Ребенку 2 года не разговаривает что делать

Ребенку 2 года не разговаривает что делать

Ребенку 2 года не разговаривает что делать

Что делать, если ребенок не говорит

Когда родители приходят на консультацию к логопеду, часто задают вопрос: ребёнку уже 2 или 3 года, но он не говорит или говорит совсем мало — это нормально? Есть ли повод для волнения — может, нужно просто подождать, и все само наладится? Давайте обсудим этот вопрос.

Выделяют две группы факторов, обусловливающих задержку в формировании речи:

1) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки, т.е. неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых либо, наоборот, в гиперопеке. Итог — у ребенка не формируется мотивация речевого общения: в первом случае ему не к кому обращаться, во втором — незачем, его и так поймут, и всё будет сделано так, как он хочет, максимально быстро;

2) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка. В данной ситуации требуются не только изменения условий воспитания, но и помощь специалистов — невролога, детского психолога, логопеда, сурдолога или сурдопедагога. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больше сил и внимания.

К тому же если родители малыша, у которого отмечаются проблемы с развитием речи, постоянно просят его «скажи», «повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма, который может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Также проявления недоразвития речи усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, — это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги и слова. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Что же делать?

Нужно начинать заниматься развитием речи у ребенка как можно раньше. Самым эффективным периодом считается возраст от полутора до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции.

Важно обратить внимание родителей на тот факт, что в общении с ребёнком, особенно раннего и младшего дошкольного возраста, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?»; «Ляля хочет бай-бай?»), сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст — «детская речь» будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.

Отрицательно сказывается на речи малыша также частое употребление взрослым слов с уменьшительным или ласкательными суффиксами, слов, недоступных для его понимания или сложных в звукослоговом отношении.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс формирования речевого аппарата еще не закончен.

Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребёнка, т.е. развивается речь — развивается интеллект.

Необходимо помнить и о тесной связи функций речи и рук. Ведь движения пальцев рук, мелкая моторика коррелируют с речевой функцией. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Поэтому начинать тренировку пальцев рук ребёнка необходимо с раннего возраста. Приемы могут быть самыми разнообразными, но важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно точными и энергичными.

Упражнения для развития мелкой моторики

Рвать на мелкие кусочки бумагу (дети делают это с удовольствием).

Перебирать или нанизывать крупные бусины, складывать деревянные пирамидки, вкладыши. Движения, при этом, осуществляются двумя-тремя пальцами.

В дальнейшем задания усложняются: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Хорошо бы регулярно делать массаж пальчиков и ладошек, используя специальные колечки су-джок и мячик-ёжик.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (например, «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Прилетели гули» и т.п..). Начинать лучше с самых простых, постепенно усложняя задания.

Занятия по развитию речи

Также хорошо работают песни и потешки. Если необходимо пропеть потешку — не стесняйтесь! Малыш будет с интересом прислушиваться к мелодии и скоро сам попытается воспроизвести её. Вначале он может протягивать одну гласную, а в дальнейшем будут добавляться согласные, слоги, слова и фразы.

Читайте и рассказывайте детские сказки и стихи. Ваше чтение должно быть настолько эмоциональным и выразительным, чтобы ребёнку хотелось вслушиваться в вашу интонацию.

В дальнейшем старайтесь больше говорить с ребенком, озвучивайте («оречевляйте») все свои действия, комментируйте то, что видите в окружающем мире, произносите слова четко, внятно, разборчиво и терпеливо.

Если есть ощущение тревоги по поводу медленного формирования речи, обратитесь за консультацией к узкопрофильным специалистам — логопеду, детскому психологу, неврологу. Скорее всего, если никаких нарушений состояния здоровья специалисты не найдут, то логопеды вам порекомендуют артикуляционную гимнастику.

И напоследок самый главный совет: не раздражайтесь и не стесняйтесь того, что ваш ребенок до сих пор не разговаривает. Ваша любовь и ваше терпение обязательно помогут преодолеть эту проблему.

Как научить говорить ребенка в 2 года?

Родительское отношение к «молчанию» своего двухлетнего чада делится на две категории:

  • Чрезмерная обеспокоенность. Когда ребенок в 18 месяцев не знает алфавит и не общается развернутыми предложениями, в отличие от соседского мальчика Саши, который в 2 года говорил сложными предложениями.
  • Игнорирование проблемы. Когда врачи сошлись на едином мнении, и ставят диагноз «задержка в развитии», а родители настойчиво игнорируют этот факт. Им кажется, что малыш абсолютно здоров и никакой проблемы не существует.

Под термином «задержка речевого развития» (ЗРР) подразумевают замедленные темпы овладения устной речью детьми младше трех лет.

Норма или патология?

Развитие каждого ребенка происходит согласно индивидуальному расписанию, как и становление речи. Навык речевого общения у детей в 2 года настолько индивидуален, что может существенно различаться у сверстников, рожденных с разницей в пару месяцев. Но все детки без исключения переживают основные периоды развития речи.

Этапы и условные нормы развития речи:

  • 2-3 месяца – гуление. У малыша наблюдается реакция на голоса мамы и папы. Он начинает издавать первые звуки, отвечая по-своему на обращение родителей. На этом этапе формируется диалогическая речь.
  • 4-8 месяцев – лепет. Ребенок повторяет простейшие слоги из гласных и согласных звуков (тя-тя, ня-ня-ня, бу-бу). Некоторые мамы радуются, когда слышат от своего чада первое слово «ма-ма». На самом деле, это случайный повторяющийся слог, значение которого малыш еще не осознает.
  • 9-12 месяцев – малыш подражает звукам речи взрослых. В этот период активно пополняется пассивный словарь (слова, которые он слышит и понимает, но не произносит).
  • В 12-18 месяцев ребенок произносит свои первые осознанные слова, знает и произносит звуки некоторых животных, понимает и реагирует на просьбы взрослых («положи», «сядь», «принеси», «кушай»). При произношении слов, ребенок может «терять» или «заменять» звуки и слоги (кошечка­ – «котька»).
  • 2 года – формирование активного словаря. Малыш учится складывать слова в предложения, выражать свои мысли.
  • 3 года – речь ребенка становится понятна окружающим. Он без труда формулирует свои требования, задает вопросы, активно употребляет в речи глаголы, союзы, предлоги, знаком с количественными понятиями («много», «один»).

Единой возрастной нормы, по которой ребенок должен заговорить, не существует.

У большинства детей это происходит с 14-18 месяцев от момента их появления на свет.

Какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития?

Не стоит волноваться, если малыш контактен, сообразителен, общается с членами семьи и окружающими при помощи жестов и звуков, реагирует на ваши просьбы, понимает слова, которые вы ему говорите, способен к звукоподражанию. Такие детки могут упорно молчать до трех лет, но потом активно начинают разговаривать, даже перегоняя своих сверстников. Речь идет о темповой задержке речи, когда малыш заговорил самостоятельно, без каких-либо принятых мер. Это нормальное явление, которое может встречаться у абсолютно здорового ребенка. Но существует и другая проблема, когда задержка развития речи – это тревожный «звоночек», сигнализирующий о серьезных нарушениях.

Что должно насторожить родителей:

  • Спустя 3-4 недели с момента рождения у малыша отсутствует реакция на голоса взрослых.
  • Отсутствие гуления в 2-4 месяца.
  • В 8-9 месяцев от ребенка не слышно никаких звуков, лепета.
  • В 1-1,5 года не произносит простых слогов (ма-ма, бу-бу), не откликается на свое имя.
  • С полуторагодовалого возраста не воспринимает на слух слова, просьбы. Есть проблемы с жеванием пищи.
  • Не использует жесты, добивается всего только плачем.
  • В 2 года не может говорить фразами, не стремится узнать новые слова, путает части тела, не знает названий элементарных предметов, не может указать на них. Словарный запас скудный, насчитывает не более 20 слов.

Окончательный диагноз ЗРР могут поставить только врачи после проведенного комплексного обследования.

Что спровоцировало задержку речевого развития?

Причины развития речи разделяют на физиологические и социальные.

  • Перинатальные патологии (угроза выкидыша в период вынашивания, недоношенность, асфиксия в родах).
  • Наследственность.
  • Поражения ЦНС вследствие внутриутробных и родовых травм, перенесенных инфекционных и вирусных заболеваний в раннем возрасте.
  • Нарушение слуха.
  • Травмы черепа.
  • Слабое развитие речевого аппарата, нарушение артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
  • Заболевания неврологического характера.

Когда развитый и абсолютно здоровый малыш в 2 года не говорит или делает это совсем плохо, причины могут носить социальный характер:

  • Ребенок обделен родительским вниманием.
  • Малыш, наоборот, чересчур окружен заботой родных и не испытывает потребности в речевом общении. Все его требования тут же исполняются, достаточно только показать жестом, что ему нужно. Мамы, услышав невнятное слово, сразу понимают, о чем речь. Кроха привыкает к такому отношению и ленится разговаривать.
  • Неблагоприятная обстановка в семье, постоянные стрессы.
  • Пребывание вдали от матери.
  • В семье общаются на двух или более языках.
  • Принципиальность и упрямство. Ребенок всячески противится попыткам взрослых научить его говорить, проявляя свой характер.
  • До периода 2-3 лет дети накапливают словарный запас, а после – начинают применять фразы и развернутые предложения.

Какие меры предпринять при ЗРР?

Заподозрив у своего малыша задержку речевого развития, не откладывайте визит к специалистам.

Важно своевременно принять меры, так как данная проблема имеет стойкую динамику к увеличению, что впоследствии приведет к формированию у ребенка задержки психо-речевого развития (ЗПРР).

Некоторые родители ошибочно полагают, что лечением ЗРР занимаются логопеды. Но они только научат ребенка говорить различные звуки, составлять устно предложения, проведут логопедический массаж речевого аппарата для улучшения дикции.

При ЗРР, кроме логопеда, вам понадобится консультация следующих специалистов:

  • невропатолога;
  • дефектолога;
  • детского психолога.

Только специалист сможет выявить проблему, если она есть, и назначить корректное лечение.

Темповая задержка развития речи

Вывести ребенка из состояния темповой задержки речи поможет коммуникативный «толчок». Им служит общение с говорящими сверстниками, речевые игры и упражнения, занятия с логопедом, которые помогают детям развивать речь.

Львиная доля работы по развитию речи малыша ляжет на самих родители. Именно они являются лучшими учителями для своего чада.

Темповая задержка поддается коррекции родителями самостоятельно. Достаточно подойти к работе ответственно и уделить занятиям с детьми несколько часов в день.

Приемы и упражнения:

  • Не используйте телевизор в качестве шумового фона, так как это негативно влияет на речевое развитие крохи.
  • Играйте в дидактические игры. Сюда относятся сортеры, кубики, разрезные карточки, вкладыши.
  • Читайте ребенку книги, стихи, потешки, сказки перед сном.
  • Пойте детские веселые песенки, колыбельные на ночь.
  • Рассматривайте с малышом изображения животных, рассказывайте о них.
  • Просматривайте вместе мультипликационные фильмы, проговаривая имена персонажей, действия героев.
  • Давайте пить жидкость (компоты, соки, молочные коктейли) из трубочки. Это укрепит мышцы рта и облегчит процесс воспроизведения слов.

Чего категорически не стоит делать по отношению к малышу:

  • Сравнивать своего ребенка с чужими говорящими детьми друзей, родственников, соседей. Помните, что ваш малыш уникален и развивается по своему индивидуальному графику.
  • Закрывать глаза на существующую проблему. Если у малыша все-таки присутствуют признаки задержки речевого развития, не стоит пускать ситуацию на самотек, нужно немедленно посетить специалиста.
  • Зацикливаться. Когда дети в 2 года еще не начали говорить, мамы впадают в отчаяние. Все их мысли заняты одним: как заставить ребенка говорить?

О пользе артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений

Чтобы научить ребенка говорить и четко произносить звуки, одних только разговоров и общения с ним будет недостаточно. Важно параллельно заниматься артикуляционной гимнастикой. Тренировка артикуляционного аппарата способствует правильному произношению слов в будущем.

Ниже приведено несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Продемонстрируйте и объясните малышу, как их выполнять. Ему понравится эта веселая затея.

«Маятник». Откройте рот и двигайте языком подобно маятнику со стороны в сторону, касаясь уголков рта.

Языком попытайтесь дотянуться до кончика носа, подбородка, щек.

«Забор». Нужно сомкнуть прочно зубки, чтобы язычок остался за забором, и широко улыбнуться.

«Открыть-закрыть ротик». Открыв рот, нужно на несколько секунд задержаться в таком положении и затем закрыть.

«Хобот слоненка». Вытяните губки вперед трубочкой и дышите.

«Пятачок». Вытянутые губы трубочкой подвигайте по кругу, влево-вправо, вверх-вниз.

«Хомяк». Набрать в рот воздух, изображая хомячка. Поочередно сдувать левую и правую щеку. После, наоборот, втянуть сильно щеки. Надуть и ладошками сдуть их.

Связь между развитием мелкой моторики и развитием речи

Развитие мелкой моторики пальцев рук просто необходимо для развития речи, памяти, мышления. Дело в том, что зоны в коре головного мозга, отвечающие за речевую функцию и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. В процессе стимуляции зоны мелкой моторики, передаются импульсы в речевые центры, отвечающие за развитие речи.

Тренировать пальцы рук желательно начинать как можно раньше, особенно детям с задержкой речевого развития.

Полезные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

  • Найти предметы. В глубокую емкость поместите мелкие предметы и игрушки. Насыпьте сверху фасоль, рис или любую крупу. Пусть малыш, погрузив свои ручки в посуду, отыщет все предметы.
  • Игры с крупами. Все ту же фасоль и горох ребенку будет интересно перемешать в одной посуде, растереть ладошками.
  • Лепка. Пластилин или тесто отлично разрабатывают гибкость и подвижность пальчиков.
  • Рисование и аппликация благоприятно воздействуют на развитие движений кисти и пальцев рук.
  • Мозаика – кроме мелкой моторики, развивает усидчивость, концентрацию внимания, сообразительность и творчество.
  • Зарядка для пальчиков. Веселые занятия про козу рогатую, Сороку-Ворону, ладушки, которые помнят родители еще со своего детства, положительно влияют на речевое и всестороннее развитие.
  • Игры со шнурками – формируют навыки шнурования, которые пригодятся малышу в будущем, развивают внимание, укрепляют мышцы пальцев рук.
  • Перебирание бус, нанизывание пуговиц, застегивание на петли.
  • Дайте крохе покатать ладонями по столу карандаши. Эти действия дополнительно стимулируют и массажируют внутреннюю часть рук.

Игры на развитие мелкой моторики должны быть незнакомы крохе. Выполняя ежедневно одни и те же приемы, малыш приобретает навык. А это уже никак не способствует развитию речи.

Слова, которые малыш понимает, но не произносит, накапливаются в пассивном словаре до определенного возраста. Задача родителей – помочь пассивную речь сделать «активной». При общении с ребенком, следите за четким и внятным произношением своих же слов, рассказывайте и описывайте буквально все, происходящее вокруг, показывайте картинки и предметы, читайте книги малышу. Задавайте вопросы крохе, вовлекайте его в диалог. Избегайте употребления «детских словечек» и коверканных слов. Говоря на машинку «бибика», мамы изначально навязывают детям неправильное произношение.

Научить ребенка говорить – кропотливый труд. Родителям стоит запастись терпением и уверенностью, что все получится. Старания всегда вознаграждаются.

Задержка развития речи ребенка. Признаки, симптомы и к кому обращаться.

Речь начинает формироваться задолго до появления первых слов. Исследователи детской речи устанавливают значительные периоды в жизни ребенка (приблизительно с 0 до 14-16 месяцев), которые носит название доречевого и предречевого периодов. Они чрезвычайно важны для дальнейшего собственного речевого и языкового развития ребенка, так как именно в это время формируются все его основные психологические и психические процессы.

О проблемах задержки речевого развития у детей рассказывает руководитель логопедической консультативно-диагностической службы образовательного комплекса ГБОУ СОШ №875 г. Москвы, логопед Остеополиклиник, миофункциональный терапевт, возрастной психолог, кандидат психологических наук Тисовская Юлия Александровна (Юлия Александровна окончила МГПУ им. Ленина, 20 лет работает с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи).

Речь – высшая психическая функция, поэтому важен период и внутриутробного развития ребёнка. Зачастую, перинатальную патологию развития диагностируют слишком поздно (после 3х лет), когда становятся очевидными последствия этих нарушений. Доречевой и Предречевой периоды – показатели того, как будет развиваться речь.

Обратиться к логопеду необходимо если:

  • была задержка внутриутробного развития
  • гипоксия
  • долгое нахождение в реанимации
  • питание через зонд в первые дни или месяцы жизни
  • КЦГ (краниоцеребральная гипотермия) при рождении
  • нарушения зрения
  • нарушения слуха
  • генетические синдромы
  • повышенное внутричерепное давление (гидроцефалия)
  • родовая травма

П ризнаки и симптомы , которые в комплексе должны насторожить и обратить на себя внимание, но при этом следует учитывать, что при наличии только 1 — 2 симптомов можно говорить лишь о характере малыша и его особенностях, а не нарушениях в развитии.

В возрасте от 0 до 1.5 лет

  • к трем месяцам НЕ появился «комплекс оживления» — эмоциональная реакция ребенка на взрослого (ребенок, увидев мать, радостно повизгивает, перебирает ножками, вскидывает ручки, издает голосовые реакции)
  • гуление (мягкая голосоподача) появилось НЕ в 2-3 месяца, а позже; периоды гуления редки, звуки тихие, однообразные, дыхание быстро истощаемое, есть охриплость голоса
  • переход к лепету (многократному повтору цепочек слогов) произошел позже срока (в норме период лепета продолжается от 5-6 до 12 месяцев); • к концу первого года жизни НЕ появились общеупотребительные слова («мама», «папа», «баба», «дай» и т.п.)
  • в возрасте 7-8 месяцев и позже НЕ понимает значения отдельных слов (мама, папа, названия окружающих бытовых предметов, игрушек и т.п.), НЕ понимает смысла простых просьб («Дай маме ручку», «Покажи носик, глазки» и др.)
  • ребенок НЕ подражает действиям взрослых (с игрушками, бытовыми предметами), НЕ повторяет за взрослыми отдельные слова
  • у ребенка с трудом формируются базовые навыки жевания и глотания. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока
  • Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

В возрасте от 1.5 до 2.5 лет

  • ребенок активно реагирует на звук включенного телевизора, но абсолютно не реагирует на обращенную речь
  • не отзывается на свое имя
  • отсутствует указательный жест (не показывает пальчиком)
  • нет моторной имитации (не повторяет за родителями движения)
  • нет артикуляционной имитации, звукоподражания, не обращается к родным, либо повторяет за вами или героями мультфильмов, но не использует эти слова при общении (эхолалии)
  • на слух не воспринимает ваши вопросы, отвечает правильно только ориентируясь на вашу артикуляцию (следит за губами и вашим произношением)
  • не выполняет элементарных инструкций (принеси мяч, дай, на и т.п.)
  • отводит взгляд и не следит за эмоциями взрослого
  • делает то, что может сам, вашей рукой (например, берет мамину руку и ею открывает дверь, берет кружку, включает телевизор, выключает свет)
  • страх новых помещений, изменения маршрута прогулки, новых лиц (истерика, если вы решили пойти по другой улице)
  • стереотипный и повторяющий характер игры (может каждый день очень долго открывать и закрывать дверцы, стучать по определенным предметам, пока вы не прервете его, выстраивание предметов в ряд)
  • стереотипные и повторяющиеся моторные движения (тряска или хлопки руками или пальцами, либо сложные телодвижения). Например, при сильном возбуждении (радость, огорчение) начинает махать ручками, как крылышками, очень часто ходит на цыпочках
  • не выражает заинтересованность при виде детей, не обращает на них внимание и не играет
  • в 2 года ребенок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова
  • в 2 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
Читайте также  С какого возраста можно давать ребенку йогурт

В возрасте от 2.5 до 3 лет и старше

  • говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем
  • ребенок «тарахтит», говорит слишком быстро или крайне медленно, глотает окончания слов, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет
  • говорит в основном фразами из мультиков и книжек, не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии
  • зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
  • постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

К сожалению, большинство родителей часто не обращают должного внимания на данные симптомы и лишь трудности в общении, возникающие в дальнейшем, и несоответствие возрастным нормам развития 2.5 — 3.5 лет, заставляют их обратить внимание на проблемы в развитии ребенка. Почему-то многие специалисты в поликлиниках до сих пор отправляют мам с детьми ждать 3 лет и не выставляют никаких конкретных диагнозов, когда в свою очередь мамы жалуются, что ребенок в 1.5 — 2 года не говорит, плохо понимает обращенную речь, не отзывается на имя, не показывает пальчиком, не смотрит в глаза, не выполняет элементарных инструкций, не интересуется игрушками? Три года считается оптимальным возрастом, когда примерно у всех деток сформирован словарный запас, есть понимание себя в этом мире. До этого возраста кто-то развивается быстрее, кто-то медленнее.

Но почему, зная о таких сложных диагнозах, как ранний детский аутизм, сенсорная и моторная алалия, расстройства аутического спектра, задержки речевого и психического развития, сенсорная тугоухость, важно осуществлять профилактику и коррекцию этих нарушений – следовательно, визит к логопеду в первые годы жизни ребенка является необходимым мероприятием. Важно использовать своевременный комплексный подход в коррекции нарушения речи и понимания обращенной речи, который направлен на речевую деятельность, на невербальные высшие психические функции и эмоционально-личностную сторону развития детей на самых первых этапах возникновения проблемы.

ОБСЛЕДОВАНИЕ

Что делать, если вы обнаружили у ребенка особенности поведения, которые мы рассмотрели, в виде отсутствия речи, зрительного контакта, указательного жеста, понимания обращенной речи, совместной деятельности, реакции на свое имя и т.д.? Мы делаем второй Шаг: Обследование.

Детский невролог и ЭЭГ

Обратитесь к детскому неврологу, для многих лучший вариант — это специалист неврологического отделения детской больницы или специализированного центра. Если вас отправляют «ждать до 3 лет», ищите другого врача, который назначит пройти дневное или ночное ЭЭГ (ночное исследование позволяет исключить эпилептическую и судорожную готовность, которая может не проявляться в виде приступов, но тормозить развитие малыша), и порекомендует обратиться к сурдологу, пройти КСВП и аудиометрию.

Помните — диагнозов много и то, что может помочь при алалии, может навредить при сенсоневральной тугоухости или аутизме, а значит подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным.

Сурдолог

Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими.

Бывают случаи, когда одно из ушек слышит плохо, снижена общая слышимость или ребенок не может различать определенные частоты — громкие и тихие слышит, а средние нет. Из-за этого ребенок воспринимает окружающие звуки, как будто находится под водой. При этом он может абсолютно верно реагировать на включение телевизора и полностью игнорировать вашу речь. Также, иногда потеря слуха происходит уже после того, как малыш научился говорить.

У ребенка с незамеченной потерей слуха не сможет правильно развиваться речь, языковые навыки и познавательные способности, появятся признаки задержки психического и речевого развития. Задержка может оказаться необратимой, и ребенок будет нуждаться в обучении в специализированной школе. В медицинской практике известны случаи, когда при врожденной тугоухости ребенку ставился диагноз умственной отсталости.

Во многих роддомах применяется отоакустическая эмиссия, которая дает информацию о том, работают ли волосковые клетки, участвующие в передаче звука. Но положительный результат этого исследования еще не дает 100% гарантии, что у ребенка все в порядке со слухом, ведь для передачи звука требуется работа нескольких звеньев.

Может понадобиться компьютерная аудиометрия — КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы) — это исследование реакции ствола головного мозга и слухового нерва на звуки. КСВП используется для диагностики слуховых нарушений как детей, так и взрослых, но особое значение они имеют у детей, особенно доречевого возраста. Производится с помощью датчиков, прикрепляемых к голове. Позволяет определить не только наличие/отсутствие патологических отклонений, но и место их локализации. В большинстве регионов проводится во время сна малыша.

Основные рекомендации дефектолога для детей от года до 2 лет:

  • формирование и развитие понимания обращенной речи (говорите четко, используйте ситуации, побуждающие к простым действиям: подать, принести, посмотреть и т.д.)
  • формирование и развитие зрительной памяти и концентрации внимания (наличие телевизора и, как следствие, постоянный шумовой фон и пассивное получение информации мешают развитию речи)
  • формирование и развитие мышления (тренировка навыка получения информации из книг (аудиосказок) и стимулирование сюжетно-ролевых игр. То есть читать, читать и читать, не смотря на то, что ваш ребенок закрывает книгу и не сидит на месте)
  • формирование и развитие речевых навыков (активно используйте ситуации, побуждающие к произношению простых слов: на, да, нет и т.д.)
  • развитие коммуникативного общения (общение со сверстниками)

Ребенок в 2, 3, 4 года, 5, 6, 7 лет плохо и мало говорит, не говорит, молчит, что делать, как научить ребенка говорить правильно

Мой ребенок не говорит, молчит, мало говорит, плохо говорит!

На консультации Сарклиник родители спрашивают: «Почему ребенок 3 лет не говорит, не разговаривает, что делать?» «Ребенок 4 лет плохо говорит, молчит!» «Отчего мальчик 5 лет не разговаривает, куда обращаться?» «Девочка 6 лет не говорит, плохо говорит, как лечить?» «Почему ребенок плохо говорит или говорит мало слов? «Как научить ребенка говорить, разговаривать?» «Что делать, если дошкольник, школьник, мальчик, девочка не разговаривают предложениями, как будто у него каша во рту?» «Как помочь ребенку, если страдает речевое развитие, отсутствует активная речь, страдают речевые центры, отсутствует словарный запас?» «Дети младше нас строят предложения, а мы мычим, куда обращаться, если только мычание и все?» «Когда ребенок начнет болтать?» Давайте остановимся на основных причинах, по которым малыши, детки не говорят.

Причины, по которым ребенок не говорит

Основная причина, из-за которой мальчик или девочка, сын или дочь, сынок или дочка, сыночек или доченька (дочурка), ребенок не говорит – это внутриутробная гипоксия, или недостаток кислорода. Недостаток кислорода плода может наблюдаться во время беременности, во время родов, при кесаревом сечении. В этом случае опытный микроневропатолог, детский невролог , детский невропатолог ставит диагноз «перинатальная энцефалопатия постгипоксически-ишемического генеза» или «перинатальная энцефалопатия смешенного генеза» (перинатальное поражение ЦНС). Перинатальная энцефалопатия может быть 1, 2, 3 степени.

1 степень перинатальной энцефалопатии при своевременном и комплексном лечении в Сарклиник полностью вылечивается за достаточно короткие сроки. 2 степень перинатальной энцефалопатии – это тяжелое заболевание, которое требует длительного серьезного лечения. 3 степень перинатальной энцефалопатии обычно имеет тяжелые последствия, вплоть до развития такой патологии, как детский церебральный паралич. Частые причины задержки речевого развития у детей – это патология матери во время беременности, родовая травма ребенка, тяжелые роды, плохие результаты нейросонографии, обвитие пуповиной, тазовое предлежание плода, слабость родовой деятельности, анатомически или клинически узкий таз, соматические заболевания матери до и во время беременности, инфекции матери, инфекции плода, токсическое воздействие на головной мозг ребенка билирубина при гемолитической желтухе новорожденного (ГБН), интоксикация наркозом во время кесарева сечения, интоксикация лекарственными препаратами (лекарствами) в перинатальном периоде. Любая соматическая патология, ОРВИ, бронхиты, трахеобронхиты, инфекции, рахит, нарушения обмена веществ приводят к тому, что в более позднем возрасте ребенок не говорит, ребенок плохо говорит, ребенок мало говорит, ребенок молчит, поздно начинает говорит, говорит мало, не понятно, не внятно, отстает в развитии, отстает в речевом, психическом, психомоторном, психоречевом развитии, умственном развитии.

Наблюдается ЗРР (отставание, задержка речевого развития, в том числе и грубая задержка речевого развития), ЗПР (отставание, задержка психического развития), ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей), ЗПМР (задержка психомоторного развития у ребенка), ЗУР (задержка умственного развития у детей). Редко на ребенка влияют наследственные факторы, при которых задержка развития наблюдалась у матери или отца, или у обоих вместе. Любое ослабление организма ребенка, снижение иммунитета, побочное действие прививок (вакцин) может приводить к тому, что « ребенок не говорит ». Также отрицательно на речевое развитие ребенка влияют неблагоприятная экологическая обстановка в районе проживания матери и ребенка, неблагоприятный климат в семье (конфликты между родителями), дефектная нечеткая речь в контактной среде (проблемы с речью у родственников или родителей), рождение второго ребенка в семье, наличие тяжелых грубых неврологических заболеваний (например, ДЦП). При задержке моторного развития часто наблюдается задержка речевого развития, а позже и задержка психического развития. При любых поражениях органа слуха также отмечается состояние, при котором «ребенок не говорит». В этом случае нужна консультация отоларинголога (врач ухо – горло – нос).

Что делать, если ребенок не говорит?

Многие родители обращаются с этим вопросом к логопеду. Но логопед может поставить звуки, буквы «р», «л», «ш», «щ», шипящие, если ребенок может реагировать на занятия. Логопед – это педагог, а не врач. При гипоксических поражениях головного мозга, центральной нервной системы логопед бессилен. В этих случаях нужна полная комплексная речевая реабилитация ребенка. К сожалению, некоторые нерадивые родители, мамы и папы ждут, когда ребенок сам заговорит, наивно думают, что он ленится. Но не нужно забывать о нормах речевого развития. В 1 год ребенок должен говорить 10 слов, в 2 года – 50 слов, строить фразы и предложения из 3 – 4 слов. К 2,5 года ребенок говорит в норме от 100 до 200 слов, строит предложения из 5 – 7 слов. В 3 года ребенок впитывает слова взрослых, как губка, уже должен говорить сложными предложениями из 6 – 8 слов, а в 4 года словарный запас уже должен быть около 2000 слов.

Как научить ребенка говорить, разговаривать?

Научить говорить можно здорового ребенка. А если у ребенка есть патология, нужно прибегать к помощи врачей. Из домашних мероприятий, можно поделать упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук, больше читать книги, исключить просмотр телевизора, больше гулять на свежем воздухе, больше уделять внимание ребенку, постоянно говорить с ребенком, делать артикуляционную гимнастику, следить за ребенком, как он слушает и воспринимает речь.

Чем раньше начато лечение нарушений речи, тем выше его эффективность

При задержке речевого развития важным моментом является время начала лечения. Если в год ребенок не говорит 10 слов, то не нужно ждать до 7 лет, когда «сам заговорит». Ведь упускается драгоценное время. Чем позже начато лечение, тем труднее будет догнать здоровых детей сверстников, так как с увеличением возраста отставание будет заметно все больше и больше. Часть детей при обращении к ним родителей понимает обращенную к ним речь, но не отвечает, есть только жесты. Часть детей не понимает обращенную речь и не говорит. Что очень плохо. А если дети говорят мало, невнятно, то нужна коррекция речи.

Почему ребенок не говорит? Совет психолога

Почему ребенок не говорит? Рекомендации психолога

Все современные родители хотят, чтобы их дети начали говорить вовремя, и этот важный аспект развития не отставал от нормы. Волнения по этому вопросу начинают нарастать даже на пороге годовалого возраста, если у малыша к этому времени не появляются первые слова.

ЗРР (задержка развития речи) в наши дни – одно из самых распространенных нарушений у детей раннего возраста, преимущественно связанное с развитием стволовых структур мозга. Однако паниковать рано — зачастую решить проблему помогают время и занятия со специалистами: логопедом, логопедом-дефектологом и нейропсихологом. Разберем всё по порядку в этой статье.

По существующим нормам грудничок до 4 месяцев должен начать гулить и реагировать на речь взрослых.
К 1 году должны появиться слога; к 1.5 – слова; к 2-м годам – словосочетания. В 3 года ребенок должен полноценно разговаривать хотя бы простыми предложениями. Далее его словарный запас расширяется и увеличивается, а речь становится более развернутой, в ней появляются более сложные речевые конструкции.

При большом временном отхождении от этих норм, при отсутствии слов в 2 года и полноценной речи после 3-х лет однозначно необходимо обращаться к специалистам! И чем раньше – тем лучше.


Основные причины, почему ребенок не начал говорить

Важно знать, что причина ЗРР может крыться как в физиологических нарушениях, связанных непосредственно со здоровьем ребенка, так и в социальных (общество, окружение, общая обстановка, родители).

Возможные причины ЗРР:

• Генетическая предрасположенность. Если родители малыша заговорили позже своих сверстников, то ждать от ребенка раннего речевого развития не стоит. Хотя даже в этом случае всё индивидуально.

• Стрессы и психические расстройства. Если в семье часто ругаются, разговаривают на повышенных тонах или ребенок испытывает систематические стрессы извне, это также тормозит развитие речи и в целом пагубно влияет на психоэмоциональное становление малыша, провоцируя множественные нарушения в развитии. Необходимо изолировать ребенка от стрессового очага и обратиться к детскому или семейному психологу.

• Индивидуальный темп развития. Необходимо понимать, что все дети уникальны и развиваются по-разному, незначительно отходя от существующих норм. Если речевое развитие так или иначе происходит у Вашего малыша, он произносит звуки, отдельные слова, то, возможно, ему нужно еще немного времени, чтобы «разговориться».

• Гиперопека родителей часто порождает нежелание говорить. Действительно, если ребенка понимают с полужеста и выполняют любое его желание, не стимулируя проговорить голосом, то повода напрячься и начать произносить речь, увы, нет. Здесь же работает и обратная система – протест. Если предпринимать излишние попытки разговорить малыша, заставлять или, что еще хуже, принижать – это его начнет отторгать. Во всём нужно знать меру.

• Неправильное поведение общества. С ребенком – с самого рождения – необходимо много говорить. В эпоху смартфонозависимости мы все действительно стали меньше разговаривать, поэтому и речевая функция детей развивается с задержкой. Говорите с ребенком как можно больше и чаще, обязательно умеренным темпом и внятно (избегайте беглой речи). Ребенок должен четко слышать все звуки. Читайте сказки с выражением и разной интонацией. Рассказывайте и описывайте ему происходящее вокруг. Требуйте такого подхода и от общества, с которым Ваш малыш проводит время.
Важно понимать, что гаджеты не заменят людского общения, даже напротив – они дают обратный эффект за счет фоновых звуков и чрезмерно яркой картинки, за которой ребенок не успевает следить, одновременно сопоставляя речь и вникая в неё. Соответственно, это еще одна причина ЗРР.

• Двуязычная семья. У детей-билингвов часто встречается ЗРР, и таким детям, как правило, требуется больше времени, чтобы разобраться в языках и начать говорить. Позже у них часто имеются проблемы в речи в связи с путаницей в языках. Детям-билингвам с раннего возраста лучше всего заниматься с логопедом. И, по возможности, использовать для общения с ребенком раннего возраста один язык.

• Нарушения артикуляционного аппарата. Список причин данного нарушения очень велик – от ослабления мышечной ткани до проблем с уздечкой языка. Причину всегда поможет выявить логопед после диагностики малыша.

•Нарушения слуха. Как правило, данное нарушение можно выявить еще в грудничковом возрасте, если малыш никак не реагирует на звуки, не проявляет интерес к звуковым игрушкам или не улыбается при мамином голосе. При малейших подозрениях на проблемы со слухом необходимо сразу же обратиться к специалистам (отоларингологу и неврологу)!

• Нарушения зрения. Если данная проблема присутствует у ребенка, возможно, ему сложно начать воспроизводить речь, т.к. он не видит или плохо видит картину происходящего вокруг и не понимает, что к чему соотнести. С данным нарушением, разумеется, срочно ко врачу.

• Поражения головного мозга, связанные с родовыми травмами, внутриутробными инфекциями, асфиксией, перенесенными инфекционными заболеваниями в грудничковом возрасте, черепно-мозговыми травмами, нарушениями центральной нервной системы, врожденными патологиями (аутизм, олигофрения, гипотиреоз, все формы ДЦП и т.д.). В этих случаях потребуется комплексная помощь медиков, логопедов-дефектологов и нейропсихологов.

Важно, что с любой причиной задержки развития речи можно и нужно работать! В зависимости от нарушения на помощь приходят врачи и такие специалисты, как нейропсихолог, психолог, логопед и логопед-дефектолог. Чем раньше родители заподозрят ЗРР и обратятся за помощью, тем быстрее и проще начнется развитие речевой функции ребенка и, как следствие, это поможет избежать задержки в развитии и других психических функций ребенка. Например, развитие речи напрямую связано с развитием мышления.


Ребенок не говорит в 1 год

Если ребенок не говорит в годовалом возрасте, то, вероятнее всего, волноваться еще рано. Если мы подразумеваем непосредственно речь — слова или словосочетания, то в год ребенок и не должен радовать вас широким лексиконом. Конечно, бывают случаи, когда и в годовалом возрасте дети начинают говорить, но это исключение, а не правило.

На что обратить внимание и как выявить нарушения в речевой функции годовалого ребенка?

1) Посмотрите, как реагирует ваш ребенок на речь взрослого. Малыш должен слышать обращения к нему, выполнять какие-либо несложные задания или реагировать на них, например, недовольством или соответствующим качанием головы (да/нет).

2) Обратите внимание и на реакцию на любые звуковые предметы, например, игрушки со звуком. Интересуется ли ими малыш, проявляет ли желание повзаимодействовать, поворачивает ли голову в сторону, откуда издается звук?

3) Вспомните, как малыш развивался в течение первого года: когда началось гуление, лепет, первые слога. По-хорошему «агукать» грудничок должен начать до 3-х месячного возраста, лепет должен появиться к 9-ти месяцам, а в год – какие-никакие слога (ба, да, па, ма и т.д.).

Если в год у ребенка отсутствует лепет и слога, он не реагирует на звуки и обращенную речь — стоит обратиться к специалистам и пройти диагностику.

Ребенок не говорит в 2 года

Как правило, к 2-м годам большинство детей (особенно девочек) «разговариваются». Конечно, они по-прежнему не обладают широким лексиконом, но он постепенно нарастает. Многие детки к этому возрасту говорят словосочетаниями или простыми предложениями, однако бывают и исключения: некоторые дети говорят очень хорошо, включая понятную взрослым речь и сложносочиненные/сложноподчиненные предложения; некоторые же продолжают находиться в режиме «молчуна».

Все дети разные, и развиваются они тоже по-разному. Нет ничего зазорного в том, что Ваш ребенок отстает от сверстников в каком-либо навыке.

Конечно, очень важно заниматься с ребенком: разговаривать, читать сказки, стихотворения, петь детские песенки и особое внимание уделять развитию мелкой моторики. Именно она во многом влияет на запуск речи.

Если ребенок не говорит в 2 года, обратите внимание, на каком этапе развития находится его речевая функция. Как минимум, у малыша должен быть хотя бы небольшой запас слов, которыми он периодически оперирует в диалоге. В противном случае не пренебрегайте посещением специалистов. Начать лучше с логопеда, нейропсихолога и невролога.


Ребенок не говорит в 3 года

Как показывает статистика, к 3-м годам речь осваивают 80% здоровых детей. Именно в этом возрасте стоит уделить особо пристальное внимание, если ребенок все еще не спешит с разговорной речью. Посмотрите, как нарастает лексикон малыша. Если с каждым днем вы видите хотя бы незначительный прогресс, то причин для беспокойства нет — Ваш ребенок вот-вот заговорит. В любом другом случае ждать не рекомендуется – необходимо в срочном порядке провести диагностику, выявить причину ЗРР и начать работу. Как правило, занятия с нейропсихологом и логопедом довольно быстро дают положительные результаты, прогресс будет виден уже через несколько месяцев стабильных занятий.

Читайте нашу подробную статью на тему задержки развития речи в 3 года


Ребенок не говорит в 4 года

При отсутствии речи в этом возрасте и позже ребенок уже должен быть под наблюдением специалистов и вести с ними работу над запуском речи. ЗРР в 4 года еще не является грубой патологией, но уже требует систематических занятий с логопедом-дефектологом и нейропсихологом. В работу по развитию речи обычно входит логопедический массаж, логоритмика, упражнения по постановке звуков (артикуляционная гимнастика), активное стимулирование мелкой моторики, элементы сенсорной интеграции и различные игровые методики, запускающие речевую функцию ребенка.

Читайте также  Как обнаружить лямблии у ребенка

Аналогичные мероприятия проводятся, если ребенок не хочет говорить в 5 и 6 лет соответственно.


Как помочь ребенку?

Первое, что нужно понять и принять родителям, — не пренебрегать консультацией специалистов. Обращаться за помощью следует, как только Вы начали замечать конкретные отклонения в речевом развитии ребенка, не дожидаясь определенного возраста. Чем раньше Вы начнете работу с проблемой, тем быстрее и проще Вам удастся ее разрешить, пока она не обросла дополнительными сложностями.

Помимо занятий с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо создать все условия для гармоничного развития и, соответственно, скорейшего запуска речи дома.

Во-первых, в семье должна царить спокойная обстановка. Никаких повышенных тонов – только любовь и гармония, ежедневно окутывающая ребенка.

Занимайтесь с малышом каждый день – это должно входить в график обязательных мероприятий. Выделите по 15-20 минут 3-4 раза в день. Рисование, чтение, лепка, занятия с мелкими предметами (например, крупы), развивающие игры – чередуйте всё в течение дня. И обязательно проговаривайте каждое действие.

Говорить с ребенком нужно постоянно. Моете посуду – говорите; гладите вещи – говорите; готовите – говорите. Малыш должен слышать Вашу речь, и важно: речь должна исходить именно от окружающих его людей, телевизор или любой другой гаджет не подойдет, напротив, это будешь лишь тормозить запуск речи. Возьмите за правило: все электронные носители при ребенке (тем более у него) – табу.

Мотивируйте ребенка говорить. Если ребенок что-то хочет, просите проговорить это голосом, не исполняйте желания по малейшему жесту. Помогите составить просьбу, проговорите по слогам несколько раз.

Проводите вместе как можно больше времени: гуляйте на свежем воздухе, рассказывая об окружающей среде, водите в парки, детские комнаты и на площадки, общественные места и, конечно, не пренебрегайте детским садом – ГКП или полного дня. Социализация и нахождение в обществе (особенно с говорящими сверстниками) всегда идет на помощь «молчунам».

Дополнительно: проветривайте помещение, где находится ребенок, создавайте влажность (не менее 45%), температура воздуха в помещении не должна превышать 22-23 С °.

Все эти действия должна делать не только мама, но и все, кто находится и общается с ребенком. Чем больше людей будут проводить данные мероприятия – тем лучше.

Постарайтесь выявить причину ЗРР или обратитесь к специалистам – логопеду или логопеду-дефектологу. Очень важно работать не только с самим нарушением — куда важнее проработать первопричину, потому что зачастую она влечет за собой и другие задержки в развитии ребенка.

Берегите своих детей и всегда обеспечивайте их вниманием в должной мере!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector