Повышенная тревожность у ребенка что делать

Повышенная тревожность у ребенка что делать

Повышенная тревожность у ребенка что делать

Тревожный ребенок. Что делать?

«Я точно не заболею? А качели не упадут? Мама, я за тебя и за бабушку очень беспокоюсь». Ежедневная череда «тревожащих» вопросов, которая утомляет окружающих. Нет никакой возможности оставить любимое чадо одного в квартире и спокойно отправиться по своим делам. Что такое случилось с ребенком, который некоторое время назад был спокойным и послушным?

Все дети разные! У некоторых с самого раннего детства отмечается боязливость и высокая чувствительность, робость и неуверенность. Такие дети могут беспокоиться по самому казалось бы незначительному поводу, испытывать тревогу и волнения. Поводом может служить: отношения в семье и школе; предстоящая встреча, свидание или сдача экзаменов, а также проблемы вселенского масштаба, которые по сути не имеют к ребенку никакого отношения.

Повышенная тревожность затрагивает привычную жизнь и напрямую влияет на её качество. Меняется внутренний мир человека, его поведение и, как следствие, отношения с окружающими. При высокой тревожности у ребенка может:

  • нарушаться режим сна и бодрствования,
  • снижаться или совсем пропадать аппетит,
  • ухудшаться внимание и память,
  • снижаться настроение,
  • меняться поведение и поведенческие реакции.

Также при высокой тревожности часто начинают появляться вегетативные реакции (потливость, учащенное сердцебиение, покраснение или побледнение кожи, боль или неприятные ощущения в различных частях тела и т.д.).

Стабильный уклад жизни и привычная деятельность остается в прошлом. Тревожность занимает главенствующее место в жизни не только ребенка, но и всей семьи.

Тревожный ребенок. Дошкольный возраст

На детской площадке ваш малыш не отходит от вас, все время держится за руку, прячется за вашу спину, боится играть с другими детьми, сторонится шумных игр, не может попросить у других понравившуюся игрушку. Не подходит к детям, боится с ними играть. На предложение взрослых покататься на самокате или роликах, говорит, что боится упасть. Новая игра может вызвать волну страхов и опасений: «Я не справлюсь», «у меня не получится», «мне будет больно».

Когда дошколенок находится дома, то старается держать близких, а особенно маму в «поле зрения». Ее уход, даже на кроткое время, может вызвать бурю негативных эмоций. В ожидании ее возвращения, малыш стоит под дверью и прислушивается к шагам, каждые 10 минут звонит ей на телефон или спрашивает у домашних, когда она вернется.

Смена привычной одежды на новую у таких детей – процесс крайне трудный. То же самое с питанием, привыкнув к одному и тому же рациону, они с трудом соглашаются на уговоры попробовать новые блюда или продукты. Строгий распорядок дня и «стабильность» дают таким детям ощущение спокойствия и комфорта. Любые новшества или отход от привычного уклада жизни создают дискомфорт, повышают тревогу. Они не терпят изменения планов и с большим трудом адаптируются к быстроменяющейся ситуации.

Тревожные дети часто придумывают определенные ритуалы и заставляют домочадцев им следовать. Они могут долго помнить, «застревать» на негативных переживаниях или неприятных моментах. Любое неосторожное слово или действие оказывает на них сильное впечатление. Например, фраза, сказанная воспитателем в детском саду о том, что нельзя опаздывать к началу завтрака, может вызвать реальную тревогу у малыша. Еще с вечера он будет по нескольку раз напоминать об этом маме, а утром ее торопить, боясь опоздать.

Телевизионные передачи со сценами агрессии и насилия, фантастические фильмы и «ужастики» у ребенка с высокой тревожностью отложатся надолго в памяти и могут вызвать ночные кошмары, трудности с засыпанием.

Тревожных детей вы не увидите на детском утреннике или на сцене школьного спектакля. Даже выученное на 5 с плюсом стихотворение они постесняются рассказать перед публикой.

Как правило, такие ребята испытывают проблемы в общении со сверстниками, не любят и избегают шумные, подвижные игры. В ответ на значимое событие у них возникают невротические реакции: тики (повторяющиеся непроизвольные движения мышц); вокализмы («покашливания», «шмыганье» и т.д.); заикание и запинки в речи. В некоторых случаях появляются «неприятные» привычки такие как: обгрызание ногтей, сосание пальцев или предметов, накручивание (выдергивание) волос, энурез (недержание мочи).

Со временем, опасения могут трансформироваться в конкретные или беспричинные страхи. Ощущение опасности словно преследует ребенка: дома, в школе, на отдыхе. Ребенок может отказываться от походов в гости, посещения спортивных секций и творческих кружков. Посреди ночи прибегать к родителям, спать с включенным светом. Днем – невнимательный, рассеянный, напряженный. На этом фоне могут усиливаться вегетативные реакции: тошнота, рвота, боли неясного происхождения, скачки артериального давления. При медицинском обследовании, как правило, ничего серьезного не находят, а предложенная терапия дает лишь кратковременное снятие симптомов. Можно сказать, что тревожные дети имеют склонность к психосоматическим расстройствам.

Школьная пора

Подростковый возраст – пора серьезной перестройки всего организма. Гормональный «взрыв» сопровождается переоценкой ценностей и своего жизненного пути, социального статуса и места в обществе. Эмоциональные переживания усиливаются в разы, что может повлиять на настроение и стать причиной возникновения депрессии. Именно в это период родителям стоит обратить особое внимание на своего «малыша». Изменение привычек и режима дня-ночи; излишняя замкнутость, отгороженность, частая смена настроения; отказ от привычного круга общения и посещений школы; снижение успеваемости – первые «звоночки» на которые не стоит закрывать глаза, игнорировать, лучше вовремя обратиться за консультацией к специалисту.

В этот же период у подростка могут возникать панические атаки, которые сопровождаются чувством страха, вегетативными реакциями (учащенным сердцебиением, повышением артериального давления, спазмами и т.д.).

Заметили, что у вашего ребенка вышеуказанные признаки носят устойчивый характер на протяжении достаточно длительного времени (около месяца) и стали влиять на качество жизни? Не бойтесь обратиться за консультацией к врачу или медицинскому психологу.

Ответственность, старательность, трудолюбие и перфекционизм

Стоит отметить, что тревожные дети бывают часто успешны в социальной жизни и добиваются значительных успехов за счет своих личностных качеств. Они ответственные, старательные, трудолюбивые, добросовестно выполняют поручения, имеют склонность к перфекционизму. При своевременной коррекции и поддержке со стороны близких, они могут адаптироваться к повседневной реальности и не испытывать психологический дискомфорт.

Тревожный ребенок. Советы детского психолога

Постарайтесь создать ребенку стабильную среду, которая придаст ему уверенности и снизит излишнюю тревожность.

Стоит заранее его предупреждать о каких-либо изменениях в планах. Неожиданные сюрпризы не нужны!

Давайте ему достаточное количество времени, чтобы адаптироваться, подготовиться к предстоящему мероприятию. Не спешите и не торопите!

Как правило, не работают советы типа:
«Не надо беспокоиться, переживать, все будет хорошо!». Поверьте, от этих слов ваш ребенок не станет меньше волноваться и тревожиться.

Более полезными и действенными будут фразы:

  • Я рядом с тобой, ты в безопасности.
  • Давай поговорим, о чем ты сейчас думаешь.
  • На сколько сильно ты тревожишься, например по 10-ти бальной шкале.
  • Давай подумаем вместе, что может случиться дальше?
  • Бывает, что я тоже боюсь и нервничаю…
  • Подскажи мне, как я могу тебе помочь?

Повышенная тревожность у ребенка: причины, симптомы, советы психолога

Если ребенок постоянно без настроения, чего-то боится, плохо спит и часто плачет — налицо все признаки повышенной тревожности. Рассмотрим причины этого состояния и факторы, которые его провоцируют, а также дадим советы, как справиться с детскими тревогами.

Что такое тревожность

В последние годы количество детей, страдающих теми или иными формами тревожных расстройств, увеличилось. Это связано со многими факторами: напряженная обстановка в семьях, погруженность в мир интернета и гаджетов и т. д.

Но по большей части тревожность у детей возникает из-за неудовлетворения их возрастных потребностей. Малыши нуждаются в ощущении безопасности и постоянном присутствии мамы. Дети дошкольного возраста проявляют повышенную тревожность в незнакомой обстановке или боятся темноты. Подросткам нужно доверие и уважение, признание их права на собственное мнение и свободу выбора.

Тревожность в психологической литературе

Данное состояние описано во многих работах именитых психологов. Так, З. Фрейд выделял три формы тревожности:

  • Реальный страх — ощущение опасности, которую несет в себе какое-либо событие или явление.
  • Невротическая тревожность — боязнь чего-то неизвестного, иррациональный страх.
  • Моральная тревожность — порождение собственного эго, то есть муки совести, чувство вины и пр.

А. Адлер считал причиной повышенной тревожности чувство собственной неполноценности. А вот А. Прихожан объясняла это состояние наличием эмоционального дискомфорта от реальной или мнимой проблемы.

Хотите понять все истинные потребности ребёнка, чтобы помочь ему развиваться без стресса? Тогда регистрируйтесь — на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».

Формы повышенной тревожности

Существует две формы детской тревожности:

  1. Открытая. Ребенок сознательно переживает определенные эмоции и демонстрирует их своим поведением.
  2. Скрытая. Когда ребенок сам не осознает, что испытывает беспокойство. Это может проявляться в чрезмерном спокойствии, апатичности или даже отрицании любого дискомфорта.

Второй вид тревожности встречается гораздо реже, основным его симптомом считают так называемое «неадекватное спокойствие». Ребенок настолько сильно переживает, что тщательно скрывает это, демонстрирует полное спокойствие и отрешенность от ситуации.

Как понять, что у ребенка повышенная тревожность

В помощь родителям — небольшой тест для самодиагностики. Прочитайте эти утверждения и подумайте, насколько они характерны вашему ребенку. Обратите внимание и на степень выраженности каждого пункта. Единичные проявления ни о чем не говорят, а вот регулярные случаи, да еще и с тенденцией к усугублению, указывают на проблему.

Итак, повышенная тревожность присутствует, если ребенок:

  • боится всего нового, неизвестного;
  • напряжен, скован, остро реагирует на любую неприятную мелочь;
  • не уверен в себе;
  • быстро устает;
  • рассеянный, совершает бессмысленные действия;
  • склонен к негативизму, видит в людях и событиях только плохое;
  • пассивен, апатичен, его трудно чем-то увлечь;
  • плохо реагирует на критику;
  • испытывает чувство вины даже в тех случаях, когда объективно не виноват;
  • критикует других людей за малейшую оплошность;
  • жалуется на плохие мысли, страшные сны;
  • плохо спит, засыпает с трудом;
  • часто плачет;
  • не может переносить ожидание (например, в очереди);
  • избегает любых трудностей

Источники и причины тревожности

Бороться нужно не только с проявлениями тревожности у детей, но и с причинами ее возникновения. Даже правильно подобранная и своевременная психотерапия не принесет результата, если ребенок будет каждый раз находиться под влиянием стрессовых факторов. Выбраться из этого состояния не получится, пока не будут устранены источники тревожности.

Семья

— В неблагополучных семьях дети тревожны и агрессивны, у них низкая самооценка и при этом огромное желание доказать миру, что они лучше других.

— Несоответствие ребенка устремлениям и планам его родителей. Фразы «Как же ты меня разочаровала!» или «В нашей семье все с высшим образованием, а ты ни на что не годен» очень бьют по самооценке ребенка, вызывают у него страх несоответствия семейным традициям.

— Тревожность родителей заражает и детей. Если мама бурно реагирует на любой проступок, всего боится и пугает ребенка страшными последствиями, он станет мыслить так же.

— Строгое воспитание, негибкость, гиперопека формируют у ребенка ощущение, что от него ничего не зависит. Все, что ему остается, быть куклой властных родителей. Это вызывает беспокойство и внутренний протест, а с ними и тревожность.

Школа

— Плохая успеваемость подобна снежному кому. Получив очередной раз низкую оценку, ребенок убеждается, что он не способен хорошо учиться. Это снижает мотивацию: «Я учусь плохо, ну и ладно — не всем же быть умными». Но если при этом ребенок имеет амбиции, у него возникает тревожность на почве несоответствия результатов учебы своим устремлениям.

— Ругая ребенка за плохие оценки, родители нивелируют ценность знаний. Меняется сама цель образования. Оно становится лишь инструментом получения родительского одобрения и причиной тревожности, если оценки не такие высокие, как хотелось бы.

Друзья

— Одни дети общаются со сверстниками ради удовольствия. Другие же — в угоду собственным страхам и комплексам. Боязнь быть отвергнутым некой социальной группой заставляет впадать в зависимость от друзей, их мнения.

— Тревожный ребенок может и сам отвергать группу детей. Ему кажется, что там его обидят, не поймут, поэтому избегает любого общения, неуютно чувствует себя в коллективе.

Узнайте как правильно оградить ребёнком от негативного влияния со стороны — на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».

Прямо сейчас жмите на кнопку «Зарегистрироваться» и получите подарок.

13 рекомендаций психолога родителям тревожных детей

Австрийский психиатр В. Франкл писал: «Значимы не наши страхи и не наша тревога, а то, как мы к ним относимся» . Если вы возводите детскую тревожность в ранг вселенской катастрофы, будьте уверены: это таки станет катастрофой. Создавая вокруг данной проблемы нездоровый эмоциональный накал, вы делаете лишь хуже.

Но это не значит, что надо игнорировать тревожность ребенка. Тактика ваших действий должна быть такой:

  • Установить сам факт наличия повышенной тревожности.
  • Найти и устранить ее причину и источник.
  • Вспомнить о принципах адекватного родительства, которые помогут выстроить с ребенком здоровые отношения.

Для помощи с третьим пунктом мы подготовили 13 советов. Сохраните и перечитывайте их, чтобы вовремя скорректировать свои ошибки в воспитании.

  1. Признавайте право ребенка испытывать любые эмоции, включая страх, беспокойство и тревогу.
  2. Будьте в курсе его жизни. Интересуйтесь, как прошел день, говорите с учителями, общайтесь с родителями друзей ребенка. Вы должны иметь представление, чем он живет и как себя ведет.
  3. Научите ребенка говорить о своих страхах. Он не должен стесняться просить помощи у родителей, чтобы справиться с эмоциями и найти выход из сложившейся ситуации.
  4. Напоминайте, что любая проблема приносит не только беспокойство, но и опыт. И умение извлекать полезный опыт даже из самых неприятных событий дорогого стоит.
  5. Будьте готовы выслушать ребенка. Не отмахивайтесь от его переживаний, не замалчивайте и не преуменьшайте важность случившегося с ним. Сначала разберитесь и только потом выносите вердикт — забыть об этом или что-то предпринять.
  6. Выражайте понимание тревог ребенка, приводите аналогичные примеры из своей жизни, рассказывайте, как сами справлялись с подобными эмоциями.
  7. Помогайте не только словом, но и действиями. Если ребенок смущается в незнакомой обстановке — держите его за руку. Не может найти друзей — познакомьте его с детьми ваших подруг. Боится плавать — отведите в бассейн с инструктором и т. д.
  8. Преодолевайте трудности и решайте жизненные задачи вместе с ребенком, а не вместо него. Будьте советчиком и поддержкой, но не берите на себя слишком много. Ваша задача — придать ему уверенности в себе и сил для борьбы со страхами.
  9. Если ребенок не хочет говорить о своих тревогах открыто, поищите способы его разговорить. Например, через ролевую игру в куклы, написание сочинения и пр.
  10. Любые важные новости и масштабные планы подавайте постепенно. Готовьте ребенка к этому, спрашивайте его мнение. Если произошло что-то непредвиденное, постарайтесь не рассказывать сразу. Как минимум сначала поговорите на эту тему.
  11. Не ругайте детей за плохую успеваемость, а мотивируйте получать знания.
  12. Заряжайте ребенка оптимистическим настроем, учите легкому отношению к жизни. Не утрируйте собственные переживания, не разыгрывайте драматических сцен на его глазах. Сохраняйте моральную стойкость в сложных ситуациях. Это лучший пример, который вы можете подать.
  13. Обнимайте, целуйте ребенка, говорите, как вы его любите, как цените и уважаете. Поддерживайте его ощущение комфорта и безопасности рядом с вами.

Как быстро снять тревожность у ребенка

Бывает, что нужно победить тревожность здесь и сейчас. Например, собраться перед выступлением или настроиться на поход к врачу. Используйте для этого методику французского педагога М. Борба. Это простые упражнения для быстрого снятия стресса.

Выполняйте их в комплексе или по отдельности:

    Придумайте фразу, которая повышает уверенность в себе в стрессовой ситуации. К примеру: «Это скоро закончится», «Я справлюсь», «Я в безопасности» или «Мама рядом».

Делайте дыхательные упражнения: глубокий вдох через нос, быстрый выдох ртом. Научите ребенка дышать попеременно то грудью, то животом. Используйте лифтовое дыхание: после нескольких глубоких вдохов и выдохов нужно закрыть глаза и представить, что вы в лифте, который едет вниз. В это время задержите дыхание. Как только лифт приехал, можно открыть глаза, вдохнуть и почувствовать, что напряжение снизилось.

Научите ребенка определять, где находится его стресс. Обычно это шея, голова, нижняя челюсть. Пусть несколько раз напряжет мышцы этого участка тела, а потом расслабит.

  • Визуализируйте комфортное место, в котором ребенку хорошо и спокойно. Например, в кресле у стоматолога пусть представляет, что он на солнечном пляже, купается и загорает. Уход мыслями в другое место позволит отвлечься от реальности и спокойнее перенести процедуру.
  • В некоторых случаях для борьбы с детской тревожностью не обойтись без психотерапии и медикаментозного лечения. Не пугайтесь этого, а окажите поддержку. Помните: возврат к нормальной жизни — без страхов и тревог — процесс непростой. Но наградой за эти усилия станут счастливое детство и психологический комфорт вашего ребенка. Удачи!

    Как научить ребенка справляться с тревожностью? Редакция The Village вместе с экспертами отвечает на актуальные вопросы, которые волнуют современных родителей

    Чувство тревоги — это нормальная часть жизни, особенно этапов взросления и обучения. Но слишком сильное беспокойство может влиять на жизнь разрушающе: под действием этого чувства ребенок начинает избегать сложных ситуаций, конфликтовать и отчаиваться. Каждый третий человек в течение жизни испытывает тревожные расстройства. И если их не лечить, они могут привести к депрессии. Линн Лайонс, клинический социальный работник и психотерапевт, за три десятка лет практики разработала собственный подход к лечению тревожных расстройств у взрослых и детей — и рассказывает о нем на конференции Positive Parenting, где ученые, психотерапевты и педагоги делятся с родителями собственными подходами к воспитанию. Посмотрели выступление Линн Лайонс и сделали конспект, как преодолеть тревожность в семье.

    Что такое тревожность

    Тревожность — состояние нервозности и обеспокоенности — испытывают и взрослые, и дети. Она возникает в «продвинутой» префронтальной коре головного мозга, где мы решаем проблемы и воображаем разные ситуации. Это место, где у ребенка возникают мысли: «Ой, что, если я облажаюсь? Что, если меня кто-нибудь похитит? Что, если я скажу что-то неправильно перед всем классом?» Или у родителей: «Что, если мой ребенок заболеет? Что, если я уеду на выходные и ребенку будет так одиноко, что это разрушит наши отношения навсегда?»

    В тревоге мы представляем все, что может случиться: в голове будто возникают короткие страшные видеоролики. Эти послания об опасности получает амигдала — примитивная по сравнению с префронтальной корой часть мозга. Получив сигнал, она включает систему защиты: передает сигналы дальше — и тело приходит в состояние, как если бы на него напал медведь гризли. Система защиты, которой управляет амигдала, создана для того, чтобы достать вас из любой опасной ситуации, в которую вы попадаете. Но амигдала не может распознать разницу между опасностью реальной и воображаемой.

    Проблема с современной тревожностью — в том, что бороться не с чем. Это всего лишь наши опасения, что что-то может случиться. Мы много думаем об этом и ярко, в подробностях воображаем, как это произойдет. А дальше появляются физические симптомы: мы краснеем, напрягаемся, начинаем дрожать или бежим в туалет. Когда мы чувствуем это в теле, мы думаем: «Какой ужас, что со мной происходит?» А бедная амигдала говорит: «Да, да, мы в опасности, происходит то, чего я боялась!» Этот процесс может быть по-настоящему драматичным, но многие дети и родители не осознают его. Простое осознавание процессов, которые происходят в теле, поможет снизить уровень тревоги. Это первое, чему я обучаю родителей и детей.

    Как тревога передается от родителей детям

    Обеспокоенные родители имеют огромное влияние на детей. В тревожных семьях много разговаривают об опасности, риске, плохих вещах, которые могут произойти, — там видят мир как опасное место. Такой родитель становится ролевой моделью для ребенка, он транслирует постоянный отчаянный поиск уверенности и комфорта. Ребенок тревожных родителей может так же, как они, постоянно искать успокоения, раз за разом спрашивать: «Мама, ты заберешь меня из садика?» — или, если это подросток, слать много тревожных СМС: «Мама, у меня что-то с животом, может быть, я заболел?» Если такое поведение повторяется, родители должны спросить себя: «Делаю ли я что-то, что взращивает в моем ребенке тревогу?»

    Когда мы снова и снова успокаиваем ребенка извне, мы не даем ему пространства для развития внутренней уверенности. Часто в тревожных семьях дети не доверяют самим себе, своему внутреннему голосу. Это тянется из детства во взрослую жизнь: тревожные дети вырастают и становятся тревожными родителями.

    Читайте также  Igg положительный что это значит у ребенка

    Если ребенок задает вопрос снова и снова, предложите ему найти ответ внутри: «Кажется, волнение делает тебя забывчивым. Мы уже говорили об этом, обратись, пожалуйста, к своему умному мозгу и достань оттуда эту информацию». Так мы формируем внутреннюю уверенность. Благодаря ей взрослый человек может сказать себе, если что-то идет не так: «Окей, дела плохи, но я справлюсь».

    Другое поведение при тревоге в семьях — избегание обычных вещей, чтобы не сталкиваться с неприятным чувством. Если вы не любите кататься на американских горках — с вами все в порядке. Но что, если вы не любите разговаривать с незнакомыми людьми? Или не хотите отвечать учителю в школе или вообще появляться в школе? Ребенок таких родителей отказывается от активностей, в которых он должен действовать самостоятельно. Он говорит: «Я просто не хочу, это скучно!» Постоянно избегая тех или иных ситуаций, мы идем на поводу у тревоги: в краткосрочной перспективе мы чувствуем себя лучше, но в долгосрочной — поддерживаем паттерны поведения при тревоге. Так формируется расстройство.

    Какие техники освобождения от тревожности можно использовать

    Главное, что нужно донести до тревожных детей: это нормально, если ты нервничаешь. Да, в жизни может возникнуть проблема, которую нужно решить. Случаются вещи, из-за которых ты волнуешься. Ты идешь в новое место, встречаешься с группой незнакомых детей, к тебе приходит новая няня, родители впервые уходят допоздна. Конечно, ты чувствуешь себя некомфортно и неуверенно — в этой ситуации так себя и чувствуют.

    Дальше нужно обучить ребенка навыку решения проблем. Если ты чувствуешь тревогу, нужно постараться понять, с чем ты столкнулся. Варианта всего три: это опасность (пожар в доме, и необходима вся энергия, чтобы покинуть его), проблема, которую нужно решить (ситуация, в которую нужно погрузиться и найти выход), или это просто шум («а вдруг, а вдруг, а вдруг»), который крутится в голове.

    Понять, что тревожит

    Для начала обратите внимание на предмет тревоги. Что именно тревожит? Надолго концентрироваться на том, что тревожит ребенка, не нужно. С течением времени предмет тревоги — как и жизнь ребенка — неизбежно будет меняться. Осознание текущих тревог нужно для того, чтобы поймать момент, когда тревога проявляется, и понять, как разворачивается процесс — как тревога работает. Этот опыт легко перенести на все новые ситуации.

    «Достать» тревогу на свет

    Когда тревога проявляется, нужно «поймать» ее и дать ей имя, создавая таким образом дистанцию между собой и своей тревогой. На этом этапе важно обратить тревогу в шутку: придумать смешное прозвище, представить в виде персонажа, проговорить забавным голосом пугающие мысли. Вы можете сказать ребенку: «Ну, давай посмотрим на твою тревогу!» — взять лист бумаги и вместе нарисовать ее. Или: «Сейчас я достану твою тревогу!» — и сделать жест, будто вы вынимаете ее из головы ребенка с дурацким звуком.

    Конечно, подростки при этом закатят глаза: «Боже, ты что, серьезно?» Поэтому с ними нужно говорить на «взрослом» языке: «Я хочу, чтобы ты научился замечать этот паттерн мышления и дистанцироваться от него. Когда ты сможешь мысленно отступить назад и посмотреть на свои мысли и реакции, ты станешь гораздо сильнее». Дальше попросите подростка представить, будто тревога — это противный человек, который все поучает и поучает, а ты думаешь: «О, блин, заткнись, пожалуйста. Ну как достал». Это помогает очень легко схватить сам концепт отстранения от тревоги. И этого оказывается достаточно — дальше ты просто развлекаешься.

    Одна моя пациентка придумала, что тревога — это ее бабушка (она была самым тревожным человеком в семье). Ее тревога-бабушка была маленьким существом, которое сидит на плече. Моя пациентка брала ее тремя пальцами, стряхивала с себя и говорила: «Извини, Ми-ми, но я должна жить своей жизнью».

    Таких персонажей с именами придумывают себе и мои пациенты-родители. Я говорю детям: «А теперь замечай, когда твою маму начинает мучить Глэдис-тревога и напомни маме, что Глэдис — не часть семьи». Когда родитель начинает транслировать ребенку послание, что «мир — это опасное место», я даю ребенку возможность увидеть это и помочь маме вспомнить, что ее тревога не должна влиять на жизнь. И это мощный сдвиг для семьи.

    Сделать тревогу предсказуемой

    Мы научились экстернализировать тревогу — осознавать моменты, когда она начинает выступать со своими пугающими заявлениями. Теперь предстоит сделать ее появление предсказуемым. Это не значит, что нужно постоянно ожидать тревогу. Просто есть ситуации, в которых она обязательно возникнет, потому что это совершенно нормально для человека: амигдала делает свою работу.

    Предметы тревоги могут быть разными: кто-то боится змей, кто-то — выступать на публике, но механизм возникновения всегда одинаковый. Так как он нам уже знаком, при появлении тревоги мы способны отступить на шаг назад и осознать мысли, которые возникают в префронтальной коре, то, как они «воспламеняют» амигдалу и передаются всему телу. Мы разоблачили тревогу и теперь можем сказать: «Конечно, ты появилась. Потому что я иду в новую школу или сдаю экзамен по вождению». Вы вступаете в незнакомую ситуацию — и тревога стремится вернуть вас к комфорту. Теперь вы способны не вестись на ее заявления, как всегда раньше, а почувствовать легкую скуку и мысленно ответить: «О, привет, тревога — как раз вовремя! Да-да, как всегда одно и то же». Так мы меняем свои отношения с тревогой и учимся давать ей другой ответ.

    В работе с детьми мне помогают карточки. Я прошу ребенка написать три любимые вещи, которые говорит ему тревога: «Эта собака укусит тебя / Бабочки опасны / В бассейне акулы». А на другой стороне карточки мы пишем «Мои ответы тревоге». Это не должны быть опровержения предмета тревоги вроде «В бассейне нет акул». Это ответы самой тревоге: «Тревога, ты очень предсказуемая» или «Тревога, ты мешаешь мне учиться новому». Детям это очень нравится, они носят карточки в своих пеналах и знают, что у них всегда есть ответ тревоге. Такой навык помогает двигаться по жизни: узнавать тревогу в новых ситуациях и отвечать ей.

    Практиковать некомфортные ситуации

    Единственная возможность научиться уверенно справляться с тревогой — практика. Если мы потакаем тревоге и делаем то, чего она требует, амигдала постоянно получает подтверждение, что опасность есть. Нам нужно создать противоположный опыт — опыт действия в ситуациях, когда ты нервничаешь, разочарован или совершил ошибку. Для этого мы должны позволить ребенку вступать в новые некомфортные ситуации.

    Вначале нужно лишь приблизиться к предмету тревоги. Мы стараемся подойти к тревожащей ситуации так, чтобы амигдала не получила сообщение об опасности. Тревога требует, чтобы мы отнеслись к происходящему максимально серьезно. Мы же действуем иначе (наша цель — снизить сопротивление): позитивно, с игрой и юмором. С младшими детьми придумываем наклейки, даем им маленькие награды, которые будут их стимулировать. Со старшими играем в ролевые игры: сначала я выступаю в роли тревоги, потом — они. Мы тренируемся отвечать тревоге и таким образом создаем новый опыт. Дети действуют — и прокладывают новую дорожку в своем мозгу.

    Цель в том, чтобы ребенок научился чувствовать комфорт в дискомфорте — адаптировался к нему. Если мы идем в новое место, не нужно говорить: «Мы идем на гимнастику, учительницу зовут Люси». Мы должны сказать: «Мы идем на гимнастику, я думаю, твоя тревога может проявиться, что она тебе скажет? Что ты ей ответишь? Расскажи». Мы должны дать понять, что тревога в этой ситуации нормальна, и быть рядом, чтобы поддержать ребенка, если он не справится.

    Этот процесс требует времени. Сначала вы готовитесь к ситуации, потом пробуете вступить в нее — и анализируете после того, как все удалось. Одна моя маленькая пациентка осознала, что тревога возрастает, когда она прощается с мамой в садике. После этого она еще продолжала плакать, но говорила при этом: «Это момент прощания, мамочка!» Это противоположно стремлению избавиться от тревоги. Это про обучение: ты просто учишься осознавать свои чувства, управлять собой и взращивать стойкость.

    5 полезных советов психолога, которые спасут ребёнка от тревожности

    Тревога и беспокойство способны полностью уничтожить детскую уверенность в себе. Особенно когда дело касается первого похода в школу после длинных каникул или адаптации в новом коллективе. Психолог Эллен Хендриксен составила список из пяти простых, но важных советов, которые помогут справиться с детской тревожностью.

    Детство — это сплошные переживания: с кем сидеть за партой, как написать контрольную, как пройти мимо лающей собаки. Видеть, как твой ребёнок мучительно тревожится из-за чего-то, очень больно. Тяжело видеть, как он отстраняется от сверстников, не отпуская вас из детского сада, рыдает на днях рождения и отказывается участвовать в школьных мероприятиях. Порой детское беспокойство, вызванное абсолютно иррациональными вещами, только раздражает. Но в этой ситуации ребёнку можно и нужно помочь.

    1. Составьте план игры

    Иногда дети забывают, что у них есть возможность справиться с любой задачей. Помогите ребёнку осознать, что он способен самостоятельно (или с небольшой поддержкой со стороны) решить любую соответствующую его возрасту задачу. Если ребёнок выражает своё беспокойство и обращается с этой тревогой к вам, ответьте: «Похоже, ты очень волнуешься из-за А» или «Я вижу, а что тебя очень беспокоит Б». Это даёт возможность дать имя испытываемым эмоциям и избежать тупиковой ситуации, возникающей после фраз «здесь нечего бояться» или «просто расслабься».

    Помогите ребёнку составить план. «Если тебя что-то пугает, что можно сделать, чтобы справиться с ситуацией? Если тебе нужна помощь, к кому ты можешь обратиться? Если Аня перестанет с тобой дружить, что ты сделаешь? Если потеряешься в торговом центре, к кому ты обратишься? Что произойдёт, если ты почувствуешь тошноту во время урока? Что ты будешь делать?». Помощь в составлении плана достигает сразу двух целей: во-первых, это помогает ребёнку продвинуться от проблемы к её решению, что снижает неопределённость, а именно она — источник тревоги. Во-вторых, это говорит ребёнку о том, что вы в него верите. Вы верите в то, что он способен справиться с любой задачей, соответствующей его возрасту.

    2. Научите ребёнка отвечать своей тревожности

    Иногда дети не осознают, что тревожность — это лишь одна сторона диалога. Они могут ответить своему беспокойству, чтобы почувствовать себя более уверенно. Для этого предложите ребёнку выбрать имя для своей тревожности. Например, «беспокойная Лиза_Аня_Миша» или даже нарисуйте персонажа, который сидит на плече ребёнка. Это помогает персонализировать тревожность, тем самым как бы отделяет её от ребёнка. Постоянно поощряйте диалог с этим персонажем. Достаточно взрослые дети могут вписать готовые реплики в свой ежедневник: «Я могу справиться с любой тревогой», «Ошибаться или делать глупости — это нормально». Дети помладше, которые уже умеют читать, могут носить в своём кармане напоминалку или визитку с теми же самыми полезными сообщениями: «Я сильнее, чем моя тревога. Быть не идеальным — это нормально». Если ребёнок стесняется носить с собой записку, можно завести себе талисман, который будет напоминать об определённом фиксированном ответе. К примеру, пусть стикер-сова означает «Я могу справиться с любым препятствием». Этот стикер ребёнок может положить в пенал, папку и рюкзак.

    3. Объясните, что любая буря рано или поздно стихнет

    Волнение влечёт за собой неприятные физические ощущения — повышенное сердцебиение, пустота в голове, урчание в желудке. Такие ощущения могут усугубить изначально стрессовую ситуацию (например, решение задач по математике около доски, обед в столовой, или просто неожиданный опрос во время урока). Неприятные ощущения могут заставить ребёнка подумать «меня сейчас вырвет» или «со мной что-то не так». Если физические ощущения заставляют ребёнка думать, что с ним что-то не так, проведите небольшую тренировку. Специально вызовите специфичные симптомы, чтобы ребёнок к ним привык. Вы можете вместе бегать по ступенькам, чтобы сердце стучало сильнее, крутиться на качелях, чтобы вызвать лёгкое головокружение. Попросите ребёнка сфокусироваться на этих ощущениях. 30 секунд или минуты вполне хватит. Затем обратите его внимание на то, как быстро он пришёл в норму: как правило, на это уходит не больше двух минут. Ребёнок может прийти в себя даже раньше вас. Он/она может ответить: «Да это не было страшно — это же просто качели!». Но на это есть ответ — «Да, но ты испытываешь то же самое, когда тебя вызывают к доске, и это вызвано твоей тревогой. Ты заметил, как быстро пришёл/пришла в себя после качелей? Точно так же ты быстро придёшь в себя после того, как тебя вызовут к доске. В общем, научите ребёнка не бояться этих физических ощущений. Да, они приносят дискомфорт, но это просто тревожность (и ничего больше.) Она должна отступить достаточно быстро.

    4. Избавьте ребёнка от бесполезных ритуалов

    Если у вашего ребёнка есть ряд странных традиций, скажем, он может почистить зубы, только включив/выключив воду ровно четыре раза, значит, пришло время эксперимента. Предложите ребёнку узнать, что случится без соблюдения «ритуала». Безусловно, он воспримет этот предложение так, будто вы предложили ему надеть кофту наизнанку. Но продолжайте мягко настаивать, призывайте проявить любопытство.

    7 способов воспитать ребёнка, который не боится ошибок, критики и не будет вам врать

    Вы должны признать, что отказ от «ритуала» может быть болезненным. Но если ребёнок настаивает, что постучать карандашом по столу ровно семь раз — это единственный способ привести мир в порядок, предложите проверить эту теорию. Если вы сами являетесь частью странного «ритуала», например, ребёнок просит вас складывать одеяло строго симметрично, то соберитесь с силами и твёрдо откажите. Почему? Принимая участие в ритуале, вы отправляете сигнал, что в ином случае неизбежно произойдёт что-то плохое. Тем самым вы каждый день как бы говорите о том, что ребёнок не справится без поддержки со стороны. Приготовьтесь к слезам. Будьте строги, но в тоже время поддержите ребёнка, ведь «ритуал» для него крайне важен и ценен. Но всё же в долгосрочной перспективе намного важнее донести до ребёнка, что безопасность никак не зависит от пожелания «спокойной ночи» нужным тоном или ровно в трёх объятьях перед дверями школы.

    5. Дайте ребёнку выговориться

    Хотя бы несколько минут в день давайте как можно меньше указаний, как можно меньше советов. Порой родители спрашивают, как это может помочь ребёнку. Вы определённо не виноваты в тревожности своего ребёнка, но изменение определённых сценариев поведения может реально помочь.

    Обратите внимание на то, как вы говорите с ребёнком. Огромный процент наших коммуникаций с ребёнком — это указания и советы. Для склонного к тревожности ребёнка всё это похоже на критику. И эта «критика» возникает в достаточно неожиданных местах.

    Иногда вопросы «ты не хочешь начать делать домашнее задание?», «почему бы не добавить красные кубики к твоей башне?» воспринимаются именно как критика. Даже какие-то бытовые образовательные моменты выглядят как экзамен: «Ты можешь прочесть эту надпись? Какой это цвет?» Иногда даже комплимент похож на критику: «Хорошая работа, ты движешься вперёд, хотя впереди ещё много работы».

    Решение не в том, чтобы дать ребёнку полную свободу. Вам всё ещё нужна уверенность, что дома всё в порядке, а домашнее задание сделано. Но хотя бы на несколько минут в день прикусите язык и позвольте ребёнку быть главным в разговоре. Как можно меньше давления, как можно меньше указаний, как можно меньше интенсивности во фразах. Просто покажите, что вы действительно его слушаете. Помните, что сейчас ребёнок — главный в разговоре.

    «Я рад, что ты рассказал о своём дне» отличается от «Что ты сегодня выучил в школе?». Хотя бы несколько минут в день не устраивайте из разговора контрольную работу

    Вместо того, чтобы давать советы или решать задачу за ребёнка, обдумайте всё, что он вам рассказал. «Кажется, ты очень нервничаешь перед школой завтра» окажется гораздо лучше фразы в стиле «Здесь не о чем беспокоиться». Так вы показываете, что прекрасно понимаете чувства ребёнка. Как правило, тревожность сопровождается чувством беспомощности. Когда вы перестаёте давать советы или указания, дети начнут ощущать себя в позиции силы, они поймут, что сейчас у них больше возможностей контролировать ситуацию.

    Тревожность — это всегда знак неуверенности, неспособности ответить на вопрос «смогу ли это сделать?». Проработка ситуаций и подготовка к тому, чтобы справляться со своими страхами, — лучший способ подарить ребёнку чувство уверенности в своих силах. Результат? Уверенный в себе ребёнок и, как следствие, уверенный в себе взрослый.

    Тревожный ребенок — мамина помощь

    Тревожный ребенок

    В первые годы жизни дети находятся в постоянном потоке неизвестной информации. Ежедневно малыши встречают непонятные слова, сталкиваются с новыми явлениями и людьми. И не все легко переживают этот этап, у некоторых детей появляется повышенная тревожность. Давайте разберемся, как родители способны помочь ребенку преодолеть страхи и беспокойство.

    Внешнее проявление тревоги и беспокойства у детей

    Повышенная тревожность имеет разные проявления: учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, повышенное потоотделение, напряжение в теле, тошнота. Тревожный ребенок может не отпускать вас ни на шаг, начать заикаться, плакать, впадать в истерику. У него появляются проблемы со сном, повышенная утомляемость, проблемы со здоровьем.

    Но не всегда тревога является чем-то негативным. Чувство страха мотивирует нас или помогает нам избегать опасности и конфликтов. Но если повышенная тревожность мешает нормальной жизни, тогда стоит обратить на эту проблему пристальное внимание.

    Виды тревожности у детей

    Сепарационная тревога

    Малыш расстраивается и сильно беспокоится, когда мама или папа уходят. Подросший ребенок отказывается идти в детский сад, оставаться у бабушки. Сепарационная тревога начинает проявляться с 9 месяцев и может обостриться в 2-3 года.

    Социальная тревожность у детей

    Ребенок чувствует дискомфорт в присутствии большого количества людей, боится осуждения, не переносит шумных мест. Социальная тревожность часто возникает из-за непонимания предмета или события, а также отсутствия опыта у малыша.

    Тревожно-фобическое расстройство

    Скрытый, иррациональный страх определенных вещей или ситуаций. Например, боязнь грозы, насекомых, закрытых пространств.

    Причины возникновения тревожности у ребенка

    На развитие повышенной тревожности у детей влияет два фактора: генетика и воспитание.

    Воспитание может либо усилить врожденную предрасположенность к тревожности, либо скомпенсировать ее.

    При этом есть дети с повышенной чувствительностью и эмоциональностью, что является средой для развития тревожности.

    Если мама сама чересчур волнительная, слишком оберегает малыша, то он будет подвержен большим переживаниям. Такая мама подсознательно не может передать ребенку инструменты для того, чтобы справиться с этим миром, принять его в несовершенстве, с определенной опасностью. Потому что сама не может справиться со своей тревожностью.

    Поэтому маме нужно сперва найти способы уравновесить себя, и тогда ребенок начнет их копировать.

    Вы не сможете просто так научить ребенка успокаиваться, если в вас этого нет.

    Как помочь

    В непростой для малыша ситуации будьте рядом с ним и создавайте поддерживающую атмосферу:

    • Примите эмоцию ребенка, скажите ему в момент беспокойства: «Я знаю, что тебе это не нравится». Поддерживайте малыша — покажите, что вы понимаете, как ему сложно, и верите, что он справится с трудной ситуацией. При этом дайте понять ему, что вы рядом и поддерживаете его.
    • Фокусируйте внимание малыша на том моменте, который он сумел преодолеть. Например, зашел в комнату, где много людей, согласился на укол. Принятие чувств ребенка не подразумевает, что вы сделаете все возможное, чтобы избежать страшной для него ситуации. Ваши действия должны быть направлены на снижение уровня тревожности у него.
    • Проговорите страх. Обсудите с ребенком, что может произойти, если случится то, чего он боится. Например, если малышу страшно отпустить вас в детском саду, поговорите об этом. Если он боится собак, расскажите, как нужно вести себя, если он окажется рядом с животным.
    • Предоставьте ребенку выбор. Например, если он боится спать в темноте, спросите: «Что тебе поможет спать спокойнее: любимая игрушка, ночник или приоткрытая дверь?» Или дайте ребенку возможность самому придумать решение.
    • С 3-4 лет можно научить малыша дышать во время появления тревожности или нервозности. Дыхательные упражнения помогают быстро успокоиться. Дети быстро схватывают этот инструмент. Снизить нервозность поможет: умывание холодной водой, прыжки, напряжение и расслабление мышц всего тела.
    • Используйте формулу: «Выясни-вдохнови, чтобы встретиться с непростой ситуацией-вразуми». Важно вместе с малышом найти выход из сложной для него ситуации и, где уместно, научить по-другому реагировать на нее. Например, с 4-5 лет некоторые дети боятся, что в дом могут проникнуть воры. Если ребенок вам рассказывает про этот страх, объясните ему, что дом защищен, на дверях замки, в подъезде есть камера и консьерж. Ребенку важно знать, что взрослые его защищают и создают безопасное пространство для него. Детям важно услышать, что мама и папа держат все под контролем.
    • Показывайте ребенку на личном примере, как вы справляетесь с негативными эмоциями, страхами и тревогой. Пусть дети видят, как вы спокойно переживаете такие моменты.
    Читайте также  Что можно есть когда кормишь грудью

    Когда нужна помощь психолога

    1. Если у ребенка есть экстремальные сложности с коммуникацией — он ни с кем не может общаться.

    2. У малыша трудности с выполнением бытовых задач. Например, он боится подходить к окну и никогда не зайдет в комнату с открытыми окнами. При этом ситуация повторяется в любых местах.

    3. У ребенка бывают панические атаки или есть какие-то фобии. В этом случае специалист сделает точную диагностику и назначит лечение.

    Что не нужно делать

    Не «раздувайте» эмоции

    Если ребенок боится собак, примите этот факт. Но не утрируйте ситуацию: не нужно, например, говорить бабушке, чтобы во время прогулки с малышом они обходили стороной всех животных. Также не рассказывайте всем, что у ребенка есть этот страх. Вы каждый раз показываете малышу, что бояться собак — правильно. И он вряд ли захочет когда-либо подойти к ним.

    Избегайте подсказок через вопросы, если вам не понятно, чего конкретно боится ваше чадо

    «Как ты себя чувствуешь?»

    «Какие звуки ты услышал?»

    Не нужно подсказывать ему, чего он может боятся: «Ты испугался собаки, тебя напугал громкий звук?». Так мы еще глубже усиливаем страх.

    Избегайте долгого ожидания «ужаса»

    Если вы знаете, что какая-то ситуация нервирует ребенка, постарайтесь избежать ее долгого предвкушения. Если он не любит сдавать анализы или посещать врача, не надо его готовить к этому событию за три дня.

    Не прибегайте ко лжи

    Ребенок легко поймет, что вы говорите неправду, будет думать, что вы не знаете, как справиться со страхом.

    Не «обнуляйте» ситуацию, делая все возможное, чтобы ее предотвратить

    Например, если ребенок не любит чужих людей или громких звуков, и вы прикладываете усилия к тому, чтобы этого не было. Так вы лишаете ребенка возможности выработать механизмы, которые научат его справляться с высокой тревожностью. Вы поддерживаете в нем мысль «да, я не могу с этим справиться» и даете утверждение «да, это очень страшно и сложно».

    В каких ситуациях ваш ребенок становится тревожным? Что помогает ему успокоиться?

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector