образовании, за исключением случаев, когда иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан;
  4. копию документа, подтверждающего трудовую деятельность, засвидетельствованную нотариально, а также его перевод на государственном или русском языке.

Основанием отказа в выдаче Справки иностранцу или лицу без гражданства является:

1) несоответствие требованиям к квалификации и уровню образования к профессиям, востребованным в приоритетных отраслях экономики (видах экономической деятельности), утверждаемом уполномоченным органом в порядке, предусмотренном Правилами;

2) недостижение порогового значения результата оценки иностранца или лица без гражданства составляющего пять баллов.

Справка выдается на срок не более трех месяцев.

Уполномоченный орган выдаёт Справку на срок действия трудового договора, но не более трех лет, если иностранец или лицо без гражданства в течение пяти рабочих дней со дня заключения трудового договора с работодателем представит на бумажном носителе в уполномоченный орган следующие документы:

1) справку, ранее выданную уполномоченным органом;

2) заявление в произвольной форме, с указанием сведений о работодателе, включающий наименование, бизнес-идентификационного номера или индивидуально идентификационного номера работодателя;

3) копию трудового договора.

Справка прекращает свое действие в следующих случаях:

1) истечения срока, на которую она выдана;

2) отзыва выданной справки;

3) прекращения деятельности физического лица – работодателя, ликвидации юридического лица – работодателя;

4) обнаружения при представлении иностранцем и лицом без гражданства заведомо ложной информации при получении справки.

В Трудовой кодекс внесены изменения в части расторжения трудового договора, работы медработников, прохождения медосмотров, коллективного договора

Законом Республики Казахстан от 16 апреля 2018 года № 147-VI внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс РК.

1) подпункта 5) пункта 2 статьи 26:
2. Не допускается трудоустройство:
«5) на работу по совместительству работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, и работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за исключением медицинских работников.»;

Медработникам разрешили работать по совместительству на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

2) пункта 9 статьи 53:

«9. Расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному подпунктом 24) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, допускается по достижении работником пенсионного возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», с уведомлением работника после достижения им пенсионного возраста не менее чем за один месяц до даты расторжения трудового договора и выплатой компенсации в размере, определяемом трудовым, коллективным договорами и (или) актом работодателя.»;

В тексте добавлены слова «после достижения им пенсионного возраста», таким образом, процедура расторжения трудового договора начинается ПОСЛЕ достижения работником пенсионного возраста.

3) пункта 2 статьи 158, который дополнен частями второй и третьей следующего содержания:

2. Коллективный договор вступает в силу с момента его подписания, если иное не предусмотрено его положениями, и обязателен для выполнения сторонами.

«В случае истечения срока действия коллективного договора он считается продленным до заключения нового коллективного договора, но не более чем на срок до одного года, при условии, что хотя бы одной из сторон до истечения срока его действия внесено предложение о заключении нового коллективного договора.

В коллективном договоре может быть предусмотрено его продление до даты заключения нового коллективного договора без ограничения срока, установленного частью второй настоящего пункта.»;

Изменения вводятся в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (опубликовано 18 апреля 2018 года).

Нуждается ли Трудовой кодекс в корректировках?

Эксперты рассказали, что следует изменить в законодательстве и почему

О том, что поправки в Трудовой кодекс РК планируется внести в 2018 году, сообщала Тамара Дуйсенова, до недавнего времени занимавшая пост министра труда и социальной защиты РК.&nbspК осени 2017 года было собрано около 200 предложений и замечаний от работодателей и представителей работников. Разработку нового Трудового кодекса сейчас продолжает рабочая группа. Что следует изменить в трудовом законодательстве и почему, «Капитал.kz» спросил у ее участников и отраслевых экспертов.

Социальное партнерство провалено

Трудовой кодекс РК «нуждается в кардинальной корректировке», считает Сапабек Кужемуратов, генеральный директор ТОО « Стандарт-Групп Лтд», которое специализируется в сфере оказания консалтинговых услуг предприятиям по вопросам организации трудовых отношений и обеспечения безопасности и охраны труда.

« Прошло два года, как мы работаем по новому Трудовому кодексу. Есть разные оценки качества его регуляторных функций, но бесспорно то, что не достигнута одна из главных целей либерализации трудового законодательства — развитие коллективных трудовых отношений и социального партнерства субъектов трудовых отношений», — заявляет Сапабек Кужемуратов. По данным всевозможных программ и стратегических планов, коллективными договорами ( КД) охвачены всего чуть более 30% организаций.

« Причин много, но самая основная — отсутствие в тексте кодекса обязательной нормы по заключению КД», — уверен эксперт.

Зачем эта прямая норма нужна? Потому что большинство соблюдает требования и нормы законов или сложившихся в обществе правил поведения, только если они соответственно прописаны.

Пресловутая же норма » …КД разрабатывается и заключается по инициативе одной из сторон…» не работает. Работодателю это не нужно ( лишние обязательства), а работники, находясь в полной зависимости от работодателя, боятся « активничать».

« В качестве примера могу привести две крупные бизнес-структуры — центральный аппарат АО ФНБ „Самрук-Казына“ и ТОО „КаР-Тел“. Я на этих предприятиях проводил аудит организации трудовых отношений и обеспечения БиОТ, выявил множество нарушений и в том числе отсутствие каких-либо свидетельств организации социального партнерства», — говорит Сапабек Кужемуратов.

Таким образом, работодатели ( владельцы) нарушили один из принципов трудового законодательства — обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов.

Кто ответит за охрану труда?

Отсутствие действенных инструментов социального партнерства сводит на нет идею и смысл разработки и внедрения Систем управления охраной труда ( СУОТ). Именно участие в управлении охраной труда всех без исключения работников и является основой ее эффективности.

« Все, начиная от предприятий и организаций, представительных организаций ( НПП РК, ФПК, конфедерация независимых профсоюзов и т. д. ), а также государственных органов, например, Министерства труда и социальной защиты населения РК, превратились в статистов — из года в год во всевозможных отчетах и программах приводятся статданные случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников ( которые, кстати, не соответствуют действительности — существенно занижаются). И никто не может взять на себя ответственность и уверенно заявить об ожидаемых результатах деятельности по охране труда, а если что-то произойдет, то, как правило, виноват будет сам пострадавший», — констатирует эксперт.

СУОТ, по его словам, отсутствует на всех уровнях государственной исполнительной власти, а на большинстве предприятий, сертифицировавших свои СУОТ на соответствие требованиям международных стандартов ( OHSAS 18 001) ( или декларирующих на соответствие требованиям межгосударственных ( ГОСТ 12.0.230−2007), национальных ( СТ РК СУОТ), — ред.), эффективного управления охраной труда не наблюдается.

Не от того лечим

« В нашем трудовом законодательстве как связанные с трудовой деятельностью учитываются только травматические случаи и профессиональные заболевания работников, расследование и учет которых далеки от должного. Вне поля зрения осталась так называемая « общая заболеваемость», — обращает внимание Сапабек Кужемуратов.

В то же время, по данным МОТ, «четырьмя главными « убийцами» работников на производстве считаются: раковые заболевания, возникновение которых связано с условиями трудовой деятельности ( 32%); cердечно-сосудистые заболевания, возникновение которых связано с условиями трудовой деятельности ( 23%); несчастные случаи на производстве ( 19%); инфекционные заболевания, возникновение которых связано с условиями трудовой деятельности ( 17%).

« По непонятным причинам мы зачастую игнорируем требования и нормы международных актов в сфере трудовых отношений», — утверждает эксперт.

Например, нами до настоящего времени не ратифицирована конвенция МОТ 139 «О борьбе с опасностью, вызываемой канцерогенными веществами и агентами в производственных условиях, и мерах профилактики». Как видим из данных МОТ, эти заболевания наиболее часто являются причиной смерти работников на производстве.

« Пожалуйста, сличите две формулировки одних и тех же ( по содержанию) глав старого ( 2007 г.) и нового ( 2015 г.) Трудовых кодексов: 2007 г. „Глава 37. Расследование и учет несчастных случаев и иных повреждений здоровья работников, связанных с трудовой деятельностью…“ и 2015 г. „Глава 20. Расследование и учет несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью…“. Ничего существенного не заметили? Из текста нового Трудового кодекса изъято словосочетание „и иных повреждений здоровья работников“. А это, на мой взгляд, сделано намеренно министерскими клерками, чтобы было легче составлять благополучные отчеты о результатах своей регуляторной деятельности в сфере трудовых отношений», — считает эксперт в области трудовых отношений.

Как обеспечить « защиту временем»?

Государственное регулирование вопросов безопасности и охраны труда ( п. 11 ст.4. ТК РК «Принципы трудового законодательства РК», — ред.) «вместилось» в 25 статей 4-го и 5-го разделов Трудового кодекса. 17 из этих статей подробно расписывают, что должно делать государство в вопросах обеспечения безопасности и охраны труда ( 2 статьи), права и обязанности государственных инспекторов труда ( 10 статей) и порядок расследования несчастных случаев на производстве ( 5 статей).

« Выходит, для того чтобы граждане Казахстана не погибали на производстве и не болели, достаточно чтить и уважать инспекторов труда и „правильно“ расследовать несчастные случаи, если таковые вдруг ( !) произойдут?» — удивляется Сапабек Кужемуратов.

По его словам, непонятна логика разработчиков кодекса, где чуть ли не до минуты расписана продолжительность рабочего времени, и туманно изложено, сколько можно работать « сверхурочно». «На нормы по обеспечению нормальных условий труда с набором конкретных мер пожалели бумагу?» — спрашивает эксперт.

Кстати, добавляет он, «суммированный учет рабочего времени» и есть основной « убийца» здоровья и жизни работников-вахтовиков. Работая по 11 часов в смену, 15 дней без выходных в загазованной и запыленной среде, на ветру и холоде, трудно оставаться здоровым. Это противоречит и классическому методу « защиты временем» здоровья работника от негативного воздействия вредных и опасных производственных факторов ( ВиОПФ), то есть чем меньше времени находится работник под воздействием этих факторов, тем меньше вероятность нарушения его здоровья.

« У нас же есть „законная“ норма, следуя которой работодатель гробит здоровье работников, особенно на предприятиях, где условия труда неблагоприятные — нефтегазовый сектор, добыча и переработка руд и т. д. », — делает вывод Сапабек Кужемуратов.

Несчастные случаи оставим полиции

Так повелось, что расследованием причин и обстоятельств инцидентов на производстве в Казахстане, в том числе и несчастных случаев с работниками, должен заниматься работодатель, а в особых, так называемых « специальных», случаях — с тяжелым, смертельным исходом или групповых ( 2 и более пострадавших) — комиссию по расследованию возглавляет государственный инспектор труда.

В советское время это было логичным, так как инспектор труда представлял профсоюзный орган, и уже это априори обеспечивало объективность и полноту расследования инцидентов. На настоящий момент эта практика изжила себя, считает Сапабек Кужемуратов.

« Я сам бывший инспектор труда, и профсоюзный, и государственный, и не хочу огульно всех охаивать, но человеческий фактор все-таки вносит свои отрицательные коррективы в ход и результаты расследования», — говорит он.

Например, по данным сайта РНИИОТ Минтруда РК, за 2015 год на производстве пострадали 1723 человека, а 584 из них « грубо нарушили» правила безопасности, то есть сами виноваты.

Между тем в соответствии с конвенцией МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» ( Женева, 19 июня — 11 июля 1947 г., ратифицирована ЗРК от 7 мая 2001 г. № 194-II) в круг рекомендованных обязанностей инспекции труда не входит расследование несчастных случаев на производстве.

« Насколько я знаю, дела об уголовных правонарушениях, предусмотренных ст. 156 УК РК «Нарушение правил охраны труда», считаются делами публичного обвинения, и уголовное преследование по этим делам осуществляется независимо от подачи жалобы потерпевшим ( ст. 32 УПК РК).

Любая травма или нарушение здоровья человека — это возможное следствие уголовного правонарушения? Так пусть и разбираются с этим правоохранительные органы, та же полиция, а прокуратура производит надзор за ходом расследования, тем более что еще в 2014 году определены статус и полномочия процессуальных прокуроров», — объясняет он.

Как все исправить?

По мнению Сапабека Кужемуратова, самые актуальные проблемы построения законодательства об охране труда можно решить, реализуя такие меры:

1.Ввести понятия « Производственное здоровье», «Медицина труда» и в Трудовой кодекс, и в Кодекс « О здоровье народа и системе здравоохранения».

2.Определить унифицированный показатель результативности работы субъектов трудовых отношений в сфере охраны труда. Это может быть только состояние здоровья работников, интегральный показатель которого должен мониториться в непрерывном режиме.

3.Вместо « псевдозащиты» человека в форме « добровольного медицинского страхования работников» ввести обязательное « страхование здоровья работников», основной целью которого будет предупреждение нарушений здоровья работника. Размеры страховых тарифов должны напрямую увязываться с показателями оценки условий труда работников — чем опаснее и вреднее, тем выше тариф. «Считаю, что в этих целях надо доработать существующий ЗРК „Об обязательном социальном медицинском страховании“, включив в него положения и нормы,»декларируемые» ЗРК « Об обязательном страховании работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых ( служебных) обязанностей», — предлагает Сапабек Кужемуратов.

  • Надо изъять из законодательства нормы, устанавливающие виды и размеры компенсации за работу в неблагоприятных, вредных и опасных для жизни и здоровья человека, условиях труда.»Предлагаемая мера позволит устранить неподобающий цивилизованному обществу дикий « консенсус» в сфере трудовых отношений», — подчеркивает эксперт.

А действенным инструментом эффективной работы по обеспечению БиОТ, как говорилось выше, должно стать повсеместное, обязательное внедрение и непрерывное совершенствование Систем управления охраной труда.

Чего хотят работодатели?

Как прокомментировала « Капитал.kz» Нэля Твердовская, представитель Конфедерации работодателей ( предпринимателей) РК в г. Астане, член рабочей группы, Трудовой кодекс РК, вступивший в действие с 2016 года, действительно большое значение отвел регламентации трудовых отношений через систему социального партнерства, то есть перевел на уровень договорного регулирования. Это четыре уровня, которые имеют свой определенный статус.

Если генеральное соглашение — это стратегический документ, отраслевые и региональные соглашения — документы тактического характера, то коллективный договор — относится к документу конкретного действия, конкретного предприятия, разработанному на основе результатов экономической деятельности и финансовых возможностей субъекта бизнеса.

Если обратиться к ведомственной статистике Министерства труда и социальной защиты населения РК, можно отметить, что если в долевом соотношении действующие коллективные трудовые договоры на 1 января 2015 года составляли 34,5%, то на 1 января 2018 года этот показатель незначительно снизился и составил 34,3%. При этом долевое соотношение действующих коллективных договоров на 1 января 2015 года и 1 января 2018 года на крупных и средних предприятиях соответственно составило 90,0% и 93,8%, 86,6% и 93,1%. «Очень важно обратить внимание на тот факт, что малые предприятия имеют незначительные показатели охвата коллективными договорами. Это в свою очередь сказывается и на общих показателях», — поясняет Нэля Твердовская.

Таким образом, говорить о кардинальном изменении ситуации пока не приходится. Социальным партнерам еще предстоит немало поработать над этим вопросом.

По ее словам, действующий Трудовой кодекс прекратил добровольное социальное партнерство, так как в настоящее время работодатель не имеет возможности не присоединяться к отраслевому соглашению.

« Отсутствуют практические механизмы участия всех работодателей той или иной отрасли в проводимых переговорах по заключению соглашений.При этом соглашения могут устанавливать дополнительные обязательства работодателей по сравнению с установленными законодательством, которые существенно касаются финансовых затрат», — комментирует она.

Также в отличие от ранее действовавшего в новом трудовом кодексе не регламентирована норма изменений в коллективные договоры на случай смены собственника имущества организации. Работодатель обязан предоставлять информацию уполномоченному органу по вопросам занятости в соответствии с требованиями законодательства о занятости населения. Не допускается рассмотрение трудового спора в отсутствие работника или его представителя.

« В настоящее время при Министерстве труда и социальной защиты населения РК действует рабочая группа по внесению изменений в трудовое законодательство. В этой связи всем заинтересованным сторонам целесообразно активизироваться, подключиться к работе над законопроектом и вносить предложения для рассмотрения их в формате заседаний рабочей группы. Так вовлеченность широкого круга лиц в работу в последующем скажется и на содержательном качестве нормативного правового акта», — заключила Нэля Твердовская.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Смотрите еще:

  • Статья тк рф профосмотр Статья 185. Гарантии работникам, направляемым на медицинский осмотр СТ 185 ТК РФ. На время прохождения медицинского осмотра за работниками, обязанными в соответствии с настоящим Кодексом проходить такой осмотр, […]
  • Образец протокол предъявления для опознания лица ПРОТОКОЛ предъявления для опознания лица по фотографии Документы приведены по УПК РСФСР ПРОТОКОЛ предъявления для опознания лица по фотографии Город Энск 15 июня 1989 г. Опознание начато в 11 час. Окончено в 12 […]
  • Федеральный закон рф об опеке и попечительстве был принят Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ"Об опеке и попечительстве" С изменениями и дополнениями от: 18 […]
  • Закон рф право нарушение Статья 2.1. Административное правонарушение 1. Правила ч. 1 ст. 2.1 определяют понятие административного правонарушения. Это: 1) противоправное деяние. Иначе говоря, оно нарушает нормы: - законов субъектов Российской […]
  • Ст 72 тк рф комментарий Статья 72. Изменение определенных сторонами условий трудового договора Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон […]
  • Как узнать какая очередь в детский сад Как узнать номер очереди в детский сад на портале госуслуг? Одной из наиболее популярных муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, является проверка состояния очереди в детский сад, сообщил председатель […]
admin

Обсуждение закрыто.