Прекращение права хозяйственного ведения регистрация

Прекращение права хозяйственного ведения регистрация

Содержание:

УПЛАТА ГОСПОШЛИНЫ ЗА ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ

В случае перехода права хозяйственного ведения на недвижимое имущество к новому правообладателю в связи с его изъятием собственником у бывшего правообладателя плательщиком государственной пошлины за государственную регистрацию возникновения данного права является новый правообладатель. В случае изъятия собственником у правообладателя объекта недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, без перехода данных прав к новому правообладателю государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения права хозяйственного ведения на данный объект уплачивается бывшим правообладателем.

Об этом Письмо Минфина РФ от 26.03.2010 N 03-05-05-03/12.

В п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) указано, что право хозяйственного ведения, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника ( п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ переход права хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом ( п. 2 ст. 8 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ »О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — государственная регистрация прав) — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество уплачивается организациями в размере 15 000 руб.

При этом государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества не уплачивается согласно пп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Прекращение права хозяйственного ведения регистрация

Право хозяйственного ведения. Субъекты права, возникновение и прекращение права, распоряжение недвижимостью, принадлежащей на праве хозяйственного ведения. .(ст. 113, 114, 294, 295, 297, 299 ГК; ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных предприятиях»; письмо Елизаровой №14 в папке), (ст. 113 ГК (унитарное предприятие), 114(Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения), 294(Право хозяйственного ведения), 295 (Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении), 297 (Распоряжение имуществом казенного предприятия), 299 (Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления); ФЗ от 14.11.2002 № 161 «О государственных и муниципальных предприятиях»)

Право хозяйственного ведения (ограниченное вещное право) – это право государственного или муниципального унитарного предприятия, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.

Субъектами права хозяйственного ведения признаютсяунитарные предприятия — коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником, действующие в зависимости от учредителя (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования), в следующих формах ( ст. 113 ГК, ст. 2 Закона об унитарных предприятиях): федеральное государственное предприятие (ФГУП); государственное унитарное предприятие субъекта РФ (ГУП); муниципальное унитарное предприятие (МУП).

В соответствии с ст.2 ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных предприятиях»; В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

Ст. 299 ГК устанавливает правила возникновения и прекращения права хозяйственного ведения и права оперативного управления.

Предусматривается два основания возникновения права хозяйственного ведения.

Первое — закрепление собственником за унитарным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения имущества. Такой способ приобретения права возможен только в отношении имущества, составляющего казну соответствующего публичного образования. Право хозяйственного ведения возникает с момента передачи имущества, а в отношении объектов недвижимого имущества — с момента государственной регистрации. Таким образом, для государственной регистрации права хозяйственного необходимо представить в регистрирующий орган:

— акт государственного или муниципального органа о закреплении конкретного имущества за соответствующим предприятием или учреждением;

— акт приема — передачи этого имущества.

Вторым основанием возникновения права хозяйственного ведения является самостоятельное приобретение имущества унитарным предприятием или учреждением. Такое имущество автоматически становится гос. собственностью и поступает в хозяйственное ведение соответствующего юридического лица. Право собственности гос. или муниципального предприятия, учреждения не может возникнуть ни при каких обстоятельствах. Данное имущество не нуждается в закреплении, «согласии собственника», иных актах его волеизъявления. Не требуется и предварительная регистрация права гос. (муниципальной) собственности. На гос. регистрацию права хозяйственного ведения необходимо представить договор о приобретении имущества, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и т.д. Кроме упомянутых документов для гос. регистрации права хозяйственного ведения необходимо представить полный пакет учредительных документов (подлинники и копии или нотариально удостоверенное копии), документ, подтверждающий полномочия представителя (доверенность) или лица, действующего от имени организации без доверенности (приказ о назначении), заявление о гос. регистрации права.

Право хозяйственного ведения, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Необходимым условием регистрации прав на закрепляемое имущество является документальное подтверждение наличия права гос. или муниципальной собственности. Таким документальным подтверждением может послужить выписка из реестра гос. или муниципальнойсоб-ти. Если право гос. (муниципальной) собственности возникло до 31 января 1998 г (т.е. до введения в действие Закона о регистрации), оно является юридически действительным и не требует гос. регистрации. В том случае, если право возникло после указанной даты, оно подлежит обязательной регистрации. Российская Федерация, Субъект РФ или муниципальное образование могут распорядиться таким имуществом (в том числе передать его в хозяйственное ведение или оперативное управление) только после гос. регистрации права.

Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности. А также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Прекращением права хозяйственного ведения является правомерное изъятие недвижимого имущества у предприятия по решению собственника, отказе собственника от права собственности; гибели или уничтожению имущества; утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Правомерное изъятие возможно в случае если такое имущество:

1. Является излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению;

2. Закреплено собственником за указанными правообладателями либо приобретено ими за счет средств выделенных собственником на его приобретение п.2 ст. 296ГК.

Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления. 1. Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
3. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Комментарий к статье 299
1. Моментом возникновения права хозяйственного ведения или права оперативного управления у унитарного предприятия или учреждения в соответствии с п. 1 комментируемой статьи считается момент передачи им имущества собственником, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника. Передача осуществляется после принятия собственником решения о закреплении имущества в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения.
В силу диспозитивности комментируемой нормы в отдельных случаях возможно возникновение ограниченного вещного права в иной момент (не при передаче имущества, а позднее либо ранее этого момента), если это определено в законе, ином правовом акте или в решении собственника о передаче имущества.
В настоящее время эта норма полностью сохраняет силу в отношении определения момента возникновения у учреждения права оперативного управления имуществом, закрепленным за ним собственником. В отношении же имущества, передаваемого собственниками в хозяйственное ведение унитарных предприятий и в оперативное управление казенных предприятий, следует признать действующей норму, содержащуюся в п. 2 ст. 11 Закона об унитарных предприятиях: право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Таким образом, названный Закон допускает возможность установления иного момента возникновения вещных прав у унитарных предприятий, если это предусмотрено федеральным законом.
Признание правовой силы указанной нормы названного Закона, несмотря на расхождение ее с ГК, не должно вызывать сомнения, поскольку Закон об унитарных предприятиях является специальным по отношению к ГК.
2. По смыслу закона передача собственником имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление унитарных предприятий или учреждений должна оформляться договором.
Об этом прямо говорится в отдельных нормативных актах. Так, в ст. 24 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи» установлено, что имущество организаций федеральной службы почтовой связи, находящееся в федеральной собственности, принадлежит таким организациям на основании договоров на право хозяйственного ведения или оперативного управления либо договоров аренды. Чаще же закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления оформляется утверждением баланса предприятия или учреждения.
———————————
СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697.
——————————————————————

Постановление Пленума ВАС РФ от 17.09.1992 N 13 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о собственности» утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». Надлежащее оформление закрепления имущества за унитарным предприятием, учреждением исключает в дальнейшем споры о правовом титуле обладания имуществом. Пленум ВАС РФ в п. 1 Постановления от 17 сентября 1992 г. N 13 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о собственности» указал, что о наличии вещного права предприятия на имущество, полученное от собственника, можно говорить, если из законодательных актов, договора собственника с предприятием или из характера его взаимоотношений с собственником не вытекает, что имущество передано ему собственником временно с условием возврата собственнику либо для иных целей, не связанных с закреплением имущества за предприятием в полное хозяйственное ведение.
———————————
Вестник ВАС РФ. 1993. N 1.
После принятия Закона о регистрации прав на имущество унитарные предприятия и учреждения обязаны осуществлять государственную регистрацию вещных прав хозяйственного ведения или оперативного управления на предприятие или учреждение как имущественные комплексы. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного вещного права. Порядок регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, предусмотрен в Постановлении Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 648 «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» . После государственной регистрации вещное право может быть оспорено только в судебном порядке.
———————————
СЗ РФ. 2000. N 37. Ст. 3718.
3. В п. 2 комментируемой статьи закреплен принцип, согласно которому общий порядок, установленный законодательством для приобретения права собственности, распространяется на приобретение унитарными предприятиями и учреждениями права хозяйственного ведения или оперативного управления в процессе осуществления ими своей деятельности. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам и иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном гл. 14 «Приобретение права собственности» ГК, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
4. Согласно п. 3 комментируемой статьи право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Другими словами, при решении вопроса о прекращении права хозяйственного ведения или оперативного управления следует руководствоваться нормами гл. 15 «Прекращение права собственности» и ст. 295, 296 ГК (см. комментарий к ст. 295, 296).

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Право, которое предоставляется государственным и муниципальным унитарным организациям на владение и пользование имуществом.

Момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления

Право хозяйственного ведения – особое право, которое предоставляется государственным и муниципальным унитарным организациям на владение и пользование имуществом, поскольку права собственности данные юридические лица не имеют по закону. В хозяйственное ведение имущество передает собственник на основании положений гражданского законодательства, нормативных актов.

Право оперативного управления, как и передача в хозяйственное ведение, является формой ограниченного вещного права.Понятие «оперативного управления» характерно для гражданского законодательства Российской Федерации.

Передача данных прав унитарному предприятию не означает, что собственник полностью возлагает решение вопросов пользования, распоряжения, владения имуществом на юридическое лицо. Имущество, переданное в хозяйственное ведение или оперативное управление, принадлежит собственнику, который участвует в организации деятельности юридического лица и распоряжается имуществом.

Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения осуществляется, согласно нормам действующего законодательства:

  • момент возникновения данного права совпадает с фактом передачи определенного имущества унитарному предприятию, если иные условия не установлены законом. Согласно общему правилу, при передаче недвижимости унитарному предприятию, момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления определяется фактом регистрации за унитарным юридическим лицом данного права;
  • момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления может быть определен непосредственно собственником имущества. В случае с передачей, например, недвижимости – момент возникновения права может быть определен не фактом регистрации, а иным решением собственника.

Факт передачи имущества подтверждается документом – актом передачи, составленным по установленной форме. В некоторых случаях возможен выкуп имущества для нужд государства.

Порядок поступления имущества в ведение предприятия в тех случаях, когда оно приобретается не от собственника

Унитарное учреждение не может иметь права собственности, поэтому, права хозяйственного ведения и оперативного управления необходимы для функционирования данных юридических лиц. Учреждение унитарного типа является неделимым, как и имущество, переданное ему.

Главная особенность – учреждение может использовать имущество исключительно, исходя из целей организации, по назначению, законным путем.

Порядок поступления имущества в ведение юридического лица унитарного типа регулируется нормами действующего гражданского законодательства. Особенности вещных прав унитарных предприятий регламентируются нормами главы «Приобретение права собственности» (ГК РФ).

Порядок поступления такого имущества и приобретения ограниченного вещного права подчиняется общим правилам, указанным в нормах гражданского законодательства.

Основания и порядок прекращения права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Порядок прекращения права хозяйственного ведения и права оперативного управления регламентируется нормами гражданского законодательства. Решение о прекращении может зависеть исключительно от решения собственника.

В исключительных случаях, возможно прекращение путем конфискации, выкупа или реквизиции имущества.

Основания для прекращения права описаны в положениях Гражданского кодекса. Специальное основание – изъятие имущества по индивидуальному решению собственника на законных основаниях. Изъятие должно быть правомерным, не противоречащим нормам права.

В качестве оснований могут выступать:

  • использование имущества не по назначению предприятием;
  • имущество не используется;
  • предприятие используется переданное ему имущество с нарушениями норм законодательства.

Правомерным, согласно закону, является то изъятие, которое происходит по согласию самого предприятия, если с его стороны не было нарушений. В исключительных случаях вопросы изъятия имущества могут быть решены через суд.

Например, если речь идет о заключении предприятием сделки, которая должна быть признана ничтожной.

Прекращение права хозяйственного ведения регистрация

Вопрос: Необходимо ли ГУП уплачивать государственную пошлину за государственную регистрацию прекращения права хозяйственного ведения ГУП на объекты недвижимого имущества (собственность субъекта РФ) в случае изъятия данного имущества по решению собственника и передачи его государственному учреждению субъекта РФ на праве оперативного управления? Можно ли руководствоваться в данном случае Письмом Минфина России от 26.03.2010 № 03-05-05-03/12?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ГУП по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, закрепленные за государственным унитарным предприятием, в случае изъятия данного недвижимого имущества по решению собственника и передачи его в оперативное управление государственному учреждению и сообщает.

В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (п. 3 ст. 299 ГК РФ).

Согласно пп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество уплачивается организациями в размере 15 000 руб.

При этом государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества не уплачивается согласно пп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

Таким образом, в случае изъятия собственником у правообладателя объекта недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, в связи с переходом права на это недвижимое имущество к новому правообладателю (независимо от вида вещного права) плательщиком государственной пошлины за государственную регистрацию возникновения права является новый правообладатель. В этом случае государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения права хозяйственного ведения, по мнению Департамента, бывшим правообладателем уплачиваться не должна.

В случае изъятия собственником у правообладателя объекта недвижимого имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, без перехода данных прав к новому правообладателю государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения права хозяйственного ведения на данный объект уплачивается бывшим правообладателем.

Что касается разъяснений Минфина России, изложенных в Письме от 26.03.2010 № 03-05-05-03/12, то они являются ответом на конкретный вопрос, поставленный в письме, и не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами.

Хозяйственное неведение

В последнее время множество судебных дел связано с оспариванием действий собственников, направленных на изъятие недвижимого имущества, ранее переданного унитарным предприятиям. Кроме того, немало исков подается с целью признания ранее не зарегистрированного права хозяйственного ведения. Ситуация осложняется тем, что многие из таких унитарных предприятий находятся в процедуре банкротства. Вследствие этого лишение их имущества существенным образом затрагивает интересы кредиторов, которые могут потерять возможность удовлетворения своих требований. Все это обусловливает необходимость разрешения вопросов о моменте возникновения права хозяйственного ведения и правомерности изъятия переданного в хозяйственное ведение имущества.

В 90-е годы на заре становления новой российской системы права было учреждено множество унитарных предприятий (УП). Схема их создания выглядела так. Осуществляя полномочия, установленные в п. 1 ст. 209 ГК РФ, собственник (в лице главы муниципального образования или руководителя соответствующего государственного органа) принимал решение об учреждении УП и наделении его определенным недвижимым имуществом. Факт закрепления имущества за предприятием отражался в договоре об использовании имущества и акте приема-передачи. Затем предприятие осуществляло деятельность, для которой было создано, используя переданное собственником имущество, до момента признания его банкротом. Затем развитие событий идет по одному из следующих путей:

1) в ходе конкурсного производства выясняется, что распорядиться недвижимым имуществом предприятия невозможно из-за отсутствия госрегистрации права хозяйственного ведения, после чего происходит обращение в регистрирующий орган, а в случае выявления препятствий в регистрации – в суд;
2) собственник изымает имущество у предприятия-банкрота и передает его другому предприятию.

Право без регистрации?

В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право хозяйственного ведения на недвижимое имущество, как вещное право, подлежит госрегистрации. Федеральный закон № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не устанавливает срока для регистрации прав на недвижимое имущество. Отсюда возникает вопрос о моменте возникновения права хозяйственного ведения. В то же время государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возник­новения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество по ГК РФ (п. 1 ст. 2 Закона № 122-ФЗ). Данное определение позволяет заключить, что право на момент госрегистрации уже должно «существовать», то есть должно быть надлежащее основание для регистрации, которая подтверждает законность и обоснованность возникновения права.

В силу п. 1 ст. 299 ГК РФ и п. 2 ст. 11 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право хозяйственного ведения на имущество, в отношении которого собственником принято решение о закреплении его за УП, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или решением собственника.

Указанные нормы можно понимать двояко:

– право хозяйственного ведения как на движимое, так и на недвижимое имущество возникает с момента передачи такого имущества предприятию;
– право хозяйственного ведения на движимое имущество возникает с момента передачи имущества предприятию, а на недвижимое имущество – с момента госрегистрации, так как специальный порядок в отношении недвижимости оговорен в ст. 131 ГК РФ.

Суждения судов по данному вопросу расходятся, можно выделить две противоположных позиции.

1. Пункт 1 ст. 299 ГК РФ содержит специальное правило, в силу которого право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает у предприятий после передачи такого имущества распоряжением собственника и не зависит от момента регистрации такого права. При этом суды принимают во внимание отсутствие оснований для прекращения данного права (п. 3 ст. 299 ГК РФ) и приходят к выводу, что отсутствие госрегистрации права хозяйственного ведения на момент рассмотрения спора не может служить основанием для отказа в иске, учитывая, что обращение предприятия в суд с иском обусловлено необходимостью регистрации этого права (Определение ВАС РФ от 29.06.2009 № ВАС-7598/09, постановления ФАС ДВО от 01.09.2008 № Ф03-А59/08-1/2724, от 19.02.2010 № Ф03-8056/2009).

2. Госрегистрация является единственным доказательством возникновения права хозяйственного ведения (постановления ФАС ПО от 04.12.2007 № А55-1485/07-43, ФАС ВСО от 21.10.2009 № А33-14633/08, ФАС ВВО от 12.03.2010 № А11-7982/2009, от 31.03.2010 № А11-4841/2009).

Что касается срока для обращения за регистрацией права, то несмотря на отсутствие норм, прямо его определяющих, иногда суды обосновывают отказ в признании незарегистрированного права хозяйственного ведения так: госрегистрация права должна быть произведена в «разумный» срок. Если распоряжение о закреплении имущества было издано 09.07.2007, а предприятие обратилось за регистрацией права хозяйственного ведения 30.03.2009, то это «значительный» срок после издания распоряжения (Постановление Пятого ААС от 03.06.2010 № А51-3184/2009). При этом суд не дал оценки тому обстоятельству, что законодатель не только не устанавливает конкретный срок для регистрации права, но также не определяет его как «разумный» и не закрепляет критериев разумности, а соответственно и последствия несоблюдения подобных сроков.

Необходимо отметить, что наличие госрегистрации не всегда признается судом достаточным основанием для признания права при отсутствии документов, подтверждающих принятие решения собственником о передаче имущества и передачу имущества собственником предприятию. В таких случаях зарегистрированное право хозяйственного ведения признается недействительным (определения ВАС РФ от 30.10.2007 № 13191/07, от 31.10.2007 № 13408/07, Постановление ФАС ДВО от 14.10.2008 № Ф03-3916/2008).

Полагаем, что первый подход более правильный, иначе круг замыкается: право не зарегистрировано, значит не возникло и не может быть признано, но в то же время зарегистрировать «отсутствующее» право также невозможно.

Попутные ветры и подводные камни

В случае выявления объекта, право хозяйственного ведения на который не зарегистрировано, требуется выяснить момент получения имущества предприятием. Исходя из ст. 6 Закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Закона (до 28.01.98), признаются действительными при отсутствии их госрегистрации. Она проводится по желанию их обладателей.

При необходимости совершения и регистрации каких-либо сделок в отношении такого имущества придется регистрировать и последующее право, и первоначальное, причем не одновременно.

При обращении за регистрацией права или за признанием права в суд надо учесть следующие обстоятельства.

1. Объект должен быть достаточно индивидуализирован.
Пример 1: суд сделал вывод, что предприятие не доказало наличие у него права на объект недвижимости площадью 3950 кв. м, так как согласно материалам дела объект имеет площадь 4709,6 кв. м (Постановление ФАС ВВО от 01.04.2010 № А11-3425/2009, Определение ВАС РФ от 05.07.2010 № ВАС-7960/10).
Пример 2: по мнению суда, истец не представил в материалы дела доказательств, позволяющих достоверно определить спорные объекты в качестве объектов недвижимости и индиви­дуально-определенных вещей, в связи с чем право хозяйственного ведения на спорные объекты не может быть признано за истцом (Постановление ФАС МО от 07.12.2009 № КГ-А41/12489-09, Решение АС ПК № А51-21052/2009).
Пример 3: суд заключил, что представленные заявителем в регистрационную службу документы по содержанию не отражали необходимой информации для регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества, площадь которого в результате перепланировки изменилась, и такое нарушение требований к документам, представляемым в регистрационную службу, стало основанием отказа в регистрации права (Определение ВАС РФ от 08.02.2010 № ВАС-193/10).

2. Правообладатель должен располагать всеми подтверждающими факт возникновения права документами: распоряжением о наделении предприятия имуществом и документом, подтверждающим факт передачи имущества. Отсутствие данных документов влечет правомерный отказ в регистрации права (Определение ВАС РФ от 28.06.2010 № ВАС-7743/10).

По желанию собственника

Случается, что предприятие, ранее наделенное собственником определенным имуществом, получает от собственника сообщение о том, что предприятие в силу отсутствия регистрации не приобрело права на имущество, вследствие чего оно изымается и, как правило, передается другому предприятию.

При оценке подобных действий собственника необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства.

Во-первых, ст. 295 ГК РФ определяет полномочия собственника в отношении переданного имущества в виде контроля за использованием по назначению и сохранностью такого имущества и не предполагает право собственника на изъятие имущества у предприятия (Постановление ФАС ЦО от 18.05.2010 № Ф10-1750/10).

Высшие суды выразили свое мнение по этому вопросу:

– собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия (п. 40 Постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8);
– поскольку в ст. 295 ГК РФ, устанавливающей права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не предусмотрено иное, собственник, передав во владение УП имущество, не вправе распоряжаться этим имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия такого предприятия (п. 5 Постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22).

Во-вторых, в п. 3 ст. 299 ГК РФ в качестве основания для прекращения указанного права называется правомерное изъятие, под которым нужно понимать случаи нерационального использования, использования не по назначению имущества, закрепленного за предприятием. Кроме того, изъятие имущества неправомерно, если приводит к прекращению деятельности предприятия (Постановление Президиума ВАС РФ от 31.07.2001 № 1198/01, определения ВАС РФ от 16.07.2008 № 9264/08, от 09.10.2008 № 10984/08).

В-третьих, в п. 2 ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» сказано, что с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства собственник не вправе принимать какие-либо решения в отношении имущества предприятия, включая истребование имущества (Определение ВАС РФ от 26.12.2007 № 13753/07).

Очевидно, что действия собственника по распоряжению имуществом, ранее переданным УП при отсутствии противоправных действий со стороны предприятия, являются неправомерными. Однако иногда суд занимает позицию, согласно которой нахождение предприятия в процедуре банкротства не имеет значения, так как право на имущество изначально не возникло вследствие отсутствия его регистрации (Постановление Пятого ААС от 03.06.2010 № А51-3184/2009).

Выводы

Право хозяйственного ведения специфично в ряду вещных прав из-за своего производного, зависимого от воли собственника имущества характера. Поэтому обоснованным представляется признание возникновения права хозяйственного ведения на движимое и недвижимое имущество с момента принятия собственником решения о передаче имущества и совершения фактической передачи, то есть с момента документального закрепления воли собственника.

Право хозяйственного ведения подлежит госрегистрации, если возникло после вступления в силу Закона № 122. За регистрацией можно обратиться в любой момент в силу отсутствия прописанных законодателем жестких сроков. При этом следует тщательно изучить содержание имеющихся документов, чтобы избежать дополнительных проблем.

Основания для правомерного изъятия имущества собственником немногочисленны и сводятся к использованию имущества не по назначению или нарушению правил его сохранности.

В случае возникновения у предприятия проблем, связанных с регистрацией права либо неправомерным изъятием имущества собственником, считаем целесообразным обращение за судебной защитой прав.

Ольга Кондратьева,
юрист, г. Владивосток

Смотрите еще:

  • Заявление арендатору о расторжении договора Досрочное расторжение договора аренды со стороны арендатора Здравствуйте, досрочное расторжение договора аренды со стороны арендатора. Арендатор отправил уведомление о намерении расторгнуть договор аренды за 1 месяц. […]
  • Ст 260 тк рф комментарий Статья 260. Гарантии женщинам в связи с беременностью и родами при установлении очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков СТ 260 ТК РФ. Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после […]
  • Ст 228 ук рф прим 1 Ст. 228 п. 1 ч. 1 является ли преступлением средней тяжести либо особо тяжелым? Здравствуйте, скажите пожалуйста 228 прим 1, часть 1. Это средней тяжести или особо тяжкое преступление? Ответы юристов (5) Есть вопрос к […]
  • П4 ст 109 нк рф Статья 109 НК РФ. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения СТ 109 НК РФ. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового […]
  • Образец приказа на ввод в эксплуатацию нма Ввод в эксплуатацию (основных средств, нематериальных активов) Ввод в эксплуатацию (основных средств, нематериальных активов) - дата готовности к фактическому использованию основных средств, нематериальных […]
  • Статья 24 п1 Статья 24 УПК РФ. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела 1. Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению по следующим […]
admin

Обсуждение закрыто.